Изложение премудрый пескарь. Сказка премудрый пескарь

В одной речке жил пескарь, который всего боялся. Еще старый отец перед смертью в пасти у щуки учил его, что пескари - маленькие рыбешки и должны всего опасаться и всем кланяться: и щукам, и ракам, и карасям. Так и жил он по отцовскому завету, всего боясь, не женился, не завел детей, потому что и этого боялся. Всех предупреждал о том, что жить нужно с оглядкой, осторожно, словно украдкой.

И прожил наш мудрый пескарь до ста лет, потому что берег свою одинокую жизнь. В старости он решил совершить дерзкий поступок: проплыть по реке днем, но пугается и вновь возвращается в свою нору. Там он и умирает, понимая, что жизнь его совершенно бесполезна, и если бы все рыбы вели себя как он, то они бы давно все вымерли. И в конце концов исчезает он из норы неизвестно куда, ведь даже хищные рыбы его уже есть не хотели, называли «постылым» и «остолопом».

Вывод (мое мнение)

В образе премудрого пискаря автор изображает человека, который никому не принес радости, не сделал ничего хорошего для общества и для людей. Он боялся только за свою совершенно бесполезную жизнь, которая и ему-то самому никакого удовольствия не доставляла. Пескарь прожил до ста лет, но кому от этого стало лучше или хуже?

/ / / «Премудрый пискарь»

Жил-был пискарь. Родители у него были умные, перед смертью завещали сыну по жизни всегда «глядеть в оба».

Когда начал пискарь своим умом «раскидываться», понял, что он среди рыб является самым меньшим и что все остальные могут причинить ему вред. А еще большое зло может причинить человек. Отец пискаря много раз рассказывал ему, как его поймали и из него чуть было на костре не сварили уху. Поэтому отец говорил сыну, чтобы тот всегда сторожился уды.

Пискарь-сын намотал себе на ус отцовские наставления. И решил он прожить жизнь так, чтобы никто его никогда не замечал. Для этого он целый год, боясь за свою жизнь, строил себе такую нору, чтобы никто не смог туда забраться. Помещался в нору только он сам, и больше никто не смог бы забраться к нему в гости. Затем пискарь решил для себя: будет он питаться по ночам, а днем «сидеть и дрожать». Ведь лучше, по его мнению, не есть и не пить, чем потерять свою драгоценную жизнь.

Однажды пискарь после сна увидел, что за ним «костяными глазами» наблюдает рак. Выжидал он его полдня, за которые пискарь успел очень много «надрожаться».

В следующий раз заметил пискарь щуку, которая поджидала его целый день. Но и на этот раз обманул герой врага: никуда не выходил, и щука уплыла ни с чем.

И каждый день происходили такие страшные случаи. И каждый раз пискарь радовался, что смог выжить.

Не имел главный герой ни жены, ни детей, ни родных, ни близких, ни друзей. В карты он не играл, вина никогда не пил, табака никогда не курил. И прожил так он 100 лет.

Даже щуки стали хвалить героя за его тишину и спокойствие. Только хотели они таким образом вызволить из норы пискаря, но он опять не ведется на обман врагов.

И вот близится смерть к пискарю. Начинает думать он о своей длинной жизни, о словах, которые произносили щуки. Понимает пискарь, что для продолжения рода пискарей нужна семья. А у него-то ее и не было. До пискаря доходит, что только общественная жизнь и воспитание не в норе, а в обычных условиях могут предотвратить вымирание пискарей.

Только теперь герой понимает, что он относится к бесполезным пискарям. Все это время он не жил, а только зря занимал место и переводил еду.

Решает пискарь все-таки вылезти из норы и переплыть напоследок всю реку. Но только он подумал об этом, как снова задрожал, а затем и вовсе начал умирать. При жизни он дрожал и, дрожа, умирал. Никаких радостей у него не было, никого он никогда не утешил, хорошего совета никому не дал, доброе слово никому не сказал, никого не приютил, не обогрел, не защитил. Никто не вспомнил о пискаре. Никто и не слышал о нем. Говорили только, что он остолоп, дурак, срамец и идиот, которого не понятно как вода держит. А ведь пискарь считал себя премудрым.

Лежит герой в тесной норе, дрожит, не зная даже почему, и думает, когда же смерть освободит его от такого бессмысленного существования.

И вот, задремав, тело его вылезло из норы. А дальше не знает никто, что случилось: щука его съела, рак ли это был, или своей смертью умер пискарь.

Наверное, умер пискарь своей смертью, ведь зачем щукам и ракам больной пискарь. Да еще и премудрый.

Жил-был “просвещенный, умеренно либеральный” пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе). Пескарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днем “дрожал” в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берег свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти.

У пескаря нет семьи: “самому бы прожить”. “И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется – только дрожит да одну думу думает: “Слава богу! кажется, жив!” Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят. Пескарь не поддается ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведет он, способствует вырождению. Он относится к “бесполезным пескарям”. “Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят”. Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит. Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее “остолопом” и “постылым”. В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да еще и премудрый.

Вариант 2

Жил однажды умный пескарь. Родители у этого пескаря были умные, а когда пришло время им умирать, то завещали ему жить, но глядеть в оба. Он понял, что кругом и везде ему грозит беда.

Тогда пескарь решил построить себе такую нору, чтобы никто из любопытства там не помещался, кроме пескаря. Так уж случалось, что ночью он выплывал покормиться, а днем находился в норе и отдыхал. Так пескарь не досыпал, не доедал и берег свою жизнь, старался.

Семьи у него нет, но прожил пескарь-мудрый сто с лишним лет. Один он был на всем свете и дрожал. И не было у него ни друзей, ни родных. В карты он не играет, вина не пьет, табаку не курит, да и за девушками не гоняется. Пескарь дрожит и радуется, что жив.

Щуки хвалят пескаря за его спокойное поведение и ждут, когда он расслабится, тогда они его скушают. Но пескарь не поддается ни на какие уговоры. Пескарь думает, что если бы все жили, как он, то не стало бы пескарей. Он относится к бесполезным пескарям. От таких пескарей никому нет никакой пользы, ни бесчестия, ни бесславия, даром только живут и корм едят.

Решился пескарь вылезти из норы и поплыть по реке. Но страшно. Нет никому до него дела. И никто не называет его премудрым. Пескарь вдруг исчезает неизвестно куда, и щукам он не нужен, больной и умирающий, но еще премудрый.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его Read More ......
  2. Пошехонская старина Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет сплошного изложения всех событий его жития, а только ряд эпизодов, имеющих между собой связь, но в то же Read More ......
  3. За рубежом В романе видим описания буржуазной Европы, которая нам сначала представляется сытой, наиболее благополучной, с наливающимися невероятным урожаем полями, аккуратными домами немцев, сравнение с российскими домами с соломенными крышами, жидкими полями хлебов, отсталостью и бедностью. Богатые российские земли со Read More ......
  4. Господа ташкентцы Вся книга построена на границе аналитического, гротескового очерка и сатирического повествования. Так что же это за креатура – ташкентец – и чего она жаждет? А жаждет она лишь одного – “Жрать!”. Во что бы то ни было, ценою Read More ......
  5. Медведь на воеводстве Послал Лев – царь зверей первого Топтыгина воеводой в дальний лес, наградив майорским чином. Топтыгин этот о большом кровопролитии мечтал, и планировал на новом месте что-то подобное совершить. Всполошились лесные жители, когда узнали, что им предстоит. Прежде Read More ......
  6. Благонамеренные речи В главе-предисловии “К читателю” автор представляется как фрондер, жмущий руки представителям всех партий и лагерей. Знакомых у него тьма-тьмущая, но у них он ничего не ищет, кроме “благих намерений”, хорошо бы в них разобраться. Пусть они ненавидят друг Read More ......
  7. Карась-идеалист Название этой сказки говорит само за себя и сразу же читателю становится понятно, что сказка о необыкновенном карасе, который смотрел на жизнь своими глазами, полными идеалистических цветов. Карась подвергается многочисленным атакам сатириков, как и люди, представленные под видом карася, Read More ......
  8. Дикий помещик Жил-был глупый и богатый помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Любил он раскладывать гранпасьянс и читать газету “Весть”. Взмолился однажды помещик богу, чтобы тот избавил его от мужиков – уж больно их дух ему мешал. Бог знал, что помещик глуп, и Read More ......
Краткое содержание Премудрый пескарь Салтыков-Щедрин

Баран-непомнящий

Баран-непомнящий — герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что "мир не оканчивается стенами хлева". Овцы стали глумливо именовать его "умником" и "филозофом" и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный "вольного -барана во сне видел".

Богатырь

Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил. Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.


Дикий помещик

Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты "Весть", по глупости жаловался, что "очень уж много развелось… мужика", и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и "не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика". Тот пришел было в восторг ("чистый" воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. Однако он от своих "принципов" не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело "мужика изловить и водворить обратно". С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

Карась-идеалист

Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что "сами в рот лезут" и у них "не душа, а пар".


едстав перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: "Поди проспись!" Во второй — заподозрен в "сицилизме" и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: "Знаешь ли ты, что такое добродетель?" — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника". В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш — тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что "все-таки с ним одним по душе поговорить можно", и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход "диспута" Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Здравомысленный заяц

Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, "так здраво рассуждал, что и ослу впору". Считал, что "всякому зверю свое житье предоставлено" и что, хотя зайцев "все едят", он "не привередлив" и "всячески жить согласен". В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

Кисель

Кисель — герой одноименной сказки, "был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели.


спода до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, "от киселя остались только засохшие поскребушки", В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только "господамн"-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, "сытости… не знают".

Баран-непомнящий

Бедный волк

Богатырь

Верный Трезор

Ворон-челобитчик

Вяленая вобла

Гиена

Господа Головлевы

Деревенский пожар

Дикий помещик

Дурак

История одного города

Карась идеалист

Кисель

Коняга

Либерал

Медведь на воеводстве

Орел-меценат

Премудрый пескарь

Пропала совесть

Рождественская сказка

Самоотверженный заяц

  • Краткие содержания
  • Салтыков-Щедрин
  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Салтыков-Щедрин по праву признан лучшим сатириком девятнадцатого века. Это писатель, соединивший в своем творчестве такие направления, как беллетристика и журналистика. Он продолжил традиции Свифта и Рабле, направил по верному пути Булгакова, Зощенко и Чехова.

Начал писать Салтыков-Щедрин еще в юном возрасте. Первое произведение было написано им в возрасте шести лет и на французском языке. А первая публикация датирована мартом одна тысяча восемьсот сорок первого года.

Переехав в Петербург, писатель стал много времени уделять созданию рецензий для «Современника», в этом же издании он опубликовал повести: «Противоречия» и «Запутанное дело». Результатом этих публикаций стала немедленная ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку. Так лично распорядился сам Николай I. В Вятском «плену» писатель пробыл около восьми лет. Он смог построить завидную карьеру, между делом успел ознакомиться с системой бюрократии, жизненным укладом помещиков и крепостных. В дальнейшем все это найдет отражение в его произведениях.


Только после смерти царя Салтыкову-Щедрину было позволено возвратиться в Петербург, где он начал работать над «Губернскими очерками», которые принесли писателю неслыханную популярность. Находясь на государственной службе, Салтыков успевал публиковаться в нескольких изданиях. Позже он вышел в отставку и продолжил литературное творчество. За один год работы с «Современником» он напечатал шестьдесят восемь произведений, в число которых вошли первые его повести из серии «Помпадуры и помпадурши» и роман с сатирической ноткой «История одного города». Возникшие материальные проблемы заставили Салтыкова выйти снова на службу. Далее были два года тяжелого творческого кризиса.

Выйдя в отставку окончательно, он был назначен ответственным редактором журнала «Отечественные записки», в котором и продолжил свои публикации. Писатель смог сформировать свой личный, присущий только ему стиль писателя. Он обходил строгую цензуру благодаря задействованию иносказаний. В своих произведениях Салтыков-Щедрин сатирически отразил картину современной России, высмеял пороки общества и описал во всех подробностях типичную бюрократию и реакционеров.

Жил-был «просвещённый, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе). Пескарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днём «дрожал» в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берёг свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти.

У пескаря нет семьи: «самому бы прожить». «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется - только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!» Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят. Пескарь не поддаётся ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведёт он, способствует вырождению. Он относится к «бесполезным пескарям». «Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия... живут, даром место занимают да корм едят». Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит. Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее «остолопом» и «постылым». В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да ещё и премудрый.