Место психологии в системе наук краткое содержание.
Ответы
на экзаменационные вопросы
По психологии
3
2. Место психологии в системе наук о человеке. 3
3.. Методы исследования в психологии . 4
4.. История развития психологии как науки . 5
5.. Характеристика волевой сферы личности, волевые качества. 6
6.. Понятие личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. 7
8. Активность личности. 8
9. Понятие деятельности. Структура деятельности . 10
10. Основные виды деятельности, их характеристика. 11
11. Основные способы выполнения действий: умения, навыки и привычки. 12
12. Внимание и его виды .. 13
13 Основные свойства внимания.. 14
14. Понятие об общении. Структура общения. 15
15. Роль общения в жизни человека. 16
16. Понятие об ощущениях, виды ощущений. 17
17. Основные свойства ощущений . 17
18. Общая характеристика и физиологические основы восприятия.. 18
19. Основные виды восприятия. 19
20. Свойства восприятия, их характеристика. 20
21. Память и ее физиологические основы. 21
22. Основные виды памяти.. 21
23. Характеристика основных процессов памяти. 22
24. Запоминание, условия успешного запоминания.. 23
25. Мышление и физиологические основы мышления. Виды мышления. 24
26. Основные мыслительные операции. 24
27. Основные формы мышления и их характеристика. 25
28. Понятие о воображении и его физиологические основы. 26
29. Виды и типы воображения. 27
30. Основные приемы воображения. 28
31. Речь. Функции и виды речи. 29
32.Связь мышления и речи . 30
33. Общие понятия об эмоциях в психологии. Виды эмоциональных состояний. 31
34. Чувства, их виды. 31
35. Понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. 32
36. Типы темперамента, их психологическая характеристика. 33
37. Понятие о характере, физиологические основы характера. 34
38. Черты характера, их характеристика. 35
39. Понятие о способностях. Задатки и способности. 35
40. Структура способностей. Общие и специальные способности.. 36
41 Мотивы и мотивация.. 37
1. Предмет и задачи современной общей психологии.
Если сформулировать обобщенно предмет психологии, то можно сказать, что ПСИХОЛОГИЯ - это наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления психических явлений. Таким образом, психология изучает психику или психические явления.
Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в конкретный момент времени.
Психические образования – психические явления, возникающие в ходе жизненного опыта человека и выражающиеся в уровне знаний, умений, навыков, в совокупности привычек.
Психические свойства – устойчивые особенности личности, обеспечивающие типичное поведение, проявляющееся в деятельности и общении с другими людьми.
Психические процессы – динамические психические явления, обуславливающие отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира.
Психические познавательные процессы - совокупность явлений, которые позволяют человеку изучать окружающий мир, других людей, самого себя.
Можно говорить о специфических задачах психологии в конкретных сферах (семье, профессиональной деятельности, политике, образовании и т.д.). Также необходимо отметить, что задачи психологии определяются теми общими проблемами, которые разрешает общество в конкретном государстве в тот или иной исторический период.
Коротко задачи психологии можно сформулировать так:
· Научиться понимать сущность психологических явлений и их взаимосвязь;
· Научиться управлять ими;
· Использовать полученные знания на практике;
· Быть теоретической основой практики психологической службы.
Место психологии в системе наук о человеке.
Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология - естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) - заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке .
Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.
Говорить о психологии как единой науке на современном этапе трудно, так как сейчас в психологии существует множество направлений. Назовем основные из них.
Психоанализ З.Фрейда и его последователей, бихевиоризм , основателем которого считается Д. Уотсон, гештальт-психология , связанная с именами М.Вертгеймера, К.Коффки и В Келлера, гуманистическая психология А.Маслоу, социально-культурная теория Л.С.Выготского и множество других. Каждая из них предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и концентрирует внимание на анализе определенных аспектов того, что понимать под психической реальностью. Последнее время наблюдается сближение ряда направлений или хотя бы тенденция к большей терпимости по отношению друг к другу, что означает возможность диалога и взаимообогащение.
Вернемся к вопросу о месте психологии в системе наук .
Связь с естественными науками вполне очевидна.
Наиболее явная связь с биологическими науками. Психология заимствовала некоторые общебиологические теоретические положения для обоснования закономерностей развития психики. На стыках со многими биологическими дисциплинами появились смежные отрасли.
Сложнее усмотреть связь психологии с физикой . Психология в определенных отношениях и направлениях отражает то мировоззрение, которое определяется основными открытиями в области физической картины мира. В ряд психологических теорий вошли такие понятия, как “энергия”, “поле”.
Связь психологии и химии аналогична, но в ряде случаев более определенна. Существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти). Существует психофармокология – дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.
Ряд психологических направлений ориентировано на понимание психологии как естественной науки .
Однако, не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными.
С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах. С социологией психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения. Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь. Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятие художественных произведений.
Обратите внимание: если в отношении фундаментальных естественных наук психология в основном заимствует у них некоторые объяснительные принципы, то в отношении гуманитарных дело обстоит иначе: психология не только “берет”, но и предлагает свои способы понимания явлений.
Мы не коснулись связи психологии и философии . Хотя эта связь чрезвычайно важна. Для психологии определенные философские концепции выступают в качестве методологической основы. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления.
Непосредственна связь и с педагогикой . Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной организации.
Таким образом, место психологии в системе других наук можно определить следующим образом: если основные науки представить в виде тетраэдра, а за его вершины взять математику, философию, биологию, технику, то место психологии будет посередине, т.к. и исторически, и актуально она связана со всеми основными областями знаний.
Т.е. психология – это наука, занимающая промежуточное положение между естествознанием и гуманитарными науками, использующая естественно-научные методы для изучения проблем, традиционно относящихся к гуманитарному знанию .
В комплексе наук о человеке важная роль принадлежит психологии.
В общественных науках: Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, юридической, политической науками необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. В исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным. На границах общественных и психологических наук сформировались социальная психология , а также историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусств .
В естественных науках: Одно из первых экспериментально-психологических исследований, а именно времени реакции человека, было проведено в середине прошлого века в связи с потребностями астрономии, а первой специальной психологической дисциплиной явилась психофизика . Изучение процесса биологической эволюции неизбежно требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения и психики. На границах биологии и психологии сформировались такие области знания, как зоопсихология и сравнительная психология. Также на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений: общая, дифференциальная психология и генетическая психофизиология .
В медицинских науках: Необходимость привлечения данных психологии так или иначе возникает при разработке большинства проблем здоровья и болезни. Это прежде всего относится к психическим и психогенным заболеваниям, которые изучаются патопсихологией и психопатологией . Изучение заболеваний требует анализа изменений не только организма, но и психики больного, т.е. их внутренней, субъективной картины. В связи с этой потребностью на границах между медицинскими и психологическими науками как особая дисциплина формируется и развивается медицинская психология и тесно связанная с ней нейропсихология .
В педагогических науках: В развитии всех областей педагогики, в ее общей теории, дидактике, частных методиках - возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей восприятия, памяти, мышления, способностей и мотивов имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как, например, определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. На границах между педагогикой и психологией развиваются педагогическая психология, а также тесно связанные с ней возрастная и детская и ряд специальных областей психологии.
В технических науках: Данные о психических функциях, процессах и свойствах человека необходимы техническим наукам в двух планах. Во-первых, для того, чтобы заранее определить, как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами. Во-вторых, эта данные иногда могут служить основой технических решений при создании устройств, имитирующих некоторые характеристики психических процессов и функций. На границе технических и психологических наук также формируются специальные дисциплины и направления. Важнейшей среди них является инженерная психология , изучающая психические явления с целью решения инженерных задач. Инженерная психология сыграла решающую роль в формировании особого комплекса, получившего название "эргономика ". Наряду с психологическими этот комплекс включает ряд медицинских и биологических наук, которые совместно разрабатывают практические задачи повышения эффективности и надежности систем "человек-техника-среда".
Человек в качестве предмета исследования может рассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. При этом каждый человек неповторим и обладает своей индивидуальностью. Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека. как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.
Прежде всего необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи и философии. Став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. Сегодня существуют научные проблемы и понятия, которые рассматриваются как с позиции психологии, так и философии, например смысл и цель жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности, сущность и происхождение человеческого сознания, природа человеческого мышления, влияние личности на общество и общества на личность и др.
Долгое время существовало принципиальное разделение философии на материалистическую и идеалистическую. Чаще всего это противопоставление носило антагонистический характер, т. е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций. Для оба эти основные течения философии имеют одинаковую значимость: материалистическая философия явилась базой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций, идеалистическое направление дало возможность изучения таких понятий, как, например, ответственность, смысл жизни, совесть, духовность. Следовательно, использование в психологии обоих направлений философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.
Другой наукой, которая так же, как и психология, изучает проблемы, связанные с личностью и обществом, является социология, которая заимствует из социальной методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. В то же время психология широко использует в своих исследованиях традиционные социологические приемы сбора информации, например опрос и анкетирование. Есть проблемы, которые совместно изучают психологи и социологи, такие как взаимоотношения между людьми, психология экономики и политики государства, социализация личности, формирование и преобразование социальных установок и др. Социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении взаимоотношений человека и человеческого общества.
Еще одной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.
Психология тесно связана с историей. Одним из примеров глубокого синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выгодским, суть которой заключается в том, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед фило– и онтогенетическое развитие людей. Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода, суть которого состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило– и онтогенетическое развитие от элементарных форм к более сложным. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Таким образом, мнения психологов и историков сходятся в том, что современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества.
Отличительной особенностью психологии является ее связь не только с общественными, но и с техническими науками. Это обусловлено тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследованиях психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек – машина». Благодаря исследованиям психологов создаются образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека.
Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Эта связь обусловлена двойственной природой человека – как социального, так и биологического существа. Большинство психических явлений и, прежде всего, психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания в области физиологии и биологии помогают лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние человека отражается на его физиологическом состоянии, и наоборот, различные заболевания, как правило, сказываются на психическом состоянии больного. С учетом этого, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия.
Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.
Современная психология занимает центральное место среди естественных, социальных и философских наук. Так академик Б.М. Кедров, предложил простую графическую схему в виде треугольника. Центральное место в треугольнике, отведено психологии, а трем остальным вершинам свойственны философские, социальные и естественные науки.
Психология занимает центральное место в системе современных наук, поскольку главной задачей является, изучение человека. Другие науки не ставят перед собой основную задачу изучение человека, в них этот вопрос затрагивается лишь косвенно.
Место психологии в системе наук
Психология занимает центральное место среди наук не только, как продукт их деятельности, но так же еще объяснение их возникновения и их развития.
Естественные науки.
Прямую связь психологии с естественными науками, трудно не заметить. Благодаря естественным наукам психология может изучать психологические и физиологические процессы. Это очень важно, поскольку психологические процессы оказывают влияние на физиологические процессы и наоборот. Так совмещая знания двух наук, можно выявить заболевания на ранних стадиях и должным образом на них повлиять. Из естественных наук психология, тесно связано с медицинскими и биологическими науками. Совмещая знания психологии с другими науками, появляются новые отрасли психологии, у которых предмет узко определен.
Социальные науки.
Такие науки как психология и социология, тесно связаны. Так к примеру в психологии используется, чисто социологические методы, такие как опрос и анкетирование. Помимо этого, социология и психология пользуются одинаковыми научными концепциями. Кроме социологии, в психологии используются знания из таких наук как, история, педагогика, лингвистика и других. Так благодаря слиянию истории и психологии, появилась теория культурно исторического развития.
Философские науки.
С философскими науками психология очень тесно связана. Психология, только в 19 веке выделилась из философии в отдельную науку, но по прежнему с ней связана. Психология и философия в настоящее время изучает одни и те же научные проблемы. К ним относится понятия мировоззрения, морали, смысла жизни и т.д. Для проверки гипотез, психология пользуется экспериментальными методами. Однако существует ряд вопрос, которые невозможно проверить экспериментальным путем, поэтому психология обращается за помощью в философию.
Статус психологии в системе наук
В настоящее время ведутся дискуссии по поводу научности психологии. Многие ученые полагают, что современная психология занимает промежуточное значение между наукой и паранаукой. Так как в ней, до сих пор не произошло четкого разделения между научными и псевдонаучными знаниями.