Сколько лет прожил соломон. Соломо́н, царь Израильский

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов . Сегодня мы говорим о тех, кто носил имя Соломон в Библии.

Кто такой царь Соломон в Библии?

Соломон (по-еврейски его имя звучит «Шломо» и означает «мирный», «богатый миром») – знаменитый израильский царь (примерно 1015-975 г.г. до Р.Х).
О нем можно прочитать в Третьей Книге Царств, Первой и Второй книгах Паралипоменон (все входят в состав Ветхого Завета).

Его родители – израильский царь Давид (знаменитый автор псалмов) и Вирсавия (изначально жена Урии, одного из подданных Давида). Наставник Соломона – пророк Нафан.
В самом начале царствования Соломон принес большую жертву и увидел во сне Бога, который предложил ему просить что угодно. Царь попросил разума, чтобы уметь судить и управлять. За это Бог дал ему не только разум, но «и богатство, и славу» (3 Цар 3:12-15).

Самое первое проявление мудрости – разрешение спора между двумя женщинами (3 Цар 3:16-27). Они были блудницы жили в одном доме и почти одновременно родили детей. Ночью один из младенцев умер, и одна из женщин поменяла детей. Наутро она отрицала факт подмены, и женщины пришли к царю. Соломон велел рассечь мечом пополам живого младенца и отдать каждой по половине. Одна из женщин согласилась на это, а вторая сказала – нет, отдайте ребенка, только не убивайте. Так стало ясно, что именно она – мать живого младенца, а первая действительно поменяла детей.

Соломон был женат на дочери египетского царя, а также имел множество наложниц, в том числе чужестранок, которым разрешил поклоняться своим богам. В наказание за это Бог воздвигал против царя мятежников, а над самим Соломоном был произнесен суд о том, что после его смерти царство разделится, а его сын (Ровоам) будет царствовать только над его малой частью (3Цар 11:9 и далее).

Для управления делами Соломон разделил Израильское царство на 12 областей (независимо от деления на колена), для защиты от врагов составил многочисленное войско с колесницами и всадниками и основал города-гарнизоны для запасов. Он посылал корабли в дальние экспедиции и показывал народу диковины, которые привозили из разных стран. Всех царей Соломон превосходил богатством и мудростью (3 Цар 10:23).
Две знаменитые постройки Соломона – храм, который воздвигался семь лет, после чего был освящен перенесением в него ковчега завета, обильным жертвоприношением и торжественной молитвой царя (3 Цар 8:1) и дворец, который строился на протяжении тринадцати лет и поражал многочисленностью построек и роскошью. Обратная сторона этой роскоши – тяжелые подати, которые царь возложил на Израиль.

После 40-летнего царствования над всем Израилем Соломон «почил с отцами своими» и был погребен в городе Давидовом (3 Цар 11:43), то есть в Вифлееме.

Судя по заголовку 126 псалма, Соломон – его автор. Он также составил значительно число притчей в книге Притчей Соломоновых и традиционно считается автором книг Екклезиаста и Песни Песней (Все входят в состав Ветхого завета).
Соломонов притвор, о котором говорится в Новом завете (Ин 10:23, Деян 3:11 и 5:12) – восточная часть колоннады, которая окружала Иерусалимский храм.

Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́ ; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Salomon в Вульгате; араб. سليمان‎ Сулейман в Коране) - третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма.

По разным хронологиям, даты правления относятся к началу Х века до н. э., 972-932 до н. э., 960-е – ок. 930 до н. э., 967-928 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 874-796 до н. э.

Соломон - персонаж множества легенд, в которых выступает как мудрейший из людей и справедливый судья, нередко ему приписываются волшебные качества (понимание языка зверей, власть над джиннами).

Традиционно считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов (Пс. 126 (масоретский текст - Пс. 127), Пс. 131 (масорет. Пс. 132). В православной и католической церкви считается автором второканонической Книги Премудрости Соломона.

Историчность царя Соломона, также как и историчность царя Давида, и историчность Израильского царства является предметом научной дискуссии.

Историчность Соломона

Библия является основным источником сведений о жизни и правлении Соломона. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чём писал Иосиф Флавий.За вычетом библейских рассказов, прямых исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой. По этому правлению в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем.

При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями. Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум.

Имена Соломона

Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»).Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Например, он называется Иедидиа («возлюбленный Богом или друг Бога») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией.

В Аггаде царю Соломону приписываются также имена из Книги Притчей Соломона (гл. 30, ст. 1 и гл. 31, ст. 1) Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал.

Библейское повествование

В Священном Писании говорится, что Соломон родился в столице Израильского царства - Иерусалиме (Первая Книга Паралипоменон, гл. 3, ст. 5). В Библии упомянуты жена Соломона Наама Аммонитянка (ивр. - נעמה) (Третья Книга Царств, 14: 22,31) и дочери Соломона - Тафафь (ивр. Тафат טפת), (Третья Кн. Царств 4:11) и Васемафа (ивр. Басемат בשמת), (Третья Кн. Цар. 4:15).

Преемником его стал его сын Ровоам (Третья Кн. Цар. 14:21).

Приход к власти

Царь Давид намеревался передать престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония (3 Цар. 1:5). Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.

Мать Соломона, Вирсавия (ивр. - בת שבע Бат Шева), а также пророк Нафан (ивр. נתן Натан) уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3 Цар. 1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал. После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.

Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением (3 Цар. 3:10 - 11)

Состав правительства, сформированного Соломоном:

  • Первосвященники - Садок, Авиафар, Азария;
  • Командующий войсками - Ванея;
  • Министр налогообложения - Адонирам;
  • Придворный летописец - Иосафат; также писцы - Елихореф и Ахия;
  • Ахисар - начальник царской администрации;
  • Завуф;
  • Азария - начальник наместников;
  • 12 наместников:
    • Бен-Хур,
    • Бен-Декер,
    • Бен-Хесед,
    • Бен-Авинадав,
    • Ваана, сын Ахилуда,
    • Бен-Гевер,
    • Ахинадав,
    • Ахимаас,
    • Ваана, сын Хушая,
    • Иосафат,
    • Шимей,
    • Гевер.

Внешняя политика

Основой благосостояния Соломона был проходивший по его владениям торговый путь из Египта на Дамаск. Он не был воинственным правителем, хотя объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали значительную территорию. Соломон поддерживал дружественные отношения с финикийским царём Хирамом. Великие строительные проекты оставили его в долгу перед Хирамом (3 Цар. 9:15). Чтобы погасить задолженность, Соломон вынужден был уступить ему селения на юге своих земель.

Согласно библейскому повествованию, узнав о мудрости и славе Соломона, к Соломону прибыла правительница Сабейского царства, «чтобы испытать его загадками» (Третья Книга Царств, гл. 10).В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила ». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота (Третья Книга Царств, 10: 14). Впоследствии история о царице Савской обросла многочисленными легендами вплоть до предположений об её любовной связи с Соломоном. Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от этой связи.

Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона (Третья Книга Царств, 9:16).

Конец царствования

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона (так как Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне). Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.Соломон умер на сороковом году своего царствования. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.

Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя (Третья Книга Царств, 12:1 - 5). Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское). Cогласно Талмуду Соломон прожил 52 года.

Соломон в исламе

Согласно Корану Сулейман был сыном пророка Давуда. От своего отца он усвоил множество знаний и был избран Аллахом в пророки, причем ему была дана мистическая власть над многими существами, включая джиннов. Он правил огромным царством, которое на юге простиралось до Йемена. В исламской традиции Сулейман известен своей мудростью и справедливостью. Он считается образцом правителя. Неслучайно многие мусульманские монархи носили его имя.Исламская традиция имеет некоторые параллели с Аггадой, где Соломон представлен как «мудрейший из людей, который мог говорить со зверями, и они подчинялись ему». В иудейской традиции присутствует мотив смирения этого горделивого царя.

Согласно исламской традиции Сулейман умер на 81-м году жизни.

Символика

По легенде, при Соломоне знак его отца Давида стал государственной печатью. В исламе шестиконечная звезда носит название звезды Соломона. В то же время средневековые мистики называли Соломоновой печатью пентаграмму (пятиконечную звезду). Есть мнение, что звезда Соломона легла в основу мальтийского креста рыцарей иоаннитов.

В оккультизме пентаклем с названием «Звезда Соломона» принято считать 8-и конечную звезду. Из-за большего количества лучей, в центре звезды образуется круг. Часто в него вписывали символ. Эти знаки широко использовались в магии, алхимии, Каббале и прочих мистических учениях.

Образ в искусстве

Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рафаэль создал фреску «Суд Соломона», а художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно - оперу.А. И. Куприн использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь» (1908).

По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская» (1959).

Царь Соломон (видео)

Еврейская традиция считает царя Соломона, сына царя Давида, который жил в X столетии до н. э., мудрейшим из людей. Много слыша о его блестящем уме, из Эфиопии в Израиль приехала царица Савская (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба), чтобы проверить это труднейшими вопросами; Соломон с блеском ответил на все из них. «Не было ничего незнакомого царю, чтобы он не изъяснил ей», - резюмирует Библия их встречу (10:3).

Есть еще одна легенда: Царь Соломон был наслышан о том, что царица Савская обладает козлиными копытами, то есть под образом прекрасной женщины скрывается дьявол. Для этого он построил дворец, пол которого сделал прозрачным, и запустил туда рыбок. Когда он пригласил царицу войти, она инстинктивно приподняла подол платья, боясь его намочить, тем самым показав царю ноги. Копыт у нее не оказалось, но ноги были покрыты густыми волосами. Соломон сказал «Красота твоя — красота женщины, а волосы — волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается».

В Библии сообщается, что царем Соломоном было сочинено 3 000 притч и больше 1 000 песен, а цари со всего света направляли к нему гонцов, чтобы узнать его мудрые речи (5:12,14). Традиция приписывает ему авторство трех библейских книг: «Песни песней», «Притчей» и «Екклесиаста».

Репутацию Соломона как мудреца больше всех укрепил такой случай с двумя блудницами, у которых завязался спор из-за того, кому принадлежит младенец. Одна сказала, что несколько дней назад обе они родили сыновей. Но в прошлую ночь ребенок другой женщины умер, и та подменила своего умершего ребенка на ее живого. Поутру встав покормить младенца, она тотчас поняла: мертвый ребенок у нее на руках - не ее сын. Другая женщина настаивала, что живой ребенок - ее, а первая блудница лжет.

Соломон отдал приказ принести меч и велел палачу рассечь «живого младенца надвое и отдать половину одной и половину другой». «Прошу, господин мой, - с ужасом закричала одна из женщин, - отдайте ей этого ребенка и не убивайте его». Другая же осталась непреклонной: «Пусть же ни мне, ни тебе не будет - рубите!» - «Отдайте первой живое дитя… она - мать его», - приказал Соломон.
«И услышал весь Израиль о суде… и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы вершить суд» (3:16–28).

Однако не будем придирчивы и преклонимся перед «необыкновенной мудростью» Соломона. Скажем только, что случаев такого рода множество. У всех народов всегда были судьи, сочетавшие проницательность с простотой. Ограничимся лишь двумя случаями. Судьи, о которых пойдет речь, не получали от бога дара мудрости во сне.

Некто взобрался на самый верх колокольни, чтобы что-то поправить там. Он имел несчастье свалиться, но вместе с тем имел счастье даже не ушибиться. Но падение его стало роковым для человека, на которого он упал: этот человек умер. Родственники убитого привлекли упавшего к суду. Они обвинили его в убийстве и потребовали или смертной казни, или возмещения убытков. Как разрешить такой спор? Надо было дать какое-то удовлетворение родственникам умершего. Вместе с тем судья не считал себя в праве обвинять в убийстве, даже и невольном, человека, который сам был жертвою несчастного случая. Судья повелел тому из родственников умершего, который был в особенности настойчив в тяжбе и громче всех требовал мести, самому влезть на верхушку колокольни и кинуться оттуда на подсудимого — невольного убийцу коему вменил в обязанность находиться в это время на том самом месте, где испустил дух потерпевший. Нечего и говорить, что назойливый сутяга сейчас же отказался от своего нелепого иска.

Второй интересный случай произошел с греческим судьей. Один молодой грек копил деньги, чтобы уплатить их куртизанке Феониде за обладание ею. Тем временем ему как-то ночью приснился сон, что он насладился прелестями Феониды. Проснувшись, он посчитал, что было бы неразумно расходовать деньги ради одного мгновения. В свое время он рассказал друзьям о своих любовных намерениях, а теперь поведал им о своем сновидении и решении отказаться от удовольствия стать любовником Феониды. Куртизанка, обиженная таким поворотом дел, а главное, раздосадованная тем, что не получила деньги, привлекла молодого человека к суду, потребовав вознаграждения. Она уверяла, что сохранила право на сумму, которую юноша собирался предложить ей, ибо именно она, хотя и во сне, удовлетворила его желание. Судья, который отнюдь не был никаким Соломоном, вынес постановление, перед которым наши священники обязаны преклониться: этот язычник, которого бог не просветил светом истинного благочестия, предложил молодому греку принести обещанную сумму и бросить деньги в бассейн, что бы куртизанка могла насладиться звуком и созерцанием золотых монет, точно так же, как молодой человек насладился призрачной близостью.

Завоевания отца Давида принесли Соломону самое большое и прочное за всю историю Европы царство. Потому у него было достаточно и времени для отвлеченных размышлений, и средств для грандиозного строительства. Именно им был построен первый Храм Иерусалимский (см. гл. 43), который простоял до 586 года до н. э.

Для того чтобы соорудить Храм он ввел непомерно высокие налоги и каждый месяц отправлял по 10 000 израильтян на принудительные работы в Ливане, чтобы расплатиться за купленные там строительные материалы. Сочетание непомерных налогов с принудительным трудом вызвало возмущение у народа, еще помнящего о горьком египетском рабстве. Насколько же усилился ропот, когда выяснилось, что «чрезвычайные налоги» продолжают взимать и после окончания строительства Храма.

Нарекания вызывала и чрезмерная даже по античным меркам гиперсексуальность царя. Ни у одного еврея за всю историю никогда не было так много жен, как у Соломона. В Библии сообщается, что у него было 700 жен и 300 наложниц. Многие, если не большинство из них, были знатные чужеземки, посредством которых царь поддерживал добрые отношения с их странами. К несчастью, не столь монарх влиял на религиозные убеждения своих нееврейских жен, сколь они совращали мужа в свою веру. В Библии так и говорится о царе, построившем великолепный Храм: «Не было сердце его полностью (предано) Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его; он строил и святилища для идолов, чтобы его нееврейским женам было где молиться» (11:3-10).

В гневе Бог заявил Соломону, что заберет у его потомков царство, оставив под их правлением одно лишь колено Йегуды - и то только ради «раба Моего» Давида и «ради Иерусалима, который Я избрал».
Впрочем, если бы даже Соломон не блистал мудростью, а всю свою жизнь пропьянствовал бы лежа под оливой со своими дамами, и тогда он остался бы в вечной памяти человечества, как самый утонченный и изысканный писатель всех времен и народов. Его перу принадлежат три выдающиеся произведения, принесших всемирную славу ему и прославили в веках его народ. Изысканная любовно-лирическая поэма «Песнь Песней», преисполненные мудрости «Притчи» и отравленный меланхолией и ожиданием близкой смерти «Екклезиаст».

Считается, что полную романтической чувственности «Песнь песней» он написал еще молодым человеком, мудрые и рассудительные «Притчи» - в середине жизни, а мрачный Екклезиаст - на склоне лет.
Главная идея Екклезиаста заключена во втором стихе книги: «Суета сует… все суета» (1:2). Автор книги, именующий себя Екклезиастом, пишет, что он был царем Израиля и сыном царя Давида (отсюда и приписывается авторства Соломону), он набрался большой мудрости, но увидал, что жизнь его по-прежнему столь же бессмысленна, как если бы он ничему и не учился. Книга заключает: «Нет лучшего блага для человека, чем есть и пить, чтобы было ему хорошо на душе от труда его» (2:24).

Екклезиаст в особенности презирает тех, кто посвящает жизнь накоплению денег. «Кто любит деньги, тот не насытится деньгами» (5:9), - говорит он в одном месте и в другом замечает: «Как вышел нагим из утробы матери, так и уйдет таким, каким пришел; и за труд свой ничего не унесет в руке своей… и что пользы ему, что трудился на ветер?» (5:14–15).

Одна наиболее смущающая черта книги - ее полное отрицание потусторонней жизни и веры в воздаяние и наказание. Екклезиаст настаивает на том, что Бог относится к хорошим людям точно так же, как и к плохим: «Участь одна праведнику и нечестивцу, доброму и чистому и оскверненному; приносящему жертву и тому, кто жертвы не приносит… Это и худо во всем том, что делается под солнцем, что одна участь всему» (9:2–3). Чтобы усилить свою мысль, Екклезиаст подчеркивает, что после смерти «нет ни дела, ни замысла, ни знания» (9:10).

За такие выводы, как и за потворство многобожию Соломон подвергается осуждению в тексте Библии. Но несмотря на столь строгое осуждение царя, в еврейской традиции преобладает образ молодого царственного мудреца. Имя Соломона остается популярным у евреев. В нем выражается надежда родителей на то, что их сын будет так же мудр и удачлив, как и его древний тезка.

Падение царя Соломона

Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Некоторые мудрецы Талмуда первых поколений полагали даже, что Соломон был лишён удела в будущей жизни (В. Талмуд, Сангедрин 104 б; Шир а-ширим Рабба 1, 1). Рабби Элиэзер на вопрос о загробной жизни Соломона даёт уклончивый ответ (Тосеф. Йевамот 3, 4; Йома 66 б). Но, с другой стороны, о Соломоне сказано, что Всевышний простил ему, как и отцу его, Давиду, все совершённые им грехи (Шир а-ширим Рабба 1. с.).

Кольцо царя Соломона

Царю Соломону в юности было подарено кольцо со словами, что когда ему будет очень трудно ли, грустно ли, страшно ли - пусть вспомнит о кольце и подержит его в руках. Богатства Соломона были не меряны, еще одно кольцо - сильно ли увеличит их?

Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод: умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины. Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей. Соломон был в смятении - и вдруг он вспомнил о кольце. Царь достал кольцо, подержал в руках… Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись. Что это? Древние знаки… Соломон знал этот забытый язык. «ВСЕ ПРОХОДИТ», - прочел он.

Прошло много лет… Царь Соломон стал известен как мудрый правитель. Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов… Печаль и одиночество. Приближающаяся старость. Как с этим жить? Он взял кольцо: «Все проходит»? Тоска сдавила его сердце. Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось - и на внутренней поверхности что-то мелькнуло. Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи: «ПРОЙДЕТ И ЭТО».

Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца. Царь понимал, что дни его сочтены и пока есть еще какие-то силы нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить приемников и детей. «Все проходит», «Пройдет и это», - вспомнил он, усмехнулся: вот и все прошло. Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он заметил: на ребре кольца что-то проступило. Что это, снова какие-то буквы? Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца - блеснули буквы на грани: «НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ» - прочел Соломон…

Другой вариант

Несмотря на мудрость, жизнь царя Соломона не была спокойна. И обратился как-то раз царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: «Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!» На что мудрец ответил: «Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: „Это пройдет.“ Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!» Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но наступил момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И это тоже пройдет.»

Копи царя Соломона

После выхода в свет в 1885 году книги Генри Райдера Хаггарда «Копи царя Соломона» многие искатели приключений лишились покоя и отправились на поиски сокровищ. Хаггард считал, что царь Соломон владел алмазными и золотыми копями.

Из Ветхого Завета известно, что у царя Соломона были огромные богатства. Говорится, что он каждые три года плавал в страну Офир и привозил оттуда золото, красное дерево, драгоценные камни, обезьян и павлинов. Ученые постарались выяснить, что возил Соломон в Офир в обмен на эти богатства и где расположена эта страна. Местонахождение загадочной страны не выяснено и по сей день. Предполагают, что это может быть Индия, Мадагаскар, Сомали.

Большинство археологов убеждены, что царь Соломон добывал в своих копях медную руду. В разных местах периодически появлялись «настоящие копи царя Соломона». В 30-х годах прошлого столетия высказывалось предположение, что рудники Соломона находятся в южной Иордании. И только в начале нашего столетия археологи нашли доказательства того, что, действительно, медные рудники, обнаруженные на территории Иордании в местечке Хирбат-эн-Нахасе, могут являться легендарными копями царя Соломона.

Очевидно, Соломон был монополистом на производство меди, что и давало ему возможность получать огромную прибыль.

Одна из лучших притч Царя Соломона

Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:

Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя. Скажи нам: кто мы?

Он улыбнулся и сказал:

Вы - свет мира. Вы - звезды. Вы - храм истины. В каждом из вас Вселенная. П огрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога.

- В чем смысл жизни?

Жизнь - это путь, цель и награда. Жизнь - это танец Любви. Ваше предназначение - расцвести. Быть - это великий дар миру. Ваша жизнь - история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего - быть в настоящем.

- Почему несчастья преследуют нас?

Что сеяли, то и собираете. Несчастья - это ваш выбор. Бедность - творение человеческое. А горечь - это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя. А не нашедшие внутри Царство Божие - бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.

- Как преодолеть несчастья?

Не осуждайте себя. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости - и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление - лучшая молитва, а счастье - лучшая пища для души.

- Каков путь к счастью?

Счастливы любящие, счастливы благодарящие. Счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы познавшие Единство. Счастливы изведавшие вкус Богосозерцания. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.

- В чем секрет изобилия?

Жизнь ваша - величайшая драгоценность в сокровищнице Бога. А Бог - драгоценность сердца человеческого. Богатство внутри вас неистощимо, а изобилие вокруг вас безгранично. Мир достаточно богат, чтобы каждый стал богатым. Поэтому чем больше даете, тем больше получаете. Счастье стоит у порога вашего дома. Откройтесь изобилию. И превращайте все в золото жизни. Блаженны нашедшие сокровища в себе.

- Как жить в свете?

Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира - от мрака в сердце. Счастье - это восход Солнца. Богосозерцание - это растворение в свете. Просветление - это сияние тысячи солнц. Блаженны жаждущие света.

- Как обрести гармонию?

Живите просто. Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое, забыв его. Приносите в мир новое. Наполните тело любовью. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь - там Бог.

- Как достичь совершенства жизни?

Настоящее имя царя Соломона (Шломо) - Йедидия (Возлюбленный Богом). Прозвище Соломон - Мирный - он получил за то, что, в отличие от своего отца, царя Давида, практически не воевал.

В Священном Писании говорится, что Соломон родился в столице Израильского царства - Иерусалиме.

У царя Давида было много жен. Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3). Впрочем, многожёнство сыграло с Соломоном злую шутку. Супруги Соломона были идолопоклонницами, и, потакая им, царь построил для них многочисленные языческие святилища, которые и сам регулярно посещал. За это ему было предсказано, что после смерти его царство распадётся.

Прослышав о мудрости и сказочном богатстве царя Соломона, его посетила легендарная царица Савская, чтобы испытать его мудрость и удостовериться в его богатстве (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба). Царица привезла с собой многочисленные дары.

Государство Саба действительно существовало на Аравийском полуострове (о нем имеются упоминания в ассирийских рукописях 8 века до н.э.).

Самой выгодной его женитьбой стал брак с дочерью фараона, правителя могущественного Египта. Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона (Третья Книга Царств, 9:16).

Традиционно считается, что Соломон был автором трёх библейских книг . В молодости он написал любовную поэму - «Песнь Песней» (Шир а-Ширим), в зрелости - нравоучительный сборник «Притчи» (Мишлей), а в старости - грустную книгу «Экклезиаст» (Коэлет), начинающуюся словами: «Суета сует - всё суета».

В православной и католической церкви считается автором второканонической Книги Премудрости Соломона.

В решающий момент в борьбе за власть Соломона поддержали первосвященник Садок, пророк Нафан, а главное - командир столичной гвардии Ванея. По разным хронология м, даты правления относятся к началу Х века до н. э., 972-932 до н. э., 960-е – ок. 930 до н. э., 967-928 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 874-796 до н. э.

Царство Израиля при Соломоне

Соломон был самым мудрым и самым богатым царем своего времени . В Библии описано как Бог явился ему во сне, в момент когда Соломон начал только царствовать, и сказал: "проси чего хочешь." Соломон попросил себе мудрости для управления народом, и Господь сказал: "за то, что ты не попросил себе богатства и славы, а попросил себе мудрости и разума, то дается тебе мудрость и богатства, которого не было ни у одного царя".

Дарованная свыше «премудрость, художница всего» , позволила Соломону «познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней»

Сын Соломона Ровоам не унаследовал отцовской мудрости. Он не нашёл общего языка с подданными. В результате 10 из 12 колен отделились от Иерусалима и создали отдельное Израильское царство.

Сегодня единственное сохранившееся сокровище из всего богатства Соломона - это гранат Соломона размером 43 мм, который царь Соломон подарил первосвященнику Первого храма в день открытия святилища.

Царь Соломон был мирным правителем и за время его правления (он правил 40 лет) не было ни одной большой войны.

Соломон старался также развить в Израиле ремесла и морскую торговлю, привозя для этой цели специалистов из Финикии.

В царстве Соломона имелось столько богатств , что серебро обесценилось и стало равноценно простому камню. В Третьей книге царств сказано по этому поводу (глава 10, стих 27): "И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах".

О расцвете земледелия в Израиле свидетельствует тот факт, что Соломон поставлял Хираму ежегодно двадцать тысяч мер пшеницы и двадцать тысяч мер растительного масла. Разумеется, земледельцы подвергались жестокой эксплуатации, но все равно такие колоссальные поставки сельскохозяйственных продуктов возможны только в условиях процветания.

Археологические находки познакомили нас со многими сторонами быта того времени. В частности, они свидетельствуют о довольно высоком жизненном уровне. Бесчисленные дорогие чаши для косметики, сделанные из алебастра и слоновой кости, разной формы пузырьки, пинцеты, зеркала и шпильки для волос доказывают, что израильские женщины той эпохи заботились о своей внешности.

Они употребляли духи, румяна, кремы, мирру, хну, бальзамовое масло, порошок из кипарисовой коры, красную краску для ногтей и голубую для век. Большинство этих снадобий ввозилось из-за границы, а такой импорт характерен для богатой страны.

Соломон написал три тысячи притч, из них только 513 вошло в книгу Притчей Соломоновых. (Третья Царств 4:32), Темы и основное содержание Книги Притч.

В книге Притч есть целый ряд важных тем, которые можно поделить на три части:

Отношение человека к Богу;
Отношение человека к самому себе;
Его отношение к окружающим.

Самое главное, что сделал царь Соломон за свою жизнь – это построил Иерусалимский храм.

Из Ливана поставлялись строительные материалы: песчаник, кипарисы, кедры. Камни обтесывались каменотесами как Хирама, так и Соломона. Медь, необходимая для утвари и храмовых колонн, добывалась в медных копях Идумеи, на юге Израильского нагорья. В строительстве было задействовано почти 200 тысяч рабочих.

Грандиозные строительства и быстрое экономическое развитие требовали рабочей силы "и обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек." Соломон разделил страну на 12 налоговых округов, обязав их содержать царский двор и армию.

Колено Иуды, из которого происходили Соломон и Давид, было освобождено от налогов, что вызывало недовольство у представителей остальных израилевых колен. Расточительность и тяга Соломона к роскоши, привели к тому, что он не смог расплатиться с царем Хирамом, с которым заключил договор при строительстве Храма, и вынужден был отдать ему несколько своих городов в счет долга.

У священников тоже были причины для недовольства. У царя Соломона было множество жен разных рас и религий, они привезли с собой и свои божества.

Соломон построил для них капища, где они могли поклоняться своим богам, а в конце жизни и сам стал участвовать в языческих культах.

После смерти царя Соломона его царство распалось на два слабых государства, Израильское и Иудейское , ведущих постоянные междоусобные войны.

Смерть царя Соломона наступила в 928 году до н. э на четвертом десятке его правления. Приближенные, не поверив кончине старца, не хоронили усопшего до тех пор, пока черви не начали поедать его посох.

Подборка фактов: сайт

Притчи Соломона


Более прославленного своей мудростью человека в истории сложно отыскать. К его словам прислушивались современники и о них помнят потомки. Поговаривали, что даже дикие звери, растения, птицы, степные духи и огненные джинны склонялись, лишь заслышав имя царя Соломона. Однажды ночью ему явился сам Бог, у которого мудрец не стал требовать богатств или бессмертия. Он просил только мудрости и разумения, чтобы отличать добро от зла, а хорошее от худого. Об этом гласит легенда, но ведь третий правитель объединенного Израильского царства существовал на самом деле. Давайте разберемся, каким был этот удивительный монарх и как сложилась его судьба, тщательно отбирая зерна от плевел, то есть отсеивая правду из вымысла.

Кто такой Соломон: биография величайшего легендарного мудреца

Своего наивысшего расцвета государство Израиль достигло во времена именно этого правителя. Начало десятого века до нашей эры было для него чрезвычайно удачным. Прозорливость предыдущего царя Давида, а также настоящая мудрость Соломона привели к колоссальному скачку экономики, развитию архитектуры, строительства, науки, искусств. Он был мирным царем, за время его правления не произошло ни единого крупного вооруженного конфликта, а сидеть на троне ему довелось ровно сорок лет.

Историческая достоверность всего, что мы будем обсуждать в статье, является предметом научных споров на протяжении сотен лет. Существование Соломона, как и его отца, вкупе со всем Израильским царством, вызывает сомнение даже у ученых-историков. Профессор Исраэль Финкельштейн из Тель-Авива считает, что в те времена Иерусалим был просто крохотной деревенькой на пересечении караванных путей, а сами евреи – шайкой разбойников. Никаких археологических подтверждений «золотого века» найдено так и не было.

Кратко о царе, благословенным Богом

С самого рождения сын Давида Соломон знал, что предназначен для будущего царствования. Отец готовил его к этому, обучая всему, что требуется знать будущему правителю. Он пришел на престол через кровь своего старшего брата, но тот сам выбрал свою судьбу, предавая его. За сорок лет своего правления царь, получивший в полное и безраздельное владение целое государство, не только продержал его на должном уровне, но и значительно возвеличил и укрепил. Считается, что он не любил воевать, а проблемы с соседями решал по-своему – он просто женился на их дочерях, становясь зятем и близким другом. В его гареме было более семи сотен жен и еще около трех сотен одалисок и наложниц.

Особо прославился этот правитель тем, что в центре Иерусалима возвел огромный храм в честь бога Яхве. Постройка по величию, размерам и красоте ничуть не уступала вавилонским или египетским архитектурным шедеврам. Он первым решил применить в иудейской армии конницу и боевые колесницы, хотя сам воевать никогда не стремился. Он окружил себя и своих подданных роскошью и достатком, а также отличался врождённой справедливостью, чем завоевал доверие и любовь. Но, как и любому несовершенному человеку, ему было присуще совершать ошибки, которые впоследствии привели к развалу державы после его смерти.

Рождение легенды Иерусалима

Чтобы разобраться, существовал ли такой правитель, стоит выяснить, кто такой Соломон в Библии. Именно эта книга является главным источником информации о древнем царе. В священных еврейских текстах, связанных с годами его руководства, имеется множество личных имен, географических мест, а также дат и других цифр. Потому принято считать его исторической персоной. Кроме того, в некоторых античных текстах тоже можно отыскать его имя, что полностью подтверждает военачальник и иудейский историк Иосиф Флавий.

Упоминается пророк Сулейман, которого принято отождествлять с интересующим нас персонажем, и в Коране. Обе истории, рассказанные в священных книгах, очень похожи: Соломон строит храм, развивает добропорядочные отношения с соседями, женится на египетской принцессе, а после смерти, все, созданное с любовью и трудом, разваливается – страна рассыпается на отдельные княжества.

Правда, в историчности событий сомневаются многие ученые. Археолог из Израиля Зеэв Херцог считает, что при полном отсутствии фактических доказательных материалов по поводу существования Израильского царства, Давид и Соломон могли быть и правителями соседних княжеств. Более того, он говорит, что Иерусалим, хотя и был уже довольно большим поселением, но никаких дворцов, а тем более, крупных храмов, в нем быть просто не могло.

Однако стоит вернуться к герою нашего повествования. Согласно Библии, он появился на свет в царском семействе приблизительно в 1010-1011 годах до нашей эры, о чем гласит третья глава Первой Книги Паралипоменон. Матерью его была пресловутая Вирсавия (Бат-Шева), которую Давид сперва изнасиловал, а потом послал ее мужа на верную гибель, чтобы узаконить отношения. Существует версия, будто ничего подобного не было, а супруг женщины, отправляясь на войну, дал ей разводное письмо, как было принято в те времена. Тогда-то ее встретил царь и взял к себе во дворец.

При рождении будущему пророку было дано имя Иедидиа, что значит «друг Бога» или «возлюбленный Всевышним». Имя Шломо (Соломон) появилось несколько позже, когда стала понятна натура будущего правителя, ведь слово это происходит от еврейского «шалом», что значит «мир». Было у него еще семеро братьев и сестер, ничем особенным, кроме предательства и измены, не отличившихся.

Приход к власти младшего из братьев

Задолго до того, как развернулись трагические события, царя Соломона, вернее только будущего правителя, отец выбрал в качестве своего преемника, несмотря на то, что он не был старшим из детей. Причина была проста – другие сыновья не оправдали его ожиданий. Старший отпрыск его – Амнон – имел неосторожность влюбиться в собственную сестрицу Фамарь, которая взаимностью ему не отвечала (на близкородственные связи уже существовал строжайший законодательный запрет). Тогда он заманил ее к себе в покои, где изнасиловал, а затем прогнал. Увидев, что Давид никак не наказал сына за такой серьезный проступок, за сестру решил вступиться еще один брат – Авессалом.

Он выжидал очень долго, целых два года тая обиду и планируя месть. Однажды на пиру он приказал своим верным рабам убить Амнона. Эта смерть была ему выгодной вдвойне, ведь так он становился еще и первым по старшинству наследником империи отца, устранив соперника. На этом Авессалом не остановился. Он стал активно агитировать против отца, и его политические игры привели к расколу в кругах знати. В итоге молодой вождь поднял мятеж и даже на некоторое время занял Иерусалим, но Давид справился с проблемой. Будучи уже старым и дряхлым, он решил помазать на царство своего младшего сына от любимой жены.

Последний акт этой древней трагедии разыгрался уже после того, как прежний правитель умер, а молодой успешно взошел на престол. Еще один из братьев пророка Соломона, Адония, заключив тайный договор с военачальником Иоавом, а также верховным священнослужителем Авиафаром, решил узурпировать власть. Его «потуги» были раскрыты, он бежал и спрятался в храме, опасаясь мести брата-правителя. Но тот, казнив всех участников заговора, его помиловал. Правда, когда Адония пришел просить у него руки одалиски Ависаги, Соломон не на шутку рассердился. В те времена, чтобы доказать и укрепить свою власть, мужчины забирали себе жен и наложниц соперников. Упрямого брата царя схватили и тут же казнили, имея вполне законную причину.

Внутренняя политика справедливого царя

Согласно библейским историям, Соломон всегда старался не уничтожать врагов, а приобрести союзников и друзей. Он действительно был нацелен на процветание государства, потому заботился о собственных подданных. Если верить этим рассказам, то он организовал справедливый и честный суд для каждого, вне зависимости от достатка или положения.

Третья книга Царств как нельзя лучше иллюстрирует это. В ней содержится притча о женщинах, живущих в одном доме и неспособных «поделить» ребенка. Каждая из них утверждала, будто ребенок ее, не собираясь уступать. Тогда Соломон приказал разрубить дитя на равные части. После чего царь приказал отдать малыша той, которая просила сжалиться и сохранить ему жизнь.

Согласно тем же библейским рассказам, создание центрального храма в Иерусалиме – намного больше, чем просто возведения культового здания. Это было символом объединения всего израильского народа под эгидой мудрого правителя. Причем проект его был создан еще Давидом, а Соломон только воплотил его в жизнь, хотя это оказалось вовсе не просто.

Считается, что он приступил к работам на четвертом году своего правления, а уже спустя семь лет храм был открыт в аккурат перед праздником Суккот (Кущей). Но так быстро удалось воздвигнуть только основное строение, весь остальной комплекс доводился еще восемь лет. В 586 году до нашей эры великолепное здание было до основания разрушено вавилонянами. При этом пропали древние еврейские реликвии, к примеру, Ковчег Завета со скрижалями Закона Моисея.

В период правления Соломона наблюдалось также зарождение и расцвет иудейской духовной литературы. Как раз тогда были созданы труды Ягвиста, составлены сборники сказаний об Иисусе Навине, досконально проработаны биографии первых израильских царей. Было написано даже некое подобие официальной хроники – «Книга дел Соломоновых». Правда, большинство текстов полностью утрачены и об их существовании можно судить только из более поздних описаний людей, которые якобы держали их в руках.

Внешняя политика дипломатичного лидера

Как упоминалось неоднократно, про царя Соломона всегда говорили, что он являлся мудрым и справедливым правителем и был крайне миролюбив. Он неохотно вступал в конфликты, старался купировать их в стадии зарождения и воссоединил территории Иудеи и Израиля под собственным руководством. Приоритетным для его царства был торговый путь из Дамаска в Египет, который приносил основные доходы в казну.

Также правитель поддерживал дружбу с финикийским монархом Хирамом I Великим. Но главной заслугой Соломона считается то, что он сумел поставить точку в многовековой войне египтян и евреев. Он взял в жены египетскую принцессу и тем самым породнился с правящей там династией. Исследователи считают, что девушка могла быть дочерью фараона Псусеннеса II, Шешонка I или Сиамона.

Эзотерические послания от царя

Вокруг этого правителя всегда ходило множество разнообразных слухов и сплетен, причем большая часть их была окутана тайнами, мистикой и колдовством. Поговаривали, что, кроме ума, он обладал еще и магическими способностями, а также умел правильно и грамотно их использовать. По легенде, он написал даже несколько трактатов по данной теме, а также являлся обладателем настоящих магических артефактов.

  • «Ключи Соломона» - это тайный гримуар (книга заклинаний), авторство которых приписывают иудейскому царю. Нужно понимать, что этот трактат не является единым текстом, а состоит из разных книг, зачастую представляющих и описывающих различные магические системы вызова демонов и подчинения ангелов.
  • Существует система гаданий, называемых «Круг Соломона», который тоже приписывают именно этому человеку. Он состоит из расчерченного листа, разделенного на сто секторов (по числу библейских псалмов) и пшеничного зернышка.
  • Печать царя Соломона также называют еще и его звездой. Речь идет о символе из наложенных друг на друга треугольников, которые символизируют щит Давида. Считается, что при помощи такой печати царю удалось запечатать в сосуде семьдесят два демона и управлять ими по собственному разумению.
  • Еще один артефакт, заслуживающий внимания, это кольцо Соломона. Легенда гласит, что оно было подарено правителю ангелами и дает силу управлять всеми нечестивыми духами, демонами, которые под его воздействием называют свои имена.

Последний предмет якобы хранится в склепе под охраной драконов, однако точного места за все прошедшие тысячелетия выяснить так и не удалось.

Личная жизнь мудрого царя

Чаще всего в литературе упоминается библейская легенда о встрече мудрого правителя и царицы Савской – Шебы. Она якобы приехала проверить мудрость правителя и стала задавать вопросы, на которые он с легкостью ответил. После этого он осыпал девушку драгоценными дарами, а, возможно, и имел с ней интимную связь. Из-за этого христианские правители Эфиопии впоследствии стали считать, будто ведут род от двух этих прославленных личностей и являются их прямыми потомками (Соломонова династия).

Жены, наложницы и дети

В чем не получилось бы упрекнуть древнего иудейского правителя, так это в отсутствии внимания к прекрасному полу. В его гареме была тысяча женщин только по библейским текстам. Причем каждой своей супруге или наложнице он умудрялся уделить время, окружал их роскошью и создавал все условия для радостного и счастливого существования. После него осталось множество детишек, но только один наследник, упомянутый в Библии – Ровоам, сын аммонитянки Наамы (Ноемы). Он и развалил с таким трудом выстроенное царство своего отца. Однако считается, что вина его в том мала, ведь сам Бог пообещал, что за праведность Давида не будет наказывать его сына, а вот внуков уже настигла справедливая кара.

В те времена браки между израильтянами и язычниками не приветствовались. Однако в гареме царя было множество девушек совершенно разных племен и народностей. Годы Соломона протекали в неге и благоденствии, хотя он со своими женщинами мог отправлять языческие культы и его даже видели на горе Порицания (проклятая местность, куда праведным лучше было не соваться). Там он выстроил жертвенник и со своей новой молодой женой поклонялся языческим идолам, за что и навлек гнев Бога.

Закат правления, отступившего от клятв

Конечно, религия многое значила в жизни, в особенности, когда речь идет о древних временах, когда человек не мог объяснить многих явлений природы и окружающего мира. Однако, скорее всего, причины падения колоссального израильского царства были намного более тривиальны. Рядом с огромным и прекрасным храмом царь приказал возвести еще и дворец, достойный самого Всевышнего. Подданные, в том числе и высокопоставленные, со временем начали потихоньку интриговать против правителя. Назревал реальный политический кризис, но ситуацию под контролем удавалось удержать, благодаря былой мощи и славе.

Все это строительство на протяжении сорока лет правления, а также крайнее угнетение народа со стороны вождя привели к полному истощению казны. Повинность в строительстве, которое вытягивало у народа последние жилы, стали отбывать не только рабы, бедняки, нищие и наемные работники, но и обычные граждане. Для этого они должны были оставить свои текущие дела, что вовсе не способствовало экономическому росту. Народ беднел день ото дня. Еще при жизни Соломона стали вспыхивать мятежи и восстания. После его смерти единое государство снова распалось на Иудею и Израиль

Смерть мистика и мудреца

Разняться сведения в священных книгах по поводу того, сколько лет прожил великий царь. Если верить иудейскому талмуду, то возраст его был всего пятьдесят два года, когда он умер от скоротечной болезни. Однако Коран говорит уже восьмидесяти одном. Приближенные правителя уложили его во дворце, выстроив специальное ложе. Они не торопились хоронить тело, так как опасались летаргического сна. Его периодически обмывали, умасливали и натирали разными магическими мазями.

Когда черви завелись в царском посохе, тогда только Соломон был признан мертвым и захоронен. Могила древнего мудрого правителя была строго засекречена, так как, по легенде, на ней выросла волшебная трава, дающая тайные знание всякому, кто ее сорвет. Ученые так и не выяснили, где находится усыпальница Соломона.

В память о легендарном правителе

Образ этого странного человека, который порой совершал нестандартные поступки и принимал удивительные решения, во все века интересовал поэтов, писателей, художников и композиторов. Люди искусства не могли пройти мимо такого колоритного персонажа. Немецкий поэт восемнадцатого века Фридрих Готлиб Клопшток посвятил ему целую трагедию в стихотворной форме, Рубенс написал прекрасную картину «Суд Соломона», а музыкант Шарль Франсуа Гуно – целую оперу «La reine de Saba».

В 1956 году по мотивам библейской истории об этом человеке была снята историческая картина «Соломон и царица Савская». В честь него даже назван узел, который по сути является только лишь зацеплением, состоящим из двух замкнутых петель, переплетенных дважды.