Основные характеристики малой группы в социальной психологии. Социальная психология
Основные акты жизнедеятельности человека протекают в малых группах (в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях). Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества.
Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, - психологическая общность. Основными критериями феномена психологической общности группы выступают: явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, ценностных ориентаций и социальных установок); идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, единства с ней – чувство «мы»); осознание членами группы имеющегося сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других; наличие социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.
Количественные границы малой группы: За «нижнюю границу» размеров малой группы большинство специалистов принимают 3 человека. Это связанно с тем, что в группе из двух человек не могут формироваться групповые социально-психологические феномены в случае отсутствия согласия, единства членов диады. Поэтому группу из 2 человек можно рассматривать как специфическую разновидность малой группы. «Верхняя граница» малой группы определяется не столько количественными характеристиками, сколько качественными характеристиками, основной из которых является контактность, т.е. возможность каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими ее представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.
Среди реально существующих малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо. Формальными называются группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т.е определяются формальными или официальными предписаниями. К формальным малым группам относятся прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов (трудовые, учебные и т.д.). Они создаются обществом для удовлетворения общественных потребностей. Неформальные малые группы – это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей, прежде всего – в общении, принадлежности, понимании, симпатии, любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются механизмами их образования и характером межличностных взаимоотношений. Деление на формальные и неформальные группы достаточно условно, т.к. могут возникать и функционировать в рамках друг друга. По времени существования принято выделять группы временные и постоянные. Этот признак важен с психологической точки зрения, т.к. устойчивость контактов в группе – важный фактор формирования ее психологических характеристик.
Референтность малой группы – значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми их в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).
Основными параметрами малой группы являются композиция и структура группы. Композиция – это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Наиболее часто выделяют и указываются соотношения членов группы по таким особенностям, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.
Структура группы – Это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры.
- Наиболее часто выделяют структуру функциональных связей, т.е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоциональных связей или межличностных отношений.
- Вслед за Мэйо принято выделять формальную и неформальную структуры группы или структуры формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) связей. Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.
- Социометрическая структура группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отражениями по результатам социометрического теста, предложенным Дж. Морено. В основе этой структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры группы являются: характеристики социометрического статуса членов группы, т.е. положения, которые они занимают в системе межличностных выборов; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отражений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов.
- Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).
- Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции ив какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.
- Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Основные характеристики: системы связей, лежащих в основе руководства группой (если речь идет о формально организованной группе), и неофициального (неформального) влияния, выраженного феноменом лидерства.
Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (например, функциональных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).
Наличие в группе функциональной структуры , то есть распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения) является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, неупорядоченный характер.
При исследовании формальных групп и организаций вслед за Э.Мэйо принято выделять формальную и неформальную структуру группы Формальная (или официальная) структура группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов). Неформальная (или неофициальная) структура - это реально сюшдываю-шаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.
Социометрическая структура малой труппы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста, предложенного Д.Морено (1958). В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры малой группы являются характеристики социометрического статуса членов группы, то есть положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними. Существенной характеристикой группы, получаемой по результатам социометрического опроса, является число взаимных выборов и отвержений по отношению к числу максимально возможных (так называемая социометрическая сплоченность группы). Графическое изображение структуры межличностных выборов и отвержений в группе называется групповой социограммой.
Коммуникативная структура малой группы - это совокупность связей между ее членами, характерном ых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети» (см. рис. 4). В экспериментах А Бейвелиса и Г.Ливитта (Д Картрайт и А.Зандер, 1968) было показано, что централизованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию), способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные коммуникативные сети типа «круг» способствуют более высокой удовлетворенности членов группы Исследования К.Фашо и С Московией (1958) обнаружили, что для решения простых задач, имеющих
А. Централизованные
а) фронтальная б) радиальная в) иерархическая
а) цепная б)круговая в)полная
Рис 4 Типы коммуникативных структур малых Групп
одно верное решение, более преяпочтительны централизованные сети, а для решения сложных задач, требующих творческих усилий, - децентрализованные. Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач.
Ролевая структура малой группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей*, «эксперта», «критика», «организатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррек-ционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта», «невинной жертвы» и т д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в грулпе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы.
Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности).
Люди, включенные в группу, осознают свою принадлежность к данной психологической общности. Для понимания сущности этого явления большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества. Осознание принадлежности к группе осуществляется через принятие ее характеристик, в результате чего формируется «мы-чувство» , т.е. осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет человеку идентифицироваться с группой. «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность – «мы» от другой – «они».
Психологические характеристики групп
1. Состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Некоторый набор параметров для характеристики состава группы задается в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана.
2. Структура группы – это совокупность связей, складывающихся в ней между ее членами. Выделяют несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.
3. К групповым процессам следует отнести такие, которые организуют деятельность группы, способствуют ее развитию. К ним относятся развитие эмоциональных и деловых отношений в группе, формирование групповых норм и ценностей, процесс выдвижения лидера и т.д. ее образование и развитие; руководство и принятие решений; сплочение; групповое давление; конфликты
4. Групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы группы связаны с ценностями, которые складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
5. Групповые санкции – механизмы, посредством которых группа «возвращает»своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные.
1. «Статус» или «позиция» обозначают место индивид в системе групповой жизни.
2. «Роль» – это динамический аспект статуса, описываемый через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. При сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена.
3. Система «групповых ожиданий» – это система представлений, на основании которых группа осуществляет контроль за полнотой и качеством выполнения групповых функций членами этой группы. В ряде случаев может возникать, рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли.
Классификация групп
В настоящее время в социальной психологии используется социологическая классификация групп, которая отражает их место в системе общественных отношений. Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные иреальные . Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Социально-психологическому анализу подвержены в основномреальные естестественные группы, в отличие от общепсихологических исследований, которые преимущественно изучаютреальные лабораторные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые«большие» и«малые» группы.
Условные
Реальные
Лабораторные
Естественные
Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида:
Большие устойчивые группы – долговременные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества и занимающие определенные места в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества. К таким группам относят социальные классы, различные этнические группы, половозрастные группы и т.д. Эти группы имеют наибольшее значение для понимания психологических характеристик исторического процесса.
Большие стихийные социальных группы – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп. Такое образование не является «субъектом совместной деятельности». Среди стихийных групп чаще всего выделяют толпу, массу, публику.
Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Зарубежные и отечественные ученые, долгое время изучая малую группу, пришли к выводу, что ей обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как:
наличие двух и более людей;
осуществление непрерывных контактов и общение между ними;
наличие общей цели и совместной деятельности;
возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;
формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;
функционирование качественной организационной структуры и системы руководства;
наличие достаточного времени взаимного существования людей.
Количественные признаки малой группы
За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек - диаде- групповые социально-психологические феномены протекают особым образом.
Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. По мнению исследователей, малая группа – это такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности.
Психологические характеристики малых групп
1. Состав группы.
2. Структура группы.
3. Групповые процессы
4. Групповые нормы.
5. Групповые.
Индивид, являясь членом группы, тоже имеет ряд характеристик.
1. «Статус» или «позиция».
2. «Роль».
3. Система «групповых ожиданий».
Классификация малых групп. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций.
1. Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, иестественные группы, существующие независимо от воли исследователя.
2. По уровню развития выделяют высокоорганизованные и низкоорганизованные (диффузные) группы. Диффузные группы в отличие от высокоорганизованных, являются более или менее случайным объединением людей, которые еще не развернули совместную деятельность.
3. По времени существования выделяются группы временные , в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени, и стабильные , относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования.
4. В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее, группы делятся на открытые и закрытые . Закрытые группы – группы, характеризующиеся низкой степенью проницаемости границы членства и ограниченностью контактов с окружающей средой. Открытые группы – группы, отличающиеся высокой степенью проницаемости границы членства, и открытые внешнему влиянию.
5. Деление малых групп на первичные ивторичные впервые было предложено Ч. Кули. Однако, эта классфикация была изменена: принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.
6. Э. Мэйо предложил делений малых групп на формальные инеформальные . Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции и строго распределены роли всех членов группы, которые предписаны групповыми нормами. Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.
7. Г. Хаймен выделил группы членства иреферентные группы. Группы членства – это группы, в которых индивиды реально состоят. Референтные группы - это группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают. Референтностьмалой группы - значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида.
И в жизни, и в любой науке эмоциональным отношениям между людьми отводится особая, часто противоречивая роль. С одной стороны, можно услышать: «Это не главное, жизнь строится на другом, группу цементируют иные отношения». С другой стороны, их ценят выше «деловых связей», а в социальной психологии по самым разным поводам вспоминают прежде всего о них. Корни этой традиции глубоки. Не будем ссылаться на философию, обратимся к началам собственной науки. Заслуга выделения эмоциональных отношений в качестве важнейших, создающих рисунок социальных связей человека с другими людьми, принадлежит 3. Фрейду . Им была создана первая модель социальных отношений в группе, пронизанная присущими психоанализу понятиями и символами. Ныне она известна лишь специалистам, но заложенные в нее теоретические принципы построения внутригрупповых отношений присущи многим современным представлениям, на первый взгляд весьма далеким от психоанализа.
Для 3. Фрейда группа создавалась, цементировалась двумя видами эмоциональных связей членов группы: первичными и вторичными . Первичные - это связи каждого члена группы с лидером (вожаком, отцом, вождем ). Они возникают благодаря идентификации последователей с лидером, психологическим помещением в него своего идеального «я». На основе первичных связей возникают вторичные - связь каждого рядового члена группы с другими, суть которой Фрейд охарактеризовал термином «влюбленность» . Естественно, что в данном случае под влюбленностью понималось взаимное эмоциональное принятие, расположение, проистекающее из общей любви к вожаку . Сами по себе социально-психологические воззрения Фрейда никогда не были особенно популярными. Однако, как уже было сказано, им была открыта и заявлена сама по себе роль эмоциональных отношений в социальной жизни человека и общественном устройстве в целом.
Нарастающий исследовательский интерес к эмоциональным отношениям связан с созданием Дж. Морено знаменитой социометрической методики - первой и по сей день непревзойденной тестовой процедуры для изучения системы эмоциональных отношений в группе. Так как именно она позволила сделать эфемерные ускользающие от объективного анализа эмоциональные отношения предметом научного рассмотрения, структура эмоциональных отношений представлена в социально-психологической литературе преимущественно содержанием социометрических исследований. В итоге даже само название структуры стало двойным: ее называют то эмоциональной, то социометрической.
Место конкретного члена группы в этой системе определяется степенью его предпочитаемости другими участниками (эмоциональным статусом), а сама структура обладает еще рядом важных характеристик. Рассмотрим их.
Первая характеристика - конфигурация эмоциональных статусов членов группы . Статус человека в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как некоторое выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимании с его стороны.
Прежде всего в социометрической статусной иерархии выделяются три категории: популярные, средние и непопулярные члены группы. По результатам социометрии они отличаются числом положительных выборов и отвержений и их сочетанием.
Популярные члены группы имеют значительное число положительных выборов и мало отвержений (конкретные значения неопределенных терминов «много», «мало» обсуждаются во второй части книги). Популярные члены группы - это эмоционально привлекательные лица. Среди популярных в ряде случаев можно выделить собственно высокостатусных и социометрических «звезд». «Звезду» с определенной долей поэтичности можно определить как «душу» группы, ее эмоциональный центр, наиболее эмоционально привлекательное лицо в группе. «Звезда» выявляется в двух случаях: когда есть человек, набравший объективно больше всех положительных выборов (и не менее половины от максимально возможного их числа), и когда в качестве «звезды» может рассматриваться человек, которому по преимуществу отдают свои выборы другие популярные члены малой группы.
Непопулярные члены группы чрезвычайно не однородны. Среди них могут быть члены группы со статусами пренебрегаемых, отверженных и изолированных. У пренебрегаемых есть положительные выборы, но их мало, они получили значительно больше отвержений со стороны других членов своей группы. Можно сказать, что эмоционально они мало привлекательны для членов группы. Отверженные, или изгои, не имеют положительных выборов а лишь разное количество отвержений, что и определяет условную силу их социальной отверженности. Роднит всех отверженных то, что их личность воспринимается группой весьма экспрессивно, но отрицательно. Отверженность в данном случае - это прежде всего эмоциональный феномен, определенное неприятие человека, тех качеств, свойств и привычек, обладателем которых он является. Наконец, к изолированным попадают те люди, которые как бы не существуют для группы: у них отсутствуют как выборы, так и отвержения. Их нет в эмоциональном реестре группы ни на уровне чувств, ни на уровне определенного отношения.
Вопрос о том, какие статусные категории и в каком соотношении присутствуют в группе, - это вопрос номер один для любого исследователя, проводящего социометрию. Конфигурация статусов характеризует и процессы, происходящие в группе в целом, но особенно важна для понимания поведения, проблем ее отдельных участников.
Вторая характеристика - взаимность социометрических выборов . Чье положение в группе вас больше обеспокоит: человека, имеющего много отвержений, но при всем этом 1-2 взаимных выбора (пусть даже с такими же отверженными, как он), или человека, имеющего много выборов со стороны других членов группы, но свои предпочтения отдавшего как раз тем, кто его не замечает или даже отвергает? Реальное положение человека в группе определяется не только статусом, но и взаимностью сделанных им выборов и отвержений. Чем больше взаимных выборов, тем оно стабильнее и благоприятнее. Групповая структура в целом также приобретает различный вид в зависимости от того, есть ли в ней взаимно предпочитающие друг друга мини-сообщества людей, многие ли члены группы определились в своих симпатиях или антипатиях. Если ответ отрицательный - группа пребывает на сложной ступени своего развития, характеризующейся и конфликтностью, и низкой групповой эмпатией, и эмоциональной неудовлетворенностью.
Третья характеристика - система отвержений в группе . Определились ли люди в своих антипатиях? Или многие члены группы выбирают тех, кто их отвергает? Как распределяется в группе эмоциональная агрессия? Есть различные варианты. В одних группах практически всем без исключения достается некоторое количество отвержений, даже самым высокостатусным подмачивают их репутацию 3-4 недоброжелателя. В других существуют козлы отпущения, принимающие на себя львиную долю отвержений. Характер распределения отвержений существенно влияет на общение в группе, свидетельствует о некоторых принятых в группе способах решения конфликтов. Например, у группы за некоторое продолжительное время ее существования может выработаться устойчивая склонность решать многие возникающие в группе ситуации за счет козла отпущения. Члены такой группы всегда знают, кто виноват («Ах, ты ничего не делал?! Вот и результат!»). Представим себе мысленный эксперимент: мы проводим социометрию, выявляем всех лиц, занимающих данную несимпатичную позицию, и переводим их в другую группу. Скажем, если речь идет о школьнике, - в другой класс или даже школу. Что будет теперь, с наибольшей долей вероятности, делать группа в некоторой сложной для нее ситуации? Правильно, она изберет себе новых «козлов отпущения». И потребуется специальная работа по переструктурированию системы отвержений в группе, обучению ее членов другим способам решения внутренних проблем.
Четвертая характеристика - наличие и взаимоотношения внутри устойчивых микрогрупп.
Любая малая группа, численностью более 5-7 человек тяготеет к внутреннему разбиению на более мелкие сообщества - микрогруппы. Каждая из них имеет свою эмоциональную структуру, иногда - своих высокостатусных и «звезд». Внутри достаточно большой по численности (15-25 человек) группы может существовать очень сложная социальная структура: несколько микрогрупп, которые как-то взаимодействуют друг с другом, отдельные пары и тройки, а также отверженные, изолированные. Взаимоотношения между устойчивыми микрогруппами многое определяют в эмоциональном климате всего коллектива. Они могут быть конфликтны или позитивны, группы могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга, могут быть ориентированы на одних «звезд» или разных и т.д.
Таковы основные характеристики социометрической структуры малой группы. Наиболее изученной и представленной в литературе является первая, конкретнее - эмоциональный статус человека в группе, его происхождение, устойчивость и динамика, влияние на другие аспекты групповой жизнедеятельности. Обратимся и мы к рассмотрению этих вопросов.
Социометрический статус члена группы - величинадостаточно устойчивая. Она не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу. Объяснение этому довольно простое. Хотя статус - категория групповая и вне группы не существует,человек привыкает выполнять роли, предписанные ему его постоянным статусным положением. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы и другие невербальные реакции тоже «подстраиваются» под определенную роль. Переходя в другую группу, человек продолжает играть привычные роли, или по крайней мере его роль выдают неосознаваемые элементы поведения. Члены группы улавливают предлагаемый им образ и начинают подыгрывать новичку.
Я. Л. Коломинский в своем классическом труде о межличностных отношениях в детских коллективах приводит данные о связи устойчивости статуса с его величиной: благоприятное положение в группе более устойчиво, чем неблагоприятное. В школьном коллективе показатель стабильности растет с возрастом детей, однако ряд западных исследований не подтверждают этот факт для групп, состоящих из взрослых людей (44).
Итак, статус - величина, стремящаяся к устойчивости. Вместе с тем, с точки зрения развития личности , человеку целесообразно периодически менять свой статус, так как это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность примерить на себя различные социальные маски, побывать в разных внутригрупповых ролях. Тем самым он вырабатывает более гибкие и продуктивные стратегии своего социального поведения, познает людей и смысл их поступков . Постоянноехождение в «звездах», «любимчиках» делает человека ригидным, чрезвычайно социально уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями . Помимо этого человек растет как бысоциально слепым и глухим, так как, будучи избавлен от необходимости прислушиваться и присматриваться к различным людям, он часто не в состоянии встать на их место. Несомненна и всяопасность устойчивого нахождения человека в ролях отверженного и изолированного, что окрашивает его опыт взаимодействия с людьми в мрачные тона .
Какие психологические и социальные факторы влияют на статус человека в группе? Среди важнейших нужно назвать внешний вид (физическая привлекательность и оформление облика), успехи в групповой деятельности , умственную одаренность, некоторые свойства темперамента (общительность, низкая тревожность, стабильность нервной системы ). Кроме того, в каждой группе есть система своих, ценных для этого сообщества качеств , и высокий статус получает тот, кто обладает ими в должной мере.
Интересно, что статус человека в конкретной группе часто зависит от его положения в других группах, успехов его внегрупповой деятельности. Так, аутсайдер, отличившийся в каком-либо виде спорта, искусстве, может за счет этого улучшить позиции в своей группе. С этой точки зрения большими преимуществами в достижении высокого устойчивого места в системе групповых предпочтений обладают люди, имеющие богатый опыт социального общения в различных сферах, с разными людьми .
Интересным является вопрос о восприятии и осознании своего статуса людьми, занимающими различное положение в эмоциональной структуре. Восприятие человеком своего социометрического статуса в преобладающем большинстве случаев эмоционально окрашено и осуществляется в форме переживания. Эти переживания, естественно, многообразны, но их можно сравнить между собой по определенному параметру: удовлетворенности или неудовлетворенности своим положением в группе . Неудовлетворенность приводит к различным негативным следствиям, в частности к искажениям в самовосприятии . *Так, К. Готтшальдт показывал детям их собственные фотографии 3 типов: сделанные без искажения, расширенные и суженные. Дети, удовлетворенные своим положением в группе, выбирали фотографии без искажений, неудовлетворенные - фото с искажением, причем считали его правильным. Важен и другой экспериментальный результат: восприятие других членов группы (чисто внешнее!) тоже подвергается статусному искажению: ученики, чей статус оценивался выше собственного, «узнавались» на широком фото, а пренебрегаемые - на узком (89).
Эмоциональное отношение человека к своему статусу далеко не всегда совпадает с его объективной величиной. В различных группах можно встретить «звезд», оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное (такого внимания им недостаточно), и изгоев, вполне удовлетворенных своим положением. Последний факт может иметь разные причины. Например, изгой может быть не заинтересован в этой группе, а иметь общность, где его ценят и принимают, разделяют его ценности. Другая причина: он привык занимать в группах такое место, иного не знает и не желает тратить силы на его завоевание.
В реальной жизни отношение человека к своему социометрическому статусу разворачивается именно на уровне эмоционального переживания, не становясь предметом осознания. Осознание происходит либо в психологически чрезвычайной для человека ситуации, либо ставится перед ним как специальная задача в исследовании, практической работе с группой, ситуации консультирования.
Приведем ряд выводов Я. Л. Коломинского, касающихся этого вопроса:
Осознание отношений к себе с возрастом становится более полным и многосторонним;
Наиболее полно осознаются взаимные отношения, так как они непосредственно проявляются в межличностном общении членов группы;
Люди, имеющие объективно неудовлетворительный социометрический статус, имеют тенденцию субъективно его переоценивать;
Люди, занимающие благоприятное положение в системе личных отношений, склонны его недооценивать (89).
Неадекватность в осознании своего статуса, характерная крайним статусным категориям, имеет много психологических объяснений. Общая причина - защита от тревожной информации , которая характерна и тем, и другим. Но еслинизкостатусные не хотят осознавать того, о чем они и так давно догадываются, товысокостатусные «больны» страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, что также заставляет их закрываться от объективной информации. Кроме того, самнизкий статус некоторых членов группы может быть связан с тем, что у них очень слабо развита социальная рефлексия, способность отслеживать и осознавать особенности социальных отношений. Естественно, что и осознание собственного статуса для них - большая проблема.
Большой практический интерес представляет вопрос о способах влияния на эмоциональный статус человека в группе. Возможности оказания влияния существуют и у непосредственного руководителя группы, и у психолога, ставящего перед собой такую задачу. Прежде чем говорить о самих возможностях, обратимся к более важному вопросу: в каких случаях необходимо воздействовать на статус отдельного участника и статусную структуру группы в целом? На первую часть этого вопроса ответить труднее. На первый взгляд кажется, что само нахождение человека в неблагоприятном статусе - уже повод для профессионального вмешательства. Однако это серьезное заблуждение. Прежде всего необходимо выяснить, какие переживания существуют у человека по поводу его положения в группе, затем - насколько он адекватно сознает свое истинное положение. Предположим, человек осознает, что занимает позицию изолированного, и относится к этому спокойно, индифферентно или даже положительно. Зачем вмешиваться в удовлетворяющую его систему отношений? Или истинное положение человек осознавать не желает, испытывает общее смутное неудовлетворение своим групповым членством, но при этом на словах заверяет, что все прекрасно, все его любят. Если от такого человека идет запрос на то, чтобы ему помогли разобраться с истинным положением дел, психолог может оказать помощь по осознанию членом группы своего статуса. А затем ждать от человека нового запроса - на оказание помощи в коррекции положения. А если такой запрос не поступит? Мы предоставили человеку возможность осознать свое место в группе. Чаще всего этим стоит ограничиться, предоставив ему самому делать выбор.
Итак, как некоторая стратегия могут быть предложены помощь в осознании или предоставление права выбора своего статуса в группе. Конечно, в работе с детьми такие стратегии работают далеко не всегда, но и в этих случаях не стоит рассматривать каждую ситуацию неблагоприятного статуса как немедленный призыв к оказанию профессиональной помощи. Ждут ли ее? Примут ли, если не ждут?
Главное условие , обеспечивающее динамику статусов членов группы , - создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполнителей перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это предоставило бы всем членам группы шанс найти деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отношение к нему других участников группового общения.
Для повышения статуса отверженного или изолированного члена группы может быть использован прием, условно называемый «отсвет от звезды ». Суть его в том, что высокостатусному члену группы поручается (под благовидным предлогом) в сотрудничестве с низкостатусным выполнить важную для группы работу. Конечно, большая часть успеха достается «звезде», но можно не сомневаться, что отсвет от ее славы упадет и на помощника, чья роль в группе может измениться.
Повышению статуса члена группы может способствовать его успешность в какой-либо внегрупповой деятельности. Данный эффект в литературе имеет название генерализации статуса . Как отмечают Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская, «статусные характеристики индивидов, связанные с членством в других социальных группах и первоначально внешние к ситуации межличностного взаимодействия в данной группе, будучи привнесенными в эту ситуацию, начинают оказывать значительное влияние на особенности... взаимодействия, в частности на «внутренний» статус самих его участников» (49,с.76).
Наконец, понимание причин отверженности и изолированности отдельных членов группы требует системного психологического анализа . Важно понять, в чем коренится причина: в определенных личностных особенностях человека, особенностях и традициях семейного уклада, низкой самооценке, вызванной негативным прошлым опытом общения, и т. д.
Вопрос о воздействии на группу в целом чуть проще. Социометрическая структура группы нуждается в коррекции, переформировании, развитии в тех случаях, когда эмоциональные отношения людей насыщены деструктивными конфликтами, угрожают целостности группы и продуктивности ее деятельности; если эмоциональные отношения тормозят своей насыщенностью развитие деловых отношений; если несформированность эмоциональных отношений мешает развитию сплоченности, формированию мы-чувства у членов группы и т.д.
Социометрическая структура, олицетворяющая собой устойчивые эмоциональные отношения членов группы, развивающиеся вне целей и задач деятельности, не существует в некоторой плотной защитной оболочке. Она глубоко связана и с организационной структурой группы, и с процессами лидерского влияния, и с нормативными процессами. По существу, эмоциональные отношения действительно пронизывают всю систему отношений в группе. Но столь же верно и обратное: эмоциональные отношения во многом зависят от успешности группы в ее инструментальной деятельности, от целей задач группы и стиля управления ею со стороны руководителя. Они существенно перестраиваются в группах высокого уровня развития, что тоже свидетельствует об их зависимости от организационного развития группы. Об этом - разговор впереди. Сейчас же мы переходим к изучению структуры психологической власти в группе.
Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии. Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством духовной жизни и психологии, имеющим свои собственные особенности, которые не сводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляющих, и которые функционируют в виде : групповых взаимоотношений, групповых устремлений, мнений, настроений и традиций.
Групповые взаимоотношения (синоним – межличностные отношения) – субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы.
Виды взаимоотношений в малой группе: общественно-политические; служебные; внеслужебные.
Принципы взаимоотношений : уважения и субординации; сплоченности; гуманизма.
Групповые устремления , к ним относятся цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Формирование и развитие системы ее устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей.
Групповые мнения – совокупность оценочных суждений всех членов группы о событиях, происходящих внутри и вне ее.
Групповые настроения – представляют собой сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрои членов группы, совокупность овладевших ими в определенный период переживаний, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.
Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом.
Традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.
Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой. Последние по сути дела и определяют эффективность и направленность устремлений ее членов, а также влияние группы на личность и в целом – на действия и поведение людей.
Поскольку каждая группа является живой ячейкой общественного организма, ее психологии также присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, классовых, конфессиональных, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы более специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности именно ее членов и своеобразием их собственного взаимодействия и общения.
Психологическая структура малой группы
Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает ряд подструктур.
Композиционная подструктура – совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого.
Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них.
Подструктура межличностных предпочтений , т.е. проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии (от лат. societas – общество и metreo – измеряю; предложен Дж. Морено).
Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складываются между ними, какие позиции они занимают в группе и т.д.;
Коммуникативная подструктура – совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний.
Владение последними – важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.
Подструктура функциональных отношений – совокупность проявления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности. Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.