Инвестиции которые осуществляют иностранные граждане. Характеристика государственных и частных иностранных инвестиций

Формы осуществления иностранных инвестиций в Российской Федерации

Введение…………………………………………………………………………….. 3

1. Иностранные инвестиции: сущность и классификация……...……………5

1. 1 сущность иностранных инвестиций……………………………...…………5

1. 2 классификация иностранных инвестиций……………………..…….…….. 7

1. 3 общая характеристика инвестиционной ситуации в России………...…... 13

2. 1 структура иностранных инвестиций в России………………...………….. 15

2. 3 основные проблемы привлечения иностранных инвестиций

Приложение……………………………………………………………………….. 26

Е

Инвестирование сегодня является неотъемлемой частью любой экономики. Инвестиции обеспечивают эффективное развитие частного бизнеса, коммерческих компаний, да и любой страны в целом. Любая коммерческая компания вовлечена в инвестиционную деятельность, которая обеспечивает ей конкурентоспособность на рынке, выживание и развитие на длительном отрезке времени.

экономики в мировом хозяйстве. Они способствуют ускорению экономического и технического прогресса, внедрению новых форм управления, обновлению и модернизации производственного аппарата, активизации конкуренции, развитию малого и среднего бизнеса, подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики, расширению экспортного потенциала страны, созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости населения, снятию социальной напряженности, повышению конкуренто­способности отечественного производства, решению проблем реформирования экономики.

Являются ли инвестиции эффективным источником, с помощью которого Россия может выйти из экономического кризиса? Крупнейшим
в мире инвестором является США (больше чем в два раза опережает ближайшего конкурента – Великобританию). Эти страны могут преследовать свои геополитические цели по ослаблению России путём захвата наиболее важных отраслей производства. В настоящий момент России необходимы инвестиции, причём было бы хорошо, если бы средства вкладывались в те отрасли, которые переживают наибольший кризис. На практике инвесторов привлекает сырьевая база нашей страны и некоторые не очень значительные отрасли (пищевая, фармацевтическая и т. д.). Самое главное – извлечь как можно больше выгоды для страны, и как можно меньше утратить экономической самостоятельности.

Актуальность выбранной темы не вызывает никаких сомнений: если
условиях мирового финансового кризиса верная оценка эффективности инвестирования с правильным учетом рисков является для многих предприятий чуть ли не единственным способом выжить в сложившихся рыночных условиях.

Для изучения и анализа данных вопросов использовались периодические издания, статистические данные, статьи финансовых обозревателей, а также другая учебная литература по данной теме.


СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ

1. 1 Сущность иностранных инвестиций

Устойчивое развитие экономики любой страны сегодня невозможно без активного участия в мирохозяйственных отношениях. Наряду
с международной торговлей всё большее значение приобретают международные потоки инвестиционного капитала, на основе эффективного сотрудничества между странами.

Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний
и государств.

Это связано в первую очередь с тем, что финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путём привлечения дополнительного национального капитала (различных кредитов, займов и т. д.) достаточно сложно по ряду объективных и субъективных причин, таких, как высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т. д.

Привлечение иностранных инвестиций в страну даёт целый ряд преимуществ, а именно:

1) страна приобретает возможность дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;

2) иностранные инвестиции стимулируют, дают новый импульс развитию и росту внутренних инвестиций;

3) вместе с финансовыми ресурсами в страну поступает многолетний опыт, который накапливался страной-инвестором на мировом рынке;

4) приток иностранного капитала в инновационные проекты позволяет стране-реципиенту получить доступ к новейшим технологиям, технике

5) в том случае, если правительство страны испытывает временные денежные затруднения, хотя при этом увеличивается внешний долг

6) рост иностранных инвестиций способствует интеграции страны
в мировое хозяйство, что в свою очередь обеспечивает ей устойчивое экономическое развитие.

Современную правовую базу для иностранных инвестиций составляют более 30 законов и указов Президента РФ, главный из них - федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 9 июля 1999г. Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Закон направлен на привлечение и эффективное использование
соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права.

В соответствии с Федеральным Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранные инвестиции – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг
(в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранный инвестор – это иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющиеся юридическим лицом, иностранный инвестор и лицо без гражданства, постоянно проживающее за рубежом, а также международные организации и иностранные государства.

В РФ иностранные инвестиции могут осуществляться путём: долевого участия в предприятиях, организациях совместно с юридическими лицами
и гражданами страны; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; приобретения имущества, в том числе ценных бумаг; приобретения прав пользования землёй и другими природными ресурсами,
инвестиций.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по следующим признакам:

1) в зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала на реальные, финансовые и нематериальные. Реальные инвестиции процессе. – это обретение иностранных ценных бумаг или денежных активов, т. е. это вложения в финансовое имущество, приобретение долговых прав на участие в делах других фирм. Нематериальные инвестиции
и других нематериальных прав.

Государственные инвестиции
– это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещённые вне территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством
и частными инвесторами.

Предпринимательские инвестиции Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заёмной основе с целью получения процента.

4) в зависимости от объекта вложения инвестиций на: прямые иностранные инвестиции, портфельные и прочие инвестиции. представляют собой вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства. Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов, связанные главным образом
с вложением в ценные бумаги с целью получить или увеличить доходы в форме процентов, дивидендов или разницы биржевых котировок. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. Прочие инвестиции представляют собой вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств, кредиты международных финансовых организаций, прочие кредиты и т. п.

Деление иностранных инвестиций на прямые (ПИИ), портфельные
и прочие является наиболее распространенным в экономической литературе, поэтому данную классификацию следует рассмотреть подробнее.

созданной или вновь создаваемой на территории РФ; б) вложение капитала
в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; в) осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

фирм за рубежом; в) привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции; г) создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны; д) создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций российских акционерных обществ.

Прямые инвестиции имеют приоритетное значение, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальную экономику
и международный бизнес в целом.

1) в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;

2) в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу;

3) в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента с взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;

4) в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего
и малого бизнеса;

5) в способности при правильной организации, стимулировании, размещении ускорить развитие отраслей и регионов;

6) в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширения налоговой базы.

Прямые иностранные инвестиции: а) являются хорошим дополнительным источником средств для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих оживление и подъём экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами; б) представляют собой источник средств для внедрения прогрессивной технологии, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга; в) будучи направленными в конкретные объекты часто сопровождаются обучением персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т. п.; г) способствуют освоению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, присущих ей «правил игры», что приводит к притоку иностранного капитала, даёт инвестору уверенность
в возврате вложенных средств с достаточной прибылью и ускоряет формирование в стране инвестиционного климата, благоприятного как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов; д) ускоряют процесс включения экономики в мировое хозяйство, развитие эффективных
и интеграционных процессов, благоприятствуют использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и рынке; е) в отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг и даже способствуют получению средств для его погашения.

Согласно классификации ЮНКТАД (Комиссия ООН по торговле
и развитию) к прямым иностранным инвестициям относятся те зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают постоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, которая не является местом пребывания инвестора.

Прямое инвестирование осуществляется посредством трансграничного движения капитала: приобретения инвестором за рубежом местного предприятия, создание нового заграничного филиала, совместного или смешанного предприятия (смешанное и частное предприятие характеризуется участием государственных органов). В настоящее время прямые инвестиции всё больше направляются не на строительство новых, а на приобретение уже действующих предприятий в развитых странах, осуществляемое в форме слияния или поглощения. Это объясняется глобализацией мировых рынков, усилением международной конкуренции и необходимостью повышения прибылей в интересах акционеров.

Приобретение активов за рубежом может и не быть связано
с трансграничным движением капитала в обычном понимании. Например, предприятия, работающие на экспорт, могут использовать заработанные
в другой стране средства для инвестиций за рубежом. Может происходить торговля акционерным капиталом между фирмами разных стран.

Получают также распространение инвестиции без вложений
в акционерный капитал. Например, заключение соглашений о представлении лицензий, торговых марок т. п.

При портфельном инвестировании необязательны создание новых мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном случае полагается в управлении реальными активами на других. Как правило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Основные способы портфельного инвестирования включают: а) покупку ценных бумаг на рынках других стран; б) покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране; в) вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.

Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно важной задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

1) пополнение собственного капитала российских предприятий путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

3) пополнение федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;

4) эффективная реструктуризация внешнего долга РФ путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

Прочие инвестиции занимают основную долю – примерно 57% объема инвестиций. Эта группа инвестиций (по субъектам вызова) – это государственные инвестиции. Государства являются крупными экспортерами капитала. Экспорт государственного капитала осуществляется в форме экономической, технической и военной помощи развивающимся странам; возрастает роль государства как гаранта экспорта частного капитала. Во многих странах существуют государственные организации, которые страхуют частных инвесторов. Государство участвует в деятельности международных финансовых учреждений (МВФ, Всемирный банк и его группа, ЕБРР).

1. 3 Общая характеристика инвестиционной ситуации в России

Восстановление экономического роста в России требует большого объема инвестиционных ресурсов. Как свидетельствует исторический опыт, развитые и развивающиеся страны активно привлекали иностранные инвестиции, особенно последние сорок лет. В настоящее время страх пе­ред высоким риском капиталовложений в России сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешает другим вкладывать свои капиталы, число которых увеличивается. Расширя­ется и сфера приложения иностранного капитала. Прошло время, когда иностранных инвесторов интересовали только сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом или гиганты российской промышленности.

Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовые российские предприятия»: крупные и средние, выпускающие самый широкий круг товаров для российского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения этого рынка а ближайшем будущем. Вместе с тем рост привлекательности необъятного российского рынка и расширение возможности привлечения инвестиций еще не означают, что иностранный капитал стал легкодоступным. Его привлечение - дело непростое даже для предприятий, действующих в странах с более благоприятным инвестиционным климатом и с меньшими рисками. При этом существует множество различных проблем. Одна из основных проблем, мешающих инвестированию в российскую экономику, - различие российской и западной систем бухучета

К мотивам, по которым иностранные инвесторы предпочитают размещать свои инвестиции именно в России прежде всего, необходимо отнести значительный объем отечественного рынка, а также наличие квалифицированных специалистов и, что немаловажно, - появившуюся в последнее время у нас в стране тенденцию к снижению торговых барьеров.

Однако, доля иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов от ВВП России. Но их значение гораздо выше, чем значение внутренних инвестиций. Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные технологии, новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры. Вырастает квалификация рабочей силы.

Высокие мировые цены на нефть снижают зависимость России от объема иностранных инвестиций, но не от их качества. Для успешной реализации современных проектов часто требуется наличие инновационного потенциала, имеющегося у зарубежных компаний.

Значение иностранных капиталовложений для России, безусловно, значительно. Подобно другим странам, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор: 1) ускорения экономического и технического прогресса; 2) обновления и модернизации производственного аппарата; 3) овладения передовыми методами организации производства; 4) обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

Несмотря на то что объем инвестиций за период с 2000-2007 значительно вырос (с 10958 млн. долл. США до 120941 млн. долл. США), в условиях переходной экономики требуется гораздо больший объем инвестиций для обеспечения развития зарождающейся рыночной экономики. Специфические условия нашей страны де­лают этот процесс не имеющим аналогов в мире.

Для перевода всего народнохозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Конечно, иностранные капиталы не смогут решить всех инвестиционных проблем в России. Однако в определенной степени в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это сделать, видимо, возможно.

2. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2. 1 Структура иностранных инвестиций в России

Иностранные инвестиции в российскую экономику в 2008 году по сравнению с 2007 годом сократились на 14,2% и составили $103,8 млрд.

у инвесторов пользовались предприятия обрабатывающей промышленности и розничной торговли. Значительный объем средств был также вложен в разведку и добычу полезных ископаемых.

К концу 2008 года влияние кризиса на приток иностранных инвестиций стало очевидным. Больше всего от рецессии пострадали портфельные инвестиции. Их объем сократился на 66,3%. Объем кредитов уменьшился на 15,3%, прямые инвестиции снизились на 14,2%.

Однако, несмотря на некоторое снижение вложений, по состоянию на конец 2008 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил $264,6 млрд, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом.

2. 2 Основные страны-инвесторы

с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств) в экономике России составил 264,6 млрд. долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом.

Основные страны-инвесторы в 2008 году - Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 79,4% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Страновая структура иностранных инвестиций нерациональна, потому что невелико вложение ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в первую десятку стран, действующих на рынке капитала в Росси. Очень мал объем иностранных инвестиций «новых индустриальных стран» (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в стране с переходной экономикой, менее опасающихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы выкладывать капитал
в высокотехнологические объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких технологий и отраслей обрабатывающей промышленности.


в экономику РФ

Отставание темпа роста прямых инвестиций можно объяснить целым комплексом причин. Одна из важнейших – отсутствие в России достаточного количества прибыльных предприятий, которые иностранные инвесторы могли бы приобрести на открытом рынке. При этом одним из основных аргументов до сих пор является низкая капитализация многих российских компаний, вследствие чего продажа даже незначительной их части просто невыгодна. Иными словами, стратегия сохранения предприятия в собственности, которое недооценено на рынке, но приносит значительные доходы от текущей деятельности, до сих пор имеет достаточно сторонников в отечественном бизнесе.

Владельцы предприятий намеренно не спешат повышать рыночную стоимость своих компаний, если собственником одной из долей является государство, ждут, пока государство продаст свою долю, скупают ее, после этого повышают котировки акций. Одновременно идет оживленная реализация пакетов акций иностранным инвесторам с целью привлечения необходимых оборотных ресурсов для развития и модернизации производств, работающих на пределе технологических возможностей.

Проблема изыскания источников финансирования инвестиций в России усугубляется тем, что такой традиционный способ их формирования, как использование внешних и внутренних государственных заимствований,
в современных условиях затруднен в силу сохранения на высоком уровне государственного долга. Быстро увеличивается долг по корпоративным заимствованиям на зарубежных финансовых рынках, оцениваемый на начало 2003 г. в 27 млрд. долл.

Иностранные инвесторы не получают достаточных гарантий стабильности вложений. Российское законодательство далеко от международных стандартов.

2. 4 Возможные формы иностранных инвестиций в российскую экономику

О том, что за последнее время значительно увеличился объём иностранных инвестиций в Российскую экономику, часто говорят во всех новостях, и пишут в газетах. Большинство иностранцев, стремящихся принести сюда свои капиталы, как правило, ищут для себя российских партнёров, и уже потом, с их помощью, приносят сюда свои деньги. Такая тактика характерна для небольших иностранных компаний, стремящихся тут что-то продать, но при этом – пытающихся, контролировать своих дилеров, которые занимаются непосредственными продажами, на предмет продвижения товара,
и согласования цен.

Но есть и недоверчивые “иностранцы". Это относится так же и к очень крупным иностранным брэндам, таким как LG, Samsung, PriceWaterhouseCoopers, и многие другие, которые сперва стараются заручиться одобрением нашего правительства, согласовать вопросы с главами субъектов Федерации, и главами местных администраций, и уже потом, пытаются “внедрить" сюда иностранных менеджеров, которые и призваны контролировать процесс регистрации дочерних компаний, или представительств и филиалов.

", хоть и не совсем свежий и актуальный на сегодняшний день, но он был написан, опираясь на иностранный законодательный опыт. Поскольку, многие будущие участники рынка слабо представляют себе как законно и правильно иностранные частные и юридические лица могут принести сюда свои инвестиции – определимся в понятиях и терминах.

Существуют 4 формы :

1. Представительство иностранной компании. Representative office.

Представительство аккредитуется на срок от года до 3-х лет.
Представительство подходит тем инофирмам, которые боятся сразу вносить большие капиталы на Российский рынок, и которые хотят сначала “прощупать почву". Посмотреть рынок, провести маркетинговые исследования, подобрать необходимых партнёров, сформировать дилерскую сеть.
Представительство не становится Резидентом Российской Федерации, не имеет право заниматься коммерческой деятельностью. Основная деятельность представительства – реклама товаров иностранных компаний, по средствам привлечения российских рекламных агентств. Представительство, как и другие фирмы, аккредитуются в органах юстиции. Лучше всего аккредитовать представительства в ГРП (Государственная Регистрационная Палата). Можно так же аккредитовать представительство и в ТПП (Торгово-промышленная Палата Российской Федерации) или её региональных филиалах. После аккредитации представительства - его необходимо поставить на учёт
в Налоговые органы Российской федерации. Несмотря на то, что представительство не становится Резидентом Российской Федерации, представительство всё равно платит налоги в РФ. Основной налог представительства - ЕСН, поскольку представительство нанимает на работу как российских, так и иностранных сотрудников, проживающих на территории РФ, а следовательно, пользующихся медицинскими услугами, например. Представительства, аккредитованные в ГРП, получают визовую поддержку со стороны ГРП для сотрудников представительства и членов их семей, но нанимая иностранных сотрудников, представительство обязано поставить их на учёт, и получить разрешение на работу для них в Федеральной Миграционной Службе. Представительство обязано сдавать бухгалтерскую отчётность,
в установленном законом порядке. (О ведении налогового учёта
в представительствах и филиалах, мы напишем в другой нашей статье).
Представительство имеет:

Счёт в банке. Счёт типа “Т" – текущий. Он необходим для оплаты расходов, связанных с деятельностью представительства;

Круглую, зарегистрированную печать;

- “Положение о представительстве" – Как Устав у фирмы, в котором отражены цели, задачи представительства. Иногда, там отражают полномочия Главы представительства, но лучше их отражать в доверенности на Главу представительства.

2. Филиал иностранной компании. Branch.

Филиал, в отличии от Представительства имеет право заниматься хозяйственной деятельностью. Так же филиал может быть аккредитован на срок от года, до 5-и лет. Филиал, как и представительство, тем не менее, не становится Резидентом Российской Федерации. Филиал, как
и Представительство, имеет:

Счёт в банке;

- “Положение о Филиале".

3. Дочерняя компания. Daughter company .

правильно называть сейчас эту фирму Предприятием с Иностранными Инвестициями. Инвестиции могут быть как 100% - ми, так и частичными. Т. е. часть уставного фонда может принадлежать иностранной стороне, а часть российской. Обычно, такие фирмы создают, когда создаётся производство, но нередки и случаи торговых фирм. Такая фирма может быть в формах ООО, ЗАО, ОАО. Но по опыту, чаще всего регистрируют ООО. Дочерняя компания создаётся на неопределённый срок, и является Резидентом Российской Федерации. Следовательно – такая компания полностью живёт по законам Российской Федерации, и мало чем отличается от простой российской компании.
Дочерняя компания имеет:

Круглую печать;

Учредительный договор, или решение о создании, в случае, если участник в единственном числе.

4. Можно просто открыть счёт, непосредственно иностранному юридическому лицу , не Резиденту Российской Федерации. Зачем это нужно? Изначально это начали делать, потому что существовал указ Б. Н. Ельцина о том, что банки не имеют право принимать наличные для формирования уставного капитала у компаний с иностранными инвестициями в случае, если сам капитал формируется иностранным юридическим лицом. Т. е., имелись в виду именно дочерние компании. Иностранные физические лица вполне могли вносить свои вклады наличными.

на учёт
в налоговые органы Российской Федерации, и, как следствие, открывая счета
компаниями не Резидентами Российской Федерации недвижимости в России не противоречит закону. Но как в таких случаях обеспечить своих сотрудников "белой" зарплатой? Как обеспечить медицинской страховкой? И как сделать за них отчисления в пенсионный фонд - никак! Надо отметить, как только компания начинает вести тут хозяйственную или иную, законную деятельность, надо аккредитовать филиал компании. Исходя из изложенного выше, мы, всё-таки, рекомендуем выбирать более “правильные"
с точки зрения законодательства формы.

координации действий сразу нескольких дочерних компаний находящихся на территории Российской Федерации. В то время как дочерние компании заняты непосредственно производством продукции. Представительства выполняя функции “представления интересов", и решают юридические вопросы иностранных компаний, не находящихся в России.

ЗАКЛЮЧЕНИ Е

В данной работе мною были рассмотрены понятие инвестиций, их виды, сущность иностранных инвестиций, особенности инвестиционной ситуации в России. Особое внимание уделено анализу структуры иностранных инвестиций по их виду, по виду экономической деятельности, также были рассмотрены основные страны, которые направляют свой капитал в экономику России.

Поскольку привлечение иностранных инвестиций имеет большое значение для экономики России, то в данной работе были также рассмотрены проблемы привлечения иностранных инвестиций и пути их решения.

Итак, на основе проанализированного мною материала, можно сделать следующие выводы.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций.

Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

В общем объеме иностранных инвестиций преобладают прочие инвестиции, а именно кредиты. Так как кредитные вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. Т. е. эти вложения инвестициями можно назвать с большой оговоркой.

Для улучшения ситуации в стране государство должно активно привлекать прямые инвестиции, т. к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.

Российская экономика большую часть иностранных инвестиций получает из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Германии. Капитал из этих стран в основном направляется в добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, финансовую деятельность.

Наиболее привлекательные отрасли для иностранных инвестиций – это топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, т. е. отрасли, имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынке. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, испытывают нехватку иностранных инвестиций. Такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство практически не получают иностранных инвестиций.

Итак, проблема привлечения иностранных инвестиций весьма многогранна и имеет множество аспектов, поэтому требует к себе значительного внимания со стороны всех органов государственного управления.

Решение проблемы инвестиционной привлекательности России
и недостатка иностранных инвестиционных ресурсов является необходимым, поскольку бездействие по данному вопросу может привести страну к еще более неблагоприятным условиям, что окажет сильное влияние на все стороны общественной жизни.

Несмотря на ряд проблем привлечения иностранных инвестиций в Россию, перечисленных мною в курсовой работе, в настоящее время активность иностранных инвесторов набирает большие темпы. Это обосновывается тем, что состояние российской экономики улучшается и в ней сейчас присутствует достаточно большое количество накопленных золотовалютных резервов.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так
и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.


1) Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ.

3) Подшиваленко Г. П., Лахметкина Н. И., Макарова М. В. и др. Инвестиции: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 35-40.

4) Воронина Л. А. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики/ Л. А. Воронина//Финансы и кредит. – 2007. - №9. – с. 2-11

6) www.yurcom.ru

7) / http://www.gks.ru/bgd/free/b0403/IssWWW.exe/Stg/d03/159inv20.htm/

9) /http://www.hill.ru/News/?action=details&news=428&record=0&year=2009&month=2/

Приложение

1. По состоянию на конец июня 2009г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 242,5 млрд. долларов США, что на 0,1% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 56,0% (на конец июня 2008г. - 48,7%), доля прямых инвестиций составила 39,2% (48,4%), портфельных - 4,8% (2,9%).

накопленных иностранных инвестиций, 75,5% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

В I полугодии 2009г. в экономику России поступило 32,2 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше, чем в I полугодии 2008г. (в первом квартале 2009г. - 12,0 млрд. долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале -20,2 млрд. долларов США (на 31,2% меньше).

Объем инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2009г. 31,8 млрд. долларов США, или на 7,1% меньше, чем в I полугодии 2008г. (в первом квартале 2009г. - 12,1 млрд. долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале -19,7 млрд. долларов США (на 1,2% меньше).

Поступление иностранных инвестиций по типам

I полугодие 2009г.



в % к

млн.
долларов
США

I полугодию 2008г.

итогу

I полугодию 2007г.

итогу

Инвестиции

прямые инвестиции

взносы в капитал

Реинвестирование

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

прочие прямые инвестиции

портфельные инвестиции

из них
акции и паи

прочие инвестиции

в том числе:

торговые кредиты

прочие кредиты

на срок до 180 дней

I полугодие 2009г.

Накоплено на конец
июня 2009г.

поступило

погашено

переоценка
и прочие
изменения активов и обязательств

всего

в %
к итогу

Всего

в том числе:

рыболовство, рыбоводство

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

строительство

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

гостиницы и рестораны

финансовая деятельность

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг


по основным странам-инвесторам

млн. долларов США


июня 2009г.

В том числе

Справочно
поступило
в I полугодии
2009г.

всего

в % к

прямые

порт-
фельные

прочие

Всего инвестиций (Включая инвестиции из государств-участников СНГ)

из них по основным странам-инвесторам

в том числе:
Нидерланды

Люксембург

Германия

1.2 Классификация иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции можно классифицировать по следующим признакам:

в зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала на реальные, финансовые и нематериальные. Реальные инвестиции – это вложения в какой-либо долгосрочный проект, связанный с приобретением существующих или новых производственных объектов реальных активов за границей, прямо и непосредственно участвующих в производственном процессе. Финансовые инвестиции – это обретение иностранных ценных бумаг или денежных активов, т.е. это вложения в финансовое имущество, приобретение долговых прав на участие в делах других фирм. Нематериальные инвестиции – это покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и других нематериальных прав.

по формам собственности на инвестиционные ресурсы на: государственные, частные (негосударственные) и смешанные инвестиции. Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи. Частные (негосударственные) инвестиции – это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещённые вне территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

в зависимости от характера использования на: предпринимательские, ссудные инвестиции. Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заёмной основе с целью получения процента.

в зависимости от объекта вложения инвестиций на: прямые иностранные инвестиции, портфельные и прочие инвестиции. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) представляют собой вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства. Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов, связанные главным образом с вложением в ценные бумаги с целью получить или увеличить доходы в форме процентов, дивидендов или разницы биржевых котировок. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. Прочие инвестиции представляют собой вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств, кредиты международных финансовых организаций, прочие кредиты и т.п. /3/

Деление иностранных инвестиций на прямые, портфельные и прочие является наиболее распространенным в экономической литературе, поэтому данную классификацию следует рассмотреть подробнее.

Что касается прямых иностранных инвестиций, то отличительной чертой этого вида является их производственное назначение, долгосрочность способность обеспечить инвестору управленческий контроль над предприятием.

Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» к прямым инвестициям относит: а) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ; б) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; в) осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

Осуществление ПИИ возможно различными способами, главными из которых являются:

а) учреждение на территории другой страны компании, полностью принадлежащей иностранному инвестору;

б) покупка существующих фирм за рубежом;

в) привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

г) создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны;

д) создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций российских акционерных обществ.

Прямые инвестиции имеют приоритетное значение, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальную экономику и международный бизнес в целом. Роль ПИИ заключается:

1) в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;

2) в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу;

3) в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента с взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;

4) в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;

5) в способности при правильной организации, стимулировании, размещении ускорить развитие отраслей и регионов;

6) в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширения налоговой базы.

Прямые иностранные инвестиции:

а) являются хорошим дополнительным источником средств для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих оживление и подъём экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами;

б) представляют собой источник средств для внедрения прогрессивной технологии, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга;

в) будучи направленными в конкретные объекты часто сопровождаются обучением персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т.п.;

г) способствуют освоению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, присущих ей «правил игры», что приводит к притоку иностранного капитала, даёт инвестору уверенность в возврате вложенных средств с достаточной прибылью и ускоряет формирование в стране инвестиционного климата, благоприятного как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов;

д) ускоряют процесс включения экономики в мировое хозяйство, развитие эффективных и интеграционных процессов, благоприятствуют использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и рынке; е) в отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг и даже способствуют получению средств для его погашения.

Согласно классификации ЮНКТАД (Комиссия ООН по торговле и развитию) к прямым иностранным инвестициям относятся те зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают постоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, которая не является местом пребывания инвестора.

Прямое инвестирование осуществляется посредством трансграничного движения капитала: приобретения инвестором за рубежом местного предприятия, создание нового заграничного филиала, совместного или смешанного предприятия (смешанное и частное предприятие характеризуется участием государственных органов). В настоящее время прямые инвестиции всё больше направляются не на строительство новых, а на приобретение уже действующих предприятий в развитых странах, осуществляемое в форме слияния или поглощения. Это объясняется глобализацией мировых рынков, усилением международной конкуренции и необходимостью повышения прибылей в интересах акционеров.

Приобретение активов за рубежом может и не быть связано с трансграничным движением капитала в обычном понимании. Например, предприятия, работающие на экспорт, могут использовать заработанные в другой стране средства для инвестиций за рубежом. Может происходить торговля акционерным капиталом между фирмами разных стран.

Получают также распространение инвестиции без вложений в акционерный капитал. Например, заключение соглашений о представлении лицензий, торговых марок т.п. /4/

При портфельном инвестировании необязательны создание новых мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном случае полагается в управлении реальными активами на других. Как правило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Основные способы портфельного инвестирования включают:

а) покупку ценных бумаг на рынках других стран;

б) покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране;

в) вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.

Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно важной задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

1) пополнение собственного капитала российских предприятий путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

2) аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;

3) пополнение федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;

4) эффективная реструктуризация внешнего долга РФ путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

Прочие инвестиции занимают основную долю – примерно 57% объема инвестиций. Эта группа инвестиций (по субъектам вызова) – это государственные инвестиции. Государства являются крупными экспортерами капитала. Экспорт государственного капитала осуществляется в форме экономической, технической и военной помощи развивающимся странам; возрастает роль государства как гаранта экспорта частного капитала. Во многих странах существуют государственные организации, которые страхуют частных инвесторов. Государство участвует в деятельности международных финансовых учреждений (МВФ, Всемирный банк и его группа, ЕБРР).

Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром. Формы этих взаимосвязей весьма разнообразны и могут иметь различную степень интенсивности: от простого товарообмена при ограниченной номенклатуре товаров до всестороннего обмена не только товарами, но и капиталами, и активной совместной экономической деятельности. В зависимости от этой степени разнообразия и интенсивности каждая из экономик может быть отнесена к открытым , ограниченно открытым и закрытым от внешнего мира. Практика при этом показала, что уровень открытости экономики страны напрямую зависит от уровня свободы предпринимательской деятельности внутри этой страны.

Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.

Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права , которые могут служить объектами капиталовложений, относятся :

    иное имущество (в том числе имущественные права);

    результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

    работы и услуги;

    нематериальные блага;

    информация.

Данные в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят:

    недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады;

    ценные бумаги (акции , облигации , вклады, паи и др.);

    имущественные права;

    права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;

    права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.1.

По отношению к отдельным странам следует различать зарубежные (или заграничные ) инвестиции , которые представляют собой вложения национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции , т.е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.

Выделяют текущие потоки инвестиций , т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции - общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

В самом общем плане понятие «инвестиция » означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли. Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли. В законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».

Различают государственные и частные иностранные инвестиции.

Государственные инвестиции - это займы и кредиты, которые одно государство или группа государств (например, Организация экономического сотрудничества и развития) предоставляют другим государствам. К ним относятся также государственные участия в капитале смешанных предприятий, а также инвестиции государственных предприятий и финансовых институтов. Под государственными финансовыми институтами следует понимать не только учреждения, непосредственно контролируемые государством, но и международные организации, такие как ЕБРР и Всемирный банк. Средства международных финансовых институтов также следует считать государственными.

Страны-инвесторы получают более высокую среднюю прибыль инвестиций, так как вкладывают их в более прибыльные отрасли за границей, используют там более дешевую квалифицированную рабочую силу, экспортируют туда средства труда, но этим замедляя темпы экономического роста и развития своей страны. Иностранные инвестиции и миграция рабочей силы являются современными формами перемещения трудовых ресурсов и денежных средств. Причиной миграции рабочей силы является уровень заработной платы, на который влияют экономическое развитие страны, ее природные, исторические и национальные особенности, социальные условия. Страна-экспортер капитала способствует миграции рабочей силы из своей страны и создает дополнительные рабочие места в стране-импортере, используя ее дешевый квалифицированный трудовой потенциал.

Поступающие инвестиции первоначально являются толчком для экономического развития страны-импортера, способствуя росту производственных возможностей страны и улучшая ее демографическую обстановку. Тем не менее, поступающие современная техника и технология имеют завышенную цену, так как они не самые новые, достаточно длительный период действующие в стране-экспортере. Используя иностранный капитал, трудно стать лидером на мировом рынке. Иностранные инвестиции, находящиеся под гарантией правительства, часто используются неэффективно. Страна-реципиент должна иметь четкую государственную политику в отношении поступающих инвестиций.

Государственные иностранные инвестиции осуществляются в национальных интересах, поэтому получение прибыли не всегда является основной их целью.

Можно выделить цели, которые преследуют государственные иностранные финансовые институты, инвестирующие средства в России:

Продвижение товаров национальных производителей на российский рынок;

Помощь национальным компаниям, которые намерены инвестировать средства в России, включая сбор информации, выполнение функций маркетинга, участие в проектах, пробное (или венчурное) финансирование;

- "привязка" определенных кластеров российской промышленности к соответствующим отраслям национальной экономики; развитие двустороннего экономического сотрудничества в целом.

Продвижение товаров "своих" производителей на российский рынок часто осуществляется с помощью предоставления кредитов на закупку этих товаров. Такие кредиты обычно не перечисляются на счет заемщика, а выдаются в виде кредитной линии. При этом заемщик не может использовать эти деньги на какие-либо другие цели и, по сути, не может ими распоряжаться. Однако и в случае предоставления средств в непосредственное распоряжение заемщика, иностранный кредитор устанавливает жесткий контроль за их расходованием.

Обычно кредитор стремится, чтобы часть затрат была покрыта самим заемщиком или профинансирована из других источников. В этом случае фирмы страны-кредитора получают больше средств, чем было затрачено государством на предоставление кредита.

Государственные кредиты используются как метод конкурентной борьбы - например, в результате кредита Эксимбанка США на закупку американской тяжелой техники была сорвана сделка по покупке подобной техники у японской фирмы Comatsu.

Стратегическая цель иностранных государственных финансовых институтов - включить российское рыночное пространство в сферу интересов национальных компаний. Зарубежные государственные банки и другие финансовые институты оказывают многостороннюю помощь своим фирмам при проникновении на российский рынок и инвестировании средств в российскую экономику.

Такая помощь осуществляется по следующим направлениям:

Участие в проектах, осуществляемых частными инвесторами;

Сбор информации о российских производителях, финансовых институтах, правовых нормах и т.д.;

Поиск и анализ проектов, которые могли бы быть интересны национальным (т.е. зарубежным) инвесторам;

Взятие на себя риска по "раскрутке" подобных проектов; т.е. государственный банк может гарантировать вложенные на начальной стадии проекта частным инвестором средства, либо банк самостоятельно участвует в проекте, а в случае успеха привлекает к нему частные компании;

Политическое и экономическое давление на российские властные структуры в интересах "своих" компаний.

ЕБРР реализует программу создания сети региональных венчурных фондов, которые будут заниматься инвестированием в российские предприятия. В дальнейшем планируется привлечение частных инвесторов к проектам, реализуемым венчурными фондами.

В тех областях, где технологическое отставание России достаточно сильно, использование технологий, приносимых иностранным капиталом, способствует развитию экономики.

Государственные иностранные финансовые институты реализуют ряд программ по развитию инфраструктуры в России (включая средства коммуникаций, финансовые структуры, биржи и т.д.). Одна из целей этих программ - создание условий для работы иностранного капитала.

Под частными понимаются инвестиции, которые осуществляют частные экономические субъекты (частные предприятия, банки, отдельные граждане и т.д.) одной страны в экономику другой. Современные инвестиционные связи и потоки настолько сложны и многообразны, что нередко потоки государственных и частных инвестиций тесно переплетаются между собой.

Частные инвестиции, включающие прямые, портфельные, кредитные и другие виды, осуществляются собственниками капитала, производящими долгосрочные вложения средств в отрасли экономики с целью получения максимальной прибыли.

По соотношению прямых и портфельных инвестиций определяется роль и значение иностранного капитала в экономике страны.

Прямые частные инвестиции представляют вложение в зарубежные предприятия, которые в отличие от портфельных, дают право инвестору контролировать деятельность предприятий с иностранным капиталом, в том числе совместных предприятий.

Портфельные инвестиции поступают в страну путем продажи ценных бумаг через международные финансовые институты, фонды, экспортные агентства, банки. В страну-реципиент предпринимательский капитал поступает в форме ссуд, кредитов, грантов.

Производя инвестиции в России иностранные компании и банки могут преследовать следующие цели:

1) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России значительно выше мировых.

2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья.

3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен.

4) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки иностранных ФПГ, что обычно достигается покупкой российских поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.

5) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции.

6) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.

7) Использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана.

8) Инвестирование средств российского происхождения под видом иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей.

Одна из самых распространенных форм инвестирования в российскую экономику - создание производственных совместных предприятий (СП). Прямое инвестирование в российские предприятия, как правило, наиболее эффективно в рамках программы по их коренной реконструкции. Выполнение такой программы требует очень больших затрат. Инвестирование для реализации частных проектов или для решения отдельных проблем может привести к тому, что средства пойдут на "латание дыр". Поэтому при реализации таких проектов есть смысл инвестировать не в само предприятие, а в специально созданную около него структуру.

Большинство российских промышленных предприятий имеют неустойчивое финансовое положение и устаревшую структуру. Совместное предприятие позволяет "отгородить" отдельным юридическим лицом выполнение какого-либо проекта (например, модернизация части оборудования или производство новых видов продукции) от проблем основного производства. Таким образом, создается связка "респектабельное СП" - "испытывающий трудности завод", с помощью которой предприятие может работать как в специфических условиях российского рынка (на котором действует основная производственная структура), так и выходить на иностранный рынок и создавать привычные для иностранных партнеров условия работы (этим занимается СП).

Кроме того, совместное предприятие позволяет руководству российской стороны не бояться за сохранение своих мест в рамках старой структуры и одновременно внедриться в "новую экономику".

Многие иностранные компании для работы на российском рынке создают дочерние структуры. Это позволяет компании не иметь непосредственно дело со "своеобразным" российским рынком и строить отношения с дочерней фирмой на привычной для западного бизнеса основе.

Иностранные компании могут выдавать средства не только российским фирмам, но и властям. Поскольку местные администрации не всегда располагают достаточными валютными средствами для возврата кредита, то подобные соглашения могут заключаться на бартерной основе.

В целом, методы применяемые иностранными инвесторами при вложении средств определяются тем, что иностранный капитал стремится:

Контролировать использование вложенных средств (контролировать структуры, в которые были вложены деньги) и, по возможности, застраховать их от вероятных недружественных действий со стороны российского партнера;

По возможности, обеспечить независимость выполняемого проекта от экономического положения российского предприятия-партнера;

Перевести отношения со структурой, управляющей вложенными деньгами, на западные стандарты;

Свести к минимуму неудобства российской финансовой и налоговой системы, таможенных барьеров (в этой области иностранные компании используют те же методы, что и российские).

Наиболее привлекательные отрасли для иностранных инвестиций - прежде всего те, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления).

Тема 2.3. Регулирование привлечения иностранного капитала.

Процессы глобализации и международной региональной экономической интеграции способствовали резкому усилению мобильности инвестиционных потоков. Составной частью общего процесса движения инвестиций является процесс междуна­родного инвестирования – вывоза капитала в форме иностранных инвестиций.

Зарождение этого явления происходит во второй половине ХIХ в. как реакции на расширившиеся масштабы мер по защите национальных экономик на основе использования политики меркантилизма. Постепенное усиление и развитие этого явления приводит формированию и усилению общей тенденции вывоза капитала, способствовавшей усилению интернационализации воспроизводственных процессов, формированию международного хозяйственного механизма, центральным звеном которого стало развитие зарубежного про­изводства. Опираясь на экспорт капитала, используя различные формы слияния и поглощений фирм, приобретение ценных бумаг, международные промышленные и банковские компании сформировали за пределами своих стран разветвленную сеть филиалов, отделений, дочерних компаний, зависимых акционерных об­ществ, систему прямого и косвенного, открытого и завуалированного уча­стия в капиталах национальных компаний.

Классификация иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции классифицируются: по источникам происхождения, по характеру использования,по целям вложения.

2.3.1.1. По источникам происхождения иностранные инвестиции подразделяются: государственные, частные, инвестиции международных организаций, инвестиции межгосударственных региональных объединений.

Государственные иностранные инвестиции представлены средствами государственного бюджета по решению правительств соответствующих государств. К таким инвестициям относятся государственные займы, ссуды, гранты, а также предоставляемая помощь одной страной другой на основе межправительственных соглашений.



Рис. 1.1. Классификация иностранных инвестиций

Частными иностранными инвестициями являются собственные или заемные ресурсы частных фирм, банков, фондов, а также других форм негосударственных организаций, которые размещаются на территории иностранных государств по решению соответствующих организаций и их руководящих органов. К таким инвестициям относится межбанковское кредитование, кредитование инвестиционных проектов, предоставление торговых кредитов создание совместных предприятий, создание предприятий со 100% иностранным капиталом, лизинг.

Иностранные инвестиции международных межправительственных организаций : Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда, Всемирного банка и др. Деятельность международных организаций способствует лучшему осмыслению и пониманию проблем, связанных с использованием иностранных инвестиций в современных условиях на основе взаимной выгоды и с учетом, как интересов иностранных инвесторов, так и национальных интересов принимающих стран. Значительное влияние на развитие иностранного инвестирования оказывает Всемирный банк посредством своих специализированных организаций:
Международного банка реконструкции и развития (МБРР), который совместно с МВФ принял документ «Руководящие принципы о режиме иностранных частных инвестиций», призванный помочь государствам регулировать правила допуска иностранного капитала в страну; Международной ассоциации развития (МАР), основной целью которой является оказание помощи наиболее бедным странам, душевой доход у которых менее 865 долл.; Международной финансовой корпорации (МФК), созданный с целью финансирования коммерческих предприятий на основе предоставления займов и участия в их капитале; Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ).

Инвестиции межгосударственных региональных объединений, основными целями которых являются расширение сферы взаимной торговли, устранение барьеров, мешающих свободному движению капитала, ресурсов и людей. Этот вид инвестиций фактически направлен на решение тех же целей, что и в рамках региональных объединений, но по отношению к государствам не входящим в региональные объединения и существенно ограниченные как по своим задачам, так и масштабам инвестиционной деятельности.

По характеру использования иностранные инвестиции подразделяются на ссудные и предпринимательские.

Ссудные иностранные инвестиции основываются на предоставлении средств взаймы с целью получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных источников и вложения из частных источников. В международных экономических отношениях в качестве ссудных инвестиций, как правило, используются государственные ресурсы, несмотря на то, что иностранные кредиты из частных источников достигают значительных объемов.

Предпринимательские иностранные инвестиции основаны на прямых или косвенных вложениях в производство с целью получения прибыли. В предпринимательских инвестициях преимущественно используется частный капитал, но имеют место и иностранные инвестиции государств или принадлежащих государству предприятий.

По срокам вложений ссудные и предпринимательские иностранные инвестиции осуществляются на кратко-, средне- и долгосрочной основе.

Краткосрочные иностранные инвестиции определяются сроком менее года. Они характерны преимущественно при предоставлении ссуд в форме торговых кредитов.

Среднесрочные иностранные инвестиции осуществляются сроком от одного года до трех лет, как правило, в форме ссуд и портфельных инвестиций.

Долгосрочные иностранные инвестиции осуществляются сроком свыше трех лет, как правило, в форме прямых иностранных инвестиций и иностранных государственных ссуд.

По целям вложения иностранные инвестиции подразделяют на прямые, портфельные и прочие.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются с целью реализации долгосрочных экономических интересов в принимающей стране и обеспечивают контроль инвестора над объектом размещения инвестиций. Определяющие объемы прямых иностранных инвестиций основаны на частных вложениях, и только их незначительная часть осуществляется структурами иностранных государств.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются путем вложения ресурсов в материальные и нематериальные активы создаваемого или реконструируемого на территории принимающей страны предприятия с целью развития производства, повышения его эффективности, насыщения национального рынка товарами и услугами, на основе участия иностранного инвестора в принятии решений, управлении, осуществлении контроля над финансовыми потоками.

Прямые иностранные инвестиции являются одним из важнейших источников развития экономического потенциала принимающей страны на основе внедрения новых технологий, освоения новых интеллектуальных ценностей, новых форм и методов управления производством, совершенствования структуры национального производства посредством участия в международном разделении труда и интеграции национальной экономики в мировую.

О взаимной заинтересованности, как стран принимающих иностранные инвестиции, так и вывозящих их, свидетельствует тот факт, что более 2/3 потоков этих инвестиций осуществляются путем перекрестного инвестирования между развитыми экономиками.

Для российской экономики объективными потребностями в масштабном привлечении прямых иностранных инвестиций являются:

Необходимость технического перевооружения производства вследствие критически высокого уровня физического и морального износа основных средств во многих отраслях;

Давно созревшая необходимость изменения структуры национального производства; внедрение новых технологий с высоким удельным весом интеллектуальной составляющей;

Острая необходимость существенного увеличения доли инновационных технологий в структуре общественного производства, обеспечивающих существенное сокращение издержек производства, повышение качества продукции и эффективное использование природных ресурсов;

Существенное повышение качества жизни на основе развития масштабов производства конечной продукции с высоким удельным весом интеллектуальной составляющей.

Портфельные иностранные инвестиции осуществляются с целью извлечения прибыли путем приобретения иностранных ценных бумаг иностранным инвестором по более низкой цене и продажи по мере возрастания их цены на фондовом рынке. К ним относятся ценные бумаги финансово устойчивых и прибыльно работающих предприятий, ценные бумаги государственных и муниципальных органов власти. Эти бумаги могут быть акциями – удостоверяющими имущественное право их владельца, или облигациями – долговыми ценными бумагами, удостоверяющими отношения займа.

В отличие от прав прямого инвестора, портфельному инвестору не предоставляются права участия в принятии решений, осуществления финансового контроля и управления объектами инвестирования.

Как и в прямых иностранных инвестициях, в портфельных иностранных инвестициях основные объемы вложений принадлежат частным инвесторам и лишь незначительные объемы приходятся на портфельные инвестиции иностранных государств.

Учитывая, что стремление портфельного инвестора в получении высоких доходов от вложения в ценные бумаги сопровождается высокими рисками, существенную роль играет их снижение за счет хеджирования.

Разграничение между прямыми и портфельными иностранными инвестициями осуществляется на основе национальных законодательств, в которых основным критерием разграничения выступает доля в уставном капитале предприятия, которую приобретает иностранный инвестор. В существующей правовой практике эта доля начинается от 10% и достигает свыше 60%.

К прочим иностранными инвестициям относятся банковские вклады в форме счетов иностранных юридических лиц в банках принимающих инвестиции стран, товарные кредиты, предназначенные для обеспечения экспортных или импортных операций, а также кредитов международных финансовых организаций и кредитов правительств иностранных государств и других кредитов.