Икона обретенная в день отречения николая. "Державная" икона Божией Матери в чем помогает? О чем молятся иконе

Одной из главных святынь современной России является икона Божией Матери «Державная», обретенная 2(15) марта 1917 года - в самый день отречения от престола страстотерпца царя Николая II.

Cогласно церковному преданию, этот чудотворный образ имеет особое промышление о конечных судьбах мира. Сама Богоматерь хранит мир до времени пришествия антихриста, Сама становится духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь и слезы должен прийти к покаянию.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: «Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа».

Явление иконы в 1917 году не было неким обновлением, а просто обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском. К настоятелю храма отцу Николаю Лихачеву пришла жившая неподалеку от села Коломенского крестьянка Евдокия Адрианова. Ей в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятель, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне.

Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке - скипетр, левая возложена на державу, на голове - царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы - отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках - благословляющий Господь Саваоф.

Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом не была возвращена. И о ней в монастыре забыли на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.

Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Но вкоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконсы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека хранился в запасниках Исторического музея.

Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса храма. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».

В обретении Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видется глубокий символический смысл.

Символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви, в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная»
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея.

Величание Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Державная»
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

15 марта 1917 года произошли два важнейших события в жизни России. Первое известно всем - от престола последнего русского царя Николая II. А вот другое событие, имеющее неоценимое значение для духовной жизни народа, стерлось из его памяти. В этот день Пресвятая Богородица явила россиянам свой чудотворный образ, именуемый "Державная".

Вещий сон Евдокии Андреановой

Матерь Божья явила людям свою икону чудесным образом. В одной из деревень Бронницкого уезда жила крестьянка, которую звали Евдокия Андреанова. Была она женщиной набожной и благочестивой. И вот однажды было у нее сновидение, в котором таинственный женский голос повелел ей идти в село Коломенское, отыскать там старинную икону, очистить её от пыли и копоти и отдать людям для молитв и церковных служб, так как Россию ждут тяжёлые испытания и войны.

Евдокия со всей серьёзностью отнеслась к услышанному, но, не зная, где конкретно искать икону, ведь село это большое, просила в молитвах указать точное место. Просьба была исполнена, и через две недели во сне ей явилась сама Пресвятая Богородица и указала на сельскую церковь. Богородица прибавила, что икона не избавит народ от страданий, но те, кто в тяжкие годы будет перед ней молиться, обретут спасение души.

Евдокия отправилась в путь и, придя в Коломенское, увидела, что местная Вознесенская церковь в точности похожа на ту, что была указана ей во сне.

Чудесное обретение иконы

Настоятель храма, отец Николай (Лихачев), выслушал её с недоверием, но возражать не решился и вместе с Евдокией обошел все внутреннее помещение церкви. Ни одна из икон не могла быть той, на которую указывала Богородица. Поиски продолжили во всех подсобных помещениях и, наконец, в подвале, среди досок, ветоши и всякой рухляди вдруг обнаружили большую, потемневшую от времени и копоти икону. Когда её промыли, то открылось изображение Пречистой Божьей Матери.

Она была представлена в образе царицы, восседающей на троне с благословляющим Младенцем Иисусом на руках. Дополняли царственный облик красная порфира, корона. Её лик был исполнен скорби и строгости. Этот образ, явленный в трагический для России день, получил название "Державная" икона.

Паломничество к обретенной иконе

С поразительной быстротой весть о происшедшем распространилась по окрестным селам, достигла Москвы и разнеслась, наконец, по всей стране. В село Коломенское отовсюду стали съезжаться паломники. И незамедлительно начались чудесные исцеления страждущих и исполнения молитвенных прошений. Вознесенская церковь по своим размерам невелика, и для того чтобы большее число людей могло поклониться святому образу, икону возили по близлежащим городам и сёлам.

Побывала она и в Замоскворечье в Марфо-Мариинской обители, где настоятельницей была будущая священномученица, великая княгиня Елизавета Федоровна. Святейший Патриарх Тихон лично принял активное участие в составлении службы в честь новообретенной иконы. Для нее был написан специальный акафист. В него вошли отрывки из других акафистов, написанных в честь Божьей Матери. Назван он был

Икона покидает село Коломенское

Вскоре "Державная" икона покинула церковь села Коломенского и была торжественно перенесена в Москву в Воскресенский Выяснилось, что в архивах монастыря имеются документы, свидетельствующие о том, что изначально икона находилась именно там, но в 1812 году, в период войны с Наполеоном, была отправлена в село Коломенское и там забыта.

Даже в тяжелые для церкви годы продолжали совершаться чудеса, явленные святой иконой. Известно, что после того как верующие молились перед ней, был неожиданно для всех освобожден из тюрьмы один из священнослужителей края.

Позднее "Державная" икона некоторое время находилась в Марфо-Мариинской обители, а после закрытия ее передали в музейные фонды.

Чудотворный образ возвращается к верующим

К верующим людям икона вернулась в начале 90-х годов. Государство передавало в этот период церкви отнятое у нее имущество. "Державная" икона была помещена в алтарь одного из храмов столицы. Там она пробыла несколько лет. 17 июля 1990 года впервые было совершено поминание за литургией государя и его семьи. В связи с этим событием Святейший II благословил перенести икону в Коломенское, в Казанскую церковь. Там она и находится в настоящее время. Сложилась традиция по воскресеньям читать перед этой иконой "Акафист акафистов", тот самый, в создании которого принимал участие Патриарх Тихон. Праздник иконы "Державная" отмечается в день ее обретения - 15 марта.

Существует много списков с иконы. Многие сделаны специально для храмов, построенных и освященных в ее честь. Храм иконы "Державная" существует в Москве на Чертановской улице и в Петербурге на проспекте Культуры. Восстановление в столице храма Христа Спасителя началось с возведения рядом с ним храма-часовни в честь "Державной"

Значение иконы для россиян

У православных россиян к иконе "Державная" особое отношение. В роковой для нашей страны 1917 год ее явление рассматривалось как символ преемственности власти. От земных царей власть перешла к Царице Небесной. Кроме того, это еще и обетование прощения и спасения народа, идущего тяжким и кровавым путём к покаянию. На протяжении всей истории России, в периоды самых тяжких испытаний, русские люди видели в Пречистой Богородице надежду и опору.

В том, как изображена на иконе фигура Христа, заложен символический смысл, понятный немногим. Он непосредственно связан с теми трагическими для русского народа временами, когда произошло чудесное обретение иконы.

Благословляя, Предвечный Младенец указывает в левую сторону, где по Священному Писанию на Страшном Суде будут стоять грешники. Это придаёт жесту смысл прощения падших. Кроме того, на державе в руке у Богородицы отсутствует крест. Это явное пророчество о разрушении в России церквей и храмов.

Каково значение икон? В чем помогает священный образ? Икона - не божество, но для всех, кто ищет Бога.

Память иконы Божией Матери «Державная» совершается в Русской Православной Церкви 15 марта по новому стилю.

История обретения иконы «Державная»
В русском церковном искусстве существует огромное количество икон, посвященных Богоматери, что неудивительно, поскольку русский народ всегда с большой любовью относился к Царице Небесной, видя в Ней свою Заступницу. Множество богородичных икон прославились как чудотворные: через них многие люди получали и получают быструю помощь. Однако есть такие иконы, которые играли важную роль не только в жизни отдельных людей, но и в истории всей страны. К таким образам относится икона Божией Матери, именуемая «Державной».
Обретение иконы Пресвятой Богородицы «Державная» было совершено в особо сложный для русского народа исторический период, когда император Николай II отрекся от престола. Падение монархии и начавшаяся революция повлекли за собой множество тяжелых и кровавых событий, которые изменили весь ход русской истории.
15 марта, в день отречения императора от престола, крестьянке Евдокии Адриановой, жившей в селе Коломенское неподалеку от Москвы, во сне было открыто, что Россию ждут тяжелые испытания, однако Царица Небесная не оставит русский народ. Женщине было сказано, что в сельском храме нужно найти икону Божией Матери. Евдокия рассказала об этом сне священнику, и после долгих поисков в подвале храма действительно был найден иконописный образ, однако он был так сильно покрыт слоем пыли и копоти, что не сразу смогли понять, Кто изображен на иконе. Когда же святой образ был очищен, то на нем увидели изображение Пресвятой Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа, рука Которого была поднята в благословляющем жесте. Иконография этого образа была не совсем обычна, так как главу Царицы Небесной венчала корона, а в руках она держала символы царской власти – скипетр и державу. Крестьянка Евдокия Адрианова сразу же узнала в обретенном образе ту икону, которая была явлена ей во сне.
О чудесном явлении иконы стало широко известно, и многие стали посещать село Коломенское, чтобы поклониться этому удивительному образу. Комиссия, созданная Священным синодом для исследования обретенной иконы, установила, что она была написана в конце XVIII века. Большой размер иконописного образа и его закругленная верхняя часть дает основание предположить, что его создавали для храмового иконостаса. Существует мнение, что икона находилась изначально в Вознесенском монастыре в Москве, но во время нашествия Наполеона ее перенесли в Коломенское, чтобы сохранить от поругания. Однако со временем об иконе забыли, и она пролежала около столетия в подвалах храма.

Значение «Державной» иконы для России
Явление иконы Божией Матери «Державная» в день отречения императора Николая II и фактического прекращения монархии в России имело глубокий духовный смысл, словно указывая на то, что Царица Небесная не оставит русских людей в годы предстоящих испытаний. Те символы царской власти, которые держит в руках Пресвятая Богородица, символизируют то, что Она взяла на Себя хранение Русской земли.
Сразу после обретения иконы к ней стал стекаться народ, чтобы помолиться Божией Матери и попросить помощи. Вскоре при участии патриарха Тихона была написана служба и акафист иконе и, кроме того, множество храмов пожелало иметь список с этого образа. В настоящее время существует большое количество церквей и часовен, освященных в честь этой иконы.

Иконография образа Божией Матери «Державная»
В русском церковном искусстве изображение Божией Матери на троне не было широко распространено и пришло в иконографию из Византии, где она помещалась на иконостасе или в алтаре. «Державная» икона имеет ряд особенностей, отличающих ее от образов такого типа. Например, держава в руках Божией Матери не венчается крестом, как это было принято в византийском церемониале. Эта деталь приобретает на «Державной» иконе особое значение, указывая на гонения, которые предстояло пережить Русской Православной Церкви в XX веке. Показательно также, что Богомладенец благословляет молящихся слева, что символизирует милость Божию к падшим.

Тропарь, глас 8:
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево; усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей "Державней", и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от Нея на всех с верою Тебе молящихся и вопиющих Богу. Аллилуиа.

Кондак, глас 8:
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим,/ яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся,/ не от мира бо спасение наше,/ но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся/ и тому днесь радуемся,/ яко прииде Заступница на стражу земли Своей.

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

Молитва:
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Одной из главных святынь современной России является икона Божией Матери «Державная», обретенная 2 (15) марта 1917 г — в самый день отречения от престола страстотерпца царя Николая II.

Cогласно церковному преданию, этот чудотворный образ имеет особое промышление о конечных судьбах мира. Сама Богоматерь хранит мир до времени пришествия антихриста, Сама становится духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь и слезы должен прийти к покаянию.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: «Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа».

Явление иконы в 1917 году не было неким обновлением, а просто обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском. К настоятелю храма отцу Николаю Лихачеву пришла жившая неподалеку от села Коломенского крестьянка Евдокия Адрианова. Ей в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятель, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне.

Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке — скипетр, левая возложена на державу, на голове — царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы — отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках — благословляющий Господь Саваоф.

Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом не была возвращена. И о ней в монастыре забыли на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.

Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Но вкоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконсы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека хранился в запасниках Исторического музея.

Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса храма. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».

В обретении Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видется глубокий символический смысл.

Символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви, в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная»
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея.

Величание Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Державная»
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

17.01.13

Икона Божией Матери, именуемая "Державная", была явлена в подмосковном селе Коломенское (ныне часть Москвы) в день вынужденного отречения от престола Царя-мученика Николая, 2/15 марта 1917 года. Названа она так потому, что Царица Небесная изображена на ней как Царица земная, сидящая с Богомладенцем на троне и царскими регалиями в руках: скипетром и державой....

Икона Божией Матери, именуемая "Державная", была явлена в подмосковном селе Коломенское (ныне часть Москвы) в день вынужденного отречения от престола Царя-мученика Николая, 2/15 марта 1917 года. Названа она так потому, что Царица Небесная изображена на ней как Царица земная, сидящая с Богомладенцем на троне и царскими регалиями в руках: скипетром и державой.

Условия, при которых явилась святая икона, были следующие:

Крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой, проживающей в слободе Перерве, были два сновидения: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля. 13-го февраля Андрианова слышала таинственный голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся." Это сообщение произвело на Андрианову сильное впечатление и, как женщину религиозную, побудило к усиленной молитве о получении более ясных указаний воли Божией. Как бы в ответ на усердную молитву, 26-го февраля Андриановой снится белая церковь; и в ней величественно возседает Женщина, в Которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика.

Не имея возможности забыть и отрешиться от своих сновидений, Андрианова решается перед исполнением христианского долга исповеди и св.причащения, 2-го марта идти в село Коломеское, чтобы успокоить себя. При виде дивной Вознесенской Церкви Евдокия Андрианова сразу же узнала в ней ту самую церковь, которую видела во сне.

Настоятелем церкви Вознесения был священник о.Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила о своих сновидениях и просила совета, как поступить. О.Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе; но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о.Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и наконец в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее отмыли от многолетней пыли, то всем присутствовавшим в храме представилось изображение Божией Матери, как Царицы Небесной, величественно возседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с царской короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец. Необычайно для лика Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о.Николая отслужить благодарственный молебен, так как в этом образе она увидала полное исполнение своих сновидений.

После прославления Державной иконы Владычицы крестьянка Евдокия Андрианова начала ходить, собирать деньги на ризу к новоявленной иконе. Когда собрала, то поехала в Дивеевский монастырь помолиться и попросить благословления на возложение ризы. Тут она снова удостоилась явления Божией Матери, которая ей сказала, чтобы она вернула собранные ею деньги. Сейчас не надо на Ее икону ризу возлагать, так как скоро в России будут снимать со всех икон ризы. А после испытаний Российских сама риза к Ней подойдет.

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в Свои руки управление Россией. Большое количество богомольцев стекалось в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: "Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей "Дом Богородицы" в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа".

"Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, - открыла Владычица при явлении иконы, - а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу; копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем."

Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, приезжал прославлять явление "Державной". После прославления он благословил в акафист этой иконе собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и назвать этот акафист "акафист акафистов". Одна из служб "Державной" и Акафист были составлены с участием самого святителя Тихона.

Промыслом Божиим икона не была уничтожена и вновь явила себя народу в наши дни.

Было установлено, что эта икона и есть тот самый образ Божией Матери, именуемый Державным, который до сего времени считался утраченным.

  • < Назад