Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки.

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Рано или поздно, но даже отличник приносит плохую отметку. И вот тут начинается: одни родители причитают, другие снимают ремень или ставят в угол, третьи – заставляют чуть ли не переписывать тетрадь с самого начала, четвёртые – равнодушно машут рукой. А как правильно?

Помните, что ваша задача - не разобраться с конкретной «двойкой», а понять её причину и обеспечить профилактику на будущее.

Рациональный подход

В порыве можно накричать или наговорить кучу всяких обидных гадостей, а потом винить себя за это. Кроме того, при таком поведении есть шанс просто потерять доверие ребёнка. Он в дальнейшем будет бояться рассказать о своих оценках, прятать их, а если с помощью наказания и криков вы и заставите его учиться на одни пятерки, то это будет делаться не из желания получать знания и не из интереса к предметам, а из страха - страха ошибиться, страха оказаться не таким, каким его хотят видеть. Представьте, в каком напряжении тогда будет пребывать ученик! Поэтому, чтобы мысленно не ставить самим себе «двойку» за проявленную реакцию на плохую отметку, давайте научиться действовать «на пять». Если ребёнок получает «пару», то:

  1. Не ругаем.
  2. Выражаем озабоченность и даже расстраиваемся. Причём, расстраиваемся не тому, что «ученик, оказывается, неуч», а тому, что «такое неприятное событие случилось с ребёнком и нами», «что-то в обучении пошло не так».
  3. Разбираем обстоятельства получения плохой оценки.
  4. Отрабатываем вместе с учеником материал, пытаясь помочь разобраться в том, что не получается.

Объективность

К каждой оценке нужно подойти объективно. Не стоит поднимать крик или устраивать трагедию, если в дневнике «двойка». Сначала разберитесь, почему. Бывает, что происходит это не по вине самого ученика: например, учебник оказался более старым, и на указанной странице ребёнок решил другие примеры. Или же учитель дал материал, который плохо отработал с классом. Бывают и совсем неприятные моменты - к примеру, сам педагог невзлюбил воспитанника и оценил необъективно.

Десяток учителей обучает вашего ребёнка, и не со всеми могут быть идеальные отношения. Если у вас что-то не складывается с начальством, вы можете просто сменить работу. Детям сложнее, им приходиться приспосабливаться. Не торопитесь ругать в оценках учителей, особенно при ребёнке. Если даже вы что-то заметили такое, то организуйте разговор с педагогом наедине. И постарайтесь подойти к ситуации разносторонне.

Прицел на будущее

Многих и сейчас бросает в дрожь при детских воспоминаниях. Зачёркнутая «классная» на «домашняя работа», и мама с ремнём. Как мы клялись не быть такими, когда вырастем! А в итоге?

А на самом деле давайте выдохнем и подумаем: «Ну, плохой почерк у ребёнка, и что?» Вырастет, вообще только за компьютером и будет печатать. Может, не стоит делать трагедии из-за каждой оценки? Нет, говорить крохе: «Расслабься, Эйнштейн тоже был двоечником», - конечно, не стоит. Он должен понимать, каждая оценка - это результат труда, а трудиться необходимо. Но старайтесь относиться ко всему спокойнее, так будет проще всем. Кроме того, в учебе важнее процесс, а не результат. Если вы видите, что ребёнок старается, корпит за учебниками, то это достойно похвалы. Это важнее, чем оценка. Если он в контрольной сделал 8 ошибок, а через неделю - 4, и всё равно получил «трояк», вы обязаны заметить пусть маленькое, но улучшение.


Поощрение

Многие родители считают правильным платить за хорошие оценки, и наоборот, лишать денег - за плохие. Психологи не рекомендуют этого делать. Во-первых, ребёнок будет учиться ради денег. Во-вторых, совсем лишать карманных денег из-за полученной «тройки» — не правильно. В то же время поощрять - дело нужное. Только поощрять правильно. Неправильно шантажировать ученика общением с друзьями, с родственниками, приобретением животного. Лучше использовать другие мотиваторы, к примеру.

- Ирина Евгеньевна, Вы не только профессиональный психолог и психотерапевт, но и мама четверых детей, поэтому проблема школьных оценок Вам хорошо знакома. Что делать родителям? Ругать ребенка? Наказывать?

Хочу напомнить, что «плохие отметки» - понятие строго индивидуальное: одни родители ругают за двойки, другие - за четверки. Если годовые оценки школьника стали для родителей неприятным сюрпризом, мне хочется спросить: а где были эти родители в середине учебного года? Разве они не видели, как учится их ребенок? Сейчас во всех школах существуют электронные журналы, в них выставляются все оценки, у родителей есть к ним доступ, и они в любой момент могут посмотреть успеваемость ребенка по всем предметам. Почему же они начинают ругать его после окончания учебного года, когда исправить ситуацию уже невозможно?

Если родителей не устраивают оценки, нужно выяснить, почему это происходит: поговорить с учителем, позаниматься с ребенком и понять, в чем его трудности. Но делать это нужно в течение учебного года, а в конце года ругать ребенка за плохие отметки бессмысленно.

Очень важно отмечать достижения ребенка и хвалить его за них, поэтому по окончании учебного года будет полезно сравнить те оценки, которые улучшились за последнее время, и похвалить ребенка за эти достижения. Если успеваемость упала, причину этого нужно выяснять комплекс-но: может быть, ребенок много болел, что-то запустил или недопонял? Или у него не сложились отношения с учителем? У детей могут быть особенности развития - например дислексия или дисграфия. Выяснять это должны родители вместе с учителем: сам ребенок не может понять, почему снизилась его успеваемость, и разобраться в этом следует взрослым. Родители, которые в течение года внимательно следят за учебой ребенка, заранее знают, какие годовые оценки он получит. Но если в этом случае по непонятным причинам итоговые отметки оказались неожиданно плохими, нужно идти в школу и разбираться с учителем, а не с ребенком.

- Некоторые родители ругают детей даже за четверки. Можно ли добиваться от ребенка отличной успеваемости по всем предметам?

Это абсолютно недопустимо: четверка - хорошая отметка. Неко-торые родители считают, что их ребенок должен учиться на пятерки. Но кому и почему он это должен? Родители должны четко разграничивать свои желания и желания ребенка: взрослые хотят, чтобы он был отличником? А хочет ли этого сам ребенок? А самое главное - способен ли он усваивать все школьные предметы на «отлич-но»? Родители должны честно ответить себе на эти вопросы и отделять свои личные амбиции от требований к школьнику. Родители, которые ругают ребенка за четверки, забывают о том, что такой «педагогический» подход калечит детскую психику: получив четверку, ребенок плачет и боит-ся идти домой.

- Но иногда родители видят, что ребенок учится вполсилы.

Я бы сказала, что в этом случае ребенок просто экономит свои силы, и это можно объяснить. У школьников большие нагрузки: им приходится рано вставать и быть дисциплинированными, но их организм растет, мозг активно формируется, а гормональный фон меняется. В результате у них вырабатывается много энергии, которую приходится сдерживать, и все это очень влияет на отношение к учебе. Но есть и другой фактор: в течение учебного года у детей накапливается усталость. Осенью дети начинают учиться активно: они отдохнули, загорели и набрались сил, поэтому результаты первой четверти бывают хорошие. Ближе к Новому году активность снижается, а к весне внутренние ресурсы школьников истощаются: появляется авитаминоз, снижается иммунитет, работоспособность падает. Ребенок неосознанно начинает экономить свои силы, и оценки в последней четверти могут быть хуже, чем в первой.

Если родители считают, что их ребенок учится вполсилы, они должны выяснить, почему это происходит и для чего он экономит свои силы: может быть, ему интереснее заниматься чем-то другим или играть в компьютерные игры? Но для учебы вполсилы могут быть и другие причины - например, пропущенный материал, который не был выучен своевременно, мешает усваивать следующие темы. В результате у ребенка возникают непосильные для него трудности, с которыми он не может справиться самостоя-тельно. В этом случае родители должны помочь ему дополнительными занятиями, а не ругать.

- А может быть, ребенок просто ленив и не хочет хорошо учиться?

Если ребенок экономит свои силы, это не лень - это своеоб-разное приспособление ребенка к жизни. Он не планирует быть ленивым, у него это получается неосознанно и он сам от этого страдает. Ребенок не хочет плохо учиться, он боится учителей и побаивается немилости родителей, но при этом почему-то экономит свои силы или переключается на что-то простое и легкое, где у него больше возможностей стать успешным и добиться каких-либо достижений - например на компьютерные игры.

- Нужно ли наказывать ребенка за плохие годовые отметки путем лишения его каких-либо удовольствий - например обещанной экскурсии, туристической поездки или путевки в летний лагерь?

Нельзя. Такое наказание будет нечестным поступком по отношению к ребенку: он все равно трудился, старался, рано вставал, много работал. Родители должны присмотреться к своему ребенку, выяснить причины его проблем и помочь с усвоением трудного для него материала.

- Если родители недовольны годовыми оценками школьника, то как мотивировать ребенка на более успешную учебу в будущем?

Нельзя забывать, что сами дети тоже расстраиваются из-за плохих отметок и стараются их исправить. Если в классе хорошие отметки считаются чем-то важным и ценным, то у ребенка будет стимул учиться как можно лучше. Но самая главная мотивация - интерес к учебе: если ребенку интересно, он будет учиться хорошо. Подарки, покупки, поездки и прочие материальные поощрения - это плохая стимуляция, а деньги в качестве стимула к учебе вообще недо-пустимы.

Бытует школьный стереотип: чтобы состояться в жизни, нужно быть отличником, или, по крайней мере, учиться хорошо. С другой стороны, на слуху имена известных личностей, которые были круглыми двоечниками: Уинстон Черчилль, Билл Гейтс, Александр Пушкин, наконец.

Сегодня мы расскажем о первой встрече «Разрушителей мифов» с экспертами и психологами, родителями и школьниками, которую провел профориентационный сервис «Профилум» , чтобы понять: что школе и родителям делать с троечниками?

Отношение родителей к оценкам, которые дети получают в школе, неоднозначно. Кто-то считает, что тройки - это плохо, другие уверены, что именно троечники составят будущий креативный класс. Школьникам часто говорят, что плохие оценки, в том числе «тройки» станут препятствием в жизни: ты плохо сдашь ЕГЭ, не поступишь в хороший вуз и непонятно, как будешь жить дальше. Так ли это на самом деле?

Истории двух Дим

Дима, закончил школу несколько лет назад

В средней и младшей школе всё было очень гладко, но в старших классах у учителей и родителей возникли большие сложности с тем, чтобы объяснить, как те или иные знания пригодятся мне в будущем. На любые вопросы мне отвечали «это понадобится в университете» или «так надо». К счастью, моя старшая школа была специализированной, нам давали программирование, алгоритмику уровня 1-2 курса вуза. Эти предметы вёл специалист из реальной компании, и мне было очень легко с ним, я понимал, для чего всё это нужно. Были и бесполезные знания, например, на географии мы изучали экономику Судана. Зачем она мне?

Второкласснику Диме в школе вообще ничего не нравится, и поэтому он ходит в школу, «чтобы не расстраивать маму».

Мама второклассника Димы

Я перевела сына в другой класс, где задают меньше. Но, к сожалению, Дима потерял желание учиться, потому что класс был значительно слабее, а программа была уже пройдена. Частично мы решили проблему интереса к учебе игровой формой обучения дома. В игровой форме Дима все очень хорошо усваивает.

Роль школы меняется

Это лишь два примера того, почему дети могут получить плохие оценки, в том числе компромиссные «тройки». Школьные отметки - это лишь косвенный показатель знаний. Настоящая проблема - в отсутствии мотивации усваивать материал. В этом случае родители ищут возможность дать ребенку лучшее образование, подойти к этому вопросу нестандартно.

Марк Сартан

руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Школа должна отвечать на запросы родителей. Есть ли сегодня у нас выбор, в какую школу отдавать ребенка? Фактически нет! Поэтому родителям приходится доделывать то, что не смогли учителя. Но сам факт, что родители задаются вопросом «что делать?», если у ребенка «плохие оценки», говорит о том, что проблему можно решить.

Роль школы в жизни людей за прошедшие годы изменилась. Раньше те, кто не справлялся, отправлялись «на камчатку», а потом исключались из школы. Сегодня же ребенка нельзя даже оставить на второй год, хотя некоторые родители даже просят об этом в воспитательных целях.

Людмила Петрановская

Шансы людей, умеющих только сидеть на месте и выполнять простые алгоритмические операции, оказываются нулевыми, так как машины уже сегодня во многих аспектах оказываются эффективнее людей. Школьникам нужен новый подход, новые знания. При этом проблема отсроченного педагогического результата, когда школьник не понимает, зачем ему дают те или иные знания, компенсируется оценками, которые заменяют мотивацию. Но поколению цифровых аборигенов, которые учатся пользоваться сенсорным экраном раньше, чем говорить, увлекаются киберспортом и видеоблогами, нужен совершенно иной подход. В отличие от прошлых поколений, они могут задаваться вопросами: «Зачем мне это надо?», и стараться заставить их учиться плохими оценками практически бесполезно.

Нина Добрынченко-Матусевич

лидер Родительской лиги, активная мама троих детей

Сегодня образование уже не является социальным лифтом и само по себе не может никого никуда вытащить. Люди осознают эту ситуацию, но реагируют по старинке. Они предлагают вернуть ту систему образования, которая помогала нам и нашим родителям, только сделать её сильнее и лучше. Вместо этого нужно создавать новые форматы обучения и оценки полученных знаний.

Статистика показывает, что российские оценки сильно оторваны от реальности. Если в США каждый балл в школе даёт прирост к зарплате на 7%, то в России наблюдается снижение зарплаты на 7% с увеличением среднего балла - из-за уклона карьеры в академическую среду, где уровень оплаты труда ниже. В нашей стран большее значение имеет наличие опыта работы. Как показали исследования ВШЭ, если человек где-то работал во время учебы, его зарплата оказывается выше на 33%. При этом работа во время учебы, как правило, не влияет на успеваемость.

Оценка развращает и школу, и систему образования

В целом, как отмечают психологи, оценки часто превращаются в лейтмотив: в большинстве случаев никого не интересует, что действительно знает ребенок - важно, какие оценки он приносит.

Мария Волошина

практикующий психолог в системе образования

Выбрать учителя для ребенка - это практически недоступная опция. Важно понять, как в настоящей реальности поддержать родителя и ребенка. Помощь школьного психолога для родителя заключается в том, чтобы помочь ему «отлепить» оценку от ребенка. Помочь родителю понять, какой вообще его ребенок, чем он хорош? - такие вопросы вводят родителей в ступор. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком садится и начинает разбираться, видит прогресс, работает над ошибками

Чтобы оценки были объективными, должны быть чёткие критерии, чтобы результат можно было понять и оспорить. Например, в западных странах колледжи ранжированы по средним зарплатам выпускников, абитуриентам хорошо известно, какой балл нужно набрать по итогам обучения в школе, и это позволяет говорить о взвешенной роли оценок в жизни человека.

Людмила Петрановская

В психологическом контексте мы должны понимать, что при использовании оценки для выражения субъективного отношения неизбежно формируется страх плохой оценки ребенка. Нужно отделить зёрна от плевел, ставить оценку действиям, знаниям, поступков человека от оценки самого человека. Педагоги должны оценивать конкретные действия детей в рамках образовательного процесса. Нужно оценивать, как ребенок познаёт, как он коммуницирует с внешним миром.

Какой должна быть оценка?

Чтобы оценка не была сдерживающим фактором в развитии ребенка, родителям, учителям и самим детям нужно изменить отношение к ошибкам, так как они являются элементом естественного этапа обучения. По мнению психологов, существует три уровня мотивации: увлечённость, преодоление, избегание. И если сегодня «тройка» может сформировать в человеке именно паттерн избегания, нужно всячески работать над тем, чтобы подобная отметка стимулировала к преодолению, а ещё лучше - к увлеченному изучению предмета.

Вот полное видео дискуссии.

Стоит ли наказывать ребенка за плохие оценки в школе? Нужно ли лишать ребенка телефона из-за неудовлетворительной оценки по математике?

Сегодня ребенок вернулся из школы не в настроении. Швырнул в угол портфель, небрежно бросил на стул пиджак, насупился и о чем-то задумался. Мама начинает взволнованно расспрашивать, что стряслось, на что дитё обиженно достает из портфеля дневник, демонстрирует двойку по математике и захлебывается от слез.

Такая бурная реакция на плохую оценку теперь встречается не так часто, как раньше. Зачастую детям вообще все равно, что получать: двойку или пятерку. Они понимают, что за плохую отметку в школе им дома ничего не будет, поэтому уровень их успешности в школе неумолимо падает.

Нужно ли отказываться от наказаний?

Нынешняя система образования в школе и дома тяготеет к демократическим ценностям: свободе волеизъявления в школе, уважении ребенка как личности, некоем потакании его капризам, непринятии наказания как воспитательной меры. Но нужно ли отказываться от наказаний? Не будут ли родители, полностью перешедшие на демократический стиль воспитания, растить своевольных и равнодушных детей, которым потом будет все равно, где жить и работать?

Сразу следует заметить, что ни о каком физическом наказании не может быть и речи. Дети – не игрушки, они чувствуют боль и страдания. Кто-то может заявить, что за плохие оценки его был отец, а его отца в детстве так же бил дед. Но разве это нормально? В ребенке это вызывает лишь ненависть к своему родителю, а не уважение и благоговение. Но если с физическими наказаниями все понятно, то нужно ли вообще наказывать за плохие оценки? Скорее всего, нужно.

Оценка – показатель успешности ребенка

Это не всегда объективная мера, но все же она показывает, усвоил ученик школьную программу, или нет. Родитель должен быть заинтересован в успешном обучении своего чада. Он не должен пускать образование ребенка на самотек.

При помощи оценки преподаватель регулирует поведение ученика. Чаще всего дети получают неудовлетворительные отметки именно из-за своего плохого поведения. Разговаривал с соседом по парте – не понял правило по грамматике, крутился-вертелся – не смог услышать домашнее задание. И таких примеров масса. Оценка – рычаг для управления поведением ученика. Но если родители не наказывают за оценки, то учитель этого рычага просто лишается, ведь ребенку все равно, поставят ему двойку, или нет, он продолжает баловаться и мешать своим одноклассникам.

– как заработная плата. Если работник плохо трудится, он получает выговор. Так почему же двоечник не должен быть наказан за плохую успеваемость? Не обращая внимания на плохие оценки, родители вырабатывают в ребенке вредоносный стереотип: можно не работать, но все равно получать все, что пожелаешь. Такое убеждение очень болезненно скажется на его будущей трудовой деятельности и жизни в социуме.

Да, наказывать за плохие отметки нужно. Но остается один важный вопрос: пресловутое слово «наказывать». Воображение сразу рисует бедное дите, посаженное на голодовку и навечно запертое в своей комнате. Лучше говорить не «наказывать», а «реагировать». Реагировать на плохие оценки, реагировать на неудовлетворительную работу в классе, реагировать на нарушения дисциплины. Как же нужно правильно реагировать на неуспеваемость?

Как реагировать на неуспеваемость?


1.
Как уже было сказано, физическими истязаниями мало чего можно добиться. Родители должны принять такие меры, которые бы указали, что плохая оценка – это действительно плохо. К примеру, сократить использование компьютера или телефона до тех пор, пока оценка не будет исправлена. Сначала на бедного родителя прольется поток слез и мольб, но проявить твердость необходимо, иначе у ребенка войдет в привычку пускать слезу всегда, когда он недоволен.

2. Дети младшего школьного возраста очень зависимы от своего окружения. Родители могут этим воспользоваться и привести ребенку пример более успешного одноклассника. Но это не должно быть в форме унижения: «Посмотри, какой он молодец, и какое ты ничтожество!» такая формулировка вызовет негативизм и неприятие. Родители просто должны сместить фокус внимания ребенка на учебу, а не на развлечения, ставить в пример, а не тыкать носом.

3. Зачем взрослые ходят на работу? Чтобы получить зарплату. А зачем дети ходят в школу? Чтобы получить оценку. Такая схема абсолютно не охватывает всей важности образования, но ребенок должен ее четко уяснить. Он не получит то, что хочет, просто так. Для достижения цели нужно потрудиться, получать хорошие отметки в школе и не нарушать дисциплину. Родитель может пообещать купить новую приставку, но взамен он имеет полное право потребовать хороших оценок за четверть. Словом, у ребенка должно быть наглядное представление о том, зачем он получает оценки.

4. Никогда не нужно скатываться до примитивных унижений. Попробуйте сами разобраться с логарифмами и сложноподчиненными предложениями, тогда и поймете, так ли легко заработать пятерку. Унижать и оскорблять могут только те, кто ничем другим «помочь» не может. Возможно, ребенок отстал и из-за загруженности школьной программы не может сам пройти упущенный материал. Родители всегда должны интересоваться домашними заданиями, помогать ребенку, а не ждать, что он сам по щелчку выучит математику и русский язык.

Реагировать на оценки нужно, иначе ребенок потеряет всякий стимул посещать школу. Демократия демократией, но пускать успеваемость на самотек нельзя, ведь это может воспитать в ребенке неправильные жизненные ценности и отношение к жизни.