Промышленность индии.

  • ознакомить с особенностями формирования сучасной территории государства в ХХ ст;
  • ознакомить с культурно-историческими особенностями страны;
  • ознакомить с природными условиями и природными ресурсами Индии;
  • расширить знания о населении Индии;
  • Познакомить учащихся с особенностями современного развития хозяйства страны;
  • сформировать у учащихся понятие о роли страны в регионе.
  • Ход урока

    Индия (Республика Индия)

    • Площадь - 3165,6 тыс. км (7-е место среди государств мира)
    • Население - 1020,0 млн чел. (2-е место)
    • ВВП (2000 г.) - 1825 млрд долл. (5-е место)
    • ВВП на душу населения - 1800 долл. (135-е место)
    • Государственный строй: парламентская федеративная республика в составе Содружества

    Индия - страна древней цивилизации. В III тыс. до н. э. дравиды, живших в долине р. Инд, создали самобытную Хараппскую цивилизацию. Около ХV в. до н. э. в северную Индию пришли племена ариев, вытеснили дравидов на юг. От этих древних народов происходят современные индийцы.

    Культурно-исторические особенности страны

    На протяжении своей истории, Индия сумела сохранить древние культурные традиции, одновременно перенять новые обычаи и идеи от завоевателей и иммигрантов и распространить свое культурное влияние на другие регионы Азии .

    В индийском обществе, большим уважением пользуются традиционные семейные ценности.

    • Архитектура

    Индийская архитектура является одной из областей, в которой наиболее ярко представлено разнообразие индийской культуры. Большая часть архитектурных памятников Индии, включая такие замечательные монументы как Тадж-Махал и другие примеры монгольской и южноиндийской архитектуры, представляют собой смешение древних и разнородных местных традиций различных регионов Индии и зарубежья.

    • Литература

    Наиболее ранние произведения индийской литературы на протяжении многих веков передавались устно и только позднее были записаны. К ним относится санскритская литература - Веды, эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», драма «Абхигьяна-Шакунтала», и классическая санскритская поэзия махакавья - и тамильский литература Санг.

    Особенности экономико-географического положения и природных условий

    Административно-территориальное деление

    Главными особенностями ЭГП Индии являются:

    • Расположена в Южной Азии, почти симметрично Северного тропика
    • Омывается водами Индийского океана; у южных берегов Индии проходят морские пути из Средиземного моря в Тихий океан
    • Имеет ряд нерешенных территориальных вопросов с Пакистаном и Китаем, осложняет отношения между странами
    • Рельеф затрудняет развитие экономических связей с северными соседями

    Природные условия Индии

    Природные условия Индии разнообразны:

    • Рельеф:

    Гималаи - цепь хребтов со средней высотой 3-4 тыс. м на севере страны

    Плоскогорье Декан

    • Климат:

    Территория расположена в тропическом и субэкваториальном поясах с типичным муссонным климатом

    Годовая температура - +25 ... +27 С

    Огранка алмазов

    Сельское хозяйство Индии

    Доминирующая отрасль индийской экономики, имеет ярко выраженную растениеводческую направленность

    По объему сельскохозяйственного производства государство занимает 4-е место в мире и является одним из крупнейших производителей чая, арахиса, сахарного тростника, зернобобовых, джута, некоторых специй

    2-е место в мире (после КНР) по производству риса, 3-е - по производству табака, 4-е - по производству пшеницы и хлопка

    Виды сельского хозяйства Индии

    • Животноводство

    15% мирового поголовья крупного рогатого скота (тягловая сила)

    Мелкий рогатый скот

    Птицеводство

    Свиноводство

    Морское и речное рыболовство

    • Растениеводство

    Зерновые (рис, пшеница, просо)

    Бобовые (фасоль, арахис)

    Технические

    Табаководство

    Пряности (черный перец, гвоздика, кардамон)

    Бананы и ананасы (1-е место в мире)

    На территории Индии представлены почти все виды транспорта:

    • Железнодорожный (протяженность 62 тыс. км, 5-е место в мире, большинство железных дорог - узкоколейные; 10,5 тыс. км электрифицированы)
    • Автомобильный (протяженность автострад более 30 тыс. км, общая протяженность автогужевых дорог - 1600 тыс. км)
    • Морской (осуществляет большую часть внешнеторговых перевозок страны, 90% морского грузооборота приходится на восемь главных портов, крупнейший из которых - Мумбай)
    • Воздух (обслуживает международные и внутренние авиалинии, много транзитных рейсов из Европы в Юго-Восточную Азию и Австралию)

    • Индия - чрезвычайно миролюбивое государство, никогда не вторгалась в другие страны за последние 100000 лет истории.
    • Название "Индия" происходит от названия реки Инд, в долине которой находились дома первых поселенцев. Арийские верующие называли реку Инд Синдх.
    • В Индии были изобретены шахматы.
    • Индия является наиболее демократической страной в мире, также это шестая по величине страна в мире, и одна из наиболее древних цивилизаций.
    • Индия имеет наибольшее количество почтовых отделений в мире!
    • Храм Лотоса в Индии является одним из самых посещаемых храмов в мире, за год порог переступает более 50 миллионов человек.

    • Самым большим работодателем в Индии являются Индийские железные дороги, обеспечивающие рабочими местами более миллиона человек.
    • Индия была одной из богатейших стран за время британского правления в начале 17 века. Христофор Колумб, привлеченый богатством Индии, отправился в поисках морского пути в Индию, но прибыл в Америку и открыл ее ошибочно.
    • Алгебра, тригонометрия и вычисления также возникли в Индии. Квадратичные уравнения использовались Шридхарачарею еще в 11 веке. Наибольшее число, которое использовало большинство греков и римлян было 106 в то время как индейцы использовали числа 10 * 53 (то есть 10 в степени 53) с конкретными названиями, еще в 5000 до н.э. в течении ведического периода. Даже сегодня, наибольшее используемое число - Tера - 10 * 12 (10 в степени 12).
    • К 1896 году Индия была единственным источником алмазов в мире (

    Несмотря на ускоренное развитие индустрии, Индии в мировом промышленном производстве остается незначительной - 1,3%. В то же время если вспомнить, что на все развивающиеся страны, которых насчитывается более сотни, приходилось в середине 70-х годов 8,7% мировой продукции обрабатывающей промышленности, то Индия предстает как одна из крупнейших индустриальных держав среди развивающихся стран. Промышленность страны включает разнообразнейшие формы производства - от современных мощных фабрично-заводских предприятий государственного сектора индийского и иностранного монополистического капитала до промыслов и ремесел, составляющих наследственную профессию каст миллионов кустарей и ремесленников.

    Между этими полюсами существует множество переходных форм мелкотоварного производства, начального капиталистического предпринимательства, мелкой средней капиталистической промышленности.

    Известно, что опережающее развитие энергетики - необходимая создания тяжелой индустрии, повышения производительности труда во всех сферах производства, модернизации отсталых секторов хозяйства. В общем энергетическом балансе Индии продолжают преобладать непромышленные виды энергии; бытовое потребление топлива (в основном для приготовления пищи) почти целиком обеспечивается дровами, кизяком, сельскохозяйственными отходами. В стране прилагаются большие усилия, чтобы увеличить добычу угля, ресурсами которого она обеспечена лучше по сравнению с другими энергетическими источниками. За годы независимости угледобыча почти утроилась, превысив 100 млн. т в начале 80-х годов. Существенное воздействие на размещение и функционирование хозяйства оказывает угольной промышленности на северо-востоке полуостровной части страны: и разрезы, сосредоточенные на протяжении 300 км по долине р. , дают свыше 2/3 всего добываемого угля, в том числе весь коксующийся. Это вызывает длительные и дорогостоящие перевозки. составляет % всех грузов, перевозимых железными дорогами. Освоение угольных месторождений, расположенных вне Дамодарского бассейна, - одна из официально поставленных в Индии задач.

    Небольшие современные механизированные предприятия образуют наиболее быстро развивающийся сектор мелкой промышленности. Потенциально они обладают возможностями специализироваться на производстве узлов и деталей для фабричных предприятий. Однако пока «японский» кооперации мелкой и крупной промышленности не получил широкого распространения в Индии.

    Индия - одна из крупнейших железнодорожных держав : к концу 70-х годов протяженность ее железных дорог достигла почти 62 тыс. км, из них половина имеет узкую колею метровой ширины.

    Первые железные дороги были проложены в начале 1850-х годов как классические «линии проникновения» от главных портов в глубь страны. После подавления Великого народного восстания 1857-1859 гг. строительство железных дорог стало главным орудием стратегического и экономического упрочения британского господства в Индии. Основные железные дороги, соединив порты между собой и с внутренними территориями, оставили связь глубинных районов друг с другом крайне слабой. Созданная к началу XX в. железнодорожная сеть позволила выкачивать сырье из глубинных районов, содействуя росту Калькутты, Бомбея, Мадраса и стимулируя в них возникновение фабричной промышленности. В то время как главные порты были связаны между собой ширококолейными путями, обширные внутренние территории (прежде всего княжества , территории Катхиявара и Раджастхана), а также -ское левобережье, получили лишь метровой колеи. Унаследовав большую по протяженности железнодорожную сеть, независимая Индия была поставлена перед задачей усиления межрайонных связей и изменения сети в интересах национального развития.

    При большой протяженности железнодорожной сети основные перевозки грузов и пассажиров сосредоточены на нескольких магистральных направлениях ширококолейных дорог, связывающих Калькутту, Дели и Мадрас. Основная грузов, перевозимых по железным дорогам, - уголь, железная руда и другая продукция горнодобывающей промышленности, которые в сумме образуют около половины общего грузопотока. Среди готовых промышленных изделий в наибольших количествах перевозятся и продукция черной металлургии, а также . Важную роль играют перевозки зерновых. Железные дороги выполняют основную транспортную работу: на них приходится 3/4 грузовых и половина пассажирских перевозок.

    За годы независимости протяженность автогужевых дорог почти утроилась , достигнув к концу 70-х годов 1 200 тыс. км. Однако лишь 480 тыс. км составляют дороги с твердым покрытием - «пакка», так называют в Индии дороги, проходимые круглый год. Крупнейшие города страны соединены между собой национальными автострадами, асфальтированными, обсаженными тенистыми деревьями. Но их общая протяженность составляет лишь 29 тыс. км. Национальные автострады расширяются и реконструируются. Индийский участок сооружаемой трансазиатской магистрали - проходит по направлению - Дели - Агра - - - Калькутта, что еще более усиливает значение этой главной североиндийской автострады.

    Однако 3/4 дорог Индии - это грунтовые «качча», которые становятся в сезоны дождей труднопроходимыми. Тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира. Почти % сельских дорог считается непригодной для движения моторизованного транспорта. Упряжка волов или буйволов - основное средство передвижения крестьян, для доставки товаров на ближайший местный рынок «манди» - в среднем на расстояние 15-20 км. Гужом перевозится 200 млн. т грузов в год - столько же, сколько железными дорогами страны. Замена крестьянских упряжек моторизованными видами транспорта - длительный процесс, связанный с улучшением сельских дорог, повышением стоимостной ценности сельскохозяйственной продукции, удешевлением средств доставки и т. д.

    Не менее роль автотранспорта в грузовых и особенно пассажирских перевозках быстро возрастает. В конце 1970-х годов автобусы перевозили 10 млрд. пассажиров в (железные дороги - 2,4 млрд.). Доля автотранспорта в грузовых перевозках повысилась с 1950 до 1980 г. втрое. К сожалению, развитие автомобильных перевозок затруднено тем, что они находятся в ведении правительств отдельных штатов и для переезда автомашин из одного штата в другой необходимо получение специальных разрешений. Посты, инспекции, налогообложение, существующие на всех дорогах при переезде из одного штата в другой, замедляют и удорожают грузовые автомобильные перевозки.

    Индия - морская . осуществляет большую часть внешнеторговых грузоперевозок страны. Почти 90% морского грузооборота перерабатывается восемью главными портами. Крупнейший среди них - Бомбей, через который в конце 70-х годов проходило 17-18 млн. т. , длительное время главенствовавшая в колониальный , находится в трудном положении. , в которой находится город-порт, быстро мелеет. Сооружение глубоководного аванпорта Халдии должно облегчить сложившееся . Крупнейшие порты Южной Индии - , Коччи. Наиболее быстро растут порты, специализирующиеся на вывозе железной руды, которая в годы независимости стала одним из главных экспортируемых Индией товаров. Благодаря этому порт Мармаган () выдвинулся по грузообороту на второе место в стране, был создан новый специализированный Парадип, быстро расширился Вишакхапатнама. порт Кандла, созданный в экономически пока слаборазвитой части Гуджарата, растет медленно.

    Существенный прогресс за годы независимости достигнут в развитии авиатранспорта как на международных, так и на внутренних линиях. На комфортабельном самолете за пару часов можно перебраться из одного конца страны в другой. Начали появляться в промышленных районах специализированные виды транспорта: трубопроводы, канатные дороги. Внешние экономические связи. Индии в годы независимости динамично развивается, при этом не просто расширяется ее объем, но изменяется структура товарооборота и география внешних связей страны. Объем импорта почти постоянно превышает экспорт. Это связано с резким увеличением стоимости импортируемых нефти и нефтепродуктов, поглощающих свыше У4 средств, расходуемых на импорт. Второе место во ввозе занимают машины и оборудование, далее следуют черные и цветные . Среди капиталистических торговых партнеров Индии в импорте преобладают , в экспорте - . Великобритания, господствовавшая во внешней торговле страны в колониальный период, ныне отодвинулась на третье место. Значителен объем внешнеторговых операций Индии с . Расширяются торговые связи с развивающимися странами, особенно Азии и бассейна Тихого океана. Страны Ближнего и Среднего Востока - основные поставщики нефти, превосходящие другие государства по стоимости импорта и объему отрицательного сальдо внешнеторгового баланса Индии.

    Важную роль в индустриализации, достижении хозяйственной самостоятельности и укреплении государственного сектора играет экономическое сотрудничество Индии с социалистическими странами, и в первую очередь с . Экономические связи между нашими странами развиваются на основе межправитель-ственньгх соглашений экономическом и техническом сотрудничестве. В результате успешной реализации этих соглашений в Индии с помощью СССР сооружены и введены в эксплуатацию 50 промышленных и других объектов в отраслях государственного сектора. Среди них такие мощные новостройки, Kajc введенные в и расширяющиеся металлургические комбинаты в и Бокаро, угольные шахты, железорудные разработки, нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы, электростанции, заводы тяжелого машиностроения в Ранни, горношахтного оборудования в Дур-гапуре, тяжелого электрооборудования в Хардваре, завод приборостроения в , предприятия медицинской промышленности в Ришикеше, Хайдарабаде и Мадрасе. В 1979 г. было подписано соглашение об оказании технического содействия СССР в строительстве нового металлургического завода близ Вишакхапат-нам.

    Построенные в Индии при экономическом и техническом содействии других стран предприятия выплавляют 33% всей стали, добывают 16% железной руды и 60% нефти, производят 20% электроэнергии, практически все металлургическое оборудование и значительную часть горнодобывающего оборудования.

    Большую роль играет помощь Советского Союза Индийской Республике в подготовке технических и научных кадров. Символом научно-технического сотрудничества наших стран стал запуск в 1975 и 1979 гг. советскими ракетами-носителями первых индийских научных спутников Земли - «Ариабата» и «Бха-скара».

    В марте 1979 г. была подписана Долгосрочная программа экономического, торгового и научно-технического сотрудничества между СССР и Индией. программа рассчитана на 10-15 лет и предусматривает дальнейшее развитие сотрудничества в строительстве в Индии промышленных и других объектов, включая сотрудничество на компенсационной основе в различных отраслях тяжелой и легкой промышленности. В декабре 1980 г. во время официального дружественного визита Генерального секретаря и Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева в Индию были подписаны Совместная советско-индийская , соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве и торговое соглашение на 1981-1985 гг.

    Одним из элементов внешних экономических связей является международный , приносящий стране определенную часть дохода в иностранной валюте. Число иностранных туристов за последние полтора десятилетия быстро растет. В 1960 г. Индию посетило 120 тыс. туристов, а в 1979 г. - около 800 тыс. Из них больше половины прибыли из стран Западной Европы и Северной Америки.

    В структуре национального хозяйства страны за годы независимости и проводимого правительством плана индустриализации экономики про-изошли существенные сдвиги — возросла доля промышленности , осо-бенно тяжёлой, при сокращении доли лёгкой и пищевой, значительно снизалась доля сельского хозяйства и увеличилась доля непроизводст-венной сферы.

    Основу энергетики Индии составляет угольная промышленность. Ежегодно Индия добывает около 350 млн. тонн угля и только 30-35 млн. тонн нефти. Быстрыми темпами растёт производство электро-энергии (более 700 млрд. кВт ч). Построены несколько АЭС и ряд крупных ГЭС.

    При содействии бывшего СССР Индия обрела мощную чёрную ме-таллургию , войдя в десятку крупнейших производителей стали. Круп-нейшие центры чёрной металлургии — Бхилаи, Бокаро, Джамшедпур, Дургапур, Роуркела — сосредоточены на востоке страны, где сформиро-валась главная угольно-металлургическая база страны — «Индийский Рур». Получила развитие и цветная металлургия , особенно производство алюминия (Синграул и Хиракуд).

    Машиностроение Индии имеет сложную структуру и представлено различными отраслями. Индия производит автомобили, локомотивы, ва-гоны, суда, металлорежущие станки, разнообразную электротехнику и электронику, сельскохозяйственную технику. Развивается оборонный комплекс, включая авиаракетную и танковую промышленность. Основ-ными машиностроительными центрами Индии являются Бомбей, Каль-кутта, Дели, Мадрас, Хайдарабад, Бангалор, Ранчи.

    В структуре химической промышленности господствующее положе-ние занимает производство минеральных удобрений, однако постоянно увеличивается доля и других отраслей. Растёт выпуск продукции нефте-переработки, химических волокон, синтетического каучука, пластмасс и фармацевтической продукции. Важнейшими центрами химической про-мышленности страны стали Бомбей, Вишакхапатнам, Дели, Синдри, Кочин, Мадрас и др.

    Традиционными отраслями хозяйства остаются лёгкая и пищевая промышленность . В Индии развито производство практически всех видов тканей: хлопчатобумажных, джутовых, шёлковых, шерстяных, из синте-тических и искусственных волокон. По производству всех видов тканей Индия занимает 3 место в мире, а по производству джутовых изделий Индия является абсолютным мировым лидером. Крупнейшими центрами лёгкой промышленности являются Калькутта, Ахмадабад, Бомбей, Дели, Мадурай, Канпур. Среди отраслей пищевой промышленности экспортное значение имеют чайная, сахарная и маслобойная. Материал с сайта

    Совершено особое место в Индии занимают софт-индустрия , то есть производство программного, обеспечения, и киноиндустрия . Основными центрами софт-индустрии в последние годы стали Дели, Бомбей, Мадрас, Хайдарабад, Бангалор, Джайпур, Пуна и Нойда. Основными покупателя-ми индийских компьютерных программ являются США (59%), страны Европейского союза (22%) и Япония (4%). Главным центром киноинду-стрии Индии является Бомбей. По производству художественных кино-фильмов (более 700) Индия занимает 1 место в мире.

    ИНДИЯ

    Территория - 3,28 млн. км 2 . Население - 935,5 млн. чел. Столица - Дели.

    Географическое положение, общие сведения.

    Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан. В ее состав также входят Лаккадивские острова в Аравийском море, Андаманские и Никобарские в Бенгальском заливе. Индия граничит с Пакистаном, Афганистаном, Китаем, Непалом, Бутаном, Бангладеш, Мьянмой. Максимальная протяженность Индии - с севера на юг - 3200 км, с запада на восток - 2700 км.

    ЭГП Индии благоприятствует развитию хозяйства: Индия находится на морских торговых путях из Средиземноморья в Индийский океан, на полпути между Ближним и Дальним Востоком.

    Индийская цивилизация возникла еще в третьем тысячелетии до н. э. В течение почти двух веков Индия была колонией Англии. В 1947 году Индия получила независимость, а в 1950 г. была провозглашена республикой в составе Британского Содружества.

    Индия - федеративная республика, состоящая из 25 штатов. Каждый из них имеет свое законодательное собрание и правительство, но при сохранении сильной центральной власти.

    Природные условия и ресурсы.

    Основная часть территории расположена в пределах Индо-Гангской низменности и Деканского плоскогорья.

    Полезные ископаемые Индии значительны и разнообразны. Основные залежи расположены на северо-востоке страны. Здесь находятся крупнейшие железорудные, каменноугольные бассейны, месторождения марганцевой руды; это создает благоприятные условия для развития отраслей тяжелой промышленности.

    Разнообразны полезные ископаемые Южной Индии - это бокситы, хромиты, магнезиты, бурый уголь, графит, слюда, алмазы, золото, монацитовые пески, руды черных металлов, каменный уголь; в штате Гуджарат и на континентальном шельфе - нефть.

    Климат страны - в основном муссонный субтропический и тропический, на юге - экваториальный. Средняя годовая температура - около 25°С, только зимой в горах она опускается ниже 0°. Распределение осадков по сезонам и по территории - неравномерное - 80% их приходится на лето, наибольшее их количество получают восточные и горные районы, наименьшие - северо-запад.

    Земельные ресурсы - природное богатство страны, так как значительная часть почв обладает высоким плодородием.

    Леса занимают 22% площади Индии, но леса на хозяйственные нужды не хватает.

    Реки Индии имеют большой энергетический потенциал, а также являются основным источником искусственного орошения.

    Население.

    Индия - второе государство мира по численности населения (после Китая). В стране очень высокие темпы воспроизводства населения. И хотя пик "демографического взрыва" уже в целом пройден, демографическая проблема еще не потеряла остроту.

    Индия - самая многонациональная страна мира. В ней живут представители нескольких сотен наций, народностей и племенных групп, находящихся на разных ступенях социально-экономического развития и говорящих на разных языках. Они относятся к европеоидной, негроидной, австралоидной расам и дравидийской группе.

    Преобладают народы индоевропейской семьи: хиндустанцы, маратхи, бенгальцы, бихарцы и т.д. Официальные языки в стране - хинди и английский.

    Более 80% жителей Индии - индуисты, 11% - мусульмане. Сложный этнический и религиозный состав населения нередко приводит к конфликтам и росту напряженности.

    Размещение населения Индии отличается большой неравномерностью, так как издавна в первую очередь заселялись плодородные низменности и равнины в долинах и дельтах рек, на морских побережьях. Средняя плотность населения - 260 чел. на 1 км 2 . Несмотря на этот высокий показатель, и теперь существуют малонаселенные и даже безлюдные территории.

    Уровень урбанизации достаточно низкий - 27%, но число больших городов и городов-"миллионеров" постоянно увеличивается; по абсолютному числу горожан (220 млн. чел.) Индия занимает 2-е место в мире. Но, тем не менее, большая часть населения Индии живет в многолюдных деревнях.

    Рисунок 11. Экономическая карта Индии.
    (для увеличения изображения нажмите на рисунок)

    Промышленность, энергетика.

    Индия - развивающаяся аграрно-индустриальная страна с огромными ресурсами и людским потенциалом. Вместе с традиционными для Индии отраслями (сельское хозяйство, легкая промышленность) развиваются добывающая и обрабатывающая промышленность.

    В настоящее время 29% ВВП приходится на промышленность, 32% - на сельское хозяйство, 30% - на сферу услуг.

    Энергетика. Создание энергетической базы началось в стране с создания ГЭС, но среди вновь построенных в последние годы электростанции преобладают ТЭС. Основной источник энергии - уголь. В Индии развивается также атомная энергетика - работают 3 АЭС.

    Производство электроэнергии на душу населения пока еще очень невелико.

    Черная металлургия. Это развивающаяся отрасль. Современный уровень - 16 млн. т стали (1993 г.). Отрасль представлена предприятиями, расположенными в основном на востоке страны (Калькуттско-Дамодарский промышленный пояс), а также в штатах Бихар, Адхра-Прадеш и др.

    Цветная металлургия также развита на востоке. Выделяется алюминиевая промышленность, базирующаяся на местных бокситах.

    Машиностроение. Индия выпускает разнообразную продукцию станкостроения, транспортного машиностроения (телевизоры, суда, автомобили, тракторы, самолеты и вертолеты). Отрасль интенсивно развивается.

    Ведущие центры машиностроения - Бомбей, Калькутта, Мадрас, Хайдарабад, Бангалор.

    По объему производства радиоэлектронной промышленности Индия вышла в зарубежной Азии на второе место. В стране производится разнообразная радиоаппаратура, цветные телевизоры, магнитофоны, средства связи.

    Химическая промышленность. В стране с такой ролью сельского хозяйства исключительную важность приобретает производство минеральных удобрений. Растет также значение нефтехимии.

    Легкая промышленность - традиционная отрасль экономики, главные направления - хлопчатобумажная и джутовая, а также швейная. Текстильные фабрики имеются во всех крупных городах страны. В экспорте Индии 25% составляют изделия текстильной и швейной промышленности.

    Пищевая промышленность - также традиционная, производит продукцию для внутреннего и внешнего, рынка. Наиболее широкую известность в мире получил индийский чай.

    Транспорт. Среди других развивающихся стран транспорт Индии достаточно развит. На первом месте по значению стоят железнодорожный транспорт во внутренних перевозках и морской - во внешних.

    Сфера услуг. Крупнейший производитель кинофильмов. Уступает только США. В последние годы получил развитие создание программной продукции для крупнейших корпораций США (1 место в мире).

    Сельское хозяйство.

    Индия - страна древней земледельческой культуры, один из важнейших сельскохозяйственных регионов мира.

    В сельском хозяйстве занято 3/5 ЭАН Индии, но использование механизации пока недостаточно.

    4/5 стоимости продукции сельского хозяйства дает растениеводство, земледелие нуждается в орошении (орошается 40% посевных площадей).

    Основная часть пашни занята под продовольственные культуры: рис, пшеницу, кукурузу, ячмень, просо, бобовые, картофель.

    Главные технические культуры Индии - хлопчатник, джут, сахарный тростник, табак, масличные.

    В Индии два главных сельскохозяйственных сезона - летний и зимний. Сев важнейших культур (риса, хлопка, джута) проводят летом, во время летних муссонных дождей; зимой же высевают пшеницу, ячмень и пр.

    В результате нескольких факторов, в том числе и "зеленой революции", Индия полностью обеспечивает себя зерном.

    Животноводство сильно уступает растениеводству, хотя по поголовью скота Индия занимает первое место в мире. Используется только молоко и шкура животных, мясо практически не употребляется, так как индусы в основном вегетарианцы.

    В приморских районах немалое значение имеет рыболовство.

    Внешнеэкономические отношения.

    Индия пока еще слабо вовлечена в МГРТ, хотя внешняя торговля имеет немалое значение для ее экономики. Основные статьи экспорта - продукция легкой промышленности, ювелирные изделия, сельскохозяйственные товары, медикаменты, топливные ресурсы; растет доля машин и оборудования.

    Крупнейшие торговые партнеры - США, ФРГ, Япония, Великобритания, Гонконг.

    Задачи и тесты по теме "Индия"


    • Основные понятия: западноевропейский (североамериканский) тип транспортной системы, портово-промышленный комплекс, "ось развития", столичный регион, промышленный пояс, "ложная урбанизация", латифундия, шипстейшнз, мегалополис, "технополис", "полюс роста", "коридоры роста"; колониальный тип отраслевой структуры, монокультура, апартеид, субрегион.

      Навыки и умения: уметь оценивать влияние ЭГП и ПГП, историю заселения и развития, особенности населения и трудовых ресурсов региона, страны на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, уровень экономического развития, роль в МГРТ региона, страны; определять проблемы и прогнозировать перспективы развития региона, страны; выделять специфические, определяющие черты отдельных стран и давать им объяснение; находить черты сходства и различия в населении и хозяйстве отдельных стран и давать им объяснение, составлять и анализировать картосхемы и картограммы.

    Одной из наиболее развивающихся стран в мире сегодня считается Индия. Промышленность и сельское хозяйство в значительной мере находятся в государственной собственности. Роль этих сфер в формировании ВВП является существенной. Если на первую из них приходится 29%, то на вторую - 32%. Самая большая доля ВВП (около 39%) принадлежит Главные Индии - это чёрная металлургия, машиностроение, энергетика, лёгкая и химическая промышленность. О них и пойдёт речь далее более подробно.

    Металлургия

    Чёрная металлургия является одной из ключевых областей экономики государства. Это и неудивительно, поскольку страна богата залежами руды и угля. Важнейшим центром области стал город Калькутта, окрестности которого зачастую называют «индийским Руром». Самые крупные металлургические заводы страны располагаются преимущественно в восточных штатах. В целом отрасль работает на обеспечение внутренних нужд государства. Среди всех добываемых экспортирует лишь марганец, слюду, бокситы и некоторые

    Хорошо развитым направлением цветной металлургии можно назвать выплавку алюминия, которая опирается на собственные крупные запасы сырья. Потребность в других цветных металлах удовлетворяется за счёт импорта.

    Машиностроение

    Эта отрасль промышленности в последние годы достигла значительных успехов. Довольно развитыми можно назвать такие направления, как вагоно-, судо-, автомобилестроение и авиационное строительство. Основные отрасли промышленности Индии обеспечиваются за счёт собственного Страна выпускает практически все виды оборудования. В этой сфере функционирует более 40 предприятий, они располагаются в крупнейших городах государства.

    Текстильная промышленность

    Вторым по величине источником занятости в стране стала текстильная промышленность Индии. Согласно аналитическим данным, сейчас в ней заняты около 20 миллионов местных жителей. В 2005 году правительство отменило ряд налогов и сборов в отрасли, что способствовало существенному притоку зарубежных и внутренних инвестиций. После этого за очень короткий промежуток времени данная сфера экономики преобразовалась из деградирующей в быстроразвивающуюся. Её стремительный рост прекратился в 2008 году. Причиной стал мировой кризис и снижение спроса на мировых рынках на текстиль из Индии.

    Промышленность эта перестала быть привлекательной для инвесторов, что привело к сокращению около 800 тысяч из недавно созданных в отрасли рабочих мест. В настоящее время власти предпринимают ряд мер, направленных на ограничение строительства ткацких фабрик. Это делается, прежде всего, в интересах развития небольших предприятий, функционирующих в указанной сфере.

    Химическая промышленность

    Стоимость продукции, которую ежегодно выпускает химическая промышленность Индии, составляет в среднем 32 миллиарда американских долларов. В настоящее время отрасль испытывает ряд проблем, которые обусловлены высокими ценами на сырьё и средства производства, а также конкуренцией, создаваемой импортными товарами.

    Рентабельность данной сферы начала постепенно снижаться ещё в девяностые годы прошлого века. Сейчас в стране постепенно налаживается производство минеральных удобрений, химических волокон, пластмасс и синтетического каучука. Такая сфера, как фармацевтическая промышленность Индии, экспортирует составы и средства в среднем на 18 миллионов долларов в год. Главная проблема отрасли заключается в том, что экспортируется лишь незначительная доля изготовленной продукции. Единственное направление, которое и сейчас продолжает существенно расти, - тонкий органический синтез.

    Энергетика

    Хоть энергетическая промышленность Индии и развивается очень стремительно, бытовые нужды населения в топливе обеспечиваются в основном за счёт дров и сельскохозяйственных отходов. Добыча каменного угля налажена в северо-восточной части государства. Транспортировать его к тепловым электростанциям довольно дорого. Как бы там ни было, на них приходится около 60% вырабатываемой электроэнергии.

    Существенным шагом к созданию современной энергетической системы стало строительство ГЭС и АЭС. Доля первых в объёме производимой электроэнергии составляет 38%, а вторых - 2%.

    Есть в недрах и нефть, однако такая отрасль, как нефтяная промышленность Индии, развита очень слабо. Переработка «чёрного золота» организована намного лучше, однако она основывается в основном на импортном сырье. Основные такие предприятия расположены в крупных портах - Бомбее и Мадрасе.

    Сельское хозяйство

    В структуре сельского хозяйства Индии преобладает растениеводство. Основные выращиваемые пищевые культуры - это пшеница и рис. Важную экспортную роль играют технические сорта, к которым можно отнести хлопок, чай, и табак.

    Доминирование выращивания растений во многом обусловлено климатическими условиями. Дождливый летний сезон обеспечивает идеальные условия для выращивания хлопка, риса и тростника, в то время как менее зависимые от влаги культуры (ячмень и пшеница) сеются в сухую зиму. Таким образом, растениеводство в Индии развивается круглый год. Государство полностью обеспечивает себя продовольственными культурами.

    Во многом из-за индуизма животноводство на территории страны практически не развивается. Дело в том, что эта религия не просто не поощряет употребление мяса, но и называет «грязным» ремеслом даже обработку шкур.

    Заключение

    Развитие промышленности в Индии только набирает обороты. По абсолютным её размерам государство входит в десятку мировых лидеров. Вместе с этим уровень национального продукта, приходящегося на душу населения, является чрезвычайно низким. Не стоит забывать, что Индия - это индустриально-аграрная страна, в которой ещё с колониальных времён сохранилась экономика с преобладающим сельскохозяйственным производством.