Гончарный круг с ножным приводом своими руками. Как сделать гончарный круг своими руками — практическое руководство

Гончарный круг является одним из первых механизмов, который люди создали своими руками. Станок для изготовления предметов из глины первоначально был ручным – мастер крутил такой круг рукой и одновременно формировал изделие, что было довольно неудобно. Со временем люди придумали ножной гончарный круг, и дело стало проще, ведь гончар мог крутить свой круг ногами, а руки были полностью свободны. С появлением электричества появился гончарный круг с электроприводом. Сейчас существует много моделей таких приспособлений, но и древние приспособления, и современные устройства объединяет принцип работы: рабочий круг крепится на вертикальном валу, который и приводит всю конструкцию в движение.

Главное в самодельном гончарном круге обеспечить ему вращение, а этом можно сделать с помощью разных устройств.

Гончарный круг из дрели

Для изготовления такого гончарного круга понадобятся следующие инструменты и материалы:

  1. Старая дрель
  2. Педаль от швейной машинки
  3. Пластиковое ведро
  4. Вращающийся круглый поднос
  5. 10- миллиметровое сверло
  6. Саморезы
  7. Терминалы для проводки
  8. Удлинитель
  9. Силиконовый герметик
  10. Каретный болт и гайка

Как сделать гончарный круг своими руками

  • В дне пластикового ведра сверлят отверстие 10-миллиметровым сверлом. Это довольно легко, поскольку в большинстве таких ведер есть выпуклая отметка. В нижней части емкости также надо просверлить отверстие диаметром 15 миллиметров – для выхода проводов.
  • На следующем этапе проверяют совпадение силы тока и напряжения в дрели и в педали от швейной машинки. Эти данные могут быть указаны на бирках изделий. Это очень важно, потому что если исходные параметры не совпадут, то педаль будет перегреваться и даже дымиться.
  • Также необходимо переделать штепсель педали от швейной машинки. Его два центральных провода помечают изолентой, для того, чтобы позже соединить.
  • Отрезают штепсель от провода педали и провода протягивают через отверстие, просверленное сбоку ведра.
  • Теперь два помеченных провода скручивают вместе и фиксируют терминалом для проводки.
  • Для безопасности при работе соединение проводов обрабатывают силиконовым герметиком. Остальные два провода подключают к розетке удлинителя (он должен быть водонепроницаемым).
  • Поскольку провода будут располагаться внутри емкости, куда может попадать влага в процессе работы с глиной, необходимы дополнительные меры предосторожности: подключение заземления и тщательная изоляция всех соединений.
  • Для проверки работу устройства педаль подключают к розетке, а провод дрели вставляют в новый штепсель. Затем надо нажать кнопку включения дрели и надавить на педаль. Если она не заработала, то отключают все провода и проверяют правильность соединений и контактов.
  • Далее приступают к изготовлению вращающегося круга, для которого используют покупной пластиковый поднос. Если в центре подноса есть выпуклая центральная метка, то это облегчит просверливание отверстия. Можно также определить центр круга по стержню в нижней части. Просверливают отверстие при помощи дрели и сверла подходящего диаметра.
  • В отверстие вставляют каретный болт – так, чтобы его шляпка была расположена сверху поверхности подноса.
  • С обратной стороны крышки зазор между поверхностью и стержнем болта заполняют силиконовым герметиком.
  • На стержень болта навинчивают 6-миллиметровую гаку и затягивают ее так, чтобы шляпка болта утопилась в отверстии на крышке.
  • Для того, чтобы гайка не раскручивалась ее можно слегка деформировать, а сверху затянуть еще одну такую же гайку. Для дополнительной надежности соединения можно обработать его силиконовым герметиком.
  • Теперь можно приступать к сборке. На этом этапе дрель, которая будет выполнять роль вращающегося привода, надо установить в пластиковом ведре вертикально и под нужным углом ко дну. Можно использовать для этого монтажный кронштейн.
  • Для соосности дрели и отверстия, просверленного на первом этапе используют клин из деревянного бруска размерами 50х100 мм
  • кронштейн, что существенно упростило установку. Чтобы добиться соосности инструмента с 6-миллиметровым отверстием, которое я просверлил в начале работы, я использовал клин, изготовленный из деревянного бруса сечением 50*100 мм, и несколько саморезов.
  • На нижнюю часть подноса наносят силиконовый герметик и ставят его сверху ведра так, чтобы закрепленный болт попал в патрон дрели, который после этого затягивают.
  • Дрель подключают к штекеру от педали. Кнопку включения дрели (или курок) нажимают до упора и в таком положении фиксировать, чтобы включать и выключать устройство только педалью.
  • После сборки и проверки всех соединений получившегося самодельного круга его можно испытать в работе. Также надо проверить его герметичность: для этого дожидаются высыхания силикона, отсоединяют устройство от электросети и сбрызгивают его водой для выявления протечек. При попадании воды внутрь необходимо еще раз заделать все щели силиконом.

При правильном выполнении всех этапов работы и подборе элементов, данный самодельный круг может работать надежно и долго. Такой принцип работы подходит и для самодельных гончарных кругов с другими устройствами в качестве вращающего привода.

  • Если при долгой работе заметно, что дрель перегревается, то под пластиковое ведро можно подложить несколько деревянных брусков – для охлаждения и лучшей циркуляции воздуха.
  • В педали от швейной машинки можно сделать ограничитель скорости в виде тонкой палочки – ее кладут под крышку. Это надо сделать для того, чтобы избежать слишком высокой скорости вращения круга, ведь из-за этого горшки могут получаться неровными, а глина будет отлетать во время вращения круга.
  • Если работать приходится часто и долго, то лучше применить дрель помощнее. Например, при большом количестве глины маломощная дрель может не справиться с нагрузкой.
Гончарный круг своими руками как найти и работать с глиной


Народный мастер Беларуси Дмитрий Викторович ПОЛЕЩУК объездил множество городов и весей со своим «фестивальным» гончарным станком — очень мобильным благодаря разборности основных деталей из дерева. Глиняные изделия гончара порадовали очень многих своей красотой и функциональностью.

У нас давно стала аксиомой пословица, что не боги горшки обжигают, значит, и сам гончарный станок вполне реально сделать своими руками.

Гончарный круг


Он состоит из станины со столом (который служит одновременно и лавкой), оси, маховика, рабочего диска. Размеры составляющих произвольные, но их непременно нужно подгонять под свой рост. Главное — рабочий диск должен находиться на уровне поясницы (когда находитесь в положении сидя) и при этом не очень высоко, чтобы руки не уставали.



Маховик сбиваем из толстых досок, которые затем складываем в два слоя (фото 1) . Ось квадратного сечения сужаем кверху (фото 2) , на уровне рабочего стола делаем круглое сечение. Вверху и внизу - металлические штыри (фото 3) .



В столе выпиливаем часть, которая при работе держится на штифтах (фото 4) и служит для удерживания оси. Важно: не забыть сделать для оси полукруглые отверстия в столе и отрезанной части. Ось с маховиком ставим на втулку в станине (фото 5) и зажимаем вверху так, чтобы могла вращаться. Для надежности отрезную деталь приматываем к столу веревкой. Далее на металлический штырь надеваем рабочий диск (фото 6) .

Можно устраиваться на лавку и приступать к «ваянию», покручивая «педали», то есть, маховик, который желательно утяжелить булыжником!



Гончарное дело


Для работы лучше брать очищенную от примесей (вакуумированную) глину.




Чтобы колобок (фото 7) не сбежал от вас на начальном этапе, с некоторой силой бросаем его в центр диска — это установка и центровка комка. Обжимаем руками (фото 8) .

Для лучшего скольжения набрызгиваем глинистую воду и превращаем колобок в заглаженный купол (фото 9) . Большими пальцами давим на глину сверху, а ладонями — с боков. При этом дополнительно проминается масса и уходят совсем не нужные пузырьки воздуха.

В намеченный центр купола при вращении диска продавливаем большой палец, намечая дно.



Затем поднимаем цилиндр на высоту будущего изделия (фото 10, 11) . Помним про необходимывать смазывать водой изнутри, но без раскисания глины. Пальцами левой руки продавливаем внутреннюю полость, правой — удерживаем форму при вращении.

Мы пришли к желаемой высоте, а далее следует формование горшка в несколько этапов. Изнутри слегка выдавливаем округлые бока, придерживая их снаружи. С помощью четырехугольного деревянного ножа, называемого «шиналь» (фото 12) , «выращиваем» горлышко сосуда (фото 13) .

Готовое изделие отделяем от диска тонкой веревкой или проволокой (фото 14) .

Сушим его 2-3 дня, а затем обжигаем в гончарной печи (на сегодняшний день эту услугу предоставляют некоторые художественные мастерские, учебные заведения и т.п. — прим. ред.).



Если «становление» сосуда состоялось, значит, и вы можете состояться как специалист по гончарному ремеслу, считает Дмитрий Полещук. Осталось научиться делать крышечки к сосудам и освоить более сложные формы мастерства Глина должна быть пластической, способной принимать любую форму и сохранять ее после выжигания. Я применяю два вида глины: материковая и карьерную. При смешивании в пропорции 1:2 они образуют нужную однородную массу, которая обладает свойствами крепкого черепьянка и вогнетривкисть.

Материковая глину добывают в колодцах диаметром 1 -1, 5 метра. Штольню обплитають лозняком, чтобы избежать обсыпанию почвы. Копать приходится глубоко. Глина первоначального месторождения обычно залегает на глубине 10-15 метров.

Материковая глина образуется там, где породы промилися водой. Поэтому она чистейшая, без примесей, белого или почти белого цвета, огнеупорная. Именно такой слой глины (толщиной от 1 метра и более) на глубине 12 метров залегает в шахты моего деда. Довгорична разработка ее привела к тому, что от колодца на много десятков метров горизонтально простяглися вризнобич рукава самодельных шахт.

Наилучшая для гончарного производства часовьярська глина (Донецкая область).

Карьерную глину можно найти в Яруга, по склонам берегов рек. Это так называемая осадочных глина. Она не такая чистая, с различными добавками, которые придают ей разной окраски, менее огнеупорная. Главное, обратите внимание на пластичность глины, т.е. ее способность менять форму без разрывов и трещин. Она бывает масляные (или пластической) и песню (или малопластичною). Масляные - плохо розмочуеться, медленно высыхает, образует брелока липкую массу. Постная глина, наоборот, легко розмочуеться, быстро высыхает, образует не очень брелока пищанисту массу.

Исходя из собственного опыта, скажу: как только выкопанную глина малопригодны для работы. Она и недостаточно пластичная, часто имеет различные примеси (мелкие камешки), которые приводят к разрушению изделий, так как расширяются во время обжига, тогда как сама глина сжимается. О том, как выбирать из глины хлам, расскажу ниже. Полевой шпат, кварц, известь (они пойдут на изготовление поливы) также не могут быть сразу использованы: их надо очистить от примесей, подрибниты, просеять и промыть. Это трудоемкая, однообразное работа, но она необходима, чтобы потом было меньше брака. Сама глинистая масса тоже должна быть однородной, иначе во время выжигания части ее неодинаково реагировать на температуру. А от этого нередко образуются искривления, трещины и разрывы. Вот почему первоначальная сырье нуждается доведення.Глину надо замочить на ночь в специальной яме или ванне. Это глиняные смеси до дна проштрикуеться палкой, чтобы образованные отверстия наполнились водой. А утром начинаем готовить глину к работе.

Выбираем из ванны замочену глину на дощаний помост. Если помосте нет, то его можно заменить простеленою на доливци рядниною. Берем столько глины, сколько нужно для работы. Складываем ее в конусовидные большую кучу. Затем деревянной Довбня постепенно разбивает конус. Когда глина розповзеться ишар ее составит примерно 5-10 сантиметров, операцию следует повторить, т.е. составить вновь такую же массу, как была раньше. Разбивает ее на слой, который уже должен быть немножко толще, чем предыдущий (т.е. 10-15 сантиметров). Такое битья глины длится до тех пор, пока вся глина зибьеться и перед вами предстанет опять тот самый височенький конус.

Чтобы глина НЕ налипала на Довбня, ее надо зишкрибаты цикла. Но наиболее эффективно Довбня чаще смачивать. А чтобы глина НЕ приставала к помоста, дед мой притрушував его пеплом, которого достаточно было в горне. (Фото - ручной способ выбора лишок)



У глины, которую мы только что сбили, не исключено, что траплятимуться щепки, листья, корешки, черви, камни известняка. Чтобы масса была пригодной к работе, надо как можно тщательнее отделить от нее этот хлам.

Для этого служит стругач. Им надо перестругаты всю кучу глины на мелкие стружечкы, выбирая при этом примеси. Затем перестругану и отобранную глину скочуемо в большой пуль и увлажняет его. Необходимое для работы количество отбираем, чтобы приступить к изгнанию из глиняной массы пузырьков воздуха, а остальные глины покроет мокрыми рядными или тряпья, относим в прохладный уголок мастерской или кладем в ванну. (Фото-виганяння пузырьков воздуха способом качання)



Виганяеться воздуха, которое будет потом мешать работать на гончарной круге, двумя способами - качанням и выбивания. Маленькие глиняные куски (такие же, как у хозяйки, которая готовит тесто для вареников), викачуються на круге. При этом из глиняной массы выходит воздух и она становится сплошной.

Поясню способ выбивания. Если глины нужно немного больше, чем для изготовления одного небольшого изделия, то ее удобно перебить на столе. Для этого берут кусок глиняного теста и с высоты вытянутой над головой руки с силой бросают его на верстаки. Затем его формируют в буханку и розризують струной или латунных проволокой на две части.

После этого верхний кусок кладут на стол срезанных стороной вверх, а пидризаний нижний, не перевертаючы, с силой бросают на прежний верхней. Вновь делают срез под прямым углом к столу, один из кусков также бросают срезом вверх, а на него второй - тоже срезанных стороной вверх. Так вот повторяется операция примерно двадцать раз.

Этот раздел хочу закончить рассказом о том, как готовится глина высшего сорта, именно та глина, идущая на высококачественные гончарные изделия.

Мой дед принесенную глину розкладав на земле грядками и в таком виде оставлял на год или несколько лет (чем дольше, тем лучше). Этот естественный способ обработки в гончаров называется литуванням. Для изделий высшего качества пролитовану глину подвергают еще муки-вание, гноинню и переминанню.

Чтобы видборошнуваты глину, ее розбовтують в большом кадуби с водой, дают отстояться, чтобы осели грубые, тяжелые примеси. Сливки с глиной, переганяють в другую кадки и снова дают отстояться. Потом в третью и четвертую. В последнем резервуаре частицы глины самые легкие, мелкие и чистые, им дают осесть, воду выпускают, и на донышко остается тончайшие, чистейшая глина высшего сорта, ее кладут в погреб, где она в течение нескольких недель гноиться: покрывается темными пятнами, издает неприятный запах. После гноиння глина становится пластической и однородной, пригодной для самых тонких работ. Поскольку верхние слои высыхают быстрее, то перед использованием глину переминають на специальной скамье. Существует довольно разнообразная технология подготовки глины. Пока мы учимся, глину можно заложить на литування. А для первых работ вполне пригодна однородная масса, которую можно получить, замочившы и смешав материков и карьерные глины, розимьявшы несколько раз ручной глиномьялкою.



Существует давний способ выбивания из глиняных шариков пузырьков воздуха. Глину, перемьяту на ручном глиномьялци, скочують в шаре и струной розризують на нужные грудки для работы. Отдельное комок берут в левую руку. Ладонью правой руки хлопают ее, выбивая воздух. А левой непрерывно покручують шарик, удерживая ее в висячего положении. Работа эта утомительной, и поэтому комок надо отрезать такую, чтобы ее было легко поднимать. Но величина ее зависит и от того, для которого гончарного изделия она предназначается. Для обучения и пока руки не окрепли, я советую приготовить шарики (грудки) весом около 500-600 граммов. (Из книги В. Рисцова «При гончарного круге»)



В конце прошлого года в Москве прошла выставка английского керамиста Дж.Поуэлла. Вазы, кувшины, бра, торшеры, люстры, семейные гербы поражали знатоков изысканностью, красотой, высоким художественным вкусом и тонким знанием материала. Особо отмечали необычную технику. Как удалось узнать, Поуэлл работает не на специальном станке, а пользуется рельефными материалами, к примеру, марлей, веревочной мелкой сеткой, а то и грубой мешковиной. Поэтому предлагаем с ней познакомиться.

Начнем с глины. Найти ее можно прямо на дачном участке или в ближайшем карьере.

Возьмите кусок глины объемом 0,5 л. Добавьте в нее немного воды и размешивайте до тех пор, пока она не вберет в себя всю влагу, и не начнет прилипать к рукам. Приготовив крутое тесто, скатайте из него шарик диаметром 50 мм и лепешку диаметром 100 мм. Затем просушите в тени два-три дня. Если на шарике или лепешке за это время появятся трещины, значит, глина слишком жирная и требует добавления мелкого речного песка. А трещин нет, и шарик, брошенный с высоты 1 м на твердую поверхность, не рассыпается, — глина нормальная. Тощая глина при высыхании не растрескивается, изделие из нее не обретет надлежащей прочности; в такую глину необходимо подмешать более жирную. Добавляют песок или глину в несколько приемов, каждый раз проверяя качество полученной массы.

Далее работа с глиняным сырьем ведется так, как это делает сам Поуэлл. Возьмите лист толстой фанеры или пластика с размерами 500 х 375 мм. Накройте его куском ткани размером 950 х 620 мм.


Положите на него две деревянные рейки длиной 350 мм и сечением 10x10 мм, как показано на рисунке 1. Между ними уложите кусок глины и деревянной скалкой раскатайте его в блин толщиной 10 мм (рис. 2). Заметим сразу, что в результате этой операции нижняя поверхность глиняного блина приобретет фактуру ткани. Далее острым ножом аккуратно вырежьте заготовку, как показано на рисунке 3. Обрезки скатайте в комок и уберите в эмалированную кастрюлю или полиэтиленовый пакет, чтобы меньше подсыхала. Возьмите ткань с заготовкой за углы (рис. 4), свяжите их узлами и подвесьте на рамке (рис. 5). В таком положении глиняная заготовка приобретет вогнутую форму. Подержите ее два-три дня, чтобы глина немного подсохла и затвердела. Вынув заготовку, острым ножом подрежьте края, как показано на рисунке 6. Остается установить ее на ножки. Заранее приготовьте из глиняного теста три опоры конической формы. На сопрягаемые поверхности острием ножа нанесите глубокие риски, смочите их водой и плотно детали прижмите друг к другу (рис. 7 и 8).

Изделия более сложной формы легко сделать на четырехстенной деревянной коробке без крышки (рис. 9) и такой же коробке, но с крышкой (рис. 11), в которой предусмотрены прорези разного вида (рис. 12). Дальнейшие шаги, необходимые для получения заготовок, нетрудно понять, глядя на остальные рисунки.

Не все, возможно, получится с первой попытки. Но вот у вас несколько изделий, которые вас устраивают своим дизайном, красотой исполнения. Что дальше?

Обжиг — сложный процесс, который придаст изделию необходимую прочность. Проводят его в три этапа: прогрев, собственно обжиг и постепенное, регулируемое охлаждение. На первом этапе процесс можно осуществить в обычной кухонной плите при 250° С. При этом глиняные кристаллы разрушаются и вся масса переходит в аморфное состояние. При более высокой температуре (процесс ведут в муфельной печи при 850° С) происходит спекание массы с образованием прочного черепка.

После обжига изделия охлаждают. Процесс этот весьма длительный и ответственный. Только что обожженное изделие не терпит резкой смены температуры и доступа холодного воздуха. Допустим это, и мгновенно образуются трещины. Температуру следует снижать медленно, в зависимости от толщины стенок изделия и качества исходного сырья. Поэтому режим охлаждения определяется опытным путем. Но обычно керамисты снижают температуру из расчета 50° за час. После обжига изделие приобретает ярко-красный цвет. Этот цвет можно считать конечным. Но лучше, как считает Поуэлл, с внешней или внутренней стороны изделие окрасить в другой цвет, например, черный, синий или белый. Проще окраску производить яркими нитроэмалями.


Краски для печати изготавливают в краскотёрных вальцах. Изначально пропуском сквозь вальцы краску сначала размешивают руками с растворителем при помощи шпателя, а для получения однородной смеси два раза пропускают через вальцы.
Краска, применяемая для росписи способом печати, при необходимой вязкости обязана отлично сниматься с железной доски или вала и прекрасно переходить с бумаги на раскрашиваемые изделия, не расплываясь на них. В то же время она не обязана не очень бысро сохнуть и давать четкий и качественный контур.

Для подглазурной печати применяются краски примерно следующего состава (в %):
Глицерин 19
Патока 23
Краска сухая 58

Для надглазурной печати:
Олифа 42,35
Краска сухая 57,65

При росписи керамических изделий способом печати мастер-гравер по заданному рисунку вырезает на металлическом барабане или доске точную копию рисунка. Глубина выреза линий рисунка на барабане или доске зависит от интесивности краски в соответствующих местах на оригинале. Рисунок на металле вырезается с помощью специальног резца (гравштифеля).

На доску наносят краску при помощи деревянных шпателей, на барабанах -при помощи специальных приспособлений. Излишек краски снимают.
На доску с нанесенной на нее краской накладывается специальная тонкая слабоувлажненная бумага, на которую сверху накладывается слой бумаги типа газетной толщиной 5-6 мм, а сверху - кирзовая прокладка, после чего доску пропускают между вальцами или ставят под пресс.

Бумагу с опущенным на ней оттиском рисунка опускают в воду в которой она находится до размягчения.

После насыщения бумаги водой рисунок вместе с бумагой накладывают накладывают на сухое изделие и протирают войлочным валиком, краска хорошо сцепляется с поверхностью изделия, а бумага легко отделяется от рисунка. Для обогащения рисунка нанесенного способом печати, производят дополнительную раскраску красками или золотом.

В отличии от трафаретной печати, тампонная печать начала интенсивно развиваться только с появлением возможности делать печатное клише из высококачественного силиконового каучука. Тампонная печать - способ передачи изображения с печатной формы (клише) на запечатываемую твердую поверхность с использованием упруго-эластичного тампона.

Технология тампонной печати основана на перенесении краски с помощью клише через эластичный силиконовый тампон, повторяющий кривизну поверхности. Благодаря свойственной силикону малому коэффициенту смачиваемости тампон «отталкивает» многие жидкости, включая краску, и при соприкосновении тампона с другими объектами легко отдаёт краску на эти объекты.

Тампонная печать позволяет наносить изображение практически на любой вид твердой поверхности (гладкие, рефленные не впитывающие краску материалы) - пластик, стекло, дерево, металл. Обычно методом тампонной печати наносятся логотипы или изображения на мелкую сувенирную продукцию: ручки, зажигалки, брелоки, часы, калькуляторы, кружки, пепельницы, ключницы, открывалки, пластиковые подставки или подобные изделия из пластика, из кожи и полиэтилена, а так же на бутылочных пробках, крышках банок, одноразовой посуде, парфюмерной упаковке, различных канцелярских принадлежностях (карандаши механические, линейки, ножи, визитницы и многое другое), аудио- и видеокассетах, компакт-дисках, корпусах приборов, парфюмерной упаковке.

Тампонная печать позволяет печатать несколькими цветами в том числе и по CMYK, однако, также как и в шелкографии весьма проблематичным является совмещение цветов.Размер изображения ограничен величиной тампона и клише. При нанесении изображения на изделия из металла, стекла и керамики для придания дополнительной устойчивости используются двух- и трехкомпонентные краски, а также дополнительная термообработка

Плюсы: идентичность всех изделий в тираже, возможность использования Pantone, низкая себестоимость оттиска при больших тиражах, печать по криволинейным поверхностям

Минусы: предпечатный процесс - клише, приладка; как правило небольшой размер запечатываемой области; высокая себестоимость при малых тиражах

Поверхности для нанесения: стекло, пластик, керамика, дерево, металл.
Страниц: 64

Серия или Выпуск: Уроки керамики
Потрясающе иллюстрированная книжка являет собой поэтапный курс школы ручной лепки.
Безумно хорошие фото а также подробные комменты к ним дают возможность определить пригодность глины для лепки, учат, как эффективно ее заготовить а также обработать, дают способность перейти шаг за шагом все стадии подготовки глиняного теста, дабы приступить к формовке всевозможных изделий: ваз, скульптур а также абстрактных форм.
Книжка предназначена как для специалистов так и для обширного круга любителей керамики.

Наблюдение за гончаром во время изготовления изделия на гончарном круге — волшебное зрелище. В этой статье будет рассказано, как сделать гончарный круг своими руками и начать творить вещи. Если ваша цель как художника состоит в том, чтобы создавать уникальные предметы, то этот тип гончарного круга идеально вам подойдет.

Просто найдите вращающееся на 360 градусов ведро, используйте несколько предметов из дома и все будет готово через 10 минут. Проект недорог и работает так же эффективно, как и любой гончарный круг. После небольшой практики я могу хорошо центрировать, крутить и поворачивать этот гончарный круг. После исправления колебаний центрирование теперь происходит автоматически благодаря концентрическим кругам на поддоне для горшечных растений.

Ножной гончарный круг недорогой, легкий, портативный и занимает мало места. Что замечательно, так это то, что там нет пайки, нет тяжелой техники, и она работает на ногах. Лучшая часть не требует электричества.

Вот краткая подборка всех моих видео после того, как я научился бросать на гончарном круге ведра швабры после 50 бросков за 14 дней.

Шаг 1: Собираем материалы

Что вам понадобится:

  • Ведро для круговой швабры
  • Пластиковые горшки или ящики для увеличения высоты гончарного круга
  • Пластиковый поддон
  • Сильный клей, например полиуретановый или пистолет с горячим клеем
  • Уровень

Вот видео с первого дня сборки и тест работоспособности гончарного станка. Все было странно и непонятно, пока я не устранил колебания.

Шаг 2: Склейте все вместе


Удивительно, но легкие материалы оказались хороши в работе, когда я наполнил нижнее ведро мелкими камнями. Я поместил гири вокруг центральной ступицы, и это каким-то образом помогло сильно замедлить вращение, так как круг двигался слишком быстро и шатко, и всё выходило из-под контроля. Не все вёдра для 360-градусных швабр собраны одинаково. У некоторых механизмы лучше, чем у других, и они работают более плавно.

Склейте все ведра и подносы в подходящем порядке. Используйте уровень, чтобы удостовериться, что все делаете ровно.
Дизайн этого гончарного круга может быть изменен во многих направлениях — это уже на ваш личный вкус. Вам нужно найти ведра и поддоны для цветочных горшков, которые достигнут той высоты, с которой вы чувствуете себя наиболее комфортно. Если вам нужно переделать ваш дизайн, то горячий клей легко удалить, распылив немного лизолового спирта и используя плоскогубцы.

Если колесо круга находится ниже уровня вашей талии, то вы можете использовать рычаг и вес своего тела, при подъеме стен изделия. Таким образом, ваше тело будет расположено более эргономично и это позволит избежать болей в спине.

Шаг 3: Начинайте крутить – примеры работ





Показать еще 4 изображения





Первоначально я начал с твердого куска глины, который было действительно трудно формировать. Кроме того, чем выше был круг, тем больше он качался. Я заглянул под ведро для швабры и заметил, что части были скручены неровно.

Я снял ведра, перерасположил их и поместил маленькие камни и песок во внутреннее вращающееся ведро. После этого все стало стабильнее. Колебание все еще осталось, особенно при быстрых скоростях — однако ваши навыки улучшатся и вы очень скоро начнете получать удовольствие от работы.

Во второй раз я использовал податливую и подготовленную коричневую керамогранитную глину .

Шаг 4: Метод обкатывания

В Азии есть метод обкатывания, когда изделие из глины начинают обкатывать прямо на колесе. После просмотра метода, используемого корейскими и японскими гончарами, я и сам решил попробовать этот путь. Их метод экономит энергию, воду и отходы глины становятся меньше.

Метод обкатываня:

  1. Раскатайте или сплющите на колесе круглую плитку
  2. Присоедините к ней толстые стенки.
  3. Медленно вращайте колесо и начинайте обработку.
  4. Ниже приведен пример того, как я сделал на колесе крышку для контейнера с печеньем и чашку.

Шаг 5: Обжиг изделий


Как обжечь глиняные творения, если у вас нет доступа к печи?

Несколько изобретателей успешно использовали глиняную печь для обжига кирпичей. Ракетная печь потребляет мало топлива, но способна поддерживать температуру до 650 градусов Цельсия (и более).

От нее исходит мало дыма, а ваши глиняные изделия станут прочными.

Посмотрите видео , как вы можете сделать ракетную духовку и использовать её в качестве печи. (Обратите внимание, чтобы предотвратить обжиг пищи, изобретатели установили дефлекторную пластину между пламенем от ракетной духовки внизу внутри варочной камеры).

Другим вариантом, является хлебная печь-бочка, которую можно легко использовать в качестве печи для обжига. Материалы включают в себя поддон для печи, металлическую бочку и трубу. Печь использует очень мало древесины и достигает температуры 1100 градусов по Цельсию — достаточно горячо для обжига черепка и глазури.

Третья идея может заключаться в использовании разборной металлической походной печи для барбекю или ракетной печи, в которых можно обжигать мелкие предметы.

Четвертая идея — это печь бочкового типа с использованием опилок.

Пожалуй, гончарное ремесло зародилось если не вместе с освоением людьми огня, то сразу после. Недаром во многих мифах и легендах народов мира образ Творца неразрывно связан с актом творения из глины. Так, в христианстве из глины был сотворен первый человек - Адам. В индуизме одной из ипостасей Брахмы является гончар. Бог плодородия древних египтян Хнум тоже создал человека с помощью гончарного круга. Мифы африканского племени догонов представляли верховное божество Амма гончаром, который создал все сущее из глины. Немало народов имели свои касты гончаров, которые помимо ремесленных функций могли исполнять обязанности жрецов и служителей культа. Так, например, каста ханибэ в Древней Японии, члены которой изготавливали священные глиняные скульптуры - ханива. Всегда работа гончара представлялась как нечто божественное, за исключением того, что мастер, в отличие от бога, не мог дать душу своим творениям.

Виды гончарных кругов

Естественно, центральное место в работе гончаров занимают гончарные круги, вокруг которых будто вокруг центра Вселенной вращается все гончарное ремесло. С их помощью бесформенные куски податливой глины в умелых руках превращаются в изящные сосуды самых разнообразных, порой причудливых, форм.

Гончарный круг представляет собой гладкий диск, имеющий консольное крепление на вращающейся оси и приводящийся в движение мускульной силой либо электрическим или реже механическим двигателем. В давние времена они были с ручным приводом, потом ножным и, в конце концов, электрическим. Следует заметить, что ножной и электрический гончарные круги более удобны в использовании. Это объясняется тем, что обе руки мастера остаются свободными. Несмотря на то что электрический круг является более современным и прогрессивным, гончарный круг с ножным приводом не сдает позиции, поскольку, по мнению некоторых мастеров, только на таком круге можно плавно и в широких пределах регулировать скорость вращения заготовки и лучше чувствовать материал.

Дополнительные инструменты

Если вы всерьез или даже просто на любительском уровне решили освоить гончарное ремесло, то кроме известного уже круга, понадобятся некоторые другие инструменты, которые многократно облегчают работу и позволяют выполнять разнообразные манипуляции с материалом. Основными инструментами как скульптора, так и гончара являются стеки - деревянные, металлические или пластиковые лопатки всевозможных форм и размеров. Также не обойтись без металлической струны с двумя удобными ручками на концах, с помощью которой готовое изделие после формовки срезается с круга.

Оборудование мастерской

Чтобы было понятно, работа на гончарном круге - занятие достаточно грязное, и в городской квартире вы, скорее всего, не найдете себе места, разве что если не выделите под мастерскую целую комнату. Но позволить себе подобное могут далеко не все. Кроме того, при работе гончарные круги работают не бесшумно, а это может вызвать недовольство соседей. Зато в частном секторе города, на даче или в селе найдется масса мест для реализации ваших замыслов по освоению гончарского ремесла. В теплое время можно заниматься этим прямо под открытым небом, но все-таки желателен навес над головой для защиты от палящего солнца или дождей. Само обустройство мастерской не представляет каких-либо значительных сложностей. Достаточно поставить стол для инструментов и других вспомогательных вещей, один или несколько стеллажей для готовой продукции, и обеспечить освещение рабочего пространства.

Если вы только начинаете свой путь на поприще работы с глиной, то не нужно задаваться целью приобрести профессиональный гончарный круг. Чтобы освоить азы и почувствовать материал достаточно и любительского. Тем более что его конструкция совершенно проста и легка в повторении для тех, кто умеет пользоваться слесарными инструментами.

Как сделать гончарный круг

Сейчас нет недостатка в специальных магазинах, где и начинающим и состоявшимся гончарам предлагается весь спектр товаров для их ремесла: гончарные круги, всевозможные «сорта» глин, вспомогательных инструментов и даже печей, где обжигают готовые изделия. Но ценник в таких магазинах обычно очень высок. И если вы хотите сэкономить, то можно изготовить гончарный круг своими руками.

Для этого нужно сделать из деревянного бруса или металлического профиля станину. В ее нижней и верхней части устанавливаются подшипники, в которых будет вращаться вал с закрепленным на нем кругом. Непосредственно круг желательно изготовить из материала невосприимчивого к влаге: пластик, стеклотекстолит, алюминий, латунь или бронза толщиной не менее 10 мм. Лучше всего, если круг диаметром 250-300 мм выточит на станке токарь. Круг крепится на валу с помощью фланца или любым другим удобным способом.

Круг с ножным приводом

Если круг предполагается сделать с ножным приводом, то на нижнюю часть вала нужно установить массивный маховик, который можно сбить из толстых досок и придать ему форму колеса, или же воспользоваться любым подходящим массивным диском из металла, например, 30-килограммовым блином от штанги.

Круг с электрическим приводом

Если же планируется делать электрический круг, то в качестве привода хорошо подойдет двигатель для швейной машинки. Его преимущество заключается в том, что на этом двигателе можно самостоятельно регулировать частоту оборотов вала. Делается это с помощью специальной педали. Такой двигатель вместе с педалью можно приобрести в специализированном магазине (это будет не дешево) или на "блошином" рынке/барахолке (получится гораздо дешевле, чем брать новый).

В случае использования электропривода можно отойти от изготовления специальной станины, и использовать любой старый стол или даже массивный табурет. Кроме этого, понадобится неглубокая (до 10 см) и широкая пластиковая емкость диаметром 40-45 см. Она закрепляется на станине так, чтобы и внутри нее свободно вращался круг. Это нужно для того, чтобы капли воды с глиной не летели во все стороны, а оставались внутри емкости. В крайнем случае можно сделать ограждение из сухих дощечек и потом несколько раз пропитать олифой для придания древесине водоотталкивающих свойств.

Теперь вы знаете, как сделать гончарный круг своими руками. И при большом желании вполне возможно сделать это самостоятельно.

Гончарный круг для детей

Многие продвинутые школы раннего развития ребенка практикуют занятия по лепке из пластилина, соленого теста, полимерной или обычной глины и т. д. Эти занятия развивают у детей творческие способности, воображение, образное мышление, чувство прекрасного. Кроме того, во время лепки у детей осуществляется развитие мелкой моторики, они расслабляются и избавляются от всевозможных фобий. После ручной лепки детский гончарный круг станет следующим этапом в освоении ребенком работы с пластичными материалами. Такие занятия обычно очень нравятся подростающему поколению.

Гончарный круг для детей точно так же можно изготовить самостоятельно или же купить готовый, благо, производители предлагают массу вариантов на любой вкус и кошелек.

Немного о глине

Существует масса различных видов глин, которые отличаются по происхождению, содержанию примесей, составу. Согласно технической классификации они делятся на сланцевые, огнеупорные, каолины. Также глины имеют свою так называемую жирность. Чем «жирнее» глина, тем она пластичнее и чем «тоще», тем она рассыпчатее. Тощие глины хуже лепятся, а изделия из них трескаются во время обжига. Жирные глины в этом случае ведут себя гораздо лучше. Причем чем более тонкое изделие должно быть изготовлено, тем жирнее она должна быть. А еще глины отличаются своим цветом, который зависит от содержания в них оксидов металлов. Когда в глине содержится не больше 1% примесей, то изготовленное из нее изделие будет белым, а если больше, то после обжига оно покраснеет независимо от первоначального цвета глины.

Начинающему гончару гораздо проще начинать работу с подготовленной глиной, которую легко купить. Когда руки «набьются» на правильной глине, то тогда не составит большого труда отыскать в других местах ту глину, которая тоже подойдет для работы.

Работа на гончарном круге

Любая, даже готовая магазинная глина перед использованием должна быть «перебита». Нужно скатать из глины «колбасу», разорвать пополам путем скручивания. Потом с силой бросить на доску или стол, снова сложить, раскатать и разорвать. Такие манипуляции нужно повторить хотя бы раз 20. Также можно не рвать глину, а резать проволочной струной с ручками. Это нужно для того чтобы убрать из глины воздух и сделать ее однородной. В противном случае оставшиеся пузырьки воздуха будут мешать работе, а если полость останется в стенке готового изделия, то при обжиге оно лопнет в этом месте за счет теплового расширения воздуха внутри полости.

Следующим этапом подготовки глины является спиралевидное замешивание. Кусок глины кладут на стол, и надавливая на нее, ладонями отталкиваете от себя и при этом пытаетесь провернуть глину по направлению к себе (так хозяйки вручную вымешивают крутое тесто). При правильных действиях будет слышно, как из глины с характерным хлопаньем будут выходить воздушные пузырьки. После 30-40 повторений глину можно считать готовой к использованию.

Теперь от куска нужно отрезать необходимое количество, поместить в центр круга и немного придавить. Если глина оказалась не в самом центре, то ее нужно поправить и после этого запустить круг. В случае неровного размещения глины относительно центра, она может слететь с круга. Положение рук при работе с кругом: локти прижаты к телу, согнуть кисти, сблизить запястья и так держать на куске глины. Руки не должны быть напряжены, их движения плавные и мягкие.

В последнее время гончарное дело становится снова популярным как когда-то, но попробовать что это такое в основном негде, так как мастерских не так много.

Вот и приходится учиться самому, благо есть интернет, где можно посмотреть видео и почитать по данной теме.

Но чтобы попробовать нужен гончарный круг, желательно печь для обжига, руки и собственно желание.

Купить гончарный круг может оказаться не каждому под силу. В самом деле даже бюджетные круги имеют стоимость 20 -30 тысяч рублей. Исходя из этого и было принято решение построить гончарный круг самостоятельно.
Вот тут то и оказалось сюрпризом, что по данной теме особо ничего то и нет в сети, в основном разрозненная информация и ничего конкретного (здесь имею ввиду электрические гончарные круги, так как по ножным кругам информации достаточно).

Итак приступим.

За неделю был набросан вид круга в SketchUp (неделя потому что продумывали по возможности все элементы, думая о максимальной унификации, что не совсем конечно получилось). Пару раз пришлось переделывать уже готовый вариант круга.


Каркас выполнен из профильной трубы 80x40 так как этот размер довольно удачно вписывался в представление о жесткости конструкции. (конструкция сварная)


Двигатель подвешен на пластине, которая двигается по салазкам, такая реализация служит для натяжения ремня предающего вращение со шкива вала двигателя на шкив планшайбы. Шкив двигателя выточен.


Подшипник вала планшайбы от VAZ-2109 (задняя ступица). Выбор пал на него так как он максимально подходит для наших целей. его устройство таково что при поджимании обоймы он сам центруется. Для него был выточен стакан и вварен в поперечную балку. Шкив ведомого вала заводской, от стиральной машины. Так же был выточен вал и гайки поджимающие подшипник и фиксирующие шкив.Ремень поликлиновый, тоже от стиральной машины. Были опасения, что ремень будет спадать со ведомого шкива (поверхность его плоская) но они не подтвердились.


Планшайба также выточена на станке из листовой нержавеющей стали.

Стол изготовлен из ДСП и покрыт краской.

Двигатель мощностью 370W 1500 оборотов в минуту.


Питается через частотный преобразователь «Веспер - 8100к». Обороты можно регулировать в широких пределах - от нуля до 110, Можно и больше - все меняется в настройках преобразователя.


Управление выведено с преобразователя и представляет регулятор скорости в виде переменнного резистора и простой выключатель.


Конструкция круга получилась максимально простой и удобной. При желании можно вывести управление скоростью на ножную педаль - но тут уже как кому нравиться.