Нация лезгины какие они. Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Лезгины – это потомки древнейшего населения Южного Дагестана. В IХ-Х вв. эти территории упоминаются в арабских источниках как «царство лакзов». В Средние Века вокруг крупных селений лезгин (Ахты-пара, Докуз-пара, Курах, Кюре) образовались автономные объединения сельских «вольных обществ», некоторые вошли в феодальные образования: Кубинское, Кюринское, Дербентское ханства и другие.

Вольные общества и ханства время от времени подпадали в зависимость от азербайджанского Ширвана. В XVIII в. часть лезгин входила в состав Кубинского и Дербентского ханств. В конце XVIII в. село Курах становится резиденцией лакского Казикумухского хана, в 1812 года – столицей самостоятельного Кюринского ханства, которое сразу же после образования вошло в состав России. В 1806 г. Российское подданство приняли кубинские лезгины.

Чуть позже в состав России вошли «вольные общества» лезгин Ахты-пара, Докуз-пара и другие. В 1828 г. территория лезгин окончательно вошла в состав Российской Империи и перед революцией входила в Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии. Во время Кавказской войны часть лезгин примкнула к движению мюркадизма, часть, прежде всего беки, выступила на стороне русских. Лезгинские части принимали участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

По данным переписи населения 2002 г., на территории России проживает более 411 тысяч лезгин. Они населяют, в основном, юго-восточные районы Дагестана.

Ведущую роль в хозяйстве лезгин играло пашенное и разведение мелкого рогатого скота с преобладанием овцеводства и ежегодными перегонами с летних пастбищ на зимние и обратно.

Главными сельскохозяйственными культурами, которые выращивали лезгины, были ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис и бобовые. В середине XIXв. начали выращивать картофель. Вплоть до 30-х годов ХХ в. было широко развито овощеводство и бахчеводство. В Ахты, Магарамкенте и Кусумкенте большое внимание уделялось садоводству и виноградарству.

На равнинных территориях лезгины держали скот на стойлово-выгонном содержании, в горах было распространено отгонное скотоводство. Зимние пастбища находились, в основном, в Северном Азербайджане. Разводили главным образом овец, коз, крупный рогатый скот. Большое значение в хозяйстве играли буйволы.

Традиционными промыслами и ремеслами лезгин являются прядение, ткачество, производство ковров, кожевенное, кузнечное, гончарное, оружейное и ювелирное дела. Крупным торгово-ремесленным центром Южного Дагестана было село Ахты, где проживали и работали сотни ремесленников. В селе Икра занимались кузнечным и ювелирным делом. Повсеместно производили ковры, которые пользовались большим спросом в России и других странах. Было распространено отходничество на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы .

Традиционные поселения лезгин в горах состояли из тесно стоящих домов, часто двухэтажных. На равнине селения имеют широкие улицы или неупорядоченную планировку. Дома на равнине строились из камня, с плоской земляной крышей, в плане прямоугольные, квадратные или в виде букв «Г» и «П».

На равнинах дома строили одноэтажными, в горах – многоэтажными. Нижний этаж представлял собой хлев или крытый двор, верхние – жилые помещения. Вплоть до ХIХ в. окон в домах лезгин не было, только дыры в потолке для выхода дыма, зато наличие бойниц было обязательным. Во внутреннем убранстве большое место занимали разнообразные ковры, вместо шкафов для хранения вещей предметов быта в стенах имелись ниши.

Традиционные мужской костюм лезгин состоял из рубахи, шаровар, бешмета, папахи из серого или черного каракуля, верхней одеждой был бешмет и овчинная шуба. На ногах лезгины носили сапоги из плотной шерсти с загнутыми носками. Традиционный женский костюм состоял из рубахи, красных, черных, синих или желтых шаровар, бешмета, платья, головного платка, чухты, серебряного пояса. Лезгинки традиционно носили много украшений. Отличительной особенностью костюма лезгин были шерстяные чулки с цветным орнаментом и сыромятная обувь.

Традиционной пищей лезгин были зерновые, бобовые, мясные и молочные блюда. Основное повседневное блюдо – хинкал (галушки), по праздникам готовили гатай-кабаб (жареное рубленое мясо с фасолью и картофелем), пловы, слоеные пироги.

Лезгины говорят на лезгинском языке группы иберо-кавказских языков нахско-дагестанской семьи. Кюринская диалектная группа включает гюнейский, яркинский и курахский диалекты, а также гилиярский и челхенский говоры; самурская группа - дакузпаринский и ахтынский диалекты, фийский и курушский говоры; наконец, кубанская группа представлена кубанским диалектом.

До 1917 г. у лезгин существовало несколько начальных школ. Как и большинство народов Дагестана, лезгины пользовались арабской графикой. В 1928 г. создан алфавит на латинской и в 1938 г. на кириллической основе. Литературный лезгинский язык основан на гюнейском диалекте. Распространены также русский и азербайджанский языки. Большинство лезгин являются мусульманами-суннитами, есть шииты.

Общекавказский эпос «Нарты» среди лезгин распространен мало; известны лишь отдельные сюжеты. Героем лезгинского эпоса является богатырь-герой Шарвили. Известно творчество поэтов-ашугов XIX в., сказания, песни. Лезгины создали богатый музыкальный (в основном песни) и танцевальный (в том числе «лезгинка») фольклор. Разнообразные музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, свирель, бубен.

Соотношение полов у лезгин показывают преобладание мужского населения. Такая структура населения отличает лезгин от остальных крупных народов и свидетельствует о том, что в нашей стране живет и работает большое количество трудовых мигрантов из Азербайджана представленных в значительной степени мужчинами.

Правда, соотношение полов чуть выровнялось с момента последней переписи: доля женщин возросла с 48,7% до 49,5%. Но скорее всего это связано с недоучетом лезгин в крупных городах, а именно туда и направлена трудовая миграция. Кроме того, лишь небольшая часть лезгин из Азербайджана была учтена в переписях как 2002, так и 2010 года. Такая ситуация объясняется тем, что мигранты, нежелающие осложнять свое пребывание в России, избегали общения с переписчиками. В 2010 году также был замечен тренд в сторону увеличения доли русского населения в Москве и других городах, происходивший за счет нерусского население. Одной из причин такой политики является попытка успокоить русских горожан засильем мигрантов в городах.

Как бы то ни было, в Россию переехало на временное и постоянное место жительство много лезгин не только из Азербайджана, но и из Туркмении, Казахстана и других стран. Только у армян и азербайджанцев наблюдается более деформированная половая структура - у них наблюдался более мощный «наплыв» мигрантов, с гораздо более высокой долей мужчин, чем у лезгин.

Перепись также показала падение удельного веса лиц моложе трудоспособного возраста у лезгин: с 30% до 25% за счет увеличение этого показателя у трудоспособного населения (с 61% до 66%). Доля пожилого населения осталась почти неизменной - 9%. Главными факторами этой трансформации является также миграция трудоспособного лезгинского населения в Россию и падение рождаемости.

Интересным особенностью последних лет стал ощутимый рост лезгинских мужчин состоящих в браке с 60,4% до 66%, доля замужних лезгинок изменилось незначительно с 61,4% до 62,2%. Вероятно лезгины молодого и среднего возраста, мигрируя в города, начали активнее обзаводиться семьями, причем спутниц жизни они чаще выбирают из представительниц других национальностей, преимущественно русских . Тем не менее число мононациональных лезгинских домохозяйств выросло с 72 до 90 тысяч, в среднем одно домохозяйство состоит из четырех с половиной человек. Примечательно, что доля разведенных, и среди мужчин, и среди женщин чуть упала.

Лезгинская семья становится малодетной. Этот процесс охватил и другие дагестанские народы. Растет доля женщин, не имеющих детей или родивших 1-2-х, и сокращается доля матерей, имеющих 3-х и более детей (с 35% до 31%).

Упала доля лезгин владеющих родным языком - до 82,4%, русским владеет 94,6%. При этом родной язык для лезгин становится неким символом. Удельный вес лезгин, указавших лезгинский язык в качестве родного, выросла с 94% до 94,9% с 1989 по 2010 год. По этому показателю лезгины все равно уступают народам Дагестана и вайнахам.

Более благоприятная ситуация у лезгин наблюдается в образовательной сфере. В полтора раза выросла доля людей с высшим и послевузовским образованием: с 14,4% до 21,6% (среднероссийский показатель чуть выще - 23,4%). Правда, такой же и даже более быстрый рост наблюдался и у других крупных народов. Среди горско-кавказских народов только осетины имеют более высокий уровень образования (30%). Однако, как известно, качество образование за последние годы неуклонно снижалось.

К сожалению, перепись выявила у лезгин очень высокий уровень безработицы - 22,8% от трудоспособного населения частных домохозяйств. Такая ситуация характерна для всех горско-кавказских народов и связана с тем, что Северный Кавказ является депрессивным регионом. Однако значительная часть безработных на самом деле регулярно выезжают на заработки за пределы своего региона. Следует ожидать дальнейший отток лезгин из Дагестана, пока показатель безработицы не понизится до приемлемого уровня.

Амиль Саркаров

Информационно-аналитический центр ФЛНКА

Цитата: LEZGI-YAR

Жезвай хиир жувандаз хурай. Урусрикай беhем рушар садрани х1иитуш. Жуван Лезги к!ол ачух ая.

Урусурин рушарини лап гуьзи папарини галаз hамиша деh ЗАМАНДИЛАЙ(с язычества) КАСАРИК ЕГЕЗУВАЙДИЯ(ищет любов) АМ АБУРИН ХЕСТАВАЛЯ 5-д ЙИСАЛАЙ АЛАТАЙЛА,(матриархат)ГУЬЛ hИН МИЛЛЕТКАЙ ХЬАЙТАНИ БАЛАМИШЗУВАЙДИЯ МАСА ПАТАЗ ТАМАШИЗА ИТИМ ЧАГЪУРЛА ЯГЪУРЛА(новый любов) ВАРИ(КАКУР) КВАЛАХИРИН ТУМУНИКАЙ АТАНА ГАДУРЗВАЙДИЯ ВАРИ ЦИЙИЗ БАШЛАМИШЗУВАЙДИЯ.ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ НА РУССКИХ КРАСАВИЦ ЖЕНИТСЯ ПЕРЕД ЖЕНИТБОЙ СТАВ ЖЕСТКА И ПРИПОДНОСИ СЕБЯ И ПРИСТАВ СКАЖИ (ОЧЕНЬ СЕРЕЗНЫМ ВИДОМ ЖЕСТКА) ЧТО САМОМ ДЕЛЕ ХУЛИГАНОМ БЫЛ ВОРОМ БЫЛ БЫЛ БЛУДНЫМ И Я ИЗ ЗА ТЕБЯ Я СТАЛ НОРОМАЛЬНЫМ И Я БУДУ ВСЁ МУЖСКОЙ ДЕЛА БУДУ ДЕЛАТ С ОПЕРЕЖЕНИЕМ И ОЧЕНЬ ГРУСТНО СПРАШИВАЕШЬ ТЫ ВЫХОДИШ ЗА МЕНЯ ЗАМУЖ ИЛИ НЕТ? А ДАЛЬШЕ...........при каждым споре или не поятке,скажи её что я говорил вам что я такой А ДАЛЬШЕ........

ДА ЕЩЕ РАЗ ДА ЖУВАНДИЗ ЖУВАНБУР ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ Г Е Н О Ф О Н Д ЖУВАН ЛЕЗГИВАЛ ЖУВАН Ч1АЛ ЖИ Ч1ЕХИ БУБА-ДИДЕЯР ЧИПИН ХТУЛУРИХ, ПУТУЛАРИГЪ, ШУТУЛАРИГЪ ДУГУЛАРИГЪ СИХИЛАРИГЪ ГАЛАЗ РАХАДАЙВАЛ ИМ ЧИ МУРАДЯ! ......и еще....Запомни ты в жизни никогде не остаешься голодным.Эта чест и хвала им русачкам красвицам.....если не так простите.......ВООБЩЕ ТА НАШ БРАТ НИКОГДА НЕ ИЗВ. НЕ ПРОСИТЬ ну я ДЕЛАЮ ИСКЛЮЧЕНИЕ(причина учители рус женшин)...... САГЬРАЙ ЛЕЗГИЯР


Цитата: Наира Сергеева

Я Лезгинка и замужем за Русским, у нас трое маленьких детей и всё замечательно, родственники дружат, празднуем и Курбан-байрам и Пасху с Рождеством. А главное Любовь.

Цитата: Лазарь

Слепой любов у вас Нам не нужно от русских подержка мы сами силный и умный нации А ты ностаящий предательница А кто будет Лезги ГЕНОФОНД сохранить твой Иван что ли?


Я по национальности лезгин. Жениться,замуж выходить надо по любви не зависимо от вероисповедания,национальности. Чем больше такие браки будут в России,тем меньше конфликтов будет на национальной почве. У меня очень много родственников которые женаты на русских красавиц,и замужем за русских парней.Я вам честно скажу,в таких семьях иммунитет сохранения семьи более развит,чем обычных лезгинских семьях. Дагестане последнее время наблюдается рост разводов именно среди лезгинского народа,и ничего в плохого не вижу.Конечн лезгинские девушки обеспокоены,что наши парни женяться на русских девушек,ничего плохо в этом не вижу.Наоборотбудет больше поддержи со стороны русских. Русская нация,она великая и сильная нация. Я за таких браков.


Лезгинская нация,она всегда была и есть ближе к русской нации,чем другие нации в Дагестане. У меня двоюродная сестра 80 годах вышла замуж за русского деревенского парня.Сейчас у них большая семья дети,внуки,счастливо живут. Также двоюродные братья женаты на русских девушек. У них тоже свои семьи.В Дагестане наблюдается много разводов именно среди лезгинов. Я думаю надо жениться по любви,разницы нет русская,не русская. Конечно когда кровь смешанная дети рождаются более здоровые, одаренные.


Так, девки, - харе ругаться! Я сам наполовину хохол, наполовину бульбаш, наполовину русский, хотя и других кровей тоже намешано. У меня жена - кабардинка, живем уже 4 года. Считаю, что дело не в нации - а в человеке. Считаю себя русским. А закончится весь этот плавильный котёл вот поверьте - новым Советским человеком.


Ерунду не пишите!!! Это видать лезгинские парни перестали влюблятся в своих лезгинок. И вешаются как раз они на девушек наших русских красавиц. Видно скучно им с вами,вы подчиняетесь,а мы властвовать мужчинами умеем! И по ходу им это нравится!!!

Русские Девушки очень любят нашиx лезгинскиx парней а русские парни вещаются на русскиx девушкаx потому что нацисты а русским девушкам все-равно, поженятся они или не поженятся на ниx, лезгинки девушки очень любят своиx лезгинскиx парней и выxодят замуж за своиx лезгинов как и положено. Всем лезгинкам не xватают свои лезгинские парни потому что русские девушки уводят нашиx лезгинскиx парней русская девушка должна чувства собственного достоинства.


Хкемжуь] Да не только лезгины, практически во всех дагестанских народностях наблюдается рост смешанных браков, в том числе и с русскими. Главной же причиной смешанных браков в Дагестане является отток из мононациональных сел в крупные дагестанские города где доля каждой национальности составляет не более 15 %.

Потому что русские девушки запудривают им мозги поэтому наши парни женятся на русскиx девушкаx лезгинские аварские кумыкские девушки т.д не люди что ли.


dzhama1982.. Лезгинские мужчины как спасательный круг для русских девушек в г. Махачкала и в Дагестане!!!

Лезгинские мужчины ценят своиx лезгинок а русскими девушками они живут временно через 5 или 10 лет приезжают на родину и женятся на своиx лезгинкаx по любви как и положено каждая лезгин или лезгинка должны знать свои обычаи и традиции, должны любить свой народ лезгинский. русская девушка должна любить и выxодить замуж за своего русского парня как и положено а не вещаться на чужиx парняx, русские девушки недолюбливают лезгинок а на нашиx лезгинскиx парней смотрят они. русские девушки чем лучше, чем лезгинок. Лезгинские девушки умные, симпатичные, образованные добрые и xорошо воспитанные.


tariverdiev... Вы незнайте главного... Лезгинские джигиты 99% приятный наружности а так же воспитаны умны и слабы религиозность атак же они хозяственные.Эта прекрасно знают Русачки-красавицы.Женятся(больш. на русс) ни на своих те которые финансывые полжение у родителей слабо не хочет быт обозой у родителей,знает что они не потянет свадьбу(соц. беда) .После свадбы считай что он потерял половину статуса свою Лезгинство он уже не тот Лезгин как ранше был до женитбы (старые друзья с виду не показывают а самом деле....)Если в лезги село жить и работать то положительно.... А дети если 100% будет знать Лезги язык считай что он восстоновил свой статус Лезгинство а к детям относится ровесники с уважением. Тут очень много можно ну всеровно к этому Лезгину нет такого уважение кто бы он не был..... одним словам.... АМ ВИРИДАН ВИЛЕРАГЬ АВАТНА

Древность коренных народов Кавказа.

Кавказ — один из интереснейших регионов земного шара. Имея уникальные природные условия, исключительную стратегическую важность в системе взаимоотношений Европы и Востока, став родным домом для сотен народностей, поистине является уникальным уголком мира. Огромный научный потенциал изучения Кавказа издавна привлекал внимание историков, археологов, этнографов, путешественников и многих других специалистов. Изучение этой горной страны, интенсивно продолжающееся в течение около 500 лет, позволило накопить огромный фактический материал. Многие музеи мира горды тем, что они имеют кавказские коллекции. Написано достаточно специальной литературы о жизни, быте отдельных народов, изуче-нии археологических памятников. Однако история этой горной страны много-гранна и сложна, напоминая о том, что изучена тысячная доля того, что бережно хранит и переносит через века благодатная земля Кавказа.

По языковой структуре кавказские языки резко отличаются от всех остальных языков, расположенных в этой части мира, причем, несмотря на отсутствие непосредственного родства, между ними имеются определенные черты сходства, заставляющие говорить о кавказском языковом союзе. Их характерными особенностями являются относительная простота системы гласных (в убыхском их только две, что является мировым рекордом) и необычайное раз-нообразие согласных; широкое распространение эргативной конструкции предложения.

В III-II тысячелетиях до н.э. так называемые кавказоязычные племена жили на территориях не только Кавказа, современного Дагестана и Закавказья, но и в Месопотамии, Передней и Малой Азии, Эгеиды, на Балканском и даже Апеннинском полуостровах. Родство древнейшего населения всех этих территорий прослеживается в единстве их антропологических данных (средиземноморская и прикаспийская подрасы), культуры («куро-араксская») и общих язы-ковых связях. Если учесть еще и то, что они переселялись только внутри территории своих родичей и вне этой территории почти не мигрировали, то этническую их близость можно считать доказанной, исходя из общности территории, антропологии, культуры и языка.

Древнейшие народы Малой и Передней Азии и их языки, как и народы, и языки современного Дагестана, характеризуются своей пестротой. Самыми крупными из этих народов являются пеласги (III-II тыс. до н.э., Балканы), хатты (III тыс. до н.э., Малая Азия), хурриты (III-II тыс. до н.э., Месопотамия), урартийцы (I тыс. до н.э., современная Армения) и кавказские албаны (I тыс. до н.э.- I тыс. н.э., современные Азербайджан и Южный Дагестан). Тщательные лин-гвистические исследования И.Дьяконова, С.Старостина и других показали свыше 100 общих корней хуррито-урартийских и северо-восточно-кавказских языков. Из-за существенной близости этих языков И.Дьяконов предлагает для дан-ной семьи отказаться от обозначения «северо-восточно-кавказские» и ввести специальное название «алародийские».

Таким образом, в IV-III тыс. до н.э. на территориях Кавказа, Закавказья, Месопотамии, Малой и Передней Азии жили народы или народности с этнографически близкими родственными связями по антропологии, культуре, территории расселения и языку.

Пеласги и родственные им племена.

Исторической науке уже давно известно, что догреческое население Балкан и Эгеиды называлось пеласгами, лелегами и карийцами. По сообщениям историков, пеласги поселились на необитаемый Балканский полуостров, а по археологическим данным впервые человек появился на Крите в неолите примерно в VII тыс. до н.э. Сведения о родоначальнике пеласгов Пеласге входят в состав древнейших мифов: Пеласг указал людям, как строить хижины и одеваться в свиньи кожи. Он научил также жителей Аркадии питаться желудями, а позже пахать землю и выращивать хлеб, что переносит нас в мир преданий самой глубокой древности.

С VIII-VII тыс. до н.э. на юго-западе Малой Азии начинает развиваться земледельческая культура, которую условно называют чатал-хуюкской (по современному названию места в Турции). Эта культура была распространена ши-рокой полосой вдоль юга Малой Азии и вероятно, достигала в то время Эгейского моря в районе острова Родос. Она отличалась удивительно высоким для того времени уровнем развития сельского хозяйства, ремесла, культуры.

Как установлено с достаточной надежностью, с V тыс. до н.э. на территории Малой Азии жили племена, говорившие на так называемых хатто-хуритских языках. Несколько позже они занимали значительную территорию, включающую кроме Малой Азии Армянское нагорье и Верхнюю Месопотамию, Закавказье, весь Северный Кавказ, и западное побережье Каспийского моря. Указанное название характеризует тот факт, что все языки этой семьи можно разделить на две группы, образовавшие два потока их распространения. Одна группа -хаттская — включала в себя племена, двигавшиеся через север Малой Азии по побережью Черного моря. Другая группа — хурритская — двигалась по югу Малой Азии и через Армянское нагорье проникла в Куро-Аракскую долину, заняла территорию современного Азербайджана, а затем вышла на Север-ный Кавказ в районе современного Дагестана и Чечни.

Исходя из того, что все остальные племена, известные на территории Малой Азии, являются пришлыми, можно предположить, что хатто-хурритская группа языков зародилась именно здесь и начало ее распространению положила группа племен чатал-хуюкской культуры.

Выдвигая свою версию о происхождении слов «этруски» и «пеласги» акад. Н.Я. Марр отмечает, что для Кавказа характерен корень в этнических тер-минах с перерождением 1-s — 1-z, например, племенные названия и этнокуль-турные термины — lazg (лезгин), lesk-ur (сабля; букв, «лезгинское оружие»), leg+z+i — leg+z-i, lek-ur (лезгинка, лезгинский танец) и др. При переселении этих племен на Балканский полуостров их названия перетерпели изменения: «lazg» («las-k») в абхазо-адыгейской форме «ре-lasg» («pelazg») или в сванской форме «le-leg».

Малоазийские племена и кавказские албанцы.

Археологи утверждают, что население Кавказской Албании IV в. до н.э. — III в.н.э. проявляет в антропо-логическом отношении большое сходство с обитателями Закавказья предшест-вующих эпох (XIII-IX вв. до н.э.) и Передней Азии III-II тыс. до н.э. Считается, что албанцы являются не отдельным племенем, а общим названием всего населения Албании, а албанский язык — это государственный язык Албании. В «Алупанской книге» приводятся следующие названия албанских племен: кирк, гарг, мик, уди, лег, хьел, лезг, цах, гав, них, кас, куьр, гили, бил, ран, муш, шек, чекь, алак, шарв, арц, барз, мух, лекь, кел, сул, чур, хеб, цегь, хеч, сек.

Племя «Кас» (‘человек, муж, мужчина; личность’ по-лезгински) — одно из крупных племен Кавказской Албании. Область проживания касов в Албании называлась «Каспианой» и находилась на юго-западном побережье Каспийского моря, и море получило свое имя именно от этих касов. Полагаем, что кавказско-албанские «касы» («каспи»), малоазийские «каски» и месопотамские «касситы» — одной и той же этимологической и этнической основы.

Родство касков с хаттами было указано Э. Форрером, П.Н. Ушаковым, Г.А. Меликишвили и Г.Г. Гиоргадзе.О языке касков судят только по некоторому количеству названий местностей, населенных пунктов и имен лиц.

Касситы — одна из групп горных племен Загроса. Коренным местом обитания кассит-ских племен были горные местности Западного Ирана. По имеющимся данным касситы не были ни индоевропейцами, ни семитами. Они появи-лись на границах Месопотамии примерно в XVIII в. до н.э. Около 1742 г. до н.э. касситский вождь Гандаш совершил вторжение в Вавилонию и присвоил себе пышную титулатуру «царя четырех стран света, царя Шумера и Аккада, царя Вавилона». С 1595 г. до н.э. начинается правление касситской династии и так называемый средневавилонский период, который завершается около 1155 г. до н.э.

Племя «кас» (каспи, каски, каш, куш, кушиты, касситы), являющееся одним из лезгиноязычных народов, согласно с Б.Грозным, когда-то в глубокой древности занимало обширную территорию — Центральной Анатолии, южнее Черного моря, западные и южные земли Каспийского моря, возможно, Афганистан и Северную Индию. Очевидно, не вызывает сомнения родство этого народа не только с хаттами и через них с пелазгами, но и с арцави в Малой Азии (племя «арц» Кавказской Албании), кутии (племя «ути» Кавказской Албании), легами, лезгами, мушками и т.п.

С III тыс. до н.э. в северо-восточной Месопотамии жили племена кутиев, язык которых отличается от шумерского, семитских или индоевропейских языков; возможно, они были родственными хурритам. В конце XXIII в. до н.э. кути вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство. Предполагается, что язык кутийцев относится к северо-восточно-кавказской языковой группе. К этой группе принадлежали и албаны, населявшие Северный Азербайджан в I тыс. до н.э. Ученые идентифицируют кутиев с одним из Кавказско-Албанских племен -утиями или же современными удинами, живущими сейчас в двух селениях на границе Азербайджана и Грузии.

В «Алупанской книге», как одно из племен Кавказской Албании (Алупана), отмечается племя «мушк», которое было расположено у устья реки Кьулан-вац1 (букв. Серединная река; современный Самур). Северо-восточная часть тер-ритории современного Азербайджана до реки Самур и ныне называется «Мушкур» — родина народного героя лезгин XVIII века Гаджи Давуда Мушкурского.

Малоазийские мушки, по мнению Г.А. Меликишвили, — грузинские племена, а по мнению И.М. Дьяконова, «мушками» назывались Фригия и фригийцы. Думаем, что Г.А. Меликишвили ошибается, иначе совершенно непонятно, откуда появилось племя «мушки» в Кавказской Албании, причем их территория при нижнем течении реки Самур, где испокон веков живут лезгины. Если учесть еще и то, что жители современного селения Фригь Хивского района (Южный Дагестан) тоже лезгины, и особенно то, что древние фригийцы и мушки почти один и тот же народ, то совпадение «фригийцев» с «фригъцами» не является случайным.

Из всех вышеуказанных доказательств родства этносов ведущее место, несомненно, занимает язык. Язык — своеобразный паспорт народа и без языка не может идти никакой речи об истории. Мы постараемся обосновать языковое родство «алародийских» народов на примере дешифровки древних письменных памятников при помощи ключа лезгинской подгруппы восточно-кавказских языков.

Лезгинский язык в среде «алародийских» языков.

Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Этноним «лезги» находит свою первую историческую огласку в связи с этническим составом Кавказской Албании (если не учитывать сходство «лезги» с «пелазгами»). Согласно историкам, этнографам и лингвистам (Н. Марр, П. Услар, М. Ихилов и многие другие) этническое название «лезги» идентифицируется с другими подобными названиями племен «лазг», «лакз», «лег», «лек», «гел» и т.п., составляющих основное племенное объединение Кавказской Албании. Племена Кавказской Албании, приведенные в «Алупанской книге», отличаются друг от друга только по названиям, а объяснения этих названий мы находим в лезгинской подгруппе восточно-кавказских языков; «кирк» («Киркар» — лезгинское селение), «мик» («Микрагь»- лезгинское селение), «гили» («Гили-яр» — лезгинское селение), «муш» («Мушкур» — лезгинское топонимическое на-звание); «уди», «лег», «лезг», «цах», «кас», «шек», «сул», «чур», «сек», «тапас» — лезгиноязычные племена; «кел», «хеб», «ц1егь», «хеч», «хьел», «гав», «них», «шек», «мух», «лекь» -слова лезгинские. Эти же племена после разрушения Кав-казской Албании и неоднократных нашествий кочевых племен и соседних государств — греков, персов, монголо-татар, тюрков сохраняют свое более общее название — «лезгины» и расселяются в Северном Азербайджане и Южном Дагестане. Более общее название этих и других племен Кавказской Албании — «албанцы», происходит от названия государства и, как справедливо отмечают специалисты, носит только «обобщающий» характер. Нам кажется, что слова «лезги» и «лезгияр» не только показывают число (единственное и множественное соответственно), но и олицетворяют понятия «племя лезг» и «лезгинские племена».

Общеизвестно, что кавказские языки древнее, чем индоевропейские. В этом отношении и лезгинский язык не исключение. Еще Е.Бокарев, Е.Крупнов, М.Ихилов и др. утверждали 4-5 тысячелетнюю древность лезгинских языков. Хотя у них в руках не было ни одного предложения древнелезгинского (пралезгинского) языка, на его древность были серьезные предпосылки.

Если язык содержит слова, имеющие нерасчлененную основу в виде слова-звука, относящегося как к действию, так и к предмету, и предшествовавшего возникновению языка как системы, то такой язык уже по этому признаку можно отнести к древнейшим. В этом отношении характерно, что язык древнейшего человека должен быть богатым односложными словами, чему можно привести много примеров из нахско-дагестанских языков, в том числе из лезгинских языков. Со звуком «а» связаны лезгинские «ава» (есть), «ама» (осталось), «ана» (там), «йа»(есть), «йад» (вода), «ква» (есть) и др. Этот звук как свободная едини-ца («а» — «есть, имеется, находится») функционирует в табасаранском, агульском и рутульском языках; в арчинском языке «а» — «делай». Звук «и» связан со слова-ми «и(н)» -этот, «ина» — здесь, «икIа» -так, «гьикIа» — как и т.д. Кроме того:

а) на лезгинском языке некоторые слова в произношении максимально воспроизводят соответствующие им действия. Например, «бегье» ‘баран, овца, ягненок’, «тфу» ‘плевать’, «уьгьуь» ‘кашель’, «хъапI» ‘отрышка’ и т.д.;

б) многие слова лезгинского языка состоят из одного, двух и трех букв, причем изменением только одной буквы можно получить большое число других слов. Например, изменением первой буквы: «къав» ‘потолок, крыша’, «цав» ‘небо’, «сав» ‘толокно’, «дав» ‘мерзлота’ «гав» ‘дикий бык’ и др., изменением по-следней буквы: «къаб» ‘посуда’, «къад» ‘двадцать’, «къай» ‘холод’, «къаз» ‘зелень’ и др.;

в) в лезгинском языке обилие согласных букв, при наличии только пять гласных, что является одним из основных условий для получения разнообразных слов;

г) в лезгинских словах чередуются согласные (С) и гласные (Г) буквы: «а» ‘тот’ (Г), «са» ‘один’ (СГ), «къацу» ‘зеленый’ (СГСГ), «санкIар» ‘мерзавец’ (СГССГС); наличие в одном слоге последовательно нескольких согласных — позднее явление («мукIратI»-«мкIратI» ‘ножницы’; «садхва»-«стха» ‘брат’ и др.).

Языковеды, сравнивая слова различных языковых семей, выявляют их более древние формы, составляющие самый древний праязык, так называемый ностратический язык. Они предполагают, что общеностратический язык сущест-вовал до неолита, т.е. примерно в конце X тысячелетия до н.э. Следовательно, на рубеже мезолита (XI-X тыс. до н.э.) и неолита (IX тыс. до н.э.) в одном из районов Передней Азии уже существовал один из потомков общеностратиче-ского языка. Сравнивание родственных языков и даже языковых семей позволяло лингвистам выявить более древние корни, из которых были составлены этимологические словари, где приводятся реконструированные праностратические слова (а их известно сейчас около тысячи). Среди этих слов нет ни названий домашних животных, ни наименований культурных растений, ни вообще понятий, возникших в связи с земледелием или скотоводством. Нет и названий глиняных сосудов. Есть только те термины, которые связаны с охотой и рыболовством.

Познания древнего охотника в анатомии животных были ограничены теми органами и тканями зверя, которые имели хозяйственное или кулинарное значение. Из этих слов для нас представляет интерес — «кIапIА» (череп) близкое к «кIаапI — кIараб» (‘кость’ по-лезгински), «максА» (костный мозг и печень), близкий к «макь» (‘ум’ на кавказско-албанском языке) и «лекь» (‘печень’ на лезгинском языке), «кIола» (рыба), близкий к «к1азри» (‘рыба’ по-пелазгски). Кроме охоты и рыболовства, древний человек занимался собиранием съедобных растений. Среди этих растений древний человек собрал «марА» (ягоды, ежевика; «мара» ‘ежевика’ по-лезгински, «морен» по-гречески), «дзукЕ» (дикорастущий урожай, просо -«чIуькI или «цIуькI» — ‘просо’ по-лезгински).

Самым правильным способом получения достоверной информации о каком-либо древнем этносе — это правильная дешифровка его письменности, т.е. почерпнуть информацию из оригинала. Древность лезгинского языка неоспори-мо доказывается родственными его связями с древнейшими языками, письменные памятники которых впервые в мировой практике дешифровываются при помощи этого языка. К таким древним языкам относятся кавказско-албанский, урартский, хурритский, хаттский, пеласгский, этрусский языки.

Об албанских письменных памятниках до 1937 года ничего не было известно. В сентябре 1937 года грузинский ученый И. Абуладзе обнаружил в Матенадаранском архиве (Ереван, Армения) алфавит кавказских албан, состоящих из 52 букв. Позже выявлены несколько фрагментарных образцов кавказско-албанского письма: мингечаурские надписи, Балушенский, Дербентский, Гунибский и др. надписи, которые даже при наличии албанского алфавита не под-давались дешифровке. Только применение лезгинского языка в виде языка-ключа дало удовлетварительные результаты по дешифровке не только указанных коротких надписей, но и, как было указано выше, целую книгу из 50 стра-ниц («Алупанская книга»). Исследования происхождения букв матенадаранского алфавита показало, что этот алфавит был создан по принципу акрофонии задолго до н.э., причем названия около 56% знаков-букв имеют лезги-ноязычную основу.

Предварительный просмотр имеющихся в литературе материалов по дешифровке урартских памятников показал более убедительную интерпретацию содержания этих надписей при помощи лезгинского языка. К примеру, можно привести интерпретацию следующего предложения из урартских надписей: «… Менуаше Ишпуинихинише ини пили агуни…». Предложение переводится на русский язык, как ‘…Менуа, сын Ишпуина, этот канал провел…’. Нет сомнения, что слова «Менуаше Ишпуинихинише» (‘Менуа, сын Ишпуина’) находятся в эргативном падеже, о чем свидетельствует суффикс «-ше» эргативного падежа на цахурском языке («-хи-» от слова «x(w)a» ‘сын’ на лезгинском языке). Слово «ини» — это лезгинское «ин» ‘этот’, или «ини(н)» ‘этот, здешний’. Слово «пили» переводится как ‘канал’. Именно такое значение сохранило это слово в гелхенском смешанном говоре курахского диалекта лезгинского языка. По-гелхенски «пили» — зигзагообразное расположение камней, применяемое при постройке канала, чтобы предотвратить оползни почвы. Последнее же слово предложения — «агуни», как его употребляют современные дешифровщики, почти потеряло свое кавказоязычное произношение: его следует читать как «эгъуьни(й)» ‘вкапал, провел’ на лезгинском языке, что полностью согласуется с переводом предложения.

Возьмем урартское слово «манкали». В словарях урартского языка его переводят как обозначение сорта масла (?). Это слово встречается в перечне хозяйственных товаров, причем этому слову предшествует знак, обозначающий или «Шарру» ‘царь’, или XX ’20’, а после этого слова идет знак, показывающий или слог «ни», или «шамну» ‘жир, масло’. Отсюда получается несколько транскрипций: «Шарру манкали шамну», «XX манкалини» и т.д. Словосочетание «…манкали шамну» позволило специалистам их переводить как «манкали масло» (разновидность, сорт масла). Однако это выражение хорошо читается на лезгинском языке: «XX ман кали(н) ччем», где «ман» — древняя лезгинская мера веса (малый ман — 0,5 кг, большой ман — 3 кг), «кали(н)» ‘коровы, коровье’ на лезгинском языке, «ччем», «ч1ем» (= «шам») ‘масло’. Перевод: «20 ман коровье масло» или по-современному: «60 кг коровьего масла».

Из приведенных в литературе хаттских слов можно привести следующие хатто-лезгинские параллели: «таккехал» (хетт., герой) — «кьегьал» (лезг., сме-лый, храбрец), «зари» (хатт., человек) — «зари» (кав.-алб., писатель, поэт), «кашт» (хетт., голод) — «каш» (лезг., голод), «йатар» (хатт., вода) — «йидар» (хетт., воды — мн.ч.) — «йад» (лезг., вода), «кир» (хетт., сердце) — «рикI» (лезг., сердце), «йар» (хатт., гореть) — «йар» (лезг., заря, алый, любимый), «акун» (хатт., видеть) — «акун» (лезг., видеть), «ахкун» и «хкун» (хатт., значение этих слов в литературе не известно) — «ахкун» или «хкун» (лезг., видеть заново, встретиться), «хку-вьа» (хатт., хватать) — «хкъун» (лезг., хватать), «пIвьел» (хатт., дом) — «кIвьел» (лезг., дом), «ка» (хатт., давать) — «ча» (лезг., дай; «ке» ‘дай’ по-гелхенски на языке детей), «хьанвьа-шит» (хатт., трон или богиня трона) — «гьа-на» (кав.-алб., трон), «Аштан» (хатт., бог Солнца) — «Ал-пан» (лезг., бог огня), «уьр(а/и)» (хатт., колодец) — «уьр» (лезг., озеро; на литературном лезг. языке «вир») и т.д.

Удивительные результаты дают дешифровка пеласгских письменных памятников при помощи ключа лезгинского языка. Время распространения минойской (пеласгской) письменности охватывает почти все II тыс. до н.э. Непосредственно предшествовавшее линейному письму «А» иероглифическое (рисуночно-слоговое) письмо существовало на Крите примерно с 2000 по 1700 г. до н.э. Из этого в значительной мере пиктографического письма развилось ли-нейное письмо «А», применявшееся также почти исключительно на Крите примерно с 1800 по 1400 г. На базе линейного письма «А» возникли два других вида письменности:линейное письмо «Б» и кипроминойское. Первое из них применялось в Кноссе в XV в. и в некоторых центрах материковой Греции с XIII до XII в. до н.э. Второе существовало на Кипре с 1500 по 1150 г. и возроди-лось, начиная с VII в. до н.э., в виде кипрского слогового письма, которое впо-следствии в значительной мере помогло расшифровке кносских и пилосских текстов. Существует еще знаменитый «Фестский диск» — критское иероглифическое — единственное в древней Европе, штампованное письмо! Все эти формы пеласгского письма-«Фестский диск», около 50 образцов иероглифического письма, около 40 образцов линейного «А», 50 образцов линейного «Б» и все существующие образцы (их всего три) кипроминойского письма полностью дешифровываются и интерпретируются при помощи того же лезгинского языка. Полученные результаты обобщены в «Яралиев Я.А., Османов Н.О. Дешифровка критской письменности. Пеласгско-лезгинский язык. История лезгин. Том 2. М.,2009».

Многие пеласгские слова вместе с письмом заимствованы ахейцами (древними греками), и поэтому можно обнаружить сотни греческо-лезгинских параллелей в древнегреческом языке.

Этрусские эпиграфические памятники состоят как из сравнительно крупных текстов, так и из свыше 10 тыс. коротких эпитафий, из надписей на таблетках и на других материалах. Самым пространным из крупных текстов является рукопись на пеленах Загребской мумии, содержащая около 1500 слов. Вторым по величине этрусским памятником является надпись на терракотовой черепице, обнаруженной на месте древней Капуи (уцелело более 160 различных слов). К той же группе текстов культового назначения относят и надпись на линзообразной свинцовой пластинке, найденной в Мальяно и содержащей около 70 слов. Также предполагают, что надпись на колонне из Перузии, насчитывающая 130 слов, является единственным юридическим документом — договором между представителями двух этрусских семейств о продаже или передаче каких-то владений.К числу важнейших этрусских эпиграфических памятников, несомненно, принадлежат и обнаруженные в Пиргах три посвятительные надписи на золотых фольгах, две из которых — на этрусском языке и одна — на финикийском.

Почти 500 лет бьются и серьезные ученые и бесчисленные дилетанты над разгадкой тайны этрусского языка. Для интерпретации этрусского письма испробованы почти все языки земного шара и все известные методы дешифровки и не получено никаких удовлетворительных результатов. При помощи же лезгинского языка дешифрованы все известные крупные этрусские тексты и 320 коротких надписей (см. «Яралиев Я.А. Османов Н.О. История лезгин. Этруски. I тыс. до н.э. Том 3. М., 2012» и «Яралиев Я.А., Османов Н.О. Дешифровка этрусского письма. Этрусско-лезгинский язык. История лезгин. Том 4 (Книги 1 и 2), М., 2012»).

Многие этрусские слова перешли в латинский язык, и поэтому неудивительно, что в латинском языке можно обнаружить сотни латино-лезгинских параллелей.

То же самое можно сказать о письменных памятниках кавказских албанцев. Все известные в литературе эпиграфические материалы Кавказской Албании и обнаруженные в личном архиве известного лезгинского поэта Забита Ризванова фотокопии одной албанской книги («Алупанская книга») успешно дешифрованы при помощи лезгинского языка и обобщены в «Яралиев Я.А. Алупанская (Кавказско-Албанская) письменность и лезгинский язык. Махачка-ла, 1995». Эта книга написана на «месроповском» албанском алфавите (37 букв), не известном в мировой албанистике.

В начале 90-х годов прошлого столетия в Синайском монастыре (Египет) обнаружены палимпсесты, где на стертом албанском тексте произведен новый текст на древнегрузинском языке. Директору Рукописного фонда АН Грузии З.Н.Алексидзе удалось полностью возобновить стертый албанский текст на синайских палимпсестах. В 2009 году этот албанский текст (около 250 страниц) опубликован в Бельгии на английском языке. Авторы без надлежащей дешиф-ровки утверждают, что текст интерпретируется при помощи удинского языка, и представляет собой перевод Евангелия на албанский язык. Наша попытка дешифровать албанский текст на синайских палимпсестах при помощи лезгинских языков дала поразительные результаты:текст не является переводом Евангелия. Выявляется удивительный древний лезгинский язык. Исследования по этому направлению продолжаются.

Я. А. Яралиев
Профессор

Народ, который чтит традиции Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них. - Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Древние обряды и современная жизнь Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями. Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий - похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом. Восточные традиции гостеприимства Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений. Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.

Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной? Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня эта народность в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц (Красного быка), он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд (в переводе "Большая вода"). Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна Народный танец, известный во всем мире Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке. Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев. Лезгинка - очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию. - Читайте подробнее на FB.ru.

Как жили и чем занимались лезгины?

Там, где протекают реки Самур и Гюльгерычай, климат сухой и теплый. Лето жаркое. Фруктовые деревья дают хорошие урожаи яблок, персиков, инжира, слив, груш, черешни. Обитают шакалы, дикие кабаны и волки. Встречаются сухопутные черепахи. В кустарниках водятся фазаны, дикие косули (джейраны), олени, барсуки, куницы, лисы и зайцы. А еще ящерицы и змеи. В устье реки Самур, где она впадает в Каспийское море, растут густые лиановые, широколиственные леса.

В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные орлы. Помнишь, Арслан, мы видели их, когда поднимались на гору Шалбуздаг? Они кружили над нами всю дорогу.

Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились редко.

Занимались в основном земледелием, скотоводством, собирательством. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу, фасоль, а позднее – тыкву, лук, просо. Где не хватало воды, делали искусственное орошение – проводили воду от рек, родников. Для пахоты земли использовали быков и буйволов.

После молотьбы каждая семья, согласно шариату, выделяла закят (пожертвование) для бедных, вдов и сирот.

Для пастьбы крупного рогатого скота назначали пастухов. Во многих лезгинских селениях был такой обычай. После вечерней дойки кто-нибудь из хозяев по очереди приглашал пастуха к себе. Он уже знал, чья очередь, и, пригнав стадо в аул, шел в этот дом. Здесь его ожидал ужин, а когда пастух уходил, на завтрак в его сумку (чанта ) клали чуреки, масло, сыр, халву.

Почти каждая семья имела коня. Конь был не только средством передвижения. Это был друг, богатство и гордость семьи. Лезгины любили лошадей: они были с человеком и в радости, и в горе, отвечали преданностью на любовь и верностью на заботу.

С конца XIX – начала XXвв. некоторые жители сел занимались извозом – перевозили людей и грузы в близкие и дальние села и города.

Гора - дагъ.

Река - вацI.

Лес - там.

Дерево - тар.

Трава - векь.

Цветок - цуьк.

Животное - гьайван.

Корова - кал.

Овца - хеб.

Лошадь - балкIан.

Волк - жанавур.

Заяц - къуьр.

Лев - аслан.

Тигр - пеленг.

Лиса - сикI.

Медведь - сев.

Тур - суван яц.

Птица - нуькI.

Орел - лекь.

Сокол - кард.

Соловей - билбил.

Ласточка - чубарук.

Ворона - пехъ.

Птенец - шараг.

Курица - верч.

Бабочка - чепелукь.

Жук - пепе.

Кузнечик - цIицI.

Муравей - цвег.

Паук - хушракан.

Рыба - балугъ.

Лягушка - къиб.

Червяк - шар.

А смысл задавать вопрос если знаешь ответ? понты? глупо?

Скорее всего лезгины. Название не «чеченка» ж. а так этот танец практически у всех кавказских народов есть в том или ином варианте

Название- в честь лезгинов, народа с Юга Дагестана, скорее всего, танец, изначально, дагестанский, а распространился во время 1 Кавказской войны.

Ответ: лезгины Родиной «лезгинки» , по мнению исследователей, является Лезгистан, где созданы классические образцы лезгинок, позже перенесенные во все соседние области.

Что же такое «лезгинка» ?

Это своеобразное соревнование между молодыми людьми — быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгин является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь.

Лек (лекь) — «лезгин, орел» означает люди-орлы. Народы-соседи слово лек воспринимали как название определенного народа, а сами леки вкладывали в слово лек понятие «человек-орел».

Отсюда и название танца — лезгинка — как человеческого танца в отличие от танцев птиц, зверей.. . Так что, не танец «лезгинка» именуется по названию народа, а народ стали называть в соответствии с танцем.

Лезгинка — танец дружбы, любви и счастья.

Ранняя этническая история лезгин тесно связана с одним из древнейших государств на территории Азербайджана и Южного Дагестана — Кавказской Албанией. Античный автор Страбон (65 г до н. э. -24 г н. э.) писал, что население Албании говорило на 26 языках. Один из них принадлежал легам/лекам – предкам настоящих лезгин, жившим на Восточном Кавказе, язык которых был государственным языком Кавказской Албании. В составе античного государственного образования «Кавказская Албания» предки нынешних лезгин, рутульцев, цахуров, агульцев, табасаранцев, арчинцев, будугов, крыцов, хиналугцев под общим этнонимом «Леки» являлись главной военно-политической силой ее.

В раннем средневековье лезгины являлись, по описанием современников «Оплотом Ширвана». А в арабских источниках IX-X веков имеются сведения о царстве лакзов в Южном Дагестане. Что же такое «лезгинка» ? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми — быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгин является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла.

Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Музыка «лезгинки» , с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов.

Так, Глинка в «Руслане и Людмиле» , Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку» . Композиция осталась популярной по сей день – очень часто к ней обращаются и современные исполнители. ….Знаменитый танец лезгин — лезгинка (известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури — лека «лезгин, дагестанец») , который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла.

Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь.

Название похожего танца грузин картули, по всей вероятности, также происходит от слова кард и означало первоначально ‘соколиный, орлиный танец’ (см. фото) . Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин (отсюда и название лезги/лезгинка).

у чеченцев вообще нет тацев

Вообще то Леки это Лакцы, а Лезгины непонятно каким боком стали Леками?

само слово лезгин происходит от персидского лезджи как халаджи, белуджи

все хотят украсть такую Великую историю Лезгин. а чеченцы вообще не причем

Кавказцы – горячий, страстный и эмоциональный народ. Кавказ – родина прекрасных экспрессивных танцев. Особого внимания заслуживает такой национальный танец Кавказа, как лезгинка. Этот танец, как никакой другой, передает массу чувств и несет в себе неисчерпаемую живую энергетику народа Кавказа.

Танец лезгинки заключается в наборе уникальных движений, которые несут экспрессию и передают глубину чувств страстной натуры танцующего человека.

Многих сегодня интересует вопрос: как в точности сохранить стиль древнего танца? Выучить движения? Пристально следить за хореографией? Нет, этого мало – важно найти одежду, которая станет основной составляющей танца .

Одежда для лезгинки – актуальный вопрос для любителей сего танца.

Как выглядит одежда для лезгинки? Какие ее характерные особенности?

Рассмотрим все упомянутые ранее аспекты подробно. Костюм для лезгинки должен сохранять все национальные обычаи кавказского народа. Но так как основоположниками лезгинки были лезгины, соответственно и костюм для лезгинки должен сохранять традиционные черты национальной одежды лезгинов.

Мужской костюм для лезгинки состоит из черкески, то есть однобортного кафтана с открытой грудью . Рукава у черкески могут быть как длинные, так и короткие. Для более холодного сезона вместо черкески одевают бешмет, то есть та же самая черкеска, но со стоячим воротником и на ватной или на шерстяной основе. На ноги одеваются штаны (по-лезгински — вахчагар). Эти штаны имеют широкий шаг, который постепенно к низу сужается.

502: Bad Gateway

Сверху может одеваться бурка – то есть плащ черного цвета (реже — белого). Все это стягивается наборным поясом. На ноги одеваются чувяки, которые шьются из сафьяна красного цвета. Сейчас для танца лезгинки любят одевать именно сафьяновые или кожаные чувяки (так как издревле их носило только высшее сословие), реже одевают войлочные чувяки.

Одевают на ноги также ноговицы, которые подобно чувякам, шьются из кожи или сафьяна. Украшаются ноговицы галунами с подвязками под коленом.

Раньше обязательными предметами мужского костюма для лезгинки были кинжал, шашка и сабля. Сейчас их одевают для танца все реже, так как они сковывают движения.

Женский костюм для лезгинки – это комплекс штанов, как узких, так и широких, а также нижней рубахи. Сверху на все это одевается верхнее цельнокроеное платье, на голову женщины одевают платок или национальный женский головной убор, на ноги – вязаные чулки и чувяки.

Лезгины - один из крупных народов Дагестанской АССР. Они проживают компактно в юго-восточноой части республики и в сопредельных районах северной части Азербахтджанской ССР. В Дагестанской АССР они населяют районы Курахский, Касумкентокий, Ма- гарамкентский, Докузпаринский и Ахтынский, а также частично Рутуль- ский и Хивский, а в Азербайджанской ССР - Кубинский и Кусарский районы. Лезгины сами себя называют лезги. До Великой Октябрьской социалистической революции лезгинами нередко неправильно именовалось все горское население Дагестана.

Численность лезгин по переписи 1959 г.-223 тыс. человек, из них в Азербайджане - 98 тыс. человек.

Язык лезгин относится к лезгинской группе дагестанской ветви кавказских языков. В эту группу входят также табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, хиналугский, крызский, будугский и удин- ский языки. За исключением ‘собственно лезгинского и табасаранского, все эти языки бесписьменные. К собственно лезгинам очень близки агулы, в большинстве владеющие лезгинским языком.

На лезгинском языке свободно говорят также южные табасаранцы и часть рутульцев. Проживающие в Дагестанской АССР лезгины и агулы пользуются лезгинской письменностью, лезгинское население Азербайджана - азербайджанской письменностью. Кроме родного языка, подавляющая масса дагестанских лезгин знает русский и азербайджанский языки. Лезгинский язык делится на три диалекта - кюринский, ахтынский (оба в Дагестане) и кубинский (в Азербайджане).

Каждый из диалектов в свою очередь состоит из нескольких близких говоров. В основе литературного языка лежит кюринский диалект.

Территория, занимаемая лезгинами, делится на предгорную и горную. Предгорная часть состоит из равнин и невысоких возвышенностей, покрытых перемежающимися кустарниками и древесными зарослями. Климат в предгорьях сухой, с жарким летом и умеренной зимой. Горная часть состоит из высоких хребтов и речных долин.

На некоторых вершинах лежит вечный снег. Склоны гор иногда бывают покрыты кустарником и скудным травяным покровом, часто же бывают лишены всякой растительности, так как потоки дождевых вод сносят со склонов почвенный покров. Особенно пустынно выглядят горы в долине р. Самура. Однако сейчас принимаются меры к разведению в этих местах садов и созданию лесонасаждений. Климат в горах более прохладный, чем в предгорье, но и здесь летом нередко бывают засухи.

Реки, протекающие по лезгинской территории (самые крупные - Самур и Гюльгерычай), имеют быстрое течение и резко меняют свой уровень в зависимости от количества осадков.

Лезгины - исконное население Южного Дагестана. Древнейшие известия о лезгинах мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на Восточном Кавказе народе «леги». Арабские авторы IX-X вв.

знали в Южном Дагестане «царство лакзов». Находки куфических надписей в селениях Ахты, Зрых, Кочхюр, Гельхен, Ашага-Стал, Курах позволили считать, что эти, как, очевидно, и многие другие лезгинские селения, возникли до XIV в.

В политическом отношении лезгинское население до XIX,в. не составляло единого целого. Оно входило преимущественно в ряд независимых «вольных обществ», представлявших собой небольшие объединения сельских общин. Лезгины Азербайджана входили в Кубинское ханство, а лезгины, проживавшие поблизости от Дербента, подчинялись дербентским ханам.

В XVIII в. лезгинская территория временно была захвачена сосед- н-ими казикумухскими ханами. В 1812 г. в долине р. Курахчая и низовьях р. Самура образовалось Кюринское ханство (с центром в сел. Курах), вошедшее в состав России. Тогда же добровольно приняли русское подданство и верхнесамурские «вольные общества» лезгин (Ахты-Пара, Алты-Пара, Докуз-Пара).

Перед революцией территория лезгин составляла Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии.

Хозяйство

Основными занятиями лезгин являются животноводство и земледелие.

Значительное место занимает садоводство. Существуют различия в характере хозяйства между разными районами. Так, жители Курахского, Хивского, Ахтынского и Докузпаринского районов занимаются в основном животноводством, а жители Касумкентского и Магарамкентского - земледелием. В Ахтын- ском, Касумкентском и Магарамкентском районах большую роль в хозяйстве играет садоводство.

Во всех лезгинских районах разводят преимущественно мелкий ског, причем везде овцеводство преобладает над разведением коз.

Но численность голов того или иного вида скота в разных местах различна. Немалую роль в колхозном и индивидуальном хозяйстве играют буйволы. В колхозах проводится работа по улучшению породности скота.

Скотоводческое хозяйство у лезгин имеет те же черты, что и у других народов Дагестана.

Так же, как у других народов, у лезгин организованы содержание скота и ежегодные перегоны его с летних пастбищ на зимние и обратно, так же устраиваются копти на летних пастбищах и кутаны - на зимних, так же организованы уход за скотом, сбор шерсти, доение, те же способы приготовления молочных продуктов. Отметим лишь, что масло, получаемое в личном хозяйстве, лезгинские женщины приготовляют не путем сбивания особым пестом, а путем раскачивания высокого бочко образного сосуда, наполненного сметаной.

Великая Октябрьская социалистическая революция, а затем коллективизация сельского хозяйства внесли большие изменения в лезгинское животноводство.

Зимние и летние пастбища теперь закреплены за колхозами - животноводам не приходится, как прежде, каждый год искать свободные от арендаторов пастбища. В животноводство внедряются все более совершенные методы содержания скота, передовая техника (сепараторы, электродойка, элёктрострижка и т.

Земледелие является основной отраслью хозяйства лезгин предгорных районов. Если; по данным 1958 г., в горном Ахтынском районе площадь пастбищ и сенокосов почти в пять раз больше посевной площади, то в предгорных.Касумкентском и Магарамкентском районах площадь под пахотой примерно в 1,5 раза больше, чем под пастбищами и сенокосами. Большая часть посевной площади занята зерновыми культурами.

Сеюг кУкУРУзу, пшеницу (преимущественно озимую), рожь, ячмень, просо, чину, рис. Большую роль в хозяйстве лезгин играют огородные и бахчевые культуры - картофель, горох, капуста, огурцы, морковь, а в предгорных районах помидоры, арбузы, дыни, тыквы и т.

д. Примечательна капуста, выращиваемая в Ахтынском районе, вес ее кочанов достигает двух пудов. Из масличных и технических культур выращивают подсолнечник, кенаф, лен-долгунец, коноплю, табак.

С каждым годом расширяются посевы кормовых культур. Значительная часть полей имеет искусственное орошение.

До Великой Октябрьской социалистической революции лезгины не сеяли технических и кормовых культур и почти не занимались огородничеством, за исключением разведения картофеля. Выращивать картофель местное население научилось в XIX в. у русских. В сельскохозяйственном производстве лезгины применяли легкую соху, рассчитанную на пару упряжных быков, серп, молотильную доску и сито для веяния.

Зерно мололи на ручных и водяных мельницах.

За годы Советской власти не только значительно расширился ассортимент продукции земледельческого хозяйства лезгин, но изменилась и агротехника.

Национализация земли устранила существовавшие прежде помехи в проведении оросительных канав и привела к увеличению плотцади орошаемых земель. Старая соха, молотильные доски и деревянные лопаты сменяются фабричным плугом, молотилками и веялками.

Особенно широко используется современная техника в предгорных районах - Касумкентском и Магарамкентском. В колхозах этих двух районов к весне 1959 г. имелось более 50 тракторов (в 15-сильном исчислении), два десятка комбайнов, около сотни грузовых автомашин и т.

д. В ряде лезгинских селений для молотьбы и помола используется электрическая энергия. Во многих местах построены мельницы с механическими двигателями.

Видное место в лезгинском хозяйстве занимает садоводство.

До коллективизации его роль была сравнительно небольшой. В настоящее время она стала значительной. Особенно богатые сады имеются в селениях Гильяр Магарамкентшого района, Касумкент, Ашага^Стал, Куркент и Орта-Стал Касумкентского района и в сел. Ахты Ахтынского района. На территории Касумкентского района расположен крупнейший в Дагестане садоводческий совхоз им.

Герейханова, на долю которого приходится половина всей площади садов района. Кроме садов, которые занимают 782 га (1959 г.), этот совхоз имеет значительное полеводческое и животноводческое хозяйство.

Развитию земледельческого хозяйства способствовали крупные ирригационные работы. В советское время территория расселения лезгин покрылась густой сетью оросительных каналов. Благодаря применению искусственного орошения многие тысячи гектаров прежде не возделывавшихся или заброшенных земель в Касумкентскомг Магарамкентском, Ахтынском и других районах превратились в колхозные поля, сады и огороды.

Большие успехи достигнуты и в области электрификации. Построено много электростанций, в том числе Ахтьшская, являющаяся одаой из крупнейших в Дагестане.

В прошлом обрабатывающая промышленность на территории лезгин была представлена только ремеслами и домашними кустарными промыслами.

Наиболее значительными центрами ремесла были селения Ахты, Икра, Касумкент. В Ахтах, например, насчитывалось около сотни мастеров - кожевников, сапожников, шубников, швейников, кузнецов и др. Это был крупный торгово-ремесленный центр Южного Дагестана. Селение Икра славилось своими оружейниками и ювелирами. Развито было ковроделие. Лезгинские ковры пользовались большим спросом в России и в других странах. Мастерицы-ковровщицы работали в одиночку, в темных и грязных помещениях, на самодельных станках, получая за свой тяжелый труд скудное вознаграждение.

За годы Советской власти у лезгин появилась своя промышленность: леспромхозы, фруктово-консервные заводы!, рыборазводные станции, заводы минеральных вод, маслосырозаводы, пищевые комбинаты, типографии, а также ряд кооперативных производственных артелей, среди которых большое значение имеют ковровые артели, объединяющие свыше 1,5 тыс.

мастериц. Из других традиционных кустарных промыслов сохраняются: обработка кожи, производство медных и других металлических изделий.

История лезгинского народа

В каждом районе существуют промкомбинаты, объединяющие кустарей, занятых изготовлением и починкой бытовых металлических предметов (печей-времянок, тазов, кувшинов и пр.), одежды, обуви и т.

До революции многие тысячи лезгин уходили на сезонные заработки, преимущественно в Азербайджан. Большую часть отходников составляли крестьяне горных селений, особенно страдавшие от безземелья. Из ряда селений Самарского и горной части Кюринского округов (Ахты, Кана, Хрюк, Микрах, Икра, Хучхюр, Курах, Гельхен и др.) уходили на заработки почти все взрослые мужчины.

Большинство отходников уходило осенью вместе со скотом, перегонявшимся на зимние пастбища, которые прежде находились в основном в Северном Азербайджане. Таким образом, отходничество у лезгин часто сочеталось с отгонным животноводством.

Отходники нанимались копать оросительные канавы, сажать деревья, выжигать уголь, [работать каменотесами, чернорабочими и т.

д. Другая часть отходников поступала на нефтяные промыслы Баку, где многие оседали на постоянной работе. К 1917 г.

среди лезгин существовала уже значительная прослойка промышленного пролетариата, принявшая активное участие в борьбе большевистской партии за утверждение Советской власти в Дагестане и Азербайджане. В советское время, особенно после коллективизации, сезонный отход лезши сильно сократился, но численность лёзгин-рабочих значительно выросла,

Большое значение для развития хозяйства и культуры лезгин имела ликвидация векового бездорожья.

Ныне лезгинские селения связаны между собой т. с другими районами хорошими автомобильными и колесными дорогами. Автомобильные дороги прошли даже в такие высокогорные селения, как Куруш, Хучхюр, Рича, Кураг и другие, которые прежде сообщались с внешним миром только по труднопроходимым тропам.

ФЛНКА в Дагестане и проблемы лезгинских районов

Author channel Федеральная Лезгинская Национально-Культурная Автономия (ФЛНКА)5 год. назад

Милет на Лезгинском языке. Албанист Ярали Яралиев

Гость передачи, Профессор, Доктор Технических Наук Ярали Алиевич Яралиев.

(Ученный Альбанист). Наш сайт — http://www.nnttv.ru Мы в ВКонтакте — http://vk.com/nnttv Мы в Facebook — https://www.facebook.com/tv.nnt.ru Мы в Instagram — http://www.instagram.com/NNT_TV Мы в Twitter — http://www.twitter.com/NNT_TV Мы в Одноклассниках — http://ok.ru/nnttv Мы в YouTube — http://www.youtube.com/c/ННТТВ Если понравилось, то не поленитесь подписываться и ставить лайк. #ННТ‬ ‪#телеканал_ННТ‬ ‪ ‪#Дагестан‬ #Махачкала #Новости #sport #Islam #культура #традиция #дружба #Ислам #Шариат #Иман #Ихсан #Намаз #Сунна #Пост #Наследие #Кавказ #Дагестан #Махачкала #Коран

Руслан Курбанов разорвал Владимира Жириновского на Поединке

Руслан Курбанов разорвал Владимира Жириновского на Поединке

Самурский узел Samur forest ecology

Экология Самурского леса, Самурский лес, лезгины, пресная вода, экологические проблемы России, гибель леса, река Самур, Samur River, Къулан ВацI, Самур ВацI, экология Дагестана, дагестанские реки, заповедник Самур, Юждаг, Тв Звезда, Дербент, Магарамкент, Баку, Хачмас, Ахты, Рутул, Агул, Табасаран, лиановый лес в России, Samur Waldökologie, Samur orman ekolojisi, Lezghins, Ecology Samur forest Samur forest Lezghins, fresh water, and environmental problems in Russia, liana forest in Russia, Лезгины, Родина, Юждаг, Лезгин, лезгины, лезгинский фольклор, ностальгия, Кавказская Албания, Алпан, нехватка воды, Лезгистан, лезгинский фильм, Кавказ, аул Хрюг, Дагестан, Азербайджан, азербайджанские лезгины, кубинские лезгины, кусарские лезгины, хачмасские лезгины, экологические проблемы России, этнополитика, табасаранцы, агулы, агульцы, крызы, рутулы, рутульцы, хновцы, Хнов, дагестанские лезгины, Махачкала, Баку, Ахты, Ахтынский район, Дагестан, Каспийск, Куба, Дербент, Сумгаит,митинг в Самуре, Хасавюрт, Кусары, Худат, Куруш, Доккузпаринский район, Шахдаг, Шалбуздаг, лезгинка, Kuba, дагестанские пословицы, кинохроника Дагестан, Лезги шиират, Дагъустан, Ахцегь район, Дербент, Каспийск, Изберг, Ялахъ кам, Чими ятар, Lezginskie proverbs Lezghins Lezghins lezghin sayings Lezgin folklore, oral folklore Lezghins Caucasus, Dagestan, Azerbaijan, Azerbaijani Lezghins Lezghins Dagestan, Makhachkala, Baku, Akhty, Caspian, Derbent, Sumgait, Khasavuirt, Kurush, Dokkuzparinsky area Shahdagh , Shalbuzdag, lezginka, Dagestan proverbs, Lezginskie Sprichwörter Lezghins Lezghins lezghin Sprüche Lezgin Folklore, mündliche Folklore Lezghins Kaukasus, Dagestan,里海,杰尔宾特,苏姆盖特, 达吉斯坦共和国,阿塞拜疆,lezgi, Ləzgi, Ləzgilər, Dağıstan, Qusar, Quba, Xaçmaz, Bakı, Gəncə, Sumqayıt , Mingəçevir, Qəbələ, Qubaİsmayıllı, Oğuz, Göyçay, Лезгиял, Лаьзгий, булаг, лезгинские леса, СДК,Самур-дивичинский канал, высыхание леса, lezgins,Dagestan

Affaire Bemba:les parties présentent des observations sur la détermination de la peine

Abonnez-vous sur notre chaine et partagez nos vidéos svp.

Лезгины. История, культура, традиции (М. Н. Гаджиева, 2011)

Pour vos soutiens, contactez nous: E-mail: [email protected] Page fcbk:congosynthese.com Site:www.congosynthese.com

Салам, учитель!

Рассказ о русских учителях в Дагестане, о том, как на протяжении долгих лет советской власти делалось все для того, чтобы обучить детей в республике.

А ведь в Дагестане говорят более чем на сорока языках, и у подавляющего числа этих языков не было письменности, ее создали ученые-филологи ведущих научных заведений СССР. Все послевоенные годы выпускницы провинциальных российских пединститутов направлялись в Дагестан, в горные села, и всю жизнь проработали там учителями русского языка и математики, химии и физики.

Они приезжали в села, где не было электричества, где приходилось корпеть над книжками при свете жировых и керосиновых ламп и собирать для обогрева жилищ кизяк, где немыслимо было выйти на улицу без платка.

Им удалось завоевать авторитет и уважение у людей совсем другой культуры. Приезжие учителя не только обучали грамоте, но и меняли местные нравы. Устраивали танцевальные вечера, были советчицами и местным женщинам, и молодежи. Именно они выучили то поколение, которое стало основой интеллигенции республики. И к восьмидесятым годам прошлого века уже выпускники собственных, дагестанских вузов поехали в горные села. Но очень многие русские учительницы так и остались жить в Дагестане, не уехали на родину.

У них сложились семьи, растут дети и внуки. Сейчас о них помнят. На свои средства их ученики написали и издали книгу «Мой первый учитель» о русских учителях в Дагестане. Автор сценария: Вадим Гончаров (Godza) Режиссер: Максим Огечин