Для чего используется и что это такое аллитерация. Аллитерация - что это такое в отечественной и зарубежной литературе

Природа любого таланта, в том числе писательского, необъяснима. Она божественна, талант дается свыше. Трудно понять, почему в каждой строчке настоящего писателя пульсирует жизнь, каждое его слово вызывает у читателя и слушателя ответное чувство. Но, оказывается, придать дополнительную выразительность тексту могут особые способы использования фонетических возможностей языка.

Один из самых общеупотребительных инструментов поэта и прозаика - аллитерация. Примеры повторяющихся звуков, придающих тексту особые фонетические эффекты, можно встретить не только в поэзии, но и в прозаических произведениях.

Определение

Формы фонетического украшения речи присутствуют в каждом языке. Эти способы повышения выразительности языка с использованием звукового состава слова по-другому называют звукописью, или фоникой.

Среди них известны аллитерация и ассонанс: в первом случае - организованное повторение согласных звуков, во втором - ассонанс гласных. От других стилистических приёмов, основанных на звуковых повторах (рифмы, диссонанса), аллитерация отличается нерегулярностью расположения используемых однородных согласных звуков. Их нагнетание на небольшом участке текста имеет целью усиление эмоционального воздействия, иногда с видоизменением смыслового содержания. Они могут располагаться в начале стиха, фразы, строфы, в начале каждого слова или совершенно произвольно.

Фольклорные корни

Живые языки не могут существовать без подпитки из недр народа. Неизвестные сказители издавна украшали устную речь интонационными усилениями и смысловыми акцентами. Естественно, что среди способов сделать былину, сказку увлекательней и выразительней была и аллитерация. Примеры использования звуковых повторов содержатся во всем многообразии народного словотворчества. В пословицах и поговорках, например, они создают особенный ритм, звуковые пометки, улучшающие произношение и запоминаемость:

Шила в мешке не утаишь.

Мели, Емеля - твоя неделя.

В скороговорках проявляется дополнительная - игровая функция аллитерации. Особый порядок в расположении согласных, выбор их по сходному звучанию затрудняет произношение, вносит момент соревнования (кто быстрее и четче произнесет):

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова.

Купи кипу пик.

Функции аллитерации

Высказывать свои идеи с предельной ясностью, привлечь внимание к ним с максимальной экспрессивностью, наполнить каждый звук эмоциями - главная цель настоящего писателя. Этому служит и аллитерация. Примеры её в русской поэзии и в прозе говорят о различных способах, с помощью которых решается эта задача.

В поэзии очень важно, как звучит слово, его воздействие на слушателя имеет природу, сходную с музыкальной, а звуковая суть гласных и согласных звуков многими поэтами воспринимается подобной нотам. Использование организованного упорядоченного повтора согласных различного звучания - звонких, глухих, шипящих и т.д. - имеет ритмическую функцию:

Из года в год / Негодная погода (Л. Мартынов).

Вот дыра у ребра - это след от ядра (В. Высоцкий).

В этом смысле поэзия тех, кого называют бардами (кто исполняет стихи, положенные на музыку, под сопровождение гитары), особенно показательна.

Воздействие песен Владимира Семеновича Высоцкого во многом основано на его характерном использовании согласных звуков, редко кто так протяжно пропевал их. Его стихи-песни полны выразительнейших аллитераций.

Иногда, особенно в стихах, аллитерация - способ соединения, интеграции слов в единый монолит, получения цельности - формальной, но удивительно впечатляющей:

Леса - лысы. / Леса обезлосели / Леса обезлисели. (В.Хлебников).

Говорила им горилла, приговаривала (Корней Чуковский).

Языковая живопись

Впечатляет изобразительная функция, которую имеет аллитерация. Примеры её такого использования часто основаны на звукоподражании. Например, стук колес железнодорожного вагона:

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П. Антокольский).

Звук «п» и шипящие помогают услышать и увидеть, как лопаются пузырьки в шипучем вине:

Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень золотой (А. Пушкин).

В лучших образцах высокой поэзии аллитерация похожа на способ нанесения красочных мазков для создания впечатляющего живописного полотна:

Падающие туфельки и капающий воск реальны до физических ощущений:

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал (Б. Пастернак).

Тавтограмма, или инициальная аллитерация

Звуковые повторы, когда в стихотворной строфе или в прозаическом тексте используются слова, начинающиеся с одинаковой буквы, это тоже аллитерация. Примеры из литературы, показывающие такое использование данного стилистического приёма, часто носят характер нарочитости, словесной эквилибристики, языкового фокуса:

Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт).

Особенно впечатляют прозаические тавтограммы. Еще в Средние века были написаны многостраничные тексты, содержащие слова, начинающиеся с одной буквы. И всем известны детские считалки - тавтограммы:

Петр Первый пошел погулять, поймал перепёлку - понес продавать, просил полтинник - получил подзатыльник.

Вершины поэзии

Подбирать слова, исходя только из красоты звучания, удобства произнесения, нельзя, главное - смысловое содержание, идеи, доносимые до слушателя или читателя. И все-таки у великих писателей речь особенно выразительна и благозвучна, чему и служит аллитерация. Примеры в стихах Есенина - признак высочайшего поэтического мастерства.

С помощью точного выбора преобладающего звука достигается необходимый акустический эффект: здесь и свист ветра, и вой метели. Тонкие ассоциации, навеянные примененными в тексте звукосочетаниями, имеют нужную поэту визуальную и эмоциональную окраску: звонкий блеск поверхности озера и светлую грусть птичьей песни.

Обоюдоострый инструмент

Увлечение аллитерацией может стать самоцелью - здесь чаще всего вспоминают поэтов-футуристов начала XX века: И Северянина, К. Бальмонта и др. Иногда смысл прячется за частоколом звуковых повторов, а текст становится интересен как пример поэтической эквилибристики:

Наполнен молоком опал / Залиловел и пал бесславно (М. Кузьмин).

Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея. (К. Бальмонт)

Самые знаменитые литераторы и филологи выступали за сдержанность и умеренность в применении стилистических изысков, к которым относятся аллитерация и ассонанс. Примеры мастерского применения звуковых повторов гласных и согласных звуков говорят о высоком писательском мастерстве и вкусе. Это можно встретить у того же И. Северянина:

Элегантная коляска, в электрическом биеньи,

Эластично шелестела по шоссейному песку.

Аллитерация в прозе, примеры

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Кому не известна эта фраза из булгаковского романа? Разве можно не услышать в этих строках ритм походки - величественной и старческой одновременно, не услышать эхо от шагов прокуратора, раздающихся в зале с высокой колоннадой?

Звукопись свойственна лучшим образцам прозаических текстов, обладающих не меньшей силой воздействия, чем поэтические строки. Даже в выборе имени героя может быть использован повтор звуков. Есть подобная аллитерация у Достоевского. Пример - в «Преступлении и наказании».

Острота встающих перед главным героем проблем, его решимость идти на крайние меры обозначается выразительностью будоражащих сочетаний звука «р» - Родион Романович Раскольников, а противостоящий ему Порфирий Петрович - суть неотвратимость правосудия. Здесь Достоевский выступает как прямой последователь методов великого Гоголя. Как не вспомнить Акакия Акакиевича (Башмачкина) или Чичикова - удвоенные звуки придают именам дополнительную выразительность.

Вне времени

Использование методов звукоповторов актуально для любого вида словотворчества. Присутствуя в классических поэтических и прозаических текстах, служащих примером для сегодняшних писателей и копирайтеров, аллитерация остается актуальной.

Созданию запоминающихся объявлений, призывов и даже отдельных названий продуктов служит аллитерация в рекламе. Примеры высокоэффективной работы копирайтеров встречаются на каждом шагу. Не отдавая себе отчета, почему так происходит, мы запоминаем бренды и слоган. Мастерски использованные звуковые повторы делают названия и девизы легкопроизносимыми, оседающими в памяти, наделяют их прочными ассоциациями, что и является целью писателей от рекламы, к примеру:

- "Крошка-картошка", "Чупа-Чупс", "Наши-мамаши", "Елки-Палки".

- "Брук-Бонд" - Будь на высоте!

Пора пить пиво!

А как не вспомнить классический слоган, вышедший из-под пера великого пролетарского поэта:

Нам остались от старого мира только папиросы «Ира»!

Для прохладительного напитка грех не использовать смысловой намек на жажду:

Жаропонижающий жаждоутолитель.

Имитация звука чистки посуды логично достигается повторением особых шипящих:

Comet. Очищать и защищать!

Безграничные возможности

Звуковые повторы согласных и гласных звуков, певучих и отрывистых, звонких и глухих, в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Подсчитано, что из согласных звуков наиболее часто употребляется «с», а для аллитерации чаще применяются более звучные и ясные - «л», «м», «н», «р». Но главное, что русский - это язык, предоставляющий огромные, безграничные возможности для использования ассонанса и аллитерации, что настоящего автора, пишущего на русском, отличает отчетливая связь между значительностью мысли, доносимой им до слушателя или читателя, и языковыми средствами её выражения.

Аллитерация это повтор согласных или совокупности согласных звуков, придающий особую звуковую выразительность и образность художественной речи, преимущественно стихотворения; главный элемент фоники.

При аллитерации частотность согласных звуков на конкретном отрывке или во всем сочинении является большей в сравнении со среднеязыковой, например: «Лет до ста расти нам без старости…» (В. В. Маяковский, поэма «Хорошо!», 1927 г.).

Использование аллитерации в поэзии

Аллитерация в стихосложении применяется как оригинальное стилистическое средство увеличения фонетической выразительности речи. Гений рифмы и автор уникальных стихотворных форм В. В. Маяковский писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Аллитерациями богата литература всех периодов и стран мира. Намеренное созвучие согласных присутствует в стихах легендарных античных авторов, в частности Гомера, Гезиода, Горация, Вергилия, а также в произведениях многих великих европейских поэтов – Д. Алигьери, Ф. Петрарки, П. де Ронсара, У. Шекспира.

Аллитерация также значительно распространена в народном поэтическом творчестве. Многие изречения, среди которых пословицы, поговорки, скороговорки, зачастую содержат аллитерации: «Тише едешь – дальше будешь», «Мели, Емеля, твоя неделя», «Купи кипу пик» и др.

Аллитерация в русской поэзии

Аллитерация в русской поэзии, в отличие от германского, английского, финского, тюркского стихосложений, где она является основным техническим приемом, используется авторами в меру их художественной манеры весьма сдержанно. Построенные на аллитерации стихи впервые появились в России в ХVІІІ веке в качестве творческого эксперимента знаменитого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова. Аллитерационную традицию продолжили великие русские мастера слова Г. В. Державин, А. П. Сумароков, А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов и др.

Наивысшего апогея аллитерация достигла в эпоху символизма, поэты которой стремились к фонической образности художественной речи. Яркими представителями культивирования аллитерации в русской литературе являются К. Д. Бальмонт, Игорь Северянин, Велимир Хлебников и др.

Особенный поэтический эффект стихотворения достигается при сочетании аллитерации с повторами гласных звуков – ассонансами. Такие созвучия тонко, изысканно применял классик русской литературы А. С. Пушкин, как, например, в стихотворении «Осень» (1833 г.):
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Слово аллитерация произошло от средневек. лат. alliteratio, что в переводе означает – «созвучие».

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных. Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма. Аллитерация - это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность. Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное значение.

АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (от лат. ad - к, при, со и littera - буква; собуквие) - древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. В поэзии народов Средней Азии и бурятов наиболее популярной является «вертикальная» аллитерация стиха и чаще всего на начальных слогах стиха (анафорическая аллитерация).

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «Милых лад ни мыслию смыслити…» («Слово о полку Игореве»).

АЛЛИТЕРАЦИЯ - (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Вернемся к итогам конкурса лета 2011г — «Мастер класс» и разберем стихи, написанные с использованием приема аллитерации. По приему аллитерации и не только о нем – на сегодня всё. Впереди вас ждет еще одна (максимум – две) статьи, посвященных оригинальным формам написания стихотворений.

Аллитерация. Примеры из художественной литературы

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных».

Смотреть что такое «Аллитерация» в других словарях:

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс. Аллитерация — древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира.

В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер. Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации. В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая строка: В его столбцах мерцают искры чувства. Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.

Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв».

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут.

И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс. В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.

Научная статьяпо специальности «Языкознание» из научного журнала «Армия и общество», Фомушкина Ольга Викторовна

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом. Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.

Основные функции звукописи

1. Грамматическая эпифора — приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Оно такое,Что лучше и легче быть ОДНОМУ. В статье предпринята попытка рассмотреть аллитерацию как один из стилистических приемов, характерных для английской поэзии, особенно древнеи среднеанглийского периодов.

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их и создавая особый эффект.

Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) - повтора или созвучия гласных). В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества.

Так, напр., в стихах Брюсова «Встаньте, вызову волхва послушны… Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Женская рифма в концовке – это всегда незавершенность рассказа, приглашение читателя к сопереживанию, это действие, которое все еще длится и ничего не решило.

Аннотация научной статьипо языкознанию, автор научной работы - Фомушкина Ольга Викторовна

В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Мы живем в мире звуков. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе». Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи являетсязвуковая инструментовка - стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Аллитерация - происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань…“. Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

Существует множество литературных и языковых терминов, значение которых нам в полной степени не знакомо. Поэтому в данной статье мы попробуем разобраться с аллитерация, где ее можно встретить, чем она интересна. Для многих читателей будет открытием то, что данное явление встречается в нашей жизни более чем часто. Нередко строки с аллитерацией сочиняются на ходу теми людьми, которые имеют склонности к поэзии.

Различная трактовка термина

Итак, аллитерация - это некое созвучие, которое образуется благодаря повторению одинаковых или похожих по своему звучанию согласных, употребляемых в начале слова. Если говорить шире о том, что такое аллитерация, то можно отметить, что это канонизированный литературный прием, который хоть и основывается на сочетании подобных звуков, но не имеет ничего общего с рифмой. Если же рассматривать трактовку этого термина еще проще, то аллитерация имеет отдаленное сходство с рифмой. Однако в таком случае созвучия будут иметь место не в конце каждой строчки, а в ее начале.

Несколько примеров

Чтобы понять, что такое аллитерация, достаточно окунуться в мир народных присказок и поговорок. Именно в тех коротких строчках, которые как бы учат нас правильно жить, очень четко прописан этот загадочный литературный термин. В качестве примера можно продекламировать пословицу «Щи да каша - пища наша». Тут мы видим и аллитерацию, находящуюся в начале первых слов, и рифму, которая делает эту поговорку еще более мелодичной. Подобным примером могут также служить слова «Шила в мешке не утаишь», «Проще пареной репы» и другие.

Красивейший мир поэзии

Также понять, что такое аллитерация, нам помогут стихотворения известных российских поэтов. Как ни удивительно, но лидерами в использовании этого приема на практике были самые знаменитые гении Золотого века - Пушкин и Лермонтов. Михаилу Юрьевичу, например, принадлежали следующие слова: «Уж не жду от жизни ничего я. И не жаль мне прошлого ничуть». Ну а знаменитый стих Пушкина со словами «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», является примером этого канонического приема, который у каждого на слуху.

Прошлое и настоящее аллитерации

Стихи с аллитерацией можно найти у А. Блока, а также у некоторых других Подобный имеет место в древнейшем русском летописном произведении - «Слове о полку Игореве», в стихах Некрасова, Северянина и Маяковского. Нередко в таких произведениях аллитерация чередуется с рифмой, благодаря чему стихотворение воспринимается слухом как нечто нестандартное, неожиданное, очень интересное.

Восприятие этого приема

Принято полагать, что из всех приемов в литературе на слух лучше всего определяется аллитерация. Примеры подобных звуковых сочетаний были представлены выше, поэтому вы можете, прочитав их еще раз, уловить, что звуковая связь между сказанными словами может быть замечена только в случае, если вы их слышите. На письме же уловить эти созвучия невозможно. Возможно, именно поэтому аллитерация так прочно прижилась именно в

Для выражения авторской мысли, изображения жизни в языке употребляются средства художественной выразительности. Они служат созданию картины жизни людей, помогают читателям почувствовать и представить то, что изображено с помощью слов.

Средства выразительности передают авторское отношение к изображаемому. Главной сферой их употребления являются язык художественных произведений. В произведениях художественной литературы средства выразительности основаны на особых приемах употребления слова.

Это метафоры и эпитеты, и синекдоха, сравнение и олицетворение, которые относятся к тропам. Предлагаем разобраться, что такое аллитерация, для чего она нужна, ведь этот прием довольно часто используется авторами.

Средствами художественной выразительности помимо тропов выступают приемы звуковой организации литературного текста в прозе и в поэзии.

В свое время мэтр символизма В. Брюсов писал: «Верь в звук слов: смысл тайн в них».

Фонетической системе русского языка характерна гибкость с особой выразительностью. Смысл любой сказанной мысли воспринимается в звуковом составе. Поэтому даже звучание слова приобретает особый смысл.

В художественной речи и писатели используют прием звукописи, при которой искусно организуется звуковое строение речи: подбираются слова, близкие по звучанию, эти звуки, виртуозно сочетаясь, при озвучивании напоминают изображаемые явления.

Известно, что в русском языке согласных звуков намного больше: 37 согласных против 6 гласных фонем. Выходит так, что согласные несут в языке основную функцию для различения смысла сказанного. Звуковые повторы согласных и гласных звуков в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Русский язык предоставляет широкие возможности для использования звукописи авторам, творящим на родном русском языке.

Сравнение аллитерации и ассонанса

Повторение одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков называется в литературе аллитерацией. Почему же аллитерация является распространенным типом повтора звуков?

Что такое аллитерация, Википедия объясняет и дает определение, что это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Она применялась еще в произведениях древних писателей: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле» («Слово о полку Игореве»).

Путем повторения согласных [т] и [с] выразительность усиливается, неизвестный автор доводит до читателя тревогу.

Вот еще примеры из «Слова…»:

«В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя» – в этом отрывке множество глухих согласных [п], [т], [к], [ш]. Их повторением передается в тексте картина движения тяжело вооруженных войск половцев.

В другом примере «Сабли изъострени, сами скачутъ аки серыи влъци». Свистящие согласные [ч], [ц] помогают ясно представить быстро скачущих воинов.

Примеры аллитерации

Русская система звуков дает возможность для применения аллитерации в поэтической речи.

Русскими поэтами широко используются тонкие колебания звуков, чтобы донести до читателя смысл сказанного.

Вот строки с аллитерацией у Пушкина:

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Повторение одинаковых глухих согласных [п] с шипящим [ш] дает картину бокалов с шипением шампанского, усиливается выразительность и музыкальное звучание стихотворных строк.

Возьмем известное стихотворение Пушкина «Зимний вечер». В строке «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» доминируют [ж], [з], [в], [р], читатели как будто слышат завывание снежной бури зимним вечером, ощущается напряжение с тревогой.

Такое же звучание слышим в «Полтаве» А. Пушкина.

Бросая груды тел на груду, (р, р, р д, д)

Шары чугунные повсюду (ш, р, ч, ф, с)

Меж ними прыгают, разят, (ж, р, п, з)

Прах роют и в крови шипят. (п, х, р, т, р, к, р, ш)

Доминирует здесь взрывной [р], особенно в первой строке, во второй строке обилие шипящих с глухими звуками. В последующих строках настойчиво повторяются шипящие с доминирующим звуком [р].

Чередование рычащих [р] с глухими и шипящими воссоздает картину человеческой бойни, когда кругом шипят пушечные ядра, гремит канонада из пушек.

Пример аллитерации

Мастерски владел звукописью Ф. Тютчев:

Восток белел…Ладья катилась,

Ветрило весело звучало!

Как опрокинутое небо,

Под нами небо трепетало,

Восток алел…Она молилась.

С кудрей откинув покрывало…

В данном стихотворении Ф. Тютчева повторяется [л], речь идет о небе, лодке с ветрилом. В звуке [л] слышится что-то ласковое, лепет волны, отражение на воде трепещущего неба.

Такое же повторение [л] находим в другом поэтическом произведении Тютчева, которое передает летнее буйство природы с ласковым теплым дождем:

Лил теплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали.

В «Весенней грозе» Тютчева чувствуется, как «гремят» согласные фонемы [г], [р], [б].

Важно! Аллитерация широко использовалась в фольклоре, повторы одинаковых согласных можно наблюдать в русских пословицах и поговорках.

Звукопись у поэтов Серебряного века

Широко применяли явление аллитерации поэты, творившие в начале 20 века в России. Этот художественный прием легко найти в произведениях многих авторов этого периода:

  • Брюсов;
  • Блок;
  • Цветаева;
  • Бальмонт.

Поэты Серебряного века считали стихотворный язык волшебством, магическим заклинанием.

Их стихи завораживают музыкой стиха, заставляют проникнуть в таинственную загадку сказанного поэтического слова, хотя оно не всегда понятно читателю.

Возьмем отрывок из Ф. Сологуба:

И два глубокие бокала

Из тельно алого стекла

Ты к светлой чаше подставляла

И пену сладкую лила.

Лила, лила, лила, качала,

Два тельно алые стекла,

Белей лилей, алее лала

Бела была ты и ала.

Здесь поэт использовал звуковой повтор согласной фонемы [л]. Хотя смысл непонятен, но оно притягивает, завораживает, заставляет слушать. Ассоциацией на [л] можно представить картины ласки, любви, лобзанья с нежными оттенками цвета алый и белый.

Поэты Серебряного века считали, что главным в русском языке и в поэтической речи является звук, старались заколдовать читателя звучанием, его мелодичностью.

В стихотворении К. Бальмонта «Камыши» повторение шипящего [ш] помогает представить ночное шуршание и шелест камышей, чуть слышный шепот.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Пример повтора согласных звуков в стихотворении

Вспомним строки из стихотворения М. Цветаевой о Блоке «щелканье ночных копыт». Героический мотив подкрепляется наличием шипящих и взрывных в данной строке, они помогают читателю представить движение, цокот копыт по мостовой.

Сразу в следующей строке продолжается сочетание [гр]: «…громкое имя твое гремит…», которое представляет образ поэта – победителя человеческих душ своим властным и мощным творчеством. Звук [р] взрывной, резкий, властный, ассоциируется с дробью барабана, грозой, вихрем.

Вот примеры из творчества . Чтобы раскрыть душевное состояние героини, А. Ахматовой в стихотворении «Слаб голос мой» используется звукопись как выразительное средство.

Применением звонких согласных [л], [н] с ассонансом на [е] передается легкость, спокойствие, чувства, которые испытывает героиня после разлуки с любимым.

В «Песне последнего вечера» Ахматовой описывается расставание в осенний вечер. Обычно осенью появляется чувство утраты перед зимними морозами, природа как бы засыпает до следующей весны. Героиня тоже прощается с любимым. Применением шипящих фонем передается атмосфера осеннего прощального вечера.

В творчестве В. Маяковского много примеров аллитерации:

Марш! Чтоб время

Ядрами рвалось.

К старым дням

Чтоб ветром

Относило

Только путаницу волос.

Аллитерация в данном отрывке на [р] дает читателю представить чеканный ритм марша, динамику революционной борьбы.

«Ужас из железа выжал стон…»: специальным набором согласных поэт В. Маяковский передает ужас потери великого вождя революции В. Ленина. Вот что значит аллитерация для Маяковского.

Звукопись в прозе


Звуковые повторы как средство выразительности используются и в прозаических произведениях.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Это строки из известного булгаковского романа. Здесь читатель слышит ритм величественной походки прокуратора, эхо от его шаркающих шагов, раздающихся в зале с высокой колоннадой.

Усиливают выразительность описания сочетание звонких согласных с глухими согласными. 14 раз повторяется звук [р], звук резкий, взрывной, передающий властность, тревогу и напряжение. Даже в имени автор использовал аллитерацию на [п] – Прокуратор Понтий Пилат.

В произведениях современных поэтов можно найти звуковые повторы для усиления выразительности:

Дождь шумел негромко, нараспев,

Поливая двор и крышу дома…

В этом отрывке С. Маршака с помощью звукописи рисуется картина природы во время дождя. Повторение шипящих в сочетании звонких согласных четко воссоздает шум дождя, поливающего крышу дома.

Читаем «Заповедник» В. Высоцкого:

Сколько их в кущах – столько их в чащах,

Ревом ревущих, рыком рычащих,

Сколько бегущих – столько лежащих

В дебрях и кущах, в рощах и чащах…

Из отрывка стихотворения видно, что оно пронизано повтором шипящих согласных, усиливается выразительность, создается страшная картина истребления зверей.

Полезное видео

Подведем итоги

Человек живет в мире разных звуков. Они воздействуют на человека, вызывая ассоциации с образами. Звукопись и фонетическая организация слов должны быть неразрывно связаны с содержанием поэтического произведения, только тогда стихотворение заиграет яркой изобразительностью.