Николай Некрасов: «Элегия». Анализ, описание, выводы

Имя русского поэта и публициста Некрасова теснейшим образом связано с понятием гражданской народной лирики. Николай Алексеевич, дворянин по происхождению, жил интересами самого многочисленного класса современной ему России - крестьянства. Поэту претила лицемерная позиция помещиков, которые, несмотря на образованность и либеральные настроения, продолжали оставаться крепостниками, по сути - рабовладельцами. Именно поэтому свою лиру Некрасов сознательно посвятил народу, надеясь на то, что пылающее поэтическое слово найдет отклик и сможет что-то изменить. Эта идея звучит и в произведении «Элегия». Стих Некрасова и сегодня выглядит современным.

Как появилось стихотворение «Элегия»

Народ и родина - центральная тема всех сочинений Некрасова. Однако не все современники сочувствовали настроениям поэта. Делая анализ стихотворения «Элегия» Некрасова, невозможно не упомянуть о том, что лирическое произведение стало ответом-опровержением тем критикам, которые упрекали поэта в том, что он «исписался» в теме о страданиях народа и не способен сказать что-то новое. Посвящение, предваряющее строки «Элегии», адресовано другу стихотворца А. Еракову - глубоко отзывчивому и умному человеку. Произведение было подарено ему на именины и сопровождались письмом, в котором поэт говорил, что это «самые задушевные и любимые» его стихи.

Исторический фон, на котором творил Некрасов

«Элегия», анализ которой будет представлен в статье, была написана в 1874 году, спустя тринадцать лет после Проблема, которая тревожит сердце Некрасова, выражена в вопросе: счастлив ли освобожденный от пут крепостничества народ? Нет, ожидаемого расцвета не произошло, простые люди так же обездолены и угнетены. Некрасов был сторонником так называемого «американского» пути развития капитализма в России, по его мнению, крестьянин тогда только заживет счастливо и привольно, когда будет вести личное хозяйство. Практику эксплуатации резко и непримиримо осуждал поэт и гражданин Некрасов.

«Элегия». Анализ содержания стихотворения

В первой части автор ссылается на модные тенденции, в которых нет места социальным настроениям, и сокрушается о том, что времена, когда поэзия сможет воспевать красоту, еще не наступили. Муза должна звучно взывать к совести «сильных мира», пока «народы влачатся в нищете» и покорно сносят свое физическое и моральное рабство. Дальше поэт утверждает, что сам он «посвятил лиру» народу и высказывает свое кредо: пусть не сразу виден результат, и кажутся безнадежными усилия, тем не менее «каждый в бой иди!» Во второй части стихотворения идиллические картины крестьянской жизни представляет читателю Некрасов. «Элегия» (анализ произведения мы позже дополним исследованием поэтических приемов, используемых автором) очень нежно и одновременно возвышенно передает любовь и уважение поэта к народу-труженику. В третьей части Некрасов апеллирует к природе, олицетворяющей вселенную, и противопоставляет ее живой и страстный отклик безучастному безмолвию народа, которому посвящены страстные призывы поэта.

Художественные особенности стихотворения

Когда Некрасов провозгласил, что поэт обязан быть гражданином, ему пеняли, мол, гражданские мотивы вытеснили в его творениях поэзию. Так ли это? Анализ стиха «Элегия» Некрасова подтверждает, что поэт был вовсе не чужд эффектных поэтических приемов. Написанное шестистопным ямбом с пиррихиями стихотворение сразу берет взволнованно-торжественную интонацию и напоминает о высоких образцах классицизма. Об этом же свидетельствуют слова высоко стиля: «внемлет», «девы», «рок», «влачатся», «вторят», «лира». Исследуя стихотворение, убеждаемся в том, как умело использует олицетворение Некрасов. «Элегия», анализ которой, конечно, не исчерпывается перечислением представляет нивы и долы внимательно слушающими лирического героя, а лес - откликающимся ему. Очень выразительны эпитеты: «красный день», «слезы сладкие», «наивное увлеченье», «медленный старик», «волнуемый мечтами». Народ под гнетом экспрессивно сравнивается с «тощими стадами» на «скошенных лугах». Лира метафорически осмысливается как воин, несущий службу во благо людей.

Николай Некрасов, «Элегия». Анализ жанровой формы

Жанр элегии возник в античные времена, слово переводится на русский язык, как «жалобный мотив флейты». Это грустная, задумчивая и даже унылая лирика, цель которой описать и создать у слушателя печальные раздумья о быстротечности времени, о разлуке с милыми людьми и местами, о превратностях любви. Почему же для своего социального по содержанию стихотворения Некрасов выбрал именно этот жанр? Любовь к народу носила у него не риторический характер, она была остра, трагична и неизбывна. Элегический жанр, приготовленный для выражения очень личных чувств, подчеркивает, насколько бережно, интимно и болезненно отношение поэта к народной доле. Одновременно, Некрасов как бы перечеркивает традицию посвящать лирические творения индивидуальным переживаниям и полемически провозглашает другую «моду» - лира должна отражать общественные интересы, как сугубо личные.

В заключение

Возможно, в сочинениях поэта лирика уступала гражданственности, и его стихи не очаровывают неуловимым дыханием гармонии. Однако кто будет спорить с тем, что Николай Алексеевич Некрасов мудр, в высшей степени сострадателен, и ему дорого будущее его страны? Именно за это мы и благодарны этому великому русскому поэту.

Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта – “Элегия”. Стихотворение “Элегия” было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. Один из них писал: “То, что составляло его (Некрасова) любимую тему – непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, – уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”.

Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая – “страдания народа” И что поэзия забыть ее должна, – Не верьте, юноши! не стареет она. Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, то есть александрийский стих – торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской “Деревней”. Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:

…Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам… И у Пушкина: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам…

Это сравнение призвано, лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь времен. Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в “Элегию” описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель – служение народу – до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную.

Не случаен здесь и выбор жанра: элегия – это традиционный лирический жанр, содержание которого – любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз – со стихотворением “Эхо”:

На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!

Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения: …Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, – Увы! не внемлет он – и не дает ответа… “Не дает ответа” – это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя “Мертвые души”. Не только народ – но и вся Русь – вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.

(No Ratings Yet)

Анализ стихотворения Некрасова “Пускай нам говорит изменчивая мода”

Другие сочинения по теме:

  1. Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими мальчишками. Со...
  2. Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно – “Накануне светлого праздника” (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда – кузнецов,...
  3. В стихотворении “Пчелы” (1867) поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья –...
  4. Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет...
  5. В основу его положен народный анекдотический рассказ о том, как смотритель почтовой станции принял медведя, случайно очутившегося на прискакавшей тройке,...
  6. Краткий анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта”. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще...
  7. “Я лиру посвятил народу своему”, – с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих...
  8. Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо – вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова...
  9. В стихотворении есть “событийный” сюжет, показывающий процесс перерождения поэта, не удовлетворенного своей деятельностью, в поэта-пророка, способного “глаголом жечь сердца людей”;...
  10. Анализ стихотворения С. А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу” Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется...
  11. Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта (“Нас, товарищ, двое”). Поэт призывает “Светить...
  12. Сочинение по литературе 10 класс. Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие...
  13. Сочинение по русскому языку 9 класс. Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в...
  14. Сочинение на тему роли крестьянства в произведениях Некрасова. С исчерпывающей полнотой и ясностью в картинах, поражающих своей правдивостью, отобразил Некрасов...

Борьба против произвола сильных мира сего — централь-ная тема поэзии Н. А. Некрасова, в которой доминируют граж-данственные мотивы. Наиболее развернутое и весомое в этом отношении стихотворение — «Элегия». Уже само название подчеркивает авторскую грусть и боль за судьбу народа. Н. А. Некрасов подчеркивает, что защита прав простых людейпервоочередная задача поэзии: «Пускай нам говорит из-менчивая мода, Что тема старая — «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте, юноши! Не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!.. Увы! Пока народы Влачатся в нищете, покорствуя би-чам, как тощие стада по скошенным лугам, оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!..». Не случайно в стихотворении так много восклица-ний, есть риторические вопросы («К народу возбуждать вни-манье сильных мира — Чему достойнее служить могла бы ли-ра?..», «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..», «Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долго-му пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли переме-ну В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же го-рестен нестройный их напев?..»). В последних двух примерах речь идет об отмене крепостного права (реформе 1961 года). «Элегия» написана в 1874 году, но изменилось ли положение народа за десятилетие? Прежняя нищета — вот что видит Н. А. Некрасов на деле как поэт и гражданин. Интересно, что Н. А. Некрасов, чтобы четче очертить временные границы, об-ращался к стихотворению А. С. Пушкина «Деревня», убеди-тельно показывая, что картина безрадостной крестьянской жизни не изменилась и с пушкинских времен.

Бедственное положение народа красноречиво подчерки-вает сравнение («Как тощие стада по скошенным лугам»), а также антитеза («Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет»). На одном полюсе противо-поставления оказывается толпа (под которой, очевидно, по-нимается культурная общественность) и сильные мира, а на другой — простой народ, голос которого никто не слышит. Борьбу за народное счастье поэт приравнивает к воинскому подвигу («Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба»). Диалог поэта с Музой привносит в произведение атмосферу доверительной беседы. Дополнительный эмоциональный накал стихотворе-нию придают оксюморон («сладкие слезы»), традиционный народнопоэтический эпитет («красный день»), антитеза («друг» — «враг»), а также поэтичная пейзажная зарисовка в финальной строфе.

Россия XIX века воспринимается прежде всего как страна аграрная. Чтобы показать важность народного труда, Н. А. Некрасов всячески поэтизирует его.

Сельские груды, жатва золотая, соха, сверкающие серпы и дружные косы — все эти детали воссоздают единую картину крестьянских будней. Эта страда вызывает уважение как у по-эта, так и у читателя. Чем же в это время занимается «толпа»? Н. А. Некрасов подчеркивает, что просит у сильных мира не милости, а социальной справедливости. В поддержку своей песне он призывает саму природу: «И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы. И лес откликнулся... Природа внемлет мне». Материал с сайта

Стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия» важно не только как главный протест против произвола сильных мира сего, но и как произведение, в котором поэт подводит своеобразный твор-ческий итог своим поэтическим размышлениям: «Я лиру посвя-тил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен...». Не случайно уже с пер-вых строк произведения становится ясно, что оно посвящено молодому поколению («Не верьте, юноши!). Таким образом, «Элегию» можно также рассматривать в русле традиции поэти-ческих памятников. В 1878 году Н. А. Некрасов ушел из жизни, но воссозданный им в стихотворении «Элегия» образ поэта — мужественного гражданина и народного заступника — будет жить в памяти соотечественников еще долгие годы.

Элегия посвящена другу и мужу сестры Н. А. Некрасова А. Н. Еракову и подарена ему в день рождения вместе с пись-мом, в котором были строки: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому мо-ему другу».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • николай алексеевич некрасов анализ его стихов
  • элегия некрасов анализ стиха
  • анализ стихотворения элегия достоевский
  • анализ стихов некрасова элегия
  • элегия некрасов какие реформы

Элегия (1874)

Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракову. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе сти­хи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Поводом же к написанию этого произведения стало выступление историка литературы О. Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться и что «непосредственное описание страданий народи Некрасовым исчерпано».

Жанр произведения указан в его названии - эле­гия. В переводе с древнегреческого языка элегия - жалоба; она передаёт грустные переживания, как правило, любовные. К этому жанру обращались многие поэты-романтики: Баратынский, Жуковский, Батюшков. Некрасов изменил традицию - написал грустные размышления о судьбе русского народа после реформы 1861 года, отменившей крепостное право. Композиционно стихотворение делится на три части. Первая часть - зачин, в котором поэт обращается к юношеству и определяет тему своего произведения. Вторая часть - развитие темы; ав­тор формулирует своё представление о назначении поэта. Третья часть - концовка; поэт размышляет о судьбе русского народа. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом - автор го­ворит о народных страданиях, а значит, композицию стихотворения можно назвать кольцевой.

Лирический герой стихотворения считает, что для поэта нет предмета достойнее и значительнее, чем «Толпе напоминать, что бедствует народ / В то время, как она ликует и поёт, / К народу возбуж­дать вниманье сильных мира…». Эти строки звучат взволнованно и даже торжественно.

Поэт определяет тему своего творчества в целом и этого произведения в частности - «страдания на­рода». Есть в «Элегии» строки, которые явно пере­кликаются со стихотворением Пушкина «Деревня».

Некрасов:

…Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам…

Этой реминисценцией Некрасов хочет обратить внимание читателя на то, что со времён Пушкина в жизни народа ничего не изменилось, хотя уже 13 лет прошло после отмены крепостного права.

Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть. Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он вос­хищается и природой, и трудом крестьян. Но закан­чивается строфа риторическими вопросами:

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев…

Но размышления эти слышит лишь окружающий его пейзаж: «И песнь моя громка!.. / Ей вторят долы, нивы, / И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы, / И лес откликнулся… Природа внемлет мне…». А как же народ, о чьей судьбе так беспокоится поэт? «Увы! не внемлет он - и не даёт ответа…».

Автор использует умолчание не только после ри­торических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения. Народ не слышит его вопросов. Поэта поражает долготерпение крестьян. Они так привык­ли быть зависимыми, что продолжают по привычке нести трудовую повинность. Освобождение от кре­постного права не принесло ожидаемых перемен в судьбе русского народа. В этом и заключается идея «Элегии» Некрасова.

Оглядывая свой жизненный путь, лирический герой восклицает: «Я лиру посвятил народу свое­му…» - эта строчка стала лейтмотивом, девизом, сущностью всего творчества Некрасова.

Поэт использует самые разнообразные средства художественной выразительности. В стихотворении много ярких эпитетов (сладкие слёзы; красный день; золотая жатва; довольное дитя, тайные вопросы), использовано олицетворение (и лес откликнулся), метафора (служить им будет Муза), сравнение (как тощие стада по скошенным лугам), анафора (И эхо дальних гор… И лес откликнулся).

Стихотворение «Элегия» написано в 1874 году. История его создания необычна. Некрасов неоднократно подвергался нападкам со стороны критиков-монархистов. По их мнению, после отмены крепостного права в 1861 году жизнь простого крестьянина стала сладкой и лёгкой. Не пора ли перестать описывать страдания простого народа, ведь сейчас всё так хорошо? - звучали их упрёки. Но Некрасов видел другое. По-прежнему худо жилось мужику, и угнетали его не менее чем раньше, всё это вдохновляло поэта на новые творения. Устав отвечать критикам, классик создал «Элегию». По названию можно решить, что автор повествует в нём о чём-то возвышенном (как и требовали его оппоненты). Но Некрасов не пошёл ни у кого на поводу и в данном произведении продолжил излюбленную тему.

О чём говорит анализ стихотворения «Элегия (Пускай нам говорит изменчивая мода…)»? Оно состоит из четырёх строф. В первой автор гневно отвергает чужое мнение, будто описываемые им картины неактуальны ныне. Жив народ, но живы и его беды.

В следующей строфе автор задумывается о своей Музе. Именно она всегда толкала его бороться с притеснениями мужиков, идти до победного конца, подобно воинам: пусть врага повредит не всякий, но главное - не сдаваться! Да, автор признаёт, что «видел красный день» России, отмену рабства. Но Муза шепнула ему не успокаиваться. Доволен ли народ, вот в чём вопрос.

Третья строфа не даёт однозначного ответа, показывая лишь размышления классика. Он рисует мирную картину: жницы слаженно работают во время жатвы, дети несут отцу завтрак. Но так ли уж счастлив народ? Работа по-прежнему тяжёлая, шансов на лучшую жизнь мало, многие другие проблемы не исчезли.

В последней строфе автор подводит итог. Трудно сказать, насколько лучше крестьянам живётся после освобождения. Ясно одно: Муза Некрасова по-прежнему дарит ему прекрасные песни. Поэт идёт по вечернему лугу, и они звучат вокруг всё громче. Жаль, что герой его стихов, - русский мужик, - «не даёт ответа», нужна ли ему сила поэзии автора.

Анализ стихотворения «Элегия (Пускай нам говорит изменчивая мода…)» в полной мере открыл нам глубину поэзии классика. Он был служителем искусства, которое использовал для борьбы за права простого русского народа. «Элегия» является признанием автора в этом, и написана она, как обычно, мастерски.

.