Богородица грузинская. Какие иконы дарят грузинам: история грузинской православной церкви

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит…

М. Лермонтов, «Мцыри»

Такая картина, описанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в поэме «Мцыри», вполне передает состояние Грузии после сокрушительных персидских набегов. Страна с чудным названием Иверия, первой принявшая христианство, не раз подвергалась нападкам мусульман. В XVII веке она пережила 30 лет страшных персидских вторжений, была выжжена наполовину. Персидский шах Аббас изо всех сил пытался покорить горный народ. Несмотря на его кажущееся великодушие к христианам, во время набегов были разрушены монастыри и похищены многие христианские святыни. Их отвозили в Персию, оценивали на местных рынках и частенько продавали находившимся в стране русским купцам.

История умалчивает о том, кто написал Грузинскую икону Божией Матери. Известно лишь, что в 20-х годах XVII века на одном из иранских рынков ее приобрел купец из Ярославля Стефан. Торговцем он был мелким, всё больше представлял интересы зажиточного купца Георгия Лыткина. Но вот чудный образ Богородицы, украшенный серебром и золотом, решил оставить себе. В это же время в Ярославле тот самый купец Георгий Лыткин увидел во сне откровение об иконе. Когда в 1629 году длинные караваны русских купцов вернулись на родину, Стефан рассказал о своем дивном приобретении Георгию и показал его. Увидев необычайный образ Богородицы, купец вспомнил свой сон о том, что икону необходимо отправить в Архангельскую епархию, в Черногорский монастырь.

Обитель была построена в 1603 году неподалеку от поселка Пинега. Холмистую местность, носившую название Черная Гора, пинежцы суеверно считали мрачным, злым местом. Купец отправился на берега Северной Двины и передал икону инокам. Там после молитв стали происходить чудеса, и слава о чудотворной иконе пошла по всей России. Со временем монастырь из Черногорского стал именоваться Красногорским.

Когда в 1654 году Москву захлестнула чума, Грузинскую икону Божией Матери принесли в Белокаменную. Усиленная молитва верующих перед ней приносила спасение от смертоносной болезни, и в 1658 году Патриарх Московский и всея Руси Никон благословил праздновать день памяти Грузинской иконы ежегодно 22 августа (4 сентября по новому стилю). Службу ей составил Феодор Поликарпов, смотритель Московской типографии, спустя 40 лет.

Икона осталась в российской столице, в храме Живоначальной Троицы в Никитниках. Она стала главной святыней, и ей был посвящен особый придел. Даже Никитников переулок до 1926 года называли Грузинским.

Списки с чудотворной иконы разошлись по многим храмам Руси. В 7-м кондаке акафиста Пресвятой Богородице перед иконой «Грузинская» читаем: «хотя дати благословение новоустроенней обители иноков, Раифскою нареченней, архипастырь казанский Лаврентий лик Твой, Владычице, от чудотворнаго Твоего Красногорскаго образа тождественно списав, торжественно с молебным пением во обитель Раифскую внесе».

«Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих// и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского».

Богородицу часто называют Заступницей всего рода христианского, а еще — Путеводительницей. Это два из пяти основных типов изображения Богоматери на иконах. Именно к типу Путеводительницы, Одигитрии (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь) относится Грузинская икона Божией Матери. В этой иконографии как нельзя лучше отражается суть Богородицы. Как на браке в Кане Галилейской Пресвятая Богородица говорит всем: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2: 5) — в этом всё Ее служение, — так и на Грузинской иконе Она предстает Путеводительницей к Богу и вечному спасению. Держит у сердца, на левой руке младенца Иисуса, а правой рукой указывает на Него. Богомладенец держит в левой руке свиток, а правой благословляет. Голова Божией Матери склоняется к Сыну. Всем Своим видом Дева Мария показывает образ жизни христианина: держать в сердце Бога, всеми помышлениями стремиться к Нему и творить заповеди Божии.

Благодатная сила чудотворного лика Богородицы высоко почитаема в православных кругах. Могущество Грузинской иконы Божией Матери позволяет исцелить различные телесные и душевные недуги, а также дарует бесплодным женщинам долгожданных детей.

Православный народ с древних времен почитает Богоматерь, Царицу Небесную и заступницу каждого верующего человека. Перед множеством икон молятся христиане, и Грузинская икона Божией Матери — не исключение. Святой лик имеет важное значение для православных людей. К ее благодатной помощи прибегают христиане со всех уголков мира, дабы лично на себе познать силу и великое могущество Богородицы .

История иконы

Изначальное Грузинская икона Божией Матери явилась миру в Грузии. Но Персидская Империя, во главе с правителем Абассом, подчинила своей власти земли Грузии и вывезла все ценные вещи, в том числе и икону. Святой лик попал в плен в 1622 году, он продавался персидскими торговцами и переходил из рук в руки.

Святой лик Божией Матери был найдет в 1625 году русским купцом. Стефаном Лазаревым. Ему пришлось выложить огромное состояние, дабы перенаправить икону в православный храм, где бы наконец закончились гонения иконы, где ее встретили бы с горячей любовью в сердце. Он распорядился поместить святыню в Красногорский Богородицкий Монастырь, расположенный в Архангельской области.

В скором времени, икона получила огромную славу за чудотворные исцеления. Монах Питирим, утративший полностью зрение и слух, после долгих и искренних молитв пред ликом Богородицы полностью исцелился, и вновь начал видеть и слышать.

Вскоре вся Русь узнала о чудодейственных целительных способностях Грузинской иконы Божией Матери. Православный народ со всех уголков страны съезжался, чтобы помолиться пред святыней и получить исцеление. Икону носили по всей стране, чтобы люди, неспособные сами посетить Красногорский Монастырь, смогли помолиться и своими глазами увидеть священную икону и ощутить благодатную помощь.

Где находится чудотворный образ

К сожалению, подлинная копия иконы Грузинской Божией Матери не сохранилась. Но существует несколько списков, идентичных древней иконе. Их можно встретить во многих храмах Москвы, например, в Алексеевском женском монастыре, а также в Казани. Вместе с иконами, по всей России есть огромное количество храмов и монастырей, названных и построенных в честь Грузинской иконы Божией Матери.

Описание иконы

Икона Грузинской Божией Матери обладает своими характерными особенностями в написании. По иконографии святыня принадлежит к типу «Одигитрия» и очень близка к разновидностям икон, где изображается молчаливый диалог Богородицы и Богомладенца. Образ очень напоминает Иерусалимскую икону Богоматери.

В центре иконы написаны святые образы, которые занимают практически все пространство. Богоматерь изображена по пояс, ее голова наклонена к младенцу, который сидит на ее левой руке. Священный младенец изображен с высокоподнятой десницей, тем самым давая благословение Матери и всем людям. В левой руке у Сыны Божьего свиток, который является символом Ветхого Завета.

В чем помогает Грузинский образ

Чтимые списки, повествующие нам о благодатной помощи Богородица, зафиксированы в церковных летописях и сказания. В настоящее время икона Грузинской Божией Матери не перестает славить имя свое чудесами. Пред иконой молятся об исцелении от самых тяжких болезней:

  • Чудотворный образ Богоматери поможет справиться с различными эпидемиями, язвами и всеми болезнями желудка.
  • Чудодейственная икона помогает вновь обрести слух глухому и зрение слепому.
  • Пресвятая Дева содействует силой своей в борьбе с раком, а также избавляет от нечистой силы .

Но исцеление обретает не каждый молящийся пред иконой Грузинской, а лишь те, чьи молитвы и просьбы были искренними и от всего сердца.

Дата почитания Грузинской иконы

В 1650 году Митрополитом Никоном была установлена дата празднования чудотворной Грузинской иконы Божией Матери — 22 августа . С тех самых пор, ежегодно в этот день проводят праздничное богослужение в честь святыни.

Молитва перед чудотворной иконой

«Пред тобой преклоняемся, о, Великая Заступница наша, Матерь Божия, Богородица Пресвятая! Царица небесная, услышь мольбы наши и не оставь нас без внимания Своего! Верим и прославляем имя Твое! Пред образом Твоим молимся и просим исцеления! Да воздай нам за грехи наши и подари благословение Свое! Да пред Господом предстанем за все деяния наши нечистые! Да предай нам сил, исцели душу и тело наше! Избавь нас от мук и от болезней земных! Да будет мир на земле нашей и в стране нашей! Лишь пред Твоим образом молитвам предаемся и лишь Ты способна нам помочь! Да достигнем мы поддержки Твоей и Твоих благодеяний! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! И во веки веков! Аминь!»

Лишь заботливая рука Господа укроет вас в минуты страдания и тяжелых испытаний судьбы . Не стесняйте обращаться к Создателю за любым советом. Ведь любовь Его не знает границ и Он внимает каждой просьбе, идущей от сердца. Потому и призвал в помощь к людям ангелов-хранителей и всех святых. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Чудотворная икона Божией Матери «Грузинская»… Наверное, нет никого, кто, бывая в Раифе, не поклонился бы этому образу. Перед ним возносятся теплые молитвы паломников из разных уголков России и других стран мира. И для всех людей, приходящих с верою и любовью, открывает свое сердце Пречистая Владычица!

В 2017 году исполняется 25 лет со дня возвращения святыни в Раифский Богородицкий мужской монастырь.

В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

В это время ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону, и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские пределы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование.

В 1650 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю).

После 1661 года, когда началось основное строительство Раифского монастыря , Казанский митрополит Лаврентий пожелал дать на благословение устрояемой пустыни Раифской Грузинскую икону Божией Матери. Он отправил одного из лучших иконописцев в селение Черную Гору, находящуюся в 16 верстах от города Холмогор Архангельской губернии для снятия точного списка с чудотворной иконы. Выбор его был не случаен. До назначения в Казань он служил на севере - в Важском монастыре, неподалеку от Черногорской области (Архангельской области). В то время именно там находилась эта чудотворная икона. Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России, например, в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие. Крестные ходы с ней доходили до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что «Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою». В 1698 году было постановлено: каждый год этот образ приносить в город Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Федором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Божией Матери.

По принесению в Казань списка иконы митрополит Лаврентий в сопровождении начальников и бесчисленного множества народа лично препроводил икону во вновь отстроенный Раифский монастырь. Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу чудотворной.

Доска, на которой написана святая икона, имеет в вышину 9 и в ширину 7 вершков. Икона темного цвета. На обороте, по углам, на серебряном окладе, который покрывает всю доску, изображены Евангелисты, а в середине имеется надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Грузинския» снизу: «1720 г. июля 24 дня построен сей образ по благословению великого господина, Преосвященнейшего Тихона, митрополита Казанского». Надпись относится к украшению иконы при митрополите Тихоне. Венцы на Спасителе и Божией Матери, равно как и короны, осыпаны драгоценными камнями. Всего же с жемчугом и прочими украшениями риза по оценке ювелиров того времени стоила более 10 тыс. Рублей. При иконе имелся серебряный ковчег весом 7 фунтов 90 золотников. В 1876 г. вся риза вновь перенизана в Казанском Богородицком монастыре под наблюдением игуменьи Анфиньи.

При закрытии Раифской обители во времена безбожной советской власти, икону спасли учёные Казанского университета. Найдя её среди мусора на полу разорённого храма и передав в храм святых Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в городе Казани, где она находилась всё время до возрождения монастыря.

Возвращение иконы состоялось на первом богослужении во временном храме вновь возрождаемой обители — 14 августа 1992 года в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (по преданию, в этот же день были освящены первые храмы обители при ее основании). Его возглавил епископ Казанский и Марийский Анастасий, собралось множество духовенства. Преосвященный предполагал торжественно с крестным ходом перенести икону из Казани и надлежащим образом к этому подготовиться. Поэтому он не думал привозить ее в Раифский монастырь на первую Божественную литургию. Но перед самой поездкой решил взять святыню в монастырь. Икона была помещена вверху иконостаса и, во избежание кражи, ее накрепко прикрутили толстой проволокой так, что быстро снять ее оттуда было нелегко. Но когда епископ Анастасий сам поднялся по приставной лестнице наверх иконостаса, икона к общему изумлению свободно и легко пошла к нему в руки.

Сразу после первой Литургии в Раифском монастыре был отслужен молебен перед Грузинской иконой Божией Матери. Так устроилось что, и возрождение сей обители, было ознаменовано возвращением чудотворного образа. Богородица не захотела ни на один день оставлять свою обитель и явилась туда вновь.

Православные христиане издавна почитают не только Иисуса Христа, но и Богородицу. Трепетное отношение к ней нашло свое воплощение в семи сотнях икон, изображающих Царицу Небесную как одну, так и с Божественным Сыном. Даже самый первый храм на Руси, освященный в 996 году, был назван в честь Богородицы. Множество гимнов и молитв, обращающихся к Пресвятой Деве Марии, наполняют сердца верующих любовью и надеждой, и уже второе тысячелетие дарит людям спасение, исцеление и счастье не одна чудотворная икона Божией Матери. Грузинская не является исключением. О ее удивительных свойствах и будет рассказано далее.

Роль икон в православии

С точки зрения священнослужителей православной церкви, икона является неким связующим звеном между земным и божественным мирами. Главная идея поклонения перед образами заключается в том, что почести и молитвы обращаются не к изображению, а к сущности, которую они представляют.

Понять икону может лишь глубоко верующий человек, не сомневающийся в реальности Господа и его непостижимой природе. Бог наградил своих детей способностью к воображению, которое позволяет представлять то, что невозможно видеть ежеминутно и ежечасно. Но нам легче обращаться к святым, если их образ находится перед глазами, и своими символами напоминает о важности тех или иных моментов.

Какими бывают иконы Божьей Матери

Все образы Богородицы, написанные за время шествия христианства по планете, можно по композициям разделить на несколько типов. Одной из любимых икон всех православных является икона грузинской Божьей Матери.

Одигитрия (Путеводительница)

Рассматриваемая нами икона относится именно к этому типу. Особым образом построенное изображение, в котором Богородица одной рукой указывает на Сына, говорит о пути, который суждено пройти человечеству для очищения своей души. Здесь Дева Мария предстает перед нами как проводник к Богу. Считается, что первая икона была написана именно в этом стиле.

Елеуса (Умиление)

Образы Богородицы, обнимающей Богомладенца и принимающей его объятия, представляют вид икон, известный как «умиление». Бесконечную любовь, отраженную в таких изображениях, можно увидеть, например, на Владимирской иконе.

Агиосоритисса (Заступница)

Икона грузинской Божьей матери очень отличается от тех, которые относятся к виду «Заступница». На таких образах Богородица предстает в одиночестве. Она изображается во весь рост, чуть развернутой вправо. В руке может быть изображен свиток.

Оранта (Знамение)

Четвертым типом икон, изображающих Деву Марию, является «Знамение». Здесь Небесная Царица, держа в сердце Божественного Младенца (изображается в круге в середине груди Матери) и воздевая руки к небесам, символизирует молитву за все человечество.

Пантанасса (Всецарица)

На иконах данного вида престол, на котором восседает Богородица, держа на руках маленького Иисуса, обозначает славу Божьей Матери, распространившуюся как на земле, так и на небесах.

Особенности написания грузинской иконы Божьей Матери

Когда у нас перед глазами находится поясная икона грузинской Божьей Матери, мы можем определить характерные особенности ее написания. Все образы, расположенные в ковчеге иконы (углубление в центре доски), занимают большую его часть и построены как треугольник, более длинная сторона которого приходится на наклон головы Богородицы в сторону Богомладенца. Младенец высоко поднимает десницу, благословляя Мать и всех людей. Свиток, который Божий Сын держит в левой руке, символизирует Ветхий Завет, который будет дополнен Спасителем. Правая ножка Христа расположена под левой, и видна ее обнаженная подошва.

Богородица, изображенная фронтально, слегка повернула голову к сидящему Сыну и склонилась к Нему, поддерживая левой рукой. Лик Младенца также обращен к Матери, чья правая рука, указующая на Иисуса, обозначает для верующих путь к Спасению. Особым признаком данной иконы является характерный способ изображения мафория, ниспадающего с головы Богоматери так, что складки его оставляют в поле зрения на груди треугольный участок хитона синего цвета и симметричные отвороты накидки другого цвета.

Те, кто постоянно ходит в церковь, иконы грузинской Божьей Матери видели в основном в больших размерах. Храмовые образа дают возможность рассмотреть их в подробностях.

Когда и кем была пленена икона

Аббас Мирза, более известный в мировой истории как вступил на иранский престол в конце 16 века. Существует предание, что в день, когда родился великий деспот, в Грузии вследствие сильного землетрясения разрушилась обитель Святого Георгия, что символизировало огромные потери, которые в будущем страна понесла от действий владыки Персии.

Аббас, видя в упрочении связей Грузии и России угрозу персидскому царству, организовал в 1622 году разрушительный поход на горную страну. Он подверг ее разграблению и захватил множество ценностей и святынь для дальнейшей продажи их иностранным купцам. Попала к нему и икона грузинской Божьей Матери.

Спустя три года ее на персидском базаре увидел приказчик русского ярославского купца Стефан Лазарев. Конечно, истинный христианин не смог пройти мимо чудесного образа и приобрел икону, несмотря на ее высокую цену. Святыня сразу же проявила себя, когда хозяину приказчика Егору (в некоторых источниках - Георгию, Григорию) Лыткину во сне явилось божественное указание о передаче иконы в один из монастырей Архангельской губернии. Не зная об иконе, купец не придал сну значения и вспомнил о нем лишь в 1629 году, когда вернулся приказчик и показал Егору купленный у персов образ.

Судьба творения грузинских иконописцев на Руси

Как и было велено во сне, Лыткин отправил икону на в Красногорский монастырь, стоявший в гористой лесной местности и ранее называвшийся Черногорским (образован в 1603 году). Грузинский образ Божьей Матери сразу проявил чудодейственную природу, исцелив от глухоты и слепоты монаха Питирима. За дальнейшие непостижимые явления икона царевым указом и благословением патриарха Никона в 1650 году удостоилась собственного дня почитания - 4 сентября.

Чудотворное произведение грузинских иконописцев долгое время путешествовало по стране, побывав даже в сибирских городах. И всюду Богородица исцеляла истинно верующих, о чем свидетельствуют церковные документы тех лет.

К сожалению, оригинал иконы был утрачен, когда в 20-е годы 20 века Красногорский монастырь закрыли. После его открытия в 1946 году икона использовалась в шествии Крестного хода, о чем московскому патриарху докладывал епископ архангельский, но с тех пор образ пропал и нигде более обнаружен не был.

Самый первый список иконы

Прихожане, хорошо знающие историю христианства и православных святынь, всегда знают, к какой иконе следует обращаться с той или иной просьбой, какой посетить храм. Иконы грузинской Божьей матери сегодня в виде списков хранятся в различных церквях нашей страны. Многие из них, как и оригинал, являются чудотворными.

Впервые копия образа Богородицы из Грузии была написана в 1654 году в Москве по заказу ремесленника Гавриила Евдокимова, проявившего так свою благодарность за исцеление тяжелобольного сына. Этот список был передан в церковь на Глинищах, которая ныне известна как церковь Святой Троицы (Никитников переулок). Икона оказалась чудодейственной и помогала жителям столицы избежать страшной болезни, когда Москву накрыла эпидемия чумы.

Какие еще известны списки с оригинального грузинского образа

Невероятно славна грузинская раифская икона Божьей матери. Она появилась в Казанской епархии в 1661 году. Тогда митрополит Лаврентий заказал икону знаменитому иконописцу. Для образа в Раифской Богородицкой пустыни построили отдельную церковь, и после принесения святыни от художника она стала творить настоящие чудеса, неся исцеление слепым, хромым и психически больным.

Еще одна очень почитаемая грузинская икона Божией Матери в Москве находится в особом приделе храма Мартина Исповедника, что находится на Таганке. Ранее этот список хранился на Воронцовом поле в Храме Покрова Пресвятой Богородицы, и для него по велению царицы Параскевы Феодоровны был создан в начале 18 века драгоценный киот.

В в Москве есть храм Живоначальной Троицы, главный придел которого был освящен в 1991 году, он тоже располагает иконой грузинской Богородицы, история которой очень интересна. Ранее ею владела схиигуменья Фамарь, в миру известная как княжна Марджанишвили. Образ был подарен ею другу семьи Якову Немсцверидзе, коему и явилась Дева Мария во сне с просьбой подарить икону церкви в Останкино. Яков намеревался отнести образ в Грузинскую Православную Церковь, но все три раза ему что-то мешало, тем временем с иконы стала облетать краска. Тогда Яков прислушался к совету, услышанному в видении, и явился в Останкинский храм, где его встретила женщина, которой тоже было явление о предстоящем прибытии иконы в церковь. Во время реставрации краски восстановились сами собой, что явилось одним из чудес красивого образа. Акафист грузинской иконе Божьей Матери читают здесь регулярно, и прихожане, очень почитающие святыню, совершают у нее проникновенные молитвы.

Другой список образа Богоматери с грузинского оригинала появился в 17 веке в Алексеевском женском монастыре, который находился на Пречистенском бульваре. Одна из заболевших инокинь хотела обратиться к образу, находившемся в храме у Варварских ворот, но принести его никто не смог. Тогда монах, явившийся ей во сне, сообщил, что где-то в глубинах храма хранится список грузинской иконы. После недолгих поисков в одной из стен была обнаружена ризница с образом, который тут же исцелил монахиню. Икона была заключена в драгоценную ризу повелением императора Алексея Михайловича с благословения В 19 веке храм перенесли в а список иконы, найденный в монастыре, почитают в храме Воскресения Христова на Сокольнической площади.

Действующие храмы, посвященные чудотворной иконе

Церкви, носящие имя грузинской святыни, можно встретить во многих городах нашей страны и даже за рубежом. Раифский собор является наиболее известным. Он был построен при мужском Богородицком монастыре в 1842 году специально в честь чудесной иконы. Прихожане отмечают необычайную красоту храма, благодатную атмосферу и неповторимую энергетику, идущую от старинных икон. Грузинская икона Божией Матери в Раифском монастыре очень известна, и собор посещает множество туристов. Поэтому, если есть желание побыть со святыней почти наедине, рекомендуется приходить туда рано с утра.

Еще одна действующая церковь Грузинской иконы Божьей Матери находится в селе Якшино Московской области. Храм очень красивый, построен был в 18 веке, но при советской власти его взорвали. Восстановление началось в 90-е годы, богослужения возобновились с 2004 года. До революции церковь располагала грузинской богородицы, сегодня такая икона там тоже есть.

Множество храмов, приделов, часовен, посвященных чудесному образу, есть в Чувашии, республике Татарстан, Тверской, Рязанской, Калужской и других областях Российской Федерации.

Где еще были церкви, посвященные грузинской иконе Богородицы

В Тверской области с 1714 года действовала Горбасьевская (село Горбасьево) церковь, построенная во имя описываемой нами иконы. Говорят, что храм был построен богатым купцом из Грузии, заблудившимся в окрестных лесах. Молитвы к Божьей Матери помогли ему выбраться к селу, благодаря этому чуду и появилась церковь. В 1860 году ее старое деревянное здание было решено заменить каменным. Перестал действовать храм в 30-х годах прошлого века.

Старинная церковь иконы Грузинской Божьей Матери есть в селе Васильевское Шуйского района. Правда, сейчас храмовый комплекс, в который входит церковь, находится в запущенном состоянии, а древние иконы, составлявшие иконостас, хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее.

О чем молятся иконе

В Евангелии не зря сказано, что люди получают от Бога «по вере своей». Давно замечено, что среди тысяч прихожан и паломников, из чьих уст льется молитва иконе грузинской Божьей Матери, счастье исцеления обретают далеко не все, а лишь те, чьи души истинно чисты и готовы к Милости.

Считается, что прекрасный образ способен подарить выздоровление тем, кто страдает от заболеваний желудочно-кишечного тракта, различных опухолей, недугов, поражающих глаза, зубы и уши, от одержимости нечистой силой. С особым благоговением устремляются к образу женщины, которым поставлен диагноз «бесплодие».

Очень сильной считается молитва, произносимая человеком в день своего рождения, который совпадает или находится близко от дня чествования определенного образа. Многим помогает и уже помогла грузинская икона Божией Матери, о чем молятся верующие, уже написано. В завершении идет рассказ о том, как это обычно делают.

Что нужно говорить в молитве

Молитва может звучать по-разному, самое главное, чтобы слова шли от сердца. С просьбой даровать способность к зачатию упоминают то, что Царица Небесная, внимающая мольбам детей ее земных, обладающая чудотворными силами, исцеляет от недугов и засилья бесов, облегчает скорби, избавляет от обид, спасает от несчастий и очищает от грехов. Просят Деву Марию о том, чтобы она разрешила от бесплодия неплодные пары, заступилась за них перед Божественным Своим Сыном и молилась за поклоняющихся ей, надеющихся на нее и неустанно воспевающих Славу Ее.

В некоторых выделяют роль Иисуса, ходатайство Богоматери перед которым может исцелить или избавить от бед. Просящий говорит о том, что сам он, возможно, и не достоин быть услышанным Господом, но Матерь Его, никогда не отворачивающаяся от человека простого, может донести до Сына даже самую тихую, но искреннюю молитву. Просят, чтобы Бог через Деву Марию помог молящемуся прожить в благочестии и свете Господних заповедей.

Свидетельствами благодарности множества людей за чудеса, дарованные через неповторимый образ, являются крестики, коими увешаны в храмах иконы Богородицы. О чем бы и где бы ни молил христианин Пречистую Деву, нерушимая вера его и чистая душа всенепременно приведут к настоящему чуду.

Грузия приняла христианство в качестве государственной религии одной из первых в мире наряду с . Поэтому религиозная культура в стране развита очень сильно. Большинство родителей воспитывает своих детей, прививая им веру в Иисуса Христа и святых.

К иконам грузины относятся почтительно. И у простого крестьянина, и у богатого дельца в доме есть « », где обязательно стоит икона Грузинской Богородицы. Среди православного населения почитаются архангелы и , святой , святая Варвара, святой Георгий Победоносец и др., образы которых также ставятся в «красном углу » («углу ангела»).

Грузинская православная церковь, как и другие церкви, не возбраняет дарить иконы на различные праздники и торжественные события — день рождения, . Главным условием является то, что икона должна быть освящена, тогда пред ней можно молиться. Дарить икону нужно с благими намерениями и чистым сердцем.

Икона Грузинской Божией Матери

Икона первоначально находилась в Грузии. В 1622 г. персы напали на государство и среди прочих трофеев вывезли святыню. Спустя три года на одном из персидских базаров приказчик ярославского купца Григория Лыткина купил ее. В это же время самому купцу явилось видение о том, что некую икону нужно передать в храм под Архангельском.

Через четыре года, когда приказчик вернулся с иконой в Ярославль, Лыткин, увидев святой лик, вспомнил сон и направил образ в указанное место. Икона оказалась чудотворной. После водворения в храме она побывала во многих городах, где являла чудеса и исцеляла больных. До наших дней ее оригинал не сохранился, но дошли списки, некоторые из которых являются чудотворными.

Грузинская Божия Матерь изображена по типу Одигитрии — Богородица держит младенца Иисуса на левой руке, правой указывая в его сторону. Сам Богомладенец держит в левой руке свиток, правой творит благословение. Изображение Иисуса показывает его правую ногу, повернутую обнаженной стопой наружу. Изображения святых занимают часть углубления — ковчега, вырезанного на лицевой стороне иконы.

Грузинская Божия Матерь помогает излечиться от болезней, зачать и родить ребенка, сохранить мир в семье. Празднование иконы совершается 4 сентября.

Варвара родилась в начале 4 века в семье знатного финикийского купца. Против воли отца она уверовала в христианское вероучение и приняла за это мученическую смерть. Вместе с сострадавшей ей жительницей Иулианией Варвара была обезглавлена собственным родителем, которого потом настигло возмездие (его убило ударом молнии ).

В 6 веке мощи великомученицы перенесли в Константинополь, а в 12 — уже в Киев. В настоящее время реликвия хранится во Владимирском соборе г. Киева.

Верующие молятся святой Варваре об избавлении от скорой кончины и тяжких болезней, о том, чтобы не окончить жизненный путь без причащения и исповеди. В православной и католической церкви день памяти великомученицы установлен 4 декабря.

Георгий Победоносец

Житие Святого Георгия описано многими летописцами в различных вариациях. Каноническим источником утверждается, что Георгий принял мученическую смерть во времена Великого гонения при императоре Диоклетиане. Самое распространенное изображение святого — сидящим на коне и поражающим змея (дракона ) копьем. Многие исследователи трактуют это как иносказание — змей олицетворяет язычество, а всадник — христианскую религию.

Георгий Победоносец наряду с Грузинской Божией Матерью — самый почитаемый святой в Грузии. Местные жители верят, что он состоит в родстве с равноапостольной Ниной, благодаря которой государство приняло христианство. В 335 г. грузинский царь Мириан возвел первый храм в честь Святого Георгия. Сооружение построили на месте захоронения святой Нины. Начиная с 9 века началось массовое строительство церквей в честь великомученик.

В православии день памяти установлен 23 апреля. Также памятными являются следующие даты:

  • 10 ноября — колесование Святого Георгия;
  • 3 ноября — освящение Лиддского храма Георгия Победоносца, построенного в 4 в.;
  • 26 ноября (Юрьев день) — освящение церкви Георгия Великомученика, построенной в 1051 г. в Киеве.

Гробница святого находится в городе Лод (Израиль ). Части мощей хранятся римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро, храме-реликварии Сент-Шапель (Париж ), монастыре Ксенофонта (Греция, святая гора Афон ).