Ва мто оф бывш вунц св оа вс рф отии овтиу. Генерал армии А

Имеют давние традиции воспитания кадров. Одно из старейших учреждений - академия МТО имени Хрулева, где готовят офицеров и специалистов среднего звена в области управления и обеспечения материально-техническими средствами армии и тыла.

История

Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулева была основана в 1900 году. В задачу образовательного учреждения входило обучение и воспитание офицеров интендантской службы. До этого момента подобных учреждений еще не было нигде в мире. В 1906 году срок обучения был продлен до 3 лет, а заведение приравняли к школе высшего военного образования.

Статус академии был присвоен вузу в 1911 году, а после революции, как и многие военные вузы Санкт-Петербурга, учреждение перешло в подчинение РККА. В период 1924-1925 годов была предпринята попытка масштабной реорганизации - все факультеты были распределены между военными вузами, что сказалось на качестве образования выпускников.

Новый виток истории развития начался в 1932 году, когда в Москве была учреждена Военно-транспортная академия, а в 1935 году в городе Харькове основана Военно-хозяйственная академия. Слияние двух учреждений произошло в послевоенное время, в 1956 году. С 1999 года академия готовит специалистов с полным высшим военным образованием, а с 2010 года из стен учреждения начали выпускать и курсантов со среднеспециальной подготовкой.

Генерал Хрулев

Хрулев Андрей Васильевич - генерал армии, кадровый военный и заслуженный государственный деятель. Родился в крестьянской семье в 1892 году, на момент революции 1917 года был рабочим Охтинского завода по производству пороха и принимал активное участие в штурме Зимнего дворца. С 1918 года служил в регулярных войсках Красной Армии. В годы Гражданской войны служил начальником политотдела одной из дивизий

В 1925 году Хрулев Андрей Васильевич получил образование на высших курсах РККА, после чего был назначен на работу в центральный аппарат Наркомата обороны Советского Союза. С 1939 года возглавил управление снабжения армии, а с 1940 года занял пост главного армейского интенданта.

С началом военных действий генерал-лейтенант Хрулев А. В. стал заместителем наркома обороны страны и принял руководство Главным управлением тыла действующей армии. В Великую Отечественную войну около года параллельно с прочими обязанностями занимал пост наркома путей сообщения. В 1943 году Андрей Васильевич был назначен начальником Главного управления тыла, а позднее - начальником тыла всей Красной Армии.

В послевоенное время Хрулев А. В. занимал ответственные посты в управлении тыла ВС СССР. С 1951 года был назначен заместителем министра в народном хозяйстве и занимался развитием промышленности строительных материалов. В 1958 году вернулся в Министерство обороны Советского Союза в должности советника-инспектора. Скончался в 1962 году и похоронен на Красной площади. Военная академия Хрулева носит имя выдающегося военного, сумевшего в период войны организовать и отладить одну из важнейших частей регулярной армии - материально-техническое обеспечение.

Описание

На современном этапе академия имени Хрулева - ведущий учебно-методический центр материального и технического обеспечения армии РФ. Вуз выпускает офицеров и специалистов в области организации материально-технического обеспечения любого рода войск МО России и других органов власти, где предполагается военная служба.

С августа 2016 года начальником академии назначен имеющий опыт военных операций в Сирии генерал-лейтенант Топоров А. В. Предыдущий руководитель вуза, генерал-лейтенант Владимир Сергеевич Ивановский, возглавлял учреждение с сентября 2012 года, в настоящее время занял пост начальника Главка военной полиции МО РФ.

Система образования ориентирована на воспитание и подготовку кадров для следующих структур:

  • Министерства обороны.
  • Пограничной службы.
  • МВД РФ.
  • Для армий других стран (обучение военнослужащих из зарубежных стран проводится на специальном факультете).

Кроме подготовки новых кадров академия имени Хрулева обеспечивает переподготовку действующих и увольняемых в запас офицеров, преподавателей. Научно-исследовательское направление деятельности вуза занимается проблемами организации обеспечения армии в боевых и мирных условиях, публикует статьи, монографии, военно-теоретические издания и многое другое.

Филиалы и основные подразделения

Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулева является головным учебным учреждением, в состав которого входят филиалы:

  • Инженерно-технический военный институт.
  • и военных сообщений.
  • Филиал академии в городе Вольске (материального и технического обеспечения).
  • Филиал академии в городе Омске.
  • Филиал академии в городе Пензе.

Основные факультеты подготовки кадров:

  • Командный или материального и техобеспечения.
  • Командно-инженерный или автомобильно-дорожный.
  • Переподготовки кадров и повышения квалификации.
  • Специальной подготовки.
  • Подразделение среднего профобразования.
  • Батальон обучения специалистов младшего состава.
  • Шестнадцать кафедр, отдельная дисциплина.
  • Научно-исследовательские подразделения и институты.
  • Факультет заочного обучения.

Академия Хрулева реализует учебный процесс на базах, расположенных в Ленинградской области, в городе Луга, поселке Приветнинское. Студенты имеют доступ к мастерским, материалам отделов связи и информационных технологий, библиотеке, клубу, музею, редакционному и издательскому отделам.

Автомобильно-дорожный факультет

Крупнейшим факультетом академии является командно-инженерный, который реализует подготовку специалистов по трем направлениям:

  • Строительство, использование, восстановление автомобильных дорог, а также их техническое прикрытие.
  • Строительство, использование, восстановление мостов и переправ, а также их техническое прикрытие.
  • Тыловое обеспечение (организация логистики, управление).

Курсанты овладевают науками в течение 5 лет. Занятия проводят опытные преподаватели и кадровые военные, многие из которых имеют научные степени. Обучение содержит теоретическую часть и большой объем практической работы. Учебные аудитории оборудованы современными интерактивными стендами с действующими моделями. Часть практических занятий проводится на двух учебных полях (дорожно-комендантской подготовки и мостовой подготовки), где оборудованы семнадцать учебно-тренировочных площадок.

Факультет тыла и железнодорожных войск

В структуру факультета входят кафедры:

  • Организации материального и техобеспечения.
  • Кафедра железнодорожных войск.
  • Материального обеспечения.
  • Организации материального и технического обеспечения ВМС.

Академия Хрулева по данному направлению обучения реализует магистерскую подготовку курсантов по специальностям:

  • Управление обеспечением войск (специализация - управление тыловым обеспечением, управление обеспечением ракетным топливом и горючим, продовольственное обеспечение, вещевое обеспечение).
  • Управление, командование частями железнодорожных войск.

Обучение рассчитано на подготовку командного состава армии в подразделениях, занятых материально-техническим обеспечением.

Кафедры

В академии им. Хрулева насчитывается 17 кафедр, основой их деятельности является подготовка кадрового состава военных и научная работа. В структуру факультетов входят следующие кафедры:

  • Организации материально-технического обеспечения войск и тыла.
  • Организации военно-технического обеспечения ВМФ.
  • Обеспечения тыла войск нацгвардии.
  • Управления МТО армии.
  • Военных сообщений.
  • Автодорожной службы.
  • Технического обеспечения.
  • Иностранных языков.
  • Физической подготовки.
  • Тактики и оперативного искусства.
  • Русского языка.
  • Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
  • Железнодорожных войск.
  • Восстановления и эксплуатации мостов и переправ.
  • Общетехнических и общенаучных дисциплин.
  • Применение подразделений (частей) МТО.

На всех кафедрах работают кадровые военные с обширными теоретическими знаниями и богатой практикой. Сотрудниками ведется научная, исследовательская работа, генерируются новые методы обеспечения войск для бесперебойного функционирования структур вооруженных сил в мирное и военное время. Многими кафедрами выпущены учебные и методические пособия, ведется аналитическая деятельность, способствующая улучшению качества образования курсантов, и прививаются навыки практического применения полученных знаний.

Уровни образования

Академия Хрулева проводит подготовку специалистов по следующим уровням профессионального образования:

  • Среднее специальное.
  • Высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура, высшая квалификация).
  • Дополнительное образование.

Направления среднего профобразования:

  • Техника и технологии наземного транспорта (авто, ж/д).
  • Управление в технических системах.
  • и природообустройство.
  • Машиностроение
  • Экономика и управление.
  • Системы связи
  • Электроника и радиотехника.

Высшее образование ведется по направлениям:

  • Техника и технологии строительства.
  • Военное управление.
  • Техника и технологии наземного транспорта.
  • и электротехника.
  • Оружие и системы вооружения.

Требования к кандидатам

Кандидатами на поступление в вуз для прохождения полной военно-специальной подготовки рассматриваются граждане, отвечающие следующим требованиям:

  • Граждане Российской Федерации.
  • Окончившие полный курс образования средней школы.
  • Возраст абитуриентов - от 16 лет и не больше 22 лет (не проходивших срочную военную службу).
  • Граждане, прошедшие службу в ВС РФ (ограничения по возрасту - до 24 лет).
  • Военнослужащие (по призыву в ВС РФ, до 24 лет).
  • Поступать на отделения для получения полной военно-специальной подготовки допускается для абитуриентов до 27 лет.
  • Поступать на отделения средней военно-специальной подготовки допускаются граждане в возрасте до 30 лет.
  • Женщины набираются только в один филиал, расположенный в городе Вольске, на специальность «Тыловое обеспечение».

Правила отбора

Для участия в конкурсном отборе в приемную комиссию ВА МТО кандидатами подаются следующие сведения:

  • Документы (паспорт или военный билет для удостоверения гражданства и подлежания военному призыву), аттестат об окончании средней школы или диплом о получении среднего профобразования.
  • Сведения о преимуществах при поступлении, достижениях, сведения о результатах ЕГЭ.

При отборе кандидатов приемная комиссия учитывает:

  • Состояние здоровья и годность к военной и строевой службе.
  • Профпригодность кандидатов согласно данным психологических исследований (психоэмоционального, психофизиологического, психологического).
  • Результаты вступительных экзаменов и испытаний (ЕГЭ).
  • Физическая подготовка кандидатов.

Отбор проводится в период с 1 по 30 июля. Согласно данным прошедших приемов, средний конкурс на открытые специальности составляет три человека на одно место. Все кандидаты проходят предварительный и окончательный медицинский отбор. Длительность обучения по полной военно-специальной подготовке (специалитет) составляет 5 лет, среднее военно-специальное образование (уровень квалификации - техник) длится в течение 2 лет 10 месяцев. В течение всего курса обучения курсанты проживают в казармах с полным имущественным и пищевым довольствием за счет государства.

Адреса

Военная академия им. А. В. Хрулева (главное отделение) расположена в Санкт-Петербурге, по адресу: Набережная адмирала Макарова, строение 8.

Филиалы в Санкт-Петербурге:

  • Институт железнодорожный войск и военных сообщений - ул. Суворовская (г. Петродворец), строение 1.
  • Инженерно-технический военный институт - ул. Захарьевская, строение 22.

Иногородние институты (филиалы):

  • Город Омск (бронетанковый инженерный) - поселок Черемушки, 14-й военный городок.
  • Город Вольск (институт матобеспечения), Саратовская область - ул. имени Максима Горького, строение 3.
  • Город Пенза - 5-й (артиллерийско-инженерный) военный городок.

Свою историю Военная академия тыла и транспорта ведет от Интендантского курса, датой образования которого считается 31 марта 1900 года, когда Николаем II было утверждено «Положение об Интендантском курсе» с местом дислокации в Петербурге. В 1906 году Интендантский курс становится высшим военно-учебным заведением. В 1911 году Интендантский курс преобразован в Интендантскую академию с задачей подготовки специалистов для замещения должностей высших чинов интендантского ведомства. В 1918 году академия была реорганизована в Военно-хозяйственную академию Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Около 1000 воспитанников академии приняли участие в гражданской войне, на должностях в различных звеньях тыла Красной Армии – на Восточном, Туркестанском и других фронтах.

За предвоенный период академия подготовила более 3000 квалифицированных организаторов тыла и военных инженеров транспорта.

За годы Великой Отечественной войны было подготовлено более 13 тысяч квалифицированных специалистов тыла и транспорта. За героизм, отвагу и самоотверженный ратный труд во время войны многие выпускники академии награждены орденами и медалями. В числе выпускников академии 15 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 15 выпускников удостоены звания Героя Социалистического Труда.

В 1998 году в состав академии на правах ее филиалов входят Вольское высшее училище тыла и Ульяновское высшее военное техническое училище.

В 2008 году в состав академии на правах ее филиалов присоединены Вольское высшее военное училище тыла (военный институт), Ульяновское высшее военное техническое училище тыла (военный институт), Военно-транспортный университет Железнодорожных войск и военных сообщений (г. Санкт-Петербург), Военный инженерно-технический университет (г. Санкт-Петербург), Военно-ветеринарный институт (г. Москва), Тольяттинский военный технический институт.

Сегодня Военная академия тыла и транспорта является ведущим учебным, научным и методическим центром Тыла ВС РФ и тыла воинских формирований федеральных министерств, управлений и служб.
Академия ежегодно проводит исследования по 30-40 научно-исследовательским работам, заданным Министерством обороны, Генеральным штабом, штабом Тыла ВС РФ. Ученые академии вносят значительный вклад в развитие отечественной военной науки.

Изобретения ученых ВАТТ широко используются в газовой, нефтехимической, автомобильной, пищевой и легкой промышленности, атомной энергетике, при строительстве железных и автомобильных дорог, мостов и тоннелей. Офицеры академии принимали активное участие в строительстве БАМа и дорог Нечерноземья, в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в обеспечении боевых действий в Афганистане и Чечне.

В настоящее время на двух факультетах: командно-инженерном (автомобильно-дорожном), заочного обучения, а также на специальном отделении (подготовки иностранных специалистов), и на академических курсах переподготовки и повышения квалификации осуществляется комплексная подготовка офицерских кадров по 15 специальностям и специализациям тылового и транспортного обеспечения. Среди них Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, Строительство мостов, Управление тыловым обеспечением войск (сил), Управление воинскими частями и соединениями, Мосты и транспортные тоннели, Автомобильные дороги и аэродромы, Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование, Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), Тыл Вооруженных Сил.

Отделение по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием академии тыла и транспорта осуществляет набор курсантов для обучения по специальностям:

Организация перевозок и управление на транспорте (по видам);
строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов;
строительство мостов.

Форма обучения – очная, на бюджетной основе. Выпускники получают диплом государственного образца и квалификацию «техник». Продолжительность обучения – 2 года 10 месяцев.

ФГКВОУ ВПО «Военная материально-технического обеспечения имени генерала армии » Министерства обороны Российской Федерации является ведущим учебным, научным и методическим центром материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, включает в себя два института (ВИ(ИТ) в Санкт-Петербурге и ВИ (ЖДВ И ВОСО) в Петродворце) и три филиала (в Вольске, Пензе, Омске), осуществляет подготовку высококвалифицированных -специалистов материально-технического обеспечения для видов Вооруженных Сил и родов войск, для воинских формирований других министерств и ведомств, а также для армий иностранных государств.

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева как многопрофильное высшее военно-учебное заведение готовит в адъюнктуре научно-педагогические и научные кадры по 10 специальностям научных работников, по разделу 20.00.00 - «Военные науки» номенклатуры научных специальностей: 20.01.00 - «Военно-теоретические науки» и 20.02.00 - «Военно-специальные науки.

В том числе ВАМТО: 20.01.08 - «Тыл Вооруженных Сил»; ВИ (ИТ): 20.02.06 - «Военно-строительные комплексы и конструкции»; 20.02.14 - «Вооружение и военная техника, комплексы и системы военного назначения»; 20.02.26 - «Экологическая безопасность деятельности ВС. Утилизация вооружения и военной техники»; 20.02.02 - «Военная педагогика и военная психология»; 19.00.03 - «Психология труда. Инженерная психология, эргономика»; ВИ (ЖДВ И ВОСО): 20.02.17 - «Эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники, техническое обеспечение»; 20.02.23 - «Поражающие действия специальных видов оружия, средства и способы защиты»; Вольский филиал ВАМТО: 20.01.07 - «Военная экономика. Оборонно-промышленный потенциал»; 20.02.17 - «Эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники, техническое обеспечение»; Пензенский и Омский филиалы ВАМТО: 20.02.14 - «Вооружение и военная техника. Комплексы и системы военного назначения»; 20.02.21 - «Средства поражения и боеприпасы».

Срок подготовки в адъюнктуре - три года. После успешной защиты диссертации адъюнктам выдается диплом кандидата наук (военных, технических или экономических) и присваивается квалификация «Преподаватель высшей школы». Выпускники назначаются на должности старших преподавателей или преподавателей академии, военных университетов (институтов) и на должности научных сотрудников научно-исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации.

В адъюнктуру принимаются офицеры в возрасте не старше 35 лет, имеющие опыт практической работы на должностях, положительно зарекомендовавшие себя на службе и проявившие способности к педагогической и научно-исследовательской работе.

Офицеры, изъявившие желание обучаться в адъюнктуре, должны не позднее 15 февраля года поступления подать по команде рапорт, который с заключением командования и другими установленными документами, а также с личным делом кандидата в адъюнктуру, представляются в академию по команде через кадровые органы не позднее 1 марта года поступления.

Представляемые кандидатами документы для поступления в адъюнктуру

1. Рапорт по команде (с указанием наименования вуза, кафедры, по которой хочет проходить подготовку)

2. Список опубликованных научных работ (офицеры, не имеющие научных работ, представляют рефераты, выполненные на тему по избранной специальности по направлению научной работы кафедры, по которой предполагается подготовка).

3. Заверенные ксерокопии диплома государственного образца об окончании учебного заведения высшего профессионального образования (Военный университет, институт, академия) и приложения к диплому с оценками.

4. Служебная характеристика.

5. Автобиография.

6. Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов (для лиц, полностью или частично сдавших кандидатские экзамены).

7. Заключение военно-врачебной комиссии о годности к поступлению в адъюнктуру.

8. Заключение аттестационной комиссии (войсковая часть, округ).

9. Листок по учету кадров с фото 4х6 (3х4), заверенный начальником отдела кадров.

10. 2 фотографии 4х6 (3х4).

11. Указанные выше документы представляются в скоросшивателе с файлами и общей офисной папке.

12. Личное дело офицера.

Кандидаты сдают конкурсные вступительные экзамены: по специальной дисциплине, философии и иностранному языку в объеме учебных программ академии. Офицеры, сдавшие экзамены кандидатского минимума и имеющие соответствующие удостоверения, по их согласию освобождаются от соответствующего вступительного экзамена.

Кроме очередного отпуска кандидатам, допущенным к сдаче вступительных экзаменов, предоставляется дополнительный отпуск сроком на 30 дней с сохранением денежного довольствия и время, необходимое на проезд от места службы до вуза и обратно. Офицерам, допущенным к сдаче вступительных экзаменов, академия направляет вызов, который одновременно является основанием для предоставления дополнительного отпуска.

Офицеров, желающих обучаться в адъюнктуре по соответствующим специальностям, приглашаем в нашу академию.

Адрес ВАМТО: 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, 8.

Адрес Вольского филиала ВАМТО: 312903, Саратовская обл., г. Вольск, ул. Горького, д.3;

Адрес Пензенского филиала ВАМТО: 440005, Пензенская обл., г. Пенза-5 (ПАИИ им. глав. маршала артиллерии Н.Н. Воронова).

Адрес Омского филиала академии:644098, г. Омск - 14 в/г (ОТИИ им. Маршала Советского Союза П.К. Конева).

Адрес ВИ (ИТ) академии: 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д.22

Адрес ВИ (ЖДВ И ВОСО) академии: 198511, г. Санкт-Петербург, г. Петродворец, ул. Суворовская, д.1

Генерал армии А. В. Хрулев

Начальник тыла советской армии вышел из-за стола, приветствуя профессора М. М. Загю, корифея интендантской службы, получившего генеральское звание еще от государя императора.

Большое солдатское спасибо вам, Андрей Васильевич! От чистого сердца. В пояс кланяюсь, - взволнованно жал руку гость хозяину кабинета.

За что же, товарищ генерал?

За то истинное чудо, которое явилось мне на склоне лет моих. Я до гроба не забуду, что уже на втором году прошлой мировой войны русской армии всего не хватало, решительно всего. А теперь у нашей армии всего вдоволь. И за это от старого солдата нижайшее спасибо вам...

Восхищенное удивление ветерана с точки зрения специалиста было вполне понятным: Советская армия, эта огромная, сложная военная машина, непрерывно наносившая агрессору сокрушительные удары, действительно вдоволь снабжалась продовольствием, фуражом, горючим, обмундированием, боеприпасами, разнообразным военно-техническим имуществом - и это в условиях маневренной войны, при постоянно изменявшейся линии фронта! Количество раненых, полностью излечившихся в госпиталях и вернувшихся в строй, достигало 70% - величины, прежде неслыханной...

Административно-хозяйственное чудо казалось особенно грандиозным по сравнению с порядками, царившими во время Первой мировой войны. Главными причинами плохого снабжения тогда были, во-первых, стратегические ошибки военно-политического руководства в оценке характера будущей войны, из-за чего не озаботились заблаговременным созданием необходимых запасов материальных средств, а во-вторых - хищения и коррупция, беспощадно разъедавшие государственный аппарат. Воровали в царской армии масштабно и дерзко, с лихостью и отвагой, проистекавшими из уверенности в полной безнаказанности.

Корни у нехорошей традиции были глубокие. Недаром царь Петр I, создатель регулярных вооруженных сил, с криками «Вор! Вор!» охаживал ближайшего сподвижника, князя Меншикова, собственноручно сделанной дубиной. А спустя век царь Александр I говорил о своих сановниках: «Они украли бы мои военные линейные корабли, если бы знали, куда их спрятать...»

В Крымскую войну хищения, приняв характер поистине гомерический, поражали воображение иностранцев и оказывали прямое влияние на ход боевых действий. Доходило до того, что рядом с новой крепостью на украденные при строительстве деньги можно было воздвигнуть еще одну такую же.

Принятая в царской армии система позволяла офицерам практически бесконтрольно распоряжаться деньгами, отпущенными на питание личного состава и приобретение фуража для лошадей. В 1914 году драгунский ротмистр Крым-Шамхалов-Соколов в ответ на просьбу вахмистра С. М. Буденного выдать деньги на еду для голодающих солдат грязно выругался, а затем бросил три рубля и крикнул: «На, купи им телегу дров, пусть грызут! »

К сожалению, подобные случаи были далеко не единичными. Что же касается честных офицеров - а без них не было бы ни победы в гигантской Галицийской битве, ни знаменитого Брусиловского прорыва, - то они не без оснований подозревали терявшее доверие командование в умышленно проигранных боях и операциях. Ведь разгром, отступление, беспорядочная эвакуация - это и есть тот омут, в котором легче всего скрыть следы особо крупных хищений.

Солдаты в свою очередь тоже не всегда отличались бережливым отношением к военному имуществу и охотно выменивали, к примеру, добротные юфтевые сапоги (кирзовых тогда еще не было) на продукты питания и алкоголь. Разукомплектовывались даже купленные за границей винтовки, чьи клинковые штыки служили отличным предметом торга. В этих условиях и генерал Загю, и даже сам генерал Горецкий, возглавлявший интендантскую службу, люди безусловно порядочные и лично кристально честные, своим высоким профессионализмом могли только лишь несколько сокращать наносимый системой ущерб.

После 1917 года положение резко изменилось. Новая власть показала, что располагает самым эффективным лекарством для лечения застарелой болезни - каленым железом, а главное, полна решимости применять его не колеблясь. Честные офицеры, воспрянув духом, вступали в Красную армию тысячами.

Тогда же, в августе 1918-го, начал воинскую службу и Андрей Васильевич Хрулев. Встал в строй добровольно, рядовым бойцом, хотя для своих неполных 26 лет имел стаж подпольной революционной деятельности в Петербурге, куда еще в детстве пришел на заработки из родной деревни Большой Александрович. Наказанием за «нелегальность» стали 8 месяцев тюремного заключения и ссылка - правда, недалекая, в Эстонию.

Слесарь Охтинского завода успел побывать членом Пороховского районного комитета РСДРП(б), заместителем председателя районного совета рабочих и солдатских депутатов, председателем особого отдела района при Петроградской ЧК, комендантом революционной охраны района, даже какое-то время заведовал финансовым отделом ЧК. Шел, не раздумывая, на любой участок работы и везде справлялся благодаря природной сметке и недюжинной энергии.

Талант самородка оказался востребованным и на новом поприще: в конце февраля 1920 года А. В. Хрулев уже комиссар 2-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. Его личное мужество и организаторские способности высоко ценили и командарм С. М. Буденный, и член Военного совета К. Е. Ворошилов, которого А. В. Хрулев знал по подпольной работе еще с 1912 года.

Кавалерийские сражения, в которых с обеих сторон участвовало до 40 тысяч сабель, тяжелые походы и стремительные рейды по тылам противника. Бои на Северном Кавказе против войск Деникина, затем - на Польском фронте, под Львовом и в Крыму, против Врангеля, ликвидация банд на Украине и в Белоруссии. Да, опасно, да, нелегко. Но ведь впереди полная победа мировой революции и прекрасные голубые города, где живут и трудятся счастливые люди недалекого будущего.

Так думал молодой комиссар, так думала и боец-политрук Эста Горелик, служившая в его дивизии. Они полюбили друг друга и соединились, чтобы не расставаться, деля все предназначенное судьбой.

Однако Андрей Васильевич беспочвенным мечтателем никогда не был и хорошо понимал, что светлое будущее само по себе не придет, его надо строить, и строить уже сегодня. 12 клубов, 16 основных и 54 передвижных библиотек создал он в дивизии, несмотря на бои и походы. И еще он понимал, что слово надлежит подкреплять делом, заботой о людях, о каждом конкретном человеке. А каково это в условиях разрухи, сменившей гражданскую войну?

Значит, все надо беречь, экономить, заботливо сохранять. Экономия начинается с малого, внушал он бойцам и командирам, - с пуговицы, с патрона, с чистки сапог. Андрей Васильевич внимательно следил, чтобы конники были хорошо накормлены, одеты, обуты, имели надлежащие условия быта.

В 1924 году началось проведение военной реформы, связанное с переходом к территориально-милиционной системе с целью значительного сокращения Вооруженных сил и экономии бюджетных средств. В самом начале ее Андрей Васильевич уехал на Северный Кавказ принимать должность командира 44-го кавалерийского полка. Командовать частью пришлось чуть менее года, но и в это время он старался как можно глубже вникнуть в детали организации боевой подготовки, в тонкости штабной службы.

Дела в полку шли хорошо, но Андрей Васильевич ощущал, что прежних знаний, полученных в земской школе и на вечерних общеобразовательных курсах в Петербурге, уже недостаточно. А потому, когда появилась возможность поступить на Военно-академические курсы высшего политсостава, отказываться не стал.

К знаниям он всегда жадно тянулся, впитывал их, словно губка воду, учился с превеликим удовольствием. Особенно привлекала политическая экономия, толстые учебники читал взапой, словно приключенческие романы.

Год пролетел незаметно, и вот снова в войска. Комиссар дивизии, корпуса, заместитель начальника политуправления Московского военного округа. На всех постах наряду с кипучей энергией, неутомимостью и находчивостью ярко проявлялась его забота о людях - не абстрактно, но зримо, посредством внимания к их материальному обеспечению.

Подобные качества наряду с явным административным талантом и экономическими знаниями не ускользнули от внимания К. Е. Ворошилова, ставшего в то время народным комиссаром обороны СССР. В июле 1930 года А. В. Хрулев был назначен начальником Центрального военно-финансового управления РККА.

Это было время важных экономических преобразований. Страна готовилась стать передовой индустриальной державой, а ее армия оснащалась современной боевой техникой. Роль финансовой деятельности в развитии Вооруженных сил при этом, естественно, возрастала.

Центральное военно-финансовое управление занималось проведением в жизнь общей финансовой политики в наркомате обороны, составлением и исполнением его сметы, расчетами за военные поставки промышленности, удовлетворением частей и соединений различными видами денежного довольствия.

Назначение Андрея Васильевича совпало с переходом на централизованную систему финансирования. Бюджетные счета центральных управлений наркомата были закрыты, все кредиты открывались на счета Центрального военно-финансового управления и использовались в соответствии с его сметой, что позволяло маневрировать денежными средствами, управляя ими из одного центра.

Но это были только первые шаги, а работал новый начальник над совершенствованием военно-финансовой службы постоянно. Вскоре он предложил целый ряд изменений, направленных на обеспечение жесточайших плановости и экономии в расходовании финансов. Одновременно права командиров частей по использованию фондов собственных средств расширялись, а начальники главных управлений наркомата получали возможность самостоятельно заключать договоры с поставщиками на основе утвержденного плана и в пределах отпущенных сумм. При этом во всех звеньях Вооруженных сил создавались самостоятельные финансовые службы, подчиненные непосредственно командирам частей.

Понимая, что выполнить намеченные задачи можно лишь опираясь на честных и квалифицированных сотрудников, Андрей Васильевич уделял огромное внимание подбору и расстановке кадров. Все лично знавшие его отмечали глубокое, врожденное чувство справедливости. На злоупотребления и нарушения финансовой дисциплины он реагировал мгновенно, и ответственность наступала быстро. Расхитителям и коррупционерам рядом с таким человеком находиться было опасно.

Целенаправленная работа привела к оздоровлению финансовых органов, и к 1933 году они уже имели все возможности для искоренения бесхозяйственности, могли осуществлять жесткий контроль рублем, уделять больше внимания сметно-плановой и инспекторской деятельности. 30 января того же года рейхсканцлером Германии стал Адольф Гитлер, лидер нацистской партии. А чуть позже, 15 июля, по инициативе Н. Чемберлена в Риме между правительствами Великобритании, Франции, Германии и Италии состоялось подписание так называемого «Пакта четырех», направленного против СССР. Протесты общественности не позволили осуществить его ратификацию и сорвали образование мощной антисоветской коалиции, но тем не менее враги Советского Союза своих намерений не оставили.

Но еще двумя годами ранее И. В. Сталин, определив вероятные сроки будущей войны, произнес ставшую впоследствии знаменитой фразу: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Либо мы пробежим это расстояние в 10 лет, либо нас сомнут». Были намечены меры к резкому расширению мобилизационных возможностей народного хозяйства, а при необходимости переводу всей экономики на военные рельсы. Оборонный потенциал страны неуклонно рос.

Андрей Васильевич Хрулев не раз говорил подчиненным: «Нужно так планировать расходование государственных средств, чтобы каждый рубль был вкладом в дело повышения и укрепления обороны». Его заслуги были отмечены присвоением в марте 1935 года воинского звания «корпусный комиссар», хотя самостоятельность и жесткость в отстаивании сметы бюджетных расходов одобряли далеко не все.

Подозрительный, злопамятный, уверенный в собственной непогрешимости начальник Главного политического управления РККА Л. З. Мехлис воспринял жесткие рамки финансовой дисциплины крайне болезненно и ответил целой чередой коварных происков и громких обвинений. Были тут и утрата политической бдительности, и непринятие достаточных мер к ликвидации вредительства, и использование служебного положения, и конечно же связь с врагами народа.

До поры до времени все обходилось, и, когда умный, энергичный руководитель потребовался для наведения порядка на другом участке работы, лучшей кандидатуры, чем А. В. Хрулев, найти не смогли. В августе 1936 года он был назначен начальником строительно-квартирного управления наркомата обороны. Быстро освоил новое дело, развернул широкое строительство казарм, жилых домов для офицеров - готовилось развертывание Вооруженных сил на основе всеобщей воинской обязанности, и таких объектов требовалось превеликое множество, а также аэродромов для стремительно растущей авиации. Но, похоже, новые успехи разозлили врагов еще больше.

Мехлис обвинил Андрея Васильевича в участии в заговоре Тухачевского. Кажется, на этот раз стрела попала в цель. Корпусный комиссар чувствовал, как сгущаются грозовые тучи, но, преодолевая тяжесть на сердце, работал еще больше, чем прежде. Но вот - отстранение от должности, вывод в резерв. Что дальше, догадаться нетрудно.

Он ждал ареста, а получил... приказ возглавить управление военного строительства Киевского округа.

Скажите спасибо Ворошилову, - с пугающей откровенностью сказал Мехлис при встрече. - Он вас прикрыл и не дал мне поступить с вами так, как следовало бы поступить. Но я постараюсь сделать все возможное, чтобы мое желание сбылось.

Андрей Васильевич приехал в Киев поздно вечером и прямо с вокзала отправился в управление, где застал нескольких припозднившихся сотрудников. Началась беседа, непринужденная и долгая. К исходу ее новый начальник четко уяснил положение дел, а также сформулировал принципиально новые задачи по скоростному строительству и организации специальных монтажных управлений.

Доверие подчиненных было завоевано в кратчайшие сроки и здесь: к Хрулеву по вопросам служебным и личным. Обычно импульсивный от бившей ключом энергии, в сложных ситуациях он становился спокойным и уравновешенным, передавая веру в свои силы подчиненным. Андрей Васильевич умел выслушать человека, внимательно разобраться в деталях вопроса, принять добрый совет. Временами, раздраженный ошибками и упущениями, мог устроить и шумный разнос, но всегда без личных выпадов и тем более оскорблений. На подобные вспышки не обижались и смотрели на них как на родительский нагоняй.

Быстро вырастали важные объекты военной инфраструктуры, дела, кажется, шли хорошо, но в начале сентября в кабинете корпусного комиссара прозвучал телефонный звонок. С. К. Тимошенко, в ту пору командовавший Киевским Особым военным округом, коротко передал приказ срочно прибыть в Москву. И ничего о причинах вызова.

В тревожном раздумье ходил Андрей Васильевич по кабинету. По службе к нему претензий нет, но ведь неутомимый Мехлис продолжает вести под него подкоп, словно шахтер-стахановец в забое.

Опасения рассеялись только после встречи с К. Е. Ворошиловым. В Кремль они отправились вместе.

Есть намерение, - сказал Сталин, - создать управление снабжения Красной армии во главе с начальником снабжения и назначить на эту должность вас.

Испытующий взгляд, пауза. А затем со стороны Андрея Васильевича вместо «приложу все силы, чтобы оправдать ваше высокое доверие» неожиданно последовал целый ряд конкретных вопросов о задачах и методах работы нового управления. Состоялась долгая беседа, в ходе которой Сталин высказал мысль, что наименование «начальник снабжения» уже не соответствует современности. Позже верность этого замечания была подтверждена практикой.

Опыт как жизненный, так и служебный давал некоторое представление о характере предстоящей деятельности, но все же с чего начать? Ведь с задачами такого масштаба и такой сложности прежде сталкиваться не приходилось.

Знал бы Мехлис, с кем встретился новый начальник снабжения РККА сразу же после назначения на должность! С самим К. Е. Горецким, генералом царской армии и главным интендантом в годы Первой мировой войны! Андрей Васильевич внимательно слушал советы корифея, оказавшегося полностью в русле требований современной войны. Более того, добился зачисления его научным консультантом в штат управления. Бывало, они часами засиживались в кабинете. Горецкий помогал решить тот или иной запутанный вопрос, рассказывал об истории тыла русской армии. Сам же Андрей Васильевич при каждом удобном случае раскрывал книги своего научного консультанта, а также Ф. А. Макшеева, Н. Н. Янушкевича и других знатоков интендантской службы. Теория тыла постигалась в ходе напряженной работы - опасность подбиралась к границам СССР все ближе и ближе.

1 сентября 1939 года разразилась Вторая мировая война. В тот же день на внеочередной сессии Верховного Совета СССР был принят закон о всеобщей воинской обязанности. Началось развертывание массовой кадровой армии, а вместе с нею и мобилизация промышленности для нужд Вооруженных сил.

Андрей Васильевич требовал от офицеров управления, выезжавших в части, не только проверять, но прежде всего учить людей, как организовать войсковое хозяйство, как правильно поставить учет и отчетность, чтобы как можно эффективнее использовать все то, что давала страна. А давала она своим защитникам немало! Но тем важнее было прививать бойцам и командирам чувство ответственности за имущество и бережливость. Недостатки былых времен как в высших звеньях управления, так и в подразделениях искоренить было можно и должно...

В 1940 году, сразу же после окончания советско- финской войны, Андрей Васильевич приказал органам снабжения Северо-Западного фронта и Ленинградского округа собрать оставшееся в районах боевых действий военное имущество, привести в порядок и полностью сохранить. И эта огромная работа, потребовавшая создания специальных мастерских, была проделана в кратчайшие сроки.

Анализируя свежий опыт недавней войны, начальник снабжения РККА пришел к выводу о необходимости очередного крупного заказа промышленности. Обмундирование, снаряжение, походные кухни и хлебопекарни, мастерские для ремонта техники, вооружения и другое интендантское имущество - все это в будущем потребуется в объемах, дотоле невиданных. Сначала он убедил своими доводами Ворошилова, а затем они вместе убедили и самого Сталина.

Андрей Васильевич взялся за размещение заказов. В отношениях с подрядчиками он был требователен, настойчив, но в то же время терпелив и гибок. Так, руководство одного из заводов упорно отказывалось делать походные кухни, ссылаясь на отсутствие дефицитной красной меди. «Делайте из чугуна!» - нейтрализовал их аргументы начальник снабжения РККА.

В июле 1940 года заслуги Андрея Васильевича были отмечены орденом Ленина, а возглавляемый им аппарат реорганизован в Главное интендантское управление Красной армии. Тогда же он получил и новое воинское звание - «генерал-лейтенант интендантской службы». На его плечах лежала ответственность за продовольственное, вещевое, обозно-хозяйственное снабжение и квартирно-эксплуатационное обеспечение, за торговлю в войсках. Ему подчинялись Ярославское военно-хозяйственное училище и Военно-хозяйственная академия.

Приобретя в короткий срок огромный опыт, генерал- лейтенант Хрулев смотрел далеко вперед. В первой половине 1941 года в войсках была проведена широкая инвентаризация. В итоге масштабной, трудной и кропотливой работы появилась полная ясность в том, сколько и какого имущества имеется в частях и на складах, чего не хватает, что и в каком объеме следует заказать промышленности. Был сделан важный вывод - мобилизационное развертывание обеспечить можно.

В тот же период по инициативе главного интенданта в механизированные войска начали поступать автомобильные походные мастерские для ремонта обуви и шорно-седельных изделий, были внесены изменения в форму одежды, разработаны новые нормы вещевого и продовольственного снабжения. Общая калорийность суточного пайка красноармейца составляла 3622 калории - такого питания не имел солдат ни одной армии мира!

Огромные запасы материальных средств следовало правильно разместить как в стратегическом, так и в оперативно-тактическом отношении. Важнейший вопрос рассматривался еще в 1940 году. Командование Красной армии придерживалось точки зрения вполне обоснованной и, как показали дальнейшие события, правильной - разместить запасы за Волгой.

Логичное решение вызвало тем не менее решительный протест со стороны Мехлиса. Он требовал, чтобы материальные средства накапливались в приграничных районах, как можно ближе к вероятному противнику. Рациональные доводы начальник Главного политического управления воспринимал как вредительские и пораженческие.

Но хоть полушубки, валенки и прочее зимнее имущество надо оставить за Волгой, - говорили военные специалисты.

А откуда вы знаете, когда начнется война? - подозрительно спрашивал Мехлис, намекая на измену более чем прозрачно.

В конце концов Сталин, поддавшись уговорам начальника Главного политического управления, принял его точку зрения. В 1941 году, когда И. В. Сталин уже был председателем Совета народных комиссаров, Андрей Васильевич еще раз докладывал ему предложения о размещении неприкосновенных запасов, и снова безуспешно!

Генерал Хрулев представлял небывалый размах будущей войны и понимал, каким в этих условиях должен быть тыл Вооруженных сил. Коренной перестройке подверглись железнодорожные войска, медицинская служба получила большое количество необходимого имущества и оборудования, широкую сеть лечебных учреждений, укрепилась высококвалифицированными кадрами.

Главный интендант намечал полностью оснастить тыловые части автотракторной техникой, создать специальные части военно-транспортной авиации. А главное - единый орган управления тылом. Но решать эти задачи пришлось уже в ходе войны.

Вот когда сказалось упрямство Мехлиса. На складах Белорусского и Киевского особых военных округов противник захватил более половины всего заготовленного вещевого имущества, а в Прибалтийском военном округе - так и все 100%. На Юго-Западном фронте пришлось уничтожить, чтобы не достались врагу, 38 000 тонн горюче-смазочных материалов. Кроме того, по всем округам потеряны были 31 000 пароконных и 5000 одноконных повозок, 8000 походных кухонь, 389 хлебопекарен, десятки тысяч комплектов упряжи и седел. Что касается лечебных учреждений, то их утрачено было в общем на 88 000 коек, - подводил Андрей Васильевич неутешительные итоги первых недель войны.

Все это теперь надлежало восстановить в кратчайшие сроки. А параллельно выводить из-под ударов уцелевшие ресурсы и решать главную задачу - обеспечивать материальными средствами войска, на одних направлениях отходившие с тяжелыми боями, на других державшие упорную оборону. При этом действия тыловых частей должны были более строго соответствовать оперативно-тактической обстановке, сложной и не всегда ясной.

Сложность проблемы усугублялась тем, что тыловые части фронтов и армий, предназначенные для выполнения этого сложнейшего комплекса задач, развертывались и доводились до штатной численности уже после того, как нападение на Советский Союз стало свершившимся фактом. И по той же самой причине уже непосредственно в ходе войны они учились, как эти самые задачи выполнять. Кроме того, действовать им приходилось под вражескими бомбами, в условиях постоянной угрозы нападения гитлеровских диверсантов и встречи с прорвавшимися танками противника.

Не выдержало испытания и управление службами тыла. По довоенным взглядам осуществлять его должны были общевойсковые штабы, но те, перегруженные своими прямыми обязанностями, оказались не в состоянии распутывать еще и сложные узлы военно-хозяйственной работы. Требовалась срочная перестройка как системы управления, так и всей организационной структуры тыла Красной армии.

Генерал Хрулев, ставший в июле 1941 года, кроме того, и заместителем наркома обороны СССР, к ее проведению был готов. Ни долгие беседы с К. Е. Горецким, ни глубокое постижение опыта тылового обеспечения русской армии от войн далекого прошлого до последних военных конфликтов не прошли для него даром. Свои тщательно продуманные предложения он изложил А. И. Микояну, ведавшему в Государственном комитете обороны вопросами снабжения армии. Тот немедленно сообщил о них Сталину, и уже на следующий день последовало поручение Верховного главнокомандующего о подготовке проекта соответствующего решения.

Работа, в которой участвовали офицеры Генерального штаба и лучшие специалисты тыла, закипела. Вскоре проект постановления Государственного комитета обороны об организации тыла Красной армии на военное время был готов. Сталин подписал его 30 июля, сразу же по представлении. А чуть позже, в августе, он подписал приказ об организации Главного управления тыла Красной армии, управлений тыла фронтов и армий.

Теперь генерал Хрулев ведал организацией тыла Красной армии, его устройством, перевозками войск и пополнений, подвозом всех видов материальных средств фронтам, эвакуацией раненых и больных. Свою работу он вел в тесном контакте с А. И. Микояном, возглавлявшим Комитет продовольственно-вещевого снабжения Красной армии, и его заместителем А. Н. Косыгиным.

В состав комитета входили ведущие представители от соответствующих наркоматов. В свою очередь они выдвигали в органы Главного управления тыла крупнейших специалистов от различных отраслей народного хозяйства, благодаря чему получение действующей армией всего необходимого значительно ускорилось. Вскоре была установлена стройная система снабжения войск вооружением, боеприпасами, продовольствием, горюче-смазочными материалами, техническим и многими другими видами военного имущества. Оперативно решались вопросы подвоза, организовывалась эвакуация раненых и больных.

Андрей Васильевич не забывал ни об охране тыловых районов, ни о восстановлении негодного или использовании трофейного имущества - все шло в дело. В своей работе он постоянно опирался на штаб во главе с замечательным специалистом генералом М. П. Миловским и потому всегда, в любое время дня и ночи, знал, как обеспечены войска, как выполняются планы заказов и поставок промышленностью и сельским хозяйством. Точная и своевременная информация помогала принимать верные решения.

Тыл быстро набирал силу, выходил на расчетные возможности и даже перекрывал их, что позволило даже... прийти на помощь промышленным предприятиям, оказавшимся во время эвакуации в крайне сложном положении. Автомобильные части тыла доставляли предприятиям от поставщиков топливо, хлопок, шерсть, кожевенное и табачное сырье. Рабочие батальоны заготавливали для оборонных заводов дрова и торф, выполняли погрузочные работы, помогали в монтаже оборудования, расширении производственных площадей, выпуске повозок, фляг, котелков и многих других на войне совершенно необходимых изделий.

Андрей Васильевич не раз замечал: армия по природе своей является потребителем. Но в противном случае она могла бы остаться без достаточного количества крайне нужных средств, потребность в которых неуклонно росла.

Формировались новые соединения и части, в строй становились сотни тысяч народных ополченцев, и всех нужно было снабдить обмундированием, снаряжением, обеспечить регулярным питанием. В тяжелые дни битвы за Москву стараниями тыла в кратчайшие сроки завершилось формирование кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова, позднее отличившегося в сражениях. Тогда же Верховный главнокомандующий приказал А. В. Хрулеву выделить в распоряжение трех армий, сосредоточенных в районе столицы, по два автотранспортных и по одному гужевому батальону.

Легко сказать, но где взять автомобили? В резерве их нет.

Задача казалась невыполнимой и все же была решена. Генерал Хрулев тут же позвонил Косыгину, и с его разрешения офицеры автодорожного управления вместе с представителями районных советов депутатов провели рейд по гаражам и мастерским эвакуированных ведомств и предприятий, собирая оставшиеся из-за неисправностей машины, запасные части, резину. Немало брошенной автомобильной техники удалось найти также и на дорогах Подмосковья.

Всего лишь двое суток напряженной работы, и весь необходимый транспорт был собран. Правда, - вот беда, - практически каждая машина нуждалась в капитальном ремонте. Но Андрей Васильевич подготовил следующий ход заранее. По его приказу на Шлюзовой набережной уже был развернут авторемонтный завод, и в указанный срок автомобильные батальоны были готовы.

Верховный главнокомандующий изобретательность начальника тыла оценил и почти в те же дни по его рекомендации ввел обозначенные лимиты на расход войсками боеприпасов и горюче-смазочных материалов. Сначала в Москву излился целый поток жалоб, но вскоре командующие и командиры поняли, что новая система отнюдь не ограничивает возможности войск, а всего лишь учит просчитывать их, заставляет бережно относиться к материальным ресурсам, накапливать необходимые средства для ответственных операций заблаговременно. Да и в самом деле, государство, даже при всех возможностях Советского Союза, бездонной бочкой отнюдь не является.

Москва готовилась к обороне основательно: одних только водозаборных скважин было оборудовано почти полторы тысячи. К счастью, применить их так и не довелось, а вот обводная железная дорога, еще в августе построенная по инициативе предвидевшего подобное развитие событий Хрулева, и тогда же реконструированный Московский железнодорожный узел сыграли в битве за столицу роль поистине исключительную.

Важным фактором победы в развернувшемся сражении стало теплое обмундирование. «Гитлеровцы, надеясь на молниеносную войну, оказались накануне холодов в летнем обмундировании, - говорил Андрей Васильевич руководителям текстильной промышленности на расширенном заседании у Косыгина. - Советский народ оденет свои войска в добротные шинели, полушубки, шапки и телогрейки. Все будут обеспечены валенками».

За этими словами стояли напряженный труд и решение сложнейших административно-хозяйственных задач, напоминавших длинные уравнения со многими неизвестными. Но миллионы комплектов зимнего обмундирования и теплых вещей, собранных населением, были вовремя доставлены войскам. А доставка материальных средств на войне - дело само по себе нелегкое.

Если связь часто называют «нервом армии», то пути подвоза и эвакуации вполне можно считать ее кровеносными сосудами. С чем, как не с губительными тромбами, заслуживают сравнения пробки на дорогах, особенно в период ведения важных операций? Генерал Хрулев размышлял об этом давно, ведь специальное постановление Государственного комитета обороны «Об организации автодорожной службы на шоссейно-грунтовых дорогах» появилось еще в июле 1941 года!

Главным врагом своевременного подвоза была распутица, надолго выводившая из строя грунтовые дороги. Она-то и вызвала заметное ухудшение снабжения на Волховском, Ленинградском, Калининском и Западном фронтах. И тут генерал Хрулев снова блеснул находчивостью, предложив сформировать гужевые транспортные батальоны.

Вот новости! - сказал Верховный главнокомандующий. - В век техники и вдруг торба с овсом, повозочные, сани...

Но другого выхода не нашлось, и первые 76 гужевых батальонов по 250 повозок или саней в каждом были сформированы в рекордные сроки. Вскоре выяснилось, что лошадка выручает даже там, где подчас сдает и гусеничная техника. Москву засыпали просьбами о конных обозах, вслед за которыми появились формирования оленьих упряжек на Севере и верблюжьих - в прикаспийских степях, а в горах Кавказа прекрасно зарекомендовали себя... горно-вьючно-ишачьи роты.

В начале 1942 года Андрей Васильевич выехал на Волховский фронт, где сложилось тяжелое положение с эвакуацией раненых. Из-за отсутствия специальных санитарных поездов их нельзя было отправить для лечения даже в ближайшие области - Ярославскую, Ивановскую, Горьковскую...

Генерал Хрулев лично оценил обстановку на месте, установил, что в районе Боровичи можно разместить до 10 ООО госпитальных коек, и немедленно дал указание штабу тыла поставить необходимое медицинское оборудование. Распоряжение было исполнено четко и быстро, так что нужда как в эвакуации, так и в дефицитных санитарных поездах отпала сама собой.

На обратном пути Андрей Васильевич заехал в штаб Северо-Западного фронта, чтобы выяснить положение и нужды его войск. Командный пункт располагался в доме отдыха Ленинградского обкома ВКП(б), недалеко от Валдая. Было уже довольно поздно, когда Хрулев приехал туда и встретился с командующим, генералом П. А. Курочкиным.

Они беседовали, обсуждая насущные вопросы снабжения, и вошел член Военного совета А. М. Пронин. Он принес на утверждение решение военного трибунала по делу начальника тыла фронта генерала Н. А. Кузнецова. Главный интендант заинтересовался сутью вопроса. Оказалось, что Кузнецова обвинил в преступном отношении к обеспечению войск другой член Военного совета фронта, могущественный Н. А. Булганин. Трибунал ослушаться его не посмел и вынес приговор самый суровый.

Николай Александрович Кузнецов - очень образованный генерал, добросовестный человек, трудолюбивый и исполнительный, - выразил недоумение Андрей Васильевич. - В чем конкретно его вина?

Командующий фронтом, подумав, отказался утверждать расстрельный приговор:

Я Кузнецова под суд не отдавал и с трибуналом не разговаривал. А решение это пусть утверждает сам Булганин, который затеял дело.

Жизнь человека была спасена. Н. А. Кузнецова разжаловали. Позже он возглавил тыл армии, а затем отлично проявил себя на более высоких должностях и закончил службу в звании генерал-лейтенанта.

Булганин долго ругался, узнав, что расправа чужими руками с неугодным человеком не состоялась. Сам он, будучи политиком в гораздо большей степени, чем военным, протокол трибунала не утвердил, ибо прекрасно понимал, как опасно оставлять подписи на подобных документах. Так генерал Хрулев приобрел еще одного врага, столь же непримиримого и злонамеренного, как и Мехлис, но гораздо более изощренного, умеющего ждать своего часа. Чем конкретно не угодил ему Кузнецов, так и осталось тайной, известной только главному интенданту. Андрей Васильевич ее так и не открыл, разве что, сетуя, говорил о проблемах, которые нет-нет да и возникают у честных работников тыла из-за отказа удовлетворять сомнительные требования некоторых представителей командования и лиц, облеченных властью.

Впрочем, в ту пору мысли генерала Хрулева занимал не могущественный недоброжелатель, а кризис снабжения, нависший над осажденным Ленинградом. Организация снабжения города в целом была поручена А. И. Микояну, а решение практических вопросов Верховный главнокомандующий доверил начальнику тыла Красной армии. Андрей Васильевич отправился в Северную столицу.

Что будем делать, товарищи? - спросил он собравшихся на совещание представителей командования Ленинградского фронта, руководства города и области.

Единое мнение было выработано скоро: транспортной авиацией ни в коем случае не пренебрегать, но главной артерией снабжения считать путь через Ладожское озеро.

Генерал Хрулев установил четкую систему контроля погрузки вагонов и движения грузов, отдавая предпочтение продовольствию. Особенно много сил приложил он к организации движения материальных средств по ледовой трассе через Ладожское озеро, «Дороге жизни», или, согласно официальным документам, «Военно-автомобильной дороге № 102».

Это был сложный организм - или аппарат - численностью в 19 тысяч человек. Четыре дорожно-эксплуатационных полка, стрелковый полк охраны, три мостостроительных, 9 автотранспортных и два авторемонтных батальона, 8 госпиталей - таков перечень лишь основных структур, входивших в его состав.

Дорожники непрерывно расчищали и ремонтировали трассу - временами авиация противника разрушала до 6 квадратных километров льда, - строили мосты, сооружали объезды, местами отводили трассу в сторону. Днем и ночью, в любую погоду, часто под ударами вражеских авиабомб непрерывным потоком более трех тысяч грузовых автомобилей везли в осажденный город то, в чем так нуждались его защитники, жители, продолжавшие работу предприятия.

В свою очередь блокадный Ленинград давал стране оружие и боеприпасы, уникальное оборудование для электростанций, ценный хирургический инструмент, сыворотки, вакцины, оборудование для госпиталей, в снабжении медицинским имуществом роль осажденного города была чрезвычайно велика.

Ледовая трасса действовала четко и бесперебойно, но с наступлением теплого времени года солнечные лучи сделают то, что оказалось не под силу гитлеровской авиации. Андрей Васильевич нашел выход и здесь. Он предложил построить 10 металлических барж и четыре железнодорожных парома грузоподъемностью по 1000 тонн каждый. Скептики уверяли, что это нереально. Однако задача была выполнена силами ленинградцев, ценой их героических усилий на судоверфях, причалах и пристанях, в цехах заводов и фабрик, в научно-исследовательских учреждениях и институтах.

Но сам по себе водный транспорт - еще не все, что требуется для обеспечения грузопотока. Требовалось строить пирсы с причалами, оборудовать пристани и подъездные пути, восстанавливать разрушенные шлюзы и плотины, очищать бассейн от мин и препятствий, создавать порты и организовывать их работу... Трудовой подвиг. Именно он позволил войскам Ленинградского фронта с честью выдержать тяжелые бои летней кампании 1942 года.

Водная артерия не утратила своего значения и позже, когда операция «Искра» была завершена, а блокада прорвана. Летом 1943 года суда доставили в город почти 80 тысяч тонн различных грузов; пригодились они также в ходе прокладки телефонного и 6 нитей силового кабеля для подачи в Ленинград электрического тока с Волховской ГЭС.

И все же возможности ледовой трассы зимой и водной артерии летом имели свои пределы. Как увеличить грузопоток для города и фронта? Да очень просто: использовать для доставки горючего не автомобили и баржи, а трубопровод!

Государственный комитет обороны принял соответствующее решение, возложив общее руководство строительством на А. Н. Косыгина, и работа закипела, - разумеется, при самом активном участии генерала Хрулева. Именно он помог найти и нужных специалистов, и сами трубы, причем на месте, в Колпино. Сложная задача решалась совместными усилиями фронта, представителей флота, соответствующих министерств и ведомств. Менее чем через месяц уникальное по тому времени сооружение было готово, и в осажденный город пошел непрерывный поток нефтепродуктов.

Андрей Васильевич внимательно изучал и обобщал полученный опыт, словно предвидя его ценность в недалеком будущем. В череде сменявших одна другую ответственных задач, в условиях нечеловеческой нагрузки он вдруг вспомнил: а как чувствует себя архитектор Лев Владимирович Руднев, автор проекта знаменитого здания академии имени М. В. Фрунзе? Ведь он постоянно живет в Ленинграде.

Оказалось, академик действительно в блокадном городе и категорически отказывается покидать его, желая разделить все трудности с ленинградцами. А между тем его физическое состояние иначе, как тяжелым, не назовешь! Тогда генерал Хрулев начал лично уговаривать упрямого архитектора, потратил немало времени и, в конце концов, добился успеха...

Стойко обороняется непокоренный Ленинград, одержана блестящая победа под Москвой. В ходе осенне-зимней кампании 1941-1942 годов тыл проделал огромную работу, без которой успехи войск были бы невозможны. А. И. Микоян лично убедился в этом, выехав для проверки вместе с генералом Хрулевым в район упорных боев.

Деятельность органов снабжения можно проверять, исследуя документы и графики, а можно так, как делал это Наполеон: выйти на конечное звено - солдата - и посмотреть, как он одет, обут и накормлен. И не на строевом смотру, а на линии боевого соприкосновения с противником! Анастас Иванович и Андрей Васильевич ходили по траншеям переднего края, беседовали с младшими офицерами и солдатами. Видели: зимним обмундированием обеспечены хорошо, горячую пищу получают своевременно.

Но поводов для беспокойства было куда больше, чем для радости. Ситуация на железнодорожном транспорте стремительно ухудшалась и грозила серьезными перебоями в снабжении. Положение могло быть еще хуже без железнодорожных войск, существование которых в тяжелые месяцы 1941 года едва удалось отстоять. Тогда в чью- то не отягощенную военными знаниями голову пришла идея расформировать их для компенсации огромных потерь и преобразовать в обычные стрелковые части. Нашлись и горе-теоретики, подкрепившие идею «научной» основой: армия сейчас отходит, а стало быть, и задачи по строительству железнодорожных путей не возникают.

Верховный главнокомандующий от скоропалительного решения отказался и приказал изучить вопрос специальной комиссии. Впрочем, заседание ее ничего хорошего не сулило. Ведь председателем был назначен Л. З. Мехлис, заинтересованный в том, чтобы ликвидировать железнодорожные войска и тем самым ослабить позиции ненавистного ему главного интенданта. Искушенный начальник Главного политического управления собрал комиссию именно в тот день, когда самого Андрея Васильевича в Москве не было.

Все шло, как было задумано. Лишь начальник военных сообщений, подчиненный Хрулеву, генерал-лейтенант Ковалев категорически отказался голосовать за расформирование, называя подобное решение пораженческим. Мехлис снял телефонную трубку и пожаловался на упрямца Сталину.

Почему вы считаете ликвидацию железнодорожных войск пораженчеством? - спросил Верховный главнокомандующий, пригласив генерала к телефону.

Потому, что мы готовим под Москвой контрудар и позже будем готовиться к наступлению, а наступать без железнодорожных войск и восстановительных средств, которые являются орудием наступательных операций, невозможно, - ответил Ковалев.

Правильно, - сказал Сталин. - Передайте трубку Мехлису.

Вы пораженец, Мехлис, - услышал тот. - Комиссия тоже. Комиссию распустить, войска сохранить!

Мехлис был посрамлен, а зимнее контрнаступление еще раз подчеркнуло значение железнодорожных войск. Но главная роль, причем не только в подвозе материальных средств и пополнений, но и в обеспечении оперативно-стратегического маневра, принадлежала наркомату путей сообщений (НКПС). А там положение дел складывалось далеко не блестяще.

Потеря почти половины самой развитой железнодорожной сети, нехватка топлива, электроэнергии, паровозов, парка товарных вагонов и ремонтных мощностей дезорганизовали привычный ритм и разрушили отлаженный порядок работы. Следствием административной неразберихи стали чудовищные пробки, забившие железнодорожные магистрали. Движение поездов было блокировано, а среднесуточная погрузка вагонов сократилась более чем в два раза.

Народный комиссар путей сообщения устраивал картинные разборки, но метод «административной накачки» уже не работал. В таких условиях железнодорожному транспорту требовался руководитель, чьим главным достоинством было бы не умение запугивать подчиненных, а способность быстро находить верные решения.

Однажды в марте 1942 года после одного из заседаний Государственного комитета обороны Сталин попросил Хрулева остаться.

Вам придется быть наркомом путей сообщения, - сказал он. - Этот вопрос решен. Задачи ясны. - И, заметив замешательство, объяснил: - Я отдаю себе отчет в том, как сложна и ответственна выпавшая вам работа начальника тыла Красной армии. Но снабжение фронтов - это прежде всего подвоз. Поэтому соединение в одном лице двух должностей - наркома путей сообщения и начальника тыла - позволит наиболее надежно решить вопрос о подаче в действующую армию всего, что необходимо для разгрома врага. На посту наркома путей сообщения вы станете ближе ко всему народному хозяйству, которое тесно соприкасается с железнодорожным транспортом и во многом от него зависит...

«Ты хорошо потрудилась, Золушка. Вот тебе награда - список новых поручений». Вряд ли у Андрея Васильевича в тот момент возникли ассоциации со сказочной героиней Перро, хотя ситуация была схожей. Все его попытки отказаться от новой, еще одной должности Верховный главнокомандующий решительно отклонил.

Обратный путь из Кремля генерал Хрулев проделал в тревожном раздумье. С одной стороны, к многочисленным, требующим неимоверного напряжения сил обязанностям добавились заботы о пятимиллионной (!) армии железнодорожников, с другой - наконец-то претворялась в жизнь идея его научного консультанта К. Е. Горецкого, со времен Первой мировой войны мечтавшего о сосредоточении управления стратегическим тылом и подвозом в одних руках.

Работники наркомата путей сообщения, где Андрей Иванович отныне пребывал постоянно, отнеслись к появлению нового начальника с должным пониманием. Возложив текущую работу в Главном управлении тыла на своего заместителя, генерала Виноградова, он сконцентрировал усилия на решении ближайшей задачи - ликвидации огромных пробок на железных дорогах. Прежде всего следовало внимательно выслушать мнение специалистов.

Л. М. Каганович, ранее занимавший пост наркома путей сообщения, чужих советов терпеть не мог, а о паровозах, эвакуированных из западных областей страны, просто... забыл. Теперь из этих паровозов были сформированы специальные группы, при помощи которых заторы, ко всеобщему удивлению, удалось ликвидировать в кратчайшие сроки.

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

ДУГЛАС МАКАРТУР (1880-1964) Американский военный деятель, генерал армии. «Американец на все сто процентов, наш «американский кесарь»» – так назвал Дугласа Макартура один из его друзей. В США очень часто кесарями, королями, властителями называют людей, преуспевающих в

Из книги Фельдмаршал Манштейн - лучший полководец Гитлера автора Дайнес Владимир Оттович

Приложение № 2 Служба в армии (краткая автобиография генерал-фельдмаршала Э. фон Манштейна) Эрих фон Левински, он же фон Манштейн. Родился 24 ноября 1887 года в Берлине в семье будущего генерала артиллерии и командира 6 армейского корпуса Эдуарда фон Левински.

Из книги Тайны военной агентуры автора Непомнящий Николай Николаевич

Уильям БРУГЕР, бригадный генерал армии США в отставке «МЕШКОВАТЫЕ ШТАНЫ» Было два часа ночи июня 1944 года, когда наш барак неожиданно залило светом. В то же мгновение вокруг нас засновали японские охранники и офицеры: начался очередной обыск - внезапно, чтобы мы не успели

Из книги Белоэмигранты на военной службе в Китае автора Балмасов Сергей Станиславович

Генерал Маньчжурской армии Уржин Гармаев Особенно надо отметить службу в марионеточной армии Маньчжоу-Ди-Го бурята Уржина Гармаева. Родился он в 1889 г. в селе Макарово Красноярского уезда. Во время Гражданской войны служил в армии атамана Семенова младшим офицером на

Из книги Вожди белых армий автора Черкасов-Георгиевский Владимир

ГЛАВКОМ РУССКОЙ АРМИИ Генерал-лейтенант Генштаба, флигель-адъютант, барон П. Н. Врангель Утром 6 августа 1914 года, спустя несколько дней после начала Первой мировой войны, лейб-гвардии Его Императорского Величества Конный полк, стремительно наступающий от

автора Лобанов Михаил Петрович

автора Щукин Вадим Тимофеевич

Генерал армии И. Д. Черняховский Лето 1941 года в Латвии выдалось погожим, теплым. И утром 22 июня, когда полковник Черняховский, командир расположенной неподалеку от Шауляя танковой дивизии, закончил неотложные дела и решил немного отдохнуть, ничто, казалось бы, не

Из книги Полководцы Великой Победы автора Щукин Вадим Тимофеевич

Генерал армии Н. Ф. Ватутин «Только тот из вас, кто будет чувствовать постоянное недовольство самим собой, неполноту своего научного багажа, кто будет стремиться к расширению своего кругозора, - только тот не отстанет в военном деле, будет идти вперед и, быть может,

Из книги В Ставке Верховного Главнокомандующего автора Бубнов Александр Дмитриевич

Глава II. Попытка восстановить боеспособность армии. Генерал Л.Г. Корнилов После своего вступления в должность Верховного Главнокомандующего генерал Корнилов первым делом занялся разработкой проекта мероприятий для восстановления дисциплины и боеспособности в

Из книги Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи автора Лобанов Михаил Петрович

Генерал армии С. М. Штеменко У хозяина ближней дачи …Прихожая была пуста. Стояла глубокая тишина. Я открыл дверь в столовую. Никого… Потолкался на месте, кашлянул в кулак, чтобы привлечь к себе внимание обитателей дома. Опять никого… Вот тебе и вызов для доклада! Не было

автора Гончаров Владислав Львович

№ 171. Донесение и.д. начальника штаба 11-й армии генерал-майора Кирпотенко начальнику штаба Юго-Западного фронта генерал-лейтенанту Н.Н. Стогову от 30 сентября 1917 года По сведениям из 6-го корпуса, в 16-м пехотном полку, занимающем позицию юго-западнее Заоржа, началось

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 174. Из воспоминаний генерал-квартирмейстера штаба 10-й армии Западного фронта генерал-майора А.А. Самойло (начало октября 1917 года) 10-я армия стояла на занимаемых позициях в полном бездействии. Солдаты никакой службы не несли, большинство из них было всецело под влиянием

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Степан Александрович Хрулев Генерал-лейтенант.5 февраля отряд под начальством Хрулева неудачно пытался овладеть городом Евпаторией.4 марта Хрулев назначен начальником войск Корабельной стороны Севастополя. В ночь с 10 на 11 марта под начальством генерала Хрулева с

автора Глазырин Максим Юрьевич

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Генерал-майор армии Китая. «Памятка русскому человеку» Лариков Юрий Романович (1896–1989, Тайвань), во время Первой мировой войны (1914–1918) окончил Михайловское артиллерийское училище, участник белого движения. В 1921 году в Китае, служил в академии Генерального штаба. Первый

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Зодчий. Генерал Персидской армии Марков Николай Львович (Тифлис, 1882–1957, Тегеран), русский офицер, архитектор. В 1910 году окончил Императорскую академию художеств в Петрограде (художник-архитектор).Н. Л. Марков уходит добровольцем на передовую («фронт») Первой мировой войны

    Военная академия материально технического обеспечения А. В. Хрулёва (ВАМТО) … Википедия

    Андрей Васильевич Хрулёв … Википедия

    Военный финансово экономический институт Военного университета Министерства обороны Российской Федерации (ВФЭИ ВУМО РФ) Прежнее название до 1974 Ярославское военное училище им. генерала армии А. В. Хрулёва до 1999 Ярославское высшее военное… … Википедия

    26 июля 1971 года проектируемому проезду в Ждановском (ныне Приморском) районе было присвоено название улица Генерала Хрулёва. Реально улица возникла только к 1980 году. Андрей Викторович Хрулёв (1892–1962) в 1917 м оказался в рядах… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Военная финансово экономическая академия (ВФЭА) Прежнее название до 1974 Ярославское военное училище им. генерала армии А. В. Хрулёва до 1999 Ярославское высшее военное финансовое училище им. ген. арм. А. В. Хрулёва до 2003 филиал Военного… … Википедия

    Михаил Константинович Макарцев … Википедия

    Парад Победы в Санкт Петербурге 9 мая 2008 года парад, посвященный 63 й годовщине Победы в Великой Отечественной войне проходил на Дворцовой площади Санкт Петербурга. Трансляцию парада осуществлял телеканал «100 ТВ» Содержание 1 Ход парада 1.1… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Козлов. Георгий Кириллович Козлов Дата рождения 19 декабря 1902 (1 января 1903)(1903 01 01) Место рождения Селяхи, Гродненская губерния Р … Википедия

    Санкт Петербург Общая информация Район города Василеостровский Исторический район Васильевский остров Полицейская часть Васильевская часть Протяжённость 260 м Ближайшие станции метро … Википедия