Процедура эмиссии. Процедура эмиссии ценных бумаг Сроки эмиссии ценных бумаг

Эмиссия ценных бумаг - это выпуск в обращение акции и облигации, осуществляемые акционерными обществами в процессе их учреждения, а также при увеличении их уставного капитала или привлечении дополнительных финансовых ресурсов.

Различают эмиссию: первичную, вторичную, последующие.

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено федеральными законами, включает следующие этапы:

ь принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

ь утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

ь государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

ь размещение эмиссионных ценных бумаг;

ь государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, не подлежат размещению.

При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.

В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации.

Если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта, он может быть зарегистрирован впоследствии. При этом регистрация проспекта ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом в течение 30 дней с даты получения проспекта ценных бумаг и иных документов, необходимых для его регистрации.

Особенности процедуры эмиссии облигаций Банка России определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами.

Общая характеристика и структура рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг - это сложная организационно-правовая и социально-экономическая структура, которая имеет много различных характеристик. Его структуру можно рассматривать с разных сторон, потому он может быть условно разделен на отдельные сегменты по различным признакам:

по структуре участников (инвесторы, эмитенты, посредники);

по эмитентам и инвесторам (государство, органы местного самоуправления, юридические и физические лица);

по способу торговли ценными бумагами на фондовом рынке;

по виду ценных бумаг (рынок акций, рынок облигаций, рынок государственных ценных бумаг и т.д.);

по гражданству эмитентов и инвесторов (резиденты и нерезиденты);

по географическому признаку, т.е. по территории, на которой обращаются ценные бумаги (национальный, региональный, международный рынок);

* по степени риска (высокорисковый, среднерисковый и малорисковый).

Рассмотрим более подробно рынок ценных бумаг по структуре участников.

Участники рынка ценных бумаг - это физические лица и организации, которые осуществляют операции по купле-продаже ценных бумаг и обслуживают их оборот и расчеты по данным сделкам.

На рынке ценных бумаг существуют следующие группы участников: продавцы, инвесторы, фондовые посредники, организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, органы регулирования и контроля.

Продавцы - это эмитенты и владельцы ценных бумаг.

Инвесторы - это те, кто покупает ценные бумаги, т.е. вкладывает свой реальный капитал (деньги, имущество и т.д.) в ценные бумаги.

Фондовые посредники - это те, кто обеспечивает связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг, т.е. торгует ценными бумагами. Как правило, это организации, которые осуществляют на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность или деятельность по управлению ценными бумагами.

Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, - это организации, выполняющие функции по обслуживанию, контролю и регулированию процесса обращения ценных бумаг.

Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, могут включать:

* организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или внебиржевые организаторы рынка);

* расчетные центры (расчетные палаты, клиринговые центры);

* депозитарии;

* регистраторов;

* информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка.

Организации, контролирующие и регулирующие все виды деятельности на рынке ценных бумаг, это прежде всего - государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг, которые в Российской Федерации включают:

* высшие органы управления (Президент, Правительство, Совет Федерации, Государственная Дума);

* министерства и ведомства (Федеральная служба по финансовым рынкам РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное агентство по по управлению федеральным имуществом РФ и др.);

Центральный банк Российской Федерации.

Продавцы - это эмитенты и владельцы ценных бумаг. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» (ст. 2) эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг инвесторами по осуществлению прав, которые удостоверены ценной бумагой.

Эмитент как участник фондового рынка имеет на нем свои определенные интересы. Он заинтересован, прежде всего, получить денежные ресурсы, что позволит ему решить ряд проблем, например, улучшить управление финансовыми потоками, сделать более мобильными или ликвидными имеющиеся активы компании. Эмитент поставляет на фондовый рынок товар - ценную бумагу, качество которой определяется статусом эмитента, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности, а ликвидность - зачастую простой рекламой, на которую реагирует неопытный инвестор.

Эмитент на рынке оценивается прежде всего с точки зрения инвестиционных качеств выпускаемых им ценных бумаг. В состав эмитентов могут входить:

государственные органы власти:

федеральные органы власти,

региональные органы власти,

местные органы власти;

организации, пользующиеся поддержкой государства;

акционерные общества (корпорации).

Приоритет среди российских эмитентов принадлежит государству. Государственные ценные бумаги, как правило, имеют нулевой риск и привлекательные для инвестора свойства. Они при действительно низком риске обладают вполне приемлемой доходностью и из-за отлаженной технологии торговли - почти абсолютной ликвидностью. Поэтому государство как эмитент ценных бумаг занимает прочные позиции практически во всех странах.

Государственные органы власти различных уровней могут выступать либо гарантами по этим ценным бумагам, либо предоставлять различные льготы.

Акционерные общества подразделяются на предприятия производственного сектора и на организации финансово-кредитной сферы.

Среди финансово-кредитных учреждений лидером по выпуску корпоративных ценных бумаг являются банки. Это объясняется тем, что даже в кризисный период банковская деятельность наиболее прибыльна. Кроме того, условия выпуска и обращения ценных бумаг строго регламентируются Центральным банком РФ. Все это обеспечивает ценным бумагам, выпущенным банками, второе место после государственных ценных бумаг по статусу надежности.

Инвесторы - это покупатели ценных бумаг, основная цель которых - заставить свои средства приносить доход. Они могут быть также заинтересованы в приобретении прав, гарантированных той или иной ценной бумагой. Инвесторы - это те, кто приобретает ценные бумаги в собственность. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» инвестор - это лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Инвесторов можно классифицировать по различным признакам. Главным признаком можно считать их статус. По статусу можно выделить следующих инвесторов:

физические лица;

коллективные инвесторы;

корпоративные (акционерные общества);

государство.

Основными инвесторами на рынке ценных бумаг являются физические лица. Физические лица используют свои сбережения для приобретения ценных бумаг с целью получения дополнительных доходов. Именно они - основные поставщики капитала на рынок ценных бумаг.

Основной круг частных инвесторов, которые вложили свои средства в акции, - это работники приватизированных предприятий.

Коллективные инвесторы - это юридические лица, которые не имеют лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в качестве посредников, но приобретают ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Они выступают как институциональные инвесторы. Состав этой группы инвесторов довольно широк, это:

инвестиционные фонды и компании;

паевые инвестиционные фонды;

кредитные союзы;

пенсионные фонды;

страховые фонды.

Корпоративные инвесторы - это акционерные предприятия и организации, которые располагают денежными средствами, но не имеют возможности осуществлять собственные инвестиции. Их, в свою очередь, можно разделить на две группы: непрофессиональные участники рынка ценных бумаг и профессионалы рынка ценных бумаг.

Непрофессиональные участники рынка ценных бумаг - это предприятия и организации, позиция которых двойственна. С одной стороны, они могут выступать в качестве эмитента ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, с другой стороны, они пытаются вложить временно свободные денежные средства в ценные бумаги других эмитентов с целью получения дополнительного дохода.

Профессиональные участники - это организации (юридические лица), имеющие лицензию на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (инвестиционные компании; банки и другие кредитные институты).

Государство - это федеральные органы власти, субъекты федерации и местные органы власти, которые в ряде случаев могут выступать в качестве инвесторов. Например, государство в лице своих исполнительных органов власти может выступить в качестве стратегического инвестора, цель которого - изменить форму собственности, стабилизировать рынок или получить доход от вложения средств в международные рынки.

Классификацию инвесторов можно проводить в зависимости от целей инвестирования. В этом случае их можно разделить на три группы: стратегические инвесторы, портфельные инвесторы и спекулянты.

Структура рынка ценных бумаг определяется не только структурой участников рынка, но и способом торговли на данном рынке, способом обращения ценных бумаг.

По способу торговли ценными бумагами выделяют следующие рынки:

первичный и вторичный;

организованный и неорганизованный;

биржевой и внебиржевой;

кассовый и срочный;

традиционный и компьютеризированный.

В зависимости от стадии обращения ценной бумаги различают первичный и вторичный рынки.

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, где происходит выпуск ценной бумаги в обращение, т.е. эмиссия и первичное размещение ценных бумаг среди инвесторов.

Первичный рынок выполняет следующие функции:

организация выпуска ценных бумаг;

размещение ценных бумаг;

учет ценных бумаг;

поддержание баланса спроса и предложения.

К основным субъектам первичного рынка ценных бумаг относятся эмитенты и инвесторы. Активными участниками этого рынка являются инвестиционные фонды и финансовые компании, а также коммерческие банки и различные посредники, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг.

К основным операциям первичного рынка ценных бумаг относятся:

определение основных форм размещения выпущенных ценных бумаг;

определение рыночной стоимости ценных бумаг;

оценка инвестиционного риска;

государственная регистрация выпуска;

размещение ценных бумаг;

регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;

назначение реестродержателя.

Выпуск ценных бумаг - это совокупность ценных бумаг данного эмитента, которые предоставляют одинаковый объем прав и имеют одни и те же условия размещения. Решение о выпуске ценных бумаг - это документ об объеме, виде, количестве, целях и сроках выпуска ценных бумаг, который принимается общим собранием акционеров акционерного общества, оформляется отдельным протоколом и регистрируется в органе государственной регистрации ценных бумаг.

В процессе становления и функционирования рынка ценных бумаг в российской практике возникли различные формы размещения ценных бумаг.

Размещение ценных бумаг - это отчуждение ценных бумаг их первым владельцем на основе заключения гражданско-правовых сделок на согласованных с эмитентом условиях.

Основными формами размещения первичного выпуска ценных бумаг являются:

открытая подписка для всех желающих (в этом случае в решении о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки, не могут быть предусмотрены какие-либо преимущества одних приобретателей перед другими);

закрытая подписка;

инвестиционный конкурс;

коммерческий конкурс;

распределение среди акционеров;

конвертация.

Практика показывает, что акционерное общество, даже достаточно крупное, не может решить весь комплекс проблем, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Подготовить и правильно организовать размещение выпуска ценных бумаг могут только профессионалы рынка ценных бумаг. Участие профессионалов фондового рынка в размещении выпусков ценных бумаг на первичном рынке называется андеррайтингом.

Андеррайтинг - это покупка или гарантирование покупки ценных бумаг при их первичном размещении для дальнейшей продажи инвесторам.

Андеррайтером называется инвестиционный институт, который принял на себя обязанность разместить ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени на согласованных с эмитентом условиях за вознаграждение. Андеррайтер осуществляет покупку ценных бумаг для последующей перепродажи другим инвесторам. Услуги по размещению первичной эмиссии - андеррайтингу - предоставляют инвестиционные и коммерческие банки, брокерские фирмы, инвестиционные компании.

Вторичный рынок - это рынок, на котором постоянно происходит обращение ранее выпущенных ценных бумаг. Это совокупность различных операций с данными ценными бумагами, в результате которых происходит постоянный переход прав собственности на них от одного владельца к другому. Цель вторичного рынка - обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения. Задачами развития вторичного рынка ценных бумаг в России являются:

повышение финансовой активности хозяйствующих субъектов и физических лиц;

совершенствование нормативно-правовой базы;

развитие инфраструктуры рынка. Вторичный рынок выполняет три функции:

сводит друг с другом продавцов и покупателей и тем самым обеспечивает ликвидность ценных бумаг;

обеспечивает баланс спроса и предложения;

обеспечивает перераспределение капиталов из депрессивных секторов народного хозяйства в наиболее перспективные и эффективно работающие секторы и отрасли народного хозяйства.

Объем сделок на вторичном рынке в странах с развитой рыночной экономикой значительно выше, чем на первичном рынке. Например, в США он составляет примерно 60-70% общего объема операций с ценными бумагами.

В России вторичный рынок находится в стадии становления, поэтому он имеет ряд особенностей и недостатков: ценные бумаги не равны по их инвестиционным возможностям и качеству, единые правила поведения на рынке отсутствуют.

На российском вторичном рынке одновременно действуют две тенденции. С одной стороны, в течение ряда лет остается стабильным список, включающий несколько десятков предприятий, акции которых обладают высокой ликвидностью и являются объектом активных фондовых операций. С другой стороны, акции большинства предприятий не обращаются, практически выступают как неликвиды. В результате вторичный рынок ценных бумаг не выполняет своей основной функции - перераспределение капиталов в наиболее эффективные производства и привлечение инвестиций для развития предприятий.

В настоящее время активизация вторичного рынка ценных бумаг в России связана, прежде всего, с проведением дополнительных эмиссий как одного из способов привлечения инвестиционных ресурсов для развития фирм. Однако этот процесс сдерживается, прежде всего, неразвитостью отечественной законодательной базы, недостаточно четко разработанными правилами его функционирования. Действующие сегодня законодательные и нормативные документы часто не определяют необходимых норм, которые могли бы обеспечить реальную защиту интересов инвесторов.

В зависимости от уровня регулируемости рынка ценных бумаг различают два вида рынков: организованный и неорганизованный.

Организованный рынок ценных бумаг - это рынок, где обращение ценных бумаг осуществляется по установленным правилам, которые твердо регулируют практически все стороны деятельности фондового рынка. Как показывает практика, этот рынок основан на современных компьютерных системах связи, обеспечивающих совершение операций по купле-продаже ценных бумаг в соответствии с твердо установленными нормами, обязательными для всех участников рынка. Главная характеристика организованного рынка - это обязательное участие профессиональных участников рынка ценных бумаг как сторон по сделке.

Неорганизованный рынок - это всегда внебиржевой рынок, где участники сделки самостоятельно договариваются по всем вопросам. Он характеризуется отсутствием строгих правил проведения операций с ценными бумагами, высокой степенью риска, большим числом мошеннических операций. Законодательство многих стран жестко регламентирует деятельность участников фондового рынка, чтобы исключить проведение операций на неорганизованном рынке ценных бумаг.

В зависимости от места торговли различают биржевые и внебиржевые рынки ценных бумаг.

Биржевой рынок - это всегда организованный рынок ценных бумаг, операции по купле-продаже ценных бумаг осуществляются на бирже. На биржевом рынке осуществляется торговля ценными бумагами наиболее надежных эмитентов, которые допускаются на биржу, только пройдя процедуру листинга, их деятельность контролируется со стороны биржи. Биржевая торговля проводится в специально оборудованном помещении (бирже) по четкому графику в течение строго обусловленного времени, а именно биржевых сессий, по твердым правилам, которые установлены биржей и обязательны для всех участников торгов. Возможна организация биржи как системы электронной торговли.

Внебиржевой рынок - это рынок, на котором операции купли-продажи ценных бумаг совершаются вне помещения биржи. В свою очередь, в зависимости от наличия установленных правил торговли различают организованный и неорганизованный внебиржевые рынки. В странах с развитой рыночной экономикой, как правило, основное значение имеет организованный рынок ценных бумаг, который сегодня представлен либо фондовыми биржами, либо внебиржевыми системами электронной торговли. Причем, в то время как биржевая торговля осуществляется в специально отведенном месте - здании биржи, внебиржевой рынок представляет собой широко разветвленную телекоммуникационную сеть, которая объединяет всех участников торговых операций и обеспечивает их необходимой информацией для заключения сделок.

В зависимости от сроков, на которые заключаются сделки с ценными бумагами, рынки ценных бумаг подразделяются на кассовые и срочные.

Кассовый рынок (рынок «спот», рынок «кэш») - это рынок немедленного исполнения заключенных сделок, при этом чисто технически их исполнение может быть осуществлено в течение одного-трех дней, если требуется поставка ценной бумаги в физическом виде.

Срочный рынок ценных бумаг - это рынок с отсроченным (обычно на несколько месяцев) исполнением сделки.

Как правило, традиционные ценные бумаги (акции, облигации) обращаются на кассовом рынке, а контракты на производные инструменты рынка ценных бумаг - на срочном рынке.

В зависимости от типа торговли рынок ценных бумаг существует в двух основных формах: традиционной и компьютеризированной.

Традиционный рынок - это традиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели ценных бумаг встречаются в определенном месте, и происходит публичный гласный торг (биржевая торговля) или ведутся закрытые торги, переговоры, которые по каким-либо причинам не подлежат широкой огласке.

Компьютеризированный рынок - это самые различные формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи. Для этого рынка характерны следующие черты:

отсутствие физического места встречи продавцов и покупателей, компьютерные торговые места располагаются непосредственно в офисах фирм, которые торгуют ценными бумагами;

автоматизация процесса торговли ценными бумагами;

роль участников рынка сводится в основном только к вводу своих заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов;

непубличный характер ценообразования;

2.2. Процедура эмиссии ценных бумаг

Процедура эмиссии включает следующие обязательные этапы:

♦ принятие решения о размещении;

♦ утверждение решения о выпуске;

♦ государственную регистрацию выпуска;

♦ размещение;

♦ государственную регистрацию отчета об итогах выпуска.

Если размещение эмиссионной ценной бумаги производится путем открытой подписки или закрытой подписки среди более чем 500 лиц (инвесторов), то процедура эмиссии дополнительно включает:

♦ регистрацию проспекта ценной бумаги;

♦ раскрытие информации о каждом этапе процедуры эмиссии.

Процедура эмиссии облигаций Банка России и государственных и муниципальных ценных бумаг регулируется иными законодательными (нормативными) актами.

Принятие решения о размещении ценной бумаги . Решение о выпуске акций обычно принимается общим собранием акционеров, а о выпуске облигаций - только советом директоров или исполнительным органом коммерческой организации.

Данное решение оформляется специальным документом, в котором должна содержаться следующая информация:

♦ форма выпуска (документарная или бездокументарная - для облигаций);

♦ указание на обязательное централизованное хранение (для документарных бумаг);

♦ номинальная стоимость акции или облигации;

♦ права владельца вновь выпускаемой ценной бумаги;

♦ количество выпускаемых ценных бумаг;

♦ условия и порядок размещения (способ размещения, его сроки, цена размещения, порядок оплаты и др.);

♦ условия погашения и выплаты доходов по облигациям и др.

Утверждение решения о выпуске ценной бумаги . Данное утверждение осуществляется высшим органом управления коммерческой организации , например, советом директоров в случае хозяйственного общества. Кроме того, это решение подписывается лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа эмитента , и скрепляется печатью эмитента.

Государственная регистрация выпуска ценной бумаги . Процедура государственной регистрации включает рассмотрение установленного законом пакета документов эмитента и в случае положительного решения присвоение выпуску эмиссионных ценных бумаг этого эмитента индивидуального государственного регистрационного номера.

Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

К наиболее значимым документам относятся: решение о выпуске ценной бумаги; проспект ценной бумаги в том случае, если ее выпуск требует регистрации; документарный бланк ценной бумаги, если выпуск осуществляется в документарной форме.

Законом установлен срок, в течение которого должно быть принято решение о регистрации выпуска или мотивированное решение об отказе в ней. Этот срок составляет 30 дней. Он может быть увеличен еще на 30 дней, если регистрирующий орган будет проводить проверку достоверности сведений, представленных в документах эмитента.

Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска могут быть :

♦ нарушение самим эмитентом или условиями выпуска его эмиссионных ценных бумаг требований законодательства о выпуске и обращении ценных бумаг;

о несоответствие представленных для государственной регистрации документов существующим нормативным требованиям;

♦ непредставление в течение 30 дней запрашиваемых регистрирующим органом документов, необходимых для регистрации;

♦ наличие ложных или недостоверных сведений в документах, представленных к регистрации;

♦ несоответствие финансового консультанта, подписавшего проспект ценной бумаги, установленным требованиям.

Упоминание государственного регистрационного номера ценной бумаги является обязательным при всех рыночных операциях с ней.

Регистрирующий орган отвечает только за полноту сведений, имеющихся в документах эмитента, представленных на государственную регистрацию.

До государственной регистрации не разрешается совершение каких-либо действий по размещению выпускаемых ценных бумаг, включая их рекламу или любые сделки.

Размещение выпуска ценной бумаги . Размещение эмиссионной ценной бумаги - один из этапов процедуры эмиссии, без которого все остальные этапы становятся ненужными вообще. Это лишь подчеркивает его принципиальное значение. Хотя размещение есть рядовой, равноправный этап в процедуре эмиссии, его ключевая роль становится очевидной, как только действия эмитента из сферы «бумажной» переключаются на рынок.

Размещение эмиссионной ценной бумаги может начинаться лишь после ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Оно осуществляется в течение срока, обозначенного в решении о выпуске, но не может превышать 1 года с даты государственной регистрации. Размещение путем подписки ценных бумаг, государственная регистрация которых сопровождается регистрацией их проспекта, может начинаться не ранее, чем через две недели после публикации сообщения о государственной регистрации.

Количество размещаемых ценных бумаг, естественно, не может превышать количества, указанного в решении о выпуске. В силу сложившихся на рынке обстоятельств эмитент может разместить и меньшее количество бумаг, чем он планировал. Однако, если доля неразмещенных ценных бумаг превысит долю, установленную государством, эмиссия будет признана несостоявшейся (обычно не должна превышать 25 или 50% заявленного выпуска).

Информация о цене размещения ценной бумаги может раскрываться только в день начала самого размещения. В ходе размещения эмиссии цена размещения может меняться, но при публичном размещении или обращении выпуска ценных бумаг запрещается закладывать преимущество в приобретении ценных бумаг одними инвесторами перед другими. Данное ограничение не применяется при:

♦ эмиссии государственных ценных бумаг;

♦ предоставлении акционерам преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций (на момент принятия решения о размещении);

♦ введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.

Размещение акции и облигации осуществляется по рыночной цене, которая в случае акций не может быть ниже их номинальной стоимости.

Государственная регистрация отчета об итогах выпуска . Эмитент должен представить отчет об итогах выпуска ценной бумаги не позднее 30 дней после завершения ее размещения. Отчет представляется в орган государственной регистрации.

Окончанием размещения ценной бумаги считается:

♦ окончание срока размещения, установленного в решении о выпуске;

♦ истечение одного года с даты утверждения решения о выпуске ценных бумаг;

♦ дата размещения последней ценной бумагами данного выпуска (т. е. исчерпание свободных к размещению ценных бумаг).

В случае распределения акций при учреждении акционерного общества регистрация отчета об итогах выпуска акций по времени совпадает с государственной регистрацией выпуска этих акций.

Отчет об итогах выпуска включает следующую информацию:

♦ даты начала и окончания размещения ценной бумаги;

♦ фактическую цену размещения;

♦ количество размещенных ценных бумаг;

♦ общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги по видам поступивших средств (рубли, иностранная валюта, материальные и нематериальные активы).

Одновременно с текстом отчета в регистрирующий орган предоставляются и другие необходимые документы, перечень которых устанавливается федеральным органом по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет в двухнедельный срок и при отсутствии нарушений регистрирует его. В этом случае эмитенту выдаются уведомление о регистрации итога выпуска и два экземпляра его отчета об итогах выпуска с отметкой (штампом) о государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации отчета допускается в следующих случаях:

♦ нарушения условий размещения, установленных решением о выпуске;

♦ невыполнение требований по раскрытию информации о выпуске;

♦ нарушение сроков представления отчета об итогах выпуска;

♦ несоответствие состава сведений, содержащихся в отчете, установленным нормам, и по иным причинам.

В случае, если эмитент предоставил неполные сведения для регистрации отчета или в них имеются иные «формальные» основания для отказа в его регистрации, ему (эмитенту) может быть предоставлена возможность исправить допущенные нарушения.

Если имеет место отказ в государственной регистрации отчета об итогах выпуска, то последний признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется. В этом случае эмитент обязан возвратить полученные средства инвесторам, а они должны вернуть ему ценные бумаги данного выпуска (или записи о них аннулируются). Все издержки, связанные с выпуском ценных бумаг, признанным несостоявшимся, относятся за счет эмитента и являются его убытком.

Отчет об итогах выпуска должен быть представлен общему собранию акционеров или другому органу управления коммерческой организации, на котором он должен быть утвержден.

Информация о завершении эмиссии обычно публикуется или доводится другим способом до участников фондового рынка.

2.3 Приостановление эмиссии и признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся

Согласно нормам действующего законодательства, эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена, а выпуск ценных бумаг признан несостоявшимся на любом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг до даты регистрации отчета об итогах их выпуска. Однако в целях защиты прав владельцев ценных бумаг или для проведения проверки эмитента решению о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся должно предшествовать решение о приостановлении эмиссии.

В качестве оснований для приостановления эмиссии выступают:

Нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства;

Обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информа¬ции;

Наличие нарушений порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, включая те, которые повлекли приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, ведущего реестр данного эмитента;

Иные случаи, предусмотренные законодательством.

Субъектами, принимающими решение о приостановлении эмиссии (признании выпуска несостоявшимся или его аннулировании), являются регистрирующие органы, уполномоченные на это законодательством . Кроме того, данное решение может быть принято самостоятельно ФКЦБ с обязательным уведомлением об этом соответствующего регистрирующего органа.

Приняв решение о приостановлении эмиссии, регистрирующий орган (ФКЦБ) уведомляет об этом эмитента, андеррайтера ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, регистратора соответствующего эмитента, организаторов торгов. Предварительное уведомление (по телефону, факсу или электронной почте) дается не позднее следующего дня после даты принятия решения . При этом в срок не позднее трех дней с даты принятия такого решения регистрирующий орган обязательно направляет письменное подтверждение (последующее уведомление) принятого решения.

Если решение о приостановлении эмиссии принято регистрирующим органом, то он в течение трех дней направляет копию уведомления в ФКЦБ, если ФКЦБ - то она направляет уведомление регистрирующему органу в тот же срок.

В течение пяти дней после принятия решения регистрирующий орган (ФКЦБ) раскрывает информацию о данном факте в средствах массовой информации . Принятие решения о приостановлении эмиссии накладывает ограничения на участников рынка ценных бумаг, а именно с даты предварительного уведомления эмитента, андерайтера, организаторов торгов о приостановлении эмиссии ценных бумаг запрещается совершение сделок по размещению этих ценных бумаг, осуществление рекламы ценных бумаг данного выпуска. Обязанность по уведомлению распространителей рекламы ценных бумаг, эмиссия которых приоста¬новлена, возлагается на эмитент. Кроме того, с момента предварительного уведомления регистратор не вправе принимать передаточные распоряжения в отношении сделок по размещению ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, а также осуществлять иные действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Федеральной комиссии.

Орган, принявший решение о приостановлении эмиссии, направляет эмитенту предписание об устранении нарушений законодательства с указанием необходимых мер и сроков. Он также вправе проводить проверки и запрашивать у эмитента необходимые документы и информацию.

Эмитент обязан в срок, указанный в предписании (либо в течение срока размещения, установленного решением о выпуске ценных бумаг), устранить нарушения и направить отчет в орган, принявший решение о приостановлении, и в ФКЦБ. Если в течение указанных сроков устранить нарушение невозможно, орган, принявший решение, может разрешить возобновление эмиссии при наличии обязательства со стороны эмитента устранить нарушения после регистрации отчета об итогах выпуска на основании представленного эмитентом протокола об устранении нарушений. В протоколе должны быть указаны сроки и обязанности нарушителя по их устранению. Нарушение положений протокола эмитентом может служить основанием для обращения в суд о признании выпуска недействительным.

Отчет эмитента об устранении нарушений рассматривается в 10-дневный срок. После этого регистрирующий орган (ФКЦБ) дает письменное разрешение на возобновление эмиссии. Уведомление о возобновлении эмиссии не позднее трех дней направляется в письменной форме эмитенту, андеррайтеру, регистратору и организатору торговли.

Признание выпуска ценных бумаг недействительным или несостоявшимся влечет негативные правовые последствия для эмитента . Прежде всего каждое из этих решений сопровождается аннулированием государственной регистрации выпуска, т. е. внесением соответствующей записи в реестр.

Аннулирование выпуска производится в срок, не позднее следующего дня с даты принятия решения о признании выпуска несостоявшимся, если решение было принято регистрирующим органом, либо с даты получения уведомления, - если решение принято ФКЦБ.

При признании выпуска недействительным аннулирование производится на основании решения суда в срок, не позднее следующего дня с даты получения уведомления эмитента о признании выпуска недействительным, либо с даты получения решения суда, вступившего в законную силу. На следующий день после принятия решения регистрирующий орган предварительно уведомляет об этом эмитента, андеррайтера, регистратора, организаторов торговли, а в течение последующих трех дней направляет им в письменной форме последующее уведомление. В течение пяти дней с момента аннулирования выпуска регистрирующий орган раскрывает информацию об этом в средствах массовой информации.

Ценные бумаги несостоявшегося (недействительного) выпуска изымаются из обращения, а эмитент возвращает владельцам денежные средства (имущество), которыми были оплачены ценные бумаги.

При аннулировании государственной регистрации ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, эмитент проводит погашение сертификатов ценных бумаг. Погашенные сертификаты хранятся в течение трех лет с даты аннулирования, а затем уничтожаются.

Уничтожение сертификатов проводится комиссией, формируемой из представителей эмитента и (или) регистратора. По требованию регистрирующего органа (ФКЦБ) в ее состав могут быть включены его представители. Полномочия представителей оформляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, т. е. посредством доверенности.

Заключение

Эмиссия ценных бумаг является наряду с самофинансированием и кредитованием одним из основных источников развития хозяйствующего субъекта. Четкая нормативная регламентация этого процесса, ре-альная защита прав инвесторов являются условием снижения рисков, свойственных рынку эмиссионных ценных бумаг, и как следствие спо-собны значительно снизить цену заимствований для эмитента. В свою очередь это послужит стимулом для расширения практики финансиро-вания за счет эмиссии ценных бумаг, вовлечения временно свободных денежных средств российских юридических лиц и граждан в реальный сектор экономики, повлечет общее развитие экономики России.

Являясь сложным процессом накопления разнообразных юриди-ческих фактов, эмиссия ценных бумаг относится к имущественной сфе-ре. Участниками процедуры эмиссии наряду с эмитентами и инвестора ми являются также государственные регулирующие органы, профес-сиональные участники рынка ценных бумаг. Возникающие при осуществлении эмиссии отношения урегулированы главным образом нормами гражданского права. Вместе с тем, при исследовании эмиссии ценных бумаг должно учитываться влияние иных отраслей права (например, административного и финансового).

В результате эмиссии ценных бумаг появляются эмиссионные ценные бумаги - особые объекты гражданского права. Их специфика требует повышенных мер частноправовой регламентации и применения дополнительных мер публично-правового регулирования, в том числе путем обязательности государственной регистрации выпуска.

В выпускной квалификационной работе автором исследована правовая природа, сущность и значение эмиссии корпоративных ценных бумаг, права, обязанности и пределы ответственности участников эмиссионного процесса. Рассматриваются особенности эмиссии наиболее массовых корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций), основные проблемы защиты прав инвесторов в ходе осуществления эмиссии ценных бумаг.

Кроме того, анализируется ряд важных теоретических проблем, связанных с возникновением эмиссионной ценной бумаги как объекта гражданских прав, реализацией отдельных этапов эмиссии. Уделяется внимание специаль-ным мерам защиты гражданских прав инвесторов в процессе осуществ-ления эмиссии (приостановление эмиссии, признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным).

Значительное внимание уделено процедуре эмиссии. Анализируя законодательство о рынке ценных бумаг, регулирующее эти вопросы, общие нормы гражданского законодательства, на основе которых стро-ятся отношения между акционерными обществами и приобретателями акций, а также ведомственные нормативные акты (преимущественно Федеральной службой по финансовым рынкам), содержащие деталь-ную регламентацию процесса эмиссии, рассматриваются основные этапы эмиссии и значение каждого из них в общем процессе, требова-ния, предъявляемые к его участникам и последствия нарушения таких требований.

Список использованной литературы

    Рынок ценных бумаг. (Учебное пособие) Аскинадзи В.М. (МФПА, 2003)

    Рынок ценных бумаг. (Учебник) Галанов В.А. (2007.)

    Рынок ценных бумаг. (Учебник) Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. (2006)

    Рынок ценных бумаг. (Учебник) Под ред. Жукова Е.Ф. (2009)

    Во-первых, если бумаг . С помощью стандартов...

  1. Эмиссия ценных бумаг (5)

    Контрольная работа >> Банковское дело

    Выпуска ценных бумаг Размещение ценных бумаг Отчет об итогах выпуска ценных бумаг Список литературы Понятие, процедура эмиссии ценных бумаг . Эмиссия ценных бумаг - это...

В зависимости от объема регистрируемых документов и раскрываемой информации, а также количества этапов процедуру эмиссии ценных бумаг можно условно разделить на общий и специальный порядок.

Общий порядок касается осуществления эмиссии ценных бумаг без необходимости подготовки, а также регистрации проспекта ценных бумаг и включает в себя следующие этапы:

Принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;

Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;

Размещение эмиссионных ценных бумаг;

Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

При документарном выпуске ценных бумаг процедура эмиссии дополняется еще одним этапом - изготовлением их сертификатов. Этот этап является факультативным, его наличие обусловлено документарной формой выпуска ценных бумаг.

Специальный порядок процедуры эмиссии включает в себя необходимость регистрации проспекта ценных бумаг. При этом вышеупомянутая процедура дополняется подготовкой и регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации.

Выпуск ценных бумаг сопровождается государственной регистрацией проспекта в обязательном или добровольном порядке. В связи с внесением изменений в Закон о рынке ценных бумаг*(767), изменился и подход к определению обязательных случаев регистрации проспекта. В прежней редакции закона были просто указаны отмеченные случаи. В частности к ним относились:

а) размещения ценных бумаг путем открытой подписки;

б) размещения ценных бумаг путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, включая лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг.

Теперь же использован иной подход. По умолчанию в ходе эмиссии всегда составляется проспект, однако из этого правила сделано несколько исключений*(768):

1) размещение квалифицированным инвесторам*(769);

2) размещение акционерам акций или ценных бумаг конвертируемых в акции*(770);

3) ценные бумаги предлагаются лицам, число которых не превышает 150*(771);

4) размещение ценных бумаг путем закрытой подписки*(772);

5) сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения эмиссионных ценных бумаг одного или нескольких выпусков в течение одного года не превышает 200 млн. руб.;


6) сумма привлекаемых эмитентом - кредитной организацией денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков в течение одного года не превышает 4 млрд. руб.;

7) сумма денежных средств, вносимая в оплату ценных бумаг каждым из потенциальных приобретателей, составляет не менее 4 млн. руб.*(773)

Проспект ценных бумаг может содержать две части: основную и дополнительную. При этом основная часть содержит информацию об эмитенте, в ней может и не упоминаться о планируемых к выпуску ценных бумагах. Соответственно, она может быть зарегистрирована отдельно от выпуска и второй части проспекта (в течение 30 дней). Регистрация дополнительной части проспекта осуществляется в течение 20 дней вместе с выпуском ценных бумаг и должна состояться не позднее одного года с момента регистрации основной части. Очевидно, что разделение проспекта на две части позволяет компаниям лучше подготовиться к процессу публичного размещения ценных бумаг, заранее объявить о своих намерениях и в то же время выбрать удобное с точки зрения привлечения инвестиций время для самого размещения.

Что касается содержания проспекта ценных бумаг, то оно должно включать довольно подробную информацию об эмитенте. Как отмечено в законодательстве "информация должна отражать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг".

Исходя из законодательства США, цель проспекта ценных бумаг - рассказать потенциальному покупателю то, что должен знать инвестор до покупки ценных бумаг для принятия решения. В то же время американские исследователи отмечают, что эту цель довольно сложно достичь. Во-первых, эмитенту может быть невыгодно излагать действительную обстановку дел в компании. Во-вторых, имеются сложности в изложении финансовых и экономических аспектов простым доступным языком. Кстати, именно поэтому SEC инициировала принятие поправок в действующую нормативную базу, установив для проспектов принцип "простого английского языка" ("plain English"). В результате было установлено обязательное использование коротких предложений, не содержащих специфических предпринимательских и юридических терминов*(774).

Целесообразно рассмотреть процедуру эмиссии на примере такой разновидности ценных бумаг, как акции.

Эмиссия облигаций

В соответствии с Инструкцией Банка России № 128-И кредитная организация имеет право размещать облигации но решению совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом. При этом выпуск облигаций допускается только после полной оплаты уставного капитала. Величина выпуска (номинальная стоимость) не должна превышать размер уставного капитала или величину обеспечения, предоставленного кредитной организации третьими лицами для этой цели.

Банк имеет право выпускать облигации именные и на предъявителя, обеспеченные залогом собственного имущества или предоставленного третьими лицами, а также без обеспечения. По способу формирования дохода для инвесторов они могут быть процентные и дисконтные (размещаться по цене ниже номинала), конвертируемые в акции; с единовременным сроком погашения или со сроком погашения по сериям в определенные сроки.

Номинальная стоимость облигаций банка может быть выражена в валюте РФ или в иностранной валюте с условием соблюдения норм валютного законодательства РФ и нормативных актов Банка России.

По решению совета директоров банка могут размещаться облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции. Если банк - открытое акционерное общество, он вправе проводить размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем открытой и закрытой подписки, хотя закрытая подписка может быть ограничена уставом банка и правовыми актами РФ. Если же банк - закрытое акционерное общество, то он не вправе проводить размещение ценных бумаг, конвертируемых в акции, посредством открытой подписки или иным способом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеры банка имеют преимущественное право приобретения размещаемых путем открытой подписки эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им активов акций соответствующей категории. Оплата конвертируемых ценных бумаг осуществляется по цене, определяемой советом директоров исходя из их рыночной стоимости, но не ниже номинальной стоимости акций, в которые конвертируются ценные бумаги, размещаемые путем подписки.

Процедура эмиссии ценных бумаг

Выпуск цепных бумаг банками подлежит регистрации. При этом если регистрация эмиссии цепных бумаг проводится без регистрации проспекта эмиссии, то процедура эмиссии состоит из следующих этапов:

  • 1) принятие эмитентом решения о выпуске;
  • 2) регистрация выпуска ценных бумаг;
  • 3) изготовление сертификатов ценных бумаг (для документарной формы выпуска);
  • 4) размещение ценных бумаг;
  • 5) регистрация отчета об итогах выпуска.

Если регистрация эмиссии ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта, то процедура эмиссии включает такие этапы:

  • 1) принятие решения о выпуске ценных бумаг;
  • 2) подготовка проспекта эмиссии;
  • 3) регистрация выпуска ценных бумаг и проспекта эмиссии;
  • 4) раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
  • 5) изготовление сертификатов ценных бумаг (для документарной формы выпуска);
  • 6) размещение ценных бумаг;
  • 7) регистрация отчета об итогах выпуска;
  • 8) раскрытие всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Регистрация выпуска ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг, если имеет место хотя бы одно из следующих условий:

  • размещение ценных бумаг проводится среди неограниченного круга лиц или заранее известного круга лиц, число которых превышает 500;
  • если общий объем эмиссии превышает 50 000 МРОТ.

Проспект эмиссии готовится и утверждается правлением

банка или другим уполномоченным органом. Он должен быть заверен независимой аудиторской фирмой в следующих случаях:

  • при выпуске акций, связанном с увеличением уставного капитала (в том числе при реорганизации кредитной организация путем присоединения к ней другой кредитной организации);
  • при выпуске акций, осуществляемом в процессе преобразования кредитной организации из общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество;
  • при выпуске облигаций.

Практика свидетельствует, что длительные ограничения в российском законодательстве в отношении выпуска облигаций банками снизили интерес эмитентов к данному инструменту привлечения средств.

Практика свидетельствует, что банки постоянно наращивают выпуск облигаций в качестве одного из основных источников привлечения средств, особенно в условиях финансового кризиса и проблем с ликвидностью (табл. 9.2).

Процедура эмиссии включает следующие обязательные этапы:

принятие решения о размещении;

утверждение решения о выпуске;

государственную регистрацию выпуска;

размещение;

государственную регистрацию отчета об итогах выпуска.

Если размещение эмиссионной ценной бумаги производится путем открытой подписки или закрытой подписки среди более чем 500 лиц (инвесторов), то процедура эмиссии дополнительно включает:

регистрацию проспекта ценной бумаги;

раскрытие информации о каждом этапе процедуры эмиссии.

Процедура эмиссии облигаций Банка России и государственных и муниципальных ценных бумаг регулируется иными законодательными (нормативными) актами.

Принятие решения о размещении ценной бумаги . Решение о выпуске акций обычно принимается общим собранием акционеров, а о выпуске облигаций - только советом директоров или исполнительным органом коммерческой организации.

Данное решение оформляется специальным документом, в котором должна содержаться следующая информация:

форма выпуска (документарная или бездокументарная - для облигаций);

указание на обязательное централизованное хранение (для документарных бумаг);

номинальная стоимость акции или облигации;

права владельца вновь выпускаемой ценной бумаги;

количество выпускаемых ценных бумаг;

условия и порядок размещения (способ размещения, его сроки, цена размещения, порядок оплаты и др.);

условия погашения и выплаты доходов по облигациям и др.

Утверждение решения о выпуске ценной бумаги . Данное утверждение осуществляется высшим органом управления коммерческой организации , например, советом директоров в случае хозяйственного общества. Кроме того, это решение подписывается лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа эмитента , и скрепляется печатью эмитента.

Государственная регистрация выпуска ценной бумаги . Процедура государственной регистрации включает рассмотрение установленного законом пакета документов эмитента и в случае положительного решения присвоение выпуску эмиссионных ценных бумаг этого эмитента индивидуального государственного регистрационного номера.

Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

К наиболее значимым документам относятся: решение о выпуске ценной бумаги; проспект ценной бумаги в том случае, если ее выпуск требует регистрации; документарный бланк ценной бумаги, если выпуск осуществляется в документарной форме.

Законом установлен срок, в течение которого должно быть принято решение о регистрации выпуска или мотивированное решение об отказе в ней. Этот срок составляет 30 дней. Он может быть увеличен еще на 30 дней, если регистрирующий орган будет проводить проверку достоверности сведений, представленных в документах эмитента.

Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска могут быть :

нарушение самим эмитентом или условиями выпуска его эмиссионных ценных бумаг требований законодательства о выпуске и обращении ценных бумаг;

о несоответствие представленных для государственной регистрации документов существующим нормативным требованиям;

непредставление в течение 30 дней запрашиваемых регистрирующим органом документов, необходимых для регистрации;

наличие ложных или недостоверных сведений в документах, представленных к регистрации;

несоответствие финансового консультанта, подписавшего проспект ценной бумаги, установленным требованиям.

Упоминание государственного регистрационного номера ценной бумаги является обязательным при всех рыночных операциях с ней.

Регистрирующий орган отвечает только за полноту сведений, имеющихся в документах эмитента, представленных на государственную регистрацию.

До государственной регистрации не разрешается совершение каких-либо действий по размещению выпускаемых ценных бумаг, включая их рекламу или любые сделки.

Размещение выпуска ценной бумаги . Размещение эмиссионной ценной бумаги - один из этапов процедуры эмиссии, без которого все остальные этапы становятся ненужными вообще. Это лишь подчеркивает его принципиальное значение. Хотя размещение есть рядовой, равноправный этап в процедуре эмиссии, его ключевая роль становится очевидной, как только действия эмитента из сферы "бумажной" переключаются на рынок.

Размещение эмиссионной ценной бумаги может начинаться лишь после ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Оно осуществляется в течение срока, обозначенного в решении о выпуске, но не может превышать 1 года с даты государственной регистрации. Размещение путем подписки ценных бумаг, государственная регистрация которых сопровождается регистрацией их проспекта, может начинаться не ранее, чем через две недели после публикации сообщения о государственной регистрации.

Количество размещаемых ценных бумаг, естественно, не может превышать количества, указанного в решении о выпуске. В силу сложившихся на рынке обстоятельств эмитент может разместить и меньшее количество бумаг, чем он планировал. Однако, если доля неразмещенных ценных бумаг превысит долю, установленную государством, эмиссия будет признана несостоявшейся (обычно не должна превышать 25 или 50% заявленного выпуска).

Информация о цене размещения ценной бумаги может раскрываться только в день начала самого размещения. В ходе размещения эмиссии цена размещения может меняться, но при публичном размещении или обращении выпуска ценных бумаг запрещается закладывать преимущество в приобретении ценных бумаг одними инвесторами перед другими. Данное ограничение не применяется при:

эмиссии государственных ценных бумаг;

предоставлении акционерам преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций (на момент принятия решения о размещении);

введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.

Размещение акции и облигации осуществляется по рыночной цене, которая в случае акций не может быть ниже их номинальной стоимости.

Государственная регистрация отчета об итогах выпуска . Эмитент должен представить отчет об итогах выпуска ценной бумаги не позднее 30 дней после завершения ее размещения. Отчет представляется в орган государственной регистрации.

Окончанием размещения ценной бумаги считается:

окончание срока размещения, установленного в решении о выпуске;

истечение одного года с даты утверждения решения о выпуске ценных бумаг;

дата размещения последней ценной бумагами данного выпуска (т.е. исчерпание свободных к размещению ценных бумаг).

В случае распределения акций при учреждении акционерного общества регистрация отчета об итогах выпуска акций по времени совпадает с государственной регистрацией выпуска этих акций.

Отчет об итогах выпуска включает следующую информацию:

даты начала и окончания размещения ценной бумаги;

фактическую цену размещения;

количество размещенных ценных бумаг;

общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги по видам поступивших средств (рубли, иностранная валюта, материальные и нематериальные активы).

Одновременно с текстом отчета в регистрирующий орган предоставляются и другие необходимые документы, перечень которых устанавливается федеральным органом по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет в двухнедельный срок и при отсутствии нарушений регистрирует его. В этом случае эмитенту выдаются уведомление о регистрации итога выпуска и два экземпляра его отчета об итогах выпуска с отметкой (штампом) о государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации отчета допускается в следующих случаях:

нарушения условий размещения, установленных решением о выпуске;

невыполнение требований по раскрытию информации о выпуске;

нарушение сроков представления отчета об итогах выпуска;

несоответствие состава сведений, содержащихся в отчете, установленным нормам, и по иным причинам.

В случае, если эмитент предоставил неполные сведения для регистрации отчета или в них имеются иные "формальные" основания для отказа в его регистрации, ему (эмитенту) может быть предоставлена возможность исправить допущенные нарушения.

Если имеет место отказ в государственной регистрации отчета об итогах выпуска, то последний признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется. В этом случае эмитент обязан возвратить полученные средства инвесторам, а они должны вернуть ему ценные бумаги данного выпуска (или записи о них аннулируются). Все издержки, связанные с выпуском ценных бумаг, признанным несостоявшимся, относятся за счет эмитента и являются его убытком.

Отчет об итогах выпуска должен быть представлен общему собранию акционеров или другому органу управления коммерческой организации, на котором он должен быть утвержден.

Информация о завершении эмиссии обычно публикуется или доводится другим способом до участников фондового рынка.