Основные макроэкономические школы и направления. Основные экономические школы Позитивная экономика изучает

Можно выделить некоторые из школ макроэкономической теории: кейнсианство, неокейнсианство, неоклассический синтез, монетаризм, историческая школа институционально-социологического направления.

Кейнсианство – это теория государственного регулирования экономики. Она возникла во второй половине 30-х годов ХХ века. Кейнсианство исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: национального дохода, капиталовложений, занятости, потребления и др. Решающая сфера воспроизводства – рынок, а основные цели – поддержание «эффективного спроса» и «полной занятости». Экономическая программа кейнсианства включает: всемерное увеличение расходов государственного бюджета; расширение общественных работ; абсолютное и относительное увеличение количества денег в обращении; регулирование занятости и др. Некоторые положения кейнсианства пересмотрены и развиты представителями неокейнсианства (главным образом в анализе технико-экономических факторов экономического роста) и посткейнсианства (достижение «эффективного спроса» зависит от ряда социальных мероприятий).

Неокейнсианство базируется на идеях Дж.Кейнса о необходимости постоянного, систематического воздействия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям.

Основные постулаты кейнсианства и неокейнсианства: несаморегулируемость рыночной экономики, несовершенство информации, относительная негибкость цен, не тождественность условий сбережения и инвестирования.

Основное различие – в акцентировании внимания на несовершенстве разных рынков (у Кейнса – рынок труда, у его последователей – рынок товаров и услуг).

Неоклассическое направление политэкономии возникло в 70-х годах Х/Х века. Его представители: К.Менгер, Ф.Визер, Э.Бем-Баверк (австрийская школа); У.Джевонс, Л.Вальрас (математическая школа); А.Маршалл, А.Пигу (кембриджская школа); Дж.Б.Кларк (американская школа). В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику. Рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства. Неоклассическая теория – это теория, согласно которой непредвиденные изменения уровня цен способны породить макроэкономическую нестабильность в кратковременном периоде; в долговременном периоде – экономика сохраняет стабильность при производстве национального продукта, обеспечивающем полную занятость ресурсов благодаря гибкости цен и заработной платы. Неоклассическое направление исследует поведение так называемого экономического человека (потребителя, предпринимателя, наемного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов; экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П.Самуэльсон).

Неоклассический синтез – это сочетание в единой системе кейнсианской макротеории и неоклассической микротеории. Суть концепции неоклассического синтеза состоит в сочетании государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешан-ную экономику.

Дж.Хикс рассматривает кейнсианскую теоретическую модель как особое состояние экономики, когда она находится в так называемой ловушке ликвидности, т.е. когда рост предложения денег перестает влиять на норму процента, а следовательно, и на инвестиции и когда нарушается автоматизм восстановления экономического равновесия с помощью денежно-ценового механизма, предусматриваемого неоклассической системой. В интерпретации Хикса теория Кейнса перестала быть общей теорией и превратилась в теорию, описывающую условия экономической депрессии, застоя, экономического кризиса, т.е. теорию равновесия в условиях неполной занятости.

В середине 50-х годов возник монетаризм – экономическая теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. М. Фридмен пытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства. Монетаризм – одно из основных течений современного неоконсерватизма. Главной особенностью монетаризма является то, что основные проблемы современного рыночного хозяйства рассматриваются в нем через призму денежного обращения. Важное значение в методологии монетаризма придается разграничению экономики на реальный и денежный секторы. Реальный сектор, в котором действуют исключительно рыночные силы, отождествляется с производством и продажей товаров и услуг. Его характеризуют уровни и динамика инвестиций, заня-тости, цен и т.д. Денежный сектор является сферой деятельности государства. Материалисты считают необходи-мым сделать денежный сектор «нейтральным» по отношению к реальному, дать рыночному механизму благоприятные условия функционирования, снабдить товарные рынки нужным количеством денег. Одним из самых сильных мест монетаристской теории является детальная проработка вопросов, связанных с организацией неинфляционной денежной политики.

Основу институционально-социологического направления составляет расширенная трактовка предмета политэкономии. Это течение характеризуется усилением социологизации анализа экономических явлений (Ф.Перру, Ж.Фурастье, Г.Мюрдаль, Дж.Гелбрейт). Отличительными признаками институционально-социологичес-кого направления являются: стремление реализовать идею социального контроля над производством посредством планирования; попытка представить рекомендации, направленные на преодоление экономической отсталости и нищеты, унаследованной развивающимися странами от колонизма; внимание к социальным проблемам общества и предложение практических мер по их решению. Представители институционально-социологического направления рассматривают экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально- психологических факторов. Объектом их исследования являются «институты» (кооперации, профсоюзы, государство), а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (обычаи, нормы поведения, привычки, инстинкты). Своеобразием исторической школы институционально-социологического направления состоит в том, что основным объектом изучения являются реальные экономические системы на разных этапах их развития. Наибольший вклад в области макроэкономической теории – это исследование циклических колебаний в экономике, создание теории длинноволновых циклов (Н.Д.Кондратьев).

Несмотря на различия, большинство экономистов признает, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики.

Можно выделить некоторые из школ макроэкономической теории: кейнсианство, неокейнсианство, неоклассический синтез, монетаризм, историческая школа институционально-социологического направления.

Кейнсианство – это теория государственного регулирования экономики. Она возникла во второй половине 30-х годов ХХ века. Кейнсианство исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: национального дохода, капиталовложений, занятости, потребления и др. Решающая сфера воспроизводства – рынок, а основные цели – поддержание «эффективного спроса» и «полной занятости».

Экономическая программа кейнсианства включает: всемерное увеличение расходов государственного бюдже-та; расширение общественных работ; абсолютное и относительное увеличение количества денег в обращении; регулирование занятости и др.

Некоторые положения кейнсианства пересмотрены и развиты представителями неокейнсианства (главным образом в анализе технико-экономических факторов экономического роста) и посткейнсианства (достижение «эффективного спроса» зависит от ряда социальных мероприятий).

Неокейнсианство базируется на идеях Дж.Кейнса о необходимости постоянного, систематического воздейс-твия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым усло-виям.

Основные постулаты кейнсианства и неокейнсианства: несаморегулируемость рыночной экономики, несовер-шенство информации, относительная негибкость цен, не тождественность условий сбережения и инвестирования.

Основное различие – в акцентировании внимания на несовершенстве разных рынков (у Кейнса – рынок труда, у его последователей – рынок товаров и услуг).

Неоклассическое направление политэкономии возникло в 70-х годах Х/Х века. Его представители: К.Менгер, Ф.Визер, Э.Бем-Баверк (австрийская школа); У.Джевонс, Л.Вальрас (математическая школа); А.Маршалл, А.Пигу (кембриджская школа); Дж.Б.Кларк (американская школа).

В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику. Рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением.Неоклассики выступают за свободу частного предпринимательст-ва. Неоклассическая теория – это теория, согласно которой непредвиденные изменения уровня цен способны породить макроэкономическую нестабильность в кратковременном периоде; в долговременном периоде – эконо-мика сохраняет стабильность при производстве национального продукта, обеспечивающем полную занятость ре-сурсов благодаря гибкости цен и заработной платы.



Неоклассическое направление исследует поведение так называемого экономического человека (потребителя, предпринимателя, наемного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конку-ренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов; экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу совре-менной теории государственных финансов (П.Самуэльсон).

Неоклассический синтез – это сочетание в единой системе кейнсианской макротеории и неоклассической микротеории. Суть концепции неоклассического синтеза состоит в сочетании государственного и рыночного регу-лирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешан-ную экономику.

Дж.Хикс рассматривает кейнсианскую теоретическую модель как особое состояние экономики, когда она на-ходится в так называемой ловушке ликвидности, т.е. когда рост предложения денег перестает влиять на норму про-цента, а следовательно, и на инвестиции и когда нарушается автоматизм восстановления экономического равнове-сия с помощью денежно-ценового механизма, предусматриваемого неоклассической системой. В интерпритации Хикса теория Кейнса перестала быть общей теорией и превратилась в теорию, описывающую условия экономичес-кой депрессии, застоя, экономического кризиса, т.е. теорию равновесия в условиях неполной занятости.



В середине 50-х годов возник монетаризм – экономическая теория, приписывающая денежной массе, находя-щейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюктуры и уста-навливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта.

М.Фридмен пытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства.

Монетаризм – одно из основных течений современного неоконсерватизма. Главной особенностью монетариз-ма является то, что основные проблемы современного рыночного хозяйства рассматриваются в нем через призму денежного обращения. Важное значение в методологии монетаризма придается разграничению экономики на реальный и денежный секторы. Реальный сектор, в котором действуют исключительно рыночные силы, отож-дествляется с производством и продажей товаров и услуг. Его характеризуют уровни и динамика инвестиций, заня-тости, цен и т.д. Денежный сектор является сферой деятельности государства. Материалисты считают необходи-мым сделать денежный сектор «нейтральным» по отношению к реальному, дать рыночному механизму благо-приятные условия функционирования, снабдить товарные рынки нужным количеством денег. Одним из самых сильных мест монетаристской теории является детальная проработка вопросов, связанных с организацией неин-фляционной денежной политики.

Основу институционально-социологического направления составляет расширенная трактовка предмета политэкономии. Это течение характеризуется усилением социологизации анализа экономических явлений (Ф.Перру, Ж.Фурастье, Г.Мюрдаль, Дж.Гелбрейт). Отличительными признаками институционально-социологичес-кого направления являются: стремление реализовать идею социального контроля над производством посредством планирования; попытка представить рекомендации, направленные на преодоление экономической отсталости и нищеты, унаследованной развивающимися странами от колонизма; внимание к социальным проблемам общества и предложение практических мер по их решению.

Представители институционально-социологического направления рассматривают экономику в качестве систе-мы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально- психологических факторов. Объектом их исследования являются «институты» (кооперации, профсоюзы, государство), а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (обычаи, нормы поведения, привычки, инстинкты).

Своеобразием исторической школы институционально-социологического направления состоит в том, что основным объектом изучения являются реальные экономические системы на разных этапах их развития. Наиболь-ший вклад в области макроэкономической теории –это исследование циклических колебаний в экономике, создание теории длинноволновых циклов (Н.Д.Кондратьев).

Несмотря на различия, большинство экономистов признает, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики.

3.Макроэкономические показатели: сущность, показатели потоков и запасов, номинальные и реальные.

Показатели результатов функционирования экономики в целом на макроуровне принято называть макроэкономическими. Они определяются на основе системы национальных счетов и характеризуют различные стадии экономической деятельности: производство товаров и услуг, образование и распределение доходов, их конечное использование.

Все показатели, используемые в макроэкономике, подразделяются на три группы:

Потоки (потоковые величины);

Запасы (активы) ;

Показатели (индикаторы) экономической конъюнктуры.

Различие между ними состоит в следующем: потоки отражают движение ценностей от одних субъектов к другим в процессе экономической деятельности, а запасы характеризуют накопление и использование ценностей субъектами.

Например, сбережения и инвестиции являются потоковыми величинами, а накопленный в результате капитал является запасом. Бюджетный дефицит – потоковая величина, а государственный долг представляет собой запас.

Показатели экономической конъюнктуры выполняют важную индикативную функцию. К ним относятся: ставка процента; норма (ставка) доходности актива; уровень цен;

инфляция; уровень безработицы и др.

Многие макроэкономические показатели имеют номинальные и реальные значения. Это нужно учитывать при их сравнении.

Поскольку некоторые показатели (например, ВВП/ВНП) измеряются в денежном выражении, то для их сопоставления за разные годы нужно знать, была ли в тот или иной период инфляция или дефляция, т.е. необходимо различать номинальные и реальные величины.

Номинальный ВВП/ВНП отражает физический объем произведенных товаров и услуг в текущих (т.е. действующих в данном году) ценах. На величину номинального ВВП/ВНП оказывают влияние динамика реального объема производства и изменение уровня цен.

Реальный ВВП/ВНП – это номинальный ВВП/ВНП, скорректированный с учетом изменения цен или выраженный в ценах базового года. За базовый принимается тот год, с которого начинается измерение или с которым сопоставляется ВВП/ВНП.

Министерство образования РФ

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет

«Экономика и управление»

Реферат по дисциплине

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

«Сравнительная характеристика экономических учений»

Киселев Максим

Москва

Введение……………………………………………………………………3

Теория предельной полезности……….……………………………..4

Трудовая теория стоимости ………….……………………………….8

Заключение……………………………………………………………….10

Библиография…………………………………………………………….11

Введение

Экономическая наука имеет глубокие исторические корни. Зачатки знаний о том, как устроена хозяйственная жизнь людей, появились еще в глубокой древности.

Крупный вклад в развитие и накопление знаний о производственной внесли мыслители Древней Греции – Ксенофонт и Аристотель. Именно они ввели в оборот термин «экономия», который в буквальном переводе означает «наука о ведении домашнего хозяйства» («домоведение»).

Название точно соответствовало содержанию. Экономия у греков – это свод рассуждений и советов по управлению домом и хозяйством. Под «домом» понималось рабовладельческое хозяйство, а главное содержание рассуждений сводилось к рациональному варианту эксплуатации рабов и обеспечению за счет этого приращение богатства «дома». Вместе с тем в книгах древнегреческих философов содержится немало интересных сведений, гипотез и догадок о роли разделения труда в хозяйстве и обществе, правилах обмена товарами, роли и сущности денег.

Попытка осмыслить принципы организации уже не отдельного, а общенационального хозяйства, были предприняты много лет спустя. В этой связи наука получила новое название – «политическая экономия», т.е. учение о государственном хозяйстве, о том, какую политику должна проводить власть для богатства государства.

Одной из первых книг на эту тему стал «Трактат политической экономии», написанный в 1615г. Антуаном де Монкретьеном. В нем он изложил свои соображения по сбору налогов и таможенных платежей, а также способах развития ремесел, мануфактур и торговли, строительства государственного бюджета.

В разное время существовал определенный взгляд на развитие экономики, что привело к возникновению различных экономических школ – меркантилизма. Физиократии, маржинализма и т.д. Представители этих школ разрабатывали свои способы совершенствования процесса воспроизводства и управления производительными силами. В данной работе делается сравнительный анализ двух экономических школ – австрийской (теория предельной полезности) и классической (экономическая теория Маркса).

Австрийская школа и ее теория предельной полезности

“Австрийская школа” возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовались дальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые кап. монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангарде этого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма противопоставить ему теории, изображавшие капитализм вечным способом производства, отрицавшие противоречия между пролетариатом и буржуазией.

До 70-х годов в Австрии большое распространение имели взгляды немецкой исторической школы, возникшей в 40-х годах 19-в. Однако экономисты ист. Школы оказались не в состоянии бороться с марксизмом, фактически эта школа была разгромлена. Задачу теоретически победить марксизм и взяли на себя экономисты новой школы, которая получила название австрийской (или венской). Её основоположником был Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета, опубликовавший в 1871 г. “ Основания политической экономии”, а в 1887 г. – “Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности ”. Другой представитель австрийской школы - Фридрих Визер (1851-1926) развивал идеи Менгера в своих работах “Происхождение и основные законы хозяйственной ценности”(1884), “естественная ценность”(1889), “Закон власти”(1926), но наиболее видным представителем этой школы стал Евгений Бем-Баверк (1851 – 1919) - профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук и министр финансов Австрии. Основные труды Бем-Баверка – “Права и отношения, рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах”(1881), “Основы теории ценности хозяйственных благ”(1886), “Естественная стоимость ”(1889), “Капитал и прибыль”(1889) и др. В названных изданиях обстоятельно излагалась теория предельной полезности, характерная для австрийской школы. Если Менгер формулировал основные положения этой теории, описывая индивидуальные акты обмена, то Визер уже использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства, а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал наиболее развернутый вариант новой теории, дополнив её субъективистской концепцией процента.

Теория предельной полезности непосредственно противопоставлялась марксистской трудовой стоимости, на которой базируется теория прибавочной стоимости. Е. Бем-Баверк, указывая на железную логику “Капитала” К. Маркса заявил, что для опровержения марксизма в целом достаточно показать несостоятельность его учения о стоимости.

Учение австрийской школы характеризуется субъективно-психологическим подходом к объяснению экономических явлений. Основным определяющим признаком экономических явлений и процессов она считала психологию хозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, их субъективные оценки. Одним из методологических принципов теоретиков этой школы является маржинализм. Он предполагает примат потребления над производством. При этом само потребление рассматривается вне всякой связи со всей совокупностью производственных отношений. Все явления и категории, в том числе полезность блага, считаются измеримыми и исследуются в основном с количественной стороны. Экономисты австрийской школы главной задачей политической экономии объявили изучение отношения человека к вещи или, иными словами, изучение отношения между потребностями человека и средствами для их удовлетворения.

Законы общественной жизни австрийская школа выводила из исследования отношения изолированного субъекта к окружающей его природе. Причем, “хозяйственного субъекта” австрийская школа рассматривала не исторически, абстрагируясь от общественных отношений, независимо от характера общественного строя. Для австрийской школы характерно использование робинзонад, т.е. рассмотрение “хозяйства” Робинзона. Визер, например, упрекает Маркса за то, что он считал отношения между Робинзоном и его вещами простыми и прозрачными. Визер утверждает, будто хозяйство Робинзона требует глубокого изучения, т.к. в нем скрыт ключ к решению всех задач ПЭ. Он пытается доказать, что изучение хозяйства Робинзона дает ответ даже на такие вопросы, как прибыль, рента, зарплата…. в основе метода робинзонады лежит рассмотрение капиталистической экономики как суммы “хозяйственных атомов”. Такой угол зрения приводит сторонников этой школы к выводу, что противоречия в капиталистическом обществе исчезают, а капиталистические категории объявляются “вечными” и “естественными”.

При разработке теории предельной полезности представители австрийской школы использовали различные определения стоимости полезностью вещи (потребительной стоимостью), которые развивали еще Тюрго, Кондильяк, Германн, Сэй, и в особенности так называемые законы Госсена, сформулированные немецким профессором в середине 19-в. Согласно ним, в ходе “постепенного насыщения потребностей ” полезность вещи якобы падает с увеличением запасов благ. Чем больше запасы, тем ниже полезность, а, следовательно, и ценность каждой следующей единицы блага. Герман Госсен (1810-1858) рассматривал полезность как субъективную категорию, потребление - как единственный объект исследований, заслуживающий внимания, и подменял экономику психофизиологией.

Менгер при решении проблемы цены (которой он подменил стоимость) опирался на метод робинзонады и исследовал поведение индивида. Поступки которого подчинены поиску наибольшей выгоды. Предложение товаров на рынке он объявил неизменным, считая, что в этих условиях ценность того или иного блага будет зависеть от спроса, а изменение последнего – от предельной полезности этих благ.

Среди основателей австрийской школы Менгер был первым, кто сформулировал принцип снижающейся полезности. Согласно этому принципу, стоимость однородного блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. В своей таблице Менгер абстрагировался от того факта, что субъективная оценка одного и того же товара разными людьми различна. Так, очевидно, что субъективная оценка хлеба предпринимателя и пролетария различна, однако оно платят одинаковую цену за равное количество хлеба. Далее Менгер, ставя ценность благ в зависимость от редкости, приходил к выводу, что она определяется размерами предложения. При увеличении или уменьшении количества благ изменяется степень удовлетворения потребности и соответственно ценность этих благ. Он считал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы или последней в запасе.

Наиболее развернутое изложение теории предельной полезности дал Бем-Баверк. В работе “Основы теории ценности хозяйственных благ”, используя “законы Госсена”, он стремился доказать, что меновая стоимость, как и потребительная, определяется “предельной полезностью” товаров на базе субъективных оценок. Бем-Баверк хотел уйти от противоречия Менгера. Он различал субъективную и объективную стоимость, уверяя, что субъективная стоимость – это личная оценка товара потребителем и продавцом. Объективная же ценность – это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции.

Бем-Баверк рассматривал цену товара как результат столкновения на рынке различных субъективных оценок продавцов и покупателей. “Цена, - писал он, - от начала до конца является продуктом субъективных определений ценности ”, а “высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами. Под предельными парами он понимал, с одной стороны, последнего покупателя, согласного купить товар, и первого продавца среди тех, кто может принять участие в процессе обмена, с другой – наиболее слабого продавца и первого покупателя, кто в данной рыночной ситуации исключается из обмена.

”. Теория предельной полезности объявлялась исходным пунктом теории цены как равнодействующей субъективных оценок товара со стороны продавцов и покупателей. Сами же оценки ставились в зависимость от предельной полезности. Итак, субъективная стоимость (предельная полезность), которая призвана определять цены, сама зависит наряду с другими факторами от цен. Следует обратить внимание на то, что в теории предельной полезности, с одной стороны, количество благ сопоставлялось с абсолютными потребностями в них, с другой – говорилось о соотношении количества благ с платежеспособным спросом. Во втором случае предельная полезность сама оказывалась производной от уровня цен. Как видим, претензия австрийской школы дать монистическое определение источника ценности благ не увенчалась успехом.

Бем-Баверк, пытаясь уйти от очевидных неувязок в теории предельной полезности, ввел понятие субституционной предельной полезности. Он заявлял, что предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, которую приносит последняя единица этого блага; причем последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. Смысл же самой субституционной полезности раскрывался на примере с утерянным пальто. Бем-Баверк утверждал, что предельная полезность такого пальто определяется предельной полезностью тех предметов потребления, которыми человек вынужден пожертвовать, что бы купить новое пальто.

Но противоречивость присуща и субституционной стоимости. Не спасает ссылка на самые маловажные нужды при определении предельной полезности. Ведь у бедного субституционная стоимость утерянного пальто будет определяться предельной полезностью необходимых продуктов питания, а у богатого – предельной полезностью предметов роскоши. А это в свою очередь будет зависеть от структуры цен на различные предметы потребления. Выходить, что сама субституционная полезность зависит от цен. Это еще раз свидетельствует о невозможности вывести из полезности меновое отношение, и даёт основание сделать вывод о теоретической несостоятельности австрийского варианта концепции предельной полезности.

Главным недостатком австрийской школы оказалось то, что при определении стоимости она абстрагировалась от производства – решающего условия образования стоимости и от труда – единственного её источника. Как отмечалось, австрийцы основной проблемой политэкономии провозгласили исследование рационального распределения ограниченных ресурсов, или отношение человека к вещи, в условиях заданности уровня производства. Товар в их концепции выступает уже в готовом виде, поэтому основные экономические закономерности выводятся из анализа обмена. Объявляя редкость товара фактором стоимости, австрийские экономисты ставили всё с ног на голову. В действитель6ности относительная редкость товаров сама определяется их стоимостью. Теоретики австрийской школы обосновывали свою теорию предельной полезности, ссылаясь на редкие, невоспроизводимые товары. Но это так же сомнительно, как и попытка решать проблему ценообразования на необитаемом острове. Ведь очевидно, что сама предельная полезность предполагает наличие запасов у продавца, что в свою очередь предполагает постоянное их производство. Следовательно, использование принципа редкости и изолированности хозяйства для решения проблемы ценности неприемлемо.

Но авторы теории предельной полезности не только игнорировали производство, они искажали и картину обмена. Австрийская школа исходила из условий, нетипичных для массового производства и обмена при капитализме. Её теоретики произвольно утверждали, что для продавца реализуемые им товары – только потребительные стоимости, которые удовлетворяют его собственные потребности. В действительности для продавца его товар не имеет непосредственной полезности. Для него имеет значение лишь стоимость товара, связанная с затратами труда. На рынке уровень цен на товары устанавливается в зависимости от общественно-необходимых затрат труда, а продавцы и покупатели в своих субъективных оценках исходят из этого уже существующего уровня цен. Следовательно, сами субъективные оценки имеют производный характер. Не субъективные оценки определяют цены на товары, а, наоборот, они сами определяются этими ценами.

Представители австрийской школы сделали попытку разработать с позиций субъективно-психологического метода экономического анализа свою концепцию прибыли. С этой целью Бем-Баверк сконструировал такие категории, как “настоящее благо” (например, заработная плата) и “будущее благо” (средства производства, труд рабочих). Прибыль рассматривалась им как разница между оценкой “настоящих” и “будущих благ”, причем “настоящее благо” оценивалось выше, чем “будущее благо”. Капиталист авансирует капитал и отказывается будто тем самым от “настоящего блага” во имя “будущего блага”, он получает прибыль якобы потому, что должен выжидать, чтобы реализовать благо. Другими словами, прибыль выступает здесь не как результат эксплуатации рабочих капиталистами, а как результат “ожидания капиталиста”. В действительности ни ожидание, ни время само по себе не могут быть источником стоимости, создаваемой исключительно трудом рабочих.

Отмечая методологические и теоретические изъяны теории предельной полезности, нельзя в то же время не отметить, что проблемы взаимодействия спроса и предложения в ценообразовании, вопросы взаимной связи потребительной стоимости (полезности) и стоимости, соотношения платежеспособного спроса и цен, затронутые в этой теории, являются важными для понимания функционирования товарного производства. Совершенно очевидно, что изучение и прогнозирование спроса и предложения, исследование конкретных рынков является актуальной задачей для экономической науки. С целью решения этой задачи современные буржуазные экономисты используют теорию предельной полезности, усилив внимание к изучению закономерностей потребительского спроса, анализу предложения, исследованию рынков совершенной и несовершенной конкуренции и ценообразования факторов производства на микроэкономическом уровне.

Карл Маркс и трудовая теория стоимости

Великий немецкий ученый Карл Маркс (1818-1883) оставил глубокий след во всех экономических науках. Но все же в первую очередь он был экономистом, поскольку главным предметом его исследований являлась политическая экономия.

Фундаментом грандиозного здания марксистской политической экономии является так называемая трудовая теория стоимости. Суть ее в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством человеческого труда, который затрачен на их производство. Основы этой теории были заложены еще в трудах шотландского экономиста Адама Смита, однако Маркс внес в нее принципиально новый элемент – представление о двойственном характере труда, который является одновременно и «абстрактным» и «конкретным». Абстрактным трудом создается «стоимость» товаров, которая делает их однородными и соизмеримыми; конкретный же труд создает материально-вещественную форму товара, которую он назвал «потребительной стоимостью».

Представление о двойственном характере труда позволило Марксу в дальнейшем доказать, что такой специфический товар, как рабочая сила, тоже имеет стоимость и потребительскую стоимость. Первая из них определяется суммой жизненных благ, необходимых для поддержания существования самого работника и его семьи, а вторая заключается в самой способности работника производительно трудиться. Капиталист, по Марксу, покупает не труд, а «рабочую силу» пролетария, полностью оплачивая его стоимость, одновременно заставляя пролетария трудиться на производстве значительно больше времени, чем требуется для возмещения стоимости его рабочей силы. Весь результат этого добавочного рабочего времени капиталист безвозмездно присваивает.

Таким образом, хотя внешне отношения капиталиста и наемного рабочего выглядят равноправными, в действительности за ними скрывается факт эксплуатации наемного труда капиталом. Та часть стоимости, которую капиталист присваивает в результате эксплуатации, называется «прибавочной стоимостью», а теория прибавочной стоимости составляет краеугольный камень его экономической теории.

Главный вывод, сделанный Марксом из теории прибавочной стоимости, состоит в том, что интересы буржуа и пролетариев диаметрально противоположны и нет никакой возможности примирить их в рамках капиталистической системы, которая постоянно делит общество на собственников средств производства, покупающих и эксплуатирующих чужую рабочую силу, и пролетариев, у которых нет ничего кроме этой рабочей силы, которую они вынуждены постоянно продавать, чтобы не умереть с голоду.

Такое положение, утверждал Маркс, будет сохраняться не вечно. Дело в том, что в процессе накопления капитала постоянно возрастает та его часть, которая представлена «прошлым трудом», т.е. для производства товаров требуется все больше машин, механизмов, технологических линий и все меньше живого человеческого труда. Этот процесс Маркс назвал ростом органического строения капитала. Происходит он потому, что, в погоне за прибылью, в борьбе с конкурентами капиталист вынужден применять новые технологии и машины, заменяя ими менее производительный живой человеческий труд.

Такая стратегия экономического поведения капиталиста имеет далеко идущие последствия. Во-первых, она ведет ко все большей концентрации капитала и производства в руках немногочисленной верхушки общества, которая несказанно обогащается на фоне обнищания многочисленного большинства; во-вторых, снижается потребность в живом труде, а значит, растет число безработных, не имеющих средств к существованию; в-третьих, постепенно снижается норма прибыли на применяемый капитал, ибо новая стоимость создается только живым трудом, а его требуется все меньше и меньше. Итог этого процесса. Как считал Маркс, будет печальным для буржуазии и капиталистического строя. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с капиталистической оболочкой – она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности, экспроприаторов экспроприируют.

Таким образом, у Маркса учение о внутренних законах развития капитализма превратилось в учение об исторической неизбежности его гибели и обоснование революционного перехода к социализму. Экономическое учение Маркса, несомненно, - глубокое направление экономической мысли, которое имело огромное значение для социалистов разных стран и поколений.

Вместе с тем, Маркс не оставил своим последователям сколько-нибудь ясного представления о том, как будет выглядеть грядущее социалистическое общество. Из его трудов можно сделать лишь общий вывод о том, что оно должно базироваться на общественной собственности и некой плановой экономике, исключающей «анархию» и «хаос» рынка. А заодно и присущие ему социально-экономические противоречия и прежде всего – непримиримое противоречие между трудом и капиталом.

Заключение

На современном этапе сложились объективные предпосылки для синтеза трудовой теории стоимости и относительной выделенности. Пока труд является определяющей субстанцией для увеличения общественного богатства, трудовая теория стоимости занимает главенствующее положение. Но по мере того, как эта роль переходит к интеллектуальным способностям человека, т. е. к нетрудовым факторам, на первое место выходит маржинализм, причем трудовая детерминанта остается некоторым базисным ограничителем, который дает о себе знать тогда, когда люди начинают игнорировать эти ограничения. Соответственно, и трудовая теория стоимости становится всего лишь глубинной основой, которая по мере прохождения к постиндустриальному обществу все меньше описывает конкретные экономические реалии, и тогда на первый план выходит теория предельной полезности.

Как видим, теория австрийцев продолжает жить и наше время, причем находит применение не только в своем классическом виде, но и, что очень важно, в синтезе с другими теориями. Это дает возможность получить качественно новые методы анализа, изучения и прогнозирования экономических процессов и явлений, которые на современном этапе позволят наиболее полно выполнять свои функции.

Принципиальное отличие теории Маркса от предшествующих прежде всего в том, капиталистический строй рассматривается в ней с классовой позиции пролетариата. Маркс пришел к выводу, что этот строй не является «вечным», «естественным», «отвечающим природе человека». Напротив, он полагал, что капитализм рано или поздно будет революционным путем заменен другой общественной системой, в которой не будет места частной собственности, эксплуатации человека человеком, неравенству и нищете широких народных масс. Свое отрицание капитализма Маркс выводил не из нравственного негодования, возмущения и протеста, которые, несомненно, вызвало у него капиталистическое общество. Он доказывал, что капитализм погибнет в силу внутренне присущих ему противоречий, которые нельзя разрешить без изменения самого экономического и в целом общественного устройства. Обоснованию этого положения посвящены, по существу, все остальные труды Маркса, и прежде всего – знаменитая книга «Капитал», первый том которой вышел в 1867г., а остальные два – после смерти Маркса; их издательство осуществил его близкий друг и соратник Фридрих Энгельс.

Библиография

1. Блауг М. «Экономическая мысль в ретроспективе» Москва, 1994г.

2. Маркс К., Энгельс Ф. «Собрание сочинений». Том 23.

3. Каратаев М. «Экономическая теория» Курс лекций. Москва, 1989г.

4. Мамедов О. «Современная экономика. Пособие для студентов ВУЗов» Ростов-на-Дону, 1998г.

5. Борисов Е. «Экономическая теория» Москва, 2002г.

6. «Всемирная история экономической мысли» Том 3.

Министерство образования РФ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Факультет «Экономика и управление» Реферат по дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» на тему «Сравнительная характеристика экономических учений»

Вопрос о целях и методах осуществления макроэкономической политики является одним из наиболее дискуссионных в экономической теории. Именно по этому вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между разными школами макроэкономических теорий. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного отрицания необходимости государственного вмешательства в функционирование национальной экономики до признания главенствующей роли государства в решении всех макроэкономических проблем. Рассмотрим каждую точку зрения поподробнее.

Неоклассическое направление

В процессе развития макроэкономики, начиная с середины прошлого столетия, сложились две основные школы: неоклассическая и кейнсианская. До работы Дж. М. Кейнса «общая теория занятости, процента и денег» (1936 год) вообще не использовался макроэкономический подход в его современном понимании. Господствовала неоклассическая точка зрения, согласно которой рынок совершенной конкуренции закономерно приводит экономику к эффективному размещению ресурсов. Роль государства сводилась лишь к охране внешних границ и права частной собственности.

Следует отметить, что неоклассическая школа - наследница классиков экономической теории - А. Смита, Д. Рикардо, Дж.С. Милля, Ж.-Б. Сэя и других экономистов, полагавших, что рыночный механизм наилучшим образом решает задачу эффективного размещения ресурсов. Знаменитая метафора А. Смита - «невидимая рука» рынка - стала научным термином, используемым всеми экономистами, как в микро- , так и в макроэкономике. Представители неоклассического направления - А.Маршалл, А. Пигу, И.Фишер - основывали свои выводы на тех же концептуальных предпосылках, которые свойственны теории классиков: рациональность поведения индивидов, совершенная конкуренция, гибкость цен. Особую роль в работах неоклассиков стал играть анализ предельных величин. Прежде всего, это предельная полезность и предельная производительность факторов производства. Современные представители неоклассической школы - это группа экономистов, имеющих общий взгляд на рынок, как саморегулирующуюся систему, для которой вмешательство государства может принести скорее вред, чем пользу.

Кейнсианство

Основоположником макроэкономической теории стал британский экономист Джон Мейнард Кейнс, который разработал научную концепцию, объясняющую возникновение конъюнктурных колебаний в экономике, а также предложил специальную программу действий правительства по преодолению депрессии и сглаживанию экономического цикла. Основные теоретические идеи Кейнса были изложены в его работе "Общая теория занятости, процента и денег", вышедшей в свет в 1936 году. Несмотря на то, что ряд положений и выводов этой работы в настоящее время подвергнут критике, она, по мнению большинства современных ученых, является наиболее значительным экономическим трудом XX века. Центральными звеньями теории Кейнса являлись следующие положения:

Отказ от классической доктрины о плавном саморегулировании рыночной экономики. Кейнс доказывал, что рыночная экономика такой способностью не обладает и, следовательно, не гарантирует полную занятость, стабильность цен и высокий уровень выпуска. Отсюда логически вытекал вывод о необходимости проведения стабилизационной макроэкономической политики государства.

Признание определяющей роли спроса. Обосновывая этот тезис, Кейнс подверг критике один из фундаментальных постулатов классической экономической доктрины -- закон Сэя, гласящий, что предложение рождает спрос.

- «понимание национальной экономики как целостной системы, обладающей свойством эмерджентности, то есть несводимости характерных черт ее функционирования к свойствам образующих ее элементов. Примерам такой несводимости может служить обоснованный Кейнсом "парадокс сбережений", согласно которому для всей нации (в отличие от отдельного индивидуума) рост сбережений не приводит к увеличению богатства» .

Макроэкономическая теория представлена широким спектром школ и направлений.

Наиболее значимыми представляются классическая концепция, кейнсианство и монетаризм. Существуют принципиальные различия между представителями различных школ и направлений по вопросам интерпретации исходных посылок функционирования экономики, характера поведения экономических субъектов, особенностей и закономерностей функционирования отдельных рынков и характера взаимосвязи между ними и, конечно, по вопросам экономической политики.

Классическая школа

То, что в настоящее время получило название классической школы, в действительности не является какой-то целостной концепцией макроэкономики, а есть некоторое собирательное изложение взглядов экономистов-классиков по проблемам, имеющих макроэкономический характер.

Анализ отдельных проблем макроэкономического характера можно встретить в трудах практически всех выдающихся экономистов прошлого, таких как Ф. Кене, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Т. Мальтус, Л. Вальрас и другие. Однако и по подходам, и по методологии, и по выводам их взгляды зачастую существенным образом различаются. Тем не менее можно утверждать, что существует определенное направление в макроэкономике, которое принято называть классическим ("ортодоксальная" классика). В наиболее законченном, систематизированном виде данное направление представлено в трудах А. Маршалла и других экономистов "Кембриджской школы".

Основные постулаты классической концепции следующие:

  • · Экономика по своей природе является экономикой совершенной конкуренции, любые проявления несовершенной конкуренции рассматриваются как экзогенные факторы, не меняющие сути и характера экономической природы.
  • · Цены в экономике абсолютно гибкие. Гибкость цен означает, что они могут меняться в коротком периоде как в сторону повышения, так и в сторону понижения, причем это касается цен как на блага, так и на факторы производства. Кроме того, цены на блага и факторы достаточно сильно и оперативно реагируют на взаимные колебания.
  • · Экономические субъекты действуют рационально, исходя из максимизации своей выгоды.
  • · Разделение экономики на два автономных сектора: денежный и реальный (классическая дихотомия). При этом все рынки реального сектора являются равновесными. Деньги же не имеют самостоятельной ценности и служат лишь счетной единицей и средством обращения.
  • · Экономика является саморегулируемой, что обеспечивается системой встроенных стабилизаторов, среди которых важнейшими являются гибкие цены, гибкая ставка процента и гибкая номинальная ставка зарплаты.
  • · Ведущая роль в модели "совокупный спрос - совокупное предложение" отводится совокупному предложению.
  • · Так как на рынке труда равновесие устанавливается при полной занятости, то совокупное предложение фиксируется на уровне естественного выпуска (национального дохода полной занятости).
  • · Объем предложения определяется только наличными факторами производства, при этом факторы являются взаимозаменяемыми.

Вышеперечисленные постулаты определяют характерную особенность классического подхода, а именно: к исследованию макроэкономических проблем широко применяются методы микроэкономического анализа. В результате классические макроэкономические модели четко формализованы, а в качестве параметров в них выступают наблюдаемые и четко специфицируемые переменные, что делает классический подход объективным, то есть лишенным субъективных оценок и суждений.

Появление кейнсианства существенно поколебало позиции классической школы, тем не менее, данное направление постоянно развивалось, постепенно трансформируясь в неоклассическую концепцию .

Развитие неоклассической концепции связано с именами таких известных экономистов, как Р. Солоу, Т. Сарджент, Р. Лукас, Н. Уоллес и другие. Основное методологическое отличие неоклассической концепции от традиционной классики состоит в разработке теории рациональных ожиданий, объясняющей характер поведения субъектов в современной экономике.

Кейнсианская школа

Кейнс является родоначальником макроэкономики, он был первым, кто стал рассматривать национальную экономику как целостную систему. Основные положения кейнсианства можно интерпретировать как полное отрицание постулатов классической школы. По мнению кейнсианцев, экономика представляется классиками как некоторая абстрактная, "идеальная" экономика, не отражающая реальных процессов.

Основные положения кейнсианства следующие.

  • · Экономика не является экономикой совершенной конкуренции. Более того, несовершенство рынков, в первую очередь, рынка труда, является не результатом воздействия внешних факторов, а свойством, имманентно присущим реальной экономике.
  • · Цены не являются гибкими в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты) и особенностей поведения экономических субъектов (денежных иллюзий).
  • · Экономические субъекты действуют не рационально, а в первую очередь руководствуясь субъективными факторами, такими, как традиции, требования среды, психология поведения и т. п.
  • · Деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, что определяет механизм взаимодействия денежного рынка с реальным сектором экономики.
  • · Все рынки являются взаимосвязанными, и любые изменения на одном из них влекут за собой изменение условий функционирования на других рынках.
  • · Ситуация полной занятости не характерна для экономики в силу особенностей функционирования рынка труда (жесткость номинальной зарплаты).
  • · Факторы производства невзаимозаменяемы.
  • · Ведущая роль совокупного спроса в модели "совокупный спрос - совокупное предложение".
  • · Экономика не является саморегулируемой, отклонения от равновесного состояния как раз характерны для ее развития, поэтому необходимо активное государственное вмешательство.

Кейнсианские модели в большей степени отражают экономические реалии, в то же время, как правило, они носят субъективный характер, так как в качестве параметров в них выступают ненаблюдаемые переменные, отражающие предпочтения экономических субъектов.

Кейнсианство, так же как и классическое направление, находится в постоянном развитии, можно упомянуть таких известных представителей посткейнсианства, как Р. Клауэр, Р. Барроу и другие.

Монетаризм

Если кейнсианство ознаменовало революцию в экономической теории, то появление монетаризма часто характеризуют как контрреволюцию, имея в виду вызов базовым положениям кейнсианской доктрины.

Монетаризм, появление и развитие которого связано с именем М. Фридмана и его последователей, не является всеохватывающей концепцией, какими можно считать неоклассику и посткейнсианство, тем не менее монетаризм является самостоятельным и одним из самых интересных направлений современной макроэкономики.

В основе монетаризма лежат концепция перманентного дохода и фридмановская теория денежного спроса. Основными постулатами монетаризма можно считать следующие.

  • · Экономические субъекты действуют в соответствии с концепцией адаптивных ожиданий.
  • · Домашние хозяйства планируют свое потребление исходя не из текущего, а из постоянного (перманентного) дохода.
  • · Деньги являются не просто богатством, а одним из элементов широкого набора активов.
  • · Денежный рынок взаимодействует с реальным сектором не только через косвенные механизмы, но и непосредственно, через механизм оптимизации структуры портфеля активов.
  • · Деньги нейтральны только в долгосрочном периоде, в коротком периоде деньги не нейтральны, причем изменения в денежном секторе первичны по отношению к изменениям в реальном секторе.

Основные научные направления макроэкономической теории:

  • 1. Определение объема и структуры национального продукта и национального дохода.
  • 2. Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики.
  • 3. Анализ природы инфляции.
  • 4. Изучение механизма и факторов экономического роста.
  • 5. Рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике.
  • 6. Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик.
  • 7. Теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.