Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Как правильно пишется "за чем" или "зачем"? Не рассматривает что или чего

Введение - Найди столбик(и) с одушевлёнными существительными

Запомни: Все имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые.

Одушевлённые имена существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО? ;

неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос ЧТО?

Одушевленными или неодушевленными существительные?

Как вы считаете, являются эти наименования одушевленными или неодушевленными существительными?

  • Назовите героев литературных произведений (рассказов, повестей и т.д.), прочитанных вами. Как вы считаете, являются эти имена собственные одушевленными или неодушевленными существительными?
  • К какому разряду существительных (одушевлённым или неодушевленным) относятся имена героев русских волшебных сказок (Баба-Яга, Кащей Бессмертный)?
  • ...названия фигур в шашках, шахматах (дамка, пешка; конь, ферзь)?
  • ...наименования объектов религиозного культа (Бог, ангел, святой и др.; домовой, водяной, леший)
  • ...наименования микроорганизмов в профессиональной речи (инфузория–туфелька, микроб)
  • ...обозначения (характеристики) людей через названия предметов (тряпка, тюфяк, пенёк и др.)
  • обозначения мёртвых (покойник, мертвец; труп )

Во всех случаях речь идёт об одушевлённых предметах, кроме слова труп ! (покойник, мертвец - одушевленные с точки зрения граматики)

Для чего надо это надо знать?

Рассеянный с улицы Бассейной не понимает, почему так важно знать: одушевлённое это существительное или нет, – и не хочет учить правила. Объясните ему, пожалуйста, зачем это нужно!

Запомни: Род имен существительных нужно знать, чтобы:

  • Правильно поставить к ним вопрос (КТО или ЧТО).
  • Правильно образовать форму винительного падежа существительных мужского и среднего рода в ед.ч. и всех родов во мн.ч.:

    у неодушевлённых существительных Вин.п. = Им.п. ;
    у одушевленных существительных Вин.п. = Род.п.

Задание: Поставьте данные существительные в форму Вин. пад. ед. и мн.ч.:

дом, олень, стог, лес, стая, лист (дерева), лист (бумаги), сон, дорога, воробей.

Найдите существительные

Найдите в стихотворении все имена существительные. Выпишите их и определите – одушевленные они или нет. Обратите внимание, что автор стихотворения "одушевляет" явления и предметы неживой природы, которые в разговорной речи являются неодушевленными!

* * *
Нашумелись,
Наплясались,
Нарезвились,
Наигрались.

И подкралась
Тишина,
Тихо села
У окна.

Ветерок
Листвы не тронет,
Под кустом
Улёгся он.

Колокольчик
В дрёму клонит,
Одуванчик
Видит сон.

Сон пушистый
Не спугните
Невзнача й.
Доброй ночи.
Доброй ночи.
Спите, дети,
Баю–бай.
О. Дриз

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Обе конструкции правильны, но их грамотное употребление зависит от контекста.

В грамматике — синтаксисе и морфологии — выбор форм, конструкций и связей обычно зависит именно от семантики (значения) и того, что именно мы вкладываем в наше речевое произведение. Поэтому все правила являются в сущности закономерностями: их никто не устанавливает специально, они сами «предсказываются» смысловыми факторами.

В русском языке форма «требовать чего-то» в целом более частотна, чем форма «требовать что-то». Считается, что использование формы родительного падежа для объекта при глаголе в подобных случаях — это наша грамматическая уникалия, то есть характерная, узнаваемая черта, исключительная особенность нашего языка.

Мы употребляем эту и подобные формы для того, чтобы указать на объект без конкретизации. Налить чаю — не весь чай, а какую-то неопределенную меру; ожидать звонка — даже если звонок от конкретного лица по конкретному вопросу, эта форма указывает на временную неопределенность: я его ожидаю, но точно не знаю, когда он поступит. Конечно, мы не анализируем контекст, а соответствующие формы используем интуитивно, как и любой носитель языка, но лингвисты изучают причины и указывают на такие микрозначения.

Форму винительного падежа мы используем в случаях, когда конкретизация безусловна. Такое употребление схоже с использованием английского артикля the и очень редко для нас. Например, «налей мне чай» (поскольку просим налить именно чай, именно этот напиток, а не любой другой). Но обычно — «налей мне чаю».

Итак, мы используем форму «требовать что-то», когда указываем на конкретный объект, и форму родительного падежа, когда указываем на неопределенную меру или на действие. Сравните: «охранник потребовал пропуск» (конкретный объект), но «охранник потребовал предоставления пропуска» (акцент на действии, а не на объекте: потребовал предоставления).

Хитрость со словом «отчет» заключается в том, что это отглагольное существительное, а значит, оно содержит в себе значения как действия, так и объекта.

«Руководитель потребовал отчет» — значение: «этот конкретный документ», например, отчет с данными в Excel.

«Руководитель потребовал отчета» — значение: «потребовал совершить действие, отчитаться».

Поскольку значения слова «отчет» в нерасчленимы, или в лингвистической терминологии — синкретичны, мы можем использовать обе формы, подразумевая действие «отчитаться» в форме объекта «отчет» или сам этот объект.

В остальном следует запомнить, что формы родительного падежа при действии в подобных случаях более частотны и обусловлены особенностями языка и контекстом.

Многие люди путаются и не знают, как верно нужно говорить слова «крайний» или «последний». Как правильно необходимо произносить их? В чем различие? Расскажем об этом в данной статье.

Последний или крайний: в чем разница?

В период правления Советов очереди приобрели массовый характер, чтобы купить тот иной продукт нужно было отстоять несколько часов или даже дней, если товар импортный и дорогой. Естественно, что самый актуальный вопрос был о том, за кем занимать очередь. Многие же люди интересуются - кто крайний? Но, как же правильно спрашивать? Ведь и в наше время очереди существуют во многих местах: в больнице, в государственных учреждениях, в полиции и прочих местах. Часто спрашивают: кто крайний? И никого такая формулировка вопроса не смущает.

Но очередь обладает двумя краями, поэтому получается, что два крайних человека. А вот формулировка «кто последний?» подразумевает одного человека, поэтому именно так необходимо задать вопрос.

Верные словосочетания

В толковом словаре Ожегова имеется несколько обозначений слова «крайний»:

  1. Удаленный. Пример: крайний посёлок, находящийся на крайнем острове.
  2. Предельный. Крайняя дата погашения кредита или крайняя мера.
  3. Чрезвычайный - крайняя мера.

Получается, что если ученику нужно уточнить, когда сдавать экзамен, то нужно спрашивать - когда крайний срок или дата? При озвучивании какой-то проблемы, для подчёркивания важности, допустимо употребить словосочетание - крайне важно.

Что же касается слова последний , то как раз именно с помощью него нужно спрашивать про очередь. Последний значит окончательный.

Например:

  1. Последний выпуск газеты.
  2. Последний экзамен.
  3. Последняя булочка.
  4. Последний человек в очереди.

Это слово не несёт никакой отрицательной энергетики и тайного смысла, поэтому как-то обидеть или унизить человека, обращаясь так, нельзя.

Последний так же означает и последовательность в ряду, то есть очередность. Поэтому логично и правильно употреблять его в отношении чего-то, что предполагает какую-то последовательность. А вот слова «крайний» в этих случаях неуместно. Это не синоним.

Использовать слово «крайний» можно лишь говоря о том, что имеет края:

  1. Крайняя точка земли, страны.
  2. Край стола.
  3. На снимке есть два крайних человека: справа и слева.

Никому в голову не придёт ответить на вопрос: в каком купе или вагоне вы едите? - в крайнем. Потому, что человек начнёт уточнять - с какого края состава? Поэтому, обращаясь в очереди, нужно спрашивать - кто последний?

Почему говорят крайний, а не последний?

Подсознательно человек связывает слово «последний» с чем-то отрицательным : последний день жизни, последний рабочий день. Особенно это касается людей с опасными профессиями (летчики, испытатели, космонавты, шахтеры). Поэтому употребляют словосочетание «кто крайний?», чтобы не обидеть человека, не показаться бестактным и невежливым.

Суеверные люди настолько боятся произносить это слово, что готовы коверкать предложения такими высказываниями как «крайний раз» или в крайнюю очередь. Особенно боятся произносить слово «последний» десантники, так как их прыжок с парашютом не может быть последним, он может быть только «крайним».

В просторечье «последний» означает: недалекий, отсталый, никчемный. Все слышали выражение - последний дурак. Это негативное значение отразилось в восприятии многих людей, поэтому многие говорят - кто крайний, чтобы не обидеть другого.

Однако и у слова «крайний» есть другой смысл в народе, например, человек, который в чем-то виноват - становится крайним в данной ситуации, то есть самый плохой.

Аналогичные ошибки в речи

Ошибку употребления слов «последний» и «крайний» можно сравнить с двумя другими «садитесь» и «присаживайтесь». Часто говорят гостю «присаживаетесь» на стул. Это связано с чёрным юмором, многие отвечают, что «сидят» в тюрьме, а в жизни нужно «присаживаться». Это подкрепляется известной фразой из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: я всегда успею сесть, лучше я присяду. Поэтому широко распространено мнение, что «сесть» - это криминальная лексика. Как же правильно?

Присесть - означает согнуть колени, принять определённую позу и снова встать или сесть, но ненадолго. Что-то наподобие гимнастики. Поэтому, когда человеку говорят «присаживайтесь», то в прямом смысле это значит - сделать упражнение - согнуть коленки и обратно выпрямиться. Правильно употреблять слово, например: присесть на корточки.

Слово «сесть» означает опуститься на твёрдую поверхность стула, скамьи, земли и прочее. Поэтому гостю нужно говорить - садитесь.

Многие считают некультурным употреблять слово «кончил». Часто употребляют выражения: окончил университет или школу. Хотя необходимо говорить: кончил школу. Таких примеров море: опошлились слова: соска, конец, сосать. Многие филологи связывают данную проблему с тем, что когда рухнул сексуальный занавес, в массы хлынул подтекст многих привычных и безобидных выражений. К сожалению, тенденция сохраняется до сих пор.

Подобные ошибки в речи связаны также с иерархией общества, например:

  1. Руководство и директор не опаздывают, а задерживаются.
  2. Начальство не спит, а отдыхает.

Культура языка

Язык - это народное богатство. Русский язык считается одним из сложных и одновременно красивых. В нем масса синонимов, антонимов, эпитетов и сравнений. Одно и то же слово может иметь несколько смыслов, разное написание в зависимости от предложения.

Но, чтобы сохранить язык необходимо правильно выражаться и учить этому детей. Ведь культура общения начинается в семье. Логично, если родители постоянно говорят «он крайний», то и ребёнок будет употреблять это слово вместо нужного «последний».

Если дома все «присаживаются», а не «садятся», то и дети так же будут предлагать гостям сесть в неверной формулировке. Это же касается и подтекста многих выражений.

Залог здорового общества, культуры и сохранения народной ценности языка - правильная речь.

Итак, чтобы верно задать вопрос касаемо очерёдности - нужно говорить «кто последний?». А, в случае удаленности - «крайняя черта» или «край города, окраины». Не нужно бояться обидеть таким образом человека, это все суеверия и предрассудки.

Видео: почему говорят «крайний» вместо «последний»?

В этом ролике Денис Косяков очень доходчиво разъясняет, как и в каких ситуация правильно говорить:

В повседневном общении мы часто используем слово «чего». «Чего надо?» «Чего пришёл?» А вот в книгах обычно пишут «что». «Что ты делаешь?» «Что тебе нужно?» Так «чего» или «что» - как правильно? Об этом мы расскажем в данной заметке.

«Чего» и «что»

На самом деле оба слова имеют право на существование, но «чего» - действительно признак разговорной речи. Да и в разговоре это слово уместно не всегда - если приятелю ещё можно сказать «Чего делаешь?», то при менее близком и более официальном общении такая форма слова уже не годится, правильнее будет сказать «Что ты делаешь?» или «Что вы делаете?». Да и вообще, в большинстве случаев «чего» - признак не слишком высокой культуры говорящего (если только человек не использует это слово намеренно, чтобы пошутить).

Впрочем, в определённых ситуациях «чего» может вполне грамотно применяться и в официальном разговоре или литературе. Речь идёт о тех случаях, когда «чего» представляет собой слово «что» в родительном падеже. «Чего ты ждёшь? - Чуда». «Чего вы от меня требуете? - Справедливости». Обычно «что» в родительном падеже используется при непереходных глаголах, которые чаще всего обозначают движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние.

В русском языке есть множество созвучных между собой слов, и порой человеку не совсем понятно, где какое использовать. Часто возникает вопрос - как писать "за чем " или "зачем". В этом сложно разобраться, так как оба варианта существуют и употребляются в речи. Но когда и в каких случаях они используются, давайте выяснять.

Почему люди путаются

Все дело в том, что, как и многие другие слова, " за чем" и "зачем" произносятся абсолютно одинаково, при этом пишутся различно, но даже по значению порой очень похожи. Например, вы можете спросить: "Зачем ты ходил к бабушке?" и "За чем ты ходил к бабушке?", скорее всего, никто не заметит разницы, пока вы нарочно не разделите голосом слова во втором варианте. Оба они употребляются при постановке вопросов, и человеку при письме часто приходится задумываться, а как писать " за чем" или "зачем"?

Зачем

Слово "зачем" отличается от своего "близнеца" уже тем, что оно является совершенно другой частью речи - наречием. Если оно заменяется словом "почему" - то это однозначно, наречие "зачем". Приведем примеры:

"Зачем ты бросил учебу в университете, ведь у тебя могло быть большое светлое будущее?", можно заменить на "Почему ты бросил учебу в университете, ведь у тебя могло быть большое светлое будущее?"

За чем

А теперь разберемся, как правильно пишется "за чем" и когда употребляется?

А вот этот вариант будет писаться раздельно, так как это два разных слова - предлог "за" и местоимение "чем". Использованные предложения с этими словами - это ответ на вопрос творительного падежа (кем? чем?).

  1. Александра, а за чем ты ездила в Москву в сентябре - за одеждой или обувью?
  2. Дорогие ребята, за чем мы отправимся сегодня в лес - за ягодами или грибами?

Чувствуете смысловую разницу?

Еще раз о различии

Чтобы подвести итог такой непростой темы и раз и навсегда ответить на вопрос "за чем или зачем", столкнем эти два вариант "лбом ко лбу", используем в одинаковых предложениях и посмотрим, как изменится их смысл.

    "Вероника, а зачем ты пошла в супермаркет?" - в этом предложении выясняется цель визита в магазин, "зачем" можно заменить словом "почему" и ответить примерно так: "Я пошла в супермаркет, чтобы купить продукты".

    "Вероника, а за чем ты пошла в супермаркет?" - здесь спрашивается конкретно, за какими продуктами или вещами Вероника отправилась в магазин. Отвечаем так: "Я пошла за мандаринами и виноградом."

Предложения звучат абсолютно одинаково, а вот цели, ради которых заданы вопросы, разные.

Теперь, когда вы будете сомневаться, как писать "за чем" или "зачем", вспомните эти простые примеры, и туман незнания наверняка рассеется.