Три корабля титаник британик и олимпик. Океанский лайнер «Британик» - последний из серии «Олимпик

Судьба трёх суперлайнеров: "Титаника", "Британника" и "Олимпика"

В конце 1907 года компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение построить на верфи "Харленд энд Воллф" в Белфасте, Северная Ирландия, три лайнера длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. На них предусматривались места для 2,566 тысячи пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства. Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Одно назвали "Олимпик", другое - "Титаник". Оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего было запланировано на более поздний срок.

20 октября 1910 года "Олимпик" был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Руководство "Уайт Стар Лайн" отнеслось к первым рейсам "Олимпика" с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся "Титанике": была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на "Титанике" ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем "Титаник" и "Олимпик" визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.

В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хок" и получил 12-метровую пробоину в правом борту. Едва начавшийся рейс был прерван, и "Олимпик" вернулся в Белфаст на верфь для ремонта.

Этой аварии суждено было войти в морскую летопись как первой среди других подобных, в результате которой было обнаружено новое явление - взаимное присасывание кораблей и судов - одна из важных причин столкновения кораблей. Именно в связи с аварией крейсера «Хок» и лайнера «Олимпик» это явление было впервые изучено, и из него сделали вполне ясные и научно обоснованные практические выводы.

Ремонтные работы на "Олимпике" несколько задержали достройку и первый рейс "Титаника", который закончили строить в 1912 году. "Титаник" поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, что якорь для "Титаника" по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.

10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс в Америку, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. 14 апреля, на исходе четвертого дня пути, "Титаник" столкнулся с огромным айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня, длина пробоины составила 90 метров. На корабле началась паника, в тесноте и давке люди пытались пробраться на корму. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить. "Титаник" затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Во время гибели "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года "Олимпик" находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, "Олимпик" поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер "Карпатия". Капитан "Олимпика" предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии "Титаника" вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, "Олимпик" попросили держаться в пределах видимости "Карпатии", поскольку мощности радиостанции этого корабля не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на "Олимпике" имела достаточную мощность. Списки спасенных передавались радисту "Олимпика", который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время "Олимпик", на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.

24 апреля 1912 года "Олимпик" по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но поскольку на "Титанике" не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда "Олимпика" отказалась выходить в море до тех пор, пока лайнер не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.

В том же году "Олимпик" прибыл на верфь "Харленд энд Воллф", где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели "Титаника". Теперь "Олимпик" мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года "Олимпик" вышел в первый после реконструкции рейс.

Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, "Олимпик" прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре "Олимпик" спас моряков военного корабля "Одейшиес", который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года "Олимпик" стал транспортным судном для перевозки войск и получил название "T-2810". Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

В годы Первой мировой войны лайнер получил ласковое прозвище Old Reliable, «надежный старина».

В апреле 1917 года "Олимпик" был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Такие открытки вручались солдатам Канадского экспедиционного корпуса, которые возвращались домой на «Олимпике» в начале июля 1919 года. Это был последний рейс «Олимпика» в качестве войскового транспорта; из Галифакса он проследовал в Ливерпуль, куда прибыл 21 июля.

«Войсковой транспорт Его Величества «Олимпик» покидает Саутгемптон.

КОРАБЛЬ, НА КОТОРОМ Я ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ

Канадский экспедиционный корпус, 1914-1919

Монс — Сен-Элуа — Нев-Шапель — Ипр-2 — Фестубер — Живанши — Ла-Бас — Лоо — Плогстеерт — Сен-Жюльен — Ипр-3 — Сомма — Курселет — Вими — Холм 70 — Пашендаль — Амьен — Аррас — Камбре — Валансьен — занятие Монса 11 ноября»

После окончания войны "Олимпик" вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года "Олимпик", который первым из крупных трансатлантических лайнеров начал использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.

1920-е годы были звездным временем для "Олимпика". Забылась гибель его близнеца "Титаника". Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы судно регулярно пересекало Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовалось большой популярностью.

Не обошлось и без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке "Олимпик" столкнулся с лайнером "Святой Георгий", после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

В 1928 году были модернизированы пассажирские помещения лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. В дальнейшем он все-таки был продлен.

В 1930-е годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, "Уайт Стар Лайн" объединилась с другой британской компанией, "Кунард Лайн". В 1934 году появилась новая компания "Кунард - Уайт Стар", которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе "Олимпик". Вскоре после этого, 16 мая 1934 года, "Олимпик" в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа.

Тут же вспомнилась катастрофа "Титаника". Кроме того, шло строительство нового лайнера "Куин Мэри", рядом с которым "Олимпику" места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.

Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов "Олимпика" на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года компания объявила об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс "Олимпик" завершил 27 марта 1935 года. Он остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года "Олимпик" был продан для разделки на металлолом.

11 октября 1935 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Шотландию для разделки. Месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с "Олимпика". До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых британских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана "Олимпика" украшен ресторан круизного судна "Миллениум".

«Олимпик» входит в Нью-Йоркскую гавань. Открытка, напечатанная в Детройте.

А такие «шелковые» открытки продавали на борту самого лайнера в качестве сувенира.

"Олимпик" пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером.

Судьба "Британника"

Во время Первой мировой войны погиб младший брат "Олимпика" и "Титаника", третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название "Гигантик", но после гибели "Титаника" было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя "Британник". Он был заложен 30 ноября 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели "Титаника", задержали выход судна с верфи. 26 февраля 1914 года "Британник" был спущен на воду.

Длина лайнера составляла 275,2 м, ширина 28,7 м, осадка 10,5 м, валовая вместимость - 50 000 р.т. Главный двигатель мощностью 50 000 л. с. Скорость 21,0 узлов.

При постройке судна были учтены уроки гибели лайнера «Титаник». Он получил двойное дно, что увеличило ширину корпуса на 2 фута, пространство между внешним и внутренним днищем было разделено шестью продольными переборками, которые должны были уменьшить размеры затопления в случае повреждения обшивки. Лайнер «Британник» получил 16 водонепроницаемых переборок, было увеличено количество шлюпок.

Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров "Британик" был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Разработчики запомнили, что радисты "Титаника" из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, и на "Британнике" появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война. Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно. И уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.

Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.

В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

Утром 21 ноября лайнер «Британник» вошел в пролив Кеа в Эгейском море, направляясь к Лемносу. Но примерно в 8.00 огромный корабль содрогнулся от страшного удара. Лайнер «Британник» подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U-73, и сразу начал погружаться носом. Капитан Чарльз Э. Бартлетт приказал радистам подать сигнал бедствия. Экипаж работал слаженно и спокойно. Немедленно были спущены шлюпки, поэтому из 1066 человек, находившихся на борту в момент взрыва, погибли только 30. Это произошло потому, что две шлюпки были спущены слишком поспешно и их разнесло на куски огромными винтами лайнера.

Через 55 минут после взрыва лайнер «Британник» высоко задрал корму и ушел под воду. Он затонул на глубине 106,5 м, поэтому уперся носом в дно моря еще до того, как окончательно скрылась под водой корма. Сигнал бедствия был принят британскими военными кораблями, и вскоре на место катастрофы прибыл эсминец «Скодж». Чуть позже эсминец «Фоксхаунд». С их помощью спасательные шлюпки добрались до маленького островка Мальта (не та, разумеется). Там экипажу лайнера «Британника» пришлось ждать госпитальное судно, которое доставило моряков в Марсель. Капитан Чарльз Э. Бартлетт последним покинул тонущее судно.

Остается неясным, почему лайнер «Британник», несмотря на все усовершенствования, затонул так быстро, даже быстрее лайнера «Титаник». Скорее всего, это произошло потому, что медсестры открыли большинство иллюминаторов, чтобы проветрить отсеки перед приемом раненых. Когда пароход сел носом, открытые иллюминаторы оказались в воде. Если бы они были закрыты, то лайнер «Британник», скорее всего, уцелел бы.

Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

Исследователи выяснили, что:

1) Лайнер лежит на правом борту и имеет пробоины от взрыва.

2) Ни одна из дымовых труб не осталась на месте (лежат рядом с лайнером).

3) По грунту разбросан уголь и части интерьера судна (больничные койки, другое оборудование).

4) Деревянные части "Парадной Лестницы" (которая таковой к последнему плаванию уже не являлась) сгнили (более поздние экспедиции выяснили, что стеклянный купол поврежден частично).

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.


Гибель "Британика".

28 октября 1914 г. немецкая подлодка U-73 под командой Густава Зисса поставила мины в канале Kea — между островом Kea и материковой Грецией.

12 ноября 1914 года лайнер "Британик", переоборудованный в госпитальное судно,покинул Саутгемптон и отправился в Мурдос (Средиземноморье) для эвакуации раненых английских солдат. В 12 часов ночи 15 ноября лайнер прошел Гибралтарский пролив, а 17 ноября достиг Неаполя. Там корабль сделал остановку для дополнительной загрузки угля и воды. Первая стадия его миссии была завершена. Покинуть Неаполь "Британику" не давал шторм, но вскоре погода улучшилась и капитан повел лайнер дальше.

21ноября 1916 года "Британик" достиг пролива между Грецией (Мыс Sounion) и островом Кеа. В 8 час.12 мин.утра судно внезапно сотряслось от взрыва в носу с правого борта.За ним последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал сразу выбежали из столовой, где по расрорядку дня был накрыт завтрак.

Капитан Бартлетт и Старший помощник Хам стояли на капитанском мостике и сразу же поняли серьезность всей ситуации.Капитан мгновенно взял инициативу в свои руки и принялся руководить ходом спасательной операции. Он приказал закрыть водонепроницаемые переборки и подготовить к спуску все спасательные шлюпки. Первые сообщения о масштабах взрыва были пугающими: передние 4 отсека быстро заполняются водой.Ситуацию ухудшило то обстоятельство, что дверь в переборке между котельными № 5 и № 6 была не в состоянии закрыться, позволяя воде проходить дальше. Также тем утром по правому борту были открыты иллюминаторы для проветривания кают.Всем стало ясно, что "Британик" скоро затонет.

Спасательные работы велись четко по служебным инструкциям, все было направлено на недопущение паники. Расчет капитана состоял в том, чтобы как можно быстрее дойти до острова Кеа и посадить корабль на мель. "Британик" стремительно погружался носом, одновременно кренясь на правый борт. Сигналы бедствия приняли несколько судов, 4 корабля уже шли на помощь. Шлюпки загружались должным образом, всем еще хорошо помнилась трагедия "Титаника", который являлся братом-близнецом "Британика".

Вот из воды показались огромные винты корабля. Они продолжали вращение, так как в топках еще горел огонь. 2 шлюпки, спущенные без ведома 3-го помощника капитана Дэвида Лоса, не смогли далеко отплыть от представляющих большую опасность лопастей, были затянуты водоворотом и в конце концов разрублены на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты, так как третью шлюпку уже несло на них. Список жертв мог бы пополниться, но внимательность капитана спасла людей в шлюпке. Прошло около часа со времени подрыва на плавающей немецкой мине. "Британик" уже начал задевать носовой частью дно Эгейского Моря (глубина в том месте была около 120 метров, длина Британика- больше 250 метров). Но вдруг корабль пошатнулся и стал стремительно заваливаться на правый борт. Начали с невыносимым скрежетом рушиться дымовые трубы... В 9:07 утра судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут после взрыва. Капитан Бартлетт, который оказался в воде, подплыл к шлюпке, и его вытащили из воды.Через минуту лайнер исчез в бездне. Через час на место катастрофы подошли 4 судна, принявших сигналы бедствия. Было спасено 1036 из находившихся на борту "Британика" 1066 человек.Под винтом погиб 21 человек. Плюс еще 9 человек погибли на судне.

В 1976 году Жак-Ив Кусто в 64 километрах южнее Афин открыл точное местонахождение останков «Британика». Судно лежало на боку на глубине 118 метров практически целое. Хорошо был виден разлом, вызванный ударом о дно. Кусто обнаружил, что корабль находится на расстоянии 6,75 морских миль от места, объявленного британским адмиралтейством еще в 1916 году. Это несовпадение породило несколько теорий. Дошло до того, что некоторые исследователи даже предположили, что британское правительство само потопило корабль в качестве пропагандистского шага для вовлечения в войну Соединенных Штатов.

Однако в 2003 году международная команда дайверов раскрыла секреты корабля.

«Единственное видимое повреждение "Британика" — это большой разлом в передней части носа, идущий через весь корпус к левому борту. Разлом появился, когда судно ударилось носом о дно. Доказательством тому является огромное вздутие, возникшее в результате повреждения конструкций судна при мощном ударе лайнера о морское дно... На глубине 118 метров видимость была просто фантастической, и лучи света освещали самый большой из затонувших океанских лайнеров во всем его величии... Огромные винты лайнера, лежащего на морском дне с креном на правый борт и освещенного ярким греческим солнцем, — пугающая картина, которую забыть просто невозможно». Это слова фотографа Лэя Бишопа, участника исследовательской группы.

На протяжении всего прошедшего времени,с монента гибели "Британика",немцы утверждали, что установили мины по всему району, и ни в коем случае не торпедировали «Британик» в ноябре 1916 года, в то время как он совершал рейс в качестве госпитального судна. Экспедиции удалось обнаружить минное поле прямо по курсу «Британика» — именно там, где указывали немецкие архивные документы. Сонар показал даже взорванную мину с закрепленной на ней якорной цепью.Теперь можно с уверенностью утверждать, что «Британик» был потоплен немецкой миной.

Участник экспедиции Ричард Стивенсон проник внутрь судна и проверил герметичные двери. Ричард осуществил погружение в котловую номер шесть. Эта задача потребовала всех его навыков в подводной спелеологии, он использовал ребризер Inspiration, позволяющий избежать повреждения конструкций пузырьками воздуха и их обрушивания, а также помогающий сохранить анаэробную среду внутри судна. Для безопасности и связи был проложен сигнальный конец. В котловой его цифровая камера четко показала дорожки между подставками для котлов и угольные тачки, составленные в углах. Само его присутствие в этом черном, как смоль, помещении на глубине около 114 метров доказывает, что он прошел через открытые двери, расположенные в переборках.Была достигнута одна из основных целей экспедиции. «Британик» действительно затонул из-за того, что все переборочные двери были открыты и вода заполнила все отсеки в течение считанных минут.

Фантастический факт:-Медсестра Вайолетт Джессоп сумела выжить после того, как лайнер "Британик"в ноябре1916 года подорвался на немецкой мине, а шлюпку, в которую она села для эвакуации, затянуло под вращающийся гребной винт. Четырьмя годами ранее эта же медсестра находилась на борту «Титаника» — корабля того же класса — и также сумела выжить. А в 1911 году Вайлетт была на борту «старшего брата» этих двух лайнеров — «Олимпика», когда тот столкнулся с крейсером «Хоук», хотя в той аварии никто не пострадал.

Сто лет назад, в ноябре 1916 года, в Эгейском море между побережьем материковой Греции и островов Кеа в течение 55 минут затонул гигантский лайнер «Британик», брат-близнец печально известного «Титаника». В течение долгих лет официальная версия гласила, что он наскочил на немецкую мину.

Много лет спустя знаменитый исследователь океанских глубин Жак-Ив Кусто выдвинул свою оригинальную версию: лайнер перевозил оружие и именно поэтому был торпедирован германской подлодкой, которую на него навели немецкие шпионы. И совсем недавно международная команда дайверов сумела спуститься к затонувшему лайнеру, исследовала его снаружи и внутри, и вроде бы опровергла версию Кусто.

Впрочем, обо всем по порядку.

Стремительное развитие торговли между странами и массовая эмиграция в США из Европы и других частей света требовали мощных и скоростных трансатлантических лайнеров.

В 1902 году в США началось строительство небывалых по размеру и скорости кораблей. Лайнеры-близнецы «Лузитания» и «Мавритания» монополизировали трансатлантические перевозки и отодвинули на второй план британской торговый флот.

«Лузитания» и «Мавритания» в Ливерпуле

В ответ на это на верфях "Харланд энд Вольф" в Белфасте началось строительство трех лайнеров, превосходящих по своей мощности и надежности американские, - «Олимпика», «Титаника» и «Британика».

«Титаник», «Британик» и «Олимпик»

Каждый следующий корабль-близнец строился с учетом недостатков предыдущих. Лучшая судьба была у первенца - «Олимпика». Он более 500 раз пересек Атлантику, тогда как «Титаник» совершил всего один рейс, а «Британик» - пять.

После гибели "Титаника" судостроители учли все недостатки, которые привели к его гибели, при строительстве "Британика". Корабль был внешне похож на своих «братьев», но был более мощным и совершенным: был лучше оснащен шлюпками, а 17 водонепроницаемых перегородок делали его непотопляемым при затоплении даже шести отсеков.

Были изменены характеристики шлюпочной палубы. Переделка шлюпбалок и установка их не только по бортам, но и на корме, дала возможность эвакуировать пассажиров при любом крене лайнера.

Характеристики судна:

длина корпуса - 269 м;

ширина - более 28 м;

высота от ватерлинии до шлюпочной палубы составляла 18,4 м;

для работы двигателя использовались 29 паровых котлов для двух четырехцилиндровых паровых машин, связанных с наружными винтами (по 16 000 л. с.);

общая мощность двигателя составляла 50 000 л. с.;

скорость судна была до 25 узлов.

В феврале 1914 года «Британик» был спущен на воду.

Планы его коммерческой эксплуатации были нарушены в августе 1914 года. Первая мировая война уготовила "Британику" судьбу плавучего госпиталя. На его борту разместились 437 членов медперсонала, 675 человек из команды корабля и 3300 раненых солдат.

Корабль был «украшен» зеленой полосой и шестью красными крестами, указывающими, что это мирный госпиталь.

Два года «Британик» перевозил раненых, но осень 1916 года стала для него роковой.

21 ноября 1916 года «Британик», следуя по проливу, разделяющему греческие острова Кея и Китнос, выполнял свой шестой рейс, чтобы забрать очередную партию раненых. На его борту находилось 1134 человек. В 08:00 в районе мостика по правому борту прогремел мощный взрыв, за которым последовали длительный гул и вибрация всего корпуса. Капитан Бартлетт в этот время завтракал. Не медля ни секунды, и даже не переодев пижаму, выбежал в рубку. Он попытался развернуть судно в сторону берега, чтобы выброситься на мелководье, но почти сразу же понял, что не успеет этого сделать.

Лайнер быстро кренился на правый борт. Отсеки затапливались один за другим. Гигантские лопасти гребного винта оказались на поверхности, искромсав две шлюпки с пассажирами. В результате 28 человек погибли. Спасенных 1104 пассажиров подобрали британские военные корабли.

Вначале распространилась версия, что корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой U-73. В отчет на эти обвинения капитан подлодки Зейсс заявил, что на пути лайнера была поставлена «минная банка», на которую и напоролся «Британик». В доказательство он предъявил свой бортовой журнал, в котором не было команды о торпедировании, но была запись о постановке мин.

Иную версию озвучил знаменитый Жак-Ив Кусто в 1975 году, который исследовал останки лайнера: он пришел к выводу, что на борту «Британика» перевозилось нелегальное оружие в Египет. Оружие должны были выгрузить в египетском порту Александрия. Это стало известно германской разведке, и во время бункеровки в Неаполе в один из угольных бункеров правого борта было заложено взрывное устройство. Через четыре дня, когда угольные хранилища значительно опустели, и в них стояла угольная пыль, заложенная бомба взорвалась, вызвав вторичный взрыв угольной пыли во всех бункерах по правому борту. Этим и объясняется гул, который ощущался в течение некоторого времени после взрыва и который может означать серию взрывов угольной пыли. Кусто объяснил и быстрое затопление лайнера: герметичность отсеков была нарушена вторичным взрывом угольной пыли.

В 2003-м году международная команда дайверов спустилась на глубину 118 метров к лежащему на боку лайнеру и буквально облазила все его отсеки.

Было обнаружено минное поле, поставленное немцами. Было доказано, что водонепроницаемые переборки были открыты, именно из-за этого лайнер и затонул.

Однако, отважные ныряльщики ничего не прояснили по поводу вторичной детонации после взрыва мины, а также по поводу наличия или отсутствия оружия на борту лайнера. Возможно, им не хотелось ворошить неблаговидное прошлое. Кроме того, довольно наивно полагаться на уверения командира немецкой подлодки, который вполне мог (причем с одобрения командования) фальсифицировать запись в бортовом журнале, и пустить-таки торпеду в борт обреченного лайнера, который даже после первого взрыва пытался выброситься на мель. Ведь по словам самого Зейсса он видел на борту лайнера множество людей в военной форме, и если германская разведка действительно имела сведения о перевозимом на «Британике» оружии, то потопить лайнер с очки зрения германского Генштаба, было необходимо любой ценой. +

Невероятно, но факт: медсестра Вайолетт Джессоп сумела выжить после того, как шлюпку, в которую она села, затянуло под вращающийся гребной винт. Четырьмя годами ранее Вайолетт находилась на борту «Титаника» — и также сумела выжить. А в 1911 году она была на борту «Олимпика», когда тот столкнулся с крейсером «Хоук», хотя в той аварии не было пострадавших.

Этот факт наводит на мысль выдвинуть мистическую версию гибели двух гигантских лайнеров: роковая женщина на борту «непотопляемых» гигантов.

Хотите верьте, хотите - нет…

Это всегда какая-то тайна. На поверхности корабли ржавеют и превращаются в ужасных монстров, а на глубине они словно обретают новую жизнь, обрастая плеядами морских созданий. Множество кораблей погибло в результате крушений и войн и у каждого из них своя история катастрофы и своя история спасения.

Судьба океанского лайнера «Британик » построенного до начала первой мировой войны и считавшегося непотопляемым судном также трагична, как и двух его собратьев «Олимпика » и «Титаника ».

создание «Британика»

Во время гибели лайнера « » на острове Куинс на верфи «Harland & Wolff » полным ходом шло строительство третьего судна серии «Олимпик ». Первоначально этот лайнер должен был носить наименование «Гигантик », но после гибели предшественника представители компании «White Star Line » от мифологии античности решили отказаться, и нарекли новое судно патриотическим именем «Британик ». Его строительство было заморожено на несколько месяцев, в ожидании выводов британской комиссии по расследованию катастрофы «Титаника».

начало строительства «Британика»

одна из водонепроницаемых перегородок

ротор паровой турбины

В ходе стапельных работ на судне «Британик » были произведены улучшения. При создании проекта корабля инженеры задались целью сделать его непотопляемым. Для этого они разработали двойную внутреннюю обшивку корпуса судна. Эта мера была предпринята на случай столкновения с айсбергом. Вторым нововведением была установка пяти водонепроницаемых перегородок, которые доходили до верхних палуб, и должны были предотвратить затопление всех отсеков один за другим. Некоторые изменения претерпела и архитектура лайнера. В частности, колодец между надстройкой и ютом был закрыт настилом, превратив в шельтердек, а на палубе юта была возведена надстройка с дополнительными каютами третьего класса.

Водоизмещение «Британика» было наибольшим среди всего трио «White Star Line» и составляла 48158 регистровых тонн.

Самым большим недостатком «Титаника» оказалась нехватка спасательных шлюпок, поэтому на «Британике» их было в два раза больше. Лайнер был оснащен пятью парами огромных 12 метровых шлюпбалок-кранов, каждая из которых могла безопасно спустить на воду при большом крене по пять шлюпок. В носовой части шлюпочной палубы краны установили только по правому борту. В варианте мирного времени лайнер должен был нести 40 шлюпок, но часть из них так и не была установлена в связи с последовавшими событиями.

Спуск на воду судна Royal Mail Steamer (RMS) «Britannic» 26 февраля 1914 года был отмечен плохим предзнаменованием - не было традиционного крещения, но при этом компания объявила, что лайнер выйдет на весной следующего года. Судно изначально строилось как трансатлантический пассажирский лайнер , но с началом первой мировой войны его использовали для других целей.

После начала первой мировой войны «Британик» был реквизирован Адмиралтейством и в октябре 1914 года в ходе достройки на плаву был переоборудован в плавучий госпиталь. На судне было оборудовано 3300 коек для раненых, множество операционных, складских помещений, кают для медперсонала, морг, рекреационные и гимнастические залы. Лайнер получил окраску : белый корпус с широкой зеленой полосой и красными крестами на бортах, а также желтые трубы.

13 ноября 1915 года судно было достроено, а 8 декабря, после успешных ходовых испытаний вступило в строй Британского флота. 12 декабря «Британик » перешел из Белфаста в Саутгемптон, где был укомплектован медицинским персоналом и припасами. 23 декабря лайнер «Британик» отправился в свой первый рейс, направляясь в Средиземное море. Капитаном лайнера был назначен лучший капитан судоходной компании Charles A. Bartlett, который курировал строительством «Британика» . Тогда он еще не знал, какая судьба была уготована ему и его детищу.

«Британик» в первой мировой войне

В августе 1916 года Европа была охвачена первой мировой войной, эта участь не миновала и восточное Средиземноморье. Союзники Англия и Франция начали кровопролитную Дарданелльскую операцию против Германии и Турции, высадив свои войска в Gallipoli. Англичане несли крупные потери, и приходилось перебрасывать подкрепления. Также было необходимо наладить систему отправки раненных и больных обратно в Великобританию. Именно для этой цели служил «Британик» . В водах кишевшими немецкими субмаринами пассажирский лайнер перевозил большую партию раненных английских солдат.

За весь 1916 год «Британик » успел выполнить пять успешных рейсов. Более 13000 раненных солдат было доставлено в Англию. Чем ожесточенные становилась война на море, тем большей опасности подвергался «Британик ».

В Эгейском море в проливе между Грецией и островом Kea Island капитаны серии U-boat ставили мины в две параллельные линии. В узкостях Средиземного моря подобная тактика часто срабатывала. Через этот пролив пролегал курс на британскую базу на острове Lemnos.

последний путь

21 ноября 1916 года лайнер «Британик» , следуя по проливу, разделяющему греческие острова Кея и Китнос, выполнял свой шестой рейс, чтобы забрать очередную партию раненых. На его борту находилось 1134 человек. Внезапно в 08:00 в районе мостика по правому борту прогремел мощный взрыв, за которым последовали длительный гул и вибрация корпуса. Капитан Bartlett еще завтракал, не переодев пижаму, поспешно выбежал в рубку. Сначала он подумал, что корабль наскочил на мину. Капитан попытался развернуть судно в сторону берега, чтобы выброситься на мелководье, но это было напрасно.

«Британик» тонет

Между тем команда корабля готовились покинуть судно. Все устремились к шлюпкам. По мере того как вода заполняла носовую часть судна, лайнер стал крениться на правый борт. Становилось ясно, что отсеки затапливались один за другим. Гигантские лопасти гребного винта оказались на поверхности, превратив две уплывающие шлюпки и их пассажиров в кровавое месиво, в результате 28 человек погибли. По мере того как судно скрывалось под водой, через иллюминаторы открытые медперсоналом стала заливаться вода. Этого оказалось достаточно, чтобы погубить лайнер . Последним, как и подобает, покинул корабль капитан Bartlett. Жертвами этой катастрофы пали всего 30 человек, что говорило о выдержке, дисциплине, а также слаженным действиям команды и медперсонала. Спасенных 1104 пассажиров через некоторое время подобрали британские эсминцы эскорта.

версии гибели «Британика»

«Британик» стала самой большой потерей британского торгового флота за всю историю первой мировой войны.

Однако общественность всколыхнула не крушение «Британика» , где погибло всего 30 человек, а то при каких обстоятельствах это произошло. Ведь судно затонуло за 57 минут. В гибель очередного гиганта люди просто не могли поверить.

Газеты писали, что «Британик » стал жертвой преднамеренной торпедной атаки. Однако это сообщение было опровергнуто командиром немецкой подводной лодки U-73 капитаном Зейссом, который утверждал, что в проливе была выставлена минная банка, на которую и напоролся . Подтверждением тому является бортовой журнал, в котором точно описано, что командир субмарины не отдавал приказания торпедировать «Британик », но также указан факт постановки нескольких мин у острова, где произошла катастрофа. Командир субмарины увидел, что на палубе корабля находятся люди. Все они принадлежали к военному корпусу и были одеты в форму защитного цвета.

Существуют две версии гибели «Британика» . Официальная - лайнер подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U-73. Вторая неофициальная версия была озвучена экспедицией известного исследователя Жака-Ива Кусто в 1975 году, согласно которой на борту лайнера перевозилось нелегальное оружие в Египет. Судно должно было зайти в порт Александрии и выгрузить его. Этот факт стал известен германской разведке, и во время бункеровки в Неаполе в один из угольных бункеров правого борта была заложена адская машинка. Через четыре дня, когда хранилища изрядно опустели, адская машинка сработала, вызвав вторичный взрыв угольной пыли во всех бункерах правого борта. Этим объясняется гул, который ощущался в течение некоторого времени после взрыва. Быстрое затопление лайнера Кусто объясняет тем, что герметичность была нарушена вторичным взрывом угольной пыли на всем протяжении бункеров. Так или иначе, вторичная детонация могла произойти и под влиянием взрыва мины за бортом. Подтверждением тому является скопление большого количества угля на грунте, разбросанного вокруг останков судна.

«Британник» (HMHS Britannic - госпитальное судно Его Величества «Британник»), строившийся первоначально, как пассажирский лайнер «Гигантик», был последним из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», заказанных компанией «White Star Line (Уайт Стар Лайн)» судостроительной компании «Харланд энд Вольф». Изначально он задумывался как замена погибшему «Титанику». 26 февраля 1914 года лайнер был спущен на воду, 23 декабря 1915 года введен в эксплуатацию.
"Британник" обладал рядом усовершенствований - например, водонепроницаемые переборки проходили и через палубы с каютами первого класса. Так же "Британник" нес 44 спасательные шлюпки (на восьми парах шлюпбалок-кранов, которые были способны держать по 6 шлюпок каждая, как вариант трансатлантического лайнера, и на пяти парах шлюпбалок-кранов и по 7 шлюпок вдоль шлюпочной палубы как вариант госпитального судна).

"Британник" на стапеле


Один из котлов "Британника"


Паровая труба лайнера


Усовершенствованные шлюпбалки


"Британник" в ливрее "Уайт Стар Лайн"

Однако ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой он строился. Вместо этого лайнер сразу же был реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переоборудовать его в госпитальное судно. В этом качестве «Британник» мог принять на борт более 3000 пациентов. В ноябре 1915 года он был зачислен в состав флота и отправлен на Средиземное море. Пароход совершил пять успешных рейсов в восточное Средиземноморье и вывез оттуда в общей сложности 15 000 солдат-британцев и военнослужаших иных национальностей Британской империи.


Открытка времен Первой мировой войны. "Британник", переоборудованный под плавучий госпиталь


Переоборудованный лайнер


Больничная койка на лайнере


Медсестры на борту "Британника"


На прогулочной палубе

12 ноября 1916 года Британник покинул Саутгемптон и отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт раненых британских солдат. Утром 17 ноября Британник зашел в порт Неаполя. 21 ноября 1916 года в 8:12 утра Британник наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73, в Эгейском море. Лайнер начал получать дифферент на нос и крен на правый борт. До последнего капитан Барлетт надеялся посадить корабль на мель у острова Кеа, но корабль слишком быстро тонул. Решающим фактором в гибели лайнера были открытые иллюминаторы нижних палуб, через которые вода и попала в отсеки судна, и герметические двери переборок: одна дверь не закрылась, а вторая давала течь. В виду того, что корабль двигался, а эвакуация уже шла полным ходом, под оголившийся винт затянуло 2 шлюпки и погибли 30 человек. Через 55 минут Госпитальное Судно Его Величества Британник опрокинулось и затонуло,унеся с собой жизни 30 человек. Британник был одним из пяти лайнеров компании «Уайт Стар Лайн», потопленных во время войны.


Капитан "Британника" Чарльз Барлетт


Картина крушения "Британника"

К "Британику" было организовано несколько экспедиций. Первым на нем оказался Кусто в 1976 году. Это была первая экспедиция дайверов, использовавших автономное снаряжение и тримиксные смеси на таких глубинах, но экспедиция не принесла ни хороших подводных съемок, ни четкого описания объекта.

Значительно более продуктивно поработало в 1995 году исследовательское судно "Carolyn Chouest". Были отсняты на видео останки лайнера, и после этого появилась четкое представление о его положении на дне.

"Британик" лежит на правом борту с максимальной глубиной 90 метров. Огромное количество частей лайнера, в том числе и одна из его труб, находятся в непосредственной близости от останков некогда великого корабля...


"Британник" на дне Эгейского моря

...to be continued...