Из чего сделан первый зимний дворец и. История Зимнего дворца

Освоение территории восточнее Адмиралтейства началось одновременно с возникновением верфи. В 1705 году на берегу Невы возвели дом для «Великого Адмиралтейца» - Федора Матвеевича Апраксина. К 1711 году место нынешнего дворца занимали особняки знати, причастной к флоту (строиться здесь могли только морские чиновники).

Первый деревянный Зимний дом «голландской архитектуры» по «образцовому проекту» Трезини под черепичной крышей был построен в 1711 году для царя, как для корабельных дел мастера Петра Алексеева. Перед его фасадом в 1718 году прорыли канал, впоследствии ставший Зимней канавкой. Петр называл его «своей конторой». Специально к свадьбе Петра и Екатерины Алексеевны дворец из деревянного был перестроен в скромно декорированный двухэтажный каменный дом с черепичной кровлей, который имел спуск к Неве. По мнению некоторых историков, свадебный пир состоялся в большом зале этого первого Зимнего дворца.

Второй Зимний дворец был сооружен в 1721 году по проекту Маттарнови. Главным фасадом он выходил уже на Неву. В нем Петр прожил свои последние годы.

Третий Зимний дворец появился в результате перестройки и расширения этого дворца по проекту Трезини. Части его позднее вошли в объем Эрмитажного театра, созданного Кваренги. В ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты петровского дворца внутри театра: парадный двор, лестница, сени, комнаты. Теперь здесь по существу экспозиция Эрмитажа «Зимний дворец Петра первого».

В 1733-1735 годах по проекту Бартоломео Растрелли на месте бывшего дворца Федора Апраксина, выкупленного для императрицы, был построен четвертый Зимний дворец - дворец Анны Иоанновны. Растрелли использовал стены роскошных палат Апраксина, возведенных ещё в петровские времена архитектором Леблоном.

Четвертый Зимний дворец стоял примерно там же, где мы видим нынешний, и был гораздо наряднее предыдущих дворцов.

Пятый Зимний дворец для временного пребывания Елизаветы Петровны и ее двора вновь строил Бартоломео Франческо Растрелли (в России его часто называли Варфоломеем Варфоломеевичем). Это было огромное деревянное здание от Мойки до Малой Морской и от Невского проспекта до Кирпичного переулка. От него давно не осталось и следа. Многие исследователи истории создания нынешнего Зимнего о нем даже не вспоминают, считая пятым - современный Зимний дворец.

Нынешний Зимний дворец – шестой по счету. Строился он с 1754 по 1762 год по проекту Бартоломео Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны и является ярким образцом пышного барокко. Вот только пожить во дворце Елизавета не успела - умерла, так что первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца стала Екатерина вторая.

В 1837 году Зимний сгорел - пожар начался в Фельдмаршальском зале и продолжался целых три дня, все это время служители дворца выносили из него произведения искусства, украшавшие царскую резиденцию, вокруг Александровской колонны выросла огромная гора из статуй, картин, драгоценных безделушек... Говорят, что ничего не пропало...

Зимний дворец был восстановлен после пожара 1837 года без каких-либо серьезных внешних изменений, к 1839 году работы были закончены, ими руководили два архитектора: Александр Брюллов (брат великого Карла) и Василий Стасов (автор Спасо-Перображенского и Троице-Измайловского соборов). Было только уменьшено количество скульптур по периметру его крыши.

На протяжении столетий время от времени менялся цвет фасадов Зимнего дворца. Первоначально стены были окрашены «песчаной краской с самой тонкой прожелтью», декор – белой известью. Перед первой мировой войной дворец приобрел неожиданный красно-кирпичный цвет, придавший дворцу мрачный вид. Контрастное сочетание зеленых стен, белых колонн, капителей и лепнины декора появилось в 1946 году.

Внешний вид Зимнего дворца

Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, - дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату. От европейских зданий стиля барокко дворец отличают яркость, жизнерадостность образного строя, праздничная торжественная приподнятость Его более чем 20-метровую высоту подчеркивают двухярусные колонны. Вертикальное членение дворца продолжают статуи и вазы, уводящие взгляд в небо. Высота зимнего дворца стала строительным эталоном, возведенным в принцип петербургского градостроения. Выше Зимнего здания в старом городе строить не разрешалось.
Дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца различные по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы (здесь всего три членения), усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству. Главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений, он наиболее парадный. В средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой. За линию главного фасада выступают юго-восточный и юго-западный ризалиты. Исторически сложилось так, то именно в них находились жилые покои императоров и императриц.

Планировка Зимнего дворца

Бартоломео Растрелли уже имел опыт строительства царских дворцов в Царском Селе и Петергофе. В схему Зимнего дворца он заложил стандартный планировочный вариант, ранее им опробованный. Подвал дворца использовался, как жилье для слуг или складские помещения. На первом этаже размещались служебные и хозяйственные помещения. Во втором этаже размещались торжественные парадные залы и личные апартаменты императорской семьи.На третьем селили фрейлин, врачей и ближних слуг. Эта планировка предполагала преимущественно горизонтальные связи между различными помещениями дворца, что нашло отражение в бесконечных коридорах Зимнего.
Северный фасад отличается тем, что в нем располагаются три громадных парадных зала. Невская анфилада включала: Малый зал, Большой (Николаевский зал) и Концертный зал. Большая анфилада разворачивалась по оси Парадной лестницы, идя перпендикулярно Невской анфиладе. Она включала в себя Фельдмаршальский зал, Петровский зал, Гербовый (Белый)зал Пикетный (Новый) зал. Особое место в череде залов занимали мемориальная Военная галерея 1812 года, торжественный Георгиевский и Аполлонов залы. В число парадных залов входили Помпейская галерея и Зимний сад. Маршрут прохождения царской семьи через анфиладу парадных залов имел глубинный смысл. Отработанный до мелочей сценарий Больших выходов служил не только демонстрацией всего блеска самодержавной власти, но и обращением к прошлому и настоящему российской истории.
Как в любом другом дворце императорской семьи, в Зимнем была церковь, вернее - две церкви: Большая и Малая. По замыслу Бартоломео Растрелли, Большая церковь должна была служить императрице Елизавете Петровне и её «большому двору», Малая же - «молодому двору» - двору наследника-цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны.

Интерьеры Зимнего дворца

Если экстерьер дворца выполнен в стиле позднего русского барокко. То интерьеры в основном выполнены в стиле раннего классицизма. Один из немногих интерьеров дворца, сохранивший первоначальную отделку в стиле барокко – парадная Иорданская лестница. Она занимает огромное пространство почти 20-метровой высоты и кажется еще выше за счет росписи плафона. Отражаясь в зеркалах, реальное пространство кажется еще больше. Созданная Бартоломео Растрелли лестница после пожара 1837 года была восстановлена Василием Стасовым, сохранившим общий замысел Растрелли. Декор лестницы бесконечно разнообразен – зеркала, статуи причудливая позолоченная лепнина, варьирующая мотив стилизованной раковины. Формы барочного декора стали сдержаннее после замены деревянных колонн, облицованных розовым стюком (искусственным мрамором) на монолитные гранитные колонны.

Из трех залов Невской анфилады наиболее сдержан по отделке Аванзал. Основной декор сосредоточен в верхней части зала – это аллегорические композиции, исполненные в монохромной технике (гризайль) на позолоченном фоне. С 1958 года в центре Аванзала установлена малахитовая ротонда (сначала она находилась в Таврическом дворце, затем в Александро-Невской лавре).

Более торжественно оформлен самый большой зал Невской анфилады – Николаевский. Это один из самых больших залов Зимнего дворца, его площадь - 1103 м кв. Парадность ему придают трехчетвертные колонны пышного коринфского ордера, роспись каймы плафона и огромные люстры. Зал выдержан в белом цвете.

Концертный зал, предназначенный в конце XVIII века для придворных концертов, имеет более насыщенный скульптурный и живописный декор, чем два предыдущие зала. Зал украшают статуи муз, установленные во втором ярусе стен над колоннами. Этот зал завершал анфиладу и первоначально был задуман Растрелли как преддверие к тронному залу. В середине XX века в зале установили серебряную гробницу Александра Невского (переданную в Эрмитаж после революции) весом около 1500 кг, созданную на Монетном дворе Санкт-Петербурга в 1747–1752 гг. для Александро-Невской лавры, в которой и по сей день хранятся мощи Святого князя Александра Невского.
Большую анфиладу начинает Фельдмаршальский зал, предназначенный для размещения портретов фельдмаршалов; он должен был дать представление о политической и военной истории России. Его интерьер создан, так же как и соседнего с ним Петровского (или Малого тронного) зала, архитектором Огюстом Монфераном в 1833 г. и восстановлен после пожара 1837 г. Василием Стасовым. Главное назначение Петровского зала мемориальное – он посвящен памяти Петра Великого, поэтому его отделка отличается особой пышностью. В золоченом декоре фриза, в росписи сводов – гербы Российской империи, короны, венки славы. В огромной нише с закругленным сводом помещена картина, изображающая Петра I, ведомого богиней Минервой к победам; в верхней части боковых стен размещены картины со сценами важнейших битв Северной войны - при Лесной и под Полтавой. В декоративных мотивах, украшающих зал, бесконечно повторяется вензель из двух латинских букв «P», обозначающих имя Петра I, - «Petrus Primus»

Гербовый зал украшен щитками с гербами русских губерний XIX в., расположенными на огромных люстрах, освещающих его. Это образец позднеклассического стиля. Портики на торцовых стенах скрадывают огромность зала, сплошное золочение колонн подчеркивает его парадность. Четыре скульптурные группы воинов Древней Руси напоминают о героических традициях защитников отечества и предваряют следующую за ним Галерею 1812 года.
Самое совершенное творение Стасова в Зимнем дворце - Георгиевский (Большой тронный) зал. Созданный на том же месте зал Кваренги погиб в пожаре 1837 г. Стасов, сохранив архитектурный замысел Кваренги, создал совершенно иной художественный образ. Стены облицованы каррарским мрамором, из него же высечены колонны. Декор потолка и колонн выполнен из золоченой бронзы. Орнамент потолка повторяется в паркете, набранном из 16 ценных пород дерева. Отсутствуют в рисунке пола только Двуглавый орел и святой Георгий – негоже наступать на гербовые знаки великой империи. Трон из золоченого серебра восстановлен на прежнем месте в 2000 г. архитекторами и реставраторами Эрмитажа. Над тронным местом находится мраморный барельеф со святым Георгием, поражающим дракона, работы итальянского скульптора Франческо дель Неро.

Хозяева Зимнего дворца

Заказчицей строительства была дочь Петра Великого, императрица Елизавета Петровна, она торопила Растрелли с постройкой дворца, поэтому работы велись бешеными темпами. Спешно отделывались личные покои императрицы (две опочивальни и кабинет), покои цесаревича Павла Петровича и некоторые примыкающие к покоям помещения: Церковь, Оперный дом и Светлая галерея. Но пожить во дворце императрица не успела. Она скончалась в декабре 1761 года. Первым хозяином Зимнего дворца стал племянник императрицы (сын её старшей сестры Анны) Петр III Федорович. Зимний дворец торжественно освятили и сдали в эксплуатацию к Пасхе 1762 года. Петр III немедленно затеял переделки в юго-западном ризалите. В число покоев вошли кабинет и библиотека. Планировалось создание Янтарного зала по образцу царскосельского. Для своей жены он определил покои в юго-западном ризалите, окна которого выходили на промышленную зону Адмиралтейства.

Император прожил во дворце только до июня 1762 года, после чего, сам того не предполагая, навсегда покинул его, переехав в свой любимый Ораниенбаум, где в конце июля подписал отречение, вскоре после чего был убит в Ропшинском дворце.

Начался «блестящий век» Екатерины II, ставшей первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца, а юго-восточный ризалит, выходивший на Миллионную улицу и Дворцовую площадь, стал первой из «зон проживания» хозяев дворца. Екатерина II после переворота в основном продолжала жить в деревянном елизаветинском дворце, а в августе уехала в Москву для коронации. Строительные работы в Зимнем не прекратились, но вели их уже другие архитекторы: Жан Батист Валлен-Деламот, Антонио Ринальди, Юрий Фельтен. Растрелли сначала отправили в отпуск, а потом и в отставку. Вернулась Екатерина из Москвы в начале 1863 года и перенесла свои покои в юго-западный ризалит, показывая переемственность от Елизаветы Петровны к Петру III и к ней - новой императрице. Все работы в западном крыле свернули. На месте покоев Петра III при личном участии императрицы был выстроен комплекс личных покоев Екатерины. В него вошли: Аудиенц-камера, которая заменяла Тронную залу; Столовая с двумя окнами; Уборная; две Повседневные спальни; Будуар; Кабинет и Библиотека. Все помещения были выдержаны в стиле раннего классицизма. Позднее Екатерина приказала переделать одну из повседневных спален в Бриллиантовую комнату или Алмазный покой, где хранилось драгоценное имущество и императорские регалии: корона, скипетр, держава. Регалии находились в центре комнаты на столе под хрустальным колпаком. По мере приобретения новых ювелирных изделий появлялись застекленные ящики, крепящиеся к стенам.
Императрица прожила в Зимнем дворце 34 года и ее покои расширялись и перестраивались не раз.

Павел I прожил в Зимнем дворце детство и юность, а получив в подарок от матери Гатчину в середине 1780-х выехал из него и вернулся в ноябре 1796 года, став императором. Во дворце Павел прожил четыре года в переделанных покоях Екатерины. Вместе с ним переехала его большая семья, поселившаяся в своих комнатах в западной части дворца. После воцарения он сразу начал строительство Михайловского замка, не скрывая своих планов буквально «ободрать» интерьеры Зимнего дворца, использовав все ценное для украшения Михайловского замка.

После гибели Павла в марте 1801 года император Александр I сразу же вернулся в Зимний дворец. Дворцу вернулся статус главной имперской резиденции. Но он не стал занимать покои юго-восточного ризалита, вернулся в свои комнаты, находящиеся вдоль западного фасада Зимнего дворца, с окнами на Адмиралтейство. Помещения второго этажа юго-западного ризалита навсегда утратили значение внутренних покоев главы государства. Ремонтировать покои Павла I начали в 1818 году, накануне приезда в Россию короля Прусси Фридриха Вильгельма III, назначив ответственным за выполнение работ «коллежского советника Карла Росси» . По его рисункам выполнены все дизайнерские работы. С этого времени комнаты в этой части Зимнего дворца стали официально именовать «прусско-королевскими комнатами», а позднее - Второй запасной половиной Зимнего дворца. Она отделена от Первой половины Александровским залом, в плане эта половина состояла из двух перпендикулярных анфилад, выходящих окнами на Дворцовую площадь и Миллионную улицу, которые по-разному соединялись с комнатами, выходящими во двор. Было время, когда в этих комнатах жили сыновья Александра II. Сначала Николай Александрович (которому так и не суждено было стать русским императором) , а с 1863 года и его младшие братья Александр (будущий император Александр III) и Владимир. Они съехали из помещений Зимнего дворца в конце 1860-х, начав свою самостоятельную жизнь. В начале ХХ века в комнатах Второй запасной половины селили сановников «первого уровня», спасая их от бомб террористов. С начала весны 1905 года там жил генерал-губернатор Санкт-Петербурга Трепов. Затем осенью 1905 года в этих помещениях поселили премьер-министра Столыпина с семьей.

Помещения на втором этаже вдоль южного фасада, окна которых расположены справа и слева от главных ворот, еще Павел I отвел своей супруге Марии Федоровне в 1797 году. Умная, честолюбивая и волевая жена Павла в период своего вдовства сумела сформировать структуру, которая именовалась «ведомство императрицы Марии Федоровны». Оно занималось призрением, образованием, оказанием медицинской помощи представителям различных сословий. В 1827 году в покоях сделали ремонт, закончившийся в марте, а в ноябре этого же года она умерла. Её третий сын император Николай I принял решение о консервации ее покоев. Позднее там сформировалась Первая запасная половина, состоящая из двух параллельных анфилад. Это была самая большая из дворцовых половин, простиравшаяся по второму этажу от Белого до Александровского зала. В 1839 году там поселились временные жильцы: старшая дочь Николая I великая княгиня Мария Николаевна и ее муж, герцог Лейхтенбергский. Они прожили там почти пять лет, до завершения строительства Мариинского дворца в 1844 году. После смерти императрицы Марии Александровны и императора Александра II их комнаты вошли в состав Первой запасной половины.

На первом этаже южного фасада между подъездом императрицы и до главных ворот, ведущих в Большой двор, окнами на Дворцовую площадь шли помещения Дежурных дворцовых гренадер (2 окна), Свечной должности(2 окна) и отделение Военно-походной Канцелярии императора (3 окна). Далее шли помещения «Гоф-фурьерской и Камер-фурьерской должности». Эти помещения заканчивались у Комендантского подъезда, справа от которого начинались окна квартиры коменданта Зимнего дворца.

Весь третий этаж южного фасада, вдоль длинного фрейлинского коридора, занимали квартиры фрейлин. Так как эти квартиры являлись служебной жилой площадью, то по воле хозяйственников или самого императора фрейлин могли перемещать из одного помещения в другое. Некоторые из фрейлин быстро выходя замуж, навсегда покидали Зимний дворец; другие встречали там не только старость, но и смерть...

Юго-западный ризалит при Екатерине II занимал дворцовый театр. Его снесли в середине 1780-х гг., чтобы разместить там комнаты для многочисленных внуков императрицы. Внутри ризалита устроили маленький замкнутый дворик. В комнатах юго-западного ризалита поселили дочерей будущего императора Павла I. В 1816 году великая княгиня Анна Павловна вышла замуж за принца Вильгельма Оранского и уехала из России. Ее покои переделали под руководством Карло Росси для великого князя Николая Павловича и его молодой жены Александры Федоровны. Супруги прожили в этих комнатах 10 лет. После того как великий князь стал в 1825 году императором Николаем I супруги переехали в 1826 г. в северо-западный ризалит. А после женитьбы наследника-цесаревича Алесандра Николаевича на принцессе Гессенской (будущей императрице Марии Александровне) они заняли помещения второго этажа юго-западного ризалита. Со временем эти комнаты стали именоваться «Половиной императрицы Марии Александровны»

Фотографии Зимнего Дворца

Зимний дворец

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38) - бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754-1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга.

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

История

Всего за период 1711-1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме.

Первый Зимний дворец

Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале восемнадцатого века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий, воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева построил в 1711 году у Невы на месте бывших Преображенских казарм деревянный «Зимний дом». Первый дворец Петра был небольшим двухэтажным домом с высоким крыльцом в центре и черепичной крышей, и находился не на набережной Невы, а на современной Миллионной улице. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Меншикова к свадьбе Петра Первого и Екатерины Алексеевны (февраль 1712 года).

Второй Зимний дворец

В 1718 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли "Зимнедомным каналом"). Окраска этого здания отличалась от колорита предыдущий Зимних дворцов царя: постройка Маттарнови была серого цвета. До окончания строительства архитектор умер, и достраивал дворец Доменико Трезини.

В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр I скончался. После его смерти в 1726-1727 годах по указанию Екатерины I дворец был расширен Д. Трезини и занял территорию нынешнего здания Эрмитажного театра.

Третий Зимний дворец

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него на жительство. Четырехэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараев, конюшнь.

Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне». 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года:

Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приему иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению.

Четвертый (временный) Зимний дворец

Был построен в 1755 г. Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762 г.).

Пятый (существующий) Зимний дворец

В 1762 году появилось существующее в настоящее время здание дворца. В то время Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат.Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м.Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Чевакинский, Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву, к ним вела Иорданская или, как она прежде называлась, посольская лестница. Всего залов было пять (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал). Они назывались аван-залами, так как вели к шестому громадному Тронному залу (который занимал всё нынешнее пространство комнат Николая II, выходивших на Неву, то есть Малахитовый зал, две гостиных и угловой на Неву и Адмиралтейство кабинет Александры Федоровны).

В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова. Со стороны Дворцовой площади был обустроен Тронный зал, перед ним появилось помещение для ожидания - Белый зал. Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал Светлый кабинет. За столовой следовала Парадная опочивальня, ставшая через год Алмазным покоем. Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского. При Екатерине в Зимнем дворце был сооружён зимний сад, Романовская галерея. В 1764 г. в Берлине через агентов Екатерина приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения).

В 1780-1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.

В 1783 году по указу Екатерины был произведен слом дворцового театра.

В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем, при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Были созданы Мраморная галерея (из трёх зал) и новый Тронный (Георгиевский) зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру.

В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов - участников войны 1812 года. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферраном оформил Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы.

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.

Исторические события

29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны.

5 февраля 1880 года народоволец С. Н. Халтурин произвёл взрыв в Зимнем дворце с целью убийства Александра II, при этом было убито одиннадцать солдат из караула и пятьдесят шесть ранено, но ни император, ни члены его семьи не пострадали.

9 января 1905 года в течении шествии колон рабочих к Зимниму дворцу была расстреляна мирная рабочая демонстрация, что послужило началом Революции 1905-1907 годов.

В августе 1914 года после начала Второй Отечественной (Первой мировой) войны часть культурных ценностей из дворца, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву, однако Картинная галерея осталась на месте.

В середине октября 1915 года во дворце был размещён военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. Под госпитальные палаты были отведены залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский залы.

Во время революции февраля 1917 года дворец был занят войсками, перешедшими на сторону восставших.

С июля 1917 года дворец стал резиденцией Временного правительства, которое объявило о национализации царских дворцов и образовало художественно-историческую комиссию по приёмке ценностей Зимнего дворца. В сентябре часть художественной коллекции была эвакуирована в Москву.

В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года в дни Октябрьской революции Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили дворец, который охраняли гарнизон юнкеров и женский батальон, всего численностью в 2,7 тысяч человек. Дворец был обстрелян пушками Петропавловской крепости. К 2 часам 10 мин. ночи 26 октября (8 ноября) штурмом взяли дворец, арестовали Временное правительство. В кинематографе штурм Зимнего дворца изображался как битва. В действительности, он прошёл практически бескровно - защитники дворца почти не оказали сопротивления.

30 октября (12 ноября) 1917 года народный комиссар просвещения А. В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В течение нескольких месяцев в комнатах первого этажа дворца располагался Наркомпрос. В парадных залах начали устраивать кинематографические сеансы, концерты, лекции, собрания.

В 1919 году во дворце открылись первые после революции выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин, а также экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта».

11 января 1920 года в залах первого и второго этажей дворца состоялось официальное открытие Государственного музея Революции. К ноябрю 1920 года завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. 2 января 1921 года для публики открылись залы Картинной галереи, а в следующем году другие экспозиции Государственного Эрмитажа. Совместно два музея просуществовали в здании дворца до 1941 года.

22 июня 1941 года после начала Великой Отечественной войны в подвалах дворца оборудованы двенадцать бомбоубежищ, в которых до 1942 года постоянно проживали около двух тысяч человек. Во дворце была укрыта часть не эвакуированной музейной коллекции Эрмитажа, культурных ценностей из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда.

В годы войны строения дворца пострадали от обстрелов артиллерии Вермахта и бомбардировок Люфтваффе, в общей сложности в них попали семнадцать артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы. Были повреждены Малый тронный (Петровский) зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесён ущерб Иорданской лестнице. 7 ноября 1944 года дворец был частично открыт для посещения. Восстановление залов и фасадов дворца продолжалось долгие годы после войны.

Архитектура

Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади (длина по фасаду со стороны Невы 137 метров, со стороны Адмиралтейства 106 метров, высота 23,5 метра, около 1050 помещений). Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда.

В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого зимнего дворца - Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли).

Колорит фасадов и кровли

Фасады и крыша дворца несколько раз меняли колористическую гамму. Первоначальный цвет имел очень лёгкую тёплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской. В протоколах Канцелярии от строений говорится об отпуске на эти работы извести, мела, охры и черлени (красной земли, которая после обработки использовалась в качестве пигмента). В более поздних документах встречаются такие названия, как «бледно-жёлтая с белым», «под цвет дикого камня». Кровля при этом была лужёная.

«Дворец снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с тонкой прожелтью, а орнаменты - белой известью.»

- архитектор Бартоломео Растрелли (РГИА, ф.470, оп.5, д.477, л.147)

До пожара 1837 года принципиальных изменений в окраске дворца не происходит, за исключением крыши, которая в 1816 году изменяет свой цвет с бело-серого на красный. В ходе послепожарного ремонта колер фасада составлялся из гашёной тосненской извести, охры, итальянской мумии и части олонецкой земли, которая использовалась как пигмент и имела оттенок слоновой кости, кровля же окрашивается железным суриком, придающим ей коричнево-красный цвет.

Во второй половине 1850-х - 1860-х годов, при императоре Александре II, колорит фасадов дворца меняется. Охра становится более плотной. Ордерная система и пластический декор не окрашиваются дополнительным цветом, но приобретают очень лёгкое тональное выделение. По сути, фасады воспринимаются монохромными.

В 1880-е годы, при императоре Александре III, расколеровка фасадов производится в два тона: плотное охристое выражение с добавлением красного пигмента и более слабую терракотовую тональность. С воцарением Николая II в 1897 году, императором был одобрен проект окраски фасадов Зимнего дворца в колорите «новой ограды Собственного сада» - красного песчаника без какого-либо тонального выделения колонн и декора. В такой же цвет были окрашены все здания на Дворцовой площади - штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб, что, по мнению архитекторов того периода, способствовало единству восприятия ансамбля.

Терракотово-кирпичный цвет дворца сохранялся вплоть до конца 1920-х годов, после чего начинаются эксперименты и поиск новой расколеровки. В 1927 году предпринималась попытка окрасить его в серый цвет, в 1928-1930 гг. - в коричнево-серую гамму, а медновыколотную скульптуру на крыше - в чёрный цвет. В 1934 году впервые предпринята попытка окраски дворца масляной краской оранжевого цвета с выделением белой краской ордерной системы, однако масляная краска оказала негативное воздействие на камень, штукатурку и лепной декор. В 1940 году принимается решение об удалении масляной краски с фасада.

С началом Великой Отечественной войныи в целях маскировки дворец окрашивают обратимой клеевой серой краской. В 1945-1947 годах комиссией в составе главного архитектора Ленинграда Н. В. Баранова, начальника Госинспекции по охране памятников Н. Н. Белехова, представителей Ленгорисполкома, Государственного строительного контроля, Государственного Эрмитажа и научных консультантов было принято решение об окраске стен дворца окисью хрома с добавлением изумрудного пигмента; колонн, карнизов, междуэтажных тяг и обрамлений окон - белым цветом; лепного декора, картушей, капителей - охрой, при этом скульптуру было решено оставить черной.

С 1960-х годов при окраске фасада вместо известковых красок начали применяться синтетические красители, которые негативно влияют на лепной декор, штукатурку и натуральный камень. В 1976 году по рекомендации Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории принято решение о расчистке поверхности скульптур от красочного покрытия для образования естественного слоя патины, которая на тот момент считалась естественной защитой от агрессивного воздействия окружающей среды. В настоящее время поверхность меди защищают специальным красочным составом, содержащим ингибитор коррозии меди.

За шестьдесят пять лет у общественности и властей города сложился определённый стереотип в восприятии колористической гаммы дворца, однако по мнению научных сотрудников Эрмитажа, существующее в настоящее время колористическое решение фасадов не соответствует художественному образу дворца, в связи с чем предлагается воссоздание цветового решения фасадов, максимально приближенной к объёмно-пространственной композиции дворца, созданной Бартоломео Растрелли.

Размеры

Здание дворца имеет 1080 комнат, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные), а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия. Высота здания составляет 22 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.

Общее впечатление

В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в пышной декорировке его фасадов, раскрывается художественно-композиционный замысел Растрелли - глубокая архитектурная связь этого здания с городом на Неве, ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющаяся и в наши дни.

Своеобразие

Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892-1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

Залы Зимнего дворца

Иорданская галерея

Расположена на первом этаже Зимнего дворца. Отделка осуществлена в стиле русского барокко. Вначале галерея носила название Главной, так как по ней от Главного вестибюля к Парадной лестнице следовали гости дворца. Позже (как и подъезд) была переименованна в Иорданскую, так как в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через неё проходил крестный ход, направлявшийся к Неве, где над прорубью устанавливали так называемую иордань - павильон для водосвятия.

Иорданская лестница

В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освещения воды прорубь - иордань.

Именно здесь талант великого Растрелли раскрывается во всей силе и выразительности. За величественными арочными пролётами галереи первого этажа и первым, затенённым, лестничным маршем внезапно раскрывается огромное, сияющее светом пространство лестницы. Расположенный почти на двадцатиметровой высоте живописный плафон с изображением парящих в небе древнегреческих богов усиливает барочный эффект иллюзорно разрывая плоскости потолка, а льющийся из окон свет, отражаясь в зеркалах, скользит по золочёным лепным орнаментам, белым мраморным статуям богов и муз. Уничтоженная пожаром 1837 года, лестница была воссоздана В. П. Стасовым, которому при восстановлении этой половины дворца удалось сохранить основной замысел Растрелли.

Фельдмаршальский зал

Зал был создан в 1833-1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала разместили портреты российских фельдмаршалов: «П. А. Румянцев-Задунайский» (Ф. Рисе), «Г. А. Потемкин-Таврический» (А.Виги), «А. В. Суворов-Рымникский» (Н. С. Фросте), «М. И. Кутузов-Смоленский» (П. Басин), «И. И. Дибич-Забалканский» (П.Басин), «И. Ф. Паскевич-Эриванский» (Ф.Крюгер).

Этот строгий беломраморный зал заслужил печальную славу тем, что именно здесь 17 декабря 1837 года начался пожар, уничтоживший за 30 часов весь Зимний дворец. После пожара 1837 года перестроен В. Стасовым в стиле классицизма. В 1854 году на южной стене зала, по сторонам от входа в Малый Тронный зал, были помещены батальные полотна «Взятие русскими войсками предместья Варшавы» работы О.Верне и «Сдача русским венгерской армии генералом Гергеем при Вилагосе» Г. Виллевальде. Во время Первой мировой войны в зале располагались палаты госпиталя. После 1917 года все картины были сняты и переданы в фонды других музеев.

Несколько лет назад было принято решение о восстановлении оформления зала. На место был возвращен портрет И. Ф. Паскевича работы Ф. Крюгера. В мае 2005 года в Фельдмаршальском зале появились портреты А. В. Суворова (Н. С. Фросте) и М. И. Голенищева-Кутузова (П. Басина).

Петровский (Малый тронный) зал

Создан в 1833 году по проекту О. Монферрана. Посвящён памяти Петра I. В отделке интерьера зала использованы вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. Трон изготовлен в Петербурге в конце XVIII века. За троном, в нише, оформленной в виде триумфальной арки находится картина «Петр I с богиней мудрости Минервой» Джузеппе Амикони. В верхней части стен помещены полотна, изображающие знаменитые сражения Северной войны - Полтавскую баталию и битву при Лесной (П. Скотти и Б. Медичи). Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы. В зале также имеются царские короны, государственные гербы в виде двуглавых орлов.

После пожара 1837 года без изменений восстановлен В. П. Стасовым.

Гербовый зал

С конца XVIII века на месте Гербового зала располагалась Белая галерея, отделанная по проекту Ю. М. Фельтена. В царствование Екатерины II здесь проходили пышные придворные балы. В 1796 году, по указу императора Павла I «Траурная зала», где происходила траурная церемония по прощанию с усопшей императрицей Екатерины Великой и её супругом императором Петром III, убитым в результате переворота 1762 года. В первой трети XIX века первоначальное предназначение Белой галереи вернулось. В ней вновь шумели дворцовые маскарады, парадные приёмы и балы. Однако в 1830 году император Николай I решил придать ей иное смысловое значение. Главная идея нового проекта - прославление могущества Российской империи.

Воссоздан В. П. Стасовым после пожара 1837 года для торжественных церемоний в стиле позднего русского классицизма. У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Кроме того, гербы губерний расположены на позолоченных бронзовых люстрах. Зал окружает колоннада, несущая балкон с балюстрадой. В центре зала находится чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIX века. Торжественный образ Гербового зала подчёркнут величественным ритмом французских окон, чередующих с массивными, сплошь позолоченными, колоннами.

Военная галерея 1812 года

Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 - 14 гг. На её стенах помещены написанные Д.Доу портреты 332 генералов - участников войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг. Кроме того, в галереи помещены портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III работы Ф. Крюгера, портрет императора Австрии Франца I работы П. Крафта. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Создан в 1787-1795 годах по проекту Джакомо Кваренги. Огромное двухсветное помещение зала было выполнено в классическом стиле. Освящён 26 ноября 1795 года в день Святого Георгия Победоносца, откуда и получил своё название. Был полностью уничтожен во время пожара 1837 года. По указанию императора Николая I в восстановление зала архитектором В. П. Стасовым использовался белый каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии. Из-за трудоемкости облицовки был открыт в 1841 году, позже других залов.

Над тронным местом - мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона». Рисунок позолоченных орнаментов потолка зала повторяет узор паркета из 16 пород цветного дерева. Большой императорский трон был исполнен в Лондоне 1731-1732 гг. Н. Клаузеном по заказу императрицы Анны Иоанновны.

В этом зале проходили официальные церемонии и приемы.

В 1917 году с тронного места были сняты символы Российской империи, а в 1930-х гг., оно было полностью разобрано. После Великой Отечественной войны в зал вместо тронного места была помещена выполненная из самоцветов карта Советского Союза, изготовленная для Всемирной парижской выставки 1937 года. В 80-х годах XX века карта была демонтирована и передана в Горный музей. В 1997-2000 годах тронное место было восстановлено.

Большая церковь

Интерьер Большой церкви создан Ф. Б. Растрелли в стиле барокко. 12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенного образа Спасителя. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался В. П. Стасовым «с возможной точностью <…> в прежнем виде». 25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьи освятил обновлённый собор. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами.

Пикетный (Новый) зал

Завершает Большую Анфиладу. Был создан Владимиром Стасовым после пожара 1837 года на месте лестничной клетки и двух небольших комнат для развода внутреннего караула - пикета, отсюда и название зала.

Зал посвящен истории русской армии и стал логическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественной войны 1812 года и Фельдмаршальском зале. В зале дежурили гвардейцы, этим определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала - рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со сценами сражения.

С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нем хранились музейные фонды отдела Востока, ковры и другие предметы искусства. 9 декабря 2004 года Пикетный зал вновь открылся для посетителей.

Александровский зал

Этот зал был построен Александром Павловичем Брюлловым (братом художника К. П. Брюллова) в 30-е - 40-е года XIX века. По замыслу архитектора, этот зал должен был увековечить память об императоре Александре I. Также этим зодчим были построены пять примыкающих к Александровскому залу анфилад, в которых в данный момент располагается собрание французской живописи.

Белый зал

Создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году.

Большой (Николаевский) аванзал

Николаевский аванзал задумывался, как и Александровский, в прославление императора. Этот зал является самым впечатляющим по размерам интерьером Зимнего дворца - его площадь 1103 м² . К нему примыкает Концертный зал.

Золотая гостиная

Золотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловым в 30-е - 40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии и императрицы Марии Александровны. Первоначально стены и свод в ней были покрыты белым искусственным мрамором, а позолотой выделен лишь украшавший их тонкий лепной орнамент. При участии архитектора Владимира Андреевича Шрейбера в 1860 - 70-х годах стены зала были покрыты сплошной позолотой. В трагические для России дни, наступившие после убийства 1 марта 1881 года Александра II, а именно здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу Российской конституции и реформ, над которыми трудился и которые не успел завершить его отец.

Будуар

Будуар также построен А. П. Брюлловым, но полностью переделан в 1853 году по проекту Гаральда Боссе. Подобная изящной табакерке, небольшая по размерам комната стилизована в духе рококо с обилием резных золочёных орнаментов, зеркал и живописных вставок. Часть Будуара, в виде своеобразного алькова, отделена ступенькой и низкой фигурной решёткой. Гранатового оттенка штоф для отделки панно на стенах, обивки мебели, для драпировок на окнах и дверях был заказан во Франции на фабрике Картье.

Октябрьская лестница

Создана О. Р. Монферраном в конце 1820-х годов. После пожара 1837 года восстановлена А. П. Брюлловым почти без изменений. Интерьер лестницы выполнен в классическом стиле, богато декорирован гризайльной живописью. Своё название получила в память о событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По этой же лестнице в 3 часа ночи с 25 на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.

Малахитовая гостиная

Малахитовая гостиная входила в состав личных покоев супруги Николая I - Александры Фёдоровны. Согласно воле императора, в декоративное убранства зала Брюллов включил редкий полудрагоценный камень - малахит. С 1830-х годов, после открытия на уральских рудниках Демидовых огромных залежей малахита, этот камень стал использоваться более широко. В парадной гостиной императрицы колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали. Сочетание малахита с обильной позолотой свода, дверей, капителей колонн и пилястр вызывало восторг. Гости не знали, чему удивляться более: «…роскоши материала или роскоши мысли художника <…> в храме богатства и вкуса.» Зал обставили запасённой во время пожара мебелью, выполненной в 1830 году по рисункам Огюста де Монферрана мастером Генрихом Гамбсом. Из малахитовой гостиной открывается выход в залы Невской анфилады, завершающие драгоценное ожерелье исторических интерьеров Зимнего дворца. Малахитовая гостиная - единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера.

Малая (Белая) столовая

Малая столовая отделана в 1894 году по проекту А.Ф.Красовского. Отделка интерьера выполнена в стиле рококо и стилизована под XVIII век. В то же время, в зале находятся и изделия XX века: английская люстра с музыкальным механизмом, французские часы, русское стекло. На окнах - шпалеры, вытканные на Петербургской мануфактуре в XVIII веке. Столовая входила в жилую анфиладу семьи Николая II.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурме Зимнего дворца именно в Малой столовой было арестовано заседавшее здесь Временное правительство. О данном событии напоминает мемориальная доска, установленная в столовой в 1957 году на каминной полке.

Концертный зал

Создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года. Назначение этого зала «расшифровывается» его отделкой: во втором ярусе установлены изваяния античных муз и богинь работы скульптора И. Германа, а в декоративно гризайльную роспись падуги, соединяющей потолок и стены, включены аллегорические фигуры с атрибутами искусств. В концертном зале располагается богатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII - начала XX века, центром которой является своеобразный памятник XVIII столетия - серебряная гробница Святого князя Александра Невского.

Туризм

Огромный историко-культурный и художественный интерес Зимний дворец представляет для туристов из России и всего мира. В 2009 году общее количество посетителей составило 2 359 616 человек. Примерно 500 тысяч из них - иностранцы.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Фрагмент фасада Зимнего дворца со стороны Невы.

Архитектурно-композиционный центр Санкт-Петербурга открывается с водной глади Невы громадой Зимнего дворца с его нарядным и торжественным убранством. Это выдающийся образец русского барокко в числе высших достижений мирового зодчества XVIII века. Грандиозный дворец, ставший основной резиденцией российских императоров с 1760-х годов, возглавляет ансамбль главной площади города - Дворцовой, над созданием которой более двух столетий трудилось несколько поколений зодчих.

Наличник окна

Зимняя резиденция государева двора в Санкт-Петербурге неоднократно перестраивалась за сравнительно небольшой промежуток времени - 51 год.

Первый Зимний дворец Петра I, так называемые Свадебные палаты, был сооружен зодчим Д. Трезини в 1711 году. «Маленький домик голландской архитектуры» был подарком губернатора Петербурга А. Д. Мен-шикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

Второй Зимний дворец воздвигался в 1719-1721 годах по проекту архитектора Г. И. Маттарнови на месте, где ныне находится Эрмитажный театр. Здание было переделано и расширено в 1726-1727 годах при участии Ф. Б. Растрелли, положившего этим проектом начало строительству торжественных покоев российских императоров.

Возведение третьего Зимнего дворца осуществляли отец и сын Растрелли в 1732-1735 годах для Анны Иоанновны, посчитавшей петровский дворец слишком маленьким. Новое просторное здание выросло рядом с Адмиралтейством и включило в себя дома соседствующих дворов. Практически сразу по завершении работ, в 1736 году, по «луговой стороне» (на территории современной Дворцовой площади) появились хозяйственные помещения.

При Елизавете Петровне пристройка служб продолжалась. В результате к 1750 году дворец «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места, им занимаемого, и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим, в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне». В январе 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего. По составленному Растрелли

План среднего этажа дворца. Литография середины XIX в.Подсчитано, что в Зимнем дворце 1786 дверей,1945 окон, 1500 комнат и 117 лестниц. Длина главного фасада 150 метров, а высота - 30.

Примечательно, что все лепные украшения фасадов Зимнего дворца создавались не по шаблонам. Тестообразная масса (смесь толченого кирпича и известкового раствора) обрабатывалась лепщиками вручную с приближенной ориентировкой на представленный образец. Поэтому на фасадах Зимнего дворца нет хотя бы двух абсолютно одинаковых скульптурных украшений проекту новые корпуса предполагалось пристраивать к уже существующим и оформлять их в едином стиле. Через год Елизавета Петровна пожелала увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Однако зодчий был вынужден предложить ей перенести резиденцию на другое место, так как переделать существующую не представлялось возможным. Императрица отказалась, и в результате архитектор принял решение возводить все здание заново. Проект Зимнего дворца был подписан государыней 16 июня 1754 года. На время строительства большой резиденции в 1755 году Растрелли поставил на набережной реки Мойки временный Зимний дворец, который был разобран в 1762 году за ненадобностью.

Возведение четвертого, ныне существующего, Зимнего дворца Растрелли осуществлял с 1754 по 1762 год. Он создал монументальное здание, намного превосходящее своих предшественников по размерам и вели-.

колепию архитектурной отделки. Перед зодчим стояла задача не только угодить правительнице, но и воздвигнуть дворец, который по своему значению и архитектуре стал бы господствующим в ансамбле столицы, символизируя славу и величие Российской империи.

В плане здание выглядит огромным прямоугольником с обширным внутренним парадным двором, свойственным для архитектуры западноевропейских дворцов. Северным фасадом Зимний дворец обращен в сторону Невы, западным - на Адмиралтейство, южным - на сформировавшуюся к тому времени Дворцовую площадь, в центре которой архитектор предполагал поставить конную статую Петра I.

Интерьеры дворца

Мощный объем дворца соответствовал роли каждого из его фасадов в городском ансамбле. Со стороны Невы зодчий несколько выделил крайние части здания отступом середины, центр которой отметил входом, подчеркнув таким образом в фасаде его продольное направление по набережной реки. С противоположной стороны он применил обратный прием ступенчатого выдвижения вперед мощного центра фасада, что отвечало главенствующему значению этой части дворца в ансамбле новой площади. В центре этого фасада находится основной въезд во внутренний парадный двор, прорезанный тремя въездными арками. В центре северного корпуса, напротив въездных ворот, находился главный вход во дворец. Фасад со стороны Адмиралтейства, образованный выступающими угловыми частями дворца и заглубленной средней частью, подчеркивает и оттеняет мощный фронт двух главных фасадов.

С исключительной пышностью и многообразием выполнена деталировка здания. Насчитывается 12 типов оконных проемов и 22 варианта их обрамлений. Обилие декора нарастает снизу вверх, и вместе с тем для дворца характерны четкость и регулярность. Фасады дворца расчленены на два яруса: нижний, более приземистый, и верхний, более легкий и парадный. Они декорированы колоннами композитного ордера - самого сложного по исполнению и изысканно тонкого в восприятии. Колонны верхнего яруса объединяют второй, парадный, и третий этажи, отвечая расположению основных дворцовых помещений. Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания. По первоначальной задумке Растрелли Зимний дворец имел очень легкую теплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской.

Растрелли часто повторял, что дворец он сооружает «для одной славы всероссийской», где будет «все украшено с величайшим великолепием».

Композитный ордер - архитектурная композиция и определенная система построения художественно оформленной конструкции здания, состоящей из пьедестала, колонны (включает базу и капитель) и антаблемента (включает фриз и карниз). Композитный ордер был разработан древнеримскими зодчими на основе ионического и коринфского ордеров.

Павильонный зал.

Планировочная структура Зимнего дворца организовывалась от парадного входа в здание(из внутреннего двора), подводящего к торжественной Посольской (позднее Иорданской) лестнице в северо-восточном углу дома, откуда начинались самые большие парадные залы. Они располагались анфиладой в северном корпусе и подводили к Большому тронному залу - Георгиевскому, помещенному в угловом выступе. В противоположном, юго-западном, выступе находился дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе Большой церковью была перекинута галерея.

Военная галерея 1812 года

Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства. К моменту ее смерти была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения еще не были готовы. Завершен дворец был 6 апреля 1762 года при Петре III, которого уже летом 1762 года свергли с престола. Сменившая Петра Екатерина II отстранила от работ Растрелли, а отделку интерьеров доверила его помощникам, С. И. Чевакинскому и Ю. М. Фельтену. Вскоре к ним присоединились Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди, внесшие ряд изменений в первоначальную планировку и отделку дворца. Начатые ими перестройки барочных интерьеров продолжали в 1780-1790-х годах Д. Кваренги и И. Е. Старов. При этом были уничтожены театр, Тронный зал и создана новая анфилада залов. В 1820-х годах К. И. Росси создал во дворце знаменитую Военную галерею 1812 года. В начале 1830-х годов О. Монферран изменил ряд парадных залов: Фельдмаршальский, Петровский, построил ротонду для соединения под углом двух анфилад.

Сильный пожар, начавшийся 17 декабря и потушенный лишь 19 декабря 1837 года, уничтожил дотла всю великолепную отделку Зимнего дворца. Уцелели лишь стены и своды, а также детали на фасадах. В 1838-1839 годах дворец был восстановлен по новым проектам В. П. Стасова и К. П. Брюллова, под их же руководством.

Несмотря на перестройки и многие нововведения, основная планировочная схема здания сохранила идеи Растрелли. С 1922 года Зимний дворец стал частью Государственного Эрмитажа.

Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга - главная достопримечательность северной столицы, с 1762 по 1904 год служившая официальной зимней резиденцией российских императоров. По богатству и разнообразию архитектурного и скульптурного декора дворец не имеет себе равных в Петербурге.


Чтобы обойти все экспонаты Эрмитажа, потребуется потратить 11 лет жизни и пройти 22 километра. Все петербуржцы хорошо знают: в главном музее города на первом этаже — Египетский зал, на третьем этаже — импрессионисты. Гости города тоже в курсе.

Чем будем удивлять? Можно попробовать фактами:

№1. Эрмитаж огромен… Как и территория огромной страны, которой правил царь, самодержец всея Руси прям из стен этого роскошного дворца. 1057 комнат, 117 лестниц, 1945 окон. Общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, почти 2 км.

№2. Общее количество скульптур, установленных на парапете Зимнего — 176 штук. Количество ваз можете подсчитать сами.

№3. Строили главный дворец Российской Империи более 4000 каменщиков и штукатуров, мраморщиков и лепщиков, паркетчиков и живописцев. Получая за свою работу ничтожную плату, они ютились в жалких лачугах, многие жили здесь же, на площади, в шалашах.

№4. С 1754 по 1762 год шло строительство здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Долго… Императрица Елизавета Петровна скончалась, не обжив новые хоромы. Принимал 60 000 квадратных метров нового жилья Пётр III.

№5. После завершения строительства Зимнего дворца вся площадь перед ним была завалена строительным мусором. Император Пётр III решил избавиться от него оригинальным способом — он приказал объявить народу, что каждый желающий может взять с площади всё, что угодно, и бесплатно. Через несколько часов весь мусор был расчищен.

№6. Убрали мусор — новая беда. В 1837 году дворец сгорел. Без крова осталась целая императорская семья. Однако 6000 неизвестных работников спасли положение, работая днем и ночью и за 15 месяцев дворец бал полностью восстановлен. Правда, цена трудового подвига — несколько сот простых рабочих…

№7. Зимний дворец всё время перекрашивали в разные цвета. Был и красным и розовым. Свой оригинальный, бледно-зеленый цвет, приобрел в 1946 году.

№8. Зимний дворец — совершенно монументальное сооружение. Оно было призвано отразить могущество и величие Российской империи. Подсчитано, что здесь 1786 дверей, 1945 окон и 117 лестниц. Длина главного фасада 150 метров, а высота — 30.








Санкт-Петербург – северный город, он привык удивлять своей роскошью, амбициозностью и своеобразием. Зимний дворец в Петербурге – это лишь одна из достопримечательностей, которая является бесценным шедевром архитектуры прошлых столетий.

Зимний дворец – обитель правящей верхушки государства. Более ста лет императорские семьи проживали зимой в этом здании, которое отличается уникальной архитектурой. Данная постройка является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

История Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

Возведение происходило под руководством Петра I. Первым сооружением, возведенным для императора, был дом из двух этажей, покрытый черепицей, вход в него венчали высокие ступеньки.

Город становился больше, разрастался новыми постройками, и первый Зимний дворец смотрелся более чем скромно. По приказу Петра l рядом с предыдущим дворцом был построен еще один. Он был немного больше первого, но его отличительной чертой стал материал – камень. Примечательно, что именно эта обитель стала последней для императора, здесь в 1725 году он скончался. Сразу же после кончины царя талантливый архитектор Д. Трезини провел восстановительные работы.

Увидел свет еще один дворец, который принадлежал императрице Анне Иоанновне. Она была недовольна тем, что поместье генерала Апраксина выглядит эффектнее царского. Тогда талантливый и смекалистый автор проекта Ф. Растрелли добавил длинный корпус, который был назван “Четвертым Зимним дворцом в Санкт-Петербурге”.

На этот раз архитектор был озадачен проектом новой резиденции в максимально сжатые сроки – два года. Желание Елизаветы не могло быть выполнено настолько быстро, поэтому Растрелли, который готов был взяться за работу, несколько раз просил о продлении срока.

Над строительством сооружения трудились тысячи крепостных, ремесленников, художников, литейщиков. Проект такого размаха не выдвигался на рассмотрение ранее. Крепостные, которые трудились с раннего утра до позднего вечера, жили вокруг постройки в переносных шалашах, только некоторым из них разрешалось переночевать под крышей помещения.

Продавцы близлежащих лавок поймали волну ажиотажа вокруг строительства, поэтому значительно подняли цены на продукты. Случалось так, что стоимость еды вычитали из жалования рабочего, поэтому крепостной не только не зарабатывал, но еще и оставался в долгу у работодателя. Жестоко и цинично, на сломанных судьбах простых рабочих, строился новый «дом» для царей.

Когда строительство было окончено, то Санкт-Петербург получил архитектурный шедевр, который поражал своим размером и роскошью. Зимний дворец имел два выхода, один из которых был обращен к Неве, а с другого была видна площадь. Первый этаж занимали хозяйственные помещения, выше были парадные залы, ворота зимнего сада, третий и последний этаж был для слуг.

Приглянулась постройка Петру III, который в благодарность за неимоверный архитектурный талант решил присвоить Растрелли звание генерал-майора. Карьера великого архитектора закончилась трагично с приходом на престол Екатерины II.

Пожар во дворце

Страшное несчастье случилось в 1837 году, когда из-за неисправности печной трубы во дворце начался пожар. Усилиями двух рот пожарных пытались купировать огонь внутри, закладывая дверные и оконные проемы кирпичами, однако на протяжении тридцати часов остановить злые языки пламени так и не удалось. Когда пожар закончился, от прежнего здания остались только своды, стены и орнаменты первого этажа – огонь уничтожил все.

Работы по восстановлению начались сразу же и были закончены только через три года. Так как с первой постройки чертежи практически не сохранились, реставраторам пришлось экспериментировать и придавать ему новый стиль. Как итог, появилась так называемая «седьмая версия» дворца в бело-зеленых тонах, с многочисленными колонами и позолотой.

С новым обликом дворца в его стены пришла цивилизация в виде электрификации. На втором этаже была построена электростанция, которая полностью обеспечивала потребности в электричестве и на протяжении пятнадцати лет она считалась самой большой во всей Европе.

Множество происшествий выпало на долю Зимнего дворца за время его существования: пожар, штурм и взятие 1917 года, покушение на жизнь Александра II, заседания Временного правительства, бомбардировки времен ВОВ.

Зимний дворец в 2017 году: его описание

Почти на протяжении двух столетий замок являлся главной резиденцией императоров, только 1917 год принес ему звание музея. Среди экспозиций музея находятся коллекции Востока и Евразии, образцы живописи и декоративно-прикладного искусства, скульптуры, представленные в многочисленных залах и апартаментах. Туристы могут полюбоваться:

  • Георгиевским залом.
  • Будуаром.
  • Золотой гостиной.
  • Малахитовой гостиной.
  • Концертным залом.

Эксклюзивно о дворце

По богатству экспонатов и внутренней отделке Зимний дворец ни с чем несравним в СПб. Есть у постройки своя уникальная история и секреты, которыми он не перестает удивлять своих гостей:

  • Эрмитаж необъятный, как земли страны, где главенствовал император: 1084 комнаты, 1945 окон.
  • Когда владения были на завершающей стадии, главная площадь была завалена строительным мусором, на уборку которого ушли бы недели. Царь сказал людям, что они могут взять с площади любой предмет абсолютно бесплатно, и спустя некоторое время площадь свободна от ненужных предметов.
  • Зимний дворец в Санкт-Петербурге имел разную цветовую гамму: он был даже красным в годы войны с немецкими захватчиками, а свой сегодняшний бледно-зеленый цвет он приобрел в 1946 году.


Памятка для туриста

Посетить дворец предлагают многочисленные экскурсии. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, часы работы: с 10:00 до 18:00. Цены на билеты можно уточнить у своего туроператора или в кассах музея. Их лучше приобрести заранее. Адрес, по которому находится музей: Дворцовая набережная, 32.