Презентация проблемы современной семьи. Проблема семьи в современной россии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие…Говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Наша задача - организовать семейное воспитание (А. С. Макаренко)

3 слайд

Описание слайда:

Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа, члены, которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке.

4 слайд

Описание слайда:

Биологическое воспроизводство общества; Удовлетворение потребностей в контактах с детьми и их воспитании; Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других, уход за детьми; Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; Духовное взаимообогащение всех членов семьи; Предоставление определенного социального статуса членам семьи; Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви. Функции семьи:

5 слайд

Описание слайда:

малая / нуклеарная/ семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети Типы современной семьи: расширенная семья, где проживают совместно более двух поколений родственников Бездетная семья Неполная - наличие одного из родителей семья патриархальная и партнерская

6 слайд

Описание слайда:

Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. 2. Появление «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, а также наличии ресурсов для поддержки семьи в вопросах воспитания детей и помощи в хозяйственно-бытовой сфере. 3. Поляризация возраста вступления в брак – либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет. В случае увеличения брачного возраста молодые люди, как правило, осознанно не торопятся создавать семью до более или менее сложившейся профессиональной и финансово-экономической основы. В результате часто получается, что они остаются в одиночестве навсегда, особенно женщины. Мужчин меньше (97 мужчин на 100 женщин), на всех женщин их не хватит, тем более – достойных. Особенности современной семьи

7 слайд

Описание слайда:

4. Все более часты случаи увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону – жена старше. 5. Проблема вдовства. Решается, если жена – старше. В основном же, женщины переживают своего супруга. Средняя продолжительность жизни мужчины более чем на 10 лет меньше, чем женщины. 6. Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируются лишь спустя 1-3 года после развода. 7. Возрастание количества повторных браков – люди все же ищут свою половину. Отсюда – проблема неродных детей. Особенности современной семьи

8 слайд

Описание слайда:

8. Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. 9. Рост семейно-бытовых «криминальных» ситуаций, преступлений. Обычно – на почве пьянства. 10. Увеличение числа бездетных семей. «Отсрочки» часто обусловлены трудностями в молодости – финансово-экономическими, жилищными, а также задачами завершения образования или осуществления карьеры. 11. «Заграничные» браки распространяются все больше. 12. Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) «гражданские» браки; в) материнские семьи – как осознанное решение женщины. Особенности современной семьи

9 слайд

Описание слайда:

Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений – все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института. Однако, за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития. Ценность семьи возрастает и рейтинг семьи растет.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современная семья: проблемы и перспективы

В наше время: Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья – это среда в которой складывается условия психического, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка. Семья - это главная опора в жизни, источник нравственности, любви, уважения, залог спокойствия и гармонии в обществе. « Семья созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи». Ф.М.Достоевский

Современная семья в мире: Шведская семья: Ребенок «вне развода» Китайская семья: 1 семья – 1 ребенок Финская семья: нет «мужских» и «женских» обязанностей Семья в Германии: Семья и брак – основа государства Японская семья: Патриархальность, личностный пример Американская семья: самостоятельность, независимость, «место под солнцем»

Современная российская семья – тенденции в развитии УВЕЛИЧЕНИЕ: Семей в разводе Неполных семей Повторные браки Родителей – одиночек Число внебрачных детей Количество одиноких людей Бездетных семей (каждая 10 семья – бесплодная, каждая 6 – проблема в зачатии) СОКРАЩЕНИЕ: Количества детей Число многодетных семей

Наши женщины Россия – 80 миллионов женщин. Средний возраст – 37 лет. 20% женщин инициаторы брака без регистрации. 50 % состоят в браке. Женщина самодостаточна. В семье практически уровняли роли. Одна женщина – один ребенок. 45% женщин – инициаторы развода.

Наши мужчины Средний возраст – 60 лет. Русский мужчина – воин, победитель, но не в роли отца. Отец необходим в семье как символ. В России нет культа отца, есть культ матери.

Мужчины – педагоги До революции В 80-е г. XX века Сегодня В школе работают женщины – на конкурсах побеждают мужчины (20-18%). Образовательное учреждение без мужчин – неполноценно. Мужчин – учителей большинство. В школах работают 30% мужчин. Мужчин менее 12%.

Типы семей Благополучная семья: - общие интересы, духовная связь; - отношения строятся на уважении к друг другу; - творческий подход к семейному воспитанию; - материальное благополучие. Цель – привить семейные ценности, воспитать жажду родительства. Формально – благополучная семья: - внешнее благополучие; - потеря семейных ценностей; - воспитанием занимаются не родители. Цель – воспитание для жизни в социуме(обществе). Неблагополучные семьи: - отсутствие семейных традиций; -воспитание не принимается как родительская обязанность; -материальные проблемы. Цель – выживание в обществе.

Чем отличаются современные дети? Раскованность Гиперактивность Слабое здоровье Самостоятельность Интерактивность Требовательность Эгоцентризм

Традиционно затраты времени родителей в семье на детей МАМЫ 85% свободного времени отводят на занятия и общение с ребенком: игры; чтение книг; совместная деятельность; беседы с ребенком. ПАПЫ 25% времени посвящают своим детям: пассивный просмотр Т V и видео; компьютерные игры; поездки на машине.

Какие трудности возникают у родителей при воспитании ребенка Затруднение в выборе наказания – 6% Отсутствие друзей у ребенка – 9% Трудности с поведением – 32% Отсутствие взаимопонимания – 8 % Трудности в организации свободного времени -19% Затрудняюсь ответить – 26%

Короткие рекомендации Предоставляйте ребенку выбор; Принимайте индивидуальность ребенка; Балуйте детей разумно; Поощряйте широту интересов; Заботьтесь о будущем семейном счастье ваших детей; Чаще выражайте удовлетворение ребенком Не забывайте разговаривать с ребенком; Прислушивайтесь к вопросам ребенка; Следите за тем что и как говорите сами; Показывайте, а не рассказывайте; Проводите больше времени вместе.

Направления работы ДОУ и семьи Поощрять родителей в воспитании детей, как субъекта общественных отношений; Сохранение и укрепление здоровья; Развитие инициатив родителей(родительский комитет) Физическое воспитание ребенка и его семьи Воспитание эстетических чувств ребенка; Формирование и воспитание культуры досуга семьи; «Учимся вместе» Информационно – педагогическое просвещение родителей

Формы работы с семьей: Педагогические беседы с родителями; Тематические консультации для родителей; Групповые собрания родителей; Информационные стенды для родителей; Организация утренников в детском саду; Досуговая деятельность совместно с родителями; Индивидуальное консультирование родителей; Тематические выставки; Открытые занятия для родителей и мн. др. Цель – показать, что умеют ваши дети.

Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

Условия благополучия семьи

1.Взаимопонимание между супругами.

2. Отдельная квартира.

3. Материальное благополучие.

5. Уверенность в прочности брака.

6. Интересный досуг в семье.7. Интересная работа.

8. Соответствующее образование.

9. Хорошее положение на работе.

10. Хорошие друзья.

11. Самостоятельность супругов.

Функции семьи

1.Воспитательная функция

2. Хозяйственно-бытовая функция

3 . Эмоциональная функция семьи

4. Функция духовная (культурная) общественная

5. Функция первичного социального контроля

6. Сексуально-эротические функции

Французские исследователи выделяют три фазы в жизни женщин:

социализация,

накопление интеллектуального и профессионального «багажа»;

рождение и воспитание детей;

самореализация,

самоактуализация

потенциала;

у мужчин жизнь более «однотонная», и только ориентация на работу или семью частично ее изменяет.

Пять основных типов направленности интересов в различные сферы деятельности.

У мужчин это: направленность

У женщин наряду с «мужскими»

интересов на творчество (с

типами направленности интересов -

доминированием ценностей

на познание («равенство», «познание»,

«творчество», «работа»,

«друзья») и на творчество

«любовь», «познание» и с

(«творчество», «познание», «свобода»),

отрицанием ценности «семья»),

которые подтверждаются активностью

на познание («свобода»,

представительниц этих типов в данных

«познание»,

сферах и творческими результатами,

«самостоятельность»), на работу

выявились и специфически женские

(«работа», «друзья»,

типы направленности интересов:

«творчество»), «свободолюбиво-

«гармонический тип» (с

гедонистический» тип

доминированием ценностей «любовь»,

(«свобода», «творчество»,

«семья», «творчество»), а также два

«любовь», «удовольствия») и

значительных по численности типа

«гармонический тип» («семья»,

чисто семейной направленности: 1 - с

«любовь», «работа»,

доминированием ценностей «семья»,

«творчество»). Таким образом, у

«любовь», «материально обеспеченная

мужчин лишь в последнем типе

направленности одной из

2 - «свобода», «любовь», «семья».

доминирующих ценностей

является «семья».

Стадии развития семьи

1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления.

Основная задача семьи сформиро-

вать образ "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспосо- биться, друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца.

Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.

2 стадия. Формирование семьи.

Основная задача – приспособление супругов к роли родителей, реорганизация

семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

Стабилизация или воспитание детей.

Задача супругов - воспитание детей дошкольного и подростко- вого возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.

Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.

Начало её – отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание – смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.

Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ. Э. Дюркгейм – « общество - индивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях». По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс – «общество система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности». К. Маркс – «общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности».


А) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами; а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами; б) совместное проживание в одном помещении; б) совместное проживание в одном помещении; в) общий семейный бюджет. в) общий семейный бюджет.


Основные нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия: взаимная любовь между супругами; взаимная любовь между супругами; признание равенства; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой жизни; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде. взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.


Признаки семьи в современных социально – экономических условиях: социально-классовый признак - семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.; п по типу населения; городская, сельская; по национальному признаку, однонациональная, межнациональная; по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.); по количеству членов семьи (бездетные семьи, многодетные семьи и т.п.).


Воспроизводство населения; воспроизводство населения; воспитательная функция - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; воспитательная функция - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; хозяйственно-бытовая функция - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; хозяйственно-бытовая функция - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности - духовного общения - развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение; - духовного общения - развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение; - социально – статусная сфера - предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; - социально – статусная сфера - предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; - досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; - досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; - эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. - эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СЕМЬИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СЕМЬИ Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации. Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации. Статья 38 Конституции Р Ф: Статья 38 Конституции Р Ф: 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.


Значение семьи в современном обществе. Семья – высшая ценность. Меры укрепления семьи: различного рода пособия, финансовые льготы, отпуска для родителей в связи с уходом за маленькими или больными детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей. В связи с рождением ребёнка выплачиваются денежные пособия, суммы которых возрастают с каждым последующим ребенком.


Формирование нравственности. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В настоящее время в России насчитывается 40 млн., семей. В настоящее время в России насчитывается 40 млн., семей. Примерно 69 % состоят из супругов с детьми. Примерно 69 % состоят из супругов с детьми. Ежегодно без отца остается примерно 300 тысяч детей. Ежегодно без отца остается примерно 300 тысяч детей. Бездетных семей – 48%. Бездетных семей – 48%.


Современная семья находится в кризисе. Причинами являются: общие глобальные социальные изменения, общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, рост мобильности населения, урбанизация, урбанизация, секуляризация сознания секуляризация сознания сокращение числа заключаемых браков. сокращение числа заключаемых браков. снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей, рост внебрачных рождений, возросло число детей, рождающихся больными. снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей, рост внебрачных рождений, возросло число детей, рождающихся больными. большое количество разводов большое количество разводов


Причины разводов: злоупотребление спиртными напитками, злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость. психологическая несовместимость.


Причины ослабления роли родителей в воспитании детей: Причины ослабления роли родителей в воспитании детей: трудовая занятость, перегруженность бытовыми проблемами, потеря нравственных ориентиров, переоценка ценностей, нередко неумение и нежелание заниматься с детьми.


Дети – объекты страданий! За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, у увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Р Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. В Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, растет подростковая и детская преступность.


Мы выяснили, что важнейшими условиями нашего счастья, и счастья наших близких, является саморазвитие и самовоспитание личности. Быть неравнодушным ко всему, что происходит с нами, вокруг нас и с нашим участием, - это и значит заражаться могучей энергией любви к людям, значит учиться любить по – человечески! Счастья, любви и удачи!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель этики и психологии семейной жизни Капора Т.А. Семья и семейные ценности.

Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе. Благополучная семья - это группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.

Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слёзы, и смех, Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нём!

«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей»

На протяжении всей истории человечества в одиночестве было невозможно не только нормальное существование человека, но даже его физическое выживание.

И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.

воспитательная хозяйственно-бытовая экономическая социально-статусная репродуктивная духовное общение психотерапевтическая досуговая

«многомерность» жизни семьи, широта и многогранность влияний, условия, которые создаются членами семьи. Если они созданы осмысленно и целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности.

является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью человека

ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие.

ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.

складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Если семья ведет здоровый образ жизни, то и ребенок учится бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих

это место его рождения и становления.

это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми.

с близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.

1.Создание условий для всестороннего развития личности. 2.Эмоциональная поддержка престарелых родителей. 3.Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.

и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми, мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы… Основы всего этого закладываются в семье.

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

План-конспект открытого урока

для учащихся 10-11 классов

«Семья и семейные ценности»

Учитель этики и психологии семейной жизни

Капора Т.А.

г. Смоленск

2013 г.

Цель урока: - формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.

Задачи: 1. Дать определение понятию «семья».

2. Показать значение семейных ценностей для формирования личности человека.

3. Сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей.

4. Мотивировать учащихся на изучение курса «Этика и психология семейной жизни».

5. Осуществлять духовно-нравственное воспитание.

Методы: словесные – беседа; творческие – чтение стихов, исполнение песни; наглядные – демонстрация презентации; диагностические – анкетирование.

Оборудование: 1. Мультимедийная установка

2. Раздаточные материалы: (тетради; ручки, бланки анкеты)

Ход урока:

1.Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед любыми жизненными трудностями.

2. Основная часть урока

Учитель: Давайте определим, что такое семья? Можно сказать, что это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе. Вы согласны? Кто хочет предложить свой вариант определения семья? Версий происхождения слова «семья» несколько, но самая популярная: семья – это «7 Я». Первое «Я» – это, конечно, вы сами. Второе и третье – ваши родители, оставшиеся четыре «Я» – ваши бабушки и дедушки. Как раз и получается ровно семь.

Благополучная семья - это группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.

Ученик: Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Учитель: В современной научной литературе семья определяется как «…малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».

На протяжении всей истории человечества в одиночестве было невозможно не только нормальное существование человека, но даже его физическое выживание.

И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.

Важнейшими функциями семьи являются:

  • воспитательная
  • хозяйственно-бытовая
  • экономическая
  • социально-статусная
  • репродуктивная
  • духовное общение
  • психотерапевтическая
  • досуговая

Давайте остановимся на воспитательной функции семьи. Спецификой семейного воспитания являются:

  • «многомерность» жизни семьи,
  • широта и многогранность влияний,
  • условия, которые создаются членами семьи.

Если они созданы осмысленно и целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям, кроме того ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую,

творческую и другие.

О хозяйственно-бытовой функции вы можете рассказать и сами. Как ведется хозяйство у вас в семье? Какие обязанности по дому вы выполняете? Что вы понимаете под устроенным бытом?

Экономическая функция семьи часто зависит от экономики государства. Трудоустройство членов семьи, размер заработной платы, всевозможные пособия, пенсии, стипендии – все это влияет на благосостояние семьи. На уроках по этике и психологии семейной жизни мы будем подробно изучать эти вопросы.

На социально-статусной и репродуктивной функциях мы останавливаться не будем. Скажу только, что в семье человек появляется на свет, здесь он растет, взрослеет, приобретает социальный статус и самооценку.

Психотерапевтическая функция семьи неразрывно связана с духовным общением . Семья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. С близкими людьми человек переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.

И, наконец, досуговая . Замечательно, когда семья знает, чему посвящен каждый день недели. И, разумеется, каждый день должен содержать наряду с выполнением домашних обязанностей какой-то вид отдыха: прогулки, любимое занятие, общие обсуждения, встречи с друзьями, празднование семейных знаменательных дат, отдых на природе и т. д. Давайте и мы слегка отвлечемся от серьезных тем и будем отгадывать загадки.

1 ученик: В дружной, большой и счастливой семье
У братьев семерых есть по сестре.
Подберите к замочку отмычку –
Сколько в этой семейке сестричек? (одна)

2 ученик : Два отца и два сына
Купили три апельсина.
Каждому один достался,
Никто без фрукта не остался.
Как могло такое быть?
Как смогли так поделить?
(апельсины покупали дед, отец и сын)

3 ученик : У пятерых учителей
Есть любимый брат Сергей.
У Сергея же притом
Не сыщешь братьев днем с огнем.
Тайну эту как открыть?
Может ли такое быть?
(да, если учителя – женщины, поэтому у Сергея нет братьев – только сестры).

3. Обобщение

Требования, предъявляемые обществом к семье:

1.Создание условий для всестороннего развития личности.

2.Эмоциональная поддержка престарелых родителей.

3.Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.

Семья – это …

  • и трудовой коллектив,
  • и моральная опора,
  • и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),
  • и пространство для отдыха,
  • и школа доброты,
  • и многообразная система отношений с родителями,

Братьями, сестрами, родными и знакомыми,

  • мораль и вкусы,
  • манеры и привычки,
  • мировоззрение и убеждения,
  • характер и идеалы…

Основы всего этого закладываются в семье.

4. Заключение

Сейчас вы получите анкеты, в которых отметите то, что считаете семейными ценностями:

1) любовь; 2) материальное благополучие; 3) взаимопонимание и взаимоуважение в семье; 4) отдельная квартира; 5) дети; 6) интересный досуг; 7) уверенность в прочности брака; 8) устроенный быт; 9) семейные традиции; 10) денежные накопления.

На следующем уроке мы обработаем эти анкеты и определим, что можно считать главными семейными ценностями, которые помогают семье устоять в трудных жизненных ситуациях