Современные проблемы науки и образования. Анализ «Ё-портфолио» учителя, ученика, преподавателя, студента Я в мире людей – портфолии интересов

В последнее время все больше людей интересует вопрос «как сделать портфолио» . Портфолио используют люди различных профессий: актеры, фотографы, веб-дизайнеры, фотомодели, художники, музыканты, копирайтеры, студенты, учителя, воспитатели. В последнее время портфолио составляют даже школьники и родители для детей в детских садах.

Что такое портфолио?

Портфолио — это оформленное нужным образом собрание фотографий, проектов, заказов, выполненных специалистом, артистом, школьником. Портфолио — своеобразный аналог резюме, с наглядными образцами работ и опыта, раскрывающий человека.

Самое важное при подготовке портфолио — это грамотно его составить, тем самым продемонстрировать вашу исключительность и неповторимый опыт для потенциальных клиентов. В портфолио специалиста важно показать ответственность и работоспособность, умение выполнять заказы клиента точно и в установленные сроки, о чем не лишним будет написать в сопроводительном письме или в резюме. Не стоит стесняться рассказывать о , деловых и профессиональных преимуществах.

Если вы предлагаете несколько услуг и выполняете несколько видов работ, ваше портфолио должно содержать выигрышные образцы этих видов деятельности. Однако не стоит включать в лишь одни суперудачные проекты — пусть в подборке будет и несколько средних работ, чтобы заказчики не ждали от вас постоянных шедевров.

Варианты популярных порфолио

Портфолио для актеров

Актерское портфолио должно содержать как можно больше информации о внешности актера во всех ракурсах, фотографии в полный рост и, желательно, без грима. Режиссер должен иметь возможность оценить в полной мере как внешние данные актера, так и амплуа, способность вжиться в роль, показать различные эмоции персонажей своей мимикой.

Кстати, как сделать актерское портфолио, чтобы оно «цепляло» режиссера, смотрите следующее видео:

Портфолио для фотомоделей

Модельное портфолио должно содержать фотографии в разных ракурсах, но показывать модель в наиболее выигрышных позах. Задача фотографа и — сделать из обычной девушки невероятную красавицу, показать, насколько она умеет работать на камеру, принимать правильные позы, менять выражение лица.

Модельное портфолио должно принципиально чем-то отличаться от подобных, иметь 1-2 необычные фотографии. Также не забудьте вложить в такое портфолио фотографии обложек журналов, ролики рекламы, в которой вы снимались.

Это видео расскажет о том, как создать портфолио фотомодели:

Портфолио для веб-дизайнера

Портфолио веб-дизайнера содержит образцы наиболее удачных сайтов, которые создавал дизайнер, а также логотипы, рекламные баннеры, презентации. Если вы уже давно работаете и имеете сотни законченных проектов, увеличьте количество работ своего портфолио.

Если вы начинающий , тогда лучше всего разместить 2-3 наиболее качественных и успешных проекта.

При размещении портфолио в интернете не забывайте о сайтах фрилансеров. Эти сайты могут привлечь до 80% ваших заказчиков. Подробный образец создания портфолио для веб-дизайнера представлен ниже:

Портфолио для учителя, портфолио классного руководителя, портфолио первоклассника, портфолио класса

Учительское портфолио содержит описание педагогического стажа и опыта работника образования, данные дополнительном образовании, о курсах повышения квалификации, на которых обучался педагог. Укажите, какими методиками обучения вы владеете, расскажите о наличии опыта написания статей и материальной базы. А если вы получили еще и благодарственные письма — обязательно включите их в портфолио . Также качество работы учителя характеризуют успехи его учеников, поэтому в портфолио учителя стоит включить информацию об участии и победе его учеников на различных конкурсах и олимпиадах.

Ученикам в своем портфолио нужно указать свои качества характера и достижения, а в портфолио класса можно рассказать о каждом ученике и описать общие достижения и культурную жизнь. Подробнее о том, как создать портфолио школьника и что для этого сделать, можно узнать из этого видео:

Также портфолио ученика можно создать на специальном ресурсе portshkolio.ru. Как это сделать рассказывается в этом видео:

Портфолио — это, своего рода, о профессионале, поэтому указывайте в портфолио только ваши преимущества и достижения. Составляя портфолио , вы сможете оценить свой профессионализм, научиться выгодно преподносить свои навыки, опыт и личные качества.

В определении Хелен Баррет «е-портфолио - это собрание работ студента, которое иллюстрирует его усилия в развитии; демонстрирует достижения студента в одной или нескольких областях за определенный промежуток времени. Электронный портфолио использует цифровые технологии, позволяющие собирать и организовывать артефакты с помощью разных медиа-форматов (аудио, видео, графика, текст). Портфолио, строящийся на основе каких-либо стандартов, сопровождается гиперссылками для демонстрации связи задач, артефактов и рефлексии автора портфолио с образовательным стандартом. Рефлексивные материалы считаются подтверждением достижения задач или стандарта»



Портфолио ныне широко применяется в зарубежной практике, причем диапазон его применения постоянно расширяется. Все нoвые страны включают портфолио в свои образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования, от высшей до начальной школы. Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий («электронный портфолио») и ориентированных на новые образовательные цели («паспорт компетенций и квалификаций»). Другое характерное явление, лежащее в русле Болонского процесса создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом Европы «Европейский языковой портфолио».


Типы портфолио по характеру и структуре представленных в нем материалов 1. Портфолио документов, или «рабочий» портфолио 2. Портфолио процесса 3. Показательный портфолио 4. Портфолио развития 5. Портфолио для учебного планирования 6. Портфолио подготовленности (proficiency) 7. Портфолио трудоустройства 8. Портфолио для поступления в вуз


Зачастую различные модели портфолио (как и другие формы аутентичного оценивания) в зарубежных странах разрабатываются и апробируются в рамках объединений пилотных учебных заведений, при координации профессиональных ассоциаций и научно- исследовательских коллективов. Вместе с тем, несмотря на подобную «инициативу снизу», исходящую от педагогов и учебных заведений прогрессивной ориентации, финансирование на разработку таких технологий, как правило, выделяется из федерального бюджета. Оно, конечно, может дополняться и другими источниками, что, несомненно, свидетельствует о важности данного направления для развития систем образования.


Вермонтский математический портфолио представляет один из наиболее известных примеров критериев, на основании которых можно произвести оценивание. Весь корпус математических работ оценивается с помощью двух основных показателей: решение проблем и коммуникативные навыки, которые в зарубежной практике принято относить к числу ключевых учебных умений. Внутри каждого из них выделяется несколько более мелких показателей, что позволяет точнее определять и оценивать измеряемые умения. Таким образом, ранжируются конкретные навыки, такие как понимание математической задачи, умение находить правильный подход к решению и убедительно его обосновывать. Их оценка позволяет сделать заключение о том, насколько учащийся продемонстрировал в данном предмете два основных учебных умения.


Еще одним образцом портфолио этого рода может служить портфолио, реализующий принципы аутентичного оценивания при профильном обучении на старшей ступени школы Central Efsn Park в Нью-Йорке. Портфолио учащегося профильной школы включает работу по четырнадцати направлениям.


Английская обучающая и поддерживающая программа «Прогрессивные материалы» (Progress File) () предлагает целый список специалистов, помогающих ученику при работе с портфолио. В рассматриваемой нами американской профильной школе также введена система консультирования. Учащиеся делятся на группы по человек, и каждой группой в течение двух лет руководит консультант, который является преподавателем школы. Каждый день не менее часа проходят встречи консультанта и группы, во время которых обсуждается спектр различных вопросов (здоровье, семья, жизнь в сообществе и др.). Консультант, как отмечают учащиеся, становится частью семьи, взаимодействует с родителями. Помимо этого, практически любой преподаватель, заместитель директора, психолог принимает участие в консультировании и оказывает помощь учащемуся при составлении портфолио. Согласно уставу школы, данная работа включена в должностные обязанности сотрудников.


Согласно инструкциям, на выступление учащегося отводится 5-10 минут, 20 минут на защиту (ответы на вопросы членов комиссии), минут на обсуждение и оценивание портфолио членами комиссии. Учащиеся и родители могут попросить разрешения на доступ к результатам обсуждения комиссии. Если учащийся не согласен с результатами, он имеет право на вторичное прохождение презентации, как и в том случае, если он получил неудовлетворительную отметку.


Самооценивание, оценивание сверстниками и родителями в дополнение к оцениванию учителями занимают важное место в процедуре оценки портфолио. Разработаны отдельные оценочные формы для каждой категории экспертов. В дополнение к формальным критериям, во многих случаях используются индикаторы, направленные на выявление ключевых социальных компетентностей, их сформированности в процессе изготовления портфолио в сочетании с формальными признаками отношения к труду. Например, для определения степени вовлеченности в групповую работу по реализации стратегий портфолио такими показателями будут: количество пропусков или опозданий на занятия по подготовке портфолио; объем выполненной работы; четкое понимание и принятие целей работы группы (класса); навыки работы с партнерами; степень концентрации; коммуникативные умения.


Еще одна модель портфолио, получившая в последние годы широкое распространение в индустриально развитых странах Европы и США, связана с выполнением учащимися выпускного проекта. Портфолио такого рода также может использоваться в качестве портфолио подготовленности. Например, в Дании, начиная с 2000 г., выпускные экзамены в гимназии заменены выполнением междисциплинарного проекта с последующей публичной защитой, что является обязательным требованием для всех учащихся.


Выбор консультанта осуществляется учащимися в конце 11 или начале 12 (выпускного) года обучения в старшем звене средней школы. Консультантом может быть преподаватель как академических, так и профильных дисциплин. Консультант и учащийся совместно планируют работу над портфолио и отбирают членов Проектного комитета. Проектный комитет является важным ресурсом в течение всей работы над портфолио и проводит оценивание исследовательского проекта, выполненного продукта и устной презентации. В комитет должны войти не менее трех взрослых: консультантов: представитель отделения английского языка, преподаватель профильной подготовки, а также представители бизнеса, общества и др. После отбора членов комитета учащийся подает список в Комиссию по оцениванию выпускных проектов, которая осуществляет общее руководство и координацию общешкольной работы над проектом-портфолио.


Портфолио карьеры Концепция портфолио и паспорта карьеры получила распространение в экономически развитых зарубежных странах с начала 1990-х годов и, на наш взгляд, является ответом на необходимость подготовки учащихся к реалиям нового мира занятости. В ее основе лежат компетентностный подход в образовании и принципы аутентичного оценивания.


В зарубежном образовании портфолио является частью целостной образовательной стратегии. Портфолио в полной мере дает ученику возможность самостоятельности и учебной инициативы. Ученик самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы, самостоятельно оценивает свои результаты, самостоятельно вступает в контакт с экспертами, а иногда сам их подбирает. Большой вес в портфолио имеют его самостоятельные работы проекты, практики, исследования. Высоко ценится личная учебная инициатива, все формы дополнительного обучения курсы, тренинги, трудовой опыт. В портфолио ученик сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.


Портфолио также созвучно еще одной актуальной образовательной идее идее обучения в течение всей жизни, коротко говоря, «пожизненного обучения» (longlife education). Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса обучения и коммуникацию между его участниками, поскольку различные варианты портфолио служат связующим звеном между школьными ступенями, школой и университетом, учебными заведениями и профессиональными сообществами. Портфолио помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учащегося и молодого профессионала.


Работа школьников с портфолио организуется и сопровождается как слаженно действующими командами специалистов, так и тщательно разработанными обучающими программами и методическими пособиями. В «группу сопровождения» обычно входят личный тьютор, ментор (координатор), советник по карьере, не считая обычных учителей, тренеров, родителей, экспертов- специалистов и представителей общественности. В ходе совместной работы у учеников и их взрослых помощников устанавливаются совершенно особые отношения сотрудничества и партнерства, которые сами по себе представляют несомненную педагогическую ценность. Эта поддержка и заинтересованное внимание педагогов позволяет ученику постепенно развивать самостоятельность и брать на себя контроль и ответственность как в работе с портфолио, так и в учебной ситуации в целом.


Ссылки kova.html kras.ru/sites/ipps.institute.sfu- kras.ru/files/publications/113.pdf

Монография посвящена методологии и практике использования технологии электронного портфолио в образовании. Представлен российский и зарубежный опыт применения портфолио на различных ступенях образования для оценивания, обучения, презентации достижений и продвижения на рынке труда. Описаны модели и механизмы внедрения технологии электронного портфолио в высшей школе.
Для аспирантов и магистров направления «Образование», преподавателей вузов, учителей, административно-управленческих работников образовательной сферы. Может быть полезна студентам педагогических вузов и колледжей. слушателям в системе повышения педагогической квалификации.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПОНЯТИИ «.Е-ПОРТФОЛИО».
В связи с популярностью использования этого термина в настоящее время существует множество определений понятия «е-portfolio». В одних источниках он рассматривается как интернет-система управления информацией, которая использует электронные СМИ и услуги . В других - как цифровое хранилище артефактов, которые можно использовать, чтобы продемонстрировать образовательные достижения и уровень компетентности .

Проведем ретроспективный анализ наиболее удачных, по нашему мнению, определений.
Американские педагоги Дж. Артер и В. Спэндэл (1991) определяют портфолио как осознанное, подчиненное определенной цели собрание работ учащихся, которое показывает учащемуся или другим его усилия либо достижения в одной или более областях. Согласно С. Мейселс и Д. Стил (1991). портфолио позволяют обучающимся участвовать в оценке их собственной работы: отслеживать индивидуальный прогресс и обеспечивать базис для полного оценивания качества индивидуальной работы .

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИС ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Зарубежные исследователи о понятии «е-портфолио»
1.2. Российские исследователи о феноменологии портфолио в образовательной практике
1.3. Модели и технологии использования электронного портфолио в XXI в
Список литературы
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ЗАРУБЕЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
2.1. Американский опыт использования технологии е-портфолио в высшей школе
2.2. Европейский опыт использования технологии е-портфолио
Список литературы
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
3.1. Теория и практика использования е-портфолио в средней общеобразовательной школе
3.2. Использование е-портфолио в системе среднего профессионального образования Российской Федерации
3.3. Анализ опыта использования е-портфолио в высшей школе Российской Федерации
3.4. Опыт использования технологии е-портфолио в Сибирском федеральном университете
Список литературы
ГЛАВА 4. МОДЕЛИ ИС ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Е-ПОРТФОЛИО
4.1. Электронный портфолио в системе профессионального развития и оценке качества персонала Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета
4.2. Социологические исследования по использованию технологии е-портфолио в учебном процессе университета
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Технология электронного портфолио в образовании, Российский и зарубежный опыт, Монография, Смолянинова О.Г., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Педагогическая деятельность вожатого, Теория и практика, Учебно-методическое пособие, Дрозд К.В., Плаксина И.В., 2019
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Высокое качество подготовки кадров всегда являлось важнейшей задачей каждой образовательной организации.

Современная социокультурная ситуация ставит перед учебным заведением важнейшую задачу, связанную с конкурентноспособностью и востребованностью выпускника на рынке труда. Однако, как показывает практика, многие выпускники не соответствуют в полной мере требованиям, которые предъявляются работодателями.

Становление современного специалиста как целостной компетентной и самостоятельной личности конкурентноспособной на рынке труда требует существенного пересмотра подходов к учебно-методической, научно-методической работе, к методам планирования и подготовки учебного процесса.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предполагает использование в процессе обучения прогрессивных педагогических технологий. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики образовательные организации апробируют модульно-рейтинговую, кредитную технологии, игровой и проектный методы, разноуровневое обучение, обучение посредством кейсов (case-studies) и др.

Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология портфолио.

Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами», «папка специалиста».

Портфолио - это современная инновационная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной научной и профессиональной деятельности .

Портфолио может быть в бумажном или электронном варианте. Электронная версия может быть представлена в виде презентации на сайте (веб-портфолио).

Под электронным портфолио (е-портфолио) С.В. Панюкова и Н.Е. Есенина , понимают организованную обучающимся с помощью ИКТ совокупность документов, включающую результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования.

Роль портфолио в образовательном процессе исследовали многие зарубежные и отечественные ученые (Е.С. Полат, Д.Н. Исоян, Е.Н. Балыкина, О.Г. Смолянинова Barrett H., Barton J., Collins A. и др.). Д.Н. Исоян рассматривает портфолио как условие активизации познавательной деятельности, В.А. Девисилов - как технологию мотивации и личностно-ориентированного обучения, портфолио как условие формирования исследовательских способностей рассматривают Н.И. Подгребальная, Л.А. Халилова; А.С. Тазутдинова определяет портфолио как технологию в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности, Д.В. Шестакова рассматривает портфолио как средство формирования конкурентноспособности будущего специалиста-управленца.

Все вышесказанное обуславливает актуальность нашего исследования, посвященного разработке условий, применения портфолио в системе подготовки будущего специалиста.

Объект исследования: процесс подготовки будущего специалиста.

Предмет исследования: портфолио студента как условие его профессионального становления.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективность использования электронного портфолио в системе подготовки будущего специалиста.

Задачи исследования:

1.Раскрыть функции портфолио.

2.Разработать структуру «Портфолио студента Алатырского технологического колледжа Минобразования Чувашии».

3.Разработать модель электронного портфолио студентов Алатырского технологического колледжа Минобразования Чувашии.

4.Определить условия, способствующие эффективному использованию портфолио в образовательной деятельности.

В условиях компетентностного подхода портфолио выступает как способ демонстрации, развития и оценки компетенций студента, механизм мониторинга его прогресса. Это своеобразный отчет по различным видам деятельности студента: учебная, научно-исследовательская, творческая, практическая, общественная и т. д.

Использование портфолио позволяет отслеживать индивидуальную траекторию развития студента, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания, навыки и умения.

В тоже время, портфолио является одним из условий повышения мотивации студента, формирования навыков рефлексии. По мнению Е.С. Полат, портфолио - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности.

Таким образом, портфолио студента выполняет следующие основные функции:

·Механизм мониторинга достижений студента;

·Развитие рефлексии, оценки (самооценки) студента;

·Поддержка высокой мотивации к обучению;

·Самопрезентация при трудоустройстве выпускника;

·Развитие умения учиться.

На сегодняшний день распространены три основных типа портфолио: «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов». Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки.

Портфолио документов- портфель сертифицированных (документированных индивидуальных образовательных достижений студента.

Портфолио работ- собрание исследовательских, творческих, работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, и т. д.

Портфолио отзывов- оно включает оценку студентом своих достижений, резюме, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями, руководителями практик и т. д.

Анализ нормативных документов Алатырского технологического колледжа Минобразования Чувашии, а также компетентностной модели выпускника направления подготовки 09.02.03 Программирование в компьютерных системах позволил нам определить следующую структуру «Портфолио студента Алатырского технологического колледжа Минобразования Чувашии»:

·ФИО студента (фото)

·Специальность

·Представление студента (приветствие)

·Автобиография

·Мое отношение к профессии

·Контакты

·Портфолио работ

1. Достижения в учебно-профессиональной деятельности

· учебный план

· курсовые работы

· практика

· олимпиады

· дипломный проект

· стипендии

· повышение квалификации

2. Достижения в научно-исследовательской деятельности

· проекты

· доклады на конференциях

· доклады на семинарах

· гранты

· конкурсы

· публикации и др.

3. Достижения в общественной и творческой деятельности

· общественные поручения

· дополнительное образование

· увлечения

· спортивные мероприятия

· тренинги

· волонтерская работа

4. Портфолио документов

· сертификаты, грамоты, благодарности, статьи и т. д.

5. Отзывы резюме, характеристики, самоанализ и т. д.

Разделы портфолио, отражающие формирование общих и профессиональных компетенций, представляет достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками; умение проектировать свой профессиональный рост. Содержание разделов отражает достижения в учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности: результаты освоения образовательных программ, наличие стипендий, прохождение учебных и производственных практик; участие в учебных или научных семинарах и форумах, публикации, получение премий и грантов за исследования; повышение квалификации и т. д.

Предложенная структура портфолио позволяет акцентировать внимание на нем как на продуктивном средстве формирования необходимых компетенций и профессионально значимых качеств личности будущего специалиста. Полное и целенаправленно выстроенное портфолио служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования и определяет его конкурентоспособность на рынке труда.

Портфолио студентов выступает как способ накопления, фиксирования и оценки индивидуальных достижений и механизм мониторинга его прогресса, отражающий уровень его компетентности и конкурентоспособности.

Электронный вариант портфолио имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:

Объем информации в нем представлен шире и разнообразнее;

Навигацию по разделам выполнять проще, нагляднее и быстрее;

Служит средством интерактивной мультимедийной презентации достижений и информационного взаимодействия .

Существуют некоторые сложности, препятствующие повсеместному использованию электронных портфолио студентов. Это обусловлено тем, что использование электронных портфолио образовательных достижений требует от педагога и студентов определенных знаний и умений в области информационных технологий: загрузка программы, выход из программы, использование данных разных форматов, сохранение данных на сервере, редактирование электронных материалов. Отсутствие таких знаний делает невозможным использование электронных портфолио.

Портфолио, созданное инструментальными средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития студента. Создание и пополнение электронного портфолио требует от студента умения моделировать, конструировать и структурировать информацию, учитывать требования эргономики и дизайна.

Электронное портфолио можно создать в различных приложениях операционной системы Windows: PowerPoint, Word, Excel или организовывать в виде Web-страницы. Если в образовательном учреждении имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио образовательных достижений студентов может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного информационного ресурса .

Современное программное обеспечение, применяемое для создания электронного портфолио дает возможность строить различные визуализации: диаграммы, графики, кластерные грозди, сводные таблицы, презентации и т.д. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяет реализовать связи между компонентами модели портфолио посредствам перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.

Структурное построение электронного портфолио предполагает создание навигационного меню для перехода по разделам, в которых осуществляется накопление и хранение коллекций материалов. Определение структуры электронного портфолио образовательных достижений студентов должно производиться педагогом в процессе совместной работы со специалистом в области компьютерного программного обеспечения.

Электронное портфолио можно разрабатывать на основе лицензионной компьютерной программы Adobe Flash CS4 Professional, которая имеет необходимый инструментарий. Также для создания электронных портфолио студентов можно использовать Систему управления контентом. CMS – это компьютерное программное обеспечение, предназначенное для упрощения и систематизации совместного создания документов и контента. Чаще всего, CMS – это веб-приложение, служащее для управления веб-сайтами и их содержимым. Программный продукт CMS Joomla - система управления содержанием, написанная на языке PHP и использующая в качестве хранилища содержания базу данных MySQL. Joomla – это свободно распространяемое программное обеспечение, доступное для всех под лицензией GNU/GPL, она легка в установке и управлении, и надежна.

Одной из главных особенностей Joomla является относительная простота управления при практически безграничных возможностях и гибкости при изготовлении сайтов. Данная система управления контентом предоставляет возможности, которые важны при создании электронного портфолио:

- полное управление компонентами базы данных и сайта;

- все разделы полностью доступны для управления и редактирования;

- темы разделов могут быть добавлены при сотрудничестве авторов;

- динамические модули форумов, опросов, голосований с показом результатов .

Joomla не требует от пользователя или администратора системы знаний языка гипертекстовой разметки HTML для управления и работы с ней, что так важно для пользователей, имеющих низкий уровень компьютерной грамотности.

Создание банка электронных портфолио образовательных достижений студентов способствует:

- повышению качества образовательного процесса и его вариативности;

- расширению возможностей обучения и самообучения;

- повышению мотивации и социальной активности студентов;

- наполнению личных портфолио обучающихся электронными продуктами;

- развитию медиакомпетентности и информационной культуры .

В дальнейшем, электронное портфолио может стать технологией планирования будущей профессиональной карьеры студентов и эффективным средством развития. Это можно объяснить тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр сформированности профессиональных и общих компетенций студентов.

Электронный портфолио - это не форма обучения, а сетевая образовательная технология, расширяющая социально-познавательную деятельность подростков за рамками школьной инфраструктуры и реализующая взаимосвязь между интересами, жизненными потребностями растущего человека и теми областями социальной среды, в которых они могут быть удовлетворены. Электронный портфолио - это пространство реального действия подростка, а не место лишь для предъявления отчета о выполненной работе.

Мы выделяем следующие особенности Электронного портфолио студента.

1. В основе структурирования Электронного портфолио лежит целеполагание, которое служит руководством при определении всех его разделов и формировании системы заданий, отвечающих требованиям индивидуализации познавательного процесса, становления деятельности подростка как личностно значимой. Структура Электронного портфолио призвана обеспечивать расширение социально-познавательной деятельности студента за рамками образовательной среды.

2. Большую часть содержания Электронного портфолио составляют собственные материалы студентов, созданные ими в ходе самостоятельной работы. Содержание Электронного портфолио призвано фиксировать и визуализировать самостоятельно созданные творческие материалы. Поскольку Электронный портфолио представляет собой мультимедийную компьютерную программу, в нее можно включать материалы разных форматов: тексты, графические изображения, аудиозаписи, видеоролики, анимацию.

3. Материалы Электронного портфолио собираются студентом не однократно, а в течение всего времени работы по проекту. В Электронном портфолио студент дает самооценку результатам своей творческой деятельности, и педагог также оценивает ход и динамику развития знаний и способов деятельности в выбранной предметной области.

Список литературы:

1.Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию / Е.В. Григоренко // Томск: Томский государственный университет НОЦ «Институт инноваций в образовании» Институт дистанционного образования. 2007.

2.Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:

    Панюкова С.В., Есенина Н.Е. Электронный портфолио ученика // Инфор-матика и образование, 2007. №2.

    Абовский, Н.П. Чему учат и не учат инженеров. Система активного творческого образования [Текст] / Н.П. Абовский; научное издание. – КрасГАСА: Красноярск, 2004. - 55 с.

    Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд–во КГУ, 1988. – 238 с.

    Бодров, В.А. Проблемы профессионального психологического отбора// Психологический журнал [Текст] / В.А. Бодров. - 1985. №2. – С. 85-94.

    Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С.8-14.

    Булатов В.П., Шаповалов Б.Н. Наука и инженерная деятельность [Текст] / В.П. Булатов, Б.Н. Шаповалов. - Л.: Лениздат, 1987. - 111 с.

Проблему информатизации российского образования можно решать не только экстенсивными методами развития информационной образовательной среды, но и интенсивными технологиями педагогического проектирования, сопровождения и оценки эффективности учебно-воспитательного процесса.

Преподавание всегда рассматривалось как сложный комплекс подходов и приемов. Взаимодействие между учителем и учеником в учебном процессе состоит из умения и искусства, поэтому достаточно важно определить методы аттестации учительского труда.

Одно из последних достижений профессиональной аттестации учителей за рубежом - так называемое электронное портфолио (электронный портфель, e-portfolio, ЭП). Такой портфель предполагает два четких преимущества перед стандартизованным тестированием. Во-первых, ЭП - это творческая, а не бюрократическая модель контроля, которая позволяет учителю руководить процессом оценки своего труда. Во-вторых, хотя учителя считают процесс подготовки портфеля трудоемким, они признают, что за время, затраченное на подготовку ЭП, можно приобрести бесценный опыт профессионального роста.

Основные компоненты ЭП - документация преподавательской деятельности и анализ своей профессиональной работы. Портфолио учителя содержит методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, наглядные и раздаточные пособия, тесты, доклады и рефераты, отражающие знания, умения и опыт учителя. Каждый документ сопровождается пояснениями преподавателя. В процессе рефлексивного обдумывания учитель указывает на сильные стороны и объективные недостатки своей работы, трансформируя идеи в четкие концепции. Основная задача создания ЭП - вовлечение в осмысление результатов преподавания и определение целей дальнейшего профессионального развития. Это соответствует принципу воспитания вдумчивого практика.

Учитель может начать собирать ЭП на разных ступенях своей профессиональной биографии - от студенческого периода до квалифицированного уровня. Портфолио обычно организуется вокруг центральных компонентов преподавания, включая планирование, стратегии обучения, методы контроля, организацию работы на уроке, работу с родителями и профессиональное развитие.

Итак, ЭП представляет собой организованную конкретным образом коллекцию образцов профессиональных работ. Характерные черты этой коллекции:

имеет определенную цель;

рассчитана на определенную аудиторию;

включает в себя образцы профессиональной работы, которые составляют основное содержание портфеля;

содержит анализ и размышления о своей профессиональной работе.

ЭП может выполнять функции стартовой оценки уровня достижений, промежуточного и итогового контроля. В соответствии с одной из принятых зарубежных классификаций можно выделить несколько видов профессионального портфолио учителя:

портфолио развития (developmental) - собирается в процессе трудовой деятельности для оценки прогресса в работе и накопления опыта в течение определенного времени;

отчетное портфолио (product) - свидетельствует о достижении определенного результата при завершении работы над проектом;

демонстрационное портфолио (showcase) - коллекция лучших работ учителя. Используется для подготовки резюме при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

Все три вида ЭП представляют целенаправленное собрание документов с самооценкой своего труда. Разница заключается в целях и способе организации этих коллекций. Например, цель портфолио развития - показать прогресс в формировании умений преподавателя. Отчетное портфолио демонстрирует использование специфической педагогической стратегии. А демонстрационное портфолио концентрируется на представлении опыта и профессиональных достижений преподавателя.

Существуют разные варианты создания ЭП. Можно использовать специальные компьютерные программы, которые предоставляют готовые шаблоны (The Teacher’s Portfolio, Scholastic Electronic Portfolio, The Portfolio Builder for PowerPoint). Более продвинутые пользователи персональных компьютеров создают собственную модель ЭП, используя мультимедийные программы веб-дизайна, такие как Microsoft FrontPage, Macromedia Dreamweaver.

ЭП имеет преимущества перед традиционным вариантом на бумажном носителе: большой объем материала, интерактивность, обеспечение оперативного доступа, в том числе дистанционного. Создание портфолио в электронном виде позволяет хранить, редактировать и демонстрировать образцы профессиональной деятельности в наглядном виде за счет использования текстов, графики, аудио и видеовставок. В отличие от печатных портфолио, имеющих линейную структуру, в ЭП используется система гиперссылок, которая позволяет соединить отдельные звенья педагогического процесса, представленные в электронной форме, в единое целое. Так, в отсканированном плане урока на отдельном этапе можно вставить видеозапись с комментариями эффективности данного вида деятельности. Другая гиперссылка может связывать этап урока в образцами готовых работ учеников.

Создавать ЭП всегда довольно трудно из-за количества и разнообразия материалов, а потому это требует технических навыков. Однако качество портфолио электронного формата зависит от тщательных решений задач о содержании и результатов анализа содержимого. Рефлексия - это основной компонент в создании профессионального ЭП, та цементирующая связь, которая позволяет аттестующим в процессе оценки информации увидеть сделанные выводы. Таким образом, портфолио становится жизнеспособным инструментом оценки профессиональной подготовки будущих и аттестации работающих учителей.

Технология ЭП взята за основу одного из модулей в курсе «Информационные технологии обучения английскому языку» в школе №14 Пятигорска. Актуальность работы над созданием профессионального электронного портфолио в подготовке учителя состоит в реализации задач по формированию информационной компетентности педагогов и практической направленности на применение инновационных технологий в учебном процессе. Методика экспериментального применения ЭП в отчете по практике в школе будущих учителей английского языка находится на стадии апробации.

Данная модель контроля коренным образом отличается от стандартизированных тестов, где показателем профессионального знания является количество набранных баллов. В соответствии с фундаментальным принципом аутентичности контроля профессионалы должны демонстрировать свои практические знания в естественном контексте, а не отвечать на вопросы. Использование профессионального ЭП в образовании совпадает с переходом от количественных показателей контроля к качественным критериям.

В последнее время технология портфолио завоевывает все большую популярность. Коллекцией достижений кандидата интересуются работодатели при приеме на работу. Не исключено, что в скором будущем любому работнику, в том числе учителю и директору, при поступлении на работу необходимо будет предъявлять портфолио. Поэтому еще в прошлом учебном году в нашей школе была предпринята попытка сбора полноценных ЭП всех учителей. Результаты получились очень интересные. Учителя работали продуктивно, творчески и с большой фантазией. Работы каждого записаны на его личный компакт-диск.

С 2004 года, будучи преподавателем (тьютором) дистанционного обучения, я провожу занятия по повышению квалификации учителей Пятигорска, Железноводска и Предгорного района Ставропольского края. Наш первый курс не был рассчитан на слушателей, имеющих начальные навыки владения компьютером или вообще не имеющих навыков (начинающих пользователей). В этом курсе мы преподавали наиболее распространенные прикладные программы Microsoft Word и Microsoft Power Point. А так как многие наши учителя только начинают осваивать информационные технологии, обучение построено по традиционной методике «делай, как я». Каждое занятие включает в себя теорию, практические упражнения и ответы на вопросы теста. Всего в первой части курса при изучении Microsoft Word слушатели выполняют 40 упражнений. И это, безусловно, немало. Но лишь во второй части курса (Microsoft Power Point) я предлагаю слушателям сделать несколько презентаций по своему вкусу, то есть только там они создают индивидуальные творческие работы. Всего таких работ-презентаций четыре. По результатам обучения на курсе в качестве зачета каждый учитель создает еще одну творческую работу, которая и представляется на суд комиссии.

Конечным же образовательным продуктом для каждого учителя станет набор творческих работ, с которого и начнется формирование их ЭП.

А самое важное, что все работы, созданные на курсах, имеют практическое применение в учебной деятельности и методической работе учителя.