Iii заключительное слово учителя - стр.36. Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука

1. «Правда» Луки.
2. Трактовка образа Луки.
3. Роль Луки в жизни обитателей «дна».

Социально-философская драма «На дне» была задумана Горьким в 1900 году. Пьеса была впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. В России произведение вышло в издательстве «Знание» в 1903. Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки. Это опустившиеся, несчастные, обездоленные люди. В их жизни не осталось ничего светлого.

Образ Луки по праву считается самым сложным в пьесе. Этот человек пытается утешить страдающих. Его позиция прямо противоречит фразе: «Правда — бог свободного человека». Лука не приемлет жестокой и злой «правды». Для него истиной является та «правда», в которую верит человек.

Лука очень добр к окружающим. Он находит для каждого именно те слова, в которых человек нуждается. Пусть это утешение не имеет ничего общего с реальной правдой жизни. Но с другой стороны, если можно сделать человека хоть немного счастливее, зачем пренебрегать этой возможностью? В пьесе поставлен сложный философский вопрос, является ли сострадание Луки лучшим, чем голая «правда», обнажающая обитателям «дна» всю убогость их существования... Каждый на этот вопрос может отвечать по-разному. Но нельзя не признать, что роль Луки в жизни других персонажей пьесы велика.

Лука не пытается кого-то в чем-то убедить: Он просто утешает тех, кто в этом нуждается. Он не навязывает свою точку зрения, и в этом проявляется его мудрость. Лука уверен: «Во что веришь, то и есть». С этим нельзя не согласиться. Субъективное восприятие человеком окружающей действительности может сильно расходиться с мнением других. Но ведь мнение окружающих совсем необязательно считать истинным. Лука помогает обездоленным обрести надежду. А ведь это очень важно для человека.

Критики не могли придти к однозначным выводам относительно образа Луки. Некоторые считали, что Лука — это положительный герой, ведь он помогает людям найти в себе что-то хорошее. Другие считали Луку отрицательным персонажем, ведь после его ухода из ночлежки обитателям «дна» пришлось еще тяжелее, потому что они были вынуждены распрощаться с иллюзиями. Отношение самого Горького к Луке было весьма противоречивым. В 1910 году писатель говорил о герое пьесы: «Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он им и говорит разные слова — для утешения».

Обитатели ночлежки относятся к Луке как к сказочнику. Они и не обольщаются относительно слов старика. Например, Пепел говорит: «Врешь ты хорошо... Сказки говоришь приятно! Ври! Ничего...». Значит, слова Луки все-таки находят отклик в душах измученных людей.

Анну Лука утешает разговорами о покое, который наступит после смерти. Для умирающей женщины эти слова могут значить гораздо больше, чем рассуждения «рабочего человека», ее мужа Клеща о том, что после ее смерти он сможет устроить свою жизнь. Значит, в данном случае роль Луки, безусловно, положительная. Актеру, страдающему от пьянства, Лука говорит о специальных лечебницах, где могут вылечить алкоголиков. Эта надежда могла бы придать силы. И нельзя вменять Луке в вину, что утратив надежду, Актер решает покончить жизнь самоубийством. Надежда на лучшую долю могла бы сделать человека сильнее, если бы у него изначально было хоть немного больше сил и желания вырваться из замкнутого круга.

Ваське Пеплу Лука говорит о том, что в Сибири его жизнь сложится не так уж плохо. «А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!» Пусть слова старика могут вызвать сомнение. Но с другой стороны, попытка вселить уверенность в завтрашнем дне лучше намерения втоптать человека в грязь, лишить его последней мечты.

Далеко не случайно Лука рассказывает притчу о том, как некий человек верил в то, что где-то есть праведная земля. И когда вера была разрушена ученым, который сумел доказать, что земли этой не существует, человек повесился. Он не смог пережить крушения своих надежд. Старик уверен в том, что ложь может нести спасение, а правда, напротив, опасна и жестока.

Образ Луки — это олицетворение гуманности и человеколюбия. Парадоксально, но он сам — такой же обитатель «дна», как и другие. Но он не утратил человеческих качеств, находит в себе доброту и сострадание для окружающих. Остальные давно уже не находят в себе хоть каплю сочувствия к тем, кто рядом. Как же удалось Луке сохранить в себе доброту? Возможно, причина этого в том, что он, в отличие от окружающих, не перестает любить и уважать людей вокруг. Даже в тех случаях, когда любить и уважать их не за что. Попытки утешить страждущих для Луки не самоценны. Он не упивается своей ролью как утешителя, он использует ложь как средство пробудить что-то человеческое в омертвевших душах обитателей «дна». И не его вина в отсутствии результата. Можно упрекнуть Луку в том, что после его ухода жизнь обитателей ночлежки стала еще более тяжелой. Им пришлось расстаться с иллюзиями, вновь они оказались лицом к лицу с реалиями жизни. Но с другой стороны, упреки в адрес старца выглядят необоснованными. Беда обитателей «дна» в том, что они бездействуют, покоряются обстоятельствам, не пытаются сделать хоть что-нибудь для изменения своей судьбы. Лука мог бы стать для Актера путеводной звездой. Но тому проще верить Сатину. Не Лука, а Сатин и Барон стали причиной самоубийства Актера. Ведь именно они убедили несчастного в том, что нет больниц для алкоголиков. С другой стороны, разве в лечебницах было дело? Разве не мог Актер поверить в свое будущее и делать попытки что-то изменить в жизни? Лука пытался повлиять на него, говорил Сатину: «А ты — почто его с толку сбиваешь?» Остальные с безразличием относятся к словам, как своим, так и чужим.

Лука покидает ночлежку, потому что он не может изменить ход вещей. Не в его власти помочь людям покинуть «дно», стать полноправными членами общества. Лука понимает, что его помощь обездоленным не может быть чем-то материальным, ощутимым. Роль утешителя не может быть постоянной, иначе она обесценится. Попытки вселить надежду, ободрить должны напоминать вспышку света в непроглядной темноте. А потом люди уже сами станут решать, предпринимать ли им что-нибудь или нет. Пьеса не дает ответа, изменится ли жизнь хоть кого-то из обитателей дна. И, на мой взгляд, это не случайно; Горький в произведении поставил сложнейшие вопросы, ответить на которые каждый может по-своему.

Конфликт, в котором участвуют все герои, - другого рода. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии - в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Дополнительный материал для учителя

Для записи в начале урока можно предложить следующий план анализа драматического произведения:

1. Время создания и публикации пьесы.

2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.

3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала.

4. Действующие лица и их группировка.

5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.

6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.

7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.

8. Драматические характеры и их связь с действием.

9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.

10. Роль диалогов и монологов в пьесе. Слово и действие.

12. Жанровое и видовое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.

13. Комедийные средства (если это комедия).

14. Трагический колорит (в случае анализа трагедии).

15. Соотнесенность пьесы с эстетическими позициями автора и его взглядами на театр. Предназначенность пьесы для определенной сцены.

16. Театральная интерпретация драмы в пору ее создания и в последующее время. Лучшие актерские ансамбли, выдающиеся режиссерские решения, памятные воплощения отдельных ролей.

17. Пьеса и ее драматургические традиции.

Домашнее задание

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.

Урок 29. «Во что веришь - то и есть».

Роль Луки в драме «На дне»

Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Аналитическая беседа

Обратимся к внесобытийному ряду драмы и посмотрим, как здесь развивается конфликт.

Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?

(В экспозиции мы видим людей, в сущности, мирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют... до смерти…» «А ты - болван», - огрызается Сатин. «Почему?» - удивляется Актер. «Потому что - дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю... Почему - нельзя?» Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.)

В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?

(Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот - скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит - снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!»)

Кто из персонажей противопоставляет себя остальным?

(Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота... люди! Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрет жена...» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.)

Какая сцена является завязкой конфликта?

(Завязкой конфликта является появлением Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь: «Мне - все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все - прыгают... так-то». И еще: «Старику - где тепло, там и родина...» Лука оказывается в центре внимания постояльцев: «Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа...» - и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.)

Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?

(Лука быстро находит подход к ночлежникам: «Погляжу я на вас, братцы, - житье ваше - о-ой!..» Он жалеет Алешку: «Эх, парень, запутался ты…». Он не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести пол вместо ночлежников. Лука становится необходим Анне, жалеет ее: «Разве можно человека эдак бросать?». Лука умело льстит Медведеву, называя его «ундером», и тот тут же ловится на эту удочку.)

Что мы знаем о Луке?

(О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли много, оттого и мягок…»)

Каким образом Лука действует на ночлежников?

(В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев. Оказывается, проститутка Настя мечтает о прекрасной и светлой любви; спившийся Актер получает надежду на излечение от алкоголизма - Лука говорит ему: «Человек - все может, лишь бы захотел…»; вор Васька Пепел задумывает уехать в Сибирь и начать там новую жизнь с Наташей, стать крепким хозяином. Анне Лука дает утешение: «Ничего, милая! Ты - надейся... Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться - нечего! Тишина, спокой - лежи себе!» Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.)

Врал ли ночлежникам Лука?

(На этот счет могут быть разные мнения. Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь - «золотая сторона», а не только место ссылки и каторги. Насчет загробной жизни, которой он манит Анну, вопрос сложнее; это вопрос веры и религиозных убеждений. В чем же он врал? Когда Лука убеждает Настю, что он верит в ее чувства, в ее любовь: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она! Была!» - он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви.)

Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?

(Ночлежники сперва недоверчиво относятся к словам Луки: «Зачем ты все врешь? Лука же и не отрицает этого, он отвечает вопросом на вопрос: «И… чего тебе правда больно нужна... подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя...» Даже на прямой вопрос о Боге Лука отвечает уклончиво: «Коли веришь - есть; не веришь - нет... Во что веришь, то и есть…»)

На какие группы можно разделить героев пьесы?

(Героев пьесы можно разделить на «верующих» и «неверующих». Анна верит в Бога, Татарин - в Аллаха, Настя - в «роковую» любовь, Барон - в свое прошлое, возможно, придуманное. Клещ уже ни во что не верит, а Бубнов и не верил никогда и ничему.)

В чем сакральный смысл имени «Лука»?

(У имени «Лука» двойственный смысл: это имя напоминает евангелиста Луку, означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (эвфемизм слова «черт»).)

(Авторская позиция выражается в развитии сюжета. После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитывали герои. Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец. Актер, потерявший веру в себя, в свои силы, в точности повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавался, полагает, что человека нельзя лишать мечты, надежды, даже мнимой. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к самоубийству.)

Сам Горький писал о своем замысле: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправданно такое противопоставление?

(Обсуждение.)

В чем значение влияния Луки на ночлежников?

(Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь они и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь все зависит от них самих.)

Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой?

(Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет)

В чем причина быстрого угасания веры?

(Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность.)

Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?

(Лука объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому она так потянулась к нему и так разочаровались, лишившись внешней опоры с уходом Луки.)

Текст по пьесе А.М. Горького «На дне»

Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука?

Пьеса А.М. Горького «На дне» - реалистическое произведе­ние, социально-философская драма, написанная в 1902 г.

Главные герои пьесы - обитатели ночлежки, несчастные, обиженные судьбой люди, положение которых глубоко тра­гично: всем им нет выхода из жизненного тупика. Герои пьесы знают об этом и со всем смирились, понимая своё бессилие и никчемность.

Но вот в ночлежке появляется странствующий старик Лука, который даёт несчастным веру в избавление от нищеты и жал­кого прозябания. В сущности, пожилой, мудрый человек вселяет в «сожителей» силы и желание преодолеть определённые труд­ности на пути к возрождению.

Умирающей Анне он обещает успокоение в ином мире, про­дажную женщину Настю уверяет в том, что она достойна на­стоящей любви («Во что веришь, то и есть»), Актёру обещает помочь найти лечебницу, где лечат от алкоголя. Вору Василию Пеплу советует добровольно уйти в Сибирь, где «человеку как огурцу в парнике».

Но реальность жестока: никто из ночлежников не находит сил вынести бремя своих несчастий. Актёр повесился, так и не узнав название города, где он мог бы излечиться от пьянства. Анна, в ожидании облегчения своей участи после смерти, во­все не счастлива: она готова «потерпеть», лишь бы пожить подольше. Василий Пепел, очевидно, пойдёт в Сибирь, но не по своей воле, а как каторжник, приговорённый к ссылке за убийство.

Надежда, вспыхнувшая в сердцах несчастных людей, по­меркла для них навсегда, и пребывание «на дне» станет для них ещё более страшным и беспросветным.

Для чего же Лука обманывает ночлежников? Почему его однообразно успокоительные слова не содержат в себе заряд действенного добра и по сути привносят в жизнь «сожите­лей» ещё больше сумятицы и пустых надежд? Он произносит свои речи, очевидно, с одной целью: отвязаться от тех, кто докучает, надоедает ему бесконечными жалобами - людей слабых, лишённых поддержки со стороны и часто совершенно беспомощных.

Можно оправдывать или обвинять старика за то, что посе­янные им пустые иллюзии возможного счастья отнимают у не­счастных последнюю надежду на возрождение. Но он жалеет людей искренне - тем самым хоть на краткий миг согревает их исстрадавшиеся души. Да и что он может сделать - слабый человек вне закона: ведь у него самого нет «пачпорта».

Здесь искали:

  • что привнес в жизнь актера и других ночлежников странник лука
  • актер и лука
  • каким образом действует лука на ночлежников

В чем своеобразие любовного конфликта?

(Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.)

III. Заключительное слово учителя

Конфликт, в котором участвуют все герои, - другого рода. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии - в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Дополнительный материал для учителя

Для записи в начале урока можно предложить следующий план анализа драматического произведения:

1. Время создания и публикации пьесы.

2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.

3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала.

4. Действующие лица и их группировка.

5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.

6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.

7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.

8. Драматические характеры и их связь с действием.

9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.

10. Роль диалогов и монологов в пьесе. Слово и действие.

12. Жанровое и видовое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.

13. Комедийные средства (если это комедия).

14. Трагический колорит (в случае анализа трагедии).

15. Соотнесенность пьесы с эстетическими позициями автора и его взглядами на театр. Предназначенность пьесы для определенной сцены.

16. Театральная интерпретация драмы в пору ее создания и в последующее время. Лучшие актерские ансамбли, выдающиеся режиссерские решения, памятные воплощения отдельных ролей.

17. Пьеса и ее драматургические традиции.

Домашнее задание

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.

Урок 29. «Во что веришь - то и есть».

Роль Луки в драме «На дне»

Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.

Ход урока

I . Аналитическая беседа

Обратимся к внесобытийному ряду драмы и посмотрим, как здесь развивается конфликт.

Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?

(В экспозиции мы видим людей, в сущности, мирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют... до смерти…» «А ты - болван», - огрызается Сатин. «Почему?» - удивляется Актер. «Потому что - дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю... Почему - нельзя?» Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.)

В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?

(Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот - скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит - снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!»)

Кто из персонажей противопоставляет себя остальным?

(Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота... люди! Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрет жена...» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.)

Какая сцена является завязкой конфликта?

(Завязкой конфликта является появлением Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь: «Мне - все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все - прыгают... так-то». И еще: «Старику - где тепло, там и родина...» Лука оказывается в центре внимания постояльцев: «Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа...» - и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.)

Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?

(Лука быстро находит подход к ночлежникам: «Погляжу я на вас, братцы, - житье ваше - о-ой!..» Он жалеет Алешку: «Эх, парень, запутался ты…». Он не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести пол вместо ночлежников. Лука становится необходим Анне, жалеет ее: «Разве можно человека эдак бросать?». Лука умело льстит Медведеву, называя его «ундером», и тот тут же ловится на эту удочку.)

Что мы знаем о Луке?

(О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли много, оттого и мягок…»)

Каким образом Лука действует на ночлежников?

(В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев. Оказывается, проститутка Настя мечтает о прекрасной и светлой любви; спившийся Актер получает надежду на излечение от алкоголизма - Лука говорит ему: «Человек - все может, лишь бы захотел…»; вор Васька Пепел задумывает уехать в Сибирь и начать там новую жизнь с Наташей, стать крепким хозяином. Анне Лука дает утешение: «Ничего, милая! Ты - надейся... Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться - нечего! Тишина, спокой - лежи себе!» Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.)

Врал ли ночлежникам Лука?

(На этот счет могут быть разные мнения. Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь - «золотая сторона», а не только место ссылки и каторги. Насчет загробной жизни, которой он манит Анну, вопрос сложнее; это вопрос веры и религиозных убеждений. В чем же он врал? Когда Лука убеждает Настю, что он верит в ее чувства, в ее любовь: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она! Была!» - он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви.)

Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?

(Ночлежники сперва недоверчиво относятся к словам Луки: «Зачем ты все врешь? Лука же и не отрицает этого, он отвечает вопросом на вопрос: «И… чего тебе правда больно нужна... подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя...» Даже на прямой вопрос о Боге Лука отвечает уклончиво: «Коли веришь - есть; не веришь - нет... Во что веришь, то и есть…»)

На какие группы можно разделить героев пьесы?

(Героев пьесы можно разделить на «верующих» и «неверующих». Анна верит в Бога, Татарин - в Аллаха, Настя - в «роковую» любовь, Барон - в свое прошлое, возможно, придуманное. Клещ уже ни во что не верит, а Бубнов и не верил никогда и ничему.)

В чем сакральный смысл имени «Лука»?

(У имени «Лука» двойственный смысл: это имя напоминает евангелиста Луку, означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (эвфемизм слова «черт»).)

(Авторская позиция выражается в развитии сюжета. После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитывали герои. Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец. Актер, потерявший веру в себя, в свои силы, в точности повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавался, полагает, что человека нельзя лишать мечты, надежды, даже мнимой. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к самоубийству.)

Сам Горький писал о своем замысле: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправданно такое противопоставление?

(Обсуждение.)

В чем значение влияния Луки на ночлежников?

(Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь они и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь все зависит от них самих.)

Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой?

(Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет)

В чем причина быстрого угасания веры?

(Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность.)

Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?

(Лука объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому она так потянулась к нему и так разочаровались, лишившись внешней опоры с уходом Луки.)

II. Заключительное слово учителя

Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. По воспоминаниям И. М. Москвина, в постановке 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки. Некоторые критики увидели в Луке «Данко, которому приданы лишь реальные черты», «выразителя высшей правды», нашли элементы возвышения Луки в стихах Беранже, которые выкрикивает Актер:

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, -

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

К. С. Станиславский, один из постановщиков спектакля, намечал путь «снижения» героя «Лука хитрый», «хитро поглядывая», «коварно улыбаясь», «вкрадчиво, мягко», «видно, что врет».

Лука - живой образ именно потому что он противоречив и неоднозначен.

Домашнее задание

Выяснить, как решается вопрос о правде в пьесе. Найти высказывания разных героев о правде.

Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне»

Цель урока: выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.

Методические приемы: аналитическая беседа, дискуссия.

Ход урока

I . Слово учителя

Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше - истина или сострадание? Вопрос, о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему, имея все-таки в виду некую окончательную, высшую правду. Посмотрим, как соотносятся правда и ложь в драме «На дне».

I I . Работа со словарем

Что понимают под «правдой» герои пьесы?


Урок литературы. 11 класс

Тема: «Правда» и «ложь» в понимании героев пьесы А.М. Горького «На дне». Роль Луки».

Тип урока: урок-диспут с использованием технологии проблемного обучения.

Цели:

образовательные: уяснить, что значит «правда» и «ложь» для Луки, что он предпочитает – горькую правда или сладкую ложь? Функция образа.

развивающие: развитие умений анализа текста; развитие навыков критического мышления.

воспитывающие: воспитание любви к литературе.

Задача: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Оборудование: портрет М. Горького, иллюстрации к пьесе, стенная газета, мультимедийная презентация.

Вопросы диспута:


  1. определить понимание Лукой «правды» и «лжи»;

  2. установить, как к нему относятся разные персонажи;

  3. выяснить, какой результат имело появление Луки в ночлежке.

Ход урока:

Слово учителя: Сегодня наш урок пройдет в несколько необычной форме. Это будет диспут на тему: «Правда» и «ложь» в понимании героев пьесы А.М. Горького «На дне». Роль Луки».

Сразу стоить отметить, что изучаемая нами пьеса Горького вызывала и вызывает самые разные оценки и толкования. Особенно много споров было вокруг образа Луки и его представлении о правде.

Но прежде чем приступить к обсуждению, нам необходимо понять, что такое диспут. Зачитайте определения, которые вы выписали из словарей.

Ученики зачитывают словарную статью «диспут»: «Диспут – публичный спор на научную или общественную тему. Спор возникает тогда, когда существует несколько точек зрений на определенную проблему».

Учитель: Надеюсь, ваши мнения будут разнообразными, обоснованными, что очень важно, и интересными.

Итак, давайте обратимся к тексту. Найдите эпизод, когда Лука появляется в первый раз. (Первое действие).

Ученик читает со слов: «Наташа входит. За нею – Лука…» до «Старику где тепло – там и родина».

Учитель: Что мы можем сказать об этом человеке? Какое впечатление он производит на вас?

Ученик : Мы узнаем о его социальном положении, о возрасте, о внешности, о манере общаться, о способности к быстрому установлению контакта с незнакомыми людьми, о неприхотливости и т. д.

Учитель: Можно ли сказать, что несколько прочитанных нами реплик сообщают нам что-то о его жизненной позиции? Обратите внимание на фразы: «Мне – все равно!», «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают…», «Старику – где тепло, там и родина…», «Где тут, милая, приспособиться мне?»

Ученик: Он очень быстро приспосабливается к ситуации, «прогибается» под обстановку.

Учитель: Что бросается в глаза при анализе речи Луки в этом отрывке? Каковы ее отличительные особенности?

Ученик: В речи почти нет слов с негативным значением – это располагает к нему собеседников; Лука очень активно использует пословицы и поговорки – умудренность, жизненный опыт.

Учитель: Дома вам было необходимо выписать в тетрадь пословицы и поговорки, которые Лука использует в своей речи. Прочитайте их.

Ученики зачитывают выписанные пословицы и поговорки.

Учитель: Не кажется ли вам, что Лука, используя такое большое количество «готовых» выражений, постоянно выходит за рамки конкретной ситуации, как бы «прячется» за них? Нельзя ли сказать, что нередко он «примиряет» персонажей с тем положением дел, в котором они оказываются с помощью этих выражений?

Ответы учеников.

Учитель: Как вы относитесь к фразе, произнесенной Лукой: «Мяли много, оттого и мягок…»? Можно ли сказать, что Лука – приспособленец?

Ученик: По большому счету – да.

Учитель: Каким образом Лука действует на обитателей ночлежки?

Ученик: Лука быстро находит подход к ночлежникам: «Погляжу я на вас, братцы, – житье ваше – о-ой!..» Он жалеет Алешку: «Эх, парень, запутался ты…». Он не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести пол вместо ночлежников. Лука становится необходим Анне, жалеет ее: «Разве можно человека эдак бросать?». Лука умело льстит Медведеву, называя его «ундером», и тот тут же ловится на эту удочку.

Учитель: По вашему мнению, правильно ли вел себя Лука в разговоре с умирающей Анной? Помог ли он ей?

Ученик: Скорее, да.

Учитель: Что можно сказать о разговоре Луки и Актера по поводу лечения алкоголизма? Случайно ли то, что Лука не называет город? Каков итог этого разговора? Как вы думаете, есть ли доля вины Луки в самоубийстве Актера?

Ученик: Лука создает в сознании Актера лишь иллюзию того, что он сможет «подняться». Это – кратковременная надежда на лучшее будущее. Когда иллюзия исчезает, Актер совершает самоубийство. Лука в этом отчасти виноват.

Учитель: Помог ли Лука реально кому-то? Расскажите о его взаимоотношениях с каждым персонажем. Что он говорит каждому обитателю ночлежки?

Ученик: В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает их светлые стороны, суть личности. Это производит переворот в жизни героев. Оказывается Настя мечтает о прекрасной и светлой любви; спившийся Актер получает надежду на излечение от алкоголизма – Лука говорит ему: «Человек – все может, лишь бы захотел...»; вор Васька Пепел задумывает уехать в Сибирь и начать там новую жизнь с Наташей, стать крепким хозяином. Анне Лука дает утешение: «Ничего, милая! Ты – надейся... Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, спокой – лежи себе!» Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.

Учитель: Врал ли ночлежникам Лука?

Ученик: На этот счет могут быть разные мнения. Лука бескорыстно пыта­ется помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие сторо­ны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют ле­чебницы для алкоголиков, действительно Сибирь - «золотая сторона», а не только место ссылки и каторги. Насчет загробной жизни, которой он манит Анну, вопрос сложнее; это вопрос веры и религиозных убеждений. Когда Лука убеждает Настю, что он верит в ее чувства, в ее любовь: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она! Была!» - он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви.

Учитель: Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?
Ученик: Ночлежники сначала недоверчиво относятся к словам Луки: «Зачем

Ты все врешь?» Лука же и не отрицает этого, он отвечает вопросом на
вопрос: «И... чего тебе правда больно нужна... подумай-ка! Она, правда-
то, может, обух для тебя...» Даже на прямой вопрос о Боге Лука отвечает уклончиво: «Коли веришь - есть; не веришь - нет... Во что веришь, то
и есть...».

Учитель: А вообще, по-вашему, нужен человеку Лука (речь, естественно, идет не о персонаже пьесы Горького, а, вообще, о человеке, который способен хотя бы на короткое время подарить надежду)?

Ответы учеников.

Учитель: Лука уходит из ночлежки. Можно ли считать этот поступок бегством? Лука подарил надежду, но, может быть, он не хочет нести ответственность за то, что это лишь кратковременная иллюзия?

Ответы учеников.

Учитель: А попробуйте определить основные черты характера Луки. Что это за человек?

Ученик: По сути, Лука – бесхарактерный. Он очень пассивен. Он предпочитает приспосабливаться к проблемам, а не решать их.

Учитель: В связи с предыдущим вопросом – еще один. По вашему мнению, что все-таки Лука предпочитает: горькую правду или сладкую ложь? На сколько оправдан этот выбор? Что предпочитаете вы сами?

Ученик: Лука предпочитает, скорее, сладкую ложь. Иногда (очень редко!) этот выбор оправдан – в случае с Анной, например.

Учитель: Вспомним фразу: «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают…». По сути, Лука утверждает, что он любит всех. Возможно ли любить всех?

Ответы учеников.

Ученик: Авторская позиция выражается в развитии сюжета. После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитыва­ли герои. Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец. Актер, по­терявший веру в себя, в свои силы, в точности повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле. Лука, рассказав притчу о человеке, кото­рый, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полага­ет, что человека нельзя лишать мечты, надежды, даже мнимой. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к самоубийству.

Учитель: Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой?

Ученик: Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет.

Учитель: В чем причина быстрого угасания веры?

Ученик: Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и не­желании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудов­летворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность.

Учитель: Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?

Ученик: Лука объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятель­ствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому они так потянулись к нему и так разочаровались, лишившись внешней опоры с уходом Луки.

Итоговое слово учителя: Итак, прозвучали самые разнообразные мнения о Луке, о его жизненной позиции, о его мировоззрении. Рассуждая об этом персонаже, мы коснулись многих вопросов, которые выходят за рамки литературного произведения, литературоведения в целом. Все-таки, я думаю, вы согласитесь с тем, что литературное произведение учит размышлять.

Мы выяснили, что Лука – персонаж крайне противоречивый (это подтверждают ваши ответы, ваш спор).

Вообще, в литературоведении существует три основные трактовки этого образа:


  1. Трактовка МХАТа: Лука – вечный, неумный странник, искатель истины.

  2. Трактовка И. Анненского: Лука – беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время, подавляя активное начало. Лука – приспособленец.

  3. Трактовка Мережковского: Лука – апостол.
Вы можете быть приверженцами любой точки зрения. Существовать может любое мнение: каждый человек думает по-своему.

На сегодняшнем уроке-диспуте мы учились вырабатывать свое собственное мнение, отстаивать свою позицию.

Домашнее задание : подготовиться к написанию сочинения по пьесе М. Горького «На дне». Темы сочинений:


  1. «Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»

  2. Трагические судьбы людей «дна» в пьесе М. Горького «На дне».

Рефлексия: Близка ли вам «сладкая ложь» Луки? Поддерживаете ли вы его точку зрения?

Выставление оценок