Сколько зарабатывает стюардесса. Сколько получает бортпроводник – новичок? Невозможность тайм-менеджмента и профессиональные болезни

Профессия стюардесс до сих пор считается романтической, однако, на деле это тяжелый труд с физическими и психологическими нагрузками. Несмотря на это, вакансия бортпроводника остается одной из самых конкурентных среди соискателей. Итак, сколько получают стюардессы в разных авиакомпаниях и насколько велики риски такой профессии?

Разумеется, если сравнивать зарплаты российских бортпроводников и тех, кто работает в зарубежных авиакомпаниях, разница будет внушительной. Самые высокие зарплаты у стюардесс в следующих странах:

  • Австралия;
  • Англия.

Зарплаты в авиакомпаниях этих государств варьируются от 3 500 до 4 000 $. При этом такие суммы не являются верхним потолком для сотрудника. Заработок некоторых бортпроводников может быть выше 10 000 $. Во многом такие большие суммы оклада определяются несколькими факторами:

  • работа на частных рейсах;
  • работа в элитных авиакомпаниях.

Конечно, вместе с большей зарплатой от стюардессы требуется больше навыков и мастерства. Новичкам рассчитывать на такую работу даже не стоит, это дело профессионалов с безупречными рекомендациями.

Если верить мировой статистике, самые высокие зарплаты у сотрудников компаний «Southwest Airlines» и «US Airways».

Что касается России, стюардессы, работающие на зарубежных рейсах, получают намного больше в отличие от тех, кто летает только внутренними маршрутами. Требования к бортпроводникам международных авиалиний зачастую намного выше и включают в себя не только безупречные профессиональные навыки и хорошее знание английского языка, но и определенные соответствия внешних данных. Стюардесса должна обладать привлекательной внешностью, не иметь видимых недостатков и носить одежду не больше 46 размера.

Прежде чем переходить к более подробным цифрам, для начала необходимо выяснить критерии, из которых и складывается оклад стюардессы. Размеры зарплаты вне зависимости от авиакомпании в первую очередь зависит от:

  • рейтинга авиалинии;
  • внутренних или международных перелетов;
  • количества рейсов;
  • опыта работы по профессии;
  • образования (лингвистическое, педагогическое или психологическое будет преимуществом);
  • знания иностранных языков на разговорном уровне;
  • класса обслуживания.


Влияет на месячный заработок и уровень борта, рейсы бизнес-класса всегда дороже оплачиваются в отличие от экономических. Однако серьезные авиакомпании не берут новичков без опыта работы даже с безупречным образованием на престижные рейсы, пассажиров бизнес-класса обслуживают бортпроводники высшего уровня.

На зарплату влияет не только уровень авиакомпании, но и регион проживания. В Москве и Санкт-Петербурге зарплаты даже в пределах одной авиакомпании, как правило, выше, чем в других городах России.


Итак, какова в среднем зарплата стюардесс в российских авиакомпаниях? Начинающие бортпроводницы имеют 3 класс и статус стажера, их зарплата небольшая и составляет около 15-20 тыс. рублей. Со временем, когда навык в профессии и количество полетов повысятся, зарплата будет 50-50 тыс. Проводники 1 класса могут получать до 100 тыс. рублей в месяц. По статистике самая высокая заработная плата составила 120 000 рублей. И это не считая различных надбавок и премий за качество работы. В некоторых авиалиниях стюардессы помимо основного оклада получают проценты от продаж на борту (от 3 до 5 %).

Помимо высокой зарплаты у стюардесс могут быть различные льготы:

  • увеличенное время отпуска (до 42 дней);
  • скидки до 90% на перелеты сотрудника как пассажира на самолетах авиакомпании;
  • бесплатный перелет в любую страну мира раз в год;
  • надбавка к зарплате за оказание дополнительных услуг;
  • скидки на проживание в отеле в странах, куда прилетают самолеты по служебным рейсам и пр.

Разумеется, различные бонусы зависят только от того, как сотрудник исполняет свои обязанности. Чем больше часов, проведенных в полете, тем на большее количество надбавок и премий можно рассчитывать.


В этой компании самые высокие зарплаты для персонала по сравнению с остальными перевозчиками. Даже минимальный оклад для новичка здесь выше, чем зарплата опытного бортпроводника в других авиакомпаниях.

Устраиваясь в Аэрофлот, можно рассчитывать на зарплату от 40 000 ₽, при этом кадровики указывают эту сумму как минимальную для новичков. Со временем, когда бортпроводница налетает достаточное количество часов для повышения квалификации, возрастет и зарплата - до 1800 $ в месяц.



Смотрите видео один день работы стюардессы Аэрофлота:

Заработок стюардесс, летающих рейсами S7, зависит от стандартных требований к профессии - уровня образования, стажа, класса обслуживания и пр. Однако оклад бортпроводников S7 ниже и в среднем варьируется от 25 до 70 тыс. рублей в зависимости от стажа.



Требования к сотрудникам практически не отличаются от тех, что предъявляют другие компании. Однако в Ютэйр могут работать бортпроводники и без корочки ВУЗа, минимальный порог - 11 классов средней школы или аналогичное этому образование.

Обучение сотрудников проводится за счет авиакомпании. Зарплата бортпроводников в Ютэйр ниже, чем в Аэрофлоте и S7. В среднем бортпроводница может рассчитывать на зарплату от 30 000 рублей.


Бортпроводники в Победе зарабатывают чуть меньше по сравнению с тем же Аэрофлотом, в среднем около 50 тысяч рублей. Авиакомпания предлагает обучение по профессии бортпроводник с выдачей соответствующих документов по итогам учебы. При устройстве в Победу на должность стюардессы стоит учитывать, что в компанию берут девушек от 165 см, что обусловлено моделью самолетов, на которых и совершаются перелеты.


Как и в любой другой стране мира, зарплата стюардесс в Казахстане зависит от рейтингового статуса авиакомпании, класса перевозок, региона и пр. Требования к будущим сотрудницам стандартны:

  • возраст до 35 лет;
  • рост от 160 см;
  • миловидная внешность;
  • знание языков, включая казахский;
  • стрессоустойчивость.

Средний ежемесячный оклад стюардессы варьируется от 800 до 1600 $. Самые рейтинговые авиакомпании Казахстана, где можно рассчитывать на наиболее высокую зарплату, это Эйр Астана и Евро-Азия Эйр.


Как бы ни были заманчивы зарплаты и перспективы, перед тем как решиться прийти на собеседование в авиакомпанию, стоит учитывать преимущества и недостатки выбранной профессии. К очевидным плюсам работы бортпроводницей относятся:

  • эффектный внешний вид;
  • гибкий рабочий график;
  • высокая зарплата;
  • длинный отпуск (в некоторых компаниях до 70 дней);
  • возможность бесплатно посетить разные города и страны;
  • льготы и премии;
  • получение дополнительного заработка на продажах и чаевых.



Что до минусов, то самым главным недостатком работы стюардессой является большая физическая нагрузка. Дело не только в том, что профессия предполагает постоянную работу на ногах, постоянная смена часовых поясов и перегрузки во время полета также не сказываются положительно на здоровье.

Заболевания, связанные с сосудами и сердцем, считаются «профессиональными» у стюардесс.

Выход на пенсию у бортпроводников ранний, в 45 лет. Считать это плюсом или минусом, каждый определяет для себя самостоятельно. Однако при желании найти новую работу после лет, проведенных на борту самолета, бывшие стюардессы сталкиваются с психологическими трудностями. После гибкого графика и относительной свободы сложно перестроиться под требования «земных» вакансий.


Минусом для женщин в работе стюардессой может стать невозможность выносить ребенка. Перегрузки на самолете приводят к выкидышам, поэтому если планируется рождение детей, от полетов нужно отказаться заранее, чтобы подготовить организм. Также гибкий график работы осложняет личную жизнь - мало кто из мужчин согласится жить с женщиной, которой постоянно нет дома.


Смотрите видео один день из жизни стюардессы:

Также смотрите видео как стать бортпроводником:


Несмотря на тяжелые физические нагрузки и риски, профессия бортпроводника по-прежнему привлекает молодых девушек и юношей, стюарды и стюардессы не считают свою профессию более опасной, чем другие. Исполнение обязанностей на высшем уровне и желание постоянно совершенствоваться в выбранной профессии откроет двери к высоким перспективам и к желанным шестизначным зарплатам.

Любая работа для человека, прежде всего, должна быть интересной с элементами романтики, такой как, например, работа стюардессой: зарплата здесь не менее важна, чем моральное удовлетворение. Поэтому у многих выпускников школ, различных колледжей и даже ВУЗов возникает вопрос, какая зарплата у стюардесс и стюардов – работников романтичной и захватывающей профессии обслуживания пассажиров во время перелетов.

Впрочем, обязанности стюардессы и стюарда не только в терпеливом и внимательном обслуживании пассажиров – они должны уметь в случае необходимости оказать первоначальную медицинскую помощь, уметь правильно реагировать в случае нестандартных ситуаций во время полета. Они, по большому счету, в период рейса ответственны за жизнь и здоровье людей, осуществляющих перелет.

Для того, чтобы стать стюардессой или стюардом нужно иметь:

  • как минимум среднее образование, предпочтение имеют кандидаты с высшим образованием и владением иностранными языками – от этого зависит заработная плата стюардессы или стюарда;
  • приятной внешностью и голосом, плавной и четкой речью;
  • здоровую психику и стрессоустойчивость ;
  • высокую коммуникабельность;
  • иметь возраст от 18 до 30 лет, при этом у разных кампаний разные требования по возрасту;
  • весом и ростом, которые соответствуют нормам медицины.

Зарплата стюардессы в России

Средняя зарплата стюардессы в России меньше, чем у бортпроводников за рубежом. По статистическим данным наибольшие зарплаты представителей этой профессии в Австралии и США. На международных линиях воздушного сообщения стюардессам и стюардам платят больше, чем на внутренних рейсах. Если бортпроводники совершают длительные рейсы, то они получают не только зарплату, но доплаты в виде командировочных и суточных выплат. И, как правило, у стюардессы бизнес авиации зарплата выше, чем у представителей этой профессии, которые обслуживают рейсы эконом-класса.

На зарплату стюардессы и стюарда в России влияет также образование и владение иностранными языками, при этом им нужно сдать специальный экзамен. Впрочем, знание одного или нескольких иностранных языков зачастую прописывается авиакомпаниями в объявлениях вакансий.

Помимо основной заплаты бортпроводники имеют различные льготы и поощрения, например, в виде сервисных билетов, дающих скидку до 90% стоимости билета для перелета рейсами своей компании в качестве пассажиров. Некоторые авиакомпании в качестве поощрения полностью оплачивают перелет в любую страну мира. Кроме этого стюардессы и стюарды могут получать дополнительные вознаграждения за продажу товаров или оказанные платные услуги во время рейсов.

В России начальная зарплата стюардессы и стюарда, например, в таких популярных компаниях как Аэрофлот или Трансаэро находится в пределах от 600 до 800 долларов. С приобретением опыта и накоплением часов, проведенных в рейсах, зарплата может составлять от 1500 до 1800 долларов.

Зарплата стюардессы Аэрофлота 2016

Зарплата стюардессы в Аэрофлоте зависит от класса, присвоенного компанией бортпроводнику, и его карьерный рост отмечается прибавками к зарплате, поощрениями и различными премиями. Тем стюардессам и стюардам, кто пробыл в полете более 1000 часов, присваивается компанией третий класс, более 2000 часов - второй, а свыше 3000 – первый класс квалификации.

В Аэрофлоте есть также и возможность дальнейшего карьерного роста став инструктором или начальником смены бортпроводников. Совершенно очевидно, что каждая ступенька роста квалификации имеет соответствующие надбавки к заработной плате, дополнительные меры поощрения и премии от лица компании.

Заработная плата бортпроводника Аэрофлота выше, чем зарплата стюардессы гражданской авиации в России 2016 и она составляет:

  • 45 тыс. рублей и более, для вновь поступивших на работу бортпроводников, которые не имеют стажа;
  • средняя заработная плата стюардесс и стюардов Аэрофлота находится в пределах 80 тыс. рублей;
  • максимальное денежное вознаграждение – 120 тыс. рублей.

Что касается, например, другой российской компании, то у стюардессы Трансаэро зарплата примерно такая же, как у бортпроводника Аэрофлота.

Причем градация зарплат может идти не только в зависимости от той или иной компании, но и от региона их расположения. Например, стюардесса: зарплата в Москве – 80 тыс. рублей, а такая же стюардесса или стюард других российских регионов будет получать значительно меньше.

Для сравнения зарплата стюардессы S7 Airlines (бренда компании «Сибирь») находится в пределах от 25 тысяч до 55 тысяч рублей.

Стюардесса международных авиалиний, зарплата

Многих интересует вопрос, какая зарплата у стюардессы за международные перелеты? Максимальные из здесь приведенных заработных плат, получают бортпроводники, которые работают на рейсах международных авиалиний и владеющие двумя или тремя иностранными языками.

Итак, романтическая профессия стюардесса: зарплата зависит не только профессиональных качеств бортпроводника, но и при этом ему постоянно нужно следить за своей внешностью, посещая различные салоны, спортивные и фитнес залы, чтобы достойно представлять авиакомпанию и страну на конкурентном рынке внутренних и международных авиалиний.

Возможно Вас заинтересуют.

При подборе кадров, каждая авиакомпания предъявляет свои требования к кандидатам на
должность стюардессы. По нему каждая девушка обязана свободно
говорить хотя бы на одном иностранном языке, иметь рост не выше 180
см, быть стрессоустойчивой и уметь быстро реагировать в разных
ситуациях. Исходя из знаний будущей стюардессы, зависит будущая
зарплата. Сколько зарабатывает стюардесса в месяц и от чего именно
зависит зарплата?

Сколько получают стюардессы в месяц

В разных компаниях платят по-разному. Стюардесса может зарабатывать 50 тысяч рублей, а
может получить больше ста тысяч. Итоговый оклад зависит от часов,
проведенных в воздухе, квалификации стюардессы и многих других
факторов.

К стюардессам во всем мире предъявляются высокие требования. Они должны постоянно
следить за своей внешностью, посещать салоны красоты, улучшать навыки
владения языками, изучать новые. В то же время девушка должна быть
практичной, уметь быстро ориентироваться в сложных ситуациях и
никогда не терять романтизма.

В последнее время все чаще на место бортпроводников стали брать мужчин. Чтобы попасть
на это рабочее место, кандидата отправляют от авиакомпании на курсы.
На пенсию бортпроводники могут выйти при не большом стаже работы.

От чего зависит размер зарплаты

Отметить аналогии по зарплатам стюардесс разных компаний невозможно. На размер оклада
влияет множество показателей:

  • маршрут, на котором будет летать бортпроводница;
  • популярность фирмы;
  • образование персонала;
  • знание и умение свободно говорить на иностранных языках;
  • время, проведенное в воздухе – в среднем каждая стюардесса должна
    проводить в воздухе около 80 часов. Это норматив для
    бортпроводников.

Если стюардесса будет летать за пределы страны (международные рейсы), то ее зарплата
будет выше, чем у той, которая летает на территории РФ. Иногда
проводницы обслуживают чартерные рейсы, за что также получают
доплату. При расчете может учитываться уровень класса в самолете, где
обслуживает стюардесса. Так, у тех, кто работает в бизнес-классе
зарплата выше чем у тех, кто обслуживает в экономе.

Сначала зарплата бортпроводницы невысокая, но после получения опыта, она может
увеличиться в несколько раз.

В зарплату также входят льготы и премии, поощрения. В различных компаниях они разные.
Обычно в перечень льгот включается скидка на авиабилет и раз в год
оплачивается перелет до места проведения отпуска.

При начислении оплаты большую роль играет образование. Для высоких заработков
недостаточно пройти курсы стюардесс, еще нужно свободно владеть
иностранными языками. Чем их будет больше, тем выше будет оцениваться
сотрудник.

Сколько платят стюардессам

Зарплата стюардесс в разных странах мира различна.

На зарплату также влияет город. Больше всего зарабатывают бортопроводницы в
Санкт-Петербурге. Их средняя зарплата составляет 99 тысяч рублей.
Этот же показатель в других городах ниже.

  • Москва – 85 тыс. руб.;
  • Волгоград – 55 тыс. руб.;
  • Смоленск – 65 тыс. руб.;
  • Ростов-на-Дону – 63 тыс. руб.;
  • Белгород – 59 тыс. руб.

В среднем по стране стюардессы получают зарплату в размере от 47000 до 82000 рублей.

Разные авиакомпании по-разному оценивают труд стюардесс. В «Аэрофлоте» в
начале карьерного пути платят от 55 тысяч рублей, а в «Эмирейтс»
зарплата составляет порядка 110000 рублей. С появление рабочего
стажа, зарплата увеличивается. В среднем в мире за час полета
бортпроводница может зарабатывать 40 долларов.

Обучение

Чтобы работать бортпроводницей, необходимо учиться. А сколько лет учиться, где
пройти обучение и сколько оно стоит?

Образование можно получить в авиационных вузах или пройдя курсы стюардесс в одной из
авиакомпаний. Последний способ получения спецобразования проще, ведь
на курсы отправляют обучаться людей, которых после гарантированно
возьмут на работу.

Чтобы начать свою воздушную карьеру, необходимо пройти собеседование. Для этого на
сайте авиакомпании заполняется анкета с указанием желания работать
именно в этой фирме. Если кандидатура устроит работодателя, н
приглашает на собеседование. На нем проверяется знание иностранных
языков, задаются различные вопросы на решение спонтанных ситуаций.

Следующий этап – медицинская комиссия. К ней рекомендуется заранее подготовиться. Если
есть какие-либо заболевания, то их следует подлечить. Если есть
татуировки на видимых участках тела, то шансов попасть на борт
самолета будет меньше.

Обязательно проверяется вестибулярный аппарат. Если все тесты будут пройдены, то
кандидатов направляют на обучение.

Курсы подготовки стюардесс длятся три месяца. В некоторых учебных центрах они могут
продолжаться дольше, а где-то занимать меньше времени. После сдачи
экзаменов, выпускника направляют на стажировку.

При направлении на обучение от авиакомпании, курсы оплачиваются работодателем, но после
их окончания, будущая стюардесса обязана отработать установленный
компанией период (обычно от одного до пяти лет) или возвращают
затраченные средства путем вычетов из зарплаты.

Пройти авиакурсы можно и самостоятельно. При таком подходе обучение обойдется в
среднем в 50 000 рублей.

Обучение на стюардесс включает:

  • теоретические знания;
  • практические навыки;
  • получение навыков оказания первой медицинской помощи;
  • навыки спасательной работы.

Студентам преподают воздушно-правовую подготовку, правила обслуживания пассажиров и
транспортировки багажа, а также рассказывают обо всех особенностях
перелета на международных и внутренних рейсах.

После окончания обучения, стюардессам выдается свидетельство о прохождении курсов, а
также различные сертификаты, позволяющие работать на самолетах
разного назначения.

Пенсия

Стюардессы, проведшие в небе не один год, сложно расстаются со своей работой. Они
привыкают быть постоянно нужными, лететь навстречу неизвестному,
посещать разные города, страны мира, общаться с разными людьми,
вызывать восхищение у пассажиров и слышать благодарности за оказанную
помощь. Со всем этим сложно расстаться, но после 7,5 лет стажа
стюардессой можно смело уходить на пенсию.

Уже в возрасте 45 лет женщины, и в 50 лет мужчины, работающие бортпроводниками, могут
получать пенсию за выслугу лет.

Пенсию по выслуге лет получают сотрудники авиации, проработавшие в летном составе:

  • женщины 45 лет, а мужчины 50 лет;
  • при работах по управлению полетами мужчины со стажем 12.5 лет, а для женщин –
    10 лет, при этом общий рабочий стаж должен быть 25 и 20 лет соответственно;
  • работники инженерно-технических отделов, проработавшие не менее пятнадцати лет
    для женщин и двадцати лет для мужчин;
  • диспетчера-инструкторы, диспетчеры, руководители полетов и прочие руководящие лица имеют право выходить на досрочную пенсию при стаже от семи лет. К этой же
    категории относят бортпроводников. Стюардессы могут оформить досрочную пенсию, имея стаж семь с половиной лет полетов, а мужчины – 10 лет.

Помимо основной части пенсии, сотрудники авиации получают доплаты. Для их начисления
подается в Управление Пенсионного Фонда города летная книга или справка с указанием налетных часов. После подачи всех документов, бывшим бортпроводникам делаются начисления. Основная сумма пенсии составляет 15 тысяч рублей, но окончательный размер пенсии будет
зависеть от стажа работы, часов полетов и много другого.

Заключение

Работа бортпроводником – одна из самых интересных. Она имеет свои
положительные и отрицательные стороны. К плюсам стоит отнести следующее:

  • возможность увидеть мир, побывать в самых разных странах мира, посетить не один
    десяток различных городов;
  • быть нужным людям;
  • иметь ненормированный рабочий день;
  • рабочие льготы;
  • постоянное самосовершенствование;
  • длительный отпуск;
  • ранний выход на пенсию.

Не смотря на это, работа в авиации имеет минусы:

  • высокая ответственность;
  • длительное отсутствие на работе (некоторые бортпроводники проводят в рейсах по
    20 дней).

Работа в авиакомпаниях не всегда позволяет обзавестись семьей из-за длительных
и ненормированных рейсах. В остальном, эта работа интересна,
необычно. Она дает свободу, возможность видеть восхищенные и
благодарные лица людей.

The Village продолжает рассказывать о том, сколько зарабатывают представители разных профессий. В новом выпуске - стюардесса. Считается, что эта профессия позволяет удачно совмещать работу и путешествия. The Village поговорил с бортпроводницей и узнал об особенностях её работы, доходах и расходах.

Профессия

Стюардесса

Средний доход

55 000 рублей

6 000 рублей

20 000 рублей

аренда квартиры

8 000 рублей

уход за собой

12 000 рублей

кафе и рестораны

6 000 рублей

развлечения

2 000 рублей

1 000 рублей

корм животных

Как стать стюардессой

Работа стюардессы - у кого-то мечта, у кого-то профессия, которая передаётся по материнской линии из поколения в поколение. У меня же все произошло спонтанно. Раньше я профессионально занималась лёгкой атлетикой, но образование решила получать в юридическом колледже. Моя специальность - юрист-правовед. После колледжа заочно поступила в юридическую академию. У меня были знакомые девочки-бортпроводницы, которые предложили мне, пока я учусь на заочном, попробовать себя. Я обратилась в Школу проводников в Шереметьеве. Узнала, когда будет набираться ближайшая группа на первоначальное обучение и что требуется, чтобы туда попасть. Поступить в школу могут все, и её окончание обязательно для бортпроводника, потому что по её итогам выдаются аттестаты.

Там мне дали направление на медкомиссию. Нужно было сдать анализы, пройти обычных врачей и дополнительных специалистов - хирурга, дерматолога и других. Проверялось все - от кончиков пальцев до кончиков волос. Обучение длилось примерно два с половиной месяца. На первоначальном обучении учат работе не на всех типах самолётов, кто-то дополнительно учится за свой счёт, чтобы потом устроиться в авиакомпанию получше. Я обучилась работе на «Боинге-757» дополнительно, чтобы у меня было преимущество. Иногда такое обучение проводится за счёт компании, когда она закупает новые самолёты: без соответствующих сертификатов мы не имеем права летать. После этого я начала выбирать авиакомпанию: подавала анкеты, ходила на собеседования. Тогда мне был 21 год, а сейчас я уже третий год работаю в авиации.

Первым местом работы стала одна известная чартерная авиакомпания. Сначала полгода надо было работать по контракту. Но так как наступил кризис, контракты и мне, и другим бортпроводникам не продлили - всего около 100 человек остались без работы. После двух месяцев поисков я узнала, что в другой чартерной авиакомпании будет набор бортпроводников. Я отправила анкету, прошла собеседование, и меня взяли.

Я пришла на собеседование в рубашечке, классической юбочке с небольшим каблучком, сделала пучок и неяркий макияж, чтобы сразу был виден образ. На собеседовании, конечно, сначала смотрят на внешность. Потом уже спрашивают о мотивации, оценивают умение общаться, знание элементарных правил этикета и английского языка. Многие компании стараются брать молодых людей и девушек, но берут людей и 30 с копейками лет. Когда я первый раз устраивалась в компанию, со мной пришла работать женщина примерно 34–35 лет. Но так как внешне она была довольна хороша - ухоженная и со здоровьем все в порядке, - её, естественно, взяли. Есть бортпроводники, которые летают и до 50–60 лет. Главное, чтобы внешний вид и здоровье позволяли.

Особенности работы

В нашей работе главная обязанность - обеспечить безопасность пассажиров. Мы собираемся за два часа до рейса, старший бортпроводник проверяет наши документы, потом мы проходим врача (это происходит только в России). Нам меряют давление, щупают пульс, спрашивают, когда был крайний рейс (необходимо, чтобы между рейсами прошло минимум 12 часов). После прохождения врача наступает рабочее время. Мы собираемся с бригадой на предполётный брифинг. На нём происходит знакомство друг с другом, с бригадиром, потому что экипажи постоянно меняются. Старший напоминает основную информацию о рейсе, все это обсуждается. Далее каждому задают вопросы по безопасности - про аварийно-спасательные процедуры и медицинскую помощь. Мы должны правильно ответить. Если старший бортпроводник удовлетворён нашими ответами, мы проходим границу (рейсы преимущественно заграничные) и едем на самолёт. Там уже начинается подготовка к самому рейсу: мы полностью осматриваем весь самолёт - каждое кресло, каждый огнетушитель, каждую маску, каждый иллюминатор. Потом принимаем бытовое оборудование и питание, чтобы самолёт был полностью подготовлен к вылету. Как только самолёт готов, мы начинаем встречать пассажиров.

Наша форма - красно-синяя, очень красивая. Её нам шила известный дизайнер из Турции. Все должно быть правильно завязано и закреплено. Внешний вид должен быть опрятным - неяркий макияж, обязательно маникюр, помада желательно под цвет ногтей, аккуратные причёски. Старший проводник и инструкторы проверяют нас перед вылетом. Форма выдаётся на два года, а мелочи типа шарфика меняются раз в год. Мы сами за всем ухаживаем и поддерживаем в порядке.

В моей практике не возникало никаких нештатных случаев. Особенно скандальных пассажиров тоже не встречалось. Были достаточно стандартные истории: многим скандалам способствуют покупки в Duty Free. У нас на борту запрещено вскрывать пакеты оттуда, но есть пассажиры, которые вскрывают и пьют алкоголь. Мы, конечно, забираем его до окончания рейса. Иногда они ругаются - скучно же лететь. Бывали случаи, когда по прилёте мы сдавали пассажира в полицию. Когда люди не понимают предупреждений, делается доклад командиру, который и принимает решение. Кричащих детей стараемся успокоить. Я, например, очень люблю детей. И в рейсе, даже если их много бывает, стараюсь каждому пассажиру с ребёнком уделить хотя бы минуту. Обычно люди остаются довольны.

Определённого количества полётов в месяц нет, есть количество рабочих часов. 80 часов - это стандарт, который мы можем выполнять, чтобы не было «переналёта». В месяц обычно получается 60–80 часов - это время именно в полёте, к нему ещё добавляются рабочие часы. Например, я лечу в Тунис, прилетаю туда и 14–15 часов отдыхаю. После этого лечу обратно и нахожусь дома от 12 часов до двух-трёх дней. У нас есть сайт, где мы смотрим планы полётов. То, куда кто полетит, зависит также от наличия документов - визы и страховки определённого вида. За время своей работы я побывала в 15 странах точно.

В командировке все зависит от того, сколько мы там будем находиться. Если мы полетели, к примеру, во Вьетнам, то до вылета обратно будем находиться там два-три дня. Естественно, сначала мы спим, потому что организм устаёт. Нам предоставляется отель и питание. После сна мы всей бригадой или с отдельными коллегами можем сходить на пляж, на рынок, по магазинам или посмотреть город. Существует строгое правило: после 9–10 вечера покидать отель запрещается. Это делает ради безопасности: другая страна, другие правила, другие люди. Я ещё не везде успела побывать, но мне очень нравится Греция, Доминиканская Республика, Испания, Турция.

В планах у меня повышение должности. Выше бортпроводника есть старшие бортпроводники, инструкторы и инспектор.

Зарплата

Я получаю около 50–60 тысяч рублей. Зарплата выплачивается без всяких задержек, и мы очень этому рады. Это очень большой плюс в нынешнее время. Коллеги по работе из других авиакомпаний жалуются, что им не платят вовремя, особенно зимой. Приходится выпрашивать по 10–15 тысяч рублей, а это критично для тех, кто снимает квартиру.

Зарплата складывается из оклада 12 100 рублей, лётных и рабочих часов. Есть доплата, если мы летим ночью, а также в праздничные дни. В командировках нам выделяются суточные. Насколько я знаю, в региональных компаниях платят поменьше - на 5–10 тысяч рублей. Доплаты за стаж у нас нет.

Штрафы могут быть за грубые нарушения - например, за опоздание на рейс. Если кто-то не ответил на брифинге или что-то не так с внешним видом, делаются просто замечания и предупреждения.

Недавно наша авиакомпания участвовала в конкурсе по обслуживанию на борту, мы заняли второе место. Помимо того что мы получили медали и благодарности, нас ещё поощрили премией. Сейчас я участвую в конкурсе «Топ самых красивых стюардесс России - 2016» и уже прошла в полуфинал.

Основной мой расход - это оплата квартиры. На неё вместе с коммунальными услугами уходит порядка 18–20 тысяч рублей. На еду в то время, когда я нахожусь дома, уходит около 6 тысяч рублей. Стараюсь готовить: домашнюю еду никто не отменял, к тому же готовлю я неплохо. В кафе, естественно, тоже хожу. Если это происходит в России, то на кафе и рестораны уходит 7–8 тысяч рублей, если за границей, то порядка 12 тысяч. Трачу порядка 7–8 тысяч на внешний вид - парикмахер, маникюр и так далее. Прогулки ещё: можно куда-то сходить и потратить 5–7 тысяч рублей. Но это не каждый месяц бывает. Всё зависит от загруженности и от того, когда я провожу выходные дома. Примерно 2 тысячи рублей уходит на дорогу - я живу неподалёку от аэропорта Домодедово. И тысяча рублей на моих чилийских белок - на корм и на всякие штучки.

Если придётся экономить, в кафе буду поменьше ходить. От ухода за внешним видом не смогу отказаться, так как мы лица авиакомпании и всегда должны выглядеть хорошо.

Выходные я обычно провожу с семьёй: езжу к родителям, так как живу отдельно. С друзьями проводим время в кино, гуляем в парках, катаемся на роликах. Постоянно хожу в спортзал, даже в командировках. Не сказать, что слежу за фигурой, она и так хорошая - просто для себя. К тому же это полезно для ног, ведь мы работаем на каблуках.

Нам даётся отпуск порядка двух месяцев. Скоро будет первый отпуск за всё время моей работы, так как до этого все мои отпуска уходили на сдачу сессий в академии. Только что я получила диплом, поэтому в первый отпуск поеду к родственникам на юг. Может быть, получится заехать на море. А уже зимой свой полноценный отпуск длиной в месяц я хочу провести за границей.

иллюстрации: Даша Кошкина

В принципе, такой профессии, как стюардесса, не существует. Правильное название ее - бортпроводник. Какие еще секреты скрывает этот вид деятельности, кто может претендовать на занятие вакансии, и какие требования выдвигают авиакомпании, сейчас постараемся разобраться.

Требования к будущим стюардессам

В профессии стюардессы есть определенные тонкости - требования к претендентам. Основные качества стюардессы должны включать:

  • знание иностранных языков;
  • коммуникабельность, с людьми;
  • дипломатичность;
  • толерантность;
  • адекватность;
  • сообразительность и находчивость (умение находить быстрый и разумный выход из различный ситуаций).

Все умения претендентов и наличие тех или иных качеств проверяет специально созданная комиссия.

Внешность будущей стюардессы также имеет значение - она всегда должна выглядеть ухожено и опрятно. Вес бортпроводника должен быть нормальным (в прямом смысле этого слова), а рост стюардессы - достаточным, чтобы при необходимости достать багаж для пассажиров низкого роста (детей, людей преклонного возраста).

Как стать стюардессой

Пополнять ряды стюардесс можно двумя способами.

Первый шаг на пути к небу включает такие этапы:

  1. Собеседование. Получение положительного результата и одобрение вашей кандидатуры руководством конкретной авиакомпании.
  2. Обучение. Компания, нуждающаяся в бортпроводнике, отправляет одобренную кандидатуру на обучение - специальные курсы стюардесс. Обучение проходит в группе, состоящей из 15-20 человек. Длительность процесса занимает не более 2-3 месяцев. Учебный день начинается утром и заканчивается во второй половине дня. Обучающие курсы включают теоретическую и практическую части.
  3. Практика. Осуществление полетов в качестве стажера. По окончании стажировки сдается специальный экзамен (полет с инструктором) и выдается преддопуск к самостоятельным полетам.
  4. Получение полного допуска - прохождение еще одной проверки с инструктором.
  5. Прохождение врачебно-летной экспертной комиссии.
  6. Трудоустройство в авиакомпании.

Второй способ содержит следующие действия:

  1. Курсы стюардесс. Продолжительность обучения составляет около 2 месяцев. Оплачивает курсы желающий стать бортпроводником, а не авиакомпания, как в предыдущем варианте. Обучение включает только теорию, никаких практических занятий не предусматривается в принципе. Уроки проходят в вечернее время суток ежедневно.
  2. Прохождение медицинской комиссии.
  3. Поиск работы.

Учиться на стюардессу может каждый желающий, но вот трудоустройство получит далеко не каждый. Это и является главным недостатком второго способа. Да и практические навыки, даже самые элементарные, самостоятельным обучением не предусмотрены.

Собеседование: к чему готовиться

На собеседовании вопросы могут задаваться самые неожиданные и непредсказуемые. Могут поинтересоваться размером одежды, пропиской, увлечениями. Имеют место и вовсе обескураживающие вопросы: считаете ли вы себя настолько красивой, чтобы здесь работать? Как отреагируете, если пассажир признается вам в любви или обзовет дурой? Что предпримите, если нечаянно разольете на пассажира-мужчину сок и попадете на самое интимное место?

Вам сообщат, что работа стюардессой подразумевает ненормированный рабочий день и может спровоцировать ряд (варикоз, хроническая усталость), предупреждают о возможных нештатных ситуациях на борту (драках, угрозах и т. д.).

Работа в небе: преимущества и недостатки

К преимуществам профессии стюардессой можно отнести:

  • возможность максимально эффективно сочетать работу и отдых благодаря гибкому графику трудовой деятельности;
  • бесплатные путешествия, посещения различных стран мира;
  • знакомство с интересными людьми, представителями различных национальностей и статусов;
  • работа стюардессой существенно расширяет и меняет в мировоззрение;
  • наличие сервисного билета - дает возможность оплачивать стоимость перелета в качестве пассажира только 10% от общей стоимости билета, а один раз в год и вовсе перелет оплачивает авиакомпания;
  • возможность дополнительного дохода от реализации товаров Duty Free (при этом стоимость товаров такая же, как и в аэропортах, а бортпроводнику достается определенный процент от продаж);
  • получение «чаевых» за предоставление дополнительных услуг (перевод пассажира из класса эконом в бизнес-класс, продажу спиртных напитков, разрешение покурить на кухне и т. д.).

Что же касается издержек профессии, их гораздо меньше, но они ощутимее. Так, главным недостатком работы стюардессой являются чрезмерные нагрузки на здоровье человека. Во время взлетов и посадок сильно колеблется давление. Также на здоровье представительниц прекрасного пола отражается и хождение в обуви на высоких каблуках - это приводит к такому заболеванию, как варикозное расширение вен.

Обязанности стюардесс

Основная обязанность стюардессы - высококачественное обслуживание пассажиров, которые находятся на борту самолета. Одновременно с этим бортпроводники должны контролировать соблюдение этими же пассажирами они несут ответственность за безопасность людей на протяжении всего перелета, а при возникновении чрезвычайной ситуации обязаны оказать первую помощь.

Бортроводник - это кто открывает и закрывает двери самолета, встречает пассажиров, проверяет посадочные билеты и беспокоится за сохранность багажа.

Предварительно, еще до полета, стюардесса должна проверить наличие и укомплектованность аптечки, исправность огнетушителей, и другого аварийно-спасательного оборудования, а также убедиться, что еда, напитки, одеяла и т. д. присутствуют на борту в необходимом количестве.

Стюардесса объясняет пассажирам, как вести себя в случае возникновения чрезвычайной ситуации, какое аварийное оборудование использовать, и как именно это делать. Во время полета бортпроводник предлагает пассажирам различные напитки и продукты питания, продает печатные издания (газеты, журналы).

Профпригодность

После того как преграда под названием «курсы стюардессы» преодолена, а работа у вас уже «в кармане», можно немного расслабиться. В последующем профессионализм необходимо систематически подтверждать. Для этого компании где-то раз в 6 месяцев устраивают для штата экзамены.

Также существует такое понятие, как курсы повышения квалификации. На них должен побывать каждый бортпроводник раз в 24 месяца.

От чего зависит заработная плата стюардессы

Размер и калькуляция зарплаты бортпроводника различны и зависят от ряда факторов. Зарплата стюардессы определяется следующими критериями:

  • страна трудоустройства;
  • состояние и уровень развития индустриальной отрасли;
  • масштабы и степень авторитетности авиакомпании;
  • социальная политика компании относительно штата;
  • вид полетов и особенности маршрута;
  • наличие определенного образования;
  • наличие навыков и опыта работы бортпроводником.

Зарплата бортпроводника в России

В рассматриваемом секторе труда могут значительно разниться между собой, а минимальный и максимальный пределы охватывать довольно широкий диапазон. Размер заработной платы начисляется в зависимости от количества часов, проведенных в полете.

Ежемесячная зарплата стюардессы, которая только начала познавать азы романтической профессии, как правило, колеблется от 15 до 20 тысяч рублей. Постепенно, в зависимости от качества трудовой деятельности, приобретенных навыков и опыта размер заработной платы увеличивается и может достигать 50-60 тысяч. Труд высококвалифицированных сотрудников авиакомпании оценивается от 80 до 100 тысяч рублей ежемесячно. Кроме того, за добросовестное и качественное выполнение работы предусмотрены дополнительные выплаты и надбавки к основной зарплате.

В зависимости от общего количества часов, проведенных в полете и полученных на этом основании знаний, навыков и опыта, сотруднику присваивается определенный ранг.

1 ранг - бортпроводник 3-го класса.

2 ранг - бортпроводник 2-го класса (присваивается после 2000 часов полета и прохождения определенной проверки знаний).

3 ранг - бортпроводник 1-го класса (после 3000 часов полета и сдачи экзамена).

4 ранг - инструктор.

5 ранг - начальник службы.

Средняя (по итогам февраля 2014 года), которую получают стюардессы России, составляет 54 тысячи рублей. Причем имеет место видимая тенденция роста данного показателя. Так, уже в марте того же года средняя заработная плата бортпроводника возросла на 5 тысяч рублей и остановилась на уровне 59 тысяч рублей ежемесячно. Если рассматривать средний показатель зарплаты по географическому признаку, то лидирует Москва и Московская область. Стюардесса в Москве зарабатывает 64 тысячи рублей.

Не исключена возможность дополнительного заработка. Сопровождение чартерных коммерческих рейсов - ощутимая надбавка к зарплате!

Сколько зарабатывают стюардессы за границей

Размер зарплаты бортпроводника за рубежом, как и в России, может значительно варьироваться в зависимости от определяющих факторов (рассматривались выше). Если брать новичков профессии, то оплата их труда составляет около 1,5-2 тысяч долларов, а профессионалы «небесного дела» получают 7-8 тысяч долларов.

Тарификация заработной платы зависит от часов, проведенных в полете. Средний показатель оплаты одного часа полета может составлять от 20 до 60 долларов.

Исходя из статистических данных, которые предоставляет Трудовое бюро США, средняя ежемесячная заработная плата сотрудника авиакомпании профессии бортпроводник равняется 3,5 тысячи американских долларов. Практически на таком же уровне находятся зарплаты бортпроводников и Великобритании, Австралии. Там работа стюардессы оценивается в 4 тысячи долларов в месяц.

Сколько зарабатывают стюардессыв крупнейших коммерческих и авторитетных частных авиакомпаниях? Здесь показатели оплаты труда бортпроводников самые высокие - достигают 10 тысяч американских долларов. К таким компаниям относятся US Airways, Southwest Airlines.

«В джазе только девушки», или Может ли быть бортпроводником мужчина

Бортпроводник - профессия, не выдвигающая каких-либо определенных требований, касающихся гендерного вопроса. Бортпроводником могут быть как представительницы прекрасного пола, так и мужчины. Как показывает практика, женщин-стюардесс заметно больше - так всегда было, есть и будет! Однако бывают такие ситуации, когда в рейс берут исключительно мужчин-стюардов. Так, если заказан самолет для перелета футбольной компании, то на борт в качестве проводника возьмут мужчину.

Небесный ангел или земной человек?

Работа стюардессой считается непростой, но, несмотря на это, востребованность ее не падает. Более того, профессия бортпроводника является конкурентным видом деятельности. При объявлении конкурса на одно вакантное место стюардессы в первые два часа авиакомпания-работодатель получает около 13 резюме.

Чем же можно объяснить такой ажиотаж, чем профессия так привлекательна для претендентов?

Во-первых, это гибкий и продолжительный отпуск. Во-вторых, работа стюардессой - это прекрасная возможность увидеть мир (причем бесплатно!) и совершать шоппинг-прогулки в разных странах.

Скажите, хоть одна другая земная профессия дает такие возможности человеку?!