Планирование логопедов школы v вида. Годовой план работы учителя-логопеда в школе
Мероприятия
I . Организационная работа.
Обследование уч-ся 1 класса и вновь прибывших уч-ся.
Повторное обследование уч-ся 2-7 классов с указанием о речевых изменениях за летний период.
Распределение детей по группам в зависимости от речевого дефекта и возраста.
Наметить кандидатов для последующего зачисления в группы.
Занести результаты обследования в речевые карты.
Заполнить журнал посещаемости логопедических занятий.
Заполнить журнал учёта детей с нарушениями речи.
Составить расписание логопедических занятий.
Завести для каждой группы тетрадь связи с учителем и воспитателями.
Групповые занятия проводить в течении урока – 40 минут; индивидуальные занятия – 15-20 минут. Наполняемость группы в пределах 2-4 человек.
Занятия с логопатами проводить во время уроков чтения и развития речи по согласованию с администрацией школы.
Систематически обновлять материал стендов «Уголок логопеда», «В стране Читай – Игрании.»
Провести логопедический утренник.
Анализ коррекционной и методической работы по итогам года.
II . Коррекционная работа.
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени.
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени.
III . Взаимосвязь со специалистами школы.
Изучить анамнез в медицинских карточках и в личных делах вновь прибывших детей.
Проанализировать результаты обследования детей педагогом-психологом.
Ознакомить постоянных членов школьной ПМПк и других педагогов школы с результатами логопедического обследования.
Индивидуализировать совместно с учителем систему письменных работ уч-ся по письму с учётом их дефекта.
Заполнить в журнале листок здоровья в соответствии с рекомендациями медицинского работника.
Учитывать физическое и психическое состояние детей во время занятий, физминуток, подвижных игр, логоритмики.
Посещать уроки письма, чтения, развития речи и внеклассные мероприятия с целью контроля за речевым продвижением детей-логопатов.
Консультировать педагогов школы. Помогать учителям и воспитателям в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей.
Научно-методическая работа.
Регулярно знакомится с новинками методической литературы по логопедии, материалом на интернет-сайтах.
Начать изучение темы по самообразованию: «Использование ИКТ на логопедических занятиях».
Сделать сообщение на МО учителей начальных классов «Использование мнемотаблиц на уроках чтения».
Выступить на педсовете с докладом «Развитие познавательных способностей у детей с ОВЗ».
Принять участие в вебинарах проекта «Инфоурок»:
«Образовательные технологии как элемент обучения в рамках реализации ФГОС» 2ч.;
«Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности» 2ч.
Подготовить ребят 2-4 классов для принятия участия в Международной дистанционной олимпиаде по чтению и развитию речи «Осень 2016» на проекте «Инфоурок».
В целях пропаганды логопедических и дефектологических знаний обновить материалы стенда «Социально-логопедическая служба».
Размещать на своей странице школьного сайта и на персональном сайте проекта «Инфоурок» различную информацию из опыта работы для коллег, учителей-логопедов.
V . Работа с родителями.
Провести индивидуальные беседы с родителями детей, зачисленных на логопедические занятия.
Назначить день для консультаций.
Выступить на родительском собрании с сообщением «Роль родителей в формировании правильного произношения».
VI . Мероприятия по улучшению оборудования логопедического кабинета.
Сделать косметический ремонт кабинета.
Установить: логопедический стол для индивидуальных занятий над постановкой звуков; настенную сенсорную панель для развития мелкой моторики.
Изготовить новый и обновить уже имеющийся наглядный материал и дидактические карточки.
Пополнить методическую копилку новыми дидактическими играми, разработками, презентациями.
Систематически пополнять новой методической литературой уголки «В помощь учителю, воспитателю, родителям» и «Методический уголок» в кабинете логопеда.
Структура программы коррекционной работы:
- Пояснительная записка
- Направления коррекционной работы учителя–логопеда
- Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей
- Перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.
1. Пояснительная записка
Цель программы
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.
Задачи программы
- Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
- Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
- Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.
Условия реализации программы коррекционной работы
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа логопедического пункта организуется на основании:
- Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
- Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
- Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
- Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
- Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения г. Снежинска
- Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы №… .
Психолого-педагогическое обеспечение:
– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);
– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).
При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.
Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 Санкт-Петербурга.
Материально-техническое и информационное обеспечение
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № …» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.
Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»
Этапы реализации программы коррекционной работы (Приложение 1)
В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.
Программа коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 2) .
3. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня) (Приложение 3) .
Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.
4. Перспективный план работы с группами учащихся с речевым недоразвитием
Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа (Приложение 4).
Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.
На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).
В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием
1) будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
- в формировании связной речи
2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Литература:
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю
Елена Андреева
Годовой план работы учителя-логопеда в школе
ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБОУ «СОШ № 38» АНДРЕЕВОЙ Е. Г. НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Направления работы Сроки выполнения
Диагностико-коррекционная работа
1. Диагностика устной и письменной речи учащихся 1-4 классов МБОУ «СОШ № 38». 1 – 15 сентября; 15-30 мая
2. Комплектование групп для логопедических занятий с учетом структуры речевого дефекта; составление расписания логопедических занятий, ознакомление с ним учителей начальных классов, родителей. до 20 сентября
3. Заполнение речевых карт учащихся, зачисленных на логопедические занятия. сентябрь-октябрь
4. Проведение групповых и индивидуальных занятий с детьми, имеющими нарушения речи. в течение года
5. Обследование уровня сформированности навыка письма у учащихся 1-х классов, постановка на учет, зачисление на логопедические занятия детей с проблемами в освоении грамоты. февраль, май
6. Подготовка документации и участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума. в течение года
7. Мониторинг эффективности логопедических занятий (промежуточная диагностика устной и письменной речи обучающихся на школьном логопункте; анализ динамики развития речи обучающихся). январь, май
Консультирование
1. Учителей (по вопросам логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения речи). в течение года
2. Родителей. в течение года
3. Учащихся 5-11 классов. в течение года (по запросам)
Логопедическое просвещение
1. Беседы с родителями учащихся, зачисленных на логопедические занятия с целью ознакомления с приемами работы над заданиями дома. октябрь
2. Выступления на родительских собраниях в начальных классах по проблемам адаптации учащихся с речевыми нарушениями к условиям школьного обучения, профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. в течение года (по запросу классных руководителей)
3. Выступление перед родителями будущих первоклассников по теме «Речевая готовность ребенка к обучению в школе». октябрь, апрель
4. Выступления на ШМО, тематических семинарах, педсоветах, методсоветах. по плану школы
Организационно-методическая работа
1. Разработка и корректировка рабочих программ коррекционно-логопедического обучения по преодолению фонетико-фонематического и общего недоразвития речи, дисграфии и дислексии у учащихся младших классов. август, январь
2. Ведение банка данных детей, посещающих логопедические занятия и стоящих на учете у логопеда. в течение года
3. Обновление материалов собственной web-страницы. в течение года
4. Создание мультимедийных презентаций для логопедических занятий. в течение года
5. Обновление логопедического инструментария: дидактических пособий, тестов, имеющихся наглядных и раздаточных материалов. в течение года
6. Адаптация развивающих компьютерных программ, имеющихся электронных учебников для использования в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи. в течение года
7. Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов общеобразовательных школ по проблеме «Развитие языкового анализа и синтеза у учащихся 2 классов с дисграфией». ноябрь
8. Выступление на республиканском методическом объединении учителей-логопедов общеобразовательных учреждений по проблеме "Рабочая программа учителя-логопеда в условиях введения ФГОС". май
Учитель-логопед, ГС(К)ОУ “Введенская школа-интернат”, Курганская область.
Цель.
Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи.Задачи.
- Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) обучающихся.
- Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся, принятых на логопедические занятия.
- Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей-инвалидов и детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры речевого дефекта.
- Разработка программы коррекционно-развивающих логопедических занятий по воспитанию правильной речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями школа речевого общения “Говорим, общаемся, развиваемся” (для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида с системным недоразвитием речи тяжёлой степени).
- Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.
Приоритетные направления деятельности.
- совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
- структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне них;
- систематизация учебно-методического материала.
Мероприятия | Сроки проведения |
---|---|
I. Организационная работа. | |
1. Подготовка кабинета к новому учебному году. | До 01 сентября |
2. Первичное и углублённое обследование устной и письменной речи детей (в начале и в конце года). | |
3. Изучение документации детей, вновь принятых на логопедические занятия. | С 01 по 15 сентября |
4. Проведение мониторинга устной и письменной речи детей 1-7 классов. | С 01 по 15 сентября, с 15 по 31 мая |
5. Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года. | С 01 по 15 сентября, с 15 по 31 мая |
6. Зачисление обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, в речевые группы с учетом возраста и речевого дефекта, группы закрепить приказом по школе. | С 01 по 15 сентября |
7. Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией школы. | С 01 по 15 сентября |
8. Оформление общешкольного логопедического уголка и обновление материала для педагогов школы и родителей на общешкольных стендах и уголка логопеда в методическом кабинете школы. | Один раз в четверть |
9. Оказание помощи в оформлении логопедических уголков в классах и группах. | Ежемесячно |
10. Подготовка раздаточного материала для коррекции дисграфии. | В течение года |
11. Приобретение наглядности для оформления логопедического кабинета. | До 01 сентября |
12. Продолжение работы по накоплению специальных компьютерных программ для коррекции речи и психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде. | В течение года |
13. Анализ коррекционной работы. | С 15 по 30 мая |
II. Коррекционная работа. | |
1. Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени. | С 15 сентября по 15 мая |
2. Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени. | С 15 сентября по 15 мая |
III. Научно-методическая работа. | |
1. Разработка программы коррекционно-развивающих логопедических занятий по воспитанию правильной речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями школа речевого общения “Говорим, общаемся, развиваемся” (для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида с системным недоразвитием речи тяжёлой степени). | В течение года |
2. Проведение групповых консультаций. а) Выступления на родительских собраниях на темы.
| Октябрь |
б) Тематические консультации для учителей начальных классов:
| Ноябрь |
в) Тематические консультации для воспитателей младшей группы:
| Сентябрь |
3. Проведение консультаций для родителей:
| Декабрь Октябрь, декабрь, март, май |
4. Участие в МО учителей-логопедов Курганской области. | В течение года |
5. Участие в семинарах-практикумах для педагогов Курганской области. | Согласно плану ИРОСТ Курганской области |
6. Участие в X межрегиональных педчтениях психолого-педагогического сопровождения умственно-отсталых детей в г.Шадринске. | Апрель |
7. Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и воспитателей:
| Февраль |
8. Проведение открытых индивидуальных занятий для родителей. | В течение года |
9. Прохождение аттестации на I квалификационную категорию. | Сентябрь-декабрь |
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ. | |
1. Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом. | С 01 по 15 сентября |
2. Знакомство с обследованием учителя физкультуры и ЛФК состояния общей моторики вновь поступивших в школу детей. | В течение года |
3. Анализ результатов обследования всех специалистов школы и составление индивидуальных программ развития. | Сентябрь,май |
4. Ознакомление постоянных членов школьной ПМПк и других педагогов школы с результатами логопедического обследования. | В течение года |
5. Ознакомление педагогов школы с направлениями коррекционной работы на текущий учебный год. | Сентябрь |
6. Ведение тетрадей взаимосвязи логопеда и психолога, логопеда и воспитателей, логопеда и учителей 1-2 классов. | В течение года |
7. Посещение занятий: | Октябрь |
Ноябрь | |
Декабрь, январь | |
Февраль, март | |
8. Подготовка документации к ПМПк. | В течение года |
9. Индивидуальное консультирование педагогов школы. | В течение года |
V. Работа с детьми-инвалидами. | |
1. Разработка и реализация индивидуальных коррекционных программ для детей-инвалидов. Проведение индивидуальных занятий по исправлению недостатков речи. | В течение года |
2. Прогностическое консультирование родителей детей –инвалидов. | В течение года |
3. Проведение консультационных мероприятий с педагогическими работниками для реализации программ по обучению детей-инвалидов. | В течение года |
4. Использование в работе с инвалидами логоритмических занятий, а также технологии моделирования и проигрывания сказок. | В течение года |