Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова. Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» (Н
Анализ стихотворения Поэт и гражданин Некрасова по плану
1. История создания . В 1856 г. был издан сборник стихотворений Некрасова, в который вошли его лучшие произведения за последние десять лет. После цензурной проверки и допуска к печати поэт в последний момент включил в сборник в качестве предисловия стихотворение "Поэт и гражданин". Благодаря этой "хитрости" произведение было опубликовано без искажений, но уже в следующем издании 1861 г. оно подверглось существенным изменениям.
2. Жанр стихотворения - гражданская лирика.
3. Основная тема стихотворения - роль и место поэта в обществе. Гражданин упрекает Поэта в том, что он проводит время в бездействии. Поэт слабо возражает, что он, к сожалению, не Пушкин, поэтому не считает свое творчество столь уж необходимым. Гражданин согласен, что произведения Поэта далеки от совершенства, но Пушкина уже нет, а родина по-прежнему нуждается в людях, которые могли бы поведать миру о ее бедах и пороках.
Когда-то давно Поэт обладал талантом и был подобен факелу, освещающему опасный путь. С годами его пламя постепенно угасало и превратилось в едва тлеющий уголек. Гражданин сурово обличает свою эпоху, в которой торжествуют одни лишь "стяжатели и воры", "сладкие певцы" и бесполезные "мудрецы". Он предостерегает Поэта от попадания в число этих ничтожных людей и призывает его к исполнению гражданского долга.
Беда России состоит в том, что в ней нет настоящих граждан, переживающих за судьбу Родины и не боящихся открыто говорить правду. На эмоциональный монолог Гражданина Поэт приводит свое оправдание. В молодости он честно и искренно пытался бороться с пороками общества. Но эта борьба была изначально неравной. Поэта обвиняли в "черной клевете", тем самым обрекая его на бесславное и нищенское существование.
Обессиленный Поэт покорился общественному мнению. Ради славы и денег он начал писать бездарные стихи, за которые никто к нему не придирался и ни в чем не обвинял. Он прекрасно понимает свою слабость и ничтожество, но уже слишком поздно что-либо исправить. Поэту остается только сожалеть о давно покинувшей его Музе, к красоте которой лучше всего "шел один венок терновый".
4. Композиция . Произведение представляет собой диалог Гражданина и Поэта, в которых легко угадываются образы революционного демократа и самого Некрасова. Учитывая твердую гражданскую позицию автора, этот диалог напоминает внутренний разговор Некрасова с самим собой.
5. Размер стихотворения - четырехстопный ямб с чередующейся рифмовкой (кольцевая, парная и перекрестная).
6. Выразительные средства . Произведение содержит большое количество эпитетов ("бестолковы", "надменный", "шаткую"); метафор ("светоч свой держал", "стан безвредных", "тяжелый жребий пал"); сравнений ("как моря вольные струи", "как свет"). В основе стихотворения лежит противопоставление пассивной и активной гражданской позиции.
7. Главная мысль произведения заключается в ключевой хрестоматийной фразе: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".
Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Поэт и гражданин» было впервые опубликовано полностью в сборнике стихов поэта в 1856 году. Произведение появилось в пору обострения классовой борьбы в нашей стране. Оно посвящается теме назначения поэта и его поэтического слова в нашей жизни.
Стихи написаны в виде диалога-спора межу Поэтом и Гражданином. Действие происходит в бытовой обстановке, на квартире у стихотворца. Гражданин обличает Поэта в его инертной жизни, пустом лежанье на кровати:
Опять один, опять суров,
Лежит - и ничего не пишет.
Повтор слова «опять» подчеркивает постоянно бесцельное существование персонажа. Гражданин хочет разбудить стихотворца, для действенных мероприятий, для гражданского служения и активной общественной жизни. Гражданин считает, что талантливые люди, которым природа дала литературный талант, обязаны создавать в первую очередь такие произведения, которые бы побуждали людей к действию.
Гражданин хочет, чтобы равнодушие, поселившееся в душе стихотворца, исчезло. Он ждет от поэта стихов, побуждающих людей бороться за отмену крепостного строя, царившего тогда в России:
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…
Словами Гражданина Некрасов Н.А. призывает Поэта отдать за Родину не только свою лирику, но, если понадобится, то и жизнь. Однако стихотворцу не нужны проблемы, он хочет жить спокойно, как любой обыватель. Поэт пишет произведения о любви, природе:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Но в то же время он вспоминает свою молодость, когда не боялся власть имущих и писал революционные стихи:
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче - очень безрассудной,..
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел...
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
Эффектный параллелизм в последних строках этого отрывка передает взволнованный и искренний тон собеседника Гражданина. Чувствуется, что ему тяжело вспоминать о прежнем. Увы! тогда слова Поэта не нашли отклика в сердцах современников, зато у него возникли проблемы с властями.
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки.
Иль поплатиться головой.
Пробудил ли Гражданин патриотические чувства, дремлющие в душе Поэта, остается загадкой. Зато слова Некрасова пробудили жажду деятельности на благо общества в душах многих читателей. В стихотворении выражены моральные принципы революционеров того времени, они нашли одобрение в сердцах передовой молодежи. Ведь Некрасов открыто, никого не боясь, призывает людей свергнуть крепостной строй, существовавший в те времена в России. За свое произведение Некрасов Н.А. подвергся неудовольствию и притеснениям со стороны царских властей, но он не испугался. Поэт и в дальнейшем писал произведения подобного содержания.
Стихотворение остается и по сей день актуальным. Поэзия Николая Алексеевича учит подрастающее поколение быть свободолюбивыми, не боятся трудностей и любить Родину и свой народ. Произведение Некрасова учит общество двигаться к прогрессу непроторенными путями.
Большинство стихотворений Н. Некрасова посвящено общественной тематике, в контексте нее он рассматривал и проблему поэтического творчества. Стихотворение «Поэт и гражданин» изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Поэт и гражданин» по плану.
Краткий анализ
История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил ее поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.
Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.
Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стих делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, некоторые строки не рифмуются.
Метафоры – «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила».
Эпитеты – «звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса».
Сравнения – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».
История создания
Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость. Н. Некрасов отдалился от либералов, ведь его взгляды приближались к демократическим. Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время ему очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализовалась в стихотворении «Поэт и гражданин».
Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.
Тема
В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.
В начале стихотворения читатель знакомится с персонажами, за разговором которых будет наблюдать далее. Перед нами поэт, который предался хандре и не хочет ничего писать. Гражданин пытается «расшевелить» его, но все напрасно. Гражданин убеждает мастера пера, что его слово очень нужно людям, на что поэт отвечает с иронией. Он считает, что народ сам отказался от острого слова. Люди предпочитают пейзажную лирику, которая в условиях строгого политического режима является безопасной. К тому же, бунтарское слово не такое утонченное.
Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.
В последней реплике поэт расставляет точки в своем рассказе, обосновывая свою пассивную позицию. Когда-то в юные годы он «шел в тюрьму и к месту казни, в суды, в больницы» , чтобы рассказать правду, но слова его считали «черной клеветой». Поэт увидел, что народ бороться не хочет, и его руки опустились. Он решил отказаться от борьбы во благо общества и позаботиться о своей жизни. Какое-то время, мастер слова бичевал «маленьких воришек для удовольствия больших» . Теперь он жалеет об этом и считает, что из-за его решения от него отвернулась Муза.
Композиция
Стих написан в форме диалога между поэтом и гражданином, это позволило Н. Некрасову показать взгляды двух сторон. Формально стихотворение делится не на строфы, а на реплики. Автор обозначает, кому принадлежит каждая из них.
Жанр
Жанр произведения - гражданская лирика. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.
Преобладают в тексте метафоры : «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила». Дополняется картина эпитетами - «« звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» и сравнениями - «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».
Так как автор воспроизводит эмоциональный разговор, значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите-рация, например, «с», «ж», «з»: «Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный!».
В стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки («входит», «берет книгу», «чита-ет», «с восторгом»). Стихотворение написано в целях полеми-ки поборника гражданственной поэзии со сторонниками так называемого чистого искусства. Пришедший к поэту гражда-нин призывает его проснуться и громить пороки смело. Поэт же воспевает сладкозвучие: «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв».
Гражданин же не разделяет восторги поэта и заявляет: «С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать...». Гра-жданин рисует поэту образную картину плывущего по воде корабля. Пока «гроза молчит» и «вечер ласковый и сонный», эта картина радует глаз. А когда начинается буря, не время предаваться праздным утехам. В ходе спора выясняется, что если поэт болтает о ерунде, то в итоге безгласным остается гражданин, ибо голос поэта — это как раз и есть голос обще-ства. Поэт в стихотворении называется «избранником неба», «глашатаем истин вековых». В финале стихотворения возни-кает образ Музы, угрюмой красоте которой идет терновый венок.
Содержание произведения перекликается с работами В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского о гражданственности и народности искусства. В нем есть также отсылка к пушкин-скому стихотворению «Поэт и толпа» («Не для житейского волненья...»). А также переложение... строки из поэмы К. Ф. Рылеева «Войнаровский»: «Я не поэт, а гражданин»: «Поэтом можешь ты не быть. Но гражданином быть обязан». Материал с сайта
Интересна история создания стихотворения. Первоначаль-но Н. А. Некрасов опубликовал несколько строф в № 6 «Со-временника» за 1855 год с названием «Русскому писателю». Затем в № 3 «Современника» за 1856 год было напечатано еще несколько строф. Окончательный вариант был опубликован в качестве предисловия к сборнику «Стихотворения» (1856). Во всех последующих изданиях текст его печатался с цензурны-ми искажениями.
Роль поэта и поэзии в стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»
Каждый человек, посвятивший свою жизнь литературному творчеству, рано или поздно задумывается о судьбе литературы, о своем предназначении, о роли отдельного человека в жизни страны.
Раздумьям о соотношении высокой гражданской позиции с поэтическим искусством посвящено и стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин», написанное в форме диалога. Уже в первой части стихотворения мы видим противопоставление позиций гражданина и поэта.
Первый призывает своего собеседника к активным действиям:
Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило...
Стихотворение написано в 1856 году, в недалекое прошлое ушло «мрачное семилетие», сказавшееся на духовном развитии русского общества. Новое время требует восстановления утраченных позиций, возрождения былых идеалов, основанных на «всеобъемлющей любви» к Родине.
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...
Так говорит гражданин, требующий от поэта активной жизненной позиции, порицая его бездействие, безучастие к проблемам современности. Предпочитая спокойный путь, воспевая «красу небес», «ласку милой», поэт слагает с себя ответственность за будущее своей страны. Но поэт укрывается за словами Пушкина о том, что поэты «рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».
Позиция поэта воплощает в себе противоречия, возникшие в русской поэзии тех лет, когда общественно-политические проблемы требовали всестороннего освещения и замены «чистого искусства» «гражданской поэзией». Поэт восхищается стихами Пушкина, выбрав стихотворение раннего периода творчества великого поэта, когда его гражданская позиция была еще в самом начале своего развития. Прикрываясь словами о «вдохновенье» и «звуках сладких», герой Некрасова стремится уйти от любой ответственности за свое творчество, далекое от насущных проблем.
Длинные диалоги персонажей наполняются все более глубоким смыслом. Гражданин, пытаясь разбудить гражданственность поэта, яркими красками описывает современную ему действительность, сравнивая ее с ночью, которую
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо... Всеобщее равнодушие к судьбе отчизны заставляет его провести параллель с кораблем, который
Бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Гражданин горько сожалеет, что в лихую годину мало кто придерживается истинной гражданственности, чаще «каждый предан поклоненью единой личности своей...».
Одни - стяжатели и воры,
Другие - сладкие певцы,
А третьи...третьи - мудрецы:
Их назначенье - разговоры. Гражданин снова и снова призывает поэта идти «в огонь за честь отчизны». Гибель «за убежденье, за любовь» не страшна, потому что жизнь, отданная на благо ближнего, будет прожита « недаром ».
Но поэт лишь зевает в ответ на все увещевания гражданина: «блажен безмолвный гражданин». Ему ближе «тропка торная», где все знакомо и не подстерегают опасности. Но его собеседник непоколебим в своих убеждениях, активную жизненную позицию он ставит превыше всего:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан! Мы видим, что гражданин - истинный патриот своего отечества, несущий революционные идеи, спасающий «свободы шаткую ладью». Но поэт тоже не всегда был столь апатичным. В заключительной части стихотворения он вспоминает время, когда
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил,
Не повторю, что там я видел...
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренне любил! Впервые за все повествование в словах поэта слышится страсть. Гражданин все-таки «разбудил» его, заставил искренне волноваться, и даже оправдываться. Он открывает свою душу, которую так долго скрывал за пустыми словами: труден был его творческий путь, и он признает свою вину в том, что отступился от идеалов, «сложил смиренно руки», и итогом его постыдного страха стало опустошение души, утрата таланта, который озаряет только жизнелюбивых людей, способных на полную самореализацию во благо других.
Некрасов, посвятивший всю свою поэзию служению народу, убежден, что поэт должен использовать свой божий дар не для «сладких» пустословий. Истинная поэзия должна быть отражением современности, набатом, поднимающим в бой за отчизну, за народ. Только поэт, отдающий себя народу, может стать бессмертным.