Отличие психики человека от психики животных. Общественно историческая природа сознания

19. Философские проблемы сознания. Общественно-историческая природа сознания. Сознание и язык
Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных проблем. Сознание – особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек услышал, почувствовал, пережил.
В истории философии проблема сознания решалась на двух уровнях:
1. Описание способов, какими вещи даны в сознании и существуют в нем (описание феномена сознания).
2. Объяснение самой возможности сознания, самого феномена.
Такое разделение появилось только в 20 веке. До этого считалось, что если описаны способы существования вещей в сознании, то вопрос о природе сознания исчерпан. Каждая эпоха имела свои представления о сознании, связанные с текущими мировоззренческими установками и зачастую взаимоисключающие. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект, потому для объяснения сознания использовалась метафора (Платон, Аристотель): как буквы отпечатываются на дощечке с воском, так и объект отпечатывается на дощечке разума. Другая особенность – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять внимание на внутренний мир, не была проработана философией. Эта специфика основана на том, что внимание человека было обращено на окружающий мир.
В культуре христианства произошло важное событие – обострение потребности человека обращать внимание на себя, собственные переживания, что было вызвано необходимостью общения с –богом (молитва). Человек должен был отключиться от чувственных восприятий, тела и обратиться к душе. Практика исповеди также стимулировала самоанализ. Таким образом перед человеком открылась новая грань сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании. Эту проблему впервые четко сформулировал Августин Блаженный (5 в.). Три уровня сознания:
1. Божественный – высший.
2. Рефлексии и рассуждения.
3. Инстинктов и страстей – низший.
Чтобы человек обрел свою сущность, свое “Я”, он должен дойти до первого уровня. Но на первом уровне “Я” забывает о себе, не рассуждает, не рефлексирует, чтобы рассказать об этом состоянии, нужно выйти из него. Остаются лишь воспоминания, которые и есть сознание. Сознание есть память о земной ничтожности и возможности достигать божественное. Сознание связано со страданием. Оно дано, чтобы испытать муки души, потерявшей единение с Богом (Бердяев).
Новое время ознаменовалось афоризмом “Бог умер”. Отказ от бога формировал новый духовный опыт людей, где нет первого (божественного) уровня. Нет бога, нет и воспоминания. Происхождение человека стало рассматриваться через природную эволюцию. Однако нельзя было рассматривать сознание как отпечаток (в античности), а что если это галлюцинация. Вывод философов Нового времени – сознания нет без самосознания. В акте самосознания сознание само себя знает – структуру и содержание.
Маркс сформулировал идею вторичного сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами, прежде всего экономическими. Он утверждал, что не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. Сознание есть осознанное бытие. Под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе, где все поставлено на службу материальному успеху. Отсюда морально все, что приносит материальный успех. Люди привлекают друг друга не как носители духовного опыта, а как владельцы вещей. Маркс зафиксировал факт, что буржуазные отношения невозможны без изменения сознания людей. Социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизводстве такого содержания сознания, которое было бы адекватно содержанию системы. Бытие сознания является необходимым моментом функционирования общественного бытия. Пока реальные люди не осознали буржуазные отношения как само собой разумеющимся, последние находились в стадии становления, и гарантия их стабильности отсутствовала. Укрепление нового способа производства зависит в первую очередь от перестройки сознания большого количества людей.
Оппоненты Маркса утверждают уникально-личностную, а не общественную природу сознания. Сознание – уникальный творческий акт или детерминированное положение человека в структуре общественных отношений.
Общественная природа сознания
Мышление у человека в отличие от мышления животного многократно опосредовано. От поколения к поколению закрепляется и передается накопленный опыт. Постепенно происходит отделение духовного от материального. Историческое происхождение мышления относится к эпохе нижнего палеолита, которое обусловлено биофизическими факторами. Но эти факторы сами по себе реализоваться не могут, и источник знаний лежит ни в объектах, ни в субъектах, а во взаимодействии между субъектом и объектом. “Труд создал человека”.
Мышление первобытного человека строилось по другим канонам, где доминируют коллективные нормы. Мышление нельзя заключить в рамки интеллектуального. Если не было бы мышления дикаря, не было бы мышления гения. Как только начинается работа мышления начинается перестройка психики человека в целом и каждого из ее элементов в отдельности. Сами эмоции становятся опосредованными. Происходит новое качественное мышление – сознание.
Система, внутри которой возникает и развивается сознание – специфический человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Способом может быть практико-преобразовательная –деятельность по отношению к природе, социальной среде, самому человеку, к формам его жизни. Опыт созидания культуры человека и составляет отражение, которое образует человеческое сознание. Возникновение сознания связано с: формированием культуры на основе практической деятельности людей, необходимостью закрепления навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.
Все эти действия носят социальный характер, то есть основным для общественной природы человека является человеческое сознание.
Сознание и язык
В литературе все еще продолжается дискуссия о природе языка: одни считают ее идеальной, другие, напротив, материальной. В пос¬леднем случае в ткань языка не включают ни значение, ни семанти¬ку. При последовательном проведении подобной линии недолго прий¬ти к умозаключению о возможности существования сознания и мыш¬ления вне и помимо языка. Соответствует ли, однако, подобные взгля¬ды действительному положению дел? Как заметил К. Ясперс, познание окружающего «непосредственно, без языка» было бы возможно, если бы мы оказались способными к чистому осозна¬нию сущности. Тогда язык «стал бы излишним. В действительности же мы в состоянии осмыслить значения, понятия, вещи только тог¬да, когда они связаны со словами и знаками. Правда, мы можем отделить мысли от языка, выражая их другими словами или же на другом языке. Но все же каким-то образом они должны быть закреп¬лены. Язык абсолютно необходим не только затем, чтобы сообщить наши мысли другим, но и для самих себя мы формирует собствен¬ные мысли с помощью языка. Даже если психологически возможен неязыковой момент - лишенное языка, зачаточное движение души, но все равно мысль, только тогда становится ясной, осоз¬нанной и коммуникативной, если она воплотилась в языке» Подобно сознанию и мышлению, язык (не как анатомический орган), по своей сущности, идеален. В самом деле, материальный в ряде случаев язык (таковым являются искусственные системы зна¬ков, используемые для коммуникации человека с техническими ус¬тройствами) нисколько не меняет основополагающего представле¬ния об идеальный сущности языка.
Материальный характер язык имеет до тех пор, пока функциони¬рует в технических или смешанных системах типа «человек-машина» и, в конечном счете, должен быть расшифрован субъектом в идеаль-ных образах. Хорошо известно, что в процессе коммуникации чело¬век реагирует вовсе не на физическую природу «носителя», так как материальная сторона информации ему относительно безразлична. Содержание передаваемого сообщения закодировано только во внеш¬ней форме материала, а не в нем самом. По каналам связи фактичес¬ки передается не мысль, а лишь ее оболочка, материальный носи¬тель информации, и при этом только начальное и конечное звено полного коммуникативного акта непосредственно связано с явлени¬ями духовного порядка и может характеризоваться при помощи ка-тегории идеального.
Представление о материальной сущности языка неизбежно ведет к его отрыву от сознания и мышления. Иначе как можно соединить все эти категории в единую, неразрывную и логически непротиворе¬чивую систему, если сознание и мышление полагаются по своей природе идеальными, а язык, напротив, -в качестве материальной сущности? Сознание, язык и мышление не следует ни отождеств-лять, ни чрезмерно противопоставлять. Между тем подобные мета¬физические крайности достаточно распространены. Взять хотя бы концепции, абсолютизирующие значение языка. Так, многие линг¬висты на протяжении всего XX в. продолжали изучать язык «в самом себе и для себя». Отрыв в той или иной форме языка и мышления друг от друга и от сознания - типичное явление в рамках отечествен¬ной философии. В частности, некоторые специалисты полагают, что сознание присуще лишь человеку, тогда как язык и мышление есть и у животного.
Единство сознания, языка и мышления, обус¬ловлено их единой сущностью, которую обозначают как идеальность существования. Вместе с тем язык и мышление обладают по отноше¬нию к сознанию и друг другу известной самостоятельностью, кото¬рая вытекает из их функциональной спецификации. Специфика языка и мышления как атрибутов сознания заключа¬ется в том, что язык - более устойчивая сторона, мышление - процессуальная и более подвижная его (сознания) сторона. Язык в наиболее общем виде определяют как средство коммуникации, знаковую систему способную передавать информацию и служить формой выражения и закрепления мысли, как орудие мыслительной деятельности. Мышление -это текучий, динамичный, изменчивый способ существования, нередко ломающий устоявшиеся привычные лексические значения.
Язык представляет собой систему знаков. Мысли человека, передаваемые другим людям, пре-вращаются (кодируются) в устные (звуки) или в письменные (сло¬ва, чертежи, различная символика) знаки. Их смысл (значение) из¬вестны людям, знающим тот язык, на котором эти мысли передают¬ся До недавнего времени было широко распространено понимание языка как сугубо речевого и вербального средства общения. Однако в последнее время наметилась позитивная тенденция к расширению термина «язык». С позиции более широкого подхода формы языка многообразны и включают в себя естественные (вербальные и невер¬бальные) и искусственные системы знаков: планы и карты, чертежи и схемы, математическую и другую символику, орудия счисления и т.д. Искусственными являются и языки, используемые для коммуни¬кации человека с техническими системами. Однако ведущую роль среди всех других языковых форм коммуникации и общения играет вербальный речевой язык.
Итак, в отечественной философской литературе господствует мнение о том, что основной функцией языка является коммуника¬тивная. Однако оно нуждается в уточнении, поскольку коммуника¬тивность - чересчур общий признак, который не столько отличает, сколько сближает язык с такими феноменами, как мышление, код или сигнал. Все указанные явления выступают формами общения и нельзя сказать, что одно из них более, а другое менее коммуникативно. Поэтому необходимо вычленить гораздо более специфический признак, характеризующий основное качество именно языка. Таким фундаментальным признаком языка является его способность обеспечить взаимопонимание агентов коммуникации (общения). Процесс языкового общения главной своей целью имеет достижение понимания субъектами друг друга и внешнего мира.

Невозможно анализировать сознание изолированно от других явлений общественной жизни. Хотя свою родословную сознание ведет от биологических форм психики, оно не замкнуто в самом себе, есть не продукт природы, а общественно-историческое явление, результат нашего мышления. Кроме того, сознание изменяется в процессе исторического развития общества.

Сознание есть продукт исторического развития общественной практики, особая, идеальная форма человеческой деятельности. Даже на той ступени развития, когда сознание приобретает относительную самостоятельность, практика остается его основой и критерием истинности его содержания. Сознание есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако "сознание человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов восприятия и мыслительной деятельности". Каждый отдельный человек становится субъектом сознания, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно-исторической практики.

Исторически сознание возникло на основе общественно-трудовой деятельности людей, в ходе которой у человека сформировались способности понимать и окружающий мир, и самого себя, осуществлять разумные поступки. Диалектико-материалистическое понимание сознания состоит в том, что его источником является окружающая действительность, а материальным субстратом - головной мозг. Человеческий мозг есть орган мысли, сознание формировалось и развивалось вместе с развитием человеческого мозга. Наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа - мозга. Совершенно очевидно, что без мозга, без механизма проводящих путей, связывающих его с миром, не существует духовной жизни.

У животных в ходе их эволюции возникла способность психического отражения внешних воздействий лишь тогда, когда у них возникла нервная система. Усовершенствование психики высших животных и человека под влиянием изменения образа их жизни тесно связано с развитием мозга. Сознание человека возникло и развивается в тесной связи с возникновением и развитием специфически человеческого мозга. Мозг первобытного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. После того как возник человек современного типа со сложно организованным мозгом, в процессе труда возник и специфический способ отражения действительности - сознание.

Подобный процесс можно проследить и на примере становления индивидуальной психики. Сознание ребенка формируется под влиянием воспитания и обучения. Одновременно происходит и развитие его мозга. В том же случае, когда разрушается утонченная структура организации материи мозга, "надламывается" и психика человека, ослабляется его мыслительная деятельность.

Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Развившаяся в процессе труда рука оказывала влияние на совершенствование мозга. В самом деле, если сравнить между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что по объему мозг последнего превышает мозг обезьяны более чем в 2 раза, а по весу - в 4 раза. При этом мозг человека обладает гораздо более сложным строением.

На начальных этапах осознание человеком своих действий и окружающего мира носило весьма ограниченный характер и не выходило за пределы чувственных представлений, комбинаций и простых обобщений. В дальнейшем в ходе усложнения форм труда и общественных отношений формировалась способность к мышлению в виде понятий, суждений и умозаключений, отражающих все более многообразные связи вещей и явлений.

Возникновение сознания непосредственно связано с зарождением языка, в котором формировались и выражались первые сознательные представления людей. Сознание неотделимо от языка. "Как и сознание, язык мог сформироваться лишь в процессе труда и общественных отношений, в связи с появившейся потребностью что-то сказать друг другу".

Будучи результатом трудовой деятельности, сознание в свою очередь выступает как предпосылка, необходимый регулятор и организатор взаимоотношений человека с окружающим его миром. Сознание - это неотъемлемый, идеальный компонент реальной жизни человека, и прежде всего основного условия и формы его жизнедеятельности - труда: в нем оно зарождается, развивается, в нем оно прежде всего и воплощается, И каждое вступающее в жизнь человеческое существо, чтобы стать действительно человеком, обязано как можно глубже окунуться в этот океан уже очеловеченной природы.

Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность других, поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с другими людьми общественной мерой. Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием способ его отношения к миру и называется сознанием. Без понимания, без знания, которое несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания.

Сознание впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя.

Действия человека характеризуются определенной направленностью, устремленностью к достижению конечного результата, цели. Между каждым предыдущим и последующим этапами процесса действия и деятельности в целом имеется более или менее четкая согласованность: ход процесса предопределен планом. Если проанализировать, на чем базируется формирование практических действий, то окажется, что каждый значимый поступок человека представляет собой решение той или иной задачи, цели. Но задача действия как запланированного результата, которого человек стремится достигнуть, есть то, что должно быть создано, но чего еще реально не существует. Словом, задача действия представляет собой идеальную модель желаемого будущего. Поступок не может быть ни спланирован, ни осуществлен, если человек не создал для этого направляющей предпосылки в виде идеальной модели будущего, т.е. цели.

Таким образом, каждый поступок предполагает два тесно связанных между собой процесса. Один из них - это предусмотрение, предвидение, предвосхищение будущего, вытекающее из познания соответствующих связей и отношений вещей. Другой процесс - программирование, планирование действия, которое должно привести к реализации цели. Цель задает способ видоизменения вещи в реальной практике.

Итак, сознание и объективный мир - это противоположности, образующие единство. Основой этого единства является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического, сознательного отражения действительности.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание – высшая форма психики. Сознание не является результатом естественного природного процесса. Наличие сознания дает возможность переживать такие состояния, которые естественным образом сами по себе появиться не могут. Деятельность животные осуществляют по отношению только к тем предметам, которые для них жизненно значимы (биологически значимы) Т.е. мотив и предмет деятельности слиты (направлены биологической потребностью).Строение деятельности человека принципиально носит другой характер. Появляется разделение предмета и мотива деятельности, хотя в основе многих действий лежат биологические потребности. Для осуществления деятельности человеку одного мотива явно недостаточно. Необходимо учитывать еще и объективные свойства тех условий, в которых деятельность осуществляется, необходимо учитывать объективные свойства самого предмета деятельности. Человек должен контролировать себя, свою деятельность, т.е. возникает масса опосредованных звеньев на уровне сознания. Сознание человека невозможно вывести из его индивидуального опыта. В ходе своей жизни человеку приходится осваивать опыт предшествующих поколений. Можно сказать, что сознание – это нечто между нашими головами, полевое образование. Наличие сознания всегда связано с погружением в определенное символическое поле. Человек способен воспринимать символы в отличие от животных. Символ подразумевает всегда нечто большее, чем его непосредственное значение. К пониманию содержания символа невозможно прийти чисто логическим путем и также нельзя его получить только из опыта.
Сознание формируется под влиянием характера, особенности человека, окружающих факторов. Человек воспринимает то, что для него значимо. Сущность сознания социальная. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в т.ч. и физиологических предпосылок. С. могло возникнуть только на уровне общества, а способность мыслить лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений, овладением миром культуры. Сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует. Выделяют следующие моменты: 1. в процессе биологической эволюции человека создаются предпосылки перехода к труду (прямая походка и т.п.) 2.используются предметы труда 3.простейшие трудовые навыки совершенствуют мозг 4. потребность передать информацию 5.возникает язык переход от обезьяны к человеку. Необходимость труда вызвала появление труда и органов речи. Труд оказал влияние на совершенствование органов чувств. Сознание это высшая форма отражения действительности, это результат длительного общественно-исторического развития. Сознание это свойство высокоорганизованной материи. Þ Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения.

Главные особенности сознания человека:

    Идеальность;

    Интенциональность;

    идеаторность;

    объективизация в языке.

(1) Идеальный характер сознания проявляется в следующем.

1. Сознание не обладает никакими физическими, материальными свойствами, поэтому его в принципе нельзя воспринять с помощью органов чувств и нельзя непосредственно зафиксировать с помощью приборов.

2. Идеальные образы сознания имеют предметный характер, т.е. они воспроизводят не физиологические состояния мозга, а дают целостную модель отображаемых объектов.

3. Идеальные образы сознания объективированны ,т.е. возникают в мозгу человека, а воспринимаются как существующие вне головы. Это свойство сознания есть результат длительного эволюционного приспособления животных и человека к окружающей среде обитания.

4. Идеальность сознания проявляется в субъективном характере, т.е. сознание глубоко интимно, оно дано каждому человеку только лично, как его внутренний мир.

5. Идеальные образы сознания, будучи отражением внешнего мира, обладают творческой активностью , они могут опережать естественное возникновение или искусственное создание предметов и явлений из субстрата объективной реальности.

Согласно немецкому философу рубежа XIX-XXвв, представителю феноменологии Эдмонду Гуссерлю, идеальное сознание человека обладает интенциональностью .

(2)Интенциональность - это направленность на предмет . Сознание не может быть беспредметным.

Предметом сознания человека являются:

    Окружающий мир, его предметы, явления;

    другие люди, взаимоотношения с ними;

    особый, самостоятельный духовный мир самого человека.

(3) Идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от психики животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания – языка.

(4) Язык – специфический человеческий способ бытия сознания .

Одновременно с возникновением и развитием сознания возник и развивался разговорный язык. Язык человека принципиально отличается от системы сигналов, существующих у многих видов животных. Возникновение и развитие языка – необходимое звено в процессе возникновения и развития мышления. Сам язык сформировался в результате потребности общения человека с другими людьми, прежде всего в процессе трудовой деятельности. Без того или иного языка невозможно и мышление. В основе их единства - трудовая деятельность. Именно в процессе труда появилась потребность что-то сказать. Эта «потребность что сказать» и означала пробуждение мысли. Как человеческий труд, так мышление и язык по самой своей природе социальны. Они не могли бы возникнуть вне общения индивида с другими людьми.

Язык и сознание образуют противоречивое единство: «Как нет языка без мышления, так не бывает и мышления без языка». Однако исследователи отмечают, что мышление без слов также возможно, как и мышление на базе слов.

Словесное мышление – это только один из типов мышления. Не все говорящие мыслят (попугаи). И если бы слова в полной мере представляли процесс мышления, тогда воистину, по словам Л.Фейербаха, «великий болтун был бы великим мыслителем». Умственное развитие человека, разумеется, не определяется ни количеством произносимых слов, ни «количеством связанных с этими словами мыслей». У болтуна, как правило, мысли носят поверхностный, неглубокий характер, тогда как степень умственного развития характеризуется, прежде всего, глубиной и содержательностью мыслей. В то же время умственное развитие человека связано с развитием языка, и чем более развито мышление, тем богаче язык.

Это нетрудно проследить, наблюдая умственное развитие ребенка.

Нельзя ли думать одно, а говорить другое? Когда-то Талейран говорил, что «язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли». Однако и в этом случае язык связан с мышлением: здесь проявляется лишь различие между так называемой «внутренней речью», связанной с мышлением «про себя», и речью обычной, внешней.

«Внутренняя речь» является производной от речи обычной (устной или письменной), но это, как заметил С.Л.Рубинштейн, не просто «речь минус звук». Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, предназначенная для других, внутренняя речь многие слова опускает, как само собой разумеющиеся. В целом она характеризуется тем же грамматическим строем языка, но в то же время в ней часто нет ясности синтаксического построения, некоторые предложения намечаются как бы «пунктиром».

Современные исследователи закрепляют определяющую роль за мышлением. Язык представляет собой относительно самостоятельное явление, обладающее определенными внутренними законами собственной организации.

Язык представляет собой своеобразную и чрезвычайно сложную знаковую систему. Знак – некоторое материальное явление; но не всякое материальное явление – знак. Некоторое материальное явление становится знаком, когда оно включается в знаковую ситуацию. Эта ситуация схематически выражается семантическим треугольником.

Здесь О – некоторый объект, З – другой объект, являющийся знаком, С – образы в сознании человека. Между О и С , а также между З и С – причинная связь; между О и З – особая связь, называемая связью замещения. Знаковая ситуация заключается в следующем: некоторое явление, называемое знаком, замещает явление О , знак воспринимается сознанием, в котором возникает образ объекта О . В последующем ситуация усложняется, возникают знаки, обозначающие другие знаки.

В языке функционируют различные знаки. Одни знаки (иконические , от лат. «иконус»- подобный) тождественны замещаемым явлениям. Другие – схематические знаки – не тождественны, а сходны в некоторых отношениях с обозначаемыми явлениями. Третьи – символические знаки – не имеют ни сходства, ни подобия с замещаемыми объектами и принимаются в результате соглашения. Подавляющее большинство знаков – символические. С самого детства человек начинает включаться в систему соглашений.

Язык выполняет две главные функции: 1) организация знаний и их хранение; 2) коммуникация, общение, передача информации.

В своей первой функции язык закрепляет результаты мышления. История языка наглядно показывает, как по мере перехода от конкретно-предметного мышления к абстрактному в языке идет процесс выработки слов, обозначающих общие понятия.

Почему люди понимают друг друга в процессе коммуникации? В принципе, это объясняется тем, что сознание человека – продукт общественной эволюции. В силу этого есть определенное «подобие» интеллектов, «подобие» сознаний; они, несмотря на индивидуальные отличия, имеют, однако, общие черты. Эта общность складывается благодаря воспитанию, образованию и вообще влиянию социальной среды. Это сходство также определяется одинаковыми способами функционирования физиологического аппарата сознания, одинаковой логикой мышления, сходными процессами практической деятельности.

Процесс понимания связан с осмыслением, когда тем или иным знакам языка и языковым выражениям приписывается определенный смысл. Этот смысл имеет общий характер для людей, использующих один и тот же язык. Общие смыслы реализуются в индивидуальном сознании, соответствуя тому, насколько человек овладел имеющей в обществе информацией. Основное условие коммуникации – одинаковое понимание высказываний и эмоциональные одинаковые переживания партнеров по общению.

Вне общества сознание сформироваться не может. Сознание – продукт общества, результат социальной, материально-производственной, познавательной деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений. Сознание существует в материальной оболочке языка, происходит его объективизация в языке. В процессе осознания мысль отливается в логические формы, облекается в словесную оболочку .

Таким образом, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека – сложный информационно-регулятивный процесс.

Высшим уровнем отражения является сознание. Согласно материалистической концепции сознание-это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Для возникновения сознания одних биологических предпосылок недостаточно. Новый способ жизнедеятельности человека – его предметно-практическая деятельность – есть необходимое условие формирования человеческого сознания. Общественный труд формирует человеческое сознание. Трудовой способ деятельности порождает надобность в знании, потребность в понимании объективных законов вещей и процессов. Это необходимо человеку уже для первого акта его трудовой деятельности – изготовление орудий труда. Сознание продуцирует продукты второй природы, которыми живет человек и которые удовлетворяют его потребности. Человек начинает противопоставлять себя природе, выступая субъектом ее познания и преобразования. Одновременно с этим и сам человек становится объектом познания. У человека возникает самосознание.

Феномен общественного сознания невозможно понять верно, не уяснив в достаточной степени значение ключевого слова этой философской категории - собственно сознания и особенно его свойства быть продуктом, функцией, способом или формой существования высокоорганизованной материи - головного мозга человека.

Идея о том, что мозг есть орган мысли, возникла в глубокой древности и ныне является общепринятой в науке. Вся попавшаяся в поле моего зрения марксистская литература едва ли не слово в слово приводит положения, уходящие своими корнями в высказывания К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Вот как об этом говорится в книге "Диалектический и исторический материализм".

"Развитие науки и практики убедительно показало, что именно головной мозг является органом психической деятельности человеческого индивида. Он представляет собой сложно организованную систему, реализующую и постоянно совершенствующую функции отражения. Головной мозг насчитывает примерно 12 миллиардов нервных клеток. Но сложность системы определяется не столько числом элементов, сколько числом связей между ними. В этом отношении головной мозг демонстрирует поистине грандиозное, практически неисчислимое множество функциональных связей.

Сознание не существует вне деятельности головного мозга, отрыв сознания от мозга неизбежно ведет к идеализму и дуализму." (1)

В других источниках приводится еще большая цифра - до 15 миллиардов нервных клеток, входящих в структуру мозга. Дело, конечно, не в абсолютно точном определении этого количества, тем более, что вполне вероятно, что оно не постоянно в процессе жизни человека и может отличаться у разных людей. Дело в том, что это количество, и, главным образом, количество и характер связей между нервными клетками, возникающих в головном мозге человека в процессе его функционирования, позволяет говорить об его уникальности, об отсутствии его природных аналогов на нашей планете, о единственности головного мозга человека, как субъекта сознания.



В связи с этим необходимо говорить о двух аспектах этой уникальности. С одной стороны, это уникальность мозга "человека вообще", человека абстрактного, как субъекта сознания, его единственность среди всех известных объектов и систем материального мира.

С другой стороны, это уникальность, неповторимость, единственность головного мозга и его сознания каждого конкретного человека, каждого из миллионов и миллиардов представителей рода "homo sapiens". Весь ход развития естествознания, наши новейшие представления о функционировании мозга позволяют сделать вывод о том, что мозг каждого конкретного человека реализует лишь одну систему связей нервных клеток, лишь одну структуру из громадного, трудно представимого числа потенциально возможных связей и структур. И каждая такая конкретная реализация многообразных потенциальных возможностей есть единичное проявление всеобщего человеческого разума, человеческого гения.

Сознание является продуктом мозга, продуктом высокоорганизованной материи, функцией мозга; мозг же является органом сознания, органом мышления. Называя сознание продуктом материи, мы не хотим сказать, что сознание, порождаемое материей и зависимое от нее, существует как нечто внешнее ей, наряду с ней

Итак, сознание есть продукт деятельности мозга. Но оно возникает и формируется в мозгу только благодаря материальной связи мозга с внешним миром. Мозг связан с внешним миром через периферические органы чувств: глаз, ухо, слизистые оболочки носа, сосочки языка, нервные окончания кожи и т.д. Ощущения возникают в мозгу только тогда, когда до мозга доходит нервное возбуждение, вызванное раздражающим действием на органы чувств тех или иных материальных факторов.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений

Основа трудовой теории антропогенеза была заложена в диалектико-материалистической философии и базировалась на материалистической теории эволюции (исторического развития) органического мира Земли.

Трудовую теорию антропогенеза можно свести к четырем основным положениям:

1. Ключ к разгадке происхождения человека и его сознания заключается в одном слове труд. Вначале было дело! Как говорится, оббивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировались человек и общество. Труд создал самого человека и его сознание - это первое условие человеческой жизни

2. Сознание с самого начала есть общественный продукт, и остается им до сих пор, пока вообще существуют люди - и в этом его сущность. Поэтому переход (скачок) от биологической формы отражения к социальной (сознание) есть одновременно переход от высших животных (человекообразных обезьян) к человеку, от природы к обществу.

3. Вместе с тем, как подчеркивал Ф. Энгельс, сначала труд, а вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны неизбежно превратился в человеческий мозг. Способность к изготовлению орудий и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков), а потом к социальной системе знаков - к языку.

4. Осуществление трудовой деятельности и упрочение ее коллективного (общественного) характера стали возможны благодаря переходу некоторых видов обезьян к прямохождению и, следовательно, к развитию руки.

Социальная сущность сознания

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. Человеческое сознание зависит не от биологических факторов, телесной организации, хотя зависит - пол, возраст, национальность, физическое самочувствие, но от общения с людьми, через приобретения навыков, предметных действий.

Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. В ХХ веке возникает теория отражения. Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения.

Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Это целостное духовное образование, включающее в себя идеи, чувства, взгляды, теории, в которые общество не только осознает себя и свое общее бытие в реальном существовании, но и его активно преобразующую роль, которая начинает свое преломление в поступательном развитии общества и его бытия. Индивидуальное сознание - продукт деятельности отдельного индивида в предметном мире.

Фомы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Классификация:

1) по предмету отражения: политическое сознание отражения отношения между классами, нациями, государствами к проблеме власти.

2) по формам отражения: наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей.

3) по особенностям своего развития, сопоставляя науку и искусство.

4) по выполнению ими социальных функций.