Понятие фонетической позиции и позиционной мены звуков. Позиционные изменения и позиционная мена гласных звуков современного русского языка
Читайте также:
|
Фонетическая позиция – позиция звука (гласные – под ударением/безударные; согласные – на конце слова/перед разными согласными), где звук может изменять своё качество под влиянием соседних звуков или взаимно меняться, определяя тем самым особенности звуковой системы языка.
Позиционная мена – это такая мена звуковых единиц, которая определяется действующими в данном языке синтагматическими законами сочетаемости звуков.
Позиционные изменения гласных звуков – эти изменения не меняют основного качества гл.звука. он не заменяется качественно другим звуком, а лишь приобретает некоторые сопутствующие основному качеству особенностей, Связанные с такими процессом фонетики как аккомодация . Данные изменения возможны только в ударной позиции.
1. Позиционные изменения непереднего ряда [ы], [у], [о], [а].
§ [ы] – в абсолютном начале слова перед твёр.согл. в СРЯ этот звук никогда не выступает.
§ [ы] – в позиции после мягк.согл. в СРЯ никогда не бывает.
§ В позиции после твёр.согл., а также между твёр.согл. звук [ы] занимает сильную позицию и позиционным изменениям не подвергается.
§ В позиции после твёр.согл. и перед мягк.согл. звук [ы] подвержен позиционным изменениям и осуществляет передвижку в переднюю зону основания в результате регрессивной аккомодации [жЫ*л’и].
2. Гласные звуки [у], [о], [а] в ряде позиций не подвергается позиционным изменениям – это сильная позиция. В ряде же случаев подвержена позиционным изменениям и это произносительно-слабая позиция.
a. Позиция абсолютного начала (, , ) слова перед твёр.согл., а также между твёр.согл. и после твёр.согл. в открытом слоге [у], [о], [а] позиционным изменениям не подвергаются – сильная позиция. Например, [Август], [лОп], [Угъл].
b. В позиции после мягк.согл. перед твёр.согл. () звуки [у], [о], [а] подвергаются позиционным изменениям, в результате указанные звуки осуществляют передвижку в переднюю зону образования в начале своей артикуляции (начало произношения) в результате прогрессивной аккомодации . Например, [ут’*Ук].
c. В позиции после твёр.согл. перед мягк.согл. () звуки [у], [о], [а] подвержены позиционным изменениям и осуществляют передвижки в переднюю зону образования в конце своей артикуляции (конец произношения) в результате регрессивной аккомодации. Например, [мА*т’].
d. В позиции между мягк.согл. () звуки [у], [о], [а] подвержены позиционным изменениям и осуществляют передвижку в переднюю зону образования на протяжении всего произношения в результате прогрессивно-регрессивной аккомодации. Например, [т’*У*л’].
3. Позиционные изменения гл.переднего ряда [и], [е]. Звуки [и], [е] в ряде позиций не подвергаются позиционным изменениям и выступают в своей сильной позиции. В ряде же случаев подвергаются позиционным изменениям и соответственно в произносительно-слабой позиции.
a. В позиции , а также в звуки[и], [е] выступают в сильной позиции и позиционным изменениям не подвергаются . Например, [л‘Ес], [Ивъ].
b. В позиции звук [и] в СРЯ никогда не выступает . В этой же позиции звук [е] подвергается позиционным изменениям и осуществляет передвижку в зону образования звука среднего ряда [э] с последующей регрессивной аккомодацией. Например, [жЭ*с’т’]
c. В позиции звук [е] подвергается позиционным изменениям и осуществляет передвижку в зону образования звука среднего ряда [э]. Например, [жЭст].
d. В позиции звуки [и], [е] подвергаются позиционным изменениям и в результате прогрессивно-регрессивной аккомодации становятся напряжёнными. Например, [б‘И^’т], [з‘д’Е^ c’].
Позиционная мена гл.звуков – изменения, обусловленные положением гл.звука, т.е. его позиции по отношению к ударному слогу. Эта мена осуществляется с результате фонетического процесса редукции.
Редукция – ослабление и изменение звучания гл.звука в безударной позиции. Может быть качественной и количественной.
Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой
различается меньшее число фонем, называется слабой, фонема в
этой позиции - слабая.
Так как фонема выполняет две основные функции - сигнификативную и перцептивную - необходимо выделять сигнификативно сильные и сигнификативно слабые позиции, а также перцептивно сильные и перцептивно слабые позиции. В сигнификативно сильной позиции фонема максимально реализует свои различительные возможности, поэтому обозначаемый звук является представителем лишь одной фонемы. Сигнификативно слабая позиция - это позиция неразличения, нейтрализации фонемы; звук в этой позиции является представителем нескольких фонем.
В перцептивно сильной позиции звук, представляющий фонему, не обусловлен этой позицией, не испытывает ее влияния, а выступает как основной представитель данной фонемы, наиболее соответствующий нашим обобщенным представлениям о ее свойствах. В перцептивно слабой позиции качество звука обусловлено этой позицией, зависит от окружающих звуков. Следовательно, теория позиций позволяет определять фонологическое содержание звуков, принимающих участие в фонетических чередованиях.
Сильная позиция - позиция максимальной различительности и минимальной обусловленности. Особую роль в определении фонологического содержания звука играют позиции, которые являются и сигнификативно и перцептивно сильными. Они называются абсолютно сильными. Абсолютно сильная позиция для фонемы - такая позиция, в которой фонема реализуется своим основным представителем (доминантой), по которому она и называется.
Абсолютно сильная позиция для гласных - это позиция под ударением при отсутствии рядом стоящих мягких согласных. Так как для согласных различаются позиции по: 1) звонкости-глухости; 2) твердости-мягкости, то абсолютно сильная позиция для согласных - позиция перед гласными.
В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик, и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном звуке: л<о>док (ледок), л<э>сок, п<а>так - [иэ]; пя<д’>, пя<т’> - [т’].
Фонема может быть представлена следующими видами. Инвариант (доминанта, основной вид) - это идеальный вид звука: фонема <а> по звуку [а], фонема <т’> по звуку [т’] и под. Вариант - это звук, встречающийся в слабых позициях минимальной различительности и входящий в состав двух или более фонем: плод, плот - [плот], <плод>, <плот>: фонема <д> в слове плод реализуется своим вариантом - звуком [т].
Варианты являются способом реализации фонемы в сигнификативно слабых позициях. Вариация - это звук языка, встречающийся в позициях максимальной обусловленности и входящий в состав одной фонемы: [л’.ук], [лу’.к’и], [л’.у’.к’и] - фонема <у> реализуется звуками [у.], [.у], [.у.]. Вариация есть способ реализации фонемы, которая стоит в сигнификативно сильной, но перцептивно слабой позиции.
Все звуки, в которых реализуется та или иная фонема, и инвариант, и вариант, и вариации, называются аллофонами фонемы.
Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М.
Фонетика современного русского языка, 2010.
Фонема. Система фонем (студ.)
- Фонема. Система фонем
- Звук и фонема
- Функции фонемы
- Релевантные и нерелевантные фонетические признаки
- Дифференциальные и интегральные фонетические признаки
- Типы фонетических позиций
- Реализации фонем
- Основные различия в теории фонемы
- Система фонем
Литература
____________________________________________
Звук и фонема
Один из важнейших аспектов учения о звуковой стороне языка состоит в различении понятий звука речи и фонемы .
Звук речи минимальная единица речевой цепи , являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными акустическими и перцептивными свойствами [ЛЭС, с. 165].
Звуки (фоны ), единицы речи, которые произносят говорящие и воспринимают слушающие, изучает фоника . В фонике звуки изучаются с физической и артикуляционной точек зрения.
Фонема (греч. ph ō n ē ma звук, голос) минимальная единица звукового строя языка , служащая для построения , опознавания и различения значимых единиц : морфем и слов.
Звуки выполняют эти функции как представители фонем. Функциональная сторона звуков, звуки как представители фонем изучаются в фонологии (фонематике ).
Языки мира делятся на две группы :
- фонемные и
- слоговые .
В первых основной звуковой единицей является фонема , представленная в речи отдельным звуком . Во вторых минимальной конститутивной единицей является слог , который всегда совпадает с морфемой, а минимальной линейной единицей сегментации отдельный звук , т.е. элемент слога.
К фонемным языкам относятся, в частности, все европейские. Слоговые языки это китайский, вьетнамский, бирманский и другие языки Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, а также некоторые африканские [Бондарко, Вербицкая, Гордина, с. 56; 1112]. В дальнейшем речь пойдет о фонемных языках.
Реально произносимых звуков бесчисленное множество , а фонем , т.е. системно значимых единиц, выполняющих в данном языке смыслоразличительную функцию, немного (1278).
Многообразие звуков обусловлено тем, что
1) все говорящие на данном языке произносят одни и те же звуки немного по-разному: на произношение влияют пол, возраст, индивидуальный тембр голоса;
2) один и тот же носитель языка произносит один и тот же звук каждый раз по-разному; это зависит, в частности, от его настроения и состояния здоровья;
3) в речи на звуки влияют произносительные условия :
а) соседние звуки (окружение),
б) позиция в словоформе по отношению к ударению, к концу слова и т.д.
а) В потоке речи наблюдается влияние звуков друг на друга, адаптация (артикуляционное приспособление) к соседним звукам, которая происходит за счет наложения фаз артикуляции :
- [сон] [сْ ] огублен, [о˜] назализован.
Адаптация представлена очень широко, так что в результате мы наблюдаем множество звуков:
[с1 с2 с3 с4 … сn ]
сад суд срок сна …
б) В зависимости от позициипо отношению к ударению
качество гласных может
существенно меняться:
[á ˙á ˙á˙ Λ ъ]
мáл мял мяли малыш малыша
При этом очень важно, что звуки разного качества автоматически заменяют друг друга при изменении фонетических условий, кроме того, нередко в составе одной морфемы:
- д а ть д а л д а н д а нь д а р.
Так как особенности звучания зависят от фонетических условий (окружения или позиции по отношению к ударению), носители языка «пропускают мимо ушей» эти различия, абстрагируются от них и группируют разные звуки в одну фонему:
[с1 ] [с2 ] [с3 ] [с4 ] … [сn ] [ á ] [˙á ] [˙á˙ ] [ Λ ][ ъ]
<с> <а>
Фонема понимается учеными по-разному. Крайние точки зрения таковы.
- Фонема абстрактная единица языка , которая является результатом обобщения.
В речи фонема реализуется во множестве звуков:
<у>: [ ý / ˙ý / ˙ý˙ / у ]
лýк люк люки Лукá
Звук материальная оболочка фонемы, конкретная единица речи , которую мы произносим и слышим.
- Фонема класс звуков , противопоставленный другим классам звуков в данном языке [Шайкевич, с. 4748].
Функции фонемы
Разные авторы функции фонемы называют по-разному, хотя все, в принципе, говорят об одном и том же. Весьма продуктивен подход, при котором учитывается точка зрения говорящего и слушающего [Бондарко, Вербицкая, Гордина, с. 10]. Обобщенно соотношение терминов, называющих функции фонемы, представлено в таблице 1.
Таблица № 1.
1) Конститутивная (лат.constitutio построение) = строительная (выделяется с позиции говорящего ) ≈ перцептивная (лат. perceptio восприятие) ≈ опознавательная , идентифицирующая (ср.-лат. identificare отождествлять) (выделяется с позиции слушающего ) 2) Дистинктивная (фр. distinctif отличительный) ≈ сигнификативная (лат. significare обозначать) = смыслоразличительная , различительная |
Обязательные |
3) Делимитативная (лат. l ī mitis граница, черта) = разграничительная |
Факультативная |
1) Конститутивная , или строительная функция состоит в том, что из фонем строятся звуковые оболочки морфем и слов .
Перцептивная (лат. perceptio восприятие) = функция доведения до восприятия ≈ опознавательная , функция состоит в том, что
а) звуки речи воспринимаются органами слуха и становятся фактом сознания (перцептивная функция);
б) фонема является эталоном , с помощью которого носители языка отождествляют звуки (идентифицирующая функция 3 ):
- пятый [п˙áтыι], пять [п˙á˙т] звуки [˙á] и [˙á˙] отождествляются носителями русск. яз.
Мы узнаем звуки и отличаем их от подобных звуков в других языках. Напр., мы отличаем русский [э ] в разных его вариантах (э тот, э ти, л е т, л е нь ) от открытого [æ ] и закрытого [е ] в английском языке:
- pan кастрюля,
- pen ручка.
Русские [а ] и [о ] отличаются от англ . огубленного : not , John .
2) Дистинктивная (сигнификативная 4 , смыслоразличительная , различительная ) функция.
Фонемы различают звуковые оболочки морфем и слов. Эта функция фонемы считается основной .
Фонема , в отличие от других единиц языка, не является знаком , т.к. это односторонняя единица :
- у нее есть только план выражения (звуки),
- но нет плана содержания (она не имеет значения ).
Однако фонема косвенно (потенциально) связана со смыслом , т.к. служит для различения значимых единиц языка, т.е. выполняет смыслоразличительную функцию. Строго говоря, фонемы различают не значения слов , а звуковые оболочки , связанные с разными значениями.
Для выполнения смыслоразличительной функции фонемы противопоставлены друг другу, образуют оппозиции (Н. С. Трубецкой). Наиболее ярко оппозиции видны в минимальных парах , т.е. парах слов (или морфем), различающихся только одним звуком (или наличием / отсутствием звука).
а) Звуковые оболочки разных слов :
- п ить б ить, б ить в ить, л ить н ить ;
- с кот кот, вол к вол, вол о к волк (звук противопоставлен нулю);
- s in грех w in выиграть; t ale сказка d ale долина.
б) Формы слова :
- окн ó окн á , дом дом у , парт парт ы ;
- t ak e t oo k, c o me c a me, t oo th t ee th
Конститутивная (перцептивная) функция тесно связана с дистинктивной (сигнификативной). Мы воспринимаем слова как разные за счет того, что различаем разные фонемы в них. Сравним слова
- ц е л ц е ль.
Мы воспринимаем эти слова как разные за счет <л> <л> . Гласные здесь тоже различаются: [э] [э . ] . НО это различие русским ухом не воспринимается, т. к. у этих звуков нет сигнификативной , различительной функции.
А носители французского языка легко опознают [е] [ε] на слух, т. к. эти гласные различают слова и словоформы :
- parler [е] говорить
- Il parlait [ ε ] он говорил.
3) Делимитативная (разграничительная )функция пограничного сигнала .Фонемы могут указывать на границу между морфемами и словами. В отличие от конститутивной и дистинктивной функций, эта функция проявляется нерегулярно .
Пограничный сигнал может быть двух типов:
а) сигнал наличия границы (положительный пограничный сигнал):
- в нем . кнаклаут встречается в начале слова перед гласными;
- в русск . сохранение твердости конечных согласных : к Ире [кы рь] ↔ Кире [ки рь], с ней [с н эι] ↔ снег [сн эк][Реформатский, с. 225].
б) сигнал отсутствия границы (отрицательный пограничный сигнал):
- в англ. <> не может быть в начале морфемы или слова (т.е. перед ним нет границы морфемы / слова),
- а < w > не может заканчивать морфему или слово[Реформатский, с. 226].
Релевантные и нерелевантные фонетические признаки
Линейно звуки минимальные единицы, но они характеризуются довольно большим количеством фонетических признаков .
Напр., согласный [с] в слове [ с о ó к ] :
- переднеязычный, зубной
- щелевой
- глухой
- твердый
- огубленный.
Признаки эти неравноценны : часть из них не зависит от фонетических условий (фонетической позиции), а часть зависит . Попробуем последовательно менять по одному фонетическому признаку при неизменных прочих:
- переднеязычный, передненебный [ш]: сок ш ок ;
- смычный, взрывной [т]: сок т ок ;
- звонкий [з]: сон з он (от зона);
- мягкий [с]: сок с ёк (от сечь );
- поменять не удается .
4 первых признака являются независимыми от фонетической позиции (фонетических условий). Если поменять один такой признак согласного при неизменных прочих, получится другой согласный, способный различать слова или формы слов.
5 -ой признак («огубленный») появляется только в позиции перед огубленными гласными, нет слов, которые различались бы только огубленным неогубленным [с]. Ср.:
- сон сан сын функцию противопоставления выполняют не согласные [со ] [с], а гласные [о] [а] [ы].
фонетические признаки Схема № 1.
┌─────────────┴──────────────┐
независимые от зависимые от
фонетической позициифонетической позиции
релевантные , нерелевантные
(существенные, (несущественные,
фонологически фонологически
значимые) незначимые)
Конститутивные
Релевантный (конститутивный ) признак такой, который важен для противопоставления одного звука другим. Нерелевантный признак неважный, несущественный для противопоставления.
Один и тот же признак может быть релевантным в одном языке и нерелевантным в другом. Напр., палатализованность (мягкость) в русск. языке релевантный признак, т. к. в одной и той же позиции палатализованные и непалатализованные звуки различают слова:
- ве с ве сь , це л це ль .
А в в англ. этот признак нерелевантен , т. к. зависит от фонетической позиции: появляется перед гласными переднего ряда:
- car key ; в key палатализуется под влиянием гласного переднего ряда .
Фонетические признаки выявляются на основе оппозиций :
- <т> <д> (том дом ) образуют оппозицию по глухостизвонкости;
- <л> <л> (галка галька ) оппозиция по твердостимягкости;
- <н> <д> (ночь дочь ) оппозиции по наличию отсутствию назализации и по сонорности шумности;
- <л> <р> (лама рама ) оппозиции по месту и способу образования.
Звуки, противопоставленные по одному признаку, образуют коррелятивную пару (две первые оппозиции).
Оппозиции проявление парадигматических отношений между фонемами.
Оппозиции делятся на
1) фонологические (смыслоразличительные) = оппозиция между релевантными признаками:
- <а> <о> (сан сон ).
Оппозиция между звуками [а] и [о] является фонологической, т.к.
1) различия между этими гласными не зависят от фонетических условий (условия абсолютно одинаковые: оба гласных ударные и окружены согласными [с] и [н]) и
2) эти гласные различают слова сан и сон. Ср. также
- англ.
(cake торт take взять); - нем. <о> (d i ch тебя d o ch однако).
2) нефонологические (несмыслоразличительные) = оппозиция между нерелевантными признаками:
- [с۫ ] (сан сон );
- англ. [k] (car key );
- нем. di ch тебя do ch однако (противопоставление «ich -Laut » «ach -Laut » всегда зависит от противопоставления предшествующих гласных) [Трубецкой, с. 37].
Отождествляя звуки в фонему , носители языка
- отвлекаются от несущественных (нерелевантных ) фонетическихпризнаков
- и обобщают существенные (релевантные ) признаки .
Т. о., фонема представляет собой совокупность (пучок ) релевантных фонологических признаков .
Дифференциальные и интегральные фонетические признаки
Релевантные признаки могут быть
- дифференциальными ,
- интегральными .
Дифференциальные признаки обеспечивают противопоставленность данной фонемы хотя бы одной другой.
Интегральные признаки не создают фонемной оппозиции [ЛЭС, с. 553].
Термин «интегральный» понимается двояко :
1) = общий : у [п] и [б] интегральными являются признаки места, способа образования и отсутствия палатализации [Кодухов, 1987, с. 87, 132; Рождественский, Блинов, с. 226]:
- звонкость это интегральный признак для фонем <б>,<в>,<г>,<д>,<ж>,<з>;
- передненебные интегральный признак для фонем <ш>, <ж>, <ш:>, <р>;
- огубленность интегральный признак для фонем <о>, <у>;
2) признак, по которому данная фонема не противопоставлена никакой конкретной фонеме (который не образует коррелятивную пару) [ЛЭС, с. 553; Реформатский, с. 215]: глухость в русском языке дифференциальна для <к> (есть противопоставленность <г>) и интегральна для <х>. В русском языке есть звук [γ] , но это не фонема: [гóрът] и [γóрът] мы понимаем одинаково, хотя [г] и [γ] отличаются так же, как [д] и [з].
Сравнение фонем в оппозициях основано на сопоставлении дифференциальных и интегральных признаков:
- интегральные признаки образуют основание оппозиции ,
- дифференциальные формируют противопоставление .
Напр.: <т> <д>
- интегральные (т.е. общие для обеих фонем): взрывные, переднеязычные зубные, твердые;
- дифференциальные : глухость (для <т> ), звонкость (для <д> ).
В данном языке один и тот же признак может быть как дифференциальным , так и интегральным , напр.:
- мягкость дифференциальный признак в парах <т> <т>, <б> <б> …
Но мягкость интегральный (общий) признак для <т>, <б>, <л>, <н> (1 значение термина)
- и интегральный
(недифференциальный) для
, <тш>, <ш:>, т. к. у них нет твердых коррелят (2 значение термина).
Типы фонетических позиций
Под фонетической позицие й в широком смысле 5 понимаются условия реализации звука , т.е. а) его фонетическое окружение и б) положение по отношению к ударению, началу или концу слова.
С функциональной точки зрения фонетические позиции делятся на
1) сильные и
2) слабые [ЛЭС, с. 556].
1. Сильная позиция такая, в которой фонемы четко противопоставлены друг другу. Для гласных это позиция под ударением :
á ↔ ó
[бак] [бок]
Для согласных сильная позиция (наиболее общий случай) перед гласными :
- т ом д ом с ом л ом к ом ;
- с ам з ам там д ам н ам г ам в ам ;
а также перед сонорными согласными (т.к. они близки к гласным):
- т рон к рон ;
- к лад г лад м лад В лад ;
- п ью [пj ý] в ью л ью.
2. Слабая
позиция
такая, в которой фонемы утрачивают некоторые признаки и
перестают различаться. Для русских гласных
(кроме <у>) слабая позиция любая безударная
. Напр., гласные <а>
и <о>
в позиции 1-го предударного слога не различаются, совпадают в общем варианте редуцированном а-образном звуке:
ба чóк бо чóк
[бΛ чóк]
Для русских глухих и звонких согласных слабая позиция абсолютный конец слова: они не различаются, т.к. в конце слова может быть только глухой согласный:
- ро т ро д [рóт ], ро к ро г [рóк ] (ср. в сильной позиции ро д а, ро г а ).
Позиция перед шумными согласными также слабая для русских глухих и звонких согласных за счет ассимиляции по глухости или по звонкости:
- ро т большой [рóд ] ро д большой [рóд ],
- пло т плывёт [плóт ] пло д плывёт [плóт ],
- гру сть гру здь [гру ст ].
В слабой позиции фонемы утрачивают свою функцию различения, нейтрализуются . Нейтрализация это утрата фонемами в слабой позиции различительных признаков и совпадение в общем варианте (термин Н.С. Трубецкого).
Реализации фонем
Совокупность всех тех позиций и окружений, которых данный элемент встречается в данном языке, называют дистрибуцией (лат. distributio распределение) [Маслов, с. 53].
Напр., звук [у] в РЯ обладает максимально широкой дистрибуцией среди гласных: он возможен в любых фонетических положениях:
- под ударением (р ý к ),
- в безударных слогах (р у кá, р у кавá, рýк у ),
- в начале, середине и конце слова (у л у ч ý ).
А у звука [ы] узкая дистрибуция: онвстречается только после твердых согласных:
- с ы р, м ы ть, б ы ть ;
и в единичных случаях в начале слова:
- в названии буквы ы
- и в некоторых именах собственных, напр. Ы ныкчанский (поселок в Якутии).
Выделяют три типа дистрибуции:
- контрастную,
- дополнительную,
- свободное варьирование.
1) При контрастной дистрибуции звуки могут находиться в одной и той же фонетической позиции и при этом они самостоятельно различают слова или формы слов :
- д ень т ень п ень л ень ,
- по т ок по р ок ,
- взя т взя ть .
Это фонемы .
2) При дополнительной дистрибуции звуки не встречаются в одной и той же позиции :
- рус. [и ] встречается в начале слова и после мягких согласных, а [ы ] после твёрдых согласных;
- реализация <а> в разных позициях:
<а> : [ á / ˙á / ˙á˙ / Λ / ъ / α] 6
ма л мя л мя ли ма лыш ма лышá мяла
Это аллофоны (греч. allos иной, другой + phōnē звук).
Аллофон типовая звуковая единица (звукотип ), в которой реализуется фонема в конкретной фонетической позиции. В разных фонетических позициях фонема реализуется в разных аллофонах:
- [ Λ ] аллофон, который представляет фонему <а> в позиции первого предударного слога после твердых согласных;
- [ъ] аллофон фонемы <а> , который реализуется в позиции непервого предударного слога и заударных слогов после твердых согласных и т.д.
Каждый аллофон зависит и от позиции (в узком смысле), и от окружения:
- гласный в слове лён
[лóн] 1) сильный
и огубленный
в отличие от безударных аллофонов (ср.: мёд
медок
[ó
] ↔ [и
э
]; влияние позиции
под ударением);
2) он более передний под действием предшествующего мягкого согласного и слегка назализованный , т.к. за ним следует носовой согласный (влияние окружения ).
Все аллофоны одной фонемы равноправны . Выделяют, однако, основной аллофон фонемы, свойства которого меньше всего зависят от окружения и позиции. Мы используем его, например, называя фонему: <у>, <к> [Бондарко, Вербицкая, Гордина, с. 7; ЛЭС, с. 553].
Звуки в одном языке могут быть разными фонемами , в другом аллофонами одной фонемы:
- в арабск . [о ] и появляются только в разных фонетических положениях это аллофоны одной фонемы;
- в корейск . сонанты и аллофоны одной фонемы: произносится в интервокальной позиции и перед , а во всех остальных позициях;
- в японск . возможен только в начале слова, а в других позициях фонема реализуется в аллофоне [ŋ ] [Бондарко, Вербицкая, Гордина, с. 9; ЛЭС, с. 553; Шайкевич, с. 47].
3) При свободном варьировании звуки могут находиться в одинаковой позиции и заменяют друг друга без изменения смысла слова :
- немного различные звуки[á] при многократном произнесении слова: так ,
- сонанты в конце слова могут быть как звучными, так и почти глухими: ма й , сто л ;
- взрывной [г ] и фрикативный [γ ]: г ород [г óрът] и [γ óрът].
Это факультативные варианты .
Отношения свободного варьирования характерны и для индивидуальных вариантов :
- русский картавый , который используется вместо нормативного переднеязычного [р ].
Индивидуальные варианты могут по каким-либо причинам получить массовое распространение и превратиться в факультативные варианты , что впоследствии может привести к изменениям в звуковой системе языка [Бондарко, Вербицкая, Гордина, с. 7; Гируцкий, с. 82; Глисон, с. 146147]:
индивидуальный → факультативный → фонема
вариант вариант
Таблица № 2.
тип дистрибуции |
встречаемость звуков в одной позиции |
значение слова или морфемы |
название звуковой единицы |
контрастная |
возможны в одной позиции |
меняется |
|
дополнительная |
невозможны в одной позиции |
аллофоны |
|
свободное варьирование |
возможны в одной позиции |
не меняется |
факультативные и индивидуальные варианты |
Итак, фонема абстрактная единица , совокупность (класс) множества аллофонов.
Аллофон реализация фонемы в конкретной фонетической позиции (общая для всех говорящих на данном языке).
Аллофоны при каждом произнесении реализуются слегка по-разному в конкретных звуках (фонах ). Поэтому и аллофон является типовой единицей: это некоторый тип, в пределах которого звуки могут различаться.
Так что аллофон это результат обобщения звуков , а фонема результат обобщения аллофонов .
Фонема , аллофон и фон (звук) различаются степенью абстрактности :
- фонема самая абстрактная единица (класс аллофонов),
- аллофон менее абстрактная, типовая для некоторого множества фонов (класс фонов),
- фон , или звук конкретная единица, которую мы произносим и слышим.
Терминологический ряд фон ема алло фон фон входит в алло-эмическую систему терминов, которая отражает разграничение единиц языка и единиц речи на разных уровнях:
- морф ема алло морф морф(а) на морфемном уровне,
- лекс ема алло лекса лекс(а) на лексическом уровне.
Первые два термина в этих рядах обозначают языковые единицы, а последние речевые . Ср. также термины
- граф ема алло граф граф для соответствующих графических единиц [Лукьянова, с. 34].
Основные различия в теории фонемы
В мировой лингвистике существуют разные фонологические школы (пражская, лондонская, американская, московская, петербуржская (ленинградская) и др.), отличающиеся подходами к решению проблем фонологической теории .
Понятие «фонема» в современном смысле термина, а также теория фонологии впервые разработаны И. А. Бодуэном де Куртенэ (18451929)в 7080 гг. 19 в. (Казанская лингвистическая школа).
Бодуэн де Куртенэ разработал две теории фонемы , которые легли в основу концепций разных фонологических школ. Основное различие между этими теориями фонемы связано с критерием фонемной идентификации звуков речи, т.е. с решением вопроса о том, какой фонеме принадлежит звук в слабой позиции .
Главный критерий выделения фонемы в сильной позиции один и тот же функциональный, т.е. способность фонемы различать слова и морфемы.
Принадлежность звуков той или иной фонеме в слабой позиции решается на основе разных критериев. Так что в зависимости от фонологической концепции разные исследователи по-разному определяют фонемный состав одного и того же слова [ЛЭС, с. 553].
1) В соответствии с взглядами Н. С. Трубецкого (Пражская школа), в слабой позиции происходит нейтрализация фонемной оппозиции и возникает особая единица архифонема , которая представляет собой совокупность фонологически существенных признаков, общих для «нейтрализующихся» фонем [Трубецкой, с. 84]. Напр.:
- в словах ро з и ро с конечный элемент переднеязычная щелевая твердая архифонема, о которой нельзя сказать, глухая она или звонкая.
2) В соответствии с теорией представителей Московской фонологической школы (МФШ : Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский и др.), фонемная принадлежность звука в слабой позиции определяется путем проверки в сильной позиции . Тождество фонемы в различных ее реализациях оценивается через тождество морфемы : если звуки позиционно чередуются в пределах одной морфемы, значит, они относятся к одной фонеме [ЛЭС, с. 553].
Если же поставить звук в сильную позицию невозможно, а следовательно, невозможно определить его принадлежность к конкретной фонеме, то говорят о гиперфонеме .
Гиперфонема это минимальная, далее неделимая звуковая единица, которая встречается только в слабой позиции и способна одновременно представлять разные фонемы .
Гиперфонема обычно записывается в виде двух-, трех-, четырехъярусной дроби.
Напр., в слове б а рáн [бΛ рáн] гласный 1-го слога [Λ ] невозможно поставить в ударное положение, а следовательно, отождествить с какой-либо фонемой. Однако известно, что звук [Λ ] может быть реализацией фонем <а> (бачок [бΛ чóк] бак [бá к]) и <о> (бочок [бΛ чóк] бок [бó к]). Так что звук [Λ ] реализует не простую «проверяемую» фонему, а гиперфонему <а/о> , противопоставленную, например, фонеме <у> в б у ран [ЛЭС, с. 553].
В слове [из бá] звук [з ] в сильной позиции быть не может (ср.: изб [исп]) и представляет гиперфонему <з/с> , ср.: ри с овать <с>, и з огнуть <з> 7 .
3) В рамках теории Санкт-Петербургской фонологической школы (СПФШ : Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко и др.) фонема класс фонетически сходных звуков , или их звукотип (подобным образом определяют фонему и представители американской школы дескриптивной лингвистики, ср. Г. Глисон).
Звук [ Λ ] в словах с о бáка и г о рóх в трактовке СПФШ является аллофоном <а>, а не <о>, т.к. он не обладает признаком огубленности.
Рассмотрим словоформы снег á и снег [сни э гá], [снэк ] с позиции обеих фонологических школ.
Согласно СПФШ , в словоформе [сни э гá] в безударной позиции выделяется фонема <и> на основании фонетического сходства звука [и] со звуками [и] в других словоформах:
- [ивα], [зимы], [игрáт] …
В конце словоформы [снэк ] выделяется фонема <к> на основании сходства звука [к] со звуками [к] в других словоформах:
- [кóт], [тóк], [п Λ кóί] …
По МФШ в этих словоформах выделяются, соответственно, фонемы <э> и <г> на том основании, что звук [и] чередуется со звуком [э] в сильной позиции[сн э к ], а звук [к] со звуком [г] в сильной позиции [сни э г á ].
С позиций СПФШ , в словоформе [игры] фонема <и> : она соответствует звукотипу [и] , а в словоформе [р Λ зыгрывът ] фонема <ы> : она соответствует звукотипу [ы] .
С позиций МФШ , [и] и [ы] аллофоны одной фонемы, так как:
- они реализуются в составе одной морфемы;
- [ы] возможен только в позиции после твердых согласных [Лукьянова, с. 27].
Система фонем
Как и единицы всех уровней языковой системы, фонемы существуют только в рамках системы данного языка, которая складывается в процессе исторического развития.
Фонологическая система языка это внутренне организованная совокупность его фонем, связанных определенными отношениями.
Содержание каждой фонемы определяется ее положением в системе: «Фонема это класс звуков, которые: 1) фонетически сходны и 2) характеризуются определенными моделями дистрибуции в изучаемом языке или диалекте. Отметим, что данное определение применимо только к одному языку или диалекту . Так, фонемы <р > вообще не существует. Существует, однако, фонема <р > в английском языке. Точно так же существует фонема <р > в хинди и т.п. Эти фонемы ни в коей мере не идентичны. Каждая из них элемент определенного языка и не имеет никакого отношения к любому другому языку [Глисон, с. 146].
С одной стороны, системы фонем в разных языках отличаются на синхронном срезе . С другой, система фонем данного языка меняется, так что на разных временных срезах мы имеем дело с разными системами фонем (диахронный аспект).
При описании системы фонем того или иного языка
- сначала устанавливают набор (инвентарь ) фонем; набор фонем устанавливается в сильной позиции;
- затем выявляют отношения между этими единицами.
Фонологические системы языков отличаются друг от друга по разным параметрам .
- Количество фонем.
В языках мира для противопоставления слов по смыслу используется не менее 400 фонем . В отдельных языках количество фонем относительно невелико:
- языки Австралии и Океании 1215;
- абхазский 78.
Расхождение в методах анализа иногда приводит к различиям в цифрах. Напр., для корейского оценки колеблются от 32 до 62 [Шайкевич, с. 53].
- Соотношение гласных и согласных.
Таблица № 3.
язык |
всего фонем |
гласных |
согласных |
русский |
39 42 |
5 6 |
34 36 |
английский |
40 44 |
13 +3 дифтонга 20 |
24 24 |
немецкий |
36 |
15+3 дифтонга |
18 |
французский |
35 |
18 |
17 |
абхазский |
71 60 |
3 2 (а, ы) |
68 58 |
аранта |
13 |
3 1 (а) |
10 |
эстонский |
50 |
26 |
24 |
кхмерский |
48 |
30 |
18 |
тайский |
55 |
35 |
20 |
[Кодухов, с. 150; Реформатский, с. 223; Шайкевич, с. 53]
Языки, в которых количество согласных превышает количество гласных, называются консонантными .
Языки, в которых гласных больше, чем согласных, называют вокалическими .
- Качество фонем.
Системы фонем разных языков могут включать одинаковое или приблизительно одинаковое число фонем, отличающихся по качеству. Напр., в немецком и французском языках по 18 гласных, однако во французском языке есть носовые гласные , которых нет в немецком и т.д. Наличие носовых гласных отличает вокализм польского языка, от вокализма других славянских языков.
И в английском , и в эстонском языках по 24 согласных, но в английском согласные противопоставлены по звонкостиглухости , есть межзубные согласные. В эстонском согласные нет межзубных согласных, нет звонких, зато согласные противопоставлены по долготе (есть краткие , долгие и сверхдолгие ). Ср. также
- кавказские смычно-гортанные согласные,
- бушменские щелкающие согласные и др.
- Способ организации подсистем внутри системы.
Фонологическая система языка строится как система фонемных оппозиций , среди которых выделяется несколько типов.
Основными являются 2 типа :
- корреляции (противопоставления по одному основанию):
tale сказка dale долина);( - дизъюнкции (противопоставления по нескольким основаниям):
- <s > <w > (англ. sin грех win победить).
Таблица № 4.
Некоррелятивные |
Коррелятивные (корреляции) |
|||
[а][п] [х][ j ] |
замкнутые |
незамкнутые |
||
[т][д] [т][т] в русском [ i ][ü] [ o ][ö] в немецком [ε][ε:] во французском |
ступенчатые (градуальные) |
неступенчатые |
||
[ u ][˙ u ][ü] в норвежском заднее среднее (выше на слух) переднее (еще выше на слух) |
«цепочки» |
«пучки» |
||
[п][т][к] [ф][с][ш][х] в русском [π][τ][χ] в древнегреч. |
[ц] / \ [т] [с] [д] / \ [н] [л] в русском [π] / \ [β] [φ] в древнегреч. |
[Реформатский, с. 221; Кодухов, с. 151].
Коррелятивные оппозиции составляют ядро фонологической системы языка. Они обычно пропорциональны , т.е. охватывают целые серии (ряды ) фонем :
- корреляция по звонкости-глухости в русском языке: <б> <п>, <в> <ф> …
- по твердости-мягкости: <б> <б>, <в> <в> …
Соединение 2 дифференциальных признаков создает четверки :
б п в ф д т з с
│ │ │ │ │ │ │ │
б п в ф д т з с
Некоторые фонемы не образуют оппозиций по тому или иному признаку:
- <р>, <л>, <м>, <н>, <j > не образуют оппозиции по глухости-звонкости,
- <ч>, <ц> и <j > по твердости-мягкости и по глухости- звонкости;
они не имеют коррелятивных пар.
Смычные фонемы могут образовывать тройки , напр., в др.-греч.:
p t k
/ \ / \ / \
b p h d t h g k h [Трубецкой, с.93; Шайкевич, с. 54]
Соединение корреляций изредка охватывает всю подсистему гласных . Пример стройной и симметричной организации подобного типа древнейшая система гласных в тюркских языках . Три корреляции:
- передний задний,
- высокий низкий,
- нелабиализованный лабиализованный
дают 8 фонем.
Восьмифонемная система тюркских гласных может быть схематически изображена в виде куба (противопоставление долгих и кратких гласных не учитывается):
y u
i ü
a o
e ö [ Шайкевич, с. 55; ср. Глисон, с. 151]
- Функционирование фонем в речевом потоке.
В русск . и корейск . языках есть боковые и дрожащие сонорные согласные. Однако их положение в фонологической системе разное:
- в русском языке [л] и [р] являются самостоятельными фонемами, образуя и корреляцию по палатализации <л> <л>, <р> <р>;
- в корейском языке [l ] и [r ] это аллофоны одной фонемы.
Различно произносятся фонемы в открытом и закрытом слогах, в начале и конце морфем и слов. Напр., для русск . произношения характерны
- сохранение твердости, но утрата звонкости в конце слова,
- отсутствие придыхания в начале слова и слога,
- сильное смягчение согласных,
- редукция безударных гласных [Кодухов, с. 152].
- Соотношение фонем при их чередовании .
В русск. языке фонема <о> соотносится с <а>, <э> и нулем звука :
- усв о ить усв а ивать о // а,
- с ё ла с е льский о // э,
- с о н сна о // Ø ,
- под ё нный д е нь дня о // э // Ø.
В укр . языке фонема <о> произносится в ударном и безударном слогах и соотносится не только с <э> и Ø, но и с <i >:
- ч о рний ч е рниця монахиня о // э ,
- с о н сну о // Ø ,
- н о ч i н i ч о // i .
В сербохорв .яз. обнаруживается не только чередование [о][а], [о][э], но и [о][л] . Согласный [л] в конце слова или слога заменяется на [о] :
- ỳга о (род. п. ỳгла ),
- ỳга о ний угольный и угловой,
- бè о белый бè л а белая.
- б`и о был и бил (ср. би л а была и била).
В сербохорв . есть также [у] , возникший из [л о ] (слоговой [л]):
- вуˆк волк, дуˆг долг, суˆза слеза [Кодухов, с. 152] .
- Правила сочетаемости фонем.
В русском языке возможно стечение согласных и в начале слова, и в середине, и в конце:
- здр ав ств уйте, вспл е ск , см о тр .
Во многих языках это невозможно [Кодухов, 136152].
Литература
Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В.
Основы общей фонетики. СПб.: Изд-во
СПб ГУ, 2000. С. 515.
Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. С. 8997.
Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. С. 7788.
Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. Глава XII . Фонема //Хрестоматияпо курсу «Введение в языкознание». М.: Филологический факультет МГУ, «Филология», 1996. С. 142151.
Заскока С. А. Введение в языкознание: Конспект лекций. М.: Приор, 2005.С. 7175.
Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 3679.
Кодухов В. И.
Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979 (2-е изд. 1987)
С. 145155.
Лукьянова Н. А. Современный русский язык. Лекции по фонетике. Новосибирск: НГУ, 1999. 109 с.
ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Фонема. С. 552554.
Маслов Ю. С.
Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997 (3-е изд; 1-е изд 1975,
2-е изд. 1982). С. 4458.
Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс. М.: Флинта, Наука, 2004. С. 220232.
Рождественский Ю. В., Блинов А. В. Введение в языкознание. М.: Академия, 2005. С. 231235.
Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М.: Аспект Пресс, 2000 (первое издание 1960).
Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. С. 4657.
3 Иногда идентифицирующую (опознавательную) функцию выделяют в качестве самостоятельной.
4 Термин «дистинктивная» используется и как более широкий, чем «сигнификативная». Ср. [Вендина, с. 93] Дистинктивная функция включает две более частные: перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смыслоразличительную).
5 Ср. узкое употребление термина: позиция по отношению к ударению, началу или концу слова противопоставлена фонетическому окружению (ср. позиционные и комбинаторные изменения звуков).
6 Ряд звуков, который представляет одну и ту же фонему, называется фонемным рядом , или парадигмой фонемы . Соответственно, фонему определяют как ряд позиционно чередующихся звуков .
7 Первый гласный в слове с е ребрó [с ь ри э брó] представляет гиперфонему <а/о/э/и> : в этом слове его невозможно поставить в сильную позицию, но в других словах звук [ь] является реализацией фонем <а>, <о>, <э>, <и>. Напр., т я желó [т ь жы э лó]: поставим звук [ь] в сильную позицию т я жесть , значит, звук [ь] реализация фонемы <а> , т е мнотá [ь]: т ё мный → <о> , н е бесá [ь]: нéбо → <э> , с и невá [ь]: синь → <и> .
1
Консультация.
Выполнение к/работы №1.
2. Конспект
1. Зачет на коллоквиуме
II. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
Модуль 1. Фонетика. Фонология. Орфоэпия .
Раздел 1. Акустико-артикуляционный аспект изучения звуковых единиц
ЛЕКЦИЯ №1
2 часа
Тема: Фонетика как раздел науки о языке. Основные единицы фонетики .
Основное содержание:
1. Предмет и задачи курса.
2. Основные единицы изучения.
3. Звук – основная единица фонетического уровня. Аспекты изучения звука.
4. Методы изучения фонетической стороны языка.
Язык – это главная семиотическая (знаковая) система, служащая для сохранения и передачи информации в процессе человеческого общения (коммуникации).
Звуковой уровень представляет собой низший уровень (первый в иерархической лестнице; простой в значении, неделимый на более мелкие составные). Его единицами (элементами) являются звуки. Отличительной чертой элементов звукового уровня является то, что они не имеют значения и используются для построения и различения материальных, звуковых, оболочек единиц высших уровней, т. е. семантических единиц.
Постоянство связи значения и звучания составляет непременное условие существования любой лингвистической единицы. Во всех случаях, когда разрушается звуковая оболочка, лингвистическая единица распадается. Различают линейные звуковые единицы – звуки и нелинейные – ударение, интонация. Например: 1) Сравните слово КУЛИНАР с бессмысленными сочетаниями звуков КУЛИНАР, КУЛИНОС, ЛИКУНАР, РАКУЛИН и т. п. 2) Сравните слова МУКА и МУКА.
Основными функциями звука являются образующая и опознавательная (по определению). Опознавание тесно связано с различением, например: ДОМ – ТОМ – РОМ и ДОМ – ГОМ – ФОМ.
Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, о звуковом строе языка. Аспекты изучения звуков: артикуляционный , акустический и функциональный или собственно лингвистический.
В зависимости от материала и методов исследования фонетической стороны языка выделяются частная фонетика, общая фонетика, описательная фонетика, историческая фонетика, сравнительная фонетика и типологическая фонетика.
Основными методами фонетических исследований являются методы непосредственного наблюдения и самонаблюдения, инструментальные методы .
Фонетика связана с другими разделами языкознания, в первую очередь такими, как грамматика, лексика, орфоэпия . Предмет фонетики обуславливает связь с медициной, биологией, педагогикой, физикой, социологией и др.
ЛЕКЦИЯ №2
2 часа
Тема: Членение потока речи. Фонетическая транскрипция.
Основное содержание:
1. Принципы членения речевого потока.
2. Характеристика сегментных и суперсегментных единиц.
3. Правила фонетической транскрипции.
Речь представляет собой поток звуков, последовательность акустических сигналов. В процессе речи мы сегментируем поток речи на отдельные отрезки – сегменты, которые важны в определенной коммуникативной ситуации.
Фраза – с фонетической позиции – это отрезок речи, выделенный с помощью интонации определенного типа, фразового ударения и заключенный между длительными паузами, отделяющими данную фразу от соседних: Июль в этом году был похож на август. // Перепадали частые дожди // и на березовых листьях появилась первая желтизна.// ().
Основное содержание:
Проблема слога сводится в основном к двум вопросам:
1. Фонетическая природа слога.
2. Принципы слогоделения.
Слог – это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Слог состоит из слогообразующего элемента – гласного звука и из неслогообразующего – согласного звука.
По отношению к ударению слоги делятся на ударные и безударные. По начальному звуку слоги делятся на неприкрытые, полуприкрытые и прикрытые. По конечному звуку слоги делятся на открытые, полуоткрытые и закрытые.
Слогораздел – это реальная или потенциальная граница слога.
Принципы слогоделения в русском языке:
1. Сочетания шумных между гласными относится к следующему слогу: ла – пта, па – ста.
2. Сочетания шумных с сонорными также относятся к следующему слогу: о – кно, па – трон.
3. Сочетание сонорных между гласными относится к следующему слогу: во – лна, у – по – рно. *Возможен слогораздел и между сонорными: кар – ма, вол – на.
4. При сочетании сонорных с шумными слогораздел проходит между членами сочетания: дол – го, вам – пир.
5. В сочетании с [j] в качестве первого элемента [j] всегда отходит к предшествующему слогу: вой – на, май – ка.
6. *Сочетания [рж] и [рш] относятся к предыдущему слогу в связи родственностью артикуляции [р] и [ж – ш]: горш – ки .
Слогораздел в русском языке осложняется морфемными , морфологическими и графическими ассоциациями.
ЛЕКЦИЯ 6.
2 часа
Тема: Ударение и его виды
Основное содержание:
1. Понятие о суперсегментных единицах.
2. Ударение. Виды ударений.
3. Особенности русского ударения.
4. Функции ударения.
Суперсегментными называются единицы, не имеющие самостоятельного смыслоразличительного характера, но просто организующими речевой поток в силу особенностей материи звука и наших органов речи и чувств.. Артикуляционно-акустические характеристики суперсегментных единиц называют ПРОСОДИЯ.
ПРОСОДИЯ – совокупность таких фонетических признаков, как тон, громкость, темп, общая тембровая окраска речи. Изначально термин «просодия» (греч. prosodia – ударение, мелодия) применялся к стихам и пению и означал некоторую ритмическую и мелодическую схему, наложенную на цепочку звуков. Для просодических признаков характерна продолжительность, неточечность их реализации.
Соответственно называется и раздел фонетики, изучающий эти характеристики. Поскольку их характеристики сводятся к двум видам явлений – УДАРЕНИЕ и ИНТОНАЦИЯ, этот раздел распадается на два подраздела: АКЦЕНТОЛОГИЯ и ИНТОНОЛОГИЯ.
АКЦЕНТОЛОГИЯ (лат. akcentus «ударение» + греч. logos «слово, учение»). 1. Система акцентных средств языка. 2. Учение об акцентных (просодических) средствах языка. Аспекты акцентологии: описательный, сравнительно-исторический, теоретический. Описательная акцентология исследует фонетические, фонологические , грамматические свойства просодических средств.
Центральным понятием акцентологии является ударение . УДАРЕНИЕ в широком смысле – это любое выделение (акцент) в потоке звучащей речи той или иной ее части (звука - в составе слога, слога – в составе слова, слова – в составе речевого такта, синтагмы; синтагмы в составе фразы) с помощью фонетических средств.
ВИДЫ УДАРЕНИЙ: По акустико-артикуляционной характеристике различается ударение монотоническое (экспираторное) и политоническое (музыкальное, мелодическое, тоническое, тоновое). Еще говорят о количественном типе ударения. Традиционно выделяется еще один тип ударения – тональный.
По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное, синтагматическое (тактовое), фразовое .
Русское словесное ударение имеет качественные и количественные характеристики. Согласно традиционной точке зрения, русское словесное ударение является динамическим (силовым), экспираторным, выдыхательным, т. е. ударный гласный является самым сильным и громким в слове. Русское ударение является не только разноместным, но к тому же еще и подвижным: оно может смещаться при изменении грамматической формы слова (водЕ – вО ду).
Функции ударения . Словоформирующая функция : фонетическое объединение слова. Русские слова имеют только одно главное (акутовое) ударение, но сложные слова могут иметь кроме главного и второстепенное, побочное (грависное) ударение: ср. сельский и сельскохозяйственный. Со словоформирующей связаны и опознавательная функция словесного ударения, позволяющая узнать слово, поскольку слово характеризуется недвуударностью.
Одной из важнейших функций словесного ударения является дифференцирующая функция : ударение служит средством различения слов (мукА и мУка, зАмок и замОк) и разных их значений (хАос и хаОс), словоформ (рУки и рукИ), а также стилистических вариантов слова (звонИшь и разг. звОнишь, хОлодно и диал. холоднО, алкогОль и проф. Алкоголь,
Подвижное ударение не закреплено на отдельном слоге или морфеме и может быть словоизменительным и словообразовательным . Подвижное словоизменительное ударение способно переходить с одного слога на другой при словоизменении (рукА-рУки). Подвижное словообразовательное ударение способно перемещаться с одного слога на другой, с одной морфемы на другую при словообразовании (лОшадь - лошАдка, рукА - рУчка). Наряду с подвижным в русском языке представлено и неподвижное ударение: тУфля, тУфли.
Ударение тактовое (синтагматическое) – выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.
Ударение фразовое – выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме) Внутри такта (реже - фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций – логическое и эмфатическое .
Ударение логическое (смысловое) – ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Ударение эмфатическое (греч. emphatikos «выразительный»), эмоциональное. Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных (голу-у-бчик), протяжное произношение согласных (р-р-революционный). Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние. Его разновидностью является контрастивное ударение: У меня (!) этих проблем нет [а у других есть].
ЛЕКЦИЯ 7.
2 часа
Интонация, типы интонационных конструкций
Основное содержание:
1. Понятие об интонации.
2. Интонационное членение речи. Типы интонационных конструкций.
3. Функции интонации.
ИНТОНОЛОГИЯ (лат. intonare «громко произносить» + греч. logos - «учение») – раздел языкознания, изучающий фразовую интонацию.
ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare «громко произносить») в широком смысле – это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка – звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).
Интонация в узком смысле – это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование .
Интонационное членение. Членение звучащего текста на интонационные группы предопределено, в первую очередь, его семантико-грамматической структурой. Однако на него могут влиять и собственно фонетические факторы. Имеется тенденция разбиения потока речи на интонационные кванты, соотносимые с длительностью дыхательных групп, которые соизмеримы по продолжительности со «средним» предложением. Поэтому предложение часто совпадает с интонационной группой и обрамляется паузами (знак ||): || Я убедил его приехать (\\)||. Если время произнесения предложения превышает идеальный временной порог, оно может быть расчленено на интонационные группы («фонологические синтагмы») в соответствии с его коммуникативной и синтаксической структурой: || Я убедил его в том (/), | что необходимо приехать (\\) ||. Здесь восходящий акцент в конце первой группы имеет структурную функцию, указывая на незаконченность высказывания.
Единица интонации – интонема, или интонационная конструкция.
В русском языке исследователи () выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК) в зависимости от соотношения частей ИК: центра, предцентра и постцентровой частей.
Каждая интонационная конструкция имеет центр, предцентровую и постцентровую части. Центр – слог, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Передвижение интонационного центра выражает смысловые различия внутри предложения и изменяет соотношение предцентровой и постцентровой частей.
Различительные признаки ИК – направление тона на гласном центра и соотношение уровней тона составных частей ИК. При сходстве направления и уровней тона в качестве различительных признаков используется длительность центров ИК, или усиление словесного ударения центра в результате большей напряженности артикуляции гласного, усиливающей отчетливость тембра, или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.
ИК-1:\ __ на гласном центра нисходящее движение тона ниже предцентра, уровень тона постцентра ниже центра. Употребляется при выражении завершенности: Он живет в Киеве.
ИК-2: -- -\__ __ на гласном центра нисходящее движение тона в пределах диапазона предцентра или незначительно ниже, усилено словесное ударение; уровень тона постцентра ниже центра, ниже среднего уровня. Употребляется при выражении вопроса в предложении с вопросительным словом, требования: Какая у него специальность? Закройте дверь!
ИК-3: -- --/__ на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже среднего. Употребляется при выражении вопроса, незавершенности, просьбы, оценки в предложениях со словами так, такой, вот: Там так красиво! Он такой вредный! Вот молодец!
ИК-4:\ на гласном центра нисходящее-восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра выше среднего, выше, центра. Употребляется при выражении вопроса в предложениях с сопоставительным а, вопросов с оттенком требования, незавершенности (с оттенком официальности): А Павел? Ваш билет?
ИК-5: -- / \ __ имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго – нисходящее: уровень тона между центрами выше предцентра и постцентра. Употребляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния: Какой у нее голос! Настоящая весна!
ИК-6: -- / на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра также выше среднего, выше предцентра. Употребляется для выражения незавершенности (с оттенком приподнятости, торжественности), высокой степени количественного и качественного признака, действия, состояния: Все системы работают нормально! Воды набралось! Море!
ИК-7:/ на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже центра, в конце гласного центра смычка голосовых связок. Употребляется при выражении экспрессивного отрицания, усиления оценки: Какой он охотни! Тишина!
Функции интонации .
Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос, возражение, обращение и т. д. (т. е. указывает на его так называемую иллокутивную функцию). Эта функция реализуется в основном с помощью тональных акцентов разных конфигураций. К ней примыкает еще одна функция – выражение оценок, в том числе экспрессивных (модальная функция). Она выражается различиями в интегральном уровне тона и фонационными средствами.
1) Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (вопросительное, побудительное, повествовательное)
2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема)
3) Интонация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращения и т. д.
4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски – восклицательный / не восклицательный. Интонация, например, выступает как средство выражения иронии, авторской оценки.
Раздел 4. Функциональная характеристика звуковых единиц.
ЛЕКЦИЯ 8
2 часа
Тема: Фонема, ее признаки, функции, аллофоны.
Основное содержание:
1. Соотношение фонетики и фонологии.
2. История изучения фонемы. Определение фонемы, её функции, признаки.
3. Варьирование фонем. Сильные и слабые позиции фонем. Сильная и слабая фонема, архифонема, гиперфонема. Нейтрализация фонем.
Фонетика предшествует фонологии. Фонология всегда надстраивается над фонетикой. Это верно и исторически: как наука сначала формируется фонетика, потом – фонология. Это верно и в отношении каждого отдельного фонолога: сначала студенты изучают фонетику и только затем – фонологию.
Фонетика воспринимается как объективная реальность, данная нам в слуховых ощущениях и независимая от того, кто эту реальность воспринимает, т. е. слушающего.
Изучение звуков с точки зрения их функций в процессе общения, в социальном аспекте занимается функциональная фонетика, или фонология.
Понятие фонемы является одним из центральных в современной фонетике.
Основоположниками учения о фонеме были выдающиеся лингвисты де Куртене и его ученик. Именно русской науке обязана мировая лингвистика созданием учения о фонеме.
Понятие фонемы не следует отождествлять с понятием звука. Всякий членораздельный звук речи обязательно выступает представителем какой-либо фонемы. Звук речи – это конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае. Звуки языка – это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество.
Имеется несколько определений фонемы, каждое из которых отражает отдельные стороны её многогранной и сложной сущности.
Фонема – независимая единица звуковой системы языка. Она может выделяться не только в сопоставлении с другими фонемами, потенциально связанными со значением, но и независимо от значений, только на фоне других фонем.
Фонема имеет несколько функций. Она является объектом восприятия: именно фонемы, представленные теми или иными конкретными звуками, воспринимает человек с помощью органов чувств (слуха). В этом заключается перцептивная функция фонемы. Самая существенная её функция – различительная (сигнификативная): она различает звуковые оболочки слов и морфем.
Фонема – сложное явление. Она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонемы, но существующих одновременно в фонеме.
Определение признаков, составляющих содержание фонемы, занимает важное место в фонологии.
Среди признаков фонемы различают конститутивные, дифференциальные и интегральные. Конститутивные – постоянные, независимые от позиции признаки. Дифференциальные – признаки, позволяющие отличить одну фонему от другой. Дифференциальные признаки фонем определяются с помощью противопоставлений. Интегральные – это такие признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам.
Варьирование фонем происходит по двум причинам: внеязыковым и языковым.
Внеязыковые изменения случаются в зависимости от того, произносим мы слово басом или тенором, громко или тихо, торопливо или медленно и т. д. и т. п.
Изменение звучания фонемы, обусловленное её позицией в слове или речевом потоке, когда одни и те же причины ведут к одному и тому же изменению, связано с причинами языковыми.
Фонологию интересуют лишь языковые причины.
Варьирование фонем, вызванное языковыми причинами, приводит к тому, что одна и та же фонема в разных условиях звучит не одинаково.
Из ряда позиций, которые занимает фонема в слове, одни чётко обнаруживают её различительные признаки, другие же как бы «смазывают» их, не выявляют смыслоразличительной способности.
Позиции первого ряда называются сильными, а позиции второго ряда – слабыми.
Сильная фонема – это фонема, обладающая максимальной различительной способностью.
Слабая фонема – это фонема, обладающая меньшей различительной способностью.
В слабых позициях фонемы нейтрализуются, т. е. теряют часть своих различительных способностей.
Архифонема (слабая фонема) – общая часть нейтрализованных фонем, проверяемая.
Гиперфонема – это слабая фонема, не приводимая в данных морфемах к сильной позиции.
ЛЕКЦИЯ №9.
2 часа
Тема: Фонологическая система русского литературного языка.
Основное содержание:
1. Состав и система гласных фонем.
2. Состав и система согласных фонем.
3. Фонематическая транскрипция.
Наиболее общее деление фонем русского языка на гласные и согласные – исходит из ряда противопоставлений: артикуляционных, акустических.
С точки зрения функционирования, гласные и согласные противопоставлены ещё и тем, что первые являются слогообразующими и могут принимать на себя ударение, а вторые, как правило, - неслогообразующие и, конечно, не могут быть ударными.
Гласные и согласные различаются своей сочетаемостью: если после гласных может употребляться любая фонема, то сочетание согласных очень ограничено.
Состав фонем определяется по сильным позициям: в языке столько фонем, сколько звуков в сигнификативно сильных позициях.
Существующие разногласия между Московской фонологической школой и Санкт-Петербургской фонологической школой в определении состава гласных и согласных фонем обусловлены подходом к устройству фонетической системы русского языка.
В Московской фонологической школе считают, что фонетическая система русского литературного языка распадается на ряд подсистем: подсистема общеупотребительных слов, подсистема определённого класса слов, подсистема заимствованных слов.
Представители Санкт-Петербургской фонологической школы рассматривают фонетическую систему русского литературного языка как единое целое.
Сильная позиция – позиция под ударением. У гласных фонем сильных позиций две: абсолютно сильная позиция, когда гласная фонема находится между твёрдыми согласными или перед твёрдым согласным. В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем – доминантой.
Просто сильная позиция, когда гласная фонема подвергается аккомодации по мягкости. Представитель гласной фонемы в просто сильной позиции называется вариацией .
Слабая позиция – безударная, представитель гласной фонемы в слабой позиции называется вариантом.
Аллофон – все звуки, реализующие фонему в сильных и слабых позициях.
Теория позиций позволяет определить фонологическое содержание звуков, принимающих участие в фонетических чередованиях.
Фонемный ряд – это чередование сильной и слабой фонемы в пределах одной и той же морфемы.
Позиция, когда реализации фонем обусловлены положением по отношению к другим фонемам и являются результатом действия фонологического правила или закона, можно считать фонологическими. К их числу относятся, например, позиции, в которых происходят чередования шумных согласных по глухости/звонкости, чередования согласных по твёрдости/мягкости.
Именно так определяются позиции для согласных фонем в классических работах создателей Московской лингвистической школы: «… оглушению подвергается конечная согласная корня перед глухой согласной фонемой суффикса… Согласные фонемы, соотносительные по твёрдости/мягкости, реализуются перед гласными фонемами А, О, И» [,1945:55,58].
Те же позиции, в которых произношение согласных звуков обусловлено не фонологическими правилами, а моторной программой произнесения, можно назвать фонетическими позициями. К их числу относятся, например, позиции, в которых происходит частичное озвончение гоморганных носовых (кон тракт, ком пресс), частичное оглушение сонорных в конце слова (пыль, жар).
Иной критерий разграничения фонетических и фонологических позиций предложен. См. О фонетической позиции// Фортунатовский сборник. М.,2000.
ЛЕКЦИЯ №10
Тема: Основные фонологические концепции.
Основное содержание:
1. Санкт-Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа.
2. Московская фонологическая школа.
3. Фонологическая концепция.
У истоков фонологических школ – де Куртенэ, создавший учение о фонеме.
Общее между школами:
1. Фонология и фонетика – разные разделы, имеющие свою терминологию, не взаимосвязанный предмет изучения.
2. Фонема – абстрактная единица.
3. У фонемы три функции: образующая, отождествляющая, смыслоразличительная (дифференцирующая).
В устной речи фонема представлена в виде своих оттенков, вариантов, аллофонов.
Чем различаются:
1. Выделением фонемы из потока речи.
2. Определением фонемы.
3. Некоторыми понятиями.
С лингвистической точки зрения, все концепции фонологических школ относительно равноправны, т. к. строятся на анализе, прежде всего, результатов речевой деятельности.
Раздел 5. Орфоэпическая система языка. Акцентология.
ЛЕКЦИЯ 11
2 часа
Тема: Орфоэпия и орфофония. Понятие об орфоэпических нормах.
Основное содержание :
1. Предмет изучения орфоэпии. Понятие об орфоэпической норме.
2. Вариант нормы. Причины, способствующие появлению произносительных вариантов.
3. Основа современного русского произношения. «Старшая» и «младшая» норма.
4. Система подачи произносительных вариантов в словаре. Система помет.
ОРФОЭПИЯ (orfoV – правильный, oipoV - речь). Орфоэпия: 1) правила произношения отдельных звуков в отдельных позициях (парадигматика); правила произношения сочетаний звуков (синтагматика); 2) особенности произношения звуков в тех или иных грамматических форма х, в группах слов или отдельных словах. По аналогии с другими уровнями системы языка, так же называется и раздел науки, изучающий указанные явления. К орфоэпии примыкают также правила постановки ударения в отдельных словах (общие закономерности ударения есть предмет особой науки – акцентологии).
Центральное понятие для орфоэпии – понятие нормы. Норма – это исторически сложившееся правило предпочтения одной языковой формы перед другой (выбора) в литературном кодифицированном языке, регулируемое экстралингвистическими факторами.
НОРМА – совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху. Норма противопоставлена системе, понимаемой как присущие тому или иному языку возможности выражения смыслов. Норма бывает в широком и в узком смысле. В широком смысле норма – это и система, и собственно вариантность в пределах системы. В узком смысле норма – это вариантность.
Языковедение) изучает человеческий язык. Некоторые разделы этой науки составляют теорию языка. Другие описывают язык в его связи с другими факторами: обществом, эволюцией, развитием мышления. Третьи делают упор на практику.
В этой статье пойдёт речь о звуковой стороне языка. Вы узнаете о науке фонологии, о понятии фонемы, о звуке и аллофоне. Это поможет будущим лингвистам и просто интересующимся людям разобраться в теории звукового строя языка и не запутаться в терминах.
Фонология - наука о фонемах
В лингвистике есть два раздела, которые изучают звуки: фонетика и фонология. Слово "фон" в переводе с древнегреческого означает "звук".
Фонетика - наука описательная. Она описывает не только звуковую сторону языка (звуки, интонации, ударения и пр.), но и работу Здесь и физика, и физиология, и психология.
А вот фонология - более узкая теоретическая наука. Она исследует функции звуков в языке.
Некоторые лингвисты считают фонологию подразделом фонетики. Другие утверждают, что фонология является всё же самостоятельной наукой.
Итак, фонетика изучает звук. Аллофон и фонема интересуют фонологию.
Понятие фонемы
Проблема звуков начала интересовать лингвистов в XIX веке. Учёные обнаружили, что в языке этих единиц много, и они разнообразны. Звук произносят разные люди не одинаково. И даже один и тот же человек воспроизводит какой-либо звук всегда по-разному. Необходимо было организовать это разнообразие в одну целостную систему. Иначе в языке существовал бы фонетический хаос. Для этого лингвисты ввели понятие, которое структурировало бы звуки. Они выделили наименьшую смыслоразличительную - фонему .
Одна такая единица объединяет звуки, которые в разных условиях произносятся по-разному, но при этом выполняют одну функцию. Например, образуют одну морфему: корень, суффикс и т. д.
Обо всём по порядку:
Почему фонема - наименьшая единица?
- Её нельзя разделить на более мелкие части. Изменения внутри фонемы ведут лишь к её переходу в другую. Например, если звонкость фонемы Д заменить на глухость, то получится фонема Т.
Почему фонема - смыслоразличительная единица?
- У фонемы есть особая смыслоразличительная (сигнификативная) функция. Она помогает различать как слова, так и морфемы. Например, слова "бак" и "бок" различаются одной фонемой в корне и несут разный смысл.
Чем отличается фонема от звука?
Запомните главное отличие:
- Звук - это материальное явление. Это то, что мы слышим и произносим.
- Фонема - это абстракция. Она условна и существует только в звуках речи.
Почему же звуки так многообразны? Есть несколько причин:
- Различия говорящих. Согласитесь, мужчина и женщина, взрослый человек и ребёнок, люди с низким и высоким голосами произнесут один и тот же звук по-разному.
- Состояние говорящего. Даже состояние, физическое или душевное, влияет на наше произношение единиц речи.
- Место в слове. Произношение зависит от "соседей" и от позиции в слове (перед ударением или после, в конце слова или в начале и т. д.).
Фонема объединяет всё это разнообразие в обобщенные единицы. Вот поэтому звуков много, а фонем всего 42 (в русском языке).
Аллофон - что это?
Прочитайте вслух цепочку "земляной - земля - зéмли". Вы заметили, что гласная Е в однокоренных словах звучит по-разному? Тем не менее везде одна и та же фонема - Е.
Получается, что у каждой такой абстрактной единицы могут быть разные варианты звучания. Называются эти варианты фонемы аллофонами.
Аллофон отличается от фонемы тем, что он, как и звук, материален. Аллофон - это конкретное воплощение абстрактной единицы в речи.
Основной вариант фонемы
Возникает вопрос, как узнавать фонему, если она имеет несколько вариантов. Учёные выделяют среди всех возможных вариаций фонемы один главный - основной аллофон. Её качества в нём проявляются в высшей степени.
Основной аллофон - это такой вариант, который мало зависит от места в слове. Такими аллофонами считают:
- Гласные с изолированным произнесением. Они показываются под ударением.
- Мягкие согласные перед гласным [И] и твёрдые - перед гласным [А].
Основные аллофоны проявляют себя в сильных позициях. Гласные сильны под ударением.
Слабая позиция - это то положение, при котором признаки фонемы "размываются". В русском и немецком языках согласные слабы в конце слова. Например, звонкие оглушаются в этом положении.
А вот в английском и французском языках, напротив, позиция в конце слова - сильная. Поэтому оглушать звонкие согласные нельзя: это грубая ошибка.
Комбинаторные и позиционные аллофоны
Аллофоны делятся на комбинаторные и позиционные.
Комбинаторные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются под влиянием окружающих звуков. Примеры аллофонов:
- согласные, которые стоят перед [О] и [У] и огубляются (губы вытягиваются "в трубочку"): там - том, тик - тук;
- гласные [а], [о], [у], которые находятся после мягких согласных: сядь, тёрка, тюбик;
- аффрикаты [дз] и [д"ж"], которые выступают вместо [ч], [ц] перед звонкими шумными согласными: не прочь бы, плацдарм.
Позиционные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются в зависимости от фонетической позиции в слове.
Фонетическая позиция отражает:
- то, насколько фонема близка к началу слова;
- то, насколько фонема близка к концу слова;
- то, насколько фонема близка к ударению.
В транскрипции можно увидеть знаки [ъ] и . Это аллофоны гласных [а] и [о].
- Аллофон - это помощник в поиске В русском языке в большинстве случаев два аллофона гласных встречаются только между морфемами (заехать, поохать). А если гласные стоят рядом, то слова заимствованы (аул, Лиана).
- Безударные аллофоны гласных слабее, чем ударные: они больше зависят от "соседей".
- Как согласные могут менять гласные, так и наоборот. Звуки, стоящие перед аллофоном гласной, сильнее влияют на него, чем остальные. А согласную может поменять, например, губная гласная.