Сколько различных слогов в русском языке. Слоги – это что? Виды слогов и правила деления на слоги

Слог – именная, произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство на основе единого выдыхательного толчка. Слог подразделяется на 3 компонента:

  • начало (приступ)
  • вершина (ядро)
  • конец (отступ)

Простые гласные в ряде языков (ма-ма) и сонорные согласные (чеш. prst – палец) и изредка шумные (фр. psst! – тс!) образуют вершину слога. Начало и конец слога представляются одним или группой согласных. Иногда слог может состоять из одной вершины (о-ни).

Слог может быть:

  • закрытым (при конечном компоненте, выражающимся согласным звуком)
  • открытым (при конечном компоненте, выражающимся гласным звуком)
  • неприкрытым (при начальном компоненте, выражающимся гласным звуком)
  • прикрытым (при начальном компоненте, выражающимся согласным звуком)

Теории слога:

1) Экспираторная теория (от лат. expirare - выдыхать) – теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха . При произнесении фразы воздушная струя выходит не плавно, а толчками, и каждому толчку соответствует слог. При этом границей слога считается момент самого слабого выдыхания. Однако экспериментальные исследования показали, что число слогов не обязательно совпадает с числом толчков.

2) Сонорная, или акустическая – теория слога, по которой слога в начале своего развития объединяла в своем составе дыхательный принцип экспираторной теории и собственный звуковой . Считалось, что слоги определяются дыхательным толчком, однако вершину слога образует звук, обладающий наибольшей звучностью . Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того либо другого звука не есть величина постоянная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

3) Мускульная теория – теория слога, по которой слог есть результат мускульного напряжения во время артикуляции . В этой теории, развитой Л.В. Щербой (1880-1944), слог рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, когда чередуются напряжение и разрядка мускулов речевого аппарата во время говорения. Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования лишь с точки зрения физиологии, т.е. только артикуляционно.

Поскольку любой речевой акт имеет как артикуляционную, так и акустическую характеристику, то слог часто рассматривают комплексно, исходя из этих двух аспектов.

4) Артикуляционно-акустическая теория – теория слога, по которой слог определяют как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

Ударение и его виды

Ударение – это выделение слога (или слова) с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, выстой тона). Выделяют два типа ударения – словесное и фразовое.

Свойства ударения:

  • долгота
  • длительность
  • напряжение

Функции ударения:

1) фонетическое объединение слова : обеспечение цельности и отдельности слова путём выделения его интонационного центра, т.е. у. объединяет произнесённые звуки в единое целое

2) смыслоразличительная и форморазличительная функция : различение слов или форм слов (за мок – замо к, стра ны – страны )

3) экспрессивная функция : эмоционально-экспрессивная окраска слова (краси -и -и вый)

4) разграничительная функция : различение границ слов (ударный слог является сигналом начало или конца слова: скрип|к[о,а]|леса)

5) место редукции («а-о» четко слышатся под ударением, но в безударном положении мы имеем нейтральный звук)

Словесное ударение – выделение слога в слове теми или иными фонетическими средствами. Ударение является таким же обязательным элементом слова, как и его звуковой состав. Типы словесного ударения:

а) по способу выделения слога:

1) силовое (динамическое) ударение (сила или интенсивность артикуляции) : УС произносится с большей напряженностью и боле сильным выходом, что обеспечивает большую громкость звучания (русский, тюркские, финно-угорские языки)

2) количественное (квантитативное) ударение (долгота произношения) : увеличивается длительность звучания УС без усиления его напряженности (английский и русский языки)

3) музыкальное (тоническое) ударение (изменение тона (его повышением или понижением, или комбинированием повышения и понижения) : УС выделяется интонационно, т.е. повышение основного тона (китайский язык); музыкальное ударение может быть политоническим: УС может иметь различную интонацию: восходящую или нисходящую

4) качественное ударение : УС выделяется большей чистотой и устойчивостью произнесения (как надо произносить звук под ударением, так он и произносится) (тюркские и финно-угорские языки)

б) по месту ударения в слове:

1) связанное (фиксированное) ударение – ударение, привязанное к определённому слогу (чешском, венгерском и латышском языках ударение обычно падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском и турецком – на последний слог)

2) свободное (нефиксированное) ударение – ударение, которое может падать на любой слог слова, однако, оно является фиксированным для определённого слова (русский и английский языки)

3) полусвязанное ударение – ударение, которое может падать на определённый по счёту слог (латинский язык)

в) применительно к морфологической структуре слова:

1) подвижное (переходное) ударение – ударение, способное перемещаться в разных формах одного и того же слова, т.е. у., не привязанное к какой-либо морфеме (вода – воды )

2) неподвижное (постоянное) ударение – ударение, привязанное к одной морфеме разных словоформ слова (кни га – кни гу – кни ге)

г) по силе, длительности и качеству гласных:

1) главное ударение – ударение, выполняющее свою непосредственную функцию выделения одного из слогов в составе слова

2) второстепенное ударение – более слабое ударение, которое встречается наряду с основным в многосложных, образованных из двух и более основ словах: кинокартина, лесопитомник, мотогонки

Фразовое ударение – ударение, оформляющее законченность фразы и ее коммуникативный тип: повествовательная речь, вопросительная фраза, восклицательная фраза. Фразовое ударение:

  • объединяет слова в такты и фразы
  • оформляет законченность фразы
  • определяет коммуникативный тип фразы
  • выражает эмоциональную окраску фразы

Различия ФУ и СУ:

1) ФУ выделяет слово в конечное синтагме

2) ФУ присутствует в любой фразе

Наряду с фонетическими типами ударения выделяют также логическое, или смысловое, ударение, с помощью которого обычно подчеркивают какую-то часть содержания высказывания, например:

Как поразили его слова брата

Как поразили его слова брата

Как поразили его слова брата

Как поразили его слова брата

Как поразили его слова брата

Из приведенных случаев только в первом примере логическое ударение совпадает с привычными нормами синтагматического ударения. Таким образом, логическое ударение характеризуется подчеркнутым выделением слов во фразе , связанным со смысловыми оттенками фразы. И словесное, и синтагматическое, и фразовое, и логическое ударения выступают в тесном переплетении друг с другом и вместе с интонацией служат членению и выражению содержания высказывания.

Интонация и её компоненты

Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи:

  • мелодика (движение основного тона) – основной компонент интонации, осуществляющийся повышением или понижением голоса во фразе (вопросительное или повествовательное предложение); м. организует фразу, расчленяя её на синтагмы и ритмические группы, связующие её части
  • ритм речи – регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов, служащее основой эстетической организацией художественного текста
  • темп речи (скорость произнесения её элементов – звуков, слогов, слов) – скорость протекания речи и длительность её звучания во времени: к концу высказывания темп речи замедляется, содержащее произносится быстрее, чем информационно значимое
  • интенсивность – степень громкости, сила или слабость произнесения высказывания
  • тембр – звуковая окраска речи, передающая её эмоционально-экспрессивные оттенки
  • пауза – временная остановка звучания, разрывающая поток речи
  • ударение – это выделение слога (или слова) с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, выстой тона)

Функции интонации:

1) оформляет высказывание в единое целое (показывает законченность или незаконченность предложения)

2) различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности (выражает побуждение, вопрос или повествование)

3) передача синтаксических отношений между частями предложений или предложениями (выражает перечисление, вводность, пояснение, сопоставление)

4) выражает эмоциональную окраску предложения

5) вскрывает подтекст высказывания

6) характеризует говорящего и ситуацию в целом


Основной закон, которому подчиняется структура слога русского языка,- это закон открытого слога, сущность которого заключается в том, что звуки в слоге должны располагаться по восходящей звучности и оканчиваться наиболее звучным звуком, т. е. гласным. Наиболее полно этот закон осуществляется в начале неначального слога слова, в связи с чем наблюдаются следующие закономерности в отнесении к одному или разным слогам сочетаний согласных между гласными.
  1. Сочетания шумных между гласными относятся к следующему слогу:
[мл/ста]; [ка/скъ]; [иие/зда]; [ла/пкъ].
34114 14114 34 224 34 114
  1. Сочетания шумных с сонорными также отходят к следующему слогу:
[л/кно]; [хра/бръ]; [са/бл’ь]; [ту/фл’иф 4 134 134 234 14 23 4 14 13 4
  1. Сочетания сонорных между гласными тоже относятся к следующему слогу:
[кл/рма]; [пл/ко/рнъ); [пл/лно].
14 334 14 14 334 14 334
  1. При сочетании сонорных с шумными слогораздел проходит
между членами сочетания:
[кар/тъ]; [пол/къ]; [бан/дъ]; [клн/то/ръ]; [клр/дбн].
143 14 143 14 243 24 143 14 34 143 243
  1. При сочетании [и] с последующими шумными или сонорными слогораздел также проходит между членами сочетания ([и] оказывается.звучнее сонорного):
[саи/къ]; [мби/къ]; [тли/фун];
143 14 343" 14 143 143
[таи/нъ]; [баи/"къ]; [кли/ма].
143 34 243 14 143 34
Как видно из примеров, неконечный слог слова в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является лишь тогда, когда оканчивается на сонорный, за которым идет шумный или сонорный, отходящий к последующему слогу. Надо иметь в виду, что сочетания [рж] и [рш], в силу близости артикуляций’[р] и [ж], [ш], отходят к предшествующему слогу: [глрш/к’й].
Итак, ненача л ь и ы и слог слова в русском языке строится по принципу восходящей звучности и включает в себя сочетания: шумный + гласный ([рл/са]); шумный -г шумный + гласный
14
([дл/ска]); сонорный + гласный ([в’и/на]); сонорный +
114 34
+ сонорный + гласный ([кл/рма]).
334
Начальный слог может строиться, как и неначальный, по принципу восходящей звучности; в этом случае он образуется сочетаниями: шумный + гласный ([кл/са]); шумный + шумный +
14
+ гласный ([с’т’ие/на]); сонорный + гласный ([рл/са]) в 1144 34
и т. п. Но в то же время только начальный слог может образовываться сочетанием сонорный + шумный + гласный, которого не знает неначальный слог:
[лба]; [мха]; [ржа/выи]; [рд’ё/лъ].
324 314 324 " 32 4
4
В этом случае в начальном слоге выступает нисходяще-восходящая
звучность.
Конечный слог опять-таки может строиться, как и неначальный и начальный, по принципу восходящей звучности и включать в себя сочетания: шумный -f гласный ([кл/са]); шумный + шумный +
14
4- гласный ([ка/стъ]); сонорный + гласный ([кл/ра]), шумный -f-
. 114 34
+ сонорный + гласный ([кл/зла]). Но вместе с тем только конечный
234
слог может оканчиваться сочетанием двух шумных, двух сонорных, шумного с сонорным или двух шумных с последующим сонорным:
[пл/мост]; [горн]; [бл/л’ез’н’]; [кл/н’йстр] (от канистра).
3411 2433 3 42 3 3 4M3
В последнем случае конечный слог характеризуется нисходяще-вос- ходящей звучностью.
Особые случаи слогоделения возникают иногда на стыке морфем - приставки и корня, корня и суффикса, а также предлога со знаменательным словом. Эти особые случаи связаны с невозможностью некоторых сочетаний согласных в русском языке. Речь при этом идет о невозможности произнесения в пределах одного слога, во-первых, трех одинаковых согласных перед гласным и, во-вторых, двух одинаковых согласных перед последующим иным согласным. Иначе говоря, если возникают сочетания трех согласных [с] с гласными или двух [с] с последующим [т] + гласный, то они подвергаются упрощению в сочетании [с] + [с] + гласный или [ст] + гласный. Вместе с тем сочетание двух [с] с последующим [т] + гласный в определенных условиях (в книжной речи и большей частью на стыке приставки и корня) сохраняется, но в этом случае слогораздел проходит между двумя одинаковыми согласными: с / с + т + гласный. Упрощение чаще всего обнаруживается тогда, когда морфологический стык оказывается малоощутимым, когда морфологическое членение слова затемнено; если же слово членится на морфемы достаточно определенно, то сочетание сохраняется. В зависимости от изложенного и возникают особенности в слогоразделе. Например: без стыда - [б’ь/стыда] или [б’ьс/стыда]; бесспорно - [б’ь/спорнъ] или [б’ьс/спбрнъ]; но только: искусство - [и/ску/ствъ], русский - [ру/ск’ии].

СЛОГ — звук или сочетание звуков, объединенных волной сонорности, то есть степенью звучности (гласности). Это основано на специфике работы нашего речевого аппарата, согласно которой дыхание связано с работой голосовых связок, а их максимальная напряженность и есть сонорность. Как правило, слогообразующий звук — гласный, но если по каким-то причинам гласного нет в данной ритмической группировке звуков, его роль может взять на себя сонорный (р, л, м, н) и даже шумный: Ш-Ш… ТС-С-С… И наоборот, гласный может утрачивать свою «слоговость» — в дифтонгах: АУ, ОЙ (КОЙКА).

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог — это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные — неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.

Теории слога

Существует несколько теорий слога и слогоделения.

1) Экспираторная теория («выдыхательная»): слог — сочетание звуков, произносимое одни толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория не объясняет случаев зияния гласных в слове, где на одном выдохе два слога (ау>), и, наобо-рот — случаев стыка трех и более согласных, где два и более выдохов на один слог {сплав).

2) Сонорная теория (Московская фонологическая школа, Р.И. Аванесов) рассматривает слог через акустические свойства речи — изложена в учебнике. Согласно этой теории, слог — это волна сонорности; объединение зву-ков по нарастающей вокруг опорного звука с наибольшей степенью звучности. Звукам присваивается индекс звучности: шумный глухой --1, шумный звонкий — 2, сонорный — 3, гласный — 4.

3) Т еория напряжённости : По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает. Напряжение, таким образом, выступает в качестве аналога звучности, и, действительно, оно также убывает по направлению от гласных через сонорные к звонким и глухим согласным. В данном случае слог трактуется с точки зрения единства произносительного импульса (которым, соответственно, объясняется его — слога — неделимость).

4) Динамическая теория слога: По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.

В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.
С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный — два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.

Сторонники сонорной теории определяют слог, исходя из его акустических признаков. По этой теории слог — это волна звучности, потому в слоге группируются звуки разной степени звучности. Р.И. Аванесов, разрабатывая сонорную теорию применительно к русскому языку, присвоил всем группам звуков индексы, учитывая степень их звучности: гласные — 4, сонорные — 3, шумные звонкие — 2, глухие — 1. К примеру, слову амплитуда будет соответствовать ряд индексов 431341424. Место слогоделения совпадет с местом максимального спада звучности . Слоговым элементом является гласный звук; слоговые согласные нетипичны для русского языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный — произносится [жызин], [тиатър]. Слоговыми иногда бывают и шумные согласные; слоговым согласным является, например, звук [с] в междометиях кс-кс-кс (когда подзывают кошку) или тс! (призыв к молчанию).

В теории мускульного напряжения (динамическая), разрабатываемой Л.В. Щербой и его последователями, понимает слог как отрезок звучания, произносимый одним толчком мускульного напряжения. В каждом слоге мускульное напряжение возрастает, достигает максимума при образовании гласных, а затем падает при образовании согласных. Обычно с волной мускульного напряжения совпадает волна сонорности. Данная теория, однако, позволяет проводить границу слога в одном и том же слове по-разному (спар-жа и спа-ржа). На место слогоделения по теории мускульного напряжения оказывает влияние место ударения: ударный звук как наиболее напряженный способен притягивать к себе рядом стоящие согласные звуки: [шап- къ], но [кА-пкан].
Согласно теории эксплозивно-имплозивной, выдвинутой Ф.-де Соссюром, звуки подразделяются на «смыкатели» (имплозивные) и «размыкатели» (эксплозивные). Например, в слове кольский слоги распределяются следующим образом: [кол-скиу]. Слогоделение проходит обычно там же, где и по теории сонорности.
По-видимому, каждая из этих теорий, как считает М.В. Панов, заклю — чает в себе только часть истины. По-видимому, следует признать, что русском языке есть случаи двоякого и в равной мере допустимого слогоделения.

Слоговые и неслоговые звуки в русском языке

Деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность - слышимость звука на расстоянии. Звук, имеющий наибольшую звучность - слоговый носитель слога.

Неслоговые - согласные, но слоговыми могут быть и согласные, но лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных с шумными, в конце и начале слов может появиться дополнительная слоговость. Ритм, рубль, театр. Звучность может обозначаться цифрами. 4 - звучный гласный, 3 - звучный сонорный, 2- звучный зв-шумн. 1 - глух-шумн.

Типы слогов

Типы слогов выделяются по месту расположения слога в слове, структуре, степени звучности, отношению к ударению.

  1. По месту расположения слога в слове различают слоги начальные, неначальные (срединные) и конечные: [р/\-бо-тъ].
  2. По структуре слоги бывают
  • неприкрытые (начинаются с гласного) и прикрытые (начинаются с неслогового): [и-гла];
  • открытые (оканчивается гласным) и закрытые (оканчивается согласным): [бир-къ ].
  • прикрытые - слог с согласным в начале, и неприкрытые
  • полные - закрытые и прикрытые [сок}
  • усечённые с начала - закрытые и неприкрытые [ум, иск]
  • усечённые с конца [мгла]
  1. По степени звучности различают слоги
  • постоянной звучности (состоят из одного гласного звука): в слове игла первый слог [и] постоянной звучности;
  • восходящей звучности (звучность возрастает от согласного к гласному): например, второй слог в слове игла [гла] имеет звучность 234;
  • нисходящей звучности (звучность падает): например, первый слог в слове арка [ар] имеет звучность 43;
  • восходящее-нисходящей звучности (звучность возрастает, а затем падает): первый слог в слове спаржа имеет сложную звучность 1143 [спар-жъ];
  • нисходяще-восходящей звучности (звучность падает, а затем возрастает): например, в первый слог в слове мшистый [.мшы-стыj] имеет звучность 314.
  1. По отношению к ударению слоги делятся на ударные и безударные, среди которых следует различать предударные и заударные.

В качестве наиболее важных традиционно рассматриваются два варианта классификации слогов: по конечному звуку и по количеству гласного.

I. По конечному звуку различают слоги:

  1. Открытые — то есть такие, которые заканчиваются непосредственно слогообразующим звуком и не имеют задней периферии;
  2. Закрытые — то есть такие, которые заканчиваются неслогообразующим звуком и, соответственно, располагают задней периферией.

В некоторых языках оба названных типа слогов используются одинаково активно, в других — закрытые слоги отсутствуют. В частности, к числу языков открытого слога на определенном этапе своего развития принадлежал праславянский язык; в настоящее время в русском языке закрытые слоги возможны, однако используются существенно реже, чем открытые — группы согласных, находящиеся в позиции между двумя гласными, при слогоделении принято относить к последующему гласному.

II. По количеству гласного различают слоги:

  1. Долгие — то есть такие, которые включают в свой состав либо долгий гласный, либо группу из нескольких согласных;
  2. Краткие — то есть такие, в составе которых имеется краткий гласный и в то же время отсутствуют группы согласных.

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке:prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ . an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я д у мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зн а ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

    Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

    Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

    Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.

Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).

К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.

Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.

К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.

В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном - «лошадь» и «цифра,» ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»

Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном - «покупать».

Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая вкантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.

В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.

hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».

В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.

Острое (лат. acutus ) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pat e r ] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis ) с более низкой нотой, напр. αρχη [arch e ] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex ) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [s o ma ] - тело.

Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.

Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.

Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.

Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.

Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., жел е зобет о н .

Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным) , т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным , т.е. не связанным с определенным местом в слове (тво рог, творо г).

Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков.

Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. s o bota «суббо та», v o jak «солда т»; венг. a lma «я блоко», b a lta «топор».

Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matemat y ka, k o ziol «козел».

Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (s i esta ).

Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revoluti o n , баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.

Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.

Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кру жки - кружки , по лки - полки .

Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:

«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово , открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове : «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове : «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом : «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»

В этой статье освящается тема "Типы слогов" .

Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на. Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер. Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

Обучение чтению дошкольника

На современном этапе образования принято думать, что полновесное обучение ученика должно начинаться с 6-7 лет. В этом возрасте ребенок уже самостоятелен, может ухаживать за собой, многое понимает. Увеличивается активное восприятие, оно достигает 7-10 минут.

Однако в последнее время появились педагогические и психологические исследования, которые утверждают, что обучение ученика нужно начинать в младшем дошкольном возрасте. И подходящим моментом, когда следует начинать обучение, считается возраст 3-х лет. Нельзя не согласиться с тем, что в трехлетнем возрасте дошкольник кажется совсем крохой. Поэтому можно предвидеть возмущенный родителей «Зачем так рано?». Ответ на него кроется в особенностях развития дошкольника.

Психологические особенности малыша 3 лет

Возраст 3-х лет считается кризисным в жизни ученика. В это время ребенок формируется как личность. Конечно, ваше чадо еще многого не умеет, поэтому заниматься настоящим обучением пока. Зато малыш уже в полной мере изучает мир и заявляет о своем «Я». Этот период в жизни человека называют «возрастом почемучки». Детки, которые уже научились разговаривать, начинают активно познавать мир.

Логика, пространственное мышление и память

Главное не упустить этот этап развития ученика, ведь именно с трехлетнего возраста формируются проростки пространственного и логического мышления. ребенок начинает осознавать, что предметы объемны, может их представить и описать. Логическое начало проявляется, когда ваш сын или дочь задают вереницу вопросов, вытекающих один из другого. Например, диалог такого рода:

– Мама, что это? (малыш показывает на «лежачего полицейского» на дороге, через который осторожно перекатывается автобус).

– А почему полицейский? – не умолкает малыш.

– А почему он лежит? – спрашивает ребенок.

– Потому что он лежит на дороге.

– Это «лежачий полицейский», – отвечает мама.

Кроме логики и пространственного мышления у малыша активизируется память. Ребенку важно запомнить ответы на все вопросы, которые он получил Поэтому ребенок может много раз спрашивать у родителей одно и то же. Он учится, он запоминает. Вам следует только помогать ребенку в этом. Возраст «почемучки» позволяет достаточно легко научить малыша основам чтения.

Статья была посвящена теме "Типы слогов" .