Философия эпохи романтизма. Романтическая философия культуры

РУССКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ РОМАНТИЗМ

Теоретическое осмысление и освоение феномена романтизма западноевропейской и рус. культуры с выявлением его типологических особенностей. Романтизм возник в кон. 18 - нач. 19 в. как литературное философско-эстетическое движение, охватывающее широкие области духовной жизни (литература, философия, история, экономика, право). Становление и формирование основных принципов рус. романтизма относится к 1810-1920. Типологическими характеристиками как западноевропейского, так и рус. романтизма были три исходные посылки: национализм, индивидуализм и универсализм. Исторически зарождение романтизма было связано со становлением национального самосознания (нем., рус. и т.д.). Индивидуализм как конструктивный принцип романтического миросозерцания сформировался в противостоянии эстетике классицизма (с его идеей всеобщности) и культу разума эпохи Просвещения. Именно в романтизме индивид стал осознавать себя самостоятельной и уникальной личностью, противостоящей миру, а не являющейся его слепой и бездушной частицей. В принципе универсализма воплотилась метафизика романтизма, восходящая к филос. основаниям платонизма и шеллингианства.
Это не означало, что все эти принципы осознавались всеми представителями Р.ф.р. или содержались в полном объеме в их теоретических рассуждениях. Как правило, внимание рус. романтиков было подчеркнуто рассредоточенным. Можно говорить о национализме М.Н. Загоскина, индивидуализме А.А. Бестужева-Марлинского, универсализме В.Ф. Одоевского. Пропагандой нем. романтизма занимались такие альманахи и журн., как «Мнемозина» В.К. Кюхельбекера и Одоевского, «Московский вестник» Д.В. Веневитинова, «Атеней» М.Г. Павлова; фр. романтизма - «Московский телеграф» Н.А. Полевого. Философия рус. романтизма как по форме, так и по содержанию развивалась в рамках филос. эстетики, с ее особенным интересом к гносеологической проблематике в связи с осмыслением процесса художественного творчества. Тот факт, что в основании филос. эстетики рус. романтизма лежала философия тождества и философия откровения Ф.В.Й. Шеллинга, а также филос. принципы йенского романтизма, обусловил его интерес к проблеме интеллектуальной интуиции, к иррационалистическому обоснованию природы художественного процесса и природы творчества гения, к символизму художественных форм, к концепции «искусства для искусства». Все эти проблемы романтической эстетики рассматривались сквозь призму специфических для романтизма исходных посылок. В дальнейшем рус. романтизм акцентировал основное внимание на нации как исходном принципе философствования, что проявилось, в частности, в филос. концепциях славянофилов и почвенников.

  • - I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат-ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789.  ...

    Литературная энциклопедия

  • - РОМАНТИЗМ. Историки литературы сами признают, что из всех терминов, какие употребляет их наука, самый неопределенный и расплывчатый, это - именно романтизм...

    Словарь литературных терминов

  • - художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, а также в США. Для а характерен особый интерес к...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы...

    Словарь литературоведческих терминов

  • - , идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии...

    Художественная энциклопедия

  • - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре ХIII – нач. ХIХ вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном...

    Энциклопедия культурологии

  • - - художеств. течение, сформировавшееся в кон. 18 - нач. 19 вв. сначала в лит-ре, затем в музыке и др. иск-вах. Понятие "Р." произошло от эпитета "романтический"...

    Музыкальная энциклопедия

  • Новейший философский словарь

  • - сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 вв., затронувшее все сферы духовной жизни...

    История философии

  • - Это понятие ассоциируется со свободным и идеалистическим характером выражения чувств и индивидуальности и отношения к ним. Романтизм тем не менее представляет собой весьма неопределенный...

    Политология. Словарь.

  • - идейное и художеств. направление, возникшее в Европе на рубеже 18-19 вв. и охватившее философию, право, политэкономию, филологию, историографию и особенно ярко проявившееся в лит-ре и искусстве...

    Советская историческая энциклопедия

  • - стиль творчества и мышления, широко распространившийся в пер. пол. 19 в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени...

    Философская энциклопедия

  • - Р. можно понимать, с одной стороны, как известное поэтическое настроение, а с другой - как историческое явление, характерно выразившееся в европейской литературе первой половины XIX столетия. Сущность...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского romance через английский romantic , передаваемое...

    Большая Советская энциклопедия

  • - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

"РУССКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ РОМАНТИЗМ" в книгах

Романтизм

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

Романтизм Душа - ничего не желает,Кроме покоя.Сосредоточенная и пустаяДуша оставаться желает, на все остальное -Искусство, политику, прочее там –положив с прибором.В порядке как бы что ли сомнамбулизма.Дома сидеть в полудреме,Думать дурацкие мысли,Перебирать

6. Снова романтизм

Из книги Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии автора Левченко Ян Сергеевич

6. Снова романтизм Восприятие современности сквозь историю и пристальный поиск себя уводит формалистские корни в романтическую почву. Решая в научных работах личные вопросы, формалисты демонстрировали примеры высокой рефлексии в текстах смешанного жанра. Литература

37. Романтизм. Реализм

Из книги История культуры автора Дорохова М А

37. Романтизм. Реализм Романтики стали отказываться от объективности в пользу субъективного творческого воображения.Среди писателей романтизма стоит выделить Жана Поля (1763–1825), основателя романтической этики, автора романов «Геспер», «Зибенкэз» и др., а также романтика,

7. Романтизм

Из книги Третий рейх: символы злодейства. История нацизма в Германии. 1933-1945 автора Лессер Йонас

7. Романтизм Гете когда-то сказал: «Классика – это здоровье, романтизм – это болезнь». Как он был прав! Писатель Генрих Манн, процитировав эти слова, сказал в 1946 году: «Этот великий ценитель жизни не любил их всех. Для немецких романтиков характерно самое низменное

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ РОМАНТИЗМ

Из книги СССР: логика истории. автора Александров Юрий

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ РОМАНТИЗМ Прежде чем мы обратимся непосредственно к истории СССР, полезно рассмотреть причины, побудившие основоположников марксизма связать социализм с общенародной формой собственности на средства производства.К. Маркс и Ф. Энгельс творили в эпоху

2. Романтизм разочарования

Из книги Теория романа (Опыт историко-философского исследования форм большой эпики) автора Лукач Георг

Очерк четвертый. РУССКИЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ РЕНЕССАНС И СБОРНИК «ВЕХИ»

Из книги Очерки по истории русской философии автора Левицкий С. А.

Очерк четвертый. РУССКИЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ РЕНЕССАНС И СБОРНИК «ВЕХИ» Период, называемый «русским религиозно-философским Ренессансом», был периодом обновления русской культуры и русской мысли. По своему духовному напряжению, по страстности исканий, по богатству

Романтизм

Из книги Избранное автора Доброхотов Александр Львович

Романтизм – стиль творчества и мышления, широко распространившийся в первой половине XIX в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени.Основные представители романтизма:. Германия – Новалис, Ф. Шлегель, Шлейермахер, Тик;

РОМАНТИЗМ

Из книги Мир Софии автора Гордер Юстейн

РОМАНТИЗМ …самая сокровенная тайна скрывается внутри… Хильда наконец выпустила папку из рук и позволила ей сползти на пол.По сравнению с тем временем, когда она ложилась, в комнате стало еще светлее. Хильда взглянула на часы. Без нескольких минут три. Она повернулась на

Романтизм

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Романтизм Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре, сформировавшееся в конце XVIII – первой половине XIX века. В романтизме нашло отражение то разочарование в итогах Французской революции конца XVIII века, в идеологии

Романтизм

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

РОМАНТИЗМ

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

РОМАНТИЗМ - сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 вв., затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т.д.). Сущностные черты Р. нашли свое наиболее полное выражение в творчестве немецких

Романтизм

Из книги Немецкоязычная литература: учебное пособие автора Глазкова Татьяна Юрьевна

Романтизм Сентименталисты и штюрмеры явились предтечами зародившегося в Германии на рубеже XVIII–XIX вв. нового культурного направления – романтизма. Распространению романтизма в Европе отчасти способствовала и Французская революция, провозгласившая созидание нового

2.2.3. Романтизм, символизм и «Немецкий романтизм» В. М. Жирмунского

Из книги «Валгаллы белое вино…» [Немецкая тема в поэзии О. Мандельштама] автора Киршбаум Генрих

2.2.3. Романтизм, символизм и «Немецкий романтизм» В. М. Жирмунского В процессе критики символизма Мандельштам прибегает и к привычным для акмеистов выпадам против центрального понятия символизма - символа: «Alles Verg?ngliche ist nur ein Gleichnis. Всё преходящее только подобие. Возьмем,

2. Русский романтизм и проблема Ислама

Из книги Россия и ислам. Том 2 автора Батунский Марк Абрамович

2. Русский романтизм и проблема Ислама При всех филиппиках в адрес Цивилизации ^ «христианского мира», особенно его европейского компонента) со стороны немалого числа представителей русского романтизма, она и для них оставалась олицетворением Порядка, Организованности

Философские и эстетические основы романтизма.

Романтизм — духовная ситуация европейской культуры в XVIII—XX веках, представляющая собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. От (франц. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Определить «романтизм» безотносительно формы его проявления (в литературе, музыке, философии и пр.) крайне сложно. Однако некоторые элементы понимания романтизма можно выделить:

1. Это прежде всего порыв к свободе человеческого духа от сковывающих условий бытия.

2. Интерес к тому, что еще не воплотилось в жизни в виде готовых произведений искусства, науки, природы. «Жизненное брожение», процессы творчества - в центре внимания романтиков.

3. Романтики переживают «разорванность» жизни в современном им обществе. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» - желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному; «страсть», «тоска», «желание» - обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать. Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован рационально. Этот идеал есть внутренний мир человека. Этот идеал всегда полностью неопределен, его нельзя выставить на показ, напротив, его стремятся утаить от людей.

4. Чувственность ставится выше разума. Неоднократно декларируется, что поэт, художник глубже понимает мир, чем ученый, потому что пользуется синтетическим художественным образом, а ученый степени строгой рациональностью мышления.

Философия.

Основными факторами, определявшими характер литературного процесса конца XVIII- первых трех десятилетий XIX в., были влияние Французской революции, политическая раздробленность и экономическая отсталость страны, антинаполеоновское освободительное движение и атмосфера общей политической реакции периода Реставрации без предшествовавшей революции.

XIX в. своим важнейшим компонентом имели вопросы эстетики. И Кант, и Шеллинг, и Гегель в своем истолковании системы мироздания важное место отводили искусству.

Крупнейшим представителем философии классического немецкого идеализма является И. Кант (1724- 1804), систему которого Маркс назвал «немецкой теорией французской революции»* Противоречивая в своей основе философская концепция Канта, признававшая существование вещного материального мира независимо от субъективного сознания человека, вместе с тем утверждала непознаваемость этого мира («вещь в себе»), существование априорных, лежащих вне чувственного опыта, форм сознания.

Значительное влияние Французской революции испытал другой крупнейший философ Германии того времени И. Г. Фихте (1762-1814), представитель субъективно-идеалистического направления философской мысли. С идеями Фихте были связаны многие основные положения философско-эстетической системы ранних немецких романтиков. Как и у Канта, конкретные социально-политические принципы Французской революции трансформировались у Фихте -в связи со спецификой общественного развития Германии в отвлеченный философско-этический план вне конкретной общественной практики. Однако именно под влиянием Французской революции понятие свободы личности, абсолютной свободы воли становится одним из узловых положений в учении Фихте.

В годы наполеоновской оккупации Фихте выступил страстным пропагандистом освободительных идей («Речи к немецкой нации»), хотя призывы и имели некоторый националистический оттенок. Эта позиция Фихте завоевала ему большую популярность в среде передовой интеллигенции и особенно у студенческой молодежи. В 1810 г. он стал первым ректором только что основанного университета в Берлине.

Фихте отвергал кантовский дуализм, отрицая положение Канта о существовании «вещи в себе», т. е. объективного материального мира. При том, что у Фихте есть некоторые незначительные отступления в сторону объективного идеализма, в целом он занимал последовательные субъективно-идеалистические позиции, утверждая, что активная деятельность абсолютного «Я» является изначальной силой, созидающей все мироздание.

В значительно меньшей мере влияние Французской революции коснулось другого выдающегося представителя немецкого классического идеализма - Шеллинга (1775-1854). В конце 90-х - начале 1800-х годов Шеллинг принимал участие в разработке эстетической программы иенского романтизма. В эту же пору Шеллинг создал свои основные работы: «Философия природы», «Система трансцендентального идеализма» и «Философия искусства».

Натурфилософия Шеллинга, возникшая как попытка обобщения новейших достижений естественных наук, имела свои позитивные моменты, заключающиеся прежде всего в том, что природа рассматривается как всеобщее единство различных проявлений, как единство, развивающееся в результате столкновения противоположных сил.

Представляя в классическом идеализме разновидность идеализма объективного, Шеллинг разработал в отличие от Фихте концепцию идеалистического монизма. Снимая фихтеанскую антитезу «Я» и «не-Я», субъекта и объекта, Шеллинг утверждал единство природы и создания. На ранней стадии развития, по Шеллингу, существовала лишь природа как воплощение бессознательного духовного начала, которое на последующих ступенях эволюционировало к своему высшему выражению - человеческому сознанию-Несколько позже философ сформулировал этот принцип иначе - как тождество природы и сознания. Поэтому систему Шеллинга называют нередко философией тождества.

Эстетические взгляды Шеллинга были ярким выражением романтической концепции искусства и прекрасного. В «Философии искусства», где уже ощутимо намечается путь Шеллинга к религиозному мистицизму, суть искусства трактуется как наиболее совершенное выражение мирового духа, синтез субъекта и объекта, сознания и природы, т. е. искусство является «самосозерцанием абсолютного духа». А в «Системе трансцендентального идеализма» утверждается, что искусство - «извечный и подлинный органон философии». Иенская школа полностью разделяла эту концепцию искусства как некоего самоценного и всеобъемлющего изначального начала всех начал. Так, иенские романтики, как и Шеллинг, полагали, что наука возникла в лоне искусства и туда же она вернется в грядущем гармоническом универсуме. В отличие от просветителей, видевших задачи искусства в подражании природе, Шеллинг считает, что искусство есть выражение абсолютной идеи, заключающейся в природе. И только интуитивная сила гениального художественного прозрения, дарованная художнику, позволяет ему уловить в природе эту абсолютную идею. Поэтому в полном согласии с романтической философией творческого акта в искусстве Шеллинг утверждает бессознательность, чудесность творческого процесса.

Своей вершины немецкий классический идеализм достигает в философии Гегеля (1770-1831). Реакционно-идеалистические черты в социологических, исторических, правовых и политических концепциях философской системы Гегеля вступали в резкое противоречие с его диалектическим методом. Углубляя концепции Шеллинга, Гегель с позиций объективного идеализма рассматривает в качестве основы бытия, как материального, так и духовного, абсолютную идею, которая в своем развитии проходит три ступени: логику, философию природы и философию духа. Абсолютный дух, утверждает философ, является высшей ступенью развития абсолютной идеи, имеющей три стадии самопознания: в искусстве, религии и философии.

Основные черты системы и диалектического метода Гегеля определены в его главных работах: «Феноменология духа» и «Наука логики». Его эстетическая концепция изложена преимущественно в «Лекциях по эстетике».

Развитие искусства, по Гегелю, проходит три этапа (формы) как три разных воплощения идеала, т. е. чувственного, образного выражения абсолютной идеи в действительности. Из этих трех форм (первые две - символическая, которой соответствует искусство восточное, и классическая с искусством античным) последняя - романтическая - наиболее полно воплощает реализацию идеи. Но в отличие от искусства классического, в котором форма находится в полном соответствии с содержанием, искусство романтическое характеризуется преобладанием содержания (идеи) над формой. К романтической форме Гегель причислял как средневековое, так и современное искусство.

В основе романтического мироощущения лежит «двоемирие» - ощущение глубокого разрыва между идеалом и действительностью. Идеал - нечто вечное, бесконечное, абсолютное, прекрасное, совершенное, при этом таинственное и часто непостижимое. Действительность, напротив, преходяща, ограничена, конкретна, безобразна.

Особое внимание человеческой душе, как к сгустку противоречивых мыслей, страстей, желаний - отсюда развитие принципа романтического психологизма. Романтики видят в душе человека соединение двух полюсов «ангела» и «зверя».

В 17-18 веках романтизм воспринимался слишком широко и неоднозначно. Ещё живы и как-то сосуществуют последние могикане из классицизма, не утратившего стержень рациональности, и Просвещение - оплот рациональной художественности. Новый стандарт в эти нерушимые устои не вписался, поскольку отошёл от ясной завершённости формы. Романтизм в литературе по определению Дидро - переживание и представление, разочаровавшееся в разуме, не приемлющее малейшие противоречия цивилизации, той, которая враждебна искусству, и, как всякий потребитель, прагматична и корыстна. Искусство же - созерцательно и универсально.

Поэтому романтизм в литературе размыл все границы и пришёл всюду почти одновременно как самодостаточная творческая сфера. У истоков стояли романские языки и всё, что на них написано: роман, романс. В Германии и Франции вдруг расцвела лирическая поэзия - Гейне, Гофман, Готье, де Сталь, Шатобриан. А какие сказки сочиняли братья Гримм! Помимо того, что их творчеством горячо поддержан романтизм в литературе, они внесли огромный вклад в развитие немецкой филологии и фольклористики. Не успела оглянуться континентальная Европа - за морем лорд Байрон вдруг проснулся знаменитым и заразил "Чайльд-Гарольдом" читающий по-английски мир. Человечество не переболело до сих пор этим мрачным эгоизмом, и вряд ли когда-нибудь люди залечат раны его очарования. Английский романтизм в литературе дал человечеству не только Байрона, но и Шелли, Китса, Блейка и многих других.

Пафос борьбы и протеста

Характерные признаки романтизма: язык очень сложен, затуманена форма, максимальные обобщение, иносказание и метафоричность, обогащение выразительных средств, психологизм, художественный синтез. Как нельзя лучше впитали эти тенденции художники романтизма. Они проповедовали свободу самовыражения, были предельно внимательны к индивидуальным, неповторимым качествам человеческой души, им близка была искренняя раскованность, эмоциональность и вдохновение. На смену уходящему рационализму приходят новые взгляды и чувствования. Родился романтизм в литературе, но знамя было сразу же подхвачено практически всеми видами и родами искусств. Художники обратились к таинственным народным поверьям, волшебным и отчасти ужасным сказкам, к старинным балладам и трансцедентальной философии. Наряду со всем этим сильна была творческая тяга к демократическим и национальным движениям.

Французский художник Делакруа обожал Байрона и Французскую революцию, которую запечатлел в виде всемирно известной картины "Свобода на баррикадах". Игровая стихия, растворившая эстетические рамки классицизма, обострила внимание ко всему необычному, нестандартному. Делакруа заинтересовался мифом и даже объявил его идеалом романтического творчества. В желании расширить рамки жанров, он опирался на фольклор. Искал образ, стремление и динамику в эстетике быта, морали и политики. Ушла разумная проза жизни, родилась неуёмная поэзия сердца. Разве чувства не более важны для работы души, чем разум? Вагнер, например, утверждал, что обращается только к чувству, а вовсе не к разуму. Ему вторил Шуман, что разум, дескать, заблуждается, а чувства - никогда. Композиторам вряд ли кто-то осмелится возражать, потому что музыка глубже всех проникает в тёмные и далёкие закоулки человеческой души и выносит оттуда самое сокровенное. В сокровищнице мирового романтизма наибольшее количество перлов записано нотами. Смотрите сами: Шуберт, Вебер, Паганини, Россини - все прекрасны, каждый на особицу, и вдруг - Шопен! И рядом с ним - Шуман, Лист, Мендельсон, Берлиоз, Вагнер, Верди, Сметана, Григ! Алябьев, Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, и вдруг - Чайковский!

Развиваются песенные жанры - романс, баллада, потому что в самой большой степени романтизм в искусстве, в том числе и в музыке, характеризуется интересом к народному творчеству. Насколько вследствие этого обогатились оркестровые краски! Как расширился арсенал жанров! Романтизм в литературе и живописи к середине 19 века уже почти насытился творческим бунтарством, а музыка жила в нём значительно дольше.

Воспевание возвышенного

Мировая философия тоже не осталась в стороне новоявленного направления искусств. Основателями романтизма в философии стали три брата Шлегель, а также Новалис, Гёльдерлин и Шлейермахер. Работа Канта "Критика способности суждения" стала знаменем всеобщей центральной идеи - позитивного наслаждения возвышенным, не имеющим ни формы, ни окончания, и которое не есть радость, а только изумление, познание и осмысление. Отсюда рождается интерес творческой личности к злу, облагораживание его и, таким образом, познание добра.

1797 год, который Шеллинг провел в Лейпциге за изучением естествознания и натурфилософскими поисками, были весьма важными для формирования нового идейного направления, которое в последствии получило название романтизм. В этот период пародируется все на свете. Кант с его почитанием закона, Фихте, прославивший революцию, Руссо, идеализирующий природу. Важнейшая ипостась романтизма - ирония." В иронии, - говорил теоретик романтизма Фридрих Шлегель, - все должно быть шуткой и все должно быть всерьез, все простодушно - откровенным и глубоко притворным. Она возникает, когда соединяется чутье и искусство жизни и научный дух, когда совпадают друг с другом и законченная философия природы, законченная философия искусства. В ней содержится, и она вызывает в нас чувство непреодолимого пространства между безусловным и обусловленным, чувство невозможности и необходимости всей полноты высказывания. Она есть самая свободная из всех вольностей, так как благодаря ей человек способен возвысится над самим собой, и в тоже время ей присуща всяческая закономерность, так как она безусловна необходима. Нужно считать хорошим знаком, что гармонические пошляки не знают, как относится к этому постоянному самопародированию, когда попеременно нужно то верить, то не верить, покамест у них не начнется головокружение, шутку принимают всерьез, а серьезное принимают за шутку". Романтики ценят смех. Видели в нем средство расковать сознание. А свобода духа - цель романтизма. Их обвиняли в том, что они смеются ради самого смеха, для них, мол, нет ничего святого. Это не справедливо. Романтизм всегда не только низвержение идеалов, но и утверждение идеалов, при том прямом и непосредственном, без околичностей и уверток. Идеал романтиков - свободная личность. "Только индивид интересен". Интерес к индивидуальному не перерастет, однако, в индивидуализм, в эгоистическое самолюбование, в пренебрежение другими и подавление их. Романтизм универсален, он за преодоление любой нетерпимости, всякой узости. Для романтика интересна любая индивидуальность - человек, народ, все человечество как нечто неповторимое в богосотворенном мире. О своих идеалах романтики умели говорить не только иронически двусмысленно, но возвышенно - политически, с откровенной восторженностью. Романтики в природе не "порождение своего беспорядочного воображения", а абсолютную реальность. (Культ природы вскоре сведет их с Шеллингом). Природа - объект не покорения, а поклонения. Поэзия искусство - средства проникнуть в ее тайны, не нарушив первозданной гармонии. У поэта и подлинного естествоиспытателя общий язык, язык самой природы. Только полная гамма развитых человеческих потенций делает человека природным существом, ведет к слиянию с природой. Романтики умели не только мечтать и грезить о далёком, несбыточном, но и находить свои идеалы в близком, повседневном, человеческом. Кто обвинит их в противоречивости? Противоречий полна сама жизнь. А она для романтиков сама жизнь. Они чураются абстрактного мышления, видя в нем если не умершее чувство, то, во всяком случае, жизнь серую и чахлую. В литературе они ищут универсальную форму, которая полнее всего соответствовала бы богатству жизни. Они против жестких рамок художественного жанра. Универсальную форму видят в романе (отсюда и название "романизм"). "Роман - это жизнь в форме книги", - говорит Новалис. Образцом для них служит "Вильгельм Лейстер" Гёте. Впрочем, Фридрих Шлегель к "романам" причисляет и драмы Шекспира. Термин еще не устоялся, понятия не прояснены, "романтический" для романтиков - значит "всесторонний", "соответствующий жизни", "взятый из истории. Одновременно возникает и другое значение слова - "выходящий за рамки повседневности".

На восходящую философскую звезду - Шеллинга - романтики не могли не обратить внимания. В марте 1797 года Фридрих Шлегель, тогда ярый фихтинец, опубликовал восторженную рецензию о статье Фихте и Шеллинга в "Философском журнале". Остывая к Фихте, он охлаждался к Шеллингу. "Идея к философии природы" ему решительно не понравились. Но личность Шеллинга притягивает. И не смотря на то, что для романтиков он представляется как оледеневшим. Для них "Его так называемая энергия - всего лишь румянец на щеках больного. Для него вся жизнь состоит из одних плюсов и минусов". (Ф. Шлегель Шлеермахеру). Но все же, не смотря на все разногласия, Шеллинг был постоянным гостем Шлегеля. Также был непосредственным членом Иенского кружка романтиков, 1799 года просуществовавшего до весны следующего года. Он был не только постоянным гостем в доме А.В. Шлегеля, в сентябре он здесь поселился. Он разделял многие убеждения романтиков, их разочарование в идеалах Просвещения и Французской революции, их стремления найти новые пути в духовной жизни - в философии, в науки, в искусстве. Их сближала любовь к природе (чем не мог похвалиться Фихте); препятствием, однако служила, разница в устремлениях: романтики мечтали "слиться с природой". Шеллинг думал над тем, как ее познать. Романтики принимали идею от Канта и разрабатываемую Шеллинга идею двойственности бытия - мира природы и мира свободы. Но Шеллинг пытался построить систему натурфилософии и систему трансцендентальной философии, романтики же отвергали саму идею упорядоченного мышления. Отсюда, их культ иронии, который не всегда приходился по вкусу Шеллингу. Романтики полны благоговейного отношения к религии, а Шеллинг еще не разделался с просветительским скептицизмом.

По мнению Шеллинга, религия не может быть метафизикой. Но и Кантовская трактовка религии "в приделах только разума" тоже не верна. Религия не мораль и не средство ее упрочения. Религия - это особое чувство зависимости от бесконечного. Но, не смотря на все мытарства Шеллинга, он был всегда больше натуралистом, чем, кем-либо. Что первично: дух или природа?"всякая философия должна исходить из того, либо природа создается разумностью, либо разумность природой". Естествознанию свойственна тенденция, переходить от природы к духу. Натуралист открывает законы, оразумливает природу; благодаря этому естествознание превращается в натурфилософию, "которая является основой философской наукой". Антипод натурфилософии - трансцендентальная философия. Она исходит из первичности субъективного духовного принципа. Шеллинг называет ее "другой основой философской наукой", (отнюдь не единственной и даже не первой!) это "знание о знании".

Шеллинг по прежнему полон любви к природе и почтению к естествознанию. "Как не стараешься избавиться от природы, она всегда настаивает на своем" - это латинское изречение он напоминает тем, кто готов отмахнутся от окружающего нас мира. В новой работе Шеллинг просто переходит к другому кругу проблем. Те, что поставил Кант, частично решил, а частично сделал предметом размышления. Главное открытие Кант в "Критике чистого разума" - активность познания. Шеллинг раздвигает рамки этого открытия. Активен, по Канту, рассудок, чувства пассивны: интеллект конструирует понятия, чувства лишь аффинируются (возбуждаются) окружающими вещами. Простейший акт познания - ощущения. Вся реальность познания опирается на ощущения, и Шеллинг называет "неудавшейся" любую философию, которая "не в состоянии объяснить ощущения". Старые рационалисты игнорировали ощущения, эмпирики видели их значения, но не могли растолковать, что это такое. Однако воздействие извне недостаточно для понимания ощущения. Ответить на вопрос о происхождения ощущения - значить назвать породившую его причину. Но "закон причинности распределяется только на однородные вещи (вещи принадлежащие одному и тому же миру) и не допускает перехода одного мира в другой. Ввиду этого превращения первоначального бытия в знании было бы понятно, если бы можно было бы показать, что также и представление является родом бытия: такое объяснение, во всяком случае, выдвигается материализмом, системой, которую философу оставалось только приветствовать, если бы она действительно выполняла взятые на себя обещания. Однако материализм в том виде, как он до сих пор существовал, характеризуется полной непонятностью, а если он становится пригодным для понимания, его нельзя отличить от трансцендентального идеализма. "

Ценнейшее познание! Шеллинг по прежнему тянется к материализму, но его не устраивает в известном ему материализму отсутствие диалектики. Идея активности познания логично приводит к другой идей, едва намеченной в гносеологии Кантом и подхваченной Шеллингом, - идее историзма. Шеллинг набрасывает систему понятий, которая, по его представлению, совпадает с действительным движением познания и конструирование реального мира. "Философия является. историей самосознания, проходящего различные эпохи". Термин "эпохи" употреблялся раньше только применительно к истории человечества, Шеллинг включает его в теорию познания.

Изначальное тождество объекта и субъекта, духа и материи носит деятельный характер. Два противоположных вида деятельности - реальный, подлежащий ограничению, и идеальный, безграничный, сливаются в нечто третье, представляющее собой ощущение. Оно и идеально и реально одновременно, пассивно и активно. В "первую эпоху" самосознание проходит путь от простого ощущения до продуктивного созерцания. Понятие продуктивного, или интеллектуального, созерцания - важнейшее в системе трансцендентального идеализма. Это знание о предмете и одновременно порождение его. Как же конструируется материальный предмет? Материя существует в трех измерениях, которые создаются действием трех сил - магнетизма, электричества и химического средства. Действие магнитной силы однолинейно, так рождается измерение длины; электричество растекается по плоскости, химический процесс протекает, а пространстве. "Вторая эпоха" простирается от продуктивного созерцания до рефлексии (размышления о самом себе).

"Третья эпоха" - это рефлексия до акта воли. Таким образом, Я самосознание, восходит от мертвой материи к живой, мыслящей и далее к поведения человека. Мы мыслим категориями - предельно общими понятиями. Шеллинг не только перечисляет их - отношение, субстанция и акциденция, протяженность и время, причина и действие, взаимодействие и т.д. Он пытается построить их иерархию, показать, как распадается категория на две противоположные, как сливаются эти противоположности снова в одном, более содержательном, поведенческой сфере деятельности человека. Возможность, действительность, необходимость - таковы последние ступени этой лестницы категорий, которая проводит нас в новый, верхний, этаж, где господствует свободная воля. Действующее лицо истории - человек, наделенный свободой воли. Но, подчеркивает Шеллинг, разумное существо, пребывающее в полной изолированности, не может подняться до сознания свободы, не в состоянии даже до осознания объективного мира. Лишь наличие других индивидов и никогда на прекращающее взаимодействие индивида с ними ведет к завершению самосознания. Речь, следовательно, идет об общественной природе сознания и деятельности человека.

Мораль и право регулирует отношения индивида и общества. Шеллинг принимает кантовский категорический императив ("Ты обязан хотеть только то, что могут захотеть все разумные существа вообще") как принцип поведения человека, принимает кантовскую идею изначального зла в человеке и заложенных в нем задатков добра, которые должны возобладать в результате морального воспитания.

Вслед за Кантом Шеллинг видит идеал общественного устройства в установлении всеобщего правового строя, который должен распространятся на отношения между государствами. Ни одно государство не может рассчитывать на безопасность, если не будет создана межгосударственная организация, "государство государств", своего рода федерация, члены которой взаимно гарантировали бы свою неприкосновенность. На случай распрей народов должен быть создан общий ареопаг, куда войдут представители всех культурных наций с правом применять совместную силу всех стран против нарушителя международного спокойствия. Кроме "романтической школы", Шеллинг прошел еще трансцендентальную школу Канта. Он твердо усвоил, что знание - продукт воображения, этого "великого художника", как именовал воображение кинегбергский мудрец. Знает человек только то, что может сделать. Познаваемый нами мир - наше художественное произведение. Говорит о нем сухим "геометрическим" языком Спинозы не пристойно. Для этой цели уместен поэтический язык Платона. До сих пор Шеллинг излагает или интерпретирует то, что писал Кант в своих статьях по философии истории.

Общее с романтиками, внимательное прочтение Канта. Позволило Шеллингу впервые высказаться на тему философии искусства, причем очень удачно. У Канта он заимствовал тезис - искусство преодолевает разрыв между природой и свободой - это промежуточная сфера, обладающая качествами и одного и другого. Как вид творчества оно сочетает сознательные и бессознательные компоненты. Кант сравнил природный организм с органической структурой художественного произведения. Шеллинг устанавливает два важных различия. Организм рождается целостным; художник видит, но творить его может по частям, создавая из них нечто потом неразделимое. Далее, природа начинает с бессознательности и лишь, в конце концов, приходит к сознанию: в искусстве путь иной - сознательное начало и бессознательное завершение начатого труда. И еще одно важное отличие. Произведение природы не обязательно прекрасно. Произведение искусства прекрасно всегда. Искусство выше философии еще в одном отношении: "Хотя философия достигает величайших высот, но в эти выси она увлекает лишь частицу человека. Искусство же позволяет добраться до этих высот целостному человеку ". Но если одному лишь искусству даровано превращать в объективно значимое то, что философ в состоянии излагать исключительно в форме субъективности, то от сюда можно сделать еще один вывод. А именно: раз философия когда - то на зоре наук родилась из поэзии, наподобие того, как произошло это со всеми другими науками, которые так именно приближались к своему совершенству, то можно надеяться, что и ныне все эти науки совместно с философией после своего завершения множеством отдельных струй вольются обратно в тот всеобъемлющий океан поэзии, откуда они первоначально изошли И сегодня дух поэзии неистребим в науки. Творчество, может быть, сродни творчеству в искусстве. Шеллинг не называет здесь имя Канта, но продолжает его наблюдения. В "Критике способности суждения" Кант противопоставил два вида творчества: художник - это гений, характер его озарения не поддается разумному истолкованию, иное дело ученый, в его деятельности все зависит от образования и усидчивости. Позднее Кант внес поправку: изобретение, то есть создание того, чего раньше не было, - удел "гения", в науке он тоже может проявить себя. Шеллинг говорил о двух типах изобретения: "сциентистском" и "гениальном". В первом случае: "целая, система создается по частям, словно путем складывания". Для этого не требуется "гениальности". Она в том случае, когда идея целого предшествует частям. И еще в одном случае: когда утверждаются парадоксальные идеи, обгоняющие время, "безумные" идеи, как говорят ныне. Творчество научного "гения", как и художественного, совершаются "путем внезапного совпадения сознательной и бессознательной деятельности". Шеллинг внятно произносит то, о чем у Канта можно было только догадываться. Единство науки и поэзии существовало в древние времена в виде мифологии. Шеллинг предсказывает возникновение "новой мифологии". И сообщает, что он уже много лет работает над книгой о мифологии, которая выйдет в ближайшее время. Из всего из этого можно сделать один вывод: Шеллинг отдает предпочтение искусству.

Вырастает на базе философии немецких просветителей, из конструктивной ее критики.

Кант, Фихте, Шеллинг.

Кант – «Этика» И. Канта – это переходный пункт немецкой романтической философии. Наличие идеалов и внутреннего нравственного закона. Человек – это свобода, он противопоставлен несвободной природе. Она развивается по определенным законам. У человека есть возможности свободы, соответственно возникает дуализм природы и свободы.Рассудок управляется законами необходимости, а разум управляется законами свободы. Кантделает человека пространством свободы.

Фихте – усиливает идею свободы Канта, встает на позиции исследовательного субъективного идеализма. Субъект – человек – это свобода, это деятельность, это эго. Человек не смиряется с действительностью, он должен ее переделать в соответствии со своими законами, поэтому появляется романтический эгоцентризм и волюнтаризм. Теория Фихте становится основной теорией романтизма.

Шеллинг – об источниках романтизма. Взгляды Фихте – это лишь начало романтизма. Решительный шаг сделал Шеллинг. Был участником 1-го романтического кружка, поэтому создавал свою философию вместе с поэтами и художниками. Преодолевает ф-фию Фихте и встает на позиции объективного идеализма. Законы субъектные – это законы жизни (мира, природы), т.е. объективные. Природа и дух тождественны. Единство природы и духа есть абсолют. Это единство сознательного и бессознательного, это основа всего. Все, что мы видим, это абсолют. Абсолют может быть явлен человеку в 2-х формах: природа (человек может лишь созерцать абсолют), искусство (человек может приближаться к абсолюту в творчестве).

Шеллинг отказывается противопоставлять дух действительность. В природе скрывается великий дух. Этот дух и есть материя. Шеллинг пантеист: природа – вечное творчество, становление, развитие. Жизнь – это процесс восхождения от низших форм к высшим, это постоянная метаморфоза. Высшая форма жизни – искусство. Вся жизнь – процесс создание и пересоздания природой самой себя. И романтики понимают жизнь как целое, как организм. Шеллинг понимает жизнь как единство всего во всем.

Философы романтизма заметили, что в процессе развития части явления оказываются в противоречии, начинается борьба, которая является источником развития. Это не вечное становление гармонии, это вечное разрушение и вечное созидание. Мир – это не хаос и космос. Хаос, который рождает космос, и космос, который превращается в хаос, чтобы потом опять превратиться в космос. Хаос и космос – это не ценностные вещи, а просто две стороны единого процесса. Мир все время творится. Появляется выражение «творимая жизнь» (в каждый миг мир чуточку меняется). Романтики подходят к закону единства и борьбы противоположностей, и к заклну перехода количественных изменений в качественные. Сущность жизни в свободном движении. Теорию творимой жизни романтики накладывают на философию искусства, истории и природы. Искусство – это продолжение вечного творчества природы. Природа творит непреднамеренно, а деятельность художника носит осмысленный характер. Т.о. искусство к творчеству жизни прибавляет философию. Искусство – проникновение в жизнь творческого начала. Именно на ступени искусства жизнь приобретает высшую свободу. Художник становится свободен в своем воображении. Мечта, сон – полное освобождение человека. Произведение искусства примерно равно произведению природы, оно тоже является целым миром. Художественное произведение – ограниченная целостность.