Подтверждение статуса резидента рф. Подтверждение статуса налогового резидента рф

Общая информация

С 18.02.2008 года выдачу подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации (далее – Подтверждение), осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее – МИ ФНС России по ЦОД).

Выдача Подтверждения осуществляется физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, поставленным на учет в налоговых органах и осуществляющим уплату на территории Российской Федерации налогов и сборов, предусмотренных договорами (соглашениями, конвенциями) об избежании двойного налогообложения (далее – Соглашения).

Перечень необходимых документов для юридических лиц

Для российских организаций и обособленных подразделений иностранных организаций:

  • полного наименования организации, адреса (места нахождения) организации, ИНН, КПП, ОГРН;

Заявление должно быть подписано руководителем организации или его уполномоченным представителем.

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со статьями 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации) необходимо дополнительно представить оригинал документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации по данному вопросу.

б) копии документов, свидетельствующих о возможности либо о факте получения доходов в иностранном государстве.К таким документам относятся:

      • договор (контракт);
      • уставные документы (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве).

    Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

Справочно. Если копия договора (контракта), действующего более одного года, для целей выдачи подтверждения уже представлялась ранее в МИ ФНС России по ЦОД, повторного представления ее не требуется. Для этого в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого договора (контракта) направлялась ранее.

Для российских организаций и обособленных подразделений иностранных организаций в целях возврата налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость услуг резидентами иностранных государств Европейского Союза:

а) заявление на бланке организации с указанием:

  • наименования иностранного государства, входящего в Европейский Союз, в налоговый орган которого представляется Подтверждение для осуществления возврата НДС;
  • перечня прилагаемых документов.

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со статьями 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации) необходимо дополнительно представить копию документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации, в частности, в отношениях с налоговыми органами.

б) копия Устава организации, в том числе выписка, содержащая общие сведения об организации (наименование, адрес (место нахождения) и виды деятельности, осуществляемые в Российской Федерации, с переводом на английский язык).

д) копия договора (контракта)на оказание услуг по возврату НДС из иностранного государства.

е) копия договора (контракта) на оказание услуг, в соответствии с которым предполагается возврат НДС из иностранного государства.

Справочно.Обращаем внимание, что Подтверждение для целей применения Соглашений осуществляется только для организаций, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень необходимых документов для российских и иностранных физических лиц

Для получения подтверждения статуса налогового резидента российским и иностранным физическим лицам необходимы следующие документы:

а) заявление в произвольной форме с указанием:

  • календарного года, за который необходимо Подтверждение;
  • наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется Подтверждение;
  • фамилии, имени, отчества заявителя и его адреса;
  • ОГРНИП – только для индивидуальных предпринимателей;
  • перечня прилагаемых документов и контактного телефона.

б) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:

  • договор (контракт);
  • решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;
  • документы, подтверждающие право на получение пенсии из-за границы;
  • иные документы.

Справочно. В случае, если копия договора (контракта), действующего более одного года, для целей выдачи Подтверждения уже представлялась, повторного представления ее не требуется. Для этого в заявлении должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого договора (контракта) направлялась ранее.

  • копии документа, удостоверяющего личность;
  • копии всех страниц заграничного паспорта (при наличии) — гражданами Российской Федерации;
  • таблица расчета времени нахождения на территории Российской Федерации (кроме индивидуальных предпринимателей)по форме, приведенной в Приложении к настоящему Порядку;
  • документы, обосновывающие фактическое нахождение лица (кроме индивидуальных предпринимателей) на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение налогового периода – календарного года,физическими лицами, являющимися гражданами иностранных государств (лицами без гражданства, прибывшими с территории иностранных государств), с которыми у Российской Федерации существуют действующие соглашения о безвизовом режиме (справка с места работы в Российской Федерации, табель учета рабочего времени, копии авиа- и железнодорожных билетов и др.).

Порядок выдачи Подтверждения

Выдача Подтверждения осуществляется путем:

  • выдачи справки установленного образца;
  • заверения подписью должностного лица и печатью уполномоченного налогового органа формы, установленной законодательством иностранного государства, в случае, если компетентные органы этого государства в установленном порядке уведомили Федеральную налоговую службу о наличии таких форм, либо если информация о них размещена на официальных сайтах компетентных органов иностранного государства.

Подтверждение выдается в одном экземпляре за исключением следующих случаев:

  • если в соответствии с законодательством иностранного государства требуется одновременное представление в налоговый орган иностранного государства двух и более экземпляров Подтверждения, то при условии, что компетентные органы указанного государства в установленном порядке уведомили Федеральную налоговую службу об указанных положениях законодательства, выдается соответствующее число экземпляров Подтверждения;
  • если налогоплательщику необходимы два и более экземпляров Подтверждения за один календарный год для направления нескольким контрагентам, при наличии соответствующего пакета документов по каждому из контрагентов, выдается по одному экземпляру Подтверждения на каждого контрагента.

Выдача Подтверждения за предыдущие годы

Подтверждение может быть выдано не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы, при условии наличия всех необходимых документов, соответствующих запрашиваемому периоду.
В случае, если Подтверждение необходимо за налоговые периоды ранее трех лет, предшествующих году подачи заявления, то налогоплательщиком для подтверждения факта уплаты соответствующих налогов за определенный налоговый период представляются дополнительные документы.Такими документами в отношении организаций могут быть:

  • копии налоговых деклараций с отметкой налогового органа;
  • выписки банков;
  • мемориальные ордера;
  • регистры налогового учета;
  • другие документы по операциям, в отношении которых налогоплательщик намеревается применить соответствующее Соглашение за определенный налоговый период.

Указанное положение относится к организациям, являющимся по законодательству Российской Федерации плательщиками налога на прибыль организаций, налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности, единого сельскохозяйственного налога.Такими документами в отношении индивидуальных предпринимателей могут быть:

  • копии книг учета доходов и расходов;
  • выписки банков;
  • платежные поручения (квитанции, извещения) с отметками банков;
  • мемориальные ордера;
  • другие документы по операциям, в отношении которых налогоплательщик намеревается применить соответствующее Соглашение, за определенный налоговый период.

Указанное положение относится к индивидуальным предпринимателям, являющимся по законодательству Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц, налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности, единого сельскохозяйственного налога.

Такими документами в отношении физических лиц могут быть копии деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) с отметкой налогового органа и платежных документов, подтверждающих уплату налогов по операциям, в отношении которых заявитель намеревается применить соответствующее Соглашение.

Сроки выдачи Подтверждения

Выдача Подтверждения гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется с учетом их фактического нахождения в Российской Федерации, которое должно составлять не менее 183 календарных дней в течение налогового периода – календарного года. Таким образом, Подтверждение указанным налогоплательщикам выдается за текущий год не ранее3 июля
Срок рассмотрения заявлений о выдаче Подтверждения составляет 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в МИ ФНС России по ЦОД.

Заявления налогоплательщиков по вопросу выдачи Подтверждения могут быть направлены в МИ ФНС России по ЦОД по почте либо переданы непосредственно в экспедицию ФНС России.

В отношении российских организаций и обособленных подразделений иностранных организаций Подтверждение направляется по почте по адресу (месту нахождения) юридического лица.

В отношении физических лиц Подтверждение направляется по почте по адресу, указанному в заявлении.

C 18.02.2008 года выдачу подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации (далее – Подтверждение), осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее – МИ ФНС России по ЦОД).

Выдача Подтверждения осуществляется физическим лицам (российским и иностранным), имеющим статус налогового резидента в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей применения положений договоров (соглашений, конвенций) Российской Федерации об избежании двойного налогообложения (далее – Соглашения).

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2008, N 6

Налоговая служба сообщила о новом Порядке выдачи справок, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации <1>. Напомним, что такие справки нужны организациям, чтобы избежать двойного налогообложения в других странах, для возврата НДС в ряде случаев и т.д. Иностранный гражданин с помощью справки может подтвердить свой статус налогового резидента Российской Федерации при заключении трудового договора.

<1> Информационное сообщение от 26 февраля 2008 г. размещено на официальном сайте ФНС России.

Раньше юридическим лицам такие справки выдавало Управление информационного обеспечения налогового контроля, международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России, а физическими лицами занимались региональные налоговые управления. С 18 февраля 2008 г. документально подтверждать налоговый статус организаций и физических лиц обязана Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД). Как сообщили нам в налоговом ведомстве, нововведения связаны с масштабной реорганизацией ФНС России и перераспределением нагрузки между подразделениями службы.

Согласно новому Порядку справка выдается по заявлению налогоплательщика в одном экземпляре и действительна в течение того календарного года, в котором была выдана. Справка может быть выдана не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы при условии наличия всех необходимых документов, соответствующих запрашиваемому периоду. Заявление с просьбой выдать справку, подтверждающую статус налогового резидента Российской Федерации, а также необходимый пакет документов налогоплательщик направляет почтой в адрес МИ ФНС России по ЦОД (125373, г. Москва, Походный пр., вл. 3) либо лично представляет в экспедицию ФНС России (г. Москва, Неглинная ул., д. 23).

Справку должны подготовить в течение 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов. Готовый документ налоговые органы направляют почтой по адресу местонахождения юридического лица. Обратите внимание: справку направят по тому адресу, который указан в ЕГРЮЛ. Если фактический адрес организации не совпадает с юридическим, то документа можно так и не дождаться. Физическим лицам справки рассылают почтой по адресу, указанному в заявлении, либо выдают на руки.

Как сообщили нам в ФНС России, специального документа, который бы регламентировал порядок выдачи справок, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, не выпущено. Налогоплательщикам остается руководствоваться информационными сообщениями налоговых органов. Единственный нормативно-правовой документ, регулирующий данный вопрос, - Письмо ФНС России от 10 ноября 2004 г. N САЭ-26-3-04/9339@, согласно которому органом, уполномоченным подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации, является ФНС России.

Документы, необходимые для получения подтверждения статуса налогового резидента РФ

Приведем перечни документов, которые должен представить налогоплательщик для получения подтверждения статуса налогового резидента РФ.

  1. Российские и международные организации представляют:
  • заявление на бланке организации (с указанием календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации; наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение; перечня прилагаемых документов);
  • копии документов, свидетельствующих о возможности либо факте получения доходов в иностранном государстве, в частности:

договора (если копия договора, действующего более одного года, уже представлялась ранее для выдачи справки, то повторно представлять ее не нужно. В этом случае в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, с которым копия упомянутого договора направлялась ранее),

уставных документов (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве);

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально не ранее чем за три месяца до даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения статуса налогового резидента;
  • копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, ОГРН, заверенную печатью организации и подписью ее руководителя. Если организация уже представляла копию свидетельства для получения справки и с того момента сведения, содержащиеся в свидетельстве, не менялись, то повторно направлять этот документ не нужно. Но в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого свидетельства направлялась ранее.
  1. Российские и международные организации в целях возврата НДС, включенного в стоимость услуг резидентами иностранных государств Европейского союза, представляют:
  • заявление на бланке организации с указанием наименования входящего в ЕС иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение для возврата НДС, и перечня прилагаемых документов;
  • копию устава организации, в том числе выписку, содержащую общие сведения об организации (название и адрес местонахождения юридического лица) и видах ее деятельности, ведущихся в Российской Федерации, с переводом на английский язык;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально не ранее чем за три месяца до даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения;
  • копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, ОГРН, заверенную печатью организации и подписью ее руководителя;
  • копию договора (контракта) на оказание услуг по возврату НДС из иностранного государства <1>;
  • копию договора (контракта) на оказание услуг, по которому предполагается возврат НДС из иностранного государства.
<1> Пункт изложен в редакции ФНС России. - Прим. ред.
  1. Российские и иностранные физические лица представляют:
  • заявление в произвольной форме с указанием:

календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации,

наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение,

фамилии, имени, отчества заявителя и его адреса,

ИНН налогоплательщика - физического лица (при наличии), который указан в документе, подтверждающем постановку данного физического лица на налоговый учет в налоговом органе Российской Федерации,

перечня прилагаемых документов и контактного телефона;

копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве, например:

договора,

решения общего собрания акционеров о выплате дивидендов,

документов, подтверждающих право на получение пенсии из-за границы;

  • расчет времени пребывания на территории Российской Федерации (см. таблицу).

Расчет времени пребывания на территории Российской Федерации

Дополнительно: для россиян - копии всех страниц общегражданских российского и заграничного паспортов; для иностранных граждан - копии всех страниц паспорта, копии документа о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации и вида на жительство (при наличии).

Гражданину иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, нужно представить в МИ ФНС России по ЦОД дополнительные документы, обосновывающие фактическое нахождение этого лица на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, табель учета рабочего времени, копии авиа- и железнодорожных билетов.

И.Е.Зубарева

Корреспондент журнала

"Новое в бухгалтерском учете

и отчетности в РФ"

Ставка НДФЛ с доходов нерезидента

По ставке 30% облагают доходы, полученные на территории России иностранными гражданами, которые находятся в России меньше 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (их называют налоговыми нерезидентами).

При определении налогового статуса (резидентства) человека его гражданство значения не имеет (письмо Минфина России от 19 марта 2012 г. № 03-04-05/6-318). И гражданин России может стать налоговым нерезидентом, и иностранец – резидентом. Причем налоговый статус может изменяться в течение налогового периода неоднократно. Гражданин России изначально считается налоговым резидентом. Утратить этот статус он может, если он был в длительной зарубежной командировке. Поэтому в интересах работодателя проверить статус любого работника при приеме на работу, даже если это гражданин России.

Разберемся, как установить налоговый статус работника, поскольку от этого зависит ставка, по которой он должен заплатить НДФЛ, и то, имеет ли он право на налоговые вычеты.

Как установить 12-месячный период

12 следующих подряд месяцев, необходимые для установления налогового статуса человека, - это не календарный год с 1 января по 31 декабря. Этот период может начаться в одном налоговом периоде, а продолжиться в другом (письма Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-04-06/6-289, от 31 мая 2012 г. № 03-04-05/6-670 и др.). Так, если налоговый статус определяется на 30 сентября 2013 года, то 12-месячный период начинается 30 сентября 2012 года, а заканчивается 29 сентября 2013 года, если на 15 сентября 2013 года, то начало периода – 15 сентября 2012 года и окончание – 14 сентября 2013 года. А в течение календарного года работодатель должен контролировать налоговый статус работников: при выплате зарплаты – на каждую дату начисления - в последний день календарного месяца, который по этому виду доходов считается моментом получения, на день выплаты доходов – по другим их видам, например, по отпускным.

Человек является налоговым резидентом, если он пребывает в России больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Число дней пребывания определяется суммированием (прямым подсчетом) всех календарных дней, в которых он находился в РФ в течение этого периода (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155). При их подсчете учитываются дни (календарные даты) въезда и выезда, поскольку в эти дни человек фактически находится на территории России (письмо ФНС России от 31 марта 2009 г. № 3-5-04/345@).

Эти 183 дня не должны течь непрерывно (письмо ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-3-13/3157@). Они могут прерываться на периоды отпусков, командировок и др.

При подсчете 183 дней пребывания на территории России в их количество не включается время нахождения за границей, кроме краткосрочных (менее шести месяцев) выездов для лечения и обучения – они включаются. Обязательное условие: сразу после окончания обучения или лечения работник должен вернуться в РФ (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128). Но если по договору с иностранным образовательным учреждением обучение длится более шести месяцев, не учитывается при подсчете дней нахождения человека в России весь период его обучения - нахождения за пределами РФ в целях этого обучения (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155). Все дни, когда человек лечился за рубежом или проходил обучение, должны быть подтверждены документально: договорами с медицинскими (образовательными) организациями или справками от них с указанием времени лечения (обучения), а также копиями паспортов физлица с отметками пограничного контроля.

Никаких ограничений по возрасту человека, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и видам заболеваний, странам, в которых граждане России могут обучаться или лечиться, не установлено (письмо ФНС России от 23 сентября 2008 г. № 3-5-03/529@).

Важным условием для того, чтобы периоды краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения были засчитаны в период нахождения человека на территории России, является цель поездки. Если он выезжал за рубеж с иной целью, но, находясь в иностранном государстве, прошел лечение (или обучение), эти дни включить в период, подтверждающий резидентство, не получится (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128).

При подсчете дней фактического пребывания человека в Российской Федерации за период следующих подряд 12 месяцев в него входит время до заключения трудового договора (письмо Минфина России от 27 ноября 2008 г. № 03-04-06-01/323). Но только в случае, если законность нахождения подтверждена документально. Если таких документов нет, подсчет 183 дней нахождения на территории РФ следует вести с первого дня работы иностранца в компании.

Какими документами подтвердить резидентство

Время пребывания в России можно подтвердить документом, удостоверяющим личность, с отметками пограничного контроля о въезде-выезде.

Если при пересечении границы такие отметки не ставятся (например, на границе с Белоруссией, Казахстаном, Арменией - в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.), то подтверждающими документами могут быть авиа- и железнодорожные билеты, квитанции из гостиниц.

Кроме того, время пребывания в России можно подтвердить договорами, справками с места работы от предыдущих работодателей, выписками из табелей учета рабочего времени, приказами о командировках, путевыми листами, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания) и др. Подобную позицию выразили чиновники ФНС России в письме от 10 июня 2015 г. № ОА-3-17/2276@.

Обратите внимание: ставка 15% установлена для налога с дивидендов, полученных налоговыми нерезидентами от российских организаций. Дивиденды налоговых резидентов облагаются по ставке 13% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Налогом облагается общая сумма дохода, которую работник получил от организации в календарном месяце, уменьшенная на сумму доходов, не облагаемых налогом, и на сумму налоговых вычетов (если имеет право на них).

Доходы, не облагаемые налогом

Исчерпывающий перечень доходов, выплачиваемых работникам, которые не облагаются налогом, приведен в статье 217 Налогового кодекса. К таким доходам, в частности, относятся:

  • суммы, выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством, в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • государственные пособия (кроме пособий по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком), пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством;
  • выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работников (включая увольнение в связи с выходом на пенсию по возрасту), не превышающее трех среднемесячных заработков, а для работников Крайнего Севера – шести;
  • установленные действующим законодательством компенсации, выплачиваемые работникам при переезде на работу в другую местность;
  • компенсации, выплачиваемые в связи с направлением работника в командировку (суточные в пределах установленных норм, оплата проезда и жилья и т. д.);
  • единовременная материальная помощь, оказываемая работнику в связи со смертью члена его семьи;
  • выплачиваемые в порядке наследования членами семьи умершего работника доходы в денежной и натуральной формах, кроме вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;
  • суммы выплат, выплачиваемые работникам, а также членам их семей, пострадавшим от террористических актов на территории России;
  • суммы выплат, выплачиваемые работникам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также работникам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельствах;
  • единовременная материальная помощь работникам при рождении или усыновлении детей, выплачиваемая в течение первого года после рождения (усыновления) детей, но не более 50 000 рублей на каждого;
  • возмещение организацией расходов сотрудника на приобретение медикаментов, назначенных ему или членам его семьи лечащим врачом, в пределах 4000 рублей в год;
  • суммы подарков и материальной помощи, не превышающие 4000 рублей в год;
  • любые выигрыши и призы, не превышающие 4000 рублей в год, выдаваемые при проведении рекламы товаров (работ, услуг);
  • взносы компаний, направленные на софинансирование пенсионных накоплений сотрудников, но не более 12 000 рублей в год;
  • выплаты добровольцам по возмещению им расходов, понесенных в рамках гражданско-правовых договоров на безвозмездное выполнение благотворительной деятельности;
  • стоимость доли в ООО, принадлежащей физическому лицу, передаваемой им в качестве вклада в уставный капитал другого общества;
  • разница между новой и первоначальной номинальной стоимостью акции в результате переоценки основных средств;
  • доходы в виде благотворительной помощи, получаемые детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума;
  • компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком (п. 42 ст. 217 НК РФ) и др.

Остановимся на некоторых выплатах, входящих в необлагаемый перечень, более подробно.

Минфин РФ считает, что суммы оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами к государственным пособиям не относятся, и поэтому с таких выплат следует удерживать НДФЛ (письмо от 22 июня 2015 г. № 03-04-05/36006). Между тем, в этом же письме финансисты указали, что это их мнение отличается от мнения Президиума ВАС РФ. Сумма среднего заработка, которая выплачивается за дополнительные дни отдыха родителям детей-инвалидов, не облагается НДФЛ на основании этой же нормы Налогового кодекса, но являясь иной выплатой, осуществленной в соответствии с российским законодательством (Постановление Президиума ВАС РФ от 8 июня 2010 г. № 1798/10).

Кроме того, ФНС РФ письмом от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097 направила налоговым органам для сведения и использования в работе письмо Минфина РФ от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 о формировании единой правоприменительной практики. В нем указано: если разъяснения финансового или налогового ведомств не согласуются с позицией высших судов, то налоговым органам следует руководствоваться актами и письмами ВАС РФ и ВС РФ.

Таким образом, работодатель вправе не удерживать НДФЛ с суммы среднего заработка, которая выплачивается работнику за дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом на основании пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса. В случае спора с налоговой инспекцией у него есть шанс отстоять свою правоту в суде.

Многие компании выплачивают своим сотрудникам материальную помощь к рождению ребенка. Зачастую несколькими суммами, полагая при этом, что если ее общий размер не превышает 50 000 рублей, то НДФЛ удерживать не нужно. Однако это ошибочное мнение. Финансовое ведомство считает, что если материальная помощь выплачена не единовременно, а несколькими суммами, то со второй или третьей части нужно удерживать налог, даже если ее общий размер не превышает 50 000 рублей. Связано это с тем, что не подлежит налогообложению только матпомощь, выплаченная единовременно при соблюдении лимита в 50 000 рублей (письмо Минфина РФ от 13 августа 2013 г. № 03-04-06/33543). Кроме этого, для того чтобы избежать претензий проверяющих, нужно запросить справку по форме № 2-НДФЛ со второго родителя, чтобы знать, получал ли он такую выплату (письмо Минфина РФ от 1 июля 2013 г. № 03-04-06/24978). Дело в том, что она положена либо одному родителю, либо обоим, но в общей сумме, которая не превышает 50 000 рублей. Поэтому для того, чтобы налог был рассчитан верно, нужно не нарушить необлагаемый лимит, а для этого необходима информация о выплатах, полученных вторым родителем. Для подтверждения факта получения или неполучения такой помощи одним из родителей налоговый агент вправе затребовать сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ (письмо Минфина России от 24 февраля 2015 г. № 03-04-05/8495). Если же один из родителей не работает, то нужно будет предоставить копию трудовой книжки или справку из службы занятости.

Другой ситуацией, которая возникает почти в каждой компании, являются подарки, адресованные своим сотрудникам к различным праздничным датам. Как уже было отмечено, они освобождены от налогообложения, если их сумма не превышает 4000 рублей в год (п. 28 ст. 217 НК РФ). При этом презент может быть подарен как в денежной, так и в натуральной форме (письмо Минфина РФ от 23 ноября 2009 г. № 03-04-06-01/302). Если ваша компания хочет преподнести сотруднику денежный подарок, сумма которого превышает 3000 рублей, то нужно будет оформить договор дарения (ч. 2 ст. 574 ГК РФ). Только ни в коем случае в договоре не нужно указывать, что сумма подарка зависит от должности сотрудника, его оклада или других трудовых показателей. Иначе чиновники посчитают, что это не подарок, а премия, на которую необходимо начислить страховые взносы и удержать НДФЛ. Согласятся с этим мнением и судьи (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2012 г. № А63-8849/2012).

Обратите внимание: фирма должна вести учет всех доходов сотрудника в специальных налоговых регистрах. В отношении подарков это особенно важно, поэтому в отношении них необходимо вести персонифицированный учет (письма Минфина РФ от 8 мая 2013 г. № 03-04-06/16327, от 2 марта 2012 г. № 03-04-06/9-54). Связано это с тем, что как только сумма подарка за год превысит 4000 рублей, с нее необходимо будет рассчитать и удержать НДФЛ.

О подарках в сумме до 4000 рублей не нужно информировать налоговых контролеров и указывать их в справке по форме № 2-НДФЛ (письмо Минфина РФ от 5 сентября 2011 г. № 03-04-06/1-202).

Еще одной выплатой, с которой нередко сталкивается фирма, является выходное пособие при увольнении. С него не нужно удерживать налог, если его размер не превышает трех среднемесячных заработков, а для работников Крайнего Севера – шести. Причем, как отмечают чиновники, основание увольнения значения не имеет (письмо Минфина РФ от 10 апреля 2012 г. № 03-04-06/6-105). Более того, не важна и должность сотрудника для освобождения от налогообложения указанной выплаты (письмо Минфина РФ от 25 октября 2013 г. № 03-04-06/45128).

Практический интерес вызывает налогообложение увеличения номинальной стоимости акций (долей, паев) и возникающего при этом дохода их держателей (владельцев).

Не подлежат обложению НДФЛ доходы, полученные акционерами в виде дополнительно полученных и распределенных между ними акций (долей, паев) пропорционально их доле в уставном капитале и виду акций, или в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акции в результате переоценки основных средств (п. 19 ст. 19 НК РФ).

Если акционерное общество увеличивает уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, акционер получает доход, облагаемый НДФЛ. На это указал Минфин России в письме от 21 мая 2014 года № 03-04-05/24185. При увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций (не в результате переоценки) производится аннулирование конвертируемых акций и выпуск новых, с большей номинальной стоимостью. Акционер становится собственником имущества большей стоимости, чем он владел до конвертации. Разница между первоначальной и новой стоимостью имущества, принадлежащего участникам общества, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2009 г. № 81-О-О).

Обратите внимание: с 1 января 2015 года текст пункта 42 статьи 217 Налогового кодекса приведен в соответствие с Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон от 4 октября 2014 года № 285-ФЗ).

В предыдущей редакции от НДФЛ освобождалась компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детсаду. Но в Законе об образовании говорится о присмотре и уходе за ребенком, а не о его содержании в образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования. При этом затраты на оплату труда педагогов, технические средства обучения и наглядные пособия, игрушки и расходные материалы родительская плата не покрывает. Эти расходы финансируются из других источников. Поэтому уточнено, что НДФЛ не облагается компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком (а не за его содержание).

Нередко проверяющие пытаются доначислить НДФЛ на подотчетные средства, которые выделяются работнику на проведение делового обеда. В письме от 3 марта 2015 года № 03-04-06/11078 Минфин России разъясняет, что если участие работника в проводимых организацией представительских мероприятиях является для него обязательным, то это участие связано с исполнением работником трудовых обязанностей, а его доходы, полученные в связи с участием в таком мероприятии, не подлежат налогообложению.

Обязательность участия работника в проводимых представительских мероприятиях нужно подтвердить. Должен быть, в частности, приказ по организации о проведении соответствующего представительского мероприятия, утвержденный перечень работников, принимающих в нем участие. Важен также предмет переговоров: вопросы, являющиеся таковым, должны соответствовать служебным обязанностям работника, предусмотренным в его трудовом договоре.

По итогам мероприятия работник должен предоставить отчет о результатах, приложить счет из ресторана и выписку по платежной банковской карте. Кассовый чек или слип, подтверждающий оплату услуг ресторана банковской картой, не обязательны.

Обложению НДФЛ подлежат все доходы, полученные налогоплательщиком, если они приносят ему экономическую выгоду (п. 1 ст. 210 НК РФ). Доходы физических лиц, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей от налогообложения освобождаются (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Освобождаются от налогообложения доходы иностранных резидентов (этот статус должен быть подтвержден документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина), полученные ими в качестве членов жюри XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского. В статью 217 Налогового кодекса внесли пункт 7.1, который действует с 1 июня 2015 г., и применяется до 1 января 2016 г. (п. 1 Закона от 8 июня 2015 г. № 146-ФЗ).

Налоговые вычеты

Сумма доходов, полученных работником организации, может быть уменьшена на налоговые вычеты. Налоговый вычет – это твердая денежная сумма, уменьшающая доход работника при исчислении налога. Вычеты бывают стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.

Обратите внимание: организация обязана уменьшить доход работника на стандартные налоговые вычеты. Социальные, имущественные и профессиональные вычеты работник может получить в налоговой инспекции, где он состоит на учете, при подаче декларации о доходах за прошедший год, а также и у работодателя. Согласно Закону от 6 апреля 2015 года № 85-ФЗ физические лица могут получать социальные вычеты по НДФЛ через работодателя до окончания налогового периода. Для этого нужно подтвердить в налоговой инспекции свое право на получение таких вычетов. Подавать в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ при таком порядке не нужно.

Имущественный вычет, который предоставляют покупателю жилья, сотрудник может получить и на работе, если подтвердит свое право на вычет в налоговой инспекции. Форма уведомления о подтверждении права на имущественные вычеты по НДФЛ, утвержденная приказом ФНС России от 14 января 2015 года № ММВ-7-11/3@, вступила в силу 12 апреля 2015 года.

Социальный налоговый вычет в сумме взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования. Эти вычеты сотрудник может получить на работе при условии, что взносы удерживались из выплат в его пользу. А с 1 января 2016 года социальный вычет на лечение (в т.ч. на приобретение лекарств по специальному перечню) и обучение можно также получать у работодателя (Закон от 6 апреля 2015 г. № 85-ФЗ). Для этого сотрудник должен написать заявление и предоставить документ из налоговой инспекции, подтверждающий право на получение данных вычетов (п. 2 ст. 219 НК РФ в редакции Закона № 85-ФЗ).

При исчислении налога по гражданско-правовым договорам (например, договору подряда или поручения, авторскому договору и др.) фирма вправе предоставить профессиональный налоговый вычет.

С 1 января 2015 года введен новый вид налогового вычета – инвестиционный (ст. 219.1 НК РФ). Это нововведение принято в целях выравнивания налоговых условий для инвестиций физических лиц в различные виды активов, в том числе и в ценные бумаги.

Так, физическим лицам, являющимся плательщиками НДФЛ, предоставляется право на получение новых инвестиционных налоговых вычетов:

  • в размере положительного финансового результата, полученного в налоговом периоде от реализации (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ценные бумаги должны находиться в собственности более трех лет);
  • в сумме денежных средств, внесенных в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет (далее – ИИС), но не более 400 000 рублей за год. Данный вид инвестиционного вычета предоставляется налоговой инспекцией при представлении налоговой декларации и документов, подтверждающих факт зачисления денег на ИИС;
  • в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете. Вычет предоставляется по окончании договора на ведение индивидуального инвестиционного счета при условии истечения не менее трех лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение ИИС.

Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) – это счет внутреннего учета. Он предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг физического лица (клиента), обязательств по договорам, которые заключены за счет клиента.Физическое лицо вправе иметь только один договор на ведение индивидуального инвестиционного счета.ИИС открывается и ведется брокером или управляющим на основании отдельного договора на брокерское обслуживание или договора доверительного управления ценными бумагами. Совокупная сумма денежных средств, которые могут быть переданы в течение календарного года по договору инвестиционного счета, не может превышать 400 000 рублей.

Стандартные налоговые вычеты уменьшают только сумму дохода, облагаемую налогом по ставке 13%.

Обратите внимание: если доход работника облагается по другой налоговой ставке (например, 13%, 15%, 30% или 35%), то сумму этого дохода на стандартные вычеты не уменьшают.

Обратите внимание: иностранные граждане или лица, без гражданства признаваемые беженцами или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, не имеют право на стандартные вычеты по НДФЛ, если они не являются налоговыми резидентами (письмоФНС России от 30 октября 2014 года № БС-3-11/3689@).

Поэтому организации следует вести раздельный учет доходов, облагаемых по ставке 13%, и доходов, облагаемых по другим ставкам.

Фирма может предоставить стандартные налоговые вычеты не только штатным сотрудникам (включая внешних совместителей), но и тем, кто работает по гражданско-правовым договорам.

Если работник получает доходы в нескольких фирмах, вычет ему может предоставить только одна из них. В какой организации получать вычет, работник решает самостоятельно. Для этого он должен подать в бухгалтерию выбранной фирмы заявление и документы, подтверждающие право на вычеты (п. 3 ст. 218 НК РФ).

Вычеты предоставляются на основании письменного заявления работника и документов, подтверждающих его право на них (например, копии удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалида и т. д.).

Обратите внимание: статья 218 Налогового кодекса не требует, чтобы работник, получающий доходы от нескольких работодателей (например, внешний совместитель), подавал фирме, которая предоставляет ему налоговый вычет, какие-либо документы, подтверждающие, что у других налоговых агентов он этот вычет не получает. Достаточно заявления с просьбой о представлении вычета и документов, обосновывающих его право на вычет. Однако рекомендуем попросить работника указать в заявлении, что по основному месту работы ему этот вычет не предоставляется. Так вы обезопасите себя от претензий проверяющих.

Кроме того, многие предусмотрительные работодатели просят предоставить с основного места работы справку по форме 2-НДФЛ

Заявление от штатного работника может выглядеть так:

посмотреть заполненый образец

А так от совместителя (или внештатника):

посмотреть заполненый образец

Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ сотрудникам организации, образовавшейся в результате реорганизации в форме выделения, предоставляются на основании вновь собранного пакета документов. В письме ФНС России от 18 сентября 2014 г. № БС-4-11/18849@ рассмотрена ситуация, когда организация-работодатель, образовавшаяся в результате реорганизации в форме выделения, предоставляла сотрудникам стандартные налоговые вычеты на основании документов, переданных из реорганизованной компании. Как указали финансисты, такое действие оказалось неправомерным. Правопреемства лиц в части предоставления стандартных налоговых вычетов законодательство РФ не предусматривает.

При реорганизации в форме выделения возникает новое юридическое лицо. По отношению к своим работникам оно является как источником выплаты доходов, так и налоговым агентом, который обязан исчислять, удерживать и перечислять в бюджетную систему РФ налог на доходы физических лиц. Лица, имеющие доходы, облагаемые по ставке 13%, имеют право на стандартные налоговые вычеты, которые предоставляются на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на вычеты.

Письменные заявления работников должны быть адресными, то есть содержать в том числе идентифицирующие признаки налогового агента - ИНН, КПП, наименование и т.д. (п. 3 ст. 218 НК РФ).

Кроме того, если реорганизация и регистрация нового юридического лица произошли в середине налогового периода, для того, чтобы новому работодателю предоставлять работникам налоговые вычеты, они должны, кроме заявлений и документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, предоставить с предыдущего места работы справки о доходах по форме 2-НДФЛ. Ведь, к примеру, для детских вычетов существует предельный размер дохода, при превышении которого вычет не предоставляется – 280 000 рублей нарастающим итогом с начала года.

Доход работников, облагаемый налогом, уменьшается на стандартные налоговые вычеты ежемесячно. Стандартные налоговые вычеты могут быть предоставлены в следующих суммах:

  • 3000 рублей;
  • 500 рублей;
  • 1400 рублей.

Если доход работника меньше, чем предоставленный ему налоговый вычет, то налог на доходы физических лиц с него не удерживается.

07.05.2018

Сертификат налогового резидентства – важный документ, необходимый для практического применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. В настоящем обзоре приводятся наиболее значимые правовые позиции, касающиеся особенностей оформления и использования таких документов в России.

Что такое налоговое резидентство?

Налоговое резидентство – это статус лица (физического или юридического) для целей налогообложения. Статус налогового резидента представляет собой «привязку» лица к определённому государству, которое имеет право на взимание налогов с доходов такого лица, то есть распространяет на данное лицо свою налоговую юрисдикцию.

Налоговое резидентство или его отсутствие определяется по критериям, установленным национальным налоговым законодательством. При этом страна налогового резидентства физического лица может не совпадать со страной его гражданства, а юридического лица – со страной его регистрации.

Например, в России для целей налога на доходы физических лиц налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (пункт 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ).

Что касается юридических лиц, налоговыми резидентами РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 246.2 НК РФ признаются:

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения (для целей применения этого международного договора);
  3. иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация (если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения).

Что такое сертификат налогового резидентства?

Сертификат налогового резидентства (tax residency certificate) – это документ, подтверждающий постоянное местонахождение лица для налоговых целей. Он может иметь различные наименования и особенности формы и содержания в зависимости от правил конкретной страны и своего предназначения (адресата).

Однако, его главная функция неизменна – это официальное (то есть исходящее от компетентных государственных органов) подтверждение того, что конкретное лицо является резидентом того или иного государства в смысле налогового законодательства.

В каких случаях требуется сертификат налогового резидентства?

Основные случаи, в которых может потребоваться документальное подтверждение налогового резидентства лица или организации, следующие:

  • необходимость использования льготных положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) в отношении доходов, выплачиваемых в адрес иностранного лица. В этом случае сертификат должен быть предоставлен источнику выплаты доходов – налоговому агенту (withholding agent);
  • необходимость уточнения наличия/отсутствия или объёма налоговой обязанности лица в той или иной стране;
  • необходимость подтверждения наличия статуса налогового резидента того или иного государства для иных целей (например, для представления в обслуживающий банк в качестве доказательства статуса лица для целей автоматического обмена информацией по стандарту CRS).

Для юридических лиц сертификаты налогового резидентства наиболее востребованы в первом случае – при применении международных налоговых соглашений, предусматривающих освобождения или пониженные ставки налога, удерживаемого у источника выплаты дохода.

Доходы иностранной организации от источников в России

По общему правилу (согласно пункту 2 статьи 310 НК РФ), исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов. Речь идёт о доходах иностранных организаций от источников в Российской Федерации , к которым относятся:

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций;
  • доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации;
  • процентный доход от долговых обязательств любого вида;
  • доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
  • доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках);
  • штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;
  • доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости;
  • иные аналогичные доходы.

Другими словами, при каждой выплате любого из вышеуказанных доходов в пользу иностранной организации российская организация (налоговый агент) должна исчислить и удержать сумму налога по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 310 НК РФ.

Не подлежат обложению налогом у источника выплаты доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров , иного имущества (кроме недвижимости в РФ и акций компаний с недвижимостью в РФ более 50%), а также имущественных прав , осуществления работ , оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ.

Если доходы, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, не облагаются налогом (или облагаются по сниженным ставкам) в соответствии с СИДН, соответствующие освобождения или льготы применяются при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, российскому налоговому агенту подтверждения , предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ (то есть, сертификата о налоговом резидентстве).

Сертификат налогового резидентства при применении налоговых соглашений

При применении СИДН при различных трансграничных выплатах, сертификат налогового резидентства служит подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации, являющейся получателем дохода, выплачиваемого из России.

Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ, при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык .

Предоставление иностранной организацией указанного подтверждения (а также подтверждения наличия фактического права на доход) налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода , является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам .

Для получения такого подтверждения иностранная компания должна своевременно обратиться в компетентный (обычно – налоговый) орган своей страны в соответствии с процедурой, установленной местным законодательством.

Российская организация (налоговый агент), в свою очередь, должна располагать сертификатом налогового резидентства иностранного получателя дохода как на момент выплаты дохода и удержания налога, так и в последующем, для возможности его представления налоговому органу в случае проверки правильности исчисления и уплаты налога.

Например, российская компания приняла решение о выплате дивидендов своему участнику – люксембургской компании. Если люксембургская компания имеет фактическое право на указанный доход, а также напрямую владеет не менее 10% капитала российской компании и инвестировала в него не менее 80000 евро или эквивалентную сумму в рублях, российская компания вправе удержать налог у источника выплаты по сниженной ставке 5% , предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 СИДН, заключенного между Россией и Люксембургом от 28 июня 1993 г. (вместо ставки 15% , установленной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 НК РФ). Для этого люксембургская компания должна своевременно (до даты выплаты дохода) предоставить дочерней российской компании сертификат, подтверждающий, что она является резидентом Люксембурга в смысле указанного СИДН. К слову, для применения в России такой сертификат не требует апостиля в соответствии с пунктом 3 Протокола к указанному СИДН от 21 ноября 2011 г.

Другой пример: российская компания арендует у нидерландской компании контейнеры для использования в международных морских перевозках. Согласно НК РФ, доход иностранной компании от предоставления в аренду контейнеров, подлежал бы налогообложению у источника в России по ставке 10% (подпункт 2 пункта 2 статьи 284 НК РФ). Однако, СИДН, заключенное между Россией и Нидерландами от 16 декабря 1996 г., допускает налогообложение такой категории доходов только том в государстве, резидентом которого является получатель дохода (пункт 1 статьи 8 СИДН РФ-Нидерланды), без взимания налога в стране источника выплаты. Таким образом, чтобы иметь право не удерживать налог у источника, российская компания должна получить от нидерландской компании подтверждение (сертификат) налогового резидентства последней в Нидерландах.

Прочие виды доходов от источников в РФ (напр., роялти, проценты по займам, доход от продажи недвижимости в РФ и др.) при невозможности применить освобождения, предусмотренные соответствующим СИДН (в том числе по причине непредставления сертификата резидентства получателя дохода), облагаются согласно НК РФ по ещё большей ставке – 20% .

Таким образом, от факта представления или непредставления сертификата о налоговом резидентстве напрямую зависит сумма подлежащего удержанию налога и итоговый размер дохода, который получит на руки иностранный контрагент.

Когда получить сертификат о налоговом резидентстве невозможно?

Несмотря на наличие у России СИДН более чем с 80 странами, далеко не каждый иностранный партнер в состоянии подтвердить российскому налоговому агенту страну своего налогового резидентства.

Если иностранная компания не удовлетворяет (или не полностью удовлетворяет) критериям налогового резидента по законодательству страны своей регистрации, она не сможет получить сертификат налогового резидентства, а российская компания (налоговый агент) будет не вправе применить льготные положения СИДН при исчислении, удержании и уплате в России налога у источника выплаты.

Ситуации, когда иностранная компания или иная структура не сможет получить официальное подтверждение своего налогового резидентства в стране своей регистрации, характерны:

  • во-первых, для компаний, не удовлетворяющих тесту налогового резидентства по законодательству страны своей регистрации. В основном такая ситуация имеет место в тех странах, где критерием резидентства является место «управления и контроля» над компанией. На практике речь идёт как минимум о наличии директора (или определенного числа членов совета директоров), являющихся резидентами страны регистрации компании и фактически (не номинально) управляющих ею с территории данной страны. Помимо указанного признака дополнительно анализируется и целый ряд других;
  • во-вторых, (что является частным случаем первого), для партнёрств, полностью состоящих из партнёров – нерезидентов по отношению к стране регистрации партнёрства. В силу принципа налоговой «прозрачности» такие партнёрства не могут считаться резидентами страны своей регистрации, так как их прибыль облагается налогом на уровне каждого из партнёров в странах их налогового резидентства.

Обязательно ли представление сертификата налогового резидентства до даты выплаты дохода?

В силу прямого указания абзаца 2 пункта 1 статьи 312 НК РФ основанием для освобождения дохода от удержания налога или удержания налога по пониженным ставкам является предоставление иностранной организацией – получателем дохода – сертификата своего налогового резидентства до даты выплаты дохода .

Если на дату выплаты доходов налоговый агент не располагал подтверждением резидентства иностранной организации, однако воспользовался освобождениями или пониженными ставками, предусмотренными СИДН, последнее может быть признано неправомерным, а налог доначислен исходя из ставок, предусмотренных НК РФ, что подтверждается судебной практикой.

Поскольку факт представления (или непредставления) сертификата о налоговом резидентстве российскому источнику выплаты напрямую влияет на размер налога и конечную сумму дохода, которую получит иностранный контрагент, обязанность иностранного контрагента своевременно предоставить сертификат российской стороне можно прописать непосредственно в тексте контракта (там же обозначив сроки, периодичность его предоставления, формальные требования к нему).

Требуется ли представлять сертификат налогового резидентства ежегодно?

В Письмах Минфина России от 19 августа 2015 г. № 03-08-05/47828 и от 2 декабря 2015 г. № 03-08-05/70230 отмечается, что согласно буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 312 НК РФ, предусматривающей подтверждение постоянного места нахождения иностранной организации, она не содержит норм, ограничивающих период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду (что подтверждает практика арбитражных судов). Положением пункта 1 статьи 312 НК РФ предусмотрено только то, что подтверждение должно быть представлено иностранной организацией «до даты выплаты дохода», а не в каждом налоговом периоде .

Кроме того, суды делают выводы о том, что если контракты российской компании с иностранными контрагентами являются длящимися, то наличие сертификатов резидентства за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения , предусмотренное нормами международных соглашений (Определение ВС РФ от 23.09.2014 по делу № 305-ЭС14-1210).

Однако если за период, прошедший с момента выдачи подтверждения постоянное местонахождение иностранной организации изменяется, то согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» ответственность за правильность исчисления и удержания налога будет нести налоговый агент.

Нужен ли апостиль на сертификате налогового резидентства?

Ранее российские налоговые органы требовали обязательного проставления апостиля (либо наличия легализации) на сертификатах налогового резидентства иностранных компаний, основываясь на соответствующих методических рекомендациях (См. Приказ МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150, отменен Приказом ФНС России от 19 декабря 2012 г. № ММВ-7-3/980@). Арбитражная практика также в целом следовала данной линии. Однако, такое требование являлось избыточным и прямо не основывалось ни на нормах международных соглашений, ни НК РФ.

В середине 2000-х годов ФНС России сообщала о наличии взаимных договоренностей о принятии без апостиля или консульской легализации документов, подтверждающих резидентство, лишь с некоторыми государствами: Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Азербайджан, США, Кипр, Словакия (Письмо ФНС России от 12 мая 2005 г. N 26-2-08/5988).

На сегодняшний день профильное ведомство (Минфин России) в целом признаёт избыточный характер требования апостилировать (легализовать) сертификаты налогового резидентства, которое ещё встречается на практике в силу «инерции» и следования общему принципу, согласно которому официальные документы иностранного происхождения для применения в России (и наоборот) должны быть легализованы или иметь апостиль.

Уже в 2009 году в Письме Минфина России от 1 июля 2009 г. № 03-08-13 указывалось, что «исходя из сложившейся практики, иностранные государства принимают без проставления апостиля официальные документы Российской Федерации, исполненные на официальных бланках компетентных органов и подписанные официальными уполномоченными лицами, в смысле применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения», тогда как «требование российской стороны проставления апостиля на вышеуказанных официальных документах иностранных государств может привести к тому, что … к российским официальным документам может быть предъявлено требование обязательного апостилирования, что значительно усложнит процедуру оформления таких документов для российских налогоплательщиков…».

Данный подход основан на положениях Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 г., согласно которой проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В ряде последних писем 2017-2018 гг. Министерство финансов РФ указывает на то, что принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля на сегодняшний день прямо позволяют СИДН, заключенные между РФ и следующими странами: Гонконг, Казахстан, Китай, Латвия, Люксембург, Мальта, ОАЭ, Сингапур, Швейцария.

Например, согласно пункту 3 Протокола от 20 декабря 2010 г. к СИДН между Россией и Латвией, «компетентные органы обоих Договаривающихся Государств не должны требовать проставления апостиля ни на каких документах, необходимых для применения настоящего Соглашения», к которым, безусловно, относится и подтверждение налогового резидентства.

Кроме того, ведомство отметило, что включение положений, отменяющих процедуры апостилирования, в последние заключаемые соглашения об избежании двойного налогообложения и протоколы о внесении изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения свидетельствует о сложившейся международной налоговой практике и обычаях, действующих на территории Российской Федерации , которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля .

На указанном основании Минфин России делает вывод о том, что наличие оригинала документа, подтверждающего статус налогового резидента иностранной организации, выданного компетентным органом соответствующего государства, является достаточным подтверждением того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, даже в том случае, когда такой договор не содержит положений, регулирующих вопросы апостилирования и легализации документов, подтверждающих статус налогового резидентства.

Вышеуказанная позиция приводится в Письмах Минфина России от 3 апреля 2018 г. № 03-08-05/21444, от 28 ноября 2017 г. № 03-08-05/78765, от 16 января 2018 г. № 03-08-05/1523, от 1 июля 2009 г. № 03-08-13.

Несмотря на это, ФНС России в нескольких своих письмах предприняла ещё одну попытку обосновать необходимость апостилирования/легализации сертификатов о налоговом резидентстве, ссылаясь на особенности действия Гаагской конвенции 1961 г. и «отсутствие в действующем законодательстве РФ положений, отменяющих необходимость апостилирования иностранных официальных документов» (см. напр., Письмо ФНС России от 29 января 2016 г. № ОА-4-17/1265@). Минфин России в своем Письме от 21 апреля 2016 г. № 03-08-РЗ/23009 сообщил о том, что указанное письмо ФНС (и другие письма, содержащие аналогичную позицию) не подлежат применению в связи с несоответствием законодательству РФ о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также несогласованности с позицией Минфина России.

Позднее, в Письме от 26 июля 2016 г. № 03-08-13/43631 Минфин России специально отметил, что принятие сертификатов резидентства без апостиля, рекомендованное письмами Минфина России от 05.10.2004 № 03-08-07, от 01.07.2009 № 03-08-13, а также сложившаяся многолетняя практика обоюдно принимать неапостилированные сертификаты , подтверждающие резидентство, представляют собой обычай, не противоречащий Гаагской конвенции. Договоры по вопросу отмены апостилирования не требуют ратификации, поскольку не содержат правила иные, чем предусмотренные законом, и не противоречат Гаагской конвенции.

Таким образом, руководствуясь текущей позицией Минфина России, апостиль на сертификате налогового резидентства иностранной организации как правило не требуется. Однако, перед получением от иностранной организации сертификата всё же рекомендуется специально уточнить, имеется ли в тексте соответствующего СИДН (или протоколах к нему) либо на межведомственном уровне письменная договоренность о приеме документов без апостиля. Если такой договорённости нет, то некоторый риск оспаривания налоговым органом правомерности применения российской организацией льготных положений СИДН остаётся.

Допускается ли представление копии сертификата вместо оригинала?

Согласно позиции, выраженной с Письме Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-08-05/7325, нормы НК РФ не содержат прямого запрета на представление иностранной организацией налоговому агенту нотариально заверенной копии подтверждения постоянного местонахождения. Кроме того, согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

На практике, в случаях, когда налоговое резидентство иностранного контрагента необходимо подтвердить сразу для нескольких российских организаций – источников выплаты дохода, осуществляется перевод оригинала сертификата на русский язык (с нотариальным свидетельствованием в РФ подлинности подписи переводчика), который подшивается к оригиналу, а затем с такой сшивки делается требуемое количество нотариальных копий.

Подтверждение налогового резидентства российской организации

Возможны и обратные ситуации – когда получателем дохода выступают российские компании. Если требуется подтвердить налоговое резидентство российской организации для применения положений СИДН зарубежным источником выплаты дохода, российская организация получает «документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации» (так официально называется сертификат налогового резидентства в РФ) в ФНС России или уполномоченном ею территориальном налоговом органе.

Форма заявления на получение такого сертификата, форма самого сертификата, а также порядок его представления в электронной форме и на бумажном носителе утверждены Приказом ФНС России от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Форма заявления на получение сертификата является единой для юридических и физических лиц.

К заявлению могут быть приложены копии документов, подтверждающие получение доходов или право на получение доходов в иностранном государстве, владение имуществом в иностранном государстве, иные факты и обстоятельства, требующие подтверждения статуса налогового резидента РФ. К таким документам относятся, в том числе: договор (контракт); документы, подтверждающие право владения имуществом; решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов или иные документы, подтверждающие выплату дивидендов; копии платежных поручений или кассовые чеки, бухгалтерские справки или иные первичные документы.

К заявлению также могут быть приложены копии документов, подтверждающих пребывание физического лица на территории РФ в период времени, за который необходимо получить документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ.

Если к заявлению прилагаются документы на иностранном языке, такие документы должны быть переведены на русский язык и заверены в порядке, установленном законодательством РФ (то есть нотариально).

Заявление подаётся в ФНС России или уполномоченный налоговый орган налогоплательщиком или его представителем на бумажном носителе лично, по почте или в электронной форме через официальный сайт ФНС России.

Срок рассмотрения заявления составляет 40 календарных дней со дня его поступления в ФНС России или уполномоченный налоговый орган.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается за один календарный год (предшествующий дню представления заявления в налоговый орган или текущий календарный год).

Для целей применения международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается по каждому источнику дохода, объекту имущества.

Выдача документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, производится по результатам рассмотрения заявления при наличии документов о фактах и обстоятельствах , требующих подтверждения статуса налогового резидента РФ (примеры таких документов – см. выше) и оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в формате pdf.

Факт выдачи документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, может быть верифицирован через официальный сайт ФНС России путем ввода проверочного кода, содержащегося в указанном документе.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, оформляется только на русском языке, хотя первоначальный проект формы сертификата предполагал двуязычное исполнение (подстрочный английский текст). Поэтому для использования в иностранном государстве в большинстве случаев потребуется его перевод на соответствующий иностранный язык.

С.В. Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Налогообложение доходов физического лица определяется его налоговым статусом. Именно от налогового статуса зависят виды доходов, подлежащие налогообложению, размер применяемой ставки, возможность использования налоговых вычетов. Вопросам определения налогового резидентства, исчисления налога в случае изменения этого статуса в течение года посвящено это интервью.

- Кто относится к физическим лицам – налоговым резидентам РФ?
Пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом военнослужащие и государственные служащие, направленные на работу за границу, для целей НК РФ рассматриваются как налоговые резиденты РФ.
Кроме того, в 2015 году предусмотрены особенности признания налоговыми резидентами физических лиц, находившихся в 2014 году в Республике Крым и Севастополе.

- Зависит ли налоговое резидентство от гражданства?
Согласно НК РФ нет. Российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ. Налоговыми резидентами РФ могут быть признаны: иностранный гражданин, лицо без гражданства.
Вместе с тем, нужно принимать во внимание имеющиеся у РФ соглашения с иностранными государствами. Международное соглашение может устанавливать иной порядок определения резидентства. В том числе, предусматривать варианты для разрешения ситуаций, когда физлицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств. Например, признать в такой ситуации лицо резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем.
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. С учетом статьи 73 Договора налогообложение налогом на доходы физических лиц дохода резидента государства – участника Договора (Республика Беларусь, Республика Казахстан) от работы по найму на территории Российской Федерации осуществляется с первого дня работы по трудовому договору по ставке 13%. То есть, по ставке, предусмотренной статьей 224 НК РФ для резидентов.
Со 2 января 2015 такой порядок применяется и для резидентов Республики Армения. В ближайшей перспективе он распространится и на резидентов Кыргызской Республики.
Представляется, что применение ставки 13% к доходам от работы по найму в РФ, не означает автоматического признания лиц из названных государств налоговыми резидентами РФ. Их налоговый статус определяется в общем порядке – в зависимости от времени нахождения в РФ. Поэтому, если по окончании налогового периода они не будут признаны налоговыми резидентами РФ, их доход подлежит налогообложению по ставке 30%. Сведения о невозможности удержания образовавшейся задолженности налогоплательщика должны быть представлены в налоговый орган в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ.

- Какой срок для определения времени нахождения принимается за 12 месяцев?
При определении статуса физического лица должен учитываться любой непрерывный 12-месячный период. Указанный период может начинаться в одном налоговом периоде и заканчиваться в другом (например, с 15 апреля 2014 г. по 14 апреля 2015 г.). При этом в течение указанного срока собственно 183 дня могут набираться в совокупности (суммироваться) – не обязательно, чтобы они были проведены в РФ непрерывно.
Даты въезда – выезда учитываются при подсчете дней нахождения в России.
При этом лечение, обучение (не более 6 месяцев) за пределами РФ, а с 2015 года еще и выполнение работ (оказание услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (вне зависимости от продолжительности работы) не прерывает срок нахождения в РФ

Можно ли сразу применить ставку 13%, если организация уверена, что физлицо отработает в РФ больше полугода в текущем налоговом периоде?
Нет, предполагаемый срок нахождения физического лица в РФ в расчет не принимается (письмо Минфина России от 15.11.2007 № 03-04-06-01/394). Если налоговый орган выявит несвоевременное удержание налога, штраф по статье 123 НК РФ составит 20% от неудержанной суммы.
До истечения 183 дней нахождения в РФ доходы физического лица должны облагаться как доходы нерезидента – по общему правилу, по ставке 30%. Только к дивидендам и трудовым доходам отдельных категорий нерезидентов пунктом 3 статьи 224 НК РФ установлены пониженные ставки.

- Как подтвердить налоговое резидентство по НДФЛ?
НК РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц в Российской Федерации. Ответственность за исчисление, удержание и перечисление налога, включая и правильность определения налогового статуса получателя дохода, несет налоговый агент.
Правоприменительная практика основывается на праве налогового агента требовать от налогоплательщика любые документы, оформленные в соответствии с законодательством, позволяющие установить количество календарных дней пребывания данного лица на территории России. К таким документам относятся справки с места работы, выданные на основании табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, свидетельства о регистрации по месту временного пребывания.
Представленные физическим лицом документы, относящиеся только к подтверждению налогового статуса, налоговому агенту целесообразно сохранить, по меньшей мере, до окончания соответствующего текущего налогового периода.

А если налогоплательщик сообщает, что в период, предшествующий выплате дохода, он находился за границей на лечении?
Период нахождения на лечении до 6 месяцев включительно засчитывается в срок нахождения в России. Лечение (получение медицинских услуг) может подтверждаться физическим лицом договором с иностранной медицинской организацией, справками о времени нахождения на лечении, отметками в заграничном паспорте.

Что должен предпринять налоговый агент, если физлицо отказывается представить документы, подтверждающие его резидентство?
Когда подтверждающих документов нет, а есть обоснованные сомнения в том, что лицо является резидентом, то налоговому агенту рекомендуется применять ставку не 13%, а 30%. Как минимум до середины июля (если лицо начало работу с января). Если впоследствии налогоплательщик представляет налоговому агенту документы о том, что на момент выплаты доходов он являлся налоговым резидентом РФ, суммы налога, удержанные по ставке 30%, оказываются излишне уплаченными.


Предположим, работник признан налоговым резидентом. Необходимо ли в дальнейшем проверять его статус как резидента?

Налоговый статус определяется на каждую дату выплаты дохода. Таким правилом следует руководствоваться, если есть основания полагать, что резидентство физлица может в течение года измениться.
Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение полученных им за налоговый период доходов, устанавливается по итогам налогового периода (календарного года). Но в большинстве случаев уже до окончания налогового периода можно сделать вывод, что статус физического лица не изменится, и соответственно выбрать ставку, подлежащую применению к его доходам: 13% или 30%.
Следует иметь в виду, что измененный по итогам года налоговый статус распространяется на доходы, полученные с 1 января года, а не с момента такого изменения.
Обратите внимание, что перерасчет производится только за тот налоговый период, в котором статус лица изменился. За предыдущий налоговый период налоговые обязанности не пересматриваются.

Может так сложиться, что лицо, признанное налоговым резидентом на даты выплаты дохода, прекращает отношения с налоговым агентом до момента, когда определится его итоговый статус по итогам текущего налогового периода. В этом случае возможное последующее изменение налогового статуса физического лица на обязанности налогового агента не влияет.

- Нужно ли проверять налоговый статус при заключении гражданско-правовых договоров?
Конечно, нужно. При этом у налогового агента возникают сложности, особенно когда с физическим лицом заключен долгосрочный договор гражданско-правового характера, а возможность проверить нахождение физического лица на рабочем месте отсутствует или не предполагается вовсе (например, в сделке по аренде нежилого помещения у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем). Поэтому рекомендации налоговому агенту проверять статус получателя дохода актуальны при каждой выплате дохода до формирования у физлица итогового налогового статуса в налоговом периоде.

- А если физическое лицо продает свою квартиру в РФ и при этом постоянно проживает за рубежом?

Доходы от продажи имущества, находящегося в России, подлежат налогообложению в РФ.
Пункт 17.1 статьи 217 НК РФ освобождает от налогообложения доходы, получаемые налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика 3 года и более.
В случае нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 дней в налоговом периоде такое лицо не признается налоговым резидентом Российской Федерации. Доходы от продажи в данном налоговом периоде принадлежащего ему недвижимого имущества будут подлежать налогообложению в полной сумме. По таким доходам физлицо должно представить декларацию и самостоятельно уплатить налог.

Налоговые органы смогут заинтересоваться исполнением обязанности по уплате налога, получив информацию от органов Росреестра о переходе права собственности на недвижимое имущество.

Работник стал в течение налогового периода налоговым резидентом. Как ему вернуть сумму налога, удержанную по ставке 30%?
Если работник продолжает работу у налогового агента, то в течение оставшегося до окончания налогового периода времени сумма излишне удержанного налога будет засчитываться в уплату налога по ставке 13% (налог взиматься не будет). Такой подход отражен в письме Минфина России от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146.
Возможность зачитывать налоговым агентом налог, излишне удержанный с доходов физического лица в одном периоде, в счет исполнения его обязанности по уплате налога в другом периоде, НК РФ не предусмотрена.
Возврат суммы налога налогоплательщику, в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации, производится налоговым органом в порядке, указанном в пункте 1.1 статьи 231 НК РФ и статьи 78 НК РФ.
Физическое лицо должно представить в налоговую инспекцию декларацию, документы об излишне уплаченном налоге, подтверждение своего налогового статуса.

- Какие действия должны совершаться, если работник из резидента превратился в нерезидента?

В этом случае НДФЛ необходимо пересчитать уже в сторону увеличения – с 13 до 30% и без предоставления работнику налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных). Перерасчет делается с начала календарного года в том месяце, в котором стало понятно, что налоговый статус работника за текущий год уже не может измениться.
Суммы НДФЛ, исчисленные с начала года по ставке 13%, направляются в зачет налога, рассчитанного по ставке 30% (пункт 3 статьи 226 НК РФ).

Если организация не смогла удержать всю сумму НДФЛ, пересчитанного по ставке 30%, то не позднее 31 января следующего года она обязана уведомить инспекцию и работника об этом факте и сумме задолженности.

Предположим другую ситуацию. Организация направила работников для работы за границу, но продолжала удерживать с их заработной платы налог…

Доходы нерезидента облагаются в РФ, только если они получены от источников в РФ – от российских лиц.
Доходы от выполнения работы за пределами РФ относятся к доходам из источников за пределами РФ. Поэтому такие доходы, полученные нерезидентами, в РФ не облагаются, независимо от того, кто производил оплату труда (письмо Минфина России от 09.02.2015 № 03-04-05/5273). В данном случае организация допустила ошибку не в определении статуса работника, а в определении источника дохода. Суммы налога, излишне удержанного организацией, должны быть возвращены ею работникам в порядке пункта 1 статьи 231 НК РФ.
Аналогичный порядок возврата применяется, если организация при представлении физическим лицом документов, подтверждающих его постоянное нахождение на территории РФ, произвело удержание налога по ставке 30%. Это не пересчет сумм в связи с изменением статуса, а излишнее взыскание налога в связи с неправильным его определением.

С 2015 года статус налогового резидента стал играть большую роль. В НК РФ включены положения о контролируемой иностранной компании, о фактическом получателе дохода.
Совершенно верно. С 2015 года к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, отнесены суммы прибыли контролируемой иностранной компании. Это стало доходом для налоговых резидентов РФ, признаваемых в соответствии с НК РФ контролирующими лицами этой компании (пп. 8 пункта 3 статьи 208 НК РФ).
При выплате доходов иностранной компании от источников в РФ она может указать, что фактический получатель дохода (бенефициар) – это физическое лицо – налоговый резидент РФ. В этом случае налогообложение выплачиваемого дохода производится согласно части второй НК РФ (статья 7 НК РФ).
Реализация названных положений НК РФ потребует от налоговых резидентов РФ представления налоговых деклараций и уплаты налога с причитающихся им доходов.

- Как подтвердить российское налоговое резидентство для зачета иностранных налогов?
Для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе уплаты на территории Российской Федерации налогов, предусмотренных указанными соглашениями, физическое лицо может получить подтверждение налогового резидентства РФ. Для подтверждения фактического статуса налогового резидента Российской Федерации следует обратиться в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных.