Все молитвы мученику виктору дамасскому. Святому викентию испанскому тропарь и кондак Кондак викентию римскому


Святому священномученику диакону Викентию Августопольскому (Сарагосскому), Валенсийскому

тропарь, глас 4.
Подобен: Скоро предвари:


Б огу возложéн быв издéтска благочéстно,/ диакон богодухновéнный Цéркве Его показáся, Викéнтие,/ тем и мучéния свидéтельство совершúв,/ вечных благ наслéдник явился еси,// в нихже поминáющия тя непрестáнно поминай.

Кондак, глас 2

М ýченичества пóприще совершúв/ и Спáсово прослáвив имя,/ великомýчениче Викéнтие слáвне,/ от Того прослáвися свéтлостию,// Егóже моли о чтущих тя.

Тропа1рь ст7о1му мyченику Віке1нтію, гла1съ д7:
по d ^: ско1р w предвари2:

Б г7у возложе1нъ и3здэ1тска благоче1стн w ,* діа1конъ бг7 о духнове1нный цр7кве є3г w 2 показа1с z , віке1нтіе,* тэ1мъ и3 муче1ні z свидэ1тельство соверши1въ,* вэ1чныхъ бла1гъ наслэ1дникъ я3ви1лс z є3си2,** въ ни1хже помина1ющы z т z 2 непреста1нн w помина1й.

Конда1къ, гла1съ в7:

М yченичества по1прище соверши1въ,* и3 сп7сово просла1вивъ и4м z ,* великомyчениче віке1нтіе сла1вне,* t тог w 2 просла1вис z свэ1тлостію,** є3го1же моли2 w 3 чтyщихъ т z 2.

Житие:

Отечеством святого Викентия была Испания. Сей святой еще от дней своей юности посвятил себя на служение Богу и, прилежно изучая Божественное Писание, поучался в Законе Божием день и ночь. Он имел премудрого и исполненного добрых дел учителя, блаженного Валерия, епископа в городе Августополе 1.

Сей епископ, видя, что ученик его Викентий благоразумен и благонравен, посвятил его в диаконы и сделал проповедником слова Божия. Ибо хотя сам он и весьма хорошо знал Священное Писание, но, будучи косноязычен, не мог ясно говорить, а посему и поручил своему диакону, блаженному Викентию, как человеку достойному, премудрому и ясно говорящему, поучать народ в церкви, проповедуя слово Божие. Святой Викентий приняв от своего епископа сие повеление и благословение, не только в церкви, но и на всяком месте, где было для того удобно, усердно поучал и наставлял народ, указывая путь спасение для души.

В то время от нечестивого императора Диоклетиана, в Испанию был прислан один судья, по имени Датиан, родом грек, жестокий по характеру и яростный гонитель и мучитель христиан. Послан Датиан был для того, чтобы без пощады предавать смерти всех исповедывающих имя Христово. Этот судья, прибыв в один испанский город Валенсию 2, пролил там много христианской крови, похищая, как волк, овец Христовых. Услыхав здесь об епископе Валерии и о диаконе его Викентии, живущих в Августополе, Датиан послал за ними своих воинов, повелев заковать их и в оковах привести к нему на суд. Воины, исполняя повеление Датиана, взяли обоих святых, заковали их в тяжелые железные оковы, и повели в Валенсию, причиняя им по дороге большое стеснение, истомляя их голодом, жаждою и быстрым ходом, ибо сами воины быстро ехали на конях, а святые, не будучи в состоянии поспеть за воинами, едущими на конях, падали, и их влекли долгое время, как брёвна, привязанными к коням.


Валенсия в наши дни

Когда они были приведены в город Валенсию, то мучитель повелел тотчас ввергнуть их в мрачную и смрадную темницу, в каковой держали их долгое время без пищи и питья. Но Бог укреплял их Своею благодатью, дабы они не изнемогли и не потеряли сил для совершения мученического подвига. Между тем мучитель, боясь, чтобы узники не умерли, и ему не на ком было бы проявить свою ярость, приказал привести их к себе. Увидав, что они нисколько не пострадали ни от голода, ни от жажды, ни от тяжелых оков, а, напротив, окрепли телом и просветились лицом, мучитель сказал темничному стражу:

— Зачем ты давал им пищу и питие? Они сильно потолстели.

Страж с клятвою уверял его, что ничего не давал заключённым.

Тогда мучитель с строгостью стал говорить с епископом, думая, что если он устрашит своею строгостью епископа, то тем более сделает кротким и боязливым диакона. Но сего не случилось, ибо Господь низлагающий сильных с престолов, и возносящий смиренных, благоволил, дабы гордость сего надменного мучителя была посрамлена юнейшим и низшим по сану. Датиан прежде всего спросил епископа:

— Почему ты противишься царскому повелению и не покланяешься нашим богам, а прославляешь какого-то Христа?

— Зачем ты, отче, говоришь так тихо, как бы боясь, и отчего на лаяние этого пса не отвечаешь с дерзновением. Исповедуй громким голосом силу Христову и свободно обличай и побеждай
безумие сего лукавого человека, который хочет идти против Бога, своего Творца, даровавшего ему такую власть, и хочет подобающее Богу почитание воздавать бесам. Ныне надлежит совершенно победить того диавола, коего многие люди, как немощного и трусливого, изгнали именем Христовым, и сокрушить главу сего змия.

Датиан, услыхав сии слова, и видя, что святой диакон Викентий ни во что считает всю его силу, власть и угрозы, сказал предстоящим:

— Уведите отсюда епископа, я побеседую с сим юным диаконом.

Обратясь затем к палачам, мучитель сказал им:

— Приготовьте все орудия мучений, дабы ответить самым делом тому, кто унижает нас своими словами.

Потом повелел, привязав святого к дереву, строгать и терзать его тело железными когтями. Когда воины приводили в исполнение приказание Датиана, то земля оросилась кровью, текущею потоком из истерзанного тела, а чрез глубокие язвы мученика стали видны кости. Мучитель же, насмехаясь над святым, говорил ему:

— Что ты теперь скажешь, Викентий, видишь, какими ранами уязвлено и растерзано твое тело?

Но святой отвечал ему:

— Чего я желал, то и получил, ибо сие то самое, чего я всей душою желал; поверь мне, судья, что для меня не было выше желания, как пострадать за моего Господа; и никто не оказал мне сей милости, кроме тебя. Хотя ты и по злобе сие делаешь, тем не менее оказываешь мне благодеяние, предав меня мучению, ибо сколько ты умножаешь мои мучения, столько мой Господь приготовляет мне и воздаяний на небе. Я посредством сих тяжких мучений, как по ступеням, восхожу к моему Богу, живущему на высоте: надеждою на Него я как бы уже прикасаюсь к небу, а царское повеление отвергаю и смеюсь над твоим безумием. Не прекращай моих мучений, но предай меня еще большим мукам: молю тебя, будь более и более для меня жестоким и повели твоим слугам не переставать меня мучить, пока не умрет мое тело; я же, как раб Христа, Господа моего, готов всё претерпеть за имя Его.

Мучитель, выслушав сии слова святого, пришел в ярость и закричал на слуг, чтобы они не жалели рук для мучения и еще сильнее мучили Христова страдальца. Когда же он увидал, что слуги изнемогают, то, встав, начал их бить.

А святой смеялся над его гневом и говорил ему:

— Что ты делаешь, судья? за что ты бьешь своих слуг? Они меня мучают, а ты отомщаешь им за сие.

Датиан, уязвленный сими словами мученика и его непобедимым терпением, пришел в еще большую ярость: заскрежетал зубами, сильно побледнел и затрясся от гнева. Затем, несколько успокоившись, он с кротостью стал говорить слугам:

— Что это значит, мои верные слуги, что сей злодей не чувствует тяжести ваших рук и не страшится мучений, но еще и смеется над вами, как никто никогда не смеялся? Мало ли было разбойников, злодеев, отцеубийц и волшебников, которых вы замучили вашими сильными руками, и не было ни одного такого, как сей, который теперь в ваших руках и смеётся надо мною и над вами. Неужели вы снесёте такое посрамление? Соберите все свои силы и еще сильнее мучайте его.

Но святой Викентий еще более смеялся над их слабостью и говорил:

— Не прошу я тебя, мучитель, чтобы ты перестал меня мучить, но изобрети еще большие муки, ибо сила Христова, помогающая мне, гораздо более, нежели твоя сила, предающая меня мукам, и я не ослабею, исповедуя и прославляя Иисуса Христа, Единого Истинного Бога. О если бы и ты познал Сего Бога, видя Его великую силу, являющуюся во мне слабом, и каковой ты со всеми своими слугами не можешь победить; но ты, видя не видишь, и слыша не разумеешь и не перестаешь совершать бесовскую волю на погибель своей душе!

Судья, не могший ничего достигнуть муками (ибо сквозь суставы и кости мученика проникало острое железо и доходило до его внутренностей, но он оставался невредимым), задумал лестью склонить святого к своему нечестию, и стал ему говорить кротко:

— Пощади твою юность, Викентий, и не желай, чтобы цветок твоей жизни прежде времени завял, не прекращай долгих лет своей жизни, но пощади самого себя и принеси нам раскаяние, дабы не погибнуть тебе совершенно. Ибо я жалею тебя и желал бы видеть тебя не в бесчестии и муках, но в почёте и в славе, так как я испросил бы для тебя великую почесть, если бы ты послушал меня.

Святой Викентий на эти льстивые слова Датиана ответил:

Мч. Викентий. Фреска. Кипр (Аракос). 1192 г.
— Для меня гораздо хуже твое лукавое милосердие, нежели твоя ярость, ибо я не столько боюсь мук, сколько устрашаюсь твоих льстивых слов. Прекрати это пагубное для моей души лукавство, и обрати на меня всю силу своего мучительства, предай меня мучением без милости и познай силу Христа, вселяющуюся в любящих Его.

Сии слова мученика снова привели мучителя в сильный гнев и он повелел пригвоздить мученика ко кресту и разными способами мучить всё его тело. Когда слуги, исполняя повеление мучителя, распятого святого били и разожженным железом опаляли его раны, то Христов мученик вдруг упал с креста на землю. Слуги, думая, что святой уже умер, взяли его, желая унести оттуда. Но святой, укрепляемый благодатью Христовою, освободился из их рук, и снова повис на кресте. При этом он укорял слуг в нерадении, говоря, что они без усердия исполняют повеление своего господина. Тогда слуги пришли в сильную ярость и начали всячески мучить святого со всей своей силой, пока сами совершенно не изнемогли. После сих мук, по повелению мучителя, святого Викентия заключили в темницу, в коей всего израненного, с раздробленными членами и растерзанными жилами, положили на острых черепках. Когда наступила ночь и стража крепко спала, внезапно в темнице воссиял свет и к святому сошел с неба лик Ангелов, утешая его в страданиях. Святой мученик Викентий, получив чрез сие ангельское посещение исцеление своих ран и исполнившись неизреченной радости, прославлял Бога. Стерегущие его воины проснулись, услышав, что он с веселием воспевает, и увидя в темнице несказанный свет, сильно испугались и побежали известить об этом Датиана. А он находился в большом затруднении, измышляя всю ночь, что бы еще сделать с непобедимым мучеником, и, наконец, придумал такую хитрость. Он повелел приготовить прекрасное ложе и постлавши на нем мягкую постель, положить на нее святого. При этом мучитель повелел приставить к святому соблазнителей, научив их, чтобы они утирали кровь его, перевязывали раны и оказывали ему всякие услуги, как бы сожалея его и печалясь о нем, и чтобы лобызая ноги его, они молили его помиловать себя, и не предавать себя еще большим мучениям, а исполнить царское повеление. Когда приводили в исполнение это приказание Датиана, то святой говорил:

— Для меня лучшим было ложе в муках на черепках, нежели сие, и сим вы лукавые соблазнители не прельстите меня.

Мучитель, видя, что хитростью своею он не может ничего достигнуть, снова обратился к мучением. Он повелел разжечь железные доски и прикладывать их к бокам святого. Потом, по его приказанию, положили мученика на железную решетку и, разведя большой огонь под решёткой, как бы съедобное мясо жгли мученика.

Мученик же с твердостью переносил все сии муки, исповедуя имя Иисуса Христа, и окончил подвиг своего мученичества, предав свой дух в руки Господа своего 3.

Мучитель, видя, что святой умер, повелел вынести тело его в поле и бросить без погребения, на съедение птицам и зверям, а в отдалении повелел поставить стражу, дабы тело мученика не взяли христиане. Но Бог"хранит все кости" (Пс.33:21) праведников, приставил необычайного стража к телу мученика, повелев охранять оное ворону. Стража, поставленная Датианом в отдалении, видела, что когда на тело святого нападало множество хищных птиц, то ворон всех отгонял и не позволял ни одной птице сесть на тело мученика. И хотя сам ворон, по природе своей, любит клевать мёртвые тела, но удерживаемый силою Божиею, он и сам не прикоснулся к телу святого и другим птицам препятствовал прикоснуться. И еще чудеснее, - когда пришел волк и хотел унести тело святого, ворон с силою напав на него, и бия его крыльями, отогнал и его. Когда стража возвестила о сем Датиану, он весьма удивился, однако не хотел видеть в этом силы Божией и повелел бросить тело мученика в море. Воины, взявши честное тело Викентия, сели на корабль и отплыв далеко в море, бросили его в глубину морскую, а сами поплыли обратно к берегу. Когда они подплыли к берегу, то увидали тело мученика лежащим на берегу. Пораженные ужасом они убежали. А христиане, взявши святые останки мученика, с честью погребли их, прославляя Отца и Сына и Святого Духа.

_____________________________________________________

1 Августополь (т. е. город Августа) получил свое наименование от Римского императора Октавиана - Августа, который в 27 году до Р. X. основал здесь военную Римскую колонию из своих ветеранов. Августополь известен также под именем Сарагоссы. В настоящее время Сарагосса, - главный город Испанской области того же имени и столица бывшего королевства Аррагонии, на правом берегу реки Эбро, - имеющий около 100.000 жителей.

2 Валенсия - главный город Испанской провинции того же наименования. Он был заложен Брутом, основавшим здесь Римскую колонию, после одержанной победы над лузитанцами, в 138 году до Р. X. Находясь посреди замечательно плодородной долины, Валенсия принадлежит к прекраснейшим и замечательнейшим городам Пиренейского полуострова.

3 Блаженная кончина мученика Викентия последовала в 304 году. Мощи святого почивают в Риме, в церкви его имени, в загородном монастыре.


Источники и литература:

Жития святых свт. Димитрия Ростовского, ноябрь, 11 день.
El santo mártir Vicente de Zaragoya, diácono, martirizado en Valencia. // Georgios Emmanuel Piperakis. Santoral Otodoxo Español.

Служба, составленная о. Герасимом из Афонского скита Малой Анны и изданная в Афинах в 1966 году: http://agioseugeniosoaitwlos.blogspot.ru/2015/06/blog-post.html

Βικέντιος] († 304), сщмч. Августопольский (Сарагосский, Валенсийский) (пам. 11 нояб., пам. зап. 22 янв.), пострадал в гонение имп. Диоклетиана . Родиной В. традиционно считается Оска (совр. Уеска, Испания), по др. версии - Цезаравгуста (Августополь, совр. Сарагоса). Родителей В. звали Евтихий и Енола. С юности В. посвятил себя служению Богу. Наставником В. был свт. Валерий , еп. Цезаравгусты. По причине косноязычия еп. Валерий не мог произносить проповеди в храме, поручив это В., к-рого рукоположил во диакона.

В это время в Валенцию (совр. Валенсия) по поручению Диоклетиана прибыл наместник Дациан с целью искоренения христ. веры и велел доставить к нему еп. Валерия и В. По пути их мучили голодом и жаждой и тащили, привязав к коням. В Валенции мучеников на неск. дней бросили в темницу, оставив без пищи и еды. Еп. Валерий на вопросы Дациана отвечал тихим голосом, В., желая показать, что не боится угроз, открыто исповедал христ. веру. Отослав епископа в темницу, Дациан предал В. мучениям. Ему нанесли такие глубокие раны, что в нек-рых местах показались кости. Однако В. просил палачей продолжать пытку, и она длилась до тех пор, пока палачи не устали. Распяв В. на кресте, ему прижигали раны раскаленным железом. Когда мученик упал на землю, палачи, решив, что он умер, подняли его, но В. освободился из их рук и вернулся на крест. После этого его бросили на острые черепки в темнице. Воин, охранявший В., видел чудесный свет и слышал пение мученика. На следующий день Дациан, положив В. на мягкое ложе, подослал к нему слуг, к-рые перевязывали его раны и уговаривали отречься от веры, мученик же отвечал, что предпочитает вернуться в темницу. Тогда В. положили на железную решетку, разведя под ней огонь, и во время этих мучений святой скончался.

По приказу Дациана тело мученика было выброшено в поле, и к нему приставлена стража, чтобы христиане не смогли предать его погребению. Однако около тела появился ворон, к-рый и сам не прикасался к нему вопреки своему обычному поведению, и др. птицам и зверям не давал приблизиться к останкам мученика, отогнав от них даже волка. Сообщив о таком чуде Дациану, стражники по его приказу бросили тело В. в море, отплыв на лодке далеко от берега, но по возвращении они увидели, что тело лежит на берегу. В ужасе воины убежали, а тело В. предала погребению некая благочестивая вдова.

В зап. традиции В. является покровителем виноделов и моряков, городов Сарагоса, Валенсия, а также Португалии. В кон. IV в. он почитался в Африке, о чем свидетельствует блж. Августин , еп. Гиппонский, посвятивший В. 4 большие проповеди (PL. 38. Col. 1252-1268).

Сразу после утверждения христианства в Валенсии на месте погребения мученика была построена церковь. В Испании посвященные В. церкви находились в Толедо и Гиспале (совр. Севилья) (V в.). В 1175 г. (или в 1173) мощи В. были перенесены в Лиссабон, по др. версии, в 864 г. они оказались в г. Кастр (Франция). Рука В. находится в Бари (Италия). Возможно, часть мощей В. находилась также в г. Кремона (Италия). Кор. Хильдеберт I привез далматик В. в Париж в 543 г. и тогда же (по др. сведениям, в 558) построил церковь в честь В., к-рая позже была посвящена св. Герману и стала называться Сен-Жермен-де-Пре. В г. Режимон (Франция) с 455 г. существовала церковь святых В., Агнессы и Евлалии. В Риме было 3 церкви, посвященные В., про одну известно, что она была построена папой Римским Гонорием I (625-638) и отреставрирована при папе Льве III в 796 г.

В К-поле существовала по крайней мере одна церковь в честь В., к-рая находилась в пригороде Евдом или на равнине вокруг него; в синаксаре К-польской ц. она названа «церковью Викентия на военном поле» (ἐν τῷ Κάμπῳ) (SynCP. Col. 869). Эта церковь была разрушена в результате землетрясения в 557 г., впосл. была восстановлена. Есть сведения, что память мучеников В. и Виктора (пам. 11 нояб.) отмечалась в местности под названием Гайтанон (Γαϊτανόν) (SynCP. Col. 214), установить точное ее расположение невозможно, вероятно, речь также идет о церкви в Евдоме. По сообщению анонимного описания святынь К-поля, изданного С. Дж. Меркати , часть мощей В. находилась в К-польской ц. мч. Мины (Mercati S . . Santuari e reliquie Costantinopolitane secondo il cod. ottob. lat. 169 prima d. conquista latina (1204) // Rendiconti d. Accademia di Archeologia. Napoli, 1936. Vol. 8. P. 144).

На греч. языке существует житие В., приписываемое Симеону Метафрасту (X в.) (BHG, N 1866; PG. 114. Col. 735-755). Основной корпус текстов, посвященных В., сохранился на лат. языке. Одним из главных источников о мученичестве В. является стихотворный рассказ христ. поэта Пруденция (IV-Vвв.) (Peristephanon 5 // PL. 40. Col. 378-411), в свою очередь источником для Пруденция, как и для блж. Августина, вероятно, служили несохранившиеся акты мученичества В. или более древнее житие, опубликованное Рюинартом (Acta Martyrum. Verona, 1731. P. 323-329). Сохранились также др. жития В. в стихах (BHL, N 8641-8642) и анонимное прозаическое житие (BHL, N 8627-8636; ActaSS. Ian. T. 2. P. 394-397. T. 3. P. 7-10). Известны сказания о перенесении мощей В. в мон-рь вг. Кастр в 864 г. (BHL, N 8644-8646), перенесении руки мученика в Бари в XI в. (BHL, N 8652), перенесении мощей в Лиссабон в 1173 г. и чудесах, происходивших в том же городе (BHL, N 8653-8655). Сохранились рассказы, посвященные посмертным чудесам В. в Испании (BHL, N 8648), чудо в мон-ре св. Бертена (Бертинском) в X в. (BHL, N 8650). В. упоминается в творениях свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (V в.) (Carmina. 19. 164 / Ed. W. Harlet. Vindobonae, 1894. (CSEL; 30)), а также Венанция Фортуната (VI в.) (Carmina miscellanea. Сap. 8, 9 // PL. 88. Col. 71A-71B, 71B-72A) и мн. др. средневек. писателей.

Ист.: PG. 114. Col. 735-755 ; ЖСв. Ноябрь. С. 222-228.

Лит.: Waal A . Zum Kult des hl. Vinzent von Saragossa // RQS. 1907. Bd. 21. P. 135 sq.; Hurault E . St. Vincent martyr, patron des vignerons et son culte dans le diocèse de Châlons. Châlons-sur-Marne, 1910; Peeters P . Une invention des ss. Valère, Vincent et Eulalie dans le Péloponèse // AnBoll. 1911. T. 30. P. 296-306; Lacger L ., de . Saint-Vincent de Saragosse // Revue d"Histoire de l"Église de France. 1927. N 13. P. 307-358; Gaiffier B ., de . Sermons latins en l"honneur de St. Vincent antérieurs au Xe siècle // AnBoll. 1950. T. 67. P. 267-286; Janin . Églises et monastères. P. 63-64, 334; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 892; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης) . ῾Αγιολόγιον. Σ. 81; Moral T . Vincenzo // BiblSS. Vol. 12. Col. 1149-1155; Saxen V . La version breve BHL 8638 de la Pasión de San Vincente // Hispania sacra. 1991. N 43. P. 679-713; Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 3. С. 465.

О. Н. Афиногенова

Гимнография

Последование, посвященное исключительно В., неизвестно. Служба 11 нояб., когда отмечается память В., по студийским и иерусалимским Типиконам не содержит больших различий и посвящена в основном мч. Мине, с упоминанием в нек-рых песнопениях имени В. (напр.: в каноне Иоанна Монаха 4-го гласа, помещенном в совр. последовании 11 нояб., в 4-м тропаре 8-й песни и 2-м тропаре 9-й; в светильне, стихирах на «Слава» на «Господи, воззвах» и на стиховне).

В рукописях встречаются и др. каноны, совместно прославляющие память мучеников Мины, Виктора и В. (а также мц. Стефаниды) (Ταμεῖον. Σ. 91; AHG. T. 3. P. 299-317), этих же мучеников вместе с прп. Феодором Студитом (AHG. T. 3. P. 318-330).

Иконография

В. обычно изображался как молодой безбородый мученик с темно-коричневыми вьющимися волосами, в хитоне и плаще; в правой руке держит крест. Эта иконография характерна для большинства памятников, однако, встречаются изображения В. как средовека с бородой, напр. в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в. Реже святой представлен юным светловолосым диаконом с гуменцом на голове, в стихаре и с орарем: в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. № 10).

В визант. искусстве В. изображался в сцене мучения или реже единолично в рост; как правило, рядом со святыми Виктором Египетским и Миной Фригийским, память к-рых приходится на тот же день (фреска в ц. № 6 в Гёреме, 1-я пол. X в.- только В.). Вместе святые представлены: в Куббели-килисе № 3 в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме; в ц. Варвары в Соганлы, между 1006-1021 гг.; в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.- в рост); в ц. Карабаш-килисе в Соганлы 1060-1061 гг.; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (в крипте, 30-е гг. XI в., и в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый); в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо, в Сицилии, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале в Сицилии, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.).

Лит.: Jerphanion G ., de . Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelles province de l"art byzantin. P., 1928. vol. 2. p. 340; Demus O . The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949. p. 14, 39, 80, 115; Restle M . Byzantine Wall Painting in Asia Minor. Recklinghausen, 1967. Bd. 2. Pl. 10. № 115-116; Underwood P . The Kariye Djami. L., 1967. vol. 1. P. 153, 156-159. Pl. 164. vol. 2. P. 163; Chatzidakis M . et al . Naxos. Athens, 1989. P. 69-70. Pl. 1; Connor J . L . Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton, 1991. p. 17; Jolivet-Levy C . Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l"abside et de ses abords. P., 1991. p. 93. Remarq. 79. P. 116. Remarq. 266, 269; Chadzidakis M ., Bitha I . Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce: L"Ile de Cythère. Athènes, 1997. p. 61. Pl. 5; Евсеева . Афонская книга. С. 217, 251.

Н. В. Герасименко

Свя-той му-че-ник Вик-тор был во-и-ном во вре-мя цар-ство-ва-ния им-пе-ра-то-ра Мар-ка Авре-лия Фило-со-фа (161-180). Ко-гда им-пе-ра-тор на-чал го-не-ние на хри-сти-ан, Вик-тор от-ка-зал-ся при-не-сти жерт-ву бо-гам. Та-кое обя-за-тель-ное жерт-во-при-но-ше-ние яв-ля-лось про-вер-кой пре-дан-но-сти во-и-на бо-гам, им-пе-ра-то-ру и оте-че-ству. Свя-той пре-дан был на му-че-ния, но про-шел сквозь все пыт-ки невре-ди-мым. Си-лой мо-лит-вы он по-бе-дил ча-ро-дея, ко-то-рый с тех пор от-ка-зал-ся от волх-во-ва-ний и стал хри-сти-а-ни-ном. По мо-лит-ве свя-то-го про-зре-ли вне-зап-но ослеп-шие во-и-ны. Ви-дя чу-де-са, яв-лен-ные Гос-по-дом через свя-то-го Вик-то-ра, мо-ло-дая бла-го-че-сти-вая су-пру-га од-но-го из му-чи-те-лей, Сте-фа-ни-да, от-кры-то про-сла-ви-ла Хри-ста, за что бы-ла пре-да-на лю-той каз-ни: ее при-вя-за-ли к двум со-гну-тым паль-мам, ко-то-рые, рас-пря-мив-шись, разо-рва-ли му-че-ни-цу. Свя-то-го му-че-ни-ка Вик-то-ра обез-гла-ви-ли. Му-че-ни-ки по-стра-да-ли в Да-мас-ке во II ве-ке, где и пре-да-ны по-гре-бе-нию их чест-ные остан-ки.

Полное житие мученика Виктора Дамасского

Во вре-ме-на им-пе-ра-то-ра Мар-ка Авре-лия (он же Ан-то-нин, 161-180 гг.), в го-ро-де Да-мас-ке (Си-рия) слу-жил во-и-ном хри-сти-а-нин Вик-тор, ро-дом из Ита-лии. Ко-гда им-пе-ра-тор при-ка-зал пре-сле-до-вать хри-сти-ан, во-е-во-да Се-ва-сти-ан по-тре-бо-вал от Вик-то-ра, чтобы он от-рек-ся от Хри-ста и при-нес жерт-ву идо-лам. «Ты во-ин на-ше-го ца-ря, и обя-зан ис-пол-нить его при-ка-за-ние», - за-явил Се-ва-сти-ан. «Нет, - от-ве-тил Вик-тор, - те-перь я во-ин Небес-но-го Ца-ря, и Ему од-но-му бу-ду слу-жить, а мерз-ких идо-лов я пре-зи-раю!» То-гда Се-ва-сти-ан пре-дал Вик-то-ра раз-лич-ным му-че-ни-ям. Па-ла-чи пе-ре-ло-ма-ли Вик-то-ру паль-цы на ру-ках и но-гах и вы-вер-ну-ли их из су-ста-вов. Во вре-мя пы-ток свя-той Вик-тор мо-лил-ся Бо-гу и му-же-ствен-но пе-ре-но-сил стра-да-ния.

По-том па-ла-чи ста-ли при-нуж-дать Вик-то-ра про-гло-тить мя-со, отрав-лен-ное кол-ду-ном. По-мо-лив-шись и пе-ре-кре-стив мя-со, му-че-ник Вик-тор про-гло-тил его. На гла-зах у всех про-изо-шло яв-ное чу-до: Вик-тор остал-ся невре-дим. Слу-чи-лось то, что Гос-подь неко-гда обе-щал Сво-им уче-ни-кам: «Ес-ли что смерт-но вы-пьют, не по-вре-дит им» (). Кол-дун, уви-дев, что Вик-тор ни-сколь-ко не по-стра-дал от его отра-вы, уве-ро-вал во Хри-ста. Он луч-ше дру-гих по-ни-мал, что ни-ка-кая зем-ная си-ла не мог-ла обез-вре-дить его страш-ней-ший яд.

То-гда свя-то-го Вик-то-ра под-верг-ли еще бо-лее тяж-ким пыт-кам. Сте-фа-ни-да, же-на од-но-го из во-и-нов, му-чив-ших Вик-то-ра, не мог-ла боль-ше смот-реть на тя-же-лые и со-вер-шен-но невин-ные стра-да-ния, ко-то-рым под-вер-га-ли му-че-ни-ка Хри-сто-ва и за-сту-пи-лась за него. Обе-зу-мев-шие от кро-ви па-ла-чи, вме-сто то-го, чтобы оста-но-вить-ся, озло-би-лись на Сте-фа-ни-ду и уви-де-ли в ней свою но-вую жерт-ву. Они при-вя-за-ли ее к двум на-кло-нен-ным паль-мам и разо-рва-ли на ча-сти. Так умер-ла Сте-фа-ни-да, бу-дучи еще со-всем мо-ло-дой: ей бы-ло толь-ко 15 лет. Убив Сте-фа-ни-ду, му-чи-те-ли воз-вра-ти-лись к ис-тя-за-ни-ям Вик-то-ра и обез-гла-ви-ли его. Свя-тые му-че-ни-ки Вик-тор и Сте-фа-ни-да по-стра-да-ли за Хри-ста в 175-ом го-ду.

Пе-ред сво-ей смер-тью му-че-ник Вик-тор пред-ска-зал па-ла-чам, что они умрут через 12 дней, а во-е-во-да через 24 дня бу-дет взят в плен. Так все и слу-чи-лось.

Из кни-ги еп. Алек-сандра (Ми-ле-ан-та)

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы святым

Память: 11 / 24 ноября

Виктор Дамасский был воином, когда при императоре Марке Аврелии (конец II века) начались гонения на христиан, Виктор отказался принести жертву богам, и принял мученическую кончину. Покровитель воинов, к нему обращаются за молитвенной помощью для дарования веры, крепости духа в гонениях, для вразумления людей занимающихся оккультными практиками, гаданиями и магией.

Мученик Виктор Дамасский. Икона

Тропарь мученикам Виктору и Викентию и мученице Стефаниде, глас 4

Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.

Кондак мученикам Виктору и Викентию и мученице Стефаниде, глас 4

Иже славе, Господи и всех Содетелю, Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики, да имут непобедимую победу.

Величание мученикам Виктору и Викентию и мученице Стефаниде

Величаем вас, страстотерпцы святии Виктор, Викентие и Стефанидо, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва мученику Виктору

Молитва мученику Виктору Дамасскому:

  • Молитва мученику Виктору Дамасском у. Виктор Дамасский был воином, когда при императоре Марке Аврелии (конец II века) начались гонения на христиан, Виктор отказался принести жертву богам, и принял мученическую кончину. Покровитель воинов, к нему обращаются за молитвенной помощью для дарования веры, крепости духа в гонениях, для вразумления людей занимающихся оккультными практиками, гаданиями и магией

Акафист мученику Виктору Дамасскому:

Канон мученику Виктору Дамасскому:

  • Канон мученику Виктору Дамасскому

Житийная и научно-историческая литература о мученике Викторе Дамасском:

Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Молитва святым виктору

Мученики Виктор и Стефанида

Во времена императора Марка Аврелия (он же Антонин, 161-180 гг.) в городе Дамаске (Сирия) служил воином христианин Виктор, родом из Италии. Когда император приказал преследовать христиан, воевода Севастиан потребовал от Виктора, чтобы тот отрекся от Христа и принес жертву идолам. «Ты воин нашего царя, и обязан исполнить его приказание», – заявил Севастиан.

«Нет, – ответил Виктор, – теперь я воин Небесного Царя, и Ему одному буду служить, а мерзких идолов я презираю!» Тогда Севастиан предал Виктора различным мучениям. Палачи переломали Виктору пальцы на руках и ногах и вывернули их из суставов. Во время пыток святой Виктор молился Богу и мужественно переносил страдания.

Потом палачи стали принуждать Виктора проглотить мясо, отравленное колдуном. Помолившись и перекрестив мясо, мученик Виктор проглотил его. На глазах у всех произошло явное чудо: Виктор остался невредим. Случилось то, что Господь некогда обещал Своим ученикам: «Если что смертно выпьют, не повредит им» (Мр. 16, 18). Колдун, увидев, что Виктор нисколько не пострадал от его отравы, уверовал во Христа. Он лучше других понимал, что никакая земная сила не могла обезвредить его страшнейший яд.

Тогда святого Виктора подвергли еще более тяжким пыткам. Стефанида, жена одного из воинов, мучивших Виктора, не могла больше смотреть на тяжелые и совершенно невинные страдания, которым подвергали мученика Христова, и заступилась за него. Обезумевшие от крови палачи, вместо того, чтобы остановиться, озлобились на Стефаниду и увидели в ней свою новую жертву. Они привязали ее к двум наклоненным пальмам и разорвали на части. Так умерла Стефанида, будучи еще совсем молодой: ей было только 15 лет. Убив Стефаниду, мучители возвратились к истязаниям Виктора и обезглавили его. Святые мученики Виктор и Стефанида пострадали за Христа в 175-ом году.

Перед своей смертью мученик Виктор предсказал палачам, что они умрут через 12 дней, а воевода через 24 дня будет взят в плен. Так все и случилось.

Акафист святому мученику Виктору

Избраннаго воина Христа Бога нашего, святаго мученика Виктора песньми почтим, яко ходатая нашего и молитвенника; ты же, страстотерпче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Ангел земный и человек небесный явился еси, святый мучениче, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, радостно потекл еси на страдальческий подвиг. Темже, поминающе страдания твоя, за Христа претерпенная, вопием ти сице: Радуйся, Творца всяческих всем сердцем возлюбивый. Радуйся, за имя Его тяжкая страдания приемый. Радуйся, идольское нечестие обличивый. Радуйся, любве ради твоея ко Христу живота своего не пощадивый. Радуйся, славу мира сего ни во что же вменивый. Радуйся, сладости райския вкусивый. Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Разум богодухновен имея, святый мучениче Викторе, изумил еси мучителя мужеством души твоея и словесы, имиже дерзновенно проповедал еси Христа – истиннаго Бога. Темже, похваляюще исповедание твое, вопием ти таковая: Радуйся, единаго истиннаго Бога проповедниче. Радуйся, Пресвятыя Троицы верный поклонниче. Радуйся, идольскаго служения искоренителю. Радуйся, христианского благочестия насадителю. Радуйся, Царствия Небесного наследниче. Радуйся, славы вечныя сопричастниче. Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Имея крепкую надежду на Небеснаго Владыку и Господа, и помняще слово апостольское, яко подобает повиноватися Богу паче, нежели человеком, ты, святый мучениче, не повинуяся велению мучителя, но исповедав себе воином Царя Небеснаго быти, отринул еси языческое нечестие и в руце мучителей предался еси. Мы же, поминающе мужество твое, вопием ти сице: Радуйся, доблий воине Царя Небеснаго. Радуйся, верный рабе своего Домовладыки. Радуйся, угрозы нечестивых презревый. Радуйся, прелесть идольскую обличивый. Радуйся, подвиг мученический добре совершивый. Радуйся, веру свою во Христа кровию засвидетельствовавый. Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Слышав нечестивый воевода, яко по триех днех пребывания во огненней пещи ты, славный мучениче, невредим обрелся еси, и еще большия ярости исполняяся, призва чародея и повеле ему умертвити тя. Ты же, смертоносную пищу приим, паки неврежден пребыл еси, подвизая вопити тебе таковая: Радуйся, поборниче веры непоколебимый. Радуйся, страстотерпче, адаманта твердейший. Радуйся, огня неубоявыйся. Радуйся, росою молитв твоих пламень огненный угасивый. Радуйся, смертоносныя снеди вкусив, невредим пребывый. Радуйся, пищи райския ныне наслаждаяйся. Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Видевше душевныма очима своима Бога, яве чудодействующа тобою, святый Викторе, волхв нечестивый умилися сердцем и уверова во Христа, тобою проповедуемаго. Мы же, воспевая величия Божия, на тебе явленная, глаголем: Радуйся, спасительным словом тьму неверия разгнавый. Радуйся, мученическим веры исповеданием неверныя ко Христу обративый. Радуйся, вся козни диавола разрушивый. Радуйся, силу демонскую верою Христовою низложивый. Радуйся, верных ко прославлению Бога воздвизающий. Радуйся, в бедах и скорбех сущих прибегати к Нему наставляющий. Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Возсия свет слепотствующим очесем мучителей твоих, егда ты, святый мучениче, имя Господа Иисуса призвал еси. Сего ради тебе, славному угоднику Божию и чудотворцу, взываем: Радуйся, скорый наш пред Богом заступниче и ходатаю. Радуйся, о душах наших теплый предстателю. Радуйся, недужных молитвою своею исцеляяй. Радуйся, раны душевныя и телесныя врачуяй. Радуйся, веру нашу укрепляяй. Радуйся, надежду нашу утверждаяй. Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Новую показа безчеловечия ярость злобный мучитель, егда юную Стефаниду, похваляющую страдания твоя, мучениче Христов Викторе, повеле, приклонив ветви древес, привязавши, разсещи. Мы же, подвиг святыя мученицы славяще, ублажаем купно с нею страдания твоя, страстотерпче, вопиюще: Радуйся, жертвою благоприятною, якоже Авелево приношение, Богу бывый. Радуйся, праведности и благих дел, якоже Ной, исполненный. Радуйся, в вере Аврааму подражаяй. Радуйся, Иову в терпении последствуяй. Радуйся, якоже Давид, все упование свое на Господа возложивый. Радуйся, лик мученический восполнивый. Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Весь радости божественныя исполнился еси, святый мучениче, егда повеление мучителя на мечное твое усечение услышал еси. Мы же, страдания твоя воспоминающе, и велие терпение твое похваляюще, глаголем: Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый. Радуйся, венец мученический от руки Вседержителя приемый. Радуйся, в невечернем дни Царствия Христова водворивыйся. Радуйся, во обителех райских на Небеси вселивыйся. Радуйся, усердно у престола Божия о нас молящийся. Радуйся, о призывающих тя напрестанно пекущийся. Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Всякия беды и напасти избави нас молитвами твоими, страстотерпче святый Викторе, велие бо имаши дерзновение пред Господем, за Него же и душу свою положил еси, взывая непрестанно: Аллилуиа.

Витий многовещаннии не возмогут изрещи тебе достойныя хвалы мучениче славный, многих ради подвигов и страданий, ихже за Христа подъял еси волею. Сего ради мы, недоумевая восхваляти тя по достоянию, воспеваем сице: Радуйся, веры христианския исповедниче неустрашимый. Радуйся, воине Христов непобедимый. Радуйся, благонадежный помощниче всем за истину терпящим. Радуйся, скорый утешителю в беде сущих. Радуйся, Церкве Христовы защитниче. Радуйся, всех православных заступниче. Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Стена и прибежище к тебе притекающим ты еси, угодниче Божий, молитися бо непрестанно Христу Богу нашему за всех почитающих страдания твоя. Прийми убо, мучениче многострадальне, и от нас грешных сия убогая похвалы: Радуйся, яко возлюбил еси живот вечный паче временнаго. Радуйся, яко Царствие Небесное предпочел еси славе человечестей. Радуйся, яко страдании твоими снискал еси нескончаемую радость. Радуйся, яко вкусивши смерть мученическую, прешел еси к блаженному безсмертию. Радуйся, горняго Сиона наследниче. Радуйся, Христовы Церкви велие удобрение. Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Светоприемный светильник истиннаго света сущим на земли являвшися, богоизбранне Викторе, просвещаеши бо сердца верных и к разуму Божественному наставляеши вопиющих ти с любовию таковая: Радуйся, Подвигоположнику Христу последователю. Радуйся, жития непорочнаго рачителю. Радуйся, кротости и смирения образе. Радуйся, послушания и терпения учителю. Радуйся, светило благочестия немерцающее. Радуйся, звездо, ко спасению путь верный показующая. Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Благодать божественнную испроси нам, мучениче Христов, много бо может молитва праведнаго ко благосердию Владыки, не возгнушайся нашея греховныя нечистоты, но буди нам во всем помощник и к покаянию благий наставник, научая милующему нас Богу воспевати: Аллилуиа.

Поюще многострадальныя подвиги твоя, славный страстотерпче, хвалим долготерпение твое, ублажаем мученическую кончину, и почитаем священную память твою, и в похвалу сицевая тебе зовем: Радуйся, во страдании своем доблесть чудную явивый. Радуйся, язвы Господа Иисуса Христа на теле твоем носивый. Радуйся, наследие Царствия Христова стяжавый. Радуйся, в дому Отца Небеснаго обитель себе сотворивый. Радуйся, яко тобою Бог прославляется. Радуйся, яко тобою демоны посрамляются. Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

О всеблаженный святый мучениче Викторе, приими сие наше хвалебное пение, от умиленнаго сердца тебе приносимое, и избави нас от всякаго зла твоим теплым к Богу ходатайством, да с тобою и всеми святыми воспеваем победную песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва святому мученику Виктору

О святый угодниче Божий, славный мучениче Викторе! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед, напастей, и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому мученику Виктору

Мученик Твой Господи Виктор, во страданиях своих венец прияша нетленный от Тебе Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна

Акафист святому мученику Виктору Халкидонскому

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Ангел земный и человек небесный явился еси, святый мучениче, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, радостно потекл еси на страдальческий подвиг. Темже, поминающе страдания твоя, за Христа претерпенныя, вопием ти сице:

Радуйся, Творца всяческих всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, за имя Его тяжкая страдания приемый.

Радуйся, идольское нечестие обличивый.

Радуйся, любве ради твоея ко Христу живота своего не пощадивый.

Радуйся, славу мира сего ни во чтоже вменивый.

Радуйся, сладости райския вкусивый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Видя гонения нечестивых на христианы, не убоялся еси прещения и мучительства их, но яко доблий воин Христов, пред нечестивым воеводою Севастианом предстал еси, и веру свою во единаго истиннаго Бога исповедал еси, поя велегласно: Аллилуиа.

Разум богодухновен имея, святый мучениче Викторе, изумил еси мучителя мужеством души твоея и словесы, имиже дерзновенно проповедал еси Христа – Истиннаго Бога. Темже, похваляюще исповедание твое, вопием ти таковая:

Радуйся, единаго истиннаго Бога проповедниче.

Радуйся, Пресвятыя Троицы верный поклонниче.

Радуйся, идольскаго служения искоренителю.

Радуйся, христианскаго благочестия насадителю.

Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче.

Радуйся, славы вечныя сопричастниче.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Силою Вышняго укреплен, дерзновенно пред мучителем стал еси, мужественный исповедниче Христов, темже угрозы и ласкательства онаго презрев, на подвиг мученический потекл еси, поя Богу: Аллилуиа.

Имея крепкую надежду на Небеснаго Владыку и Господа, и помняще слово апостольское, яко подобает повиноватися Богу паче, нежели человеком, ты, святый мучениче, не повинуяся велению мучителя, но исповедав себе воином Царя Небеснаго быти, отринул еси языческое нечестие и в руце мучителей предался еси. Мы же, поминающе мужество твое, вопием ти сице:

Радуйся, доблий воине Царя Небеснаго.

Радуйся, верный рабе своего Домовладыки.

Радуйся, угрозы нечестивых презревый.

Радуйся, прелесть идольскую обличивый.

Радуйся, подвиг мученический добре совершивый.

Радуйся, веру свою во Христа кровию засвидетельствовавый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Бурею ярости одержим, безумный мучитель повеле тяжко мучити тя и в пещь огненную воврещи. Ты же, все упование свое на Бога возложивый, во огнь, якоже иногда три отроцы, безбоязненно вшел еси, поя победную песнь: Аллилуиа.

Слышав нечестивый воевода, яко по триех днех пребывания во огненней пещи, ты, славный мучениче, невредим обрелся еси, и еще большия ярости исполняяся, призва чародея и повеле ему умертвити тя. Ты же, смертоносную пищу приим, паки неврежден пребыл еси, подвизая вопити тебе таковая:

Радуйся, поборниче веры непоколебимый.

Радуйся, страстотерпче, адаманта твердейший.

Радуйся, огня неубоявыйся.

Радуйся, росою молитв твоих пламень огненный угасивый.

Радуйся, смертоносныя снеди вкусив, невредим пребывый.

Радуйся, пищи райския ныне наслаждаяйся.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Боготечней звезде подобен был еси, мучениче Христов, указующей путь спасения: чародея бо, умертвити тя хотящаго, веровати во Христа подвигл еси, научая воспевати купно с тобою: Аллилуиа.

Видевше душевныма очима своима Бога, яве чудодействующа тобою, святый Викторе, волхв нечестивый умилися сердцем и уверова во Христа, тобою проповедуемаго. Мы же, воспевая величия Божия, на тебе явленная, глаголем:

Радуйся, спасительным словом тьму неверия разгнавый.

Радуйся, мученическим веры исповеданием неверныя ко Христу обративый.

Радуйся, вся козни диавола разрушивый.

Радуйся, силу демонскую верою Христовою низложивый.

Радуйся, верных ко прославлению Бога воздвизающий.

Радуйся, в бедах и скорбех сущих прибегати к Нему наставляющий.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Проповедником истинныя веры во Христа явился еси пред мучители твоими, страстотерпче славне, никия бо раны тебе содеянныя не возмогоша повредити тебе: кипящий бо елей, аки источник воды прохладныя тебе показася, и оцет, аки сладкий сот тебе бысть. Мы же, терпению твоему удивляяся, вопием Богу, дивному во святых Своих: Аллилуиа.

Возсия свет слепотствующим очесем мучителей твоих, егда ты, святый мучениче, имя Господа Иисуса призвал еси. Сего ради тебе, славному угоднику Божию и чудотворцу, взываем:

Радуйся, скорый наш пред Богом заступниче и ходатаю.

Радуйся, о душах наших теплый предстателю.

Радуйся, недужных молитвою своею исцеляяй.

Радуйся, раны душевныя и телесныя врачуяй.

Радуйся, веру нашу укрепляяй.

Радуйся, надежду нашу утверждаяй.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Хотяще прославити Бога, укрепляющаго избранныя Своя, жена некая, именем Стефанида, пришедши на место мучения твоего и велию терпению твоему удивляяся, виде венцы нетленныя с небесе сходящия. Сие убо благоговейно зряще и Бога в сердце своем славяще, возопи: Аллилуиа.

Новую показа безчеловечия ярость злобный мучитель, егда юную Стефаниду, похваляющую страдания твоя, мучениче Христов Викторе, повеле, приклонив ветви древес, привязавши, разсещи. Мы же, подвиг святыя мученицы славяще, ублажаем купно с нею страдания твоя, страстотерпче, вопиюще:

Радуйся, жертвою благоприятною, якоже Авелево приношение, Богу бывый.

Радуйся, праведности и благих дел, якоже Ной, исполненный.

Радуйся, в вере Аврааму подражаяй.

Радуйся, Иову в терпении последствуяй.

Радуйся, якоже Давид, все упование свое на Господа возложивый.

Радуйся, лик мученический восполнивый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Странно бе видети и слышати языком, неведущим Божией силы, како в слабом человечестем телеси возможно таковыя претерпевати за Христа муки. Мы же, славяще Бога, даровавшаго святым мучеником таковую крепость, с любовию взываем: Аллилуиа.

Весь радости божественныя исполнился еси, святый мучениче, егда повеление мучителя на мечное твое усечение услышал еси. Мы же, страдания твоя воспоминающе, и велие терпение твое похваляюще, глаголем:

Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый.

Радуйся, венец мученический от руки Вседержителя приемый.

Радуйся, в невечернем дни Царствия Христова водворивыйся.

Радуйся, во обителех райских на Небеси вселивыйся.

Радуйся, усердно у престола Божия о нас молящийся.

Радуйся, о призывающих тя непрестанно пекущийся.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Всякия беды и напасти избави нас молитвами твоими, страстотерпче святый Викторе, велие бо имаши дерзновение пред Господем, за Негоже и душу свою положил еси, взывая непрестанно: Аллилуиа.

Витии многовещаннии не возмогут изрещи тебе достойныя хвалы мучениче славный, многих ради подвигов и страданий, ихже за Христа подъял еси волею. Сего ради мы, недоумевая восхвалити тя по достоянию, воспеваем сице:

Радуйся, веры христианския исповедниче неустрашимый.

Радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся, благонадежный помощниче всем за истину терпящим.

Радуйся, скорый утешителю в беде сущих.

Радуйся, Церкви Христовы защитниче.

Радуйся, всех православных заступниче.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Спасения и вечныя радости достигше по мнозех страданиях Христа ради, ты, святый мучениче, научаеши и нас вся, ради Бога, благодушно претерпевати и на Него единаго все упование свое возлагати, воспевая песнь: Аллилуиа.

Стена и прибежище к тебе притекающим ты еси, угодниче Божий, молишися бо непрестанно Христу Богу нашему за всех почитающих страдания твоя. Приими убо, мучениче многострадальне, и от нас грешных сия убогия похвалы:

Радуйся, яко возлюбил еси живот вечный паче временнаго.

Радуйся, яко Царствие Небесное предпочел еси славе человечестей.

Радуйся, яко страдании твоими снискал еси нескончаемую радость.

Радуйся, яко вкусивши смерть мученическую, прешел еси к блаженному безсмертию.

Радуйся, горняго Сиона наследниче.

Радуйся, Христовы Церкви велие удобрение.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Пение Пресвятей Троице воздал еси, святый мучениче Викторе, не словом точию, но живым всего себе в жертву принесением: Творца бо своего паче всего возлюбил еси и Ему единому добре послужил еси, поя со умилением: Аллилуиа.

Светоприемный светильник истиннаго света сущим на земли являешися, богоизбранне Викторе, просвещаеши бо сердца верных и к разуму Божественному наставляеши вопиющих ти с любовию таковая:

Радуйся, Подвигоположника Христа последователю.

Радуйся, жития непорочнаго рачителю.

Радуйся, кротости и смирения образе.

Радуйся, послушания и терпения учителю.

Радуйся, светило благочестия немерцающее.

Радуйся, звездо, ко спасению путь верный показующая.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Благодать Божественнную испроси нам, мучениче Христов, много бо может молитва праведнаго ко благосердию Владыки, не возгнушайся нашея греховныя нечистоты, но буди нам во всем помощник и к покаянию благий наставник, научая милующему нас Богу воспевати: Аллилуиа.

Поюще многострадальныя подвиги твоя, славный страстотерпче, хвалим долготерпение твое, ублажаем мученическую кончину, почитаем священную память твою и в похвалу сицевая тебе зовем:

Радуйся, во страдании своем доблесть чудную явивый.

Радуйся, язвы Господа Иисуса Христа на теле твоем носивый.

Радуйся, наследие Царствия Христова стяжавый.

Радуйся, в дому Отца Небеснаго обитель себе сотворивый.

Радуйся, яко тобою Бог прославляется.

Радуйся, яко тобою демоны посрамляются.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

О всеблаженный святый мучениче Викторе, приими сие наше хвалебное пение, от умиленнаго сердца тебе приносимое, и избави нас от всякаго зла твоим теплым к Богу ходатайством, да с тобою и всеми святыми воспеваем победную песнь: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

О святый угодниче Божий, славный мучениче Викторе! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед, напастей, и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Великомученица Евфимия и мученики Виктор и Сосфен

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ев­фи­мия все­х­валь­ная бы­ла до­че­рью хри­сти­ан – се­на­то­ра Фило­фро­на и Фе­о­до­сии. Она по­стра­да­ла за Хри­ста в г. Хал­ки­доне, рас­по­ло­жен­ном на бе­ре­гу Бос­фо­ра, на­про­тив Кон­стан­ти­но­по­ля, око­ло 304 го­да.

Хал­ки­дон­ский пра­ви­тель Приск разо­слал при­ка­за­ние всем жи­те­лям Хал­ки­до­на и его окрест­но­стей явить­ся на язы­че­ский празд­ник по­кло­нить­ся и при­не­сти жерт­ву идо­лу Арея, угро­жая ве­ли­ки­ми му­ка­ми то­му, кто не ис­пол­нит при­ка­за­ния. Во вре­мя это­го нече­сти­во­го празд­не­ства 49 хри­сти­ан скры­ва­лись в од­ном до­ме, где тай­но со­вер­ша­ли Бо­же­ствен­ную служ­бу Ис­тин­но­му Бо­гу. Сре­ди мо­ля­щих­ся на­хо­ди­лась и юная де­ви­ца Ев­фи­мия. Вско­ре о ме­сто­пре­бы­ва­нии хри­сти­ан ста­ло из­вест­но, и они бы­ли при­ве­де­ны к При­с­ку для от­ве­та. В те­че­ние 19 дней му­че­ни­ков под­вер­га­ли раз­лич­ным пыт­кам и ис­тя­за­ни­ям, но ни­кто из них не по­ко­ле­бал­ся в ве­ре и не со­гла­сил­ся при­не­сти жерт­ву идо­лу. Раз­гне­ван­ный пра­ви­тель, не зная, ка­ким еще спо­со­бом при­ну­дить хри­сти­ан к от­ре­че­нию, по­слал их на суд к им­пе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну, но от­де­лил от них са­мую юную – де­ви­цу Ев­фи­мию, на­де­ясь, что она, остав­шись од­на, не вы­дер­жит ис­пы­та­ний.

Свя­тая Ев­фи­мия, раз­лу­чен­ная со сво­и­ми бра­тья­ми по ве­ре, усерд­но мо­ли­лась Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, чтобы Он Сам укре­пил ее в пред­сто­я­щем по­дви­ге. Сна­ча­ла Приск уго­ва­ри­вал свя­тую от­речь­ся, обе­щая зем­ные бла­га, по­том дал при­ка­за­ние му­чить ее. Му­че­ни­ца бы­ла при­вя­за­на к ко­ле­су с ост­ры­ми но­жа­ми, ко­то­рые при вра­ще­нии от­ре­за­ли кус­ки те­ла. Свя­тая гром­ко мо­ли­лась. И вот ко­ле­со са­мо со­бой оста­но­ви­лось и не дви­га­лось при всех уси­ли­ях па­ла­чей. Со­шед­ший с неба Ан­гел Гос­по­день снял Ев­фи­мию с ко­ле­са и ис­це­лил от ран, свя­тая же с ве­се­ли­ем бла­го­да­ри­ла Гос­по­да.

Не вра­зу­мив­шись чу­дом, му­чи­тель по­ве­лел во­и­нам Вик­то­ру и Со­сфе­ну бро­сить свя­тую в рас­ка­лен­ную печь. Но те, уви­дев в пла­ме­ни двух гроз­ных Ан­ге­лов, от­ка­за­лись ис­пол­нить при­ка­за­ние пра­ви­те­ля и са­ми уве­ро­ва­ли в Бо­га, Ко­то­ро­му по­кло­ня­лась Ев­фи­мия. Дерз­но­вен­но воз­гла­сив, что и они хри­сти­ане, Вик­тор и Со­сфен сме­ло по­шли на стра­да­ния. Они бы­ли от­да­ны на съе­де­ние зве­рям. Во вре­мя каз­ни они взы­ва­ли к ми­ло­сер­дию Бо­жию, чтобы Гос­подь и их при­нял в Цар­ство Небес­ное. Услы­шав при­зы­вав­ший их небес­ный Глас, они ото­шли в жизнь веч­ную. Зве­ри же да­же не до­тро­ну­лись до их тел.

Свя­тая Ев­фи­мия, бро­шен­ная дру­ги­ми во­и­на­ми в печь, оста­лась це­ла. С Бо­жи­ей по­мо­щью она вы­хо­ди­ла невре­ди­мой по­сле мно­гих дру­гих пы­ток и ис­тя­за­ний. При­пи­сы­вая это вол­шеб­ству, пра­ви­тель ве­лел вы­ко­пать но­вый ров, на­пол­нил его но­жа­ми, а свер­ху при­крыл зем­лей и тра­вой, чтобы му­че­ни­ца не зна­ла о при­го­тов­лен­ной ей каз­ни; но и тут свя­тая Ев­фи­мия оста­лась невре­ди­мой, лег­ко про­шед­ши на­до рвом. На­ко­нец, ее осу­ди­ли на съе­де­ние зве­рям в цир­ке. Пе­ред каз­нью свя­тая ста­ла про­сить, чтобы Гос­подь спо­до­бил ее уме­реть. Ни один зверь, вы­пу­щен­ный на аре­ну, не бро­сил­ся на свя­тую. Лишь од­на мед­ве­ди­ца на­нес­ла ей неболь­шую ра­ну на но­ге, из ко­то­рой ис­тек­ла кровь, и свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ев­фи­мия тот­час скон­ча­лась. В это вре­мя про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние, страж­ни­ки и зри­те­ли от стра­ха бе­жа­ли, так что ро­ди­те­ли свя­той смог­ли взять ее те­ло и с че­стью по­хо­ро­нить неда­ле­ко от Хал­ки­до­на.

Впо­след­ствии на мо­ги­ле ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии был воз­ве­ден ве­ли­че­ствен­ный храм. В этом хра­ме про­ис­хо­ди­ли за­се­да­ния IV Все­лен­ско­го Со­бо­ра в 451 го­ду, во вре­мя ко­то­рых свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца чу­дес­ным об­ра­зом под­твер­ди­ла пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние, по­ло­жив пре­дел ере­си мо­но­фи­зи­тов, о чем по­дроб­но ска­за­но в день вос­по­ми­на­ния это­го чу­да II июля.

По взя­тии Хал­ки­до­на пер­са­ми в 617 го­ду мо­щи свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии пе­ре­не­се­ны бы­ли в Кон­стан­ти­но­поль (око­ло 620 г.). В пе­ри­од ико­но­бор­че­ской ере­си ра­ка с мо­ща­ми свя­той Ев­фи­мии ока­за­лась бро­шен­ной в мо­ре. Бла­го­че­сти­вые ко­ра­бель­щи­ки из­влек­ли их. Впо­след­ствии они по­па­ли на ост­ров Лем­нос, а в 796 го­ду бы­ли воз­вра­ще­ны в Кон­стан­ти­но­поль.

С помощью кнопки выберите банковскую карту или Яндекс.Деньги.

©2004-2017 - При использовании материалов ссылка обязательна.