Советский Союз в послевоенное «сталинское десятилетие. Советский союз в первое послевоенное десятилетие Формирование системы союзов в первое послевоенное десятилетие

(1945-1964 гг.)

Урок ___

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР И НАЧАЛО

«ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Общие цели: познакомить обучающихся с понятием «хо­лодная война»; дать представление о начале «холодной войны» и ее влиянии на внешнюю политику страны.

Вспомогательные цели: составить схему «Направление внешней политики СССР» с помощью текста учебника (§ 28); определить с опорой на текст учебника § 28 причины «холодной войны»; показать на карте страны, вошедшие в систему союзов.

Дополнительные цели: объяснить причины «холодной вой­ны»; составить развернутый план ответа на вопрос «СССР и план Маршалла»; объяснить сущность и результат возникнове­ния системы союзов.

Основные понятия и термины: экспансия, «холодная вой­на», локальные сверхдержавы, конфликты, доктрина Трумэна, «политика сдерживания СССР», «доктрина отбрасывания», «план Маршалла», военно-стратегический паритет, «социалистический путь развития», Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Важнейшие даты и события:

Март 1947 г. - принятие доктрины Трумэна. Июнь 1947 г. - план Маршалла. 1949 г. - создание СЭВ и НАТО.

1949 г. - создание германских государств ФРГ и ГДР.
1950-1953 гг. - война в Корее.

1950 г. - подписание договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и Китаем.

1951 г. - подписание сепаратного мирного договора и дого­вора безопасности между США и Японией.

1955 г. - создание ОВД.

Оборудование: карта «Послевоенное устройство мира».

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Причины «холодной войны».

2. СССР и «план Маршалла».

3. Создание двух систем союзов.

Задание обучающимся:

- Используя карту «Послевоенное устройство мира», назо­вите территориальные изменения, происходившие в мире после окончания Второй мировой войны?

Какие изменения, кроме территориальных, произошли в международной обстановке после окончания войны?

Как, на ваш взгляд, изменились место и роль СССР в по­слевоенном мире?

Причины «холодной войны».

Учитель при объяснении нового материала делает акцент на причинах, побудивших лидеров стран антигитлеровской коа­лиции отказаться от сотрудничества сразу после окончания войны.

1. Начало противостояния великих держав:

а) изменение характера международных отношений;

б) рост влияния коммунистических партий;

в) возрождение идеи мировой революции.

2. Речь У. Черчилля в Фултоне (март 1946 г.):

а) задача США и Великобритании - сдержать «советскую экспансию»;

б) СССР - опасность для «великих принципов свободы и прав человека».

а) создание НАТО;

б) создание военных баз;

в) доктрина «отбрасывания социализма».

Что такое «холодная война»?

В чем состояли причины «холодной войны»?

Кто, на ваш взгляд, является виновником «холодной войны»?

Можно ли было избежать «холодной войны»?

Самостоятельная работа: познакомиться с текстом § 28 «Причины "холодной войны"».

Беседа с обучающимися:

Как воспринималась и оценивалась властями и обществен­ностью стран Запада победа над фашистами и перспективы по­слевоенного развития?

Определите сущность понятия «Ялтинско-Потсдамская система» международных отношений.

Приведите примеры, доказывающие усиление позиций СССР в послевоенном мире.

В чем причины перехода СССР и стран Запада от союзни­ческих отношений к «холодной войне»?

Почему президент США Г. Трумэн расценивал СССР как враждебную державу? Что означает понятие «доктрина Тру­мэна»?

2. СССР и «план Маршалла».

Госсекретарь США Д. Маршалл летом 1947 г. предложил план экономической помощи Европе (план предусматривал эко­номическую помощь в преодолении послевоенной разрухи): «Не против какой-либо страны, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса».

Желающие воспользоваться помощью должны были предо­ставлять отчет о состоянии экономики и самостоятельно опре­делять необходимую сумму поддержки.

В июне 1947 г. страны Восточной Европы и СССР получили предложение участвовать в «плане Маршалла».

Но и И. В. Сталин, и его окружение восприняли план Д. Mapшалла как попытку поставить под контроль США экономическую и политическую жизнь принявших его стран.

И. В. Сталин приказал странам «народной демократии» Воеточной Европы отказаться от «плана Маршалла».

В. М. Молотов объявил, что помощь США «неизбежно приведет к вмешательству одних государств в дела других», «рас­колет Европу на две группы стран».

И. В. Сталин запретил странам «международной демокра­тии» вступать в Международный валютный фонд.

Попытайтесь объяснить, почему И. В. Сталин не принял предложение госсекретаря США Д. Маршалла.

Как, по вашему мнению, следовало реагировать на данное предложение?

Почему И. В. Сталин потребовал от стран Восточной Ев­ропы отказа от участия в американском проекте?

В 1945 г. коммунистический режим был установлен в Юго­славии и Северном Вьетнаме.

В 1946 г. - в Албании.

Осенью 1947 г. создается Информационное бюро коммуни­стических партий (Коминформбюро) вместо распущенного в 1943 г. Коминтерна.

В Коминформбюро вошли правящие, коммунистические и рабочие партии стран Восточной Европы, компартии Италии и Франции.

В 1947 г. коммунисты восточноевропейских стран по указа­нию Информбюро резко осудили «план Маршалла» и выдвину­ли идею ускоренного развития своих стран с опорой на собст­венные силы и при поддержке СССР.

Новая линия в политике коммунистических партий стала причиной распада коалиционных правительств и политических кризисов 1947-1948 гг.

Например, еще в ноябре 1946 г. в Болгарии Г. Димитровым было сформулировано коммунистическое правительство, летом 1947 г. принято конституционное.

Январь 1947 г. - президентом Польши стал коммунист Б. Берут.

В августе 1947 г. коммунисты победили на выборах в Венгрии.

6 декабря 1947 г. румынский король Михай под давлением советского военного командования отрекся от престола и пере­дал власть коммунистам.

Февраль 1948 г. - коммунистический режим установился в Чехословакии.

1948 г. - просоветский режим был установлен в Северной Корее.

1949 г. - коммунисты пришли к власти в Китае.
Произошло полное подчинение лидеров коммунистических режимов И. И. Сталину.

Объясните рост экспансионистских настроений в сталин­ском руководстве после войны.

Почему просоветские режимы были установлены не во всех странах, где после войны находились советские оккупаци­онные войска?

Создание двух систем союзов.

Открывая первое заседание Информационного бюро комму­нистических партий, А. А. Жданов заявил, что в мире сложилась новая расстановка сил и образовались два лагеря: империали­стический (во главе с США и Англией) и демократический (во главе с СССР).

Учитель раскрывает вопрос, опираясь на схему:

Раскол Европы на две группы государств

Линия фронта «холодной войны» проходила не только на международной арене, но и внутри большинства стран мира

Задание обучающимся:

Слушая сообщения «Берлинский кризис», «СССР и война в Корее», «Политика СССР и перемены в Азии», составить табли­цу «Конфликты и противостояния сверхдержав в начальный пе­риод «холодной войны».

Можно ли расценивать раскол Германии, Европы как «тлеющий очаг» новой мировой войны?

Какова роль корейской войны в наращивании стратегиче­ских вооружений СССР и США?

Чем объяснить начало военного противостояния в Корее?

II. Закрепление изученного материала.

Прокомментируйте высказывание А. Эйнштейна: «С расще­плением атома все изменилось, кроме образа мыслей людей. И это ведет нас к угрозе всемирной катастрофы».

Насколько реальной была опасность перерастания «холод­
ной войны» в «горячую» на начальном ее этапе? Свое мнение
аргументируйте.

Домашнее задание: § 28. Знать новые понятия, даты, собы­тия. Письменно ответить на вопросы № 4, 6.


Урок ___

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕДНИЕ

ГОДЫ ЖИЗНИ И. В. СТАЛИНА

Общие цели: получить представление обучающихся о про­цессе восстановления хозяйства в послевоенные годы; познако­мить с идеологическими кампаниями конца 1940-х гг.

Вспомогательные цели: опираясь на текст учебного мате­риала, назвать проблемы, требовавшие первоочередного реше­ния в последние годы жизни И. В. Сталина; объяснить с опорой на текст § 29 учебника политику, проводимую в Советском Союзе по отношению к крестьянству, рабочим, интеллигенции.

Дополнительные цели: установить источники быстрого восстановления экономики в послевоенные годы; проанализи­ровать причины и сущность массовых репрессий 1940-х - нача­ла 1950-х г.; охарактеризовать политический режим в СССР.

Основные понятия и термины: репатриированные, «ле­нинградское дело», «космополиты», «дело врачей», низкопо­клонство перед Западом.

Основные даты и события:

1946-1947 гг. - голод в СССР.

1946-1950 гг. - четвертый пятилетний план.

1949 г. - создание советской атомной бомбы.

1954 г. - запуск первой в мире атомной электростанции.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Письменная работа.

На завершающем этапе 2 мировой войны, когда победа над Германией не вызывала сомнений, состоялась Ялтинская конференция (февраль 45 г.) Не ней решались вопросы послевоенного устройства Европы. Германия делилась союзниками на 4 оккупационные хоны: английскую, американскую, советскую и французскую. Требование СССР о немецких репарациях в размере 10 млрд. долларов было признано законным. Они должны были поступать в форме вывоза товаров и капиталов, использование людской силы (это решение было выполнено не до конца. Кроме того, в СССР ввозилась морально и физически устаревшая техника, что помешало модернизации советской экономики). На основании решений Ялтинской конференции Советский Союз добился укрепления своих позиций в Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Советский Союз на конференции подтвердил обещание вступить в войну с Японией, за что получил согласие союзников на присоединение к нему Курильских островов и Южного Сахалина. Было принято решение о создании Организации Объединенных Наций (ООН). СССР получил в ней три места – для РСФСР, Украины и Белоруссии, т.е. тех республик, которые наиболее пострадали в войне, понесли наибольшие экономические потери и человеческие жертвы. По договоренности СССР Объявил войну Японии 8.8.45 г. Летом 45 г. советское командование создало на востоке значительное превосходство в живой силе и технике над японской Квантунской армией. И фактически в течение месяца Япония потерпела сокрушительное поражение. Советские войска заняли Маньчжурию, Сахалин, Курильские острова, Северо-Восточный Китай и Корею. 2.09.45 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Потсдамская конференция (Берлин) состоялась в июле-августе 45 г. Советскую делегацию возглавил Сталин, американскую – Трумэн, английскую – Черчилль. Они составили план по искоренению германского милитаризма и нацизма. Он включал ликвидацию германской военной промышленности, запрещение германской национал- социалистической партии и нацистской пропаганды, наказание военных преступников. Конференция рассмотрела территориальные вопросы. СССР передавался Кенигсберг. Польша расширялась за счет территории Германии (польско-германская граница прошла по рекам Одер-Нейсе). Были подготовлены мирные договора, которые учитывали геополитические интересы СССР, но решения Потсдама были выполнены частично. В45-46 гг. произошли расхождения бывших союзников. С 46 г. в международных отношения началась эра “холодной войны” - появился “железный занавес ”, возникло противостояние капиталистической и социалистической общественно-политическими системами. “Холодная война” продолжалась с 46 г. до начала 90-х годов. Противостояние сторон обострилось в 47 г. после выдвинутого плана Маршалла (госсекретарь США). Программа предусматривала экономическую помощь европейским странам, пострадавшим в годы 2 мировой войны. СССР и страны народной демократии были приглашены для участия в конференции, но Советский Союз расценил этот шаг как антисоветский (попросту этот план ставил под угрозу влияние СССР на страны Восточной Европы и отказался от участия, по его настоянию отказались и страны Восточной Европы, т.к. их участие будет рассматриваться как враждебное действие. Проявлением “холодной войны” стало формирование военно-политических блоков. В 49 г. был создан Североантлантический союз (НАТО), образование его способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира. Противостояло НАТО, созданная в 45 г. Организация Объединенных Наций (ООН ). Эта международная организация объединяла 51 государства. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. Советские представители выступали с предложениями о сокращении вооружения и запрещение атомного оружия. О выводе иностранных войск с территории чужих государств. Все эти предложения блокировались представителями США. Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х гг. в связи с корейской войной . В 50 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря. в этом регионе Азии.


В период подготовки и ходе военных действий СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. По настоянию Сталина руководство КНР (Китай) направило в Северную Корею несколько военных дивизий для участия в боевых действиях. Война была прекращена в 53 г. после дипломатических переговоров. В 49 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ ) с центром в Москве. Одна из причин организации СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы. В состав СЭВ входили: Албания (до 61 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия, Румыния, а с 49 г. - Германия. Сотрудничество СССР со странами Восточной Европы были противоречивы и конфликтны. СССР стремилось навязать свои модели построения социализма. Конфликт с Югославией произошел из-за отказа Югославии от участия в федерации с Болгарией, этот путь предлагали сов. руководители. Кроме того, Югославия отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях

с СССР по вопросам национальной внешней политики. В 49 г. СССР разорвала дипломатические отношения с Югославией. В этот период окреп режим личной власти Сталина, ужесточилась командно-административная система, формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть Сталина облегчила поиски выхода из этой ситуации. В 55 г. в Варшаве был подписан договор СССР и стран “социалистического лагеря о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Задачи ОВД – обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Руководство страны во главе с Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира.К концу 50-х г. СССР была связана торговыми договорами с 70 мировыми державами. Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами “третьего мира” (развивающимися странами) – Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. За время пребывания Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий. В середине 50-х г. во взаимоотношениях государств чаще появляются конфликты. Одно из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. Имели место попытки диктата со стороны СССР и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в Венгрии в октябре 56 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали вывода советских войск с венгерской территории. Восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств – участников ОВД. В конце 50-х г. осложнились отношения с Китайской Народной Республики (КНР) Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских баз. В ответ Союз отказался от выполнения соглашения о сотрудничестве 2-х стран в области ядерной физики, подписанного раннее.


Развитие социалистического общества в 1960 – 1980 –х гг. (застой)

В начале 60-х гг. политическое развитие страны было противоречивым. Для того чтобы наступил коммунизм нужно решить 3 задачи: 1) создать материальную базу коммунизма, 2) создать новые социальные институты, 3)воспитать нового человека. На практике же проводилось в жизнь положение о возрастающей роли КПСС. Остальные же организации (комсомол, профсоюзы) рассматривались как приводные ремни партии. Строго охранялся принцип номенклатуры. В окт. 64 г с поста 1 рук-ля страны был смещён Хрущёв. В обществе это не вызвало разочарования, поскольку реформы проводимые Хрущевым вызывали недовольства. 1 секретарём был избран Брежнев. Председатель Совета Министров – Косыгин. Весной 1966 г. состоялся 2 съезд партии, который ещё более укрепил партийную элиту и номенклатуру. Было решено, что руководство не может избираться более чем на 3 срока. Был возобновлён пост Генеральногосекретаря . В 1977 г. была принята новая Конституция СССР . В основу новой Конституции была положена концепция “разлитого социализма”. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Политическая основа государства – Советы народных депутатов. Но на практике страной руководило Политбюро . Статья шестая Основного закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы – социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной. Партия состояла из 2 частей: рядовые коммунисты и партийно-государственная элита. С середины 70 г.- стал развиваться культ Брежнева. Величие совмещалось с усиливавшейся дряхлостью и прогрессированием маразма. В высших сферах насаждались протекционизм и кумовство. В высших сферах процветали взятки, коррупция. Номенклатура стремилась приватизировать государственную собственность. Всё это вело к крайнему падению престижа власти, нарастанию апатии => рост алкоголизма и преступности. Реставрация сталинизма и кризис соц-экономической системы, а также падение надежд на демократию вызвали в об-ве движение диссидентов (несогласных). Наиболее яркими представителями е были историк Рой Медведев, писатель Солженицын, физик Сахаров. В 66 г. группа либарельно настроенной интеллигенции (музыканты, художники, писатели) обратились с открытым письмом к Брежневу, в котором шла речь об опасности реабилитации Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 68 г. было организовано демонстрация протеста в связи с вторжением советских войск и стран ОВД в Чехословакию. Возникла бесцензурная печать “Самиздат”. Наладилась публикация за рубежом изданий, запрещенных в стране. Действия дисседентов расценивались руководством страны как “ВРЕДНЫЕ” И “ВРАЖДЕБНЫЕ” Их сажали в психушки, высылали из страны (Солженицын), сажали в тюрьмы (генерал Григоренко). К началу 80 г. был создан мощный промышленный потенциал , приоритетное внимание оказывалось военно-промышленному и топливно-энергетическому комплексам. Низкие темпы развития с/х вызывали перебои в снабжении населения продовольственными товарами. Для решения трудностей была создана Продовольственная программа СССР (82г) и предусматривала комплексное развитие с/х и обслуживающих его отраслей промышленности - Агропромышленный комплекс . Осложнилась демографическая ситуация – уменьшилась рождаемость в 60-х г. (последствие ВОВ). Это привело к сокращению притока трудовых ресурсов (рабочие руки). Административно-командные методы, управление из центра усилили стремление прибалтийских республик к выходу из состава СССР. Неблагоприятная экономическая ситуация сложилась на мировом рынке. Резко упали цены на нефть – важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась теневая экономика (неучтенные статистикой предприятия в сфере промышленности, торговле и др.) Медленно росли доходы населения. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу, она финансировалась по остаточному принципу, причем сельское население ощутило это сильнее (недостаток медицинских, дошкольных детских учреждений, предприятий общественного питания и бытового обслуживания). Это явилось причиной оттока селян в города. По переписи населения численность горожан увеличилась до 62%. Появился новый социальный слой – номенклатура (руководство высшего и среднего уровня). Для них существовало спец. обслуживание – поликлиники, больницы, магазины, продукты питания и промышленные товары, санатории. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящий работников, славословия в адрес Брежнева – вызвали недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии.

В середине 80-х г. к власти пришла группа молодых энергичных работников. Генеральным секретарем стал Горбачев М.С (85), председателем Совета Министров Рыжков. Суть обновления общества (политическая реформа)Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в становлении “лучшего социализма”. В 85-86 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. Была создана комиссия по репрессированным в 30-50 гг. граждан. Реабилитированы многие невинно осужденные, Бухарин. Рыков (оппозиция Сталина) – посмертно. Демократизация общественно-политической жизни способствовало введению альтернативных выборов партийных секретарей в партийные организации. Политическая реформа (курс на политическую реформу была принята на 19 Всесоюзной партийной конференции), проводимая Горбачевым, нацелена на создание правового государства. Суть реформы заключалась в передаче власти Советам из рук КП. В стране был введен пост президента (90 г. на 3 съезде народных депутатов)– первым президентом СССР стал Горбачев. В марте была отменена 6 статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС. В экономической реформе наблюдался спад. Для экономического развития было предложено широкое развитие рыночных отношений. Это не улучшило дел в народном хозяйстве. Появились фермерские хозяйства, частные крестьянские хоз-ва. В 89-90 гг. резко сократились темпы роста производства промышленной продукции. Увеличились размеры дефицита госбюджета, росла безработица. К 90 г. около 6 млн. безработных.

(основные направления внешней и внутренней политики)

На завершающем этапе 2 мировой войны, когда победа над Германией не вызывала сомнений, состоялась Ялтинская конференция (февраль 45 г.) Не ней решались вопросы послевоенного устройства Европы. Германия делилась союзниками на 4 оккупационные хоны: английскую, американскую, советскую и французскую. Требование СССР о немецких репарациях в размере 10 млрд. долларов было признано законным. Они должны были поступать в форме вывоза товаров и капиталов, использование людской силы (это решение было выполнено не до конца. Кроме того, в СССР ввозилась морально и физически устаревшая техника, что помешало модернизации советской экономики). На основании решений Ялтинской конференции Советский Союз добился укрепления своих позиций в Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Советский Союз на конференции подтвердил обещание вступить в войну с Японией, за что получил согласие союзников на присоединение к нему Курильских островов и Южного Сахалина. Было принято решение о создании Организации Объединенных Наций (ООН). СССР получил в ней три места – для РСФСР, Украины и Белоруссии, т.е. тех республик, которые наиболее пострадали в войне, понесли наибольшие экономические потери и человеческие жертвы. По договоренности СССР Объявил войну Японии 8.8.45 г. Летом 45 г. советское командование создало на востоке значительное превосходство в живой силе и технике над японской Квантунской армией. И фактически в течение месяца Япония потерпела сокрушительное поражение. Советские войска заняли Маньчжурию, Сахалин, Курильские острова, Северо-Восточный Китай и Корею. 2.09.45 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Потсдамская конференция (Берлин) состоялась в июле-августе 45 г. Советскую делегацию возглавил Сталин, американскую – Трумэн, английскую – Черчилль. Они составили план по искоренению германского милитаризма и нацизма. Он включал ликвидацию германской военной промышленности, запрещение германской национал- социалистической партии и нацистской пропаганды, наказание военных преступников. Конференция рассмотрела территориальные вопросы. СССР передавался Кенигсберг. Польша расширялась за счет территории Германии (польско-германская граница прошла по рекам Одер-Нейсе). Были подготовлены мирные договора, которые учитывали геополитические интересы СССР, но решения Потсдама были выполнены частично. В45-46 гг. произошли расхождения бывших союзников. С 46 г. в международных отношения началась эра “холодной войны” - появился “железный занавес ”, возникло противостояние капиталистической и социалистической общественно-политическими системами. “Холодная война” продолжалась с 46 г. до начала 90-х годов. Противостояние сторон обострилось в 47 г. после выдвинутого плана Маршалла (госсекретарь США). Программа предусматривала экономическую помощь европейским странам, пострадавшим в годы 2 мировой войны. СССР и страны народной демократии были приглашены для участия в конференции, но Советский Союз расценил этот шаг как антисоветский (попросту этот план ставил под угрозу влияние СССР на страны Восточной Европы и отказался от участия, по его настоянию отказались и страны Восточной Европы, т.к. их участие будет рассматриваться как враждебное действие. Проявлением “холодной войны” стало формирование военно-политических блоков. В 49 г. был создан Североантлантический союз (НАТО), образование его способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира. Противостояло НАТО, созданная в 45 г. Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация объединяла 51 государства. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. Советские представители выступали с предложениями о сокращении вооружения и запрещение атомного оружия. О выводе иностранных войск с территории чужих государств. Все эти предложения блокировались представителями США. Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х гг. в связи с корейской войной. В 50 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря. в этом регионе Азии.

В период подготовки и ходе военных действий СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. По настоянию Сталина руководство КНР (Китай) направило в Северную Корею несколько военных дивизий для участия в боевых действиях. Война была прекращена в 53 г. после дипломатических переговоров. В 49 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) с центром в Москве. Одна из причин организации СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы. В состав СЭВ входили: Албания (до 61 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия, Румыния, а с 49 г. - Германия. Сотрудничество СССР со странами Восточной Европы были противоречивы и конфликтны. СССР стремилось навязать свои модели построения социализма. Конфликт с Югославией произошел из-за отказа Югославии от участия в федерации с Болгарией, этот путь предлагали сов. руководители. Кроме того, Югославия отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. В 49 г. СССР разорвала дипломатические отношения с Югославией. В этот период окреп режим личной власти Сталина, ужесточилась командно-административная система, формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть Сталина облегчила поиски выхода из этой ситуации. В 55 г. в Варшаве был подписан договор СССР и стран “социалистического лагеря о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Задачи ОВД – обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Руководство страны во главе с Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира.К концу 50-х г. СССР была связана торговыми договорами с 70 мировыми державами. Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами “третьего мира” (развивающимися странами) – Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. За время пребывания Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий. В середине 50-х г. во взаимоотношениях государств чаще появляются конфликты. Одно из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. Имели место попытки диктата со стороны СССР и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в Венгрии в октябре 56 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали вывода советских войск с венгерской территории. Восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств – участников ОВД. В конце 50-х г. осложнились отношения с Китайской Народной Республики (КНР) Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских баз. В ответ Союз отказался от выполнения соглашения о сотрудничестве 2-х стран в области ядерной физики, подписанного раннее.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Восстановление народного хозяйства. Избранный в 1946 г. Верховный Совет СССР принял четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства (1946–1950 гг.), согласно которому три года отводились на восстановление довоенного уровня, а два года – на то, чтобы превзойти его. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров был преобразован в Совет министров СССР во главе со Сталиным. За годы 4-й пятилетки промышленность превзошла довоенный уровень на 70 %, восстановлено и построено 6200 предприятий, в основном тяжелой промышленности. Усилился военно-промышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность план по восстановлению не выполнили.

В 1947 г. была отменена карточная система, проведена денежная реформа (деньги обменивались 10:1). В сельском хозяйстве не хватало рабочих рук, не было техники, резко сокращались посевы, ужесточались меры принуждения, повышались сборы и налоги. На обеспечении страны продовольствием тяжело сказалась засуха 1946 г. Диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства увеличивались. При некотором улучшении жизни в городе деревня голодала, в связи с этим увеличился отток людей в город.

Идеологические кампании конца 1940-х гг. В послевоенные годы шел процесс усиления централизации государственного управления, численного увеличения бюрократии, все большей власти коммунистической партии в стране. Вернувшиеся из Европы воины ожидали улучшения жизни, смягчения режима, расширения демократических основ. Но вместо расширения демократии Сталин вернулся к политике террора. Началась борьба с космополитизмом (космополитизм рассматривает жителей Земли вне зависимости от гражданства): считалось, что некоторые представители интеллигенции утратили веру в советский строй, выступили за установление буржуазных порядков. Поход на «безродных космополитов» возглавил А. А. Жданов, обвинивший деятелей культуры в «низкопоклонстве перед Западом». В 1946 г. принято постановление «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», обвинения обрушились на А. А. Ахматову, М. М. Зощенко и др. За этим последовали постановления о репертуаре драматических театров, о кинофильме «Большая жизнь», об опере В. И. Мурадели «Великая дружба» и др. Одновременно начался разгул национализма.



Идейному разгрому подверглась и наука. На развитии сельского хозяйства отрицательно отразилась «лысенковщина». Единственно верными в биологии признавались взгляды академика Т. Д. Лысенко, что нанесло сильный удар по ключевой науке современного естествознания генетике. Она была объявлена «лженаукой». Начались атаки на квантовую теорию и теорию относительности. Последняя была названа «реакционным эйнштейнианством». Реакционной лженаукой также объявили кибернетику. Советские официальные философы утверждали, что она необходима империалистам США для разжигания третьей мировой войны.

В конце 1940-х гг. возникло «ленинградское дело». Было выдвинуто обвинение против деятелей партии и государства в намерении превратить Ленинград в опору борьбы со Сталиным и его окружением. В 1950 г. расстреляны председатель Госплана Н. А. Вознесенский, председатель Совмина РСФСР М. И. Родионов, один из организаторов обороны Ленинграда во время блокады А. А. Кузнецов, секретарь Ленинградского обкома партии П. С. Попков. В целом репрессиям подверглись около 2 тыс. человек.

«Дело врачей» было сфабриковано в начале 1953 г. Была арестована группа врачей Кремлевской больницы по обвинению в том, что они якобы повинны в смерти Жданова в 1948 г. и пытались умертвить других государственных деятелей. Началась травля медицинских работников, усилился антисемитизм. Со смертью Сталина «дело» было прекращено.

«Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР

После войны значительно укрепился авторитет СССР. Он стал играть видную роль в созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН), являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН. В 1945–1946 гг. советские юристы выступали на процессе над главными военными преступниками в Нюрнберге. СССР оказывал экономическую помощь многим странам, особенно вошедшим в «мировую систему социализма» и бывшим колониальным государствам.

Рост влияния СССР в послевоенном мире вызвал чрезвычайную озабоченность руководства западных держав. Поэтому они стали проводить силовую политику по отношению к СССР и социалистическим государствам. Сущность этой политики выразил бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль в речи, произнесенной в американском городе Фултоне. Он говорил о необходимости создания «силового кольца» вокруг стран, находящихся под контролем СССР, призвал «показать русским силу, сплотиться против восточного коммунизма». США расширили число военных баз, резко сократили торговые отношения с СССР и его сторонниками. СССР по отношению к Западу стал проводить политику «железного занавеса». Началась «холодная война» (с 1946 г. до конца 1980-х гг.) – враждебный политический курс конфронтации (противоборства) двух систем, основанный на гонке вооружений, на отношениях с позиции силы, где главным фактором сдерживания считалось ядерное оружие. «Холодная война» характеризовалась враждебными акциями с обеих сторон. Это проявилось в 1947 г., когда США предложили «план Маршалла». Этот план предусматривал оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в войне, в зависимости от их политической ориентации. СССР «план Маршалла» не одобрил и отказался участвовать в конференции по этому поводу.

Новый внешнеполитический курс бывших военных союзников руководство СССР расценило как призыв к войне, что незамедлительно сказалось как на внешней, так и на внутренней политике Советского государства. В 1948 г. произошел конфликт с Югославией, лидер которой И. Броз Тито попытался отстоять свою самостоятельность от сталинского диктата. СССР и другие социалистические страны разорвали дипломатические отношения с Югославией, ее изоляция перешла к проведению политики неприсоединения – движению неучастия стран в военно-политических блоках, за мир и безопасность народов. После смерти Сталина в 1953 г. дипломатические отношения с Югославией были восстановлены.

Символом раскола мира на две противостоящие системы – «системы капитализма» и «системы социализма» – стал раскол Германии на два государства – ФРГ (1948 г.) и ГДР (1949 г.). В 1949 г. произошел еще ряд крупных внешнеполитических событий:

– образовался Североатлантический военно-политический союз (НАТО) европейских стран во главе с США;

– создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – организация, объединившая социалистические страны;

– под руководством академика И. В. Курчатова появилось советское ядерное оружие, монополия США на ядерное оружие была ликвидирована и наступило временное военное равновесие.

Каждая из сверхдержав – США и СССР – включала в сферу своих стратегических интересов весь мир. Биполярность мирового сообщества на долгие годы определила политическое и экономическое развитие подавляющего большинства стран и их тяготение (зачастую невольное) к определенной общественной системе. Проявлением этого противостояния стали локальные военные конфликты. Так, в 1950–1953 гг. в ходе корейской войны произошло прямое военное столкновение СССР и США. В результате Корея оказалась разделена на проамериканскую Южную Корею и просоветскую Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР). Позднее эту участь разделил и Вьетнам.

СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

5 марта 1953 г. умер И. В. Сталин. Руководство государством стало носить коллективный характер: Н. С. Хрущев возглавил партию, Г. М. Маленков встал во главе правительства, главой государства был избран К. Е. Ворошилов, министром обороны – Н. А. Булганин, министром объединенного Министерства внутренних дел (куда вошло Министерство государственной безопасности) – Л. П. Берия. Лидирующую роль стали играть Маленков, первым выступивший против «уродливого культа личности Сталина», и Берия, прекративший «дело врачей». Маленков ратовал за стимулирование крестьянского труда, вывод сельского хозяйства из кризиса, также он одним из первых признал необходимость политической реабилитации. Берия настаивал на лишении ЦК партии права руководить экономикой страны, ограничив его лишь политической деятельностью. Однако летом 1953 г. члены высшего партийного руководства при поддержке военных организовали заговор и свергли Берию. Он был обвинен в шпионаже и расстрелян. Борьба за власть на этом не закончилась.

ХХ съезд КПСС

ХХ съезд КПСС проходил в феврале 1956 г. В его повестке дня стояли вопросы внешней и внутренней политики, подведение итогов пятой пятилетки, пути строительства коммунизма. Съезд сделал теоретические выводы о событиях в мире. Важнейшим регулятором мира становится мирное сосуществование стран с различным общественным строем, выражающееся в виде соревнования систем социализма и капитализма. В революционной борьбе не может быть «экспорта» революции, ее победа зависит не от наличия мировой социалистической системы, а от внутренних условий в каждой стране. Возможны разнообразные формы перехода стран к социализму как вооруженным, так и мирным, парламентским путем. В то же время недопустим и «экспорт контрреволюции», когда капиталистические страны своим военным вмешательством подавляют революционное движение в каждой стране. В современном мире есть возможность не допустить новую мировую войну. Следует укреплять оборону, противостоять агрессии, расширять борьбу за мир.

В историю ХХ съезд вошел благодаря докладу «О культе личности и его последствиях», сделанному Хрущевым на последнем закрытом заседании, которого не было в повестке дня. В докладе разоблачалась преступность культа личности Сталина, показан огромный вред, нанесенный государству и партии. Но в докладе не раскрывались объективные причины происшедшего, все сводилось к субъективным качествам Сталина. Этот доклад, засекреченный от народа на 33 года (в СССР он был опубликован в 1989 г.), положил начало очищению партии и общества от идеологии и практики государственного террора. С другой стороны, он привел к крупному расколу в международном коммунистическом движении. Ряд партий объявил его ревизионистским. Свое развитие доклад получил в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (июнь 1956 г.). В нем не было страшных фактов, но была попытка разобраться в причинах возникновения культа и его последствиях. Начался процесс реабилитации (снятия обвинений) репрессированных в 1930-х – начале 1950-х гг., он затронул миллионы простых граждан СССР и даже целые народы – калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, немцев Поволжья, крымских татар. В конце 1960-х гг. процесс реабилитации был свернут.

Изменения, произошедшие в жизни страны после смерти Сталина, по повести Ильи Эренбурга назвали «оттепелью».

Общественно-политическая жизнь страны

После ХХ съезда авторитет Хрущева значительно вырос. По его инициативе в 1957 г. на пленуме ЦК КПСС с руководящих постов были отстранены Маленков, Каганович и Молотов, позднее с поста министра обороны снят Жуков. С 1958 г. Хрущев стал совмещать пост первого секретаря ЦК с должностью председателя Совмина СССР. Постепенно начал формироваться режим его личной власти.

В 1956 г. ХХ съезд партии поручил ЦК КПСС разработать проект новой партийной программы. В октябре 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая, третья программа партии. Исходя из того, что социализм в Советском Союзе победил «полностью и окончательно» и страна вступила в этап «развернутого строительства коммунизма», съезд рассматривал программу как философское, экономическое и политическое обоснование построения коммунизма в СССР. Провозглашен лозунг: «Догнать и перегнать Америку!» Исторические рамки программы были в основном ограничены двадцатью годами.

Реформы в социально-экономической сфере

Реформы, проводившиеся в 1950-1960-х гг., носили противоречивый характер. Укрепление народного хозяйства началось с перемен в аграрном секторе. В 1954 г. был взят курс на поднятие целинных и залежных земель с целью решить острую зерновую проблему. На целину поехали десятки тысяч энтузиастов. Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них было направлено более 30 тыс. партработников («тридцатитысячников»). В 1958 г. началась реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) в РТС (ремонтно-тракторные станции). Технику продавали колхозам и совхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит материальную базу села, но этого не произошло. Также были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию (но они по-прежнему не покрывали всех затрат производства), списали долги прошлых лет, в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни, стали вводит пенсии для колхозников, начали выдавать колхозникам паспорта. Однако с конца 1950-х гг. экономические стимулы как рычаг развития были вытеснены привычным административным принуждением, что привело к ухудшению положения деревни и новому обострению продовольственной проблемы. После посещения США в 1959 г. Н. С. Хрущев призвал заменить традиционные для отечественного производителя агрокультуры кукурузой, что вошло в историю под названием «кукурузная эпопея». Семилетний план развития народного хозяйства (1959–1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70 % рост составил лишь 15 %.

В области промышленности дела обстояли значительно лучше. Преимущественно развивались предприятия тяжелой промышленности (группа «А»), особенно производство стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Строились железные дороги, мощные комбинаты, каналы, осваивалось блочное домостроение («хрущевки»). За семилетку промышленный потенциал СССР вырос почти вдвое. В производство внедрялись достижения научно-технического прогресса. В 1954 г. вступила в строй Обнинская АЭС, в 1959 г. создан атомоход «Ленин». Однако предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность) развивались значительно медленнее. План семилетки предприятия группы «Б» не выполнили.

По указанию Н. С. Хрущева был проведен ряд реформ управления народным хозяйством. Партийные, советские, профсоюзные, комсомольские органы разделялись на промышленные и сельские, что значительно увеличило численность бюрократического аппарата. Многие отраслевые министерства ликвидировались (что мотивировалось необходимостью перейти от чрезмерной централизации к территориальному принципу управления) и вместо них создавались советы народного хозяйства (совнархозы) в краях и областях. Однако эти реформы ударили по единой технической политике, породили местничество, нарушили единое плановое хозяйство страны.

В 1961 г. проведена денежная реформа. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1. Историки признают эту реформу одной из самых гуманных денежных реформ в истории нашей страны.

Внешняя политика СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

Внешняя политика базировалась на выводах ХХ съезда КПСС об изменении расстановки сил в мире в пользу социализма. Утверждалась возможность как мирной (через парламент), так и вооруженной победы социалистической революции, что зависело от внутренних условий каждой страны. Единственным путем регулирования отношений между государствами провозглашалось мирное сосуществование двух систем. Временно ослабела «холодная война». СССР в одностороннем порядке сократил численность армии, приостановил ядерные испытания, улучшил отношения с Китаем, Югославией, Турцией, Ираном, Японией и другими странами. В 1963 г. был заключен договор СССР, США и Великобритании о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах: в воде, атмосфере, космосе. В 1964 г. СССР заявил о мерах по ослаблению гонки вооружений.

Однако продолжалась и политика силового давления. В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии), получивший название – Организация Варшавского договора (ОВД). Первой крупной акцией этой организации было подавление антисоветского и антисоциалистического восстания в Венгрии (1956 г.). В 1961 г. по требованию СССР в Берлине сооружена стена, разделившая Восточный и Западный Берлин.

В 1959 г. Хрущев посетил США, а в 1960 г. выступил в ООН. Во многом политика Хрущева была непредсказуемой не только во внутренних, но и во внешних вопросах. В 1962 г. возник Карибский кризис. Для защиты социалистической Кубы туда были отправлены советские ракеты и воинские части. США объявили военную блокаду Кубы. Путем переговоров и вывода с Кубы советской техники кризис был преодолен. Росла помощь СССР развивающимся странам, что требовало огромных средств. В начале 1960-х гг. ухудшились отношения с Китаем, Албанией, что отрицательно сказалось на мировой системе социализма и коммунистическом движении.

СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

В октябре 1964 г. Н. С. Хрущев был освобожден со всех постов за «субъективизм» и «волюнтаризм» – навязывание своей воли, когда желаемое выдается за действительное без учета реальных возможностей. К руководству пришел Л. И. Брежнев, который в период 1960–1964 гг. занимал пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. После октября 1964 г. Брежнев возглавил ЦК партии, главой правительства стал А. Н. Косыгин.

С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию с села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. и получил название «экономическая реформа 1965 г.», или «косыгинская реформа». Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу, отменены совнархозы и восстановлены министерства, изменена система планирования при расширении прав предприятий, отменены многие хрущевские «нововведения». Экономическая реформа основывалась на стимулировании труда, внедрении экономических методах хозяйствования. Происходил переход на хозрасчет, учитывалась местная инициатива. На основе экономической реформы 1965 г. был подготовлен план 8-й пятилетки (1966–1970 гг.), за годы существования советской власти давшей наилучшие показатели развития страны.

Однако реформа не затронула политические структуры, все приходилось согласовывать с ЦК КПСС. Против реформы выступил бюрократический аппарат, поддержанный Брежневым. К середине 1970-х гг. реформа была свернута. Страна все больше вывозила нефть, газ, электроэнергию, превращалась в сырьевой придаток мировой экономики. Начался ввоз зерна, продуктов, товаров народного потребления, возникла «теневая экономика». Огромные средства вкладывались во внешние займы многих стран. Отставание экономики прикрывалось лозунгами внедрения достижений НТР, интенсификации производства, борьбы за качество и экономию. Единственным сектором экономики, активно использовавшим достижения НТР, являлся военно-промышленный комплекс (ВПК). Страна деградировала, и только в ВПК вкладывались необходимые ресурсы.

Все больше отставало сельское хозяйство, снижалась урожайность. При уборке, хранении и перевозках сельхозпродуктов были огромные потери. В 1982 г. была принята «Продовольственная программа», рассчитанная до 1990 г. Но все принимаемые решения оставались на бумаге, слово расходилось с делом. Резко снижались уровень и продолжительность жизни. Складывался, как говорили в конце 1980-х гг., «механизм торможения», страна шла к стагнации, когда показатели производства стремятся к нулю и наступает кризис.

Идеологической основой деятельности брежневского руководства была концепция «развитого социализма», разработанная в 1960-е гг. и обнародованная на XXIV съезде КПСС в 1971 г. Констатировалось, что в СССР сложилось общенародное государство с высоким экономическим потенциалом и полным господством государственной собственности, единством советского народа, возросшей ролью партии, превратившейся в «партию всего народа». Все эти установки прикрывали замораживание роста уровня жизни, падение нравов, очковтирательство, политику награждений и восхвалений. Усиливалась политическая демагогия, которую проводил идеологический руководитель партии М. А. Суслов. Со второй половины 1960-х гг. были приглушены, а затем запрещены критика культа личности Сталина и разоблачения практики государственного террора в сталинский период («ресталинизация»). Был свернут процесс реабилитации репрессированных в прежние десятилетия. Создавались новые министерства, ведомства. В результате численность бюрократического аппарата, поглощавшего около половины государственного бюджета, постоянно возрастала. Развивалась коррупция. Однако внешне жизнь общества становилась размеренной и спокойной.

В 1977 г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Конституция зафиксировала создание «общенародного государства», отметила расширение демократизма. Как и в Конституции 1936 г., упор делался на провозглашение социальных прав граждан, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. Реальная политическая власть оставалась у партии. Статья 6 Конституции закрепляла руководящую роль партии как ядра политической системы. Партийные органы подменяли собой государственные: списки кандидатов в депутаты корректировались парторганами, законы, подготовленные «сверху», принимались единогласно. Конституция оказалась фиктивным документом, носила декларативный характер.

18 лет руководства Брежнева привели государство к состоянию развала. Тоталитарное общество вступило в период глубокого кризиса. Политическую жизнь страны первой половины 1980-х гг. лихорадила частая смена высшего руководства. В январе 1982 г. умер главный идеолог партии М. А. Суслов, в ноябре того же года – Л. И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС, а через полгода и председателем Президиума ВС СССР стал бывший председатель Комитета государственной безопасности (КГБ) Ю. В. Андропов. Он провел кадровые перестановки в партийных структурах, отстранил от работы руководителей, замешанных в коррупции. Но в феврале 1984 г. он ушел из жизни. На высших постах оказался К. У. Черненко, состояние здоровья которого было не лучше, чем у предшественников. Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых общественная жизнь почти замирала. В марте 1985 г. состоялись новые похороны и новый передел власти. 20 лет (1964–1984 гг.) стали для СССР периодом упущенных возможностей, когда страна окончательно отстала от передовых государств мира.

Внешняя политика в 1964–1984 гг.

Внешняя политика в этот период характеризовалась двойственностью: с одной стороны, – борьба за мир, а с другой, – стремление подчинить своим политическим принципам социалистические страны, военное вмешательство в дела суверенных государств, продолжение гонки вооружений. В августе 1968 г. вооруженные силы государств ОВД во главе с СССР разгромили в Чехословакии народное выступление за самостоятельный путь развития. Концепция дозволенности вмешательства во внутренние дела социалистических стран и ограничения их суверенитета получила название «доктрина Брежнева». Этот курс предполагал также контроль над экономикой стран СЭВ под видом «интеграции труда». В 1980 г. в Польше произошли народные волнения под руководством профсоюза «Солидарность», однако повторного военного вторжения удалось избежать благодаря действиям польского главы государства генерала В. Ярузельского.

Усиливались разногласия между СССР и КНР. На советско-китайской границе происходили вооруженные столкновения, самым крупным из которых был конфликт весной 1969 г. на о. Даманский. Отношения между двумя странами нормализовались лишь после смерти Мао Цзэдуна и Брежнева.

В 1971 г. советским руководством выдвинута «Программа мира», в которой предлагалось сократить военные расходы, обеспечить европейскую безопасность, заключив договоры о запрещении ядерного, химического, бактериологического оружия. В 1975 г. СССР принял участие в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки. 1 августа этого года 33 страны-участницы, в том числе и СССР, а также США и Канада подписали Заключительный акт. Этот документ стал важным результатом разрядки международной напряженности и содержал принципы взаимного уважения во внешней политике и соблюдения прав человека. Эти принципы в 1977 г. были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Последующие встречи участников хельсинкского Совещания стали называть Хельсинкским процессом, или движением ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).

В 1972 г. СССР и США подписали договор ОСВ-1 (ограничение систем противоракетных установок и временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений). В этом же году подписан договор по противоракетной обороне (ПРО). В 1973 г. подписано Парижское соглашение о прекращении войны во Вьетнаме, развязанной США. В 1974 и 1976 гг. подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний – Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях. В 1979 г. подписан договор ОСВ-2 об ограничении стратегических наступательных вооружений. Установился военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США.

В начале 1980-х гг. СССР выступил с рядом мирных инициатив, однако предложения расходились с действиями. В СССР увеличились ассигнования на оборону, продолжались вмешательства в дела других стран. В этот период советские войска находились в Европе, Сирии, Анголе, Мозамбике, Эфиопии. В декабре 1979 г. начался ввод советских войск в Афганистан под лозунгом «интернациональной помощи» и защиты демократических сил. За 10 лет война в Афганистане унесла 17 тыс. жизней советских солдат и офицеров. Международный авторитет СССР был значительно подорван.

СССР во второй половине 1980-х гг.

В марте 1985 г., после смерти Черненко, руководителем партии был избран М. С. Горбачев. Председателем Президиума Верховного Совета, т. е. главой государства, стал бывший министр иностранных дел СССР А. А. Громыко. Председателем Совета министров СССР с осени 1985 г. назначен Н. И. Рыжков. В 1988 г. М. С. Горбачев стал одновременно руководителем партии и государства. Период, когда Горбачев находился во главе государства, получил название «перестройка».

На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. было объявлено о проведении в стране масштабных реформ с целью изменения общества. Реформы намечалось проводить в ряде сфер, в том числе в экономике. Этот курс воплотился в плане 12-й пятилетки (1986–1990 гг.) и получил название «курс на ускорение социально-экономического развития». Ускорение понималось как повышение темпов экономического роста на базе научно-технического прогресса за счет повышения производительности труда, интенсивного развития.

Первыми перестроечными законами стали постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и закон «О госприемке». Но антиалкогольная кампания провалилась, а введение госприемки привело к очередному росту бюрократического аппарата. 26 апреля 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС, что стало мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство.

Идея перевода жесткого централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки. Первым шагом к рыночной экономике стал Закон «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г., предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Но центральный аппарат управления не хотел уступать своих прав. В это время большинство производимой продукции государство включило в государственный заказ (госзаказ), вывело из свободной продажи, лишило предприятия свободы самофинансирования. В 1988 г. были приняты еще два закона, направленные на развитие коллективного и частного предпринимательства: закон о кооперации и закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Затем с конца 1989 г. по 1991 г. было принято более ста законов, постановлений и т. п. по экономическим вопросам, но большинство из них не работало. Принимаемые меры не могли поднять экономику, так как были основаны на старых принципах социализма. Реальные доходы населения стали падать. В стране начался острый дефицит всех товаров. Цены на них стали возрастать. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен в 1987 г., население осознало свою отчужденность от результатов собственного труда. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок, начатая шахтерами, которые заявили на своем съезде, что не считают КПСС партией рабочего класса.

Первоначально же общество восприняло реформы с энтузиазмом, большинство населения поддерживало требование перемен. Происходило омоложение руководства партии и государства, выдвинулись Н. И. Рыжков (председатель Совмина СССР), Э. А. Шеварднадзе (министр иностранных дел СССР), А. Н. Яковлев, Б. Н. Ельцин, А. В. Собчак и др. Комиссия при Политбюро ЦК КПСС во главе А. Н. Яковлевым возобновила работу по реабилитации репрессированных. Все чаще наряду со словом «перестройка» стали употреблять слово «демократизация». С началом демократизации общества и политики «гласности» произошло переосмысление истории советского общества. Средства массовой информации стали играть большую роль, всем без исключения предоставлялось право открыто высказывать свои мысли. Итогом развернувшегося курса на гласность стало духовное и идейное раскрепощение общества. Перестала подвергаться государственным ограничениям деятельность церкви.

Летом 1988 г. состоялась XIX партийная конференция. На ней развернулась острая борьба мнений по поводу перестройки. В рядах КПСС произошел раскол. По предложению М. С. Горбачева учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, превращавшийся в действующий парламент. В союзных республиках образовывались такие же государственные структуры. В мае – июне 1989 г. состоялся первый Съезд народных депутатов СССР, затем избран Верховный Совет СССР во главе с М. С. Горбачевым. Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 г. стал Б. Н. Ельцин.

Весной 1990 г. была определена новая цель реформы – переход к правовому государству, поскольку только оно в состоянии обеспечить переход к рынку и демократическому обществу. Среди первостепенных задач реформирования политической системы были создание президентской системы власти в СССР и переход к многопартийности. III съезд народных депутатов СССР (март 1990 г.) избрал М. С. Горбачева Президентом СССР. Была отменена статья 6 Конституции СССР о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы.

Внешняя политика: «новое политическое мышление»

Новое руководство СССР во главе с Горбачевым резко активизировало внешнюю политику с тем, чтобы вырвать Советский Союз из международной изоляции. XXVII съезд КПСС (1986 г.) сформулировал основы всеобщей системы международной безопасности, которые базировались на заявлении Горбачева от 15 января 1986 г. Предлагалось запретить и ликвидировать оружие массового уничтожения, снизить уровень военных потенциалов до разумных пределов, распустить военные союзы, сократить военные расходы. Был выдвинут призыв об уважении прав каждого народа, его суверенитета, о неиспользовании силы в спорных вопросах, сотрудничестве социалистических и капиталистических стран в развитии экономики, культуры, оказании взаимной помощи в развитии государств. Совокупность предложенных принципов внешней политики получила название «новое политическое мышление». «Новое политическое мышление» явилось попыткой реализации идей перестройки во внешней политике.

Во второй половине 1980-х гг. СССР предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета Советского Союза. В августе 1985 г., в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В качестве ответной меры руководство США лишь пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. В апреле 1987 г. мораторий был отменен.

Однако отношения с США значительно улучшились, прошло несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем-старшим. В 1987 г. в Вашингтоне подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), летом 1991 г. – о значительном сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Налаживались отношения со многими странами, в том числе с Китаем. Отказ от применения военной силы, вывод войск из Афганистана (февраль 1989 г.) способствовали нормализации международной обстановки.

В мае 1987 г. Политический Консультативный комитет стран Варшавского договора по инициативе советского руководства принял «Берлинскую декларацию» об одновременном роспуске ОВД и НАТО и в первую очередь их военных организаций. После 1989 г. в социалистических странах шло возрастание антисоветских и антисоциалистических настроений, переросшее в серию революций в восточноевропейских государствах. В 1990 г. перестала существовать ГДР, войдя в состав ФРГ. В ходе революций компартии были отстранены от власти. Пришедшие к власти национально-демократические силы государств Восточной Европы взяли курс на сближение с НАТО и организацией Общего рынка (будущим Евросоюзом), потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Границы стран Восточной Европы оказались открытыми для массированного проникновения западноевропейских товаров и капиталов.

Новые инициативы во внешней политике СССР имели как положительные, так и отрицательные последствия. К началу 1990-х гг. прекратилась «холодная война», в лучшую сторону изменилась обстановка в мире, окончательно рухнул «железный занавес», расширились международные связи. В то же время в обмен на грандиозные односторонние уступки администрация Горбачева рассчитывала на «добрую волю» стран Запада, политическую и финансовую поддержку. Однако серьезной финансовой помощи не последовало. Бывшие союзники СССР по соцлагерю проявляли враждебность к СССР и устремлялись в НАТО.

События 1991 г. Распад СССР

В середине 1980-х гг. административные структуры в союзных республиках начали борьбу за усиление собственной власти. Начались трения между коренными жителями и русскоязычным населением. Рухнул миф о «дружбе народов СССР». В 1986 г. произошли выступления в Казахстане. В 1988 г. начались волнения между армянами и азербайджанцами из-за Нагорного Карабаха. В 1989 г. кровавые столкновения произошли в Фергане, в 1990 г. – между киргизами и узбеками в Ошской области. Накалились взаимоотношения Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Для подавления конфликтов использовались войска, что усугубляло обстановку в союзных республиках. Власть все больше переходила от федерального центра в республики, начались «парад суверенитетов» и «война законов», что фактически означало неподчинение центру и стремление к самостоятельности. С целью сохранить в каком-то виде единое государство Горбачев задумал подписание нового союзного договора. В мае 1991 г. в резиденции Ново-Огарево под Москвой был утвержден специальный проект, в котором говорилось о том, что каждая республика является членом международного сообщества и может существовать самостоятельно. Подписание проекта было назначено на 20 августа 1991 г.

Однако проекту не суждено было воплотиться в жизнь.