Пунктуационные упражнения. Упражнения

Синтаксис и пунктуация. Упражнения.

Главные члены предложения.

1 вариант

Спишите, подчеркните основу предложения. Выпишите 3 словосочетания «прилаг.+сущ.»

  1. В небе раздавались тревожные крики птиц.
  2. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката.
  3. Тонким льдом покрылась река, как в сказке.
  4. Ночью на небе поблескивала яркая звезда.
  5. Мальчик внимательно следил за ныряющими в воде утками.

2 вариант

Спишите, подчеркните основу предложения. Выпишите 3 словосочетания «глагол+ сущ.»

  1. За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.
  2. С шелестом падали с тополей сухие листья.
  3. Горький запах заполнял лес.
  4. Над озером закружило листвой.
  5. Скоро звезды тихим светом упадут на дно реки.

Вводные слова и обращения.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Укажите обращения и вводные слова.

1. К счастью мы быстро решили трудную задачу.

2. Это представление вероятно вам понравится.

3. Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им Дети мои милые пора вам о невестах подумать!

4. За кого же нам батюшка посвататься отвечают сыновья.

Простое и сложное предложение.

I вариант

В город пришла долгожданная зима. Наступила осень, и начались затяжные дожди.

Глухо прокатился отдалённый гром и хлынул проливной дождь.

3. Составьте схему предложения: Надвинулась тёмная туча, и над лесом блеснула яркая молния.

II вариант

1. Выпишите сложное предложение: Пробудились весенние цветочки. На лесной проталинке появилась мать-и-мачеха, расцвела нежная медуница.

2. Расставьте недостающие знаки препинания: Тянутся к солнцу стебельки с розовыми фиолетовыми синими цветами.

Диктант: обнаружение обособленных дополнений. Найдите предложения с обособленными дополнениями и, пользуясь правилом, объясните, в каких случаях необходимо поставить знаки препинания:

1 Он был порядочный лентяй и, кроме того, чрезвычайно неумен. +

2 Люди ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед.

3 Кроме диких птиц и зверей, около монастыря не показывалась ни одна душа. +

4 Несмотря на холодный, пронзительный ветер, все моряки, за исключением кока, стояли на палубе и смотрели вдаль. +

5 Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.

6 Там и тут на широкой полосе реки криво торчат сосновые стволы и ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду.

7 Шум моря, доносившийся снизу, вызывал тревогу.

8 Кроме учителей на собрание пришли и ученики. +

Упражнение: расстановка знаков препинания.

Расставьте знаки препинания там, где это необходимо:

В темной дали ничего_не было_кроме_сверкающих_огней.
Вместо веселой_петербургской_жизни_ожидала меня скука в стороне глухой_и отдаленной. Вся команда судна_включая и капитана_и главного механика_и буфетчика_состояла из восьми_или девяти человек.
Кроме_крендельной_у нашего хозяина была еще_и булочная.
Самолет_наряду_с пассажирами_захватил_и почту.
Николай должен был работать_вместо_неожиданно_заболевшего товарища.
Мы_вместо рассказа содержания повести_представим только_коротенький очерк_главных ее характеров.

Все_за исключением_Вари_громко аплодировали певцам.
Я уже начинал думать_что_иного места_кроме литературы_нет для меня.
Отец_кроме_французской орфографии_кажется_ничего_основательно не знал.

Ответы:

В темной дали ничего не было, кроме сверкающих огней.
Вместо веселой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.
Вся команда судна, включая и капитана, и главного механика, и буфетчика, состояла из восьми или девяти человек.
Кроме крендельной, у нашего хозяина была еще и булочная.
Самолет, наряду с пассажирами, захватил и почту.
Николай должен был работать вместо неожиданно заболевшего товарища.
Мы, вместо рассказа содержания повести, представим только коротенький очерк главных ее характеров.
Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам.
Я уже начинал думать, что иного места, кроме литературы, нет для меня.
Отец, кроме французской орфографии, кажется, ничего основательно не знал.

Упражнение: комментарий текста с пунктограммой.

(Ключ: дополнение обособляется, если оно расположено а) в начале слова, б) между подлежащим и сказуемым.)

Задание:

1. Проанализируйте предложения, выделите имеющиеся знаки препинания и опишите их.
2. Сформулируйте правило постановки этих знаков препинания.

3. Приведите 2-3 своих примера на составленное привило.

Кроме перебора капель по железным крышам, ни одного звука не слышалось вокруг, .

Кроме литературы, для меня нет иного места, .

За исключением немногих незначительных недостатков, Полутыкин был отличный человек.

Кто, кроме охотника, испытал, как трудно бродить на заре по кустам?

Кроме нескольких лодок, у берега стояли два небольших катера.

Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.

Наряду с белками и лисицами, в наших лесах, можно изредка встретить и медведя.

Кругом него, кроме Мельникова, никого не было.


______________________________________________________________________________

Скачать в формате *docx.:


Игровые пунктуационные упражнения

на материале простых и сложных предложений.

Когда учитель начальных классов говорит учащимся, чтобы они не писали сложными предложениями, так как ещё не знают знаков препинания, он допускает грубейший просчёт – искусственно тормозит развитие их речи. Пусть ребёнок пишет так, как у него получится, а знаки препинания, которых он не изучал, расставит учитель. И это обязательно вызовет интерес учащихся к знакам препинания ещё до изучения ими систематического курса синтаксиса. В своей работе красными чернилами в творческих работах учеников, изложениях и сочинениях, отмечаю пунктуационные ошибки на изученное правило, а зелёным – ошибки на неизученное правило. Сколько бы ни было пропущенных знаков препинания в работе, оценку не снижаю, если правила не изучались.

В практическом плане учащиеся начальной школы пользуются сложными предложениями при пересказе читаемого текста, при устном рассказе по итогам наблюдений, экскурсий, при написании изложений и сочинений. Речевой опыт учеников является той основой, на которой можно строить овладение простейшими моделями сложных предложений. Однако обычная учебная деятельность по расстановке знаков препинания вызывает скуку. Игровая форма занятий наиболее приемлема в этом случае. При этом определяю такие задачи в процессе игровой деятельности учащихся:

    Умение отличать простое предложение от сложного (в его простейших видах).

    Вычленение в тексте сложных предложений.

    Расстановка запятых в простейших конструкциях сложных предложений.

    При чтении сложных предложений интонационно показывать расстановку знаков препинания.

На первом этапе пользуюсь приёмом сопоставления простых предложений с однородными сказуемыми, имеющих одну грамматическую основу, с простейшими видами сложных (сложносочинённых) предложений, имеющих две основы.

На втором этапе, на материале пословиц и поговорок, представленных в форме сложносочинённых предложений с союзами и, а, но, да (но) , формирую пунктуационные умения.

На третьем этапе беру для работы простейшие виды сложноподчинённых предложений с наиболее употребительными союзами, в форме пословиц или поговорок.

На четвёртом этапе закрепляю умения расставлять запятые в сложноподчинённых предложениях с наиболее употребительными союзами, выбранных из художественного текста (текстовый материал был взят из книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

На пятом этапе провожу работу по расстановке запятых в простом предложении с однородными членами и в простейших видах сложного предложения (сложносочинённого и сложноподчинённого) в художественном тексте с пропуском запятых. Всю работу провожу в игровой форме.

1. Игра «Распредели»:

Необходимо распределить предложения на группы, дать названия группам, доказать свою точку зрения.

    Мир строит, а война разрушает.

    Ласточка день начинает, а соловей кончает.

    Крут бережок, да рыбка хороша.

    Незнайка остановился посреди комнаты, сложил руки на груди, голову наклонил набок и стал думать.

    Незнайка тоже любил кататься на автомобиле и Торопыжка часто его катал.

    Всем нашлась возле шара работа, а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал.

    Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить.

    Все захлопали в ладоши, а Знайка поднял кверху руки и обратился к коротышкам с речью.

Игра «Найди запятую».

Игра может проводиться в разных вариантах: найди пропущенную запятую или найди лишнюю запятую.

Найди пропущенную запятую.

Найди лишнюю запятую.

    Лето собирает а зима подбирает.

    Труд человека кормит а лень портит.

    Дверь отварилась и в комнату заглянула новая малышка.

    Пончика посадили в корзину а за ним стали карабкаться остальные коротышки.

    Глаза страшатся а руки делают.

    Всю ночь, собака на месяц пролаяла, а месяц того и не знал.

    Незнайка вывалился из корзины, и остался лежать на земле.

    Бесшумно открылась дверца, и к ногам путешественников, опустилась небольшая металлическая лестница.

    Незнайка мигом уселся за стол, и принялся набивать рот пирожками, крендельками, пастилой, и вареньем.

Игра «Кто быстрее».

Игра проводится в группах или командах. Командам даются карточки с текстами, в которых пропущены запятые при однородных членах и перед союзами в сложных предложениях. Побеждает та команда, которая быстро и правильно расставит недостающие запятые.

Текст 1

Текст 2

В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то что он знал очень много. А знал он много потому что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе и под столом и на кровати и под кроватью. В его комнате не было такого места где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюма когда садился за стол надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу то совсем становился похож на профессора.

В этом домике жил известный доктор Пилюлькин который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате а на носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком жил Сахарин Сахариныч Сиропчик который прославился тем что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось когда его называли по имени и отчеству и не нравилось когда кто-нибудь называл просто Сиропчиком. Жил ещё в том доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё которое стреляло пробками.

Данную работу по изучению пунктуации провожу на первом этапе, а затем – творческие речевые упражнения.

Упражнение 386 . Перепишите, расставив знаки препинания.

I. 1. Холмы все мельче и мельче дерева почти не видать Вот она наконец безграничная необозримая степь (Т.) 2. Расчудесное это занятие снегирей ловить (Горьк.) 3. Небольшие домишки огороды переулки кончавшиеся на береговых песках все это выступает яснее в белесой предутренней мгле (Кор.) 4. Ах собака что делает одобряли пляску зрители (Скит.) 5. Грязь была непролазная телега маленькая еле живая лошаденка ушастая как осел слабосильная (Бун.) 6. В воздухе веяла водяная свежесть которая однако мешалась со зноем высокого высокого солнца (Бун.) 7. Днепр волновался и казалось что вся туманная синева Днепра и ночи клубится и дышит холодом морской дали … (Бун.) 8. Орел наконец пошел развив скорость и догнав эскадру занял свое место в строю (Н.-Пр.) 9. Отто медленно пораженный величием окружающего леса шел за бирманцем молча посматривая по сторонам (Тихон.) 10. Тревога Боевая тревога Канун перемен подумал Бахирев Каких Что умрет с этой смертью Что будет жить вечно (Пан.) 11. Капитан-лейтенант Гусельников комиссар дивизиона сторожевых кораблей обосновался на Сенге (Год.) 12. Жених Василий Фрянсков крупный глазастый с крутыми квадратной формы скулами стоял впереди возле кабины (Фом.) 13. На площади Толстого усаженную каннами клумбу медленно огибал грузовик (Первом.) 14. Он Цагеридзе любит открытую светлую а не вынужденную откровенность (Сарт.) 15. Читал я где-то как однажды этот самый Наполеон император французский сказал От великого до смешного один шаг (Сарт.)

II. 1. И я заметив это сомнение выражением лица умолял ее сказать мне все но она сказала Нынче говорят в университете уже мало занимаются науками и подозвала свою собачку Сюзетку (Л. Т.) 2. Там проскакал сломя голову жандарм от губернатора к доктору и всякий знает что ее превосходительство изволит родить хотя по мнению разных кумушек и бабушек об этом заранее знать не следовало бы Все спрашивают что дочку или сына (Гонч.) 3. Начали и мы тропическую жизнь блаженное безделье лежанье в длинных камышовых креслах на палубе в прозрачной полной света тени (Бун.) 4. Совсем стемнело тихо зашептался с лесом дождь А когда мы выбежали на балкон дачи под парусиновый навес к чайному столу освещенному свечами в колпачках дождь уже лил как из ведра (Бун.) 5. Александр Львович прожил большую жизнь Был и придворным куртизаном чин его был обергоф-маршал и директором театров и знаменитым петербургским хлебосолом и как-то не удержался ни тут ни там не осел нигде и ехал сейчас за границу дошучивать свободное время которого кстати было много (Тын.) 6. Гриша маленький быстрый каюр в мягких унтах был молчалив Он невозмутимо сосал трубку и казалось ничего не видел ни Славки ни Колоколова ни оленей ни снующих вокруг ребятишек (Лавров) 7. Словом когда стало известно что правительством деньги на постройку моста Красноярску отпущены и что специалисты мостовики приедут а рабочих город должен выставить своих поднялось прямо невообразимое всем захотелось пойти на это строительство (Сарт.) 8. У стенок и на всем пространстве рейда теснятся суда крейсер лидеры эскадренные миноносцы сторожевые корабли быстроходные тральщики торпедные катера катера охотники основные силы флота (Год.) 9. Только к рассвету когда открылся керченский маяк и берега Крыма поросшие редкой сгоревшей травой мы вошли в зеленый и мутный пролив и шторм утих (Пауст.).

III. 1. Дело большое воевать со шведами грызя чубук проговорил Петр У собеседников насторожившиеся глаза поблескивали каминными огоньками Двенадцать тысяч саксонцев сила добрая Датский флот Гм Рыцари да паны Это еще бабушка в решете видела Шведы шведы Первое в Европе войско Трудно вам что-нибудь посоветовать (А. Н. Т.) 2. Наткнешься на сатирические и философские сочинения господина Вольтера и долго упиваешься милым й манерным слогом перевода Государи мои Эразм сочинил в шестомнадесять столетии похвалу дурачеству манерная пауза точка с запятою вы же приказываете мне превознесть пред вами разум (Бун.) 3. Когда поезд прогремев по туннелям вырвался наконец из желтых гор и как-то с размаху во всю свою даль и синеву развернулось море Леля бросилась к окну вскрикнула потом оглянулась на мать и на глазах ее Анна Петровна увидела неожиданные слезы (Пауст.) 4. Константин проснулся с чувством отлично выспавшегося и отдохнувшего человека с радостным ощущением ясного и теплого утра которое должно было быть в комнате но не размыкая глаз наслаждался и молодым здоровьем своего тела и бодрыми трелями трамвайных звонков с улицы и влажными шлепающими звуками за окнами казалось сбрасывают с крыш мокрый снег и поскрипываньем рассохшегося паркета от движений Аси по комнате и приглушенно тихим голосом радио из-за стены передавали гимнастику а когда открыл глаза то на секунду зажмурился от почти весеннего света и воздуха который имел запах земляничного мыла тончайшей пыли (Бонд.)

IV. 1. Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним Они спросили меня откуда я помолчали посторонились Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом Картина была чудесная около огней дрожало и как будто замирало упираясь в темноту круглое красноватое отражение пламя вспыхивая изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет острые длинные тени врываясь на Мгновенье в свою очередь добегали до самых огоньков мрак боролся со светом Иногда когда пламя горело слабее и кружок света суживался из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова гнедая с извилистой проточиной или вся белая внимательно и тупо смотрела на нас проворно жуя длинную траву и снова опускаясь тотчас скрывалась Только слышно было как она продолжала жевать и отфыркивалась Из освещенного места трудно разглядеть что делается в потемках и потому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы, и леса (Т.) 2. Но больше всего на веки вечные запомнил я как нежно гладили они руки твои чуть шершавые и такие теплые и прохладные как они гладили мои волосы и шею и грудь когда я в полусознании лежал на постели И когда бы я ни открыл глаза ты всегда была возле меня и ночник горел в комнате и ты глядела на меня своими запавшими очами будто из тьмы сама вся тихая и светлая будто в ризах Я целую чистые святые руки твои Ты проводила на войну сыновей если не ты так другая такая же как ты иных ты уже не дождешься вовеки а если эта чаша миновала тебя так она не миновала другую такую же как ты Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле и если стоят скирды на поле и бегут по рельсам поезда и вишни цветут в саду и пламя бушует в домне и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели когда он заболел или ранен все это сделали руки матери моей моей и его и его (Фад.)

Упражнение 387 . Перепишите отрывки, взятые из изданий XIX века, расставляя знаки препинания и заменяя прописные буквы строчными в соответствии с современными правилами.

1. - Как? сказал Юрий ты тот знаменитый гражданин …

И, барин! я просто гражданин нижегородский и ничем других не лучше. Разве ты не видел, как все граждане наперерыв друг перед другом отдавали свои имущества? на мне хоть это платье осталось а другой последнюю одежонку притащил на площадь: так мне ли хвалиться, боярин!

Но разве не ты первый …

Ну, да … я первый заговорил - так что же?.. великое дело!.. нельзя ж всем разом говорить; не я, так заговорил бы другой, не другой, так третий … а скажи-ка, боярин, уж не хочешь ли и ты пристать к нам? ты целовал крест королевичу Владиславу; а душа-то в тебе все-таки русская.

(Загоскин)

2. На вопрос, далеко ли деревня Заманиловка, мужики сняли шляпы, и один из них, бывший поумнее и носивший бороду клином, отвечал: «Маниловка может быть, а не Заманиловка?»

«Ну, да, Маниловка».

«Маниловка! а как проедешь еще одну версту, так вот тебе, то есть так прямо направо».

«Направо?» отозвался кучер.

«Направо» сказал мужик. «Это будет тебе дорога в Маниловку; а Заманиловки никакой нет. Она зовется так, то есть ее прозвание Маниловка, а Заманиловки тут вовсе нет. Там прямо на горе увидишь дом, каменный в два этажа, господский дом, в котором то есть, живет сам господин. Вот это тебе и есть Маниловка, а Заманиловки совсем нет никакой здесь, и не было».

Упражнение 388 . Перепишите стихотворение С. Я. Маршака, расставив знаки препинания.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

У последней

На последней

Собралась компания

Знаков препинания

Прибежал

Восклицательный знак

Никогда он не молчит —

Оглушительно кричит

Притащился кривоносый

Вопросительный знак

Задает он всем вопросы

Явились запятые

Девицы завитые

Живут они в диктовке

На каждой остановке

Прискакало двоеточие

Прикатило многоточие

И прочие и прочие и прочие

Заявили запятые

Мы особы занятые

Не обходится без нас

Ни диктовка ни рассказ …

Если нет над вами точки

Запятая знак пустой

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой

Двоеточие мигая

Закричало Нет постой

Я важней чем запятая

Или точка с запятой

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой

В оба глаза я гляжу

За порядком я слежу

Нет сказало многоточие

Еле глазками ворочая

Если вам угодно знать

Я важней чем прочие

Там где нечего сказать

Ставят многоточие

Вопросительный знак

Удивился То есть как

Восклицательный знак

Возмутился То есть как

Так сказала точка

Точка одиночка

Мной кончается рассказ

Значит я важнее вас

Упражнение 389 . Перепишите приведенные ниже отрывки, расставляя знаки препинания, а затем сверьте написанное с оригиналом (для этого желательно взять одно из последних изданий произведений писателя). Исправьте и объясните ошибки, если они будут сделаны, и укажите допустимые правилами пунктуационные варианты.

I. Одна из главных выгод охоты любезные мои читатели состоит в том что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место что для человека незанятого весьма приятно Правда иногда особенно в дождливое время не слишком весело скитаться по проселочным дорогам брать «целиком» останавливать всякого встречного мужика вопросом Эй любезный Как бы нам проехать в Мордовку а в Мордовке выпытывать у тупоумной бабы работники-то все в поле далеко ли до постоялых двориков на большой дороге и как до них добраться и проехав верст десять вместо постоялых двориков очутиться в помещичьем сильно разоренном селе Худобубнове к крайнему изумлению целого стада свиней погруженных по уши в темно-бурую грязь на самой середине улицы и нисколько не ожидавших что их обеспокоят Не весело также переправляться через животрепещущие мостики спускаться в овраги перебираться вброд через болотистые ручьи не весело ехать целые сутки по зеленоватому морю больших дорог или чего боже сохрани загрязнуть на несколько часов перед пестрым верстовым столбом с цифрами 22 на одной стороне и 23 на другой не весело по неделям питаться яйцами молоком и хваленым ржаным хлебом Но все эти неудобства и неудачи выкупаются другого рода выгодами и удовольствиями.

(И. С. Тургенев. «Лебедянь».)

II. Каштанка потянулась зевнула и сердитая угрюмая прошлась по комнате Она обнюхала углы и мебель заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного Кроме двери которая вела в переднюю была еще одна дверь Подумав Каштанка поцарапала ее обеими лапами и вошла в следующую комнату Тут на кровати укрывшись байковым одеялом спал заказчик в котором она узнала вчерашнего незнакомца Рррр заворчала она но вспомнив про вчерашний обед завиляла хвостом и стала нюхать

Она обнюхала одежду и сапоги незнакомца и нашла что они пахнут лошадью Из спальни вела куда-то еще одна дверь тоже затворенная Каштанка поцарапала эту дверь налегла на нее грудью отворила и тотчас же почувствовала странный очень подозрительный запах Предчувствуя неприятную встречу ворча и оглядываясь Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад Она увидела нечто неожиданное и страшное Пригнув к земле шею и голову растопырив крылья и шипя прямо на нее шел серый гусь Несколько в стороне от него на матрасике лежал белый кот увидев Каштанку он вскочил выгнул спину и в дугу задрал хвост взъерошил шерсть и тоже зашипел Собака испугалась не на шутку но не желая выдавать своего страха громко залаяла и бросилась к коту Кот еще сильнее выгнул спину зашипел и ударил Каштанку лапой по голове Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем в это время гусь подошел сзади и больно долбанул ее клювом в спину Каштанка вскочила и бросилась на гуся.

(А. П. Чехов. «Каштанка».)

III. Впереди лодки далеко на горизонте из черной воды моря поднялся огромный огненно-голубой меч поднялся рассек тьму ночи скользнул своим острием по тучам в небе и лег на грудь моря широкой голубой полосой Он лег и в полосу его сияния из мрака выплыли невидимые до той поры суда черные молчаливые обвешанные пышной ночной мглой Казалось они долго были на дне моря увлеченные туда могучей силой бури и вот теперь поднялись оттуда по велению огненного меча рожденного морем поднялись посмотреть на небо и на все что поверх воды Их такелаж обнимал собой мачты и казался цепкими водорослями поднявшимися со дна вместе с этими черными гигантами опутанными их сетью И он опять поднялся кверху из глубин моря этот страшный голубой меч поднялся сверкая снова рассек ночь и снова лег уже в другом направлении И там где он лег снова всплыли остовы судов невидимых до его появления

Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде как бы недоумевая Гаврила лежал на дне закрыв лицо руками а Челкаш толкал его ногой и шипел бешено но тихо

Дурак это крейсер таможенный Это фонарь электрический Вставай дубина Ведь на нас свет бросят сейчас Погубишь черт и себя и меня Ну И наконец когда один из ударов каблуком сапога сильнее других опустился на спину Гаврилы он вскочил все еще боясь открыть глаза сел на лавку и ощупью схватив весла двинул лодку.

(М. Горький. «Челкаш».)