Пишем копию картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь. Стилизации под картину винсента ван гога Рисуем портреты в стиле ван гога

Винсент Ван Гог. Эта фамилия знакома каждому школьнику. Ещё в детстве мы шутили между собой «рисуешь как Ван Гог»! или «ну ты Пикассо!»… Ведь бессмертен лишь тот, чье имя навсегда останется в истории не только живописи и мирового искусства, но и человечества.

На фоне судеб европейских художников жизненный путь Винсента Ван Гога (1853-1890) выделяется тем, что он достаточно поздно обнаружил в себе тягу к искусству. До 30 лет Винсент не подозревал, что именно живопись станет конечным смыслом его жизни. Призвание созревает в нём не спеша, чтобы подобно взрыву вырваться наружу. Ценой труда почти на грани человеческих возможностей, который станет уделом всей его оставшейся жизни, на протяжении 1885-1887 годов Винсент сумеет выработать свой индивидуальный и уникальный стиль, который в будущем назовут «импасто». Его художественная манера будет способствовать укоренению в европейском искусстве одного из самых искренних, чутких, человечных и эмоциональных направлений – экспрессионизма. Но, главное, она станет истоком его творчества, его картин и графики.

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в семье протестантского пастора, в голландской провинции Северный Брабант, в деревне Грот Зюндерт, где его отец пребывал на службе. Семейная среда очень многое определили в судьбе Винсента. Род Ван Гогов был старинным, известным ещё с XVII века. В эпоху Винсента Ван Гога было два традиционных семейных занятия: кто-то из представителей этого рода обязательно занимался церковной деятельностью, а кто-то – торговлей произведениями искусства. Винсент был старшим, но не первым ребёнком в семье. Годом ранее родился, но вскоре умер его брат. Второй сын и был назван в память умершего Винсентом Виллемом. После него появилось ещё пятеро детей, но только с одним из них будущий художник будет связан тесными братскими узами до последнего дня своей жизни. Не будет преувеличением сказать, что без поддержки младшего брата Тео, Винсент Ван Гог как художник вряд ли бы состоялся.

В 1869 году Ван Гог переезжает в Гаагу и начинает заниматься торговлей картинами в фирме «Гупиль» и репродукциями произведений искусства. Винсент активно и добросовестно работает, в свободное время много читает и посещает музеи, понемногу рисует. В 1873 Винсент начинает переписку с братом Тео, которая продлится до самой его смерти. В наше время письма братьев изданы в книге, которая называется «Ван Гог. Письма к брату Тео» и купить её можно практически в любом хорошем книжном магазине. Эти письма – волнующие свидетельства внутренней духовной жизни Винсента, его поисков и ошибок, радостей и разочарований, отчаяния и надежд.

В 1875 году Винсент получает назначение в Париж. Он регулярно посещает Лувр и Люксембургский музей, выставки современных художников. К этому времени он уже сам рисует, однако ещё ничто не предвещает, что занятие искусством скоро станет всепоглощающей страстью. В Париже происходит перелом в его душевном развитии: Ван Гог сильно увлекается религией. Многие исследователи связывают это состояние с несчастной и односторонней любовью, которую Винсент пережил в Лондоне. Много позже, в одном из писем к Тео, художник, анализируя свою болезнь, отметит, что психическое нездоровье является их семейной чертой.

С января 1879 года Винсент получает должность проповедника в Ваме, поселке, расположенном в Боринаже – области в южной Бельгии, центре угольной промышленности. Его глубоко поражает крайняя нищета, в которой живут шахтеры и их семьи. Начинается глубокий конфликт, который открывает глаза Ван Гога на одну истину – служители официальной церкви вовсе не заинтересованы по-настоящему облегчить участь людей, оказавшихся в нечеловеческих условиях.

Поняв до конца эту ханжескую позицию, Ван Гог испытывает ещё одно глубокое разочарование, порывает с церковью и делает свой окончательный жизненный выбор – служить людям своим искусством.

Ван Гог и Париж

Последние приезды Ван Гога в Париж были связаны с работой в «Гупиль». Однако ни разу до этого художественная жизнь Парижа не оказывала заметного влияния на его творчество. На этот раз пребывание Ван Гога в Париже длится с марта 1886-го по февраль 1888-го. Это два чрезвычайно насыщенных года в жизни художника. За этот короткий период он осваивает импрессионистическую и неоимпрессионистическую техники, что способствует высветлению его собственной цветовой палитры. Приехавший из Голландии художник превращается в одного из самых оригинальных представителей парижского авангарда, новаторство которого разрывает изнутри все условности, сковывающие огромные выразительные возможности цвета как такового.

В Париже Ван Гог общается с Камилем Писсаро, Анри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром и Жоржем Сера и другими молодыми живописцами, а также с торговцем красками и коллекционером папашей Танги.

Последние годы жизни

К концу 1889 года, в это сложное для себя время, обостряющееся припадками сумасшествия, душевных расстройств и тяге к суициду, Ван Гог получает приглашение принять участие в выставке Салона независимых, организованной в Брюсселе. В конце ноября Винсент отсылает туда 6 картин. 17 мая 1890 года у Тео есть план поселить Винсента в городке Овер-сюр-Уаз под присмотром доктора Гаше, который увлекался живописью и был другом импрессионистов. Состояние Ван Гога улучшается, он много работает, пишет портреты своих новых знакомых, пейзажи.

6 июля 1890 года Ван Гог приезжает в Париж к Тео. Альбер Орье и Тулуз-Лотрек навещает дом Тео, чтобы встретится с ним.

Из последнего письма к Тео Ван Гог говорит: “…Через меня ты принимал участие в создании кое-каких полотен, которые даже в бурю сохраняют мой покой. Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так… Но я не сожалею”.

Так закончилась жизнь одного из величайших художников не только XIX века, но и во всей истории искусства в целом.

Сегодня мы будем писать свободную копию картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь». Это одна из самых известных и узнаваемых картин из когда либо созданных. «Звездная ночь» Винсента Ван Гога - символ силы воображения человека, один из самых удивительных и невероятных пейзажей, которые только можно себе представить.

В ходе работы над картиной мы постараемся хоть немного приблизиться к технике автора, передать присущую данной работе динамичность, ритм и пастозность мазка. Постараемся угадать настроение и энергетику картины.

Как Винсент Ван Гог писал свою картину?

Возможно, что однажды ночью, Винсент Ван Гог вышел из дома, вооружившись холстом кистями и красками, с совершенно убедительным намерением написать самый невероятный пейзаж, с самыми невероятными звездами, луной, светом, небом, ветром…

Давайте внимательно рассмотрим картину Винсента Ван Гога, полюбуемся, постараемся уловить все детали и приступим к написанию своей «Звездной ночи».

Винсент Ван Гог пишет «Звездную ночь»

Процесс написания этой картины и результат работы, заставит вас влюбиться в эту картину и в творчество автора.

Материалы и краски

Нам понадобятся краски:

  • белила;
  • кадмий желтый средний;
  • сиена натуральная;
  • умбра жженая;
  • виридоновая зеленая;
  • сажа газовая;
  • голубая ФЦ;
  • небесно-голубая;
  • цирулеум;
  • кобальт синий;
  • ультрамарин светлый.

Материалы и инструменты:

  • кисти плоские, от №3 до №10, синтетические, с ворсом разной длины и степенью жесткости;
  • разбавитель,
  • даммарный лак,
  • тряпка.

Процесс написания картины

Техника

Особенностью техники, в которой работал Ван Гог, является ярко выраженная пастозность мазков . Такой эффект достигается за счет минимального использования разбавителя.

Для смешивания красок и нанесения красок на холст разбавитель не используем .

Разбавитель нам нужен будет лишь для того что бы очистить (помыть) кисти от краски, после чего кисть вытираем тряпкой и уже на сухую кисть набираем нужную нам краску.

Подмалевок

Разбавитель в этой картине мы используем лишь для нанесения подмалевка - синего фон а . Делаем смесь консистенции жидкой сметаны: синей ФЦ с белилами, и ультрамарина с белилами. Широкой кистью попеременно и хаотично наносим эти смеси на холст, закрашиваем холст полностью. Для нанесения фоновой краски можно в разбавитель добавить даммарный лак - так краска будет быстрее сохнуть.

Далее намечаем основные объекты картины: линию горизонта, холмы, кусты, кипарис, домики в деревне, направление вихрей на небе, место расположения звезд и луны. Разметку эскиза производим тонкой кистью густыми белилами или голубой ФЦ.

Если на глаз не получается точно и правильно нанести эскиз, соблюдать правильные пропорции и месторасположения основных объектов: замеряйте каждый из объектов (или расстояние между ними) кистью, и сразу пропорционально переносите этот замер на холст. Пользуйтесь кистью, как линейкой.

Штриховка

После того, как разметили все основные детали композиции, приступаем к самому интересному этапу работы - будем учиться «штриховать» кистью и масляными красками .

Ван Гог был самым настоящим мастером в этом, он делал прекрасные рисунки карандашом, используя самые необыкновенные виды штриха. Прерывистые пастозные мазки-штрихи кистью - это основной прием, которому мы должны научиться в процессе работы над этой картиной.


Штриховка картины «Звездная ночь»

Чтобы задать правильный ритм этой необыкновенной композиции, сначала стоит внимательно приглядеться и понаблюдать за направлением течения мазков. Особенно это касается той части картины, где изображено небо. Отмечаем для себя форму и направления вихреобразных потоков на звездном небе и соответственно налагаем пастозными мазками краску.

Звезды и луна

Также внимательно присмотритесь к звездам и луне , тому как показан центр этих светил и, как изображен исходящий от них свет. Вокруг ночных небесных светил мы видим прерывистые и очень пастозные мазки кадмия желтого, или кадмия желтого с белилами, для четких очертаний - немножко сиены натуральной. В некоторых местах к этим желтым мазкам подмешана «зеленца», которая возникла в следствии слабого смешивания желтого с синим цветом подкладки.

Холмы

Под звездным небом у нас лежат холмы , деревья, кустарники и небольшая деревня. При написании этих объектов, сначала стоит четко разметить их форму и размеры . Делаем это синей ФЦ с примесью сажи газовой, тонкой кистью. После того, как все точно и четко разметили закрашиваем, как в детской раскраске все домики нужными цветами и оттенками. Свет, исходящий из окон домов пишем пастозным слоем белил с кадмием желтым.

Обращаем внимание на холмы, им также присуща ритмичность мазка. Цвет и форму этим холмам придают штриховательные мазки темно-синего, голубого цвета и белил.

Кипарис

Для написания кустарников используем виридоновую зеленую, кадмий желтый и умбру жженую.

Большой ветвистый кипарис на переднем плане пишем смесью нескольких красок, которые дают разные оттенки и некую грязцу. Сначала, на том месте где будет располагается кипарис, делаем более темный подмалевок чистой зеленой виридоновой. Дальше, для написания ветвей используем: смесь виридоновой зеленой с умброй жженой, синий ФЦ, сиену натуральную.

Уточнения

На последнем этапе уточняем все объекты , их форму, четкие контуры (если нужно), добавляем пастозного яркого света звездам и луне, уточняем цвет мазков на небе.


Копия «Звездной ночи» Винсента Ван Гога

Основное внимание в этой картине приковано к небу. Благодаря мозаичным пастозным мазкам, создающим необычную текстуру, богатство, переливы цвета, света и оттенков - отвести взгляд от «Звездной ночи» достаточно сложно. Создается впечатление будто изображение куда-то движется, все время меняется.

Писать эту картину вы можете в один сеанс - именно так, судя по всему, это и делал Винсент Ван Гог. Если за один сеанс написать не удается, разбейта работу на несколько сеансов. Можно начать писать картину вечером, а утром на другой день закончить - это весьма удобно поскольку, краска подмалевка и первоначального эскиза успеет немного подсохнуть.

Видеоурок живописи, пишем «Звездная ночь»

Желаю всем творческих успехов и вдохновения!

Те, которые сделаны своими руками. Но и для взрослых они не утратили актуальность. Особенно если речь идет о тематическом подарке.
Этот мастер-класс поможет Вам впечатлить любителя импрессионизма или же просто ценителя искусства. К тому же бутылка качественного крепкого напитка никогда не станет лишней.
Для своей работы я выбрала картину Винсента Ван Гога "Звездная ночь". Расписывать я стала именно бутылку абсента, так как это был любимый напиток художника.
Итак, нам понадобится бутылка, мягкая широкая и жесткая тонкая кисти, и следующие краски: черная, синяя, голубая, красная, желтая, оранжевая и белая (я покупала в наборе).

Для росписи лучше всего использовать акриловые краски, так как они будут отлично держаться на стекле, а дополнительная обработка лаком будет вовсе не обязательной. Не стоит смачивать кисточку водой, ведь чем гуще краска, тем лучше. Так изделие будет иметь текстуру.
От этикеток лучше избавиться. Если на бутылке бумажная этикетка, ее можно легко снять, окунув бутылку в теплую воду.


Если Вам понадобится очистить кисть от краски, лучше пользоваться спиртом.
Начнем с самого темного элемента картины. Для этого понадобится черная, желтая и красная краски. Сначала наносим слой черного, ждем примерно 15-20 минут.



Затем, когда краска уже высохла, делаем красные и желтые мазки в хаотичном порядке, так как мы все-таки работаем над стилизацией, а не репродукцией.


Затем аккуратно наносим голубой фон. Для того, чтобы бутылка не была прозрачной, будут необходимы как минимум два слоя краски. Наносим первый слой круговыми движениями кисти, ждем, пока краска высохнет, и наносим второй.



Когда высохнет второй голубой слой голубой, рисуем звезды желтой краской. Для того, чтобы на голубом фоне звезды не получились зелеными, следует добавить белую краску.
Низ бутылки раскрашиваем синим. Далее тонкой кисточкой рисуем контуры домов, используя черную краску.
Затем оставляем на бутылке синие, желтые и белые мазки. Помните, что перед тем, как наносить каждый новый слой, нужно дать высохнуть предыдущему. Для того, чтобы изобразить луну, используем оранжевую краску.
Когда бутылка окончательно высохнет, можно покрыть ее лаком, если Вы хотите добиться глянцевого блеска.
Вот что мы должны получить в итоге.

Подобный презент подойдет для любого праздника. Вы сможете не только подарить качественный напиток, но и порадовать близкого человека своим вниманием, отражающимся в собственноручно нарисованной картине.
Вы можете выбрать любой другой напиток и любую другую картину. Все зависит от Ваших предпочтений.

«Мне очень нравится поговорка: «Как станет хуже некуда, так и на лад пойдет». Временами я спрашиваю себя, не стало ли нам действительно «хуже некуда», потому что мне очень уж желательно, чтобы все наконец «пошло на лад», – Ван Гог.

Сегодня в музей Винсента Ван Гога в Амстердаме просто так не пробиться. Туристов, желающих увидеть шедевры голландского художника, всегда много, но в этом году – особенно. Если три года назад билет можно было купить в кассе музея в день посещения, то сегодня они распроданы на три дня вперед, передает корреспондент «МИР 24» из музея Ван Гога в Амстердаме.

Зато цены на билеты весьма приемлемые – стандартный взрослый билет стоит 15 евро, посещение вместе с гидом – 23 евро, а дети до 17 лет и вовсе проходят бесплатно. Фотографировать картины строго запрещено, сам музей на своем официальном сайте фото картин Ван Гога тоже не выставляет, равно как и интерьеры музея. Голландцы строго следят за посетителями: почти к каждой работе Ван Гога приставлен охранник, а в залах ведётся видеонаблюдение. Трехэтажный музей состоит из постоянной выставки и временных экспозиций, которые часто обновляют, например, в юбилей художника открыли экспозицию «Вдохновение из Японии». На ней представлены картины, на которые Ван Гога вдохновила японская культура. Сегодня Ван Гог – гордость не только для Нидерландов, но и всей Европы, а когда-то для них он был просто безумным художником с несносным характером, чьи картины никто не хотел покупать.

Фото: Дегтерева

НИЩИЙ НЕУДАЧНИК ИЗ ХОРОШЕЙ СЕМЬИ: ЗА ЧТО НЕ ЛЮБИЛИ ВАН ГОГА


«В твоем письме была фраза, поразившая меня: «Я хотел бы уйти от всего, я сам причина всего и доставляю другим лишь неприятности, я один навлек эту беду на себя и других». Эти слова так поразили меня, потому что точно такое же чувство, точно то же самое, ни больше и не меньше, испытываю в душе я. Когда я думаю о прошлом, когда я думаю о будущем – о почти непреодолимых трудностях, о большой и тяжелой работе, к которой у меня не лежит душа и от которой я, вернее, мое дурное «я» охотно бы уклонилось; когда я думаю о многих людях, чьи глаза наблюдают за мной, я предвижу, что если у меня ничего не выйдет, они поймут, в чем дело, и не станут осыпать меня мелочными упреками, но, будучи искушеннее и опытнее во всем, что хорошо, честно и справедливо, всем своим видом скажут: «Мы помогали тебе и были для тебя светочем; мы сделали для тебя все, что могли. В полную ли меру своих сил трудился ты? Где же плоды нашего труда и награда за него?», – из письма брату 30 мая 1877 года.

Есть распространенное мнение о том, что Ван Гог жил в бедности, но это не так. Он родился в среднестатистической голландской семье. Его отец был пастором, а мать дочерью почтенного переплетчика и продавца книг из Гааги. Кроме того, у семьи было немало весьма влиятельной родни, близкой к сфере искусства. Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт, в провинции Северный Брабант. Интересно, что с самого рождения будущий художник носил имя своего покойного брата. Винстентом сначала назвали мальчика, который родился в семье первым, однако, он умер сразу же в день своего рождения. Был у Ван Гога горячо любимый младший брат Тео, а так же еще один младший брат Кор и три сестры. Но кроме Тео ни с кем из них художник фактически не общался.

В самом начале своего пути Ван Гог работал у родственников в гаагском филиале художественно-торговой фирмы Goupil & Cie. Дела сначала шли хорошо, молодого человека даже перевели в Англию. Именно на этом рабочем месте он стал лучше разбираться в искусстве. Но в результате карьеру Ван Гога во многом сгубила неудачная любовь. В те годы его впервые отвергли. Он потерял мотивацию, а вслед за ней и должность в фирме. Чтобы справиться с депрессией, Ван Гог рисовал. В последние годы жизни Ван Гога знакомые художника называли его атеистом. Но так было далеко не всегда. После увольнения он всерьез заинтересовался пасторством и думал пойти по стопам отца. Винсент проделал немало проповеднической работы, учился, общался с бедняками и пытался добиться для них больших прав. Собственно, это и стало одной из причин того, что «верхушка» отвергла пасторскую деятельность Ван Гога. Не способствовал успеху и вздорный характер молодого человека, который часто горячился и скандалил. После того, как Ван Гога отстранили от прихода, он начал чаще рисовать и всерьез задумался о карьере художника.

При поддержке брата и на полном его финансовом содержании в 1880 году Ван Гог уехал учиться в Брюссель в Королевскую Академию изящных искусств. Но уже через год бросил учебу и вернулся к родителям. Ван Гог решил, что учеба для художника занятие бесполезное, и гораздо важнее много и упорно трудиться. Интересно, что один из самых дорогих сегодня художников, который горячо любил свое дело, не признавал таких мерил, как «талант».

«Когда думаешь о людях, из чьего сердца выливаются подобные слова, вся болтовня о «природной одаренности», которую так часто слышишь от торговцев картинами, кажется мне мерзким карканьем. «У меня терпенье» – как сдержанно и достойно это звучит! Разве можно считать себя настолько мертвым, чтобы допустить, что ты уже никогда больше не будешь расти? Говорю все это для того, чтобы объяснить, почему разговоры о том, одарен ты или нет, кажутся мне такими глупыми», – писал Ван Гог.

Свои первые известные картины Ван Гог написал в 1882 году. Тогда он много работал и практиковал смешение техник на одном холсте – мела, пера, сепии, а также брал уроки у своего дальнего родственника – художника Антона Мауве. В 1888 году он нарисовал картину «Красные виноградники». Долгое время она считалась единственной проданной картиной художника. На самом деле это не так. Просто ее купили за хорошие деньги, которые помогли Ван Гогу расплатиться со всеми долгами на тот момент. Всего при жизни художника было продано около 14 работ. Но, конечно, для человека который нарисовал 2100 произведений, это тоже самое, что почти ничего.

Ван Гога постоянно беспокоило отсутствие общественного признания. Хотя говорить о том, что о нем никто не знал при жизни, неправильно. Дело в том, что на тот момент его брат Тео уже владел собственной галереей в центре Парижа, о которой, конечно, знали все художники. Несмотря на материальное благополучие, Тео завидовал таланту своего брата и его свободе. Но в то же время брат художника горячо стремился к тому, чтобы прославить Ван Гога. Именно поэтому все работы он выставлял у себя в галерее и приводил на осмотр известных художников, критиков и покупателей.

Что касается слухов до бедности Ван Гога, то они весьма преувеличены. Ван Гог почти не зарабатывал сам. И это правда. Но он никогда не жил в нищете. Все расходы оплачивал Тео: материалы, еду и аренду жилья. Брат ежемесячно присылал Ван Гогу 200 франков. А на 100 франков люди тогда содержали семью из четырех человек. Часто критики говорят о простых и неприглядных интерьерах, в которых жил и работал художник, например, в очередной раз об этом напомнили в недавно вышедшей британской картине «Ван Гог. С любовью, Винсент». На самом деле, нельзя сбрасывать со счетов минимализм голландцев. Всего пару веков назад жители Голландии были уверены в том, что дома – это защита от ветра, а никак не предмет роскоши. Так что Ван Гога тревожила отнюдь не бедность, а отсутствие любви со стороны публики. Даже мать Ван Гога, которой художник подарил не менее 200 работ, при переезде оставила их в старом доме. После чего они были навсегда утеряны.

Плодотворный период художника приходится на 1886 год, когда Ван Гог переезжает к брату в Париж. Именно в это время в работах Ван Гога появляются голубые и желтые цвета, красные тона и динамичный мазок, которые в дальнейшем сделали картины Винсента уникальными. В творчестве присутствуют спокойные и умиротворенные мотивы, вызванные влиянием импрессионистов. Меняется и значение человека в картинах, он больше не центральный персонаж. Часто человек либо отсутствует, либо выполняет второстепенную роль.


Фото: Дегтерева

КАК И ОТ ЧЕГО ВАН ГОГ СХОДИЛ С УМА


«Печаль будет длиться вечно», – сказал Ван Гог перед своей сметью.

В творчестве Ван Гога начался рассвет, но и это не привлекло на его сторону критиков. Покупатели считали картины живописца отвратительными. Этот факт художник воспринимал очень болезненно. Он уехал на юг Франции и решил, что создаст мастерскую для творцов «будущих поколений». Основное место в ней он отводил своему другу – французскому живописцу Полю Гогену. Настало время, когда Ван Гог ушел от импрессионистов и дальнейшие его работы относятся уже к постимпрессионизму.

«Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя», – объяснял художник.

Отношения Поля Гогена и Винеснта Ван Гога прошли все этапы всего за 9 недель, начиная от дружбы и заканчивая покушением на убийство. Однажды Гоген приехал к Ван Гогу, чтобы обсудить мастерскую. Но разговор быстро перешел в спор. Гоген считал, что Ван Гог относится безалаберно к живописи, а тот, в свою очередь, обвинял Гогена в недалеком уме. Его шокировал тот факт, что друг не понимает идею работы во имя будущего. В результате в тот же день Ван Гог напал на Гогена и попытался его убить. На этот счет есть несколько версий. Одни историки утверждают, что голландец напал на француза с бритвой среди бела дня, другие – что Ван Гог попытался убить друга во сне. В любом случае, Гогену удалось чудом спастись, он уехал из мастерской и больше не возвращался. В тот же вечер Ван Гог отрезал мочку уха, пошел в бордель и подарил ее проститутке. Почему художник это сделал, доподлинно неизвестно. Существует две версии, одна гласит, что это раскаяние, другая – что это безумие.

Как бы то ни было, на следующий день Ван Гога забрали в психлечебницу и поставили диагноз «эпилепсия височных долей». Там у художника повторился приступ и его поместили в палату для буйных. С тех самых пор приступы у Ван Гога повторялись ежемесячно. Во время ремиссии он просил остаться в своей мастерской, но жители города написали письмо властям, в котором просили изолировать художника от общества. В результате в психбольнице он провел год. За это время он создал порядка 100 картин, которые приобрели особую известность: «Звездная ночь», «Пшеничное поле с кипарисами» и т.д. Основной вид полотен в это время – натюрморты и пейзажи.

Почему Ван Гог оказался в лечебнице и был ли по-настоящему болен? Известно, что помимо психологических терзаний, художник пристрастился к абсенту, и пил почти каждый день. Тогда о вреде этого напитка еще не было известно. Из-за болезни, постоянного курения и употребления абсента, Ван Гог потерял 15 зубов, заразился сифилисом от своей жены, которая в прошлом была проституткой, и начал страдать импотенцией. До того, как Ван Гог встретился со своей последней женой, ему никогда не везло в личной жизни, поэтому он был завсегдатаем борделей. А к эпилепсии у него была предрасположенность с самого детства. Можно сделать вывод, что причин для душевных переживаний было немало.

Интересно, что первое признание при жизни пришло к художнику после выхода из лечебницы, незадолго до его смерти. В 1889 году Ван Гога позвали участвовать в брюссельской выставке «Группа двадцати». Тогда полотна художника вызвали впервые интерес, как у коллег, так и любителей живописи. Но все это Ван Гога больше не радовало. В июле 1890 года он написал еще одну последнюю знаменитую картину «Пшеничное поле с воронами», а через неделю скончался. По официальной версии, Ван Гог вышел на прогулку с материалами и застрелился из револьвера для отпугивания птичьих стай. Но в 2011 году историки-искусствоведы вынесли альтернативную версию, что Ван Гога застрелил один из подростков. Через полгода после смерти художника, умер и его брат Тео, который страдал сифилисом.

Сегодня в музее Ван Гога помимо знаменитых картин, воссозданы также предметы интерьера, письма и личные вещи. Посетители подолгу останавливаются напротив «Подсолнухов» и «Звездной ночи», смотрят видеофильмы, знакомятся с монографиями и задают один и тот же вопрос: «Как человек, который постоянно мучился душевными переживаниями, писал такиие яркие, теплые и позитивные картины?» Сегодня Ван Гогу 165, сегодня в музее большая вечеринка.

30 марта 1853 года в голландской деревне Грот Зюндерр на свет окончательно появился Винсент Виллем Ван Гог . Окончательно — поскольку первую попытку засчитать нельзя. Мальчик с тем же самым именем, появившийся в той же самой семье годом ранее, причём в тот же самый день, родился мёртвым.

Вторая попытка оказалась более удачной. Впрочем, выяснилось это спустя многие годы. При жизни Винсента его отец, протестантский пастор Теодор Ван Гог, узнав о том, что его «второй первенец» последовательно провалил карьеру учителя, священника и торговца, в отчаянии произнёс: «Может быть, он всё-таки добьётся своего? Неважно, в чём именно…»

Мольбы родителей - проверенное и эффективное средство. Винсент Ван Гог действительно добился успеха, славы и почестей. Один из самых узнаваемых и знаменитых художников планеты Земля — это кое-чего стоит. Самое интересное, что, вопреки распространённому заблуждению, всё это произошло не после смерти. Кое-что досталось и вполне живому, пусть и не совсем здоровому Винсенту Виллему.

Ван Гог примерно в 1866 году. Фото: Commons.wikimedia.org

1. Ухо от Матфея

Исследователь творчества художника Роберт Уоллэйс справедливо заметил: «Даже самый изощрённый читатель, беря в руки книгу о Ван Гоге, не сможет сдержать своего любопытства, пока не найдёт строки, посвящённые уху. Всё остальное, кроме уха Ван Гога, покажется ему заурядным». Не будем отходить от канона. Но оставим разбор частичного усекновения слухового органа: не так важно, кто и чем это совершил. Оценим лучше иронию судьбы. Отец художника — суровый протестантский проповедник. А известность его сына в массовой культуре и обывательском сознании насквозь «католическая». По крайней мере, формально. Именно у католических святых фрагменты тел иной раз почитают больше, чем главное дело их жизни: святыми мощами переполнены соборы старой Европы.

Вообще религиозная подоплёка в этой истории прямо-таки выпирает. Стоит только соотнести два факта. Первый: Винсент Ван Гог, будучи сыном пастора и профессиональным проповедником, отлично знал Святое Писание. В частности, этот момент Евангелия от Матфея: «Симон же Пётр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо». А теперь второй факт. Посмотрим на знаменитый «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» и убедимся, что повязка расположена как раз справа.

«Автопортрет с отрезанным ухом» Фото: / Илона Кириокатис

2. Уволить за усердие

В возрасте 25 лет Винсент Виллем оканчивает трёхмесячные курсы проповеди в Протестантской миссионерской школе пастора Бокмы. И получает незавидное направление в бедный шахтёрский посёлок Патюраж на юге Бельгии. Вряд ли бельгийским горным рабочим была ведома русская профессиональная поговорка: «Шахтёр Богу не родня, его бойся, как огня». Но вели они себя примерно так же, как и тогдашние русские собратья: вносили в нищенскую жизнь разнобразие пьянками и драками, а о Слове Божьем думали в последнюю очередь.

Проповедник Ван Гог взялся это дело добросовестно исправлять. Те, кто говорит, что он здесь не преуспел, нагло клевещут. Местное Евангелическое общество не могло нарадоваться, жители готовы были носить нового пылкого миссионера на руках, да и проповеди его слушали охотно: дошедшая до нас речь Ван Гога «Наша жизнь — путешествие пилигрима» мудра, зажигательна и поучительна одновременно.

Но словами сыт не будешь. И Ван Гог довольно быстро — всего лишь за 18 месяцев — пришёл к выводу, что шахтёров следует поддержать чем-то ещё, помимо проповедей. Он обращается к дирекции шахт с ходатайством об улучшении условий труда и жизни рабочих. Дирекция отсылает «возмутительную записку» в Синодальный комитет Протестантской церкви Бельгии. А тамошние функционеры находят блестящую формулировку: «Отстранить от должности проповедника за излишнее усердие».

3. Яркая диета

Состояние здоровья Ван Гога зачастую напрямую связывают с классическим богемным образом жизни: злоупотребление абсентом и табаком плюс бордельные излишества. Дескать, всё это загубило здоровье художника. Виданное ли дело — лишиться 15 зубов к 37 годам?

При этом забывают, что в гораздо большей степени Ван Гога убивала живопись как таковая. Точнее, краски. А ещё точнее — привычка не смывать кисти, а облизывать их. Просто потому, что Ван Гогу нравился вкус некоторых красок. Иногда говорят, что краски он не жевал и не глотал, а только держал кисти во рту ради удобства и скорости работы. Во-первых, достаточно было бы и этого. А во-вторых, это не так. Сам художник пишет брату Теодору по поводу своих любимых жёлтых красок: «Соберу все ненужные остатки и съем». Писал Ван Гог невероятно много: до 87 больших картин в год. Львиная доля красок содержала свинец. Дозы этого металла художник принимал ударные. Так что не надо всё валить на абсент и табак: отравление свинцом ещё никому не шло на пользу.

4. К успеху шёл

Клише «Ван Гог за всю свою жизнь продал одну-единственную картину» тоже не соответствует действительности. Реальную ситуацию можно описать так. Тот самый «единственный» холст («Красные виноградники в Арле») художник продал за солидную сумму. То есть за 400 франков. Для сравнения: жалованье почтальона, одного из друзей Ван Гога, составляло 100 франков в месяц. На эти деньги он содержал семью из 4 человек.

«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог, 1888 г. Фото: Public Domain

Остальные тринадцать картин были проданы за деньги гораздо более скромные. Но всё-таки проданы. В том числе Полю Гогену: он приобрёл два полотна Ван Гога, натюрморты с подсолнухами. Кстати, еще один характерный момент: брат Винсента Теодор Ван Гог владел картинной галереей. Он отлично понимал конъюнктуру рынка. Он же и уговорил Винсента заняться интерьерной живописью: натюрмортами и вазами. Был разработан бизнес-план, Винсент принялся трудиться. Вся серия подсолнухов была написана как раз в тот период. И, надо сказать, чутьё не подвело опытного галерейщика: именно подсолнухи стали одним из наиболее покупаемых сюжетов.



Картина «Алискамп» была продана на аукционе Sotheby"s в 2015 году за 66,3 млн долларов. Этот осенний пейзаж Ван Гог написал в 1888 году в Арле, где работал вместе с Гогеном. На ней изображена аллея в древнем римском некрополе Алискамп.