Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова. Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» (Н

Анализ стихотворения Поэт и гражданин Некрасова по плану

1. История создания . В 1856 г. был издан сборник стихотворений Некрасова, в который вошли его лучшие произведения за последние десять лет. После цензурной проверки и допуска к печати поэт в последний момент включил в сборник в качестве предисловия стихотворение "Поэт и гражданин". Благодаря этой "хитрости" произведение было опубликовано без искажений, но уже в следующем издании 1861 г. оно подверглось существенным изменениям.

2. Жанр стихотворения - гражданская лирика.

3. Основная тема стихотворения - роль и место поэта в обществе. Гражданин упрекает Поэта в том, что он проводит время в бездействии. Поэт слабо возражает, что он, к сожалению, не Пушкин, поэтому не считает свое творчество столь уж необходимым. Гражданин согласен, что произведения Поэта далеки от совершенства, но Пушкина уже нет, а родина по-прежнему нуждается в людях, которые могли бы поведать миру о ее бедах и пороках.

Когда-то давно Поэт обладал талантом и был подобен факелу, освещающему опасный путь. С годами его пламя постепенно угасало и превратилось в едва тлеющий уголек. Гражданин сурово обличает свою эпоху, в которой торжествуют одни лишь "стяжатели и воры", "сладкие певцы" и бесполезные "мудрецы". Он предостерегает Поэта от попадания в число этих ничтожных людей и призывает его к исполнению гражданского долга.

Беда России состоит в том, что в ней нет настоящих граждан, переживающих за судьбу Родины и не боящихся открыто говорить правду. На эмоциональный монолог Гражданина Поэт приводит свое оправдание. В молодости он честно и искренно пытался бороться с пороками общества. Но эта борьба была изначально неравной. Поэта обвиняли в "черной клевете", тем самым обрекая его на бесславное и нищенское существование.

Обессиленный Поэт покорился общественному мнению. Ради славы и денег он начал писать бездарные стихи, за которые никто к нему не придирался и ни в чем не обвинял. Он прекрасно понимает свою слабость и ничтожество, но уже слишком поздно что-либо исправить. Поэту остается только сожалеть о давно покинувшей его Музе, к красоте которой лучше всего "шел один венок терновый".

4. Композиция . Произведение представляет собой диалог Гражданина и Поэта, в которых легко угадываются образы революционного демократа и самого Некрасова. Учитывая твердую гражданскую позицию автора, этот диалог напоминает внутренний разговор Некрасова с самим собой.

5. Размер стихотворения - четырехстопный ямб с чередующейся рифмовкой (кольцевая, парная и перекрестная).

6. Выразительные средства . Произведение содержит большое количество эпитетов ("бестолковы", "надменный", "шаткую"); метафор ("светоч свой держал", "стан безвредных", "тяжелый жребий пал"); сравнений ("как моря вольные струи", "как свет"). В основе стихотворения лежит противопоставление пассивной и активной гражданской позиции.

7. Главная мысль произведения заключается в ключевой хрестоматийной фразе: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".

Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Поэт и гражданин» было впервые опубликовано полностью в сборнике стихов поэта в 1856 году. Произведение появилось в пору обострения классовой борьбы в нашей стране. Оно посвящается теме назначения поэта и его поэтического слова в нашей жизни.

Стихи написаны в виде диалога-спора межу Поэтом и Гражданином. Действие происходит в бытовой обстановке, на квартире у стихотворца. Гражданин обличает Поэта в его инертной жизни, пустом лежанье на кровати:

Опять один, опять суров,
Лежит - и ничего не пишет.

Повтор слова «опять» подчеркивает постоянно бесцельное существование персонажа. Гражданин хочет разбудить стихотворца, для действенных мероприятий, для гражданского служения и активной общественной жизни. Гражданин считает, что талантливые люди, которым природа дала литературный талант, обязаны создавать в первую очередь такие произведения, которые бы побуждали людей к действию.

Гражданин хочет, чтобы равнодушие, поселившееся в душе стихотворца, исчезло. Он ждет от поэта стихов, побуждающих людей бороться за отмену крепостного строя, царившего тогда в России:

Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Словами Гражданина Некрасов Н.А. призывает Поэта отдать за Родину не только свою лирику, но, если понадобится, то и жизнь. Однако стихотворцу не нужны проблемы, он хочет жить спокойно, как любой обыватель. Поэт пишет произведения о любви, природе:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Но в то же время он вспоминает свою молодость, когда не боялся власть имущих и писал революционные стихи:

Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче - очень безрассудной,..
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел...
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!

Эффектный параллелизм в последних строках этого отрывка передает взволнованный и искренний тон собеседника Гражданина. Чувствуется, что ему тяжело вспоминать о прежнем. Увы! тогда слова Поэта не нашли отклика в сердцах современников, зато у него возникли проблемы с властями.

И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки.
Иль поплатиться головой.

Пробудил ли Гражданин патриотические чувства, дремлющие в душе Поэта, остается загадкой. Зато слова Некрасова пробудили жажду деятельности на благо общества в душах многих читателей. В стихотворении выражены моральные принципы революционеров того времени, они нашли одобрение в сердцах передовой молодежи. Ведь Некрасов открыто, никого не боясь, призывает людей свергнуть крепостной строй, существовавший в те времена в России. За свое произведение Некрасов Н.А. подвергся неудовольствию и притеснениям со стороны царских властей, но он не испугался. Поэт и в дальнейшем писал произведения подобного содержания.

Стихотворение остается и по сей день актуальным. Поэзия Николая Алексеевича учит подрастающее поколение быть свободолюбивыми, не боятся трудностей и любить Родину и свой народ. Произведение Некрасова учит общество двигаться к прогрессу непроторенными путями.

Большинство стихотворений Н. Некрасова посвящено общественной тематике, в контексте нее он рассматривал и проблему поэтического творчества. Стихотворение «Поэт и гражданин» изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Поэт и гражданин» по плану.

Краткий анализ

История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил ее поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.

Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стих делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила».

Эпитеты – «звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса».

Сравнения «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

История создания

Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость. Н. Некрасов отдалился от либералов, ведь его взгляды приближались к демократическим. Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время ему очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализовалась в стихотворении «Поэт и гражданин».

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

Тема

В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.

В начале стихотворения читатель знакомится с персонажами, за разговором которых будет наблюдать далее. Перед нами поэт, который предался хандре и не хочет ничего писать. Гражданин пытается «расшевелить» его, но все напрасно. Гражданин убеждает мастера пера, что его слово очень нужно людям, на что поэт отвечает с иронией. Он считает, что народ сам отказался от острого слова. Люди предпочитают пейзажную лирику, которая в условиях строгого политического режима является безопасной. К тому же, бунтарское слово не такое утонченное.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

В последней реплике поэт расставляет точки в своем рассказе, обосновывая свою пассивную позицию. Когда-то в юные годы он «шел в тюрьму и к месту казни, в суды, в больницы» , чтобы рассказать правду, но слова его считали «черной клеветой». Поэт увидел, что народ бороться не хочет, и его руки опустились. Он решил отказаться от борьбы во благо общества и позаботиться о своей жизни. Какое-то время, мастер слова бичевал «маленьких воришек для удовольствия больших» . Теперь он жалеет об этом и считает, что из-за его решения от него отвернулась Муза.

Композиция

Стих написан в форме диалога между поэтом и гражданином, это позволило Н. Некрасову показать взгляды двух сторон. Формально стихотворение делится не на строфы, а на реплики. Автор обозначает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр

Жанр произведения - гражданская лирика. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Преобладают в тексте метафоры : «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила». Дополняется картина эпитетами - «« звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» и сравнениями - «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

Так как автор воспроизводит эмоциональный разговор, значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите-рация, например, «с», «ж», «з»: «Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный!».

В стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки («входит», «берет книгу», «чита-ет», «с восторгом»). Стихотворение написано в целях полеми-ки поборника гражданственной поэзии со сторонниками так называемого чистого искусства. Пришедший к поэту гражда-нин призывает его проснуться и громить пороки смело. Поэт же воспевает сладкозвучие: «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв».

Гражданин же не разделяет восторги поэта и заявляет: «С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать...». Гра-жданин рисует поэту образную картину плывущего по воде корабля. Пока «гроза молчит» и «вечер ласковый и сонный», эта картина радует глаз. А когда начинается буря, не время предаваться праздным утехам. В ходе спора выясняется, что если поэт болтает о ерунде, то в итоге безгласным остается гражданин, ибо голос поэта — это как раз и есть голос обще-ства. Поэт в стихотворении называется «избранником неба», «глашатаем истин вековых». В финале стихотворения возни-кает образ Музы, угрюмой красоте которой идет терновый венок.

Содержание произведения перекликается с работами В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского о гражданственности и народности искусства. В нем есть также отсылка к пушкин-скому стихотворению «Поэт и толпа» («Не для житейского волненья...»). А также переложение... строки из поэмы К. Ф. Рылеева «Войнаровский»: «Я не поэт, а гражданин»: «Поэтом можешь ты не быть. Но гражданином быть обязан». Материал с сайта

Интересна история создания стихотворения. Первоначаль-но Н. А. Некрасов опубликовал несколько строф в № 6 «Со-временника» за 1855 год с названием «Русскому писателю». Затем в № 3 «Современника» за 1856 год было напечатано еще несколько строф. Окончательный вариант был опубликован в качестве предисловия к сборнику «Стихотворения» (1856). Во всех последующих изданиях текст его печатался с цензурны-ми искажениями.

Роль поэта и поэзии в стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»

Каждый человек, посвятивший свою жизнь лите­ратурному творчеству, рано или поздно задумывается о судьбе литературы, о своем предназначении, о роли отдельного человека в жизни страны.

Раздумьям о соотношении высокой гражданской позиции с поэтическим искусством посвящено и сти­хотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин», на­писанное в форме диалога. Уже в первой части стихо­творения мы видим противопоставление позиций гра­жданина и поэта.

Первый призывает своего собеседника к активным действиям:

Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило...

Стихотворение написано в 1856 году, в недалекое прошлое ушло «мрачное семилетие», сказавшееся на духовном развитии русского общества. Новое время требует восстановления утраченных позиций, возро­ждения былых идеалов, основанных на «всеобъемлю­щей любви» к Родине.

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Так говорит гражданин, требующий от поэта ак­тивной жизненной позиции, порицая его бездействие, безучастие к проблемам современности. Предпочитая спокойный путь, воспевая «красу небес», «ласку ми­лой», поэт слагает с себя ответственность за будущее своей страны. Но поэт укрывается за словами Пушки­на о том, что поэты «рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».

Позиция поэта воплощает в себе противоречия, возникшие в русской поэзии тех лет, когда общест­венно-политические проблемы требовали всесторон­него освещения и замены «чистого искусства» «граж­данской поэзией». Поэт восхищается стихами Пуш­кина, выбрав стихотворение раннего периода творчества великого поэта, когда его гражданская по­зиция была еще в самом начале своего развития. При­крываясь словами о «вдохновенье» и «звуках слад­ких», герой Некрасова стремится уйти от любой от­ветственности за свое творчество, далекое от насущных проблем.

Длинные диалоги персонажей наполняются все бо­лее глубоким смыслом. Гражданин, пытаясь разбу­дить гражданственность поэта, яркими красками описывает современную ему действительность, срав­нивая ее с ночью, которую

Мы доживаем боязливо,

Когда свободно рыщет зверь,

А человек бредет пугливо... Всеобщее равнодушие к судьбе отчизны заставляет его провести параллель с кораблем, который

Бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твердая земля.

Гражданин горько сожалеет, что в лихую годину мало кто придерживается истинной гражданственно­сти, чаще «каждый предан поклоненью единой лич­ности своей...».

Одни - стяжатели и воры,

Другие - сладкие певцы,

А третьи...третьи - мудрецы:

Их назначенье - разговоры. Гражданин снова и снова призывает поэта идти «в огонь за честь отчизны». Гибель «за убежденье, за лю­бовь» не страшна, потому что жизнь, отданная на бла­го ближнего, будет прожита « недаром ».

Но поэт лишь зевает в ответ на все увещевания гра­жданина: «блажен безмолвный гражданин». Ему ближе «тропка торная», где все знакомо и не подсте­регают опасности. Но его собеседник непоколебим в своих убеждениях, активную жизненную позицию он ставит превыше всего:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан! Мы видим, что гражданин - истинный патриот своего отечества, несущий революционные идеи, спа­сающий «свободы шаткую ладью». Но поэт тоже не всегда был столь апатичным. В заключительной час­ти стихотворения он вспоминает время, когда

Я шел в тюрьму и к месту казни,

В суды, в больницы я входил,

Не повторю, что там я видел...

Клянусь, я честно ненавидел!

Клянусь, я искренне любил! Впервые за все повествование в словах поэта слы­шится страсть. Гражданин все-таки «разбудил» его, за­ставил искренне волноваться, и даже оправдываться. Он открывает свою душу, которую так долго скрывал за пустыми словами: труден был его творческий путь, и он признает свою вину в том, что отступился от идеалов, «сложил смиренно руки», и итогом его постыдного страха стало опустошение души, утрата таланта, кото­рый озаряет только жизнелюбивых людей, способных на полную самореализацию во благо других.

Некрасов, посвятивший всю свою поэзию служе­нию народу, убежден, что поэт должен использовать свой божий дар не для «сладких» пустословий. Ис­тинная поэзия должна быть отражением современно­сти, набатом, поднимающим в бой за отчизну, за на­род. Только поэт, отдающий себя народу, может стать бессмертным.