В Иерусалимском Горненском монастыре прошел праздник «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы. Память сретения пресвятой богородицы и праведной елисаветы

10 апреля в женском Горненском монастыре, основанном на месте посещения Пресвятой Богородицей Ее родственницы - праведной Елисаветы, при большом стечении священнослужителей, монашествующих и паломников состоялся торжественный праздник «Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов», сообщает Седмица.Ru . Праздник имеет в этой русской обители и другое название - «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы».

Праздник, установленный в 1883 году на Святой Земле, проводится по традиции только в Горненской обители, располагающейся, по преданию, на той самой земле, где жили святые праведные Захария и Елисавета, родители святого Иоанна Крестителя.

Матерь Божия прожила в нагорней стране три месяца, а встреча Пречистой со святой праведной Елисаветой нашла свое отражение в Евангелии от Луки: «и вниде в Дом Захарии, и целова Елисавет» (Лк. 1:40).

Сестры и трудницы Горненской обители украсили живыми цветами киоты двух икон «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы» и собрали соединенные друг с другом аккуратными травяными дорожками четыре цветочных ковра вокруг храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Согласно существующей традиции, настоятельница монастыря игумения Георгия (Щукина) вместе с сестрами встретили у расположенного за пределами обители источника Божией Матери принесенную из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме чудотворную икону Благовещения Пресвятой Богородицы.

После молебна под звон колоколов и церковных песнопений многолюдный крестный ход с чудотворным образом направился в Казанский храм Горненской обители. Перенесение иконы и крестный ход возглавил приглашенный на торжества митрополит Вострский Тимофей из Иерусалимского Патриархата. В крестном ходе приняли участие архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и многие паломничающие на Святой Земле православные священнослужители.

Весь путь этого крестного хода, символизирующего путешествие Божией Матери и Ее прихождение из Назарета в Горний град Иудов, был украшен на территории обители зеленой травой и цветами.

Так как празднование выпало на Светлую Седмицу, чудотворную икону покрыли розовым одеянием до пола, наподобие монашеской мантии, и поставили вместе с укрепленным у ее основания игуменским жезлом в центре Казанского храма. В нем эта икона будет пребывать в продолжение трех месяцев - до праздника Рождества Иоанна Предтечи в воспоминание того события, что именно такой срок Пресвятая Богородица гостила у праведной Елисаветы.

Через некоторое время облаченная уже в голубое одеяние чудотворная икона займет в храме игуменское место, и все 90 дней Божия Матерь будет называться в Горненской обители «Игуменией монастыря». Место же земной настоятельницы обители будет находиться рядом с иконой. Монашествующие и паломники в этот период берут благословение сначала у Благовещенской святыни и лишь затем у матушки Георгии и священников.

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, возглавивший вечернее богослужение, по его завершении на площади перед храмом от имени епархии передал в дар Горненскому монастырю две большие иконы в киоте - образ Пресвятой Богородицы «Абалакской» и «Собор святых, в земле Сибирской просиявших», написанные в иконописных мастерских Тобольска. Эти иконы будут украшать храм Всех Святых, в земле Российской просиявших, являющийся с 2007 г. архитектурной доминантой Горненской обители.

Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и игумения Георгия в своем ответном слове сердечно поблагодарили владыку Димитрия за ценные иконы, а певчие Тобольской семинарии и Горненской обители исполнили духовные песнопения.

Свое впечатление о прошедшем празднике, называемым в этом монастыре «Вторым Благовещением», выразил архиепископ Приморский и Владивостокский Вениамин: « Этот праздник хотя и не превосходит по своему значению Пасху Христову, в лучах которой мы сейчас радостно купаемся, приносит и добавляет всем православным верующим еще больше радости. И я тоже лично вместе со всеми радуюсь, что прибыл сюда, чтобы встречать Пресвятую Богородицу, Которая более двух тысяч лет назад предприняла путешествие из Назарета в Горнее. Этот праздник входит в сердце и душу и приносит нам бесконечную радость».

Икона «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование Греческого императора-иконоборца Феофила (829-842).

Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа.

Она пустила ее в море.

Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы названо «Агиасмою». В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается крестный ход.

Нельзя не упомянуть здесь об одном назидательном чудесном случае, бывшем в 1830 году. В это время в Филофеевский монастырь пришел из Адрианополя один богомолец. Здесь в обители он случайно заговорил с экклесиархом. Последний в искренней беседе рассказал богомольцу о различных чудесах Божией Матери и сообщил также о том, каким образом явилась на берегу моря пред Афонской Филофеевской обителью Ее икона Сладкое лобзание.

Богомолец с любопытством о всем расспрашивал экклесиарха, внимательно выслушивал его рассказы и, по-видимому, все близко принимал к сердцу. Экклесиарх шел навстречу его желаниям. Но каково же было его изумление, когда его собеседник в конце концов выразил свое сомнение в истинности всего рассказанного, а повествование инока о чудесном явлении иконы Божией Матери Гликофилуссы счел за простую басню, которой может поверить разве только ребенок.

Экклесиарх задумался. Он не ожидал ничего подобного. Несомненно, что в душе богомольца были посеяны злые семена, и они отравляли его христианское настроение. Может быть, он был уже близок к полному падению. Ведь от отрицания благодеяний, оказанных роду человеческому Богоматерью, и от сомнений в чудесном явлении Ее святого образа всего лишь один шаг к сомнению и в чудесах вообще, а в частности, и чудесах Спасителя рода человеческого...

Видя близкую гибель своего собеседника, экклесиарх пытался рассеять его дух сомнения, но богомолец упорно отрицал все его слова и доводы. Так глубоко он пал.

И не доводы инока убедили богомольца: он был возвращен в число искренних последователей Христа Самой Царицей Небесной.

В тот же день над ним самим совершилось чудо, и из него он мог убедиться в чудесной силе Пречистой Девы. Идя по верхнему этажу дома, он оступился и начал падать вниз. Тут он воскликнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» и спустился на землю без всякого вреда...

Икона Сладкое лобзание прославлена и другими чудесами. Она стоит в соборном храме обители и изображает Богоматерь лобзающей Предвечного Младенца. Икона имеет в высоту 1 аршин 12 вершков, а в ширину 1 аршин 3 1/2 вершка. Есть церковное предание, что она одна из 70-ти икон, написанных евангелистом Лукой.

В скиту русского афонского Пантелеймоновского монастыря есть снимок с чудотворной иконы «Гликофилусса».

Как гласит предание, икона Божией Матери «Сладкое лобзание» («Гликофилуса») была написана самим евангелистом Лукой еще при жизни Богоматери. В настоящее время она находится в афонском монастыре Филофей. Этому предшествовала драматическая история, произошедшая в первой половине 9 века, во времена иконоборчества.

История иконы «Сладкое лобзание»

Когда византийский престол занял император-иконоборец Феофила, он повелел уничтожить все иконы. Жена его приближенного Симеона Виктория почитала икону и скрывала ее в своих покоях. Когда же муж потребовал сжечь икону, она, помолившись, пустила ее на волю морских волн.

По волнам эта икона и доплыла до Афона, до монастыря Филофей, и на место ее обретения до сих пор в пасхальный понедельник проводится крестный ход.

За более чем тысячу лет пребывания в монастыре икона «Гликофилуса» явила немало чудес. Так, в одной супружеской паре из Праора жена страдала бесплодием, но, когда супруг вознес страстную молитву перед иконой Божией Матери «Сладкое лобзание», то елей из лампады, горящей перед иконой, помогли: он помазал елеем жену и себя, и в тот же год у них родился сын.

Другим чудом стало возвращение похищенного и раскаяние преступника. Это случилось в 1801 году. Икона «Гликофилуса» была украшена привешенными к окладу златницами. Один паломник польстился на них и похитил, после чего сел на корабль и попытался скрыться. Однако, хотя дул попутный ветер, судно остановилось вблизи от берега и никак не двигалось дальше. Когда обнаружили пропажу, стали искать везде, в том числе отправили лодку и к кораблю. Похититель, увидев явленное чудо, раскаялся и вернул похищенное, и судно продолжило плаванье.

Еще одно чудо произошло уже в 20 веке, когда Греция находилась под немецкой оккупацией. В монастыре почти закончился запас пшеницы, и было принято решение больше не принимать паломников. Лишь старец отец Савва воспротивился этому решению и уговорил братию отказаться от него. Когда же муки осталось совсем чуть-чуть, он вновь уговорил испечь из остатков хлебы и раздать их не только монахам, но и мирянам, уповая на милость Пречистой Девы. Когда же это было сделано, к пристани причалило судно, перевозившее пшеницу, и капитан предложил часть ее обменять на дрова. Так Богоматерь вновь позаботилась о своих детях.

Особое значение икона «Сладкое лобзание» имеет для тех, кто молится о защите детей от недугов и опасностей, о приобщении их к истинной вере, об уважении к родителям и укреплении их духа при возникновении жизненных проблем.

Празднование – в пасхальный понедельник.

Другое название этой иконы – «Сретение Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы» (сретение означает встреча). Согласно евангельскому преданию, после Благовещения — явления архангела Гавриила Дева Мария поспешила к Елисавете, родной сестре ее матери. Бездетные Елисавета и ее муж священник Захарий были уже в преклонном возрасте, но Господь подарил им сына, будущего Иоанна Крестителя, которым Елисавета была в тот момент беременна.

Древний иконописец, кисти которого принадлежит икона «Встреча Марии и Елизаветы», изобразил этих святых женщин с Младенцами во чреве; более поздняя икона «Целование Божией Матери» изображает просто их объятие. При встрече с Девой Марией Елисавета исполнилась Святого Духа и славословила Марию как Мать Спасителя.

Этой иконе молятся о покровительстве Божией Матери и о даровании детей, здоровых и крепких.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сладкое лобзание» или «Гликофилуса»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвословия ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сретение Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы»

Тропарь, глас 4

Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Кондак, глас 3

Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.

Среди почитаемых ликов Божией Матери особенно выделяется образ «Сладкое лобзание», написанный, по преданию, святым Лукой. Эта чудотворная икона не раз проявляла чудеса исцеления.

Славится своими чудесами. Образ «Сладкое лобзание» не единожды спасал верующих от голода и болезней. Поклониться иконе, которая находится на Афоне, стремятся многие паломники, однако во многих городах и селах России есть списки с иконы. Они также обладают даром исцеления и нередко проявляли чудеса, излечивая смертельно больных прихожан.

История и описание иконы Божией Матери «Сладкое лобзание»

Образ Богоматери прославился своими способностями во времена царствования императора Греции Феофила. Во время борьбы с иконами святыню было приказано сжечь, однако благочестивая женщина, в чьем владении был образ, решила пойти на хитрость. Икона была пущена в море, а затем, через много лет, вновь была обретена без видимых повреждений. Выбросило лик Богоматери на берег перед Афонским монастырем. На месте, где нашли икону, из-под земли начал бить чудотворный источник, к которому устремились паломники со всего света.

Особо прославился образ во время немецкой оккупации. В монастыре преподобного Филофея, где принимали мирян и раздавали им скромную пищу, запасы провианта подходили к концу. Братия решила закрыть двери для прихожан, однако благочестивый старец Савва отговорил их. Он продолжал свое богоугодное дело, несмотря на заканчивающиеся запасы. В день, когда пищи не осталось, к берегу причалил корабль. Богоматерь не оставила людей без своего покровительства, и церковнослужители выменяли у моряков зерно на дрова. После этого знаменательного события не осталось сомнений в том, что чудотворный лик оберегает православных людей от невзгод и дарует спасение.

По преданию, эта икона является одной из семидесяти образов, вышедших из-под кисти апостола Луки. Она написана с двух сторон. На одной из них Богоматерь нежно целует сидящего на коленях младенца Иисуса. На обратной стороне иконы изображено Распятие.

В чем помогает чудотворный образ «Сладкое лобзание»

Верующие молятся перед иконой Божией Матери, прося у нее все, чего им недостает для счастливой праведной жизни:

  • крепкого здоровья, как физического, так и душевного;
  • избавления от мук;
  • укрепления в православной вере;
  • прощения греховных деяний;
  • помощи в делах насущных;
  • укрепления семейных связей;
  • защиты и помощи в воспитании потомства;

Все, что у вас есть на душе, вы можете рассказать перед образом. Высшие Силы обязательно услышат вас и помогут справиться с трудностями. Будьте честны перед собой, и тогда вы получите покровительство Богородицы.

Где находится чудотворный образ

  • Московская область, Ленинградский район, Ильинская церковь в Дыдылдине;
  • Московская область, Щелковский район, церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Филофеевский монастырь на святой горе Афон.

Дата почитания

Почитание иконы Божией Матери происходит в понедельник Светлой седмицы, поэтому каждый год дата меняется. В этот день верующие возносят молитвы Деве Марии, прося у нее защиты и покровительства от различных бед. В этот день совершается крестный ход, а также водосвятный молебен.

Молитва перед иконой «Сладкое лобзание»

«Пречистая Дева, прими молитвы искренние раба Божьего (имя), на Твое покровительство уповающего. Спаси и сохрани, Владычица, разум мой чистым и здоровье крепким. Избави от мук и мыслей негативных. Помоги справиться с трудностями да прими меня под свою защиту божественную. Не откажи советом в час трудный, прими благодарности в минуту радости. Молитвами Твоими да пребудет с нами сила Господа нашего Всемогущего. Не остави чад своих на поругание и растерзание силам дьявольским. Аминь».

Существует великое множество святых ликов с изображением Божией Матери. Каждая икона обладает уникальной способностью защищать верующих от бед, болезней и негатива. Если вам нужна поддержка Высших Сил , искренне помолитесь, где бы вы ни находились. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

30.04.2018 05:18

Иконы в православном мире имеют огромное значение и историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Икона...

Сретение (встреча) Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи , празднование иерусалимского женского Горненского монастыря , называемое также "вторым Благовещением" или "Целованием"

Празднуется 30 марта

Возвестив Пресвятой Деве Марии благую весть свыше , что Она избрана Богом для рождения Спасителя (Лк. 1, 28 -33), Архангел Гавриил открыл Ей и тайну Боговоплощения : "Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета , родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово" (Лк. 1, 35 -37). Святой евангелист Лука повествует далее, что Пресвятая Богородица, возблагодарив Архангела Гавриила ("се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" ), поспешила "в нагорную страну [отсюда название местности "Горнее"], в город Иудин" . Здесь Пресвятая Дева Мария встретилась с праведной Елисаветой, родной сестрой своей матери (святой праведной Анны), которой доводилась племянницей. "И вошла в дом [священника] Захарии , и приветствовала [жену его] Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её [будущий святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча ], и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа" (Лк. 1, 40 -45).

Далее евангелист приводит хвалебную песнь Пресвятой Девы Марии: "Величит душа Моя Господа..." (Лк. 1, 46 -55; "Честнейшая" в православном Уставе, которая поётся на утрени по 9-й песни канона).

Пресвятая Дева Мария пребывала в доме священника Захарии вместе с праведной Елисаветой три месяца, после чего, когда Елисавете настало время родить, возвратилась в город Назарет, в дом Свой.

В году начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрёл участок земли в Аин-Кариме, где, по преданию, стоял дом праведной Елисаветы, который посетила Пресвятая Богородица. По благословению Святейшего Синода Русской Православной Церкви здесь была основана женская Горненская обитель , с той поры и доныне находящаяся в ведении Русской Духовной Миссии. Правила, регламентировавшие жизнь обители, были утверждены Святейшим Синодом в 1898 году.

В году архимандрит Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление особого праздника в память посещения Пресвятой Девой Марией Своей праведной сродницы Елисаветы и Её пребывания здесь в течение трёх месяцев. Указом Синода от 5 августа 1883 года это празднование было установлено совершать 30 марта, если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи ; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы . Архимандрит Антонин тогда же составил для службы этого празднования особые стихиры на Господи, воззвах и стиховные, а также тропарь с кондаком. Канон на утрени в этот день и стихиры на Хвалитех положены Благовещенские. Согласно указу Святейшего Синода, вся служба в "Горненский праздник" должна совершаться по благовещенской главе Типикона, включая литургию святителя Иоанна Златоуста.

В русском женском Горненском монастыре поныне сохраняется благочестивый обычай: на праздник к источнику Божией Матери в Аин-Карем привозят икону Благовещения из Троицкого собора Русской Миссии . Икону ожидают сёстры Горненской обители и паломники с букетами цветов в руках. У источника читается отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о памятном событии. После молебна под звон колоколов совершается крестный ход в монастырь через восточные врата в Казанский храм. Игумения и сестры поочередно несут икону. Перед храмом к празднику выкладывается ковер из цветов. Икону помещают на особое возвышенное место с покровом в виде голубой мантии и игуменским жезлом. На срок пребывания образа в обители Божия Матерь почитается здесь игуменией, сама же игумения обители уже не становится на игуменское место, а находится рядом с ним. Икона Благовещения, в память трёхмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в обители на три месяца, до дня Рождества Иоанна Предтечи , после чего образ возвращается в Троицкий собор.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Кондак, глас 3

Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.