Старец гавриил зырянов. Преподобный Гавриил (Зырянов), Седмиезерный

Сегодня исполняется 100 лет со дня кончины преподобного Гавриила (Зырянова). Схиархимандрит Гавриил, духовник , оставил десятки учеников, будущих исповедников: никто из них не отрекся от Христа в застенках НКВД, не ушел в обновленчество. Сам преподобный принял схиму в возрасте 48 лет и прошел трудный путь - через тяжелую болезнь, клевету и изгнание из монастыря. В молодости Гавриила бил отец за стремление в монастырь, а в старости к схимнику каждый день стекались сотни людей.

«Если Ты есть....»

Ганя ничком, как бездыханный, лежал на земле. Когда он пришел в сознание, первой его мыслью было: «Есть Бог, есть Бог!»

Минутой раньше будущий схиархимандрит Гавриил, а пока Ганя, единственный мальчишка в большой крестьянской семье, лежал в поле и молился, и эта молитва была наполовину с отчаянием и сомнением. Лето кончается, а на глазах мальчика получасовой ураган с градом побил пшеницу. Честный и тяжелейший труд его отца и всей деревни пошел прахом, их ждет голодная зима, крестьяне в унынии и смятении. И в душу подростка закрадывается сомнение: если Бог благ, как Он допустил это?..

Подросток просил чуда, молился, лежа на земле, и последними словами этой молитвы были: «Да будет пшеница...»

«Он хотел иметь чудо доказательством истинности бытия Божия, - пишет епископ Варнава (Беляев), автор одного из жизнеописаний старца Гавриила. - И прошептал в страшном ужасе, добавив не трепещущими устами, а, скорее, одним умом, где-то там внутри, без слов: “...если Ты есть”».

Вдруг, - передавал отец Гавриил, - над моей головой среди ясного неба раздался гром или как бы громоподобный голос с небес сказал мне: «Будет пшеница...»

Вскоре установилась хорошая погода: дневная жара и ночные дожди. Крестьяне стали собирать остатки урожая. Ганя уговорил отца подождать еще недельку - пшеница будет лучше! Будет же пшеница... «Шкуру с тебя сдеру, если пропадет», - ответил отец, но поддался на уговоры и стал ждать. И с каждым днем его раздражение сменялось удивлением и благоговением: пшеница росла... А когда стали собирать, снопы уродились в рост человека, так что урожай едва смогли запереть в сарай!

«Божья...», - говорил Зырянов-отец, сняв шапку и проходя по полосе...

«Монах будешь... Схимник будешь»

Что такое молитва, Евангелие, храм, будущий схиархимандрит Гавриил, конечно, знал с раннего детства, но, видимо, через личное сомнение и утверждение в вере должен пройти каждый.

Он воспитывался в глубоко религиозной семье зажиточных государственных крестьян Федора и Евдокии Зыряновых. Грамотные родители читали Псалтирь, Евангелие, жития святых. И детей воспитывали в духе прочитанного: все мысли направлялись к Богу. Мать маленького Гани увещевала сына так: «Вот ты шалишь, своими шалостями грехи выращиваешь, а потом и сам с ними не сладишь».

Мать Гавриила стояла на коленях: “Господи, я вымолила у Тебя сына, а он все шалит. Что же мне с ним делать?”

Гавриил вспоминал ее, стоящую на коленях перед образами, со слезами молящуюся вслух: «Господи, вот, я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушает меня. Что же мне с ним делать? И сам погибнуть может и меня погубить...» Мальчику становилось жаль мать, и он уже и сам начинал вместе с ней молиться.

Несмотря на религиозность семьи, как гром среди ясного неба грянули слова подросшего Гавриила: «Благословите в монастырь!» - «Не пущу!» - кричал отец, а после продолжительных просьб просто взял и отлупил двадцатилетнего сына как маленького. Очень сильно отлупил, на глазах у сестер и матери. А тот как ни в чем не бывало снова: «Тятенька, отпустите в монастырь». Пришлось отпустить. Прощалась и плакала вся деревня: статного, красивого, работящего парня провожали на путь иночества, чтобы никогда в этой жизни больше не увидеть. Отец его упал в обморок от этих переживаний. Но Ганя назад не поворотил. Да и помнил, как один странник в паломничестве предрек ему: «Монах будешь... Схимник будешь».

В Оптиной

Стать и красоту Гавриил не потерял и в старости. В биографической книге «Тернистый путь к Богу» епископ Варнава (Беляев) пишет о старце Гаврииле так: «Увидев его, невольно поражались: огромный и ростом, и какой-то внутренней статью седовласый старец, в котором сразу угадывался нравственный богатырь; добряк, шутник, негодующий при столкновении с малодушием и цинизмом и плачущий в умилении пред очередным свидетельством сострадания Божьего».

Но пока перед нами - молодой послушник, приехавший в Оптину пустынь.

“В Оптиной мы чувствовали себя как в среде святых и ходили со страхом”

«Мы чувствовали себя там как в среде святых и ходили со страхом, как по святой земле, - вспоминал он потом об обители. - Я присматривался ко всем и видел: хотя были разные степени, но все они по духу были равны между собой; никто не был ни больше ни меньше, а были все одно - одна душа и одна воля - в Боге». Но вскоре и здесь его постигает новое сомнение, новое испытание веры...

Однажды, простудившись на колокольне после послушания в жаркой пекарне, Гавриил тяжело заболел. Хворь не оставляла его пять лет: «Я болею, лежу, лихорадка замучила. Пользы обители не приношу - очевидно, Богу не угодно, чтобы я в монастырь поступал. Значит, пошел против Бога и отца с матерью», - с этими мыслями, еле передвигая ноги, опираясь на палочку, послушник отправляется к старцу Амвросию.

А умрем - тоже пользы никому не будет, - насмешливо ответил на эти помыслы старец и развеял его сомнения. А потом помолчал и сказал: «Думается мне, что ты при поступлении в обитель не во всем покаялся. Оставил грех - вставил и лазейку для бесов».

Брат Гавриил подумал-подумал, но ничего не припомнил. «Ну, вылезай!» - пошутил и ударил Гавриила ладонью по лбу.

И тут будущий схимник вдруг вспомнил, как в родной деревне «в Великий Четверг сделал наговор над пояском и хлебом и этим добился того, что их корова сама без пастуха и провожатого стала приходить домой. Дело обыкновенное в деревне, он его и за грех не считал...»

Отец Амвросий благословил послушника ехать на рыбные ловли, верст за 50 от монастыря, для охраны пруда. Ехал болезный инок под хохот нескольких сот мужиков, работавших в поле: стояла жара, а он - в шубе да в шапке из-за лихорадки. Но вскоре, за год послушания, болезнь оставила страдальца.

Великая схима в 48 лет

Шли годы, а послушник оставался послушником. Постригом его обходили. Однажды старший друг, келейник игумена, признался ему: «Я просил игумена постричь тебя в мантию, а он ответил: “Да-а, постриги его - а он уйдет от нас”». И тогда отец Гавриил действительно решил уйти вопреки уговорам.

«Уйдя из Оптиной, - пишет епископ Варнава, - он потом много раз убеждался, что такого доброго устроения, какое нашел там, нет нигде, но ни разу не пожалел о своем поступке. Ибо отправился за любовью Божией».

Старец Амвросий советовал молодому монаху: “Бежать куда угодно, только не жить в Москве”

В 1874 году инок поступил в Высоко-Петровский монастырь в Москве, где и принял постриг с именем Тихон. Но через 8 лет бежал и оттуда - таков был совет старца Амвросия: «Бежать куда угодно, только не жить в Москве». Монах удалился в тихое место, каковым оказалась Раифская пустынь под Казанью. Но уже в следующем году он переехал оттуда в Седмиезерскую Богородицкую пустынь, где и прожил 25 лет. Там же произошло его становление как старца.

И становление это было связано с тяжким недугом. Помогая вытаскивать телегу из ямы, он надорвался. 5 лет пролежал в постели, мучился с сердцем, то выскакивавшим из груди, то будто замиравшим...

В возрасте 48 лет отец Тихон принял великую схиму, попросив наречь его прежним именем в честь Архангела Гавриила.

О болезни, поиске ее смысла и жажде любить Бога он писал так:

«Я жаждал любить Бога всем сердцем. Но как любить? Если любить Бога, - нужно быть достойным Бога, а я видел себя не только грешником, но и коснеющим во грехах своих. Желание любить Бога крепко возрастало до горения, а как любить, чтобы сердце удовлетворилось в своем желании, я не знал... Все способы испытал, на которые указывают: т.е. делать все доброе, быть милосердным к ближним... Не раз оставался чуть прикрытым, раздавая все нуждающимся, терпел голод и холод, скрывая это от других, обиды терпел, не мстил за обиды, старался любить врагов и любил их, как то повелено Господом. Но самой любви-то к Богу я в себе не ощущал, да и страсти мои ясно говорили, что я чужд этой Божественной любви... Я чувствовал, что сила жизни - в любви к Богу, сила творческая, благодатная...

И вот, Господу моему было угодно, чтобы я заболел; и я заболел, а любви этой еще не испытал в себе; заболел и сильно плакал во время болезни о том, что остался побежденным во грехах моих - грехом, а любви-то еще не имею... Спешу каяться не раз и не два, очень много каюсь и получаю радость...

Чем более я страдал, тем легче себя чувствовал

Чем более я страдал, тем легче себя чувствовал. Я ощущал сильную потребность причащаться - и меня причащали. По Причащении Св. Таин мой дух окрылялся неизреченной надеждой на Бога, а сердце переполнялось благодарностью ко Господу Иисусу Христу. Здесь-то мне, убогому, и открылась в необъятной полноте любовь Божия к миру в искуплении человеческого рода. Эта любовь заговорила как бы во мне, внутри всего моего существа, с такой силой ко Господу, что я не чувствовал и своих страданий... Я осознавал себя глубоко грешным, но в то же время горячая надежда на спасающую любовь и милость Господню неизменно окрыляла мой дух. Слезы умиления лились из очей, а что переживало при этом сердце, я не могу и описать... Я не чувствовал потребности в пище; тяготился, когда меня посещали другие. Я блаженствовал, уязвленный любовию ко Господу, желал остаться, хотя бы навечно, один и страдать, но только с Господом и в любви к Нему. Вот что такое Боголюбие и вот что оно делает с душой человека!»

Так родился в мир старец...

Открытый и всегда веселый

Через некоторое время отец Гавриил становится наместником монастыря. Не имея духовного образования, он был талантливым самоучкой, на память цитировал труднейшие места из святых отцов. Все силы старец вкладывал в благоустроение обители. Вокруг него появляются ученики и множество посетителей. Особые отношения складываются со студентами Казанской духовной семинарии - молодежь старец очень любил. Он был веселым и открытым. «Смотрите, - шутил отец Гавриил, - чтобы у меня от вас за версту монахом пахло!»

“Батюшка-старец был всегда приветливый, любил шутить и терпеть не мог сумрачных монахов”

«Батюшка-старец был всегда приветливый, любил шутить и терпеть не мог сумрачных монахов, - описывает его один из посетителей, будущий архиепископ Вологодский Стефан (Знамировский). - Он долго и тяжело болел; в результате этой болезни у него явилась болезненная полнота». Однажды в период учебы в Казанской духовной академии будущий владыка вместе с двумя друзьями-студентами (один из которых - архимандрит Симеон (Холмогоров) - станет автором наиболее полного жизнеописания схиархимандрита Гавриила) приехал к старцу. Тот встретил их: «Вы, верно, думали увидеть схимника, всегда плачущего и худого, а вот видите, какой я толстый и всегда веселый».

Во время этой встречи Холмогоров почти не говорил, не задавал вопросов. Прощаясь, он подошел под благословение последним и услышал от отца Гавриила неожиданное: «А ты постригайся». Он ответил: «Благословите». И друзья вышли. Сокурсники, ошеломленные словами старца, стали возмущаться: «Как ты мог ответить “Благословите”, если никогда и не говорил о монашестве, ты ведь любишь общество, светское пение, музыку, вечера!». На что будущий отец Симеон ответил: «Ведь вы же не знаете, что у меня на сердце». Вскоре он принял постриг...

Клевета и изгнание

С 1902 года у отца Гавриила окормлялась великая княгиня Елизавета Федоровна

С 1902 года у отца Гавриила окормлялась будущая преподобномученица . Очень скоро ее постигло сильнейшее горе - гибель ее мужа, генерал-губернатора Москвы Сергея Александровича Романова, погибшего от рук террориста. И, быть может, старец был тем, кто подготовил ее духовно и помог пережить трагедию.

С ростом популярности подвижника растет и зависть к нему. На старца доносят некоторые из братии, обвиняя в плохом ведении хозяйства и присвоении монастырского имущества. Не разобравшись в деле, начальство увольняет его с должности наместника...

Отец Гавриил в итоге оказывается на вокзале, где ему едва хватает денег на билет. Поезд увозит страдальца в Псков, где его ждет в Свято-Елиазаровском монастыре его ученик, будущий священномученик Иувеналий (Масловский). Через некоторое время оказывается, что обвинения в адрес схиархимандрита были ложными - это доказала комиссия. Но поздно...

В Свято-Елиазаровской пустыни старец становится широко известен: поток посетителей к нему доходит до 150 человек в день, за советом идут люди самых разных сословий, приезжают целыми семьями, целыми паломническими группами. На средства великой княгини Елисаветы Федоровны в обители строят домовую церковь, чтобы слабый здоровьем отец Гавриил мог бывать на службах. Прозорливость подвижника становится очевидной.

И сгущающиеся над Россией тучи отец Гавриил не мог не видеть...

Почему мы боимся взять крест?

Уже и в семинариях было неспокойно. В 1907 году один из его ближайших учеников архимандрит Симеон, на тот момент ректор Тамбовской семинарии, становится жертвой покушения: в него выстрелил революционно настроенный студент семинарии. Пуля попала в позвонок, и нижняя часть тела осталась парализованной. Сильные боли сопровождали мужественного монаха всю жизнь... После покушения старец взял отца Симеона к себе в Спасо-Елиазаровскую пустынь, где тот прожил до самой смерти своего благодетеля в 1915 году, укрепляясь в вере и мужестве.

Ни один из учеников старца не предал Христа, не стал обновленцем

Среди учеников старца - много новомучеников и исповедников. Ни один из них не предал Христа, не стал обновленцем. Вот только некоторые имена: священномученик Иувеналий (Масловский), священномученик Анатолий (Грисюк), архиепископ Герман (Ряшенцев), архиепископ Иннокентий (Ястребов), архиепископ Гурий (Степанов), архиепископ Стефан (Знамировский), епископ Иоасаф (Удалов)...

«Почему же мы боимся взять крест, с которым можем достигнуть Царствия Небесного? - писал старец Гавриил. - В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов: “Сим побеждай”. В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели и совершенство святости... Итак, возьмемте всякий свой крест и последуем за Иисусом, и мы достигнем жизнь вечную».

Седмиезерский преподобный

24 сентября 1915 года старец отошел ко Господу. На отпевании были сестры Марфо-Мариинской обители и, конечно, великая княгиня. Погребальная процессия отправилась в то место, откуда при жизни подвижника изгнали: братия Седмиезерской обители встретила своего бывшего наместника с раскаянием... И имя его осталось навсегда связано с монастырем, где он провел большую часть жизни и от которого потерпел самую большую несправедливость. В 1996 году схиархимандрит Гавриил Седмиезерский был прославлен в лике местночтимых святых Казанской епархии, и мощи его с 2000 года покоятся в восстановленной обители.

Чудом уцелел в месиве революции храм, построенный преподобным. Это двухэтажная Свято-Евфимиевская церковь в Седмиезерской пустыни, на первом этаже которой он в свое время заповедал читать неусыпаемую Псалтирь. В 1928 году храм остался единственным монастырским зданием, которое не сравняли с землей по приходу советской власти. Сегодня немногочисленная братия вновь, сменяя друг друга, читает здесь Псалтирь...

Вся жизнь схиархимандрита Гавриила - свидетельство последних слов, произнесенных им на смертном одре: «Спастися подобает многими скорбями». А вместе с тем - и слов, сказанных когда-то маленьким Ганей своим родителям:

Я не ваш, я не ваш.

А чей же ты?

«Долго я ломал себя, все не удавалось. Ну, наконец сломил...»

«Простота от Духа Божия подается.

Человечек сам ничего не приобретет,

если Бог не подаст...

А даст, так будешь как дитя…

Ребеночек все просто принимает

И живет одним чувством.

А мы много знаем,

много помним,

все это разбивает

и рассеивает нас».

Гавриил Зырянов Икона Акафист

Акафист преподобному Гавриилу (Зырянову), Седмиезерному

Избранный угодниче Христов и Его Пречистыя Матери неленостный служителю! Теплый о нас молитвенниче к Богу и Его любве образ чудный и совершенный! Приими от нас недостойных подобающую ти похвалу и, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед и скорбей избавляй, да зовем ти: Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Архангелу тезоименитаго и его житию подобника провиде тя всея твари Зиждитель словесы пророческими:- «Се, Мой еси!» Ты же от юности глас сей с Небеси услышав, всем сердцем возлюбил еси Бога возлюбившаго тя, преподобне отче Гаврииле. Сего ради зовем ти: Радуйся, от юности Богом избранный; Радуйся, в гражданство Небесное званный; Радуйся, мира сего красоту ни во чтоже вменивый; Радуйся, ангельское житие измлада возлюбивый; Радуйся, иго Христово верно восприявый; Радуйся, благодать онаго житием оправдавый; Радуйся, издетска образ молитвы слезныя; Радуйся, родителей благочестивых отрасль боголюбезная; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Видев красоту Божественнаго видения, осенившаго тя благодатию Духа Святаго, родителей твоих удивил еси, не их чадом ся называя, но Божиим. Темже усердно последовал еси Своим тя Назвавшему, непрестанно взывая к Нему: Аллилуиа.

Разумом богопросвещенным постиг суету и непостоянство мира сего, преподобие Гаврииле, от юности твоея вечных благ возжелал еси и сотворил себе обиталище Святаго Духа. Мы же творим тебе пение сицевое: Радуйся, воздержанию от юности себе обучивый; Радуйся, постом и молитвою стрелы лукаваго до конца отразивый; Радуйся, сподобивыйся Божественнаго призвания; Радуйся, удостоивыйся от Господа оправдания; Радуйся, Христа Бога всем сердцем возлюбивый; Радуйся, яко по заповедем Его право ходивый; Радуйся, бранею праведности облеченный; Радуйся, светом боговедения просвещенный; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Силою свыше от раны своея избавлен был еси, преподобие Гаврииле, в немощи праведному Симеону Верхотурскому помолився, и его молитвами исцелився пел еси Богу, Дивному во святых Своих: Аллилуиа.

Идущу тебе во обитель Верхотурскую издалеча ко многоцелебным мощем угодника Божия во исполнение обета, ему данного, узрел еси святаго в виде странника дивнаго. Милостыню же ему сотворив, услышал еси от него: « Монах будеши, схимник будеши, зде будеши». Мы же, дивящеся Божию о тебе благоволению, зовем ти: Радуйся, всего себя водительству Божию предавый; Радуйся, узкий и прискорбный путь монашескаго жития Его волею избравый; Радуйся, древних подвижников усердный соревнителю; Радуйся, добродетелей христианских рачителю; Радуйся, молитвами праведнаго Симеона исцеленный; Радуйся, в монашестве его предстательством предвосхищенный; Радуйся, любве ради Господа отечество оставивый; Радуйся, к воздержанному житию себе от юности наставивый; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Бурею сомнений смутився и родительскаго гнева убоявся, яко класы хлебныя градом уязвленныя увеща отца оставити, у Самаго Бога испросити изобилия нивы дерзнул еси. Услышав же громоподобный глас с Небеси и зря велия дары Божия, воспе Ему: Аллилуиа.

Слыша велие житие Богомудрых отцев и старцев Оптиной пустыни и благочестию их подражати желая, благословения родительскаго испросил еси, отче преподобие. Они же, смирению твоему дивящеся, благословиша тя на тесный путь иноческаго жития. Мы же, восхваляюще твое благое изволение, поем ти: Радуйся, любовь велию к Богу показавый; Радуйся, в силе Его преспевавый; Радуйся, любовию божественною распаленный; Радуйся, образом жития отцев пустынных плененный; Радуйся, преподобным Амвросием благословенный; Радуйся, старцем Мелхиседеком от уныния и скорбей огражденный; Радуйся, пустыннолюбцев в искании Бога усердный сподвижниче; Радуйся, за враги своя и за вся теплейший молитвенниче; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Боготечная великая светила, сияющия в пустыни Оптиной, облисташа тя, отрасль благую, ты же, духовным учителем подражая незлобием и кротостью, возсиял еси новою звездою и вкупе с ними взывал еси Богу: Аллилуиа.

Видел еси со скорбию яко, игумен, иноческаго пострижения тя лишает, обаче не возможе то поколебага крепости произволения твоего. Ты же, старческаго благословения испросив, во град Москву пришел еси. Мы же, видяще тя тяжкий крест на себе сим возложившаго, поем ти: Радуйся, не ради риз, но покаяния радионашество приемый; Радуйся, сладости плотския богомудре презревый; Радуйся, братолюбия прилежный строителю; Радуйся, постнически испытавый в Московских обителех; Радуйся, таланты своя в земли не сокрывый; Радуйся, сети тщеславия и гордыни сокрушивый; Радуйся, унывающих столпе утешения; Радуйся, монашествующим образе терпения; Радуйся, преподобне отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Проповедует стольный град Москва труды твоя и подвиги, богомудре Гаврииле, идеже во двою обителех потрудился еси, да новоначальному монашеству образ древнеотеческий будеши, научающий братию достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Возсиял еси от Уральския страны яко светило светозарное, преподобне отче, светом богопросвещенным освящая обителей множество. Посреде же них и Раифская пустынь, идеже священства удостоился еси. О сем тя ублажающе, воспеваем ти сице: Радуйся, хранителю старческих повелений; Радуйся, сопричастниче тайных откровений; Радуйся, восприявый древних отец следы; Радуйся, на зловерныя и враждотворцы от Бога получив победы; Радуйся, яко тобою зависть попирается; Радуйся, яко молитвами твоими к Богородице бесы изгоняются; Радуйся, в любви Христу дивный подражателю; Радуйся, тоя яко единаго богатства стяжателю; Радуйся, преподобне отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Хотя верен быти подражатель Агнца Божия, кротость и смирение Его себе усвоив, от завистных человек всякия обиды и скорби безропотно претерпел еси, егда из обители во град Казань удален бе; но ведый, яко скорбьми временными подается вечное спасение, взывал еси Спасу всех: Аллилуиа.

Новым повелением архиереовым стопы своя направил еси, отче присноблаженне, в пустынь при седми езерах, идеже Пресвятая Богородицы чудотворный образ стояше. Ты же, прославляя Ю, и обитель сию, паче прежняго прославил еси, егда поставлен бысть архимандритом тамо. Мы же тя прославляем сице: Радуйся, крине благоуханный пустыннаго прозябения; Радуйся, Божия Матери чадо возлюбленное и верное; Радуйся, Ея почитателю непоколебимый и благоусердный; Радуйся, союзом добродетелей удобренный; Радуйся, пустыни Седмиезерской благоукрасителю; Радуйся, иноческих подвигов ревнителю; Радуйся, путем к Небеси Боголюбие избравый; Радуйся, в злостраданиих смирением вся поправый; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Страшный недуг порази тя, отче преподобие, имже на одре болезни пять лет держимо бе многострадальное тело твое, якоже иногда и души то него разлучатися. Ты же, прославление прп. Серафима предвосхищая, к помощи его в немощи взывал еси. По исцелении же образ его на немже идеже Мати Божия со мученики чудотворцу Саровскому явися, написа, поя Богу: Аллилуиа.

Всего себе предал еси воздвижению новаго храма, прп. отче, по приятии великия схимы помышляя, яко в храме сем по всем усопшим непрестанно Псалтирь чтома будет. В нем же литургисая, узрел еси светозарное видение всех святых, молящихся у Престола Владыки, Себе Самаго в жертву приносяща за ны, поющия Тебе: Радуйся, созерцателю лучезарнаго Божественнаго видения; Радуйся, всех святых увидевый пред Господом на молении; Радуйся, благоволением Богоматере осененный; Радуйся, боголюбче, дарами свыше одаренный; Радуйся, равную любовь к ближним живым и почившим простиравый; Радуйся, храм для неусыпнаго чтения Псалтири создавый; Радуйся, яко ничтоже имея ко строению, подвижеся к оному, на Бога уповая; Радуйся, яко по благословении архипастыря чудно создася церковное здание; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Все множество человеческое удивися еже на земли во плоти твоему терпению и незлобию, преподобие отче, егда непорочна и праведна тя зряще и о благочестии ревнующа возмутишася против тебе братия законопреступная хотяща убити тя. Ты же, моля Господа, взывал еси Ему: Аллилуиа.

Велие твое терпение и теплую ко Христу любовь никтоже по достоянию поведати возможет, еда бесовским обещаниям угождая, изгнаша тя из обители клеветы ради, преподобие отче Гаврииле. Ты же пресели во Спасову обитель в пределех Псковских, идеже премного потрудился еси. Мы же, волю Божию в сем разумевающе, поем ти: Радуйся, правило благочестия и веры; Радуйся, за оныя поношения и изгнания претерпевый; Радуйся, от братии поруганный, бесчестие в почесть себе вменивый; Радуйся, козни нечестивых человек смирением победивый; Радуйся, потоками слез спасительных орошенный; Радуйся, истиннаго незлобия и братолюбия образ совершенный; Радуйся, чашу поругания, яко врачевство чистительное, испивший; Радуйся, за ненавидящих тя с любовию Господа моливший; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Хотящу ти спасти чада твоя, к тебе во Ж множестве притекающая и предвидящу тебе годину лихолетия и на Церковь Христову гонения, ихже своим житием изобразил еси, любовь ко Господу яко корень всех благих заповедал еси им имети и тако претерпевати вся, до конца взывающе Богу: Ашшлуиа.

Стены Стасовы обители не возмогоша укрыти тя отче Гаврииле, мнози бо видяху тя равноангельна житием и прихождаху к тебе; слышавше же глаголы жизни вечныя, прославиша духовныя твоя подвиги во многих градах и весех Российских. Тем же и мы чествуем тя сими похвальными словесы: Радуйся, великия княгини Елисаветы духовный наставниче; Радуйся, архипастырем и пастырям тихое и верное пристанище; Радуйся, иночествующим помощниче богомудрый и скорый; Радуйся, чадом своим и нам путеводителю на неудобовосходимыя горы; Радуйся, вослед себе собор учеников ко Христу приведый; Радуйся, с ними, яко отец со чады, прияти мзду Небесную к Нему возшедый; Радуйся, слезами твоими землю и воды наша освятивый; Радуйся, житием своим будущия скорби Церкви Русския изобразивый; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Пение всякое не довлеет к похвале твоей, отче преподобие, кто бо возможет по достоянию прославити многотрудное житие твое или восхвалите подвиги твоя? Токмо видяще тя паки, аще бо и в час смертный, людие града Казани плачуще взываша к Призывающему тя: Аллилуиа.

Светильника тя добрых дел, преподобие, исповедуем быти, яко теплыми молитвами ко Христу Богу и Пречистой Его Матери, о граде нашем и обители твоей ныне пред Ними ходатайствуеши и светом Божественныя любве согреваеши души и сердца приходящим к тебе и поющим тебе сице: Радуйся, светильниче Божественного света; Радуйся, молитвенниче усердный к Богу и Его Матери Всепетой; Радуйся, боголюбче, еще на земли созерцавый Свет Небесный; Радуйся, ради онаго избравый путь тяжкий и тесный; Радуйся, почитающим святую память твою Небесный покровителю; Радуйся, в горния обители нам путеводителю; Радуйся, вестниче любве Божия, к примирению с Господом всех призываяй; Радуйся, подвигом веры в любви к Нему нас укрепляяй; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Благодати Божия светлое жилище быв в житии твоем, преподобие отче Гаврииле, и по смерти не оставлявши нас твоим предстательством пред Господом, научая и ныне учащихся, како подобает идти тесным путем спасения, прославляя, благодаря и взывая Ему: Аллилуиа.

Поюще твоя труды и подвиги, ублажаем тя, дивный старче, яко аще и преставился еси от нас, но жив сый и предстоя духом твоим пред Богом, ходатайствуеши за ны. Мы же, предстояще раце многоцелебных мощей твоих, прославляем тя: Радуйся, Российския земли духовное укрепление; Радуйся, граду Казани похвало и утверждение; Радуйся, Ангелов и всех святых собеседниче; Радуйся, Царствия Христова наследниче; Радуйся, молитвенниче за ны неусыпный; Радуйся, предстателю о нас непостыдный; Радуйся, яко на Небеси Богоначальную Троицу зриши; Радуйся, яко оставив мощи твоя на земли всем помощь твориши; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

О, пречудный старче, преподобие отче наш Гаврииле! Приими малую сию похвалу от недостойных и неразумных чад твоих. Присно моли о нас Пречистую Богородицу, яко пред честным Ея образом изливал еси слез потоки прося мира отечеству нашему, здравия и спасения всем живущим в нем. И ныне Сыну Ея Христу Богу нашему возноси молитвы и о нас, чтущих память Твою и вкупе с тобою поющих Ему: Аллилуиа.

Молитва преподобному Гавриилу (Зырянову), старцу Седмиезерной пустыни

О преподобие и богоносне отче наш, всечестный старче Гаврииле, отцев славо и праведных похвало! Во дни земнаго жития твоего в Спасовой и Богородичной обителех многия на путь правый наставивый, падшым руку помощи подавый, всем милостив и сострадателен отец бывый и новых мучеников Церкви Святой воспитавый! Ты и ныне, всеблаженный старче, в небесней пребывая обители, паче умножавши любовь твою к нам, грешным и недостойным чадом твоим, искушаемым злобою, унынием и неправдою. Сего ради к цельбоносным мощем твоим припадаем и смиренно молим тя: не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя и поминающих святую память твою, буди нам помощник скорый во всяких скорбех, бедах и напастех, соблюди нас от всех видимых и невидимых враг, отжени от нас облак страстей и просвети наши очи сердечныя, исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления смиренно потребуем. Испроси нам у Господа Бога нашего в мире и покаянии скончати живот наш, от мытарств и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и чадами твоими, ду¬ховными, во страданиих своих венцы приявшими нетленныя, и со всеми святыми, от века благоугодившими Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

От юности, богомудре, просветився любовью Христовою, суетный и многомятежный мир оставил еси. Житие свое вверя предстательству Пречистыя Богородицы, слез потоки изливал еси пред честным Ея образом, и теченьми их седьм езер освятил еси. И терпения ради украси тя небесными дарами Христос Бог наш, в чудесех и ученицех славна показа земле Казанской.

Ин тропарь, глас 4

Подвижник, яко един от древних, совершенство стяжал еси во многих скорбех, благодатными дары украшен быв обильно, новых мучеников воспитал еси Богу. Заступи нас и ныне молитвами твоими, Преподобие отче Гаврииле, старче наш.

Кондак, глас 5

Претерпел еси скорби и наветы вражии благодушно, кротостью, любовью и смирением побеждати зло научал еси, теплою молитвою со слезами предстоял еси Господу, созерцая тайная и будущая, яко настоящая, преподобие отче Гаврииле, не остави чад твоих усердным и скорым к Богу ходатайством.

Ин кондак, глас 2

Старчества явился еси доброе прозябение, блаженне, житие свое исполнил еси терпением, постом и молитвами. Прозорливости и исцеления дары стяжал еси, и ученицем своим проложи путь в Небесные селения. И ныне тамо молиши Христа Бога о всех зовущих ти: радуйся, преподобие отче Гаврииле, сосуде Святаго Духа, всея Казанския земли украшение.

Избыточный вес это не только недовольство собственной внешностью и сложности с подбором одежды, самое страшное, то, что при ожирении увеличивается нагрузка на сердце и суставы, человеку тяжело ходить, трудно дышать, бывает, что страдающие ожирением вообще перестают ходить – лишний вес мешает. Известно, что особую помощь в исцелении болезни оказывают те святые, которые при жизни или сами страдали , или врачевали его. Людям, с лишним весом, надо искренней молитвой просить Гавриила Зырянова о похудении. Именно этот святой помогает избавиться от тучности.

Сильная молитва старцу Гавриилу Зырянову для снижения веса

Многие считают, что лишний вес это не повод беспокоить Господа, ошибочно полагая, что к Богу можно обращаться только по очень серьезным проблемам: войны, стихийные бедствия, смертельные болезни. Такое предположение в корне неверно, если человек допускает такие мысли, это говорит о том, что он совершенно не знает Бога и меряет его по людской шкале, боясь исчерпать свой лимит обращений к Всевышнему. Бог — не человек, Его мысли и поступки премного выше людских, мы — Его дети, и он всегда рад молитвенному общению с нами. Людям, боящимся беспокоить Бога по мелочам, надо через молитву больше разговаривать с Богом, изучать священные Писания и тогда придет понимание того, какой Он любящий, добрый и прекрасный. Не только к Богу можно обращать свои молитвы, по церковным традициям любого святого можно просить о помощи в любой проблеме. Помощь святого будет состоять в ходатайстве за нас перед Господом. Очень сильна в этом плане молитва Гавриилу Зырянову о похудении и избавления от излишнего веса, — при жизни, он сам страдал излишней полнотой и много переживал по этому поводу.

Целительная молитва святому Гавриилу Зырянову о эффективном похудении

Причины ожирения могут быть разными: полнота может возникнуть из-за гормональных нарушений, наследственная предрасположенность или элементарное переедание. В любом случае с лишним весом нужно бороться, и помимо обращения к грамотному врачу, который сможет разобраться в причинах возникновения лишнего веса, нужно православной молитвой попросить об исцелении от ожирения. Чудотворной молитвой к святому Гавриилу Зырянову обращаются не только прося о снижении лишнего веса, но и с просьбами избавить от страсти чревоугодия. Молитвенные просьбы помогают осознать грех чревоугодия и навсегда избавиться от него.

Настоящий текст молитвы св Гавриилу Зырянову о похудении

О преподобие и богоносне отче наш, всечестный старче Гаврииле, отцев славо и праведных похвало! Во дни земнаго жития твоего в Спасовой и Богородичной обителех многия на путь правый наставивый, падшым руку помощи подавый, всем милостив и сострадателен отец бывый и новых мучеников Церкви Святой воспитавый! Ты и ныне, всеблаженный старче, в небесней пребывая обители, паче умножавши любовь твою к нам, грешным и недостойным чадом твоим, искушаемым злобою, унынием и неправдою. Сего ради к цельбоносным мощем твоим припадаем и смиренно молим тя: не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя и поминающих святую память твою, буди нам помощник скорый во всяких скорбех, бедах и напастех, соблюди нас от всех видимых и невидимых враг, отжени от нас облак страстей и просвети наши очи сердечныя, исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления смиренно потребуем. Испроси нам у Господа Бога нашего в мире и покаянии скончати живот наш, от мытарств и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и чадами твоими, ду¬ховными, во страданиих своих венцы приявшими нетленныя, и со всеми святыми, от века благоугодившими Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь.

В нынешней республике Татарстан хранится память о многих православных подвижниках. Мы хотим рассказать об одном из наиболее почитаемых из них - потому что он не только просиял личной святостью, но и взрастил целую плеяду новомучеников и исповедников Христовых, - преподобном старце Гаврииле.
Рассказ о преподобном мы начнем с его слов, которые можно назвать "программой жизни" Старца, в них явлено то, что называется "сокровенный сердца человек".

"Начну с Боголюбия!
Боголюбие - то чувство, которое я так долго и так сильно желал получить и не получал. Эти желания были муками моего духовного рождения, и эти муки были весьма длинны, около тридцати лет с небольшим. Думаю, что борьба с грехом да радость единения с Господом и Творцом была во мне двух родов. Одна моя - природная, другая - Божия; но все это было так таинственно и сокрыто по высшему усмотрению, что я мог кое-что усмотреть уже впоследствии. Я изнемогал в борьбе с собой, с порывами страстей моей плоти, но при этом во мне пребывало желание высшее и лучшее, нежели все греховные порывы. Оно окрыляло мой дух; я чувствовал, что только оно меня удовлетворит и больше ничего на свете. Эта вечная творческая сила, сила неумирающая, дарованная Творцом - любовь к Богу.
Я жаждал любить Бога всем сердцем. Но как любить? Если любить Бога, нужно быть достойным Бога, а я видел себя не только грешником, но и коснеющим в грехах своих.

Желание любить Бога крепло, возрастало до горения, а как любить, чтобы сердце удовлетворилось в своем желании, я не знал. И что делать для этого, я не мог придумать. Все способы испытывал, на которые указывают: т.е. делать все доброе, быть милосердным к ближним. Я эту добродетель исчерпал до дна. Не раз оставался чуть прикрытым, раздавая все нуждающимся, терпел голод и холод, скрывая это от других, обиды терпел, не мстил за обиды, старался любить врагов, любил их, как повелено Господом. Но самой любви-то к Богу я не ощущал, да и страсти мои ясно говорили, что я чужд этой Божественной любви... А мысль не оставляла меня и сердце горело большим желанием любить Бога, но на деле я этого не достигал. Я чувствовал, что сила жизни - в любви к Богу, сила творческая, благодатная; думал, что если буду иметь в себе эту любовь, то оковы моих страстей спадут с меня сами собой; следы их растают и перегорят от огня Божественной любви. Я был убежден в этом тогда, и теперь удостоверяюсь, что иначе и быть не может. Это - та самая истина, о которой сказано Самим Спасителем нашим Богом: "Истина свободит вы, и воистину свободны будете" (Ин. 8, 32 и 36). И вот не стало терпения ждать. Я взывал ежеминутно: да когда же Господь удостоит меня этой любви к Нему?..

И вот, Господу было угодно, чтобы я заболел, и я заболел; а любви этой еще не испытывал в себе. И стал каяться... И чем больше я страдал, тем легче себя чувствовал. Я ощущал сильную потребность причащаться, - и меня причащали... Здесь-то мне убогому и открылась в необъятной полноте любовь Божия к миру в искуплении человеческого рода. Эта любовь заговорила во мне с такой силой, что я не чувствовал и своих страданий. Я не мог оторваться ни мыслями, ни чувствами сердца от любви ко Господу...
Каждый шаг земной жизни Спасителя ясно отпечатлевался в сознании, как совершенный для спасения, для освящения человека. Им было освящено для меня все: и окружающий воздух, которым я дышал, и вода, которую я пил, и самый одр, на коем я лежал, и гроб, в который готовился сойти. Все это было залогом моего спасения, воскресением из омертвения плоти и прославления с Господом. И я чувствовал, что это творится не по моей заслуге, а единственно по бесконечному милосердию Божию.

Я сознавал себя глубоко грешным; но в то же время надежда на спасающую любовь и милость Господню неизменно окрыляла мой дух. Слезы умиления лились из очей; а что переживало при этом сердце, я не могу описать... Я не чувствовал потребности в пище; тяготился, когда меня посещали другие. Я блаженствовал, уязвленный любовью ко Господу, желал остаться хотя бы навечно один и страдать, - но только с Господом и в любви к Нему.
Вот что такое Боголюбие, и вот что делает оно с душой человека!
Боголюбие есть жизненная сила души и сердца человека, созданного по образу Божию. Через него человек вновь водворяется в рай, и к нему приходит Царствие Божие в силе. Нужно любить Бога и жить Им, вдыхать и выдыхать духом любви Божией..."

Это письмо можно назвать самой емкой духовной характеристикой всей жизни прп. Гавриила, преображенной в житие. Без тех признаний, которые делает старец в этом письме, невозможно постигнуть, как он смог перенести многочисленные скорби, которые выпали на его долю.

Путь старца к иночеству и жизнь во всех шести монастырях, в которые последовательно не по его вине ему пришлось переходить, была сплошным мученичеством. В Оптиной Пустыни, где двадцатилетний Гавриил Зырянов начал свой иноческий путь он попал под руководство прп. Амвросия и стал подлинным его послушником. Об опыте, полученном у ног всероссийского старца, о.Гавриил говорил слова, приложимые к жизни каждого христианина: "Во всяком деле нужна помощь Божия и там, где она приходила, - было все ясно, просто, светло и радостно. Где нет благословения и помощи Божией, там какой-то духовный тупик, сплошная безвыходность и умирание духа" .

В Оптиной о.Гавриил ощутил первые приступы тяжелой сердечной болезни, которая из телесно крепкого и красивого юноши, превратила его в еле живого инвалида. Кроме того, уже в Оптиной, как и во всех других монастырях, он начал испытывать на себе недоброжелательство братии и настоятеля. Почти десять лет прожил он в сырой келье, выполнял самые тяжелые послушания, при этом не пропустив ни одной утрени и братских молебнов, а пострига ему не давали, более того он был лишен надежды на постриг словами настоятеля: "Постриги его, а он и уйдет от нас".

Может быть, это было неизбежно, - чтобы из уединенного, сокрытого в калужских лесах монастыря, будущий старец попал в Москву. Так Бог устроил, что пройдя через горнило искушений, он "мог и искушаемым помощи", в то время, когда станет старцем.

В 1874 году Гавриил принимает постриг в Высокопетровском монастыре с именем Тихон и, как предсказывали ему оптинские старцы, восходит на крест. О.Тихона невзлюбил настоятель, потому что постоянно получал на него наговоры от братии. Для смягчения вражды и зависти со стороны братии о. Тихону приходилось, как пишет его биограф и ученик схиархимандрит Симеон (Холмогоров), "даже наговаривать на себя на исповеди, и та злорадность, с которой духовник выслушивал признания о небывших падениях. Приводила ученика Оптинских старцев, в ужас и даже болезнь...".

Кроме скорбей, которые происходили от людей о.Тихон, пережил в Москве и страшное внутренне потрясение. Более года его мучила любовная страсть к одной из прихожанок, которая предлагала ему сбежать из монастыря. Однажды во сне к изнемогающему от внутреннего горения иноку, явилась Пречистая со святителями Тихоном и Дмитрием. Небесный покровитель батюшки сказал: "Что ты грустишь? Надо бы терпеть: мученическую бы получил награду!" Но отец Тихон со стоном стал просить об избавлении от страсти и получил его.

Познавший на опыте силу страстей, впоследствии батюшка всегда будет миловать и жалеть всех, подверженных дурным привычкам, будет помогать бороться с ними молитвой.

Все то долгое время - семь лет, пока о.Тихон находился в московских монастырях (после Высокопетровского в Богоявленском монастыре), прп. старец Амвросий писал ему из Оптиной, чтобы он всеми средствами старался уехать из Москвы в какую-нибудь отдаленную обитель.

Господь послал его в такую обитель, стоящую в тихом уединении среди густых лесов, - Казанскую Раифскую пустынь.
Но и здесь повторилась та же ситуация, что и в трех прежних монастырях - недоброжелательство братии и неприязнь начальства и, наконец, всего лишь через полтора года выдворение из обители (путем интриг и коварства).

В 1883 году о.Тихон перебирается в обитель, которая стала местом его подвигов на долгие двадцать пять лет, и где он впоследствии нашел вечное упокоение - Седмиезерную Казанскую пустынь. Долгие годы он был в обители духовником и благочинным. Потом последовала пятилетняя болезнь, о которой старец вспоминает в цитированном в начале статьи письме, во время болезни произошло полное духовное перерождение подвижника. Отныне он стал для сотен, а потом и тысяч людей неиссякаемым источником любви и утешения.

Находясь при смерти батюшка принял схиму и к нему вернулось имя, полученное при святом крещении - Гавриил.

После кончины настоятеля Седмиезерной пустыни о.Гавриилу было предложено занять его место, он долго отказывался, ссылаясь на болезни и схимнический постриг, но в конце концов должен был уступить желанию преосвященного Казанского.

Став настоятелем монастыря, о.Гавриил проявил недюжинные хозяйственные способности. При нем монастырь превратился не только в духовно благолепное, но и в хорошо организованное экономическое сообщество на самообеспечении. Хотя те новшества, которые ввел настоятель, не всей братии были по душе. Долгие годы основным источником доходов монастыря была их главная святыня - Седмиезерная икона Божией Матери. С иконой постоянно устраивались крестные ходы в разные районы Казанской епархии. О. Гавриил, сам не раз принимая участие в таких крестных ходах, убедился, что для иночествующих они приносят немало душевного вреда, и распорядился прекратить их. А зарабатывать на жизнь своими руками. В 7-8 верстах от монастыря о.Гавриил построил хутор, приобрел все новые усовершенствованные сельхозмашины, построил обширный скотный двор с улучшенной породой молочного скота, свинарник, пчельник, а так же свои печи для обжига глины и кирпичей, кузницу, бондарню, столярную, сапожную, портновские мастерские. На все послушания по хозяйству батюшка старался ставить свою братию, сокращая прежде большое количество наемных работников.

Недовольная братия подняла бунт в монастыре, который едва не кончился умерщвлением настоятеля.

Но, пока жив был, благоволивший к о.Гавриилу епископ Казанский Арсений, дела в обители решались в его пользу. А вот когда прибыл в Казань новый епископ, которому еще до приезда в Казань были посланы доносы на батюшку, начались гонения от правящего архиерея, которые кончились тем, что о.Гавриил вынужден был попроситься на покой.

Заботу о старце взяли его духовные чада - бывшие слушатели Казанской Духовной Академии (многие из которых, как мы писали в начале статьи войдут в сонм новомучеников и исповедников Христовых). Их стараниями о. Гавриил переселился в древнейшую русскую обитель - Спасо-Елеазаровскую, в Псковскую епархию. Сюда к старцу часто приезжала его верная духовная дочь - великая княгиня прпмц. Елизавета Федоровна. На ее средства для старца в обители была устроена просторная келья и домовый храм.

В Спасо-Елеазаровской обители в полноте раскрылись старческие дарования о.Гавриила - народ нескончаемым потоком шел к нему за исцелением души и тела, за духоносным советом, утешением, вразумлением.

Но почему-то и из этой обители о.Гавриил в конце жизни тоже уезжает. "Еду умирать в Казань", - говорит он духовным чадам. Вполне возможно объяснить этот шаг современным положением дел в Казанской епархии. Псковская земля и так полна святынями, а Казанская получила новую святыню после кончины старца - 7 октября 1915 года. К его многоцелебным мощам, почивающим в Седмиезерной пустыни паломники стали притекать в революционное лихолетье и сейчас, когда в конце 1990-х годов в обители стала возрождаться монашеская жизнь, едут со всех концов России помолиться великому старцу, которого еще при жизни называли "яко един из древних".

В кондаке прп. Гавриилу он назван "всея Казанския земли украшением" и молитвенником за всех православных в этом крае.

Старчество на Руси Игнатия Монахиня

Приложение II. Из писем преподобного Гавриила (Зырянова) насельницам Марфо-Мариинской обители

Приложение II. Из писем преподобного Гавриила (Зырянова) насельницам Марфо-Мариинской обители

Преподобный Гавриил (Гавриил Федорович Зырянов) родился 14 марта 1844 г. в семье пермских крестьян. 13 августа 1864 г. он поступает послушником в Оптину пустынь, окормляется у преподобного Амвросия. В 1874 г. послушник Гавриил, обойденный в Оптиной постригом, перебирается в Москву, в Высоко-Петровский монастырь и становится его экономом. 13 августа 1876 г. пострижен в монашество с именем Тихон. 20 февраля 1877 г. рукоположен во иеродиакона. В 1880 г., утомленный завистью и неприязненным отношением братии, переводится в московский Богоявленский монастырь, в 1881 г. – в Раифскую пустынь Казанской епархии. 24 января 1883 г. рукоположен во иеромонаха и назначен братским духовником, но уже осенью переведен в архиерейский дом г. Казани, а затем – в казанскую Седмиезерную Богородичную пустынь. В 1892–1898 гг. прикован болезнью к постели; время напряженного духовного подвига и многократных благодатных посещений. 5 октября 1892 г. пострижен в великую схиму с именем Гавриил. После выздоравления во время служения Литургии старец сподобился видения Небесной Евхаристии и стал созерцателем «тайны Христовой Жертвы за грехи людей». В 1901 г. назначен наместником Седмиезерной пустыни, 9 июня 1902 г. возведен в сан архимандрита. В 1908 г. из-за доносов братии подает в отставку и уезжает в псковскую Спасо-Елеазарову пустынь. Пребывание в ней ознаменовано расцветом его старческого делания. 24 августа 1915 г. в связи с наступлением германских войск уезжает в Казань, где умирает 24 сентября. 29 сентября похоронен в храме преподобного Евфимия Великого Седмиезерной пустыни. В 1997 г. прославлен в лике местночтимых святых Казанской епархии.

О преподобном Гаврииле см.: Поучения и слова Иеросхимонаха Гавриила. Казань, 1900;Архимандрит Симеон . Схиархимандрит Гавриил, Старец Спасо-Елеазаровой пустыни. Псков, 1915 (переиздания: Джорданвилль, 1964; СПб., 1996); Старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и Седмиезерная Казанская Богородичная пустынь. М., 1991;Архимандрит Симеон (Холмогоров) . Един от древних. Повесть о жизни и подвигах Схиархимандрита Гавриила (Зырянова). М., 1996 (дополненное переиздание вышеназванной книги архим. Симеона);Епископ Варнава (Беляев) . Тернистым путем к небу: (Per aspera ad astra). О многоплачевной и зело поучительной жизни старца Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустынь схиархимандрита о. Гавриила / СоставительП. Г. Проценко . М., 1996; Житие преподобного Гавриила, старца Седмиозерной пустыни. М., 1997.

Знакомство преподобного Гавриила с преподобномученицей великой княгиней Елисаветой началось еще во время пребывания старца в Седмиезерной пустыни, но особенно близким стало в период жизни старца в Спасо-Елеазаровом монастыре. Здесь преподобномученица Елисавета неоднократно посещала старца, по ее рисунку в устроенном для него домовом храме был сделан иконостас. В июне 1910 г. старец ездил в Марфо-Мариинскую обитель247. После этой поездки, вероятно, и завязалась та переписка, фрагменты которой дошли до нас248. В архиве монахини Игнатии хранятся две общих тетради по 145 листов в черном коленкоровом переплете. В них для отца Игнатия (Лебедева), окормлявшегося у преподобного Гавриила до поступления в Зосимову пустынь, переписаны (пером, фиолетовыми чернилами, одним почерком) письма и проповеди старца, часть из которых опубликована в названных изданиях. Судя по тому, что переписчик не всегда придерживался правил, принятых до реформы орфографии, копия сделана после революции, скорее всего в тот период, когда отец Игнатий уже жил в Москве (1923–1934). Письма насельницам обители публикуются выборочно по этой копии. Дореформенные написания не воспроизводятся (за исключением словмир–мiр ), пунктуация приближена к современным нормам, оформление адресов цитат из Священного Писания (данные преподобным Гавриилом – прямой шрифт, вставленные нами – курсив) унифицировано. В остальном сохранены все особенности оригинала.

Из книги Старчество на Руси автора Игнатия Монахиня

О письмах преподобного Гавриила (Зырянова) Одним из последних русских старцев, оставивших нам свое письменное достояние, является схиархимандрит Гавриил, скончавшийся в первой четверти XX века, в 1915 году231. Как книга его «Поучений и слов», так особенно его сохранившиеся

Из книги Том 6. Отечник автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Приложение I . Из писем Ивана Ивановича Троицкого Иван Иванович Троицкий (Спасский по отцу242) родился 21 июня 1828 г. в семье священника села Любегощь (Тверская губ.). В 1845 г. он закочил Тверскую Духовную семинарию; отклонив требования родных жениться и определиться на приход,

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Из писем преподобного Леонида …Замечательно из письма твоего, что ты, испытывая Святое Писание и не могши постигнуть глубины оного - колеблешься в вере; в таком случае советую тебе: отринув всякое недоверие, веровать Святому Писанию и всему, что в Св. Евангелии и

Из книги Жития Святых. Месяц декабрь автора Ростовский Дмитрий

Из писем преподобного Макария Оптинского Жизнь наша есть духовная военная служба - брань. С кем же? С невидимыми духами злобы. Кто воздвигает оные смуты? Враги живота нашего - бесы, стараясь восхитить от нас венцы подвигов за терпение, которые бы мы могли получить,

Из книги Отцы-святогорцы и святогорские истории автора Старец Паисий Святогорец

Из писем преподобного Антония Оптинского Конечно, легче бы было с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, - да прямо в пресветлый рай; но туда со Креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбями достигается! Вам, как и мне,

Из книги Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших автора Автор неизвестен

Из книги Ефросиния Московская. Крестный подвиг матери Русской земли автора Афанасьев Владимир Николаевич

Житие преподобного отца нашего Маркелла, игумена "обители неусыпающих" Преподобный Маркелл был родом из Сирского города Апамеи и происходил из славного и богатого христианского семейства. В юных летах лишившись родителей, он пошел в великую Антиохию, чтобы обучиться там

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Попечение иконы Божией Матери Гликофилусы об обители преподобного Филофея Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец отец Савва, узнав об этом,

Из книги Главные молитвы на всякую потребу. По учению святых угодников Божиих. Как и в каких случаях молиться автора Глаголева Ольга

Память преподобного Гавриила Иверского Преподобный Гавриил был родом из Грузии (Иверии), отшельнически подвизался в пределах Иверской обители и за высоту своей жизни удостоился услышать Божественный глас, повелевавший ему сойти с неприступных высот, где он

Из книги Луч Вишну автора

Память преподобного отца нашего Григория, ктитора обители Григориатской Отечеством святого Григория, ктитора святогорской обители Григориата, была Сербия. Так говорит предание и так говорится в службе ему . На западной стороне монастыря, в четверти часа пути от

Из книги Молитвослов на русском языке автора

В обители преподобного Сергия Народ всегда – и день и ночьИдет к святыне чудотворной,Везет старик калеку-дочь,Идет монах в одежде черной,Ведет себя сквозь стыд студент,Грядет угрюмый диссидент,Бредет турист или юрод -Ведь верит все-таки парод!Преподобный отче Сергие,

Из книги автора

Житие преподобного отца нашего Александра, первоначальника обители неусыпающих Святой преподобный отец наш Александр родился в Азии. Будучи еще в юных летах, он приходил для образования в Константинополь, где, довольно поучившись, приобрел значительные познания в

Из книги автора

Житие преподобного отца нашего Маркелла, игумена «обители неусыпающих» Преподобный Маркелл был родом из Сирского города Апамеи и происходил из славного и богатого христианского семейства. В юных летах лишившись родителей, он пошел в великую Антиохию, чтобы обучиться

Из книги автора

Молитва болящего (преподобного Гавриила Седмиезерского) Пресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь!Сниди с Небесе, прииди и коснися ума и сердца моего, открой зрение души моея,

Из книги автора

ПРИЛОЖЕНИЕ V Выдержки из писем Шрилы Прабхупады «Когда ученик не понимает истинного духовного учителя, учитель сетует на свою неспособность защитить ученика и иногда плачет. У нас был такой опыт, когда мой Гуру Махараджа еще был жив. Одного из его учеников, который принял

Из книги автора

Из писем Преподобного Амвросия Оптинского Преподобный старец Амвросий Оптинский предлагал обращающимся к нему в самых различных скорбях и напастях особые краткие молитвенные правила, посильные для каждого христианина. Старец по своему опыту знал, как действуют эти