Как работать с поталью. Золочение Техника золочения поталью

Поталь и материалы для золочения

Что такое поталь?

Поталью золотят новые вещи или реставрируют предметы старины. Это недорогая имитация сусального золота. В составе потали нет драгоценных металлов. Не вдаваясь в химические формулы, скажем только, что в составе потали может быть медь, цинк, алюминий или оловянные сплавы. Использовать поталь можно на дереве, металле, гипсе, стекле и других поверхностях.


Обычно продается в виде небольшой папке с листами. Листовая поталь бывает двух видов: трансферная и свободная. У трансферной потали каждый отдельный лист размещен на кальке или шелковой бумаге. Свободная поталь перекладывается двумя бумажными листами. От трансферной потали просто отрезают нужный по форме кусок и переносят на поверхность декорируемого изделия. Бумага потом аккуратно отделяется от потали. Свободная поталь режется на специальной подушке ножом для золочения. Потом ее нужно взять специальной кистью - лампензелью (о которой мы расскажем ниже) и перенести на декорируемую поверхность.

Поталь в крошке


Применяется для создания эффекта растрескивания (кракелюр). Или придания позолоченной поверхности других оттенков. Может помочь в создании световых переходов. Крошку наносят или посыпают на обработанную клеем поверхность.

Поталь в виде краски или жидкости



Простой и доступный вид потали. Такая поталь не требует особых навыков и опыта. Вы просто наносите ее на поверхность кистью.

Поталь в виде пасты



Подходит для дерева, металла, для декорирования кожи, текстиля, сувенирных изделий.

Наносить пасту можно пальцами, кистью, тканью, губкой. После высыхания поверхность можно

полировать до блеска. Имеет сходство с воском для золочения.

Воск для золочения



Дает бронзовый или золотой цвет. Цели применения могут быть совершенно различными. Одни применяют воск для создания эффекта старины. Другие для придания объема изделию. Третьи для тонировки поверхности, например, дерева. Еще воском заделывают мелкие трещины и сколы на поверхности золоченого предмета. По консистенции воск похож на массу для лепки. Мы не рекомендуем использовать воск для поверхностей, которые будут усиленно эксплуатироваться, и подвергаться трению. Иначе воск сойдет с изделия. Наносить воск можно пальцем, кистью или губкой. Преимуществом воска является его экономичность. Еще воск эстетически приятен внешне.

Грунт под поталь


Грунты для золочения бывают обычные и на клеевой основе. Клеевой гунт - прекрасное универсальное средство. Оно сочитает в себе и грунт и клей. Согласитесь, это очень удобно. Чаще всего этот грунт-клей применяют с поталью. И подходит он практически для всех поверхностей. Можно применить и на трафарете и на открытом участке под золочение. Еще один вид грунта под золочение - левкас. Его применяют для дерева или штукатуренной поверхности.

Для золочения нужны специальные грунты, которые обеспечат подготовку ровной поверхности к нанесению клея и потали.

Кисти для потали



Какие понадобятся кисти при золочении:

Лампензель - переносит поталь на поверхность изделия. Благодаря этому поталь не деформируется и не рвется.

Веерная кисть - похожа на лампензель. Имеет форму веера, помогает переносить поталь, разглаживать ее.

Плоская кисть - ей можно разглаживать, наносить краску, лак, битум, патину.

Кисть для обметки и стряхивания лишнего.

Агатовый зубец

Полирует золоченую поверхность при несильном надавливании.

Клей для потали



Мы начнем с профессиональных клеев, которые подойдут и любителям:

Мордан - самый известный клей для потали. Он изготавливается на масляной основе. Считается вариантом как для профессионалов, так и любителей. Его используют и для сусального золота и для потали. Мордан наносят кистью плоской формы. Работы по золочению зависят от времени высыхания клея. Одни виды мордана сохнут 1,5 часа, другие сохнут целые сутки.

Клеи животного происхождения. Кроликовый клей или клеи животного происхождения часто применяют профессионалы и реставраторы. Выпускается в гранулированном виде, продается в пакетах. Клей разводят паром. Рыбный клей - выпускается в хлопьях и имеет свойство желатина. Как и кроличий разводится паром.

Более простые варианты клеев для потали. Годятся только для работ в помещении:

Водно-акриловый клей , клей на водной основе , молочко для золочения - подходит только для внутренних работ. Для гладких водооталкивающих поверхностей без текстуры не подходит. То есть со стеклом, металлом, каменными поверхностями не применим. Через 15 минут после нанесения готов к работе в течение часа.

Клей на спирту. Вот он как раз подходит для стеклянных поверхностей, камня и металла. Но только для предметов стоящих внутри помещений. Готов к работе через пол часа после нанесения и работе в течение трех часов.

Лак для защиты потали



Разумеется, золоченую поверхность надо защищать. Подходит для этого специальный лак. Самый популярный лак для финишного покрытия называется шеллак. Шеллак это натуральная смола на спиртовой основе. Пригоден для предметов, которые будут часто использоваться, потому что очень износостойкий. Благодаря прочности шеллака он устойчив к влаге, трению и растрескиванию. Продается в сухом и жидком виде.

Лаки на спиртовой основке - препятствует окислению потали.

Лаки на водной основе могут окислять позолоту.

Средства для декорирования позолоченной поверхности

Патина - применяется для создания эффекта состаривания поверхности. Искусственно создает эффект сине-зеленых или рыжих прожилок и подтеков. Позволяет создать эффект антиквариата. Такой эффект появляется на окислившихся от воздействия атмосферы памятниках.

Битумный лак или воск - позволяет создать затемнения и темные прожилки естественного вида. Придает дополнительный объем и фактуру изделию. Сохнет от 12 часов до суток. Наносить его нужно под лак, иначе он сотрется.

Преимущества использования потали

В первую очередь это выгода - поталь удешевляет стоимость работ. Она существенно снижает цену в смете реставраторов. Второе преимущество это легкость работы для новичков. Исправлять неточности при нанесении на поверхность предметов легче, потому что поталь толще сусального золота. А еще поталь в отличие от золота не жалко испортить.

А вдруг у меня не получится?

Все получится. Смотрите обучающие ролики и читайте статьи. Если не боятся, золочение принесет массу удовольствия.


Техника покрытия предметов имитацией сусального золота (поталью) на первый взгляд может показаться дорогой и трудоемкой.

Однако в действительности все не так сложно и вполне доступно. Все, что нужно для данного вида творчества - это сама поталь, кисти, лак и специальный клеящий состав.

Выбираем качественный клей для потали на водной или спиртовой основе

Поталь предназначена для декоративного золочения и серебрения различных поверхностей - керамики, дерева, стекла, гипсовой лепнины, металла, картона и пластика.

В зависимости от поставленной задачи в работе могут быть использованы различные марки клея, такие как:

  • Kolner Permacoll Size - специальный клей на акриловой основе для глянцевого золочения. Permacoll обладает длительной адгезией, благодаря чему покрывать обработанную клеем поверхность поталью можно в течение нескольких часов.

Клеящий состав не содержит растворителей и при необходимости может разбавляться водой. Данная марка клея широко применяется при декорировании искусственной и натуральной позолотой икон, при изготовлении поделок, предметов интерьера и т.п.

Клей Permacoll выпускается в двух цветовых вариантах - прозрачный и красного цвета (пигментирован пигментом для контроля нанесения клея). Баночка бесцветного клея объемом 100 мл стоит порядка 700 рублей, красный продается чуть дороже.

  • Клей для трансферной потали Таир - универсальный прозрачный клеящий состав на водной основе. Предназначен для работы не только с трансферной, но и с другими видами потали (свободной листовой и в хлопьях).

Может быть использован для декорирования оснований любых типов: пластмассы, дерева, металла, стекла и др. Достаточно нанести клей тонким слоем и выждать несколько минут, и можно приступать к работе.

Клей Таир долго сохраняет клеящую способность, что делает работу с ним удобной и комфортной. Клей для потали Таир чаще встречается в продаже в тубах объемом 20 мл, стоит порядка 150 рублей. Для больших объемов работ выгоднее покупать клей в баночках 100 мл (стоит около 250 рублей).

  • Мордан «Ferrario» - универсальная клеящая смесь для потали и сусального золота. Состав тонким слоем наносится на декорируемую поверхность и выдерживается в течение 15-30 минут.

После частичного подсыхания мордана можно приступать к работе по золочению. Клей (мордан) для потали после нанесения не теряет своих клеящих свойств в течение двух-трех часов, что позволяет выполнять работу аккуратно и неспешно.

Мордан «Ferrario» выпускается в упаковках объемом 75, 250 и 1000 мл. Стоимость 250-мл баночки - порядка 1200 рублей.

Рецепт - как сделать клей для потали своими руками

Готовые клеящие составы для потали стоят недешево, поэтому при желании можно изготовить аналог магазинного мордана из доступных ингредиентов.

Вот два несложных рецепта:

  • Клей для потали на основе картофельного крахмала и сахара.
  1. Растворяем в 200 мл теплой воды 70 граммов сахара, ставим на плиту, доводим раствор до кипения.
  2. Затем добавляем в состав чайную ложку уксуса, перемешиваем и кипятим еще полминуты.
  3. Снимаем будущий клей с огня и, постоянно размешивая, засыпаем треть стакана картофельного крахмала.
  4. После остывания состав должен напоминать по консистенции сметанообразную массу. По свойствам такой клей близок к ПВА - после высыхания он становится практически прозрачным.
  • Клей для золочения на сливках и коньяке.
  1. Берем 100 граммов жирных сливок и такое же количество коньяка, тщательно перемешиваем - клей готов.
  2. Наносим состав на обрабатываемую поверхность, ждем около 30-60 минут, чтобы клей подсох и приступаем к золочению.

Как клеить - пример работы с трансферной поталью

Способ применения клея Таир при работе с трансферной поталью (фольга на пленке):

  1. Подготовка изделия. Поверхность обезжиривается, сильно впитывающие основания (гипс, дерево и т.п.) предварительно грунтуются клеем.
  2. Нанесение клея. На чистую сухую декорируемую поверхность с помощью кисти тонким слоем наносится клей.
  3. Технологическая пауза. Выдерживается 5-10-минутная пауза (клей за это время подсохнет и станет прозрачным).
  4. Декорирование. Внутренней стороной лист трансферной потали прикладывается к поверхности и аккуратно разглаживается ватным тампоном, излишки клея удаляются. Затем резким движением удаляется пленка.
  5. Покрытие лаком. При желании для закрепления и защиты «позолоты» от окисления можно покрыть поталь специальным лаком (Ferrario, Daily ART и т.п.).
  6. Очистка инструментов. Кисточки по окончании работы следует незамедлительно промыть теплой водой.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

Материалы и инструменты
. Поталь
. Клей для потали
. Кисть для клея
. Лампемзель (Лапка) - плоская беличья кисть
. Ножницы
. Нож позолотчика
. Подушка позолотчика
. Мягкая хлопковая ткань или ватный тампон
. Лак защитный для потали

Подготовка основания.
Металлические основания необходимо очистить от загрязнения, пыли, жира, ржавчины и загрунтовать специальной грунтовкой по металлу или железным суриком.
Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность.
Нанесение фона.
Цвет фона зависит от того, какого эффекта при золочении поталью нужно добиться. Для достижения, например, эффекта трещин, чтобы придать изделию старинный эффект, можно фон сделать чёрным. Поталь очень тонкая и ложится неравномерно, особенно на рельефные места, поэтому будут образовываться трещины. На черном фоне они будут видны отчётливо. Если необходимо добиться равномерной золотой поверхности, то цвет фона следует подбирать под цвет потали.
Для равномерной окраски изделия его желательно покрывать краской как минимум два раза.
Нанесение клея для потали.
После того, как краска высохнет, можно наносить слой клея для потали. На металлические загрунтованные поверхности клей можно наносить следующим образом: сначала нанести кистью клей, подождать 5-10 мин., затем почти сухой кистью (которой наносился клей) пройтись второй раз, чтобы удалить (размазать) подтеки. После этого нужно подождать 10-15 мин. когда клей подсохнет, поверхность изделия станет липкой. Время высыхания каждого клея указано в инструкции к нему.
При золочении поталью главное - нанести равномерное количество клея, не много, но и не мало, поталь может не пристать к тем участкам изделия, которые были плохо промазаны клеем.
Нанесение потали.
Поталь бывает трансферная (каждый лист давлением помещён на кальку или белую шёлковую бумагу) и свободная (переложенная двумя листами бумаги). В первом случае можно отрезать ножницами нужный кусок потали вместе с бумагой и перенести его на изделие. Когда поталь приклеится к изделию, бумагу можно осторожно отделить. Во втором случае из потали вырезают нужную форму на подушке для золочения специальным ножом позолотчика. Затем поталь берётся специальной кистью (лампемзель) и переносится на изделие. Учтите, что поталь очень тонкая и обращаться с ней нужно аккуратно и осторожно. Поталь можно разглаживать колонковой кистью, осторожно постукивать по поверхности или разглаживать. Кусочки потали, которые не приклеились к изделию, нужно собрать; ими можно покрыть неприкрытые места изделия. Когда поталь разглажена равномерно, её можно плотно прижать и разгладить тканью или ватным тампоном. Поталь наносят обязательно внахлёст. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя.
Обработка позолоченной поверхности.
Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесённой основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 часов) полируют. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности - стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно.
Защитный слой.
Поталь может со временем подвергаться окислению и потускнеть. Чтобы этого не случилось, покрытую поверхность можно обработать защитным лаком. Лак наносится кистью. Есть виды лака, предназначенные для защиты от механических повреждений и воздействия чистящих средств. Поталь можно также покрывать специальным битумом для придания эффекта старины.

Всем привет, дорогие читатели блога.

Сегодня я хочу рассказать вам, что такое поталь как работать с ней и какие материалы применяются для золочения.

Вот только вчера завершила работу над очередными часами. Чего только я не использовала для декора! Там и декупаж, и трафарет, и различные цвета красок, ну и завершающим штрихом стало золочение. А точнее имитация неравномерного золочения поталью. Вам тоже нравится эффект позолоты? Тогда вам будет интересно.

Поталь - это очень тонкая золотая фольга для имитации золота. Она дает удивительную возможность украсить интерьер дома позолоченным декором, привнести ему богатства и роскошь. Ведь ее практически не отличить от сусального золота, она прекрасно смотрится как на ровных поверхностях, так и на декоративных элементах сложной формы.

Золочение выполняется на подготовленной поверхности перед наклеиванием картинок.

Плоской кистью нанесите мордан на водной основе без пропусков и подтеков на участки поверхности, где предполагаете делать золочение.

Для неравномерного золочения поталью, как в данном случае, нанесите клей на поверхность при помощи губки тампонирующими движениями.

В течение 15- 20 минут (в зависимости от характера поверхности, толщины слоя и производителя) он приобретет необходимую липкость, и можно приступать к работе.

Как наносить поталь?

Аккуратно приложите на обработанные участки листы потали. Учтите, листы очень тонкие, брать их руками не рекомендуется — они могут порваться или прилипнуть к пальцам.

Лучше воспользоваться пинцетом или надеть матерчатые перчатки. Кусочки листа удобно переносить на декорированную поверхность наэлектризованной плоской кистью. Чтобы наэлектризовать кисть, потрите ее о руку или синтетическую ткань.

Поталь в хлопьях просто насыпьте на клей плотным слоем. Добиться идеального золочения в домашних условиях нелегко, особенно если предмет сложной формы. Специалисты используют в работе специальную широкую кисть с длинным ворсом. — лампензель.

Если вы хотите получить сплошную золоченую поверхность, воспользуйтесь листами потали. Наклеивать их надо слегка внахлест, если лист порвался, прорехи заклейте кусочками. Чтобы получить эффектную мерцающую поверхность, выбирайте поталь в хлопьях. Конечно, и хлопья можно наклеить равномерно, но это хлопотно. Не менее оригинальный эффект получается, если потали положить на чуточку высохший мордан и аккуратно разорвать кончиками пальцев.

Слегка прижмите и разгладьте поталь мягкой кистью, лучше использовать круглую (пони) или толстую косметическую для накладывания румян.

Разглаживать складки не обязательно — они создадут дополнительную фактуру. После полного высыхания клея осторожно снимите излишки потали ватным тампоном или кусочком замши. Не приклеившиеся хлопья смахните обратно в коробочку.

Используя технологию золочения на стенках шкатулки и других подобных предметах, последовательно оклейте поталью каждую поверхность, а не все сразу, иначе вы рискуете не успеть вовремя нанести поталь.

Мордан остается долгое время липким, поэтому можно работать без спешки. Время его высыхания занимает от 2 до 12 часов (в зависимости от состава). Чтобы приглушить блеск позолоты, ее можно патинировать . Возьмите на губку немного жидкого битума и осторожно нанесите на позолоченную поверхность, заполняя все углубления. Излишки битума снимите бумажным полотенцем или тряпочкой, смоченной в масле (льняное) или в воске.

Осталось покрыть позолоченную поверхность защитным лаком: шеллаком или специальным покрывным лаком для потали.

Но на этом можно не останавливаться, а пойти дальше. В декупаже часто применяется техника вживление изображения в поталь, которая дает очень интересное свечение картинке.

Спасибо что заглянули к нам, оставляйте комментарии и подписывайтесь на новости блога. Вдохновения вам в творчестве, друзья! Пока, пока.

Иногда так хочется добавить в свой дом шарм аристократизма и респектабельности. Когда мы произносим эти слова, то воображение рисует королевский замок, классический интерьер и роскошную мебель с резным декором и позолотой, картины в пышных рамах и другие изысканные детали. Мы расскажем вам о прекрасной возможности дополнить свой дом такими моментами, не затратив на это огромных средств и больших усилий. Речь пойдет об очень интересной технике золочения изделий поталью.

Поталь — это прекрасная замена сусальному золоту, которое по своей фактуре и визуальному эффекту практически не отличается. Изделия, которые покрыты поталью, иногда даже опытные специалисты не всегда могут отличить от сусального золочения.

Тонкости работы с поталью

Эта техника требует некоторых навыков, однако освоить ее вполне реально. А когда вы попробуете, то сможете почувствовать себя настоящим мастером, который способен преобразить и сделать роскошным свой интерьер.

Для начала работы с поталью необходимо приобрести такие материалы :

Материалы для золочения

2.Специальную кисть лампензель или синтетическую веерную кисть

6.Защитный лак при золочении (шеллак)

Основные этапы золочения поталью

Вначале учтите важный момент. Выберите помещение для работы в непыльной комнате, где отсутствуют сквозняки. А еще желательно дышать носом, не чихать и не кашлять. Уж такой это нежный и восприимчивый материал. Но если говорить серьезно, то найдите уголок, где можно поработать с поталью. Удивите своих домочадцев и друзей своим новым хобби. Пусть замрут от восторга, когда увидят готовый результат.

Этап первый:

Готовим поверхность изделия. Необходимо очистить поверхности от загрязнений, в тех местах, где это нужно. Если работаете с деревом, то для достижения ровной основы для золочения, его необходимо грунтовать. Изделия из пластика, стекла или металла достаточно просто очистить и обезжирить.

Этап второй:

Наносим клей. Существует два вида золочения, масляное и полиментное. Однако советуем начать с клеевого (полиментного). В инструкции к клею вы найдете информацию сколько времени его выдерживать. При желании можно воспользоваться специальными клеевыми карандашами. Они иногда удобнее.

Этап третий:

Самый важный и самый интересный момент. Начинаем наносить поталь. Необходимую форму из листа потали можно вырезать на кусочке из замша обычным кухонным ножом. Желательно, чтобы он был гибким и широким. Чтобы перенести поталь на поверхность используйте лампензель. Это специальная кисть, которую необходимо сначала наэлектризовать, а потом провести по коже, которая обработана вазелиновым кремом. Крайне осторожно разглаживайте лист потали колонковой кисточкой. В процессе постукивайте тампоном из ваты или волосками кисточки. Отдохните, пока все высохнет. Если вы решили покрыть поталью металл, то ее прижимают и полируют тампоном из ваты. Наносится поталь в обязательном порядке внахлест.

Этап четвертый:

Особенность материала заключается в том, что он пристает к поверхности не совсем идеально и равномерно. Пробелы поначалу заполняют оставшимися кусочками потали. После того как поверхность высохнет (это может длиться от 3-х до 12- ти часов), ее тщательно полируют чем-то вроде пемзы. Полировать начинайте с угла и до полного достижения однородного эффекта. Постарайтесь сделать так, чтобы не остались швы. В финале покрываем все защитным лаком.

Работа с поталью невероятно умиротворяет и дарит приятные эмоции. А готовый результат наполнит вас нескрываемой гордостью. От мелких аксессуаров до больших предметов мебели. Все это вы можете преобразить самостоятельно. Немного тренировки и овладения навыками. И возможно вы откроете в себе искусного мастера золочения.