Как вычислить пропорцию. Записи с меткой "составление пропорции по условию задачи"

Но не все так сложо и непонятно, как кажется на первый взгляд. Для чего вообще все это нужно? Вот самый распространенный пример.

Допустим, у нас на сайте есть загрузка изображений, и мы хотим, чтобы после загрузки у нас создавалась миниатюрная копия, превьюшка какртинки. Часто это надо для анонса новостей, например. А скрипт требует, чтобы вы задали хотя бы примерные размеры миниатюрного изображения - его ширину и высоту.

Допустим также, что вы уже наметили его ширину, но как быть с высотой? Как высчитать ее та, чтобы картинка казалась более-менее пропорциональной по отношению к исходной.

Формула расчета

Все делается в два этапа:

  • 1 - Делим исходную ширину на требуемую ширину;
  • 2 - Получаем требуемую высоту, поделив исходную высоту на результат деления двух ширин (п.1).

Пример. Возьмем уже всем известные размеры изображений: 1024x768 и 800x600 . Представим, что мы не знаем высоту второй картинки. По формуле получается следующее: 768/(1024/800) = 600 . Это и есть требуемая нам высота.

Если же мы знаем высоту, а нам нужно получить ширину, то необходимо проделать все, как в первой формуле, только наоборот.

Чтобы получить требуемую ширину, нужно:

  • 1 - Делим исходную высоту на требуемую высоту;
  • 2 - Получаем требуемую ширину, поделив исходную ширину на результат деления двух высот (п.1).

То есть, 1024/(768/600) = 800 .

Пропорция в переводе с латинского языка (proportio) обозначает соотношение, выравненность частей, то есть равенство 2-х отношений. Знание вычислять пропорции зачастую бывает нужным в бытовых обстановках.

Инструкция

1. Легкой пример, когда нужно применить познания о решении пропорций: как вычислить 13% от вашей заработной платы – те самые проценты, которые уходят в Пенсионный фонд.

2. Напишите две строчки пропорции. В первой укажите всеобщую сумму зарплаты, которая представляет собой 100%, то есть, скажем, 15 000 (рублей) = 100%.

3. Строчкой ниже обозначьте ту сумму, которую надобно вычислить, знаком «Х», тот, что равен 13%, то есть Х = 13%.

4. Основное качество пропорции звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов. Это значит, что если вы помножите 15 000 на 13, то полученное число будет равняться значению Х, помноженному на 100. То есть перемножая члены пропорции крест накрест, вы получите идентичное значение.

5. Дабы вычислить, чему равен в финальном результате Х, умножьте 15 000 на 13 и поделите на 100. У вас получится, что 13 процентов от вашей зарплаты составляет 1950 рублей, таким образом, на руки вы получаете 15 000 – 1950 = 13 050 рублей чистой зарплаты.

6. Если вам надобно взять для пирога 100 граммов сахарной пудры, а вы знаете, что в одном граненом стакане помещается 140 граммов, составьте следующую пропорцию:100 = Х140 = 1

7. Подсчитайте, чему равен Х.Х = 100 х 1 / 140 = 0,7То есть вам потребуется 0,7 стакана сахарной пудры.

8. Бывает, что надобно вычислить целое, зная только процентную часть. Скажем, вы знаете, что 21 человек на предприятии, а это 5% от всеобщего числа работников, имеют среднее особое образование. Составьте пропорцию, дабы вычислить всеобщее число работников: Х (человек) = 100%, 21 = 5%. 21 х 100 / 5 = 420 человек.

9. Таким образом, записав в две строки имеющиеся данные, значение неведомого члена надобно находить так: помножьте между собой те члены пропорции, которые оказываются рядом и сверху незнакомого и поделите полученное число на значение, которое находится по диагонали от неведомого.А=БС=ДА = Б х С / Д; Б = А х Д / С; С = А х Д / Б; Д = С х Б / А

В геометрии существует несколько видов диагоналей. Диагональю именуется отрезок, тот, что соединяет две не соседние (не принадлежащие одной стороне либо одному ребру) вершины многоугольника либо многогранника. Различают так же диагонали граней, рассматриваемых как многоугольники и пространственные диагонали, соединяющие вершины различных граней многогранника. Существуют фигуры, у которых все диагонали равны между собой. На плоскости это верный пятиугольник и квадрат, в пространстве – положительный октаэдр.Зная длины сторон положительного многоугольника либо длины рёбер положительного многогранника дозволено вычислить длину всякий диагонали.

Инструкция

1. В любом верном многоугольнике углы равны между собой и вычисляются по формуле?? = (N — 2) * 180?/N, где?? – всякий из углов положительного многоугольника, N – число вершин.Зная углы при вершинах многоугольника, его диагонали дозволено вычислить, применяя теорему косинусовBE = v(AB? + AE? – 2 * AB * AE * cos??)

2. Если число вершин огромнее пяти, то для вычисления диагоналей, которые соединяют вершины, лежащие на различных сторонах дозволено воспользоваться той же теоремой косинусов для вычисления углов образующихся треугольников. Скажем, в шестиугольнике ABCDEF, для нахождения диагонали BE, нужно вычислить диагональ CE, после этого по той же теореме косинусов вычислить угол??, тогда?? = ?? — ??. Таким образом,BE = v(BC? + CE? – 2 * BC * CE * cos??).

Видео по теме

Обратите внимание!
Для вычисления пространственной диагонали многогранника, нужно возвести сечение, содержащее эту диагональ, вычислить углы при вершинах этого сечения, рассматривая сечение как плоский многоугольник. Тогда диагональ дозволено рассчитать по приведённой выше схеме.

Что представляет собой пропорция? С математической точки зрения, пропорция – это равенство 2-х отношений. Все части пропорции являются взаимозависимыми, а их итог непоколебим.

Вам понадобится

  • — Учебник алгебры за 7 класс.

Инструкция

1. Числа, которые находятся по краям равенства, именуются крайними. Соответственно, те, что находятся в середине – средними. Основным свойством пропорции является то, что крайние и средние части равенства дозволено перемножать между собой. Возьмите пропорцию 6:3=8:4. Перемножьте между собой крайние части, получится 6*4=24, произведение средних частей тоже будет равным 24. Отсель итог: произведение одних частей пропорции должно быть равно произведению других частей (крайние = средние).

2. Возьмите это качество пропорции на вооружение, вычислите незнакомый член уравнения x:4=15:3. Для того, дабы обнаружить неведомую часть пропорции, воспользуйтесь правилом равнозначности крайних и средних частей. Запишите это уравнение так: x*3=4*15. Решив это уравнение, вы получите правильную пропорцию.

3. Если пропорция состоит из огромных либо дробных чисел, ее дозволено упростить. Уменьшите оба члена отношения на идентичное число раз. Дабы не случилось нарушения пропорции, сделайте так: 40:10=60:15. Увеличьте оба члена отношения в три раза (120:30=60:15) либо уменьшите части второго отношения (40:10=12:3). Обе пропорции будут положительными.

4. Увеличивайте либо сокращайте пропорции только в идентичное число раз. Получив упрощенные реформирование, вы освобождаете пропорцию от дробных членов и упрощаете уравнение. Возьмите пример: 200:25=56:х. Дабы не исполнять вычисление с огромными числами, поделите их на одно и то же число. Если за это число взять 25, уравнение примет дальнейший вид: 8:1=56:х. Неведомую часть этой пропорции дозволено определить в уме, не прибегая к трудным вычислениям.

5. Части пропорций дозволено переставлять. Возьмите пропорцию 3:5=12:20. Переставьте крайние части (20:5=12:3), допустима и одновременная перегруппировка всех частей (20:12=5:3). Все пропорции будут правильными. Так из одной пропорции вы получите несколько, и все они будут положительными.

Обратите внимание!
Перегруппировка частей пропорций местами комфортна при решении задач.

Полезный совет
Основное качество всех пропорций: ab = bc.

В математике пропорцией называют равенство 2-х отношений. Для всех ее частей характерна взаимозависимость и постоянный итог. Довольно разглядеть один пример, дабы осознать тезис решения пропорций.

Инструкция

1. Изучите свойства пропорций. Числа по краям равенства называют крайними, а находящиеся посередине – средними. Основное качество пропорции заключается в том, что средние и крайние части равенства могут быть перемножены между собой. Довольно взять пропорцию 8:4=6:3. Если перемножить крайние части между собой, получится 8*3=24, как и при умножении средних чисел. Это обозначает, что произведение крайних частей пропорции неизменно равно произведению ее средних частей.

2. Возьмите на вооружение основное качество пропорции, дабы вычислить неведомый член в уравнении x:4=8:2. Для нахождения незнакомой части пропорции следует воспользоваться правилом равнозначности средних и крайних частей. Запишите уравнение в виде x*2=4*8, то есть x*2=32. Решите это уравнение (32/2), вы получите недостающий член пропорции (16).

3. Упростите пропорцию, если она состоит из дробных либо крупных чисел. Для этого поделите либо умножьте оба ее члена на идентичное число. Скажем, комбинированные части пропорции 80:20=120:30 дозволено упростить, поделив ее члены на 10 (8:2=12:3). Вы получите эквивалентное равенство. То же самое будет, если вы увеличите все члены пропорции, скажем, на 2, таким образом 160:40=240:60.

4. Испробуйте переставить части пропорций. К примеру, 6:10=24:40. Поменяйте местами крайние части (40:10=24:6) либо же единовременно сделайте перегруппировку всех частей (40:24=10:6). Все полученные пропорции будут эквивалентными. Так вы сумеете получить несколько равенств из одного.

5. Решите пропорцию с процентами. Запишите ее, скажем, в виде: 25=100%, 5=x. Сейчас необходимо перемножить средние члены (5*100) и поделить на знаменитый крайний (25). В результате получается, что x=20%. Таким же образом дозволено перемножать знаменитые крайние члены и разделять их на имеющийся средний, получая желанный итог.

Для решения большинства задач в математике средней школы необходимо знание по составлению пропорций. Это несложное умение поможет не только выполнять сложные упражнения из учебника, но и углубиться в саму суть математической науки. Как составить пропорцию? Сейчас разберем.

Самым простым примером является задача, где известны три параметра, а четвертый необходимо найти. Пропорции бывают, конечно, разные, но часто требуется найти по процентам какое-нибудь число. Например, всего у мальчика было десять яблок. Четвертую часть он подарил своей маме. Сколько осталось яблок у мальчика? Это самый простой пример, который позволит составить пропорцию. Главное это сделать. Изначально было десять яблок. Пусть это 100%. Это мы обозначили все его яблоки. Он отдал одну четвертую часть. 1/4=25/100. Значит, у него осталось: 100% (было изначально) - 25% (он отдал) = 75%. Эта цифра показывает процентное отношение количества оставшихся фруктов к количеству имевшихся сначала. Теперь у нас есть три числа, по которым уже можно решить пропорцию. 10 яблок - 100%, х яблок - 75%, где х - искомое количество фруктов. Как составить пропорцию? Необходимо понимать, что это такое. Математически это выглядит так. Знак равно поставлен для вашего понимания.

10 яблок = 100%;

x яблок = 75%.

Оказывается, что 10/x = 100%/75. Это и есть основное свойство пропорций. Ведь чем больше x, тем больше процентов составляет это число от исходного. Решаем эту пропорцию и получаем, что x=7,5 яблок. Почему мальчик решил отдать нецелое количество, нам неизвестно. Теперь вы знаете, как составить пропорцию. Главное, найти два соотношения, в одном из которых есть искомое неизвестное.

Решение пропорции часто сводится к простому умножению, а потом к делению. В школах детям не объясняют, почему это именно так. Хотя важно понимать, что пропорциональные отношения есть математическая классика, сама суть науки. Для решения пропорций необходимо уметь обращаться с дробями. Например, часто приходится переводить проценты в обыкновенные дроби. То есть запись 95% не подойдет. А если сразу написать 95/100, то можно провести солидные сокращения, не начиная основного подсчета. Сразу стоит сказать, что если ваша пропорция получилась с двумя неизвестными, то ее не решить. Никакой профессор вам здесь не поможет. А ваша задача, скорее всего, имеет более сложный алгоритм правильных действий.

Рассмотрим еще один пример, где нет процентов. Автомобилист купил 5 литров бензина за 150 рублей. Он подумал о том, сколько он бы заплатил за 30 литров топлива. Для решения этой задачи обозначим за x искомое количество денег. Можете самостоятельно решить эту задачу и потом проверить ответ. Если вы еще не поняли, как составить пропорцию, то смотрите. 5 литров бензина - это 150 рублей. Как и в первом примере, запишем 5л - 150р. Теперь найдем третье число. Конечно, это 30 литров. Согласитесь, что пара 30 л - х рублей уместна в данной ситуации. Перейдем на математический язык.

5 литров - 150 рублей;

30 литров - х рублей;

Решаем эту пропорцию:

x = 900 рублей.

Вот и решили. В своей задаче не забудьте проверить на адекватность ответ. Бывает, что при неправильном решении автомобили достигают нереальных скоростей в 5000 километров в час и так далее. Теперь вы знаете, как составить пропорцию. Также вы сможете ее решить. Как видите, в этом нет ничего сложного.

С точки зрения математики, пропорцией является равенство двух отношений. Взаимозависимость характерна для всех частей пропорции, также как и их неизменный результат. Понять, как составить пропорцию можно, ознакомившись со свойствами и формулой пропорции. Чтобы разобраться с принципом решения пропорции, достаточным будет рассмотреть один пример. Только непосредственно решая пропорции, можно легко и быстро обучиться этим навыкам. А данная статья поможет читателю в этом.

Свойства пропорции и формула

  1. Обращение пропорции. В случае, когда заданное равенство выглядит как 1a: 2b =3c: 4d, записывают 2b: 1a = 4d: 3c. (Причем 1a, 2b, 3c и 4d являются простыми числами, отличными от 0).
  2. Перемножение заданных членов пропорции крест-накрест. В буквенном выражении это имеет такой вид: 1a: 2b = 3c: 4d, а запись 1a4d = 2b3c будет ему равносильна. Таким образом, произведение крайних частей любой пропорции (числа по краям равенства) всегда является равным произведению средних частей (чисел, расположенных посредине равенства).
  3. При составлении пропорции может пригодиться и такое её свойство, как перестановка крайних и средних членов. Формулу равенства 1a: 2b = 3c: 4d, можно отобразить такими вариантами:
    • 1a: 3c = 2b: 4d (когда переставляют средние члены пропорции).
    • 4d: 2b = 3c: 1a (когда переставляют крайние члены пропорции).
  4. Прекрасно помогает в решении пропорции её свойство увеличения и уменьшения. При 1a: 2b = 3c: 4d, записывают:
    • (1a + 2b) : 2b = (3c + 4d) : 4d (равенство по увеличению пропорции).
    • (1a – 2b) : 2b = (3c – 4d) : 4d (равенство по уменьшению пропорции).
  5. Составить пропорцию можно сложением и вычитанием. Когда пропорция записана как 1a: 2b = 3c: 4d, тогда:
    • (1a + 3с) : (2b + 4d) = 1a: 2b = 3c: 4d (пропорция составлена сложением).
    • (1a – 3с) : (2b – 4d) = 1a: 2b = 3c: 4d (пропорция составлена вычитанием).
  6. Также, при решении пропорции, содержащей дробные или большие числа, можно разделить или умножить оба её члена на одинаковое число. К примеру, составные части пропорции 70:40=320:60, можно записать так: 10*(7:4=32:6).
  7. Вариант решения пропорции с процентами выглядит так. К примеру, записывают, 30=100%, 12=x. Теперь следует перемножить средние члены (12*100) и разделить на известный крайний (30). Таким образом, получается ответ: x=40%. Подобным способом можно при необходимости совершать перемножение известных крайних членов и делить их на заданное среднее число, получая искомый результат.

Если Вас интересует конкретная формула пропорции, то в самом простом и распространенном варианте пропорция представляет собой такое равенство (формулу): a/b = c/d, в нем a, b, c и d являются отличными от нуля четырьмя числами.

Сегодня мы продолжаем серию видеоуроков, посвященных задачам на проценты из ЕГЭ по математике. В частности, разберем две вполне реальных задачи из ЕГЭ и еще раз убедимся, насколько важно внимательно читать условие задачи и правильно его интерпретировать.

Итак, первая задача:

Задача. Только 95% и 37 500 выпускников города правильно решили задачу B1. Сколько человек правильно решили задачу B1?

На первый взгляд кажется, что это какая-то задача для кэпов. Наподобие:

Задача. На дереве сидело 7 птичек. 3 из них улетело. Сколько птичек улетело?

Тем не менее, давай все-таки сосчитаем. Решать будем методом пропорций. Итак, у нас есть 37 500 учеников — это 100%. А также есть некое число x учеников, которое составляет 95% тех самых счастливчиков, которые правильно решили задачу B1. Записываем это:

37 500 — 100%
X — 95%

Нужно составить пропорцию и найти x . Получаем:

Перед нами классическая пропорция, но прежде чем воспользоваться основным свойством и перемножить ее крест-накрест, предлагаю разделить обе части уравнения на 100. Другими словами, зачеркнем в числителе каждой дроби по два нуля. Перепишем полученное уравнение:

По основному свойству пропорции, произведение крайних членов равно произведению средних членов. Другими словами:

x = 375 · 95

Это довольно большие числа, поэтому придется умножать их столбиком. Напоминаю, что пользоваться калькулятором на ЕГЭ по математике категорически запрещено. Получим:

x = 35 625

Итого ответ: 35 625. Именно столько человек из исходных 37 500 решили задачу B1 правильно. Как видите, эти числа довольно близки, что вполне логично, потому что 95% тоже очень близки к 100%. В общем, первая задача решена. Переходим к второй.

Задача на проценты №2

Задача. Только 80% из 45 000 выпускников города правильно решили задачу B9. Сколько человек решили задачу B9 неправильно?

Решаем по той же самой схеме. Изначально было 45 000 выпускников — это 100%. Затем из этого количества надо выбрать x выпускников, которые должны составить 80% от исходного количества. Составляем пропорцию и решаем:

45 000 — 100%
x — 80%

Давайте сократим по одному нулю в числителе и знаменателе 2-й дроби. Еще раз перепишем полученную конструкцию:

Основное свойство пропорции: произведение крайних членов равно произведению средних. Получаем:

45 000 · 8 = x · 10

Это простейшее линейное уравнение. Выразим из него переменную x :

x = 45 000 · 8: 10

Сокращаем по одному нулю у 45 000 и у 10, в знаменателе остается единица, поэтому все, что нам нужно — это найти значение выражения:

x = 4500 · 8

Можно, конечно, поступить так же, как в прошлый раз, и перемножить эти числа столбиком. Но давайте не будем сами себе усложнять жизнь, и вместо умножения столбиком разложим восьмерку на множители:

x = 4500 · 2 · 2 · 2 = 9000 · 2 · 2 = 36 000

А теперь — самое главное, о чем я говорил в самом начале урока. Нужно внимательно читать условие задачи!

Что от нас требуется узнать? Сколько человек решили задачу B9 неправильно . А мы только что нашли тех людей, которые решили правильно. Таких оказалось 80% от исходного числа, т.е. 36 000. Это значит, что для получения окончательного ответа надо вычесть из исходной численности учеников наши 80%. Получим:

45 000 − 36 000 = 9000

Полученное число 9000 — это и есть ответ к задаче. Итого в этом городе из 45 000 выпускников 9000 человек решили задачу B9 неправильно. Все, задача решена.