Княгиня Ольга – краткая биография.

В Википедии есть статьи о других людях с именем Ольга (значения). Ольга ст. слав … Википедия

И, жен.Производные: Ольгуня; Ольгуся; Ольгуха; Ольгуша; Оля; Олюля; Люля; Олюня; Люня; Олюся; Люся; Олюха; Олюша; Оляша; Оляня; Олёна; Лёна (Лёня); Лёля; Ляля.Происхождение: (Раннее заимствование из сканд. яз. Ср. др. сканд. Helga; др. русск.… … Словарь личных имен

В. М. Васнецов. «Княгиня Ольга» Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля 969) великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая… … Википедия

В. М. Васнецов. «Княгиня Ольга» Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля 969) великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая… … Википедия

В. М. Васнецов. «Княгиня Ольга» Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля 969) великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая… … Википедия

- (в крещении Елена) жена князя Игоря; великая княгиня русская. Годы правления приблизительно 945 955. Род. между 890 894 г., ум. в 969 г. Летописные и другие сведения настолько украшены легендой, что порой трудно указать границу, где кончается… … Большая биографическая энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ольга (значения). Ольга скандинавское Производ. формы: Оля, Олечка, Оленька и другие Иноязычные аналоги: англ. Olga белор. Вольга итал. … Википедия

Ольга - (ум. 969) святая равноапостольная, великая княгиня. Одной из первых на Руси приняла христианство и по мере сил способствовала его распространению. Патриарх Константинопольский Феофилакт, крестивший ее, благословил русскую княгиню крестом,… … Православие. Словарь-справочник

- (в крещении Елена) русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. О происхождении ее делалось много предположений. В начальной летописи упоминается только, что Олег в 903 г. привел Игорю жену из Плескова (Пскова?), именем О. На основании известия одной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • , Велько А.. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга занимает особое место в истории Святой Руси. Став первой княгиней-христианкой в Древнерусском государстве, она, подобно святым ученикам и…
  • Святая равноапостольная великая княгиня Ольга , Велько Александр Владимирович. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга занимает особое место в истории Святой Руси. Став первой княгиней-христианкой в Древнерусском государстве, она, подобно святым ученикам и…

В крещении Елена (умерла 11 июля 969) - великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича (древляне привязали его к двум согнутым деревьям и разорвали), как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

Согласно самой ранней древнерусской летописи, "Повести Временных Лет", Ольга была родом из Пскова. Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, соратника легендарного Рюртка и регента при его малолетнем сыне Игоре, который и женил воспитанника на своей дочери.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу. Ольга несколько раз жестоко им отомстила з асмерть мужа.

1-я месть княгини Ольги : Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, просить Ольгу выйти за их князя. Ладью киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.

Ольга посмотрела на них из терема и спросила: "Довольны ли честью?" А они закричали: "Ох! Хуже нам Игоревой смерти"

2-я месть : Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть : Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть : В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев.

В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

В 947 году Ольга отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Крещение

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно Повести Временных Лет это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): "И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого ". ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако "он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем ". Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её "светящееся яко солнце " тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина , первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

Княгиня Ольга Святая
Годы жизни: ?-969
Годы правления: 945-966

Великая княгиня Ольга , в крещении Елена. Святая Русской православной церкви, первая из правителей Руси принявшая христианство еще до Крещения Руси. После смерти мужа, князя Игоря Рюриковича, правила Киевской Русью с 945 года до 966 года.

Крещение княгини Ольги

Издревле в Русской земле люди называли равноапостольную Ольгу «начальницей веры» и «корнем Православия». Патриарх, крестивший Ольгу, ознаменовал крещение пророческими словами: « Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи не обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

На необъятных просторах Русской земли, подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной провидицей христианства.

В летописи об Ольге немало неточностей и загадок, но большинство фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками устроительницы Русской земли, не вызывают сомнения в достоверности.

История Ольги — княгини киевской

Одна из древнейших летописей «Повесть временных лет» в описании
женитьбы Киевского князя Игоря называет имя будущей правительницы Руси и ее родину: « И привели ему жену из Пскова именем Ольга» . Иокимовская летопись уточняет, что Ольга принадлежала к одной из древнерусских княжеских династий — к роду Изборских. Житие святой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей не сохранились. По Житию они были не знатного рода, варяжского происхождения, что подтверждается ее именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga, в русском произношении — Ольга (Вольга). Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых первой половиной X века.

Более поздний Пискаревский летописец и типографская летопись (конец XV века) повествуют слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега , который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика : « Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга» . Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Житие святой Ольги повествует, что здесь, «в области Псковской» впервые и состоялась её встреча с будущим супругом. Молодой князь охотился и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней .

Княгиня Ольга и князь Игорь

По возвращению из похода на греков князь Игорь стал отцом: родился сын Святослав . Вскоре Игорь был убит древлянами. После убийства Игоря к его вдове Ольге древляне, боясь мести, прислали сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня Ольга сделала вид, что согласна и последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян.

Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: « Довольны ли честью?» А они закричали: « Ох! Хуже нам Игоревой смерти» .

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В «Повести Временных Лет» летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По «Повести Временных Лет» после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

Правление княгини Ольги

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава , но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Летопись свидетельствует о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политический и хозяйственной жизни страны. Ольга отправилась в новгородские и псковские земли. Установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), окруженная верной дружиной. Внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Реформы княгини Ольги

На Руси великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По преданию, на реке Пскове, где она родилась, основала город Псков. В тех краях, на месте видения трех светоносных лучей с неба, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Ольга пробовала приобщить к христианству Святослава . Он гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем».

Летописи считают Святослава преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря, поэтому дата начала самостоятельного его правления достаточно условна. Внутреннее управление государством он передоверял матери, находясь все время в военных походах на соседей Киевской Руси . В 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю. Вместе с детьми Святослава Ольга заперлась в Киеве. Вернувшись с Болгарии, он снял осаду и не пожелал оставаться надолго в Киеве. Уже в следующем году собрался уйти в Переяславец, но Ольга удержала его.

« Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня? — ибо она уже разболелась. И сказала: « Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь. Через три дня Ольга умерла (11 июля 969), и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.

Святая княгиня Ольга

Место погребения Ольги неизвестно. Во времена княжения Владимира ее стали почитать как святой. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в Десятинную церковь. Во время нашествия монголов мощи были сокрыты под спудом церкви.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

День памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла позднее — до середины XIII века.


Историкам образ княгини Ольги доставил немало головной боли. Многие свидетельства порождают больше загадок, чем открывают достоверных фактов. Само ее происхождение окутано дымкой недосказанности.

Николай Бруни
"Святая великая княгиня Ольга", 1901 г.:

У Николая Гумилева есть стихотворение "Ольга" , 1920 года - поэтическая медитация на тему женского имени:

"Эльга, Эльга! - звучало над полями,
Где ломали друг другу крестцы
С голубыми, свирепыми глазами
И жилистыми руками молодцы.

Ольга, Ольга! - вопили древляне
С волосами желтыми, как мед,
Выцарапывая в раскаленной бане
Окровавленными ногтями ход.

И за дальними морями чужими
Не уставала звенеть,
То же звонкое вызванивая имя,
Варяжская сталь в византийскую медь.

Все забыл я, что помнил ране,
Христианские имена,
И твое лишь имя, Ольга, для моей гортани
Слаще самого старого вина.

Вижу череп с брагою хмельною,
Бычьи розовые хребты,
И валькирией надо мною,
Ольга, Ольга, кружишь ты".

Это о княгине Ольге, одной из самых известных и загадочных женщин Древней Руси. Первая женщина у кормила власти, выросшая из "любезной сельской девицы" (Карамзин) в "архонтиссу России" , вершительницу судеб Восточной Европы. Безжалостная "валькирия" , мстящая за убитого мужа; "матерая вдова, крепко держащая в руках бразды правления над семьей и над страной" (архимандрит Константин) . И - христианка-неофитка, смиренно слушащая наставления патриарха...

В "Повести временных лет" Ольга впервые появляется под 903 годом : молодому князю Игорю , постигающему государственную науку под началом Олега-правителя , "приведоша жену от Плескова, именем Ольгу" . Плесков (Пльсков) обычно отождествляется с Псковом.
Более поздние сказания из "Степенной книги" XVI века уточняют: происходила Ольга "от веси именуемыя Выбутцкая" . А была Ольга "от языка варяжска, от рода же не княжеска, ни велможеска, но от простых людей" .

Василий Сазонов
"Первая встреча князя Игоря с Ольгой", 1824 г.:


Повествование о первом знакомстве Игоря с будущей супругой воплощает известный в средневековой литературе сюжет: мудрая дева своими рассудительными речами образумливает юношу, воспытавшего к ней нечистой страстью. Согласно сказанию, Игорь, переправляясь в лодке через реку, обратил внимание на гребца: перед ним была девица, "велми юна сущи, доброзрачна и мужественна" . Разгоревшись желанием, он обращается к ней с бесстыдными речами и непристойным предложением.
Ольга обличает "глумления коварство" : будущий властитель не может творить беззаконие; она же готова броситься в реку, чтобы избавить юного князя от соблазна, а себя от поругания и позора... Игорь устыдился. Спустя же несколько лет, когда пришла пора ему вступать в брак, он вспомнил красоту и отвагу псковитянки, послал за ней и взял ее в жены с подобающей честью. Уже этот первый житийный эпизод оправдывает закрепившееся за Ольгой прозвание "мудрая" (в "Повести временных лет" о ней даже говорится: "мудрейшая из людей" !).

Впрочем, уже Карамзин скептически отзывался об этом сюжете: "Мы не можем ручаться за истину предания" . Маловероятно, чтобы стратегически мыслящий Олег одобрил бы брак своего воспитанника с девушкой низкого рода. Чтобы стать супругой великого князя, она должна была иметь знатное происхождение.
Варяжское или славянское? Имя "Ольга" (в греческой передачи Эльга) точно соответствует скандинавскому "Хельга" . Но было ли это имя изначальным для нее?

Иоакимовская летопись , в передаче Василия Татищева , говорит, что Олег выдал за Игоря "жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее" . Вроде бы получается логично - расчетливый правитель хотел соединить варяжский род Рюриковичей со старой славянской знатью, потомками старейшины, призвавшего Рюрика. Вот только подлинность пересказанных Татищевым сведений большинство историков отвергает...

Откуда же появился пасторальный образ отроковицы-паромщицы?
Историк церкви Антон Карташев считал, что здесь мы имеем дело с "легендарным искажением признака высокого социального положения Ольги-варяжки": она действительно выросла при переправе через реку Великую, только была дочерью не простолюдина-лодочника, а знатного варяга, отвечавшего за важный стратегический пункт на пути "из Варяг в Греки".

Однако была ли родиной Ольги Псковщина?
Некоторые поздние летописи называют ее дочерью самого могущественного регента - Вещего Олега.
Еще более оригинальную версию обосновал церковный историк XIX века архимандрит Леонид . В собрании графа Уварова от обнаружил исторический сборник XV века, в котором расказывалось, что Олег женил Игоря "в Болгарех" и взял за него княжну по имекни Ольга, "иже бе мудра зело" . По гипотезе архимандрита, родина Ольги (Плесков) - это не Псков, а Плиска, столица Болгарии в 681 - 893 годах . Такая версия объясняет многое - например, настойчивый интерес сына Ольги Святослава к болгарским делам и его желание перенести свою столицу на Дунай ("ибо там - середина земли моей" , - говорил князь). Против этого вроде бы свидетельствует тот факт, что супруга Игоря была язычницей. Но все сходится, если предположить, что Ольга была дочерью болгарского князя Владимира Расате (правил в 889 - 893 годах), отступника, вернувшегося к язычеству.

Будучи замужем за Игорем, Ольга не стремилась выходить на первый план политики, хотя, согласно житию, на Руси ее считали "премудрой". Вновь она проявляет себя в истории после убийства племенем древлян ее мужа в 945 году (летописец бесстрастно свидетельствует, что князь увеличил поборы, "желая большего богатства").

Казнь древлянами князя Игоря
(рисунок Федора Бруни, 1839 г.):


Рассказ о мести Ольги - один из самых запоминающихся эпизодов "Повести временных лет". Она карает племя четырежды! Причем каждый раз вводит в заблуждение наивных древлян (они даже хотели предложить ей в мужья своего князя Мала!), заявляя, что не гневается на них.
Первое посольство, искавшее примирения, она погребает заживо в ладье, второе более знатное, сжигает во время мытья в бане. Затем, придя "в землю Деревскую", во время тризны по Игорю приказывает перебить 5000 древлян. И, наконец, Ольга открывает военные действия, осаждает древлянскую столицу Искоростень. В ходе переговоров притворно соглашается простить горожан, взяв с них легкую дань - по три голубя и три воробья с каждого двора. По ее приказу воины привязывают каждой птице тлеющий трут и отпускают. Пернатые возвращаются на родные дворы - и весь город охватывает пламя.

Так мести княгини Ольги древлянам изображены
на миниатюрах Радзивилловской летописи XV века:



То, что летопись столь подробно живописует жестокость ее действий, Сергей Соловьев объясняет так: "Женщина отличается благочестием в религиозном и семейном смысле; обязанность же мести за родного человека была тогда обязанностью религиозной, обязанностью благочестия".

Почему же суровые воины дружины приняли руководство слабой женщины? Ольга приняла правление как регентша при трехлетнем сыне Святославе. Рядом с ней мы видим воеводу Свенельда - авторитетного в войске. Высказывались умозрительные предположения, что мужрую княгиню и отважного викинга связывало нечто большее, чем политическое партнерство...

То немногое, что мы знаем о внутренней политике Ольги из летописей, подтверждает ее статус мудрой правительницы. Игорь заплатил жизнью не только за собственную жадность, но и за хаос в налоговой системе ("полюдье" ). Ольга занялась установлением твердых "правил игры": определила "уроки" (фиксированный размер дани) и установила "погосты" (опорные пункты, где останавливались княжеские дружинники во время сбора дани). Княжеское "полюдье", превратившееся в "повоз" , утратило при ней характер произвола.

Вершина политической биографии Ольги и ее духовной судьбы - путешествие в Константинополь и принятие крещения . И здесь опять возникает разноголосица мнений - сколько раз совершала Ольга свой непростой вояж, ведь на днепровских порогах "пошаливали" печенеги. Летопись сообщает о поездке княгини под 955 годом. А по "Обряднику" императора Константина Багрянородного можно предположить два варианта - 946 и 957 годы.

Крещение Ольги в Константинополе
(миниатюра Радзивилловской летописи):

Но зачем отправилась уже пожилая княгиня (в конце 950-х годов ей было не менее 65 - 67 лет) в далекий Царьград? Ведь придя к христианской вере - а она, судя по всему, имела наставника, попа Георгия - креститься она могла и на родине. Ряд историков предполагает, что русская "архонтисса" искала династических связей с константинопольским императорским домом. Могли вестись переговоры о браке византийской принцессы со Святославом Игоревичем, а ему тогда, конечно, пришлось бы принимать христианство.
Однако гордые ромеи не откликнулись на инициативу. Караван судов Ольги проболтался весь летний сезон на водах Золотого Рога, но кроме торжественных церемоний и казенных даров в актив посольства записать было нечего.

Отголосок ольгиной обиды звучит в летописи. Повествование там ведется в двух регистрах. Благочестивым тоном рассказывается о приобщении Ольги к Христовой вере, о ее встречах с патриархом. Контакты же с императором подаются в ерническом ключе.

"Народным баснословием" считал Карамзин летописную историю о том, что царь Константин, пленившись красотой и умом княгини, предложил ей выйти за него замуж: "В 955 году было ей уже 64 года: одна Нинон Лакло прельщала в такой старости!", - с возмущением писал историограф.

Примечание: Нинон де Ланкло (1615 - 1705) - знаменитая французская куртизанка, писательница и хозяйка литературного салона, прославившаяся тем, что каким-то непостижимым образом умудрялась сохранять свою необыкновенную привлекательность практически до самой смерти, постигшей ее на девятом десятке.

Нинон де Ланкло:

Согласно "Повести временных лет", Ольга, не желавшая такой партии, заявила императору, что не крестится, если он сам не будет ее восприемником. После же совершения таинства она, торжествуя, заявила Багрянородному, что теперь она его нареченная дочь и не может выйти за него замуж - "у христиан нет такого закона".
"Переклюкала (т. е. перехитрила) ты меня, Ольга" , - будто бы сказал раздосадованный император.

Реальная же досада самой Ольги на не слишком теплый прием в Константинополе отражена на другой странице летописи. Вскоре послее ее возвращения на Русь туда прибывают царьградские послы и напоминают, что Ольга обещала послать императору дары и воинов в помощь. Ответ княгини звучал едко: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду (бухта Золотой Рог), то тогда дам тебе".

По данным немецких источников, в 959 году Елена (так стала зваться Ольга после крещения) пошла на антивизантийский демарш, отправив послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа и священников. Однако новый византийский император Роман II (959 - 963) поспешил уладить отношения с Русью. Миссия отправленного из Германии епископа Адальберта завершилась ничем, сам он едва унес из Руси ноги, написав в своей хронике, что русы звали к себе представителей латинской церкви "притворно".
Вскоре русский воинский корпус поехал крепить дружбу с Византией. Свой "интернациональный долг" язычники-русы исполнили с честью: в 960-961 годах отбили у мусульман-арабов остров Крит.

За всеми этими перипетиями большой политики может как-то потеряться главный итог жизни Ольги-Елены, с которым она вошла в память потомков. Княгиня была причислена к лику святых как равноапостольная , то есть уподобившаяся в своих трудах апостолам. Помимо нее, православная церковь почитает лишь пять равноапостольных жен (Марию Магдалину, царицу Елену, мучениц Феклу и Апфию, просветительницу Грузии Нину).


И это, видимо, последняя загадка Ольги : ни летопись, ни житие не рассказывают о ее миссионерской деятельности. Она не смогла обратить к Христу даже сына - Святослав остался язычником, хотя и вполне веротерпимым. Внуки Олег и Ярополк под влиянием бабушки склонялись к христианству, но принять крещение не успели, были убиты. Лишь в 1044 году Ярослав Мудрый приказал окрестить их кости...

Антон Карташев считал замечательным то, что Ольга "не превратила своих христианских убеждений в программу политического переворота и захвата власти" , оставаясь любящей матерью и подлинной христианкой. Можно только догадываться, чего это стоило пожилой православной княгине, жившей в языческой стране.

Но, видимо, сам пример личного благочестия княгини действовал вдохновляюще, и народ почитал ее святой задолго до официальной канонизации в 1547 году . Недаром так много по Руси было "Ольгиных крестов" , от которых "знамения и чудеса содевахуся" .

Ольга скончалась 11 июля 969 года .
По словам летописца, она "первой вниде в цесарство небесное от Руси" ...

Впрочем, интересно, что большинство художников изображают княгиню Ольгу вовсе не благостной, хотя и с крестом в руках (все-таки, "равноапостольная", как же без креста!).