Красавцы с Севера — дикие Белые гуси. Белый гусь

К уроку по рассказу Е.Носова «Белый гусь». 7 класс


  • Общие – продолжить обсуждение проблем гуманного отношения к беззащитным и ответственности за их жизнь;
  • Частные – формировать умение различать автора, рассказчика и участников событий; продолжить знакомство с юмором как особым художественным приемом; обратить внимание на роль пейзажа в осуществлении авторского замысла.


Слово о писателе

  • Носов Евгений Иванович (род. в 1925 г.) – писатель, журналист. Уже в ранних его произведениях проявился индивидуальный почерк – неброская «акварельность» его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. «Наблюдательный живописец, он умело отбирает подробности бытия, звуки, краски, порой незаметные равнодушному, суетному или просто не умеющему «видеть» глазу. В свои этюды он впускает животных, птиц, насекомых, заставляет читателя наклониться к самому скромному полевому цветку…» (Подзорнова Н. На тысячу верст кругом Россия…// Лит. Россия. – 1973. – 21 сент.). При этом Носов предстает не просто созерцателем природы, но обладает философским взглядом на течение земной жизни. В. Астафьев, наблюдая за тем, как рождаются произведения Носова, писал: «Нет среди знакомых мне писателей никого другого, кто бы работал так медленно и надсадно. Мне доводилось видеть рукописи его рассказов в авторский лист размером. Этот рассказ, как яичный желток, был вылуплен из рукописи в страниц полтораста. И каждая из этих страниц отделана так, что хоть сейчас в типографию сдавай. Перед такой маетной работой я склоняю голову». По признанию Е. Носова, он сохранил эту манеру работы на всю жизнь – пишет трудно, не признает правила «ни дня без строчки», потому что не садится за стол без особой
  • творческой сосредоточенности.

Вступительное слово

  • В 5-х и 6-х классах, занимаясь по книгам «Вокруг тебя – Мир…», вы знакомились с произведениями Е. Носова. Помните ли вы их?
  • Вам предлагается еще один рассказ Е. Носова – «Белый гусь». Как вам кажется, о чем будет этот рассказ?
  • Видели ли вы когда-нибудь гусей? Что это за птица? Как она себя обычно ведет?

  • 1. Оправдываются ли ваши предположения о содержании рассказа?
  • 2. «Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала». Найдите в тексте слова, выражения, которые помогают развернуть это сравнение («…выправка», «белоснежный китель», «клюв с какой-то … шишкой…», походившей «на кокарду», «ведет свою гусиную армаду»). Как вы думаете, какое положение в стае занимал Белый гусь? (Он был вожаком: «был самой важной птицей», «в силу своего высокого положения».)
  • 3. Найдите в тексте описание гуся. На какие детали обращается наше внимание? (Походка, шея, клюв, крылья, оперенье, куцый хвост.)

Аналитическая работа (по прочитанному тексту)

  • 4. Перечитайте следующие строчки:
  • «Ходил он важно, обдумывая каждый шаг»; «Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды»; «Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо нее прямо к шее был прикреплен огромный, цвета апельсиновой корки клюв…»; «Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков».
  • Как вам кажется, по этим строчкам можно судить о чувствах, с которыми автор описывает птицу? Подберите для них наиболее точные названия. А какие чувства вызывает это описание гуся у вас?
  • Знаете ли вы, как называется художественный прием, позволяющий вызвать у читателя чувство доброй усмешки?


  • Юмор (от англ. humour – юмор, нрав, настроение, склонность) – особый вид комического, смешного; отношение к описываемому объекту, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью. Юмор настраивает на более вдумчивое («серьезное») отношение к предмету смеха, на постижение его «правды», несмотря на смешные странности, а потому в противоположность осмеивающим, разрушительным видам смеха – на оправдание «чудака».

Аналитическая работа

  • Как вам кажется, что хотелось бы автору «оправдать» в «чудаке»-гусе?
  • 5. Как вы назовете прием, использованный при описании гуся в следующих строчках: «Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники»? (Это прием гиперболизации, уже известный ученикам.)
  • 6. К какому типу текста можно отнести эту часть рассказа? (Это описание.) Как бы вы озаглавили ее?

Аналитическая работа (продолжение)

  • 1. Вы уже хорошо представляете себе Белого гуся. Что нового узнаем мы о нем из этой части рассказа? (Мы узнаем, как произошла первая после некоторого перерыва встреча рассказчика с Белым гусем.)
  • 2. Кто нам рассказывает о Белом гусе? (Повествование ведется от первого лица. Можно предположить, что о гусе нам рассказывает автор.) Как он относится к птице? На основании чего вы делаете такой вывод?
  • 3. В этой части нам снова в нескольких местах встречается описание Белого гуся. На что обращается внимание читателя? (Внимание обращается на оперенье: «перья… ладно пригнаны»; на крылья: еще раз подчеркивается их размер – «полутораметровые», «ударил крыльями по спицам», «упирался, хлестко стегал мальчишку крыльями, сшиб с него кепку».)


Аналитическая работа

  • 4. Обратитесь к двум прочитанным отрывкам из рассказа. Какое из описаний вам представляется наиболее образным, ярким? (Ответы могут быть разными, но кто-то обязательно обратит внимание на описание Белого гуся, стоящего на краю луга. Учитель может специально обратить внимание учащихся на это описание и на использованный в нем прием развернутого сравнения – «будто … высечен из глыбы рафинада», «точно так же, как… в куске сахара».) Не кажется ли вам странным такое сравнение: с рафинадом, с сахаром? Может быть, более органичным было бы другое: словно из куска белого мрамора? Какого ощущения у читателя добивается автор, прибегая именно к такому сравнению?

Аналитическая работа

  • 5. В самом конце первого отрывка и во втором появляется новый участник событий – деревенский мальчишка Степка. Какова роль этого персонажа? Подтвердите свой ответ текстом. (Именно Степка рассказывает нам об изменениях в жизни Белого гуся. Эпизод, описывающий стычку гуся с рассказчиком и своевременную помощь мальчика, позволяет читателю судить о размерах птицы, ее характере.)
  • 6. Есть ли в этой части рассказа эпизоды, переданные с юмором? Что в «чудаке»-гусе на этот раз «оправдывает» автор?
  • 7. Сложилось ли уже у вас отношение к Белому гусю? Как вы к нему относитесь? Объясните причину именно такого вашего отношения.
  • 8. К какому типу текста можно отнести эту часть рассказа? (Это повествование с элементами описания.) Озаглавьте ее.

Аналитическая работа

  • 1. Какие чувства возникли у вас при чтении этого описания грозы? Какие моменты вы представили наиболее ярко?
  • 2. Далее ученики работают в группах.
  • Задания для групп:
  • а) проанализировать описание природы во время грозы:
  • что описывается;
  • какие художественные средства используются при описании;
  • б) проанализировать поведение всех участников события, кроме рассказчика:
  • кто участвует;
  • как ведет себя;
  • какие художественные средства использованы при описании их действий;
  • в) проанализировать все, что в данном эпизоде связано с образом рассказчика:
  • где находится во время грозы;
  • что видит;
  • как ведет себя;
  • какие чувства испытывает;
  • какие художественные средства используются для передачи его отношения к увиденному.

Обобщение

  • 1. К какому типу текста можно отнести эту часть рассказа? Озаглавьте ее.
  • 2. Есть ли в этой части рассказа юмористические сцены? (Ученики заметят их отсутствие. Учителю важно выяснить, понятна ли им причина такого отсутствия.)
  • 3. Вспомните описание грозы из рассказа Е. Носова. Закройте глаза и послушайте слова и словосочетания, которые использует автор при описании: (я) не заметил – наползла – (неотвратимо) пожирала – накатилась – налетел – подхватил – унес – полоснули – зашумело – вывернуло (наизнанку) – обрушилась – полегли – (жестко) стукнуло – бил – не выдержали – побежали – барабанил (по пригнутым спинам) – слышался (жалобный крик) – поникал (иссеченный) – падали – забивались – бился…
  • Какие ассоциации у вас возникли? (Как правило, у детей возникают ассоциации с войной, налетом, бомбежкой. В этом случае можно спросить, кого бы они определили как «условного противника», а кого – «условной третьей стороной». Важно так вести разговор, чтобы у детей не возникло желания выносить оценки поведению птиц и людей, оказавшихся под ударами града: осуждать спасающихся, преклоняться перед тем, кто ведет себя иначе. Они все – уязвимы, хотя и ведут себя в экстремальной ситуации по-разному.)
  • 4. Гроза в описании Е. Носова приобретает некое символическое значение. В чем оно? (Беззащитность, ранимость, незащищенность, уязвимость всего живого в любой экстремальной ситуации. Может быть, есть и такой мотив: ответственность самого сильного за жизнь окружающих.)
  • 5. Как вы считаете, почему в рассказе Белый гусь пишется с заглавной буквы? (Такое имя гусю дает не столько рассказчик, а уже скорее сам автор, что усиливает символический подтекст всего произведения.) Рассказ Е. Носова заканчивается утверждением: перед гусенком «открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца». Нет ли здесь противоречия? (Ученики почувствуют, что такой оптимистический финал не противоречит ходу повествования и отражает убеждение автора в том, что в ситуации опасности, в экстремальной ситуации необходимо всеми силами защищать самых уязвимых.)


Домашнее задание

  • 1. Можно ли этот рассказ отнести к числу рассказов о природе? Объясните свою точку зрения.
  • 2. На какие мысли навел вас рассказ Е. Носова «Белый гусь»? Какие вопросы вы бы хотели задать автору рассказа?

Белый гусь – это небольшая водоплавающая птица. Относится к роду гусей, семейству утиных.

В некоторых местностях получил название снежный и северный.

Образ жизни

Белый гусь хорошо летает, быстро бегает и плавает, но вот в нырянии любая утка ему даст фору. Поэтому предпочитает больше времени проводить на суше.

Белые гуси фото

При чувстве опасности начинает шипеть. При гнездовании группы белых гусей предпочитают селиться вблизи гнезд белой совы, которая вместе со своей территорией защищает гнезда гусей от главных хищников – песцов.

Питание

В рацион птиц входят листья, травы, побеги ив, мхи, лишайники. В летней области гнездования Белый гусь предпочитает полакомиться арктическими травами и осокой.

Не отказывается и от животной пищи – мелкие насекомые и позвоночные.

Внешний вид

Неспроста данный вид получил название Белый гусь, птица практически полностью имеет белое оперение. Лишь на конце крыльев, а также вокруг клюва можно наблюдать черный цвет пера.

Хотя птенцы, вылупляясь, имеют серовато-бурый цвет. Клюв и лапы розовых оттенков. При среднем весе 3 кг и длине тела 60-70 см считается некрупной птицей.

Белые гуси фото

Самцы не намного крупнее самок. Размах крыльев достигает 150 см. На краях надклювья можно наблюдать зубцы.

Размножение

Белые гуси объединяются в пары, причем определенный самец и самка создают свой союз на всю жизнь. И даже в случае гибели одной из птиц, другой партнер скорбит еще долгое время и не отважится заводить новые отношения.

Бывают зимы совсем холодные, снег тает долго и мест гнездований для всех птиц не хватает. Самцы ведут жестокие бои за клочок земли.

Самцы белых гусей дерутся за место для гнезда фото

В самом конце мая у гусей можно наблюдать начало сезона размножения. В это время белые гуси образуют так называемые гнездовые колонии. Гнездо гуси строят на земле, делая небольшое углубление, выстилают его сухой травой и пухом. В начале лета самка откладывает 4-6 яиц и затем высиживает их чуть больше трех недель.

Вылупляются птенцы одетые в пух оливкового цвета. На второй день после рождения, родители уводят деток в более безопасное место. При достижении шестинедельного возраста птенцы встают на крыло. А плыть могут уже на следующие сутки после рождения.

белый гусь с птенцами фото

Половозрелыми птицы становятся в возрасте трех лет.

Среда обитания

Для гнездования Белый гусь выбирает такие места, как северо-западная Гренландия, северная Канада и северо-восточная Сибирь. На зиму перелетает на юг. Чаще всего в США. Но также может мигрировать в Европу.

На территории России обитает на острове Врангеля, на северо-востоке Якутии и на Чукотке.

  • Белые гуси, как и любые другие животные, общаются на своем языке. Они могут проявлять свои чувства – радость, боль, испуг, гнев и т. д., при этом используя около десяти тональностей.
  • При перелете, как и любые гуси, данный вид образует клин. Это делается для уменьшения сопротивления ветра и возможности держать друг друга на виду.
  • Небольшой вес гусей - следствие пустоты в костях, что позволяет им летать на дальние расстояния.
  • Раз в год у гусей происходит линька. В это время они не могут летать. Поэтому предпочитают находиться вблизи водоема, чтоб при приближении хищника можно было уплыть.
  • В ХVIII-ХIХ веках шел большой отлов белых Гусей. Они очень доверчивые и подпускали людей к гнездам на близкое расстояние, даже когда в них находились яйца или птенцы. Также отлову способствовал тот момент, когда гуси линяли и не имели возможности в это время летать.
  • К массовой гибели птиц относится распашка земель в Северной Америке, после чего гуси остались без средств пропитания. Вследствие резкого сокращения численности данного вида, он был взят под охрану. Благодаря принятым мерам, на данный момент белый Гусь является самым многочисленным видом гусей в мире.

— Братцы! Какого я гуся убил! Во, смотрите! – крикнул Яша Томилин, ввалившись в ярангу, и с торжествующей улыбкой бросил на низкий столик большую белую птицу.

Все пастухи, сколько их было в помещении, зашевелились. Каждый посмотрел на редкую добычу. Убитая птица переходила из рук в руки. Гусь как гусь, не крупнее всем известного белолобого, но шея покороче. Клюв и ноги красноватые, перья все снежно-белые, а концы крыльев черные.

— А где ты его убил? Как достал этого белого красавца? – посыпались вопросы.

— Да вон там, у Кривого озера! Сижу, значит, в засидке. Летит косяк белолобых. Разворачиваются. Проверяют, присматриваются, где бы присесть. Смотрю, а в голове у них этот беляк. Сначала думал – ! Бывают стаи с лебедями вместе. Только вижу, ростом не вышел, маловат. И кричит как-то не так, странно: «кеаг! кеаг!».

Пригнулся я пониже, припал к земле. Слышу, над самой головой пружинят крылья. Как налетели на меня, я и трахнул дуплетом. Сбил белого, передовика. Вот он, красавчик, полюбуйтесь!

— А может быть ты домашнего гуся зацепил? – выразил сомнение кто-то.

— Тоже скажешь, домашнего! – обиделся Яша. – Где он тут, в тундре, так далеко возьмется? Нет их здесь! Да и не похож вовсе! Летел по всем правилам!

— Вот вы, молодые, удивляетесь, — вмешался в разговор старый пастух якут Гаврило Слепцов. – Белый гусь, прямо невидаль какая! Конечно, для вас это – новая птица. А ведь не так давно, еще на моей памяти, такие водились по всей Колымской тундре. Много их было, и стреляли их, как гуменников. А вот подманивали на белые камни. Хорошо они к ним подсаживались. Тут их и били. Линных, бывало, с моря на берег на лодках выгоняли и тоже били без счету, но уже не из ружей, а просто палками. Вот и перевелись они…

Все еще раз с уважением посмотрели на лежавшую перед ними птицу. Решено было сохранить редкую добычу.

Белый гусь – это ныне почти исчезнувшая с территории . В науке она отнесена к вымирающим. Еще два века назад белый гусь широко гнездился в прибрежной полосе тундры Восточной Сибири, от устья реки Пясина до Берингова пролива. Хищническое истребление этих доверчивых птиц на местах гнездования, а также преследование на зимовке в Америке привели к тому, что их численность резко сократилась. Их ареал все сужался, и к концу прошлого столетия они уже исчезли с низовий Яны, Индигирки, Алазеи и Колымы. До наших дней они сохранились в достаточном количестве лишь на острове Врангеля. Отдельными группами и парами встречаются также на островах против устья реки Колымы, в заливе Певек и на Чукотском полуострове, в западной части северного побережья.

Исчезновение этих теперь уде редких птиц легко объяснить: еще до недавнего времени люди в большом количестве собирали их яйца и беспрерывно преследовали линных, не способных летать гусей. Убивали их в летнюю пору тысячами, что служило существенным подспорьем в питании людей и ездовых собак. Сбор яиц не представлял ни каких трудностей. А охота на белых гусей устраивалась с применением трактора, автомашин и даже вертолета. В конце 50-х годов прошлого века колонию на реке Мамонтовой истребили геологи. Полному исчезновению птиц с такой огромной площади способствовало еще и то, что их беспрерывно преследовали и на зимовке в Америке. Ныне, чтобы уберечь белых гусей от окончательного истребления, государство взяло под охрану их единственную колонию на острове Врангеля, этот редкий памятник Арктической природы. И сейчас здесь, на реке Тундровой, гнездится всего около 25 тысяч пар. А ведь совсем недавно, каких-то пять – семь лет назад, их прилетало сюда в три раза больше, до 150 тысяч птиц.

На их численность влияет не только человек. Очень неблагоприятны для них холодная весна и позднее таяние снега.

Прилетают белые гуси на остров Врангеля в третьей декаде мая. В ветреную и ясную погоду они идут обычно на большой высоте ломаными растянутыми шеренгами. Подходят к острову с юго-востока, со стороны мыса Шмидта. Этот воздушный путь наиболее короток. При тумане все гусиные стаи летят над самой землей. Селятся белые гуси по сухим участкам дриадово-ивняковой, с примесью разнотравья, тундры и в долинах близ мелких озер и речушек. В колониях иногда бывает до 500-600 пар птиц и более. Никто их здесь не тревожит.

Чтобы защитить потомство от злейшего врага – песца, белые гуси нередко располагают свои поселения около гнезд , которая питается в основном леммингами, а гусиных яиц и птенцов не трогает. Эта сова умело атакует песца и яростно прогоняет его со своего участка, выполняя роль надежного сторожа гусиных колоний. Пернатыми врагами белых гусей можно считать ворона, полярную чайку – бургомистра и особенно поморников, падких до яиц и птенцов.

Ямка в гусином гнезде выстлана сухой травой, мхом и пухом с груди гусыни. В нем обычно бывает 4-6 яиц кремового цвета. Насиживает самка, а самец сторожит. Родители остаются у гнезда до тех пор, пока гусята не окрепнут. Лето в Арктике предельно короткое, и птицы едва успевают уложиться в срок. Выживает всего лишь 40-50 процентов гусят. Как правило, холостые птицы держатся отдельными скоплениями до 500-600 особей. Питаются белые гуси листьями, травой, плодами, ягодами и семенами тундровых растений. Особенно любят они водянику. Не брезгуют и водяными насекомыми. В Америке на пролетах к зимовке иной раз кормятся на полях озимых хлебов.

В августе уже начинаются утренние заморозки. Опаленная ледяным дыханием тундра стремительно желтеет. В сентябре, бывает, задует и шальная пурга. К этому времени белые гуси собираются в огромные тысячные стаи. Порой в туманной мгле косяки кочующих по тундре птиц кажутся движущимися живыми озерами. В середине сентября подгоняемые непогодой гуси уже валом валят к югу. На лету они очень осторожны и строятся клином, цепочкой или диагональю. Часто образуют караваны, смешанные с другими видами гусей. Зимует белый гусь вдоль Тихоокеанского побережья Северной Америки, доходя до Техаса и Мексики. Такой же белый гусь населяет тундры Северной Америки от Аляски, через всю Канаду, до Гудзонова залива. Далее, в Гренландии, живет ближайший родич нашему – более крупный белый гусь.

Порой белые гуси, кочуя, залетают значительно южнее – на Колыму, на Индигирку. Отмечались и отдельные, чрезвычайно редкие залеты далеко на запад, в различные части России.

Перелетная гнездящаяся птица семейства утиных, отряда гусеобразных. Зачастую, пернатые имеют миролюбивый характер, но если в стае становится мало места, они могут шипеть и проявлять агрессию для защиты своего потомства и территории.

Важно! При перелетах пернатые образуют клин - это помогает им перелетать на большие расстояния.

Описание и фото

Внешняя характеристика пернатых (взрослая особь):

  • имеет среднее телосложение, длина от 80-85 см;
  • весит не более 5-6 кг (самки не намного меньше самцов);
  • имеет большой размах крыльев, около 150 см;
  • имеет белый окрас (полностью белой птица становится в возрасте 3-4- лет);
  • на окончаниях белых крыльев присутствуют черные перышки;
  • вокруг клюва образовано коричневое пятнышко, сам клюв разовый;
  • имеют короткие, но большие и мощные лапки разового цвета;
  • шея короткая;
  • хвост закругленной формы.

Знаете ли вы? Белого гуся еще называют «снежным » или «северным».

Белый гусь имеет два подвида:

class="table-bordered">


Где живет?

Белый гусь - птичка редкая и распространена только на территориях:

  • севере Канады;
  • северо-западе Гренландии;
  • в России (на Чукотке, в Якутии, на острове Врангеля - возле небольших рек и озер);
  • на побережье Арктики.
Зимовать пернатые улетают на территории:
  • Соединенных Штатов Америки;
  • Британской Колумбии;
  • Канады;
  • Калифорнии;
  • Японии;
  • Мексиканского залива.

Важно! Европа не является привлекательной территорией для обитания белых пернатых.

Северная птица может преодолевать очень большие расстояния уже в 2-месячном возрасте.
Достигнув половозрелости, пернатые ведут оседлый образ жизни, эта черта доминирует у самок, в связи с необходимостью продлевать род и формировать гнезда.

Жизненный цикл

Белый гусь проживает в среднем 10-20 лет, на свободе. Это гнездящаяся птица-кочевник, которая отдает предпочтение суше, хотя она прекрасно чувствует себя и на воде.

Белый гусь - весьма умная птица. Гусиные семьи стараются разбивать гнезда вблизи территории проживания белой совы, поскольку она отлично защищает свои владения от хищников (например, песцов) и таким образом защищает поселения северных гусей.

Песцы и чайки являются основными врагами пернатых. Нередки случаи, когда они воруют яйца или . Самки постоянно следят за гнездами и стараются не отходить от них далеко.

Знаете ли вы? Северные пернатые общаются на своем языке, который имеет приблизительно десять тональностей.


Питание

Питание снежной птицы зависит от места ее обитания. Например, в Канаде основу рациона составляет , а на острове Врангеля - вегетативные частички растений.

В основном, птицы употребляют:

  • арктические травы;
  • злаковые;
  • лишайники;
  • побеги ;
  • корешки;
  • семена и растений, растущих в тундре.
Пернатые могут употреблять и животные организмы, например:
  • малые беспозвоночные пресноводные организмы;

Особенности размножения

Белый гусь - уникальная порода пернатых, образующая одну-единственную пару на всю жизнь.

Важно! По истечении трех лет, гуси становятся половозрелыми, именно в этот период они стараются создать семью.

Птички, создавшие семьи, держатся группами - так шансы выжить в суровой природе увеличиваются. Пернатые могут образовывать тысячные колонии, расстояние между которыми составляет 1-2 км.

В конце весны наступает сезон размножения. Самка откладывает по 4-6 яиц, молочного цвета.

Срок высиживания составляет 21 день. самка, а самец охраняет ее и свое будущее потомство.

Гнездятся птицы на земле, в которой мастерят небольшие углубления, а после устилают их пушком и засохшей травой.
В морозные зимы, когда места для обоснования гнезд в дефиците, самки могут подбросить свои яйца в чужие гнезда с целью сохранить потомство. Самки белого гуся - очень хорошие мамы, поэтому высиживают и свои, и чужие яйца.

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши.
Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. Когда я проезжал вдоль деревни, Белый гусь, заметив меня, пригнул шею и с угрожающим шипеньем двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.
- Вот собака! - сказал прибежавший деревенский мальчик. - Другие гуси как гуси, а этот... Никому прохода не дает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.
- А мать-то их где? - спросил я.
- Гусыню машина переехала. Гусь продолжал шипеть.
- Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение...
Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-сизой тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.
Гуси перестали щипать траву, подняли головы.
Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки.
Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина.
Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града.
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.
Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.
А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши - те немногие, которые успели добежать.
К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.
Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
На середине луга никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. (449 слов) (По Е. И. Носову)

Перескажите текст подробно.
Придумайте свое название к данному рассказу и обоснуйте его.
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?»