Сравним результаты первого кризиса со вторым. Логические ошибки

· оказать содействие

· отъявленный

· возложить ответственность

· в целях обеспечения сохранности

Какое слово или выражение неуместно в деловой письменной речи?

· подковерная борьба

· возникшие трудности

· ходатайствовать

· настоящим уведомляем

56. В каком варианте ответа нет речевых ошибок?

· У здания посольства собрались митингующие с транспарантами и микрофонами на русском и английском языках.

· Докладчик, пользуясь случаем, призвал финансистов более экономно тратить свои расходы.

· Лингвисты уверены, что позитивные изменения в жизни любой общности зависят от позитивного отношения к государственному языку.

· Вот о чём ещё нужно всем нам иметь в виду: практический интерес к русскому языку возрастает во всём мире.

57. В каком варианте ответа нет речевых ошибок?

· Сотрудники шли на любое поручение.

· Сравним результаты первого кризиса со вторым.

· Правовой статус гражданина определен в законодательном уровне.

· Гражданин представляет документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях, а также документы, связанные с прохождением обучения.

58. В каком варианте ответа нет речевых ошибок?

· Должностные обязанности заключаются в подборе и руководстве кадрами.

· Запрос был адресован не в прокуратуру, а в адрес городского Совета депутатов.

· В предшествующие месяцы мы много внимания уделяли поддержке финансовой системы.

· Вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас.

59. Укажите верную словесно-числовую форму, соответствующую словосочетанию «…двадцатипроцентного сбора… :»:

· 20% сбора

· 20%-ого сбора

· 20-процентного сбора

· 20-типроцентного сбора

60. Укажите предпочтительный для деловой письменной речи вариант обозначения количества:

· при массе до 5 кг

· при массе до пяти кг

· при массе < 5 килограммов

· при массе до 5-ти килограммов

Прочитайте текст приказа.

В целях реализации Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права на обращение в Краснодарском крае» приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок работы с обращениями граждан в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее – Порядок).

2. Отделу экономической, правовой деятельности и государственного реестра Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее – Управление) обеспечить:



б) размещение текста на официальном сайте Управления;

в) ознакомление гражданских служащих Управления с настоящим приказом.

3. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Определите, какой из предложенных заголовков соответствует содержанию документа:

· О мерах по реализации Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права на обращение в Краснодарском крае»

· О Порядке работы с обращениями граждан в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края

· Об утверждении Порядка работы с обращениями граждан в управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края

62. Прочитайте документ. Укажите предлоги, которые должны быть употреблены на месте пропусков [А] и [Б].

Уважаемые учредители образовательных учреждений!

…[А] пп. 43, 44 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277, Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края осуществляет ведение реестра лицензированных образовательных учреждений и размещение его на сайте.

…[Б] представления в указанном реестре достоверной и своевременной информации обращаем ваше внимание на необходимость оперативного информирования Инспекции обо всех изменениях в сети образовательных учреждений (исключение из реестра юридических лиц, изменение статуса, проведение процесса реорганизации в форме слияния либо присоединения, приостановление деятельности).



· [А] – «В связи с …»; [Б] – «Для …»

· [А] – «В соответствии с …»; [Б] – «В целях …»

· [А] – «Согласно …»; [Б] – «Ввиду …»

· [А] – «Во исполнение …»; [Б] – «Вследствие …»

II. Тестовые вопросы на знание Конституции Российской Федерации и основ конституционного устройства Российской Федерации

(Версия № 3)

Москва, 2016

В каком слове ударение падает на первый слог?

· квартал

· оптовый

· эксперт

· средства

В каком слове ударение падает на второй слог?

· каталог

· километр

· ходатайство

· премирование

· документ

· оказать содействие

· отъявленный

· возложить ответственность

· в целях обеспечения сохранности

Какое слово или выражение неуместно в деловой письменной речи?

· подковерная борьба

· возникшие трудности

· ходатайствовать

· настоящим уведомляем

56. В каком варианте ответа нет речевых ошибок?

· У здания посольства собрались митингующие с транспарантами и микрофонами на русском и английском языках.

· Докладчик, пользуясь случаем, призвал финансистов более экономно тратить свои расходы.

· Лингвисты уверены, что позитивные изменения в жизни любой общности зависят от позитивного отношения к государственному языку.

· Вот о чём ещё нужно всем нам иметь в виду: практический интерес к русскому языку возрастает во всём мире.

57. В каком варианте ответа нет речевых ошибок?

· Сотрудники шли на любое поручение.

· Сравним результаты первого кризиса со вторым.

· Правовой статус гражданина определен в законодательном уровне.

· Гражданин представляет документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях, а также документы, связанные с прохождением обучения.

58. В каком варианте ответа нет речевых ошибок?

· Должностные обязанности заключаются в подборе и руководстве кадрами.

· Запрос был адресован не в прокуратуру, а в адрес городского Совета депутатов.

· В предшествующие месяцы мы много внимания уделяли поддержке финансовой системы.

· Вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас.

59. Укажите верную словесно-числовую форму, соответствующую словосочетанию «…двадцатипроцентного сбора… :»:

· 20% сбора

· 20%-ого сбора

· 20-процентного сбора

· 20-типроцентного сбора

60. Укажите предпочтительный для деловой письменной речи вариант обозначения количества:

· при массе до 5 кг

· при массе до пяти кг

· при массе < 5 килограммов

· при массе до 5-ти килограммов

Прочитайте текст приказа.

В целях реализации Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права на обращение в Краснодарском крае» приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок работы с обращениями граждан в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее – Порядок).

2. Отделу экономической, правовой деятельности и государственного реестра Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее – Управление) обеспечить:

б) размещение текста на официальном сайте Управления;

в) ознакомление гражданских служащих Управления с настоящим приказом.

3. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Определите, какой из предложенных заголовков соответствует содержанию документа:

· О мерах по реализации Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права на обращение в Краснодарском крае»

· О Порядке работы с обращениями граждан в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края

· Об утверждении Порядка работы с обращениями граждан в управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края

62. Прочитайте документ. Укажите предлоги, которые должны быть употреблены на месте пропусков [А] и [Б].

Уважаемые учредители образовательных учреждений!

…[А] пп. 43, 44 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277, Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края осуществляет ведение реестра лицензированных образовательных учреждений и размещение его на сайте.

…[Б] представления в указанном реестре достоверной и своевременной информации обращаем ваше внимание на необходимость оперативного информирования Инспекции обо всех изменениях в сети образовательных учреждений (исключение из реестра юридических лиц, изменение статуса, проведение процесса реорганизации в форме слияния либо присоединения, приостановление деятельности).

· [А] – «В связи с …»; [Б] – «Для …»

· [А] – «В соответствии с …»; [Б] – «В целях …»

· [А] – «Согласно …»; [Б] – «Ввиду …»

· [А] – «Во исполнение …»; [Б] – «Вследствие …»

II. Тестовые вопросы на знание Конституции Российской Федерации и основ конституционного устройства Российской Федерации

В каком случае распускается Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации?

· После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации

· В случае отставки Правительства Российской Федерации

· При избрании нового Президента Российской Федерации

· Если Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выразила недоверие Правительству Российской Федерации

Гражданский служащий входит в состав конкурсной комиссии государственного органа. Его сын подал документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности специалиста в данном государственном органе. Что должен сделать гражданский служащий?

· Никаких действий предпринимать не нужно

· Вписьменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии конфликта интересов

· Сообщить сыну, что тот не может участвовать в конкурсе на данную должность

· Сообщить непосредственному начальнику и членам конкурсной комиссии о наличии конфликта интересов

Представителю нанимателя стало известно о том, что у одного из его подчиненных возникла личная заинтересованность, которая приводит к конфликту интересов. При этом он не счел нужным принимать какие-либо меры. Каковы последствия его бездействия в случае, если данное обстоятельство откроется?

· Представителю нанимателя будет объявлен строгий выговор

· Представитель нанимателя будет понижен в должности

· Представитель нанимателя будет отстранен от руководящей должности

· Представитель нанимателя будет уволен с гражданской службы

123. Ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются:

· постановлением Правительства Российской Федерации

· Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»

· Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами

· должностным регламентом

В какой момент гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, обязан представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи?

· При поступлении на гражданскую службу

· В течение месяца после поступления на гражданскую службу

· В течение трех месяцев после поступления на гражданскую службу

· В течение года после поступления на гражданскую службу

148. Может ли банк использовать сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи в целях определения его платежеспособности при получении кредита?

· Не может

· Может при наличии письменного согласия гражданского служащего и членов его семьи

· Может при наличии письменного согласия представителя нанимателя

Может ли аттестационная комиссия по результатам аттестации гражданского служащего, приняв решение о несоответствии замещаемой должности гражданской службы, рекомендовать представителю нанимателя уволить гражданского служащего?

· Не может, так как аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы, а не в целях решения вопроса об увольнении с гражданской службы

· Может, так как гражданский служащий, не соответствующий замещаемой должности гражданской службы, подлежит увольнению

· Может, так как аттестация гражданского служащего проводится в целях выявления оснований для увольнения гражданских служащих с гражданской службы

· Может в качестве исключительной меры

159. Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться:

· по соглашению сторон служебного контракта

· при совершении гражданским служащим дисциплинарного проступка

· после истечения срока пребывания в присвоенном классном чине

· при возникновении у представителя нанимателя сомнений в соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы

Может ли представитель нанимателя в связи со служебной необходимостью взамен дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого гражданскому служащему, имеющему ненормированный служебный день, компенсировать исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплатой как за сверхурочную работу?

· Не может

· Может, так как у представителя нанимателя в данном случае право выбора предоставить указанную гарантию или компенсацию

· Может, так как представитель нанимателя в данном случае исходит из интересов государства и финансовых возможностей

· Может с согласия гражданского служащего

163. Гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование:

· как в Российской Федерации, так и за ее пределами

· только в Российской Федерации

· только в Российской Федерации и других государствах – участниках СНГ

· в Российской Федерации, а также за ее пределами при условии наличия соответствующих международных соглашений

Государственным органом был объявлен конкурс по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. В конкурсе приняла участие некоммерческая организация «Милосердие и забота».

Один из государственных служащих, участвующих в оценке конкурсных заявок и принятии решения о получении субсидий, ранее работал в указанной благотворительной организации, хотя на момент проведения конкурса не был связан с ней какими-либо финансовыми обязательствами.

Считая, что «Милосердие и забота» в наибольшей степени заслуживает поддержки, государственный служащий активно рассказывал о преимуществах этой организации и убеждал членов комиссии голосовать за нее.

В данной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» :

· конфликт интересов отсутствовал, но имело место нарушение требований к служебному поведению

· конфликт интересов отсутствовал в случае, если благотворительная организация получила бы субсидию и в отсутствии поддержки со стороны гражданского служащего

· имела место ситуация конфликта интересов, поскольку гражданский служащий использовал свое должностное положение в целях получения материальной выгоды конкретной благотворительной организацией

231. В 2005 году А. была назначена на должность заместителя начальника отдела в территориальном органе федеральной службы. В 2009 году супруг А. был назначен на должность руководителя этого территориального органа.

По результатам проведенной проверки соблюдения требований к служебному поведению коррупционной составляющей во взаимодействии руководителя территориального органа и государственной служащей А. не выявлено (отсутствовали факты выплаты премий в повышенном размере, предоставления каких-либо льгот, преференций и т.п.).

В данной ситуации:

· конфликт интересов отсутствует, поскольку А. была назначена на должность в территориальном органе федеральной службы до назначения ее супруга на должность руководителя

· конфликт интересов присутствует, но с учетом результатов проверки, показывающей отсутствие злоупотребления руководителем территориального органа своими полномочиями, государственные служащие могут продолжать замещать свои должности при постоянном контроле конфликта интересов со стороны комиссии по урегулированию конфликта интересов

· поскольку руководитель территориального органа обладает полномочиями по назначению (освобождению) сотрудников на (от) должности, утверждает должностные обязанности сотрудников и реализует ряд других функций по управлению кадрами, то имеют место отношения непосредственной подчиненности служащей А. и ее супруга, как следствие нарушено ограничение, связанное с государственной гражданской службой, один из супругов должен быть уволен из территориального органа федеральной службы

· конфликт интересов или нарушение ограничения, связанного с государственной гражданской службой, отсутствует, поскольку супруг служащей А. хотя и является руководителем территориального органа, но не является ее непосредственным начальником

232. Гражданская служащая К. замещает должность в Федеральной службе по охране окружающей среды. По совместительству К. занимается педагогической деятельностью в Институте природопользования. Служебная деятельность К. и содержание читаемых ею в институте дисциплин тесно связаны.

В этой ситуации:

· законодательство о гражданской службе соблюдается до тех пор, пока в процессе педагогической деятельности К. не использует служебную информацию, ставшую ей известной в связи с исполнением должностных обязанностей гражданского служащего

· законодательство о гражданской службе соблюдается, если представителю нанимателя по месту службы К. известно о ее работе по совместительству и факт работы К. по совместительству не вызывает возражений со стороны представителя нанимателя

· имеет место нарушение законодательства о гражданской службе, поскольку в процессе педагогической деятельности К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

· имеет место конфликт интересов, поскольку для получения материальной выгоды в виде оплаты труда по основному месту работу К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

В 2011 году гражданин поступил на гражданскую службу. В 2013 году супругой гражданского служащего совместно с ее родителями на условиях долевой собственности была приобретена квартира. Затраты супруги составили 2 млн. рублей, стоимость квартиры – 4 млн. рублей.

· Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

· Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

· Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

· Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

234. В феврале 2014 года ребенку гражданского служащего исполнилось 18 лет. При представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год в марте 2014 года гражданский служащий не представил сведения в отношении данного ребенка. В этой ситуации:

· гражданский служащий не нарушал закон, так как на момент представления сведений его ребенок уже достиг совершеннолетия

· гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, в том числе без применения к служащему мер ответственности за несвоевременное представление сведений

· гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, при этом к служащему должно быть применено взыскание за несвоевременное представление сведений

· к гражданскому служащему должны быть применены меры ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений

V. Тестовые вопросы на знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий

КОМПЛЕКС ТЕСТОВЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

(Версия № 3)

Москва, 2016

I. Тестовые вопросы на знание государственного языка Российской Федерации – русского языка. 3

II. Тестовые вопросы на знание Конституции Российской Федерации и основ конституционного устройства Российской Федерации. 17

III. Тестовые вопросы на знание законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации. 29

IV. Тестовые вопросы на знание законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. 43

V. Тестовые вопросы на знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий. 62

I. Тестовые вопросы на знание государственного языка

Российской Федерации – русского языка

1. Выберите вариант ответа, в котором во всех случаях на месте пропуска пишется буква А:

· демократический, составлять, антикаррупционный, сравнение

· возглавлять, лаконичный, отраслевой, траектория

· выращенный, провакационный, напр…вление, перс…нал

· предполагать, воплатить, пар…доксальный, неук…снительный

2. Выберите вариант ответа, в котором во всех случаях на месте пропуска пишется буква И:

· аналитический, избирательная, аукцион

· ц..ганский, прив…легия, запр…щать

· подчиненный, периферия, сочитание

· эквивалент, циничный, абонимент

1. Основными задачами разговорной речи не могут быть:

1) выражение личного отношения к явлениям, событиям

2) выражение общепринятого отношения к явлениям, со­бытиям

3) доминирование информации о событии над его эмоци­ональной оценкой

4) доминирование эмоционально-оценочного начала в со­общении

5) создать условия для спонтанного использования язы­ковых средств

ограничить доверительные и свободные отношения в процессе общения

2. Для разговорной речи не характерно:

1) ориентированность на нормы литературного языка

2) полное небрежение нормами литературного языка

3) выразительное интонирование

4) значительная роль эмоционально-экспрессивной лек­сики

6) экономия речевых средств

3. Закон экономии речевых средств в разговорной речи подразумевает:

1) ограничение лексики только разговорными словами

2) использование словосочетания вместо одного слова

3) использование одного слова вместо словосочетания;

4) сужение круга книжных слов, терминов

5) использование слов, значения которых конкретизиру­ются в ситуации

4. Для синтаксиса разговорной речи не характерно:

1) сложные предложения с последовательным присоеди­нением придаточных

2) простые предложения, часто неполные

3) нарушение порядка слов

4) недопустимы пропуски членов предложения

5) употребление слов-предложений

6) лексические повторы, вводные слова

5. Разговорная речь образованных людей:

1) постоянно нарушает нормы литературного языка

2) в целом соответствует нормам литературного языка

3) близка книжной речи

4) предполагает отступления от норм в целях коммуни­кативной целесообразности

5) разрушает единство литературного языка

6. Отметьте слова с пропущенной буквой Ё:

2) ш__ковая терапия

3) пирог с алыч__й

4) искаж__нное изображение

5) реч__нка

7. Вставьте пропущенные гласные:

1) впеч___тление

2) чест___любивый

3) эксп___римент

4) из___скать резервы

8. Вставьте, если нужно, пропущенные согласные:

1) безмол___ствовать

2) беспреце___дентный

3) ал___юминий

4) вол___ейбол

9. Отметьте предложения, где не допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов:

1) Получив признание широких масс, книгу решено было переиздать.

2) Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.

3) Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

4) Безделье - это понятие относительное, а уж, сидя дома, его не бывает.

5) Перенеся тяжелую операцию, солдат был спасен.



10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) взыскать материальный ущерб

2) удовлетворять современным потребностям

3) предпринять меры

4) заслужить уважение

5) выражать опасения

11. Отметьте предложения, где не допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Сравним результаты первого кризиса со вторым.

2) Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного.

3) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан.

4) Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы.

5) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств

выражения

12. Отметьте предложения без тавтологии:

1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.

3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.

4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.

5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.

13. Отметьте предложения, в которых необходимо поставить запятую перед союзом как:

1) Снова стало слышно ___ как ручей гремит на дне пропасти.

2) Ни в чем так не проявляется народный характер___ как в песне и пляске.

3) Искусство ___ как жизнь: оно неисчерпаемо.

4) В стихах Пушкина собраны ____ как в магическом кристалле, все необыкновенные качества русской речи.

14. Отметьте слова, где суффикс произносится ["он] :

1) заговоренный

2) оцененный

3) ободренный

4) повторенный

5) починенный

15. Найдите соответствия видам планов речи и их признакам:


ТЕМА 6 «ФРАЗЕОЛОГИЯ И ЛЕКСИКОЛОГИЯ»

При употреблении слова надо учитывать невозможность использования логически несовместимых понятий. Еще Аристотель утверждал: «Речь должна отвечать законам логики». В противном случае может возникнуть логическая ошибка: паралогизм или алогизм (сопоставление несопоставимого). Логические ошибки могут допускаться как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне текста.

Неграмотное построение предложения может стать причиной непроизвольного сопоставления (противопоставления) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий. Такие ошибки возникают вследствие несоблюдения логического закона тождества . Характерный пример:

Окрас русских лаек отличается от других пород (автор высказывания сравнивает окраску с породами, хотя нужно было закончить выражение этой мысли так: …отличается от окраса лаек других пород ).

Другие примеры:

· Речь героев Шолохова отличается от всех других героев (следовало: …от речи героев других авторов ).

· Сравним результаты первого кризиса со вторым (вместо …с результатами второго ).

· Конструкция данной машины аналогична старому образцу (правильно: …конструкции машины старого образца ).

· Фигурист получил за технику исполнения оценки , почти равные с победителем соревнований (надо: …почти равные оценкам победителя соревнований ).

Для описания или характеристики объекта в высказываниях могут быть использованы взаимоисключающие понятия. Такие ошибки возникают вследствие нарушения логического закона противоречия . Например, в рубрике «Нарочно не придумаешь» журнала «Крокодил» было напечатано объявление, прозвучавшее по местному радио:

Сегодня собака красно-пёстрой масти на левом берегу реки напала на кур, из которых одну заела совсем , семнадцать – насмерть . (Ошибка в противопоставлении наречий совсем и насмерть , которые в данном контексте равнозначны. Диктор, видимо, пытался выразить мысль, что собака одну курицу съела, а остальных только передушила, загрызла).

Сравните:

· Предатель лежал невредим с разбитой головой. (Возможна правка: ...живой, но с разбитой головой. )

· Лежали они, завёрнутые в белых простынках, как братья-близнецы. Среди них были и девочки, и мальчики (без комментариев).

Незнание значения слова может стать причиной нарушения третьего закона логики – закона исключенного третьего . Классический пример этой ошибки находим в пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»:

Г-н Журден. ...А теперь я должен открыть вам секрет. Я влюблен в одну великосветскую даму, и мне хотелось бы, чтобы вы помогли написать ей записочку, которую я собираюсь уронить к ее ногам.

Учитель философии. Конечно, вы хотите написать ей стихи?


Г-н Журден. Нет, нет, только не стихи.

Учитель философии. Вы предпочитаете прозу?

Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.

Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое.

Г-н Журден. Почему?

Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами.

Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами?

Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.

Сравните: Пока действуют две бани для мужчин и женщин, размещающиеся на двух этажах. А будет ещё и третья для инженерно-технических работников.

Употребление слова без достаточных на то оснований – нарушение четвертого закона логики (закона достаточного основания ). Пример:

Сейчас вы увидите художественный фильм «Жестокий романс», поставленный по одноименной пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» (слово одноименный в этом предложении лишнее).

Логические ошибки нередко возникают при неправильном построении однородного ряда. В перечислении может произойти наложение объемов понятий, если в его основу легли разные критерии выбора объектов. Например, недостаточно эрудированный человек может возразить: Это не животное, а насекомое! (хотя насекомые – подкласс животных как общего понятия). Сравните: Всех людей таким образом можно разделить на стариков, русских и брюнетов . Или в маршрутном такси часто можно встретить объявление:Бесплатный проезд только для ветеранов, участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Но ветераны и участники – понятия равнозначные, а инвалиды тоже являются участниками. Поэтому достаточно было употребить в тексте объявления один из синонимов: участников или ветеранов . В канцелярских жанрах, а также в сочинениях школьников широко распространены ошибки в употреблении однородных членов предложения, в качестве которых нередко сочетаются неоднородные понятия и явления. Явная алогичность фактов в одном ряду связана с прагматическим началом, сочетанием резко контрастирующих элементов. Пример: Оказать Сидорову материальную помощь, т.к. он очень нуждается: на его иждивении жена, бабушка, страховка, рассрочка за мебель и алименты .

Особая группа ошибок выделяется в построении определения. Логический закон тождества требует соразмерности субъекта (определяемого слова) и предиката (определения). При нарушении этого требования могут возникать грубые логические ошибки. Такая ошибка допущена, напр., в определении: «Несовершеннолетний гражданин, которому на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет». Из этого определения можно сделать вывод, что несовершеннолетними могут быть только преступники. Сравните:

Квадрат – это геометрическая фигура вформе квадрата (ошибка в виде еще одной «геометрической фигуры» – круга в определении).

В-1. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Красивы весной березки в своем подвенечном саване.

2) Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пейзажистов.

3) На привале мы читали отрывки из творчества любимых поэтов.

4) Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу

продолжить семейную династию.

5) На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых

компьютеров.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-2. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство.

2) Специалисты нашего оздоровительного центра обладают как традиционными,

так и новейшими методами диагностики.

3) А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет

в этот дом и обхаживает его.

4) Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.

5) В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-3. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Люди давно мечтали о покорении этих двух континентов - Арктики и Антарктики.

2) Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю,

получаемому при обычном способе посадки клубнями.

4) Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир

должен быть окружен вниманием и почетом.

5) Президент страны классифицировал эту акцию как неприкрытую международную

агрессию против своего народа.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-4. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени.

2) Нередко зрители становятся свидетелями острейших дуэлей многих сильных

спортивных команд мира.

3) Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань,

пламень, глас.

4) Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.

5) Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий - метелями,

резким понижением температуры.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-5. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

1) Девочка будет играть заглавную роль в фильме "Голубой портрет".

2) Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции.

4) Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни- это прогрессивная близорукость.

5) Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-6. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

1) Эта книга имеет двойной характер.

2) Модельеры и работники обувной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической.

3) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико.

4) Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева.

5) В начале конференции трибуна была представлена гостям для

приветствий.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-7. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Собранный материал говорит о том, что шаровая молния- [реалия(1)

реальность(2)]

2) Ученик почувствовал себя полным [невежей(3), невеждой(4)]

3) Перед собранием [встал (5) стал(6)] такой принципиальный вопрос.

Правильный ответ: 2, 4, 5

В-8. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Все [экспонаты(1), экспоненты(2)] были подготовлены и сложены в ящики.

взносы на особенно крупную сумму.

3) Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и [гордыней(5), гордостью(6)]

Правильный ответ: 1, 4, 5

В-9. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Он не понимает [сущность(1), существо(2)] происходящих событий.

2) От воспоминаний в душе [явно(3), явственно(4)] всколыхнулось чувство тоски.

3) На мебель были [надеты(5), одеты(6)] чехлы.

Правильный ответ: 1, 4, 5

3) предпринять меры

4) заслужить уважение

5) выражать опасения

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) взыскать материальный ущерб

2) удовлетворять современным потребностям

3) предпринять меры

4) заслужить уважение

5) выражать опасения

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-11. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) неослабная помощь

2) не играет значения

3) повышать мастерство

4) скрытная угроза

5) изъявлять признательность

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

В-12. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) предпринимать усилия

2) высказать гипотезу

3) повысить потенциал

4) обнаружить закономерность

5) предвещать поражение

Правильный ответ: 1, 2, 5

В-13. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.

2) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

3) Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

4) Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.

5) Ребята строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-14. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

2) Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются.

3) При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.

5) Весь материал, представленный в пособии, написан с учетом требований нового стандарта.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-16. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.

2) Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.

3) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

4) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

5) Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером - в аэроклубе.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-17. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Площадь этого виноградника - около пяти квадратных гектаров.

2) Вся его теория построена на зыбком песке.

3) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома.

4) Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.

5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

В-18. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) На самом деле Хлестаков - человек, очень оторванный от жизненной реальности.

2) В романе Пушкин рисует жизнь всех социальных классов и сословий России того времени.

3) Это событие показывает, что Печорин наделен чувствами и эмоциями, спрятанными под маской равнодушия.

4) Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.

5) Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать

нашу организацию.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-19. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.

2) Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.

3) На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.

4) Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.

5) Страшно, когда человек не помнит своего родства, не помнит своих истоков,

из которых он произошел.

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

В-20. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.

3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.

4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.

5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-21. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

2) Новый сплав - великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий

3) Для дальнейшего изучения образа жизни этого племени участники экспедиции во главе со специалистом по проблемам бразильских индейцев намерены провести детальное изучение жизни этого племени.

4) В конце 19 - начале 20 века появляются первые словари, толкующие не только заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.

5) Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-22. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Сравним результаты первого кризиса со вторым.

2) Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного.

3) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан.

4) Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы.

5) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств

выражения

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-23. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Студент занял первое место по английскому языку.

2) Творчество Маяковского волнует читателя на самых различных языках.

3) Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства,

так и зернобобовым культурам.

4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех

работников, занимающихся вопросами экономики.

5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические

связи слов в предложении, затемняется его смысл.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-24. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) Мастер не раз по душам [толковал(1), говорил(2)] со своими подчиненным.

2) Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что [убрали(3), унесли(4)] ноги.

3) Желание хорошо учиться у него есть, но не хватает способностей, - вот где

собака [зарыта(5), спрятана(6)].

Правильный ответ: 2, 4, 5

В-25. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) Он все сделал так, чтобы [провести(1), обвести(2)] вокруг пальца.

2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось(3), сорвалось(4)] у него с языка.

3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся(5), упавшее(6)] ему на голову.

Правильный ответ: 2, 4, 5

В-26. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) По праву сильного он взял себе львиную [долю(1), часть(2)].

2) Художник он неплохой, но техника рисунка [желает(3), оставляет желать(4)] лучшего.

3) Искали, искали их, да так и не нашли, они точно сквозь [землю(5), воду(6)] провалились.

Правильный ответ: 1, 4, 5

В-27. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.

1) Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.

2) Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.

3) И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.

4) В те годы в таких соревнованиях наших призеров было - кот наплакал, не то что теперь.

5) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

Правильный ответ: 1, 2, 5

В-28. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.

1) Смешит он не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади - дай только посмеяться.

2) На вес золота хранятся в кладовой семена клевера и тимофеевки.

3) Скрюченные в бараний рог, мы прошли по штрекам метров восемьсот.

4) План мой в пух разлетелся при первой же встрече с действительностью.

5) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе.

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-29. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились.

3) Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

4) От мысли, что придется пережить это еще раз, его бросало и в холод и в жар.

5) Он взвалил мешок на себя и согнувшись, что называется, в три погибели, медленно, со множеством остановок стал карабкаться наверх.

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-30. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни.

2) Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.

3) Его не следовало бы на пушечный выстрел подпускать к общественному хозяйству.

4) Опытный инженер быстро вошел в курс всех дел, связанных со строительством канала.

5) Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.

Правильный ответ: 1, 2, 5

В-31. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда.

2) А вы легки на помине - мы с женой сейчас лишь о вас говорили.

3) Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки.

4) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу.

5) Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-32. Отметьте варианты, где значение соответствует приведенным фразеологизмам.

1) остаться с носом - потерпеть неудачу, быть одураченным

2) попасть впросак - из-за своей оплошности или неосведомленности оказаться в неловком положении

3) по воле судьбы - в зависимости от сложившихся обстоятельств

4) опускать занавес - не принимать во внимание, не учитывать что-либо

5) избитая колея - общепринятый, привычный, обычный способ действия, образ жизни

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-33. Отметьте фразеологизмы, которые представлены вариантами.

1) приложить руки - приложить руку

2) язык проглотишь - язык проглотил

3) испить чашу до дна - испить горькую чашу

4) браться за разум - взяться за разум

5) пройти сквозь огонь и воду - пройти огонь и воду и медные трубы

Правильный ответ: 3, 4, 5

Г-1. Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.

1) разъяснения о допущенных ошибках

2) оперировать с точными данными

3) подчеркнуть о необходимости строительства

4) сдать рецензию на книгу

Правильный ответ: 1, 2, 3

Г-2. Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.

1) занять место согласно боевого расписания

2) сдать вовремя благодаря четкой работы

3) сделать вопреки неблагоприятному прогнозу

4) поступить наперекор установленных принципов

5) плыть наперерез бурному течению

Правильный ответ: 1, 2, 4

Г-3. Отметьте ряды, где допущены ошибки в управлении в одном из словосочетаний.

1) гордиться успехом, радоваться успехам

2) оплатить квартиру, заплатить за квартиру

3) стремление к деятельности, потребность к деятельности

4) тосковать по вас, скучать по вам

5) восхищение подвигом, уважение к подвигу

Правильный ответ: 3, 4

Г-4. Отметьте предложения, где допушена ошибка в управлении.

1) Редакция получила много откликов по этому произведению.

2) Идея о доме возникла в голове человека, когда он сидел у костра.

3) Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.

4) В отделе критики и библиографии "толстых" журналов систематически публикуются

обзоры о выходящих новинках художественной литературы.

5) В своих выводах исследователь опирался на результаты многолетней работы.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

Г-5. Отметьте предложения, где допущена ошибка в согласовании определений и приложений.

1) Очень милый мальчик этот был круглый сирота.

2) Две недавно отремонтированных комнаты сдаются внаем.

4) В городе Петрозаводск у нее остались родные.

5) Один грамм-молекула этого вещества содержит нужное количество белков.

Правильный ответ: 2, 3, 4, 5

Г-6. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось

неудовлетворенными компенсацией.

2) Сотня ребят разбежались во все стороны.

3) В ходе проверки работы фирмы выявлены множество различных недостатков.

4) Огромное большинство наших промышленных предприятий отказалось от участия в выставке.

5) В прошлом году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

Г-7. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) "Не в свои сани не садись" вышло в свет в 1853 году

2) Село Погореловка расположена недалеко от центра.

3) "Известия" в этом году увеличили свой тираж.

4) Журнал "Итоги" продолжают печатать серию очерков об экономике страны.

5) "Путешествия великих мореплавателей" запомнилось мне на всю жизнь.

Правильный ответ: 2, 4, 5

Г-8. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.

2) Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических ошибок.

3) Счет-фактура была подписана в тот же день главным бугалтером.

4) Кафе-кондитерская еще в прошлом году закрылась.

5) Река Днепр этой весной вышла из берегов.

Правильный ответ: 1, 2, 3

Г-9. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

2) Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.

3) Вся исследовательская работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.

4) Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов.

5) Ученый сам занимался организацией научной лаборатории и руководил ею все последующие годы.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

Г-10. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.

2) В этом новом помещении можно будет устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, кинофильмы.

3) Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

4) Сведения об успехе или неудаче быстро разносились по всем фронтам.

5) Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

Г-11. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении составных союзов.

1) Мой учитель не только выписывал огромное количество газет, но и все "толстые" журналы.

2) В соревнованиях приняли участия как ученики нашей школы, а также и ученики всех школ нашего района.

3) Христофор Колумб обогатил своим открытием не столько Испанию, сколько Англию.

4) В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительские учреждения.

5) Медленность передвижения объясняется как крайней осторожностью, так и наличием в группе тяжелораненых.

Правильный ответ: 1, 2, 4

Г-12. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.

2) Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонной и по прочности, и по морозостойкости, и другим показателям.

3) Учащиеся проходят практику на заводах, научно-исследовательских институтах, детских садах.

4) Анис культивируют на больших площадях на Украине, Поволжье, на Северном Кавказе и Средней Азии.

5) Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

Г-13. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию.

2) Он думал только об игре в вист и как заработать большие деньги.

3) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, изготовлявшего печатные станки и который был недавно реконструирован.

4) Женщины, торопливо собиравшие свои вещи и поглощенные своим занятием, как-то скромно отозвались на эти утешительные известия.

5) На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

Г-14. Отметьте предложения, где допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов .

1) Сидя у костра и ждя приготовления картошки, люди делились своими воспоминаниями, проблемами.

2) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля.

3) Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.

4) Подъезжая к дому, я быстро вытащил ключи и открыл входную дверь.

5) Затем Сергеев назначается директором автобазы, работая в этой должности полтора года.

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5