Методическая разработка организация круглого стола. Круглый стол, дискуссия, дебаты

В Центральной городской библиотеке им. Н. А. Некрасова прошел практикум «Технология проведения круглого стола» для работников муниципальных библиотек города Краснодара. Заведующая инновационно-методическим отделом Н. В. Шокотко представила одноименную методическую разработку, с материалами которой можно ознакомиться в этой статье. Участники остались и на показательное мероприятие – круглый стол «Эко-Я. Эко-Мы. Эко-Мир».

Одним из наиболее популярных и действенных методов приобщения читателей к книге в последние годы во многих библиотеках России стала форма массового мероприятия «круглый стол». В библиотечной отрасли он представляет собой совокупность методов пропаганды книги и чтения, в основе которых лежит идея коллективного обсуждения актуальных проблем.

В этом смысле дискуссии, диспуты, беседы и другие традиционные методы проведения мероприятий являются родственными круглому столу. Но, несмотря на сходство, он обладает рядом преимуществ.

Круглый стол , прежде всего, подразумевает активное участие достаточно большого количества читателей, привлечение группы специалистов для обсуждения актуальных проблем, оперативное рассмотрение широкого круга вопросов, представляющих для аудитории как теоретический, так и практический интерес.

Кроме того, такая форма мероприятия позволяет реализовать и другие методы массовой работы (диалог, полемику) и отличается повышенной информативностью.

Его участники не только получают и усваивают новую информацию, учатся анализировать проблемы и отстаивать свою позицию, но и показывают свои знания, умения убеждать, и аргументировано спорить.

Методика круглого стола , как и любого другого мероприятия, включает в себя подготовительный этап и сам этап проведения.

Подготовительный этап круглого стола

1.Библиотекарь заблаговременно определяет, сообщает читателям и всем заинтересованным лицам тему, время и место проведения мероприятия. При этом тема может формулироваться в соответствии с учетом интересов и пожеланий самих читателей.

2.В подготовительный период целесообразно рекомендовать читателям перечень изданий, которые отражают тему круглого стола и содержат различные точки зрения на проблему.

3.На этапе подготовки круглого стола приглашается группа специалистов, которая будет своего рода генератором идей на мероприятии. Это могут быть представители местных государственных и общественных организаций, вузов, специалисты различного профиля. В отдельных случаях роль специалистов могут сыграть наиболее подготовленные читатели, библиотечные активисты, которые предварительно готовят короткие сообщения по различным аспектам обсуждаемой темы.

4.Для повышения познавательной активности читателей в период подготовки к мероприятию осуществляется сбор письменных вопросов по теме круглого стола. Они являются ориентиром для подготовки библиотекаря и приглашенных специалистов.

5.Чтобы мероприятие прошло интересно, содержательно и с высокой активностью, следует в период подготовки продумать порядок его проведения, использование принципа наглядности, технических средств, материалов, средств массовой информации и таких форм активизации читательской активности, как ситуативные вопросы, видеофрагменты.

6.Важно соответствующим образом подготовить помещение для мероприятия: расставить столы, оформить библиотечную выставку по проблеме обсуждения, подготовить слайд-презентацию.

7.Особая ответственность в период подготовки круглого стола лежит на ведущем (библиотекаре). С одной стороны, он организует работу читателей, проводит подбор литературы по теме, обеспечивает качество проведения мероприятия с использование различных технических средств, а с другой – координирует подготовку приглашенных специалистов.

Этап проведения круглого стола

1.Проведение круглого стола целесообразно начать со вступительного слова ведущего (библиотекаря). Он оглашает тему, цели и основные проблемы мероприятия, представляет аудитории приглашенных участников и порядок работы.

2.Ведущий предоставляет слово выступающим с краткими сообщениями по различным аспектам обсуждаемой темы (проблемы), либо приглашенным специалистам, либо заранее подготовленным читателям. Это могут быть как инициатив-ные выступления, так и заблаговременно подготовленные ответы на поступившие письменные вопросы читателей.

3.Если после сообщений читатели задают устные вопросы, то ведущий (библиотекарь) по своему усмотрению для ответов предоставляет слово тому или иному специалисту. Если у читателей возникает желание обменяться мнениями по существу выступлений, им необходимо предоставить возможность высказаться.

4.После завершения обсуждения ведущий (библиотекарь), как правило, берет заключительное слово, в котором подводит итоги круглого стола. В своем выступлении ведущему целесообразно отметить полноту и глубину рассмотрения темы и ее основных проблем, дать оценку активности читателей, поступивших вопросов и ответов на них.

Варианты проведения круглых столов

Вариант 1. Участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий только распределяет время выступлений и предоставляет слово участникам обсуждения.

Вариант 2. Ведущий интервьюирует участников мероприятия или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения вызывает большой интерес у аудитории. Но он требует от ведущего высокого уровня мастерства и глубокого знания нюансов обсуждаемой проблемы.

Вариант 3. Методические посиделки. Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, необходимые для решения каких-то ключевых задач библиотечного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего должно заключаться в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной библиотечной проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Вариант 4. Методический диалог. В формате такого мероприятия слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность участников. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет создать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.


Организационные особенности круглых столов

Отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. У организатора практически нет инструментов прямого влияния на ход мероприятия (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенное. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив тем самым структуру мероприятия. Но все происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего.

Существенные ограничения в плане количества посетителей;

Относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

Камерность мероприятия.

Модерация (ведение) круглого стола

Ключевой элемент любого круглого стола – это модерация (от итал. «moderare» – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздывание). В современном понимании модерация означает технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Ведущего круглого стола называют модератором. Его задача – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы встречи и дать старт мероприятию, а держать под контролем все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущего круглого стола высоки. Модератор должен уметь четко формулировать проблему, не отходить далеко от темы, выделять основную мысль предыдущего выступающего и с плавным логичным переходом предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником мероприятия. Поэтому он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан и в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Большое внимание при проведении круглых столов обращается на обобщение и подведение итогов работы. Это особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии. Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени, особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы.

При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые были перечислены, но не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам.

Цель круглого стола – обмен мнениям, и при подведении итогов лучше обозначить имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от плана проведения.

Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если встречу сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.

Круглый стол как форма коллективной дискуссии широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. В процессе рассмотрения актуальных вопросов, обсуждаемых за круглым столом, могут затрагиваться любые социально значимые проблемы, направленные на решение конкретных заданий, что, несомненно, способствует повышению интереса участников и плодотворному сотрудничеству библиотекаря и читателей.

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Важной задачей при организации «круглого стола» является:

Обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;

Иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);

Тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

При проведении «круглого стола» необходимо учитывать некоторые особенности:

а) нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

б) преподаватель также располагался в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от студентов они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди студентов, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между преподавателем и студентами.

«Круглый стол» целесообразно организовать следующим образом:


2) Вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки;

3) Для освещения специфических вопросов могут быть приглашены специалисты (юрист, социолог, психолог, экономист);

4) В ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности.

Выступления специально подготовленных студентов обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, студенты высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения.

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты.

Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

1. Подготовка занятия. При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы «круглый стол» не превратился в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить.

Для этого организатор «круглого стола» должен:

Заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по выводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть;

Не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

Обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно больше-го количества студентов, а лучше — всех;

Не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;

Не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала «круглого стола»: такие вопросы следует переадресовывать аудитории;

Следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.

Сравнивать разные точки зрения, вовлекая учащихся в коллективный анализ и обсуждение, помнить слова К.Д. Ушинского о том, что в основе познания всегда лежит сравнение.

В проведении дискуссии используются различные организационные методики.

Методика «вопрос - ответ». Данная методика - это разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.

Процедура «Обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.

Методика клиники. При использовании «методики клиники» каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз» поставленной проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «принимается - не принимается».

Методика «лабиринта». Этот вид дискуссии иначе называют методом последовательного обсуждения, он представляет собой своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).

Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.

Свободно плавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается за рамками занятия. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.

Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

Подготовка (информированность и компетентность) студента по предложенной проблеме;

Семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися);

Корректность поведения участников;

Умение преподавателя проводить дискуссию.

Правильная организация «круглого стола» в форме дискуссии проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.

2. Вступление.

На первой стадиистуденты адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы.

При этом перед преподавателем (организатором дискуссии) ставятся следующие задачи:

Сформулировать проблему и цели дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать обсуждение.

Провести знакомство участников (если группа в таком составе собирается впервые). Для этого можно попросить представиться каждого студента или использовать метод «интервьюирования», который заключается в том, что участники разбиваются на пары и представляют друг друга после короткой ознакомительной (не более 5 минут), направленной беседы.

Создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение).

Установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений.

Сформулировать правила ведения дискуссии, основное из которых — выступить должен каждый. Кроме того, необходимо: внимательно выслушивать выступающего, не перебивать, аргументировано подтверждать свою позицию, не повторяться, не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию.

Создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон. Здесь преподавателю могут помочь персонифицированные обращения к студентам, динамичное ведение беседы, использование мимики и жестов, и, конечно, улыбки. Следует помнить, что основой любого активного метода обучения является бесконфликтность!

Добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

3. Основная часть.

Вторая стадия — стадия оценки — обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае, неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей.

На этой стадии перед преподавателем (организатором «круглого стола») ставятся следующие задачи:

Начать обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам. Преподавателю не рекомендуется брать слово первым.

Собрать максимум мнений, идей, предложений. Для этого необходимо активизировать каждого студента. Выступая со своим мнением, каждый может сразу внести свои предложения, а может сначала просто выступить, а позже сформулировать свои предложения.

Не уходить от темы, что требует некоторой твердости организатора, а иногда даже авторитарности. Следует тактично останавливать отклоняющихся, направляя их в заданное «русло».

Поддерживать высокий уровень активности всех участников. Не допускать чрезмерной активности одних за счет других, соблюдать регламент, останавливать затянувшиеся монологи, подключать к разговору всех присутствующих.

Оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определенные интервалы (каждые 10-15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать учащимся, предлагая им временную роль ведущего.

4. Выводы (рефлексия).

Третья стадия — стадия рефлексии — предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия.

Задачи, которые должен решить преподаватель, можно сформулировать следующим образом:

Проанализировать и оценить проведенную дискуссию, под-вести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.

Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

В заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

Добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

При проведении «круглого стола» в форме дискуссии студенты воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и носителей этих идей и мнений, и, прежде всего преподавателя.

Поэтому целесообразно конкретизировать основные качества и умения, которыми организатор должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:

Высокий профессионализм, хорошее знание материала в рам-ках учебной программы;

Речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией;

Коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;

Быстрота реакции;

Способность лидировать;

Умение вести диалог;

Прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;

Умение анализировать и корректировать ход дискуссии;

Умение владеть собой

Умение быть объективным.

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов.Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».

С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:

- уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например: «Верно ли, что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».

- восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак — наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.

С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении.

Если на вопросы смотреть с позиции правил проведения дискуссии, то среди них можно выделить корректные и некорректные как с содержательной точки зрения (некорректное использование информации), так и с коммуникативной точки зрения (например, вопросы, направленные на личность, а не на суть проблемы). Особое место занимают так называемые, провокационные или улавливающие вопросы. Такие вопросы задаются для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, переключить внимание на себя или нанести критический удар.

С преподавательской точки зрения, вопросы могут быть контролирующими, активизирующими внимание, активизирующими память, развивающими мышление.

В дискуссии предпочтительнее использовать простые вопросы, так как они не несут в себе двусмысленности, на них легко дать ясный и точный ответ. Если студент задает сложные вопросы, целесообразно попросить его разделить свой вопрос на несколько простых.

В основе «круглого стола» в форме дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.

Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос - да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) - сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа - подбирает аргументы, а вторая - разрабатывает контраргументы.

Дебаты формируют:

Умение формировать и отстаивать свою позицию;

Ораторское мастерство и умение вести диалог;

Командный дух и лидерские качества.

«Круглый стол» в форме дебатов развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога:

Развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

Развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;

Формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

Формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);

Формирование навыков слушания и ведения записей.

В дебатах принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

1. Подготовка занятия.

Разработка подготовительного этапа для проведения «Дебатов».

Для этого вместе с инициативными студентами определяют следующее:

Учебный предмет;

Тема «Дебатов» (несколько вариантов);

Цель «Дебатов»;

Принципы формирования команд;

Виды работы с информацией по теме «Дебатов»;

Подготовка команд к «Дебатам»;

Критерии оценки «Дебатов»;

Форма анализа и оценки «Дебатов».

Реализация разработанных занятий со студентами или коллегами. Обсуждение результатов.

Подготовка к дебатам начинается с определения темы (тезисов). В дебатах, как правило, она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации».

При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

Провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;

Быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;

Иметь четкую формулировку;

Стимулировать исследовательскую работу;

Иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

Работа с информацией

В процессе организации мероприятия в формате «круглый стол» нужно учитывать большое количество нюансов. Ведь общение за таким столом предполагает максимальную открытость участников друг другу и их готовность к диалогу. Поэтому для эффективного «круглого стола» обязательно в первую очередь необходимо позаботиться о выборе правильного помещения. Оно должно быть достаточно просторным и светлым - таким, чтобы каждый участник мероприятия мог почувствовать себя достаточно комфортно.

Также нужно обдумать то, каким будет зала. Зачастую в середину ставят цветы. В некоторых случаях центр стола отдается под демонстрационные экраны, которые будут дублировать текст выступления.

Не забудьте и про детали. Подготовьте заранее таблички с именами участников мероприятия. Сразу определите, кто и где будет сидеть. Это решайте с учетом взглядов и интересов присутствующих. Так, например, не стоит располагать рядом друг с другом людей, у которых диаметрально противоположные взгляды на одно и то же событие - ничего, кроме конфликта у вас не получится.

Поставьте на стол стаканы с водой по количеству участников мероприятия. Также положите чистые листы бумаги и пишущие принадлежности.

Для удобства выступающих подготовьте проектор, двд-проигрыватель и (можно ноутбук), который будет подсоединен к экрану. Все это необходимо, чтобы можно было демонстрировать наглядные материалы в процессе выступления.

Выберите человека, который будет вести данное мероприятие. В его задачи входит процесса. Этот ведущий должен четко реагировать на обстановку, владеть темой мероприятия, уметь вовремя вставить нужный вопрос или перевести беседу в более мирное русло, на случай столкновения непримиримых по тому или иному вопросу соперников.

Нужно подготовить и ряд вопросов по теме мероприятия. Вдруг разговор где-то «просядет» и нужно будет помочь собравшимся. Для этого и необходимо заранее ознакомиться с темой беседы и проработать малейшие детали, связанные с ней.

Конечно же, учтите и тот факт, что собрание за круглым столом должно обязательно хотя бы раз прерваться на кофе-брейк. К нему тоже следует готовиться заранее. Плотного обеда такая пауза не предполагает, поэтому нужно организовать канапе, тарталетки с икрой, печенье, бутерброды, а также чай и кофе. Чем душевнее вы организуете «перекусочную» паузу, тем легче вам будет в ходе всей встречи принять какое-то общее решение.

Ну и не забудьте про закрытие мероприятия. Финал встречи обязательно нужно продумать очень тщательно. Это может быть и награждение всех участников, и кого-то одного. Может в качестве заключения использоваться итоговое слово организатора «круглого стола».

Сидели в виде полумесяца в любви и дружбе,
как одно целое, где никто не подозревает другого, поскольку видели друг друга.
Чтобы могли слышать друг друга
и спорить друг с другом, пока не выходило правильного постановления.
Раши («Комментарии на Вавилонский талмуд»)

Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения. Цель круглого стола — выявить противоречия, сравнить разные точки зрения и выбрать приемлемые для всех участников позиции и решения.

Урок в форме круглого стола: подготовка и проведение

Этап 1. Выбор темы

Самый сложный этап подготовки к уроку.

  • Во-первых, тема должна изначально предполагать наличие разных точек зрения на один и тот же вопрос, то есть быть многовариативной.
  • Во-вторых, тема должна быть хорошо изучена.
  • В-третьих, желательно, чтобы тему можно было привязать к современности, обыденной жизни, то есть она должна быть актуальной.

Например, тема по географии "Форма Земли" никак не может быть использована для круглого стола. А вот вариация "Исторические представления о форме Земли" — вполне подходящая, так как позволяет выдвинуть разные предположения, выдвинуть аргументы в пользу той или иной версии, соотнести с настоящим положением дел.

Чаще всего уроки в форме «круглого стола» проводят по гуманитарным предметам (литературе, истории, обществознанию). Хотя эту форму можно использовать и на уроках математики, химии, физики.

  • Математика. Например, "Способы умножения чисел: традиционные и необычные";
  • Химия. Например, тема "Металлургия", где разным группам можно дать разные задания: что такое металлургия, классификация металлических руд, производство стали, чугуна, экологическое воздействие обработки металлов и т.д.
  • Физика. Тема "Альтернативные источники энергии".

Этап 2. Подготовка учащихся

Спонтанно провести такой урок невозможно. Поэтому рекомендуется заранее проконсультировать учеников, рассказать о принципах организации беседы, о системе оценивания. Консультации могут быть как групповые, так и индивидуальные (по желанию детей).

Очень важно в ходе подготовки обсудить следующие правила:

Правила участия в "круглом столе"

  • Регламент (по времени).
  • Взаимное уважение.
  • Недопустимость "перехода на личности".
  • Высказываться по очереди.
  • Не перебивать выступающего.
  • Активно участвовать и пр.

Эти правила могут сформулировать и сами дети, а может предложить и учитель.

  • Правила оценивания (лаконичность, аргументированность, точность высказывания).

Все правила желательно написать на отдельных плакатах (доске), чтобы во время проведения "круглого стола" они были перед глазами.

Этап 3. Подготовка помещения

Парты составляют в круг. Если предполагается использование технических средств, доски или наглядных пособий, то целесообразнее составить парты полукругом.

Ход урока

1. Вступительное слово ведущего

Ведущий объявляет тему, выбранную для круглого стола, регламент для каждого выступления, порядок выступления и систему оценивания.

2. Организация обсуждения

Организация учащихся

Вообще, формат «круглого стола» предполагает самостоятельное участие каждого ученика. Но выслушивать точку зрения каждого в классе — дело долгое и непродуктивное. Поэтому удобнее заранее сформировать микрогруппы (2-5) в зависимости от сложности и вариативности темы.

Например, на уроке истории по теме «Политическое развитие России после свержения монархии» можно предложить детям подготовить ту или иную версию развития политической ситуации, выбрав программу определенной партии или политического деятеля.

Или по литературе для «круглого стола» выбрана тема «Структура романа "Герой нашего времени"». Можно разделить участников на две группы:

  • первая группа будет отстаивать логическое расположение отдельных частей романа;
  • вторая группа — ту последовательность, которая предложена автором.

Можно сформировать и третью группу учеников, которая предложит свое видение структуры этого произведения. Главное, чтобы все мнения были подтверждены аргументами.

Формирование групп можно провести и по ролям. Например, обсуждается тема «Наркомания — бич современного общества». В одной группе могут быть «медики», в другой — «психологи», в третьей «родители», в четвертой — «наркоманы», в пятой — «юристы».

Обсуждение вопросов

Сколько вопросов выбрать? И какие? Все зависит от темы урока, от целей, которые ставит учитель, от степени подготовленности класса.

Вариант 1 : Рекомендуется выбрать один главный вопрос, к которому составляются несколько второстепенных. Эти дополнительные вопросы должны освещать разные аспекты главного, показывать многогранность обсуждаемой проблемы. Вопросы задает ведущий, направляя беседу и ход обсуждения.

Одно из самых сложных затруднений в проведении «круглого стола» — формирование дискуссии. Например, предложен вопрос для обсуждения «Значение кислорода в жизни человека». Участники высказались в духе: «Да, кислороде важен и нужен». И все! Дискуссии не получается. Вот для таких ситуаций и нужны второстепенные вопросы, которые направят детей. Например, пусть одни расскажут о значении кислорода с медицинской точки зрения, другие — вспомнят о фотосинтезе, третьи приведут примеры использования кислорода в химической промышленности и т.д.

Вариант 2 : Готовятся карточки с вопросами для каждого ученика. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера, содержать простые и сложные вопросы, вопросы-загадки, вопросы-сюрпризы, шуточные вопросы.

Для такого варианта лучше выбирать максимально общую тему, не привязанную к конкретному произведению или конкретному предмету. Например, тема обсуждения «Нужен ли идеал человеку?» (литература), «Оценка реформ Петра Великого» (история), «Математика — царица наук» (математика), «Роль иностранного языка в современном обществе» (иностранный язык).

Вариант 3. Тему для обсуждения вовсе не обязательно формулировать вопросами. Вместо них можно предложить цитаты, задания, видеоматериал. Например, выбрана тема для обсуждения «Современный русский язык». Можно предложить учащимся цитаты классиков о значении языка, предложить видеофрагменты разных передач или кинофильмов, в которых будет продемонстрированы разные стили языка, можно представить на обсуждение язык интернета и СМС (фрагменты СМС, интернет-переписки в чатах, форумах).

Организация дискуссии

После выступления участника (группы) по одному из вопросов важно организовать обсуждение высказанного мнения. Поэтому важно сориентировать других участников, чтобы они не просто слушали, а задавали вопросы выступившему. Вопросы могут носить уточняющий характер, а могут содержать контраргумент.

3. Практические задания.

После проведения круглого стола многие учителя проводят этап «практических заданий». Он позволяет еще раз вернуться к главной теме обсуждения, но уже продемонстрировать не только знание предмета, но и практические навыки. Эту работу можно провести в виде тестов, составления , сводной таблицы. Хотя этот этап не обязателен, если в ходе обсуждения уже была привязка к настоящему времени, к практической ценности знания.

4. Подведение итогов «круглого стола»

Этот этап не менее важный, чем организация самой дискуссии. Совершенно недопустимо завершить урок в духе: «Спасибо за внимание и участие. Каждый вынес из урока что-то полезное. До свидания».

На этапе подведения итогов ведущий должен:

  • напомнить о целях, которые были поставлены в начале урока;
  • кратко показать итоговую расстановку мнений участников по базовым вопросам обсуждения;
  • сформулировать общее мнение;
  • озвучить аспекты, которые не нашли должного освещения в ходе дискуссии;
  • дать задание на самоподготовку.

И только потом следует оценивание и звучат слова благодарности.

Нюансы организации "круглого стола" на уроке

  • В какой последовательности давать слово участникам?

Важно, чтобы принял участие каждый ученик. Слово дают поочередно всем желающим, указав, что повторов не должно быть.

Другой вариант: в микрогруппах. Тогда слово можно представить лидеру микрогруппы, который суммирует и выскажет мнение каждого участника группы. Но желательно, чтобы для каждого вопроса выбирался другой представитель группы.

  • Как оценивать учащихся?

Ведущему (учителю) сложно будет запомнить степень участия каждого ученика. Поэтому можно выбрать один из вариантов:

  • Средняя оценка, которая складывается из трех: самооценки, оценки товарищей, сидящих слева и справа.
  • Создать микрогруппу экспертов (жюри), которые в ходе урока будут фиксировать выступления каждого участника.
  • В созданных микрогруппах выбрать одного «дежурного», который также будет фиксировать степень участия каждого ученика и оценивать по заранее обговоренным критериям.

Плюсы и минусы урока - «круглого стола»

Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств:

  • Помогает обобщить изученный материал.
  • Помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта.
  • Формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства.
  • Помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи.
  • Формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Из недостатков следует отметить следующие:

  • Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников.
  • Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю».
  • Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно.

Таким образом, урок в форме «круглого стола», несмотря на свою сложность, позволяет довольно объективно оценить знания учеников, их умения и навыки.

Хотелось бы услышать мнения педагогов, которые практикуют такие уроки. В чем была главная сложность? Насколько, по вашему мнению, «круглый стол» эффективен?