Психоаналитический и гуманистический подходы к личности. Основные теоретические подходы к исследованию личности Подходы к изучению личности в психоаналитической психологии

Психоаналитическую концепцию поведения человека создал Зигмунд Фрейд примерно тогда же, когда в Соединенных Штатах развивался бихевиоризм. Фрейд был врачом по образованию, но кроме этого он интересовался когнитивным развитием - тогда это направление разрабатывалось в Европе.

В некоторых отношениях его психоанализ представлял собой смесь когнитивной науки и физиологии в их варианте XIX века. В частности, Фрейд соединил бытовавшие тогда когнитивные представления о сознании, восприятии и памяти с идеями о биологических основаниях инстинктов, создав новую смелую теорию поведения человека.

Согласно основному положению фрейдовской теории, в человеческом поведении многое возникает из бессознательных процессов, под которыми Фрейд подразумевал убеждения, страхи и желания, не осознаваемые человеком и тем не менее влияющие на его поведение. Он полагал, что многие из тех побуждений, которые в детстве нам запрещаются взрослыми, обществом и являются наказуемыми, на самом деле происходят от врожденных инстинктов. Поскольку все мы рождаемся с этими побуждениями, они оказывают на нас распространяющееся влияние, с которым приходится как-то справляться. Их запрещение только переводит их из сознания в бессознательное, где они продолжают влиять на сны, оговорки речи, манеры и в конце концов проявляются в эмоциональных конфликтах, симптомах психических болезней или, с другой стороны, в социально приемлемом поведении, например в художественном или литературном творчестве. Скажем, если вы чувствуете сильную неприязнь к человеку, которого вы можете изолировать от себя, ваш гнев может стать бессознательным и, возможно, косвенно отразится на содержании сна об этом человеке.

Фрейд считал, что у всех наших действий есть причина, но эта причина чаще всего является бессознательным мотивом, а не полагаемым нами рациональным основанием. В частности, Фрейд полагал, что наше поведение направляют те же самые основные инстинкты, что и у животных (прежде всего сексуальность и агрессивность), и что мы постоянно боремся с обществом, заставляющим регулировать эти импульсы. Хотя большинство психологов не вполне разделяют фрейдовский взгляд на бессознательное, они, по-видимому, согласны в том, что люди полностью не знают о некоторых важных чертах своей личности и что эти черты развиваются в раннем детстве во взаимодействиях с семьей.

Психоаналитический подход позволяет по-новому взглянуть и на знакомые нам проблемы. Согласно Фрейду (Freud, 1905), амнезия детства возникает потому, что некоторые эмоциональные переживания первых нескольких лет жизни настолько травматичны, что если позволить им войти в сознание (т. е. вспомнить о них) в более поздние годы, то индивид пришел бы в состояние крайнего беспокойства. В случае с тучностью известно, что некоторые люди переедают при повышенном беспокойстве, С точки зрения психоанализа эти люди таким образом реагируют на ситуацию, вызывающую беспокойство: они делают то, что всегда приводит их в состояние комфорта, а именно - едят. И конечно же, психоанализу есть что сказать об агрессивности. Фрейд относил агрессивность к инстинктам, откуда следует, что она является выражением врожденной потребности. Такое положение принимается далеко не всеми психологами, изучающими человека, но оно согласуется со взглядами некоторых психологов и биологов, занимающихся агрессивностью у животных.

4. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Можно предложить лишь некоторое схематическое определение личности: Личность ­это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

1) являются ли главные источники развития личности врожденными или приобретенными?

2) какой возрастной период является для личности наиболее решающим?

3) какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или же бессознательные (иррациональные)?

4) обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением, или же его поведение полностью детерминировано факторами, которые находятся за пределами его сознания?

5) является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов? На первый из этих вопросов существует пять различных ответов.

Главным источником развития личности являются:

1) врожденные биологические факторы – инстинкты, врожденные тенденции;

2) врожденные психологические факторы (идеи, архетипы);

3) средовые, социальные факторы (воспитание, научение);

4) взаимодействие врожденных и приобретенных факторов;

5) субъектно-объектное взаимодействие (деятельностные факторы).

На второй вопрос ученые психологи дают три различных ответа. Наиболее решающим возрастным периодом в развитии личности является:

1) период детства;

2) период детства и юношества;

3) формирование личности и личностные изменения происходят в течение всей жизни человека.

На третий вопрос существует также три ответа. В структуре личности доминируют:

1) бессознательное;

2) сознательное;

3) могут доминировать и те и другие процессы в зависимости от типа поведения.

На вопрос о свободе воли мнения психологов разделяются на три категории, а именно, личность обладает:

1) полной свободой воли;

2) ограниченной свободой воли:

3) личностные процессы полностью детерминированы.

И, наконец, по пятому вопросу специалисты-психологи также делятся на три лагеря. По их мнению, внутренний мир личности:

1) полностью субъективен;

2) частично субъективен и частично объективен;

3) полностью объективен.

Итак, личность – это многомерная система свойств. Обычно выделяют три уровня анализа личности как психологического образования: 1) свойства отдельных "элементов" личности; 2) компоненты, "блоки" личности; 3) свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют "СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ". Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а преимущественно на один из них. Название элементов и блоков личности сильно варьирует от автора к автору. Отдельные свойства часто называют: характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности. Блоки – ­компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются пока чисто умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

^ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

Основоположником этого подхода является австрийский ученый З.Фрейд (1856-1939).

Источники развития. Главным источником развития личности, согласно З. Фрейду, являются врожденные биологические факторы­-инстинкты, а точнее, - общая биологическая энергия - "ЛИБИДО". Либидо в переводе означает "желания". Чего же желает человек? Во-первых, продлить род (сексуальные влечения) и, во-вторых, ­разрушить жизнь себе и другим – агрессивные влечения.

^ Решающий возрастной период. По мнению З. Фрейда, личность формируется в течение первых шести лет жизни.

Согласно З. Фрейду, в структуре личности доминирует "бессознательное". Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком никогда не осознаются.

^ Свобода воли. З. Фрейд утверждал, что личность не обладает свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл "ОНО". ОНО – нечто темное, биологическое, не знающее законов, требующее немедленной разрядки психической энергии, производимой сексуальными и агрессивными побуждениями. Для более полного удовлетворения глубинных мотивов у человека формируются особые структуры личности: "ЭГО" и "СУПЕРЭГО", призванные отражать текущие требования физической и социальной среды. ЭГО – это часть сознания, которая стремится выразить и удовлетворить желания ОНО в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. СУПЕРЭГО – это приобретенная система ценностей и норм, принятых в социальном окружении конкретного человека. ОНО, ЭГО и СУПЕРЭГО находятся в постоянном конфликте из-за ограниченного объема энергии либидо. Для снятия (временного) конфликтов личность вырабатывает специальные защитные механизмы. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям.

Субъективное-объективное. Мир личности в рамках данного подхода полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за "фасадом" поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

В рамках психодинамической теории не проводится четкой границы между элементными, блочными и целостными свойствами личности.

^ Основные элементные психологические свойства личности часто называют чертами ХАРАКТЕРА. Эти свойства формируются у человека в раннем детстве. Например, на первой, так называемой "ОРАЛЬНОЙ" фазе развития (от 0 до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как "недоверие", "сверхнезависимость" и "сверхактивность", и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию "доверчивой", "пассивной" и "зависимой" личности. На второй (от 1,5 до 3 лет), "АНАЛЬНОЙ" фазе, грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает "анальные" свойства характера - "жадность", "чистоплотность", "пунктуальность". Попустительское отношение родителей к туалетным проблемам ребенка может привести к формированию "непунктуальной", "щедрой" и даже "творческой" личности. На третьем, "ФАЛЛИЧЕСКОМ", самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование "КОМПЛЕКСА ЭДИПА" у мальчиков и "КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРЫ" у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери). Отсюда – агрессивные свойства, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери), по мнению З. Фрейда, формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.

^ Блочные свойства личности. З. Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности. 1) "ОНО" – ­главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений. ОНО функционирует в соответствии с принципом удовольствия. 2) "ЭГО" – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих в широком смысле все наши знания о реальном мире. ЭГО – это структура, которая призвана обслуживать ОНО. Функционирует в соответствии с принципом реальности. Данная структура регулирует процесс взаимодействия между ОНО И СУПЕРЭГО и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними. 3) "СУПЕРЭГО" – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором

Живет человек. Структуры ОНО, ЭГО и СУПЕРЭГО находятся, согласно З. Фрейду, в постоянной борьбе за психическую энергию. Чтобы снять напряженность этой борьбы, ЭГО И СУПЕРЭГО вырабатывают специальные целостные "ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ", которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения.

^ Целостные свойства личности. Защитные механизмы и являются целостными свойствами личности. Насчитывают более 10 защитных механизмов, которые охраняют человека от угрожающей ему тревоги. Вот некоторые из них.

1. ВЫТЕСНЕНИЕ - "выбрасывание" в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания. З. Фрейд считал, что этот механизм защиты приводит человека к различным формам невротического поведения, к психосоматическим заболеваниям.

2. ПРОЕКЦИЯ – процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи. Четким защитного действия проявлением этого механизма являются расовые или этнические предрассудки.

3. ЗАМЕЩЕНИЕ – переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Например, жена, вернувшись с работы, без причины кричит на мужа (или детей). В чем дело? Оказывается, на нее на работе накричал начальник. Она не может ответить ему тем же или конструктивно решить данный конфликт. Возникшее эмоциональное напряжение (фрустрационную агрессию) она снимает дома, смещая объект своей агрессии на любой случайно попавшийся на ее пути нейтральный объект (в данном случае, муж или дети).

4. РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения. Кто из нас не встречал "льстивых" людей. Как приятно их иногда слушать. Но что имеет место на самом деле? На самом деле, человек ненавидит вас, настроен к вам агрессивно. А для того, чтобы скрыть это, чтобы вы ни в коем случае не догадались об этом, он бессознательно прибегает к лести.

5. СУБЛИМАЦИЯ – замена неприемлемых побуждений (сексуальных, агрессивных) в целях адаптации на социально приемлемые формы поведения. По мнению 3. Фрейда, все великие достижения в науке, культуре, спорте – результат сублимации. У каждого свой механизмов, набор человека защитных сформированных в течение детских лет жизни. Следовательно, в рамках психодинамической теории структура личности – это индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Таким образом, в рамках этой теории личность – это система сексуальных и агрессивных мотивов – с одной стороны и защитных механизмов, - с другой. На поставленный нами выше контрольный вопрос, почему некоторые люди более агрессивны, чем другие, в рамках теории классического психоанализа, можно ответить следующим образом: потому, что в самой природе человека (в его либидо) содержатся агрессивные влечения, а структуры ЭГО и СУПЕРЭГО развиты недостаточно, чтобы им противостоять.

^ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

Психоаналитический подход близок к рассмотренному выше психодинамическому подходу и имеет с ним много общих корней. Многие представители этого подхода были учениками З. Фрейда. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг.

^ Источники развития. Главным источником развития К. Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи - "АРХЕТИПЫ". Некоторые архетипы универсальны, например, идеи Бога, добра и зла, и присуши всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. К. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии. Согласно К. Юнгу, смысл жизни каждого человека наполнить врожденные АРХЕТИПЫ конкретным содержанием.

^ Решающий возрастной период. По мнению К. Юнга личность формируется в течение всей жизни. Он не выделял какого-то специального периода в развитии личности.

Сознательное-бессознательное. Согласно К. Юнгу, в структуре личности доминирует "бессознательное", основная часть которого составляет "КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ" ­совокупность всех врожденных архетипов. В процессе взаимодействия человека с социальным окружением формируется "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ", где функционируют мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя. Вытесненные из сознания "КОМПЛЕКСЫ", или эмоционально заряженные мысли и чувства, составляют "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ". В случае нарушения внутренней гармонии между коллективным бессознательным, индивидуальным бессознательным и индивидуальным сознательным могут возникать психологические нарушения.

^ Свобода воли. К. Юнг считал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному.

Субъективное-объективное. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

В психоаналитическом подходе также не проводится четкой границы между элементными, блочными и целостными свойствами личности.

^ Элементные свойства личности. Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных "АРХЕТИПОВ" данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера. Например, свойства архетипа ""ПЕРСОНА"" (маска) – это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ другим людям. Свойства архетипа "ТЕНЬ" – это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей (Юнг, 1994). А вот психологические свойства, связанные с архетипами "АНИМУС" - "АНИМА" (Дух – Душа). Aнимус – свойства мужского поведения. Это – то, какими свойствами должен обладать мужчина в социуме. Быть мужественным, твердым, смелым. Защищать, охранять, охотиться и т.д. Анима ­это свойства внутреннего мира мужчины, который противоположен внешнему психологическому облику мужчины. Если на поверхности мужчина проявляет жестокость, твердость, агрессивность, то внутри себя мужчина – нежный, мягкий, заботливый. У женщины – все наоборот. Анима (доброта, нежность) – на поверхности, и Анимус (жестокость, агрессивность) – внутри.

^ Блочные свойства личности. В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы личности.

1) "КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ" – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культутрно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

2) "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ" – совокупность "КОМПЛЕКСОВ", или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером «комплекса» может служить "комплекс власти", когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

3) "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ" – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

^ Целостные свойства личности. Целостность личности достигается за счет действия архетипа - "САМОСТЬ". Главная цель этого архетипа - "ИНДИВИДУАЦИЯ" человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что Самость организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У Самости существует два способа, две установки такой интеграции. "ЭКСТРАВЕРСИЯ" – это установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект). Вся жизнь такого человека направлена на внешний мир. Другая, противоположная установка - "ИНТРОВЕРСИЯ" – это ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект). Если Вы избегаете людей и вам приятно почитать книгу наедине с собой, то вы скорее "ИНТРОВЕРТ". В действительности же, в каждом человеке, согласно К. Юнгу, существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности у каждого человека может быть совершено различной. Более того, К. Юнг выделял еще четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертивной или интровертивной установке человека. Таким образом, в типологии К. Юнга можно выделить восемь подтипов личности. В качестве примера приведем характеристики двух типов личности:

1. Экстраверт-мыслительный – сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый.

2. Интроверт-мыслительный – заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей. Следовательно, согласно аналитической теории, структура личности – это индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков "бессознательного" и "сознательного", а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Таким образом, психоаналитической согласно подходу, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов.

Ответ на наш контрольный вопрос, почему одни люди более агрессивны, чем другие, можно теоретически сформулировать следующим образом: потому, что они родились с соответствующими архетипами (воина, преступника и т.д.) и социальная среда позволила "наполнить" эти архетипы.

^ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

В гуманистическом подходе выделяют два основных направления. Первое – «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику) представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса (1902-1987). Основоположником второго - "мотивационного" направления является американский исследователь А. Маслоу (1908-1970).

^ Источники развития. Главным источником развития представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к "САМОАКТУАЛИЗАЦИИ". Развитие личности – есть "развертывание" этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им "САМОАКТУАЛИЗИРУЮIЦEЙСЯ ТЕНДЕНЦИЕЙ", содержит изначально в "свернутом" виде будущие свойства личности человека. Вторая - "ОРГАНИЗМИЧЕСКИЙ ОТСЛЕЖИВАЮЩИЙ ПРОЦЕСС" - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная "СТРУКТУРА Я", которая включает "ИДЕАЛЬНОЕ Я" И "РЕАЛЬНОЕ Я". Эти подструктуры "структуры Я" находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. Цель жизни, согласно К. Роджерсу, реализовать весь свой врожденный потенциал, быть "ПОЛНОСТЬЮ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТЬЮ", т.е. быть человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделял два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: "ДЕФИЦИТАРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ", которые прекращаются после их удовлетворения и "РОСТОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ", которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Существуют также потребности промежуточные по своему содержанию - "ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ", связанные с потребностью в других людях. А. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден (первый уровень потребностей) и у него нет крыши над головой (второй уровень потребностей), то этому человеку трудно создать семью (третий уровень потребностей) и тем более испытывать уважение к себе (четвертый уровень) или заниматься творчеством (пятый уровень). Наиболее важными для человека являются потребности пятого уровня – потребности в самоактуализации. Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется "ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТЬЮ".

^ Решающий возрастной период. По мнению гуманистов, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Тенденция к самоактуализации – это процесс реализации человеком своего потенциала на протяжении всей жизни. Ранние периоды жизни (детство и юношество) играют, однако, для гуманистов особую роль. При рождении обе подструктуры "СТРУКТУРЫ Я" полностью конгруэнтны (совпадают), и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии "структура Я" усложняется, благодаря взаимодействию с окружающей средой. Расхождения между "реальным Я" и "идеальным Я" у ребенка могут приводить к искаженному восприятию реальности ­"СУБЦЕПЦИИ", по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между "реальным Я" и "идеальным Я" могут возникать психологические проблемы.

^ Сознательное-бессознательное в личности. По мнению гуманистов в личности доминирует рациональные процессы, где "бессознательное" возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации.

^ Свобода воли. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек – творец собственной личности, творец своего счастья.

Субъективное-объективное. Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов – не есть прямое отражение мира реальности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляет субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

В гуманистическом подходе к изучению личности выделение структурных уровней является еще более затруднительным. "Элементы" и "блоки" личности здесь фактически совпадают. Главный акцент делается на описании целостных свойств личности.

^ Элементные и блочные свойства личности. Основными концептуальными "единицами" личности выступают:

1. "РЕАЛЬНОЕ Я" – совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас».

2. "ИДЕАЛЬНОЕ Я" – совокупность мыслей, чувств переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

3. "ПОТРЕБНОСТИ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ" – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.

Хотя "Реальное Я" и "Идеальное Я" являются довольно "размытыми" понятиями, тем не менее, существует способ измерения их сопряженности, или КОНГРУЭНТНОСТИ. Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии "Реального Я" и "Идеального Я" (о высокой "САМООЦЕНКЕ" т.д.). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии. Студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (например, провала на экзамене) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать данный предмет еще раз. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты же с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток переедать экзамен, преувеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя, чаще страдают одиночеством.

В качестве блоков личности в этой теории выступают также и уровни потребности человека. В известной 5-уровневой пирамиде мотивации А. Маслоу потребности располагаются следующим образом:

L-й уровень - "физиологический" (потребности в еде, сне);

2-й уровень - "потребности в безопасности" (потребность в квартире, работе). Потребности этих двух уровней относятся к "дефицитарным";

3-й уровень – промежуточные ("потребности в принадлежности"), в которых отражаются потребности одного человека в другом человеке, например, в создании семьи. За ними следуют "ростовые" потребности:

4-й уровень – уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5-й уровень - потребности в "самоактуализации" ("метапотребности" в творчестве, красоте, целостности и т.д.).

^ Целостные свойства личности. Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между "Реальным Я" и "идеальным Я" приближается к единице. Целостность личности - основное условие бытия "ПОЛНОСТЬЮ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ". Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности. Целостная личность:

1) СТРЕМИТСЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ХОРОШЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ И БЛИЗКИМИ, К РАСКРЫТИЮ ИМ СВОИХ СКРЫТЫХ ЭМОЦИЙ И ТАЙН;

2) ЧЕТКО ЗНАЕТ, КТО ОНА ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ (РЕАЛЬНОЕ Я) И КЕМ БЫ ОНА ХОТЕЛА БЫТЬ (ИДЕАЛЬНОЕ Я);

3) МАКСИМАЛЬНО ОТКРЫТА К НОВОМУ ОПЫТУ И ПРИНИМАЕТ ЖИЗНЬ, ТАКОЙ КАК ОНА ЕСТЬ "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС";

4) ПРАКТИКУЕТ "БЕЗУСЛОВНОЕ ОТНОШЕНИЕ" КО ВСЕМ ЛЮДЯМ;

5) ТРЕНИРУЕТ В СЕБЕ "ЭМПАТИЮ" К ДРУГИМ ЛЮДЯМ, Т.Е. ПЫТАЕТСЯ ПОНЯТЬ ВНУТРЕННИЙ МИР ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА И СМОТРЕТЬ НА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ЕГО ГЛАЗАМИ.

Согласно А. Маслоу, только та личность становится целостной, которая достигла вершины мотивационной пирамиды, т.е. самоактуализировалась. Целостная личность получила у А. Маслоу название "ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ", для которой характерно:

1) ЭФФЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ;

2) СПОНТАННОСТЬ, ПРОСТОТА И ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ;

3) ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, НА ДЕЛО;

4) ПОСТОЯННАЯ "ДЕТСКОСТЬ" ВОСПРИЯТИЯ;

5) ЧАСТЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ "ПИКОВЫХ" ЧУВСТВ, ЭКСТАЗА;

6) ИСКРЕННЕЕ ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ;

7) ГЛУБОКИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ;

8) ВЫСОКИЕ МОРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ.

Следовательно, согласно гуманистической теории, структура личности – это индивидуальное соотношение "Реального Я" и "Идеального Я", а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализзции. В рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого "Я" как результат самоактуализации.

Отвечая на выше поставленный контрольный вопрос, почему одни люди более агрессивны, чем другие, гуманисты отвечают следующим образом: потому, что в силу определенных обстоятельств на пути их роста и развития возник временный блок (резкое расхождение между "реальным Я" и "идеальным Я", застревание на низших уровнях потребностей), удалив который они смогут снова вернуться к нормальному (неагрессивному) поведению.

Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (X. Когут), эгопсихология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)). Психоаналитический диагноз и уровни развития личности. Методы психоаналитической терапии; анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.

Отрывок из книги Мениджер и Лиф – «Вы и психоанализ» (в сокращении)

В широком смысле психотерапия используется каждым врачом, от сельского доктора до хирурга, иногда намеренно, иногда - неосознанно. Психотерапия в более простой или, возможно, следует сказать, в менее «специальной» форме - это все общение между пациентом и врачом, когда он объясняет, поддерживает, внушает, дает специальные предписания или советы. Очень часто наиболее важным фактором лечения бывает психологическое понимание, с которым относится врач к пациенту.

Начнем с психоанализа. Это слово имеет три значения. Во-первых, это процедура, которая направлена на исследование мыслительных процессов, эмоций и поведения. Также это психологическая теория структуры и функции личности.. И наконец, это техника лечения.

С помощью этой техники пациент может узнать о бессознательных элементах своих эмоциональных конфликтов. Под руководством психоаналитика ему удается открыть для себя их природу. На ежедневных сеансах (которые длятся по нескольку месяцев) пациента вызывают на откровенный разговор обо всех и обо всем, что приходит ему на ум («свободные ассоциации»). Формирующиеся в этом процессе отношения с аналитиком становятся важным объектом изучения на протяжении курса психоанализа, поскольку представляют собой модель взаимоотношений пациента с другими людьми. Под руководством аналитика он получает более четкое понимание этих отношений. Психоаналитик старается распознать бессознательные желания и стремления, выражаемые в словах или действиях, в сновидениях и фантазиях, во взаимоотношениях и интересах, в эмоциях, о которых рассказывает и которые обнаруживает пациент. Аналитик должен быстро выявлять скрытые значения, подтексты, подмечать провалы в памяти, оговорки и уметь пользоваться всеми этими труднодоступными ключами к истинному внутреннему «Я» пациента. Аналитик обучался тому, чтобы распознавать и понимать их. Он ищет однотипные моделиреакций, проявляющиеся в разнородных переживаниях пациента. При случае он истолковывает свои наблюдения пациенту и указывает путь, по которому тот сможет в дальнейшем проникать в свое бессознательное.

С появлением интерпретаций, которые дает аналитик, пациент начинает видеть и правильно оценивать это. К сожалению, описанная процедура отнимает крайне много времени и, следовательно, денег. Часто она длится несколько месяцев, а иногда и лет, даже если пациент встречается с аналитиком три-пять раз в неделю. Редко анализ можно завершить менее чем за 250 часов, и часто на него уходит до 600 или 700 часов. Кроме того, его можно применять толь­ко к небольшому числу всех пациентов, имеющих психологические проблемы. [Мениджер и Лиф, с. 162 - 164].

Методы психотерапии - свободные ассоциации, анализ переноса, интерпретация сновидений.

Существует несколько психоаналитических направлений психотерапии.

Исторически первым является классически психоанализ.

Согласно психоанализу психическое развитие совершается в процессе борьбы биологических по происхождению желаний и потребностей человека с заданными обществом ограничениями на их удовлетворение. Допускается, что исход этой борьбы неясен не только па каждой конкретной стадии развития, но и в результате его. В зависимости от более или менее удовлетворительного прохождения стадий развития у взрослого человека наблюдается больший или меньший уровень психической зрелости. В то же время психическая незрелость проявляется в склонности к использованию неэффективных защитных механизмов и к неврозам. По теории З. Фрейда, личность состоит из трех компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" – наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов и влечений. Будучи бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. "Я" следует принципу реальности и учитывает свойства внешнего мира. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм и выполняет роль критика и цензора.

Согласно З. Фрейду, новорожденный ребенок представляет собой чистое "Оно", т.е. набор непосредственных желаний, требующих немедленного удовлетворения. На первом этапе психосексуального развития средоточием эмоциональной жизни младенца, его главной эрогенной зоной является рот – оральная стадия. Но даже при самом лучшем уходе неизбежны ограничения или задержки в выполнении желаний младенца. Они и приводят к дифференциации, выделению объекта. Постепенно из "Оно" под воздействием внешних факторов дифференцируется "Я". Эта инстанция личности заставляет ребенка подчиняться внешним требованиям и учиться откладывать удовлетворение, т.е. происходит переход к принципу реальности.

пример

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Согласно его представлениям, уже на оральной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.

На втором году жизни при обучении ребенка опрятности центром эмоциональной жизни становится анальное отверстие. На анальной стадии (длящейся от одного года до трех лет) запреты и требования внешнего мира постепенно по мере овладения ребенка своими выделительными физиологическими функциями становятся внутренними, т.е. начинает формироваться инстанция "Сверх-Я". В этой инстанции заложены авторитеты, влияние родителей и других взрослых.

пример

Согласно психоаналитикам, на данной стадии закладываются такие черты характера, как аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.

Фаллическая стадия (3–5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если две предыдущие стадии были аутоэротичными, т.е. направленными на самого ребенка, то теперь либидо становится предметным, направленным на другого человека, прежде всего на родителя противоположного пола.

Сексуальное влечение, направленное у мальчика на мать, и амбивалентные в связи с этим чувства к отцу-конкуренту З. Фрейд назвал комплексом Эдипа. Аналогичный мотивационно-аффективный комплекс у девочек получил название комплекса Электры. Разрешение комплекса Эдипа (Электры) происходит за счет идентификации с родителем своего пола. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я".

Таким образом, согласно З. Фрейду, все три личностные инстанции сформированы у человека к концу фаллической стадии, т.е. к пяти-шести годам. Именно это послужило основанием для известного изречения Фрейда: "Ребенок – отец взрослого". Инстанция "Я" с данного возраста играет важнейшую роль в организации жизни человека. Действуя на основе принципа реальности, "Я" борется одновременно и против разрушительных импульсов "Оно", и против строгости "Сверх-Я". В таких условиях появляется состояние тревоги как сигнал о наличии внутренних или внешних опасностей. Механизмами защиты "Я" против чувства тревоги становятся сублимация и вытеснение. При этом сублимация рассматривается Фрейдом как позитивный механизм, делающий возможным плодотворную деятельность человека, а вытеснение – как более негативный, способный привести к неврозу.

пример

Период детства до пяти-шести лет с точки зрения психоанализа считается важнейшим в жизни человека. Фиксации на фаллической стадии способствуют зарождению таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем – утрирование мужского начала.

  • Латентная стадия (5–12 лет) получила свое название благодаря тому, что в этот период наблюдается снижение интереса ребенка к вопросам пола, они уходят на второй план. В это время "Я" полностью контролирует потребности "Оно". Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на усвоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семьи.
  • Генитальная стадия (12–18 лет) характеризуется объединением всех предыдущих эрогенных зон, ростом напряженности сексуального влечения и стремлением подростка к нормальному сексуальному общению. Согласно Фрейду, это завершающая стадия психосексуального развития, которая должна привести к формированию зрелой сексуальности и зрелого баланса между любовью и работой. Данная стадия (как и все другие) складывается в сильной зависимости от полного или частичного разрешения противоречий предыдущих стадий. На генитальной стадии "Я" использует два новых механизма защиты: аскетизм и интеллектуализацию. Аскетизм путем внутренних запретов подавляет навязчивые стремления к чувственному удовольствию, интеллектуализация же сводит их к представлению в воображении, чем также позволяет освободиться от них.

пример

На генитальной стадии могут сформироваться психический гомосексуализм и нарциссизм. Первый тин характера связан с предпочтением своего пола, активной деятельностью и общением в однополых группах, но не обязательно с сексуальными извращениями. При нарциссической сексуальности либидо как бы обращается от внешнего мира к самому субъекту, главное место начинают занимать самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия и переживания.

Психоаналитический подход к детскому развитию берет начало в работах З. Фрей да (1856–1939). Фрейд полагает, что психическое развитие определяется биологическими, бессознательными, прежде всего сексуальными и агрессивными, влечениями и представляет собой адаптацию индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но необходимому.

Психоаналитический подход, развиваемый З. Фрейдом, можно считать:

Генетическим, поскольку поведение взрослого человека объясняется стадиями психического развития, детскими травмами, конфликтами и переживаниями;

Энергетическим, так как психические процессы рассматриваются с точки зрения наличия в них психической энергии (либидо), которая может переходить из одного состояния в другое, из одной части тела в другую, но ее количество остается неизменным. Источник психической энергии, а значит, и влечений, представляет собой раздражение, которое исходит изнутри организма и представляет собой нейрофизиологическое состояние возбуждения. Цель влечений человека – удовлетворение, т. е. устранение раздражения, уменьшение напряжения, вызванного неприятным скоплением энергии [Фрейд, 1991];

Таблица 2.3

Оценка поведенческого подхода

Динамическим, поскольку поведение индивида формируется под влиянием сложного, зачастую конфликтного взаимодействия всех его психических сил (конфликты между различными инстанциями психической организации личности: Оно, Я, Сверх-Я).

Личность человека, по З. Фрейду, состоит из трех структурных компонентов: Оно, Я и Сверх-Я. Оно (Id) – вместилище врожденных инстинктивных влечений и вытесненных из сознания желаний, неприемлемых с точки зрения социальных норм. Эти базовые биологические потребности и желания являются бессознательными и подчиняются принципу удовольствия, т. е. требуют удовлетворения, немедленной разрядки внутреннего напряжения. Я (Ego) – практический, рациональный, частично осознаваемый компонент личности, возникающий по мере биологического созревания ребенка. Я подчиняется принципу реальности, пытаясь учитывать и подчиняться требованиям внешнего мира, разрешать конфликты между влечениями Оно, Сверх-Я и препятствиями реального мира, откладывать удовлетворение импульсивных желаний Оно, направлять их в социально приемлемое русло. Сверх-Я (Superego) – это инстанция личности, представляющая собой совесть и эго-идеал, критика и цензора, контролирующая соблюдение норм и ценностей, принятых в данном обществе, и поэтому постоянно конфликтующая с Оно. Сверх-Я формируется в дошкольные годы в результате интроекции (перевода во внутренний план) регулирующих и регламентирующих влияний родителей, когда дети начинают усваивать моральные нормы, социальные стандарты человеческого поведения, ценности и установки.

Рис. 2.2. Разделение психической личности по Фрейду

Источник: [Фрейд, 1989, с. 349].

На основе воспоминаний взрослых людей – своих пациентов, страдающих теми или иными видами неврозов, исследований их бессознательных мотивов, влечений и желаний Фрейд разработал психосексуальную теорию. По З. Фрейду, личность в своем развитии проходит несколько психосексуальных стадий. Они представляют собой биологически детерминированную последовательность, порядок которой неизменен и присущ всем людям независимо от культуры. Критерием периодизации служит зона концентрации сексуальной энергии (либидо), определяющая основной канал разрядки внутреннего напряжения и доминирующий способ удовлетворения первичных потребностей. Фрейд полагал, что человек рождается с неким количеством либидо, которое благодаря процессу созревания в строго определенной последовательности перемещается из одной части тела в другую. Те части тела, в которых оно концентрируется, называются эрогенными зонами и определяют название стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, генитальная. Развитие идет от аутоэротизма, когда либидо направляется на собственное Я, к выделению внешних объектов, на которые направляется эта биологическая энергия [Фрейд, 1991].

Социальный опыт, прежде всего опыт общения ребенка с родителями, по мнению З. Фрейда, также играет важную роль в психическом развитии, поскольку процесс созревания организма порождает неуправляемую сексуальную и агрессивную энергию, которую общество должно обуздать. Каждая стадия развития личности характеризуется своим типом конфликта между присущей этому возрасту формой сексуального влечения и запретами общества, между биологическими импульсами и социальными ожиданиями. Развитие как раз и определяется тем, насколько хорошо человек разрешает эти конфликты.

В силу фрустрации потребности, соответствующей той или иной стадии психического развития, или, наоборот, ее чрезмерного удовлетворения происходит фиксация (задержка, остановка) на этой стадии. Ребенок, а в последующем и взрослый остается сосредоточенным на проблемах и удовольствиях, характерных для данной стадии развития, что определяет его характер, стиль взаимоотношения с другими людьми, способ справляться с тревогой и может стать предпосылкой развития невротических симптомов. В повседневной жизни человек может не проявлять черты, свойственные той или иной фиксации, однако при фрустрации он регрессирует к той стадии, на которой наблюдалась фиксация либидо. Величина регрессии определяется силой фиксации в детстве и остротой фрустрации в более позднем возрасте [Крэйн, 2002]. Если фиксация в детстве была сильной, достаточно даже относительно легкой фрустрации, чтобы вызвать регрессию. С другой стороны, серьезная фрустрация может вызвать регрессию к более ранней стадии, даже если фиксация не была особенно сильной.

Коротко охарактеризуем каждую стадию психосексуального развития [Блюм, 1996; Крэйн, 2002; Фрейд, 1989; 1991].

Оральная стадия длится от рождения до 1–1,5 года. Зона сосредоточения либидо – рот, т. е. ребенок получает удовольствие через сосание, жевание, кусание. Первым объектом орального компонента сексуального влечения, по Фрейду , является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. Однако в акте сосания эротический компонент, получавший удовлетворение при кормлении грудью, становится самостоятельным, отказываясь от постороннего объекта и замещая его каким-нибудь органом собственного тела. Оральное влечение становится аутоэротическим. Таким образом, первоначально внимание младенца направлено на его внутренний мир и сфокусировано на его собственном теле. Младенец находится во власти влечений и отчасти способен их удовлетворить сам по себе. Такое состояние Фрейд назвал первичным нарциссизмом, для него также характерно то, что на протяжении приблизительно первых 6 месяцев жизни мир младенцев является «безобъектным», у них отсутствует представление о независимом существовании других людей или предметов.

Во второй половине первого года жизни начинается 2-я фаза оральной стадии, связанная с прорезыванием зубов, когда акцент смещается с сосания на жевание и кусание. Появляются первые ограничения (мать не разрешает кусать грудь), которые наряду с задержками в выполнении желаний ребенка, постепенным отучением от груди ведут к дифференциации, выделению объекта, к формированию представления о других людях и особенно – о матери как о необходимом, но отдельном существе, и в целом – к развитию инстанции Я.

При фиксации на оральной стадии человека постоянно занимают вопросы, связанные с пищей, или он может приобрести привычку сосать палец, обкусывать ногти, грызть карандаш, переедать, курить, пристраститься к выпивке. Фиксация на первой фазе ведет к формированию орально-пассивного типа личности, для которого характерны такие качества, как доверчивость, незрелость, пассивность, оптимистичность, чрезмерная зависимость, ненасытность. Эти люди обычно ждут и требуют от других «материнского» отношения к себе, постоянно ищут одобрения, поддержки. Если фиксация либидо произошла на второй фазе, формируется орально-агрессивный (орально-садистический) тип, что ведет к формированию таких черт взрослой личности, как любовь к спорам, сарказм, циничное отношение ко всем окружающим, язвительность, агрессивность в межличностных отношениях, стремление доминировать, использовать других.

Иногда люди проявляют оральные черты лишь тогда, когда испытывают фрустрацию. Например, маленький мальчик, внезапно почувствовавший, что он лишился внимания родителей после рождения сестры, может регрессировать к оральным формам поведения и снова начать сосать палец, что он к этому моменту перестал делать. Или девушка-подросток, утратив любовь своего романтического друга, впадает в депрессию и находит утешение в пище.

Анальная стадия длится от 1,5 до 3 лет. Эрогенная зона смещается на область ануса, удовлетворение связано с актом дефекации. На этой стадии родители начинают приучать ребенка к горшку, к опрятности, предъявляя к нему много требований и запретов, в первую очередь касающихся отказа от того, что ребенку доставляет инстинктивное удовольствие (удержание и освобождение фекалий). В результате в личности ребенка начинает формироваться последняя инстанция – Сверх-Я как внутренняя цензура, воплощающая социальные нормы, требования и идеалы. Способ приучения ребенка к туалету определяет становление компромисса между стремлением к удовольствию и требованиями окружения, его будущие формы самоконтроля и саморегуляции. Если родители проявляют чрезмерную строгость и жесткость, пытаются добиться навыков опрятности как можно раньше, не оказывая эмоциональной поддержки и наказывая ребенка за каждую оплошность, или, наоборот, предъявляют слишком мало требований при приучении к туалету, то у ребенка возникают протестные реакции, происходит их фиксация. В дальнейшем это может привести к развитию двух типов характера: анально-выталкивающего и анально-удерживающего. Для анально-выталкивающего типа личности характерны расточительность, неаккуратность, импульсивность, склонность к бунтарству и беспорядку. Для анально-удерживающего – чрезмерная потребность в чистоте и порядке, упрямство, скупость и жадность. Кажется, что они ведут себя так, что хоть им и пришлось уступить требованиям взрослых отдавать свои фекалии, все остальные ценности, например деньги, им удастся сохранить при себе.

Фаллическая стадия, продолжающаяся от 3 до 6 лет, характеризуется тем, что эрогенная зона, а следовательно, и чувственные наслаждения ребенка сосредоточены на гениталиях. Он получает удовольствие от генитальной стимуляции: ребенок рассматривает, исследует, играет со своими половыми органами, интересуется вопросами, связанными с появлением детей и др.

Дальнейшее развитие, как полагает З. Фрейд , имеет две цели: во-первых, отказаться от аутоэротизма, заменив объект собственного тела на посторонний, и во-вторых, объединить различные объекты отдельных влечений, заменив их одним объектом, который представляет собой целое, похожее на собственное тело. Аутоэротизм исчезает, либидо теперь направляется на другого человека, прежде всего на родителя противоположного пола. Именно на этой стадии у мальчиков развивается комплекс Эдипа, выражающийся в сексуальном влечении, направленном на мать, и в желании устранить отца – соперника. Отсюда страх предполагаемого жестокого наказания со стороны отца (страх кастрации) и амбивалентные чувства к нему (любовь – ненависть). Аналогичный мотивационно-аффективный комплекс у девочек получил название комплекса Электры. Разрешение этих комплексов происходит путем их подавления и путем идентификации с родителем своего пола. В результате происходит окончательное становление инстанции Сверх-Я. Иными словами, ребенок принимает родительские запреты в качестве исходящих от себя самого, формируя тем самым в своей психике надзирающую инстанцию, препятствующую проявлениям опасных желаний и импульсов. Таким образом, согласно Фрейду, все три личностные инстанции сформированы у человека к концу фаллической стадии, т. е. к 5–6 годам. Отношения между Оно, Я и Сверх-Я, установившиеся в это время, определяют основу личности индивида.

Особо сильные детские переживания, связанные с комплексом Эдипа или Электры, приводят к фиксации, которая может иметь разные проявления, но, как правило, особенно сильно ощущается в двух основных областях – соперничестве и любви [Крэйн, 2002]. Например, согласно З. Фрейду, взрослый мужчина может испытывать вину за свои сопернические устремления, полагая, что быть более преуспевающим, чем другие, дурно, или он может чувствовать себя сексуально закрепощенным с женщинами, напоминающими ему мать и вызывающими глубокие и нежные чувства. У девочек также может присутствовать смутное воспоминание о том, что первое соперничество с другой женщиной за любовь мужчины закончилось поражением, а потому они могут испытывать неуверенность в своих будущих успехах [Крэйн, 2002].

Латентная стадия (6–12 лет) получила свое название благодаря тому, что в этот период наблюдается временное затухание интереса к сексуальной жизни; сексуальные и агрессивные фантазии и желания прочно удерживаются в бессознательном, попадая под контроль Я. Психическая энергия, будучи оторванной от сексуальной цели, направляется на усвоение новых социальных ценностей, общечеловеческого культурного опыта, на конкретные, социально приемлемые занятия: спорт, общение с друзьями, учебу, познание.

Генитальная стадия (12–18 лет) – это период интеграции всех эрогенных зон, достижение половой зрелости, нормального взрослого сексуального поведения, установления доверительных и интимных отношений с лицами противоположного пола. Пубертат способствует пробуждению сексуальных импульсов фаллической стадии. Главная начальная задача данного периода – «освобождение от родителей», преодоление зависимости от них, поскольку сексуальная энергия, сокрытые в бессознательном желания и фантазии, в первую очередь комплекс Эдипа (Электры), с новой силой, уже присущей взрослому человеку, выходят на поверхность, угрожают разрушить защитные механизмы подростка и прорваться в сознательную часть психики. Постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола. В норме в юности происходит формирование зрелой сексуальности, выбор брачного партнера, создание семьи, нахождение баланса между работой и любовью. Генитальный характер – это идеальный тип личности, это зрелый и ответственный в социальных и сексуальных отношениях человек.

Итак, по З. Фрейду, психическое развитие индивида связано с процессами преобразования сексуальной энергии и ее перемещением от одной эрогенной зоны к другой. При этом ранний опыт, травматические переживания в детстве, фиксация либидо создают модели поведения, сохраняющиеся на протяжении всей жизни, и предопределяют личностное развитие человека, образование тех или иных невротических симптомов. Фрейд открыл не только важность детства для дальнейшего развития личности, но и важную роль социального опыта, главным образом в виде взаимодействий в диаде «родитель – ребенок». Однако точка зрения З. Фрейда на развитие детей подвергалась и острой критике. Во-первых, теория преувеличивала влияние сексуальных переживаний на развитие. Во-вторых, Фрейд не изучал детей непосредственно, а строил свою теорию на воспоминаниях своих взрослых пациентов. В-третьих, все свои наблюдения он проводил несистематически и неконтролируемым образом (он никогда не делал дословных записей сообщений пациента; более того, исходные записи отсутствуют; он не проверял тщательным образом сообщения пациентов о своих детских переживаниях). В-четвертых, подвергалось критике фрейдовское неприятие свободы воли, его преимущественная сосредоточенность на прошлом опыте в ущерб анализу надежд человека и его целей на будущее. В-пятых, будучи основанной на проблемах взрослых людей с подавленной сексуальностью, теория не работала в рамках культур, отличающихся от викторианского общества XIX в. [Берк, 2006; Шульц, Шульц, 2002].

Теорией развития в контексте психоаналитической традиции занимались многие ученые (А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд, М. Кляйн, М. Малер и др.). Но наиболее значительным вкладом в нее стала эпигенетическая теория Э. Эриксона (1902–1994). Эриксон неизменно настаивал на том, что его идеи – это дальнейшее развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии ребенка. Он опирался на структурную модель личности Фрейда и соглашался с ним в том, что ранний опыт имеет исключительное значение. Эриксон признавал биологические и сексуальные детерминанты человеческого развития, полагая, что стадии развития личности являются результатом биологического созревания, раскрываются в неизменной последовательности и являются универсальными для всех культур.

Однако концепция Э. Эриксона сильно отличается от классического психоанализа. Во-первых, Э. Эриксон, в отличие от З. Фрейда, акцентирует внимание не на Оно, а на развитии Я (Эго) индивида, поэтому его считают представителем эго-психологии [Хьелл, Зиглер, 2000]. По Э. Эриксону, Эго выступает не только посредником между импульсами Оно и требованиями Сверх-Я. На каждой стадии Эго усваивает отношения и навыки, способствующие формированию активного, деятельного члена общества. Во-вторых, Эриксон не признает сексуальность в качестве основной детерминанты развития. Модель развития личности Э. Эриксона является психосоциальной, а не психосексуальной. Он полагает, что социальный аспект развития более важен или, по крайней мере, не менее важен, чем биологический и физический аспекты [Эриксон, 2000]. В-третьих, если Фрейд подчеркивает значимость влияния родителей на развитие личности ребенка, то Э. Эриксон – исторические условия, особенности культуры и общества, в которых формируется Эго ребенка. В-четвертых, Э. Эриксон рассматривает развитие личности на протяжении всего жизненного пути, от рождения до смерти. В-пятых, у Фрейда и Эриксона различаются взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Если З. Фрейд концентрирует внимание на том, как влияет ранняя детская травма на психопатологию в зрелости, то Э. Эриксона интересуют в первую очередь способности человека преодолевать жизненные коллизии психосоциального характера, его достоинства, сильные качества, раскрывающиеся в различные периоды развития. Кроме того, центральной проблемой развития, по Э. Эриксону, выступает поиск собственной идентичности. И, наконец, в-шестых, Э. Эриксон помимо традиционной для психоаналитиков клинической практики применял особые методы исследования. Он проводил полевые этнографические исследования, сравнивая особенности воспитания детей в индейских племенах и городских семьях США. Э. Эриксон использовал психоисторический метод – сопоставление биографий известных людей (таких как Б. Шоу, М. Лютер, М. Ганди) с историческими событиями и условиями жизни. Э. Эриксон указывает, что развитие необходимо рассматривать в связи с особенностями культуры, в которой оно протекает, поясняя это положение анализом жизни двух индейских племен – сиу и юрок. Например, Э. Эриксон обнаруживает, что у индейского племени юрок, проживающего на северо-западном побережье США, рождение и воспитание ребенка сопровождается многими оральными запретами. Во время родов мать должна держать рот закрытым. Отец и мать не едят ни оленины, ни лосося до тех пор, пока у новорожденного не произойдет заживление пупка. В течение первых десяти дней после рождения ребенка не кормят грудью, а дают ему ореховый суп. В возрасте примерно шести месяцев младенцев резко отнимают от груди, и при необходимости, чтобы наступило «забывание матери», мать покидает ребенка на несколько дней. В дальнейшем ребенка учат не хватать съестное поспешно, никогда не брать еду без спроса, есть медленно и никогда не просить добавки. С точки зрения нашей культуры данная практика может показаться жестокой. Но юрок – племя рыбаков, занимающихся ловлей лосося. Они живут в условиях, когда лосось наполняет реку только раз в году, и это обстоятельство требует значительного самоограничения в целях выживания. Потому дети воспитываются с учетом тех особенностей, которые ценятся и востребованы в окружающем ребенка обществе [Эриксон, 2000].

В книге «Детство и общество» Э. Эриксон представил модель развития личности в течение всего жизненного цикла, состоящую из восьми стадий психосоциального развития («восемь возрастов человека») [Там же]. Психосоциальное развитие, по Э. Эриксону, подчинено эпигенетическому принципу, согласно которому все органы и системы живого существа развиваются в определенные промежутки времени и в заданной генетически последовательности. Возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей («эпи» в переводе с греческого означает «после», «над»). Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития или кризисом – проблемой в социальном развитии, которая предъявляется индивиду обществом (вызов общества развивающейся личности) и которая должна разрешиться для того, чтобы человек перешел на следующую стадию. Кризис, по Э. Эриксону, – поворотный пункт, особый момент в человеческой жизни, «момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой» [Обухова, 2001, с. 97]. Таким образом, задачи развития, сформулированные в виде дилемм, способны принимать как положительное, так и отрицательное значение, причем оба этих полюса представляют крайности и поэтому нежелательны.

Успешное разрешение кризиса предполагает достижение сбалансированной пропорции между полюсами в пользу позитивного компонента. Это ведет к формированию психосоциальной силы, или добродетели, встраивающейся в Эго и способствующей здоровому развитию личности в дальнейшем. Если кризис получает неудовлетворительное разрешение, тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент. Неразрешенная задача переносится на следующие стадии, где справиться с ней гораздо труднее, хотя, по Э. Эриксону, все-таки возможно [Эриксон, 2000].

Здоровое развитие личности во многом сводится к становлению и развитию эго-идентичности, представляющей собой чувство целостности, неповторимости и индивидуальности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я.

Э. Эриксон признает взаимодействие телесных, психологических и социальных процессов и сил. Он соглашается с Фрейдом в том, что каждая новая стадия развития характеризуется перемещением либидо из одной зоны в другую. Но для него была важна не сама по себе зона концентрации сексуальной энергии, а ее модус активности («модус органа»), ее способность тем или иным способом взаимодействовать с внешним миром. Когда общество через свои институты придает особый смысл данному модусу, то происходит его «отрыв» от органа и превращение в «модальность поведения», которая характеризует ключевой способ, каким Эго устанавливает отношения, контактирует с внешним миром. Таким образом, через модусы органов осуществляется связь между психосексуальным и психосоциальным развитием.

Одним из важных механизмов развития личности Э. Эриксон считает ритуализацию – повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, которые на каждой стадии отличаются своей спецификой и соответствуют тому или иному социальному институту (семья, школа и т. д.) или социальным принципам (закон и порядок). Ритуал развивается как взаимодействие ребенка со взрослым, как взаимный способ понимания друг друга, предполагающий эмоциональное проживание осуществляемых действий и обеспечивающий устойчивое восприятие окружающего мира, снижение его неопределенности. Ситуация, в которой возникает ритуал, изначально характеризуется напряжением, вызываемым ее непониманием ребенком. Для ее преодоления взрослый создает стабильную систему поведения, которая переводит ребенка из ситуации неопределенности в устойчивую, повторяющуюся ситуацию ритуала (например, ситуация укладывания спать, приучение к горшку, ситуация отношений между учителем и учеником и др.). Ритуализация, как и психосоциальный кризис, содержит позитивный и негативный компоненты. Негативный полюс – ритуализмы, в отличие от ритуализации это стереотипное, только формальное взаимодействие, для которого характерен бездушный автоматизм.

По Э. Эриксону, обществом определяются специфические задачи и содержание развития каждой стадии жизненного цикла. Решение задачи возраста зависит как от уже достигнутого уровня развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором он живет.

Рассмотрим подробнее выделенные Э. Эриксоном стадии психосоциального развития.

Первая стадия – орально-сенсорная – длится от рождения до 1 года и соответствует, как видно из названия, оральной стадии по З. Фрейду. Зона концентрации либидо – рот, модус органа – инкорпорация (вбирание) . На этой стадии «младенец живет и любит посредством рта, тогда как его мать живет и любит посредством груди» [Эриксон, 2000]. Малыш способен не только «вбирать» (сосать, глотать) подходящие объекты посредством рта, но способен «вбирать» глазами все, что попадет в его зрительное поле, а также посредством тактильных ощущений. Во 2-й фазе этой стадии появляется модус кусания, который также не ограничивается только ртом, а включает в себя способность протягивать ручки, хватать предметы, активно вбирать информацию посредством зрения и слуха. Постепенно эти модусы превращаются в модальности поведения: получать, т. е. воспринимать и принимать то, что дают, и брать и удерживать. С помощью этих модальностей ребенок устанавливает свои первые отношения с внешним миром, происходит взаимное регулирование способа ребенка принимать (брать) то, в чем он нуждается, и способов матери (культуры) давать ему это.

Основной психосоциальный кризис этой стадии – базисное доверие против базисного недоверия. Опыт общения ребенка с матерью является решающим фактором для установления баланса ощущений безопасности и тревоги. Степень доверия, уверенности в себе, по Э. Эриксону, зависит не столько от количества пищи или любви к малышу, сколько от качества материнских отношений с ребенком. Сочетание чуткой заботы о ребенке с уверенностью в правильности своих действий, а также последовательное и предсказуемое обращение с ребенком создает у него веру в себя и в окружающий мир, что образует базис чувства идентичности. В этом процессе важна, по мнению Э. Эриксона, культурная поддержка, уверенность матери в своих действиях, в том, что она правильно действует в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре.

Э. Эриксон полагает, что первый признак доверия к матери появляется, когда малыш готов позволить ей удалиться, не испытывая при этом чрезмерной тревоги или негодования. Проблема доверия – недоверия становится особенно актуальной, когда у ребенка прорезываются зубы и он способен причинить боль кормящей матери.

В результате достижения баланса между базовым доверием и базовым недоверием появляется первая «добродетель», положительное качество Эго – надежда. Надежда, по Эриксону, есть прочная вера в исполнение своих желаний, несмотря на фрустрации, гнев и разочарования. Социальным институтом, поддерживающим чувство уверенности родителей, а следовательно, и детскую надежду, служит религия. Поэтому главным ритуалом этой стадии является взаимное узнавание (нуминозный ритуал, т. е. ритуал, вызывающий благоговение, служащий для развития и укрепления веры).

Вторая стадия – мышечно-анальная – продолжается от 1 года до 3 лет. Зона концентрации либидо – анальная. Основными модусами этой стадии являются задержание и выделение, которые относятся не только к анальной зоне. Ребенок на этой стадии учится доставать и держать, бросать и толкать, приближать к себе и удерживать предметы на расстоянии. Отрываясь от органа, эти модусы создают такие модальности поведения, как отпускание и удерживание. Дети открывают новые возможности самостоятельно действовать, самостоятельно исследовать мир, управлять своим телом, делать выбор между противоречивыми импульсами: удерживать или отбрасывать; подчиниться или стоять на своем. По мнению Э. Эриксона, вся эта стадия становится сражением за автономию.

Основной психосоциальный конфликт – автономия против стыда и сомнения. Разумная дозволенность, внешний контроль, убеждающий ребенка в собственных силах и возможностях, поддержка способности ребенка самостоятельно делать выбор в пределах разрешенного способствуют становлению автономии ребенка. В ситуации гиперопеки или, наоборот, отсутствия поддержки у ребенка развиваются чувство стыда перед другими, сомнения в своей способности управлять собой и контролировать окружающий мир. Стыд появляется от чувства саморазоблачения, от ощущения, что выставлен на «всеобщее обозрение», что собственные недостатки видны всем. Стыд развивается как от первых впечатлений ребенка, когда он впервые встает на ноги и чувствует себя маленьким и беспомощным во взрослом мире, так и от воспитательных методов, заключающихся в пристыживании, высмеивании ребенка, в требовании того, что лежит за пределами его возможностей. Сомнение, по Э. Эриксону, связано с ощущением того, что у человека есть «перед» и «зад». Ребенок не может видеть задней части своего тела, тогда как другие «могут магически властвовать» в этой области, «с боем» вторгаться в нее, главным образом в ситуации приучения к горшку, называя «плохими» функции кишечника и «гадкими» его продукты. Отсюда формируется базисное чувство сомнения во всем, что человек оставил сзади, проистекают иррациональные страхи скрытых преследователей, угрожающих откуда-то сзади.

Разрешение конфликта данной стадии – автономия или стыд и сомнение – зависит от соотношения «любви и ненависти, сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями; из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду» [Эриксон, 2000, с. 242].

Если ребенок разрешает кризис данной стадии позитивным образом, с преобладанием автономии над стыдом и сомнением, у него формируется такое качество Эго, как воля, т. е. «неукротимая решимость осуществлять свободный выбор, а также сдерживать себя» [Крэйн, 2002, с. 368].

Основная ритуализация, вырабатываемая на этой стадии, – критическая, выражающаяся в различении добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного и опирающаяся на суд как особый социальный институт, основанный на принципе правопорядка, справедливости и законности.

Третья стадия – локомоторно-генитальная – продолжается приблизительно с 3 до 6 лет и соответствует фаллической стадии, по З. Фрейду, с концентрацией либидо на генитальной зоне. Основной модус – интрузивный, модус вторжения у мальчиков и включения у девочек. Этот модус предполагает вторжение «в уши и умы других людей с помощью агрессивного, напористого говорения; вторжение в пространство посредством энергичной локомоции; вторжение в неизвестное благодаря неуемному любопытству» [Эриксон, 2000, с. 76]. Этот модус ведет к развитию такой социальной модальности, как « делание», «занятия чем-либо исключительно с целью достижения личного успеха, выгоды, преимущества и т. д.» [Там же, с. 78].

Основной конфликт данной стадии – инициатива против чувства вины. Ребенок ставит цели, упорно их добивается, что-то предпринимает, фантазирует. Основное занятие этого возраста – игра. Именно в игре у ребенка развивается самостоятельность, решительность, чувство свободы и собственной власти над окружающим. Если родители поддерживают у ребенка стремление к цели, поощряют его самостоятельную и энергичную игру, фантазию и любознательность, то идет формирование инициативности. В противном случае развивается чувство вины за предполагаемые цели и инициируемые поступки, чувство собственной никчемности и чрезмерной зависимости от других. Появлению чувства вины способствуют также, по Э. Эриксону, «эдиповы» желания, выражаемые в заверениях мальчика, что он женится на матери и заставит ее гордиться им, и в заверениях девочки, что она выйдет замуж за отца и будет гораздо лучше о нем заботиться. Эти желания, культурно отвергаемые в силу табу инцеста, кроме того, вызывающие фантазии, связанные с устранением родителя противоположного пола, ведут к формированию чувства вины. Это ощущение вины за преступление, которое ребенок не совершал и не мог совершить, тем не менее, согласно Э. Эриксону, помогает «направить всю силу инициативы и энергию любопытства на подходящие идеалы и ближайшие практические цели, на познание мира фактов и методов делания вещей (а не «делания» людей)» [Эриксон, 2000, с. 79], на становление новых форм самоограничения и самоконтроля, формирование Супер-Эго.

При удачном разрешении конфликта – инициатива против чувства вины – у ребенка формируется позитивное качество Эго – целеустремленность, т. е. смелость ставить и достигать поставленные цели, которой не мешают чувство вины и страх наказания. Важным механизмом решения данного психосоциального кризиса является драматическая ритуализация, поддерживаемая соответствующим социальным институтом – театром.

Четвертая стадия – латентная, продолжающаяся с 6 до 11 лет. Эта стадия не связана с какой-либо сексуальной зоной, сексуальные и агрессивные влечения погружены на время глубоко в бессознательное. Как правило, это период спокойствия и стабильности. Однако для развития Эго это очень важная стадия. Основная ее модальность – «работать», «делать что-то хорошо».

Основной кризис данной стадии – трудолюбие против чувства неполноценности. Эта стадия систематического обучения в школе, овладения многочисленными навыками и умениями, освоения культурного наследия. Ребенок приучается «получать удовольствие от завершения работы благодаря устойчивому вниманию и упорному старанию» [Там же, с. 248].

Опасность на этой стадии состоит в чувстве неадекватности и неполноценности, которое развивается вследствие ощущения собственной неумелости, отсутствия хороших результатов, неспособности занять достойное место среди сверстников, сомнения в возможности овладеть социально значимыми умениями. Чувство неполноценности развивается и в тех случаях, когда школьник понимает, что его ценность как ученика определяется цветом кожи, происхождением родителей, фасоном одежды, а не его знаниями и стремлением учиться. Однако Э. Эриксон подчеркивал и другую опасность этой стадии, заключающуюся в ограничении человеком самого себя, когда он признает работу своей единственной обязанностью, а профессию и должность – единственным критерием ценности человека.

Успешное прохождение этой стадии ведет к формированию компетентности. Компетентность – это «непринужденность в использовании интеллекта и навыков при выполнении задач, без помех со стороны избыточного чувства неполноценности» [Крэйн, 2002, с. 371–372]. Ритуализация – формальная (техническая) – на этой стадии основана на формальных правилах, дисциплине, поддерживаемых школой.

Пятая стадия – подростковый возраст и ранняя юность (примерно 12–19, 20 лет) соответствует генитальной стадии, по З. Фрейду, которая знаменуется бурей полового созревания, когда все ранние влечения активизируются, просыпаются эдиповы фантазии и угрожают овладеть Эго. Либидо концентрируется в генитальной зоне. Главный модус – генеративность – направлен на рождение потомства. По-видимому, основной социальной модальностью следует считать креативность, продуктивный труд.

Базовый конфликт этой стадии – идентичность против смешения идентичности (спутанности ролей) . Чувство идентичности включает в себя способность интегрировать все прошлые идентификации, существующие в настоящем импульсы и влечения либидо, способности и возможности, предлагаемые социальными ролями. Эго-идентичность юноши или девушки включает не только внутреннее чувство целостности и тождественности, но и уверенность в том, что его/ее целостность и тождественность значимы для других.

Опасность этой стадии заключается в спутанности идентичности, в смешении ролей. В основе этого могут лежать сомнения в собственной половой идентичности, неспособность установить профессиональную идентичность, в целом ответить на вопросы: кто я есть, каково мое место в обществе? Следствием могут быть «сверхидентификация» (до видимой утраты собственной идентичности) с кумирами, популярными героями и лидерами; юношеская любовь как «попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ собственного эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся» [Эриксон, 2000, с. 251]; обособленность в своем кругу и отвержение всех чужаков, отличающихся цветом кожи, происхождением, уровнем культуры, вкусами, дарованиями, особенностями одежды, макияжа и проч., чтобы опознать «своих», ощутить, высветить собственное Я. Иногда в этот переходный период от детства к взрослости подросток объявляет своеобразный психосоциальный мораторий и погружается в ролевое экспериментирование, стремясь путем проб и ошибок найти свое место в обществе. Иногда подросток вообще отказывается принимать какие бы то ни было решения, необходимые для его дальнейшей жизни, поскольку не верит в их реализацию, переживая одиночество, тревожность и нерешительность.

Базовая «добродетель», связанная с успешным преодолением кризиса юности, – верность, способность найти свой путь в жизни, выполнить свободно взятые на себя обязательства. Период юности добавляет новый элемент к ритуализации – идеологический, основанный на принципах солидарности убеждений, в то же время юность сама для формирования верности требует приемлемой социальной идеологии и поддержки сверстников.

Шестая стадия – молодость – характеризуется психосоциальным кризисом: близость против изоляции. Близость Э. Эриксон понимал широко: и как интимные отношения, и как близкие дружеские связи, как тесное сотрудничество с другими, главное – поддержание взаимности в отношениях, способность оставаться верным таким отношениям, даже если они требуют жертв и компромиссов. Реальная близость возможна лишь после достижения эго-идентичности на предыдущей стадии: только в этом случае, сливаясь с идентичностью другого, человек не боится потерять самого себя. Э. Эриксон полагает, что только на этой стадии достигается и может полностью проявиться истинная генитальность – установление подлинной взаимности, примирение любви и сексуальности, готовность совместно регулировать такие важные аспекты своей жизни, как любовь, работа, отдых.

Главная опасность на этой стадии заключается в избегании контактов, требующих полной близости, стремлении никого не пускать в свой внутренний мир, «сохранить дистанцию», что ведет к чувству одиночества, к изоляции.

Положительное качество, связанное с позитивным решением кризиса «близость – изоляция» – любовь, понимается Эриксоном как «взаимная преданность, навсегда устраняющая антагонизмы» [Крэйн, 2002, с. 376]. Ритуализация, устанавливающаяся на этой стадии, – принадлежность к группе – опирается на модели сотрудничества и конкуренции, существующие в культуре и закрепленные в этике.

Седьмая стадия – зрелость – приходится на средние годы жизни (средняя взрослость). Ее основная проблема – выбор между генеративностью и стагнацией. Генеративность – это многоплановый термин, включающий в себя способность заботиться о собственных детях или, шире, о следующем поколении, продуктивность и креативность, выражающиеся в производстве материальных и духовных ценностей.

При неблагоприятной ситуации развития наблюдается чрезмерная сосредоточенность на себе, поглощенность личными потребностями, желаниями или собственными успехами, «люди начинают баловать себя, как если бы каждый из них был своим собственным и единственным ребенком» [Эриксон, 2000, с. 256]. Это приводит к застою, инертности, чувству ненужности, бессмысленности жизни, наступает физическая или психологическая инвалидизация личности.

Если взрослым удается позитивно разрешить основной конфликт этой стадии, то у них развивается положительное качество Эго – забота. Она включает в себя ответственность за других людей, за важные для человека результаты и идеи, являясь психологической противоположностью безразличию, апатии, неприятию окружающей среды. Формирующаяся и наиболее явно проявляющаяся на этой стадии ритуализация – принадлежность к поколению, порождение преемственности, которую поддерживают все социальные институты.

Последняя, восьмая, стадия жизни – старость (примерно от 65 лет до смерти) – характеризуется психосоциальным конфликтом: целостность Эго против отчаяния. Целостность Эго включает интеграцию и оценку всех прошлых стадий развития. Она выражается в принятии своего жизненного цикла с его победами и поражениями, в ощущении порядка и осмысленности как собственной жизни, так и мира вокруг, в новой, отличной от прежней, любви к своим родителям, в признании достойным собственного стиля жизни.

Отсутствие или утрата интеграции Эго ведет, по мнению Э. Эриксона, к страху смерти, непринятию собственной жизни, к отвращению по отношению к себе и другим, возникает отчаяние, поскольку не осталось времени, чтобы попытаться прожить жизнь по-другому.

В столкновении интеграции и отчаяния приобретается мудрость, представляющая собой «осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти» [Хьелл, Зиглер, 1999, с. 234]. Мудрость может быть выражена многими способами, но она всегда отражает вдумчивую, обнадеживающую попытку найти ценность и смысл жизни перед лицом смерти [Крэйн, 2002]. Основная ритуализация этого периода – философская.

Итак, с точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий является результатом биологического созревания. Содержание развития человека определяется тем, что ожидает общество, к которому он принадлежит, какие задачи оно ставит; индивидуальное своеобразие развития зависит от того, как ребенок, а впоследствии и взрослый человек решает эти задачи, справляется с социальными вызовами общества. Успех на предыдущих стадиях влияет на возможность успеха на последующих, но не предопределяет его. В то же время неудачи на одной стадии развития не обязательно обрекают человека на неуспех в следующем периоде жизни.

В табл. 2.4 представлена оценка психоаналитического подхода.