Предупреждение и стимулирование конфликтов. Шпаргалка по "конфликтологии"

Далеко не все конфликты можно предупредить, поэтому важное место как в кризисном менеджменте, так и в управленческих методах в целом, должно отводиться методам регулирования конфликта

Регулирование - это особая форма разрешения конфликтов, которая заключается в том, что в устранении противоречий между оппонентами принимает участие третья сторона. Привлечение третьей стороны возможно даже и без согласия участниками икив конфликта. Под регулированием конфликта можно считать такие действия, которые ставят своей целью ослабить сам процесс борьбы или перевести остроту отношений в иную плоскость, или на другой уровень отношений. Вот же, проблема регулирования конфликта - это проблема ограничения его негативного воздействия на общественные отношения и переложение его в общественно допустимые формы развития. Конфликт, который регулируется, является контрольова ним конфликтом, а потому прогнозируемыханим.

Процесс регулирования может включать несколько этапов:

1 начало действий - это выявление и признание конфликта как реальности как для самих участников, так и для окружающих или общественности. Очень часто это сделать довольно трудно, потому что его хотят скрыть как нежелательный. Необходимо иметь в увязи, что скрыть хотят обе стороныни;

2. Объективная аналитика конфликта;

3 институционализация конфликта, когда происходит определение правил и норм его протекания, что позволит ввести конфликт в формы и пределы, приемлемые для общества, а также создать возможность предусматривать ачате протекания процесса конфликта;

4 легитимизация конфликта предполагает признание субъектами каких-либо общественных норм и обязательств их соблюдать;

5 перевода процесса противостояния, во многом стихийного, в организованный, менее агрессивный и разрушительный за своими действиями и возможными последствиями

Среди многочисленных методов регулирования конфликтов можно выделить меры по постепенному. Его ослабление путем перевода в другие сферы отношений. Широкую практику получил метод ослабления конфликта из-за переориентацию противоборствующих сторон на внешнюю угрозу. Такой угрозой может стать и внезапно возникающая проблемма.

Устранение конфликта следует рассматривать как самостоятельный метод прекращения конфликта. Его не следует путать с разрешением конфликта. Процесс прекращения конфликта происходит путем воздействия внешней силы, которая ликвид довую или устраняет основные структурные элементы конфликта. Подобный метод силового разведение конфликтующих сторон применяется быстро и решительно. Подобные действия имеют смысл, а часто и оправданы, когда результ атом их будет спасение жизни людей, устранения агрессии, сохранение от уничтожения большого материальной ценности. Дефицит времени тоже может играть существенную рол роль.

Устранение конфликта возможно провести с помощью следующих мер: а) принудительное устранение (отчуждения) одного из субъектов конфликта от активного противодействия (речь не обязательно должна вестись о насильственным цьки действия) б) исключение возможности для взаимных противодействий на длительный период времени, в) устранение или ликвидация самого объекта конфликта или какого-либо дефицит.

Одним из вариантов прекращения конфликта можно рассматривать и такой руководящий метод, как рационализация отношений, результатом которого могут стать обстоятельства для принятия не совсем выгодных предложений обеими с сторонами в то время, позволивший прекратить противоборства.

В случае если руководитель уверен в управляемости процессов, происходящих в его организации, он может применить метод стимулирования конфликта

. Стимулирование конфликта - это вид деятельности, направленный на провокацию и стимулирования конфликта. Подобное стимулирование оправдано только при условии, что конфликт носит конструктивный характер и полностью контролируемый. Способы с стимулирования могут быть самыми разнообразными, но самое главное, они должны быть конструктивными, иначе последствия могут оказаться не такими, как ожидалили.

Среди многообразия способов и тактик решения конфликтов можно выделить тактику уклонения от конфликта или метод избежания. Основанием для выделения подобной тактики можно считать степень готовности (не готовности или не способности) одной или даже обеих сторон, начать активное противодействие друг против равної.

Метод избегания (уклонения) могут использовать различные участники конфликтного противостояния, как непосредственные участники, так и те, кто по своему статусу может или должен выступать в роли посредника его регулирования. Суть такого метода заключается в игнорировании самой сути конфликтной ситуации, в отказе от признания ее существования, в самоустранении, как в физическом, так и в психологическом смысле. Это может выражаться в том, что человек в конфликтной ситуации не проявляет каких-либо действий ни после ее решения, ни при изменении ситуации. Как любой метод, он имеет свои плюсы и минусуси.

Рассмотрим в подобном методе сначала плюсы

Данный метод возможен к использованию практически сразу и поэтому не требует дополнительных ресурсов, дает возможность временного отсрочку от перехода к ее активной части. Такая отсрочка может даже предотвратить конфликт, когда в ходе его может оказаться несущественность причины конфликта, или может произойти просмотр одной из сторон своих первоначальных целоей.

Рассмотрим недостатки подобного метода

В случае, когда причина конфликта очень значительная для одной из сторон, а вторая выбрала подобный метод может реально произойти эскалация конфликта. В каждой конкретной конфликтной ситуации необходима реальная в оценка степени важности для каждой из сторон предмета конфликта, поскольку тактика затягивания может только законсервировать проблему, результатом чего может быть переход одной из сторон к обострению протис тоянноя.

При всей спорности подобного метода регулирования конфликта он может быть применен, но только при определенных ситуаций. Рассмотрим некоторые из них

Очень часто причинами конфликтных ситуаций могут выступать несущественны, что открывают только часть глубинных предпосылок конфликта. В подобных ситуациях вступление к противоборству можно рассматривать как бесполезную в расход сил, которая не сможет конструктивно закончить кононфлікт.

Временные параметры также могут повлиять на принятие такого метода поведения. Оправданием могут выступать более важные проблемы, отвлечение от которых может принести большую потерю

Момент ограниченности информации о предмете конфликта, необходимость дополнительного времени для отбора данных для возможного эффективного завершения конфликта

Уклонение от конфликта можно считать адекватным в ситуации, когда одна из сторон просто не в состоянии на равных вступить в противостояние или для успешного ее решения. Это могут быть и субъективного вни факторы одной из сторон, изменение которых через определенное время может благоприятно повлиять на столкновенииткнення.

Встретившись с конфликтной ситуацией, не стоит, как мы уже знаем, искать причины конфликта между людьми только через несходство их характеров. Если это не является исключительной причиной, то эта непохожесть выступает от дним из факторов конфликтного противостояния. Среди методов воздействия на конфликтную ситуацию можно рассмотреть структурные методы, к которым относятся разъяснение требований к работе, использование обще-организ ацийних комплексных целей и использование системы винагороод.

Разъяснение требований к работе. Уровень информированного, а точнее ее извращенность и неточность является одной из серьезных причин многих конфликтных ситуаций, поэтому данный метод предусматривает всестороннее разъяснение т того, какие результаты ожидаются от каждого, какими должны быть их уровни, каналы информации, системы полномочий и ответственности, а также четко определена политика, процедуры и правила. Ясность системы темы организации работы может быть здесь недостаточной, ясность должна быть на личностном уровне, все должны хорошо понимать, чего от них ждут и в какой ситуацииії.

Координаторськи и интеграционные механизмы. Одним из результативных методов влияния на управление конфликтной ситуацией можно рассматривать применение координационного механизма, состоящего из цепи ко оманд. Этот метод, разработанный представителями административной школы управления, направленный на установление иерархии полномочий, что способствует упорядочению взаимодействия людей и принятию решений внутри орг анизациії.

В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и совещаний ди с представителями разных отделов. Исследования западных ученых показывают, что организации, которые поддерживали необходимый для них уровень интеграции, добивались большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.

Обще-организационные комплексные цели. Установка подобной цели, как структурного метода, требует объединения усилий большого количества людей, которые были задействованы в групповой деятельности. Идея, заложенная в в эти высшие цели - направить усилия всех участников на достижение общей цели, чтобы она стала целью кожногго.

Структура системы вознаграждения. Вознаграждения можно использовать как метод воздействия на конфликтную ситуацию, так как это может влиять на поведение людей, задействованных в противостоянии, и при определенных обстоятельствах избегу ути дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение обще-организационных комплексных целей, помогают и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны винагор оджуватися. Огромное значение имеет ситуация, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивного поведения отдельных лиц или игруруп.

Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений и поощрений тех, кто способствует осуществлению именно обще-организационных целей, помогая людям понять, как им следует поступать в конфликтной с ситуации, должно полностью соответствовать стремлению руководств.

Оценке управляющих действий для решения конфликтов должны выступать показатели конструктивности их решения - степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в противостоянии того в оппонента был прав. С такой позицией следует соглашаться, ведь чем полнее снято конфликтное противостояние между его участниками, тем больше уверенности в том, что между ними в дальнейшем противоборство не п ереросте в конфликтное противостояние или противоборство. Победу справедливости в конфликте необходимо рассматривать как утверждение истины, справедливости, оптимизации социально-психологического климата в орган изации или группе. В то же время необходимо помнить, что у противоположной стороны так же присутствуют свои интересы, которые не следует игнорировать. Именно конфликт является той ситуацией, когда эти интересы можно через перепашет ентацию мотиваций противоположной стороны отвести от конфликтного противостоянияяння.

Многие исследователи считают, что в процессе взаимодействия, общения следователя с участвующими в деле лицами могут возникать как бесконфликтные, так и конфликтные ситуации.

Если рассматривать конфликт, например, как реальное соперничество, как процессуальную и тактическую борьбу (но не войну!) с обвиняемым или другими лицами, то это явление налицо в уголовном процессе не только в стадии предварительного расследования, но и в других стадиях, так как принцип состязательности и построен на таком понимании конфликта.

Для полноты психологической характеристики профессиональной деятельности и личности следователя необходимо учитывать, что в процессе этой деятельности у следователя могут возникать как внешние («открытые»), так и внутренние («закрытые») конфликты, то есть противоречия, достигающие такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» (проявляются) противоположные позиции, точки зрения, мотивы или убеждения. К внутренним конфликтам личности, приводящим к разладу с самим собой, у следователя можно отнести борьбу мотивов; личностные конфликты между моральными чувствами (например, чувством ненависти к преступлениям) и рассудком, между нравственным профессиональным долгом и непрофессиональными личными желаниями, стремлениями, возможностями и т. д.

Все указанные внутренние конфликты относятся к так называемым внутриролевым, ибо они связаны с исполнением человеком только одной социальной роли - роли следователя. Однако ввиду специфики следственной деятельности (перегрузки, большая занятость и т. п.) у следователя могут возникать и межролевые конфликты, например, между социальной ролью профессионала и социальными ролями мужа (жены), отца (матери) и т. д.

Ролевые (внутриролевые и межролевые) конфликты по своему существу являются моральными. Сложность некоторых внутренних («закрытых») ролевых конфликтов, возникающих у следователя, заключается не в том, что нужно сделать выбор между нравственным и безнравственным, а в том, что необходимо выбрать одну из однопорядковых, но неравнозначных (в конкретной ситуации) ценностей. Все это, естественно, повышает экстремальность профессиональной деятельности и делает возможным правильный выбор только тогда, когда следователь обладает высокими личностными качествами.

Внутренний («закрытый») конфликт может быть порожден не только своеобразием исполнения социальных ролей, но и несовпадением отдельных представлений, знаний, понятий («когниций»), что приводит к так называемому «когнитивному диссонансу». Когнитивный диссонанс может возникать у следователя в силу часто имеющегося в следственной деятельности недостатка или избытка информации, что само по себе психологи уже относят к экстремальным условиям.

Внешние («открытые») конфликты чаще всего встречаются при взаимоотношениях следователя с недобросовестными свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми или обвиняемыми, как виновными, так и невиновными.

Стимулирование конфликта его формы и средства

Стимулирование конфликта- это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям Гришина Н. В. О природе социально-производственных конфликтов. /Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами.- М, 1974. С. 69..

Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению Цветков В.Л., Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009..

Технологии регулирования конфликта

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов.

Завершение конфликта. Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта и вообще, что «так больше жить нельзя». Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

15. Управление конфликтом. Прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.

Управление конфликтом - это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению1.

Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии:

1) восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;

2) исследование конфликта и поиск его причин;

3) поиск путей разрешения конфликта;

4) осуществление организационных мер.

Конфликт в организации практически всегда виден, так как имеет определенные и внешние проявления: высокий уровень напряженности в коллективе; снижение работоспособности; ухудшение производственных и финансовых показателей; изменение взаимоотношений с поставщиками и покупателями и др.

Следует учитывать то, что объективный уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут возникать:

Псевдоконфликты (реально не существующие конфликты);

Переоценка или недооценка значимости конфликта;

Невосприятие, игнорирование существующего конфликта.

Исследование конфликта

и поиск его причин

Это следующая важная стадия управления конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает: 1) выявление сути противоречия, установление не только повода, но и причины, которая нередко маскируется участниками конфликта. 2) выяснение интересов и целей участников, их позиций (ибо могут быть цели не противоречивыми, но истолковываться по-разному). 3) оценка возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели; 4) поиск точек соприкосновения, общих целей и интересов конфликтующих.

Поиск путей разрешения конфликта. Эта стадия предполагает:

1) полное прекращение конфронтации и взаимное примирение сторон;

2) достижение компромисса - частичное удовлетворение притязаний обоих сторон, взаимные уступки. Такой исход приводит к взаимному выигрышу;

3) разрешение конфликта на деловой, принципиальной основе: путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий, наказания участников конфликта;

4) механическое прекращение конфликта (расформирование одного из подразделений, увольнение одного из участников конфликта из организации, перевод лидера или нескольких членов конфликтной стороны в другое или ряд других подразделений данной организации).

16. Пути предупреждения конфликта

Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.

Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Эта человеческая способность имеет особое значение в управленческой деятельности. Справедливо говорят, что руководить - значит предвидеть. Профилактика конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности определяется рядом предпосылок:

1) знанием общих принципов управления социальными организациями, формулируемых современной теорией менеджмента, и умением использовать их для анализа конфликтных ситуаций;

2) уровнем общетеоретических знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией;

3) глубиной анализа на этой общей теоретической основе конкретной предконфликтной ситуации, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее улаживанию;

4) степенью соответствия избранных методов корректировки сложившейся опасной ситуации ее конкретному содержанию; эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит не только от глубины теоретических знаний возможных участников конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию.

Из этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. Поэтому возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать.

17. Стимулирование конфликта, его формы и средства.

Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:

Прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

Предупреждение или стимулирование конфликта;

Регулирование конфликта;

Разрешение конфликта.

Прогнозирование конфликта – это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.

Предупреждение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.

Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.

Стимулирование конфликта - это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.

Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при реше­нии жизненно важных проблем, стратегия разви­тия позитивной инициативы, достижения оптималь­ного эффекта социального управления.

Исторической практике известны многочисленные формы инициирования крупных социальных конфликтов как двигателей общественного прогресса: классовая борьба, социальные революции, про­мышленная и научно-технические революции, осво­бодительные войны. Процесс социального управления в разных общественных системах неотъемлемо связан с использованием разнообразных локальных конфликтов, в целях мобилизации потенций тех или иных общественных сил. Стимулирование нового, осуществление инновации всегда реализуется через конфликты. Инициирование определенных конфликтов зачастую используется в целях нейтрализации других, более разрушительных, опасных для общества. Таким образом, некоторые конфликты нужно предотвращать, а некоторые - стимулировать.

18. Этапы регулирования конфликта.

Активное вмешательство в возникший конфликтный процесс может приобретать разнообразные формы: регулирование конфликта, подавление и, наконец, разрешение. Регулирование конфликта представляет собой действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений. Проблема регулирования конфликта - это проблема ограничения его негативного влияния на общественные отношения и перевода в общественно приемлемые формы развития и разрешения. Регулируемый конфликт есть конфликт контролируемый и, стало быть, предсказуемый.

Элемент регулируемости присутствует в любом конфликтном процессе, если он так или иначе включен в механизм социального управления. В свою очередь, управление конфликтным процессом придает объективно этому процессу формы, «способные обеспечить минимизацию неизбежных экономических, социальных, политических, нравственных потерь и, наоборот, максимизировать такого же рода приобретения, именно здесь суть управления конфликтом».

Процесс регулирования конфликта как процесс управления им имеет свои этапы. Первоначальное действие по урегулированию конфликта, конечно же, - его признание и выявление как реальности. Фиксация конфликта как действительного факта - достаточно сложный вопрос. Нередки случаи, когда одна из конфликтующих сторон стремится скрыть свои действия, отрицать наличие какой-либо конфликтной ситуации. Как говорится, «делает хорошую мину при плохой игре». Так, иной руководитель коллектива, при наличии конфликтной ситуации, вместо ее преодоления, пытается представить положение вещей в ином свете, как бесконфликтное, руководствуясь небезызвестным обычаем - «не выносить сор из избы».

Признать реальность конфликта - значит сделать шаг на пути к его объективному объяснению. Ранее уже подчеркивалось, что без такого объяснения невозможно управление конфликтным процессом. Первые трудности в решении задачи урегулирования любого конфликта начинаются именно с его объяснения.

Естественно, что теоретический этап - только предпосылка, хотя и важнейшая, для практического действия. Исходным же этапом такого действия, по мнению ряда конфликтологов, является институционализация конфликта, что означает определение правил и норм его функционирования и развития. Например, под институционализацией конфликтных отношений между государственной властью и политическими партиями понимается принятие законодательства о партиях, регулирующего их деятельность и отношения с государственными организациями. Именно институционализация конфликта обеспечивает его функционирование и развитие в приемлемых для данной общественной системы формах и рамках и гарантирует предсказуемость конфликтного процесса.

Следующий этап регулирования конфликта - это его легитимизация. Она предполагает признание конфликтующими субъектами установленных норм и правил конфликтного поведения и соблюдение их. Это также означает, что и общество рассматривает данный конфликт как правомерный, а не чуждый по отношению к существующему общественному порядку. Легитимизация конфликта есть его интегрирование в признанную систему общественного порядка, независимо от того, идет ли речь о политико-правовой системе или же о гражданском обществе. Из этого исходят рекомендации некоторых авторов о включении конфликтологического анализа в решения и документы государственных органов и создании специальных учреждений по оперативному вмешательству в острые общественные конфликты.

Возникает вопрос, насколько корректно совмеще­ние понятий «предупреждение» и «стимулирова­ние» конфликтов, противоположных по своему смыслу и назначению? Положительный ответ на этот вопрос вытекает из развиваемой в данной ра­боте концепции конфликта как явления закономер­ного в общественной жизни, не только негативного, разрушительного, но и конструктивного. Понима­ние конфликта как негативного явления обусловли­вает необходимость его предупреждения. Иной же подход, а именно: признание конфликта фактором саморегуляции и самокорректировки системы, ис­точником ее изменения и развития - позволяет го­ворить о проблеме стимулирования конфликтов.

Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторо­ну, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных от-

Основы конфликтологии 362

ношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход про­цесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.

Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза воз­можной конфликтной ситуации нельзя и предупре­дить ее появление. Прогноз - это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. На­учная и практическая ценность прогноза определя­ется уровнем его обоснованности и достоверности. В числе основных методов прогнозирования: экст­раполяция данной ситуации на будущее состояние системы (подсистемы); моделирование возможной конфликтной ситуации, статический метод, опрос экспертов.

В качестве исходного пункта прогностического конфликтологического мышления следует признать определение противоречия, обусловливающего дан­ную проблемную ситуацию, которая может поро­дить конфликт. Противоречие, выражаемое в про­блеме, суть причина возможного конфликта. Сле­дующий шаг на пути разработки прогноза - выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытия проблемы. Эта мыслительная операция включает описание собы­тийного ряда, т.е. совокупности событий, проявля­ющих проблему во взаимодействии субъектов, а также прослеживание объективной последователь­ности и взаимосвязи событий - логики обществен­ного процесса. Описание событийного ряда и ана­лиз логики изменения существующей ситуации (развития противоречия, раскрытия проблемы) пр.-

363 Лекция 9

зволяет очертить облик вступающих в противостоя­ние субъектов и предмет его. Дальнейшее исследо­вание развития проблемной ситуации в возможный конфликт предполагает включение в анализ прин­ципов и норм функционирования данной системы (подсистемы), временного и пространственного фак­торов ее изменения, а также социально-экономичес­ких, политических, идеологических и социально-пси­хологических условий.

На основе изложенного исследования склады­ваются предпосылки для разработки возможных сценариев прогноза конфликтной ситуации. Затем перед конфликтологом встает задача формулиро вания прогностической модели и оценка ее досто­верности. Заметим, что описание событийного ряда и анализ логики процесса изменения ситуа­ции не позволяют однозначно предсказать воз­можный конфликт, так как на процесс его форми­рования влияет ряд трудно учитываемых в иссле­довании явлений, прежде всего субъективного порядка (эмоциональный настрой людей, уровень их толерантности и т.п.). Так что, каким бы кор­ректным ни был научный анализ событий, их ло­гики, речь может идти лишь о выработке тех или иных вариантов ожидаемых проявлений конфлик­тной ситуации.

Попытаемся проиллюстрировать описанное со­держание конфликтологического прогнозирования на примере политического процесса в России.

Ныне сложившееся состояние политического процесса в нашей стране является результатом объективных тенденций, проявившихся за после­дние четыре года, как то: позитивной тенденции - известной либерализации общественной жизни, демократизации политических отношений и инсти-

Основы конфликтологии

тутов, что выразилось в замене старой полити­ ческой системы новой (либерально-демократичес­кой), и негативной тенденции - обострения соци­ ально-политических противоречий в обществе, рос­ та недоверия большинства населения к новым властям. В конце сентября и в начале октября 1993 г. данное противоречие, как известно, проявилось в открытом конфликте, приобретшем насильствен­ ную форму. В ходе выборов в законодательные орга­ ны власти в декабре 1993 и 1995 гг. противоречие между большинством избирателей и правящим ре­жимом канализировалось в голосовании значитель­ной части избирателей против проправительствен- ных блоков. Возникает вопрос: возможно ли форми­ рование конфликтной ситуации в ближайшие месяцы на основе результатов выборов в Государ­ ственную думу федерального собрания в декабре 1995 г. и - Президента России в июне 1996 г.?

Думается, что вполне возможно. В самом деле, ведь остается пока неразрешенным политическое противоречие, возникшее после августа 1991 г. Со­ храняется раскол общества на антагонистичес­ кие (противоречивые) группы. В процессе предвы­ борной кампании правящая элита и официальные средства массовой информации неустанно подчер­кивали свое враждебное отношение к коммунисти­ чески настроенным массам населения и выражаю­ щим эти взгляды избирательным блокам. Такая политическая установка властей никак не соответствует их же противоположной установ­ ке - на формирование в обществе атмосферы со­гласия и стабильности. Политическое противоре­ чие существует не на голом месте, а ложится на реальную глубокую социальную дифференциацию общества, когда более третьей части населения

365 ________Лекция 9

проживает за чертой бедности. Следовательно, сохранилась тенденция развития политического противоречия, приведшая к сентябрь-октябрьско­ му (1993 г.) конфликту; получили дальнейшее раз­ витие и противостоящие субъекты: правящая эли­ та и так называемые реформаторские демокра­ тические партии и блоки, с одной стороны, и прокоммунистически настроенные, ориентирован­ ные на социалистический путь модернизации стра­ ны массы и соответствующие партии, с другой стороны. Реакция первых на результаты декабрь­ ских (1995 г.) выборов говорит о том, что можно с большой долей вероятности предположить обо­ стрение политической и идеологической борьбы в дальнейшем. Однако июньские (1996 г.) выборы Президента РФ, наверняка, направят это проти­ воборство в демократическое русло, если, конеч­ но, ни правящий режим, ни оппозиция не предпри­ мут каких-то акций, которые бы придали поли­ тическому процессу взрывную антагонистическую форму.

Изложенный сценарий развития политического процесса - один из возможных. Оптимисты из ре- форматорско-демократического лагеря могут предложить иной сценарий - динамичного форми­ рования политического согласия в обществе на ос­ нове удовлетворенности большинством населения проводимым правительством курса. Пессимисты, наоборот, предсказывают, в связи с усилением вли­ яния левой оппозиции, опасность глобального соци­ ально-политического конфликта. Думается, что ни тот, ни другой сценарии не имеют под собой до­статочных оснований.

Прогнозирование конфликта - лишь предпосыл­ка его предотвращения. Следует также учитывать

Основы конфликтологии 366

невозможность предупреждения всякого конфлик­та. И к этому, собственно говоря, не стремится ни один здравомыслящий субъект управления власти. Было бы, к примеру, утопией утверждать, что в пе­риод перехода к рыночной системе экономики мож­но избежать конфликтов, связанных с перестройкой структуры производства, возникновением безрабо­тицы, забастовочных движений. Руководящие орга­ны общества тем не менее имеют целью не допус­тить возникновения и развития таких конфликтов, которые бы подрывали основы функционирования экономической системы и создавали бы условия для социальных потрясений.

Стратегия предотвращения конфликтов включа­ет систему деятельности, совокупность этапов и ме­тодов управления конкретным процессом противо­речивых взаимоотношений общественных субъек­тов. Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреж­дения и упреждающего разрешения. Частичное пре­дотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Страте­гия полного предотвращения предполагает нейтра­лизацию действия всего комплекса детерминирую­щих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудниче­ства во имя реализации совпадающих интересов. Упреждающее разрешение конфликта, равно как и ранее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиций и интересов противоречивых субъектов в пространстве их соци­ального единства, согласия по более важным воп­росам общественной жизни.

Лекция 9

Обратимся к национально-этническому конфлик­ту. Его при определенных условиях можно упре­дить, не допустив межнациональной конфронтации. А если таковая возникает, то затормозить ее разви­тие, приглушить возможную вражду и насилие. Зная многогранность детерминирующих такой кон­фликт факторов, разумное политическое руковод­ство действует последовательно, устраняя одну при­чину грядущего конфликта за другой. Так, если не­довольство, напряженность в межнациональных отношениях вызывается какой-то несправедливос­тью, допущенной по отношению к одной из нацио­нальных групп (скажем, ущемлением политических прав или ограничением культурного самовыраже­ния), то необходима определенная компенсация со стороны государства за нанесенный в прошлом урон и восстановление законных прав и свобод.

Предотвращение социальных конфликтов воз­можно при наличии соответствующих ресурсов: эко­номических, политических, социальных, идеологи­ческих, правового обеспечения. Если, скажем, экономическая ситуация таит в себе опасность воз­никновения острого забастовочного движения, то она требует достаточных материальных средств для ее улучшения: создания новых рабочих мест, повы­шения уровня оплаты труда, улучшения его усло­вий. Кроме того, разрушительные забастовочные конфликты можно предотвратить, ограничивая за­бастовочное движение трудовым законодатель­ством, исключая его проявление в незаконных фор­мах.

Нарождающееся противоречие не разовьется в конфликт, если активное вмешательство в процесс общественных отношений начинается с уровня вы­явления несогласия между субъектами по значи-

Основы конфликтологии 368

мым для них вопросам или, по крайней мере, с об­наружения элементов напряженности. На этапе же развития непримиримости в отношениях, враждеб­ного соперничества конфликт уже имеет место, и действие по управлению им приобретает другое ка­чество - урегулирование либо разрешение.

Предупреждение конфликтов осуществляется комплексной системой методов и средств. Они ста­нут эффективными при условии реалистической оценки ситуации, приоритетного внимания согласо­ванию интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализа­ции принципа толерантности.

Согласование интересов - оптимальный способ достижения консенсуса между общественными субъектами. Однако последний не всегда возможен. Поэтому используются и другие модели предотвра­щения конфликта интересов: определенное их соче­тание, подчинение неглавных интересов главным, временных - постоянным, текущих - перспектив­ным. Не исключается и подавление отдельных элементов интересов обоих взаимодействующих субъектов. Наконец, целесообразна тактика разве­дения противоречивых интересов. В случае назре­вающего столкновения между работодателем и тру­довым коллективом предметом спора могут быть многие интересы той и другой стороны. Оптималь­ный вариант предупреждения столкновения - най­ти удовлетворяющую всех меру сочетания этих ин­тересов, при которой бы ни один интерес не ущем­лялся. Когда же такой вариант исключается, приходится искать другие приемлемые формы вза­имодействия противоречивых интересов. Это позво­ляет находить компромисс и сгладить напряжен­ность.

369 _____________Лекция 9

Стратегия предупреждения конфликта предус­матривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению воз­можных коллизий, оперативность, гласность. Что касается последнего, то следует отметить только одно обстоятельство: чем раньше возможный конф­ликт станет известен общественности, тем меньше вероятность его реального появления.

Уже отмечалось, что не любые конфликты обще­ственные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигате­лем прогрессивных изменений, модернизации обще­ственной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтации, о насаж­дении враждебности в обществе, что, обычно, прак­тикуется агрессивными силами для оправдания своего существования. Метод разжигания конфлик­тов также широко используется бюрократическими элементами в управленческих организациях и тру­довых коллективах. Стратегия стимулирования кон­фликтов - это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при реше­нии жизненно важных проблем, стратегия разви­тия позитивной инициативы, достижения оптималь­ного эффекта социального управления.

Исторической практике известны многочисленные формы инициирования крупных социальных конф­ликтов как двигателей общественного прогресса: классовая борьба, социальные революции, про­мышленная и научно-технические революции, осво­бодительные войны. Процесс социального управле­ния в разных общественных системах неотъемлемо связан с использованием разнообразных локальных

Основы конфликтологии 37О

конфликтов, в целях мобилизации потенций тех или иных общественных сил. Борьба нового со старым, прогрессивного с консервативным - это самые об­щие формы проявления конструктивных конфлик­тов. Они стимулируются теми общественными субъектами, которые стремятся к усовершенствова­нию и развитию. Всякое новое зарождается в не­драх старого, любое инновационное действие встре­чает противодействие. Стимулирование нового, осу­ществление инновации всегда реализуется через конфликты. Их рационализация, т.е. перевод в со­знательно регулируемое русло, в процесс, подчи­ненный определенным правилам и нормам, обес­печивает успех в достижении разумных интересов и целей.

Инициирование определенных конфликтов зача­стую используется в целях нейтрализации других, разрушительных, опасных для общества. Напри­мер, инициируя борьбу за научно-технический про­гресс, руководство трудового коллектива способству­ет его сплочению и предупреждает возникновение конфликтов, связанных с взаимоотношениями в коллективе. Развивая конкурентные экономические конфликты как стимул совершенствования произ­водства, государство тем самым ограничивает воз­можность конфликта между спросом и предложе­нием, создает условия для полного удовлетворения интересов массового потребителя.

?Конфликтология как наука возникла:
*в XIX в
!в XX в
!вместе с возникновением человечества
?Внутриличностный конфликт понимается как конфликт между:
*сознательной и бессознательной структурами
!между любыми внутриличностными структурами
!сознательными тенденциями
!бессознательными установками
?Полный перечень структурных элементов конфликта составляют:
!роли оппонентов, объект конфликта, среда конфликта
*позиции субъектов, участники конфликта, зона разногласий
!стороны конфликта, субъективные и объективные характеристики конфликта
?Выберите наиболее полный и верный список социальных ролей участников конфликта:
*судьи, посредники, конфликтанты, инициаторы, жертвы
!свидетели, участники, группа поддержки, зрители, оппоненты, управленцы
!субъекты, жертвы, подстрекатели, союзники, посредники, организаторы
?Ресурсы сторон конфликта — это:
!материальная обеспеченность сторон, участвующих в конфликте
*общий потенциал субъектов и участников конфликта, который может быть в нем использован
!знания, умения и навыки конфликтантов
?К этапам конфликта относятся:
*тупик, конфликтная ситуация, инцидент, эскалация, послеконфликтная стадия
!эскалация, конфликтная ситуация, речевое противодействие
!инициация конфликта, инцидент, деструктивный конфликт
?Стратегия поведения в конфликте основывается на:
*модели заинтересованности в собственном успехе
!модели двойной заинтересованности
!модели заинтересованности в успехе другого
?Стратегия сотрудничества:
!свидетельствует о высокой конфликтологической компетентности личности

*приводит к разрешению конфликта
?Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте
?
!Компромисс, критика, борьба
!Борьба, уход, убеждение
*Уступка, уход, сотрудничество
?С точки зрения трансактного анализа к конфликтогенам можно отнести:
!присоединение
!нахождение в позиции родителя
*пересечение трансакций
?К поведенческим конфликтогенам можно отнести:
!редукцию сознательной части психики
!общение с конфликтными личностями
*проявление агрессии, превосходства, эгоизма
?Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Взрослый»:
!проявляет чувство вины, руководит, уточняет ситуацию
!работает с информацией, анализирует, разговаривает на равных
*требует, покровительствует, руководит
?Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Ребенок»:
!оценивает, проявляет чувство беспомощности
*подчиняется, одобряет, уточняет ситуацию
!проявляет чувство обиды, шалит, подчиняется
?Существенными характеристиками эскалации конфликта являются:
!признание реальности конфликта
*расширение социальной среды конфликта
*использование угроз в адрес оппонента
?Спиральная модель эскалации конфликта предполагает:
!принцип дополнительного схизмогенеза
!принцип симметричного схизмогенеза
*агрессивно-оборонительный принцип
?Жесткие тактики поведения в конфликте:
*ориентируются на нанесение вреда, ущерба или использование давления на оппонента
!всегда используются только после применения мягких и нейтральных
!их присутствие в конфликтном сценарии свидетельствует о недостатках воспитания личности
?Стратегия соперничества:
!характеризует человека как эгоиста
*ведет к эскалации конфликта независимо от другой позиции
!ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации
?К групповым конфликтам относятся:
*группа - группа
!личность - группа
!микрогруппа - руководитель
!личность - группа, группа - группа
?Интегративное разрешение конфликта означает:
*соглашение, достигаемое, когда стороны конфликта сходятся в срединной точке на некоей очевидной координате
!достижение согласия через узаконенные процедуры установления победителя
*разрешение конфликта, примиряющее обе стороны или решение без проигравших
?К информационным технологиям регулирования конфликта принадлежит:
!обеспечение ровного психологического климата
!снижение социальной напряженности
*устранение слухов
?Предупреждение конфликта представляет собой:
!вид деятельности, направленный на ограничение конфликта
!управление конфликтом с целью его легитимации
*превентивную форму управления конфликтом
?Снятие избыточной агрессии - это:
!механизм внутриличностной защиты
!форма самовоспитания личности
*форма предупреждения внутри и межличностных конфликтов
?Медиация - это:
!вмешательство по типу юридического урегулирования конфликта
!ограниченный арбитраж
*любое посредничество
?Содержание управления конфликтом включает в себя:
*прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение
!прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение
!диагностику, предупреждение, регулирование, завершение
?Признание реальности конфликта конфликтантами, легитимизация и институциализация конфликта входят в состав:
!предупреждения конфликта
!стимулирования конфликта
*разрешения конфликта
*регулирования конфликта
?Стимулирование конфликта предполагает:
*форму управления конфликтом
!диагностику существующей ситуации в коллективе
!разрешение текущих проблем
?Легитимизация конфликта - это:
!обращение к посреднику
!достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте
*создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия
?Институциализация конфликта - это:
!создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия
*достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте
!определение места и времени переговоров по существу конфликта
?Что относится к форме завершения конфликта:
!уступка, компромисс, уход, соперничество
*перерастание в другой конфликт, отмена, затухание, разрешение
!разрешение, уход, отмена, убеждение