Томас пейн идеология для американской революции. Здравый смысл

Алиса Сковородина

«Истребим именования вигов и тори, и пусть среди нас не слышно будет другого наименования, кроме как добрых граждан, открытых и верных друзей и отважных защитников прав человека и прав свободных и независимых Штатов Америки».

Томас Пейн, «Здравый смысл».

История знает множество случаев, когда люди, которые внесли огромный вклад в какое-либо дело, были отвергнуты современниками из-за простого непонимания всего масштаба совершенного. Такая участь постигла одного из великих людей Томаса Пейна – умнейшего человека, борца за правду и справедливость. Побывав на пике славы недолгое время, в концу жизни, вопреки всем реально достигнутым им результатам, он был подвергнут «изгнанию» как в моральном, так и в физическом плане. Но сначала необходимо разобраться, кто же такой Томас Пейн и почему его без сомнения можно назвать величайшим Отцом-основателем США.

Томас Пейн англичанин по происхождению, родился в 1737 году и вырос в семье квакера. Получив неполное школьное образование, он рано начал работать: сначала на своего отца, затем в налоговой службе, но оба раза обернулись для него провалом и он в 1756 году решает покинуть свой отчий дом. До 37 лет Томас скитался по различным работам и фактически жил в нищете, но удача повернулась к нему лицом, когда в 1774 году в Лондоне судьба свела его с Бенджамином Франклином. Он посоветовал ему эмигрировать в Филадельфию и помог Пейну в этом, сопроводив его рекомендательным письмом. В Новом Свете и началась совсем другая жизнь Томаса.

С этого самого момента Пейн решил посвятить себя журналистике, а в 1775 году он стал редактором Pennsylvania Magazine, в котором в этом же году были опубликованы несколько его статей, среди которых была одна о необходимости отмены рабства (African Slavery in America). Эта статья во многом повлияла на создание антирабовладельческого движения в Филадельфии, членом и основателем которого фактически и являлся Пейн. Хотя аболиционисты, естественно, существовали и до этого, но именно с выходом в свет статьи Пейна, движение получило широкое распространение среди американского народа.

Но наибольший отклик от революционно-настроенного общества США, как раз в то время заметно активировавшегося в своих действиях, вызвал вышедший в свет памфлет Пейна под названием «Здравый смысл» (Common Sense ). В нем автор подвергает суровой критике английскую конституцию и монархию как таковую. Исследуя составные части конституции, он говорит о том, что «они являются порочными остатками двух древних тираний » (монархической тирании и аристократической тирании), и в общем и целом приходит к выводу, что конституция есть ни что иное как «абсурд». Он призывал народ прибегнуть к крайним мерам, а именно, начать вооруженные действия против колонизаторов. «Период дебатов закончился. Оружие как последнее средство решает сейчас спор» - именно так решительно и безальтернативно Пейн заявляет о необходимости начала серьезной борьбы. Ни один из многочисленно выходивших в то время памфлетов других авторов не шел в сравнение со «Здравым смыслом» Пейна, так как в нем уникальным образом соединились все главные идеи, отражающие вопрос о скорейшем отделении от Англии, и обоснование этого со всех точек зрения: экономической, политической, моральной, религиозной и т.п.

Памфлет с невероятной скоростью «разлетелся» по всей Америке. Каждый из 500 тысяч изданных экземпляров стал буквально настольной книгой во многих домах. И это неудивительно, ведь такое основательное описание всех недостатков существующего положения в Америке, твердо убедило и без того поднимающийся на борьбу народ, что необходимы активные действия для окончательного установления независимой демократической республики. Колонистов, воодушевленных памфлетом Пейна, почти незамедлительно захлестнула волна патриотизма: все жаждали независимости. Джордж Вашингтон буквально заставлял читать перед войсками прокламации Пейна о создании Соединенных Штатов, что, несомненно, очень вдохновляло армию. В итоге, в 1776 на Втором Континентальном конгрессе 13 колоний 4 июля была принята Декларация о независимости – важнейший исторический документ Америки (которая, кстати, с этого момента именовалась как «Соединенные Штаты Америки»).

Сам Пейн, которому, естественно, был далеко не чужд дух освободительного движения, решил вступить в ряды сражающейся армии. Хотя он и не преуспел в своей деятельности как солдат, но являясь непосредственным очевидцем всего происходящего, Пейн написал 13 прокламаций под общим названием «Американский кризис». Эти прокламации очень поддерживали солдат, которым была необходима опора, вера в праведность их дела. В них автор особенно яростно отстаивает идею того, что Англия виновна во многих бедах Америки, а американскую революцию называет несомненным благом.

Произведения Пейна сделали его невероятно знаменитым и, фактически, вторым по популярности после Вашингтона. После образования Соединенных Штатов он лишь за свои заслуги получил достаточно высокий пост – был назначен секретарем Комитета по иностранным делам. По идее, такую ответственную должность должен занимать квалифицированный специалист в данной области, а не публицист, которым по своей сути являлся Томас. Из-за его относительного непрофессионализма и недостаточности навыков для такой работы, Пейн допустил несколько непоправимых ошибок. Его обвинили в разглашении государственных секретов, и как следствие, уволили.

Свою деятельность он продолжил уже в Европе, куда уехал в конце 80-х годов. Революционная Франция как раз-таки оказалась на тот момент близка ему по духу, и он с новыми силами принялся защищать там идеи революции. Тогда и вышла его книга «Права человека» (1791 г.), в которой впервые в истории были основательно изложены принципы построения демократического общества. Трактат получил одобрение и восторженную реакцию со стороны Франции и Америки, ведь в нем нашли отражение совершенно новаторские идеи для того времени: равноправие женщин, отделение религии от государства, отмена монархического строя. Но пытаясь продвигать свои идеи во Франции тем же способом, как он это делал в Америке – настойчиво, резко и слишком прямолинейно – Пейн был признан Конвентом «враждебным иностранцем» и в 1793 году был арестован. В заключении Пейн написал большое произведение «Век разума», которое вызвало бурную реакцию и превратило его в вечного врага всего духовенства и всех верующих, так как в книге автор отвергал все церкви, иронически относился к Библии, и это далеко не всё. Сторонников Пейна становилось всё меньше и меньше, но появилась надежда на освобождение из тюрьмы. С помощью американского посла, Пейна освободили и он отбыл обратно в Соединенные Штаты Америки спустя почти 15 лет его отсутствия там.

Какого же было удивление Томаса, когда он обнаружил для себя совсем другую Америку так не похожую на революционную страну, которую он когда-то покинул. Его идеи были практически позабыты народом, а отношение к нему коренным образом изменилось - теперь, если в какой-нибудь газете и упоминали о нем, то, несомненно, рядом со словами, вроде «богохульник» и «преступник». Но Пейн, несмотря на все встреченные им трудности, не сдавался и не оставлял идею борьбы за правду, здравый смысл и демократию. В 1803 году вышло последнее сочинение Пейна «Письма к гражданам Соединенных Штатов», состоящее из 7 посланий президенту Джефферсону. Их содержание поражает – Томас Пейн фактически опередил свое время на сотню лет вперед, пытаясь описать модель международной организации (прототипом которой намного позже и стала Лига Наций, а потом и ООН), которая, по его мнению, была жизненно необходима для всего мира. Но письма Пейна были не поняты людьми и не восприняты всерьез. Так и не получив обратно хотя бы часть одобрения, которым когда-то пользовался Томас, он окончательно был забыт современниками и умер всеми покинутый 8 июня 1809 года. Трагично закончилась жизнь великого человека, без которого бы, возможно, Америка не стала бы такой, какая она есть сейчас.

Томас Пейн – человек, повлиявший на Америку как никто другой, должен быть почитаем и увековечен в памяти всех американцев. Но люди помнят в основном, только о таких Отцах-основателях, как Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон и почти не вспоминают о самом яром защитнике демократии, о том, кто дал название Америке и создал ее политические основы и повлиял на моральные устои многих людей. Можно сказать, что американская нация навсегда остается в долгу перед величайшим мыслителем, философом и поборником правды Томасом Пейном.

Томас Пейн (1737-1809) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической, политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение колоний (Пейн в 1774 г., т.е. накануне начала Войны за независимость, переселился из Англии в Северную Америку), он первым среди них в 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства. Он же в памфлете "Здравый смысл" (1776 г.) - наиболее известном его произведении - показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны образовать колонисты, - "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости, основным автором которой был Т. Джефферсон. Находясь во Франции во время начала революции там, Пейн приветствует ее и в 1791 г. публикует работу "Права человека", в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В 1792 г. Пейн был избран членом Конвента, встал на сторону жирондистов и с приходом к власти якобинцев был арестован, приговорен к смертной казни, но сумел спастись. Будучи в заключении, Пейн написал памфлет "Век разума", давший рационалистическую критику Библии и не принятый религиозно настроенными американцами, к которым он вернулся в конце жизни.

Как и многие другие представители естественно-правовой теории того времени, Пейн различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе, "по праву его существования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, свободу мысли. Этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.

С образованием общества и государства, которые Пейн различал ("общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками... Первое - это защитник, второе - каратель"), люди передали часть своих естественных прав в "общий фонд". Так возникают гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить свой властью. К ним Пейн относил и право собственности - право приобретенное, а не естественное.

Как и Руссо, Пейн считал, что в естественном состоянии не существовало частной собственности на землю - земля была "общей собственностью человеческого рода". Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате "недоплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных. По природе все люди равны в своих правах, а деление на богатых и бедных есть следствие появления частной собственности (у идейного противника Пейна А. Гамильтона деление на богатых и бедных имеет естественное происхождение).


Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.

Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Целью государства является не умаление прирожденных прав человека, а их обеспечение. Уступая часть своих прав обществу, человек оставляет себе свободу мысли, совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другому. Государство создается людьми по общественному договору - единственно возможному способу образования государства. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления - о праве народа на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделения колоний от Англии и образования собственного независимого государства.

Анализируя формы государства, Пейн различал "старые" (монархические) и "новые" (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления - наследование или выборность. Пейн резко критиковал государственный строй Англии и дореволюционной Франции. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл "самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления". Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии "являются позором для человеческой природы".

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Это "правление, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных". Поскольку в основе такого управления лежит народный суверенитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей.

С этих позиций Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в период принятия которой он находился в Европе. Так, в закреплении в Конституции системы "сдержек и противовесов" он справедливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с которой не был согласен. Недостаток Конституции Пейн видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в штатах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок полномочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального. Возражал Пейн и против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Наконец, Пейн утверждал, что каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам; и поэтому иметь право изменять Конституцию.

Политические взгляды Пейна выражали демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонистов, интересы наиболее широких слоев. Они оказали громадное воздействие на ход и исход Войны за независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и даже пересекли Атлантический океан и на родине Пейна, в Англии, позже способствовали формированию политической идеологии чартистского движения с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегодных выборов в парламент.

Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743-1826), ставшего после образования США их третьим президентом, были близки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его политических и правовых взглядов к идеям Руссо. Правда, до начала Войны за не-зависимость Джефферсон надеялся на мирное разрешение конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии критиковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свобод слова, печати, религии.

Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающем всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.

Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Однако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопическим, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую роль в привлечении широких народных масс к активному участию в Войне за независимость.

Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джефферсон был основным автором проекта Декларации независимости - конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства. В комитет по подготовке проекта Декларации кроме Джефферсона входили Адаме, Франклин, Шерман и Левингтон, но они поручили подготовить проект ему.

Разрыв с религиозными представлениями о государственной власти, еще характерными для той эпохи (упоминание о боге-творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный суверенитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан - все это делало Декларацию независимости выдающимся теоретическим и политическим документом своего времени. Не следует забывать, что на континенте Европы в те годы еще царил феодально-абсолютистский произвол, а английская монархия пыталась практически феодально-абсолютистскими средствами сохранить свое господство в североамериканских колониях.

Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права - феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

В перечне названных в Декларации независимости неотъемлемых прав нет права собственности, содержавшегося, как отмечалось, в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие этого "священного" права объясняется влиянием Пейна, которого в американской исторической литературе иногда называли автором Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указывал, что ее автором является Джефферсон (выше было сказано, что Пейн считал право собственности приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека). Нужно иметь в виду и другое, не менее важное практически-политическое обстоятельство. Составляя проект Декларации, Джефферсон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их представления о свободе и собственности все более сливались. Ведь в истоке конфликта лежали прежде всего посягательства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свободны. Колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии собственности; главным для них была не столько абстрактно-теоретическая свобода от иноземной власти, сколько практическая свобода, обеспечивающая их материальные интересы. Поэтому свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам (и Джефферсон должен был это учитывать) как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что "долгом и правом" людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано, и обосновано убедительно.

Далее в Декларации независимости содержатся 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму, дающих основание провозгласить "именем и властью доброго народа колоний наших" отделение их от Англии (свержение правительства, стремящегося к деспотизму, - право на революцию) и образование независимых Соединенных Штатов.

Для характеристики политических взглядов Джефферсона важно обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декларации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения английского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Декларации в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров. Джефферсон, который еще в 1762 г., будучи членом Законодательного собрания Вирджинии, выступал за отмену рабовладения, а затем внес законопроект об отмене рабства в северо-западных штатах, был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей. Поэтому в проекте Декларации он обвинял английского короля в том, что тот "захватывал людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки".

Джефферсон вошел в историю политической мысли и в историю Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозглашении наиболее передовых политических и правовых взглядов и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.

англ. Thomas Paine ; также Томас Пэйн , иногда Пэн

англо-американский писатель, философ, публицист; прозванный «крёстным отцом США»

Краткая биография

Политик, общественный деятель Великобритании и США, публицист, философ, писатель, «крестный отец США» - родился в Великобритании, в г. Тетфорд, 29 января 1737 г. в семье квакеров. Родители жили небогато, Томас получил образование только в местной школе, да и то без особых успехов. В юности Пейн был служащим акцизной конторы, и уже в то время умел быть красноречивым. Зная об этом, руководство обратилось к нему с просьбой сочинить прошение к правительству о повышении зарплаты. Из-за отправленного и не перечитанного никем послания Пейна, в котором он простодушно признавался в том, что все их служащие берут взятки из-за маленькой зарплаты, акцизная контора была в полном составе отправлена под суд. Однако сам виновник происшествия успел сесть на корабль и прибыл в 1774 г. в США, имея при себе рекомендательное письмо от Б. Франклина (они познакомились в Англии).

В это время как раз назревал разрыв Америки с Англией, и Пейн, выступив на многолюдном митинге, призвал американцев бороться за независимость. В 1775 г. Пейн снова возвращается в Англию, на этот раз с прошением к королю от лица сенатора и конгресса. Выполнив миссию, он возвратился в Америку и в 1776 г. опубликовал памфлет «Здравый смысл», который, как выразился Дж. Вашингтон , произвел в умах настоящий переворот. В нем он отстаивал право народа на суверенитет и революцию, приводил аргументацию в пользу необходимости разрыва с метрополией; высказанные им идеи были отражены в Декларации независимости в 1776 г., написанной Джефферсоном .

На протяжении 1776-1783 гг., когда шла война с Англией за независимость Северной Америки, Пейн, находясь в лагере Вашингтона, выпускал газету «Американский кризис» и поддерживал тем самым боевой дух американского войска. Публиковавшиеся там статьи сделали Пейна лучшим публицистом страны, второй фигурой по популярности после Дж. Вашингтона.

После того как были образованы США, в 1777-1779 гг. Пейн работал секретарем Комитета конгресса по иностранным делам. В 1780 г. он инициировал и успешно провел компанию по национальной подписке для ведения военных действий в поддержку Вашингтона; в 1781 г. прекрасно справился с миссией получении займа у Франции.

Возвратившись в Англию после войны, он вынужден был в 1792 г. эмигрировать во Францию. Связан переломный момент в биографии с его отношением к Французской революции и написанным по ее следам трактатом «Права человека» (1791). Пейн горячо защищал революцию, новую французскую конституцию, права человека на свободу мысли и религиозных убеждений. В то же время он едко охарактеризовал британскую конституцию, за что приобрел в лице правительства злостного врага. Весной Томасу Пейну предъявили обвинения в оскорблении короля и конституции, но в это время он находился во Франции, являлся членом национального конвента. Несмотря на то, что отстаивал его интересы в суде известнейший адвокат, Пейн был объявлен виновным.

Однако и в Париже на Пейна обрушились крупные неприятности. Занимая позицию жирондистов, он ратовал не за казнь короля Людовика XVI, а за его изгнание в Америку, и подобное заступничество не сошло ему с рук. После того как жирондисты пали, Пейна арестовали и приговорили к смерти, и лишь счастливое стечение обстоятельств избавило его от трагического конца. Находясь в заключении, Пейн работал над «Веком разума», своим главным философским трудом атеистической направленности, пронизанным верой в торжество разума.

В 1804 г. знаменитый публицист прибывает в Америку, рассчитывая на теплый прием. Однако американское общество, настроенное религиозно, в штыки восприняло «Век разума», с Пейном прекратили поддерживать отношения даже друзья. Он свернул общественно-политическую, журналистскую деятельность, пытался обрести душевное равновесие с помощью алкоголя. В последние годы жизни публицист был практически одинок, но утешала мысль о том, что его жизнь для человечества была полезной. 8 июня 1809 г., находясь в Нью-Йорке, Томас Пейн скончался.

Биография из Википедии

Также Пэйн , иногда Пэн (англ. Thomas Paine; 29 января 1737 года, Тетфорд, Великобритания - 8 июня 1809 года, Нью-Йорк, США) - англо-американский писатель, философ, публицист, прозванный «крёстным отцом США».

Впервые прибыв в Америку в возрасте 37 лет, Пейн поддержал сепаратистские настроения в популярном памфлете «Здравый смысл » (1776) и стал идеологом Американской революции. В трактате «Права человека» (1791) выступил с обоснованием Французской революции с позиций Просвещения, за что был избран в Конвент в 1792 году (хотя не говорил по-французски). В 1794 году написал философский труд «Век разума», проникнутый идеями деизма и верой в торжество разума.

Томас Пэйн родился 29 января 1737 года в Тетфорд (графство Норфолк, Англия). Он был родом из небогатой квакерской семьи. Образование его ограничивалось местной школой, в которой он даже не выучил латыни. В молодости Пэйн жил в бедности. Работал в мастерской, затем служил в акцизной конторе. Его жена умерла при родах.

Зная о его способностях к красноречию, начальство попросило его написать прошение повысить зарплату. Он написал письмо к правительству, по каким-то причинам его перечитывать не стали и отправили. В нём Пейн с детской непосредственностью написал: «Повысьте нам, пожалуйста, зарплату, а то она у нас такая маленькая, что нам ничего не остается, как брать взятки». И подробно описал, кто берет, когда и сколько. После этого всю акцизную контору отправили под суд. Однако сам Пейн успел скрыться, сел на корабль и в 1774 году прибыл в Америку с рекомендательным письмом от Франклина, с которым познакомился в Англии. Это было накануне разрыва Соединённых Штатов с Англией. На громадном митинге, собранном по этому поводу, Пейн описал самыми мрачными красками тогдашнее правительство Англии, уверяя, что от него добра не дождешься, и советовал американцам объявить о независимости.

В североамериканских колониях

При покровительстве Франклина Пейн занялся в Америке предпринимательством. Он инвестировал в рискованные проекты, в частности, связанные со строительством мостов, которые рассматривал как выдающееся «изобретение человечества, позволяющее овладеть природой, не беспокоя её власти и не разрушая её красоту». Подготовленный Пейном в 1787 г. новаторский проект моста через Скулкилл в Филадельфии был реализован через 9 лет в английском Сандерленде.

В 1775 году Пейн, по поручению конгресса, отвёз в Англию прошение колонистов к королю. Это прошение так и осталось без ответа, а Пейн вернулся в Америку, где издал брошюру «Здравый смысл» (англ. Common Sense), в которой доказывал, что каждый народ имеет полное право устроить у себя правительство, какое ему нравится. По словам Вашингтона, брошюра Пейна произвела переворот в умах. Он развенчивал надежды колонистов на заступничество короля и объявлял монархию противоестественным способом правления. Примеры некомпетентных или никчемных монархов он в изобилии черпал из Ветхого Завета. Считается, что каждое второе семейство в Тринадцати колониях владело экземпляром этой брошюры, что делает её самой успешной книгой в истории Нового света. Феноменальному успеху трактата способствовало то, что он распространялся практически бесплатно, ибо Пейн отказался от авторских прав на своё произведение.

«Здравый смысл» подготовил колонистов к окончательному разрыву с метрополией. Пейну приписывается также авторство анонимной статьи «Африканское рабство в Америке» (African Slavery in America , март 1775), содержавшей одно из первых изложений идеологии аболиционизма; под её влиянием было создано первое в Америке аболиционистское общество. После того, как была составлена декларация независимости и началась война с Англией, Пейн отправился в лагерь Вашингтона и написал цикл из 13 памфлетов «Американский кризис», в надежде поддержать мужество небольшой американской армии. Одна из его статей была, по приказанию Джорджа Вашингтона, прочитана войскам вместо дневного приказа и до того вдохновила солдат, что, бросаясь в бой с англичанами, они повторяли начальные слова статьи Пейна: «Настало время испытать силу человеческой души!».

Благодаря изданным сочинениям Пейн сделался самым популярным, после Вашингтона, человеком в Америке. В 1780 году, когда Чарлстон был взят английскими войсками и Вашингтон оказался в самом отчаянном положении, для покрытия чрезвычайных военных расходов Пейн предложил устроить национальную подписку и первый внёс 500 долларов. В 1781 году Пейн был отправлен американским правительством в Париж для переговоров о получении займа и выполнил это поручение успешно.

В революционной Франции

По окончании войны Пейн возвратился в Англию. Вспыхнувшую в 1789 году французскую революцию Пейн, наряду с Бернсом и Вордсвортом, приветствовал как зарю свободы для всего человечества. Когда в 1790 году Бёрк издал свои «Размышления о Французской революции», Пейн возражал ему обширной брошюрой «Права человека» (англ. Rights of Man), в которой отстаивал естественные, прирожденные права человека. По мнению Пейна, человек вступает в общественный союз не для умаления прирожденных ему прав, а для их обеспечения; уступая часть своих прав в интересах общества, он оставляет за собой свободу мысли, свободу религиозной совести и право делать для своего счастья всё, что не вредит другим. Полемизируя по этому вопросу с Бёрком, Пейн горячо защищает новую конституцию Франции, дающую право голоса всем, кто платит хоть самую ничтожную подать, и дает злую характеристику английской конституции, которая вся направлена к тому, чтобы дать королю средства подкупать своих подданных. Задетое за живое, правительство решилось преследовать автора брошюры.

В мае 1792 года Пейн был предан суду по обвинению в оскорблении короля и конституции. Пейн не мог присутствовать на суде; избранный членом национального конвента, он жил в Париже, поручив защиту своей книги и личности знаменитому адвокату Томасу Эрскину. Несмотря на блестящую речь Эрскина, возбудившую энтузиазм у молодежи, присяжные признали Пейна виновным. Не имея возможности посадить в тюрьму автора брошюры, правительство подвергло преследованию всех тех, у кого можно было её найти. Как член конвента, Пейн был сторонником жирондистов и всегда голосовал вместе с ними. В процессе против короля он стоял за изгнание Людовика XVI и предупреждал собрание, что казнь короля будет громадной политической ошибкой и произведет крайне неблагоприятное впечатление в Америке, где Людовик XVI был очень популярен. Вместо казни он советовал отправить короля в изгнание в Америку; там он увидит, «как растёт общественное благосостояние при республиканском правлении, основанном на свободе и на справедливом представительстве».

Монтаньяры не могли простить Пейну его заступничества за короля; после падения жирондистов он был арестован, приговорен к смерти и спасся только благодаря счастливой случайности. Во время своего заключения Пейн написал своё знаменитое сочинение - «Век разума», в котором пытался приложить приёмы рационалистической критики к объяснению Библии.

Поздние годы

В 1804 году Пейн вернулся в Америку. Президент Джефферсон, помня заслуги Пейна в деле американской свободы, предоставил в его распоряжение целый корабль. Думая, что его и теперь примут с восторгом, Пейн жестоко ошибся в своих расчетах. «Век Разума» вооружил против него религиозно настроенное американское общество; подстрекаемые духовенством, прежние друзья отвернулись от него. Он не мог перенести этого и стал искать утешения в вине.

Пейн умер 8 июня 1809 года в нью-йоркском квартале Гринвич-Виллидж, оставленный почти всеми, но спокойный, с утешительным сознанием, что прожил жизнь недаром. «Жизнь моя, - писал он к одному из своих приятелей за несколько дней до смерти, - была полезна для человечества; я, насколько мог, делал добро и умираю спокойно, надеясь на милосердие Создателя».

Пейн просил, чтобы его похоронили в Нью-Йорке на квакерском кладбище, однако местная община отказалась предоставить место для знаменитого «безбожника». Его погребли под каштановым деревом на принадлежавшей ему ферме. На похоронах некогда самого популярного человека Америки присутствовало всего 6 человек (из них 2 слуги-негра).

В 1819 г. радикально настроенный английский публицист Уильям Коббет выкопал останки Пейна и перевёз их на родину, намереваясь добиться почётного перезахоронения «великого сына Англии». Этого не случилось, и судьба праха Пейна после смерти Коббета остаётся загадкой. Многие впоследствии утверждали, что им принадлежит череп или правая кисть одного из основателей США, ссылаясь на то, что получили эти «реликвии» от самого Коббета.

Воззрения Т. Пейна

В религиозных воззрениях Пейн был последователем английских деистов; целью его было поколебать, как он выражался, библейскую и христианскую мифологию. В 1795 году Пейн издал небольшой трактат, в котором резюмировал свои политические убеждения. В 1797 году он основал, в противовес обществу атеистов, теофилантропический кружок, в заседаниях которого излагал основы своей, очищенной от суеверий, религии. Масонство считал продолжением друидских ритуалов древних кельтов.

Пейн был типическим представителем как политического, так и религиозного рационализма. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения. Это был народный трибун в полном смысле этого слова, не только потому, что умел говорить языком понятным народу, но и потому, что руководящей идеей его жизни было служение народу. К известному выражению Франклина: «Мое отечество там, где свобода», Пейн сделал такую поправку: «Мое отечество там, где нет свободы, но где люди бьются, чтоб добыть её».

Анализируя формы государства, Пейн различал «старые» (монархические) и «новые» (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления - наследование или выборность. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл «самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления». Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии «являются позором для человеческой природы».

Сочинения

  • Полное собрание сочинений П. («Writings of Th. P.», collected and edited by Moneure Conway) вышло в Нью-Йорке в 1895 г.
  • Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.
Категории:

Томас Пейн (1737-1809) по своим политическим взглядам был близок к Джефферсону. Он был одной из самых ярких и колоритных фигур Американской революции. По рождению Пейн не был американцем, он прибыл в Новый свет, когда ему было уже 37 лет. У него было рекомендательное письмо от Франклина, с которым он познакомился в Англии. Благодаря своему красноречию он приобрел некоторую известность, и в 1775 г. по поручению конгресса отправился в Англию с прошением колонистов к Георгу III, но никакого ответа на него не последовало. По возвращении в Америку Пейн опубликовал памфлет «Здравый смысл» (1776). За три месяца было напечатано 120 тыс. экземпляров памфлета, что для того времени свидетельствовало об исключительной популярности издания. Одна из нью-йоркских газет заявила, что Пейн: «представил новую систему политики, которая так же отличается от старой, как система взглядов Коперника па вселенную отличается от птоломеевской».

Причины успеха «Здравого смысла» крылись, во-первых, в решительности Пейна: он призывал покончить с иллюзиями относительно английского правительства. Многие американские политики в тот период еще питали надежду, что удастся добиться более справедливых отношений с метрополией. Пейн же требовал незамедлительно начать борьбу за независимость, а Георга III назвал «королевским животным». Во-вторых, ему удалось очень органично соединить в своем сочинении религиозную и научную образность. Для Пейна американцы «избранный народ», а у Америки особая судьба. Здесь Бог заменяет короля, а «слово Божье» найдет воплощение в главенстве закона в нарождающейся республике. Автор «Здравого смысла» к тому же охотно прибегает к иллюстрациям из научного оборота.

Так, чтобы доказать абсурдность ситуации, когда остров управляет территорией в несколько раз большей, чем он сам, Пейн обращается за примером к учению Ньютона: «Еще ни разу не встречалось в природе, чтобы спутники были больше планет, вокруг которых они вращаются».

Во время войны с Англией Пейн присоединился к армии Вашингтона, и здесь он написал 13 памфлетов, которые объединил под названием «Американский кризис » (1776-1783). Когда американская армия оказалась в трудном положении, Вашингтон приказал зачитывать эти памфлеты перед строем солдат для поднятия боевого духа. Многие выражения из этого произведения стали крылатыми фразами.

После окончания войны Пейн вернулся в Англию, а затем, когда во Франции вспыхнула революция, он отправился туда, заявив: «Мой дом там, где нет свободы». Во Франции он сблизился с такими политическими деятелями, как Лафайет и Кондорсе. Он был избран в Конвент и стал членом комитета по выработке национальной конституции. Пейн также участвовал в составлении Декларации прав человека и гражданина. Когда английский философ и публицист Эдмунд Берк, который ранее был в дружеских отношениях с Пейном, опубликовал антиреволюционный трактат «Размышления о революции во Франции» (1790), Пейн выступил в защиту французской революции с памфлетом «Права человека» (1791 - 1792). Берк в «Размышлениях» выразил возмущение, что французы казнили своего законного короля, который не отличался ни жестокостью, ни тираническими наклонностями. Пейн, выступивший в Конвенте против казни Людовика XVI, пояснил, что это событие было направлено не столько против самого монарха, сколько против деспотической формы правления, которую олицетворял король.

Автор «Прав человека» поясняет также преимущества французской конституции перед английской. Во французской конституции взаимодействие личности и общества базируются на теории «естественного права» и «общественного договора». Пейн, как и многие просветители, верил, что все люди рождаются равными и обладают общими для всех «естественными правами». После стадии «естественного состояния» люди переходят на общественную стадию развития, которая возникает в результате сознательно и добровольно заключенного «общественного договора» между отдельными индивидуумами. В своем толковании «общественного договора» Пейн близок к позиции Локка, считавшего, что граждане сохраняют «естественные права», защиту которых после заключения договора берет на себя государство. Однако у человека в результате этого появляются еще гражданские права, т.е. права, принадлежащие ему как члену общества. По мысли Пейна, в основе гражданских прав также лежат права естественные, но в силу необходимости отданные в ведение государства. Английская конституция уступает французской в том, что она была создана не народом, а правительством, которое пришло к власти через борьбу за нее.

Когда во Франции власть захватили якобинцы, Пейн был арестован за то, что был в дружеских отношениях с жирондистами. Ему чудом удалось избежать казни. После падения Робеспьера он получил свободу и вскоре опубликовал памфлет «Век разума» (1794/95), над которым начал работу еще в заключении. В памфлете содержалось немало весьма вольных высказываний о религии, что вызвало к нему ненависть в церковных кругах как Англии, так и Америки. Поэтому, когда Пейн в 1802 г. вернулся в США, против пего была развернута настоящая травля, он даже был лишен избирательного права. В последние годы жизни он постоянно подвергался гонениям и умер в нищете.

Несмотря на печальные обстоятельства финального периода его жизни, идеи Пейна оказали длительное влияние на формирование демократического движения в Америке, Англии и Франции. В России интерес к его учению проявляли декабристы.

ПЕЙН, ТОМАС (Paine, Thomas) (1737–1809), англо-американский революционер и публицист, родился в Тетфорде (Великобритания) 29 января 1737. Прибыл в Америку в 1774 при поддержке Бенджамина Франклина , которого боготворил. Был редактором «Пенсильвания мэгэзин» («Pennsylvania Magazine», 1775–1777), в значительной степени повлиял на атмосферу нерешительности, характерную для того времени, выдвинув энергичные аргументы в пользу американской независимости в памфлете Здравый смысл (Common Sense , 1776), а затем, когда началась война, в серии прокламаций Американский кризис (American Crisis , 1776–1783). Первую из них Дж.Вашингтон приказал читать солдатам, чтобы поддержать их боевой дух. В работе Общее благо (Public Good , 1780) Пейн доказывал, что претензия Виргинии на западные земли должна быть частью вопроса о праве всех колоний выдвигать такого рода претензии; он надеялся, что предложенный им подход поможет объединению и укреплению будущего союза.

В 1787 Пейн отправился во Францию , в 1791 в Лондоне опубликовал первую часть трактата Права человека (Rights of Man , 1791), в котором приветствовал Французскую революцию , отвечал на враждебные революции Размышления Бёрка, вышедшие в 1790, и разъяснял преимущества республики перед монархией. Пейн призывал англичан свергнуть монархию так же, как это было сделано во Франции. В Великобритании он был обвинен в предательстве, бежал во Францию, где был избран в Конвент в 1792, в котором принадлежал к жирондистам во главе с Бриссо. После захвата власти сторонниками Робеспьера Пейн в декабре 1793 был заключен в тюрьму на десять месяцев за то, что выступал против казни Людовика XVI . Трактат Век разума (The Age of Reason , 1794–1796) был посвящен разработке позиции деизма.

Промонархические сторонники англиканства и кальвинизма в Америке объявили этот трактат Пейна «библией атеизма» и богохульством. Джефферсон в предисловии к Правам человека утверждал, что его принципы и принципы Пейна совпадают. С того времени Пейна часто подвергали критике, надеясь подорвать позиции Джефферсона. Либералы в Америке и различные британские революционные общества способствовали расширению влияния Пейна, используя его сочинения в качестве учебников в программах образования для взрослых. Не меньшую роль сыграли и яростные атаки противников. Все это принесло свои плоды: в 1800 Джефферсон был избран президентом, а в 1832 в Великобритании был принят Билль о реформе. После возвращения в Америку по приглашению Джефферсона в 1802 Пейн вновь подвергся нападкам кальвинистов, нашедших дополнительные аргументы в кровавом и реакционном исходе Французской революции. Умер Пейн в