Как устроены средневековые витражи. История стекла

Сложно представить современный архитектурный дизайн без светопрозрачных конструкций. По пятницам портал ОКНА МЕДИА будет знакомить своих читателей с истоками стекольного мастерства в разных странах. Сегодня в центре нашего внимания средневековый витраж: «говорящее» цветное стекло в часовне Сан-Шапель и Шартрском кафедральном соборе во Франции.

Витраж как Библия Средневековья

Фото: пламенеющая готика. Роза в западном портале часовни Сен-Шапель

В переводе с латинского vitrum переводится буквально – стекло. Во французском языке слово приобретает спецификацию: vitre означает не любое стекло, а стекло оконное. Именно это значение образует содержание понятия витраж: это произведение из цветного стекла, предназначенное для заполнения проема в каком-либо архитектурном сооружении и пропускающее свет.

Двойственная природа витража – разделять пространство и делать границу незримой – как нельзя лучше выразила средневековую христианскую философию неслиянности и нераздельности земного и небесного, и потому изготовление витражей нашло столь широкое применение именно в европейском храмовом искусстве. Витраж воплощал идею трансформации скудной земной жизни в божественное царство и действия божественной благодати на земное: темные цветные стекла внутри романских и готических соборов, капелл и церквей неожиданно вспыхивали ярким разноцветным пламенем под воздействием яркого солнечного света, рассказывая о самых важных моментах Священной истории.

Витражи также часто называли «библией для бедняков». До появления печатного станка рукописи Старого и Нового Завета были доступны лишь горстке монахов и королям. Население средневековой Европы в большинстве своем не владело грамотой, месса на латинском языке была почти не доступна для понимания простым мирянам, и витраж служил своеобразным «стеклянным комиксом» для необразованных прихожан. В красочной и эмоциональной манере под величественные звуки органа стекло повествовало об истории древних пророков, Иисуса, Девы Марии, апостолов и святых. Трудно переоценить впечатление, производимое таким ансамблем на человека эпохи Средневековья, практически постоянно живущего в полумраке готического города с узкими улицами, освященными лишь смоляными факелами.

Изготовление витражей как храмовое искусство Европы: Сен-Шапель



Часовня Сен-Шапель построена в 13 веке в самом сердце Парижа, на территории Королевского Дворца Консьержери, где позднее обосновался Дворец Правосудия, на острове Сит`э, который с высоты напоминает маленькую лодочку в волнах огромного города. Капелла обладает самым полным на сегодняшний день собрание витражного искусства 13 века. Пятнадцать композиций из цветного стекла последовательно рассказывают о главных библейских событиях в соответствии с содержанием старозаветных книг и Нового Завета. Начиная от северной стены и по часовой стрелке посетитель может «прочесть» Бытие, Исход, Числа, Книгу Иисуса Навина, Книгу Судей Израилевых, Книгу пророка Исайи и Иессеево Древо, историю Святого Иоанна Богослова и детства Христа, историю страстей Христовых, о Святом Иоанне Крестителе, Книгу пророка Даниила, Книгу пророка Иезекииля, Книги Иудифи и Иова, Книгу Есфири и Книгу Царств. Над ложей короля архитекторы предусмотрительно разместили витражные изображения библейских царей Давида и Соломона.



Поражает тщательность и скорость, с которой собирались стеклянные картины-повествования в часовне. Капелла была построена архитектором Пьером де Монтрейлем в рекордные для Средневековья сроки – всего за шесть лет, с 1242 по 1248 годы. Став обладателем бесценных христианских реликвий, добытых в очередном Крестовом походе на Константинополь – Тернового венца, окрапленного кровью Христа, копья Лонгина, которое пронзило ребра Иисуса и частицей Животворящего Древа, на котором был распят Спаситель, - король Франции Людовик Святой повелел возвести достойное хранилище этим ценностям, или реликварий, как его называли в те времена. Так появилась Святая Капелла, очень скромная в размерах, но бесконечная в своем содержании, в том числе в сфере достижений строительного искусства.Капелла построена из светлого песчаника. Ее длина всего 35 метров, ширина 17 м, а высота 43 метра. Шпиль капеллы украшает фигура Архангела Михаила. При возведении храма использовались передовые для 13 века технологии, например, масштабные металлические крепления, которые стали активно применяться в строительстве только в 20 веке.



Изготовление витражей достигло здесь небывалого уровня филигранности. Витражи занимают более 600 м2 общей площади здания. Большая их часть выполнена из стекла насыщенного красного и синего цветов. Кульминация библейского рассказа – образ Апокалипсиса – заключен в витраж диаметром 9 метров с витиеватым романским узором на западном портале капеллы. Эта работа датируется 15 веком. До нашего времени капелла прошла череду реставраций и утратила примерно одну треть аутентичных витражей. Основной урон картинам из стекла нанесли 18 век и эпоха Революции: в целях лучшего освещения внутреннего пространства церкви часть витражей из окон была просто удалена и заменена обычными стеклами. Сегодня витражи восстановлены. Однако сами реликвии, ради которых строилась церковь, перенесены в Собор Парижской Богоматери, и сейчас Капелла существует как светское музейное здание.

Цветное стекло в монументальной архитектуре Шартра

Монументальный собор в Шартре, рассчитанный на большое количество прихожан, был возведен почти одновременно с камерной придворной парижской Сен-Шапель и освящен в присутствии Людовика IX и членов королевской семьи в 1260 году. Время почти не тронуло его величественные своды. За все время своего 800-летнего существования собор ни разу не реставрировался и не перестраивался, и сегодня мы видим это прекрасное творение романской архитектуры практически таким же, как жители средневековой Франции.


Фото: величественные своды Шартр а

Площадь витражей в Соборе составляет 2000 м2 и традиционно изображает события Ветхого и Нового Завета. В убранстве храма использовано 10 000 скульптурных изображений. Как и любой собор романо-готического периода, Собор в Шартре - это книга, буквы которой сотворены в виде символических изображений из камня и стекла. Колонны, порталы, нефы, витражи, сам общий план собора в виде креста – каждая деталь здания становится словом обширного христианского повествования. Интересны смысловые переклички между напольными и витражными изображениями, предусмотренные архитекторами храма. Символический лабиринт, выложенный на полу от входа к алтарной части, изображает витиеватый путь верующего к Богу. Его диаметр совпадает с диаметрами трех огромных витражных роз на стенах собора.


Две башни здания представляют две эпохи средневекового искусства: правая знаменует лаконичный романский стиль, а левая – т. н. пламенеющую готику, изобилующую множеством декоративных деталей. В 16 веке южный фасад собора дополнили астрономические часы, показывающие фазы Луны, знак Зодиака и время восхода и заката Солнца.


Витражные ансамбли Шартра создавались веками. Интересны они тем, что представляют не только библейские, но и светские сюжеты и образы. Связано это со статусом заказчиков. Изготовление витражей в Шартре в разное время спонсировалось не только священнослужителями, но и зажиточными горожанами: представителями ремесленных цехов и гильдий. Естественным желанием меценатов было запечатлеть свой труд в композициях собора. Благодаря этому сегодня наш взгляд приковывают разнообразные бытовые фрагменты в общем священном контексте витражных картин: аптекари, тщательно проверяющие состав эликсиров в «Чудесах св. Николая», плотники и колесники, орудующие топорами на витраже с «Историей Ноя», кузнецы, которые меняют подковы лошадям в сцене искупления грехов.


Один из наиболее крупных витражных ансамблей храма - пояс из 68 семиметровых витражных окон, изображающих различные моменты Священной истории. Самый знаменитый витраж Шартра - Notre Dame de la Belle Verrere дословно переводится как Богородица из красивого стекла. Общее впечатление от Шартрского собора ярко описал Жан Вийет: "когда солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушеванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели. В серую погоду вся церковь наполняется голубоватыми мерцаниями, придающими большую глубину перспективе, сводам - больше таинственности".

Обилие архитектурных деталей в их причудливой взаимосвязи не перестает порождать исследовательский интерес к символической стороне «загадочных» конструкций Сен-Шапель и кафедрального собора в Шартре.

Чтобы в полной мере оценить красоту и хотя бы отчасти постичь смысл внутреннего убранства этих средневековых шедевров, особенно, витражей в их полном великолепии, несомненно, стоит вооружиться кратким историческим справочником и отправиться на экскурсию в яркий солнечный день, когда красно-синие блики стекол рисуют свой неповторимый узор на каменных стройных колоннах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Витраж как вид искусства. История витража в Европе и в России. Современное применение витража в метро (конец XX века). Стили и техники витража. Современные направления и приемы работы в технике витража. Витражи Тиффани (технология выполнения работ).

    курсовая работа , добавлен 06.04.2014

    Прикладное творчество как одно из видов художественного творчества. Художественное начало в прикладном искусстве. Технология способов изготовления витражей. Техника витража из сколотого или литого стекла, скрепляемого цементом. Техника ложного витража.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2011

    Особенности готического стиля. Значение деятельности аббата Сугерия из Аббатства Сен-Дени. Особенности мировоззрения и эстетические категории. Основная сюжетика витража. Готические витражи Франции, Германии и Англии. Технология изготовления витража.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2011

    Исторический путь возникновения и развития основных видов изобразительного искусства. Изучение техники исполнения современных разновидностей монументальной живописи - граффити, мозаики, витража. Описание тонкостей выполнения масляной настенной картины.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2011

    История возникновения и развития витражного искусства. Классификация техник, применяемых для изготовления витражей. Преимущества и недостатки изготовления пленочных витражей Decra Led. Характеристика оборудования, используемого при изготовлении витражей.

    отчет по практике , добавлен 29.10.2014

    Исторические этапы развития и становления производства и обработки стекла. История развития витражного искусства. Общая характеристика современных направлений и видов техник живописи на стекле. Использование декорированиия стекла в современном интерьере.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2014

    Искусство как одна из форм духовного освоения мира. Роль живописи в жизни человечества. Техника изготовления готического витража. Образцы готического гражданского строительства. Духовное содержание эпохи, ее философские идеи и социальное развитие.

    Краткая история витражного искусства

    Изумительные витражные окна средневековых готических соборов, переливающиеся яркими цветами при дневном свете или загадочно мерцающие в вечернем полумраке, производят на людей неизгладимое впечатление как много лет назад, так и сегодня. Волшебная игра струящегося цвета создает в помещении особую эмоциональную атмосферу, ощущение фантастичности и причастности к неземному. Поскольку интенсивность света постоянно меняется (наличие солнца, время суток, облака и т. п.), то беспокойные блики меняют оттенки, перемещаются, из-за чего кажется, что изображение движется, живет своей жизнью. Скорее всего, именно с данным свойством связаны магическое очарование и иррациональная притягательность витражей для человека. Когда-то ходило предание, что стекло можно изготовить, сплавляя драгоценные камни, которым приписывали сверхъестественную силу. В Средние века было распространено поверье, что с помощью витражей можно защититься от смертельного взгляда василиска.

    История разноцветных стекол насчитывает не 1 тысячелетие. Предполагают, что впервые стекло получили в IV тысячелетии до н. э. в Древнем Египте и Западной Азии. Похожая на стекло непрозрачная глазурь использовалась для нанесения на облицовочные плитки, бусины, посуду. Различные бытовые предметы делали как из привычных материалов типа глины и металла, так и из стекла, заливая его в формы. Предполагается, что в I тысячелетии до н. э. умельцы из Сирии додумались до устройства, которое радикально изменило процесс изготовления стекла: они сконструировали стеклодувную трубку, с помощью которой появилась возможность выдувать полые сосуды, а впоследствии и плоское стекло, вставляемое в окна. С тех пор стеклоделие постоянно развивалось.

    Многие народы Евразии оформляли оконные проемы прорезанными каменными пластинами, деревянными и железными решетками, между прутьями которых были вставлены тонкие пластины мрамора, бумаги, стекла или же ячейки оставались пустыми. Использование для этих целей цветного стекла нельзя причислить к достижениям средневековой Европы, потому что об этом хорошо знали еще в Древнем Риме и в странах Востока.

    Тем не менее именно в европейском Средневековье композициям из отдельных разноцветных кусочков стекла придали символическое значение: на этом поприще потрудились богословы. В результате создание витражей превратились в настоящее искусство, напрямую связанное с культовым зодчеством.

    В соборе Сан Витале в итальянской Равенне были обнаружены стеклянные пластины, заключенные в свинцовую оплетку. Это самый древний из обнаруженных европейских витражей, датируемый VI в. Однотонные (цветные и бесцветные) пластинки комбинировались в раме, формируя орнаментальный узор, который хорошо просматривается на просвет за счет идущей по контурам свинцовой проволоки. Мастера изготовили витраж по мозаичной технологии, поэтому она считается самой древней, по крайней мере в Европе. Несколько позднее витражи стали делать, расписывая оконные стекла красками. Древнейший расписной витраж находится в монастыре Лорш в Германии и представляет собой фрагмент головы Иисуса, созданный в IX–X вв.

    Старейшие витражи с рисунками реальных предметов окружающего мира, фигур можно увидеть в немецком Аугсбургском соборе. Самые первые мастера в качестве краски для нанесения изображений использовали шварцлот, который представлял собой вещество, состоящее из окислов меди и железа с легкоплавким стеклом. Цвет получался в пределах от коричнево-черного до серо-черного. Такую краску мастера применяют и поныне.

    Профессор К. Верман, директор Дрезденской галереи, по поводу витражей в своей книге «История искусств всех времен и народов» в 1904 г. писал: «В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать в отношении декоративной эффектности сравнение с этими рядами расписанных стекол».

    Взлет витражного искусства произошел в XII в. В то время появилось, наверное, 1-е руководство на эту тему – монах Теофил написал трактат, в котором достаточно подробно рассказал о процессе изготовления витражного окна. Сначала стекло следовало варить в особых печах, попутно придавая субстанции требуемую окраску. Потом из этого исходного сырья раскатывали плоский лист, а уже от него с помощью раскаленного железного прута отделяли рельефные пластинки согласно предварительно заготовленному рисунку и располагали их на деревянной доске рядом с эскизом предполагаемого изделия. Оставалось раскрасить стекла в несколько заходов и после каждое обжечь в печи.

    Готовые элементы витража соединяли свинцовой проволокой, спаивая ее концы между собой, и вкладывали получившуюся конструкцию в деревянную, а впоследствии металлическую оконную раму. Таким образом делали комбинированные витражи, совмещавшие в себе мозаику фигурных стекол и разрисованные элементы.

    Надо сказать, что «метод Теофила» не сильно отличается от современного. В общем-то этапы выполняемых работ остались прежними. Конечно, инструменты и материалы несколько усовершенствовались. Например, раскаленный железный прут уже никто не использует, а применяют специальные устройства для резки стекла, а вместо деревянной доски с рисунком – бумажные выкройки.

    Европейский способ изготовления плоского стекла носил название «халявного». Качество изделий было не на высоте – толщина неравномерная, поверхность неровная. К тому же стекло имело явные недостатки: воздушные пузырьки, застывшие в стекле, частички нерасплавившегося песка. Все это явилось результатом несовершенства технологии варки стекла. Как ни странно, но как раз эта «ущербность» придает витражам раннего Средневековья пикантную эффектность. Указанные дефекты непредсказуемым образом преломляют лучи света, из-за чего игра цветов становится более хаотичной, а потому естественной, витраж при этом приобретает вид сверкающей драгоценности. Истинные знатоки своего ремесла умели так изготавливать стекла с неровностями, чтобы получать удивительные переплетения разноцветного света.

    В период с V по X в. более были распространены изделия, состоявшие из стекол чистых насыщенных цветов: красного, белого, синего, пурпурного, зеленого, желтого – и их оттенков. Однако выбор этих цветов не ограничивал мастера – он мог получать различные тона с помощью многослойного стекла, когда стекла разных цветов чередовались наподобие бутерброда. Какие-то участки наложенного стекла обрабатывали для того, чтобы проступил цвет нижележащего слоя.

    Витражи с наложенными разноцветными стеклами можно увидеть в Шартрском соборе во Франции. В этом здании имеются оконные стекла, в которых количество перемежающихся красных и бесцветных слоев достигает 27. Естественно, что оттенки света, проникающего сквозь подобный массив, становятся уникальными благодаря изысканным нюансам оттенков.

    Люди Средневековья вполне оправданно сравнивали окна готических соборов с ювелирными украшениями. В соборе монастыря Сен Дени в Париже находятся витражи, о которых говорили: «Чистое золото, изобилие гиацинтов, изумрудов и драгоценных камней». Они долгое время оставались идеалом красоты и примером для подражания. Первый образец архитектурной готики, церковь Сен Дени (закончили в 1144 г.) стала воплощением философских воззрений настоятеля монастыря – аббата Суггерия. Именно он соединил мистическую интерпретацию света с практическими нуждами храмового строительства. При этом начальник хотел, чтобы стены стали полупрозрачными путем замены их большими окнами с цветными витражами. Настоятель считал освещение и изображения на окнах очень важными, а созерцание витражей причислял к одному из духовных способов самосовершенствования, движения от «материального к имматериальному, от телесного к духовному, от человеческого к божественному». Под конец XII в. примеру монастыря Сен Дени последовали и другие храмы по всей Европе.

    В работах средневековых богословов архитектура храма как выражение небесного царства на земле приобрела символическое значение. Неудивительно, что каждому элементу строения присвоили определенный смысл: боковые стены воспринимались образами Ветхого и Нового Заветов; столбы и колонны, поддерживающие крышу, – символами апостолов и пророков; а порталы являлись преддверием рая. В этом ряду символических интерпретаций свое место занял свет витражей, который, по убеждениям теологов, олицетворял свет христианского знания. Гонорий Отенский писал: «Ясные окна, от непогоды охраняющие и свет приносящие, суть отцы церкви, светом христианской доктрины буре и ливню ереси противостоящие. Стекла оконные, лучи света пропускающие, есть дух отцов церкви, божественные вещи во тьме будто в зеркале созерцающий».

    Параллельное развитие искусства витража и стилистики средневекового культового зодчества миновало все основные этапы, начиная от романской архитектуры и заканчивая «пламенеющей» (поздней) готикой. В это время в основных европейских государствах (Великобритании, Франции, Германии) были созданы самые примечательные памятники витражного искусства, чьи цветные горящие окна и сейчас поражают людей.

    Обычно витражи готических соборов составляли из большого количества мелких самодостаточных композиций, размещенных в своей ячейке переплета оконной рамы. Все части мозаики объединялись одной тематикой, хотя и дробились на множество небольших подсюжетов. В значительной степени это обусловливалось определенными техническими сложностями: технология изготовления плоского окна до XIV в. не позволяла делать большие стекла, а структура из множества отдельных элементов придавала конструкции необходимую жесткость.

    К XIV в. мастера-стеклоделы научились производить более качественное бесцветное стекло, площадь листа которого увеличилась, и соответственно появился дополнительный простор для художников. Количество свинцовых «соединителей» отдельных частей витража друг с другом сократилось, и изображения стали более целостными. Заметно разнообразнее стали и используемые для живописи краски. Например, появился способ покрытия стекла окислами серебра (краска «серебряная золотая»), благодаря которому стекло становилось желто-золотистым. Красили как бесцветное, так и уже цветное стекло, которое приобретало специфические цвета и оттенки. Большую популярность приобрела гравировка – с помощью особого колесика на поверхности стекла вырезали узоры, что вдвойне эффектно смотрелось на многослойном стекле. Подобные достижения привели к тому, что в XV в. люди чаще стали выбирать не цветное стекло ярких и сочных тонов, а бесцветное с многоцветным орнаментом.

    В изготовлении витражей все более распространенными становились приемы традиционной живописи, тогда как контурная линия выходила из моды, теряла свою силу и выразительность, сделавшись мягкой, трансформировалась в 1 из «живописных» средств. Искусные мастера эпохи Возрождения наносили на стекло великолепные картины, благополучно решая вопросы перспективы, объемности форм и реалистичности запечатленных образов. В это время витражи использовали уже не только в культовых зданиях, но и в светских строениях, например в ратушах и дворцах.

    До XVI столетия от Рождества Христова стекла в жилых домах были большой редкостью, что неудивительно, учитывая их высокую стоимость и малодоступность. Переломным моментом стало изобретение в XVI в. лунного способа изготовления плоского стекла, основанного на методе выдувания. Правда, несмотря на то что такое стекло отличалось гладкостью и прозрачностью, его качество все равно было не на высоте.

    Лунный способ изготовления стекла заключался в следующем: сначала выдували шар, потом придавливали его, ко дну прикрепляли ось (что-то вроде палки), получая своего рода круглый столик с ножкой.

    При быстром вращении вокруг оси центробежная сила превращала придавленный шар в плоский диск. Его отделяли от ножки и отжигали. При этом в центре диска оставалось утолщение, называемое «пупком».

    Витражное искусство распространилось на всю Европу и повсеместно использовалось в Италии, Франции, Испании, Германии, Великобритании, Фландрии, Швейцарии. Появилась мода на маленькие панно (кабинетные витражи), которые размещали на стене перед окном. Обычно сюжетами для них служили фамильные гербы или события из жизни заказчика.

    В то же время начинается некий спад развития витражного искусства. Дело в том, что во второй половине XVI в. в Европе вспыхнули религиозные войны; естественно, в этих условиях мало кто заботился о сохранении старых витражей, а новые просто не заказывали. Там, где возобладали идеи Реформации (Великобритания, Нидерланды), т. е. общественного движения против католической церкви, традиции религиозно-исторического витража прервались, но повысился спрос на витражи светской тематики (как правило, геральдической), которую использовали и в ратушах, и в храмах. Страны победившего католичества (Италия, Франция, Испания) тоже не избежали серьезных перемен: в архитектуру Ренессанса вернулась мода на античные формы, в которые не слишком вписывались витражи.

    XVII в. ознаменовал окончательный спад витражного искусства. Бурное развитие науки и рациональной философии, оказывавших подавляющее влияние на мировоззрение той эпохи, привело к тому, что создание разноцветных окон практически забросили. Было трудно найти кого-нибудь, кто бы занимался изготовлением композиций из расписных стекол. В такой обстановке, естественно, многие секреты мастерства были утеряны, оборвалась преемственность знаний и умений.

    В эпоху Просвещения оперировали категориями Разума и Света, однако во 2-м случае имелся в виду изъясняющий свет научного знания, а не божественного сияния. Стремясь сделать внутреннее пространство зданий более светлым, энтузиасты намеренно разрушали готические и ренессансные витражи, вставляя вместо них бесцветное стекло.

    Поскольку история всегда повторяется, то в эпоху романтизма (конец XVIII – начало XIX в.) у европейцев снова пробудился интерес к витражам. Под господствовавшие настроения идеально подходили средневековые разноцветные окна с их выразительностью и чувственностью. Причем художественную ценность витражей оценили позднее, а сначала романтикам понравилась атмосфера в соборах во время церковных служб, когда звуки органа сливались с трепещущим в цветных лучах воздухом. Вот такое синтезированное восприятие музыки, цвета и света привело к зарождению в XIX в. специфического направления художественного поиска.

    Средневековье и философия неоплатонизма сыграли решающую роль в воскрешении витражного искусства. Сначала его восстановили в Англии в конце XVIII в., где предпочтение отдавали не мозаичным, а живописным конструкциям на цельном куске стекла. Каждая художественная выставка непременно сопровождалась демонстрацией живописи по стеклу. Британцы вспомнили о своей традиции и стали украшать разноцветными окнами дома и кареты. Довольно часто разрисованные стекла не предназначались для окон, а служили своего рода картинами.

    Именно там в русле витражного искусства сформировалась школа исторической живописи, представители которой работали над переводом классических картин на стекло. Бытовало мнение, что транспарантная техника поможет по-новому взглянуть на образцы старой живописи. Эксперименты с витражами оказывали влияние и на традиционную живопись – на холсте стали имитировать эффекты живописи на стекле.

    В начале XIX в. по всей Европе предпринимались попытки наладить изготовление витражей. Умельцы стремились подражать старинным работам, но это получалось плохо, поскольку знания о технологии были утеряны. Изготовление порядком набивших оскомину одних и тех же витражей с изображениями герба мастера вскоре сменились поисками, направленными на открытие новых формул производства разноцветного стекла и составов для росписей. На это ушла вся 1-я половина столетия.

    Самые заметные успехи в изготовлении витражей демонстрировали Франция (Севрская мастерская) и Германия («Заведение живописи на стекле» при крупном фарфоровом предприятии в Мюнхене). С середины XIX в. число витражных мастерских в Европе неуклонно увеличивалось. Ассортимент создаваемых типов витражей мог поразить своим многообразием. Сюда входили имитации средневековых поделок, тем более востребованные в связи с обширными реставрационными мероприятиями по восстановлению больших готических соборов; рисованные картины на стекле, неудержимо стремившиеся избавить окна от перемычек переплета и свинцовых швов, отдавая предпочтение нанесению изображения на крупное полотно стекла, как будто это холст.

    Времена объединения различных взглядов и идей взрастили и развили бесконечное разнообразие художественных и декоративных форм витражного искусства. Что касается сюжетных линий композиций, то здесь все остается более-менее постоянным: аллегорические фигуры в ряду архитектурных декораций, геральдические символы, готические орнаменты.

    В XX в. развитие различных стилей и направлений витражного искусства продолжалось. Совершенствовались приемы и подходы, а Вторая мировая война подтолкнула этот процесс. После окончания военных действий потребовалось восстанавливать множество соборов и других строений, в которых значительное место занимали разноцветные стекла: окна и элементы внутреннего убранства, отдельные предметы, например лампы, абажуры.

    Как никогда, перед художниками раскинулся простор для творчества, и они этим активно пользовались, экспериментируя с материалами и приемами. Образы, реализуемые в витражах, уже не ограничивались обычной для предыдущих веков тематикой. Тут и реализм (люди, животные, растения – все что угодно), и абстракционизм, и пуризм (стремление к точности, ясности, чистоте), и символизм, и плюрализм, овладевший мастерами в конце XX в. и определивший направление развития цветного стекла.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Ваш дом автора Гурова Александра Сергеевна

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА В ВАШЕМ ДОМЕ Произведения изобразительного искусства и скульптуры, а также художественной промышленности и прикладного искусства играют немаловажную роль в художественном оформлении интерьера современного жилища. Картины, небольшие

    Из книги Цветы и деревья, вышитые лентами автора Ращупкина С. Ю.

    Глава 1 История вышивки лентами Вышивка лентами имеет довольно долгую историю, берущую свое начало в Древней Греции, ведь прародительницей ленты можно считать веревку из растительных волокон, которой древние женщины подвязывали свои волосы и одежду. Постепенно эта

    Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

    Из книги Пчеловодство. Большая энциклопедия автора Королев В.

    Краткая характеристика зарубежного пчеловодства Пчеловодство, как и любая отрасль, не может развиваться изолированно, в одной отдельно взятой стране. Родиной основных открытий и изобретений, без которых невозможно представить современное пчеловодство (рамка, рамочный

    Из книги Основы композиции в фотографии автора Дыко Лидия Павловна

    Светопись как средство создания произведений искусства На первый взгляд может показаться, что на пути фотографии к искусству стоят непреодолимые препятствия: помехой выглядит то, что фотоизображение создается с помощью механического инструмента - фотоаппарата,

    Из книги Самоучитель по танцу живота автора Туран Кейли

    История костюма На раннем этапе развития этого танцевального стиля, единственным нарядом было длинное платье широкого кроя, закрывающее шею, руки и ноги. Этот наряд не стеснял движений и не допускал излишних демонстраций частей тела. Голобея – так назывался этот вид

    Из книги Печи для бань и саун своими руками автора Калюжный Сергей Иванович

    Из книги автора

    Из книги автора

    1. История бани Собственно, сама идея – крепко натопить небольшое помещение, изрядно прогреться в нем, а потом окунуться в ледяную воду – пришла в голову людям в незапамятные времена. А теперь сауна в доме – это уже не мода, а для многих – просто привычная вещь. Сауна имеет

    Из книги автора

    Из книги автора

    Виды печей: краткая характеристика и особенности Отопительные печи Отопительные печи используются для обогрева помещения. Они могут быть толстостенными или тонкостенными. Такие печи различаются по теплоотдаче, форме, а также движению дымовых газов.У стандартной

    Как же изготавливали витражи в Средние века? l Оформление оконных проемов из цветного стекла было известно уже в Древнем Риме и восточных странах. Но только в средневековые времена изготовление витражей превратилось в искусство, связанное с культовым зодчеством. В эпоху Средневековья и Возрождения искусство витража получило бурное развитие. Его настоящий расцвет начался с XII века.

    Особенности технологии l В трактате монаха Теофила, относящемся к тому времени, в подробностях описана технология изготовления витражного окна. Стекло варили в специальной печи, одновременно окрашивая его в нужный цвет. Из стекла отливали плоский лист, который потом разрезали на фигурные пластинки согласно подготовленному рисунку. Для разделения на фрагменты использовали раскаленный железный прут. Кусочки стекла раскладывали на деревянной доске по эскизу будущего панно и затем расписывали красками, последовательно обжигая витражное полотно в печи. Элементы будущего витража прочно скрепляли с помощью свинцовой проволоки, спаивая швы. После этого детали изделия помещали в деревянную, а позже – металлическую раму. Так получался витраж.

    Шартрский собор l Один из немногих готических соборов Франции, в котором сохранились почти неизменными витражи с XII-XIII веков, является Шартрский, строительство, которого началось еще в середине X века. В общей сложности в его высоких стрельчатых окнах установлено 146 витражей. В них изображены около 1400 сюжетов на разные темы из истории христианства. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета запечатлены около 100 сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, все знатные лица, которые пожертвовали средства на содержание собора. Эти цветные стеклянные художественные «полотна» занимают площадь около 2600 квадратных метров. Со времен Средневековья они дошли до нашего времени почти нетронутыми.

    l В раннем средневековье витражи собирали из стекол, окрашенных в насыщенные, чистые цвета. Чаще всего использовались желтый, белый, пурпурный, красный, зеленый цвета и их оттенки. Например, некоторые витражи Шартрского собора имеют участки из 27 слоев красного и бесцветного стекла! Проходя через такую толщу слоистого стекла, свет приобретает неповторимые цветовые нюансы. Не зря оконные витражи готических храмов в свое время сравнивались с ювелирными украшениями. Знаменитый Шартрский витраж “Мадонна с младенцем”

    l Сюжетные витражи на евангельские темы появились в раннехристианских романских храмах Франции в X-XII веках. Цветные стекла осторожно вырезались, из них на плоскости составлялось изображение, потом все стекла крепились специальными свинцовыми полосками с углублениями. Чем выше поднимались потолки храмов, тем выше делались витражи, тем праздничней и нарядней становилось внутри храма.

    Кёльнский собор Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Игра света, проникающего через витраж, уводила мирян от всего конкретного, земного, вела к неосязаемому, светозарному. Витраж как бы приглушал телесность, выразительность, конкретность образов готической пластики. Светоносность внутреннего пространства собора как бы лишала материю непроницаемости, одухотворяла ее.


    Витраж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.


    Изготавливается изделие из бесцветных стекол, цветных, либо с росписью по стеклу специальными красками, либо без них. Вариантов много, как и много техник работ по созданию витражей.


    Зачем нужен витраж? Это прелестное украшение и художественное яркое решение для любого интерьера, это оригинальный заменитель стекла и одновременно возможность, не упускать солнечного света, оставаясь спрятанным от чужого внимания.


    История витражей начинается глубоко в древности, и,как бы случайно. Но ее дальнейшее развитие показало, что эта оригинальная находка таит в себе бездну потенциальных открытий и применений. Сначала витражное искусство используется в церквях, храмах, дворцовых зданиях. Но позднее интерес к витражам проявляется и со стороны светского общества.

    Изначально стекла вставлялись в проемы, затем появляются первые мозаичные картины. Вырезались куски цветного стекла, которые вставлялись в оправу из металла, а уже саму оправу водружали на место предполагаемого витража. Оправа представляла собой некий узор, как правило, это был геометрический орнамент или изображения растений. Для больших окон или проемов выбирались краски более темных и насыщенных окрасок, нежели для небольших оконцев.


    Когда витраж стал популярен, начались эксперименты мастеров с красками, в процессе которых выяснилось, что стекла могут быть окрашены и интенсивнее. В период 9-10 веков нашли новый способ окрашивания стекол обжигом, что в свою очередь положило начало живописи по стеклу.

    Прелесть витражей и мозаичных панно заключается не только в том, что это сделано из стекла, но и в том, что картина, созданная таким образом, никогда не изменить своих ярких красок и очертаний. А игра льющегося или затухающего света и бликов на такой картине всегда будут будоражить воображение.

    Витраж возник в эпоху христианского храмового строительства. До этого древние римляне и греки выкладывали мозаики стен и полов из непрозрачного стекла. Основой христианского храма стал базилик - тип общественного здания, у храма были оконные проемы, этим он отличался от античного, их закрывали витражами.


    Во второй половине пятнадцатого века придумали технологию создания прозрачного стекла в Венеции. С тех пор витраж стал полноправной частью интерьеров. На витражах изображались сцены из Библии, он стал олицетворять христианскую мифологию.

    Важными ступенями в развитии искусства витража была цветовая палитра, и каждый новые цвет, оттенок и эксперимент, который удачно заканчивался, становился еще одним маленьким завоеванием мастеров витражей и мозаичистов. Все это происходило на фоне относительно небольших успехов в стекловарении, которое долго добивалось успехов и не дотягивало до намеченных целей.

    Палитра, которой пользовались мастера еще с времен средневековья, поражала своим богатством и разнообразием. Шесть цветов, основных, и их оттенки: синий, желтый, красный, белый, зеленый и пурпурный. Кроме шести вышеназванных основных существовали и многие оттенки каждого из них. Самым популярным, любимым художниками цветом, был пурпурный. Чаще всего оттенки пурпурного использовались для передачи цвета тел на сюжетных рисунках - это пурпурный неяркий оттенок. Само стекло в его бесцветном состоянии содержало некоторый оттенок. Например, не слишком яркий, но заметный желтый оттенок, отдававший голубизной, «морской» оттенок, перламутровый и немного зеленоватый.

    Витражи и история их развития очень тесно связаны со стилем готики, развитым в средние века во множестве стран. Готика преимущественно коснулась храмовой архитектуры и дворцовых построек. Готика - это строгие религиозные храмы со шпилями, уходящими стрелой в голубое небо, с вытянутыми и аскетичными формами. Затем получила распространение аристократическая и рыцарская готика. Именно в готическом стиле развилось искусство витражей: строгий стиль прекрасно гармонировал с яркими и светящимися на фоне песчаника витражными окнами, достигавших огромных размеров.

    Усложнялась живопись по стеклу, развитие «колористики» для витражей давало прекрасные результаты и позволяло утоньшать и детализировать рисунки. Большие, а иногда просто огромнейшие, пространства окон позволили не использовать свинцовую арматуру. Ведущая роль отдается главному архитектору, который вместе с мастером витража или живописцем должен был согласовать до деталей сочетание стилей, чтобы вся композиция витража соответствовала и органично вписывалась в ансамбль. Это был один из лучших периодов «жизни» витражей.


    Чуть позже появляется момент соперничества между настенной живописью и живописью по стеклу. Некоторые наиболее выдающиеся работы великих мастеров-художников, выполненные на холстах, специально переносятся и дублируются на стеклах.

    Живопись на стекле развилась из первых, совершенно произвольных сюжетных плоскостных рисунков и простых орнаментов до намного более сложных и усовершенствованных с помощью различных методов картин. В период расцвета этого искусства стали создавать не просто витражи, расписанные сюжетами, а целые циклы. Орнамент и сюжетная живопись пересекаются: орнаментальные узоры дополняют и продолжают сюжет. Рисунки максимально усложнились, проявилось богатство оттенков в передаваемых картинах.

    Еще одним видом существовавшего популярного применения витражного искусства была так называемая кабинетная живопись. Бедные люди не могли себе позволить в доме или в малюсеньком оконце ставить витраж, а вот аристократы - вполне. В кабинетах делалось бесцветное стекло, на фоне которого и вставлялся для украшения цветной витраж. Таким образом, украшалась обстановка и был сделан акцент в кабинетном интерьере. Эпоха Возрождения изменила отношение к витражам, они пережили всплеск в истории и отошли на второй план.

    Ренессанс принес с собой новые правила и образцы в архитектуре, одно из которых было увеличение света в храме, что означало сокращение популярности для искусства витражей и мозаик. Но это не означало конца или затухания мастерства.


    Развитие в областях науки, в частности в химии позволили достичь новых высот в науке стекловарения и красящих веществ. Кроме того, общие для живописи достижения в качестве изображения человеческого тела и пропорциональных фигур дали необходимые знания и для живописцев по стеклу.


    Итак, что же происходит с витражами в эпохе Ренессанса? Во-первых, новый шаг в стекловарении - создаются стекла большого размера, бесцветные стекла хорошего качества. Немного меняются приоритеты: собственно витражи и мозаики не так популярны, как расписанные стекла. Во-вторых, продолжает использоваться стиль гризайль. В-третьих, чтобы увеличить спектр возможных оттенков, художники начинают использовать эффект наложения цветных стекол.



    Художниками Возрождения создаются очень сложные мнокомпонентные изображения с выраженными объемностью и перспективой. Круглые медальоны, украшенные фигурными ансамблями, вставленных в витраж, отдают свое место пейзажам, изображающих архитектуру готики с балдахинами, прорисованными драпировками, ярко прописанными фигурами, исторические сюжеты на все полотно витража.