Вредные советы по гигиене слуха. Правила гигиены зрения и слуха

Как важно слушать и слышать

Нас окружает множество звуков. Их богатство и разнообразие является не только источником информации об окружающем мире, но и производит на человека большое эмоциональное впечатление.

Снижение или потеря слуха значительно ограничивает жизненные возможности человека. Поэтому следует знать и всегда соблюдать правила гигиены слуха.

О правилах гигиены органов слуха

Правило гигиены первое . Органы слуха надо оберегать от повреждающего действия различных факторов, прежде всего от механических повреждений, кожный покров наружного уха и особенно барабанную перепонку.

Второе правило гигиены органов слуха . Необходимо регулярно мыть уши теплой водой с мылом, так как вместе с серой, накопившейся в слуховом проходе, там задерживается пыль и микроорганизмы.

Третье правило гигиены органов слуха . Травмирующее воздействия на слуховой анализатор, которое приводит к снижению или потере слуха, предоставляет громкий звук, постоянные шумы, особенно колебания ультравысоких и инфранизких частот. Поэтому для борьбы с вредным влиянием этих факторов в промышленных условиях применяется комплекс защитных мероприятий.

Гигиена зрения и слуха – особенные мероприятия, которые позволяют приводить органы чувств в порядок и избегать тем самым неприятных заболеваний. Зрительные и слуховые анализаторы в детском возрасте чувствительны к различного рода повреждающим воздействиям.

Правила гигиены слуха должны знать все без исключения, важно научить им ребенка как можно раньше.

Правила гигиены

Гигиена органа слуха включает в себя несколько правил. Благодаря их соблюдению дети остаются здоровыми.

Гигиена слуха заключается в следующем:

  • Прежде чем начинать уход за органами чувств, следует тщательно вымыть руки.
  • Наружный слуховой проход очищается от попадающей в него пыли и грязи во время ежедневного душа. Достаточно промывать ушную раковину и внешнюю половину слухового прохода.
  • Чистят уши у детей 1 раз в неделю. В каждый слуховой проход закапываются 2 капли перекиси водорода в концентрации 3%.

  • Через пять минут размягченные серные массы самостоятельно отходят из слухового прохода.
  • Попытка очистить уши с помощью палочки без перекиси может способствовать проталкиванию серных масс внутрь и образованию пробки.
  • Гигиена слуха включает в себя не только механическую очистку, но и защиту органа от воздействия шума. У детей чувствительность к громким звукам особенно велика. Оберегайте ребенка от длительного прослушивания музыки в наушниках.
  • Правила ухода меняются во время развития заболеваний. Если у ребенка развился отит, важно очищать ухо от гнойных или слизистых выделений. Внутрь ушного прохода закапываются капли, назначенные врачом. Из физического воздействия полезны сухое тепло и ультрафиолет.

Глаза, как и уши, достаточно восприимчивы к любому роду воздействий. Необходимо соблюдать правила гигиены органов зрения, чтобы не допустить их повреждения.

Клиническое значение

Гигиена органов слуха имеет огромное значение. Благодаря перечисленным выше простым правилам достигается сразу несколько целей:

  1. Предотвращаются тяжелые инфекционные заболевания – отиты, а также их осложнения.
  2. Сохраняется чувствительность органа слуха, избегается развитие тугоухости и глухоты.
  3. Правильное соблюдение гигиены предотвращает механические повреждения органа, а также образование серных пробок.
  4. Малыши становятся менее плаксивыми, дети более старшего возраста правильно усваивают информацию.
  5. Полноценная работа слухового органа позволяет человеку развиваться, познавать окружающий мир, расти над собой.
  6. Немаловажно и эстетическое совершенствование личности. Правильный уход за своим телом позволяет оставаться здоровым и находитьсвое место в обществе.

Родители должны помнить о принципах систематичности и постепенности, когда учат своих детей важным правилам гигиены тела.

Слух – важнейшая составляющая человеческого восприятия, но почему-то гигиена слуха остается неактуальным вопросом при воспитании детей и подростков.

Специалисты предупреждают, мыть уши нужно ежедневно, необходимо прировнять процедуру к умыванию. Только в этом случае вероятность возникновения различных заболеваний и воспалительных процессов будет сведена к минимуму.

Поскольку уши имеют очень сложное , а сама барабанная перепонка довольно уязвима, гигиена уха должна проводиться аккуратно, с соблюдением рекомендаций медиков.

Особенности проведения гигиены

Правила безопасности по чистке ушей

Если проводиться при помощи обычных ватных палочек, то проводить процедуру нужно крайне осторожно. Если просунуть ватную палочку слишком глубоко и устранить с поверхности всю серу, вещество начнет вырабатываться в чрезмерном количестве, ситуация приведет к формированию серной пробки.

Подобный метод очищения опасен еще и тем, что при нем увеличиться вероятность проникновения патогенных микробов и пыли в ушной канал.

Нельзя допускать, чтобы серная масса скапливалась в слуховом проходе в излишнем количестве, ее избыток спровоцирует:

  • образование пробки;
  • ухудшения слуха.

Оптимальный вариант – если гигиена уха будет проводиться раз в неделю.

Если жидкость не до конца вышла будут осложнение на уши в виде заложенности

Нельзя допускать, чтобы в ушной проход попадала вода. Если жидкость не выйдет, человек столкнется с заложенностью и ухудшением слуха. Иногда попадание внутрь воды провоцирует появление болезненных ощущений, справиться с которыми больные могут только при помощи анальгетиков.

Если вода попала в слуховую трубу, нужно лечь на спину и медленно наклонить голову в сторону, больным ухом вниз. Жидкость самостоятельно вытекает наружу, но если этого не произошло, требуется обратиться за помощью к медику.

Правила гигиены ушей у детей

Чистка ушей при помощи ватных палочек

Ушки у детей, как и у взрослых, имеют функцию самостоятельной очистки, поэтому часть излишней серы продвигается по ушному каналу во время пережевывания пищи и при глотании.

Но детям нужно проводить гигиену слуха, она должна начинаться с удаления серы, находящейся в наружном ухе. Специалисты предупреждают, очищать слуховой проход лучше не при помощи ватных палочек, а специальными марлевыми тампонами. Их можно приобрести в любой аптеке или сделать дома.

В качестве основного материала рекомендуется выбрать марлю, а не ватку, поскольку она не будет оставлять ворсинки. Получившийся тампон нужно хорошенько скрутить и смочить в 3% , потом аккуратно обработать ушную раковину. Чтобы поддерживать условия гигиены слуха на должном уровне, проводить такую чистку рекомендуется раз в неделю.

Поскольку перекись водорода является активным веществом, при неграмотном использовании она провоцирует ожог. Чтобы избежать травмирование мягких тканей у малыша, обрабатывать ватным тампоном нужно только наружное ухо, не стоит задевать каналы.

Во время купания в ванне или реках родителям нужно следить, чтобы в ушки малышу не затекала вода, поскольку вместе в ней попадет инфекция в слуховой проход. Повышенная влажность нередко приводит к появлению воспалительного процесса.

Если человек соблюдает гигиену ушей, но появилось подозрение на формирование серной пробки, не стоит пытаться извлечь ее самостоятельно. Неграмотные действия могут привести к травме барабанной перепонки и возникновению сильных болей.

Профилактика патологий органов слуха

Проникновение слизи в слуховую трубку при длительном заболевании насморком

Специалиста уверяют, гигиена слуха, как и частота во многом зависит от того, насколько правильно функционирует дыхательная система.

Если человек постоянно страдает от насморка или заложенности, при чрезмерном скоплении слизи она способна проникнуть в слуховую трубку.

Такая ситуация вызывает дисбаланс наружного и внутреннего давления в ухе.

Из-за подобных нарушений у человека часто возникает ощущение заложенности, дискомфорт не проходит длительное время.

Простудные и инфекционные заболевания опасны, они могут спровоцировать серьезные осложнения.

Вирусная инфекция со слизистых оболочек носоглотки осложняет работу органов слуха, такая ситуация становится причиной возникновения серьезных патологий. Чтобы предотвратить развитие заболевания, при заложенности не следует сморкаться слишком интенсивно, а тем более делать это одновременно двумя ноздрями. Чтобы избежать распространения инфекции, сморкаться нужно каждой ноздрей поочередно.

При подозрении на корь, ангину или грипп, требуется срочно посетить врача. Как показывает практика, эти заболевания в 50% случаев дают осложнения на органы слуха, и функционирование сложно поддается восстановлению.

Если же инфекция перейдет в среднее ухо, воспалительный процесс усилится, его необходимо лечить с помощью приема мощных антибиотиков. Иногда заболевание приводит к необходимости ложиться в стационар, где медики смогут наблюдать пациента круглосуточно.

Если вовремя не вылечить насморк могут пойти осложнение на уши

Факторы, негативно влияющие на органы слуха

Негативно на состоянии органов слуха сказываются такие факторы:

Производственный шум плохо влияет на органы слуха

  • производственный шум;
  • громкое прослушивание музыки, телепередач;
  • сильное переохлаждение.

Если человек работает в помещении, где постоянно воспроизводится сильный шум, через несколько лет органы слуха ослабнут, нельзя исключать вероятность развития глухоты.

Специалисты советуют при такой работе пользоваться специальными звукопоглощающими средствами защиты, они могу быть как общими, так и индивидуальными.Если после рабочего дня человек страдает от головной боли и испытывает общую слабость, требуется немедленно проконсультироваться с медиком, поскольку такое состояние свидетельствует о развитии серьезных заболеваний.

Громкое прослушивание музыки сильно влияет на органы слуха

Громкое прослушивание музыки особенно касается наушников. Если человек ежедневно на протяжении нескольких часов громко слушает плеер, вероятность развития проблем со слухом увеличивается до 80%.

В морозное время нельзя ходить по улице без шапки, медики советуют надевать головной убор при температуре менее 5 градусов.

Очищать уши люди могут разными способами, но не стоит усердствовать. Если соблюдать элементарные правила гигиены и профилактические меры, слух не ухудшится до самой старости.

Сегодня наша страна переживает новый этап развития, связанный с реформами, которые требуют от общества принятия взвешенных решений о ценностях, которые в ближайшем будущем будут развиваться в обществе в ближайшей перспективе. Реализацией этих реформ будут заниматься бесспорно, конкурентоспособные специалисты. Подготовка будущих специалистов – это сложны процесс, который предусматривает включение подоростающего поколения в жизнь общества, в общественно – производственную деятельность. Эту цель сегодня реализуют все образовательные институты общества, включая и общеобразовательные учреждения.

Исходя из этого, каждое образовательное учреждение, с целью более полного удовлетворения образовательных потребностей населения, вынуждено самостоятельно и дифференцировано определять качество предполагаемых образовательных услуг, оперативно реагировать на все изменения в обществе и вносить необходимые коррективы в программу действий, планировать конкретные пути их реализации и добиваться необходимого качества своей продукции – это формирование конкурентоспособной личности. С этой же целью, сегодня каждый учитель-предметник должен работать над повышением своей профессиональной компетенции, что бы быть конкурентоспособным специалистом. Перед ним стоят сегодня принципиально новые задачи, но и открылись новые творческие возможности, это и создание новых моделей учебных планов, программ, проведение многообразных экспериментов, поиск новых педагогических технологий, соответствующих стандартам образования, при этом не вызывающих перегрузку учащихся.

Предмет «Биология» в школе относится к типу дисциплин, ведущим компонентом содержания которого являются способы деятельности учащихся, формирование умений. В курс «Биология», включены предметы моторного действия, которые не исключают их осознанность, понимание законов и правил, лежащих в их основу. Таким образом, ведущим компонентом данного предмета, выступают научные знания, формирующие научное мировоззрение. Поэтому при изучении данного предмета, учителем решаются в первую очередь следующие задачи:

  • обеспечение усвоения систематических понятий;
  • организация систематической работы по формированию блоков знаний, что бы они приобретали объемный характер;
  • главным средством усвоения должна быть речемыслительная деятельность;
  • формирование умений.

Какие же умения формируются в процессе изучения предмета «Биология»?:

  • воспроизводство теоретических, положительных умений составления рассказа по структурной схеме;
  • умение перестраивать рассказ, в зависимости от целей изложения;
  • умение соотносить теоретические положения со структурной научной теорией;
  • умения применения теоретических знаний при решении стандартных и нестандартных задач;
  • обеспечение хранения в памяти учащихся фактически изученного материала, а так же обобщения его;
  • отслеживание (мониторинг «качества знаний учащихся», на основе применения диагностических карт), других методов контроля, с учетом уровня усвоения изученных знаний.

В практике отечественной средней школы накоплен достаточный опыт изучения теоретического материала, но выработка навыков решения различных биологических задач, постановки физиологических экспериментов, выполнение лабораторных работ не представляется возможным, из-за плохой оснащенности методическим материалам кабинетов биологии. Поэтому, для выхода из сложившейся ситуации, встает необходимость организации сложных практических работ, которые не требуют особенного оснащения и сложных приборов. Это хорошо удается при изучении Анатомии, в курсе биологии в средней школе. Получаемые при этом знания по физиологии и анатомии, позволяют не только расширить кругозор и эрудицию, подготовить к поступлению в высшие учебные заведения, но и осознанно изучить и понимать жизненные функции собственного организма, позволяют сформировать постановку физиологических экспериментов и решения задач по физиологии и анатомии.
При использовании тех или иных приемов работы, каждый учитель – предметник, должен четко представлять себе, чего хочет добиться в процессе учебной деятельности
Если учителя волнует, сколько обучающихся посещает общеобразовательное учреждение, то он получает только продукты.
Если учитель озабочен методами преподавания и административной практикой, то его волнует сам процесс.
Если учитель озабочен содержанием образовательных программ и уровнем финансирования, то получает только ресурсы.
Если учитель ориентирован на дальнейший успех тех, кто прошел через его систему обучения, то получает определенный итог.
Если учитель ориентирован на достижения учащихся, на формирование системы ценностей выпускников, то получает только результат.

Тема: «Строение органа слуха, гигиена зрения и слуха».

Цели и задачи урока:

  • сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата;
  • дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата.
  • расширить кругозор учащихся;
  • прививать интерес к предмету;
  • формировать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: модель уха, таблица «Слуховой анализатор», фрагмент учебного фильма «Орган слуха», «Профилактика дальнозоркости и близорукости», видеомагнитофон, раздаточный материал, инструктивные карточки, мультимедийные сопровождение.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, вспомним из какой сказки это выражение?

– Бабушка, зачем тебе такие большие глаза?
– Это что бы лучше тебя видеть.
– Бабушка, а зачем тебе такие большие уши?
– Это, чтобы тебя хорошо слышать, дитя мое.

Ответ: Да, это сказка «Красная шапочка», Шарля Перро.

Учитель: В чем то, волк был близок к истине. Ответив: чтобы тебя лучше слышать! Действительно, благодаря своей воронковидной форме, ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. А теперь, повторим пройденный материал.

3. Фронтальная работа в группах.

  • Значение слухового аппарата?
  • Строение наружного уха.
  • Строение среднего уха.
  • Строение внутреннего уха.

4. Изучение нового материала

Учитель: Сейчас, мы выполним задание – тест, проверим свои знания по строению органа слуха, но перед этим, просмотрим небольшой фрагмент из фильма «Орган слуха» (Просмотр фрагмента)

Учитель: Сейчас посмотрите на таблицу и назовите основные части слухового анализатора.

Слайд 1 Выполнение тестового задания.

Учитель: Сегодня, мы познакомимся с нарушениями слуха, узнаем, чем вызваны эти нарушения, какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы избежать нарушений работы зрительного и слухового анализатора.
А теперь информация для размышления: кого на Руси называли «копушей»? (Обмен мнениями)

Учитель: Так принято было называть медлительного человека, ленивого тугодума. Какое же это имеет отношение к уху? Как оказалось самое непосредственное значение? Заглянем в историю.

Сообщение о копушах: Часто при раскопках археологов, находили странные палочки, это капушечки. В Древнем Новгороде, каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слухового прохода. Обычно их называли «копоушечками», изготавливались из дерева. Ну, а человек, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все свои остальные дела, называли копушей. В дальнейшем этим словом стали в насмешку называть всех тех, кто уделяет непомерно много внимания второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.

Учитель: Для чего же было необходимо чистить уши? Откуда берется в слуховом проходе сера? Что это такое?
В старину в русском языке слово «сера», означала грязь отсюда пошло слово «серый», что означает грязный, серить, значит пачкать. Засохший секрет в слуховых проходах, называли «ушной грязью». А откуда она берется?

Сообщения учащихся. Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустивающий и приобретающий все более темный оттенок, являются трансформированными сальными железами кожи. Очищение происходит, вследствие того, что эпителий слухового прохода растет от центра барабанной перепонки кнаружи. И во время своего роставыносит застывшие микроскопические кусочки серы с попавшими в нее пылинками за пределы слухового прохода.

Учитель: Итак, необходимо ли постоянно чистить слуховые проходы? Современная медицина отвечает, что не. Достаточно периодически промывать мылом слуховые проходы. Но сегодня можно встреть любителей чистить ее спичками и даже шариковыми стержнями – это порой приводит к травмированию кожи и попаданию туда инфекции, а как следствие – развитие воспаления.
Вспомним великого Шекспира и его произведение» Гамлет»: когда призрак отца Гамлета, рассказывает о совершенном злодеянии (звучит отрывок произведения) .

Когда я спал в саду
В сове послеобеденное время.
В мой уголок прокрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает словно ртуть,
Все внутренние переходы тела.
Створаживает кровь как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостный, и гной –
коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Итак, рукою брата я во сне
Лишен короны, жизни, королевы…

Учитель: Прав или не прав был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета?
Может ли быть так в действительности?
Для ответа на этот вопрос, вспомним строение ушного анализатора.

Назовите основные части слухового анализатора?

  • Ухо состоит из наружного и внутреннего ух. К наружному уху относится раковина и слуховой проход.
  • Среднее ухо представляет собой замкнутую полость. Объемом 1 см 3 , расположенное в толще височной кости. От слухового прохода, ее отделяет барабанная перепонка.
  • Барабанная перепонка, представляет собой гибкое, эластичное образование, звуковые волны, вызывая колебания, этой туго натянутой перепонки.

Учитель: Может ли барабанная перепонка такой толщины пропустить яд? Ведь большинство ядов может всасываться через слизистую оболочку. Поэтому мы делаем вывод, что описанный метод отравления не мог иметь место.

Учитель : А теперь, мы с вами рассмотрим вопрос, что же влияет на работки органа зрения и слуха. Какие нарушения могут ждать нас, с вами в течение жизни?

5. Просмотр фрагмента видеофильмов «Профилактика дальнозоркости и близорукости», «Нарушения слуха»

Учитель: Давайте, сформируем правила гигиена зрения и слуха, но перед этим, дайте ответ на следующие вопросы:

1. Когда сильнее утомляются глаза: при рассматривании мелких предметов, расположенных близко к глазам или удаленные, крупные?
2. Почему важно иметь хорошо освещенное рабочее место?
3. Как должен падать свет на рассматриваемые предметы?
4. На каком расстоянии необходимо смотреть телевизор?
5. Почему при ярком свете, необходимо пользоваться темными очками?

6. Учитель проводит гимнастику глаз

Упражнения для глаз

После чтения, письма снимут утомление следующие упражнения (повторяют 6-8 раз)
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с;
– открыть на 3-5 с.
– закрыть глаза;
2. Легко массировать веки пальцами круговыми движениями в течение одной минуты.
3. Закрыть глаза, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко на 1-2 с.
4. Если устали глаза: сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, наклонитесь так, чтобы голова оказалась ниже сердца. Оставайтесь в таком положении.
5. Чтобы глаза не уставали, делайте следующее:
– при чтении или при письме периодически смотрите вдаль, посидите немного с закрытыми глазами, расслабьте глаза и несколько раз быстро поморгайте.

7. Как смотреть телевизор

Определите расстояние до экрана телевизора: размер экрана по диагонали следует умножить на 7. В комнате должно быть освещение, которое не слепит глаза и не попадает прямо на экран.

Учитель: Что же может нанести вред нашему слуховому анализатору?

8. Сообщение

Конечно, звук – это колебательные движения частиц упругой среды, распространяющейся в виде волн. Звук характеризуется частотой колебаний. Физическое понятие «звук» включает колебания с частотой от долей до миллиардов герц. В биологическом отношении звук представляет собой специфический раздражитель слухового анализатора человека, воспринимающий колебания в диапазоне от 16 гц до 20 кгц.
Звуковые сигналы как раздражитель слухового анализатора могут быть разделены на два основных вида: тоны и шумы. Под тонами понимают звуковые колебания постоянной или строго меняющейся во времени частоты. Шум же представляет собой хаотическое сочетание различных сложных тонов. Источником шума является собой процесс, вызывающий механические колебания в твердых, жидких, газообразных средах.
Шум способен оказать неблагоприятное воздействие на организм и является одним из наиболее распротраненных вредных физических факторов окружающей среды, приобретающее важное социально-гигиеническое значение в связи с урбанизацией, механизацией, автоматизацией, развитием транспорта. Длительное воздействие шума на организм приводит к развитию утомления, раздражительности, к расстройству сна, ослаблению памяти, к тугоухости и даже потери слуха. Крайне не желательны для человека и механические колебания – вибрации. Они оказывают неблагоприятные физиологические и психологические воздействия.

9. Учитель: Но особенно важно проверить остроту слуха с помощью речи.

Измерение остроты слуха – это определение чувствительности слухового органа к звукам различной высоты. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В ИЗМЕРЕНИИ ПОРОГОВ СЛЫШИМОСТИ ЗВУКОВ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ, ТО ЕСТЬ НАИМЕНЬШЕЙ СИЛЫ ЗВУКА, ПРИ КОТОРОЙ ОН СТАНОВИТСЯ СЛЫШНЫМ.
Наиболее простой и доступный метод – исследование слуха речью . Его достоинством является возможность провести исследования без специальных приборов и оборудования: кроме того, этот метод соответствует основной роли слуховой функции у человека – служит средством речевого общения.

Давайте проведем небольшое исследование:

Приглашаются двое учащихся: один в роли экспериментатора, другой испытуемый.

Задание экспериментатору.

1. Отойдите от испытуемого на расстоянии 5 м.
2. Шепотом произнесите слова, которые имеют низкую частотную характеристику: это слова в состав которых входят гласные у, о, согласные м,н,р,в .Например, ворон, двор, номер, Муром, куры.
3. Затем отойдите от испытуемого на большее расстояние – 7-10 м.
4. Шепотом произнесите слова, которые имеют высокую частотную характеристику: часы, щи, чашка, заяц, шерсть, шесть, семь.
Если испытуемый хорошо слышит правым и левым ухом и сумел повторить все слова, то работу можно прекратить. Если нет, то испытуемого необходимо посадить на близкое расстояние
5. Произнесите слова со средней или так называемой разговорной грамотностью.
6. В тех случаях, когда и такая громкость различается плохо, используйте речь усиленной громкостью.
7. Сделайте вывод об остроте слуха испытуемого.

Задание испытуемому

  • 1. Сядьте на стул, повернувшись к экспериментатору одним ухом. Закройте одно ухо обоими ладонями.
  • 2. Повторите за экспериментатором произносимые им слова.
  • 3. Если плохо слышите или не разбираете слова, то скажите об этом экспериментатору.

Учитель: А теперь, мы с вами научимся использовать нетрадиционные методы сохранения здоровья, бодрости нашего организме с помощью ушной раковины. Но перед этим давайте еще раз взглянем на нее, и запомним основные биологически активные точки.
Ее свободный край загибается в виде желобка и образует завиток (2), который проходит по верхнему краю, опускается вниз и переходит в ножку завитка (3), делящую центр ушной раковины на две неравные части: верхнюю (меньшую) чащу (9) и нижнюю (большую) полость (10). Вдоль края завитка тянется в виде желобка ладьевидная ямка (4), которую спереди ограничивает валик противозавитка (5). Валик начинается от противокозелка (13), идет дугообразно, вперед и делится на две ножки – верхнюю (6) и нижнюю (7), между которыми имеется трехсторонняя ямка (8). Между козелком (12) и противокозелком (13), находится наружный слуховой проход (11).
Как же мы используем этот природный дар?

10. Массаж ушной раковины

Начните с поглаживания сверху вниз, затем переходите к разминанию, захватывая подушечками пальцев, до тех пор, пока кожа слегка не покраснеет и вы, не ощутите теплоту. Затем переходите к массажу рефлекторных зон.

  • Мочка уха поможет при зубной боли, близорукости, бессоннице. Раздражительности.
  • Массаж наружного слухового прохода показан при снижении слуха, шуме в ушах.
  • При болях в кисти, плече, лопатки, необходимо сделать массаж ладьевидной зоны.
  • Массаж ножки завитка показан при расстройствах пищеварения, заболеваниях кожи, крови.
  • Точечный массаж ушной раковины можно провести самостоятельно или сочетая его с общим массажом. Ушную раковину можно использовать для получения информации о состоянии любого органа. Так как на ней выявлено свыше 100 биологически активных точек, а на мочке находятся только 11 точек.

Будьте всегда здоровы! (Раздача памяток)

11. Закрепление материала

Учитель: сформируем правила для соблюдение гигиенических правил для сохранение зрения и слуха. (задание на дом)

Гигиена зрения Гигиена слуха
  • Экран телевизора должен находится над уровнем глаз. Изображение не должно быть ярким.
  • Необходимо пользоваться методами профилактики, утомления глаз, рассматривать удаленные предметы в дали, во время экскурсий. Пользоваться специальными упражнениями.
  • Употреблять в пищу много витаминов.
  • Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывая утомление. Поэтому соблюдайте тишину в общественных местах.
  • Проводите гигиенические мероприятия, по удалению от серной пробки.
  • Не пользуйтесь острыми предметами для чистки ушей от серы
  • Воспалительные процессы, отиты, необходимо долечивать.

12. Итоги урока, выставление оценок.

13. Домашняя работа

Стр. 81-85 Учебник Сонина «Анатомия человека», Рублика «Проверь свои знания», вопросы, закончить заполнение таблицы.

Гигиена слуха - это соблюдение определённых правил, вследствие выполнения которых негативное влияние внешних факторов на организм человека значительно снижается. Благодаря таким принципам можно не допустить развитие болезней ушей. Сегодня узнаем про элементарные правила ухода за органом восприятия у ребятишек и взрослых.

Гигиена слуха у детей: простые требования

Родители должны учить своего малыша ещё с ранних лет следить за своими ушами, а каким образом это делается, читайте ниже:

  1. Ребёнок обязан ежедневно промывать ушную раковину.
  2. Нужно следить за чистотой органа восприятия звуковых колебаний.
  3. Мама или папа обязаны убирать выделения, если таковые имеются.

Это основные и ключевые требования, которые должны неукоснительно выполняться.

Ушная сера: как правильно её вычищать?

Гигиена должна начинаться с каждодневного мытья ушей. На внешнем акустическом проходе, который идёт от аурикулярной раковины к барабанной перепонке, часто выделяется сера. Её накопление может привести к закупорке наружного отверстия и ухудшению слуха. Необходимо вовремя чистить ушные раковины водой и обычным туалетным мылом. Главное при выполнении этого мероприятия не переусердствовать. Многие люди считают, что чем чаще и глубже проводить чистку ушей, тем будет лучше. Однако это вовсе не так. Дело в том, что сера, как считают некоторые особы, - это вовсе не грязь. Она предназначена для того, чтобы очищать попадающий в ухо воздух (например, на пыльной дороге), для борьбы с микробами, поэтому слишком старательно выскабливать её не нужно. В результате такой скрупулёзной процедуры под названием "гигиена слуха" может произойти проталкивание серной массы ближе к барабанной перепонке, дальнейшее её сжатие и как следствие - образование пробок. А это уже серьёзное явление, поскольку если такое скопление не ликвидировать, то это может повлечь за собой снижение остроты органа восприятия звуковых колебаний.

Кроме обычной воды и мыла, можно промывать уши 2%-м раствором перекиси водорода. А вот ковыряться в них спичками, булавками, карандашами или другими предметами категорически запрещается, поскольку можно повредить барабанную перепонку.

Влияние носового дыхания

Особое значение для сбережения слуха имеет здоровая респирация через орган обоняния. Воспаление слизистой оболочки носа и горла могут привести к тому, что труба в ухе заполнится слизью. При этом человек может испытывать ощущение заложенности в органе восприятия звуковых колебаний. Запрещается сморкаться одновременно обеими ноздрями, нужно делать это попеременно: вначале закрыть одно крыло носа и выпустить из другого слизь, а затем точно так же сделать и со второй половинкой. Также нельзя слишком сильно очищать орган обоняния от слизи, когда у человека насморк. В противном случае из носа воспаление может перейти и на уши.

Воздействие шума

Несмотря на то что гигиена органов слуха - это комплекс важных мероприятий, необходимо осуществлять и другой уход, от которого тоже напрямую зависит способность воспринимать звуки.

Большой вред здоровью человека наносят сильные шумы, негативно влияющие на организм. Они могут привести не только к ослаблению слуха или его полной потере, а и к снижению работоспособности всего организма. Для борьбы с производственными шумами важно всегда использовать средства защиты - беруши, звукопоглощающие материалы и другие.

Также на улицах города можно встретить массу людей в наушниках, в этих устройствах музыка слышна даже проходящим мимо гражданам. А ведь такая практика ведёт к появлению невритов, и такое, к сожалению, бывает очень часто. Поэтому желательно не использовать наушники или слушать в них музыку негромко.

Зимой надевай шапку, а уши прокалывай у специалиста!

Гигиена органов слуха заключается ещё и в правильном проведении процедуры пирсинга. Такое мероприятие, как прокалывание, вроде бы опасности никакой не представляет. Однако мамам, желающим нацепить на свою маленькую принцессу серьги, нужно знать, что на ушной раковине находится большое количество точек, связанных с разными внутренними органами. Поэтому проводить даже эту простую процедуру необходимо у специалиста, который знает, где конкретно сделать прокол, чтобы не навредить человеку.

Гигиена имеет ещё одну важную сторону - нужно беречь голову малыша от зимних морозов. Поскольку хождение в холодную пору без головного убора или ношение лёгкой шапки может привести к переохлаждению этой части тела, в которой находится мозг, и, как следствие, может развиться воспалительный процесс в ушах.

Влияние воды на орган восприятия звуковых сигналов

Гигиена слуха - это профилактические меры не только по предохранению ушей от попадания инфекций и вредных воздействий, но и защита от проникновения воды. Жидкость в органе восприятия звука - это довольно распространённая проблема. При попадании воды в уши человек может испытывать чувство заложенности, у него может ухудшиться слух и даже появиться болезненные ощущения. Вообще, сама по себе жидкость безопасна, поскольку из-за барабанной перепонки она не в силах попасть внутрь. Однако остывшая вода может отморозить орган слуха и даже вызвать его воспаление.

Предотвратить эту проблему можно, если перед тем, как пойти в бассейн или на пляж, смазать слуховой проход вазелином.

Если всё-таки вода попала в уши, то можно использовать лёгкий и эффективный способ, чтобы её оттуда извлечь: нужно сделать сильный вдох, потом зажать пальцами нос и, при этом не открывая рот, выполнить выдох. Полученное внутри давление вытолкнет лишнюю жидкость. Второй способ: человек должен лечь на спину, а затем плавно повернуть голову в сторону больного уха. После этого вода должна вылиться из него.

Принципы сохранения отличного слуха

Чтобы человек в 20 и в 50 лет слышал одинаково, необходимо запомнить элементарные принципы:

1. Нельзя громко слушать музыку. Сильное раздражение переутомляет слуховой рецептор. со временем теряет свою эластичность, и орган восприятия звуковых сигналов выполняет свои функции уже не на том уровне, как раньше.

2. Необходимо вовремя лечить насморк, так как инфекция в момент вывода слизи из носа может по слуховой трубе проникнуть в барабанную полость.

3. Нужно правильно и вовремя очищать уши от избытка серы, так как её накопление приводит к ослаблению восприятия звуковых сигналов.

4. Требуется избегать мест с повышенной концентрацией шума.

5. При первых признаках воспаления ушей нужно срочно обращаться к доктору.

Гигиена слуха, картинки по теме которой размещены в этой статье, направлена на недопущение снижения его остроты, а также развития опасных заболеваний.

Комплекс мероприятий для профилактики развития болезней глаз

Большую часть информационного потока человек получает через уши и глаза. Именно поэтому для сохранения отличного здоровья этих органов важно соблюдать комплекс необходимых профилактических мер. и слуха - мероприятия, с помощью которых можно забыть про болезни глаз и ушей. Следующие рекомендации необходимо неукоснительно соблюдать, дабы сохранить себе и ребёнку ясный взгляд:

  1. Запрещается подолгу смотреть телевизор.
  2. Во время работы за компьютером нужно выполнять специальную гимнастику для глаз, делать перерывы.
  3. Необходимо беречь орган зрения от излишне яркого света.
  4. Запрещается читать в тёмной комнате, освещение должно быть нормальным.
  5. Смотреть телевизор лучше всего в положении сидя, а не лёжа.
  6. Для отличной остроты зрения правильное питание играет немаловажную роль. В дневной рацион следует обязательно включать свежие овощи, фрукты, ягоды, соки.
  7. Если глаза устали, необходимо сделать компрессы или примочки из отваров лечебных трав.

Теперь вы знаете, в чём заключается гигиена слуха у человека. Это постоянный уход за органом восприятия звуковых колебаний (мытьё, своевременная и правильная чистка), защита ушей от холода, чрезмерного шума. А своевременное обращение к доктору в случае какого-либо инфекционного заболевания приведёт к тому, что человек даже в 50 лет будет слышать превосходно.