Свято рождества пресвятой богородицы. Рождество Пресвятой Богородицы: праздник, приметы, когда отмечают

Икона Рождество Пресвятой Богородицы – образ, передающий нам радость от великого события, которое имеет особое значение для всех людей. 21 сентября (по старому стилю 8 сентября) православные христиане чествуют Рождество Пречистой Девы Марии . Этот Богородичный праздник входит в число двенадцати наиболее важных (после Пасхи) в православии, которые приурочены к особым событиям земного бытия Иисуса Христа и Девы Марии. Традиция отмечать Рождество Пресвятой Богородицы отдельным значимым днем берет начало со второй половины V столетия.

Как правило, иконописные правила начинают формироваться практически вскоре после появления церковного празднования, соответственно появляются новые сюжеты для написания. Но так как в VIII-IX веках Византия была охвачена иконоборчеством, а затем борьбой с этой ересью, то новые сюжеты изображения божественных образов почти не появлялись. Первое изображение Рождества Богоматери, которое дошло до наших дней, – это фреска из росписи христианского храма в Каппадокии (территория современной Турции), работа мастера датирована IX веком.

Подробности обстоятельств, событий, которые предшествовали рождению Богородицы, не отражены в текстах Святого Писания. Информация черпается из текста апокрифа «Протоевангелие Иакова», дошедшее до нас со средины II века, а также из Евангелия от псевдо-Матфея.

История родителей Пречистой Девы Марии

Согласно дошедшему до нас преданию, точное место, где появилась на свет Дева Мария, расположено в Иерусалиме. Но большая часть исследователей, принадлежащих Русской Православной Церкви, придерживаются мнения, что отец и мать Пречистой Марии проживали в городе Назарете, там у них родилась дочь. Эту версию считал наиболее возможной агиограф, духовный писатель, педагог, проповедник Димитрий Ростовский.

Семья Иоакима и Анны

Селение Назарет располагалось в горном районе, лежащем севернее Иерусалима, у подножья горы рядом с Эздрелонской долиной. О ничем не примечательном маленьком, скучном городе сами евреи с пренебрежением говорили, что из Назарета ничего доброго не может быть. Именно здесь жили благочестивый Иоаким с женой Анной, которым было предначертано Провидением стать прародителями Иисуса Христа – Спасителя мира. Предки Иоакима принадлежали дому царя Давида, а жена его Анна была из семьи священников. Надо заметить, что к великой истории Мессии в этой семье стала причастна еще родная племянница Анны. Праведная Елизавета родила Иоанна, позже нареченного Крестителем.

Иоаким-праведник был небедным человеком, имел много домашнего скота. Несмотря на зажиточность, репутацию хороших хозяев семейная пара жила достаточно просто, помогая бедным, жертвуя деньги на храм, в благоговейной, искренней любви к Богу. Но полного счастья семья не знала – союз Иоакима и Анны был бездетным. Надо заметить, что в те времена считали, что таким образом Бог наказывает людей за какие-то серьезные грехи. Иоаким с Анной неустанно просили у Господа великой милости – ребенка, но ничего не помогало. Время шло, наступала старость, надежды оставалось все меньше.

Пророчество Ангела Божиего

Однажды ранним утром, когда Иоаким пришел с подношениями к храму, некий Рувим дерзко и громко заявил, дескать, зачем недостойному, бесплодному человеку раньше других подносить дары Богу. Жестокосердие усилило страдания праведного Иоакима настолько, что он решил уйти в безлюдную пустыню, чтобы искупить вину, успокоить сердце, умилостивить Бога строгим постом вместе с искренней молитвой.

Анну-праведницу, возлагающую вину за отсутствие потомства только на себя, охватила великая скорбь. Женщина принялась, как никогда, усердно, молиться Господу, возжелав, чтобы мольбы были приняты, а Всевышний Отец даровал семье ребенка. Вдруг во время молитвы перед Анной появился светлый Ангел Божий. Он принес радостную весть, что просьбы услышаны Господом. Далее Ангелом была обрисована пророческая картина: вскоре Анна зачнет, родит дочь, которая получит благословение, большее, чем у любой другой из земных дочерей. Также Ангел наказал Анне назвать свою девочку Марией.

С восторгом выслушав радостную весть, Анна-праведница склонилась перед Ангелом, пообещав, что отдаст на служение Господу свое единственное долгожданное дитя для восхваления имени Всевышнего. Затем Ангел появился перед Иоакимом, сообщив о даровании дочери. А затем наказал благочестивому мужу отправляться в Иерусалим, чтобы встретить жену возле Золотых ворот. В тот же час Иоаким исполнил напутствие, подготовив дары священникам, а также для пожертвования Богу.

Свершение пророчества

Подойдя к месту, которое указал Божий Ангел, Иоаким встретился со своей супругой Анной. Муж и жена поговорили о произошедшем, принесли жертву Богу, дали обет посвятить свое дите служению Господу, отдав храму до достижения совершеннолетия. Затем Иоаким с Анной направились домой к Назарету. Как и было предсказано, точно в срок (8 сентября по старому стилю), праведная Анна родила девочку. Ей было дано обещанное имя – Мария, на еврейском языке значит «надежда» или «госпожа».

Прошел год. Святой Иоаким решил устроить большой праздник. Он пригласил к столу старейшин, священников, родственников, знакомых. Во время пира счастливый отец показал гостям Дочь и обратился к присутствующим священникам, чтобы те благословили Ее.

Иконография Рождения Пресвятой Богородицы

Даты, когда были написаны наиболее древние фрески, иконы Рождества Пречистой Девы Марии, точно установить сложно, но они относятся к X-XI векам нашей эры. Исследователи допускают, что существовали и более ранние образцы данного иконографического сюжета. Ярким примером представляется роспись одного из старинных Богородичных грузинских храмов VII столетия в городе Атени. До сегодня сохранилась стенопись, датируемая XI веком. Но скорее всего она написана поверх аналогичного или похожего изображения с целью поновить еще более древнюю роспись, возможно, относящуюся к рисункам доиконоборческого времени.

Древнейшими сохранившимися православными изображениями праздника Рождества Богоматери справедливо называют фрески Киевской Руси, которые можно увидеть на своде Софийского собора в городе Киев (написаны мастером первой половины XI века). Также стоит упомянуть знаменитую сербскую роспись храма Иоакима и Анны обители Студеница (1304 год), фрески Преображенского собора монастыря на Мирожской набережной города Пскова.

Изображение ранних изводов образа Рождества Богородицы достаточно скупо преподносят различные бытовые подробности, более подробные рисунки свойственны образцам позднего времени.

Изображения икон Рождества Пречистой Богоматери

Фоном образа являются архитектурные кулисы, соответствующие античной традиции. На ранней иконе Рождества Пресвятой Богородицы центральную часть композиции занимает праведная Анна, которая полулежит на высоком ложе. Фигура праведницы выделяется, так как она более крупная, чем другие персонажи. Возле святой Анны стоят женщины, принесшие щедрые дары. Перед ложем написана повивальная бабка, служанки из дома Анны, которые омывают рожденную Богородицу в купели.

Более поздние образы доносят нам подробности обстановки, изображают картину дома святых Иоакима с Анной. Здесь можно увидеть стол с поднесенными угощениями, дарами. Также появляется водоем, птицы, служанки. Мотив женщин-служанок, которые поддерживают праведную Анну, заимствованный из античных произведений, присутствует и на некоторых поздних иконах. Фигуры женщин (служанок, дев) отличает разнообразие. Например, на раннем памятнике – миниатюре Минологии московского князя Василия II (годы правления 979-989). На других иконах несколько дев подходят к ложу роженицы Анны, поднося блюда, наполненные угощеньями, сосуды, чаши.

Встречается изображение девушки, которая держит опахало. Чаще это связано с развитием в иконографическом искусстве тенденций повествования. За новорожденной Марией присматривают две служанки: первая из них, как правило, качает колыбель, а вторая с заботой обмахивает малышку опахалом.

Новые детали, подробные описания бытовых деталей, которые подчеркивают земную, человеческую картину иконы, придают изображению глубокий богословский смысл.

  • Во-первых, иконографы делают простых христиан, смотрящих на образ, причастными, близкими к радостному событию Рождения Богоматери.
  • Во-вторых, показывают, что изображенное событие предшествует главному: рождению Сына Бога среди земных людей ради искупления их грехов.

Православные иконы Рождества Пречистой Богоматери

Наиболее известные святые православные иконы, посвященные Рождеству Пресвятой Божьей Матери:

  • Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы является почитаемой и широко известной благодаря своим чудотворным свойствам. Молитвы к образу помогли исцелить многие несчастные заблудшие души. Икона помогает женщинам по их вере излечиться от разных гинекологических заболеваний, избавиться от бесплодия.
  • Исааковская икона Рождения Матери Божьей была найдена православными между веток ивы, что росла на берегу речки. Жители расположенной рядом деревни принесли святой лик к церкви. Со временем на месте чудесной находки была возведена новая церковь, которая существует и сегодня. Помолиться у Исаковской иконы Рождения Богородицы стоит о защите от бед, болезней, напастей маленьких детей, младенцев.
  • Еще одна икона, посвященная празднику Рождения Приснодевы Марии, носит имя Лукиановская по имени инока Лукиана, который первым обнаружил святой лик. Позже на этом месте монахи построили новый храм, а вокруг него создали монастырь. Лукиановская икона прославилась случаями чудотворной помощи. Каждый день у святой иконы родные малышей произносят: «Помоги». А она вновь проявляет свои целительные качества, защищая младенцев от недугов.

На иконе Рождество Пресвятой Богородицы показано счастье, с которым наша Заступница пришла в наш мир. Перед этой иконой можно просить Божию Матерь о чем угодно, но наиболее важным являются молитвы и просьбы о спасении наших душ, по которым Царица Небесная будет просить Своего Сына о Его милостях к нам.
Перед этой иконой полезно просить Богоматерь о рождении детей, особенно, когда Бог долго не дает ребенка в семью, но в этом случае очень хорошо помогают молитвы перед иконой родителей Святой Девы, праведных Иоакима и Анны. Празднование этих святых приходится на 22 сентября, следующий день после Рождества Богородицы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Немногим более двух тысяч лет назад, на расстоянии в три дня пути от Иерусалима, в небольшом городе Назарете, жили Иоаким и Анна, будущие родители Богородицы.
Иоаким был из рода царя Давида, а Анна была потомком Аарона, брата Моисея. У семьи было в собственности несколько стад овец, но по своим доходам они жили скромно потому, что основная часть заработанного шла на постройку Иерусалимского храма и на милостыни бедным людям.

Невзирая на то, что они были верующими людьми и жили по Божиим законам, Господь до сих пор не давал им детей, хотя им было уже по семьдесят лет. В древние времена бездетность считалась наказанием Господа за грехи, поэтому соседи Анны и Иоакима даже оскорбляли и унижали их.
Однажды был большой праздник. Иоаким отправился в Иерусалим для приношения даров в один из храмов, но священник отказал ему в этой милости, и во всеуслышание объявил, что грешник, не имеющий детей, не имеет права даже приносить дары Богу. В отчаянии, старец вышел из храма, отправился прочь от людей и оказался в пустынном месте в пещере, где принялся горячо молиться Господу и дал обет, что будет находиться здесь и откажется от всякой пищи до той поры, пока Господь Бог Израилев не услышит его. Целых сорок дней Иоаким молился в пещере.
А тем временем, его супруга Анна узнала о том, что случилось в Иерусалимском храме, и сама испытала такую же душевную боль, как и ее супруг. В своем горе она вышла в сад и села под лавровым деревом. Она не понимала, как теперь будет жить: Бог отверг ее от Своих милостей, люди ее проклинают, муж оставил ее и вообще куда-то пропал.
Вверху над ней вдруг послышалось птичье щебетание, Анна подняла голову и, увидев, как птичка в гнезде кормила своих деток, подумала:

«Даже у птиц есть дети, а для нас не найдется такого утешения в старости».

Из самой глубины ее души полилась мольба Господу, она просила, умоляла Его услышать, помочь ей и осчастливить ее радостью материнства.

И вдруг… она увидела Ангела, который сказал ей:

«Анна! Господь услышал твои молитвы — ты родишь дочь и наречешь ее Марией, что значит Госпожа и Надежда. Ею даруется спасение всему миру».

Посланник Господа повелел Анне отправляться в Иерусалим, чтобы она там, у Золотых ворот храма, встретилась с Иоакимом.
В это же время Ангел Господний явился к Иоакиму и тоже наказал ему отправляться к храму, где его будет ждать жена, и сообщил ему:

«Господь принял твои молитвы, Иоаким, у вас родится дочь на радость всему миру»

Встретившись, супруги поведали друг другу об Ангеле. Счастливые, они помолились Господу, принесли жертвы в благодарность о такой вести и вместе отправились домой.
Рождение Той, Кто по Божественному замыслу будет Матерью Спасителя, случилось около 15 года до Рождества Христова.
За твердую веру, за их праведность, любовь друг к другу, наперекор законам природы, у престарелых родителей под конец их жизни, Богу было угодно явить чудо – рождение Дочери, которая «соединит небо и землю ».
Как и было сказано Ангелом, праведные Иоаким и Анна назвали девочку Марией. До конца своих дней они благоговели перед Ней, памятуя слова Ангела о том, что Ей предстоит необыкновенное будущее.
Пресвятую Марию, будущую Матерь Божию, охраняли и оберегали от всяческих бед, ее готовили к Великому Служению Господу, которое началось в возрасте трех лет Введением во храм Пресвятой Богородицы.
Восхваление Матери Спасителя, Пресвятой Девы Марии, происходит на каждом богослужении. Ее родители Иоаким и Анна также всегда упоминаются на службах, а двадцать второго сентября (по новому стилю) Церковью установлен праздничный День в честь Праведных Богоотцов Иоакима и Анны.
По народным преданиям, молитвы праведным Иоакиму и Анне помогают при супружеском бесплодии.

Значимой для христиан является икона «Рождество Пресвятой Богородицы», которая выделяется среди других образов тем, что на ней изображена земная жизнь людей. Она обладает огромной силой и перед ней можно не только в святой праздник, но и в любое другое время.

Иконография «Рождества Богородицы»

В православии в честь знаменательного события были созданы следующие иконы:

  1. Глинская старинная икона «Рождества Пресвятой Богородицы» способна творить чудеса и она помогает женщинам бороться с гинекологическими проблемами и даже бесплодием.
  2. Исааковская икона считается защитницей маленьких детей, и она оберегает их от разных проблем. Ее случайно нашли люди между веток ивы на берегу реки.
  3. Лукиановская икона названа в честь монаха, который первым увидел образ и построил на месте, где она была найдена, новый храм и монастырь. Описание иконы «Рождества Пресвятой Богородицы» указывает, что она способна творить чудеса.

Кто изображен на иконе «Рождества Богородицы»?

Представленный образ рассказывает о важном событии в семье Иоакима и Анны и делает верующих причастными к великому событию. Стоит разобраться, кто изображен на иконе «Рождество Пресвятой Богородицы», так, в левой части образа расположилась святая Анна, лицо которой выражает радость. С другой стороны к ней идут служанки, которые несут еду и воду. Отметим, что прислужницы не являются вымышленными персонажами, поэтому они прорисованы со всеми деталями.

Снизу в правом углу иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» представлены повивальные бабки, которые занимаются подготовкой воды, чтобы омыть младенца. Каждая деталь образа имеет свое значение, в подробностях описывая святое таинство. Священнослужители указывают, что икона не только олицетворяет собой начало , но и общечеловеческого счастья, ведь на свет появится Богородица.

Молитвенные произношения перед образом Божьей Матери будут непременно услышаны, независимо от того, в чем смысл просьбы, главное, чтобы она не имела дурного умысла. Богородица является заступницей всех верующих людей. Молятся ей о защите от разных проблем и несчастий. Икона «Рождество Богородицы» должна быть в доме людей, которые хотят укрепить веру, научиться делать правильный выбор и защититься от сомнений. Женщины молятся перед образом, чтобы забеременеть и родить без проблем.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» помогает замолить грехи и получить помощь и совет от Высших сил. Священнослужители советуют молиться перед образом о спасении души. Ежедневные мольбы помогут разрушить соблазны и найти правильную дорогу в жизни, чтобы прийти к спасению и исцелению. Стоит заметить, что обращаться стоит не только к Богородице, но и к ее родителям Анне и Иоакиму.

Молитва иконе «Рождество Пресвятой Богородицы»

Значимым для верующих является праздник Рождество Богородицы, и выпадет он на 21 сентября. В этот день следует читать молитвы. Зная, о чем молятся иконе «Рождество Пресвятой Богородицы», важно понимать, что произносить представленный текст разрешено не только в великий праздник, но и в любой другой день, когда просит душа. Есть несколько рекомендаций, как следует правильно молиться:

  1. Чтобы обратиться к Богородице, не обязательно идти в храм, поскольку можно делать это дома, главное, чтобы перед газами была икона.
  2. Молиться перед иконой «Рождество Пресвятой Богородицы» можно утром, вечером или в любое другое время. Важно делать это регулярно, а не только, когда возникла нужда.
  3. Обращайтесь к Деве Марии от души и без дурного умысла, иначе можно получить не помощь, а наказание.

Акафист иконе «Рождество Пресвятой Богородицы»

Как и в случае молитвы, произносить (петь) акафист можно не только в праздник, но и в любое другое время. Важно знать, что песнопение не выполняется сидя, и исключением являются только больные и пожилые люди, которые не могут стоять. Важна икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы, которая должна быть перед глазами во время песнопения. Можно даже слушать акафист, который помогает справиться с переживаниями и другими проблемами.

Православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы означает великое торжество веры и явление Миру Матери Иисуса Христа, Сына Господня. Ее появление на Свет Божий было чудом, равно как и непорочное зачатие, явившее Миру Спасителя.

История празднования

Но в РПЦ распространена версия, которой повсеместно придерживался святитель Димитрий Ростовский, что Ее появление на свет Божий случилось в Назарете, где и проживали ее родители Иоаким и Анна.

Рождение Богородицы

Итак… К северу от Иерусалима в горной области около Эздрелонской долины лежал небольшой городок Назарет. Ничем знаменательным этот град, как и его жители, не прославился, поэтому среди евреев существовало мнение о том, что из Назарета ничего доброго не может происходить.

Но в этом городке проживала супружеская чета, именно их Бог избрал быть родителями Матери Спасителя Мира. Выходец из царского рода и дочь первосвященника, Иоаким и Анна, были людьми зажиточными, имели богатство, прислугу и хозяйство. Но это не помешало им благоговейно относиться друг к другу, вести богобоязненное житие, проявлять дела милосердия. За эти качества горожане очень любили благочестивое христианское семейство.

Другие праздники Рождества:

Но супругов очень удручало отсутствие детей, к тому же в те времена это являлось знаком наказания (гнева) Божиего. Но супруги не роптали, они постоянно умоляли о даровании им радости в жизни в виде долгожданного малыша, хотя в их преклонных летах рождение чада в принципе уже и не представлялось возможным.

Богородица и ее родители

Весть Ангела

Однажды Иоаким удалился в пустыню, дабы усиленно молиться и держать строгий пост. Праведная супруга, признав в себе вину бесчадия, сильно скорбела и стала еще усерднее молиться Богу о даровании дитя. И тут случилось чудо - Ангел Господний спустился с Небес и возвестил ей о том, что мольба услышана Создателем и скоро свершится зачатие, от которого в семье родится дочь, благословенная, выше всех земных дочерей, и велел дать ей имя Мария.

Этот же Ангел явился к Иоакиму. Он возвестил ему о скором рождении дочери. В ответ праведный муж пообещал, что если так и случится, что Анна родит дочь, то он непременно отдаст ее на служение Богу.

Праведник направился в Иерусалим, где у золотых ворот его ожидала Анна, вместе же они вернулись в Назарет. А по истечении срока чревоношения женщина произвела на свет дочь, которую родители нарекли Марией, как и велел Ангел.

Иоаким устроил грандиозное застолье, на которое было созвано множество народа. Во время пира отец поднял Дочь и испросил священников благословить ее.

Рождество Богородицы. Фреска Джотто

Значение праздника

Именно в то время, когда в мире наблюдался сильнейший упадок нравственных ценностей и существовала огромная потребность в возрождении веры, родилась Пресвятая Дева. Именно Она была избрана Творцом быть достойнейшей из достойных дабы быть Богородицей и явить миру в образе человеческого естества сына Божия.

О других Богородичных праздниках:

Появление на свет Марии приблизило земной мир к Царству Божию, к познанию истины и вечной жизни во Христе. А Самой Богородице была уготована судьба быть милосердной Заступницей православных христиан.

Как отмечают праздник Рождество Богородицы

Начиная с VI века, верующие люди спешат в храмы, где совершаются торжественные богослужения. Люди славят Бога и тот день, когда Господь даровал миру в виде Пречистой Девы надежду на приход в мир Спасителя.

Хозяюшки пекли хлеба с буквами «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». Их раздавали всем членам семьи, родственникам, друзьям, а хранили под иконой Иисуса Христа, до дня Его Рождества. Считалось, что вкусив кусочек этого хлеба с молитвой, возможно излечиться от всевозможных хворей.

На Святой Земле Иерусалим и Назарет в эти праздничные дни становятся центром паломничества. Огромный поток верующих стекается к святыням, связанным с земные житием Царицы Небесной. Особенно люди стремятся посетить источник Девы Марии и церковь Благовещения Богородицы в Назарете, греческую церковь Рождества Богородицы в Иерусалиме. Согласно Преданию, она построена на том месте, где ранее стоял дом родителей Марии.

В этот день Небеса слышат все молитвы православных христиан , поэтому необходимо покаяться во грехах, благодарить Творца и молитвенно испрашивать исполнения просимого.

Важный момент! В день Рождества Пресвятой Богородицы нельзя употреблять спиртные напитки, мясо и непостные продукты. Это день постный! Запрещена физическая работа, табу на ссоры, осуждения. Необходимо соблюдать душевную чистоту, совершать добродетель, помогать словом и делом.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Обычаи праздника: что можно и стоит делать в этот день

  • Рождество Богородицы в миру считается женским праздником, когда каждую даму следует почитать как продолжательницу рода.
  • Бездетные женщины посещают праздничное богослужение, после чего устраивают обед и приглашают за стол бедняков, дабы те после еды помолились за хозяюшку, мечтающую о даровании малыша. Считается, что молитвы Божией Матери о даровании детей, вознесенные именно в день Ее Рождества, имеют особую силу.
  • Ранее этот Богородичный праздник считался началом нового года. Принято было зажигать лучину и не гасить ее даже ночью. Когда первая догорала, от нее возжигалась следующая и так далее. В современное время некоторые верующие придерживаются этой традиции: у них постоянно, днем и ночью, горит лампада у икон.
  • День Рождества Богородицы начинал отсчет сватовства: с этого дня в дома незамужних девиц засылали сватов. В этот день так же хорошо играть свадьбу - семья всегда будет под Покровом Царицы Небесной.
  • С древних времен и по сегодняшний день существует традиция: женщины рано утром отправлялись к водоему. Считается, если девушка или женщина умоет лицо до восхода солнца, то красота ее лица сохранится до преклонных лет. Конечно, в этом есть что-то языческое, но вреда нет никакого.
  • С недели Рождества хозяйки убирали лук с грядок, а до ее начала необходимо было убрать весь прочий урожай с полей. Сельчане засевали поля рожью, а пчеловоды готовили ульи к зимовке.

Народные приметы

21 сентября - это день осеннего равноденствия. С этой даты световой день постепенно уменьшается, а ночь, наоборот, становится длиннее. По погоде люди определяли то, какой будет предстоящая осень и зима.

  • Птицы поднимаются ввысь, в небо - осень наступит не скоро. Если же стаи птиц жмутся к земле и ищут корм, то следует ожидать суровой и голодной зимы.
  • Ясное солнце на Богородицу - означает продолжение осени и сохранение тепла до октября.
  • Утреннее небо звездное, ясное - к скорому наступлению морозов.
  • Туман на Рождество - предвестник дождей. Если он быстро рассеивается - нужно ожидать чередование дождливой и ясной погоды.
  • Дождь с раннего утра - ненастье еще на 40 дней и холодная зима.
  • Роса на Богородицу означает, что через месяц ляжет иней.
  • Сохнет быстро роса - к малоснежной зиме, если же она сохнет долго, до обеда - то следует ожидать много снега.
  • Ветер 21 сентября - к зиме малоснежной и ветреной.
  • С утра погода хорошая, теплая, а после обеда приморозело - нужно ожидать суровую, холодную зимушку.
  • Яркое и теплое солнышко - к частым оттепелям в холодную зиму.

Всемирно известный святитель Андрей Критский (Иерусалимский), христианский богослов, проповедник и автор духовных гимнов, назвал Рождество Богородицы «Началом всех праздников».

Действительно, появление на свет Божий Девы Марии - Невесты Неневестной, предуготовило воплощение в мир земной Сына Божия, Его проповедь, Спасительную Жертву и великое Чудо Воскресения.

Посмотрите видео о Рождестве Пресвятой Богородицы

Возникло в Церкви около VII века. Известно, что в западной части христианского мира это празднование было установлено святым Сергием, папой Римским (687-701 гг.).

Как правило, иконография праздника начинает формироваться вскоре после появления церковного празднования. Однако, в VIII - начале IX веков Восточная Церковь переживала трагический период борьбы с ересью иконоборчества, во время которого создание новых иконографических сюжетов было практически невозможно. Очевидно, поэтому первое дошедшее до наших дней изображение Рождества Богородицы - фреска одного из храмов в Каппадокии - относится к IX веку.

Источником при создании произведений о рождении Приснодевы Марии служило Священное Предание. Бывший первоначально устным рассказ об этом событии нашел отражение в таких апокрифических памятниках как Протоевангелие Иакова (гл. 1-7) и Евангелие псевдо-Матфея (гл.1-4).

В античном искусстве сцена рождения того или иного легендарного героя или мифического персонажа входила в посвященный его жизни цикл изображений, который мог помещаться на постаменте памятника или на саркофаге. Некоторые изобразительные схемы и детали были заимствованы художниками-христианами из таких произведений. Например, изображение омовения новорожденного повитухами существовало еще в античной традиции, откуда проникло в христианское искусство.

Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция

В античных произведениях роженица обычно представлена сидящей или стоящей; под руки ее поддерживают одна или две служанки. Этот мотив - поддерживающая праведную Анну служанка - присутствовал на ранних изображениях праздника Рождества Богоматери. Затем эта помощница исчезает, но позже появляется вновь. Иногда она присутствует в произведениях средневизантийского периода и даже на русских иконах позднего Средневековья.

Изображения дев и служанок в данной иконографии обычно отличаются разнообразием. Дева, подносящая дары, присутствует уже на одном из самых ранних памятников - миниатюре из из Минология Василия II (979-989 гг.). В позднейших произведениях к ложу Анны подходят несколько дев, принесших блюда с угощением, различные чаши и сосуды; одна из девушек может быть изображена с опахалом. С нарастанием в искусстве повествовательных тенденций появляется сцена укачивания младенца Марии служанками, одна из которых может качать колыбельку, а другая заботливо обмахивать ребенка опахалом.

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV — нач.XVI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Фигура праведного Иоакима появляется в произведениях последней трети XIII века. Согласно этическим нормам того времени Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Поэтому он изображался как бы вне помещения, в дверном проеме одной из архитектурных кулис (палат), или же заглядывающим через окошко.

В XVIII веке, когда многие русские мастера ориентируются на западноевропейские образцы, а строгие ограничения в семейном быту уходят в прошлое, Иоакима начинают изображать стоящим или сидящим недалеко от ложа Анны.

Конец XVII — нач.XVIII в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех.

Интересная смена акцентов происходит со временем в теме принесения даров. Изначально они, очевидно, понимаются как традиционное подношение роженице по случаю радостного события. В ранних произведениях девы держат все подарки в руках. С XIII века в композиции появляется пустой стол, который исполняет, как и архитектурные детали, роль декорации, указывающей на то, что действие происходит внутри дома, в интерьере.

В более поздних произведениях стол передвигается к ложу Анны и часть даров может размещаться на нем. Затем на этом столе принесенные угощения сервируются как полноценная трапеза, за которой праведной Анне прислуживают девы. На столе можно видеть тарелки, кубки, столовые приборы, например, ножи. И, в конце концов, за стол художник «усаживает» Иоакима и сцена приобретает определенный бытовой, повседневный характер. Может быть, изображение этой трапезы очень отдаленно соотносилось с повествованием Предания о пире, устроенном праведным Иоакимом для священников, книжников, старейшин и всего народа Израильского, когда Деве Марии исполнился год. Но очевидным результатом преобразования иконографии стало то, что церемониальная, торжественная сцена принесения даров стала хоть и трогательным, но банальным моментом из семейного быта.

Эти метаморфозы хорошо иллюстрируют тот процесс в церковном искусстве, который принято называть «обмирщением». В искусстве позднего Средневековья неуклонно растет интерес к западноевропейским произведениям, которые творчески перерабатываются с учетом православных традиций. Мастера стремятся добиваться «живоподобия» - убедительного сходства с натурой. Наблюдается чрезвычайное внимание к деталям, часто второ- и третьестепенным. И, в соответствии с идеями гуманизма, возникает желание передавать подробно самые различные стороны человеческого бытия, чтобы как можно лучше выразить полноту жизни, ее многообразие и красоту. Этот процесс трансформации часто характеризуют как некий спад, упадок, кризис в области духовного осмысления целей христианского искусства. Однако, следует учитывать, что художники и их духовные наставники искренне полагали, что такой подход позволяет передать красоту, угодную Богу, что через такое богатство и изысканность деталей тварного мира искусство определенным образом прославляет Творца.

Следует отметить, что одна из идей рассматриваемой иконографии - рождение ребенка - располагает к изображению бытовых подробностей. Например, служанка перед тем, как омыть Младенца Марию, проверяет рукой температуру воды, как это делают и современные женщины.

Новгородская икона. Конец XIV — нач.XV в. ГТГ, Москва

Священное Предание сообщает, что праведные Иоаким и Анна с любовью и нежностью заботились о Дочери и очень ответственно подходили к Ее воспитанию, вплоть до того, что приглашали Ей в няньки только избранных девушек. Тема семейной любви и воспитания отчетливо звучит в сцене «Ласкание Марии», которая из фресковой храмовой живописи проникает в иконописные произведения. Дитя Мария изображается на руках у своих родителей. Протоевангелие Иакова сообщает: праведная Анна, убедившись, что Дочь может ходить, более не опускала Ее на землю, сказав «Жив Господь Бог мой, Ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу Тебя в храм Господень» (гл.6, ст. 1-2).

В иконографии праздника встречается изображение источника, из которого пьют птицы: взрослые и птенцы. Возможно, включая этот, на первый взгляд, пасторальный мотив, художник стремился сделать акцент на теме воспитания, так как птицы известны тщательной заботой о потомстве.

В храмовой декорации композиция «Рождество Богородицы», как правило, входила в Протоевангельский цикл сюжетов. Этот цикл напоминал молящемуся о событиях, предшествующих рождению Девы Марии, о Ее детстве и юности. Предыстория Рождества Богородицы включала сюжеты: праведный Иоаким приносит жертву в Иерусалимский храм, первосвященник отказывается принять жертву у бездетного, плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду, моление Иоакима; моление Анны, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот. Включение некоторых из вышеперечисленных сюжетов в композиционную схему иконы праздника объясняется стремлением художников позднего Средневековья и Нового времени к все большей повествовательности, к подробному иллюстрированию. Особенно часто можно видеть на поздних иконах изображения благовестия ангела Иоакиму и Анне, а также их встречи у Золотых ворот. Сцена встречи часто становится композиционным центром изображенного на втором плане, а Золотые ворота превращаются в весьма затейливое архитектурное сооружение.