Что такое период русский язык. Тренировочные занятия как элементы структуры микроциклов

Это простейшая музыкальная форма гомофонной музыки. Период – относительно законченная музыкальная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности.

Периоды различны по структуре. Для классического стиля характерен нормальный период, в котором отчетливо выражен экспозиционный тип изложения (8-16т.). Основные крупные части периода – предложения. Предложения имеют как правило по две фразы, которые состоят из мотивов. Первое предложение – начальное, второе – ответное. Предложения расчленяются и связываются между собой серединной каденцией на Доминанте. В конце – каденция на Тонике. Возникает согласованность, перекличка кадансов – первому вопросительному отвечает второй утвердительный (T – D – D - T). Образуется автентический каданс, придающий ладогармоническую устойчивость, цельность.

Пример: Моцарт, Соната №11, ч.1.

Типичное строение периода сложилось в песенно-танцевальных жанрах гомофонной музыки и закрепилось благодаря четкости и запоминаемости музыкальной мысли.

Для периода характерно мелодико-тематическое единство. Оно выражается в:

1. Почти полном сходстве предложений, кроме их окончаний (при этом знак репризы не образует формы).

2. В частичном повторе материала.

Пример: Бетховен, Соната №1, ч.2

Бетховен, Соната №7, ч.2.

3. В повторе измененном посредством орнаментации.

Бетховен, Соната №15, ч.1.

Существенную роль играет местоположение кульминации. Если второе предложение повторяет большую часть первого, то нередко оба они имеют одинаковую кульминацию. Чаще повторяется меньшая часть первого предложения и это способствует наличию кульминации во втором предложении.

Шуман. «Грезы».

Метнер. Соната-воспоминание.

Есть исключения: кульминация в начале предложения:

Шопен. Мазурка, ор. 67 №4.

По тематическому развитию периоды бывают – повторного и неповторного строения. Также периоды делятся на квадратные и неквадратные.

Неквадратность бывает органическая (Глинка. Вальс-фантазия, 3+3т.), за счет расширения и дополнения.

Период может быть однотональным и модулирующим (Бетховен. Тема радости, ч.1, 9 симфония). В периоде, которые в целом однотонален, возможны отклонения в другие тональности. Такой период называют модуляционным.

Бетховен. Симфония №5, ч.2.

Модулирующий период заканчивается в новой тональности: для мажора, как правило, в Доминантовой, для минора – в параллельной.

Вагнер. «Тангейзер», марш пиллигримов.

Период бывает:

· Замкнутый – заканчивается на Тонике основной тональности;

· Разомкнутый – заканчивается на Доминанте (Бетховен, соната №8, ч.1, гл.т.); заканчивается в новой тональности.

Иногда встречаются периоды из 4-х предложений, как правило, в сложных размерах.

Шуман. Новеллетта, ор.21 №1.

Есть периоды из трех предложений.

Григ. Норвежский танец.

Наиболее распространены периоды с тематически сходными предложениями, из которых второе расширено по сравнению с первым.

1. Расширение – повторное проведение какого-либо построения с увеличением его длины – внутреннее расширение, так как построение разрастается, приобретает большую длину, но остается все же одним построением с одной каденцией. Расширение связано с эмоциональным нарастанием кульминации.

Приемы расширения:

· Повтор какого-либо элемента – простое варьирование, секвенциобразное, имитационное (Чайковский, «Баркаролла», «Январь»).

· Более сложные приемы развития с введением новых тональностей.

· Растяжение каденционных гармоний (ария Лизы из «Пиковой дамы»).

Внутреннее расширение возникает до появление Тоники.

2. Дополнение – дополнительное построение, приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция. Это ряд добавочных построений, утверждающий основную мысль. Дополнение возникает после Тоники. Это внешнее дополнение (Бетховен. Соната №1, Менуэт).

СХЕМА АНАЛИЗА ПЕРИОДА:

1. Тональность.

2. границы периода.

3. повторный или неповторный.

4. квадратный или неквадратный.

5. замкнутый или разомкнутый.

6. однотональный, модулирующий, модуляционный.

7. анализ кадансов.

8. определить кульминацию.

9. выяснить причину неквадратности.

10. особенности стиля, фактуры.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПЕРИОДОВ:

Бетховен. Соната №3,ч.2, 3, 4.

Соната №4, ч.2 и 3.

Соната №7, ч.2

Соната №5, ч.1.

Соната №27, ч.1 и 2.

СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД .

Состоит из двух мелодически сходных предложений с разными кадансами, каждое из которых по своему внутреннему строению само является типичным периодом.

Чайковский. Ноктюрн до диез минор . Здесь два предложения (D - T), где каждое как явный период. Четыре одинаковых начала – отличительный признак сложного периода.

В форме периода часто излагаются темы произведений и тем самым период входит, как обособленная часть, в более крупное целое.

Существуют короткие произведения, представляющие собой период. Таким образом, период может быть самостоятельной формой (это, как правило, миниатюры, прелюдии – небольшие самостоятельные пьесы, в которых развивается одно настроение).

Шопен широко развил эту форму.

Самостоятельный период редко имеет четкую структуру. Но есть исключения: Шопен. Прелюдия №7.

Более типичны для таких пьес структурные контрасты (наличие расширения во втором предложении, что создает движение и кульминацию, эмоциональное нарастание).

Шопен. Прелюдии ми минор, си минор.

Период из трех предложений: Шопен. Прелюдия №9.

Сложный период: Шопен. Прелюдия №10.

Такие формы характерны для прелюдий Скрябина, пьес Лядова, романсов Римского – Корсакова, Рахманинова. В вокальной музыке сложный период, как самостоятельная форма, употребляется в песенно-куплетной структуре.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА:

Григ. «Люблю тебя».

Бородин. «Фальшивая нота».

Шопен. Прелюдия №6, Вальс №7, р.1.

Чайковский. «Утреннее размышление».

Период (греч. periodos - обход, круговращение, определённый круг времени) - развёрнутое синтаксическое построение, в к-ром составляющие элементы содержательной, синтаксической и рит-мико-интонационной структур находятся в гармоническом соответствии между собой. П. характеризуется единством темы, освещенной достаточно полно, разносторонне и законченно. Это цельное описание, цельное повествование (II. повествовательный), цельное логическое рассуждение (П. ораторский). П. не имеет элементов из предшествующего контекста (см.), внутренних анафорических связей. Это небольшой связный текст, умещающийся в одном предложении. П. может быть простым, с повторяющимися однотипными группами однородных членов, сложносочинённым, в к-ром простые предложения воспроизводят одну и ту же предикативную (обычно глагольную) конструкцию; но чаще всего П.- это сложноподчинённое предложение, в к-ром главному предложению подчинены параллельно несколько придаточных одного вида - условных, причинных, временных, уступительных и т. и. Гармоническое соответствие между содержательным и синтаксическим уровнями П. состоит в том, что разные составные части, из к-рых слагается содержание П., воплощаются в разных синтаксических составляющих, а сходным элементам изложения соответствуют однотипные синтаксические конструкции. Напр., П., представляющий логическое рассуждение, на содержательном уровне членится на две части: основное положение (посылка) с рядом аргументов или дополнений и вывод. На синтаксическом уровне это членение может быть воспроизведено разными способами: первая часть - ряд однотипных придаточных; главная, заключающая часть - вывод; первая часть - предложение с однородными членами, сопровождаемыми однородными придаточными, вторая часть - бессоюзно присоединённое простое предложение, выражающее обобщающую оценку, и т. д. Модели синтаксического строения II и их конкретные воплощения исключительно многообразны. Каждая модель характеризуется не только соответствием синтаксического и содержательного уровней, но и соразмерностью, уравновешенностью частей: если в П. есть цепь придаточных, они начинаются обычно с одинакового союза, имеют близкие размеры, сходное синтаксическое строение и т. д. Эти черты придают П. музыкальность и ритмичность. Интонационный контур П. характеризуется постепенно нарастающим повышением с кульминацией в конце первой части, следующей далее паузой и глубоким понижением в конце. Интонационная структура П. соответствует его содержательному и синтаксическому членению, подчёркивая средствами просодии его стройность, внутреннюю напряжённость и завершённость. П. распространён в литературно обработанной речи: в художественной прозе, поэзии,
публицистике, в ораторской речи. Формирование 333 П. как особой формы синтаксического художественного построения на рус. основе происходило в прозе Н. М. Карамзина. В «Истории государства Российского» (1816-24) П как в наиболее сложных, так и в простых реализациях сохраняет верность не только главным, структурообразующим чертам (единство темы, внутренняя логичность, завершённость), но и вторичным характерным признакам: П. у Карамзина округлён, соразмерен, в какой-то степени монотонен и одновременно величав; напр., П., построенный Карамзиным на деепричастных оборотах: «Достигнув цели, возникнув из ничтожности рабской до высоты самодержца, усилиями неутомимыми, хитростию неусыпною, коварством, происками, злодейством, наслаждался ли Годунов в полной мере своим величием, коего алкала душа его,- величием, купленным столь дорогою ценою?*. П. использовали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, СТ. Аксаков, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Горький, К. А. Федин, А.Т.Твардовский. II. эволюционирует вместе с художественным методом лит-ры; это особенно заметно в художественной прозе, где отказ от нек-рых его вторичных, «внешних» признаков сопровождается, при верности главному, появлением новых признаков - разг. интонацией, «ломаной линией», передающей нервный ритм и богатое психологическое звучание художественного текста; напр., П. из «Братьев Карамазовых» Достоевского: «А всё-таки как ни будем мы злы, чего не дай бог, но как вспомним про то, как мы хоронили Илюшу, как мы любили его в последние дни и как вот сейчас говорили так дружно и так вместе у этого камня, то самый жестокий из нас человек и самый насмешливый, если мы такими сделаемся, все-таки не посмеет внутри себя посмеяться над тем, как он был добр и хорош в эту теперешнюю минуту!*.

Построение подготовки в годичном цикле

Теоретико-методологические основы построения годичной подготовки

Теоретико-методологической основой построения годичной подготовки является так называемая теория периодизации , обобщенная в фундаментальных работах Л.П.Матвеева (1964; 1977; 1999; 2001), развитая в работах других специалистов (Н.Г. Озолин, 1970; Д. Харре, 1971; В.Н. Платонов, 1980, 1997, 2004 и др.).

Современная теория периодизации ориентирована на формирование системы знаний и путей их практической реализации, обеспечивающих формирование такой структуры процесса подготовки (продолжительность и содержание макроциклов, периодов, этапов и более мелких структурных образований – мезо- и макроциклов), которая позволяла бы решить две относительно взаимосвязанные и одновременно достаточно независимые задачи:

Непрерывное, планомерное и всестороннее повышение возможностей спортсменов во всех направлениях технико-тактической, физической и психологической подготовки, обусловленных спецификой вида спорта и требованиями высокоэффективной соревновательной деятельности;

Достижение состояния наивысшей готовности к стартам в главных соревнованиях макроцикла и демонстрация в этих соревнованиях наивысшего индивидуального результата.

В настоящее время наиболее распространенными являются многоцикловые системы построения годичной подготовки. Однако в период формирования теории периодизации считалось, что подготовка спортсмена к достижению высокого спортивного результата является длительным процессом и может быть обеспечена только в годичных или полугодичных циклах, а сроки, меньшие чем полугодичные, слишком коротки для больших циклов тренировки (Л.П. Матвеев, 1977). Однако со временем, с учетом интенсификации соревновательной практики, теория периодизации годичной подготовки была существенно пересмотрена. Этому во многом способствовало осознание необходимости совершенствовать учебно-тренировочный процесс с позиций системного подхода, который стал широко внедряться в спорт в качестве специального методологического направления. В конечном итоге это позволило сформулировать принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена, в основу которого были положены закономерности, отражающие взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности (В.Н. Платонов, 1997).

При рассмотрении новых подходов, развивающих теорию периодизации, следует учитывать, что формирование состояния подготовленности спортсмена и его готовности к высшим достижениям в конкретных соревнованиях протекает в результате хотя и взаимосвязанных, но в то же время различным образом протекающих процессов. В основе одного из них длительное формирование базовых и специальных компонентов подготовленности, а в основе другого – относительно быстрое достижение на этой основе состояния наивысшей готовности к конкретному соревнованию. Понимание этого, как указывает В.Н. Платонов (2004), позволяет в определенной мере обойти противоречия, вызванные необходимостью планомерной подготовки к главным соревнованиям года и участия в большом количестве соревнований, что характерно для современного этапа развития спорта.

В практическом плане это привело к формированию такой системы подготовки, при которой на фоне планомерного формирования базовых и специальных компонентов подготовленности, ориентированного на достижение наивысших результатов в главных соревнованиях года, эпизодически (несколько раз в течение года) планируются специфические структурные образования, построенные по принципу непосредственной подготовки к соревнованиям и придающие соответствующему этапу годичной подготовки черты отдельного макроцикла. При такой модели годичной подготовки включение «изолированных» макроциклов не нарушает общий процесс планомерного становления спортивного мастерства, реализуемый в системе традиционной периодизации на основе одно или двухциклового планирования. Как указывает В.Н. Платонов (2009), нарушение этих закономерностей, стремление к предельным специфическим нагрузкам в первых макроциклах года неизбежно приводит к снижению эффективности подготовки с позиций достижения наивысших результатов в главных соревнованиях и создает впечатление о нецелесообразности многоциклового планирования.

Многоцикловая периодизации годичной подготовки требует соблюдения ряда принципиальных положений, существенно отличающих эту модель от традиционных схем одно- и двухциклового построения годичной подготовки. Применительно к системе подготовки спортсменов высокого класса выделяют следующие (В.Н. Платонов, 2009):

Устранение из системы подготовки спортсменов высокой квалификации работы, носящей общеподготовительный (в традиционном понимании - не связанный со спецификой вида спорта) характер;

Планирование в структурных элементах базового характера (периоды, этапы, мезоциклы) работы, прямо или опосредовано способствующей развитию качеств и способностей, органично связанных со структурой соревновательной деятельности;

Стратегической линией всего процесса годичной подготовки, за исключением отдельных мезоциклов базового характера, в которых создается фундамент для последующей специальной подготовки, является интеграция процесса совершенствования различных сторон подготовленности (технической, тактической, физической, психологической) с совершенствованием основных компонентов соревновательной деятельности;

Концентрация однонаправленных нагрузок в отдельных структурах макроцикла (периодах, этапах, мезоциклах) как стимула к обеспечению очередного адаптационного скачка в отношении отдельных значимых компонентов подготовленности должна органически увязываться с эффективностью подготовки интегрального характера;

Продолжительность и содержание структур восстановительно-рекреационного характера (восстановительные микроциклы, переходный период) не должны допускать существенного развития процессов деадаптации в отношении всей совокупности компонентов, обусловливающих достигнутый уровень подготовленности (явная деадаптация допустима лишь в отношении относительно быстро формируемых характеристик, определяющих готовность к высшим достижениям).

Учет указанных положениями позволяет реализовать различные варианты построения годичной подготовки, обусловленные спецификой вида спорта, особенностями календаря соревнований или избранной стратегией подготовки. Однако вне зависимости от того, какая система годичной подготовки используется (одноцикловая, двухцикловая или многоцикловая), должна быть обеспечена динамика нагрузок различной преимущественной направленности, обеспечивающая преемственность и органическую взаимосвязь формирования долговременной адаптации, обеспечивающей достижение наивысшего уровня готовности спортсмена во время его участия в главных соревнованиях года.

Структура и особенности построения годичной подготовки

Принципиальной особенностью годичной подготовки является то, что она строится на основе относительно самостоятельных структурных образований, все элементы которых объединены общей педагогической задачей – достижения состояния наивысшей готовности спортсмена, обеспечивающего успешное выступление в главных соревнованиях.

Построение годичной тренировки на основе одного макроцикла называется одноцикловым, двух – двухцикловым, трех – трехцикловым и т.д. (в последние годы апробированы и другие варианты вплоть до семициклового). В каждом макроцикле выделяют три периода – подготовительный (он в свою очередь делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный), соревновательный и переходный. При применении многоциклового построения тренировочного процесса в течение года часто используются варианты, получившие названия «сдвоенного», «строенного» и т.д. циклов (Л.П. Матвеев, 1977; В.Н. Платонов, 1986, 1997). В этих случаях переходные периоды между первым и вторым, вторым и третьим и т.д. макроциклами не планируются, а соревновательный период одного макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего. При многоцикловом построении годичной подготовки могут в определенной мере нивелироваться различия между содержанием тренировочного процесса в отдельных подготовительных и соревновательных периодах.

Продолжительность периодов и этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяется большим количеством различных факторов. Они определяются спецификой соревновательной деятельности, этапом многолетней подготовки, закономерностями процесса совершенствования различных качеств и способностей, индивидуальными морфофункциональными особенностями спортсменов, особенностями тренировки в предшествующих макроциклах и т.п. (Л.П. Матвеев, 1977; Н.Г. Озолин, 1984; В.Н. Платонов, 1986). Эти факторы обусловливают как направленность тренировочного процесса, так и его структуру (деление макроциклов, периодов и этапов на мезо- и микроциклы). Подобное деление достаточно условно, но оно позволяет планировать и контролировать процесс подготовки более эффективно.

Современная практика многих видов спорта характеризуется отказом от одно- и двухцикловых систем периодизации годичной подготовки и переходом на многоцикловое. Во многих видах спортивных единоборств одним из наиболее распространенных вариантов является трехцикловое планирование. В этом случае первый макроцикл носит в основном базовый характер и предполагает в основном комплексную подготовку. Заканчивается макроцикл выступлением в соревнованиях, на которых решаются локальные задачи. Во втором макроцикле тренировочный процесс становится более специфичным и предусматривает целенаправленную подготовку к ответственным соревнованиям. В третьем макроцикле объем специфических тренировочных и соревновательных нагрузок достигает максимальных величин, при этом предпринимаются все необходимые шаги для непосредственной подготовки к главным соревнованиям.

При использовании многоциклового планирования либо вариантов, предусматривающих интенсивную соревновательную практику в периоды, когда должна проводиться напряженная тренировочная деятельность, зачастую нарушаются принципиальные закономерности теории и методики спортивной подготовки. Это объясняется тем, что в период выступления на соревнованиях (особенно серии соревнований) происходит неизбежное снижение тренировочных нагрузок, в результате вместо планомерно протекающей адаптации важнейших функциональных систем организма отмечаются признаки деадаптации.

Стремление органически увязать систему подготовки к главным соревнованиям года с подготовкой и участием в большом количестве соревнований менее высокого уровня привело к появлению 4-5 – цикловых систем построения годичной подготовки со стандартной структурой макроциклов. Такие системы с большим или меньшим успехом использовались в 80 – 90 –х годах прошедшего столетия в циклических видах спорта. Однако, как показала практика, у этой системы проявился один принципиальный недостаток: уже к концу третьего (реже второго и четвертого) макроцикла спортсмены зачастую достигали наивысшего уровня готовности, что не позволяло удерживать высокий уровень набранной спортивной формы до главных соревнований года (В.Н. Платонов, 2004).

Более перспективной зарекомендовала себя система многоциклового планирования годичной подготовки, основанная на применении макроциклов, различающихся между собой как по основным задачам, так и по содержанию подготовки, и в то же время ориентированных на достижение спортивных результатов определенного уровня к концу каждого макроцикла. Концепция этой системы заключается в том, что в течение тренировочного года независимо от системы построения годичной подготовки отмечается различная динамика нагрузок различной преимущественной направленности, обеспечивающая преемственность формирования различных компонентов подготовленности спортсменов на основе использования закономерностей формирования адаптации, обеспечивающей достижение наивысшего уровня готовности к моменту главных соревнований года. Эта система была успешно апробирована в циклических видах спорта, а также в спортивных играх и единоборствах в 80-е годы прошлого столетия. Ее структура предусматривает наличие четырех относительно самостоятельных макроциклов и представляет собой как бы промежуточный вариант между традиционным одноцикловым планированием годичной подготовки, в котором вся подготовка подчинена планомерному формированию готовности спортсмена к главным соревнованиям, и описанным ранее пятицикловым вариантом планирования, со стандартными макроциклами, завершающимися главными соревнованиями.

Ряд специалистов находят противоречия в теории периодизации спортивной тренировки квалифицированных спортсменов (Ю.В. Верхошанский, 1985; А.Н. Воробьев, 1989; А.П. Бондарчук, 2005; В.Б. Иссурин, 2010). Наиболее полно альтернативная теория раскрыта в монографии Ю.В. Верхошанского «Программирование и организация тренировочного процесса» (1985). Суть подхода Ю.В. Верхошанского (1985) состоит в том, что подготовку в течение года и макроцикла следует строить на основе последовательного применения блоков однонаправленной напряженной тренировочной работы («многонедельных (4 – 12 недель) однонаправленных нагрузок», объединенных в этапы и «блоки»), чередующихся с блоками тренировки с невысокой нагрузкой, обеспечивающей создание условий для проявления скачкообразного отставленного адаптационного эффекта. В частности для сложно-технических и скоростно-силовых видов спорта предлагается следующая преимущественная направленность этапов: 1 – общеразвивающая работа; 2 – концентрированная силовая нагрузка; 3 – совершенствование технического мастерства; 4 – дальнейшее совершенствование технического мастерства в условиях силовых нагрузок. Для видов спорта, предъявляющих высокие требования к скоростной выносливости, рекомендуется следующая направленность нагрузок в макроцикле: 1 – аэробные, 2 – смешанные, 3 – алактатные анаэробные, 4 - гликолитические. Блок специализированной силовой нагрузки сосредоточен на этапе 2, скоростной – на этапе 3, скоростной выносливости – на этапе 4. По мнению Ю.В. Верхошанского (2004) такая форма не только сохраняет преимущества комплексной организации тренировки, но и обеспечивает более выраженный специфический тренировочный эффект нагрузок той или иной направленности.

Критически анализируя подобные подходы В.Н. Платонов (2009) указывает, что они, во-первых, отвергают запросы современной спортивной практики в отношении участия в большом количестве соревнований, распределенных в течение большей части года, а, во-вторых, связаны с грубым нарушением базовых положений теории и методики спортивной тренировки и теории адаптации организма к напряженной мышечной деятельности.

В частности, одним из основных положений современной спортивной тренировки является параллельное сбалансированное совершенствование различных сторон подготовленности с планомерным увеличением доли средств специальной направленности по мере приближения к главным соревнованиям. Реализация этого положения исключает продолжительную однонаправленную тренировку даже в течение 2 – 3 недель, не говоря уже о 8 – 10 недельном концентрированном периоде концентрированной силовой нагрузки, как рекомендует Ю.В. Верхошанский (2004).

Также, необходимо учитывать, что любое нарушающее сложившуюся структуру подготовленности спортсмена узконаправленное изменение, даже в положительную сторону, требует параллельной сбалансированной работы по увязке с этим изменением всех остальных составляющих подготовленности. Лишь в этом случае можно утверждать, что функциональная система, ориентированная на эффективную соревновательную деятельность, будет постоянно сбалансировано совершенствоваться, а не разрушаться. Поэтому, все современные подходы по чередованию и сочетанию работы различной направленности в течение тренировочного года (отдельного микроцикла) предполагают не последовательное планирование этапов однонаправленной нагрузки, а сложнейшее сочетание работы различной направленности при периодическом изменении соотношения в сторону увеличения объема работы определенной направленности в соответствии со спецификой вида спорта, периодом подготовки и индивидуальными особенностями спортсмена. Изменение соотношения должно определяться закономерностями протекания адаптационных реакций и формирования различных сторон подготовленности в интересах планомерного повышения готовности к соревнованиям в течение значительной части года и выхода на наивысший уровень готовности к моменту главных соревнований.

Однонаправленные концентрированные нагрузки с большим объемом работы, характерной для современного спорта, таят в себе и другие опасности: 1) возможность функционального истощения (переадаптации) доминирующей системы; 2) снижение структурного и функционального резерва других систем (деадаптация), которые не вовлекаются в должной мере в выполнение работы.

Многие специалисты логично полагают, что можно рационально построить однонаправленную работу в течение длительного периода, строго контролируя протекание процессов утомления и восстановления. В конечном итоге такая работа приведет к желаемому тренировочному эффекту соответствующих однонаправленных нагрузок. Однако в этом случае, в силу постоянной эксплуатации возможностей лишь одной функциональной системы, суммарный объем нагрузки будет в 1,5 – 1,7 раза меньше, чем в случае построения тренировки на основе рационального чередования разнонаправленных нагрузок (соответственно спортсмен понесет потери в отношении развития различных двигательных качеств, технического и тактического совершенствования в случае вынужденного уменьшения суммарного объема работы).

Вторым негативным следствием длительных однонаправленных нагрузок является деадаптация систем, которые активно участвуют в выполнении работы. Например, показано, что после окончания этапа напряженной тренировки аэробного или анаэробного характера уже через 1 – 2 недели резко снижается активность оксидативных и гликолитических ферментов (Харгривс, 1995), а через несколько недель их уровень может не отличаться от дотренировочного эффекта (Н.И. Волков, 2000; Р. Мохан, М. Глессон, П. Гринхафф, 2001). После прекращения напряженной аэробной тренировки уже через 2 – 4 недели систолический объем и сердечный выброс снижаются на 10 – 15 %, что приводит к увеличению доли анаэробного энергообеспечения при выполнении стандартной работы (Уилмор, Костил, 2004). Примерно через такое же время снижается и локальная выносливость мышц, опирающаяся на их митохондриальную способность (Мохан, Глессон, Гринхафф, 2001). Чем быстрее достигается адаптация, что характерно для однонаправленной тренировки, тем быстрее протекают процессы деадаптации (А. Дж. Мак-Комас, 2001) и тем более объемные и интенсивные раздражители требуются для ее сохранения (Фокс, 1983), что является дополнительным свидетельством неэффективности такой тренировки.

Неизбежная деадаптация важнейших компонентов подготовки, наступающая в условиях реализации блочной системы однонаправленных нагрузок (по Ю.В. Верхошанскому, 1985, 2004) требует включения дополнительных нагрузок, способствующих восстановлению утрачиваемых возможностей. Однако здесь следует учитывать, что процесс реадаптации требует больших временных затрат, а также крайне невыгоден в связи с бессмысленной многократной мобилизацией генетически детерминированного адаптационного ресурса. В многочиленных исследованиях показано, что сохранение достигнутого уровня адаптации для организма является значительно более экономичным и целесообразным с точки зрения профилактики локального изнашивания органов, входящих в систему, по сравнению со скачкообразным чередованием процессов деадаптации и реадаптации.

Периодизация подготовки в отдельном макроцикле. При классическим планировании в каждом макроцикле подготовки выделяют три периода – подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период . В подготовительном периоде закладывается функциональная и технико-тактическая основа для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосредственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма к эффективной соревновательной деятельности.

В специальной литературе (преимущественно датированной 1950 -1980 гг.) рекомендации по организации тренировочного процесса сводились к установке о том, что первая часть подготовительного периода должна быть направлена на повышение общей физической подготовленности и совершенствование базовой техники, а вторая – на специальную подготовку. Данное представление в настоящее время представляется ошибочным и не находит научно-практического подтверждения. Современная подготовка спортсменов независимо от возраста и квалификации с первых дней подготовительного периода строится на материале упражнений, создающих физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. При этом применяемые упражнения по характеру и структуре могут отличаться от соревновательных (рекомендуется использовать разнообразные специально-подготовительные упражнения, в значительной мере приближенные к общеподготовительным). В дальнейшем, по мере перехода подготовительного периода в следующие стадии, состав средств и методов изменяется: увеличивается доля соревновательных и специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм.

Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. Соотношение продолжительности указанных этапов в большей степени зависит от типа макроцикла и квалификации спортсмена.

Общеподготовительный этап. Основными задачами этапа являются – повышение уровня общей и вспомогательной физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем организма, развитие необходимых спортивно-технических и психических качеств. На этом этапе прежде всего закладывается основа для последующей работы над непосредственным повышением спортивного результата. Специальная часть подготовки заключается в избирательном повышении отдельных качеств, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата. Доля соревновательных упражнений в общем объеме выполняемой работы относительно невелика. Более важной задачей специальной подготовки на этом этапе является способность спортсмена переносить большие нагрузки.

Специально-подготовительный этап. На этом этапе планируется специальная целенаправленная подготовка, обеспечивающая высокий уровень готовности к эффективной соревновательной деятельности.

Содержание тренировки должно быть направлено на развитие комплексных качеств (скоростно-силовых возможностей, специальной выносливости) на базе предпосылок, созданных на первом этапе подготовительного периода. Значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению возможностей отдельных слагаемых высокой специальной работоспособности. Параллельно с развитием физических качеств большое внимание должно уделяться совершенствованию соревновательной техники и тактической подготовке (В.Н.Платонов, 2004).

Соревновательный период. Основными задачами соревновательного периодаявляются сохранение и дальнейшее повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и возможно более полное использование его в главных соревнованиях. В процессе подготовки важно учитывать все особенности главных соревнований, начиная от задач, стоящих перед спортсменом в том или ином соревновании, и заканчивая составом предполагаемых участников. Все остальные соревнования должны иметь тренировочную направленность и специальная подготовка к ним, как правило, не проводится, так как они сами являются важными звеньями подготовки к главным соревнованиям.

В последние 2-4 недели перед ответственными соревнованиями рекомендуется значительно снизить общий объем тренировочной работы. Особое внимание в соревновательном периоде уделяется построению подготовки в дни, непосредственно предшествующие наиболее ответственным соревнованиям (обычно 7-14 дни до старта). Тренировка в этот временной период строится с учетом уровня тренированности спортсмена и его индивидуальной реакцией на определенные тренировочные и соревновательные нагрузки.

С целью достижения наивысших спортивных результатов в главных соревнованиях года в структуре годичной подготовке в некоторых видах спорта стали выделять относительно самостоятельное структурное образование – этап непосредственной подготовки к главным соревнованиям. В отдельных случаях этот этап строится в виде специфического 3-5 недельного мезоцикла, в других приобретает черты отдельного непродолжительного (5-8 недель) макроцикла.

Переходный период. Основными задачами переходного периода являются: отдых и восстановление после соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 3 - 4 до 6 - 8 недель и зависит от специфики вида спорта, этапа многолетней подготовки на котором находится спортсмен, от системы планирования тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных особенностей спортсмена.

Тренировочный процесс в переходном периоде характеризуется небольшим суммарным объемом работы и незначительными нагрузками. В конце переходного периода нагрузку постепенно увеличивают, уменьшают объем средств активного отдыха, увеличивают количество общеподготовительных и вспомогательных упражнений. Это позволяет сгладить переход к более высоким нагрузкам, которые спортсмену предстоит выполнять уже в первом макроцикле подготовительного периода.

Литература к разделу 6.1

1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – С. 26–70; 103–108.

2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С.
31–62; 140–172.

3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. ‑ 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009. – С. 103–153.

4. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.

5. Никитушкин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография / В.Г. Никитушкин. – М.: Физическая культура, 2010. – С. 61–72; 89–94; 159–222.

6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – С. 167‑203; 422–440; 576–590.

7. Учение о тренировке / под общ. ред. Д. Харре. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – С. 174–194.


Общие черты периода. Мелодико-тематические соотношения

В большинстве периодов более или менее отчетливо выражен экспозиционный тип изложения, поскольку в них постоянно содержится первоначальное или повторное изложение темы. В связи с этим для периода характерно мелодико-тематическое единство. Оно может выразиться в почти полном сходстве предложений, кроме их окончаний:

в частичном повторении материала из первого предложения во втором предложении:

в повторении, измененном посредством орнаментации или переноса на другую высоту, с другой гармонией и т. д. (см. примеры 33, 56а).
Наконец, при отсутствии повторений обычно выдержи-ьается характер мелодико-ритмического и фактурного рисунка без образования значительных контрастов (см. примеры 48, 56е). Более подробные сведения по этому вопросу - ниже (см. § 26).
Если второе предложение повторяет большую часть первого, то нередко оба они имеют одинаковые мелодические вершины и общей главной кульминации в периоде нет (см. пример 16). Но чаще повторяется меньшая часть, благодаря чему возможно образование главной кульминации периода во втором предложении. Типичное местоположение кульминации - ближе к концу периода, приблизительно около начала его последней четверти или трети (см. пример 47). Кульминация во втором предложении содействует большему единству мелодического развития во всем периоде, создавая рост напряжения.
Встречаются периоды, начинающиеся со своей главной* кульминации (см. пример 10). В некоторых периодах кульминация достигается в заключении; общая уравновешенность от этого может оказаться невысокой, что бывает использовано в художественных целях для развития формы, в которую входит данный период (см. пример 106).

Модулирующий период

Период, законченный не в той тональности, в которой начат, называется модулирующим. В громадном большинстве случаев период начинается в главной тональности и оканчивается в подчиненной. Модулирующий период, в известном смысле, динамичнее однотонального, так как тонально разомкнут.
Модулирование чаще всего происходит во втором предложении и даже к его концу. Поэтому экспозиционное единство главной тональности преобладает.
Наиболее характерно модулирование в доминантовом направлении (тональности V и III ступеней), настолько привычное, что не нарушает представления об экспозиционности.
В общем же возможности в выборе тональности для окончания модулирующего периода несколько шире и могут быть представлены таблицей (в порядке типичности конечной тональности) :

Очень редко период оканчивается в субдоминантовой тональности (см. Бетховен. Скерцо - In tempo d"Allegro - из шестой симфонии; Шуберт. Трио скерцо из сонаты для ф-п. B-dur).
Большинство этих возможностей появилось в XIX веке как нововведение на основе мажоро-минорной системы. Встречаются и иные, более отдаленные соотношения тоник (см Шуберт. «У ручья», ор. 89 №7, 1-й период e-dis; Чайковский. Опера «Евгений Онегин», хор «Девицы, красавицы», 1-й период А-Н). Но все же прежде найденные близкие отношения до сего времени остались преобладающими, а более далекие сохраняются для продолжения формы, следующего за первым периодом (экономия средств).
Иногда моделирование начинается уже в первом предложении и занимает большую часть периода. Благодаря этому гармоническое строение может приобрести, в той или иной мере, срединный характер. Экспозиционность все же сказывается, хотя и в иных отношениях (единство тематики, структура, полная каденция в конце, повторение всего периода и, наконец, начальное положение в форме; см. пример 17).

Мотив. Субмотив

Фраза, в свою очередь, может быть неделимой или подразделяться на однотактовые построения, называемые мотивами. Мотивом называется ритмическая группа звуков, объединенных одним главным акцентом, представляющая собой наименьшую смысловую единицу.
Такая группа, несмотря на краткость, часто обладает определенностью характера (см. примеры 46, 70), ритмической обособленностью и потому, действительно, является вполне осмысленной отдельной частицей целого. Благодаря этому, мотив, повторяясь и видоизменяясь, может служить тематическим зерном, из которого вырастает законченная музыкальная тема и даже целое произведение.

Имея один главный акцент, мотив большей частью приблизительно равен одному такту, обладающему тем же признаком. Сказанное ранее всецело относится и к мотиву: начало и конец мотива сплошь и рядом не совпадают с тактовой чертой (подробнее - ниже), оканчивается он непременно аккордовым звуком, но не на задержании, проходящем звуке и т. п.
Сильное время мотива (называемое также «иктом») может быть выражено только одним звуком. В приведенных ниже схемах оно обозначено тактовой чертой и тире (I -).
Слабая доляможет быть выражена как одним, так и несколькими звуками. Независимо от числа звуков, слабая доля отмечена в схемах знаком U. Слабое время может предшествовать сильному как затакт (называемый также «предыктом»), а также следовать за сильным временем, как слабое окончание.
Основные типы мотива - следующие.
а) амфибрахический мотив, наиболее полная разновидность; встречается очень часто:

б) ямбический мотив; также широко употребителен:

в) хореический мотив; несколько менее распространен:

г) неполный мотив из одного сильного звука; самостоятельное значение имеет редко, а чаще служит началом фразы или предложения и, в сущности, неотделим от последующего движения:

Звук мелодии, занимающий целый такт, преимущественно сливается с продолжением в двутакт или четырехтакт (в неделимую фразу или предложение):

но, при нарочитом выделении, может представляться и обособленным однозвучным мотивом:

Мотив или фраза иногда подразделяются на более мелкие мелодико-ритмические группы длиной в часть такта, называемые субмотивами (см. примеры 26,33, 47, т. 3).
О гармонии мотива, в общих чертах, можно сказать следующее: от затакта к сильной доле гармония большей частью сменяется и оттеняет различное их значение: затакта, как размаха, приготовления к действию, и сильной доли, как самого действия. Слабое окончание довольно обычно на продолжении гармонии, вступившей на сильной доле (род движения по инерции), но может сопровождаться и сменой гармонии. Окончание мотива возможно на любом аккорде с любым басом.

Большие и сложные периоды

В предыдущей главе рассматривались глазным образом периоды умеренной длины (не более 16 тактов), с равными предложениями. Наряду с ними встречаются периоды, также состоящие из равных предложений, но большей длины. Например, возможны периоды протяжением в 32 такта (Шопен. Полонез As-dur), в 40 тактов (Шуберт. Соната, ор 53, Скерцо) и т. п. В коротких периодах, как известно, встречается тематический контраст элементов, но он сравнительно редко бывает очень сильным. Для образования больших периодов умеренный контраст может оказаться недостаточным и поэтому иногда вводятся тематические образования, которые значительно отличаются от начала предложений (см. оба названных примера).
Кроме того, существуют и такие периоды, каждое предложение которых пригодно для существования в качестве самостоятельного периода и называемые поэтому сложными. Они, обыкновенно, похожи на простой период сходством начал обоих предложений:

Как видно из примера, одно из предложений может оканчиваться модуляцией.
К сложным также относятся крупные периоды, в которых каждое предложение делится на тематически сходные построения, благодаря чему образуются подряд четыре части, сходные по началам. Это самый типичный случай:

Дополнение

К любому построению, в том числе к периоду, может быть-присоединено дополнительное построение. Такое построение приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция, называется каденционным дополнением. Его главный смысл - подтверждение основной каденции. Не входя в состав основного построения и примыкая к нему извне, каденционное дополнение образует внешнее расширение:

Каденционных дополнений может быть несколько подряд. В таких случаях они нередко укорачиваются (дробление):

Дополнение может быть основано на материале главного построения (см. пример 81), а также на новом материале. Иногда в дополнении проводится краткая тематическая реприза (см. Скрябин. Прелюдия, ор. 11 № 5).

Сокращение

Иногда второе из двух сходных построений, в частности предложений в периоде, короче первого. Повторное проведение какого-нибудь материала с уменьшением его длины будет называться сокращением.

Наложение. Вторгающаяся каденция
Иногда образуется совпадение заключительного такта одного построения с начальным тактом следующего, что называется наложением:

Наложение чаще всего сопровождается каденцией, которая завершается в первом такте следующего построения и называется поэтому вторгающейся. На почве наложения может произойти сокращение.

Реприза в периоде

Реприза может образоваться в дополнении. Ее проведение возможно и в конце самого периода:

что придает периоду своеобразную закругленность, вносимую репризой вообще.

Период - самостоятельная форма

В форме периода очень часто излагаются темы произведений, и, тем самым, период входит как обособленная часть в более крупное целое. В то же время, существуют и многочисленные короткие произведения, представляющие собой один период. Таким образом, период может быть самостоятельной формой.
В области инструментальной музыки, в форме одного периода сочиняются почти исключительно прелюдии, то есть небольшие, вполне самостоятельные пьесы, в которых развивается одно настроение (один образ). Этот тип прелюдии впервые культивировался Шопеном, до которого прелюдии писались в иных формах (Бах).
Самостоятельный инструментальный период сравнительно редко имеет чисто периодическое строение; это наблюдается, скорее, при песенно-танцевальном характере тематики (Шопен. Прелюдия A-dur). Вообще более типичны структурные контрасты. Наиболее распространен тип периода из двух предложений, с расширением во втором из них, что часто связано с подъемом к кульминации (Шопен. Прелюдия C-dur), образующейся в нем. Встречаются периоды из трех предложений (Шопен. Прелюдия E-dur) и сложный "период (Шопен. Прелюдия cis-moll).

В вокальной музыке период, как самостоятельная форма, употребителен почти исключительно в куплетной (строфической) песне. Так называется песня, в которой музыка повторяется неизменно или слегка варьируется, а текст при каждом ее повторении - новый. Музыке, по возможности, придается характер обобщающий, пригодный для всех куплетов текста.
В периодах, особенно коротких, второе предложение иногда повторяется как бы вместо припева:

Вступление и кода
В инструментальных, а чаще в вокальных самостоятельных периодах встречаются вступления разных типов и заключения, большей частью короткие (см. вступление к прелюдии b-moll Шопена, заключение к его же прелюдии C-dur, вступление и заключение к романсу «Скрой меня, бурная ночь» Даргомыжского). Вступления иногда бывают перед каждым предложением периода (Шопен. Прелюдия a-moll) Заключение всего произведения (но не его части), как известно, называется кодой. В мелких произведениях начало коды обычно не обозначается в нотном тексте и распознается по типичным признакам заключительного изложения.
В коде возможна тематическая реприза. Иногда кода очень разрастается (см. Чайковский. «Осень», ор. 54 № 14).

Период простейшего строения, составные части периода

Периодом называется относительно законченная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности.
Основные крупные части периода, которых чаще всего две, называются предложениями.

В фазовости развития спортивной формы заключена самая первая естественная предпосылка периодизации тренировочного процесса. Становление, сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате строго определенных тренировочных воздействий, характер которых закономерно меняется в зависимости от фазы развития спортивной формы. Соответственно в тренировочном процессе чередуются три периода:

● Первый период, в течение которого создают предпосылки и обеспечивают непосредственное становление спортивной формы (подготовительный период).

● Второй период, во время которого обеспечивают сохранение спортивной формы и реализуют ее в спортивных достижениях (соревновательный период).

● Третий период, возникающий в силу необходимости предупредить перерастание суммарного эффекта тренировки и состязаний в перетренированность, обеспечить восстановление приспособительных возможностей организма и гарантировать вместе с тем преемственность между двумя ступенями спортивного совершенствования (переходный период).

Эти периоды представляют, не что иное, как последовательные стадии процесса управления развитием спортивной формы.Объективные возможности позволяют направленно влиять на фазы ее развития, целесообразно изменяя их как в сторону сокращения, так и в сторону удлинения. Разумеется, ни беспредельно удлинять, ни безгранично сокращать эти фазы нельзя, поскольку их сроки во многом определяются также внутренними закономерностями развития организма и зависят от ряда конкретных условий (уровня предварительной подготовленности спортсмена, его индивидуальных особенностей и особенностей видов спорта, календаря соревнований и т.д.). Подготовительный период, в принципе, не может быть короче, чем это необходимо в данных конкретных условиях для приобретения спортивной формы. Соревновательный период не должен быть длиннее, чем это допускается возможностями поддержания спортивной формы без ущерба для дальнейшего прогресса. Сроки переходного периода зависят в первую очередь от суммарной величины предшествующих нагрузок и сроков, необходимых для полноценной реабилитации (восстановления) организма.

Общую продолжительность большого цикла тренировки, а, следовательно, и обусловленные ею временные границы одного цикла развития спортивной формы часто приурочивают к окологодичным срокам. Как показывает опыт и исследования, этого времени во многих случаях вполне достаточно, чтобы обеспечить поступательное развитие спортивной формы. В ряде видов спорта (прежде всего в видах спорта скоростно-силового характера) имеется возможность обновлять спортивную форму как в годичных, так и в полугодичных циклах. Сроки меньшие, чем полугодичные, слишком коротки для больших циклов тренировки.

Ориентировочно можно указать следующие оправданные границы периодов таких циклов:

подготовительный период - от 3-4 месяцев (главным образом в полугодичных циклах) до 5-7 месяцев (в годичных циклах);

соревновательный период - от 1,5-2 месяцев до 4- 5 месяцев;

переходный период - от 3-4 до 6 недель.

В этих границах могут быть выбраны рациональные сроки периодов при достаточно разнообразных условиях построения тренировки в большинстве видов спорта и для спортсменов различной квалификации. Различия в сроках периодов будут тем значительнее, чем больше разница в уровнях предварительной подготовленности спортсменов, а также степени нагрузок, применяемых в тренировке, и в особенностях спортивной специализации (6).

Подготовительный период - период фундаментальной подготовки – такое название более точное, подчеркивает фундаментальный характер подготовки, проводимой в первом периоде макроцикла, и подчеркивает, что подготовка в широком смысле осуществляется в различных формах на протяжении всего макроцикла. Термин «подготовительный период» поэтому не вполне удачен, но он более краток и закрепился в специальной терминологии.

Подготовительный период подразделяется на два крупных этапа - так называемые «общеподготовительный» и «специально-подготовительный». Первый из них, как правило, более продолжителен, особенно у начинающих спортсменов.

Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе - создание, расширение и совершенствование предпосылок, на базе которых формируется спортивная форма. Главные из таких предпосылок состоят в повышении общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннем развитии физических способностей (силовых, скоростных, выносливости), а также в пополнении фонда двигательных навыков и умений. Поэтому ведущей частью содержания тренировки является общая подготовка (отсюда и название этапа - «общеподготовительный»).

Но конкретные пропорции этапов существенно зависят от уровня предварительной подготовленности спортсмена, его специализации, спортивного стажа и других обстоятельств. На общеподготовительном этапе шире представлены упражнения разностороннего (по отношению к избранному виду спорта) воздействия, причем допускаются более свободные вариации в использовании упражнений.

Специальная подготовка на первом этапе создает специфические предпосылки спортивной формы, обеспечивая развитие отдельных компонентов специальной тренированности, освоение или перестройку навыков и умений, входящих в состав избранной спортивной техники и тактики. Основными средствами при этом служат избирательно направленные специально-подготовительные упражнения. Целостные соревновательные упражнения используются вограниченном объеме и главным образом в форме моделирования предстоящих соревновательных действий. Следует помнить, что частое воспроизведение соревновательных действий в том самом виде, в каком они были освоены ранее, лишь закрепляло бы старые навыки и тем самым ограничивало бы возможность продвижения вновом цикле на более высокий уровень спортивного мастерства.

Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок на первом этапе характеризуется постепенным увеличением их объема и интенсивности с преимущественным ростом объема. На этом этапе выполняется основная по объему подготовительная работа, создающая устойчивый фундамент спортивной формы. Суммарная интенсивность нагрузки возрастает при этом лишь постольку, поскольку это не исключает возможности увеличения ее общего объема вплоть до начала следующего этапа тренировки. Такая динамика нагрузок на первом этапе закономерна, так как ускоренное наращивание общей интенсивности означало бы форсирование тренировки, что хотя и не исключает иногда быстрого роста тренированности, но не может гарантировать устойчивости спортивной формы, стабильность которой зависит в первую очередь от объема подготовительной работы и длительности периода, на протяжении которого она выполнена. Эта закономерность как раз и учитывается при построении тренировки в подготовительном периоде. Современная методика спорта отвергает любые попытки заменить этот период тем, что получило хотя и грубое, но меткое название «натаскивание».

Типичные формы мезоциклов первого этапа - «втягивающие» и «базовые». Последние часто имеют более значительную протяженность, чем на последующих этапах, что обусловлено более низким уровнем интенсивности нагрузок. Число мезоциклов данного типа зависит от степени предварительной тренированности спортсмена, общей длительности подготовительного периода и других обстоятельств.

Специально-подготовительный этап. Тренировка на этом этапе перестраивается так, чтобы обеспечить непосредственное становление спортивной формы. Если на первом этапе создавались и улучшались ее фундаментальные предпосылки, теперь они должны быть развиты и сведены воедино как гармонические.компоненты оптимальной готовности спортсмена к целевым достижениям. Исходя из этого, все стороны содержания тренировки сосредоточивают так, чтобы обеспечить высокие темпы развития специальной тренированности вместе с углубленным освоением и совершенствованием избранных технических и тактических навыков и умений в том виде, в каком они будут применяться в предстоящих основных состязаниях. Одновременно осуществляется и специальная психическая подготовка спортсмена к этим состязаниям.

Спортивная форма непосредственно формируется в процессе и в результате упражнений, которые моделируют, а затем и полностью воспроизводят во всех деталях предстоящие соревновательные действия. Поэтому на втором этапе подготовительного периода удельный вес ОФП уменьшается и соответственно возрастает удельный вес специальной подготовки (ориентировочно до 60-70% и более от всего времени, отводимого на тренировку). Изменяется также состав средств специальной подготовки - постепенно возрастает доля соревновательных упражнений.

Соревнования по мере завершения подготовительного периода занимают все более значительное место в тренировке. В то же время они не теряют подготовительного характера («прикидки», контрольно-тренировочные состязания и т.п.) и органически входят в структуру тренировки как важнейшее средство подготовки к предстоящим основным состязаниям. В связи с этим одной из типичных форм построения тренировки на втором этапе служит контрольно - подготовительный мезоцикл, включающий серию состязаний с ограниченной ответственностью (они могут быть официальными при условии, что это не лишает их по существу подготовительного значения). Тренировочные нагрузки в течение второго этапа продолжают возрастать, но не по всем параметрам. Повышается, прежде всего, абсолютная интенсивность специально-подготовительных и соревновательных упражнений, что выражается в увеличении скорости, темпа, мощности и других скоростно-силовых характеристик движений. По мере роста интенсивности общий объем нагрузок вначале стабилизируется, а затем начинает сокращаться.

Это объясняется, во-первых, необходимостью создать условия для существенного повышения интенсивности - ведущего фактора развития тренированности на втором этапе, а во-вторых, потребностью облегчить протекание долговременных перестроек, вызванных в организме по механизму «запаздывающей трансформации» большим объемом подготовительной работы, выполненной на первом этапе. Лишь снизив на определенное время общий объем нагрузок и соответственно повысив интенсивность, можно трансформировать результаты предыдущей работы (если она достаточно велика) в стремительный рост спортивных показателей. Степень снижения объема зависит при этом от его величины на предыдущем этапе.

В силу повышения общей напряженности тренировки соответственно изменяется структура мезоциклов тренировки, в них чаще вводятся «ударные» и «разгрузочные» микроциклы.

Если сразу же за подготовительным периодом следует одно из наиболее ответственных соревнований, то заключительная часть периода строится в виде предсоревновательного мезоцикла. При этом стремятся создать такой ритм нагрузок и отдыха и так смоделировать конкретные условия предстоящих стартов, чтобы подвести к ним спортсмена в состоянии наивысшей работоспособности.

Соревновательный период - период основных соревнований и этап непосредственно предсоревновательной подготовки. На протяжении соревновательного периода ближайшие задачи в тренировке сводятся к тому, чтобы создать наиболее благоприятные условия для реализации приобретенной спортивной формы в высокие спортивные результаты. Если период продолжителен (включает не одно, а несколько основных состязаний), возникает, кроме того, задача обеспечить сохранение спортивной формы. Коренные перестройки в этот период невозможны, поскольку они привели бы к утрате спортивной формы и тем самым исключили бы возможность успешного участия в состязаниях.

Основные стороны подготовки спортсмена в соревновательном периоде характеризуются следующей направленностью. Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям. Она направлена на достижение максимальной (для данного макроцикла) специальной тренированности, сохранение ее на этом уровне и поддержание достигнутой, общей тренированности. Спортивно-техническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до возможно высокой степени совершенства. Это, с одной стороны, предполагает закрепление освоенных ранее навыков и умений, а с другой - увеличение их вариативности, применимости в различных условиях спортивной борьбы путем тончайшей шлифовки координации движений, совершенствования в комплексах различных технико-тактических действий и развития тактического мышления. В специальной психической подготовке спортсмена особое значение приобретает непосредственная настройка на состязания, мобилизация на высшие проявления физических и духовных сил, а также регуляция эмоциональных состояний и волевых проявлений в процессе состязаний, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.

Все стороны подготовки спортсмена в этот период особенно тесно сближаются. Важнейшим средством и методом, на основе которого строится вся подготовка, становятся целостные соревновательные упражнения, которые занимают центральное место в тренировке и систематически выполняются в реальных условиях спортивных состязаний.

Особый физиологический и эмоциональный фон, создаваемый обстановкой и самим процессом состязания, усиливает воздействие физических упражнений и способствует высшему проявлению функциональных возможностей организма за счет резервов, которые трудно полностью мобилизовать в обыденных тренировочных занятиях. Незаменима и роль соревнований как фактора совершенствования спортивно-технического мастерства, накопления спортивного опыта, воспитания специфической выносливости и психической устойчивости. Поэтому после того, как приобретена спортивная форма, соревнования становятся ведущим средством и методом дальнейшего совершенствования.

Основой целесообразной структуры предсоревновательного этапа подготовки следует считать системное чередование собственно-тренировочных и модельно-соревновательных (или комбинированных) микроциклов.

В последние годы проходит апробацию нетрадиционный вариант построения предсоревновательной подготовки, получивший условное наименование «принцип маятника». «Принципом маятника» предусматривается подчеркнуто ритмичное чередование микроциклов модельно-соревновательного типа и контрастных микроциклов. При этом по мере приближения основного состязания степень специализированности модельно-соревновательных микроциклов увеличивается (содержание, режим и условия занятий все полнее воспроизводят характер соревновательных действий, распорядок и другие условия предстоящего выступления), в контрастных же микроциклах обеспечивается противоположная тенденция (увеличивается доля общеподготовительных упражнений, широко используется эффект активного отдыха, варьирования условий занятий, соревновательные упражнения выполняются главным образом поэлементно и т.д.). Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной мобилизации совпадала в итоге повторений с днями, на которые намечено основное соревнование. Опытная проверка такого построения тренировки во мно­гих видах спорта дала обнадеживающие результаты (особенно в отношении направленного формирования ритма проявления спортивной работоспособности и противодействия монотонности в тренировке). В общем, справедливо правило: чем значительнее месячный объем нагрузок накануне предсоревновательного этапа, тем больше вероятность, что эффективным вариантом распределения нагрузок на этом этапе окажется постепенное уменьшение недельного объема.

При включении в структуру соревновательного периода промежуточных мезоциклов в динамике спортивных результатов появляются обычно волнообразные перепады, число которых соответствует числу промежуточных этапов. Эти перепады надо отличать от действительной утраты спортивной формы, так как ее основные компоненты в представленных случаях сохраняются, временно снимается лишь специфическая оперативная «настройка» на спортивный результат.

Таким образом, закономерным для длительного и насыщенного стартами соревновательного периода следует признать системное чередование основных - соревновательных и промежуточных мезоциклов, которые в совокупности образуют в различных случаях разные варианты его структуры.

Переходный период - это довольно своеобразное звено в системе круглогодичной тренировки. Здесь обеспечивается в первую очередь активный отдых в широком смысле этого слова, цель которого - предупредить перерастания кумулятивного эффекта тренировки и соревнований в «перетренировку». В то же время это не перерывы в тренировке: должны быть созданы условия для сохранения определенной тренированности и тем самым гарантирована преемственность между завершающимся и очередным большими циклами тренировки. Очевидно, что в условиях активного отдыха невозможно поддержать максимальный уровень тренированности, особенно специальной, но можно сохранить ее на таком уровне, который позволил бы начать новый макроцикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий.

Основное содержание занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха. Последний понимается в данном случае широко: это не только и не столько чередование работы отдельных мышечных групп (узкое значение термина «активный отдых»), но и смена всего характера и условий деятельности таким образом, чтобы достигалось ускорение восстановительных процессов. В определенных случаях используется и комплекс специально-подготовительных упражнений с целью поддержать специальную тренированность и устранить частные технические недостатки. Но это оправдано лишь в тех случаях,- когда не возникает, помех для полноценного активного отдыха.

В переходном периоде противопоказаны однотипные, монотонные нагрузки. Здесь особенно необходимы разнообразие упражнений, варьирование условий (в частности, проведение занятий на разнообразной местности: в лесу, в горах и т.д.), ярко выраженные положительные эмоции. Спортсмену предоставляются широкие возможности для выбора и варьирования предмета занятий, лишь бы они доставляли удовольствие и не превращались в принудительную нагрузку.

Переходный период включает обычно не более 2-3 мезоциклов, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных. При этом составляющие их микроциклы не отличаются жесткой организацией. То же самое относится и к режиму отдельных занятий. Например, основой организации занятий в значительной части переходного периода может стать свободный режим многодневного туристского похода.

Переходный период не имеет резких, одномоментных границ. По мере восстановления функциональных и адаптационных возможностей организма спортсмена этот период переходит в подготовительный период очередного большого цикла тренировки.

Методика построения тренировочных макроциклов, в первую очередь, обусловливается главной задачей, решению которой посвящена тренировка на данном этапе многолетнего совершенствования. Поэтому вполне естественно, что построение тренировочных макроциклов на первом этапе многолетней подготовки (основная задача его - создание на основе гармоничного физического развития и укрепления здоровья технических и функциональных предпосылок для эффективной подготовки в дальнейшем) принципиально отличается от построения макроциклов на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.

На первом и втором этапах многолетней подготовки тренировочный процесс строится преимущественно на основе годичных макроциклов, в которых главным образом параллельно, а в отдельных случаях последовательно (когда есть необходимость уделить особое внимание совершенствованию одной из сторон подготовленности, устранению явно выраженных недостатков или диспропорций) решаются задачи технико-тактической, физической, психологической подготовки спортсменов.

В дальнейшем, когда ставится задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей спортсменов для достижения наивысших спортивных результатов и успешного выступления в соревнованиях, макроструктура тренировки приобретает значительно более сложный (и конкретный в каждом отдельном случае) характер.

Продолжительность и структура макроциклов обусловливается многими факторами. В их числе в первую очередь следует назвать специфические особенности вида спорта и закономерности становления основных составляющих спортивного мастерства; необходимость подготовки спортсмена к участию в конкретных соревнованиях (например, чемпионате Европы или мира, Олимпийских играх); индивидуальные адаптационные возможности спортсмена, структуру его подготовленности, содержание предшествовавшей тренировки.

В макроструктуре тренировки выделяют различные макроциклы, продолжительность которых может колебаться от нескольких месяцев до 4 лет. Четырехлетние макроциклы вызваны необходимостью организации планомерной подготовки к Олимпийским играм. В этом случае задачи и содержание каждого из годичных этапов макроцикла связаны с решением промежуточных задач, определенных целью подготовки спортсменов к главным соревнованиям четырехлетия.

Тенденция к постоянному расширению календаря спортивных соревнований, в числе которых достаточно много ответственных, распределенных более или менее равномерно в течение года, вызвала появление 3-4 макроциклов (в борьбе, боксе, тяжелой атлетике). Этому же способствовало и улучшение материальной базы. Появление манежей, велотреков, зимних стадионов, широкая сеть бассейнов позволили отказаться от сезонности во многих видах спорта. Так появились 2 годичные макроциклы (велоспорт - трек, легкая атлетика, плавание). Одновременно закономерности становления мастерства в видах спорта, связанных с длительной и напряженной соревновательной деятельностью (велоспорт - шоссе, марафонский бег) и требующих большого времени для подготовительной работы, требуют сохранения одного годичного макроцикла. В отдельных видах спорта могут планироваться двухлетние циклы, что связано с освоением новых и особо сложных программ (в спортивной гимнастике, фигурном катании на коньках). Однако в различных периодах таких циклов спортсмены могут участвовать в соревнованиях по старой программе.

Если в течение года планируются два или более макроциклов, они существенно различаются по продолжительности и содержанию. Например, при трехцикловом планировании подготовки спортсменов высокого класса первый макроцикл носит в основном базовый характер, предполагает преимущественно комплексную подготовку и выступление в соревнованиях, менее ответственных, чем основные соревнования сезона; во втором макроцикле тренировочный процесс становится более специфическим, предусматривает направленную подготовку к выступлению в ответственных соревнованиях цикла; в третьем макроцикле, нацеленном на достижение наивысших результатов в главных соревнованиях сезона, объем специфических тренировочных и соревновательных нагрузок достигает максимальных величин.

В подготовительном периоде закладывается прочная функциональная база для успешной подготовки к основным соревнованиям и участия в них, обеспечивается становление различных сторон подготовленности.

Продолжительность и содержание периодов и этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Одни из них связаны со спецификой вида спорта - структурой эффективной соревновательной деятельности и структурой подготовленности спортсменов, обеспечивающей такую деятельность, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований; другие - с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т.п.; третьи - с существующим календарем спортивных соревнований, задачами, которые ставятся перед спортсменом во время участия в тех или иных соревнованиях; четвертые - с индивидуальными морфологическими и функциональными особенностями спортсменов, их адаптационными ресурсами, особенностями тренировки в предшествовавших макроциклах, индивидуальным спортивным календарем, обусловленным числом и уровнем соревнований, продолжительностью этапа важнейших соревнований; пятые - с организацией подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудование и инвентарь, восстановительные средства, специальное питание и т.п.). Все это многообразие факторов обусловливает направленность тренировочного процесса и, как следствие, структуру макроциклов, периодов, этапов и более мелких его образований. Направленность содержания тренировочного процесса определяет периодизацию, а не наоборот. Деление на периоды и этапы помогает планировать процесс тренировки, эффективнее оформлять содержание подготовки по задачам и по времени». Большое число факторов, определяющих структуру макроциклов, и существенная роль каждого из них в достижении конечного результата обусловливают исключительную сложность построения тренировочного процесса в макроциклах.

  • III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • IV. Организационная структура и принципы построения системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
  • IV. Особенности представления и доведения бюджетных данных иным получателям средств федерального бюджета